Рассказ про блокадный хлеб 2 класс

Тематический классный час «Блокадный хлеб»

2 класс

1.
Организационный момент.

2. Сообщение
темы классного часа.

УЧИТЕЛЬ: В наступающем 2020 году всероссийский праздник, посвященный Дню Победы
отметит юбилейную дату – 75 лет, ровно столько прошло с момента окончания
Второй Мировой войны. 

— Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.
Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой  страницей. А
посвящена она будет блокадному Ленинграду.

— Тема нашего
классного часа: «Блокадный хлеб (слайд 1)

3. Основная
часть.

— Дети, а что за
город Ленинград?

Сейчас этот город
называют Санкт-Петербург. Второе его название — северная столица нашей страны.
8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон окружённым врагом.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
“Блокадный Ленинград”

Учитель: в наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым»… Это конечно
так, если не задуматься об истиной цене хлеба. В старину говорили: «Хлеб- всему
голова». Хлеб считался священным символом еды. Народ веками складывал о нем
поговорки, поэты воспевали в своих лирических стихах, а художники изображали
его на своих полотнах. Особенно трогателен до слез в живописи и в стихах образ
блокадного хлеба. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была
настоящая цена этого кусочка черного хлеба. Иногда цена этого маленького
кусочка хлеба равнялась цене даже не одной человеческой жизни.
большая беда.

— Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха,
целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением
другого соляровым маслом. Есть который можно было, как говорили сами
блокадники, «только запивая водой и с молитвой».. Но и сейчас нет для них
ничего дороже него.

С тех пор прошло много лет, но до сих пор щемящей болью отражаются в
сердце проникновенные строки Лидии Хямеляниной… 

Блокадный хлеб 

Я вспоминаю хлеб блокадных лет, 

Который в детском доме нам давали. 

Не из муки он был – из наших бед, 

И что в него тогда только не клали! 

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, 

С корой. Колючий так, что режет десна. 

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой. 

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда 

Хлеб мы по два-три дня не получали. 

Мы понимали, что война – это беда. 

Но каждый день с надеждой хлеба ждали. 

Не дни мы голодали, а года. 

Хоть раз наесться досыта мечтали. 

Кто видел, не забудет никогда, 

Как с голоду детишки умирали.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября
1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.

— Первая блокадная
зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими
метелями, сильными ветрами.

— В Ленинграде не
было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень
холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.

Сотни тысяч ленинградцев
погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха,
обстреливали из пушек.

В Музее блокады
Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у
посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с
отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно
слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка.

Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года.
Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800
граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего
понижений было пять. Последнее случилось в декабре 1941 года, когда
максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех
остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу.
Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба. Замерз основной
водопровод, хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду из прорубленных в Неве
лунок. Но много ли ведрами натаскаешь?

Очереди за хлебом растянулись на несколько суток, хлеб начали выдавать
мукой. «Получает человек муку, садится, потому что от усталости идти …не
может, и хватает из мешка эту муку и прямо её ест…»
— вспоминает
ленинградец Александр Тихонов.

Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду
Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога
жизни», — стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали
понемногу увеличивать.

Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении
паспорта. При утере обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в
первые месяцы блокады было огромное количество краж этих карточек.

Говорят, что
блокадный хлеб был без запаха и вкуса? Но вот что говорит об этом жительница
Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню
этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным
запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было
мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий
запах»… 

4. Практическая
работа.

— К сожалению, и в
наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают от голода и
болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они
протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.

— Я предлагаю и вам
внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем создать плакат
о мире, о победе.

— У вас на столах
лежат голуби. Голубь – это символ мира. Придумайте и напишите на своих голубях
синонимы к слову мир, пожелания о мире.

* Дети пишут
пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На ватмане заголовок:
«Мы за мир!»

5. Подведение
итогов.

— Ребята, что вы
чувствуете, глядя на нашу работу?

* Выслушиваются
ответы детей.

— Я полностью
присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды. И
пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Мир – это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен всем!

Мир! Мир! Мир!

Классный час «Блокада Ленинграда».

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

       22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков. ( 1 слайд)

Ученик:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ученик:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

      Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.( 2 слайд) (3 слайд)

 Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы — более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. ( 4 слайд)

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.(5 слайд)

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

    Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

    Началась блокада. ( 6 слайд)

     Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (7 слайд) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла — уничтожению города и его населения. (8 слайд)

     Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». (9 слайд)

    В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

    Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города — звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город — крепость.(10 слайд)

   Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.(11 слайд)

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

      20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд)

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

     Представьте хлебную карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (13 слайд)

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. (14 слайд)

     Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

  • «Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»
  • «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
  • «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»
  • «Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»
  • «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»
  • «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»
  • «Савичевы умерли»
  • «Умерли все»
  • «Осталась одна Таня»(17 слайд)

     При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

(18 слайд)

     В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

    Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (19 слайд) 

   « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

Давайте с вами попробуем выполнить задание. Представьте, вы находитесь в Лениграде в далеком 1944 году. Вам передали сигнал. Воспользуясь азбукой Морзе, попробуйте перевести послание и понять его.

Если вы правильно все сделаете, мы все узнаем, что же везут в Ленинград.

-….   …—                                    63

—   —   -.  -.  -.—                           тонны

—   ..-   -.-  ..                                 муки

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк,
Поломка эта — не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

     Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

     Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки —
После похорон.

     Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

     Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».(21 слайд)

    Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (22 слайд)

     27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд)

 Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.(24 слайд)

     За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

     Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (25 слайд)

     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.(26 слайд)

      В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. (27 слайд)

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.(28 слайд)

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ

Тема.«Блокадный хлеб»

Цели: создать условия для духовно-нравственного развития детей;

формировать у учащихся знания подвигах защитников Родины во время Великой Отечественной войне;

воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование, экран;

,рисунки

  • презентация

Ход мероприятия:

Рассказ учителя
22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу .

Сегодня мы будем говорить о блокаде Ленинграда. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

-Как вы думаете почему?

Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел — все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение — вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.

Перед командующим группой армии «Север» генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», — цинично пророчествовал он.

Во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Развитие нашей страны и ее зернового хозяйства когда-то прервало начало Великой Отечественной Войны. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.
«Хлеб всему голова».

— А знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы произвести хлеб?

И как тут ни вспомнить замечательную пословицу:

«Хлеб, который ты ешь сегодня утром, Бог создавал всю ночь».Все-таки, хлеб — это все же живой труд.
Это страшное слово «БЛОКАДА»
Из воспоминаний……..
Война застала мою прабабушку Сусанну в Ленинграде. Было ей не полных 12 лет…В сентябре в жизни ленинградцев появилось новое слово — «БЛОКАДА» — тогда еще никто не представлял последствий этого явления. 
….«Я хорошо запомнила 10 сентября 1941 года. Мы с подружками ходили в кино. Сеанс прервали, ужасно завыла сирена. Все выбежали из зала на улицу и увидели в небе немецкие самолеты». Это был первый налет. Очень скоро в обиход ленинградцев вошло еще одно страшное слово «ЭВАКУАЦИЯ. Народу на улицах почти не стало, бегали только кошки и собаки. Дома пустовали. «Мы с ребятами бегали и играли в этих пустых домах. Квартиры были открыты, брошены с вещами, сколько мы их видели, заходили, смотрели, как жили люди, но никто не брал ничего чужого. А ведь все было открыто, бери, что хочешь».
…«Много страшного было вокруг, но у меня перед глазами, как сегодня, стоит один случай. Было самое начало блокады. Мы с мамой ехали в трамвае. Вдруг наш трамвай почему-то остановился, а до остановки мы еще не доехали. Вагоновожатая показывала что-то на рельсы. Все пассажиры вышли наружу и увидели жуткое зрелище: огромное полчище крыс направлялось из города, где даже этим тварям не выжить. Мы с ужасом смотрели вслед уходящим крысам». Наверняка, каждый из них вспоминал пословицу о крысах, первыми бегущих с тонущего корабля. По вечерам в квартирах жители закрывали окна тряпками, чтобы не было видно света. Ночью фашисты облетали Ленинград и если где-нибудь видели свет, то тут же начинали бомбить.«Дома у нас был ужасный холод. Мы уже сожгли все стулья, печурку топили утром чуть-чуть и вечером». Топили не ради тепла — это была роскошь, топили, чтоб растопить снег или сварить что – либ

О, мы познали в декабре —не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,наш хлеб насущный, ленинградский…

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба   населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300г хлеба, а все остальные — по 150г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масла — 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.

Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады — 250г на рабочую карточку и 125г — на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи.

В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно.

В ноябре ленинградцы начали умирать от голода, цинги и дистрофии. Крайняя степень истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины уходили раньше женщин, потом подростки. Всего за время блокады в городе умерло свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации.

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 г. в поселке Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.

 Смерть могла наступить в любой момент, в любом месте, люди падали на улице. Часто те, кто пытался отвезти на кладбище своих умерших близких, умирали по дороге туда.

В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер. Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы обрушившихся зданий, спасая пострадавших, отражали налеты бомбардировщиков и стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и оберегали город ото льда и снега. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. «Все для фронта, все для победы!» — это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

 Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась. Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.  В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и деятели культуры

.

 17 сентября 1941 года по Ленинградскому радио выступил Д.Д. Шостакович: «Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом… Два часа назад я закончил две первые части музыкального произведения…» Это была знаменитая Седьмая симфония

В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни — водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября.

По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика.

 Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства. 20 ноября 1941 г. по Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в осаждённый город были доставлены первые 63т муки. 22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия. Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд.

27 января 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята, и торжественный салют возвестил миру, что Ленинград полностью освобожден.

Так пусть же мир сегодня слышит салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит победоносный Ленинград!

Тематический классный час «Блокадный хлеб»

2 класс

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы классного часа.

. Рассказ учителя

22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск

составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник

хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы

стремительно прорывались к городу .

Сегодня мы будем говорить о блокаде Ленинграда. История знает немало примеров

героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические

страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей

человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900

дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

Как вы думаете почему?

Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа.

Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел все это для

ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на

классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей.

Тема нашего классного часа: «Блокадный хлеб (слайд 1)

3. Основная часть.

Дети, а что за город Ленинград?

Сейчас этот город называют СанктПетербург. Второе его название

северная столица нашей страны. 8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон

окружённым врагом.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА “Блокадный Ленинград”

Учитель: в наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым»… Это конечно так, если не

задуматься об истиной цене хлеба. В старину говорили: «Хлебвсему голова». Хлеб

считался священным символом еды. Народ веками складывал о нем поговорки, поэты

воспевали в своих лирических стихах, а художники изображали его на своих полотнах.

Особенно трогателен до слез в живописи и в стихах образ блокадного хлеба. Страшно

даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого кусочка

черного хлеба. Иногда цена этого маленького кусочка хлеба равнялась цене даже не одной

человеческой жизни.большая беда.

Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды,

отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым

маслом. Есть который можно было, как говорили сами блокадники, «только запивая водой

и с молитвой».. Но и сейчас нет для них ничего дороже него.

С тех пор прошло много лет, но до сих пор щемящей болью отражаются в сердце

проникновенные строки Лидии Хямеляниной…

Блокадный хлеб

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по дватри дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда.

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872

дня.

Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими

морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.

В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах

было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.

Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили

Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.

В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой

интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги

с отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово:

«хлеб». Это блокадная хлебная карточка.

Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года. Июльскую норму

можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к

началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было пять.

Последнее случилось в декабре 1941 года, когда максимальная норма составила 200

граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Запасы продовольствия к тому

времени практически подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни

воды, ни хлеба. Замерз основной водопровод, хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду

из прорубленных в Неве лунок. Но много ли ведрами натаскаешь?

Очереди за хлебом растянулись на несколько суток, хлеб начали выдавать

мукой. «Получает человек муку, садится, потому что от усталости идти …не может, и

хватает из мешка эту муку и прямо её ест…» вспоминает ленинградец Александр

Тихонов.

В ноябре ленинградцы начали умирать от голода, цинги и дистрофии. Крайняя степень

истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге

на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины

уходили раньше женщин, потом подростки. Всего за время блокады в городе умерло

свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время

эвакуации.

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру

известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в

котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие

родственники. Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось,

она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 г. в поселке

Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным

документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе, а сегодня находится в музее

Пискаревского кладбища.

Смерть могла наступить в любой момент, в любом месте, люди падали на улице. Часто

те, кто пытался отвезти на кладбище своих умерших близких, умирали по дороге туда.

В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер.

Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы

обрушившихся зданий, спасая пострадавших, отражали налеты бомбардировщиков и

стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и оберегали город

ото льда и снега. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов

рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. «Все для фронта, все

для победы!» это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше

ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И

молодежь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» на заводы и

фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы

достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и

девчонки были награждены орденами и медалями.

Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них

было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась. Город жил и боролся. Заводы

продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь

велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков. В городе выходили

газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые

и деятели культуры

Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского

озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», стало чуть

легче, и с конца января 1942го года пайки начали понемногу увеличивать.

Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта.

При утере обычно не возобновлялись. В том числе изза того, что в первые месяцы

блокады было огромное количество краж этих карточек.

Говорят, что блокадный хлеб был без запаха и вкуса? Но вот что говорит об этом

жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор

помню этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С

удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в

нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий

запах»…

4. Практическая работа.

К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают

от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они

протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.

Я предлагаю и вам внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем

создать плакат о мире, о победе.

У вас на столах лежат голуби. Голубь – это символ мира. Придумайте и напишите на

своих голубях синонимы к слову мир, пожелания о мире.

* Дети пишут пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На

ватмане заголовок: «Мы за мир!»

5. Подведение итогов.

Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу?

* Выслушиваются ответы детей.

Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют

мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Мир – это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен всем!

Мир! Мир! Мир!

Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре — сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам. …О, мы познали в декабре – не зря «священным даром» назван обычный хлеб. И тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь: таким людским страданьем он, такой большой любовью братской для нас отныне освящен, наш хлеб насущный, ленинградский.

О. Ф. Берггольц

Стремительное продвижение германского вермахта летом-осенью 1941 года создало угрозу и для Ленинграда, второго по величине города СССР. Однако сил на то, чтобы захватить город, у гитлеровцев уже не осталось. Тогда, как известно, по личному распоряжению фюрера и началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня.

В наши дни мы чтим память защитников города, рабочих и мирных жителей которые единым фронтом сплотились против захватчиков и не пропустили их в родной город. В тяжелейших условиях людям приходилось работать, сражаться и вести повседневную жизнь, не теряя человеческого лица от голода. И самым важным для защитников города ресурсом стал знаменитый блокадный хлеб, на котором во многом и держалась оборона города. И именно кусочек хлеба во многом стал символом блокады.

Суровая необходимость

Перед началом блокады произошло ужасное: немецкая авиация совершила налет на ленинградские Бадаевские склады. 23 немецких бомбардировщика положили бомбы так точно, что в одночасье выгорело свыше 3 тысяч тонн муки. Скорее всего, их на склады навели. Город был окружен, продовольствие брать было неоткуда. Еще с 18 июля в Ленинграде введены карточки. А с 8 сентября – фактического начала блокады – хлебная порция стала систематически снижаться.

Блокадная лепешка

Всего снижений было пять, и с 800 июльских граммов порция упала до 200 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Сейчас нам сложно это понять, но вы можете вспомнить одну из разрезанных краюшек черного хлеба, которые вам давали в школе к обеду, это даже чуть больше, чем 125 граммов. Но похож ли он был на наш современный хлеб?

Блокадный хлеб

Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, но со временем, когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим те суровые годы.

Карточка и хлеб

«Стандартный», если можно так выразиться, состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.

Но это лишь один из вариантов. По старой русской традиции в ход могла пойти и лебеда, и древесная кора, и сосновый луб. Добавляли также лузгу, рисовую мучку, соевый шрот или отруби. Мука тоже часто менялась, использовалась любая – от ячменной до кукурузной. В целом рецепт хлеба мог меняться ежедневно. Специалисты Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения придумывали самые немыслимые варианты, лишь бы накормить хоть чем-то горожан.

И ещё карточка и хлеб

Хлеб даже доставали со дна Ладожского озера – из кузовов утонувших машин и подвод. Мука в центре такого мешка была еще сухая, а мокрую сушили и эту корку перемалывали для производства хлеба. Первые рейсы по Дороге жизни везли муку – такую нужную для блокадного хлеба. Везли из-за тонкого льда сначала на подводах и только позже – на грузовиках. Несмотря на круглосуточную работу Дороги жизни, первая зима в Ленинграде стала самой суровой, в ее ходе блокадный хлеб сохранил жизнь сотням тысяч наших соотечественников, а ведь это были крохи по современным меркам.

Первая партия муки пришедшая по «Дороге жизни»

С хлебом связаны и подвиги, и потери. Например, известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.

Блокадный хлеб

Говорят, что у блокадного хлеба не было ни вкуса, ни запаха. Вокруг пекарен не распространялся такой хорошо знакомый нам аромат от теплой свежеиспеченной буханки хлеба. Но у блокадников другое мнение:

«До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см, черный, липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах».

Зинаида Павловна Овчаренко, жительница Ленинграда, пережившая блокаду.

Обложка: pinterest.ru

Смотрите также:

Кошки блокадного Ленинграда

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Город-крепость на Неве

Краткий курс истории. Таня Савичева

Я не сдамся: истории из дневника непокоренного Ленинграда

Методическая разработка классного часа

«Хлеб блокадного Ленинграда»

Тема классного часа: «Хлеб блокадного Ленинграда»

Цели:

Дидактические:

  • создать условия для формирования представления о Блокаде Ленинграда

Развивающие:

  • развивать желание обогащать свою жизнь новыми знаниями;

  • расширить социальный опыт учащихся

Воспитательные:

  • воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;

  • воспитывать чувство патриотизма; долга; чувство сострадания и гордости за людей, переживших блокаду и несломленных обстоятельствами.

Оборудование: Мультимедиа (для презентации слайдов, видео); хлеб, выпеченный по рецепту, который использовался в Ленинграде в дни блокады; весы с кусочком хлеба в 125 грамм; метроном; выставка фотографий.

Ход мероприятия:

Оргмомент

Слайд 1

— Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Давно закончилась война. Много трагических событий и славных побед произошло в годы ВОВ. Слайд 2 Одно их них – Блокада Ленинграда — 871 день мужества и героизма.

Сообщение темы мероприятия:

Слайд 3

 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.

      Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому, один из основных ударов они направили на этот город, с целью стереть его с лица земли.

Слайд

Для осуществления этого варварского замысла фашисты бросили к городу огромные силы — более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Слайд

Но они глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Слайд

Однако, несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

8 сентября 1941 года началась блокада.

Изучение материала.

Слайд

Значение слова блокада. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Блокада

— окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к сдаче или прекращению военных действий.

Слайд

Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать город.

Слайд

Днем — из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы.

Слайд

Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

Слайд

На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

Во время войны заклеивали окна крест-накрест, таким способом люди пытались не допустить разбивания стекл при бомбежке, чтобы сохранить подольше целыми. Светомаскировку организовывали завешиванием окон полностью черной бумагой, одеялом, покрывалом или еще чем другим не пропускающим свет.

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города — звучит радио, значит, город живет и борется.

  Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Начался голод. В городе не хватало продуктов.  Были введены продовольственные карточки. Хлеб стал главным продуктом питания блокадников. Сегодня на классном часе мы поговорим с вами какое значение хлеб имел в эти страшные дни, ведь именно хлеб становится единственным источником жизни и надежды.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. Получить хлеб можно было по хлебной карточке — бумажному листочку, расчерченному на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк. При утере карточка не возобновлялась.

125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день..

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины, жмыха, обойной пыли, выбоек из мешков, хвои. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низко калорийными. За этим кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно.

Показ пайки хлеба

Вы знаете, как ели блокадный хлеб?

— Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна… И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике.

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. (14 слайд)

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». 

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили

«Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк,
Поломка эта — не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

СИРЕНА.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла в дни блокады от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941

года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года она умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд)

видео

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.(24 слайд)

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (25 слайд)

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.(26 слайд)

  В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. (27 слайд)

Ученик 2:

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Учитель: Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Минута молчания.

Актуализация полученных знаний.


– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день?
-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.
-Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).

Рефлексия.

На столе у вас лежат листочки-шаблоны. Напишите мини-сочинение на тему: «Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы». (Приложение 1)

Приложение 1.


Когда началась война, то город ………………………………………………………..……………………
Хлеб был бесценен! Его называли………………………………………………………………………..
Суточная пайка хлеба ………………………………………………… …Хлеб пекли из смеси…………………………………………….……Люди боролись за жизнь и ели……………………………….. Я узнал(а), как аккуратно нужно кушать хлеб и бережно …………………………………………………………………………………….
Выжить людям блокадного Ленинграда помогла вера. Не будь хлеба – не было бы и Победы!
Я буду тоже…………………………………………………………………….


1


Проект «Блокадный хлеб» Автор: Баланян Оганес, ученик 2 б класса ГБОУ школы 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга Руководитель проекта: учитель начальных классов Сергеева Елена Викторовна г.Пушкин, 2013 год


2


Гипотеза: предполагаю, что блокадный хлеб был мало похож на современный по своему составу. Цель: узнать, каким был блокадный хлеб, и что он значил для ленинградцев. Задачи: 1. Изучить литературу и ресурсы Интернет о блокадном хлебе. 2. Узнать состав хлеба в осаждённом Ленинграде. 3. Подготовить презентацию в сотрудничестве с учителем.


3


Дорога Жизни Продукты и топливо в осаждённый город доставляли по Ладожскому озеру. Этот путь назвали Дорогой Жизни.


4


Из воспоминаний о работе хлебозаводов В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды. Работницы второго хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Мука без воды в хлеб не превратиться! Смена длилась 12 часов. Женщины добывали дрова для печей, гасили бомбы.


5


В Музее хлеба можно увидеть хлеб, выпеченный по блокадной рецептуре. Он сильно отличается от того, который мы привыкли есть за обедом. Выпекали его только из ржаной муки с различными добавками.


6


Рецепт блокадного хлеба Мука ржаная обойная57 % Мука овсяная30 % Жмых подсолнечный10 % Солод ржаной3 % Соль (от общего веса)2 %


7


Из воспоминаний блокадницы Ольги Вольдемаровны Афанасьевой «Самый тяжелый период был зимой 1941 года и в первом квартале 1942-го, когда в хлеб добавляли не только овсяную муку, но и корьевую (изготовленную из коры ветвей березы), муку из семян дикорастущих трав (полынь, щавель), жмых, шрот и гидроцеллюлозу — массу, похожую на размокшее мыло».


8


Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Не из муки он был — из наших бед, И что в него тогда только не клали! Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, С корой. Колючий так, что режет десна. Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой, На праздник, очень редко — чистый просто. Отрывок из стихотворения Лидии Тимофеевны Хямеляниной «Блокадный хлеб»


9


Хлебная карточка на ноябрь 1941 года Так выглядела хлебная карточка ноября 1941-го года. При утере карточка не возобновлялась. Её потеря была равнозначна смертельному приговору.


10


Норма выдачи хлеба Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.


11


Бедный ленинградский ломтик хлеба Он почти не весит на руке… Ленинградцы стояли в очереди, чтобы получить блокадный кусочек хлеба – 125 граммов на весь день.


12


Значение хлеба в дни блокады Наше поколение живёт в мирное время. Мы не знаем, что такое война и голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы блокады. В осаждённом Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.


13


— А.Диков. Блокадный хлеб ( ) — О. Ф. Берггольц. Разговор с соседкой. Отрывок. On53yYOv3Nsj96jIpE1GTpeFx4THBPsEkP9zilzHOuC/BlocadeBreadCardLeningrad.jpg – хлебная карточка — фото с рецептом блокадного хлеба — фото — очередь за хлебом — Ленинградец с кусочком хлеба. Фото. B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0 %B0 — блокада Ленинграда viseli-vo-vsekh-bulochnykh-Leningrada.jpg — норма выдачи хлеба — Дорога Жизни. Фото — Дорога Жизни. Фото On53yYOv3Nsj96jIpE1GTpeFx4THBPsEkP9zilzHOuC/BlocadeBreadCardLeningrad.jpg B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0 %B0 viseli-vo-vsekh-bulochnykh-Leningrada.jpg Ресурсы Интернет:

  • Рассказ про блины на английском языке с переводом
  • Рассказ про близнецов петю и сережу
  • Рассказ про благотворительный фонд на английском языке
  • Рассказ про благотворительную организацию на английском
  • Рассказ про благотворительность на английском