Оборудование: читальный зал
библиотеки.
Цели:
- Дать учащимся первых классов базовые понятия по
основам библиотечно-библиографической
грамотности – «библиотека», «читальный
зал», «абонемент», «книжный фонд»,
«читательский формуляр». - Вызвать у школьников интерес к книге.
- Научить их ориентироваться в библиотечном
пространстве. - Обучить правилам пользования библиотекой.
- Формировать бережное отношение к книгам.
- Знакомство с «Правилами поведения в
библиотеке».
Форма проведения: рассказ о
библиотеке, просмотр красочных изданий книг и
журналов, викторина «Мои любимые книжки».
Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие
ребята! Вы ученики первого класса и на многие
вопросы знаете ответы – как называется дерево,
которое растет под вашим окном, кто живет в море,
какое животное постоянно умывается, как растет
хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой
Премудрой пригласила вас в удивительный дом,
называется он «библиотекой», в нем собраны
путеводители по жизни. «Библио» по-гречески –
книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не
изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили
книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали
на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в
Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии
– на пальмовых листьях. В России в старину
простой люд писал на бересте, а государственные
бумаги – указы и грамоты – на специально
обработанной тонкой коже – пергаменте, который
скатывался в трубочки – свитки. Библиотека –
это дом книг. Здесь живут и дружат между собой
ваши верные друзья.
Василиса Премудрая.
О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
С. Михалков
Библиотекарь. В библиотеке много книг,
журналов, и все это называется книжным фондом.
Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый
человек. Он окружен множеством умных, добрых и
верных друзей. Друзья – это книги. Книги
рассказывают об интересных событиях,
приключениях, приглашают в увлекательный мир,
заманчивый и разнообразный, учат и заставляют
совершенствоваться.
Василиса Премудрая.
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.Л. Охотницкая
Библиотекарь. Библиотека – это
удивительный город, где вместо проспектов и улиц
ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные
полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё
название. И живут в этом чудесном городе ваши
друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А
хорошо ориентироваться в этом удивительном
городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент,
где выдают книги на дом. Несколько дней книга
твоя. Ты можешь читать, перечитывать,
рассматривать картинки. И в назначенный срок
книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна
другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не
беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить
срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их
можно прочесть в нашем читальном зале. Это
справочная литература – энциклопедии, словари,
книги, которые могут понадобиться читателям в
любой день. (Библиотекарь показывает справочную
литературу).
В читальном зале очень интересные книжные
выставки, посвященные важным и интересным
событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и
журналы. (Библиотекарь показывает журналы и
газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский
формуляр (показать), куда записываются все
книги, которые вы прочтете.
Василиса Премудрая.
Книги любят бережное отношение и чистоту.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.Т. Блажнова
Библиотекарь. Книги – как люди:
рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные
причины – время и небрежное отношение к книге.
Книга может полностью разрушится. В нашей
библиотеке есть «Книжкина больница», в
которой ребята помогают книгам, которые
нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую
болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с
вами должны книги и учебники беречь!
Василиса Премудрая. Давайте мы с вами
запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам
дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать,
пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот,
точно также нужно относиться и к библиотечной
книге. В библиотеке книги читают многие дети.
Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно
стараться, чтобы книга после тебя осталась
чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том,
как нужно обращаться с книгой:
Правила обращения с книгой
- Прежде чем начать читать книгу, оберни ее
бумагой или надень обложку. - При чтении книг пользуйся закладкой.
- Не загибай книжные страницы.
- Нельзя книги перегибать. Книга может
рассыпаться на отдельные листочки. - Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
- Не читай во время еды. На страницах появятся
пятна, которые невозможно очистить. - Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими
читателями, надо знать как нужно вести себя в
библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила
пользования библиотекой»).
«Правила пользования библиотекой»
- В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум
мешает другим читателям. - Четко и внятно назови свой класс и фамилию,
чтобы библиотекарь вычеркнул книгу. - С библиотечными книгами надо обращаться
особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как
можно больше учеников. - Библиотечные книги нельзя терять, иначе в
библиотеке не останется ни одной книги. - Книги в библиотеке надо ставить точно на то
место, где вы их взяли.
Василиса Премудрая. Ребята, после
того, как вы познакомились с нашей библиотекой,
давайте поговорим о книгах, которые вам читали
ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами
прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки
любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете.
Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда
ученики будут давать правильный ответ –
показывать книгу, из которой был взят вопрос).
1. Назовите писателя, придумавшего сказочных
персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный
домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя
Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя
Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки
Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).
Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их
автор? Как они называются?
1. «Среди обширной канзасской степи жила
девочка Элли». (А.Волков «Волшебник
Изумрудного города»).
2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его
Балде»).
3. «В одном сказочном городе жили коротышки.
Коротышками их называли потому, что они были
очень маленькие». (Н.Носов «Приключения
Незнайки и его друзей»).
4. «Давным давно, в городке на берегу
Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по
прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой
ключик, или приключение Буратино»).
5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и
маялась: делать ей было совершенно нечего, а
сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл
«Приключения Алисы в Стране Чудес»).
Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:
1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля.
Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу,
скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник
изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя.
В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой
«Золотой ключик, или приключение Буратино»).
Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок
подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в
школьной библиотеке. А сейчас вы можете
самостоятельно выбрать книги на дом.
С помощью одного из учеников библиотекарь
показывает, как правильно выбрать и записать
книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько
человек к полкам с книгами, выбирают себе для
чтения и подходят к столу библиотекаря для
записи.
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления
№31 «Сказка»
Конспект
образовательной деятельности
на тему:
«Что такое библиотека»
Задачи:
*дать детям знания о
библиотеке, (ее помещении, назначении) и о работе библиотекаря (записывает
читателей, помогает выбрать и выдает книги);
*познакомить с
правилами юных читателей;
*уточнить
представления детей о книге (ее роли в жизни человека, об истории ее создания);
*активизировать
словарь по теме (библиотекарь, формуляр, стеллаж;
*воспитывать бережное
отношение, интерес к книге, уважение к труду библиотекаря.
Предварительная
работа:
Чтение «Большая книга
профессий» (Библиотекарь); рассказ-беседа об истории появления первых книг и
библиотек; рассматривание картины «Библиотекарь», загадывание загадок о книгах
и о героях.
Материал: детские книги, журналы, формуляры, мяч,
выставка детских книг
Ход.
Звучит музыка « В гостях у сказки», дети входят и останавливаются около выставки книг.
Воспитатель. Отгадайте
загадку
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает.
Дети. Книга.
Воспитатель. Верно,
это книга. Ребята, говорят, что книга — наш друг. Как вы думаете, почему книгу
называют нашим другом? (ответы детей)
Воспитатель обобщает
ответы детей. Книги сопровождают нас с самого детства всю жизнь. Они нас
веселят, развлекают, учат.
Вы пока не умеете
читать, но любите слушать сказки, рассказы. Назовите свою любимую сказку или
запомнившийся рассказ, покажите книгу друзьям. (Дети называют и показывают свою
любимую книгу)
Вот они, современные
книги: яркие, красочные. Но всегда ли книги так выглядели? Кто из вас знает, на
чем люди писали первые книги в древности?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, давным-давно, когда еще не было
бумаги, слова записывали на чем придется: на камне высекали значки, писали на глиняных
дощечках, на папирусе, пергаменте, коже, березовой коре ( бересте).Уже много
позже люди научились делать бумагу.
Скажите, а где мы
можем взять книги?
Дети. В магазине купить, взять у товарища, в
библиотеке.
Воспитатель. О
библиотеке и о людях, которые там работают, мы сейчас с вами поговорим.
Дети садятся.
Воспитатель. Что такое библиотека?
Библиотека – это
место (здание), где хранятся книги. Библиотека- хранилище для книг. В
библиотеке хранится большое количество самых разных книг: рассказы, сказки, стихи,
словари, учебники, энциклопедии.
Снаружи смотришь — дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем — книги интересные
Стоят рядами тесными.
Люди приходят в
библиотеку, чтобы взять интересную книгу, прочитать ее.
Конечно дома у вас
тоже есть различные книги, но такого разнообразия как в библиотеке, нет ни у
кого. Так, самая большая библиотека на земном шаре находится в Москве в
многоэтажном здании и хранится в ней более 30 миллионов книг на разных языках.
Обычно в библиотеке
есть несколько залов. Зал, в котором книги выдают на дом , называется абониментный
зал или абонимент. В этом зале, на длинных полках стеллажах стоят разные книги.
Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно, в библиотеку. А выдает книги
– библиотекарь. Выбранные книги он записывает вот в такую маленькую книжечку-
карточку), она называется формуляр.
Повторите это новое для вас слово:
формуляр.
Сюда же, в формуляр,
библиотекарь записывает срок, когда нужно вернуть книгу.
Итак, в абониментном
зале мы можем взять книги домой на определенный срок.
Еще один зал —
читальный. В этом зале домой книги не дают. В читальный зал приходят для того,
чтобы посмотреть новые газеты, журналы, прочитать небольшие книги.
Как вы думаете,
какими качествами должен обладать библиотекарь? (добрый, внимательный,
общительный, аккуратный, умный, должен много читать, чтобы много знать и иметь
хорошую память.)
Молодцы! Давайте
немного отдохнем.
Проводится игра с мячом « Кто что делает»:воспитатель бросает детям мяч, называя
профессию, дети ловят мяч и называют действия людей этой профессии ( врач
лечит, портной шьет, библиотекарь выдает книги и т.д.)
Дети садятся,
воспитатель продолжает.
С любым вопросом вы
можете обратиться к библиотекарю, но и вы сами должны соблюдать правила юных читателей, правила бережного отношения с книгами. Как вы думаете,
что это за правила, как надо обращаться с книгами?
Правила юных читателей.
1.
Вовремя возвращай книгу в
библиотеку.
2.
Аккуратно обращайся с
книгами:
*бери книгу только чистыми руками
*не мни, не загибай уголки, не слюнявь страницы
*не бросай и не рви
*не рисуй на страницах, не вырезай картинки
*пользуйся закладкой
Сейчас проверим,
запомнили ли вы эти правила.
Игра « Да- нет»
Если хочется, ребята,
Книжку целый день
читать,
То скажите, может
можно
Вам ее не возвращать?
***
Если вы читали книгу,
Мама – кушать стала
звать,
Можно ли ее на
кухне,
За обедом дочитать?
***
Вам понравилась
картинка
На странице №5,
Может вырвешь ты
страницу.
Чтоб картинку
вырезать?
***
Если черно- белый в
книжке
Мячик, город или дом,
Может можно
разукрасить
Их цветным
карандашом?
Молодцы, вижу, то
правила юных читателей вы запомнили.
Поэтому я предлагаю
вам сегодня в нашей группе открыть библиотеку. Пока в нашей библиотеке будет
работать только читальный зал. Я буду сегодня библиотекарем. Посмотрите сколько
в нашем читальном зале книг, журналов! Но посмотреть их сможет только тот, кто
запишется в библиотеку.
(воспитатель-библиотекарь
занимает рабочее место, дети подходят по очереди, воспитатель заполняет на
каждого ребенка формуляр.) Дети выбирают себе книгу или журнал, проходят за
стол. Воспитатель библиотекарь напоминает об осторожном обращении с книгами,
читает стихотворение.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу, ты, не обижай!
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной ты книжку-
Навсегда
Страницы замолчат тогда.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №153 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
г.Кемерово
Харина Елена Анатольевна, воспитатель
«Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» (формирование словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи), «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным миром), «Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативное развитие, нравственное воспитание), «Художественно-эстетическое развитие (рисование).
Цель: развитие речи, систематизация, обогащение знаний и представлений детей старшей дошкольной группы о библиотеке, ее истории создания и видах, формирование бережного отношения с книгой.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей о библитеке и книгах;
- активизировать и расширять словарь по теме;
- совершенствовать звуковую культуру речи и грамматический строй речи, связную речь.
Развивающие:
- развивать мышление (анализ, синтез, классификацию);
- побуждать развитие фантазии;
- формировать умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к книге;
- формировать отношения дружбы среди дошкольников.
Материал, оборудование:
иллюстрации, предметные картинки с изображением весны, животных весной, перелетных птиц, картинки с изображением птиц – журавль, утка, ласточка, грач, лебедь (по 7-10 шт., общее количество наборов одноименных птиц по количеству детей), клей, кисти, салфетки, картон.
Методы и приемы:
Словесный – беседа, рассказывание, объяснение.
Игровой – дидактические игры «Можно и нельзя», «Загадки».
Практический – физкультурная минутка, практическая деятельность(рисование).
Наглядный – посылка, книги, иллюстрации, предметные картинки с изображением библиотеки.
Материалы и оборудование: посылка с библиотечными книгами.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
Воспитатель вносит посылку с книгами.
Воспитатель: Ребята, что это за посылка? (Заглянуть во внутрь, и загадать загадку.)
Загадка
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает?
(Книга)
Или Кто на свете всех умнее,
Кто всё может и умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас?
(Книга)
Воспитатель: Правильно, ребята, помогите мне распаковать посылку (разложить книги на столе).
Воспитатель: Интересно, откуда столько книг и кто их хозяин? ( Взять любую книгу и обратить внимание детей на внутренний кармашек на переплёте книги.) Ребятам отгадайте, что это за кармашек. (варианты детей).
Воспитатель: Ребята, смотрите здесь есть надпись «Библиотека школы №21». Ребята, а вы знаете, что такое библиотека? (ответы детей).
Воспитатель: Без хорошей книги не обойтись. А где её взять? Можно выбрать книгу дома, можно попросить у товарища, а можно пойти в библиотеку. А что такое библиотека? (предположения детей). Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят: Собрали с любовью, хранят с заботой.
Воспитатель: А когда появились библиотеки на Руси? Это было очень давно, ещё при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку греческих и латинских, книг. Иван Грозный не только сберёг её, но и приумножил.
Воспитатель: Все книги библиотеки этого царя были рукописными. Что означает это слово? ( Ответы детей)
Воспитатель: Если не старинные книги-летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит, «летописи» — это годовые записи.
Воспитатель: Позже волею царя в Москве открыться Печатный двор. Как вы думаете, что делали на Печатном дворе?
Воспитатель: Первые книги печатал здесь мастер Иван Фёдоров. Иван Фёдоров всё делал сам: и винты для своего станка вытачивал, и отливал формы для букв, и печатал. Он придумал и напечатал первый букварь для детей. Были в нём не только буквы, но и цифры, и наставления, и сказки, чтобы не только читать учились дети, но и росли добрыми да умными.
Воспитатель: Сейчас существует и работает много библиотек. Может вы мне подскажете какими бывают библиотеки? (Ответы детей)
Есть библиотеки школьные, районные. Есть библиотеки для взрослых и детей. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные.
Но самая большая библиотека в Москве-Российская библиотека. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобиться много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде-бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда!
Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Книги, газеты, журналы приходят сюда и из других стран. Здесь миллионы книг! Их там так много, что прочитать все просто невозможно, путешествуя по этажам библиотеки, мы все устали, давайте сделаем небольшую разминку. Дети встают в круг.
Физкультминутка.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте.)
От души мы потянулись,
(Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Ну что, отдохнули? Отправляемся дальше.
Ребята, а у вас дома есть книги? (ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, что у вас дома тоже есть библиотека? Как вы думаете, почему и эта огромная библиотека и полка с книгами в вашем доме называются одним словом-библиотека? (варианты ответов детей).
Воспитатель: В самом начале беседы мы узнали, что такое библиотека.(собрание книг, сделанное одним человеком или несколькими людьми). Скажите, а у нас в группе есть библиотека? Конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?
Воспитатель: В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. В длинных ящиках стоят карточки. На каждой — название книги и фамилия автора. А в углу знак — цифры буквы. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.
Воспитатель: Как узнать кто взял книгу из библиотеки?(дети отвечают). Ребята, на карточке в кармашке книги, указана фамилия, адрес и телефон, взявшего книгу.
Воспитатель: Ребята, давайте позвоним в библиотеку.(Взять телефон и звонить в библиотеку).Здравствуйте, это библиотека. Вам звонят из детского сада, нам пришла посылка с книгами, которые не могут найти дорогу домой. У вас книги не терялись?
Воспитатель: Ребята, оказывается эти книги взял в библиотеке ученик 1 класса Вася Растяпкин и вовремя не вернул их. Это стало известно из формуляра, который есть у каждой книги, а в библиотеке на каждого читателя заводят читательскую книжку, где записывают книги и срок на который они выданы.
Воспитатель: Главное условие пользования книгами- это возвращать их вовремя в библиотеку и обращаться с ними бережно.
Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? (Соблюдать тишину, бережно относиться к книгам).
С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.
Книга-самый лучший друг,
Это знают все вокруг.
Книгу можно прочитать,
Руками грязными листать.
Если нравится картинка-
Рви её из серединки.
Книгу бережно держи,
В неё закладку положи.
Книгу в воду не бросай,
Береги и уважай!
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вы знаете, что у русского народа очень много пословиц о книгах.
Воспитатель: А теперь подскажите мне, что нужно сделать с этими книгами? (отнести их в библиотеку) Правильно, сейчас мы с вами проверим книги, не порваны ли они, может их надо подклеить, потом мы аккуратно поместим их обратно в коробку и я отнесу их в библиотеку.
III. Подведение итога.
Ну что ж, понравилось вам путешествие в библиотеку? (Да)
Что вам понравилось больше всего? (Путешествовать)
Напомните мне, пожалуйста, что же такое библиотека? (в ней хранят книги)
Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).
Кто мне скажет, что такое рукопись, летопись?( руками писаная книга, годовые записи лето- год)
Как нужно обращаться с книгами? (нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы).
Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свою книгу.
Учреждение:
МБОУ «СОШ № » г. Суворова
Предложенная автором творческая исследовательская работа по литературному чтению на тему «О чем может рассказать библиотека?» будет интересна для учеников начальной школы, поможет выявить у них интерес к литературе, чтению и посещению библиотек. В проекте дается информация о библиотеке, их пользе, о библиотекаре и правилах читателя в библиотеке.
Созданный учащейся проект по литературе на тему «О чем может рассказать библиотека?» во 2 классе начальной школы содержит интереснейший рассказ о Суворовской детской библиотеке, истории ее основания, а также о том, какие книги хранятся в библиотеке. Автор дает рекомендации, как быстро найти нужную книгу и как понять, о чем пойдет речь в книге, прежде чем решить ее прочесть.
Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как культура чтения в современном мире снижается, дети все больше увлечены гаджетами и виртуальной реальностью, нежели чтением печатаных художественных и научных изданий. Работа «О чем может рассказать библиотека?» поможет обратить внимание детей на книги и привить им интерес к чтению.
Оглавление
Введение
Теоретическая часть.
1. Что такое библиотека?
1.1. Для чего нужны библиотеки?
1.2. Кто такой библиотекарь и каковы его функции?
2. Когда появились библиотеки?
3. Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?
Практическая часть.
4. Детская библиотека города Суворова.
4.1. Библиотекарь
4.2. Абонемент
4.3. Расположение книг по разделам.
4.4. Как найти нужную книгу.
4.5. Содержание книги.
4.6. Тематические выставки в библиотеке.
Вывод
Введение
На уроках литературного чтения я и мои одноклассники узнали много интересного о библиотеках, но всё узнать на уроке невозможно. И мы решили провести исследовательскую работу: узнать, какие ещё тайны хранит библиотека.
Цель проекта: развить потребность в регулярном посещении библиотеки, систематическом чтении, соблюдении правил пользования библиотекой, способствовать развитию интереса к чтению, любви к хорошей книге.
Задачи проекта:
- узнать, что такое библиотека;
- узнать, когда появились библиотеки;
- познакомиться с загадками детской библиотеки г. Суворова.
Объект исследования: Детская библиотека города Суворова.
Предмет исследования: о чем может рассказать библиотека.
Изучаемые вопросы:
Мы пошли в детскую библиотеку, чтобы получить нужную нам информацию по интересующим нас вопросам:
- Какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке?
- В какой книге можно найти информацию об истории хранения книг? Как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам)?
- Как можно найти нужную книгу?
- Где можно получить информацию о содержании книги?
- Какие тематические выставки были в библиотеке?
Что такое библиотека?
Слово «библиотека» греческого происхождения. «Библос» означает «книга», «теке» — «склад, хранилище».
Библиотека — это место где хранится огромное количество книг. И любую из этих книг можно взять домой и прочесть, но только потом ее придется вернуть. Причем вернуть её надо в том виде, в котором ты её брал. То есть не стоит в этой книге рисовать или выдергивать страницы.
Обычно в помещении библиотеки расположены стеллажи и полки, на которых ровными рядами выстроены книги. Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый читатель быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.
Библиотеки бывают:
- Публичные библиотеки — обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями.
- Специальные библиотеки — собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
- Научные библиотеки — это библиотеки, обеспечивающие развитие науки.
- Школьные библиотеки — нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса .
Когда появились библиотеки?
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке приблизительно в 2 500 году до н. э.
Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных клинописных табличек.
Еще жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.
Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.
Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. В ней хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов. Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В старинной библиотеке монастыря св. Флориана в Австрии находится около 30 000 книг.
Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.
Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек. Библиотечные фонды стремительно разрослись.
Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.
Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг.
Для чего же нужны библиотеки?
Когда читаешь книги, можно узнать очень много интересного и познавательного. При этом повышается уровень культуры, расширяется кругозор, с начитанным человеком интересно общаться. В тихой спокойной обстановке есть возможность подготовить доклад или реферат на заданную тему.
Кто такой библиотекарь и каковы его функции?
Библиотекарь — это человек, который много знает, знает названия всех книг, новинки литературы. Это умный, творческий, образованный человек, интересный, который всегда придет на помощь читателю. Библиотекарь поможет, если вдруг возникнут трудности при поиске необходимой книги.
Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?
Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом.
1. Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга.
2. Книги надо любить и беречь, ведь они предназначены для массового пользования. Поэтому нельзя их обрисовывать, загибать и мять страницы.
3. В библиотеку не стоит заходить с едой и напитками, на книгах могут остаться жирные пятна. Надо помнить, что этой книгой после вас будет пользоваться кто то другой.
4. Если книгу взяли домой, нельзя её терять, забывать в транспорте или в другом месте. Тогда придётся покупать такую же, но чаще всего найти такую книгу очень сложно, поэтому придётся возвращать её стоимость.
5. Находясь в читальном зале, можно подходить к книжным полкам и искать нужную литературу. Но необходимо запомнить, в каком месте стояла та или другая книга для того, чтобы вернуть её туда же, так как следующий читатель или библиотекарь будет искать книгу там, где она стояла.
Детская библиотека города Суворова
Детская библиотека города Суворова входит в состав Муниципального учреждения культуры «Суворовская межпоселенческая централизованная библиотечная система».
Суворовская детская библиотека была открыта в октябре 1955 года. В библиотеке работают два зала – абонемент и читальный зал. Фонд детской библиотеки составляет 20773 экземпляров книг и журналов. Более 1500 тысяч человек являются читателями библиотеки.
В библиотеке работает экологический клуб «Почемучка», где ребята знакомятся с наукой экологией и учатся дружить с природой. А помогают им в этом любимые сказочные и лесные звери. А литературные герои кукольного театра «Улыбка» встречают юных читателей в стенах библиотеки Суворова города уже 26 лет.
Наряду с традиционными формами библиотека использует новые: презентация, букдайвинг, литературная ярмарка, эрудит-лото, виртуальные экскурсии.
В нашей детской библиотеке очень много книг, энциклопедий, справочников, периодических изданий и все это называется книжным фондом.
Библиотекарь Суворовской детской библиотеки
Когда мы пришли в библиотеку нас встретила библиотекарь. Чуткая и доброжелательная, она познакомила нас с книгами, показала что есть в детской библиотеке и рассказала о правилах поведения в библиотеке и о том, как обращаться с книгами. Библиотекарь готова всегда прийти на помощь в выборе нужной книги.
Абонемент в Детской библиотеке г. Суворова
В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал.
Абонемент это место, где я могу взять заинтересовавшую меня книгу на дом.
Самые ценные книги находятся в читальном зале. Это словари, энциклопедии, справочники и новые номера детских журналов. В читальный зал можно прийти после школы и почитать любимые журналы.
В нашей детской библиотеке есть много энциклопедий, справочников и периодических изданий. Вот некоторые из них.
Журналы «Дисней», «Барби», «Мой друг кошка», «Эрудит», «Лунтик».
Энциклопедия «Семь чудес света», справочник «Неорганическая химия».
Как расположены книги по разделам?
Книги в библиотеке расположены и в алфавитном порядке, и по тематическим разделам (например «Сказки», «Русская литература», «Зарубежная литература», «Техника», «Математика»)
Как можно найти нужную книгу?
Книги разделены полочными разделителями, за разделителями стоят книги, фамилии авторов которых начинаются с буквы, указанной на разделителе. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б — Барто, Бианки и так далее. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Например, сборник «Круглый год» — за разделителем К.
Где можно получить информацию о содержании книги?
Информацию о содержании книги можно получить из аннотации. Аннотация печатается в начале книги. Аннотация это краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства книги, помогает читателю сориентироваться в их выборе.
Какие тематические выставки были в библиотеке?
С помощью тематических выставок можно познакомиться с книгами. При посещении нами библиотеки, в библиотеке проходила выставка «Чудо, имя которому книга». Мы узнали о роли книги в жизни человека, познакомились с пословицами и поговорками о книге и чтении.
Где книгам не скучно, где книгам есть место, библиотека – волшебное место!
Я очень люблю ходить в библиотеку, потому что:
- Здесь царит особая “книжная” атмосфера.
- В библиотеке можно почитать интересные книги.
- Отыскать множество познавательных книг на любую тему.
- Научиться самостоятельно выбирать книги.
- Познакомиться с литературными героями.
- Принять участие в мероприятиях и просто пообщаться с друзьями.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Что такое библиотека? Кто может этого не знать в наше время? Библиотека — это хранилище для книг, место, где художественную книгу можно взять на некоторое время и почитать.
Но, оказывается, библиотека – это ещё и научный центр, где можно найти знания по всем направлениям: медицина, история, космонавтика, робототехника и многие другие.
Это, также, государственное учреждение со своими правилами жизни. Как читатель ты должен знать их и выполнять: взятую книгу нужно возвращать вовремя, не пачкать, не перегибать листы, не делать пометок, пользоваться закладкой. Существует две формы деятельности библиотеки: абонемент и читальный зал. По абонементу книгу можно взять домой на определенный срок. Если книга редкая или очень ценная, можно заказать её для работы в читальном зале. Это – общие правила. Но самих библиотек множество видов: школьные, детские, научные и публичные, городские и сельские, государственные и частные, и даже электронные. Знакомство обычно начинается со школьной библиотеки, где вам всегда помогут и подскажут, куда можно забежать на любой переменке. Но если нужной книги вдруг не оказалось, тогда ваш путь лежит в детскую библиотеку.
Современная библиотека — это и информационный центр, где вы можете насладиться совершенно доступным и бесплатным интернетом. Но интернет хорош тогда, когда вы знаете точно, из какой книги вам нужен отрывок или у вас очень мало времени на поиск нужной книги. Совсем другое дело пройтись самому вдоль книжных полок и выбрать что – то себе по вкусу, это хорошо развивает любознательность и воображение.
Библиотека – это ещё и наша живая история. Ведь библиотекой пользовались люди ещё тысячи лет назад. Не беда, что книги могли выглядеть совсем иначе, например, как свиток папируса или глиняная табличка. Да и саму библиотеку мы бы, наверное, не узнали. Она была больше похожа на склад с бочками или плитками. Но, тем не менее, уже тогда она включала книги по истории государств и жизни людей. И учёные до сих пор пользуются этими накопленными тысячелетиями знаниями.
Но самое главное всё – таки, не это. Библиотека – ваша возможность общаться с людьми, с книгой, с любимыми героями. Ведь там часто проводятся встречи с известными и не очень писателями, презентации новых книг, выставки на самые различные темы и так далее. А как приятно взять в руки совсем новенькую книгу и почувствовать себя в роли первооткрывателя! Или, наоборот, тебе попадётся порядочно уже зачитанная книга, но, как часто, именно она становится самой любимой. Ведь именно в таких книгах «живут» твои сверстники: Том Сойер, дети капитана Гранта. Эти книги читают и перечитывают по много раз. Ими хочется поделиться с друзьями. Именно поэтому они могут выглядеть потрёпанными. Но всё – равно, как приятно с ними общаться! Электронная книга никогда не принесёт такой радости, как эта – живая!
Вот и получается, что библиотека – не просто хранилище книг, это встреча с неизвестным, волнующим тебя миром.
Конспект занятия – экскурсии в библиотеку «Путешествие в страну «Читалию»
Цель:
- Познакомить детей с библиотекой.
- Познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
- Дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг).
- Рассказать о том, какой книга была в древности.
- Закрепить на практике знания ПДД, при переходе через перекресток.
Развивающие:
- Обогащение словарного запаса: библиотекарь, стеллаж, книжные полки.
- Активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к книге, бережное отношение, любознательность.
- Воспитывать уважение к труду библиотекаря.
- Воспитывать культуру общения.
- Воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Ход экскурсии:
1. Вводная часть.
Воспитатель загадывает детям загадки о книгах и библиотеке.
- Без языка и голоса,
А все расскажет. (Книга)
- С наружи смотришь — дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными. (Библиотека)
Воспитатель: — Ребята что такое библиотека?
Дети: — Дом, где живут книги.
Воспитатель: — Ребята, а зачем нам нужна библиотека?
Дети: — Библиотека нам нужна для того чтобы взять книги во временное пользование в группу.
Воспитатель: — А какие книги бывают в библиотеке?
Дети: — Книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.
2. Введение в тему занятия. Дети с воспитателем идут в библиотеку.
Воспитатель: Вот мы и пришли в библиотеку, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.
Дети:
— надо внимательно слушать
— разговаривать можно только шепотом
— если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
— взял посмотреть, положи на место
Воспитатель: Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь книг! Какие книги вам знакомы?
— А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять?
Ответы детей: У друга попросить, купить.
Воспитатель: Конечно, книгу можно купить, попросить у товарища, а можно взять в библиотеке.
Воспитатель: Я приглашаю вас в волшебную страну –Читалию, то есть в школьную библиотеку.
Воспитатель: Кто самый главный в библиотеке?
Дети: — Библиотекарь.
Воспитатель: — Правильно. А чем занимается в библиотеке библиотекарь он нам сейчас расскажет и покажет.
3. Основной этап.
Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…
Давайте попробуем отгадать загадку:
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай. (Библиотека)
Библиотекарь: Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем.
Библиотекарь: А зачем нужно читать книги?
Ответы детей.
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Итак, библиотека – это дом книги.
В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках — каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.
Посмотрите, сколько здесь красочных книжек. И все они стоят в определённом порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе написано: «Про пернатых и косматых». Какие книги стоят на этой полке?
Дети: Про птиц и животных.
Библиотекарь: А вот – «Про седую старину, про героев и войну».
Библиотекарь: О чём эти книги?
Библиотекарь: Правильно, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного из истории нашей Родины, о воинах и их славных подвигах. А вы любите стихи?
Дети: читают стихи.
Библиотекарь: Молодцы! На этих полочках вы найдёте много стихов. А каких поэтов вы знаете?
Дети: К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков и др.
Библиотекарь: Ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок»! На этой книжной выставке представлены сказки – на любой вкус. Какие сказки вы знаете? (Ответы).
Библиотекарь: Когда вы записываетесь, на каждого заводится карточка. (формуляр), где указывается ваша фамилия, имя, класс.
Библиотекарь: Дети отгадайте загадку?
У стены большой и важный
Шкаф стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильжов прочли уже. (Книжный шкаф)
Библиотекарь: Правильно ребята все книги в библиотеки хранятся на книжных полках, затем шкафах. Нужно прочитывать книгу до конца. Можно рассматривать картинки. Нужно пользоваться специальными закладками.
Библиотекарь: Ребята, где можно прочитать редкие экземпляры книг?
Дети: — В читальном зале.
Библиотекарь: Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите почему? Потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.
В читальном зале тишина нам особенно нужна.
Уходите. Разговоры, в вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать, фантазировать, мечтать…
Библиотекарь: В этом зале, взяв в руки любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с любыми сказочными героями. С кем бы вы хотели встретиться?
Библиотекарь: Сейчас я задам вам вопросы по сказкам, будьте внимательны!
Вопросы викторины:
- Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
- Какие волосы были у Мальвины? (Голубые)
- Кто одолел Тараканище? (Комар)
- Кто доставил Айболита в Африку? (Орёл)
- Кто произносил эти слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (Царевна)
- Кто спас Дюймовочку от крота и мыши? (Ласточка)
- Что несла бабушке Красная шапочка? (Пирожки и горшочек масла)
- Где спрятался седьмой козлёнок в сказке «Волк и семеро козлят»? (В печке)
- Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»? (Емеля)
- В кого превратился Гадкий утёнок? (В лебедя)
Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.
— Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:
Библиотекарь: Ребята как нужно обращаться с книгой?
Правила обращения с книгой
- Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
- При чтении книг пользуйся закладкой.
- Не загибай книжные страницы.
- Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
- Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
- Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
- Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь: А, как нужно правильно читать книгу?
Дети: — Нельзя читать лежа, нельзя загибать листы, нельзя читать при плохом освещении.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.
«Правила пользования библиотекой»
- В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
- С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
- Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Я хочу задать вопросы заведующей школьной библиотеки…
— Люди, каких профессий работают у вас в библиотеке?
— Много детей записаны в вашей библиотеке?
— А вам нравится ваша профессия?
— А как можно записаться в вашу библиотеку?
— Кто привозит вам книги?
— Откуда их привозят?
— Дети всегда вовремя сдают книги?
— Как долго можно читать книги? На сколько дней они даются?
Библиотекарь: Кто желает записаться в нашу библиотеку, милости просим. Здесь вас ждут интересные книги, а значит знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых встреч!
4. Итог экскурсии. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы).
Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?
Дети: Тихо, не шуметь!
Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь?
Дети отвечают.
Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке.
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и прощаются.
< Предыдущая | Следующая > |
---|