Суть произведения
Как обычно, автор использовал особый стиль написания. Главными персонажами сочинения являлись животные. Через них Иван Крылов хотел выразить свои мысли и высмеять очередную абсурдную ситуацию.
Осел, мартышка, козел и мишка решили устроить квартет. Обезьянка являлась инициатором всей описываемой игры. Но только как они не старались достигнуть своей цели у них, ничего не получалось.
Оказывается, что наличие музыкального инструмента и нот недостаточно. Нужно уметь играть и иметь отличный слух.
Главную мораль басни «Квартет» очень легко определить, она заключается в том, что без таланта и специального умения невозможно получить признания. Только упорный труд и долгое обучение помогут достичь успеха. Но герои думали, что достаточно красиво выйти и сесть. Как выясняется, они были неправы.
Автор хотел донести до читателей, что он высмеивает не конкретных музыкантов, а людей, которые берутся не за свое дело. Соловей из басни является мастером, профессионалом, он сказал веселой компании, что как бы они ни садились, хороших и талантливых музыкантов из них не выйдет. Некоторые люди уверены в том, что если они возьмутся за любое дело у них все получится. Это мнение самоуверенных и хвастливых персон.
Крылов описывает через аллегории болтунов, которые разбрасываются словами, а не поступками. Очень часто писатели в своих произведения высмеивают политиков и научных деятелей. Как правило, они неспособны на определенные действия и не всегда принимают правильное решение из-за своей неграмотности в конкретном деле.
Баснописец в тексте использовал выражения, которые вошли в разговорную речь и используются и сегодня, например:
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Последними строками Крылов хотел донести своей аудитории, что если человек не имеет опыта или вовсе не представляет, как заниматься делом, не стоит начинать, чтобы не казаться клоуном.
История создания
Если сделать краткий разбор басни «Квартет», можно увидеть, что писатель использовал различные формы выразительности. Они подчеркивают смысл произведения, а также недостатки героев.
В тексте встречаются:
- Эпитеты.
- Сравнение.
- Олицетворение.
Благодаря им произведение легко воспринимается читателями. Текст становится интересным и насыщенным. Такое написание помогает человеку полностью прочувствовать содержание и лучше понять, какие именно поступки высмеиваются автором в рассказе.
Многие считают, что главной идеей написания басни является посещение Крыловым литературного общества «Беседы любителей русского слова». Оно состояло из четырех департаментов. Именно столько же в басне главных персонажей. Автор на протяжении многих лет присутствовал на каждом таком собрании и с трудом выслушивал длинные и скучные байки малоталантливых писателей.
Некоторые современники выдвигали и другую версию создания басни. Они считали, что в произведении речь идет об исторических событиях, а именно о Государственном совете. В 1810 году были изменения и новые назначения в департаменте.
Крылов высмеивал в басне человеческие пороки, которые осуждаются уже несколько веков, а именно: невежество, наглость, самоуверенность и глупость.
Статьи по теме:
- «Мартышка и очки» — анализ и главная мысль басни
- «Обоз» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Листы и корни» — анализ басни И. А. Крылова и краткое содержание;
- «Лебедь, рак и щука» — анализ и мораль басни
- «Демьянова уха» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Волк и ягненок» — анализ и главная мысль басни
- «Волк на псарне» — анализ басни И. А. Крылова
- «Ларчик» — анализ и мораль басни
- «Лиса-строитель» — анализ и главная мысль басни
- «Стрекоза и муравей» — анализ и мораль басни И. А. Крылова
- «Зеркало и обезьяна» — анализ и главная мысль басни
- «Осел и соловей» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Ворона и лисица» — анализ басни И. А. Крылова
- «Свинья под дубом» — анализ и главная мысль басни
- «Лисица и виноград» — анализ и мораль басни И. А. Крылова
- «Мальчик и змея» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Волк и журавль» — анализ и главная мысль басни
Читательский дневник по басне «Квартет» Ивана Крылова
Автор: Иван Крылов
Название: «Квартет»
Число страниц: 1.
Жанр произведения: басня.
Главные герои: осёл, козёл, медведь, мартышка, соловей.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка — дружелюбные и любознательные.
Хотели сыграть квартет, но ничего не понимали в музыке.
Соловей — справедливый, рассудительный и честный.
Сказал зверям правду.
Краткое содержание басни «Квартет»
Решили как-то четверо друзей Осёл, Козёл, Мартышка и Медведь стать музыкантами.
Нашли они инструменты и затеяли сыграть квартет, хотя таланта к музыке не имели.
Взяли они инструменты, ноты и стали играть.
Но что-то у них ничего не получалось.
Мартышка предложила поменяться местами, но дело на лад не пошло.
Осёл предложил сесть рядом, но и это не помогло.
Звери стали спорить и на шум прилетел соловей.
Он сказал, что ничто не поможет зверям, ведь они не годятся в музыканты.
План басни:
- Решение зверей.
- Неудачи.
- Споры.
- Решение соловья.
Основная мысль произведения «Квартет»
Главная мысль басни в том, что каждый должен заниматься своим делом.
Основная идея и мораль басни в том, что без таланта и умения ничего не получится.
Чему учит басня
Басня учит заниматься лишь тем делом, к которому есть талант и способности.
Учит не спорить и не ругаться.
Учит слушать мудрые советы.
Краткий отзыв по басне «Квартет» для читательского дневника
Прочитав эту басню, я подумала о том, что многие зачем-то делают то, к чему у них нет ни таланта, ни способностей.
И получается всегда смешной и нелепый результат.
Вот и герои басни пытались стать музыкантами не имея слуха и не умея играть на инструментах.
И ничего у них не получалось.
Это интересная и поучительная басня.
Автору удалось под видом зверей показать людей, берущихся за не своё дело.
Мне понравился соловей, который сразу понял, что не так с музыкантами.
Он объяснил зверям, что ничего у них не получится.
Но вот интересно, поверили ли они ему?
Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, своим ли делом вы занимаетесь.
Не похожи ли вы на зверей из произведения?
Надо уметь трезво оценивать свои возможности.
Пословицы к произведению:
- От перемены мест слагаемых, сумма не меняется.
- Как медведь на ухо наступил.
- Без труда — не выловишь и рыбку из пруда.
- Не учась, и лаптя не сплетёшь.
Словарь неизвестных слов:
- Бас — низкий певческий голос.
- Альт — музыкальный инструмент, похожий на скрипку.
- Прима — первый голос.
- Чинно — строго по правилам.
- Пуще — больше, сильнее.
- Квартет — музыкальное произведение для 4 исполнителей.
- Лад — порядок.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
- «Кот и повар»
- «Листы и Корни»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Ларчик»
- «Мартышка и Очки»
- «Ворона и Лисица»
- «Осёл и Соловей»
- «Волк на псарне»
- «Зеркало и Обезьяна»
- «Слон и Моська»
Библиотека произведений автора пополняется.
Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели – опять ничего не выходит! Так они пересаживались несколько раз, спорили, но тут прилетел соловей. Звери попросили его совета – как им правильно сесть, чтобы была красивая музыка. Соловей сказал, что для этого надо уменье и слух. «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Анализ басни Квартет
Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.
Есть версия, что таким образом Крылов высмеивал царскую власть, в которой также было много болтунов.
Также она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего. Самоуверенные люди считают, что любое дело, за которое они возьмутся им по зубам. Но это не так. Если нет таланта или навыком в чем – либо, то каким бы самоуверенным ни был человек – это не даст ему право владеть наравне с профессионалами какой – то деятельностью.
Считают, что он высмеивал царскую власть, потому – что среди политиков также много болтунов. Они говорят много всего и устраивают дебаты, в свою очередь они не способны отвечать за слова и доказать эти слова поступками. Крылов дает понять, что для правления не достаточно просто занимать какой – то высший чин. Для этого нужно хотя бы что – то понимать в том деле, которым занимаешься.
Яркий пример можно увидеть в басне «Осел и соловей». Там также осел не разбирался в пении и считал, что петух поет лучше соловья.
Такие басни хорошо подходят детям, так как в детском возрасте они любят хвастаться. Прочитав басню, они поймут, что прежде чем говорить что – то нужно подумать, а сможешь ли ты это сделать на самом деле.
https://youtu.be/HyqXCG_8HJ0
Суть произведения
Как обычно, автор использовал особый стиль написания. Главными персонажами сочинения являлись животные. Через них Иван Крылов хотел выразить свои мысли и высмеять очередную абсурдную ситуацию.
Осел, мартышка, козел и мишка решили устроить квартет. Обезьянка являлась инициатором всей описываемой игры. Но только как они не старались достигнуть своей цели у них, ничего не получалось.
Оказывается, что наличие музыкального инструмента и нот недостаточно. Нужно уметь играть и иметь отличный слух.
Главную мораль басни «Квартет» очень легко определить, она заключается в том, что без таланта и специального умения невозможно получить признания. Только упорный труд и долгое обучение помогут достичь успеха. Но герои думали, что достаточно красиво выйти и сесть. Как выясняется, они были неправы.
Автор хотел донести до читателей, что он высмеивает не конкретных музыкантов, а людей, которые берутся не за свое дело. Соловей из басни является мастером, профессионалом, он сказал веселой компании, что как бы они ни садились, хороших и талантливых музыкантов из них не выйдет. Некоторые люди уверены в том, что если они возьмутся за любое дело у них все получится. Это мнение самоуверенных и хвастливых персон.
Крылов описывает через аллегории болтунов, которые разбрасываются словами, а не поступками. Очень часто писатели в своих произведения высмеивают политиков и научных деятелей. Как правило, они неспособны на определенные действия и не всегда принимают правильное решение из-за своей неграмотности в конкретном деле.
Баснописец в тексте использовал выражения, которые вошли в разговорную речь и используются и сегодня, например:
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Последними строками Крылов хотел донести своей аудитории, что если человек не имеет опыта или вовсе не представляет, как заниматься делом, не стоит начинать, чтобы не казаться клоуном.
Несколько интересных Басен
- Басня Эзопа Покупка осла
Текст и анализ басни Покупка осла - Басня Эзопа Охотник и Лев
Текст и анализ басни Охотник и Лев - Басня Крылова Ворона и лисица
У известного русского баснописца Ивана Андреивича Крылова самой знаменитой является басня о «Вороне и Лисице». Использовав классический сюжет, известный еще со времен классических античных авторов, например, Эзопа - Басня Эзопа Пловцы
Текст и анализ басни Пловцы - Басня Эзопа Конь, Бык, Собака и Человек
Текст и анализ басни Конь, Бык, Собака и Человек
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: проказница, косолапый.
Метафоры: «пленять своим искусством свет», «я сыскал секрет». Метонимия: «Я, прима, сяду против вторы».
Олицетворения: «У нас запляшут лес и горы!».
Инверсия: «Случилось Соловью на шум их прилететь». Архаические слова: «нейдёт» (не идёт), «возьми на час терпенье» (в значении — «удели время»).
Риторический вопрос: «Как музыке идти?».
Что для человека значит книга?
Книги – это источник знаний, кладезь мудрости. Именно из них мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По этому же принципу мы обучаемся и на других книгах.
Теперь мы уже стали совсем взрослыми, окончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И вот мы заново проходим все те произведения, романы, стихотворения, басни, которые изучали в детстве. Только теперь их тщательно анализируем и определяем смысл написанного, размышляем над тем, что попытался донести до нас автор.
Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Квартет».
История создания
Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым в 1811 году. Впервые байка была опубликована автором в сборнике «Новые басни». Крылову на тот момент уже было 42 года. Создатель басен был занят в Императорской публичной библиотеке, и в его таланте уже никто не сомневался — он был широко известен своим творчеством. В своих произведениях он часто применял аллегорию и сквозь сказочные образы обличал человеческие пороки.
Одна из версий создания басни предполагает, что предпосылкой для ее написания стало проведение реформы в Государственном совете. В результате реформирования 1810 года департамент разделился на четыре части, во главе каждой из которых стал свой высокопоставленный чиновник. Однако члены совета не смогли сразу освоить новый принцип работы. Создать иерархию, удовлетворяющую всем требованиям, они смогли лишь посредством многочисленных пылких споров.
«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой „Квартет“, разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева.» (М. Н. Лонгинов, примечание к воспоминаниям И. И. Дмитриева «Взгляд на мою жизнь», 1861 г.)
Другая версия ссылается на открытие Крыловым сообщества «Беседа любителей русского слова». Их собрания чаще всего проходили в имении Гавриила Державина. И в обществе то и дело случались споры по поводу распределения мест между его членами.
Вариант 2
Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной? Зачастую причину ищут где-то вовне, но не в себе и в этом заключается основная проблема.
В басне Квартет Крылов рассказывает о том как животные собрались для того чтобы создать оркестр. Они не умеют пользоваться музыкальными инструментами и поэтому выходит полнейшая какофония. При этом животные не хотят понять собственного неумения, а пытаются рассаживаться разными способами для того чтобы получить какой-то дельный эффект.
Понятное дело ничего из таких перестановок не выйдет, ведь причина гармоничности оркестра заключается в том как умеют пользоваться инструментами музыканты, в том как чувствуют друг друга. Решение просто пересаживаться разными способами – наиболее простое, но и наиболее глупое.
Нередко люди совершенно не хотят прилагать старания к собственным делам, они думают будто положительные результаты могут быть достигнуты только выполнением каких-то внешних условий, но ведь дело не в этом. На самом деле смысл всегда заключается в том чтобы прикладывать определенные усилия и старания. Понятное дело, как бы ни сели музыканты, которые умеют пользоваться инструментами, практически всегда оркестр будет звучать гармонично.
Намерение зверей из басни сесть определенным образом для того чтобы стать музыкантом, является в корне нелепым. Крылов говорит о значимости содержания, так как форма совершенно не имеет значения, если есть определенное содержание. Также этот механизм действует и наоборот – только форма не может создать содержание.
Если люди, которые не являются оркестром, сядут как оркестр и начнут изображать оркестр, они оркестром не станут. Хотя, конечно, этот вопрос может быть немного дискуссионным.
Например, иногда для того чтобы стать лучше, людям которые привыкли плохо себя вести, советуют хотя бы внешне подражать хорошим людям. Пускай внутренние намерения отличаются, но внешнее положительное поведение может настраивать на определенный лад. Такой совет нередко дают психологи, например, неуверенным в себе людям.
Каждому неуверенному в себе советуют проявлять внешние признаки уверенности: расправить плечи, говорить ясно и четко. Как ни странно, но тут иногда форма может давать некоторые преобразования, поэтому не следует бездумно читать басни Крылова.
Герои басни
Главные персонажи басни — это звери:
- Мартышка;
- Медведь;
- Козел
- Осел.
Они не научились пользоваться музыкальными инструментами, хоть и играют на них. Помимо четырех главных героев, которые пытались играть, в басне присутствовал соловей. Его можно отнести к второстепенному персонажу, выразившему в конце произведения взгляд автора.
Краткое содержание
Сюжет басни разворачивается вокруг осла, козла, мартышки и медведя. Все четверо решили играть музыку. Но как только они взялись за инструменты, поняли, что у них не получается красивая мелодия. Тогда звери начали искать причину. Они перебрали, казалось бы, всевозможные варианты: и что они не так сидят, и нужно расположиться в ряд, но, несмотря на все споры, музыка у них не получалась.
Тогда они позвали на помощь соловья, чтобы тот посадил их как следует и они заиграли. Но птица ответила: чтобы стать музыкантом, нужно уметь играть на инструментах. А никто из зверей этого не умел, а потому, как ни садись, мелодия у них не получится. И они взялись за занятие не под стать себе.
Об авторе
Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, находятся в составе детской литературы первой половины девятнадцатого века.
Сам Крылов считал басни народным жанром. Он говорил, что читать их могут и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, написаны были в шутливой, афористической форме. Можно заметить, что большая часть из произведений автора создана на темы, которые он брал непосредственно из жизни.
Умники и умницы
? Кто из героев басни произносит мораль? Зачитай мораль басни вслух. Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему?
Мораль басни произносит Соловей. Он имеет право поучать всех остальных, потому что он – единственный среди всех настоящий музыкант (певец) и знает, о чём говорит.
? Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая причина делает это положение смешным: а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами; б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место?
Какая причина вызывает весёлый смех, а какая – горький, грустный смех?
Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; и то, что они ищут смешной выход: пересаживаются с места на место. Первая причина вызывает горький, грустный смех, так как герои к серьёзному искусству музыкантов относятся поверхностно, не понимая, что это занятие требует таланта и умения. А вторая причина вызывает весёлый смех, так как пересаживания героев с места на место выглядит комично и не имеет никакого отношения к умению играть на музыкальных инструментах.
? Прочитай пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясни свою точку зрения. 1. Один про Фому, другой про Ерёму. 2. Кто в лес, кто по дрова. 3. В свирелку играет, а ладу не знает. 4. Сколько с быком ни биться, а молока от него не добиться.
Первые две пословицы подходят к басне в качестве морали. Они выражают её комический смысл: то, что герои издают ужасные, негармоничные звуки на своих инструментах и постоянно спорят о том, как им сидеть. Третья пословица также может быть использована в качестве морали к этой басне. Но она выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что, чтобы стать музыкантом, надо учиться.
? Миша говорит, что последняя пословица не может служить моралью к этой басне. Ты догадываешься, что Миша имеет в виду? Ты с ним соглашаешься?
Четвёртая пословица не может служить моралью к этой басне, так как речь в ней идёт о таких качествах, которые не зависят от человека.
? Рассмотрите рисунок Валентина Серова на с. 29. Какой момент басни изобразил художник? Обратите внимание на то, как сидят герои (в кружок или в ряд)? Прилетел ли уже Соловей?
Художник изобразил тот момент, когда звери сели в ряд и прилежно играют, одна лишь мартышка, выполняющая роль руководителя-дирижера, стоит напротив. Звери старательно пилят смычками по инструментам: Осёл с Козлом держат смычки вертикально, а Мишка усиленно перепиливает контрабас горизонтально. Поза у Осла торжественная, Козёл сосредоточенно смотрит в ноты, а Мишка явно настроен лирически. Мартышка испуганно смотрит на своих музыкантов, приседая, словно от ужаса, от той какофонии, которую слышит. Она крепко держит в маленькой лапке смычок и создаётся впечатление, что она нетерпеливо стучит им по раскрытым нотам и негодующе шипит на своих друзей. В целом зрелище создаётся уморительно-комичное. Можно обнаружить крошечный, едва заметный треугольничек в правой части картины – изображение Соловья, напоминание о том, что музыкальный талант – это удел далеко не всякого.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.
4.7 / 5 ( 3 голоса )
Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец. Еще при жизни он заслужил признание и славу благодаря своим произведениям. «Квартет» выделяется среди всех творений Крылова тем, что современники автора приняли его за политическую сатиру, в которой осуждается и высмеивается новое правительство. Анализ и мораль басни «Квартет» определит уникальность и истинную суть поэзии, а также поможет ученикам в написании сочинения по творчеству автора.
Басня Квартет читать
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет, — Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей. — А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».
История создания
Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым в 1811 году. Впервые байка была опубликована автором в сборнике «Новые басни». Крылову на тот момент уже было 42 года. Создатель басен был занят в Императорской публичной библиотеке, и в его таланте уже никто не сомневался — он был широко известен своим творчеством. В своих произведениях он часто применял аллегорию и сквозь сказочные образы обличал человеческие пороки.
Одна из версий создания басни предполагает, что предпосылкой для ее написания стало проведение реформы в Государственном совете. В результате реформирования 1810 года департамент разделился на четыре части, во главе каждой из которых стал свой высокопоставленный чиновник. Однако члены совета не смогли сразу освоить новый принцип работы. Создать иерархию, удовлетворяющую всем требованиям, они смогли лишь посредством многочисленных пылких споров.
«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой „Квартет“, разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева.» (М. Н. Лонгинов, примечание к воспоминаниям И. И. Дмитриева «Взгляд на мою жизнь», 1861 г.)
Другая версия ссылается на открытие Крыловым сообщества «Беседа любителей русского слова». Их собрания чаще всего проходили в имении Гавриила Державина. И в обществе то и дело случались споры по поводу распределения мест между его членами.
Басня Квартет — анализ
Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую — смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей — мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся — у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.
Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Говорят и часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку? И только мудрый Соловей знает: для хорошей игры в команде нужен профессионализм.
Дети, опирающиеся на свой совсем небольшой жизненный опыт, быстренько разбираются, что к чему, потому что хвастовство в их возрасте особенно ярко выражено.
Герои басни
Главные персонажи басни — это звери:
- Мартышка;
- Медведь;
- Козел
- Осел.
Они не научились пользоваться музыкальными инструментами, хоть и играют на них. Помимо четырех главных героев, которые пытались играть, в басне присутствовал соловей. Его можно отнести к второстепенному персонажу, выразившему в конце произведения взгляд автора.
Вариант 2
Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной? Зачастую причину ищут где-то вовне, но не в себе и в этом заключается основная проблема.
В басне Квартет Крылов рассказывает о том как животные собрались для того чтобы создать оркестр. Они не умеют пользоваться музыкальными инструментами и поэтому выходит полнейшая какофония. При этом животные не хотят понять собственного неумения, а пытаются рассаживаться разными способами для того чтобы получить какой-то дельный эффект.
Понятное дело ничего из таких перестановок не выйдет, ведь причина гармоничности оркестра заключается в том как умеют пользоваться инструментами музыканты, в том как чувствуют друг друга. Решение просто пересаживаться разными способами – наиболее простое, но и наиболее глупое.
Нередко люди совершенно не хотят прилагать старания к собственным делам, они думают будто положительные результаты могут быть достигнуты только выполнением каких-то внешних условий, но ведь дело не в этом. На самом деле смысл всегда заключается в том чтобы прикладывать определенные усилия и старания. Понятное дело, как бы ни сели музыканты, которые умеют пользоваться инструментами, практически всегда оркестр будет звучать гармонично.
Намерение зверей из басни сесть определенным образом для того чтобы стать музыкантом, является в корне нелепым. Крылов говорит о значимости содержания, так как форма совершенно не имеет значения, если есть определенное содержание. Также этот механизм действует и наоборот – только форма не может создать содержание.
Если люди, которые не являются оркестром, сядут как оркестр и начнут изображать оркестр, они оркестром не станут. Хотя, конечно, этот вопрос может быть немного дискуссионным.
Например, иногда для того чтобы стать лучше, людям которые привыкли плохо себя вести, советуют хотя бы внешне подражать хорошим людям. Пускай внутренние намерения отличаются, но внешнее положительное поведение может настраивать на определенный лад. Такой совет нередко дают психологи, например, неуверенным в себе людям.
Каждому неуверенному в себе советуют проявлять внешние признаки уверенности: расправить плечи, говорить ясно и четко. Как ни странно, но тут иногда форма может давать некоторые преобразования, поэтому не следует бездумно читать басни Крылова.
Сочинения
Басни Крылова просты и понятны, в них всегда есть мораль, поучительный момент. Краткое содержание Квартет поможет понять, что именно хотел донести баснописец до читателей в своем произведении, узнать об основных героях и происходящих с ними событиях. Все эти сведения пригодятся для читательского дневника.
Краткое содержание Квартет
Изучая краткое содержание басни Крылова Квартет, перед читателями предстают Медведь, Козел, а также Осел и Мартышка. Эти животные в какой-то момент решились на создание музыкальной группы и сумели раздобыть все, что для этого им пригодится. В арсенале зверей были ноты и музыкальные инструменты.
Сели друзья на лужайке и начали свою игру, чтобы порадовать окружающих. Насколько бы сильно они при этом не драли по смычкам, красивой композиции у них не получилось. Издавались лишь весьма неприятные звуки, которые не имели ничего общего с музыкой.
Далее в сказке Квартет Мартышка решила, что у них не выходит ничего по той причине, что животные сели не в правильном порядке. Она решила рассадить зверей по собственному усмотрению. Мишку, который должен был играть на басе, она посадила напротив альта. При этом сама со скрипкой уселась рядом со вторым таким же инструментом, назвав при этом себя примой. По мнению Мартышки, музыка при этом должна была заиграть совершенно иначе. Мол, даже горы и леса под нее захотят станцевать. Правда, даже после этой перестановки игра лучше не стала.
Согласно краткому содержанию Крылова Квартет, следующим решить проблему взялся Осел. Он начал кричать, что понял, в чем заключается секрет создания музыки. Чтобы лад звучал, все звери должны усесться рядом друг с другом. Животные не стали спорить и послушались его, но и в этот раз затея успехом не увенчалась. У животных начался спор, они ругались, но так и не могли решить, где и кому нужно сесть.
Они подняли такой шум, что его услышал Соловей и прилетел к ним. Животные попросили его о помощи, чтобы наконец-то разобраться в сложившейся ситуации. Они поведали птице, что решили создать квартет. У них есть все, что при этом нужно. Они подготовили и инструменты, и ноты. Единственная проблема – они не могут определить, как же правильно им сесть.
Соловей выслушал животных и сказал, что игре на инструментах нужно долго учиться. Кроме того, требуется наличие слуха. У зверей же ни навыков, ни слуха. Поэтому они никогда не станут настоящими музыкантами.
Главные герои басни
Помимо краткого содержания Квартета Крылова для читательского дневника понадобится список главных героев. Среди них четверо любознательных друзей, решившихся на создание квартета, а также мудрый Соловей, который оценил сложившуюся ситуацию и честно сказал животным, что музыкантов из них не получится.
Главная мысль
Завершить краткое содержание басни Квартет стоит подведением итогов. Это произведение словами Соловья о том, что как бы друзья не сели, в музыканты они не годятся. Этим автор хотел сказать, что перед тем, как браться за дело, независимо от уровня его сложности, изначально следует ему научиться. В противном случае толку никакого не будет. Сделать все правильно попросту не удастся.
Каждый должен заниматься тем делом, которое ему по душе. Нужен талант. Те же, кто хватается за все и сразу – чрезмерно самоуверенны в собственных силах, но их ожидает разочарование.
Популярные сочинения
- Темное царство в пьесе Гроза — сочинение
А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен. - Мой любимый жанр музыки сочинение
Наша повседневная жизнь постоянно наполнена звуками, та же ноты наполняют нашу повседневную жизнь, когда мы не подозреваем. Впервые годы жизни, мы знакомимся с музыкой, через колыбельную наших родителей - Сочинение на тему Поздняя осень (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс)
Наступила поздняя осень, ноябрь накрыл унынием и какой-то особенной красотой все вокруг: дома, деревья, дороги и даже небо. Слышно шуршание коричнево-желтых листьев, в отчаянии пытающихся ухватиться за ветви
В чем же секрет?
Наконец на помощь отчаявшимся животным приходит Соловей, в понимании Крылова это простой народ, который видит, в чем подвох. Главное условие правильной и слаженной игры квартета — это наличие таланта у музыкантов. Переводя все на Государственный совет — проблема в отсутствии профессионализма у чиновников, никто из них не разбирался в отведенной им сфере должным образом. Басня «Квартет» стала источником забавного афоризма, им стали последние слова Соловья о том, что как не сядь, без таланта музыкантом не стать и не извлечь мелодии из инструмента. Крылов от имени всех здравомыслящих людей и от народа в целом пытается донести простую истину. А суть такова — не достаточно просто быть из высшего класса по рождению, для того чтобы
Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец. Еще при жизни он заслужил признание и славу благодаря своим произведениям. «Квартет» выделяется среди всех творений Крылова тем, что современники автора приняли его за политическую сатиру, в которой осуждается и высмеивается новое правительство. Анализ и мораль басни «Квартет» определит уникальность и истинную суть поэзии, а также поможет ученикам в написании сочинения по творчеству автора.
Оглавление:
- Герои басни
- Краткое содержание
- История создания
- Анализ произведения
Герои басни
Главные персонажи басни — это звери:
- Мартышка;
- Медведь;
- Козел
- Осел.
Они не научились пользоваться музыкальными инструментами, хоть и играют на них. Помимо четырех главных героев, которые пытались играть, в басне присутствовал соловей. Его можно отнести к второстепенному персонажу, выразившему в конце произведения взгляд автора.
Краткое содержание
Сюжет басни разворачивается вокруг осла, козла, мартышки и медведя. Все четверо решили играть музыку. Но как только они взялись за инструменты, поняли, что у них не получается красивая мелодия. Тогда звери начали искать причину. Они перебрали, казалось бы, всевозможные варианты: и что они не так сидят, и нужно расположиться в ряд, но, несмотря на все споры, музыка у них не получалась.
Тогда они позвали на помощь соловья, чтобы тот посадил их как следует и они заиграли. Но птица ответила: чтобы стать музыкантом, нужно уметь играть на инструментах. А никто из зверей этого не умел, а потому, как ни садись, мелодия у них не получится. И они взялись за занятие не под стать себе.
История создания
Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым в 1811 году. Впервые байка была опубликована автором в сборнике «Новые басни». Крылову на тот момент уже было 42 года. Создатель басен был занят в Императорской публичной библиотеке, и в его таланте уже никто не сомневался — он был широко известен своим творчеством. В своих произведениях он часто применял аллегорию и сквозь сказочные образы обличал человеческие пороки.
Одна из версий создания басни предполагает, что предпосылкой для ее написания стало проведение реформы в Государственном совете. В результате реформирования 1810 года департамент разделился на четыре части, во главе каждой из которых стал свой высокопоставленный чиновник. Однако члены совета не смогли сразу освоить новый принцип работы. Создать иерархию, удовлетворяющую всем требованиям, они смогли лишь посредством многочисленных пылких споров.
«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой „Квартет“, разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева.» (М. Н. Лонгинов, примечание к воспоминаниям И. И. Дмитриева «Взгляд на мою жизнь», 1861 г.)
Другая версия ссылается на открытие Крыловым сообщества «Беседа любителей русского слова». Их собрания чаще всего проходили в имении Гавриила Державина. И в обществе то и дело случались споры по поводу распределения мест между его членами.
Анализ произведения
Басня Крылова таит в себе скрытый смысл. С одной стороны, читателю может показаться, что автор высмеивает музыкантов-самоучек и их жаркое рвение выступать на сцене. Ведь они сквозь свое желание творить искусство могут не замечать того, что они неспособны к этому — у них нет необходимого таланта или элементарных познаний.
Но звери в ней служат лишь аллегорическими образами. На примере неумелых музыкантов Крылов хотел показать, как глупо на самом деле выглядят со стороны пустословы и хвастуны. И при этом неважен ни возраст, ни то, какое положение в обществе занимает человек.
Стихотворный размер басни — разностопный ямб. Рифма в «Квартете» преобладает смежная. Из-за первой версии истории написания басню можно считать политической сатирой. Но мораль ее намного глубже и не имеет ничего общего с сиюминутным контекстом.
Основная мысль выражена в строках: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».
Проводя разбор басни, нельзя обойти стороной художественные приемы, использованные Иваном Андреевичем при написании произведения:
- Обращение мартышки «Братцы!» в отношении к другим героям демонстрирует очеловечивание персонажей.
- Антропоним — употребление человеческого имени по отношению к животным («Косолапый Мишка»). Это же выражение является примером фольклорного эпитета, которые часто встречаются в творчестве Крылова.
- Гиперболизация — «запляшут лес и горы».
- Архаизм — устаревший глагол «нейдет».
Мораль басни «Квартет» заключается в том, что если начинать что-то делать, ничего не умея, то толку от этого не получить, как ни старайся. Всему в этой жизни нужно учиться. Проводя анализ басни «Квартет», можно заметить, что суть произведения автор донес до читателя в последних строках и выразил их словами соловья. Ведь любой навык является показателем упорной работы, а не отражением высокой самооценки того, кто решил этот навык продемонстрировать.
- Об авторе
- Недавние публикации
Иван Андреевич Крылов — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
КВАРТЕТ
Крылов Иван Андреевич
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
_____________
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
Дата написания: не позднее 1811 года
Иллюстрация к басне Крылова «Квартет». Художник Альфонс Константинович Жаба (1878-1942)
Квартет (басня)
«Квартет» — басня И. А. Крылова, написанная раньше апреля 1811 года, впервые изданная в 1811 году в сборнике «Новые басни».
Сюжет
Сюжет басни строится вокруг четырёх животных: Мартышки, Осла, Козла и Медведя, которые решили создать музыкальный квартет. Они берут разные музыкальные инструменты и начинают одновременно на них играть, но как ни стараются, у них ничего не выходит. Тогда Мартышка предполагает, что они просто не так сидят, а если пересесть правильно, всё получится. Но снова ничего не получается. Тогда Осёл предлагает сесть ближе — снова не получается. Животные начинают спорить, как же можно так сесть, чтобы сыграться. На шум прилетает Соловей, который и является гласом морали. Он говорит, что для игры на инструментах нужны не только ноты и сами инструменты, но музыкальный слух и навык игры.
Завершающие басню строки: «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь» стали крылатым выражением.
Критика
В. Г. Белинский относит эту басню ко второму разряду басен Крылова, в которых моральное более выражено, чем поэтическое.
Современники баснописца предполагали, что Крылов в данной басне высмеивает управляющих четырёх департаментов Государственного Совета, которые не могли согласовать свои усилия по сотрудничеству, либо, что он высмеивает председателей по заседаниям литературного кружка «Беседа любителей русского слова», которых тоже было четверо.
Рисунок А. П. Сапожникова к басне И. А. Крылова «Квартет». Издание 1834 г.
Анализ / мораль басни «Квартет» Крылова
Иван Андреевич Крылов разместил «Квартет» на страницах своих «Новых басен».
Басня написана в 1811 году. Ее автору в эту пору исполнилось 42 года, он продолжает работать в Императорской публичной библиотеке. Его известность как баснописца к тому времени была уже непререкаемой. Размер — разностопный ямб с затейливой рифмовкой, с преобладанием смежной. Ее можно назвать политической сатирой, хотя мораль сей басни – вечная и не связана с сиюминутным контекстом. Считается, что поводом к созданию произведения послужило реформирование Государственного совета, повлекшее за собой разделение на четыре департамента. Члены Совета не сразу освоили новый принцип работы, только в результате споров построили иерархию, удовлетворившую, наконец, всех. Еще одна версия, куда более близкая к занятиям самого И. Крылова – открытие общества «Беседа любителей русского слова», заседавшего обычно в доме Г. Державина. В его рядах также случались обиды по поводу распределения мест. Героев пятеро, самые колоритные из них, пожалуй, Мартышка (проказница) и Осел. Собственно, остальным участникам квартета слова так и не дали. Соловей же здесь – персонаж назидающий, выразитель авторской позиции. Название относится к ансамблю из 4 музыкантов. «Косолапый Мишка»: фольклорный эпитет и вполне себе антропоним (календарное, человеческое имя у животного). «Затеяли сыграть»: порыв был спонтанный. Играть было решено на вдохновении. В перечислительной градации обнаруживают себя известные музыкальные инструменты: бас, альт, скрипка. Концерт подразумевался без входных билетов, впоследствии был возможен и гастрольный тур. Итак, «дерут», а толку нет. Оказывается одного желания и старания недостаточно. Необходимо еще и правильно сесть. Первой об этом догадалась, естественно, Мартышка. Обращение «братцы» — еще один штрих к очеловечиванию героев. Рефрен «стой». Себя она скромно именует «примой» (главной), пересаживает «Мишеньку» и саму себя. «Запляшут лес и горы!»: оптимизм обезьянки перерастает не просто в олицетворение, а в беззастенчивую гиперболу. «На лад нейдет»: нет гармоничного звучания (здесь еще и устаревшая форма глагола). Затем осенило Осла. Он высаживает всех в ряд. Вновь рефрен «нейдет». Началась словесная перепалка. На шум явился Соловей. Звери просят его стать судьей в споре. Соловей милостиво соглашается. И вот его вердикт: надобно уменье и уши ваших понежней. То есть, он не просто отказал им в навыках, опыте, а именно в способностях. Значит, ансамбль изначально был обречен. Выходит, рассаживание не сделает из них музыкантов. В финале еще и предостережение не браться не за свое дело, трезво оценивать свои таланты.
В «Квартете» Ивана Крылова современники писателя видели сатиру на злобу дня.
Басня И. Крылова «Квартет»
«Квартет» (Иван Крылов)
Литературный жанр: басня.
Тема басни: всякая деятельность требует умения.
История создания
Существует предание, что И. А. Крылов написал «Квартет» по поводу открытия в 1810 г. Государственного совета, который разделили на четыре департамента. Каждый из участников квартета в басне И. А. Крылова символизировал начальника соответствующего департамента: Мартышка — Н. Мордвинов, Осёл — П. Завадовский, Козёл — П. Лопухин, Медведь — А. Аракчеев.
Однако информационный повод для создания басни мог быть и другим: мораль «Квартета» актуальности не теряет.
Краткое содержание
Мартышка, Козёл, Осёл и Медведь решили исполнить квартет (музыкальное произведение, предназначенное для исполнения четырьмя инструментами). Они достали музыкальные инструменты, сели на полянку и принялись играть — а квартет не ладится. Мартышка предложила сесть в другом порядке: может, от этого музыка станет красивее? Все участники квартета пересели, но успеха не достигли. Тогда Осёл выступил с предложением сесть в ряд. Но и это не помогло. Мимо полянки пролетал Соловей, и участники квартета обратились к нему как к знатоку музыки. Соловей сказал: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», «А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь».
Метрика
Размер: разностопный ямб.
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: проказница, косолапый.
Метафоры: «пленять своим искусством свет», «я сыскал секрет». Метонимия: «Я, прима, сяду против вторы».
Олицетворения: «У нас запляшут лес и горы!».
Инверсия: «Случилось Соловью на шум их прилететь». Архаические слова: «нейдёт» (не идёт), «возьми на час терпенье» (в значении — «удели время»).
Риторический вопрос: «Как музыке идти?».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Перечислите всех участников квартета.
Ответ. Мартышка, Козёл, Осёл и Медведь.
Кого высмеивает И. А. Крылов в басне «Квартет»?
Ответ. Автор высмеивает самоуверенных глупцов, которые берутся за то, в чём ничего не смыслят. Крылов иронизирует над непониманием сути и стремлением подменить её формальными действиями. В басне подчёркивается: без умения положительный результат невозможен.
Поделиться ссылкой
Меню статьи:
- Ключевой смысл произведения
- О содержании крыловского шедевра
- О характерах крыловских персонажей
- «Квартет» в трактовке критиков
- Историческая подоплека произведения
- Литературное значение текста
Басня «Квартет» родилась между январем 1810-го и мартом 1811-го годов. Произведение увидело свет в 1811 году, появившись в «Новых баснях» – популярном в то время сборнике (в шестом номере). Эта статья посвящена анализу смыслов, тонкостей и трактовок шедевра русского баснописца.
Крылов – автор произведения – описывает Козла, Мартышку, Осла и Медведя. Животные организовали квартет. Персонажи крыловского творения ограниченные и недалекие. Мартышка вместе с другими героями произведения считает, что для коллектива достаточно раздобыть лишь материальные средства. Однако суть басни заключается в том, что герои упускают главное – умение играть, наличие дарования.
Ключевой смысл произведения
В центре каждого басенного произведения находится смысл – так называемая мораль. Именно ради донесения морали до читателя и создается басня. Итак, в чем же суть «Квартета»? Во-первых, для дела необходимы способности – вместе со знанием и опытом. Во-вторых, квартет требует умений, музыкального слуха – кроме нот и инструментов.
Перу русского автора – легендарного российского баснописца – принадлежит множество произведений. Среди них – «Лебедь, рак да щука», мораль которого выражается в следующем: люди достигают успеха в определенном деле лишь тогда, когда двигаются в одном направлении. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.
Однако любое дело или профессия основывается на такой логике. Мастер, профессионал, обладающий нужными знаниями и навыками, – ключ к успеху предприятия. Суть произведения выражается в следующих строчках:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
О содержании крыловского шедевра
Любое дело требует таланта и призвания. В основе успеха какой-либо затеи или предприятия лежит труд, упорность в обучении. Однако этот путь сложно назвать простым. Поэтому люди часто выбирают легкую тропинку: манерность, красивые позы, жесты. Демонстративное желание показать себя рушится под гнетом отсутствия таланта и труда.
Автор произведения для анализа этих смыслов выбирает образ квартета – музыкального коллектива:
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,–
Пленять своим искусством свет…
Однако музыкальный коллектив – лишь маска, внешняя оболочка, где прячутся истинные значения текста. Писатель вовсе не пишет о музыкантах-самоучках.
Речь идет скорее о людях, берущихся за чужеродные им занятия. Этот подтекст выражается в репликах мудрого Соловья. Птица считается мастером в своем деле. Соловей говорит другим персонажам текста, что никакими стараниями они не сделают из себя музыкантов.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть,
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!»…
Мартышка предположила, что смена позиций сделает музыку товарищей лучше. Животные пересели, но результат не улучшился:
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!».
Ведь место не делает из человека музыканта…
О характерах крыловских персонажей
Герои крыловского произведения отличаются хвастливостью и самоуверенностью. Такие люди придерживаются мнения, что в любом деле успех достигается без труда. Писатель, тем не менее, доказывает, что некоторые дела требуют усердия, таланта и упорной работы – иначе успеха не достичь.
Автор задался целью высмеять вполне конкретные типажи. В эту категорию включаются болтуны, хвастуны, глупцы. Для таких личностей на первом месте стоят пустые слова. Дела же, поступки отодвигаются на второй план.
В своей басне «Волк и ягненок» Иван Крылов иносказательно указывает на то, что сильный, властолюбивый и злой герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного и слабого. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Критики проводят параллели между героями крыловского произведения и деятелями политики. Они любят слова больше действий, отказываются принимать важные решения, отвергают необходимость специальных знаний и опыта. Персонажи русского баснописца предпочитают дебаты, яркие сцены, от которых нет толку. Соловей – самый умудренный опытом герой. Именно Соловей изрекает ключевой вывод произведения: в центре любого дела находится профессионализм.
Другие персонажи – инфантильные герои. Писатель, по-видимому, уподобляет их детям, которые понимают законы жизни. Однако дети часто предпочитают хвастаться, а не действовать.
«Квартет» в трактовке критиков
О крыловском шедевре, в частности, высказывался педагог Д. Тихомиров. Ключевой момент, который, по мнению критика, выразил писатель, – это губительность умственной темноты, опасность невежества:
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…
В персонажах произведения узнаются невежды, берущиеся за дело. Однако при этом у этих людей отсутствуют таланты, природные способности, знания, умения и желание учиться, работать. Об этом критик писал еще в 1895 году. Символично, что одним из героев является животное – прообраз глупости:
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем»…
Историческая подоплека произведения
Современники автора высказали мнение, что писатель в этом тексте замаскировал историческое событие. Речь идет о преобразованиях, которые постигли Государственный Совет. Это случилось в 1810 году. В результате подобных изменений департаменты были возглавлены графом П. Завадовским, князем П. Лопухиным, графом А. Аракчеевым и графом Н. Мордвиновым. По этому случаю известны воспоминания барона М. Корфа:
Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет»…
Литературоведы говорят о двух версиях истории создания крыловского текста. Первая версия касается упомянутого выше случая. Лопухина назначили руководить департаментом гражданских и духовных дел, Завадовского – заведовать законами, Аракчеева – военными делами, Мордвинова – государственной экономией. В образе Мартышки писатель, таким образом, воплотил Мордвинова. Аракчееву достался образ Медведя, Лопухину – Козла, а Завадовскому – Осла.
Другая версия рассказывает о том, что в произведении высмеяны участники литературного общества. Это общество носило название «Бесед любителей русского слова». Устроены «Беседы» были по примеру государственного учреждения – с такими же четырьмя департаментами. На одно из заседаний общества пригласили и Крылова. Писатель еле-еле дождался конца этой встречи. Скука, пустословие и затянутость заседания вдохновили автора написать пасквиль. В произведении баснописец намекнул, что собрания не сделают из этих людей литераторов.
В заметках Н. Лонгвинова от 1861 года упоминается, что именно этот исторический момент и комичность преобразований толкнули русского писателя на написание своего произведения:
Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой – Мордвинова, под Ослом – Завадовского, под Козлом – Лопухина, под Медведем – Аракчеева…
Литературное значение текста
Произведение пережило повод, по случаю которого родилось. Тексты русского автора актуальны и в современных условиях. Писатель изображает ситуацию, когда люди надеются уладить проблему внешними изменениями. Но пользу приносят только внутренние, системные перемены.
Автор приводит портреты самоуверенных, хвастливых, инфантильных людей, слепо верящих в свои силы. Они винят в неудачах мелочи, вещи, других людей, но не себя. Как бы мы ни меняли слагаемые местами, сумма останется прежней.
Мораль басни “Квартет”
В этой басне автор стал высмеивать над болтунами, которые только говорят, но не делают. Самоуверенные люди и которые любят часто хвастаться считают, что за дело не возьмутся — у них все же получится в нормальном виде. Однако есть такие дела, в которых требуются не только кропотливый труд, и даже о таком часто не задумываются хвастливые люди.
Содержание басни по плану для читательского дневника:
- Мартышка, осел, козел и Мишка, решили сыграть квартет.
- Звери достали инструменты, сели на лужок и ударили по струнам.
- Но толку не было, и Мартышка предложила поменяться местами.
- Однако, и после этого музыка не пошла, и Осел предложил сесть в ряд.
- Музыкантов опять ждала неудача, и их действиями заинтересовался Соловей.
- Соловей сказал, что как бы не садились звери, в музыканты звери не станут правильно играть.
Краткое содержание басни Квартет Крылова для читательского дневника
Однажды встретились четверо друзей, Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь. Звери встретились, чтобы сыграть на музыкальных инструментах. Вот и придумали друзья сыграть Квартет, хоть и талант отсутствовал. Друзья взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Музыканты сидели на лугу. Начали играть звери в скрипки, альты, и в баса, но толку от этого нет. Мартышка подумала, что не правильно сели, поэтому у зверей не получалась мелодия. Вот принялась Мартышка рассаживать друзей по правильным местам, и сама пересела.
Звери расселись по местам, и снова смычками заиграли. Однако результат не изменился даже когда звери пересели на другие места. Осел решил сказать, что получится тогда когда сядут все рядом возле друг друга. Вот и расселись звери каждый в ряд, а Квартет снова не получается. Начали друзья спорить, что, да каким делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.
Музыканты решили обратиться к сладкозвучной птице, чтобы птица правильно посадила на места, а то Квартет не получается, даже когда у каждого инструмент и ноты. Соловей ответил друзьям, что если нет слуха, и голоса, сади не сади – музыка никак не получится.
Басня учит читателя заниматься собственным делом, в котором живет талант и призвание. Часто самоуверенные люди берутся за все и сразу, даже если не знают как это делается. Ничего правильного из этого не получается. Когда работа по душе, сразу знаешь, как выполнять эту работу, и такое дело ждет успех будет. Главное трудится, чтобы добиться поставленной цели.
План басни:
- Решение зверей.
- Неудачи
- Споры
- Решение соловья.
Крылатые выражения для басни
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Вывод
Часто считают, что профессии такие есть, которым обучаться не стоит, но это не так. Каждому делу надо терпеливо обучаться, тогда и добьешься успеха. А звери глупые в этой басне и думали, что их музыкальные успехи зависят от места, на котором сидят.