Рассказ про чертово городище

Елабуга: «Чертово» городище

Чертово городище в Елабуге – древнее место силы. Первые люди здесь, по некоторым сведениям, жили еще в 6 веке до н.э. В разные времена здесь были села и воинские укрепления, монастырь и мечеть, а теперь – лишь остатки былых величественных строений, которые не пощадило время.

Расположено городище в необычайно живописном месте: сюда стоит приехать хотя бы ради открывающегося вида:

  • Речка Тойма впадает в величественную Каму;
  • на заливных лугах заготавливают сочную траву;
  • под холмом раскинулась малоэтажная Елабуга, утопающая в зелени – только колокольни возвышаются над ней;
  • вдали виднеются Набережные Челны и Нижнекамск;
  • все остальное пространство залито зеленью лесов.

Историческая справка

Городище расположено на холме посреди равнины, с двух сторон оно окружено реками. Это сделало его удобным для обороны, поэтому первые поселения тут были с Ананьинской эпохи. Об этом свидетельствуют артефакты, найденные при раскопках. Там соорудили земляной вал и ров, защищающие жителей. Затем тут жили финно-угорские племена. В 11-12 веках здесь построили одну из деревянных крепостей Волжской Булгарии. В 12 веке возвели мечеть из белого камня – именно она лучше всего сохранилась до наших дней.

У Чертова городища в Елабуге история русских начинается в 16 веке, когда его, как и всю Казань, завоевал Иван Грозный. В 17-18 веках здесь располагался Троицкий мужской монастырь. У основания холма в то время развивались 2 села: Подмонастырка и Трехсвятское. Когда второе начало активно развиваться и превратилось в город Елабугу, заброшенный монастырь на городище пришел в запустение, селяне начали разбирать его на строительные материалы. Другие сооружения сами разрушались без ухода и реставрации.

К середине 19 века рухнула последняя старинная башня, от нее осталась только одна стена со входом и окном. Всего через 23 года, благодаря купцу Шишкину, отцу знаменитого художника, башню восстановили. Другие же постройки на территории комплекса отстроили заново уже после распада СССР, но тонко выдержали в стиле и технологиях Средневековья.

Легенда Чертова городища в Елабуге рассказывает о черте, который хотел жениться на дочери местного попа. В честь него и назвали это место. Кроме того, существуют мифы о языческом змее-оракуле, бесах, потопляющих суда, и об отрубленной ноге богатыря.

Как провести время в Чертовом городище в Елабуге

  1. Подняться по каменной Лестнице тысячелетия от реки, состоящей из 365 ступеней. Примерно с середины пути можно увидеть мечеть.
  2. Оглядеться по сторонам, посмотреть на бескрайние пейзажи и отдаленные города. Для этого лучше выбрать ясный и безветренный день, иначе видимость будет ограниченной, а на возвышенности в степи будет некомфортно находиться. Для удобства туристов и отдыха после подъема по периметру холма установлены лавочки.
  3. Полюбоваться и сфотографироваться с железным драконом-оракулом, который как бы взлетает с холма.
  4. Посетить памятник эмиру Булгарии Ибрагиму I бен Мухаммаду – мудрому и сдержанному правителю, чья уравновешенность отразилась в памятнике.
  5. Рассмотреть все крепостные стены, валы и башни – хоть они и восстановлены, но буквально «дышат» историей и создают неповторимую атмосферу.
  6. Пообедать в ресторане, поддерживающем дух и стилистику городища.

Звонок бесплатный

online adware remover

Характеристики горы Чёртово Городище

Статус: памятник природы регионального значения

Координаты: 56.941563 северной широты, 60.347169 восточной долготы

Ближайшие города: Екатеринбург

Площадь: 116 га

Наивысшая точка: 20 м

Климат: умеренно континентальный

Местное время:

Погода:-17 °CпасмурноОщущается как: -24 °C

Давление: 783 мм рт.ст.Влажность: 91%Ветер: 6.52 м/c

Происхождение и история горы Чёртово Городище

Гора Чёртово Городище сложена гранитной породой вулканического происхождения, которая образовалась более 300 миллионов лет назад. Происхождение «каменных городов» объясняется геоморфизмом Уральских гор. Массив постепенно разрушался под действием ветра, влаги, солнца, перепадов температур, что привело к образованию останцев причудливой формы. Матрацевидная структура лучше просматривается на западном участке.

По мнению археологов, человек проживал у подножья Чёртова Городища ещё с давних времён. Во время раскопок были обнаружены глиняные черепки, куски листовой меди, металлические подвески-обереги. Находки исследователи отнесли к железному веку. Древние люди с почтением относились к этому месту, проводили обряды жертвоприношений. Именно из-за суеверных жителей гора получила своё необычное название. Люди были уверены, что тут обитает нечистая сила.

Первое восхождение и научное исследование каменной скалы произошло в 1861 году. Узнав от местных жителей о «каменном городе», Уральское общество любителей естествознания организовало экспедицию. Три человека отправились на поиски Чёртова Городища. Они составили подробный отчёт о находке, но опубликовали его только через 12 лет. Вторая экспедиция была организована в 1874 году.

Последующие активные раскопки, множественные публикации повысили интерес общественности к достопримечательности. К скальному массиву устремился поток туристов. Окрестности леса быстро заполнились мусором, растительность была уничтожена, а сами уникальные останцы изрисованы краской и мелом. В 1980 году этот природный участок был закрыт на 5 лет для восстановления природы и оборудования скалодрома.

Скальный массив Чёртово Городище

Географические особенности горы Чёртово Городище

Гора Чёртово Городище находится в Свердловской области России, в 25 км от города Екатеринбург, в 4 км от станицы Исеть, в лесном левобережье реки Семипалатинки. Гранитные скалы на вершине имеют признаки выветривания. Они представляют ботаническую, геоморфологическую, археологическую ценность. Каменная гряда простирается по направлению с северо-запада на юго-восток. Средняя высота горы над уровнем моря — 347 метров, площадь — 116 га.

Объект туризма пользуется популярностью у скалолазов. Тут проходят тренировки и соревнования альпинистов, как профессионалов, так и новичков. Северная часть скалы — неприступная высота. За это сложный участок полюбили скалолазы и ледолазы. На вершину с этой стороны могут попасть только путешественники с хорошими физическими показателями и умениями скалолазания.

С юга Чёртово Городище более пологое. К вершине ведут огромные каменные ступени, образовавшиеся без человеческого вмешательства. Особенную структуру скала получила в этом месте из-за длительных разрушительных процессов. Останцы на вершине напоминают зубцы, устремившиеся к небу. Такая форма получилась благодаря вулканической активности. Более 300 миллионов лет назад в земле застыла лава, которая позднее образовала гранит.

Величественный скальный гребень расположен в самом центре Верх-Исетского гранитного массива. Стена состоит из 10 «башен» различной формы и высоты, возвышается на постаменте из сложенных гранитных плит. Друг от друга их отделяют вертикальные расщелины разной ширины и конфигурации. У подножия протекает небольшая река Семипалатинка, один из крупных притоков Исети. С вершины открывается потрясающий панорамный вид на величественные горы, покрытые густыми лесами.

Чёртово Городище всегда пользовалось среди местных жителей дурной славой. Люди считали, что найти гранитные образования очень сложно. Несмотря на внушительные размеры, увидеть их можно, только подойдя вплотную. Приблизившись к каменным башням, вы увидите, как они будто вырастают из леса. Жители ближайших деревень были уверены, что Чёртово Городище создано нечистой силой. Исследователи паранормальных явлений характеризуют местность как геопатогенную зону малой активности.

Скальный массив Чёртово Городище

Флора и фауна горы Чёртово Городище

Прилегающие к горе равнины покрывает лесостепная растительность. В лесах преобладают сосна, ель, осина, лиственница и многие другие. Флора насчитывает огромное количество скальных растений, в том числе занесённых в Красную книгу. К охраняемым относится эндемик астрагал Клера, очиток пурпурный, папоротник многоножка, можжевельник. На полянах на пути к вершине Чёртова Городища растёт много ягод. Это костяника, клюква обыкновенная, голубика.

Географическое расположение памятника природы оказало существенное влияние на разнообразие фауны. Животный мир имеет смешанный азиатско-европейский характер, много типично таёжных представителей. В лесистой местности вблизи Чёртова Городища можно встретить хищников, грызунов, парнокопытных, рукокрылых, насекомоядных, зайцеобразных. Самый многочисленный класс — птицы. Многие виды гнездятся здесь.

Флора Урала

Отдых на горе Чёртово Городище

Чёртово Городище — самый популярный массив среди скалолазов в окрестностях Екатеринбурга. Его можно посетить в любое время года самостоятельно, заказать тур выходного дня или организованную экскурсию. Трекинг к скалам включает пеший поход по таинственным тропам, осмотр мегалитов, ознакомление с тайнами коренных племён Урала. Можно заказать джип-тур. Машины отправляются от Marins Park Hotel в Екатеринбурге, следуют к горе через посёлок Исеть.

Устроить пикник, организовать чаепитие можно на любой приглянувшейся поляне. Экскурсоводы предлагают гостям расположиться у костра, выпить чай на травах. Пешее восхождение на вершину осуществляется с южной стороны, где путь более пологий и хорошо освещён солнцем. К её основанию подходит грунтовая дорога. В стоимость услуг включён транспорт, работа гида, организация чаепития у костра.

Скальный массив Чёртово Городище

Что посмотреть в окрестностях

Мегалит-парк «Исеть», на территории которого находится Чёртово Городище, знаменит не только природным памятником. Уникальная древняя территория насчитывает около 50 скал-останцев из гранита, 147 археологических памятников, богатые минеральные копи, золотые прииски, реликтовые кедровники. Парк со всех сторон окружён горами, а в окрестностях находятся древние церкви. Вся туристическая зона изрезана ручьями, образующими красивые лесные пейзажи.

Прямо посреди леса можно увидеть основания стен старинных построек, образующие по периметру прямоугольник правильной формы, встречаются дольмены и множество мегалитов. Справа от тропы на Чёртово Городище расположены скалы Малые Черти. Они относятся к той же гряде, имеют протяжённость 200 метров, высоту 8 метров. С их вершины можно увидеть Среднеуральск и Екатеринбург. Многие исследователи предполагают, что Чёртово Городище и окрестности — остатки древнего города.

Недалеко от Чёртова Городища находятся скалы Лунные Камни, с голубым оттенком переливающиеся на солнце. Потрясающий вид на чистейшие озера и живописный скальный гребень открывается с горы Аракульский Шихан. Восхождение доступно всем желающим, даже с маленькими детьми. Тут абсолютно безопасно. На вершине 25-метрового Соколиного Камня есть смотровая площадка, на которой можно устроить пикник и насладиться прекрасными видами.

Аракульский Шихан

Аракульский Шихан

Как добраться до скального массива Чёртово Городище

Посетить Чёртово Городище можно в любое время года. Добраться можно на электропоезде «Екатеринбург — Нижний Тагил». Выйти потребуется на станции «Исеть», от неё пройти пешком или проехать на автомобиле, экскурсионном автобусе. Ориентир остановки — кордон у подножия горы. Тропа к скалам всегда хорошо протоптана. Зимой пройти можно по тропинке от станции «Гать». Летом этот путь недоступен, местность превращается в болото.

Из уральской столицы можно доехать на машине, электричке, велосипеде. Двигаться из Екатеринбурга надо в сторону города Среднеуральск, обращая внимание на указатели. Добравшись до монастыря святых Царственных Страстотерпцев, надо повернуть на деревню Коптяки. Далее необходимо ехать в посёлок Исеть огибая одноимённое озеро. Чтобы сберечь природу, машину лучше оставить в посёлке, к достопримечательности дойти пешком.

Из Екатеринбурга можно проехать по ещё одному пути. Двигаться потребуется по Ново-Московскому тракту, на пересечении с кольцевой дорогой повернуть в сторону села Северка. Далее проехать через Песчаное озеро. Доехать также можно на электричке, идущей до станционного посёлка Кузино. Этот вариант подойдёт любителям длинных маршрутов. С Северного автовокзала Екатеринбурга ходит автобус №337 до Исети.

Скальный массив зимой

Чертово Городище (одна из известных достопримечательностей близ Екатеринбурга) – это величественные скалы на вершине одноименной горы в 6 километрах к юго-западу от поселка Исеть. Вершина Чертова Городища достигает 347 метров над уровнем моря, из них последние 20 метров — могучий гранитный гребень.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская область

Чертово Городище: описание

Зубчатая гряда гранитных башен-останцев вытянута с юго-востока на северо-запад. С севера Городище обрывается неприступной стеной, с юга скала более пологая: здесь на нее можно забраться по гигантским каменным ступеням. Южная часть Городища достаточно быстро разрушается. Об этом свидетельствуют каменные россыпи по южному склону горы. Это обусловлено резкими температурными колебаниями на хорошо освещаемом солнцем южном склоне.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьНа вершину скалы можно подняться по установленной деревянной лестнице. С высоты открывается широкая панорама окрестных гор, лесов, и озер.

Городище имеет матрацевидную структуру, которая создаёт ложное впечатление, что оно сложено из плоских плит. Происхождение «каменных городов» относится к далекому прошлому Уральских гор. Граниты, которыми сложены скалы, имеют вулканическое происхождение и образовались около 300 млн лет назад. За это солидное время гора подверглись сильному разрушению под действием перепадов температур, воды и ветра. В результате образовалось такое причудливое природное образование.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьПо обеим сторонам от основного гранитного массива (на некотором отдалении) можно осмотреть небольшие каменные палатки. Наиболее интересная расположена к западу от основного массива, 7 метров высотой. Здесь очень хорошо просматривается матрацевидная структура.

Практически все окрестные горы так же усеяны каменными палатками. Чертово Городище находится в центре так называемого Верх-Исетского гранитного массива, но из сотен других скальных обнажений, безусловно, является самым грандиозным!

Внизу под горой находится кордон. Там же течет речка Семипалатинка – приток реки Исеть. Чертово Городище отлично подходит для тренировок альпинистов. В этом районе преобладают красивые сосновые леса. Летом в этих местах можно найти много ягод.

Чертово Городище: история

Происхождение названия вполне очевидно. Слишком неестественными предстают перед спутником эти скалы, словно их выстроила нечистая сила. Впрочем, существует еще одна, достаточно оригинальная гипотеза происхождения топонима. Дело в том, что слово «Чортан», точнее «Сортан», можно разложить на составляющие «Сарт-тан». В переводе с мансийского языка – это «передняя торговля». Эти слова при восприятии русскими были трансформированы – Сартан – Чертын – Чертов. Вот и получилось Чертово Городище – городище передней торговли.

Археологи установили, что человек присутствовал в районе Чертова Городища с давних времен. В ходе раскопок у подножья скал было найдено много черепков глиняной посуды и кусочков листовой меди. Находили и медные подвески-обереги. Находки относят к эпохе железного века. Наши далекие предки глубоко почитали эти места. Они считали их прибежищем духов и приносили им жертвы: так люди пытались задобрить высшие силы, чтобы жизнь их была благополучной.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьПервым научным описанием «каменного города» мы обязаны членам Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ). 26 мая 1861 года состоялся поход, инициатором которого стал работник Верх-Исетского завода Владимир Захарович Земляницын – священник, действующий член УОЛЕ. В походе также приняли участие его коллеги: книготорговец Павел Александрович Наумов и преподаватель екатеринбургской гимназии Ипполит Андреевич Машанов.

Отчет об их экспедиции был опубликован лишь 12 лет спустя («Записки УОЛЕ», том 11, вып. 1, 1873). Вот его фрагмент:

«Один из постоянных жителей Верх-Исетского завода В.З.З. со своим знакомым решил посетить Чертово городище, будучи наслышаны от местных старожилов о (его) существовании близ Исетского озера <…>. Из Верх-Исетска они проехали сначала на с-з по зимней Верх-Невинской дороге в деревеньку Коптяки, лежащую на ю-в берегу Исетского озера. В Коптяках путники переночевали в доме у старосты Балина. Вечером ходили на берег Исетского озера, полюбовались видом озера и отрогами Уральских гор на противоположном берегу, и чуть заметной деревенькой Мурзинкой на северном берегу. На озере вдали было видно Соловецкие острова – на них существовали раскольничьи скиты. На другой день 27 мая путники выехали, напутствуемые советами старосты Балина. По его словам: «Нечистая сила» больно играет около «Городища» и нередко сбивает православных с пути. Путники отправились на «плотинку», находящуюся от Коптяков в двух верстах <…>.

Оставив лошадей на плотинке у сторожа и расспросив еще раз о дороге на «Городище», путники решились отправится в путь одни, без проводника, имея при себе только компас. <…> Наконец, миновав болото, они по горам вышли на широкую просеку. Просека упиралась в перешеек, соединявший две невысокие горы. Между горами росли три гигантские лиственницы, послужившие впоследствии маяками для отправлявшихся на «Городище». Они скрываются в лесу на правой горе. Потом предстоял подъем в гору, сначала по густой траве, потом по бурелому, и, наконец, по так называемой в народе «Чертовой гриве». Впрочем, «грива» эта весьма облегчает восхождение на «Чертово городище», потому что идешь по гранитным плитам, как по ступеням. Один из путников первым добрался до «Чертовой гривы» и закричал: «Ура! Близко должно быть!». Действительно, среди сосняка <…> забелела какая-то <…> масса. Это было «Чертово городище».

Машанов взял с Чертова Городища образцы гранита и передал их в музей УОЛЕ.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьВ 1874 г. членами УОЛЕ была проведена вторая экскурсия на Чертово Городище. На этот раз в ней принял участие и сам Онисим Егорович Клер — основатель Уральского общества любителей естествознания. Скалы оказали на него настолько сильное впечатление, что он писал: «а не циклопические ли это сооружения древних людей?..»

В.Л. Метенков первым сфотографировал Чертово Городище и издал почтовую открытку с его изображением.

Художник Терехов снял очень отчетливое изображение этих скал. Он изготовил бесплатно 990 фотоснимков для «Записок УОЛЕ» и высказал просьбу, чтобы эти фотоснимки ему были зачтены, как пожизненный взнос в музей. Его просьба была выполнена.

По фотографиям заметно, что облик Чертова Городища со временем постепенно меняется.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьОчередная экскурсия состоялась 20 августа 1889 года. В нее отправились члены УОЛЕ С.И. Сергеев, А.Я. Пономарев и др. Они отправились с только что построенной станции Исеть. Прошли несколько километров вдоль железнодорожного полотна и свернули к горам.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьПоход не задался. В первый день они не смогли отыскать Чертово Городище и весь день проблуждали в болотах, в пойме речки Кедровки. Потом случайно встретили людей, посланных начальником станции Исеть на их поиски. Группа вернулась на станцию, где и переночевали. Лишь на следующий день они разыскали Чертово Городище и поднялись на вершины скал.

Чертов Городище:
поход выходного дня

В настоящее время Чертово Городище — самый посещаемый скальный массив в окрестностях Екатеринбурга. К сожалению, такая популярность не могла не отразится на экологической обстановке и внешнем облике скального массива.

Почти вся поверхность скал покрыта надписями. Первая из них появилась еще в 1902 году! Общее же число надписей, по подсчетам свердловских школьников, проведенных под руководством Т.Ю. Серых в 1970-х годах, около 1700. Это сильно портит вид скал.Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьТрудно поверить, но было время, когда Чертово Городище было закрыто для туристов: доступ к достопримечательности ограничили для самовосстановления природы Первоуральский горисполком на 5 лет (до 31 декабря 1985 г.). В то же время всю округу очистили от накопленного за многие годы бытового мусора, а на скалах оборудовали скалодром. Спустя 5 лет Городище вновь стало доступным для массового посещения.

Скалы, Чертово Городище, фото, Свердловская областьКак добраться до Чертова Городища?

Чертово Городище хорошо для посещения в любое время года. Для того, чтобы попасть на скалы, нужно сесть на электропоезд Свердловск — Нижний Тагил и доехать до станции Исеть.

Сойдя с поезда, пройти метров 200 назад вдоль ж/д путей. Здесь вы увидите автомобильную дорогу, уходящую под небольшим углом направо. Нужно идти по ней мимо промышленных предприятий. Постепенно дорога переходит в улицу Заводскую. По ней нужно пройти до конца, после чего повернуть направо на ул. Мира (на ней стоят желтые двухэтажные дома). Метров через 50 после дома № 3 (перед продуктовым магазином) повернуть налево. Эта дорога идет в лес. После лесничества у подножия горы будет развилка. Наезженная грунтовая дорога поворачивает налево, нам же нужно идти прямо по дороге в затяжную гору. Это прямая тропа к скалам. По ней нужно идти прямо в южном направлении, никуда не сворачивая. Даже зимой она всегда хорошо протоптана.

Примерно за километр до Чертова Городища вы выйдете на обширную вырубку. По правую руку от вас увидите скалы — так называемые Малые Черти. По высоте они не сравнимы с Городищем, но достойны того, чтобы их посмотреть.

Можно доехать до подножия горы Чертова Городища и на автомобиле. От Исети идет достаточно хорошая грунтовая дорога. Ориентир, до которого ехать — кордон у подножия горы. Зимой обычно есть тропа к Городищу и со станции Гать. Для этого от станции нужно идти по тропе на запад. Летом здесь не пройти — не позволит болото.

При желании можно пройти по интересному маршруту ст. Исеть — Чертово Городище — оз. Песчаное — ск. Соколиный Камень — ст. Северка. Расстояние составит около 30 км. Лучше выделить на этот поход два дня. Также поблизости от Чертова Городища находятся такие достопримечательности, как скалы Петра Гронского (Петрогром), гора Мотаиха, Исетское озеро.

Скалы Чертово Городище: где остановиться?

Поход на Чертово Городище — популярнейший маршрут выходного дня в окрестностях Екатеринбурга. Переночевать здесь можно только в собственных палатках. Ближайшие гостиницы — только в Екатеринбурге.

  • Читайте также: Четыре достопримечательности Свердловской области за день

Интересные места

Легенды Чёртова городища в Елабуге

Почему же это живописный уголок назвали «Чёртовым»? Несколько любопытных легенд отвечают на этот вопрос.

«Чёртово городище» — именно так называется местечко на высоком берегу Камы, где расположен символ Елабуги – каменная башня. Потрясающий вид открывается с холма. С одной стороны – река и острова, с другой – город. 

Змий-предсказатель 

Одна из легенд гласит, что в древние времена стоял на этом месте языческий храм. И жил в нём змей-оракул, прославившийся предсказаниями. Со всей округи шли к нему люди, а в качестве расплаты принимал змей только человеческие жертвы.

А незадолго до падения Булгарского царства сгинул змей. Уж напрасно кликал его булгарский царь, взывая к ответу, как спасти свой край от нашествия врагов. Вскоре царь и его народ стали жертвами могущественного неприятеля.

Камень потопляющий 

В другой легенде говорится о камне в реке, неподалёку от городища. Люди назвали его «Бык». Будто бы волшебной способностью обладал тот огромный камень: вода со всех сторон устремлялась к нему и сносила суда речные на погибель, разбивая. Только жрецы могли защитить от Быка: приняв подарки, они отводили корабли от рокового места.

Спустя многие века, выяснилось, что легенда имела под собой реальную историю. Действительно в Каме неподалёку от Чёртова городища был огромный камень, который уничтожили с началом судоходства на реке.

Чёрт и попова дочь 

Третья история повествует о любви чёрта к дочери местного попа.

Реклама

Захотел он ту девушку в жёны взять. Да воспротивился отец и выдвинул требование: построй, де, чёрт, за одну ночь на берегу церковь белокаменную. С усердием трудился чёрт, да только не успел – петухи пропели. И рассыпалась церковь с приходом утра. И по сей день берег Камы в месте городища крупными камнями усеян.

Что посмотреть? 

Елабужское («чёртово») городище является памятником археологии и истории федерального значения.

Правда, из сооружений 10 века здесь сохранилась только башня белокаменной цитадели – здание волжских булгар домонгольского периода.

Осмотр территории лучше начинать с современного памятника основателю города – булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммаду.

Городище словно охраняет раскинутыми крыльями скульптурная композиция «Дракон-оракул». А от подножия горы вниз можно спуститься по каменной лестнице из 365 ступеней, построенной жителями Елабуги собственноручно на общественных работах – так гласит вывеска.

Как добраться?   

На автомобиле: расстояние от Болгара до Елабуги – 300 километров. Примерное время в пути – 4 часа.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Команда Кочующие - Чертово городище

Каменная башня Елабужского городища, так называемое «Чертово городище», – памятник булгарской культуры Х-XIV вв. Находится на высоком мысе у устья реки Тоймы.

Руинированные остатки булгарской крепости-мечети, расположенные тут же, относят к XI в., не позднее. Военная крепость, названная булгарами Ала-буга (пегий, серый, злой + бык, змей, богатырь), возникла на месте бывшего укреплённого поселения угров.

Археологические раскопки свидетельствуют, что здесь было поселение и в ананьинском (I тыс. до н.э.), пьяноборском (кон. I тыс. до н.э.) исторических периодах.

В булгарский период площадь крепости увеличилась почти вдвое (до 34000 кв.м.приблизительно такой же была площадь ранней Казани). Это был опорный пункт болгар в восточном Предкамье. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В булгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье и далее до Ледовитого океана.

 

В XII в. на месте святилища прежних жителей этого края была сооружена белокаменная мечеть подквадратной формы (21 х 21 м.) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре- Болгаре (IX-XХ вв.) и Болгаре (ХIII-XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде. В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи.

В 1614-1616 гг. на месте Елабужского городища был основан мужской Троицкий монастырь, упразднённый в 1764 г. В это же время образовалась монастырская слобода, впоследствии – село Подмонастырка, сохранившее свой первоначальный уклад и архитектуру.

 

Наугольная башня Елабужского городища по строению своему каменный пустотелый цилиндр с металлической кровлей в виде низкого купола. Высота 7,1 метра, диаметр внутреннего пространства 5,7 метра. Толщина стены уменьшается от 2 метров у подошвы до 0,7 метра в верхней половине, отчего нижняя половина архитектурного объёма получает коническую форму. Первоначальная кладка из неотёсанных камней на известковом растворе с алебастром сохранилась только с северной стороны. В 1844 г. башня рухнула. Остался стоять лишь небольшой северный участок с арочным дверным проёмом и окном над ним. В 1867 г. по инициативе елабужского главы, купца II гильдии И. В. Шишкина рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом. Именно тогда появились четыре прямоугольных окна в верхней половине башни.

 

В 2007 г. башню вновь привели в порядок: поменяли кровлю, почистили и провели её консервацию. Так же в этом же году отстроили руинированные останки крепости на фундаменте, восстановленном в 90-е годы прошлого века. Для придания колорита в 2007 г. были отстроены входные ворота, частокол, проложены пешеходные дорожки вдоль склона, установлены скамейки.

 Данный памятник находится под опекой ЮНЕСКО. 

                                                                     Чертово городище

«Чертово городище» — кладезь мифов

«Чертово городище» — так называется место на высоком берегу Камы, где расположена отреставрированная каменная башня — символ Елабуги. Почемему же «Чертово городище»? На этот вопрос есть несколько любопытных легенд.

Логово Змея-оракула.

Во время одной из знаменитой академической экспедиции, Чертово городище исследовал  русский путешественник Николай Петрович Рычков. В своей книге «Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг.» он поведал легенду о логове змея -оракула.

 В ней говорилось, что раньше на месте Чертова городища стоял храм древних язычников. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (или черта), который жил в  языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Змей-оракул был известен на всю округу (а так же далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Ответы оракула славились точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. В качестве платы за предсказания, змею приносились человеческие жертвы из пленненых врагов .

 Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез. И напрасно царь того народа спрашивал оракула о том, как спасти свой край и свой народ от тех, кто шел с севера. Ответа не было… Вскоре царь и его народ стали жертвой могущественного неприятеля.

 Перекликается с легендой о змее и тот факт, что в Казани были специальные ворота — «Елбугины» — и выходили они на Алабугу. К этому периоду относится легенда о том, что ужасный змей украл красавицу-дочь у одного из елабужских баев и что храбрый джигит Чуранай спас ее…

 

Подводный камень (Бык).

Название Чертова городища известно с XVI века. Русский священник Иван Глазатый, 20лет находившийся в казанском плену, написал «Казанскую историю». В ней сообщается: «Бе не в коем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоци камы реки стоя, его же Русь именует бесовское градище… И то бе еще старых болгар мольбище жертвенное. Бес же …плавающих рекою опроверзаше ладья и потопляше в реце».

 По легенеде, в башне Чертова городища жили жрецы. У казанского профессора Эрдмана по поводу этой легенды читаем, что «…находился недалеко от <Чертова городища> и теперь еще известен под именем Быка <подводный камень>. Вода стремится к нему с противоположного берега с ужасною силою и суда <легко могут>сделаться жертвою волн.<…>жрецы, получив подарки от плывущих по реке Каме, отводили суда их и избавляли от погибели».

 Действительно, такой подводный камень имел место в Каме у Елабуги, вплоть до начала судоходства по реке. Тогда для судоходности реки и  избежания трагедий — камень был уничтожен.

Черт, собственной персоной.

К периоду покорения Казанского ханства относится одна из известнейших легенд, которую обязательно рассказывают туристам при посещении башни на Чертовом городище.

  Понравилась черту поповская дочь. И захотел он на ней жениться. Попу не хотелось дочь отдавать за черта, и пошел он на хитрость. «Построй, черт, — сказал поп, — за одну ночь белокаменную церковь на берегу Камы». Черт с усердием принялся за работу, всю ночь трудился и когда уже почти все закончил, вдруг пропели петухи. Не успел он крышу да крест соорудить. Не исполнил черт воли попа, а значит, и не видать ему поповской дочери. А то, что построил черт, само собой с криком петухов рассыпалось. И по сей день берег Камы, что у подножия городища, усеян огромными камнями…

Отрубленная нога богатыря.

Писатель А.Н. Радищев 27 мая 1797 г., возвращаясь из Илимской ссылки, куда по воле императрицы Екатерины II был отправлен за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», посетил Елабугу. Когда баржа, на которой ехал Радищев, стояла у пристани, писатель заинтересовался башней, возвышающейся над Камой. Проводник помог Радищеву подняться на гору и поведал историю городища и легенду, дошедшую до наших дней в его книге.

Из дневника А.Н. Радищева: «… сие здание построено точно Диаволом, о чем в духовном правлении имеются записки, что замок сей как-то был действительно осаждаем неким богатырем, которому по приступе отрубили ногу, и оная доселе хранится на паперти церковной».

 Хотя, скорее всего, эта легенда — уже вариация на тему предыдущей легенды о черте и попе, ведь  дневник Радищева — единственный известный источник, где представлена легенда о богатыре и его отрубленной ноге.

 Каждая легенда красива по своему, у каждой есть свои доказательства, но все же человек сам решает в которую из них верить (или не верить). Но когда туристы и прохожие задают вопрос о названии Чертова городища местным жителям и экскурсоводам — все, как один, начинают рассказывать им свои любимые легенды о кусочке мифической истории Елабуги.

                                                                              Чертово городище

Верещагин Григорий Егорович

Елабужское Чёртово городище – ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ

Во второй половине августа я плыл, в числе прочих пассажиров, по реке Каме, на пароходе, из Казани. Миновав станцию Соколки, пароход, по причине густоты тумана, должен был спустить якорь и ждать, когда рассеется утренняя мгла и прояснится небо. (Если бы не было тумана, пароход, по моему расчёту, проплыл бы Елабужскую пристань в то время, когда пуще всего клонит ко сну, именно – на рассвете). Итак, пароход стоял, терпеливо ожидая света. Большая часть пассажиров покоилась комфортабельно на своих местах – кто дремал, кто спал; и я, утомленный ожиданием станции Елабуги, где должен был высадиться, наконец уснул. Долго ли лежал в забытьи, не знаю; но вот пароход зашумел и тронулся – я проснулся. Туман рассеялся, было светло. Часть пассажиров проснулась одновременно со мной и взошла на трап приветствовать свежее утро и любоваться живописными берегами Камы. К ним присоединился и я. Пароход пыхтел, шумел, покрывая поверхность реки волнами, давал встречным пароходам свистки, оставлял берега реки, окаймленные местами чахлым кустарником, местами жалкими остатками вырубленного леса.

Прошло около двух часов времени, как я сидел на трапе, любуясь красивыми берегами реки. Некоторые из пассажиров стали поговаривать, что недалеко уж Елабуга. Пролетело в ожидании Елабужской пристани ещё несколько времени, и вдруг кто-то воскликнул: «Елабуга!» Взоры у большинства обратились в сторону белеющих зданий и церквей, между которыми особенно выделялась колокольня Спасского собора. Прошло ещё несколько минут, и один из смотрящих вперед сказал: «Вот и Чёртово городище!» Слова эти вмиг пробудили во мне до того дремавшее любопытство, и я, взглянув на левый берег реки, увидел серую башню, стоявшую на горе, или, вернее, на высоком берегу при слиянии реки Тоймы с Камой. О башне этой, называемой Чёртовым городищем, я читал прежде в некоторых периодических изданиях и, кроме того, слыхал и устные сказания о ней. Я смотрел на этот памятник старины с немым любопытством. Заметив это, стоящий со мной рядом мужик, по-видимому из крещёных татар, сказал, что «её (башню) сделали (черти) в одну ночь». Вероятно, ему было известно какое-нибудь сказание о башне или же о самом месте, на котором стоит этот памятник старины. Но мне, к сожалению, не  пришло на ум спросить его. Только после, когда мужик куда-то делся, я вспомнил прочитанную в очерках Кудрявцева легенду, которую и привожу здесь.

 На Чёртовом городище, близ источника, жил в древнее время пустынник-анахорет самой строгой жизни. Бесы часто смущали его. Не обходилось дело, разумеется, и без красивых женщин, которых бесы подсовывали в келью анахорета. Но анахорет был устойчив в благочестии и избранном пути безбрачия. А демоны всё лютее наступали на праведного мужа с разными соблазнами, стараясь увлечь его мирскими наслаждениями. Борьба с искушениями сделалась в тягость отшельнику. Чтобы прогнать демонов от себя навсегда, он задумал воспользоваться их силою к прославлению имени Божьего. Поддаваясь, по-видимому, их соблазнам, он предложил им одно из трудных условий: выстроить на горе в одну ночь церковь. Нечистая сила, обрадовавшись этому, тотчас же принялась за работу – добывать камни из недр земли. Архитектурному искусству бесов не учить! Скоро выведен был фундамент, проделаны окна и двери, церковь была почти готова, оставалось только водрузить на ней крест. Призадумались ли бесы над этим или металла в горе не хватило, но только на беду их вдруг пропел петух, крик которого злым духам почему-то приходится не по вкусу. Едва только петух разинул клюв, как дьявольская сила тотчас же провалилась сквозь землю в преисподнюю. За нею с грохотом повалились и посыпались с верхней части церкви и самые камни. Башня городища и есть та самая церковь, которая сложена руками чертей, и потому называется Чёртовым городищем. Дыры в стенах башни, в которых прежде галки вили гнезда, есть-де следы чёртовых пальцев. О дальнейших искушениях или жизни отшельника, по словам Кудрявцева, предание умалчивает. Вероятно, говорит автор очерков, нечистая сила, показавшая свою слабость, навсегда оставила в покое выдержавшего искус пустынника (Всемирный путешественник, прил. к газете «Родина» за 1890 г., N9.- прим. автора).

Легенда эта напоминает сказание вотяков, услышанное пишущим эти строки в Сарапульском уезде. Приведем для сравнения и эту легенду.

Вумурты (водяные духи) сватали у попа дочь, которая им очень понравилась; но поп не соглашался выдать дочь за Вумурта. Сватовщики, однако, не отступали, а старались всеми мерами засватать. Наконец поп вышел из терпения и согласился выдать дочь, но только с условием выстроить ему в одну ночь, до утреннего петлоглашения, церковь. Поп был твердо [7] убежден, что вумурты в такое короткое время, в одну ночь, не складут церкви. Они согласились и на это и принялись за дело. Одни стали носить глину, другие – песок, третьи начали делать кирпичи, четвертые обжигать, а пятые стали уже класть церковь. Работа закипела, как в муравейнике у муравьёв. Поп смотрел из окна и не верил глазам. Работы осталось уже немного. Сердце в попе затокало сильно: он боялся, что вумурты укладут церковь и его дочь возьмут силой. Принёс поп петуха и стал щекотать его, чтобы он запел. Но сколь не щекотал – петух до времени не пропел. Сложили вумурты церковь, но креста на ней не водрузили… Вдруг петух захлопал крыльями и запел.

– Ну, церковь склали… Просватай дочь,- сказали вумурты попу, явившись к нему с требованием выдачи его дочери.

– Церковь не готова,- возразил поп.

– Почему?

– Потому что на ней нет креста, а церковь без креста не церковь.

– Креста найти мы не могли.

– Если не нашли и не поставили, значит и церковь не готова, следовательно, я волен не выдать свою дочь за вашего жениха.

Вумурты ничего не могли сделать и ушли (См. Вотяки Сарапульского уезда (записки И.Р.Г.О. по отд. этн. т.XIV, вот.3.) 1889 г. стр.137.- прим. автора).

Как видно, первая из приведенных легенд сооружение городища приписывает злым духам. Вероятно, и к составлению другой (вотской) легенды материалом послужили рассказы, подобные первой.

 По другому сказанию, Чёртово городище своё название получило от оракула-змея (чёрта), который жил, будто бы в находившемся на этой горе языческом храме. Этому оракулу-змею приносились в жертву иноплеменники, а плывшие по Каме судовщики, во избежание опасности, непременно должны были приносить ему дары, а те, которые не хотели приносить, подвергались опасности. Оракул был настолько известен, что даже казанская царица Цумбека (или Сюхнибека) послала туда своего вельможу узнать от оракула о будущей судьбе Казанского царства. Вельможа, прибыв туда, молился там по-своему девять дней и в десятый услышал из капища голос, который говорил, что Казанское царство разрушится и водворится тут христианская вера. После такого предсказания змей будто бы в чёрном облаке поднялся из капища и в виду всех полетел на запад, где и скрылся навсегда (См. памятн. книж. Вят. губ. на 1860 г.- прим. автора). Почти то же сообщает и казанский историк Рычков. [8] Он говорит, что в некотором улусе на высоком берегу Камы стоял небольшой каменный городок – остаток древних болгар. Некогда в нём обитал бес, творя разные чудеса, чем и привлекал туда со всех сторон черемисов и татар, принимал от них жертвы и предсказывал судьбу. Он исцелял также и от тяжких болезней. Если плывущие по реке, не исключая и христиан, ничего не хотели принести ему в дар, то он тотчас же убивал их, топил суда, наносил им различный вред. Наконец, он до того стал простирать своё мщение, что уже никто не смел приближаться к городищу, не заплатив бесу надлежащей дани. Обращавшимся к нему он отвечал невидимо через своих мудрецов. Одним предсказывал долгую жизнь и здоровье, другим – болезни, бедствия, погибель и покорение земель их. В числе обращавшихся был и посланный казанской царицей Цумбекой (или Сюхнибекой) спросить оракула, победит ли она московского князя? (См. памятн. книжку Вят. губ. на 1870 г. в ст. «Географ.-Стат. описание Вят. губ.» стр.115.- прим. автора). Далее сказание г. Рычкова тождественно с приведённым выше сказанием, потому я и не считаю нужным приводить его здесь до конца.

Об оракуле-змее на камских берегах упоминается и в третьей песне известной эпической поэмы «Россиада», где говорится, что некто Сеит, начальник и учитель магометанского закона Казанцев, представ перед вельможами, между прочим, говорит:

Ходил недавно я спокоить дух смущенный

На камские брега, во град опустошённый

Определение проникнути небес.

Там агнца чёрного на жертву я принес

И вопросил духов, во граде сем живущих,

В сомнительных делах ответы подающих.

Зарос в пещеру путь к ним тернием, травой.

Ответа долго ждал и вдруг услышал вой,

Отчаянье и стон во граде, нами чтимом…

И вдруг покрылась вся поверхность чёрным дымом.

Увидел я из ней летящую змею,

В громах вещающу погибель мне свою:

«Напрасно чтут меня и славят человеки

И вы погибнете, и я погиб навеки».

Змей пламенной стрелой ко западу упал.

Внимающий ему, окаменён я стал

 (Россиада. Москва. Вольная типография Пономарёва, 1807 г. стр.42.- прим. автора).

 Упоминаемый в названной поэме Сеит, несомненно, тот вельможа царицы Цумбеки, который был командирован к оракулу узнать, возьмет ли Иоанн Грозный Казань?

Хотя стихотворцы и беллетристы и допускают в своих произведениях вымышленные имена и факты, но творец «Россиады» уверяет, что творение своё он основал «на исторической истине», что он пользовался печатными и письменными известиями и анекдотами.

Можно думать, что и историк Рычков своё сказание основал на подобных же аргументах.

Творец «Россиады» говорит, что духи жили в пещере. Не думаю, что пещера эта существовала только в фантазии творца поэмы. Она могла быть в действительности; о ней, несомненно, читал поэт в печатных и письменных статьях, о ней, вероятно, слыхал и устные предания. Хотя от елабужцев о «пещере духов» предания мне и не приводилось слыхать, но это не служит доказательством вымысла творца поэмы. О возможном существовании в берегах остатков пещеры говорит и сложение в симметрическом порядке огромных камней, что едва ли можно приписать происхождение его естественным причинам. Не лишним считаю заметить и о том, что по камням тем текла струями когда-то, в глубокую старину, расплавленная масса. Масса эта в настоящее время твердостью ничем не отличается от гальки или булыжника, что наталкивает на мысль, что в древности гора, на которой стоит ныне башня Чёртова городища, подвергалась вулканическим извержениям. Таким образом, нельзя не прийти к той мысли, что елабужские камские берега заслуживают внимания опытного геолога.

Далее обращусь к сообщению исследователя г. Эртмана, посетившего Чёртово городище. Он говорит, что городище в древности действительно было капищем какого-нибудь языческого божества, где жил жрец, служивший своему идолу и прорекавший судьбу приходивших к нему, и что народ и владетели этой страны относились к нему с особенным почтением и прельщённые его ответами обнесли его капище высокими стенами из камней, которых могли получать в изобилии тут же.

Возможно, по словам г. Эртмана, и то, что в сие самое время, когда заняты были строением стен, татары или другой народ принудили оставить работу и обратиться в бегство. Наконец пришельцы поселились здесь, не находя никаких жителей около стен и, вероятно, судя по пустоте страны, приписали сооружение стен не людям, а подводным духам, как, например, [10] в вышеприведённой вотской легенде приписывается сооружение церкви водяным духам. Разбитие же судов, говорит г. Эртман, должно приписать не волшебству прорицателя, а подводному камню, который находится не далеко от города и теперь ещё известен под названием «быка». Вода, по словам названного исследователя, к этому камню стремится с противоположного берега с ужасною быстротою, и суда даже ныне со всевозможным старанием должны издали держаться другого берега, дабы по неосторожности своей не сделаться жертвою волн.

Из сего догадаться можно, говорит Эртман, что жрецы, получив подарок от плывших по Каме, отводили суда, чем и избавляли судовщиков от погибели. По сим обстоятельствам Чёртово городище до сих пор остается местом, замечательным для бурлаков (См. выше «Памятн. книж. Вятской губ.».- прим. автора).

 Существование здесь подводного камня «быка» весьма возможно, чему служат доказательством огромные камни по берегам реки. Я говорю «весьма возможно» потому, что упомянутого «быка» ныне уже нет и, следовательно, ни бурлакам, ни пароходам ни от каких подводных камней никакая опасность не грозит; осталось, вероятно, памятником существования камня «быка» только возвышенное место ниже города Елабуги верстах в полутора от него под тем же названием.

                                                    ПАМЯТНИК  ИБРАГИМ-ХАНУ               

С легендами о Чёртовом городище связывается сказание об Ананьевском могильнике, находящемся близ Елабуги. М.В.Уфимский, сотрудник «Волжского Вестника» (См. «Волжский Вестник» за 1885 г. N163.- прим. автора) говорит, что Чёртово городище было цитаделью, или крепостью чуждых народов, которых местные легенды причисляют к чуди. Что это был за народ, следует обратиться, говорит г. Уфимский, к народным хроникам. Одна из таких хроник, приобретённая в Уфимской губернии г. Вельяминовым-Зерновым и помещённая в записках Археологического общества (См. «Записки О-ва» т.XIII, 1859 г. С. П. Б.- прим. автора) рассказывает, как магометане приводили идолопоклонников, в том числе и камских болгар, в магометанство в XIII веке при хане Узбеке; между прочим, тут же упоминает и об язычниках северной стороны реки Белой (как называют татары не только Белую, Уфимской губернии, но и Каму), живущих в устье Тоймы, впадающей в Каму (у подошвы горы, на которой стоит Чёртово городище), в г.Содоме, т.е. Алабуге (По гречески, как по-татарски рыба окунь — прим. автора). Это был большой город. Его основал [11] Искандер-Зюль-Карисин; ныне он так же, как и г.Болгары, разорён Темир Аксаном. Значит,- заключает г. Уфимский,- на месте нынешней Елабуги был г. «Содом» – испорченное Сюддюм, означавшее название города пещерно-курганных юнанских народов. Это видно и из арабской хроники г. Хлебникова, о которой сообщил в своей речи Шестаков на Археологическом съезде в Казани в 1887 году. Из этой хроники видно, что здесь жили аборигены края, юнанские народы (юнан-шульганы и юнан-касауры), которые ездили на лошадях особой породы и жили в пещерах Казанской и смежных с нею губерний, а также в пещерах Уральских гор и их отрогов. Остатки этих пещерных народов предполагаются в Ананьевском или, по словам Шестакова, в Юнаньевском могильнике, около Елабуги, где находятся каменные и бронзовые остатки. По исследованиям г. Невоструева современной этому могильнику найденной здесь плиты с изображением человека, народ соответствовал Геродотовым скифам как по вооружению, так и по украшениям и по остроконечной шапке; да и жил здесь народ, по крайней мере, за 3000 лет до нас. Народы юнаньевские, по словам Шереф-Эддина, имели древний город Сюддюм, на месте которого стоит Чёртово городище. Башкиры и татары говорят, что Алабугу основал Искандер (Александр Македонский). Название Елабуги вошло ещё до преобразования в 1780 году государева села Трехсвятского в г.Елабугу. Откуда оно могло попасть в книгу «Большой Чертёж» (М. 1846 г. стр.1 8.- прим. автора), в которой говорится, что «ниже реки Ика 40 вер., на реке Каме град Чёртов? И в «Древней Российской идрографии» прибавлено: «Алабуга тож». Так же и в писцовом межевом списке писцов Семёна Волынского с товарищами в 164, т.е. в 1656 году, записано: «В Казанском уезде по Зюрейской дороге межа учинена у государева дворцова села Трехсвятского, что на Елабуге с Троицким монастырём каменного городища»; а в переписных книгах князя Димитрия Болховского 155, т.е. 1647 года, написано: «За Троицким Елабужским монастырём в вотчине от Чертовского песку вниз Камою…» и т.д. Таким образом полагает названный выше автор статьи – Юнан или Ананьевский могильник принадлежит скифским народам; а известно, что греки скифами называли не одну определенную национальность, но целый комплект народов, отчасти индогерманского, отчасти же урало-алтайского татарского корня. Они жили к северу от Чёрного моря, по берегам которого греки имели свои колонии для торговых сношений с [12] скифскими племенами. Известно также, что греки присваивали происхождение скифов от Геркулеса и скифской красавищы полуженщины-полузмеи, которая родила от Геркулеса трёх скифских родоначальников: Агатирса, Гелона и Скифа и помещали потомков последнего ближе к своим колониям, а потомков Гелона или гелонов – к северу за ними, как раз почти в тех местах, где обитали скифские племена юнан; с этими племенами, весьма вероятно, они и пришли в столкновение, вытеснили их из этих мест и заняли г.Сюддюм, который и назвали в честь своего родоначальника Гелоном, и был он разорен в VI веке до Рожд. Христ. персидским царем Дарием Гистаспом. Этот царь, озлобясь на скифов и гоняясь за ними в обширных лесах и степях, дошёл, вероятно, до Гелона, перезимовал здесь в 512 году до Р. Х. и, возвратясь обратно, выжег его; затем, когда после скифов поселились здесь камские болгары, они восстановили остаток Гелона и назвали его по имени своего князя Абдра-Хима Бряхимовым. Это подтверждает и Карамзин, говоря, что после взятия Бряхимова Андреем Боголюбским, он ещё существовал до нашествия монголов, во время которого подвергся уже полнейшему разорению, и существование города прекратилось. В таком состоянии он находился до того времени, когда Иоанн Грозный повелел построить на его месте мужской монастырь Живоначальной Троицы, а в недальнем расстоянии от него – село Трехсвятское. Этот завоеватель Казани, по завоевании им Казанского царства (в 1552 г.), отправился для осмотра местностей по рр. Волге и Каме до Соликамска и на пути тяжко заболел, так что 1 октября принужден был высадиться на берег недалеко от развалин болгарского города Бряхимова, известного под именем Чёртова городища. Время пребывания здесь Иоанна Грозного, кроме повеления основать монастырь и заложить церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами (в память пророка Ильи и Трёх Святителей), ознаменовано даром Покровской церкви образа Трёх Святителей (Икона эта помещается у левого придела Елабужской Покровской церкви. На иконе риза серебряная позолоченная.- прим. автора).

 Поводом к приказанию основать мужской монастырь у Иоанна Грозного было, вероятно, желание обратить в христианство магометан и язычников, обитавших в этих местах. Монашествующие, по построении монастыря, явились первыми миссионерами в здешнем крае. Они озарили светом христианского учения язычников – вотяков и магометан, чему служат доказательствами рассказы старожилов деревень Мунайки, Гришкиной, Умяка, села Елова  и проч. Многие татары, населявшие этот край, как враги распространения здесь христианства оставили свои жилища и переправились за Каму.

Монастырь немало терпел от башкирских бунтов, но все-таки существовал. Старец Моисей, келарь монастыря, в 1637 году бил челом казанским воеводам и боярам Ивану Морозову, Гагарину, Тольнеру и Полуехтову на имя государя, что монастырю существовать нечем, а потому просит он, келарь, пожаловать «пустовыя земли за Камой с чёрным лесом, сенными покосами и всякими угодьями на церковное строение, воск, фимиам и вино церковное, равно и на пропитание». Просьба келаря уважена и выдана ему грамота в 7146 (1638) году 11 марта с чёрною восковою печатью, с оговоркой в конце: «которы крестьяне на той земле учнут жити, доходы бы в монастырь старцу келарю с братиею платили, чем они их пооброчат». Монастырь этот, по указу государей царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей всея великия и малыя и белыя России самодержцев, был отдан в дом Пресвятой Богородицы высокопреосвященному Маркелу, митрополиту казанскому и свияжскому с крестьянами, землею пахотною, сенными покосами, лесом, озёрами и со всеми угодьями в вотчину». Маркел должен был вскоре завести дело о рыбных ловлях с служилым татарином дер. Менгер Абрахманом Кулаевым, которое кончилось в пользу монастыря. Из дела видно, чтобы в громадном количестве земли и ловлях мелкую рыбу ловить только для себя, а бобров и ярцов, никакого зверя не ловить.

Монастырь по приобретении земель и других угодий был не из бедных и имел на своей земле, кроме Подмонастырской слободки и из служек и конюхов, другие селения, как то: Соболево, Танайку, Бетьки, Лекарево, Сентяк и Прости. Село Танайка считалось главным жительством и имело казенный дом, или контору. Все поименованные селения составляли танаевскую вотчину казанского архиерейского дома; а так как лежала она по обоим берегам Камы, то по указу императрицы Екатерины II от 26-го февраля 1764 г., по отобрании всех духовных вотчин в ведомство Коллегии экономии Подмонастырская слобода, село Танайка и село Лекарево с деревней Сентяком поступили в Вятское наместничество, а села Бетьки, Соболево и Прости – в Уфимское. Монастырь же как малолюдный должен был упраздниться. Таким образом, просуществовавший только до 1746 года монастырь окончательно был разорён во время пугачёвского бунта, после чего уже не возобновлялся. Одна из бывших монастырских церквей, церковь во имя Успения Божией Матери, разложена и увезена в село Танайку и впоследствии, [14] по сооружении там каменного храма, и здесь разломана. Другая церковь, во имя Живоначальной Троицы, перевезена на елабужское городское кладбище и по ветхости в 1824 году упразднена, вместо неё построена каменная двухэтажная с главным приделом во имя Св. Троицы, на что дана разрешительная грамота вятским преосвященным Кириллом от 15 мая 1830 г. за N96.

 К-2

Иконы, книги и сосуды по упразднении монастыря увезены, как говорят, по селам, в том числе и закамским, а часть их вместе с церквами увезена в село Танайку и на елабужское городское кладбище. Из икон, увезенных на елабужское кладбище, считаются более замечательными только, кажется, две – икона Св. Троицы и икона Успения Божьей Матери, на коих ризы серебряные позолоченные весом в 60 фунтов 30 зол. Особенность первой (Св. Троицы) замечательна тем, что ангелы под дубом мамврийским изображены с трезубцами, что ныне, кажется, не в моде у иконописцев. В танаевской церкви, по отзыву священника этого села о.Иоанна Кошурникова, находятся три иконы упразднённого монастыря, как то: Казанской Божьей Матери, Иоанна Крестителя и архистратига Михаила (уже возобновлённая). Кроме этих икон, в танаевской церкви хранится ещё оловянный ковчег, принадлежащий, несомненно, одной из монастырских церквей на Чёртовом городище. Хранятся, вероятно, где-нибудь в кладовых при церквах и другие сосуды и иконы, как, например, хранится в числе прочих в кладовой елабужской кладбищенской церкви икона со свинцовой ризой. Что касается самого монастыря, то от всех построек его на месте не осталось и следа, а башня Чёртова городища пережила все смутные времена – те времена, когда разнузданной толпой дикарей не щадились никто и ничто, и до сих пор свидетельствует о былых временах той седой древности, когда и она была в чести и имела своё значение в жизни своих строителей-современников.

Кто бывал на Чёртовом городище, тот знает, что там, кроме одной башни, не сохранилось ничего. Высота башни приблизительно 4 саж., толщина стены в основании 1 саж. В ней 4 окна; ширина двери 1 арш. и 1 четверть, высота её 1 саж. Башня сложена из камней; известь смешана с алебастром и так затвердела, что превратилась в камень. На южной стороне башни, к наружной стороне её прибита чугунная плитка с надписью, которая говорит, что памятник старины возобновлён елабужскими гражданами в 1867 году. Башню посещают, как видно, любопытные, чему служат доказательством [15] разнообразные надписи, сделанные гвоздём и карандашом на стенках, но большинство их разобрать трудно. Например, я прочитал: Ложкин 1896 г.; Витковский 1884 г.; Петров 1871 г.; Колотов 1887 г.; Антропов 1895 г.; Трубин; Ежов; Рогожников-Колесников; Г. К. Г.; фотограф Софонов 1896 г.; Тихомиров; Иван Шадрин 14 августа 1894 г.; А. В. Ситников 8 мая 1895 г.; Насонов 1896 г.; Смирнов; Колбасов 1891; Н. Чернов 1879 г.; Большаков 1874 г. 1 августа…

Такими надписями исписаны все внутренние стены, но разобрать надписи трудно, а большинство невозможно, так как самые надписи сделаны на шероховатых камнях. Из этого ясно, что любители посещают этот памятник часто, и их, если принять в счёт не оставивших свои надписи, не мало. Остается жалеть, что тут не имеется доски для записывания имён посетителей. Если бы была такая доска или же, если бы стены башни были гладки, то, думаю, гг. посетители, в числе которых, вероятно, бывают и иностранцы, своими разнообразными надписями придали бы памятнику старины большую занимательность. Тогда, несомненно, к именам некоторых посетителей присоединялись бы надписи и о своих впечатлениях, и это представляло бы своего рода интерес для самих же посетителей. Башня почитается, вероятно, магометанами и изредка посещается ими, доказательством чему служит следующий случай.

 В мае месяце дети пишущего эти строки с товарищами в числе 5-6 чел. играли у башни. Туда пришёл старик-татарин, и дети зашли с ним в башню; а должен я сказать, что башня эта летом, в страдную пору, служит для местных крестьян отхожим местом. Татарин, зайдя в башню, при виде человеческих экскрементов вознегодовал, говоря, что люди ныне вовсе не боятся Бога, что они обращают башню в отхожее место. Сказав это, татарин приложил ладони рук к стене и, став в молитвенную позу, начал произносить молитвенные изречения, быть может, статью из Корана, после чего вышел он из башни молча. Татарин, по рассказам детей, был в разноцветном халате и чалме. В нескольких саженях от башни во время молитвы иноверного посетителя стояла молодая женщина (вероятно, жена его) с татарчонком, которым, можно думать, вход в башню был воспрещён. По описаниям детей одежды и чалмы посетителя башни можно было догадаться, что это был, если не хаджи, то мулла или же другое лицо духовного звания магометанского вероисповедания. Быть может, он был приехавший издалека с целью посещения башни, если она считается некоторыми магометанами святыней.

Таковы краткие сведения о Чёртовом городище.

 КАМА-1

Далее, не лишним считаю заметить следующее: если у магометан башня служит предметом почитания, то не менее место, на котором она стоит, должно пользоваться уважением со стороны христиан как кладбище, на котором покоятся кости монахов, озаривших магометан и язычников светом христианского учения, и как место монастыря с двумя церквами. Действительно, некоторыми елабужцами гора почитается и теперь. Что касается названия «Чёртово городище», то оно им не особенно нравится. Один из граждан, Марихин, когда я завел с ним речь о городище и назвал его чёртовым, заметил мне с неудовольствием, что гору следовало бы называть не Чёртовым городищем, а «Крестовой горой». Тут, сказал он, был мужской монастырь, спасались монахи; монахи погребались тут же, на горе.

 Собеседник в разговоре со мной между прочим сообщил мне, что в 1889 г. на этой горе у башни какие-то археологи производили раскопку с учёною целью и вырыли монаха, положенного в выдолбленное дубовое корыто. В корыте этом нашли будто бы часть материи с вышитою надписью имени монаха, а кости его отличались особенной белизной.

По поводу полученных от монахини сведений я расспрашивал некоторых, и сведения получились разнообразные. Но их обнародовать считаю неудобным, так как достоверность рассказов ничем не гарантирована. Весь центр тяжести рассказов лежит на одном, что тут, на Чёртовом городище, при раскопках с археологическою целью был вырыт из корыта монах и зарыт обратно.

Один из елабужцев, говорят, поставил на могиле монаха надгробный памятник с надписью имени его и за это оштрафован на 5 руб. Говорят также, что некоторые пытались поставить на горе кресты, чтобы назвать гору Крестовой, но это начальство им не дозволило. А как бы то ни было, вскоре после археологов гора начала привлекать к себе посетителей из простонародья. Посещавшие гору будто бы приносили туда и пожертвования свои деньгами и холстом. Но когда это сделалось известным начальству, посещение горы с целью поклонения останкам монаха воспрещено.

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://www.elabuga-city.ru/articles-chertovo-gorodishche.htm

http://www.glybrary.ru/mathom-house/elabuzhskoe-gorodische.html

Известия Сарапульского земского музея. Вып.1.- Сарапул, 1911.- с.5-16.

http://fotki.yandex.ru/users/anikitinaaa/

 _

На Урале, в окрестностях Екатеринбурга находится много уникальных природных достопримечательностей. Одна из них — гора и скальный массив, получивший зловещее название «Чёртово городище». Несмотря на пугающее имя и огромное количество леденящих кровь легенд, связанных с этим местом, геоморфологический памятник природы каждый год посещает всё больше туристов.

Чёртово городище — это гора и скальный массив в 25 км от Екатеринбурга. Место стало известно благодаря очень необычному виду: каменные стены состоят из сложенных рядами гранитных плит. Глядя на эти столбы, сложно поверить, что это сотворила природа, а не человек или мистические силы. Возможно, из-за этого скала и носит свое зловещее название. Есть и более прозаическая версия происхождения имени. Возможно, в его основе лежит мансийское «сарт-тан», что дословно переводится как «передняя торговля». Со временем слово трансформировалось в «чартан», а затем обрусело до «чёртов». Если следовать этой теории, на этом месте манси когда-то вели торговлю. Также есть версия, что наши древние предки использовали скалы для религиозных ритуалов. О том, что городище облюбовали люди очень давно, свидетельствуют многочисленные находки — осколки глиняной посуды, остатки листовой меди и оберегов, — относящиеся к железному веку.

Фото: nomadsclub.ru, pikabu.ru, lookmytrips.com, gotonature.ru, commons.wikimedia.org, zen.yandex.ru

Легенды Чёртова городища

Одна из легенд, гласит, что Чёртово городище обязано своим появлением нечистой силе. Старожилы рассказывают о чёрте, который решил построить себе дом на вершине горы. Он долго и упорно, камень за камнем, собирал себе жилище. Однако в один момент разозлился и всё разметал. Осталась лишь стена на вершине холма. Теперь камни, использованные нечистой силой при строительстве, лежат на территории лесного массива и обрастают мхом. Именно из-за нетерпеливости и буйного нрава чёрта появились ровные, прямоугольные камни.

Это место пользовалось дурной славой у местных жителей. Считалось, что найти скальное образование очень сложно, несмотря на её «высокий рост». Лишь подойдя вплотную к уникальной природной достопримечательности можно увидеть её. Она будто вырастает из леса. Поэтому считалось, что Чёртово городище создано нечистой силой.

К слову, исследователи паранормальных явлений отмечают это место, как малоактивную геопатогенную зону. Они предупреждают о возможных видениях и миражах. Туристы же рассказывают о лесных духах, которые заводят человека в самую чащу. Стоит отойти от лагеря на 100 метров, можно заблудиться в трёх соснах. Крики о помощи соседи по палатке даже не услышат.

Надежда, 57 лет: «В моем детстве мы часто выбирались с папой за город с палатками. Однажды мы остановились возле Чёртова городища и разбили лагерь. Поужинали, а затем отправились спать. Ночью я проснулась от того, что кто-то ходит вокруг нашей палатки. Разбудила папу, чтобы он посмотрел кто там. Оказалось, что никого не было. Я вышла из палатки убедиться, но заметила в лесу удаляющуюся фигуру, будто женщина в ночной сорочке бежала между деревьев. До сих пор не знаю, что это было. Папа говорит, возможно, это лесной дух хотел проверить — не намусорили ли мы, не нарушили ли покой лесных обитателей. Тогда эти слова произвели на меня большое впечатление. Сейчас, конечно, я думаю, что мне всё это просто приснилось».

Существует ещё одна легенда. Согласно ей, в этом месте обитал лесной народ «чудь», а гора полностью рукотворная и создана ими для жизни. Встретившись с человеческими пороками обычных людей они ушли из этих мест, заперев внутри горы несметные сокровища.

По преданиям и сказам таинственная чудь белоглазая — это народ, который обладал магическими знаниями и тайной силой. Они обитали на территории современного Урала. Это были статные люди, наделённые невероятной красотой и умом.

Чёртово городище сегодня

На территории лесного массива находится множество интересных природных объектов. Нежные берёзовые рощи переплетаются с массивными елями и многовековыми соснами. Небольшие и кристально чистые ручьи текут прямо по гранитным скалам и камням, образуя водопады. Задорное журчание воды дополняет пейзаж.

Одними из самых загадочных памятников являются старые стены из мегалитов. Выглядят они прямоугольными, будто созданными человеком, а не природой. В центре этого образования, словно обваленная крыша, размещаются небольшие осколки. Таких мегалитов на территории Чёртова городища очень много и каждый из них поражает воображение своим величием.

С южной стороны раскинулся пологий склон — идеальное место для прогулок с детьми. Выбраться на природу, пройтись по лесным тропкам и вдохнуть свежий воздух полной грудью — что может быть лучше?

Особо прекрасен скальный массив, который находится на вершине горы. Он представляет собой складчатый гребень, высотой 20 метров.

Сегодня на скалах можно найти и современные человеческие «следы» — камни исписаны различными надписями. Никакой культурной ценности они, конечно, не несут, в основном это дата и имена. Но, может быть, в будущем историки по ним будут изучать человека 20-го века. Самая старая надпись датируется 1902 годом, а всего их около двух тысяч. После того, как в 60-х годах 19-го века о необычных скалах написали статью члены Уральского Общества Любителей Естествознания, сюда хлынул поток туристов. Это привело к тому, что через 100 с лишним лет скалы были закрыты для посещения на 5 лет. За это время на территории была проведена генеральная уборка, природа частично успела восстановиться, а на северной стене построен скалодром.

Чёртово городище отлично подходит для тренировки скалолазов разного уровня. Скала состоит из нескольких каменных кладок-столбов. Здесь есть абсолютно отвесные участки, которые подходят для продвинутых спортсменов, несколько маршрутов оборудовано для новичков. Взобраться на самый верх можно и пешком, с южной стороны скала имеет пологий ступенчатый склон. Но следует быть аккуратным: из-за перепада температур на этом участке бывают обрушения. Вообще Чертово городище живет активной жизнью, под действием стихии и человека природный памятник постепенно меняет свой облик. Не исключено, что однажды его снова временно закроют от туристов.

С высоты скального образования открывается невероятный вид на окрестности. С самой высокой точки видно Екатеринбург. Подняться на неё можно по лестнице, если нет желания почувствовать себя настоящим скалолазом.

Маршрут выходного дня

Найти городище не так-то просто, скала находится на горе, со всех сторон покрытой лесами, и снизу гранитные кладки не видно. Зато в окрестностях есть еще несколько интересных природных объектов, поэтому можно составить интересный маршрут выходного дня. На самой горе разбросаны каменные палатки, они также состоят из плит и внешне напоминают Чёртово городище, но сильно меньше по размеру. С южного склона можно спуститься к Песчаному озеру, затем, если позволяет время и силы, дойти до скалы Соколиный камень. Чтобы не возвращаться назад, проще всего продолжить путь до станции Северка, и уже оттуда уехать в Екатеринбург на электричке. Протяжённость всего пути составит 30 км.

Также в окрестностях расположены озера Исетское и Мелкое, скалы Петра Гронского. В рамках организованных экскурсий (в основном для иностранцев) Чёртово городище включают в маршрут при посещении монастырского комплекса Ганина Яма, посвященного убитой царской семье Романовых.

В зависимости от предпочтений составить свой маршрут можно самостоятельно.Чтобы посетить все достопримечательности в округе, возможно, понадобиться два дня. Для пеших походов необходимо взять с собой палатку, так как ближайшие гостиницы находятся в Екатеринбурге.

Как добраться до Чертова городища

Чтобы окунуться в тайны Чёртова городища, понадобится приехать или прилететь в Екатеринбург. В аэропорт ежедневно прибывают самолёты со всех концов страны: из Москвы, Санкт-Петербурга, Анапы, Благовещенска, Воронежа, Владивостока, Иркутска, Казани, Калининграда, Калуги, Краснодара, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Нарьян-Мара и других городов нашей необъятной родины.

Из аэропорта Екатеринбурга потребуется добраться в город, а далее выбрать один из следующих способов.

На автомобиле

Если нет своего автомобиля, в аэропорту или непосредственно в городе можно арендовать каршеринговое авто, а затем по Серовскому тракту следовать до Среднеуральска. Проехать через деревню Коптяки до поселка Исеть. Чёртово городище расположено в 6 км от него. Также можно доехать через поселок Северка. В обоих вариантах ехать нужно будет по грунтовой дороге до подножия горы, где установлен указатель. К скалам придется подниматься пешком — около 60 метров вверх.
Зимой доехать сюда можно по более короткой дороге от поселка Шувакиш, но в остальное время на этом месте непроходимое болото.

Координаты для GPS-навигатора 56.941667, 60.347222.

Чёртово городище: рукотворный памятник, шутка природы или происки нечистой силы

На электричке

На железнодорожном вокзале Екатеринбурга сесть на электричку, идущую до Нижнего Тагила, ехать до станции «Исеть». Вдоль путей пройти около 200 метров назад до автомобильной дороги, уходящей вправо. По ней пройти до перекрестка с улицей Мира и повернуть направо, затем примерно через 50 метров у продуктового магазина повернуть налево и идти в сторону леса, впереди будет развилка, нужно идти прямо в гору. По дороге дороге будут попадаться каменные палатки. Те, кто здесь впервые, часто путают их с Городищем, но они сильно меньше. Чтобы увидеть скалы нужно подняться на самый верх горы, никуда не сворачивая.

На автобусе

Это один из самых неудобных вариантов. Понадобится доехать с Южного вокзала Екатеринбурга или от станции метро «Уралмаш» до Верхней Пышмы, а затем пересесть на автобус 110.

  • Как добраться в аэропорт Кольцово из Екатеринбурга

  • Рассказ про черную руку
  • Рассказ про чайковского 5 класс
  • Рассказ про чонгука на английском языке
  • Рассказ про черную курицу читать
  • Рассказ про чаепитие 2 класс