Рассказ про бумагу для детей дошкольного возраста

Жил – был Стол. Старый дубовый письменный Стол. И был он так стар, что всегда охал и скрипел, когда открывались его многочисленные ящики, когда на него опирались и даже тогда, когда мягкая Тряпочка тихонько вытирала пыль. Но еще больше он ворчал, когда кто – нибудь из обитателей Стола начинал ерзать, стучать, шлепать по его уже не молодой спине. Но старик Стол был добр, глухо охая, приговаривал: «Ох, уж эта молодежь! Опять эта Ручка начала танцевать и Телефон вслед за ней подпрыгивать, ну а книжки, книжки. Вот в мои то годы!»

Как ни охал старик, не причитал, видно никто не слышал его среди дневных забот. Папки открывались и закрывались. Скапливались то на одном краю, то на другом, потом куда – то уходили, но появлялись новые, еще более объемные и шумные. Счетная машинка попискивала, телефоны позвякивали, книжки охали. Листы бумаги, ручки, карандаши, линейки, резинки все это ходило хороводом целый день, пока на Столе не зажигалась настольная лампа, и заботливая рука хозяина не раскладывала всех по своим местам.

Жил на этом Столе, в папке чистой белой бумаги, один Чистый Белый Листок. И был он не мал, ни велик, не широк, не узок, такой как все. Обыкновенный Чистый Белый Лист бумаги. Только был он большой фантазер и любил мечтать. Конечно, он был не одним мечтателем в толстой пачке бумаги. Другие тоже мечтали. Кто, чтобы на нем написали красивое праздничное приглашение, кто, мечтал стать важным документом, строгим распоряжением или указом. Другим грезились точные и верные расчеты, чтобы именно на них были открыты великие законы.

Но наш Листок думал не об этом. Ему мечталось, желалось, хотелось, чтобы на его белые чистые стороны легли ровными строками прекрасные стихи. Такова была его мечта.

Он очень боялся, чтобы чья-то небрежная рука не разрушила его мечту одним росчерком пера. Потому днем он никогда не высовывался из пачки ни одним уголком, ни одним краешком. Это вовсе не из-за того, что он боялся испортить свой внешний вид, нет. Он боялся, что его заметят. Он весь сжимался, казалось, он становился короче и уже, а бумага хуже. Ведь если его заметят и вытащат из папки, то на нем напишут,… напишут что угодно, но только не стихи. Разве стихи могут рождаться среди такого вороха дел и бумаг.

Больше всего наш Чистый Белый Листок любил те часы, когда на Столе появлялась добрая тетушка-Лампа, и ее свет, мягко падая на обитателей старого Стола, книжных полок, да и всей комнаты, дарил мир и спокойствие. В такие часы хозяин брал с книжной полки томик стихов, садился в кресло и читал. Кресло кряхтело, поджимало локотки, напрягало весь слух, чтобы не пропустить ни одного слова, ни одной интонации, ни одного чувства. А когда тетушка-Лампа ложилась спать, и в квартире становилось совсем темно, Кресло перечитывало по памяти стихи Столу и всем его обитателям. Как любил эти минуты наш Чистый Белый Лист бумаги. Как он слушал, ему казалось, что его мечта непременно осуществится, ведь стихи, вот они живые, когда-нибудь лягут и на его стороны. В такие минуты он был самым счастливым Листом бумаги из всей пачки.

Но завтра наступал еще один день, с шумом, дел с ворохом исписанной бумаги, а за ним еще один и еще. Пачка бумаги охала, ворчала, но таяла просто на глазах. Она уже ничего не могла поделать. Пришла очередь и нашего Листочка.

Рабочий день был в самом разгаре. Ручки, карандаши, толстые тетушки-папки суетились, бегали туда-сюда, книги с шумом открывались и закрывались, вообще, казалось, что нет никому дела до Белого Чистого Листа. До нашего Чистого Листа, которого хозяин извлек из пачки, положил, прижал скрепками, подтянул на самую середину Стола и оставил лежать на таком ослепительном свете. Весь он сжался от напряжения, а в голове билась только одна мысль: Сейчас разрушится моя мечта, сейчас, сейчас…Нужно поскорее убежать, улизнуть с этого Стола, с этого яркого света. Скорее, скорее. Лист весь напрягся, поднял одну свою сторону, может ветер поможет ему улететь? Он уже приподнялся, заскользил, и казалось, вот-вот полетит.

– Куда? – злобно зашипели Скрепки. – Куда? Подумаешь мечта. Будешь как все, будешь обыкновенной деловой бумагой.

Дальше Листок ничего уже не слышал. Он еще больше побледнел и обессилено упал на Стол. Если бы кто-то мог заметить эту белизну. Если бы кто-то мог слышать, если бы кто-то мог понять. Все, казалось, были заняты своими делами.

Все, но только не Ручка. Она все видела, она знала от старика Стола о мечтателе и романтике, который живет в пачке чистой бумаги.

– Как это ужасно, – закрутила головой Ручка. Я отказываюсь писать, пусть хозяин меня отбросит, пусть даже швырнет на пол, но я не стану писать.

– Ничего, твое место займет другая ручка или карандаш, – ехидно пискнули скрепки.

– Пусть я сломаю пять, десять миллиметров своего сердца, но я тоже не буду писать, твердо сказал Карандаш.

Ох, не знаю, чем бы это кончилось, но всех выручил Телефон. Он подпрыгнул на своих коротких ножках, тряхнул головой и громко отрывисто зазвонил. Толи впрямь кто-то беспокоил хозяина, толи Телефон сам решил зазвонить. Так или иначе, но хозяин положил на Стол Ручку, и как будто что-то неожиданно вспомнив, быстро собрался и вышел из комнаты.
Когда он вернулся, на улице темнело, сыпал мягкий белый снежок. Тетушка Лампа захлопотала, одаривая всех мягким светом. Стол привычно охнул, а Белый Чистый Лист, как лежал на Столе, так и остался лежать, ни жив, ни мертв. Казалось, ничего не изменилось. Нет, изменилась сама атмосфера комнаты.

Хозяин достал книгу и сел в кресло. Но чтение почему-то не шло. Он отложил книгу, откинулся, и тогда Кресло рассказало ему историю Белого Чистого Листа Бумаги, его тревогу и его мечту. Человек подошел к Столу, взял в руки Белый Лист, погладил его.

– Я давно уже собирался написать одно письмо. Может сегодня? Но я не поэт, я не умею писать стихи.

– А вы попробуйте, несмело сказал Лист.

– Пожалуйста, – тихо добавила Ручка.

Человек сел к Столу, взял Ручку, закрыл глаза и долго-долго сидел неподвижно. А потом взял Чистый Белый Лист, сложил его, запечатал в конверт и написал лишь адрес.

Когда женская рука открыла этот конверт, она увидела Белый Лист бумаги, на котором ровными строками были написаны стихи. Самые прекрасные стихи на свете посвящённые любимой маме.

Экологическая сказка «Как выросла бумага». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Сказка о том, как делают бумагу.

Жил-был Фантик. Он был очень красивый. Раньше в него была завёрнута вкусная карамелька, но её съели, и Фантика положили в книжку. Грустно стало Фантику: не с кем поиграть, поспорить, особенно о том, кто красивее.

Лежит Фантик, скучает. И вдруг кто-то спрашивает:

– Ну, что вздыхаешь, братишка?

Встрепенулся Фантик, стал оглядываться. Никого нет, только книжка листочками шелестит:

– Это мы тебя позвали, ты же бумажный, как и мы.

-Ничего себе родственники, – отвечает фантик, – вы вот просто белые, в закорючках каких-то, а я красавец!

– Ах ты, Фантик-хвастунишка, да знаешь ли ты, что это за закорючки? Кто читать умеет, тот узнает, почему мы родственники и почему ты тоненький и пёстрый. А есть бумажки белые и блестящие, есть совсем прозрачные, есть шершавые, будто песком посыпанные, а есть волшебные – над ними фотограф поколдует, и вдруг на белом листе появятся деревья, цветы, а может, и ты. Фантик. Эту твою родственницу-волшебницу зовут фотобумага.

Экологическая сказка «Как выросла бумага». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Экологическая сказка «Как выросла бумага». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Экологическая сказка «Как выросла бумага». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Смутился Фантик, вот, оказывается, какие у него замечательные родственники. И говорит робко:

– А скажи мне, пожалуйста, уважаемая книжечка, почему это мы все родственники, ведь мы такие разные!

И решила книжечка рассказать Фантику, откуда он взялся.
– Лежи тихо, Фантик, закрой глазки и слушай. Далеко-далеко растёт дремучий лес. Стоят старые и могучие деревья, рядом кудрявятся молоденькие деревца. Тесно в тесу, темно. Как пройдет буря, падают одряхлевшие великаны, ломают молодой лес. И придумали люди лес прореживать. Ты ведь слыхал, что если дерево спилить и очистить от сучьев, то из бревна можно сделать очень много полезных вещей: и мебель, и посуду, и дом, и многое-многое другое.

А если дерево размолоть в крошку и хорошенько её проварить, получится целлюлоза, из которой потом сделают специальную «кашу» – бумагу. Вместо соли, сахара и масла в эту «кашу» добавят клей, мел и другие нужные вещества И еще раз проварят. Потом специальные машины воду отцедят, «кашку» размажут тонким слоем, высушат, выгладят, и получится длинная белая лента — бумага.

Экологическая сказка «Как выросла бумага». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Экологическая сказка «Как выросла бумага». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

А чтобы бумага получилась разная, всякий раз в древесную «кашку» подмешивают разные добавки. Подольют краски — вот и цветная бумага, добавят побольше мела и клея — белоснежная, блестит.

– Послушай, книжечка, – перебил Фантик, – а как же это получается, что у меня только с одной стороны картинки, почему они насквозь не проварились?

Экологическая сказка «Как выросла бумага». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

– Какой ты нетерпеливый. Фантик! Сейчас дойдем и до этого. Слушай дальше. Вот сварили белую бумагу. Высушили. Выгладили, длинную ленту скатали в толстый рулон – рол называется. От него потом будут отрезать, сколько нужно. Нарежут листов, а уж на них и картинки нарисовать можно, и сказку про тебя напечатать.

– Замечательно, – говорит Фантик, – значит, от большого рола будем отрезать кусочки: из одного Фантики сделаем, из другого – пакеты для молока, из третьего книжку.

– Остановись, Фантик, ты всё перепутал. Давай разберёмся. Сварили, например, «кашку» для толстой белой бумаги, чтобы на ней ребята акварельными красками лес нарисовали. Получился большой рол такой бумаги. Как же от него можно отрезать кусочек для Фантика, если ты тоненький, почти прозрачный?

Стихи для детей – это катализатор развития для ребенка. Они обогащают словарный запас, учат рифмовать слова, вслушиваться и понимать ритм. Стихи для детей по степени своей полезности для детского ума подобны витаминам для детского организма: обойтись без них можно, однако с ними организму проще расти и сохранять здоровье.

*****

ПОДАРОК ДРУГУ
Я кораблик сделал из газетки,
В плаванье пустил по ручейку.
Ну, а в нём отправил две конфетки
Вовке – закадычному дружку.

Вот дружок – то будет рад подарку!
Только бы КОРАБЛИК мой доплыл.
Разве зря в соседский двор канавку
Я от крана нашего прорыл.
Анна Штро,

*****

МАЛЬЧИШКЕ – МЕЧТАТЕЛЮ
Твой бумажный самолет
Отправляется в полет…
Ничего, что он пока
Долетит до потолка
И оттуда упадет.
Ты в душе – уже пилот!
А еще ты, мальчуган,
В луже видишь океан.
Что КОРАБЛИК твой всегда
Из газеты – не беда!
Станешь, может быть, потом
Настоящим моряком.
Анна Штро

*****

КОРАБЛИК
Из тетрадного листочка
Я кораблик смастерю,
В путешествие отправлю
По весеннему ручью.

Назову его «Великий»
Или лучше «Магеллан» –
Пусть он станет знаменитым,
И откроет сотни стран!

Ручеёк впадает в реку,
Ну, а речка в океан.
Поведет КОРАБЛЬ по свету
Мой солдатик – капитан.

В ураган и шторм спасётся,
Этот маленький герой.
Точно знаю – он вернётся
Победителем домой

Марина Новицкая,

*****

КТО ПИРАТ?.. Считалка
Плывёт, спешит КОРАБЛИК
В далёкие края.
На палубе – матросы,
А боцман – это я.
Коль кушать захотели,
Съесть вкусный пирожок,
То есть на этот случай
На судне повар – кок.
Но есть пират на шхуне,
Чужак из темноты…
Кто он, сейчас узнаем –
Конечно, это ты!
Натали Самоний,

*****

ОРИГАМИ МАМЕ
Мамин праздник – на подходе!
Что же маме смастерить?
Из бумаги пароходик
Я попробую сложить.

Мы корабль – оригами
Будем вместе запускать,
У ручья скажу я маме:
Дай тебя расцеловать!

*****

Кораблик
Посмотри, плывёт кораблик
И спокойно, и легко –
В водном небе, как журавлик,
Что взлетает высоко.

Так и мне, с твоей любовью,
Жизнь счастливее – в сто крат!
Я люблю тебя, не скрою,
Ты – весна, а я – твой март!
Натали Самоний

*****

Лист бумаги

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесешь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ли на стол?

Иль обратишься в протокол?

Или сомнет тебя поэт,

Бесплодно встретивший рассвет?

Нет, ждет тебя удел иной!

Однажды карандаш цветной

Пройдется по всему листу,

Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,

И красным будет пароход,

И черным будет в небе дым,

И солнце будет золотым!

*****

Сердце дерева в бумаге,

Это грустно и печально.

В каждом листике бумаги

Слышен сердца стук прощальный.

Сердце дерева в бумаге –

Поскорей очнитесь, люди!

Если вы не прекратите,

Сгинет лес, и вас не будет!

Физическое развитие детей. Важное место в работе с детьми занимают подвижные игры. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы в коллективе).

Использование чего – то нового, нестандартного – всегда дополнительный стимул активации физкультурно – оздоровительной работы.

*****

Достань до листа бумаги

 На веточку дерева прищепкой прикрепить лист бумаги. Дети по очереди в колонне по одному делают небольшой разбег и подпрыгивают, стараясь достать лист бумаги и коснуться его.

*****

«Попрыгунчики»

Возьмите пустую большую картонку для яиц. На донышке каждого углубления напишите числа от 1 до 30. Положите картонку-мишень на пол (на полу не должно быть ковра!). Разбейте игроков на 2 команды. Проведите линию в полутора-двух метрах от мишени и дайте каждой команде 4-5 шариков. Цель — попасть в ячейки и набрать как можно больше очков, но шарик должен один раз удариться об пол, прежде чем попасть в мишень.

*****

«Передача по кругу с листом бумаги»

Команды выбирают капитана и становятся в затылок друг другу, образуя два круга. Капитаны получают по листу бумаги. По сигналу ведущего каждый капитан поднимает лист бумаги над головой, передаёт его стоящему сзади, и лист переходит по кругу из рук в руки. Когда, обойдя круг, лист бумаги возвращается к капитану, он его передаёт впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). Затем все по знаку капитана поворачиваются лицом к центру и передают листочек в обратном направлении. Когда листочек возвращается к капитану, тот поднимает его над головой.

*****

«Пронеси без рук, не урони»

Игрокам предлагается сначала попробовать удержать лист бумаги положив его на голову. Затем делятся на две команды, каждой команде дают лист бумаги. По сигналу необходимо дойти до цели и не уронить листок, обратно возвращаются спокойным шагом, передают следующему игроку. Побеждает команда которая раньше закончит и меньше всех роняли листок.

*****

«Подбрось поймай»

Дети свободно располагаются по всей площадке, чтобы не задеть друг друга. Раздать каждому ребёнку по листу бумаги. Предложить ребятам подбросить вверх свои листочки, и ловить их так, чтобы они не коснулись пола. У кого упал, тот выходит из игры становиться болельщиком. Победителем будет тот у кого листок не разу не упал.

Познавательная
сказка «Жила-была бумага» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Цель:
Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Задачи:

1.   
Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.

2.   
Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе
с бумагой (рвать, мокнет, сгибать, складывать).

3.   
Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию,
мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и
отвечать на вопрос.

Формы организации: групповая.

Оборудование: Бумага
(три вида) — салфетка, картон и белая бумага (А4), вода, емкость.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте,
мои друзья! Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не
простая, а познавательная. Вы готовы ее слушать? Тогда сядем по удобнее на
нашей волшебной полянке и отправимся в сказочную историю.
 Дети
усаживаются.

Воспитатель: Далеко в
бумажной стране жили – были Картоныч (лист картона), Листочек (лист бумаги) и
Феточка (бумажная салфетка). И случился у них спор: «Кто нужнее и важнее из
них». Долго они думали, и тогда решили выяснить все в путешествии. И вот на их
нем пути встретилась гусеница. Она хотела перейти через лужу, но не знала как.
Лужа была очень большая, а гусеница маленькая. Друзья предложили свою помощь
гусенице.

Воспитатель: Подскажите
ребята: «Как можно помочь гусенице? (
Ребята отвечают: нужно
сделать кораблик)

Опыт: Ребята
пробуют сделать кораблик из трех видов бумаги.

Вывод: Кораблик
из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка –
очень мягкая, быстро рвется и нет формы.

Села гусеница в кораблик и переплыла через
лужу. Зазнался Листочек, что он помог гусенице.

Отправились друзья дальше в путь, и
повстречалась им лисичка. Хочет она попить из ручейка, но не знает, во что
налить воду.

Воспитатель: Подскажите
ребята: «Как можно помочь лисичке? (
Дети отвечают: сделать
кулек).

Опыт: Предложить
ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки. Налить в них воду.

Вывод: Кулек
из картона — самый удобный, толстый, быстро не пропускает воду. Кульки из
салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.

Утолила жажду лисичка, сказала спасибо и убежала
в лес. Зазнался Картоныч!

Отправились друзья дальше в путь. Видят,
сидит на пеньке бабочка и громко плачет, а крылышки у нее испачканы грязью. И
от этого она не может взлететь, а дома ее уже заждались.

Воспитатель: Подскажите
ребята: «Как можно помочь бабочке? (протереть крылышки).

Опыт: Предложить
ребятам вытереть пятна на столе бумагой, картоном и салфеткой.

Вывод: Салфетка
– мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело
мнется. Бумага – менее грубая, но ею так же неудобно вытирать поверхность
стола.

Помогла Феточка бабочке привести свои
крылышки в порядок. Поблагодарила ее бабочка и полетела домой. А Феточка
загордилась, она самая важная.

Ходили, ходили друзья по горам, по лесам, но
выяснить так и не получилось у них: «Кто из них самый нужный и важный». Шли,
они шли, и пришли в детский сад. Пригласила я их к нам в гости. Давайте дети
расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.

Дети отвечают на наводящие вопросы (что
узнали из опытов).

Воспитатель: Какой
вывод мы можем с вами сделать? Конечно, они все нужны, важны и без них нам, не
обойтись.

Молодцы! Сегодня у нас получилось очень
познавательное путешествие. Вот какая интересная эта бумага. Так будем бережней
относиться ко всему, что нас окружает.

«Откуда пришла бумага». История создания бумаги.

Цель:

  • Познакомить детей с историей создания бумаги.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям знания о том, как делается бумага: бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление бумаги затрачивается труд многих людей.

  • Продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

  • Воспитывать интерес к познанию окружающегося мира, воспитывать аккуратность при выполнении практической работы.

  • Воспитывать бережное отноше­ние к окружающим предметам, особенно к книгам

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, речь.

  • Развивать творчество, навыки конструирования.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  • Развивать познавательный интерес.

Словарная работа.

Знакомство со словами папирус, береста, пергамент.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно… Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Дети: Веселое, радостное…

Настроение у нас – отличное,

показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем

А улыбки – дело привычное,

показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук

Пожелаем друг другу добра,

Ведь играть начинать нам пора!

В путь-дорогу собираемся

В путешествие отправляемся.

руки в стороны над головой и опустить вниз.

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Ребята начнем наше занятие с улыбки, улыбнёмся и скажем:

Привет сосед

Улыбнись мне в ответ.

(дети улыбаются)

II. Вхождение в занятие.

Воспитатель: Чтобы узнать, чему посвящено наше занятие отгадайте загадку.

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами!

Дети: Бумага!

Воспитатель: Правильно. Бумага.

Ответы детей.

  • Я белая как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

  • Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

  • Много разных новостей. (Газета.)

  • Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (Книга.)

  • Есть листок, есть корешок.
    А не куст и не цветок. (Книга)

  • Листы у неё белые-белые,
    Они не падают с веток.
    На них я ошибки делаю,
    Среди полосок и клеток. (Тетрадь)

Воспитатель: Скажите, что общего у этих предметов? Из чего они сделаны?

Как вы думаете, нужна ли человеку бумага? Для чего?

Ответы детей. Бумага нужна, на ней можно рисовать, делать поделки.

— Итак, сегодня мы будем говорить о бумаге.

Воспитатель: Представьте, как бы мы жили, если б на земле вдруг бумага исчезла?

(выслушиваю предположения детей)

Бумага — это один из самых распространенных материалов. Скажите, где же можно встретить бумагу?

Ответы детей. На бумаге пишут, рисуют, из нее делают тетради, газеты, журналы, книги.

Воспитатель: Правильно. Бумага — это и носитель информации (показать детям книгу), упаковочный материал (показать детям фантик, картон и т.д.), и средство гигиены (показать детям салфетку, туалетную бумагу), строительный материал (показать детям обои), а также платежное средство (показать детям купюру), и многое, многое другое. Трудно представить, что было бы, если бы не было бумаги!

Дидактическая игра: «Бывает, не бывает».

-А нам нужна бумага? Вспомнить, что бывает из бумаги, нам поможет игра: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.

Слова:

  • книга,

  • стул,

  • обувь,

  • альбом,

  • газета,

  • зеркало,

  • шкаф,

  • яблоко,

  • журнал,

  • салфетка,

  • кораблик,

  • дом,

  • окно,

  • платье,

  • тетрадь.

Физминутка.

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова делай поворот

Прыг — скок, прыг — скок, улыбнись и на место садись!

III. Рассказ об истории изобретения и распространения бумаги по миру.

Воспитатель: А вы знаете, откуда взялась бумага?

Воспитатель: Казалось бы – бумага обычный материал, знакомый всем с раннего детства. Ежедневно бумага или картон используются для разнообразных целей: упаковки и хранения, письма и печати. И трудно себе представить, как бы мы могли обходиться без такого предмета. Мы так привыкли к ней, что наверняка, кажется, что бумага была всегда. Однако, это не так, и у бумаги есть своя удивительная история.

Воспитатель: Как вы думаете, бумага была всегда? А на чём же люди писали раньше? Давайте проведём экскурсию в историю и вместе выясним, на чём писали люди раньше.

Воспитатель: Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ.

Воспитатель: Древние люди писали на скалах, на камнях. Но эти надписи и изображения нельзя было унести.

Воспитатель: Затем начали писать на сырых глиняных табличках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Затем сушили их на солнце или обжигали в огне. Но тексты были короткими, а таблички тяжёлыми.

Практическая работа «Письмо на глиняных табличках».

Воспитатель: А хотите попробовать написать на «глиняных табличках»? Детям предлагает картон на котором тонким слоем размазан пластилин (сделано заранее), дети тонкой палочкой наносят изображение.

Воспитатель: Наши русские предки наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Их называли берестяные грамоты. Как вы думаете, чем писали?

Дети: Процарапывали острой костяной или железной палочкой.

Воспитатель: Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса срезали, снимали верхний зеленый слой, белую сердцевину извлекали и нарезали тонкими полосками. Выдерживали в воде 2-3 дня, раскатывали деревянной скалкой и опять помещали в воду. Так повторялось несколько раз, пока полоски не становились полупрозрачными. Далее полоски сушили под прессом и разглаживали камнем. Изготавливать такую бумагу было, достаточно, сложно. И такая бумага была очень дорогой.

Воспитатель: Почти в это же время, на другом краю земли появился другой материал. Его придумали в городе ПЕРГАМ (Малая Азия), который назвали «пергамент» в честь города. Из чего его делали? (Показывает картину телят и овец)

Дети: Из шкур телят и овец.

Воспитатель: Этот материал делали из кожи животных. Такой материал был гораздо прочнее, чем папирус. На нем можно было писать уже с двух сторон. И всё-таки, изготовить такую бумагу было очень трудно и дорого. Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?

Дети: Книга напоминала сундук.

Физминутка: «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!

Потягивания — руки в стороны.

Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.

Потягивания — руки вверх.

Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,

Дети машут руками.

Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.

Наклоны вперёд.

Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт.

Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?

Вращение туловищем.

Воспитатель: Две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры тутового дерева. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изготовления.

Воспитатель: Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу.

Воспитатель: Шли годы и столетия. Люди постепенно забыли о папирусе, и о пергаменте, потому что научились превращать древесину в бумагу. Бумага белая, гладкая, удобная. В наше современное время бумагу делают машины. Это одни из самых больших машин на свете. Высокая и такая длинная машина, что мастера на разных её концах говорят друг с другом по телефону. За год она изготавливает лист бумаги шириной в несколько метров, который мог бы протянуться до Луны и обратно.

IV. Рассказ «Как делают бумагу».

Воспитатель: А кто знает, как делают бумагу? Не знаете? Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику.

Ребята, мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растут на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.

На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?

Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.

Воспитатель: На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Физминутка «Мы делаем бумагу».

Лесорубы дерево срубили,

Имитация движение топора

На станке на части разделили,

руками разводят в разные стороны

Чурбачки на щепки порубили,

стучат ребром ладони о другую ладонь

И в растворе долго их варили,

имитация движений поварёшки

А потом всю жидкость отжимают,

отжимают руками

Валиком утюжат, сушат, гладят.

имитация движений утюга

Так выходит чистый лист бумаги

показ двух ладоней, поднятых вверх

Для журнала, книги и тетради.

«открывают» две сложенные ладони

Дидактическое упражнение «Что сделано у нас в группе из бумаги?» (Поисковая деятельность).

Надо, надо поиграть

Бумажные предметы в группе поискать

Воспитатель: Давайте проведем исследование в нашей группе: а что у нас есть из бумаги? Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдёт и принесёт один предмет, который, по вашему мнению, сделан из бумаги.

(Дети расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги,  которые заранее раз­ложены по всей группе. Когда ребёнок отдаёт воспи­тателю предмет, воспитатель просит назвать пред­мет и сказать, из чего он сделан или употребить сло­во   «бумажный». Показывают книгу, тетрадь, газету, корзинку из фантиков, альбом и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги.)

Воспитатель: Молодцы, все эти предметы сделаны из бумаги. Но, ребята, помните — чтобы сделать 10 альбомов (показ) надо срубить одно дерево. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей. Чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев. Поэтому нужно бережно относиться к бумаге. Книга сделана из бумаги, значит, она непроч­ная и её легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смот­реть, её нельзя будет читать. Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

V. Практическая работа.

П роводится гимнастика для пальчиков:

«Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Мы бумагу мнем, мнем».

Поделка из бросового материала «Бабочки планеты Земля»)

Материал для работы:

1. Бумажная обёртка из-под шоколада или журнал.

2. Нитки.

3. Ножницы.

4. Линейка.

Изготовление поделки «Бабочки планеты Земля»:

1. Вырезаем 2 квадрата со сторонами 12см и 9см, а также полоску размером 21см*1,5см

2. Складываем оба квадрата «гармошкой» по диагонали от угла к углу.

3. Складываем полоску вдоль пополам.

4. Сгибаем получившуюся полоску пополам, затем концы полоски закручиваем к центру.

5. Начинаем сборку бабочки: скрепляем все детали по цетру с помощью нитки.

6. Наша бабочка готова!

Берегите природу!

Материал взят с сайта:

http://www.maam.ru/detskijsad/podelka-iz-brosovogo-materiala-babochki-planety-zemlja.html

VI. Актуализация изученного материала.

— А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили мой рассказ.

— Внимательно послушайте вопросы

— На чем писали люди, когда бумаги еще не было? (на скалах высекали изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте).

— В какой стране впервые изобрели бумагу? (Китай)

— Из чего китайцы придумали делать бумагу? (из дерева)

— Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев

— Какой факт о бумаге вас больше всего удивил?

VII. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради. Относитесь к ним бережно.

— Какой момент показался вам наиболее интересным? Трудным?

— Что сегодня мы рассматривали на занятии?

— Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

VIII. Организационный момент.

— Наше занятие подошло к концу. Спасибо за занятие, ребята.

5

Бумага используется повсеместно. Мы привыкли писать на ней в тетрадях и блокнотах, читать книги и журналы, упаковывать в нее подарки и многое другое. Делают бумагу сейчас также во всех странах. Технология давно придумана и не вызывает сложностей. Но так было не всегда.  История создания бумаги интересна. Рассмотрим в этом материале подробнее, как придумали бумагу и из чего ее делают.

Почему бумага называется «бумага»?

Есть несколько версий, как появилось само слово «бумага». К примеру, вполне может быть, что оно произошло от греческого слова «bambagia», что переводится, как «хлопчатая бумага». Или название пришло из Китая, где в самом начале бумагу изготавливали из молоденьких побегов бамбука.

Есть и европейская версия. В английском языке бумага — paper, в немецком das papier, во французском le papier — напоминает папирус, который использовался до того, как появилась бумага. Но единого мнения все же нет.

Как делают бумагу?

Для создания бумаги подойдут любые растительные волокна, способные изгибаться и не ломаться. Основными материалами для изготовления на настоящий момент является:

  • любое дерево для той бумаги, к которой мы привыкли;
  • однолетние растения, например рис, солома, тростник, семейство конопляных и еще сотни других растений;
  • макулатура и тряпки для бумаги более низкого качества, чтобы использовать материал снова после переработки;
  • шерстяные, асбестовые и другие волокна для бумаги особого назначения.

Удивительно, но бумагу можно сделать также из кокона шелковичного червя, шерсти и кожи животных.

Попытки создать бумагу из самого разного сырья предпринимались с древних времен.

Кто изобрел бумагу?

Очень интересный момент. История возникновения бумаги началась с пчел. Возможно, что человек подглядел способ у них. Вспомните кокон, которые делают осы? Если разобраться, то технология похожа.

Считается, что бумага впервые была изобретена человеком в Китае. По легендам и записям китайских летописцев, которые до сих пор не доказаны и не подтверждены официально историками, бумагу смог впервые получить во II в. китаец Цай-Лунем. Точнее сказать дату сложно. Предположительно, это был 105 год, по крайней мере, это самая популярная из версий. Взяв за основу метод создания войлока кочевниками Древней Азии, он с помощью воды, волокон шелковицы, лубяных волокон, древесной золы и тряпки приготовил массу.  Разложив ее на деревянной рамке, высушив на солнышке, разгладив камнем, он получил бумажный листок. Вот такая история первой бумаги.

С этого момента процесс стал очень быстро совершенствоваться, что и привело бумагу к тому современному виду, к которому мы с вами привыкли.

Китайцы хранили секрет создания бумаги очень тщательно и долго. Но по легенде в один прекрасный день VII века странствующий буддийский монах Дан Хо, знавший технологию, оказался в Японии и раскрыл тайну. Японцы быстро переняли опыт и стали изготавливать собственную бумагу, передавая также рецепты из поколения в поколение. Процессы были усовершенствованы настолько, что из бумаги в Японии делаются ширмы, зонтики, окна и даже одежда.

История бумаги своя в каждой местности. Так, в арабском государстве производство бумаги началось примерно в 751 году, когда они победили у китайцев в одной из битв и взяли в плен мастеров бумаги. С помощью них были организованы крупные производства в больших городах, например, Багдаде, Самарканде, Каире, Дамаске. Вместе с торговыми караванами бумага перекочевала в Индию, заменив пергамент и папирус.

Суда отправлялись не только в Азию, но и в Европу. Примерно в IX-XI веках бумага начинает завоевывать Европу через города Испании, Византии и Италии. Самостоятельно европейцы начали делать бумагу чуть позже. К примеру, известно, что в 1154 году на юге Испании была открыта крупная бумажная фабрика. Также в XII веке появляются свои бумажные ремесленные центры во Франции и Италии. В XIII-XV веках производство бумаги налаживают в таких странах, как Венгрия, Германия, Англия и Польша.

Долгое время бумагу делали с помощью водяных мельниц, но перед сушкой на солнышке клали под пресс и сильно сжимали. Иногда в качестве добавки использовали клей, благодаря чему на таких листиках чернила не растекались. Первые механические машины для изготовления бумаги были придуманы только в конце XVI века.

Как производят бумагу сегодня, смотрите в занимательном видео:

А как было в России?

Если в Европе в XVI веке уже вовсю использовались механизмы для создания бумаги, то в России в это время рядом с Москвой появилась первая бумажная мельница. Процесс освоения шел трудно, бумагу в основном покупали в Голландии.

Бумажные цеха позже распорядился построить Петр I. Одна из них в Красном селе, где экспериментировали с составом и старались сделать так, чтобы производство стало более простым и дешевым. Тут, например, создали роллы – приспособления  для разламывания бумажной массы. Вплоть до 1818 года в нашей стране бумагу делали вручную, и только в тот год в Петербурге появилась первая бумагоделательная машина.

К XX веку на 200 заводах изготавливалась примерно 100 тыс. тонн бумаги, в работе было задействовано 25 000 человек. Технологии развивались, сейчас используется высококачественное фактически автоматическое оборудование, которое позволяет сделать столько бумаги, сколько необходимо человечеству.

Закрепим знания и выучим стихи про бумагу для детей.

Стихи про бумагу

Бумага

Вы бываете в лесу,
Не подозреваете.
Между книжек и тетрадей
Вы в лесу гуляете.
Ну, естественно они
Не висят на ветках.
Это лишь фантазия
Как бы на заметку.
Но бумагу делают
Ту из древесины.
А потом тетради, книги,
Календарь, картины.
Для мороженного, кстати,
Делают стаканчики.
Можете спокойно есть,
Не запачкав пальчики.

Тамара Евлаш

* * *

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь ты на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
Нет, ждет тебя удел иной!
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И чёрным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

Михалков Сергей

Я учусь писать слова

Бумажный кораблик
По речке плывёт.
Над речкой
Бумажный
Летит самолёт.
Я маску
Могу смастерить
Из бумаги
И сделать на праздник
Бумажные флаги…
Но лучше всего
На бумажном листочке
Писать закорючки,
Крючочки
И точки,
Чтоб эти крючочки
Росли, как трава,
И сами собой
Выходили
СЛОВА!

Михаил Яснов

Смешной цветок

Смешной цветок поставлен в вазу!
Его не полили ни разу,
Ему не нужно влаги,
Он сделан из бумаги.

А почему такой он важный?
А потому, что он бумажный!

Агния Барто

Загадки про бумагу

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)

Поле белое,

Овцы черные.

Семя плоско,

Поле гладко.

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит.

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе —

Разобраться в них смогу.

Очень поучительный мультфильм про Фиксиков. Они подробно рассказывают и о том, как изобрели бумагу и как важно ее беречь! Итак, мультик про бумагу:

Смотрите и другие статьи:

Бумага привела к созданию книги. История создания книги

Дивное искусство из бумаги. — Оригами

Красная книга и почему она «красная»

Загадки про книгу

Стихи про книгу

Интересно детям про все на свете

С любовью к детям и взрослым,

«Цветы жизни».

Загрузка…

Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.
  2. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (рвать, мокнет, сгибать, складывать).
  3. Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.

Формы организации: групповая.

Оборудование: Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая бумага (А4), вода, емкость.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая, а познавательная. Вы готовы ее слушать? Тогда сядем по удобнее на нашей волшебной полянке и отправимся в сказочную историю. Дети усаживаются.

Воспитатель: Далеко в бумажной стране жили – были Картоныч (лист картона), Листочек (лист бумаги) и Феточка (бумажная салфетка). И случился у них спор: «Кто нужнее и важнее из них». Долго они думали, и тогда решили выяснить все в путешествии. И вот на их нем пути встретилась гусеница. Она хотела перейти через лужу, но не знала как. Лужа была очень большая, а гусеница маленькая. Друзья предложили свою помощь гусенице.

Также интересный материал по экспериментальной деятельности в ДОУ: Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Эксперименты с мукой»

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь гусенице? (Ребята отвечают: нужно сделать кораблик)

Опыт: Ребята пробуют сделать кораблик из трех видов бумаги.

Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и нет формы.

Села гусеница в кораблик и переплыла через лужу. Зазнался Листочек, что он помог гусенице.

Отправились друзья дальше в путь, и повстречалась им лисичка. Хочет она попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь лисичке? (Дети отвечают: сделать кулек).

Опыт: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки. Налить в них воду.

Вывод: Кулек из картона — самый удобный, толстый, быстро не пропускает воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.

Утолила жажду лисичка, сказала спасибо и убежала в лес. Зазнался Картоныч!

Отправились друзья дальше в путь. Видят, сидит на пеньке бабочка и громко плачет, а крылышки у нее испачканы грязью. И от этого она не может взлететь, а дома ее уже заждались.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь бабочке? (протереть крылышки).

Опыт: Предложить ребятам вытереть пятна на столе бумагой, картоном и салфеткой.

Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется. Бумага – менее грубая, но ею так же неудобно вытирать поверхность стола.

Помогла Феточка бабочке привести свои крылышки в порядок. Поблагодарила ее бабочка и полетела домой. А Феточка загордилась, она самая важная.

Ходили, ходили друзья по горам, по лесам, но выяснить так и не получилось у них: «Кто из них самый нужный и важный». Шли, они шли, и пришли в детский сад. Пригласила я их к нам в гости. Давайте дети расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.

Дети отвечают на наводящие вопросы (что узнали из опытов).

Воспитатель: Какой вывод мы можем с вами сделать? Конечно, они все нужны, важны и без них нам, не обойтись.

Молодцы! Сегодня у нас получилось очень познавательное путешествие. Вот какая интересная эта бумага. Так будем бережней относиться ко всему, что нас окружает.

Название: Познавательная сказка «Жила-была бумага» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , опытно-экспериментальная деятельность, 5-6 лет (старший дошкольный возраст)
Автор: Герасименко Юлия Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ №5 «Звездочка»
Месторасположение: город Зверево, Ростовская область

Дата изменения: 09.05.2016
Дата публикации: 09.05.2016

Основные разделы:

Цель занятия:

  1. Познакомить детей с историей появления бумаги;
  2. Обратить внимание дошкольников на значение и
    разнообразие бумаги в нашей жизни;

    1. рассказать о ее назначении и изготовлении;
    2. развивать исследовательские действия,
      воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  3. Развивать память, внимание, мышление, речь;
  4. Обратить внимание на необходимость бережного
    использования бумаги, на связь охраны леса с
    нашей повседневной жизнью.

Материал к занятию: Образцы бумаги для
рассматривания, салфетки, вода, клей ПВА, крахмал,
нетканые салфетки (полотенца), доски для лепки,
горох (или любой другой материал в качестве
пресса)

Ход занятия

Входит воспитатель и вносит Буратино,
который держит в руках конверт с письмом.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гость,
поздоровайтесь с ним. (Дети здороваются, Буратино
им отвечает).

Воспитатель: Но Буратино пришёл к нам за
помощью. Он получил письмо из школы, в котором
лежат кусочки разной бумаги и написан всего один
вопрос: “Для чего это нужно?” Давайте рассмотрим
эти кусочки и попробуем помочь Буратино.

Дети рассматривают бумаги и высказывают свои
предположения.

Воспитатель: А как вы думаете, если бы человек
не придумал бумагу, чем можно её заменить?
(Предположения детей.)

Воспитатель: Молодцы, хорошо придумали.
Действительно, (начинаем смотреть презентацию)

Слайд 2: Человек изобрел материал для письма
задолго до того, как появилась бумага.

Сначала писали на сырых глиняных табличках.
Наши далекие предки сушили их на солнце или
обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После
этого таблички можно было посылать друг другу, в
том числе и на весьма большие расстояния. Но эти
письма-плитки были очень неудобными (тяжелыми и
хрупкими), а их изготовление отнимало очень много
времени.

Слайды 3 и 4: В Древней Греции и в Риме люди
писали на деревянных дощечках, покрытых воском.
Это уже был существенный прогресс, так как слой
воска позволял стирать старый и писать на той же
дощечке новый текст. На Руси такие покрытые
воском дощечки называли церами.

Слайд 5: А вот наши предки-славяне наносили
свои тексты на бересту, то есть на наружный слой
березовой коры. Их древние письма называют
берестяными грамотами.

Слайд 6: Древние египтяне около 4000 лет назад
брали стебли папируса (местное растение), снимали
кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса
клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы
они склеивались. Высушенный лист папируса
представлял собой хороший материал для письма.

Слайд 7: Книга того времени представляла
собой папирусный свиток. При чтении папирусную
ленту постепенно перекатывали с одной стороны на
другую так, что в поле зрения находились
одновременно два столбца, а остальная часть
свитка была скатана

Слайд 8: Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в
городе Пергаме делали материал для письма, но не
из папируса, а из обработанных особым способом
кож молодых животных – телят, ягнят, козлов,
ослов. По имени города этот материал стал
называться пергаментом. В отличие от папируса
пергамент был значительно прочнее, эластичнее,
долговечнее, на нем было легче писать, причем с
обеих сторон, а в случае необходимости текст
можно было легко смыть и нанести новый. Но,
несмотря на эти преимущества пергамента,
изготовление его трудоемко, и он был дорогим
материалом.

Слайды 9 и 10: До изобретения бумаги в Китае
писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке.
Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук — очень
громоздким и тяжелым. На одной дощечке
помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко
представить, сколько места должна была занимать
такая бамбуковая «книга». Не случайно пишут,
что для перевозки некоторых сочинений
требовалась целая телега.

Слайд 11: Но собственно бумагу изобрел в Китае
Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из
волокнистой внутренней части коры тутового
дерева.

Слайд 12: Торговцы из Китая путешествовали
далеко на север и запад, и пришли в город
Самарканд. Там арабы переняли секрет
изготовления бумаги и привезли его в Испанию.
Оттуда искусство делать бумагу разошлось по
всему миру.

Слайд 13: Со временем были открыты
всевозможные методы и созданы разные машины для
выпуска бумаги. Одним из самых важных стал
станок, позволяющий делать длинные и очень
тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798
году.

Слайд 14: В настоящее время бумагу делают из
измельченной древесины. Сначала в лесу рубят
деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их
очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки
– дробят в машине (дробилке). Крошку, которая
получилась, перемешивают с особой жидкостью,
превращая в мягкую массу. Она идет на
изготовление бумаги. Но дерево растет долго, а
бумаги людям нужно много. Кроме того, деревья и
другие растения нужны, чтобы очищать воздух,
которым мы дышим. Люди стараются беречь леса,
поэтому придумали машины, которые изготовляют
новую бумагу из использованной (макулатуры).

А вы хотите попробовать сами изготовить бумагу?
(Ответы детей, идем изготавливать бумагу,
материал взят из книги “Научные опыты”).

Буратино (после того, как бумагу положили на
просушку): Спасибо вам, ребята. Я сегодня узнал
много нового, только не все новые названия пока
выучил. Давайте ещё раз повторим … (Буратино
задаёт вопросы по просмотренному материалу, дети
отвечают, воспитатель помогает в случае
необходимости.) Потом Буратино прощается, просит
разрешения прийти ещё.

Изготовление бумаги своими руками

1. В качестве основы берем 2-3 салфетки,
измельчаем их (можно порвать на мелкие кусочки
руками или порезать ножницами, чем мельче, тем
лучше)

2. Заливаем эти обрезки водой, лучше тёплой.

3. Добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА и
столовую ложку крахмала, чтобы лист был
эластичным и мог гнуться.

4. Перемешиваем эту смесь, получается жидкая
каша.

5. Выкладываем нашу кашу на сетку из-под детской
мозаики (выкладываем тонким ровным слоем). Для
этого лучше всего в ёмкость, на которой стоит
экран (поднос, противень и т.п.) налить воды, так,
чтобы она покрывала сетку с массой. Разравниваем
кашу и потом сливаем всю воду.

6. После этого промакиваем наш “лист” бумаги
полотенцем до тех пор, пока он не станет почти
сухой.

7. Настало время для окончательной сушки.
Оставляем лист под прессом (горох) чтобы он не
покоробился.

8. После окончательной сушки у нас получилась
очень красивая бумага ручной работы.

  • Рассказ про бультерьера снап
  • Рассказ про буллинг в школе на английском
  • Рассказ про букву ять
  • Рассказ про букву я тыблоко читать
  • Рассказ про букву с для 1 класса короткие с рисунками