Басня — один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы.
Из истории басен
Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена. Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.
Герои повествований
Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми. Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска». В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.
Особенность творений поэта
Басни Крылова – короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев. Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи – памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»). Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.
Характеристика «Квартета»
Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.
Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом. Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.
Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»
Рассматривая басни Крылова, нельзя оставить без внимания его известное сатирическое творение «Лебедь, рак и щука» (1814). В сюжете произведения прослеживается тонкий намёк на события, происходящие в те времена в России — возмущение российского народа раздором, царившим в Государственном совете. Начинается басня с короткого трёхстрочного назидания, смысл которого заключается в простой истине: если среди друзей нет согласия, тогда за что бы они ни взялись, ничего у них не получится. Именно во вступлении Крылов и выразил мораль басни. Далее следует само повествование о том, как щука, рак и лебедь впряглись в воз, однако так и не смогли сдвинуть его с места, ведь каждый из них тянул его в свою сторону. Басня является одним из наиболее известных творений поэта, она стала популярной ещё при его жизни и остаётся таковой по сегодняшний день. Последняя строчка басни «а воз и ныне там» превратилась в крылатую фразу, символизирующую отсутствие единства в мыслях и действиях, а главные персонажи стихотворения стали героями многочисленных карикатур.
Содержание и мораль «Вороны и лисицы»
В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году. На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его. Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала. Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.
Другие известные басни
Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.
Мораль басни «Мартышкины очки» в том, что люди, не разбирающиеся в деле, за которое берутся, выглядят смешно. В сатирическом произведении в образе мартышки высмеиваются невежды, а очки отождествляются со знаниями. Люди, не понимающие ничего в науке и берущиеся за неё, своей глупостью только смешат окружающих.
Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.
Пример сочинения 1
И.А.Крылов – известный во всем мире автор басен. В каждой из них есть мораль. Басня – удобный способ показать, в чем бывают неправы люди. Басня «мартышка и очки» показывает, как глупо осуждать других за то, в чем сам не разбираешься. Похожий смысл и в его басне «Петух и жемчужное зерно» Жемчуг ценен, но петух об этом не знает, поэтому считает жемчужину бесполезной. А произведение «лебедь, рак и щука» учит договариваться, помогать друг другу и делать что-то организованно.
Каждая басня Крылова наполнена смыслом, который способен понять любой человек. Они написаны просто, и в конце многих из них сам автор делает вывод о том, какое именно неверные мысли или поведение он высмеивает или осуждает. Басня «Слон и моська» учит человека быть сдержанным, спокойным и не хвастливым. Моська лает на слона только для того, чтоб окружающие считали ее смелой. Но на самом деле она продолжает лаять потому, что слон ее не замечает. Если бы животное повернулось к собаке, она бы испугалась. Крылов показывает, как некрасиво быть забиякой и думать, что это понравится всем окружающим.
Во всех произведениях писателя есть мораль. И в каждой она очень доступна и понятна. Это хороший способ на каком-то примере показать, как поступать стоит, а как нет.
Пример сочинения 2
На протяжении всей своей жизни Крылов пишет притчи, доходчивые и понятные простым людям.
В них он осуждает политический режим, изобличает слабости и изъяны общества. В своих небольших стихотворных строфах, он высмеивает отсталость, неразвитость, продажность, ручательство всего правительственного аппарата, — используя систему намёков, и иносказаний.
Так Львы, Волки, Ослы, Лисицы встречающиеся в тексте не являются сказочными действующими лицами, и в них «замаскированы» воротила стоящие у власти и олицетворявшие конкретных людей.
Иван Андреевич всегда выступал в защиту угнетённых людей, поддерживая их против самоуправства и применения силы со стороны повелителей жизни.
В басне: «Волк и Ягнёнок» он прямо говорит: «У сильного всегда бессильный виноват».
Робкий ягнёнок, становится лёгкой добычей волка, только из-за того, что он голоден:
«Ах я чем виноват?» Молчи! Устал я слушать, ты виноват уж в том, что хочется мне кушать».
В этих строчках, заключена вся правда жизни. Автор в каждом абзаце басни, не перестаёт порицать систему, бесправие и принуждение творимые над людьми.
Однако, высмеивая существующую власть, он не мог в одиночку повлиять на обстановку считая, что открытое возмущение невозможно. Простые люди по мнению автора, нигде не находят справедливости, с них везде берут мзду, и никто не помогает им в беде.
Басни великого баснописца — являются идеалом словесности. В них сосредоточен весь созидательный опыт писателя как сатирика, так и драматурга.
Многие изречения автора, вошли в обиходную речь, и по сей день не потеряли своей актуальности.
Пример сочинения 3
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.
Пример сочинения 4
С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи
западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно —
понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть
честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым,
не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и
подсказывают хорошие. Басенные звери — волки, овцы, медведи, зайцы,
лисицы, собаки, львы, белки и мыши — разговаривают между собой и служат
действующими лицами в сценках и пьесах, что разыгрывает в баснях Крылов
перед своими читателями. Мы жалеем Ягненка, попавшегося голодному Волку,
презираем Свинью за то, что она подрывает корни Дуба, смеемся над
Ослом, над Щукой. Строки басни «Ворона и Лисица» навсегда отпечатываются
в памяти: Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона
взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а
сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала…
Таким мы
знаем с детства начало этой басни. А мораль, преподанную Крыловым,
осознаём позднее: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна,
вредна; но только всё не в прок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Но и того, что понимают в басне юные читатели, незнакомые со словом
«лесть» , хватает им, чтобы увидеть ждущую похвал Ворону, хитрую Лису и
запомнить, что к сладким речам надобно относиться с осторожностью. Детям
читают басню «Гребень» , приучая ежедневно расчесывать волосы. Однако
главная мысль этой басни изложена во второй ее части, в таких
выражениях: Видал я на своем веку, Что так же с правдой поступают,
Поколе совесть в нас чиста, То правда нам мила и правда нам свята, Ее и
слушают, и принимают: Но только стал кривить душей, То правду дале от
ушей. И всякий, как дитя, чесать волос не хочет, Когда их склочет. И
оказывается, что басню «Гребень» можно читать как произведение,
обличающее тех, кто работает плохо и кривит душой, не терпит, когда
другие пытаются привести в порядок их дела. Многие басни Крылова
создавались по каким-либо конкретным поводам, в связи с отдельными
событиями, случаями, фактами. Но и в них главным был нестареющий общий
смысл. И каждое поколение читателей объясняло содержание басни в
соответствии со своим мировоззрением и взглядом на жизнь.
Многие
басни Крылова — «Лебедь, Щука и Рак» , «Парнас» , «Демьянова уха» ,
«Осел и Соловей» , «Троеженец» и другие — также были написаны по поводу
каких-то действительных происшествий. Но частные случаи забывались, а в
баснях оставалось то народное, общее, что было заложено в них писателем,
и они продолжали жить, непрерывно как бы обновляя свое содержание. В
сознании русского читателя слово «басня» давно срослось с именем
Крылова. Он писал пьесы, журнальную прозу, стихи, повести, но больше
всего ему удавались басни — короткие произведения по десять, двадцать,
сорок строк.
Вершиной творчества Крылова была не столько
отдельно взятая басня, пусть и самая знаменитая, а их соединение,
сочетание, то есть книга басен, состоящая из всех произведений этого
жанра, общее число которых доходит у Крылова до двухсот пяти. Так думал
сам писатель. Исследователи установили, что, формируя сборники своих
басен, он отчетливо определял местоположение каждой. И соотношение между
ними придавало смысл каждому разделу сборника — «книге» , как выражался
Крылов. Располагал он басни в разные годы по-разному, иные исключал,
всегда прибавлял новые, сохраняя в книгах примерно равное число
произведений.
План урока:
Краткий рассказ о жизни И.А. Крылова и творческом пути
Жанр басни и понятие морали
Басня «Осел и Соловей»
Басня «Листы и корни»
Басня «Ларчик»
Мастерство Крылова в изображении характеров персонажей
Значение басен И.А. Крылова
Краткий рассказ о жизни И.А. Крылова и его творческом пути
Появился на свет будущий баснописец в Москве 13 февраля 1769 г. в семье небогатого офицера-дворянина, поэтому раннее детство мальчика прошло в различных гарнизонах. Капитан Андрей Прохорович Крылов был защитником Яицкой крепости во время Пугачевского бунта. Члены семьи офицера Крылова, включая четырехлетнего ребенка, были приговорены Пугачевым к повешению, но смерти удалось избежать. Когда крепость была в осаде, матери чудом удалось вывезти сына в Оренбург, который вскоре тоже был окружен восставшими. В осажденном городе Иван узнал, что такое голод. Эту историю впоследствии А.С. Пушкин описал в «Истории Пугачева», отец Крылова послужил прототипом при создании образа капитана Миронова в повести «Капитанская дочка».
Когда Ивану было 6 лет, семья после отставки отца перебралась в Тверь. Образование мальчик получил домашнее, но без учителей. Иногда зажиточный сосед разрешал ему посещать уроки для своих детей. В 1782 г. умер отец, Иван с матерью и братом переехали из Твери в Петербург. Семья терпела нужду, в 14 лет Иван стал служащим в казенной палате, в которой прослужил до 1787 г. Продолжал заниматься самообразованием: изучал математику, иностранные языки, литературу. Свои первые произведения написал в 15 лет, получив за них гонорар 60 рублей: это были либретто[1] и остроумные куплеты к опере «Кофейница». В 1786 г. семнадцатилетний Иван Крылов стал известен как драматург, написав пьесы «Проказники», «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья» и др. В 1788 г. скончалась мать Крылова, у 19-летнего Ивана остался на руках маленький брат Лев.
В 1789 г. Крылов писал статьи для журнала «Почта духов», который выходил всего 8 месяцев и был ликвидирован, т.к. Екатерина II выразила недовольство его резкой общественной сатирой. В 1792 г. Крылов стал издавать журнал «Зритель», но и над этим изданием установили надзор полиции, и оно было вскоре запрещено. В 1797 г. Крылов оставил журналистику, стал секретарем князя С. Голицына, поселился в его пензенском имении и занимался обучением детей князя.Там он продолжал писать стихи и пьесы. В 1805 г. показал свои басни известному поэту-баснописцу И.И. Дмитриеву, который оценил по достоинству мастерство Крылова и высказал мнение, что истинное предназначение поэта в сочинительстве басен. Благодаря Дмитриеву Иван Крылов стал знаменит как выдающийся баснописец.
В 1806 г. Крылов возвратился в столицу, продолжил писать басни и пьесы. В 1809 г. впервые издал книжку своих басен. При жизни поэта всего вышло 9 сборников его басен. В 1810 г. Крылов устроился в Императорскую публичную библиотеку, служил библиотекарем до конца своей жизни почти 30 лет. Скончался Иван Андреевич Крылов в Петербурге 21 ноября 1844 г. от воспаления легких.
И. А. Крылов добился всего в жизни сам. Не имея возможности обучаться в учебных заведениях, он занимался самообразованием: читал литературу, научился играть на скрипке, освоил несколько европейских языков, в том числе древнегреческий. Крылов был всесторонне образованным человеком;проявил себя как публицист, драматург, переводчик, поэт, но более всего прославился как создатель басен.
Жанр басни и понятие морали
Роль аллегории в баснях. Эзопов язык
Басня – известный с античных времен эпический жанр, представляющий собой краткий поучительный рассказ. Легендарным баснописцем древности был Эзоп, живший в VI в. до нашей эры. Его считают родоначальником басенного жанра. Эзоп для порицания людских пороков и поступков сочинял не скучные нравоучительные речи, а небольшие остроумные прозаические истории. Баснописец был рабом и не мог себе позволить в открытую высмеивать недостатки своих хозяев, поэтому он пользовался аллегорией[2], т.е. иносказанием, чтобы скрыть истинный смысл высказывания.
Творения Эзопа стали классическими образцами басни, их сюжеты использовались многими литераторами для создания своих произведений. Басни Эзопа перевел на латынь древнеримский поэт Федр в I в. нашей эры. Во II в. древнегреческий поэт Бабрий стал басни писать стихами, зарифмовав басни Эзопа. В XVII в. басенный жанр значительно развил француз Жан де Лафонтен, занимавшийся переводами античных басен.
С XVIII в. немало русских литераторов занимались переводами и сочинением басен: Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и др.К их популярным в свое время басням читатели со временем утратили интерес. Исчезающий жанр басни в творчестве Крылова заиграл новыми красками, его басни стали неиссякаемым источником народной мудрости, многие выражения превратились в афоризмы[3]. Крылов стал автором 236 басен, многие из них не теряют своей актуальности и сегодня.
От имени древнегреческого баснописца Эзопа появилось понятие «эзопов язык». Это язык иносказаний и намеков, позволяющий скрыть истинный смысл от цензуры, но дающий возможность донести его до читателя. Персонажами басен становились не только люди, но и животные, птицы, растения, а их поведение и характеры взяты у людей. Помимо «очеловечивания» животных, в баснях присутствует прием олицетворения, т.е. качества живых существ приписываются предметам и явлениям неживой природы. Поскольку басни были нравоучительными сочинениями, первые или последние строки заключали в себе вывод, основную мысль, т.е. мораль. Мораль басни являлась нравственным советом читателю.
Для Крылова басни Эзопа тоже стали источником вдохновения.По сюжетам Эзопа были написаны «Стрекоза и муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и ягненок» и много других басен. Русский поэт-баснописец в скудные по использованию художественных средств древнегреческие басни привнес красочные живые картины, для создания которых использовал иронию, метафоры, сравнения и пр. В баснях Крылова появились сюжетная интрига, метко прорисованные характеры персонажей, колоритная речь, виртуозные диалоги.Крылов делал авторские переводы и басен Лафонтена. Заимствованные сюжеты классических басен в творчестве Крылова обрели национальный колорит. Помимо переводных произведений, у баснописца есть много оригинальных басен, их сюжеты были взяты из жизни его современников, связаны с проблемами российского общества.Сам Крылов писал: «Люблю, где случай есть, я пощипать порок».
Басня «Осел и Соловей»
Сатирическое изображение невежественного человека, дающего оценку творениям искусства
В 1811 г. была опубликована басня «Осел и Соловей». После публикации ее автора прозвали «Соловьем». Побудил к созданию басни случай из жизни Крылова. Он по приглашению посетил одного влиятельного вельможу, который попросил его почитать басни. Баснописец славился своим артистическим умением чтеца, слушателей покоряла его выразительная манера чтения. Он прочитал несколько басен, в том числе и свой перевод басни французского баснописца Лафонтена. Важный сановник[4], выслушав Крылова с глубокомысленным видом, высокомерно выразил похвалу и дал совет заниматься переводами басен, как поэт Иван Дмитриев. Крылов скромно ответил, что он так не умеет.
Современник Крылова и замечательный поэт И.И. Дмитриев не только переводил басни, но сочинял и собственные, еще писал стихотворения и сказки. Но в его сочинениях вельможа оценил лишь переводы. Так и в чтении Крылова он отметил только переводную басню. В высшем обществе со времен Петра I укоренилось преклонение перед иноземным искусством, к национальному относились пренебрежительно, считали лучшим творчеством для русских литераторов – переводы классических произведений. Хотя в России были собственные таланты, предпочтение отдавалось античным и западноевропейским авторам.
Вернувшись домой, Крылов написал басню, в которой иносказательно описал этот случай. Вельможного «ценителя поэзии» он представил Ослом, а себя – Соловьем. Литературные переводы Крылов сравнил с «кукареканьем» дворового петуха. Они свидетельствуют о несомненном даровании литератора-переводчика, но не могут быть показателем самобытного таланта. Поэту-баснописцу хотелось, чтобы среди представителей высшего света нашлись бы люди, способные оценить по достоинству национальную поэзию.
В басне Осел, узнавший, что Соловей превосходно поет, захотел послушать его пение, чтобы оценить мастерство птицы. Соловей спел красиво, все заслушались его пением. Осел певца за талант похвалил, но посоветовал подучиться у дворового петуха для улучшения искусства пения.
Речь Осла выдает в нем невежественного и невоспитанного человека. Он фамильярно и небрежно обращается к Соловью, называет его «дружищем», хотя Соловей не принадлежал к числу его друзей. Свое мнение и похвалу Соловью он выражает просторечными выражениями: «изрядно», «боле навострился». Особенно нелепа фраза «великий мастерище», которая характеризует говорящего как плохо образованного человека. Такое сочетание слов является тавтологией[5]: первое слово «великий»по значению лишнее, т.к. второе слово тоже употреблено с суффиксом увеличительного значения -ищ-.
В образе Соловья представлен талантливый человек, бескорыстно и щедро дарующий свое искусство людям. Соловья Крылов называет «любимцем и певцом Авроры[6]», его искусством очарованы все: «пастух им любовался», «замолкли птичек хоры», «затихли ветерки», «прилегли стада». Описывая пение Соловья,автор использовал художественные языковые средства, чтобы передать его искусное мастерство. Звучание голоса передано в метафорах: «томной свирелью отдавался», «мелкой дробью по роще рассыпался». Палитра звуков соловьиной трели передана в выражениях: «защелкал», «засвистал на тысячу ладов», «переливался». Используя антитезу в произведении, Крылов противопоставляет мастерство завораживающих трелей Соловья скудным и невыразительным суждениям Осла.
Подобные отношения нередки в жизни людей. Самоуверенный, не разбирающийся в искусстве человек берется давать оценку вещам, которые ему не понятны, он не способен оценить по достоинству истинный талант. Авторская насмешка над мнимыми знатоками искусства слышна в финале. Мораль басни «Осел и Соловей»звучит в просьбе об избавлении от «этаких судей».
Басня «Листы и корни»
Роль народа и иных сословий в создании общественного благосостояния
Современник Крылова поэт М. Муравьев сочинил басню «Верхушка и корень». Ее сюжет прост: корень, желая изменить свою убогую участь, взбунтовался и отказался добывать питательную воду для верхушки. Итог оказался плачевным для всего дерева: верхушка обломилась, корень погиб вместе с деревом, превратился в трухлявую колоду. Верхушка и корень не могут существовать порознь, они составляющие части здорового и красивого дерева. Под верхушкой дерева поэт имел ввиду правительство, под корнем – народ. Благополучие государства, по мнению Муравьева, зависит от правительства, а бунт народа может подорвать прочность государственных устоев. Крылова тоже волновали общественные и государственные проблемы. В 1811 г. он написал басню «Листы и корни», в которой его мнение не противоречило точке зрения Муравьева, а дополняло ее.
Гордые, заносчивые, эгоистичные и самодовольные листы в кроне дерева хвастаются, загордившись собственной значимостью, считают себя «красой долины». Но корни напомнили листьям о том, без них они бы погибли. Листы позабыли о своей зависимости от корней, благодаря которым они питаются. Корни терпеливые и трудолюбивые, листы живут за счет их труда. Примером антитезы стало описание образов листов и корней. Капризные и самовлюбленные листы противопоставлены скромным корням-труженикам.
В основе сюжета басни «Листы и корни»иносказательно звучит гражданская тема: под листами подразумевается дворянство, корни представляют собой крестьянство. Для развития и благополучия страны важны все сословия в обществе. Мораль басни заключается в мысли, что неприметный, тяжелый и полезный народный труд должен быть уважаем, потому что плодами этого труда пользуются дворянство и иные слои общества. Но неблагодарная и высокомерная дворянская элита недооценивает труд простых людей, преувеличивая свою собственную роль в жизни общества.
Басня «Ларчик»
Критика тщеславного «мудреца» и неуместного хвастовства
Басня была впервые опубликована в 1808 г. Краткое изложение басни «Ларчик»: некий механик, увидев с красивой отделкой ларец без замка, похвастался, что может открыть любой ларец «с секретом». Испробовав множество способов, механик все же ларец не открыл, отказался от этой затеи и стал посмешищем в глазах окружающих. Оказалось, что секрет ларчика был в его простоте. Мораль басни «Ларчик» разъясняется в первых ее строчках: не нужно предполагать сложное устройство и кропотливую работу там, где возможно «за дело просто взяться». Зачастую лучшим оказывается самое простое решение.Механик, увидев, что ларец без замка, пришел к «логическому» умозаключению: «ларец с секретом». Ему даже в голову не пришло попытаться ларец открыть привычным способом: просто поднять крышку. Тщеславие не позволило ему увидеть простоту решения, запутало в сложных действиях. Он, выставляя себя опытным мастером, не смог трезво оценить ситуацию, мудрствуя, начал со сложнейшего, а не с простейшего решения проблемы. В результате он потерял время и потратил силы, не добившись результата. Авторская ирония предназначена «механики мудрецу», который усмотрел «труд и мудрость» там, где достаточно было обыкновенной смекалки и здравого смысла.
Отчасти Крылов в этой басне дал ключ к пониманию собственных басен: не стоит усложнять их смысл, мораль лежит на поверхности. Ведь все гениальное – просто, еще древнегреческий драматург Еврипид в Vв. до н.э. изрек: «Слова истины просты».
Мастерство Крылова в изображении характеров персонажей.
Афористичность басен
Свои басни Крылов переписывал много раз, доводя их тексты до совершенства.Первый исследователь творчества Крылова В.Ф. Кеневич писал, что баснописец был более строг к своим произведениям, чем его читательская аудитория. Он многократно переделывал басни, стремился, чтобы не осталось ни единого слова, которое бы «приедалось». Оттого любое слово в его баснях несет точную смысловую нагрузку. Персонажи басен Крылова представляют собой не просто аллегорические образы. В баснях прочих авторов образы животных характеризовали какую-либо особенность человеческого характера: лиса – хитрость, осел – тупость,заяц – трусость, волк – злобу и пр. У Крылова эти образы представляют не отдельную характерную черту. Каждое действующее лицо – это цельный особый характер.Слова, которые произносят персонажи, их манера говорить дают представление об их воспитании, уровне культуры, социальной принадлежности.Речевые характеристики действующих лиц представлены естественным живым разговорным языком.
Крылов первым привнес в литературные тексты уличную и бытовую лексику, народное просторечие, стал употреблять грубоватые, нелитературные слова. Язык басен Крылова близок к фольклорному творчеству, в нем отражена вековая народная мудрость. Искрометные и легко запоминающиеся высказывания стали афоризмами, которые очень близки народным пословицам. Всем известны выражения: «Демьянова уха»; «а Васька слушает, да ест»; «услужливый дурак опаснее врага»; «у сильного всегда бессильный виноват» и др. Афоризмы басен Крылова обогатили русскую фразеологию.
Значение басен И.А. Крылова
Крылов был наделен поэтическим и драматическими талантами,но в истории литературы остался как самый известный русский баснописец. Басни, созданные более двухсот лет назад, и сегодня не утратили первоначальной свежести, строки из басен остались пословицами и поговорками на все времена.
Сам Крылов на вопрос, отчего он предпочтение отдает басням, отвечал, потому что их «читают и слуги, и дети». Крылов еще при жизни стал автором, чьи произведения были известны людям разных слоев общества, разного возраста: его творчество нравилось простолюдинам и знати, взрослым и детям. В простеньких историях, похожих на драматические сценки, скрыт мудрый поучительный смысл. Крылов нарушил традиционные каноны классической басни, внес много нового в басенный жанр. Критик В. Г. Белинский заметил, что басня у Крылова вмещает в себя черты «повести, комедии, юмористического очерка, злой сатиры».
А.С. Пушкин считал Крылова «истинно народным поэтом», потому что национальное своеобразие его басен выразилось «в веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться». Н.В. Гоголь Крылова назвал «поэтом и мудрецом», его басни – «книгой мудрости народа».
Словарь
Либретто – описание сюжета театрального музыкального произведения.
Аллегория – иносказательное изображение в конкретном образе отвлеченного понятия.
Афоризм – оригинальное меткое изречение в краткой форме, ставшее широкоупотребительным.
Сановник – влиятельный человек, занимавший высокое положение в обществе.
Тавтология – сочетание близких по значению слов, лишний повтор слов с одинаковым смыслом.
Аврора – в древнеримской мифологии богиня утренней зари.
Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Содержание
- Сочинение о баснях Крылова — 5 класс
- Сравнение басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука»
- Что осуждается в баснях Крылова
- Общечеловеческий смысл басен И. А. Крылова
- Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова”
- У сильного всегда бессильный виноват
- «Басни Крылова» — сочинение 6 класс
- Чему учат нас басни? (сочинение)
- Школьное сочинение для младших классов на примере басен
Сочинение о баснях Крылова — 5 класс
Вариант 1
Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.
Так, известное произведение Ивана Андреевича «Квартет» учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. «Стрекоза и муравей» заставляет задуматься о том, что все надо планировать заранее, потому что потом времени на раздумья может не остаться. Мораль произведения «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что ни оно дело не будет доведено до логического конца до тех пор, пока имеющие к нему отношение люди не найдут общий язык и не начнут действовать вместе, сообща.
Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.
В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.
Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.
Сравнение басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука»
Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне Квартет поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами.
Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка;
Затеяли сыграть квартет
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.
Но мудрый Соловей народ понимает необходимое условие слаженной игры квартета работы Государственного совета профессионализм:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,
Им отвечает Соловей.
И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь.
Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне Лебедь, Рак и Щука. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен. У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством в этом секрет их долголетия.
Что осуждается в баснях Крылова
Басни Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца, знакомы каждому. Крылов стал классиком еще при жизни — его басни были высоко оценены современниками.
Крылов был настоящим мастером слова: он писал свои басни кратко, доходчиво, очень выразительным, но вместе с тем простым и понятным языком.
Как и основоположник жанра басни Эзоп, и Лафонтен, французский баснописец, живший в 17 веке, Крылов в своих баснях высмеивал человеческие пороки и недостатки. Животные, выступающие действующими лицами в баснях Крылова, воплощают в себе человеческие качества, и автор в иносказательной манере осуждает пороки людей и общества.
Например, в баснях “Свинья под дубом”, “Петух и жемчужное зерно”, “Мартышка и очки” автор высмеивает невежество. В баснях “Квартет” и “Музыканты” — некомпетентность тех, кто берется не за свое дело. В басне “Слон и Моська” — хвастовство. В басне “Ворона и Лисица” — лесть и глупость…
А вот в басне “Волк и Ягненок” Крылорв осуждает тиранию и произвол властей. Недаром первая строка этой басни — “У сильного всегда бессильный виноват”.
Многие строки басен Крылова с годами превратились в пословицы и поговорки, например: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”, Басни Крылова, которым уже больше века, остаются удивительно современными и в 21‑м веке.
Общечеловеческий смысл басен И. А. Крылова
Произведения великого русского баснописца И. А. Крылова принесли ему не только известность, но и народную любовь. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие недостатки и пороки общества, выступает против несправедливости и беззакония.
В басне «Осел и соловей» Осел выступает не только в роли слушателя, но и судьи для маленького лесного певца. Мы-то прекрасно знаем, что глупое и упрямое животное слишком далеко от искусства, чтобы суметь по достоинству оценить мастерское соловьиное исполнение, но у Осла на этот счет свое мнение:
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
Нам становится смешно, потому что каждый из нас хотя бы однажды встречался с людьми, которые пытаются судить о том, в чем совершенно не разбираются.
В басне «Щука» И. А. Крылов с юмором обличает сильных мира сего, которые всегда готовы выгородить друг друга («рука руку моет»). Разбойницу Щуку за все совершенные ею в пруду преступления решают «предать позорной казни». Лиса-Прокурор, которой Щука «снабжала рыбный стол», предлагает судьям утопить виновную в реке, на что те по невежеству соглашаются.
Однако не во всех баснях злые и коварные хитрецы обманывают честных простофиль. Волка, который хотел залезть в овчарню, а попал на псарню, ждала совсем другая участь. На волчью хитрость нашелся мудрый ответ опытного Ловчего:
… обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
Мастерство Крылова-баснописца проявляется не только в выборе идей и сюжетов для своих произведений, но и в афористичности языка, близости его к разговорной народной речи. Поэтому немудрено, что многие фразы и выражения настолько точно отражают действительность, что легко вошли в разговорный язык и стали пословицами и поговорками, известными всем.
Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова”
Сочинение “Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова“В своих сатирических баснях Иван Андреевич Крылов выступает как обличитель пороков самодержавно-крепостнической России. Причём жало его сатиры направлено как против недостатков, присущих отдельным людям, так и против общественных явлений, тормозящих развитие страны по пути прогресса.
Примером первой группы басен может служить «Зеркало и Обезьяна».
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа…»
Под Мартышкой подразумеваются люди, которые видят недостатки других, а своих собственных не замечают, даже если перед ними поставить зеркало. Уроком таким людям служит ответ Мишки:
« Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Однако мораль басни оказывается шире её непосредственного содержания. В ней И. А. Крылов указывает на такой общественный порок, как взятки:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Как пример произведений второй группы можно привести басню И. А. Крылова «Щука». В ней содержится острая политическая сатира на судебную систему царской России.
На Щуку подан в суд донос,
Что от неё житья в пруде не стало;
Улик представлен целый воз…
Но в роли Прокурора на суде выступила Лиса. Однако:
…слух между народа шёл,
Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол…
Хитрая Лиса предлагает вынести прудовой хищнице, на первый взгляд, суровую меру наказания:
Повесить мало, я б ей казнь определила,
Какой не видано у нас здесь на веку:
Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —
Так утопить её в реке. — «Прекрасно!» —
Кричат судьи. На том решили все согласно.
И Щуку бросили — в реку!
То есть на деле, при видимости наказания, преступнице предоставили возможность и дальше вершить свои воровские делишки. Только теперь уже не в пруде, а в реке.
Я думаю, что сатирические басни И. А. Крылова не потеряли своего значения и в наши дни.
У сильного всегда бессильный виноват
Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их образы до сих пор остаются живыми и узнаваемыми. Это происходит потому, что великий баснописец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгучая сатира на чиновников-самодуров, они направлены на высмеивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия.
Сравнивая две басни И. Крылова: “Волк и Ягненок” и “Ворона и Лисица”, можно найти в них много общего. Сила Волка в том, что он больше маленького Ягненка и чувствует свою безнаказанность. Но, несмотря на это, он, конечно же, понимает, что поступает неправильно, его совесть нечиста. Поэтому Волк, “делу дать хотя законный вид и толк”, начинает лицемерить. Он пытается сделать виноватым слабого Ягненка, который силе может противопоставить только свою честность. Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба — быть съеденным. “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, — прерывает Волк все возражения Ягненка и утаскивает его в темный лес.
В басне “Ворона и Лисица” сила вначале явно на стороне Вороны: ведь у нее есть сыр и сидит она в безопасности — высоко на дереве. Лисе ее не достать. Но у каждой своей методы достижения цели. Лиса хитра и умело этим пользуется. Она начинает расхваливать доверчивую Ворону: “что за шейка, что за глазки!” Увидев, что птица внимательно прислушивается к лести, Лисица просит Ворону спеть. Заслушавшись, Ворона охотно каркает, и сыр достается Лисице. Мне кажется, что в этой басне И. Крылов высмеивает не столько лицемерие Лисицы, сколько доверчивость, простодушие, самолюбование Вороны, которая не умеет отделить слова лести от правды.
Н. В. Гоголь писал, что басни И. Крылова — “подлинная книга народной мудрости”. На основе ситуаций, созданных авторами, на примере героев басен учишься быть честным, смелым, не говорить о том, чего не знаешь, и понимаешь, что знаний много не бывает.
«Басни Крылова» — сочинение 6 класс
Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.
Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.
Чему учат нас басни? (сочинение)
Басня — один из любимых жанров литературы. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, Кантемира, Тредиаковського, И. Крылова знают, любят и ценят во всем мире. Почему же байка есть такой популярной и любимой в народе? Не потому ли, что в этих коротеньких байковых рассказах изображаются необычные герои? Здесь мы видим хищных Волков и Медведей, хитрых, коварных Лисиц и беззащитных Ягнят… «Звери мои за меня говорят», — не раз повторял известный русский писатель И. А. Крылов. О чем же говорят эти необычные герои? Чаще всего они наглядно демонстрируют глупость, невежество, жадность, лукавство, хвастливость, самодурство и жестокость. И совсем нетрудно догадаться, что в этих смешных, а иногда и грустных историях из басен говорится о людях, об их пороки и недостатки.
Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.
Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.
Читайте также: Басни И.А. Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях. Басни Крылова – краткое содержание самых популярных произведений баснописца для читательского дневника.
Школьное сочинение для младших классов на примере басен
Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чего учит нас басня?
Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как правило, очень хорошо понимает аллегорические образы этих произведений. Герои басни И. Крылова «Квартет» «выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка взялись не к своему делу и потому имеют очень смешной и жалкий вид. Эта басня учит нас, что каждый должен выполнять ту работу, к которой имеет дарование, особенно когда это касается такой утонченной сферы деятельности, как искусство. Басня И. Крылова «Свинья под дубом» показывает, что бывает с неблагодарными людьми, которые не хотят ничего видеть дальше своего носу.
Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают дерева, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать, и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.
А Демьян из басни И. Крылова «Демьянова похлебка», который переугощал своего соседа Фоку очень вкусной похлебкой, наглядно доказывает нам, что во всем должен быть мера. Так вот, хотя басни отчасти и «смешные», в них речь идет о серьезных и поучительных вещах. Басни предостерегают людей от глупых поступков. Они, словно через увеличительное стекло, показывают разные стороны человеческой жизни, заставляя читателя задуматься над тем, какой вид он имеет в той или другой ситуации. Басни помогают людям избавиться своих недостатков. И в этом, по моему мнению, секрет долголетия этого литературного Жанра.
Басни Крылова, отдельный, значимый, жанр периода Золотого века Русской поэзии, который невозможно оставить без освещения.
Великий баснописец, сатирик, драматург, журналист Иван Андреевич Крылов, родившийся в феврале 1769 года в Москве, завоевал многие сердца своими поучительными произведениями и без тени сомнения является самым известным русским баснописцем.
Он написал множество коротких, стихотворных, поучительных произведений. В детстве почти все мы читали басни Крылова. Возможно именно они сделали нас лучше, добрее, умнее — ведь в них вложена важная, ненавязчивая мораль, показывающая нам и осуждающая многие из человеческих пороков скрытых за интересным, увлекательным сюжетом.
Популярные басни
У Крылова короткие, жгучие, злободневные произведения — польза от которых весьма значительная, возможно многим людям она изменила жизнь к лучшему. Самые популярные, с большим удовольствием читают дети, школьники, и взрослые:
- «Ворона и лисица»
- «Слон и моська»
- «Волк на псарне»
- «Квартет»
- «Лебедь, щука и рак»
- «Свинья под дубом»
Баснописец подготовил к печати басни в 9 книгах, всего около 200 коротких стихотворных произведений. Размещение их по порядку автор контролировал сам, иногда корректировал.
Одно оставалось неизменным: «Ворона и Лисица» — всегда стояла первой!
Девять книг этого прижизненного издания, автор подразумевал как единое целое.
Читать все басни Крылова
Творческая деятельность
Крылов — как литератор, попробовал себя в разных сферах — издательстве, драматургии, журналистике.
Крылов — журналист и драматург
Свою творческую деятельность писатель начал как драматург. Уже в двадцатилетнем возрасте начал работать над юмористическими журналами.
Самый первый юмористический журнал, «Почта духов», выпускался совсем недолго, всего восемь месяцев. Возмущенная его радикальным содержанием императрица Екатерина II предложила Крылову пожить в Европе за счёт государства, преследуя цель избавиться от писателя.
«Почта духов», не единственная попытка автора писать прозу. Через несколько лет создается еще один, подобный журнал «Зритель». Журнал быстро стал популярным, пользовался большим успехом вследствие своей злободневности.
1793-й год, «Зритель» переименовывается в «Санкт-Петербургский Меркурий». Но и этот журнал через год, власти и высшие круги Русского общества, прикрыли
Впоследствии — период службы писателя у князя Голицына, в имении «Зубриловка». 1800-й была написана пьеса «Трумф, или Подщипа». 1801-й — заканчивается комедия «Пирог», опубликована была в 1807-м.
Филипп Вигель — мемуарист, уже в этот период, называет Ивана Андреевича поэтом, музыкантом и хорошим математиком.
Позднее, уже в Петербурге, пишутся комедии «Модная лавка», «Урок дочкам», опубликованы 1807-м. Нельзя обойти вниманием сказочную оперу «Илья богатырь» поставленную в этом же году.
Эти постановки были весьма популярны, имели большой, шумный успех и сохранялись в театральных репертуарах на протяжении всего 19-го столетия.
Однако настоящую, заслуженную известность ему принесли именно басни. Первые, создавались незадолго до журнала, однако получились такими неудачными, что писатель отказался их публиковать. Первое издание басни Крылова датировано 1809-м годом. Однако список его произведений будет неполным без драматических произведений, статей, очерков, пьес, повестей, сатирических заметок, рецензий.
«Кофейница» (оперное либретто 1784 г.)
«Клеопатра» (трагедия)
«Филомела» (трагедия)
«Бешеная семья» (комическая опера)
«Проказники» (комедия)
В одном только «Зрителе» были опубликованы:
«Похвальная речь в память моему дедушке»,
«Речь, говоренная повесою в собрании дураков»,
«Мысли философа по моде».
Крылов — баснописец
Всю творческую деятельность, связанную с сатирическими журналами, повестями, пьесами, журналистской деятельностью, можно отнести к первому, начальному этапу творчества писателя.
Это был своего рода подготовительный этап, перед основным, главным творческим периодом, раскрытием — призвания баснописца, благодаря которому Крылов и стал классиком русской литературы, самым признанным, популярным баснописцем.
Весь накопленный опыт журналистики, драматургии, сатиры, писательства, полностью раскрылся в баснях. Именно они соединили в себе элементы драмы, лирики, Эпоса. Автор вложил весь свой патриотизм, безграничную любовь к России, русскому народу и все это с элементами яркого народного фольклора, получило огромный успех.
Самые первые, проба пера, были переводами с французского басен Лафонтена:
«Разборчивая невеста»,
«Старик и трое молодых»,
«Дуб и трость»
Их очень высоко оценил И. И. Дмитриев — довольно известный в то время писатель сентименталист, он же весьма рекомендовал заняться именно этим родом творчества.
Его слова: «это истинный ваш род, вы нашли его», в придачу еще и рекомендация для печати басен в журнале «Московский зритель» решили вопрос о начале нового периода творчества.
В. Г. Белинский назвал Крылова «Народным поэтом», такого звания ранее не удостаивался никто. Белинский говорил — «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, все, что хотите, только не просто басня».
Во вступлении к французскому печатному томику Крылова, уже переводившихся тогда на иностранные языки, была такая фраза: «…ни один народ не имеет баснописца, который стоял бы выше Крылова в изобретении и оригинальности».
Всего переведенных от Эзопа и Лафонтена басен у Крылова насчитывают 67. Во всех остальных, сочинялся свой оригинальный сюжет.
Первый удачный сборник нравоучительных стихотворений, сочинённых Иваном Андреевичем Крыловым, датирован 1809-м годом. Туда вошли знаменитые короткие басни «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Мартышка и очки».
После этого за автором закрепилась слава великого русского баснописца.
Мораль басен
Именно за их изложение, народный фольклор, нравственную мораль поучительных произведений, большинство родителей уже с детства знакомят (читают) своих детей с этими замечательными «сказками».
Все басни по жанрам можно разделить на:
Басни о войне 1812 года,
Социально-политические
Но все они попадают под категорию — Философские нравоучительные.
К социально-политическим, без всякого сомнения можно отнести такие как:
«Волк и ягненок»
«Рыбья пляска»
«Пестрые овцы»
«Мор зверей»
«Лев на ловле»
«Сочинитель и Разбойник»
Самые яркие — отражающие вопросы войны 1812 года:
«Ворона и Курица»
«Волк на псарне»
«Чиж и Еж»
«Обоз»
Каждая из басен Крылова заключает в себе какой то нравственный, моральный урок.
Его короткие стихотворные «сказки» обличают такие пороки как:
тщеславие («Гуси»)
жадность («Скупой»)
Невежество («Свинья под дубом»)
Хвастовство («Муха и дорожные»)
Зависть («Лягушка и Вол»)
Глупость («Осел»)
Легкомыслие («Плотичка»)
Произведения великого Русского баснописца включены в школьную программу. Впрочем — взрослым тоже очень полезно читать произведения Крылова.
Басни — довольно модный жанр 18-го века. Многие писатели писали произведения этого жанра. Аллегория, многоплановая трактовка показываемых событий, неоднозначная оценка, все это вкупе позволяло обманывать цензуру, доносить до читателя, завуалированную основную мысль каждого произведения.
Возможно именно жанр басни обеспечил этим произведениям «бессмертность» и «злободневность» Популярность их не снизилась, они читаются по сегодняшний день, а многие крылатые афоризмы из его произведений, уже давно прижились в разговорной речи.
15 Крылатых афоризмов из басен Крылова
Всего Иван Андреевич написал 236 басен. Интересных, коротких сказок, читать которые очень любят взрослые и дети.
Они, интересны как сказка — нашим детям, они делают наших детей лучше, добрее, честнее, справедливее.
Умер И. А. Крылов — 21 ноября 1844 года.
Читать все басни Крылова списком
Интересные факты
За первую оперу Крылова «Кофейница», ему предложили 60 рублей (ассигнациями). Молодой автор отказался взять деньги, на эту сумму он набрал книг — печатную литературу известных, популярных писателей.
Баснописец очень любил много, вкусно поесть. Из-за этого многие опасались приглашать его в гости. Кстати одной из причин его смерти, большинство считают именно переедание.
Крылов был азартным человеком, любил азартные игры, старался всегда делать ставки в петушиных боях.
Работать Крылов начал уже в 11 лет. После смерти отца, семья оказалась в очень трудном финансовом положении.
Если у вас остались какие либо вопросы, вы можете задать их в комментариях! А мы постараемся обязательно на них ответить!
МАОУ «Студенческая СОШ №12»
Конкурс докладов и сообщений
Секция русского языка и литературы
И.А. Крылов «Басни»
Чазова Ксения,
учащаяся 5 «А» класса.
Руководитель:
Кайгородова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и
литературы
Студенческий
2019
Введение
2 февраля 2019 года исполнилось 250 лет со дня рождения Ива́на Андре́евича Крыло́ва, известного русского публициста, баснописца, издателя сатирико-просветительских журналов. Он автор 236 басен, собранных в девять сборников. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
В этом году на уроках литературы мы познакомились с его несколькими баснями: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Каждая из них мне понравилась. «А чем же так интересна басня?»- подумала я и решила узнать, как дедушке Крылову это удалось сделать настолько мастерски. Поэтому поставила перед собой цель:
проанализировать одну из басен и понять её смысл, особенности, актуальность.
Н.В. Гоголь о творчестве баснописца сказал: «Басни И.А.Крылова —
это книга мудрости самого народа».
Одним из старейших жанров литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. В Древней Греции басенным творчеством занимался Эзоп. Много позже во Франции появился острослов Лафонтен. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, Александр Петрович Сумароков и И.А. Крылов.
Басня -это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
И.А.Крылов переводил эзоповы басни, для этого он овладел древнегреческим языком. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.
Основная цель басни — посмеяться над забавными героями, указать на недостатки людей.
Чтобы понять басню, надо понимать значение терминов аллегория и мораль.
Аллегория- иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты, признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.
Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и так далее.
Анализ басни «Ворона и лисица»
Произведение «Ворона и лисица» было написано в 1807 году Иваном Крыловым, оно относится к жанру басен, и впервые свет увидел басню в журнале в 1808 году.
Сюжет отличается своей простотой и доступностью, в главных ролях ворона и лисица. Ворона где-то раздобыла сыр и уселась на еловой ветке, только хотела позавтракать, но отвлеклась и задумалась. Тут появляется лисица и, почувствовав запах сыра, тут же приближается к вороне. Лисица задумала любым способом завладеть сыром, поэтому начала лестно высказываться в сторону вороны. Она ее и хвалила, и просила спеть. Ворона же, наслушавшись таких речей, открыла клюв и выронила сыр. Лисица подхватила добычу и убежала.
Суть многих басен — это преподнести читателю какой-либо урок, нравоучение, путем показа жизненных ситуаций. Главной темой басни «Ворона и лисица» является лесть. Конечно, любому приятно слушать хорошие слова в свой адрес, но это не значит, что нужно полностью поддаваться этому и верить, ведь не всегда тот, от кого вы будете слышать такие слова, будет желать вам лучшего, и неизвестно, чем эта лесть обернется для вас.
Данная басня является одной из самых известных у Крылова. Автор взял за основу простой сюжет, который был известен ещё с античной эпохи.
Составляя характеристику главных героев, можно выделить главные качества, присущие им. Лисица, как известно из многих сказок, обладает весьма хитрым характером, она способна быстро придумывать план и находить выход из ситуации, в басне представляется лживой и льстивой. Ворона противоположна по характеру, она отличается своей глупостью, доверчивостью, она не старается разбираться в словах, которые ей говорят и, развесив уши, она слушает похвалу, из-за глупости она лишилась своего завтрака, выронив его Лисице.
Кого мы называем вороной? Человека, который что-то «проворонил», часто называют вороной. Обратимся к словарю В.И. Даля:
«Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака» (переносное значение).
В первых четырёх строчках Крылов использует слово «взгромоздясь», что означает: Ворона как гром (шумно, с грохотом) взобралась на дерево, плюхнулась, уселась.
Тяжелая, неуклюжая. Плутовка (обманщица), хитрая, льстивая кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Заключение
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Лиса Ворону хвалит и постепенно подбирается к самому главному – «ангельскому голоску». Но мы все слышали голос вороны, какой он неприятный, громкий.
На самом деле Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной.
Она хитроумная, сообразительная, находчивая.
В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что означает: громко кричать.
Мораль басни заключается обычно в первых или последних строчках.
Слово «лесть» — значит неискреннее восхваление. Лесть Лисицы проявилась в хитрости и притворстве.
Автор осуждает и осмеивает жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.
В басне «Ворона и Лисица» написаны с большой буквы, так как под образами Вороны и Лисицы подразумеваются люди.
Крылов даёт возможность нам, читателям, понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.)
Таким образом, проанализировав, басню Ивана Андреевича Крылова, я сделала вывод: эта басня учит нас уметь отличать ложь от правды. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Эта басня осуждает неразумного человека.
Лисе удалось обмануть Ворону, так как Ворона любит лесть, а Лиса
умеет льстить.
Можно сказать, что Лисица отыскала в сердце у Вороны уголок.
Мораль басни: не слушай и не верь лести, как бы нам не было приятно ее слышать.
К сожалению, так бывает у людей.
Читая басни, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, учимся пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
Слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи.
Я считаю, что мораль басни в наше время актуальна.
Используемые источники
1.Александров И.Б. Иван Андреевич Крылов – баснописец. Русская речь, 2004.
2.Архипов В.А. Поэзия народной мудрости. М., 1988.
3. Кожин, А.А. Самобытность басенного слова: [О роли творчества И.А. Крылова в развитии русского литературного языка]. Русская речь. — 2000.
4. Меркин Г.С. Литература. Учебник для 5 класса. М. «Русское слово», 2015.
5. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. Детгиз. М., 1957.
Приложение 1
«Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Приложение 2
Игра «Копилка крылатых слов и выражений»,
вошедших в язык из произведений Крылова.
1. «Да работала ль ты в лето,
Так пойди же попляши».
2. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было».
3. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова»
4. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
5. «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок»)
6. «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»
7. «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»
Викторина «Кроссворд»
По горизонтали. 1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…».
6. «…мне от роду нет году».
8. Кто сказал: «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же попляши!»
9. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
10. Фамилия русского баснописца.
По вертикали. 2. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
4. «… и Моська».
5. Кому достался сыр.
7.Один из основоположников жанра басни, был рабом.
8. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Приложение 3