(Быль)
Барин купил лягавого щенка в городе и в рукаве шубы привез его в деревню. Барыня полюбила щенка и в горницах выхаживала его. Щенок вырос, и его назвали Дружком.
Он ходил на охоту с барином, караулил дом и играл с детьми.
Один раз в сад забежала собака. Собака эта бежала прямо по дорожке, хвост у ней был опущен, рот был открыт и изо рта текли слюни. Дети были в саду.
Барин увидал эту собаку и закричал:
— Дети! Бегите скорее домой, — бешеная собака!
Дети услыхали, что кричал отец, но не видали собаки и бежали ей прямо навстречу. Бешеная собака хотела броситься на одного из детей, но в это время Дружок кинулся на собаку и стал с ней грызться.
Дети убежали, но когда Дружок вернулся в дом, он визжал и на шее у него была кровь.
Через десять дней Дружок стал скучен, не пил, не ел и бросился грызть щенка. Дружка заперли в пустую горницу.
Дети не понимали, зачем заперли Дружка, и пошли потихоньку посмотреть собаку.
Они отперли дверь и стали кликать Дружка. Дружок чуть не сбил их с ног, выбежал на двор и лег в саду под кустом. Когда барыня увидала Дружка, она кликнула его, но Дружок не послушался, не замахал хвостом и не взглянул на нее. Глаза у него были мутные, изо рта текла слюня. Тогда барыня позвала мужа и сказала:
— Иди скорей! Кто-то выпустил Дружка, он совсем бешеный. Ради бога, сделай с ним что-нибудь.
Барин вынес ружье и подошел к Дружку. Он прицелился в него, но рука тряслась у него, когда он целился. Он выстрелил и не попал в голову, а в зад.
Собака завизжала и забилась.
Барин подошел ближе, чтобы рассмотреть, что с ним.
Весь зад у Дружка был в крови и обе задние ноги перебиты. Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу. Барин затрясся, заплакал и убежал в дом.
Тогда кликнули охотника, и охотник из другого ружья до смерти убил собаку и унес ее.
- Следующая сказка → Надежда Тэффи — Летом
- Предыдущая сказка → Лев Толстой — Архиерей и разбойник
Читать рассказ «Лев Толстой — Бешеная собака» на сайте РуСтих онлайн: лучшие рассказы, повести и романы известных авторов. Поучительные рассказы для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Натерпелись мы вчера страху. То есть форменный испуг на себе испытали.
Может, член правления Лапушкин до сих пор сидит у себя на квартире, трясется. А он зря не станет трястись. Я его знаю.
А главное, все эти дни были, сами знаете, какие жаркие. Не только, скажем, крупное животное клоп и тот может по такой жаре взбеситься, если, конечно, его на солнцепеке подержать.
А тут еще в газетах сообщают: по двадцать шесть животных ежедневно бесятся.
Тут действительно сдрейфишь.
А мы, для примеру, у ворот стояли. Разговаривали.
Стоим у ворот, разговариваем насчет бешенства и вдруг видим по нашей стороне, задрав хвост, собака дует.
Конечно, она довольно спокойно бежит. По виду нипочем не скажешь, что она бешеная. Хвостишко у ней торчит, и слюны пока не видать. Только что рот у ней подозрительно закрыт и глаза открыты.
В таком виде и бежит.
Добегла она до члена правления. Член правления, конечно, ее палкой.
Ляпнул ее по башке палкой. Видим собака форменно бешеная. Хвост у ней после удара обмяк, книзу висит. И вообще начала она на нас кидаться. Хотя слюны пока не показывает.
Начала она кидаться, а дворник Володин не растерялся, вооружился камушком и тяпнул ее по башке.
Тяпнул ее по башке. Глядим все признаки налицо. Рот раскрыт. Слюна вышибает. Хвост колбасой. И вообще накидывается.
Член правления кричит:
Спасайся, робя! Бешеная…
Бросились мы кто куда. А дворник Володин в свисток начал свистеть.
Тут кругом на улице рев поднялся. Крики. Суматоха. Тут постовой бежит. Револьверы вынимает.
Где тут, кричит, ребятишки, бешеная собака? Сейчас мы ее уконтрапупим!
Поднялась тут стрельба. Член правления из окон своей квартиры командует, куда стрелять и куда прохожим бежать.
Вскоре, конечно, застрелили собачку.
Только ее застрелили, вдруг хозяин ее бежит. Он в подвале сидел, спасался от выстрелов.
Да что вы, говорит, черти, нормальных собак кончаете?
Совершенно, говорит, нормальную собаку уконтрапупили.
Брось, говорим, братишка! Какая нормальная, если она кидается.
А он говорит:
Трех нормальных собак у меня в короткое время прикончили. Это же, говорит, прямо немыслимо! Нет ли, говорит, в таком случае свободной квартирки в вашем доме?
Нету, говорим, дядя.
А он взял свою жучку на плечи и пошел. Вот чудак-то!
Вы читали рассказ Бешенство Михаила Зощенко.
- Краткие содержания
- Толстой Лев
- Бешеная собака
Краткое содержание Толстой Бешеная собака
Быль повествует нам о том, как барин приобрёл себе щенка охотничьей породы. Дружок, так звали пса, стал неотъемлемой частью семьи.
Однажды на территорию дома забрела бешеная собака и Дружок, дабы защитить свою семью, вступил с ней в схватку, после чего был заражён. Дружок был взаперти десять дней, но дети по своей неосторожности выпустили его, но был он уже бешеным. Барин лишь ранил пса, а добить сил не хватило, так как, собака начал лизать ему ноги. За него это сделал местный охотник.
Рассказ учит нас, что надо дорожить дружбой и ценить верность, и неважно кто верен человек, или четвероногий.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
Бешеная собака. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Усвятские шлемоносцы Носова
В повести описываются предвоенные дни в 1941 году в селе Усвяты. В книге рассказывается о деревенском быте. Автор описывает жизнь и труд сельских мужиков на поле. Основным персонажем книги является мужчина по имени Касьян
- Краткое содержание оперы Борис Годунов Мусоргского
Драматические события разворачиваются в одном из столичных монастырей, где, спрятавшись от всех, сидит Борис со своей сестрой. Они отказались наследовать царский престол
- Краткое содержание Прус Кукла
Невероятное историческое значение имеет роман Пруса «Кукла». Его выпустили отдельным изданием в газете «Курьер цодзенны» примерно в 1890-е годы. Прус дополнил роман глубоким изучением психологии людей
- Краткое содержание Гоголь Заколдованное место
Это очередная быль, рассказанная дьяком, вошедшая в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Опять речь ведет рассказчик о своем деде. Сам в то время был он еще молод.
- Краткое содержание Абрамов Трава-мурава
Книга Федора Абрамова «Трава мурава» представляет собой цикл нескольких небольших рассказов, связанных между собой по тематике. Практически в каждом из них описана настоящая деревенская жизнь.
Однажды моя подруга пошла в магазин напротив своего дома. Мы сидели компанией у неё дома. Играли в ps 4 и ели пиццу и у нас закончились напитки. Сели мы и начали думать кто пойдёт в магазин. В итоге решили, что всё узнаем за партейкой в карты. Так вот она проиграла и потопола в магазин. Быстренько спустилась по лестнице и побежала в магазин. И по пути встретила свою школьную подругу, с которой не общалась около шести лет. Она везла ребёнка в коляске, а сама была вся в крови. Руки, одежда и лицо, даже на коляски виднелись красноватые пятна крови. Подруга вся перепугалась, позвонила нам, а её подруга как ничего и не заметила. Просто прошла мимо, как ни в чём не бывало. Мы быстро подбежали, стали успокаивать обоих, но её подруги видимо это было не нужно, скорее всего у неё был шок. Так вот повели мы их домой, затащили каляску в квартиру. Набрали её подруге ванну и заварили чай. Как мы узнали позже, она вышла на прогулочку с ребёнком и уже собиралась идти домой, как вдруг на них напала бешенная собака. А проходила она в безлюдном переулке, так что помочь им никто не смог бы. Да и крики скорее всего не услышали. Её подруга, как настоящая мама, боясь за своего ребёнка сама бросилась на собаку. Та покусала её, причём раны были очень глубокие, но скорая, которую мы потом вызвали, сказала, что боятся нечего, но на уколы придётся походить некоторое время, но это не очень большая жертва. Так, вот на чём я остановился, на них кинулась собака. Её подруга закрыла лицо руками и собака вгрызлась прямо в руку, но вскоре отпустила. А та в страхе, что она может кинуться на его ребёнка, взяла собаку за две забних лапы и с бешенным криком порвала её на две части. Зрелище не самое приятное, надеюсь вы никогда такого не увидите. Я конечно знал, что люди в стрессовых ситуацих могут стать сильнее, но не столько. Потом мне объяснил друг, что у собаки нет какого-то сухожилия, и по-этому ей удалось так сделать. Её подруга ещё долго била собаку об асфальт, а потом в состоянии шока повела ребёнка домой.
Натерпелись мы вчера страху. То есть форменный испуг на себе испытали.
Может, член правления Лапушкин до сих пор сидит у себя на квартире, трясется. А он зря не станет трястись. Я его знаю.
А главное, все эти дни были, сами знаете, какие жаркие. Не только, скажем, крупное животное, — клоп и тот может по такой жаре взбеситься, если, конечно, его на солнцепеке подержать.
А тут еще в газетах сообщают: по двадцать шесть животных ежедневно бесятся.
Тут действительно сдрейфишь.
А главное, все эти дни были, сами знаете, какие жаркие. Не только, скажем, крупное животное, — клоп и тот может по такой жаре взбеситься, если, конечно, его на солнцепеке подержать.
А тут еще в газетах сообщают: по двадцать шесть животных ежедневно бесятся.Тут действительно сдрейфишь.
А мы, для примеру, у ворот стояли. Разговаривали.
Стоим у ворот, разговариваем насчет бешенства и вдруг видим — по нашей стороне, задрав хвост, собака дует.
Конечно, она довольно спокойно бежит. По виду нипочем не скажешь, что она бешеная. Хвостишко у ней торчит, и слюны пока не видать. Только что рот у ней подозрительно закрыт и глаза открыты.
В таком виде и бежит.
Добегла она до члена правления. Член правления, конечно, ее палкой.
Ляпнул ее по башке палкой. Видим — собака форменно бешеная. Хвост у ней после удара обмяк, книзу висит. И вообще начала она на нас кидаться. Хотя слюны пока не показывает.
Начала она кидаться, а дворник Володин не растерялся, вооружился камушком и тяпнул ее по башке.
Тяпнул ее по башке. Глядим — все признаки налицо. Рот раскрыт. Слюна вышибает. Хвост колбасой. И вообще накидывается.
Член правления кричит:
— Спасайся, робя! Бешеная…
Бросились мы кто куда. А дворник Володин в свисток начал свистеть.
Тут кругом на улице рев поднялся. Крики. Суматоха.
Тут постовой бежит. Револьверы вынимает.
— Где тут, — кричит, — ребятишки, бешеная собака? Сейчас мы ее уконтрапупим!
Поднялась тут стрельба. Член правления из окон своей квартиры командует, куда стрелять и куда прохожим бежать.
Вскоре, конечно, застрелили собачку.
Только ее застрелили, вдруг хозяин ее бежит. Он в подвале сидел, спасался от выстрелов.
— Да что вы, — говорит, — черти, нормальных собак кончаете? Совершенно, — говорит, — нормальную собаку уконтрапупили.
— Брось, — говорим, — братишка! Какая нормальная, если она кидается.
А он говорит:
— Трех нормальных собак у меня в короткое время прикончили. Это же, — говорит, — прямо немыслимо! Нет ли, — говорит, — в таком случае свободной квартирки в вашем доме?
— Нету, — говорим, — дядя.
А он взял свою Жучку на плечи и пошел. Вот чудак-то!
Рассказ Л.Н.Толстого «Бешеная собака».
(Урок-заставка перед изучением рассказа Л.Андреева «Кусака».)
Цель: Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий гуманность, сочувствие, сострадание, наполнение структуры Я эмоциональное.
I.Орг. момент.
II. Эмоциональная разминка.
Упражнение «Ценности».
Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждому предлагается выбрать карточки с ценностями:
— общественное признание;
— материальный достаток;
— любовь к близким;
— семья;
— удовольствия, развлечения;
— самосовершенствование;
— свобода;
— справедливость;
— честность;
— искренность;
— вера;
— целеустремлённость;
— любовь к животным.
Необходимо выбрать 5 главных ценностей – самых значимых, 2 – не очень значимые в данный момент. Обсуждаем варианты в группах.
-Для дальнейшей нашей работы разобьёмся на новые группы по максимальному совпадению ценностей.
III. Словарная работа. (Погружение в тему) .
— Как вы понимаете значение слова «нравственность».
Д: Нравственный человек – добрый, ответственный, порядочный. Нравственно, когда тебе стыдно за плохой поступок.
— Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами (из словаря Ожегова С.).
— Согласны ли вы с тем, что отношение к животным является критерием нравственности?
Д: Да, так как к животным нужно относиться хорошо, ласково, заботиться о них.
1.Поиск текстовой информации в словах предложения.
На доске:
Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.
— Что вам известно?
Д: Дружок – пес, а не кот, так как кошки не лижут ноги.
Барин – хозяин собаки, так как собаки не лижут чужим ноги.
Собака лижет ногу хозяину, значит, жалеет его.
Дружок просит прощение.
Он чего-то просит.
Дружок – друг – друг для хозяина.
1.Составление рассказа по предложению.
— Попытаемся составить рассказ из 3-4 предложений по этому предложению (работа в группах).
Д: В доме никого не было. Дружок стал играть с вещами хозяина. Когда хозяин вошёл, то увидел разорванные вещи. Чувствуя вину, Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.
Д: На охоте барин стрелял в уток. Одна утка упала среди коряг, а Дружок полез за уткой и поранился. Он не мог идти, кровь сочилась из его лапы. Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.
IV. Знакомство с текстом.
1Извлечение текстовой информации из заголовка.
— Прочитайте название текста на доске:
Бешеная собака.
— Какие вопросы возникли?
Д: Почему бешеная?
Она ведёт себя как бешенная или больная?
Что случилось с собакой?
Что стало потом?
— Написал рассказ для детей Л.Н.Толстой. Какую информацию вам сообщили?
Д: Это поучительная история, так как все рассказы для детей Л.Н. Толстого.
— Толстой сам определил жанр – быль. Что это значит?
Д: Эта история записана с чьих-то слов.
2 Чтение текста (Раздаются печатные тексты, учащиеся молча читают).
3 Беседа по вопросам.
Смысловая обработка информации (работа по группам).
— Что мы узнаём о собаке с первых строк?
— Как выращивали Дружка?
— Зачем Дружок бросился навстречу бешеному псу?
— Почему Дружка заперли в пустую горницу?
— Какие признаки болезни проявились у собаки?
— Как повел себя больной пёс?
— Почему барин промахнулся, стреляя в Дружка, ведь он любил охотиться?
— Зачем Дружок лизал барину ногу?
V. Тренинговые упражнения на развитие личностной рефлексии при обработке текста на уровне смысла.
Задания для обсуждения.
1.Анализ поведения собаки, хозяина (дискуссия «Обсуждение истории»).
— Необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:
А) Кто вызывает наибольшее сочувствие?
Б) Чьи действия были наиболее правильными?
— Обменяйтесь мнениями, желательно прийти к общей точке зрения.
(работа в группах)
-Таким образом, ключевыми понятиями становятся ответственность и гуманность.
2. Устное рисование. Создание рассказа – картины.
— Попробуем мысленно нарисовать картину «Собачья преданность», в которой главной сценой является попытка барина облегчить страдания Дружка. Каждый учащийся будет называть по одному слову- детали, например, двор, и все учащиеся мысленно представляют картину с нарисованным на ней двором. Следующий дополняет – удивлённые дети, другой – испуганная хозяйка и так до тех пор, пока картина не обрастёт деталями.
Повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно следить за тем, что уже названо. (Работа по цепочке).
— Определим у кого самая богатая фантазия (обсуждение).
— Что руководствовало вами при подборе слов – деталей? Какое чувство хотели вы передать?
3. Мысленный эксперимент.
— Предложите новый вариант движения сюжета, который приведёт к благополучному финалу.
Д: Хозяин позвал ветеринара, собаке сделали укол. Дружок пошёл на поправку.
Д: Дружок стал громко лаять. На лай выбежал хозяин с ружьём и застрелил чужого пса.
Д: Дружок понимал, что заболел. Отказался от пищи и вскоре умер.
(в течение эксперимента в любом случае дети приходят к выводу, что трагический финал произведения не избежен, так как бешенство не лечится).
4 Упражнение на понимание смысла.
«Точка зрения».
— Дан один вопрос. Сформулировав ответ, попытайтесь при публичном выступлении одного представителя из группы склонить всех остальных учащихся к своей точке зрения. Члены других групп могут задавать «компрометирующие» вопросы, сбивающие с толку при рассуждении.
Вопрос:
О ком Л.Н. Толстой рассуждает в рассказе: о собаке, о людях, о жизни или о чём-то другом?
Выступление групп.
5 Обыгрывание ситуаций.
Образно – рефлексивное упражнение «Подари себе имя».
— Вспомните конкретное событие, когда с вами рядом был четвероногий друг (собака, кошка и т.д.). Вспомните, где и когда произошло это событие. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите это событие. (1,5 мин.)
— Прошу желающих поделиться своими эмоциями, ощущениями, чувствами.
(3мин.)
— Придумаем новое имя выступавшим, в котором отразится суть полученного эмоционального состояния:
Я тот, который… (делает …) или Я уверен в себе, когда я (делаю…)
Я тот, который помог своей собаке, когда она упала в яму.
6 Обмен впечатлениями друг о друге.
Упражнение «Чемодан в дорогу».
— Завершаем наш урок. Сейчас каждый из вас по очереди будет садиться на этот стул (стул стоит перед классом). Все участники группы будут подходить к вам (порядок действия по вашему желанию) и будут называть те качества, которые проявились у вас в ходе работы в группе. Сначала одно хорошее, которое ярко проявилось, затем то качество, которое вам мешало.
VI. Рефлексия.
— Как бы вы поступили на месте барина, детей?
— Был бы ты благодарен животному, который спас бы тебе жизнь?
Упражнение «Ценности».
— На листочках, которые находятся перед вами, нарисуйте сердце. В центре сердца нарисуйте рамку. Подумайте, в чём состоят три важнейших ценности, которые вечны всегда. Запишите их в рамке внутри сердца.
(замечено, что учащиеся всегда включают ценность- любовь к близким, к животным)
VII.Домашнее задание.
Прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака».