Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе.
Конспект составила:
Шарова Наталья Владимировна
воспитатель старшей группы «Улыбка»
ГБДОУ «Радуга», Центрального района, г. Санкт – Петербург.
Тема: «Бабочки»
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, находить бабочку среди различных насекомых. Закрепить знания об общих признаках насекомых (наземные, летающие).
Задачи:
1.Обогатить представление о том, что бабочек в природе очень много, что это летающее насекомое, очень красивое.
2.Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
3.Обогатить словарь за счет названия различных бабочек.
4.Развивать связную речь через выразительное чтение стихов и загадок.
Оборудование: Иллюстрации с различными бабочками, грамзапись М. Красева «Танец бабочек», специальная методическая литература.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением различных бабочек, чтение рассказа И. Гуриной «Как появляется бабочка», заучивание загадок и стихотворений о бабочке.
Ход занятия:
- Дети садятся в кружок. В середине – карточки с насекомыми. Воспитатель загадывает загадки:
• «спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» (Бабочка)
• не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает
• над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет
• на большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.
2. Дети отгадывают загадки и находят на картинках бабочек. Воспитатель читает названия бабочек: «Адмирал», «Траурница», «Олеандровый бражник», «Аполлон», «Парусник махаон», «Серицин Монтелла», «Хвостоногий Мака», «Крапивница», «Дневной павлиний глаз».
3. Воспитатель: В природе бабочек встречается очень много. Хотите знать, как появляется бабочка?
Дети: Да!
Воспитатель рассказывает детям рассказ Ирины Гуриной «Как появляется бабочка» и показывает иллюстрации.
Бабочки самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером с птицу и маленькие – с ноготок. Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?
Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа, становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.
Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть, и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями.
Старая кожа снова лопается и под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой, мягкой кожей. Его называют коконом. Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы превратятся в прекрасных бабочек.
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
4. Грамзапись М. Красева «танец бабочек»
5. Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
6. Воспитатель: Я сейчас прочитаю небылицу «Бабочки — подружки», а вы послушайте внимательно и найдите ошибки.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
Дети: бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами
Воспитатель: а чем? почему бабочек называют «крылатая радуга»?
Дети: Нектаром, пыльцой. Потому что у них красивый окрас.
7. Заучивание стихотворения «Бабочка»
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка…
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел!
8. Воспитатель: Хотя говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А, кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.
Вы знаете, кто питается бабочками?
Дети: Птицы, звери, пауки, другие, более крупные насекомые.
Выходит то, что нам кажется беззаботным порханием, на самом деле ежедневная работа.
9. Подвижная игра «Птицы и бабочки»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
10. Итог занятия: Дети, с какими бабочками вы сегодня познакомились? Какие бабочки вам больше всего понравились? Чем покрыты крылья бабочек? Для чего?
Познавательная
беседа с детьми.
Бабочек часто можно увидеть летающими и
порхающими над цветущими и пахнущими цветами, кустами. Они очень красивые,
яркие, притягивающие к себе взгляды детей и взрослых. Манят своей окраской и
хрупкостью – маленькие красавицы.
Бабочки появляются из гусениц. У них нет сердца,
они не слышат. У бабочки мягкое тело, короткие усики, крылышки. Нельзя ловит
бабочек за крылья, так как на крыльях стирается чешуйки и бабочки не могут
летать.
Бабочки питаются нектаром, который собирают на
цветах, они очень хорошие опылители. Бабочки очень легкие, весят, как два
лепестка роз.
Есть бабочки, которые никогда не едят, так как у
них нет рта. Они живут на энергии, которую они накопили в виде гусениц.
Самая крупная бабочка называется парусник, она
занесена в Красную книгу.
Воспитатель: Я вам
предлагаю поиграть. Я вам даю картинку бабочки, а вы по очереди, будете,
ласково называть бабочку, не повторяясь:
— Яркая, красавица, нежная, пестрая, труженица,
красотка, разноцветные и т.д.
Воспитатель: А
сейчас подвижная игра: Бабочки летают.
Предлагаю расправить крылья(крылья – это руки
детей) и полетать как бабочки.
Дети бегают по кругу, подлетая к цветам, как бы
их нюхая.
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы
внимательно слушайте и делайте движения по тексту:
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
Воспитатель: Ребята,
бабочек обижать не надо. Давайте подойдем к цветку, там сидит бабочка, мы ее
внимательно поближе рассмотрим.
Все подходим и наблюдаем за бабочкой.
Воспитатель: Как вы
думаете, что делает бабочка? На что похожа бабочка? Чем отличаются бабочки друг
от друга?
Ответы детей.
Подвижная игра «Бабочки»
Ход игры: Дети изображают бабочек.
На зеленом, на лужку бабочки летают
И с цветочка на цветок весело порхают.
Тетя вышла на лужок у нее в руках сачок
Берегитесь бабочки,
Улетайте к мамочке.
(дети убегают, взрослый ловит).
У нас еще есть время, мы с вами можем на
асфальте мелками нарисовать бабочек, летающих на цветочной полянке.
Воспитатель: Наше
путешествие подошло к концу. Всем спасибо.
Что вам запомнилось? Что понравилось? Чем
питаются бабочки?
Я предлагаю вам во второй половине дня(после
сна) из пластилина вылепить, каждый свою бабочку. Мы посмотрим, кто, что
запомнил и узнаем, кому какая бабочка понравилась.
Рассказы Юрия Коваля о природе. Автор тонко подмечает поведение животных и птиц, видит красоту в луговых цветочках, деревьях, домах, деревенских жителях.
- Цветет верба
- Полет
- Бабочки и цветы
- Неведомая птица
- Адмирал
- Про них
- Грач
- Ночной павлиний глаз
Цветет верба
Когда зацветает верба — появляется у нас вербное настроение. Оно какое-то свежее, радостное, пушистое.
Зацветает верба, и начинаешь чего-то ждать. Все ведь не так уж плохо, раз верба опять зацвела.
Я всегда хотел иметь собственную вербу и сажал ее не раз. Да то ли не там сажал, то ли не так ухаживал — своей вербы у меня до сих пор не получилось.
Наверное, это правильно. Не может каждый человек иметь собственную вербу. Главное, чтоб было вербное настроение — свежее, пушистое.
к оглавлению ↑
Полет
— А ты видел когда-нибудь воздух? — спросил меня умный мальчик Юра.
Я подумал и сказал:
— Видел.
Юра засмеялся.
— Нет, — сказал он. — Ты не видел воздух. Ты видел небо. А воздуха нам видеть не дано.
А ведь, пожалуй, и вправду: мы видим воздух, только когда смотрим на бабочек, на парящих птиц, на пух одуванчика, летящий над дорогой. Бабочки показывают нам воздух.
Пух одуванчика — чистое воздухоплавание, всё остальное — полёт.
Самолёт в небе никак не даёт ощущения воздуха. Когда глядишь на него, только и думаешь, как бы не упал.
— А парашют? — спросил меня Юра.
— Мне даёт.
— И мне тоже. А бумажный самолёт?
— Конечно, даёт. А ещё лучше — голубь.
— Давай сделаем бабочку из бумаги. Капустницу или крапивницу?
— Давай махаона!
И мы сделали махаона. С огромными крыльями!
Ведь само слово «махаон» — с огромными крыльями.
И оно даёт ощущение воздуха.
Мы отпустили махаона с крыши и, затаив дыхание, долго смотрели, как летит он и показывает нам воздух, которого нам видеть не дано.
к оглавлению ↑
Бабочки и цветы
Бабочек называют летающими цветами.
Вроде бы это цветы взлетели со своих стеблей и кружат в воздухе.
Мне такое сравнение не очень нравится. Потому что я думаю, а вот бы цветы и вправду взлетели!
Вдруг летят по небу лютики и жабник, кипрей да зверобой! Или ещё куст шиповника с корнями! Тут бы, пожалуй, и бабочки напугались. А самолёты, наверно, и вовсе с ума бы посходили, куст шиповника в небе заприметив.
Я люблю смотреть, как бабочки летают над цветами.
Любые бабочки над любыми цветами. Лишь бы цвели, лишь бы летали.
к оглавлению ↑
Неведомая птица
Неведомо откуда объявилась в небе Птица. Татьяна Алексеевна успела ее нарисовать – и Птица исчезла.
— Прямо и не знаю, что за Птица,- сказала Татьяна Алексеевна, показывая мне рисунок. — Неведомая.
Долго рассматривал я рисунок, а не мог угадать, что это за птица. Мелькнула она – и только след оставила на рисунке.
«Может быть, это – козодой?» — думая я.
Под вечер, под вечер появляется над нами козодой.
Необыкновенный, прихотливый у него полет. То кинется он вправо, то влево, то встанет на голову в воздушном потоке. Это он ловит слепней и вечерних бабочек.
Как-то жил я на берегу речки Арбузовки.
Каждый вечер сидел у костра, а вокруг тучами вились комары и стрекозы, вечерние бабочки.
А на нами, над бабочками и комарами ходил козодой.
Смеркалось… Двигалось, шевелилось небо, и козодой подлетал вдруг к самому моему лицу, взглядывал быстро в глаза и уходил в сторону.
А я пил чай у костра, пил чай, с козодоем.
к оглавлению ↑
Адмирал
Плавает по синим волнам океана адмирал.
То пристанет он к острову Шиповник, а то к полуострову Иван-чай. Багряные ордена горят на адмиральских крыльях.
Когда мимо меня проплывает адмирал, я почтительно отхожу в сторону и снимаю шапку.
Покачиваясь на волнах, уплывает Адмирал в дальние луговые страны, а я иду за ним следом. Пешком.
Дойду до острова Шиповник, добреду до полуострова Иван-чай.
Куст иван-чая и вправду похож на полуостров, каждый его цветок как светлый мыс врезается в небо
к оглавлению ↑
Про них
Отгорел закат, кончилось ячменное поле, отстали от меня ласточки-касатки, когда я подошел к незнакомой деревне.
Смеркалось.
Печальной показалась мне деревня. Я шел по улице, а не встретил ни души. Присел на крылечке какого-то дома передохнуть, а никто и не выглянул в окно. Тут я увидел, что почти все окна заколочены, а на дверях висят замки и замочки. Люди из деревни ушли.
«Зачем это? — думал я. — Зачем ушли? И куда? Наверно, в город. Вот чудаки — думают, что в городе жизнь лучше, а ведь это не так. Буду новую книжку писать — обязательно напишу про эту деревню».
— И про нас напиши! — послышался вдруг близкий и хриплый голос.
Я вздрогнул.
— Юра, Юра, про нас напиши, — снова явственно проговорил кто-то.
Голос слышался за углом дома.
Я заглянул за угол — никого не было. Лежали перевернутые козлы, стоял под засохшей яблоней сломанный стул, валялась безногая кукла.
Обошел дом вокруг — никого не встретил.
Совсем стемнело — стало мне не по себе, и я ушел в поле.
— Напишу, — крикнул я напоследок, — обязательно про вас напишу!
Вот я и написал про них, а кто они такие — не знаю.
к оглавлению ↑
Грач
Грач потонул в траве. Упал с дерева в траву, да и потонул в ней, даже немного захлебнулся.
Напугался грач. Сидит в траве. Глаза вытаращил, а ничего, кроме травы, не видит. Долго так он сидел, а потом высунул из травы голову — ого! Лес вокруг. Деревья мохнатые да косматые, колючие да дремучие.
Тут грач взял да и снова в траву спрятался.
Сидел-сидел, снова выглянул. Лес на месте стоит, на грача глядит. И грач снова спрятался.
Так и пошло у них. Грач высунет голову — лес стоит; спрячется, а лес глядит, а трава-то вокруг шуршит, маленькие травинки пищат, а сухие — трещат.
Пошёл грач через траву пешком, клювом стебли раздвигает, а сам-то дрожит от страху.
Вдруг трава кончилась, и грач увидел поле, а в поле-то два бычка на грача мычат. И оба — белолобые! Вот ужас-то какой — белолобые! Оба! И грач назад в траву попятился.
И тут задрожала земля! Топот раздался, грохот!
Дядька по дороге на кобыле скачет! Дядька! В шляпе!
Мало того, что на кобылу залез, а ещё и шляпу напялил!
Хлопнул грач от страха крыльями — и полетел!
Первый раз в жизни полетел.
к оглавлению ↑
Ночной павлиний глаз
Бывают в августе душные вечера.
Ждешь восхода луны, но и луна не приносит прохлады — тусклая восходит и вроде теплая.
В такие вечера приходит ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз.
Он мечется у свечки, задевая лицо сухими крыльями.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, что делаю тут и зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что опалит крылья. Но
поймать его никак не могу. Да и в руки его брать отчего-то боязно. Как это так — взять вдруг в руки жаркие, да еще на крыльях, глаза!
Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи.
Из моей избушки далеко ему лететь до открытых окон, и не видно никаких огней — только душная луна над лесом.
(Илл. Маврина Т)
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит