Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов
- Сейчас обучается 197 человек из 50 регионов
- Сейчас обучается 358 человек из 71 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сказка о частях речи
Презентация к уроку русского языка
Гиевской Елены Николаевны -
2 слайд
Начало путешествия!
В красивой стране под названием Речь находилось множество разных домов. В этой стране красота была необычайная: диковинные развесистые деревья, цветы редкой красоты! Птицы с разноцветным оперением распевали на все голоса. Мы остановимся в цветном доме первого жителя этой страны.
— Есть один седой старик. Превращаться он привык: в шляпу, в бабушку, в котлеты, в кактус, в зонтик, в сигареты, в тапочки, в слона, в конфеты— словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
Это дедушка Имя Существительное! -
-
-
-
-
7 слайд
— Вы что здесь делаете? – сурово спросили мы. (Ведь мы прекрасно помнили, что в этом доме живёт дедушка Имя существительное. Весь день здесь гостили, но никакого такого дядьки в шляпе не встречали.)
– Что я делаю? – удивился чудной дядька. – с тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что я делал, пока ты спал в доме? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что я буду делать дальше? Я буду расспрашивать вас, кто вы такие и что делаете в моём доме.
В гостях у глагола
Мы очень устали за день. Легли отдохнуть , но уснуть не удавалось. Всю ночь нас мучил комар: он кусал в нос, в ухо, жжужал, зудел. И , вдруг мы услышали звук…Это был забавный дядька в шляпе… -
-
-
10 слайд
Вскоре мы отправились к следующему красивому домику. Какое чудесное яркое солнышко освещало сказочную страну! Из-за забора выглянуло миловидное женское личико в обрамлении рыжих кудряшек.
— Добро пожаловать, милые, славные, симпатичные дети! Ах, какие вежливые, воспитанные, внимательные ребятки!—пропела женщина и открыла калитку.
-Входите. Меня зовут Имя Прилагательное. А вас?
В гостях у прилагательного -
-
12 слайд
Прилагательное – это часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложение имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.
-
13 слайд
Запомните!
Итак, имя прилагательное изменяется по родам (меняет свое окончание) в зависимости от имени существительного. Какого рода имя существительное, с которым оно дружит, такого же рода и имя прилагательное.( Золот… дождь, золот… антилопа, золот… кольцо; смешн… существо, смешн… щенок, смешн… обезьянка) Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное: в единственном или во множественном. —-Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
Сравните: красивЫЕ девочки (ж.р.), красивЫЕ мальчики (м.р.), красивЫЕ поля (ср.р.) -
14 слайд
Лес приветливо кивал вершинами, по тропинке весело скакали солнечные пятна. Мы шли в гости к тётеньке Наречие и торжественно несли с собой горячий привет, добрые пожелания, а ещё – тёплые пирожки с капустой и картошкой. Их испёк для родственников дядюшка Глагол и сделал это удивительно умело. – Когда же мы наконец придём? – нетерпеливо подпрыгивали мы – Дядюшка Глагол вчера сказал, что надо идти сначала прямо, а потом свернуть направо, только откуда направо, непонятно.
В гости к наречию -
15 слайд
Наречие –это неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? зачем? В предложение является чаще обстоятельством.
-
-
17 слайд
В гости к местоимению
-
-
-
-
-
-
-
24 слайд
Волшебная страна по названием Речь полна не изученных нами частей речи. А значит у нас есть возможность отправится в следующее путешествие, к новым знакомствам, за новыми знаниями!
В данной презентации использованы материалы из книг детской писательницы Татьяны Рик .
Конец путешествия
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 439 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 12.01.2016
- 2296
- 13
- 12.01.2016
- 545
- 0
- 12.01.2016
- 977
- 2
- 12.01.2016
- 9199
- 40
- 12.01.2016
- 1100
- 4
- 12.01.2016
- 663
- 0
- 12.01.2016
- 1210
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»
-
Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»
Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым Мордухай Людмила Ивановна
Сказка «Части речи»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Они были довольны собой, горды. И жили дружно, часто ходили друг к другу в гости и вместе решали вопросы государства. Существительное, Местоимение и Глагол всегда распоряжались КТО и ЧТО должен был ДЕЛАТЬ. Наречие приходило на помощь, когда нужно было ответить на вопросы ГДЕ? КУДА? и КАК? Числительное всегда помогало подсчитывать их доходы, а Прилагательное всегда появлялось, чтобы украшать их жизнь, веселить и успокаивать. Работы было много. Но часто они спорили, кто из них важней.
Услышали их споры жители ближайших сёл и пришли к ним на службу.
Предлог вовремя напоминал им о зависимости одной части речи от другой, чтобы они не ссорились.
Союз соединял родственников в одну семью; маленькие речушки — в одну большую реку.
Частица вносила различные оттенки в их отношения. Все зажили дружно и весело одной семьёй в стране .
И только гордый пастух – одиночка Междометие не присоединился к ним. Он до сих пор ходит по полям, лесам, всё охает, ахает, вздыхает, но гордости не умаляет…
— Как называется царство – государство? Не догадались?
МОРФОЛОГИЯ!
Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым
Мордухай Людмила Ивановна
Урок русского языка в 5 классе
по теме: «Повторение изученного по морфологии »
(урок — путешествие)
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Формируемые УУД:
Предметные: обобщение учащимися знаний по пройденному материалу.
Метапредметные: умения выделять главное, логически мыслить, давать определение, действовать по алгоритму.
Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности на основе системного подхода к изучению уже пройденного материала.
Оборудование:
-
Учебник: Русский язык, Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын: Просвещение, 2014.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика» в условиях реализации ФГОС.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
-
Образовательные:
— развить умение формулировать определение понятий;
— развить умение находить синонимы, антонимы в тексте;
— формировать умение использовать синонимы, антонимы в речи;
— обогащать словарный запас учащихся;
— совершенствовать орфографические умения.
-
Развивающие:
— осуществление системно-деятельностного подхода;
— развитие внимания;
— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-
обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, самостоятельных и служебных частях речи, тексте, орфографии.
Метапредметные:
-
формирование ценностного отношения к русскому языку,
-
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
-
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
-
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Воспитывать чувства
Оборудование:
-
ноутбук;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная презентация к уроку, глобус;
-
тестовые задания по теме.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Этап подготовки учащихся к активному, сознательному учебного материала.
-
Закрепление изученного.
-
Рефлексия учебной деятельности.
-
Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.
Ход урока:
1.Организационный момент.
— Ребята, я очень рада вновь войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших знаний И вместе с вами проведём урок!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости: учителя русского языка и литературы школ Первомайского района . Давайте поприветствуем их улыбкой. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. А нашим девизом на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!»
Как вы понимаете эти слова?
Какие 2 группы частей речи мы изучили в 5 классе? (самостоятельные и служебные). Почему 1 группа называется «самостоятельные части речи? Назовите все самостоятельные части речи. Почему 2 группа называется «служебные части речи? Какие части речи относятся к служебным? А в каком разделе науки о языке изучаются части речи? (морфология)
— Ребята, вам предстоит самим определить тему урока. (Учащиеся называют тему урока). Запишите число, классную работу и тему урока в тетради. Но я вам предлагаю не просто урок. Определить вид урока я вам помогу. (На стол ставится глобус) Ребята легко определяют вид : урок –путешествие. Да, ребята, я вам предлагаю путешествие в далекую и загадочную страну «МОРФОЛОГИЮ».Эта страна расположена между двумя океанами: океаном ЗНАНИЙ и океаном УМЕНИЙ.(Слайд 1)
Давайте определим цели урока. Что мы должны знать и уметь по изученной теме? (Ребята определяют цели урока, учитель помогает им, дополняет.)
Словарная работа.
— Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поработаем над лексическим значением слова ПУТЕШЕСТВИЕ. У вас на столах лежат ваши помощники – толковые словари. Найдите и прочитайте лексическое значение слова. Запишите его значение в тетрадь. (Дети зачитывают определение слова и записывают в тетради).
Работа в парах
— Как видим, страна МОРФОЛОГИЯ состоит из городов, названных в честь их жителей. На границе каждого города нам нужно будет предъявить пропуск. Это паспорт города. Предлагаю составить паспорта городов страны Морфология. ( Каждой паре нужно записать все морфологические признаки той части речи, которую назовёт учитель. Задание рассчитано на 6 пар).
Психологическая минутка.
Учитель: Ребята, паспорта готовы, можно отправляться. Закрываем глаза и мысленно отправляемся в загадочную страну (звучит запись гудка поезда и стук колёс.) Наша первая остановка – г.Существительное. Ребята открывают глаза.
Первая остановка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(Слайд 2)
— Предъявим, ребята, паспорт города.(Учащиеся зачитывают « паспорт» имени существительного)
Задание 1. «Узнай меня» Отметьте характеристики, не относящиеся к существительному: (Слайд 3). Устно. А) обозначает признак предмета; Б) изменяется по лицам; В) имеет 3 спряжения; Г) в большинстве случаев изменяется по числам.
Задание 2.Определить склонение существительных: (Слайд 3)
МЫШЬ, ПЛЯЖ, ДРУЖБА, НЕРЯХА, ОКНО, ВЕСНА, ЦВЕТОК, ЯЗЫК, МОРЕ, КОТ, ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, КНИГА, ЛЕС, РЕЧЬ, СВЕЧА, ПОРТРЕТ, БАНТ. Работа в тетрадях.
Самооценка : проверка знаний по опоре (Слайд 4)
Задание 3. Вставить буквы, подчеркнуть лишние слова, выбор аргументировать. (Слайд 5) Запись в тетради.
ЯЙЦ…, РУЖЬЕЦ…, КОЛЬЦ…, ДЕРЕВЦ… ГРАЧ…М, КЛЮЧ…М, КАЛАНЧ…Й, СИНИЦ…Й, ТОВАРИЩ…М, ПЛЮЩ…М
Учитель: Ребята, нас ждут в городе ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (Слайд 6). Предъявите «паспорт». Зачитываются морфологические признаки имени прилагательного.
Задание 4. Назвать имена прилагательные, характеризующие вид города. ( Зелёный, яркий, красивый, солнечный…)
Задание 5. Распространите предложения прилагательными. (Слайд7).
Работа на цветных карточках:
У нас в саду вырос _________ цветок. Он привлекал всех___________ запахом и цветом. Цветок радовал и взрослых и __________ детей.
Учитель: Молодцы, ребята. Мы приглашены в город Числительное.(Слайд 8). Зачитывание «паспорта» имени числительного.
Задание 6. Составьте предложения с именами числительными по картинке (устно).
Задание 7. Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению: 10 яблок, 5 день, 11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.
Взаимопроверка (Обмен тетрадями). Оценивание «Светофор» ( Слайд 9).
Учитель: Подходим к городу Местоимение. Кто готов рассказать о жителях этого города? (Зачитывается «паспорт» местоимения).
Задание 8. Назвать отдыхающих в парке местоимениями.
(Он, они,она…)
Задание 9. Найди «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» ( Слайд10). Работа в тетрадях.
Я, МЫ, ОНИ, ВЫ К НЕМУ, С НИМ, ЕМУ,О НЕМ ОН, ОНА, ОНИ, ОНО
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Учитель: Приготовьте «паспорт» и будьте внимательны. Мы подъезжаем к самому опасному городу — городу движения. Повторим правила дорожного движения. (Слайд 11 ).
Задание 10. Составить предложения о правилах дорожного движения, используя глаголы настоящего и будущего времени.
Задание 11. Определить спряжение глаголов и внести ответ в таблицу (работа у доски)
1.Клеят 2.Отвечаешь. 3.Мечтает. 4.Пахнет. 5.Полоть. 6.Слышит. 7.Сеять. 8.Просить.
Учитель: Нас ждут жители города Наречие. Это самый маленький город. (Слайд 12) . Предъявите паспорт города. Но где же его жители? Я предлагаю поработать в группах. Но для начала проверим ваши навыки совместной деятельности.
Разминка «Уменьшающаяся газета».Условия игры: на каждую группу(не больше 4 человек) выдаётся 1 газетный лист. Всей командой нужно стать на газетный лист и сказать: «Мы — одна команда!» Газета складывается несколько раз и задание повторяется. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе: «Мы одна команда!»
Задание 12. (выполняется на листах)
« Сбежали наречия! Найти и вставить их на место»
Весна. С каждым днем всё сильнее тянет (…). (…) идти по тропинке, поросшей травкой-муравкой, и наблюдать, как в течение дня всё (…) меняется в красках и звуках! (…) раскрываются и закрываются цветы, (…) пролетают птицы, бабочки, жуки.
(…) есть пропахшую дымом кашу, спать в еловом шалаше или на дереве, как Робинзон Крузо. Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому не известное (…)зовут нас путешествовать.
Слова для справок: хорошо, незаметно, быстро, вокруг, страстно, вкусно, вдаль.
Зрительный диктант «Один за всех и все за одного». Распределение ролей в каждой группе: писарь, гонцы. Учитель кладёт карточку с записанным предложением на стол; подходят по одному гонцу от каждой группы ,читают, запоминают предложения, выделенные орфограммы и диктуют «писарю».
Оценивание формативное: учитель вывешивает плакат с текстом, проверка по образцу:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
Учитель: Да, вы дружно поработали в группах. Лидер группы оценит работу каждого (оценка с комментированием) .
Ребята, оцените каждый свою работу на уроке. Возьмите звёздочку такого цвета, который соответствует оценке: красный – 5; жёлтый – 4; синий – 3; чёрный – 2, вложите в тетрадь и передайте мне.
Рефлексия.
Закончите фразы: Теперь я могу…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
За что я могу себя похвалить?
Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы. Давайте украсим наш букет цветами по вашему настроению на уроке.
Домашнее задание: 1)Подготовиться к контрольной работе, выполнить тестовые задания (стр.78 учебника); 2) Задание на всю жизнь: ценить дружбу, всегда подставлять надёжное плечо нуждающимся.
Контрольная работа № 1
Жизнь и творчество А.С.Пушкина
1. Годы жизни А.С. Пушкина? (Указать полные даты рождения и смерти) 2. Какое учебное заведение закончил А.С.Пушкин? 3. О каком произведении идёт речь в надписи : «Победителю ученику от побежденного учителя»? Кто автор этих строк? 4.Основные темы лирики поэта? 5.Из какого произведения эти строчки? Слух обо мне пройдёт по всей Руси Великой…? 6.Какое стихотворение прочитал А.С. Пушкин на выпускном экзамене? 7.Назовите полное имя жены А.С. Пушкина? 8.Перечислить стихи поэта, изученные в программе 9 класса? 9.Назовите причины гибели А.С. Пушкина? 10.Назвать имена близких крепостных людей Пушкина?
СКАЗКА О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками. Существительные испугались и быстро встали на свои места.
А вот в стихотворной форме:
Добавьте словечко:
Такое удивительное я имя – (существительное),
Я и в басне, я и в сказке,
Я склоняюсь и пою,
Я меняюсь, но живу.
Хочешь – буду подлежащим,
Хочешь – стану устаревшим.
У меня полно друзей,
Правда, есть один злодей.
– Как зовется тот злодей? (Лень).
И живет он каждый день.
Мы его загоним в пень.
Не нужна нам эта …(лень).
Разве можете, друзья,
Обойтись вы без меня? –
Говорит опять оно,
Наше умное словцо.
Я любовь, надежда, ..(вера),
Я Алина, Коля, Света,
Я жучок и паучок,
Я веселый – (огонек).
Разве можно без меня?
Нет! Нигде и никогда!
Вот какое я, друзья,
Удивительное я – (существительное)!
Бал в сказочной стране.
Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.
Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: «Я самая нужная часть речи». Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: «Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол». Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: «Мы, ты, я — лучшие друзья». Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: «Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу». Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: «Ах, какие прекрасные дети».
Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных — самостоятельные части речи.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. — А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагат5ельные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с ССказка о прилагательных.
Это было много лет тому назад, лет сто, а может и больше.
В городе Морфология жили два Существительных: День и Ночь.
Жили они, поживали, никаких бед не знали.
Все говорили о них только:
— День.
— Ночь.
И стало им скучно. Решили они подружиться с другими словами. Сначала они предложили дружбу глаголам.
— Давайте попробуем подружиться, — сказали они глаголам. Глаголы согласились. Они перепробовали много вариантов и, наконец, нашли себе друзей. Теперь про них говорили:
— Наступил День.
— Пришла Ночь.
Шло время. И опять заскучали наши Существительные. Решили они найти себе ещё друзей. Стали они пробовать, «прилагать» к себе новые слова. Как было бы здорово, если бы про нас говорили: «Какой ясный День!», «Какая темная Ночь!».
Им это понравилось. Но они не знали, как называют их новых друзей. Друзья тоже не знали, к какой части речи себя отнести.
— А давайте, вы будете называться Прилагательными. Мы же «прилагали» вас к себе, — предложили они своим новым друзьям.
Тем понравилось это слово. И стали их новые друзья называться Прилагательными. Теперь про них говорили:
— Наступил Ясный День!
— Пришла Тёмная ночь!
И ещё много подобных друзей нашли они, которые отвечали на вопрос «Какой?»
А кто знает: может быть, всё так и было?уществительными, берут у них напрокат формы рода, число и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».
(первый урок по теме «Имя прилагательное» 6 класс)
В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Страна частей речи
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве далеко-далеко была странаЧастей речи.
ДворецСуществительногобыл самым главным и богатым в этой стране. У него во дворце жила большая семья с многочисленными слугами, хранилось много золота и драгоценностей в бесчисленных сундуках. Несмотря на это он был несчастен, потому что не мог даже сказать какой у него дворец, какими свойствами обладают его богатства. И король Существительное не раз думал: раз есть богатства, значит всё это можно описать, сосчитать, расставить по местам… И он вспомнил, как ему в детстве рассказали сказку о волшебниках, которые всегда всем помогают. И вот решил он искать этих волшебников. Как и в любой сказке, ему очень повезло. Недалеко от его дворца был маленький, но очень красивый замокПрилагательного, который и рассказал Существительному, что люди бывают умные, красивые, высокие, стройные, сильные, ловкие… Показал красивые цветы, чудесные моря и океаны, восхитительную роскошь дворцов и многое другое, что связано с Прилагательным. С этого замка он ушёл радостный и весёлый, но решил не возвращаться в свой дворец, а продолжить свой путь по стране Частей речи.
Шёл он шёл и дошёл до замка Глагола.Этот замок был самым строгим и грозным в стране Частей речи. Глагол всегда узнавал от слуг, что сделали в государстве, что делают и даже, что думают сделать. Он научил Существительное читать, писать, танцевать, играть, вести хозяйство и посоветовал посетить соседний замок Числительного, где знали почти всё: сколько людей в стране Части речи, сколько земель и замков, их порядок.Числительноес удовольствием сообщил сколько всего у Существительного комнат в замке, сколько людей в семье, сколько вещей разных у него, сколько золота в сундуках. Существительное с ужасом выбежал из этого замка и поспешил домой. По дороге он встретил старое и бедноеНаречие,который всё спрашивал: Куда? Как? Когда? Где? Откуда? Зачем? Вскоре ему наскучило шагать с этим занудливым стариком, и он заглянул в гости кМестоимению.У них были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и Существительное: сундук – он, золото – оно, семья – она.
И вот наконец Существительное добрался до своего замка. Он был очень усталый, но довольный – теперь он знал о своём дворце ВСЁ.
Вот такая есть сказка о Частях речи и, надеюсь, она тебя тоже многому научила и была при этом интересной.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/101548-skazka-pro-chasti-rechi