Подарили девочке Тане собачку, она назвала ее Латкой из-за пятнышка под глазом. Потеряла Таня свой ботиночек, дала Латке команду найти его, но та принесла ей мертвого крысенка из чулана. Тогда девочка дала ей понюхать второй башмак, и собачка сразу нашла пропажу. Таня очень подружилась с Латкой, и та не раз помогала ей в трудную минуту.
Латка читать
- Здравствуй!
- Баретка
- Нырок
- Охота
- В лесу
- Шаги
- На поиски
- Латка
Здравствуй!
Таня сидела на крылечке — смотрела, как солнце тихонько опускается за озеро, покрытое льдом.
Вдруг идёт школьный учитель, а впереди него бежит незнакомая собачка.Откуда такая? Таня таких не видела. Ростом невеличка, на коротких ножках, уши до полу, хвост культяпочкой. Сама вся белая, а на спине — чёрные пятна, и на одном глазу пятно, как заплатка.
Увидала Таню — марш-марш к ней на крылечко; села и лапку подаёт: здравствуй, мол!
Учитель подошёл, смеётся:
— Ишь ты, узнала хозяйку! Твоя ведь теперь эта собачка, Танюшка: я её из Ленинграда привёз от твоего дяди Пети. Собачка испанской породы. Вот и письмо к твоей матери.
Мать вышла на крыльцо, поздоровалась с учителем и прочла.
«Дорогая сестра! — писал дядя Петя. — Посылаю тебе собачку, уж не гневись. Мне в городе её никак нельзя держать: в шестом этаже ведь живу, сам весь день на заводе — вывести погулять её некому. А собачка больно хорошая, учёная, очень породистая, ласковая. Твоей Ташке за товарища будет; вещи разные приносить обучена. А летом приеду — на охоту с ней ходить буду. Я охотником решил стать. Вот собачку себе охотничью достал, а к лету соберусь с деньгами — глядишь, и ружьишко себе куплю. А дичь — всю тебе».
— С какого конца ружьё держать, ещё не знает, — улыбнулась мать, — а уж дичь дарит, чудак человек! — Глянула на собачку и руками всплеснула: —Желанные мои! Экая уродка бесхвостая!..
Со всей деревни ребятишки сбежались — и ну хохотать:
— Латка! Латка! Заплатка!
А соседские Колька и Толька тут же и дразнилку сложили:
Ташка, Ташка, простота,
У ней собачка без хвоста,
Ухи-то лопатой,
На глазу заплата!
Таня очень обиделась за свою собачку.
к оглавлению ↑
Баретка
Утром Таня ранёшенько вскочила — и в школу бежать. А одной баретки нет как нет, и куда её с вечера задевала — никак не вспомнит.
— Латка, Латочка! — кричит. — Ищи бареточку, понимаешь? Ищи!
Латка одно ухо подняла, другое опустила, сообразила что-то — и нырк под лавку!
— Поняла, поняла! — обрадовалась Таня. — Гляди, мама, сейчас притащит мне Латка бареточку!
И верно: тащит Латка из-под лавки… что это? Да старое голенище!
— Ай, дурашка! — рассердилась Таня. — Баретку, баретку, я тебе сказала, а не голенище! Понимаешь? Ба-рет-ку! Ищи, ищи!
Латка виль-виль-виль хвостом-культяпочкой — да в дверь! Минуты не прошло — тащит из чулана… дохлого крысёнка. И подаёт Тане в руки.
— Фу, гадость! — чуть не плачет Таня. — В крысёнка, что ли, я ногу обувать буду? Бессовестная какая!
А мать, говорит:
— Зачем напрасно бранишь собачку! Откуда ей знать, что это такое «баретка»? В городе такого слова и не слыхали. Ты покажи ей другую свою бареточку, дай хорошенько понюхать её — вот она и поймёт. Собаки всё больше носом понимают.
Таня дала понюхать свою баретку Латке, та и поняла: нырк под кровать — и тащит Танин полуботинок.
— Вот умница! — обрадовалась Таня. Быстренько обулась и побежала в школу.
к оглавлению ↑
Нырок
Пришла весна. Лёд на озере стаял — и засияла вода, синяя-синяя!
В первый раз побежала Таня со своей Латкой на берег.
Собачонка с разбегу — бух в воду!
Таня кричит:
— Сумасшедшая, куда ты! Вода ледяная — воспаление лёгких получишь!
Куда там! Резвится себе в воде, плавает.
Подошли соседские мальчишки Коля и Толя. Коля наклонился, поднял камень со свой кулак и кричит:
— На, Латка, на!Размахнулся да как швырнёт камень в озеро!
Камень — бульк! — и пошли круги по воде.
А Латка — нырк! — и скрылась из глаз.
Таня так и ахнула:
— Утонула моя собачка!
А Латка и не думала тонуть: достала камень со дна, вынырнула, фыркает, плывёт. Вылезла на берег и подаёт Тане добычу, а у самой весь рот в крови: разорвала об острый камень. Мальчишки смеются:
— Ай, собачонка — нырок, настоящий водолазик!
Таня очень рассердилась на мальчишек и поскорей увела Латку домой.
к оглавлению ↑
Охота
В конце лета приехал дядя Петя — в отпуск.
— Ну как, — спрашивает, — собачка испанской породы? Понравилась?
— Очень хорошая собачка! — отвечают мать и Таня в один голос. — Прямо умница собачка!
— Вот и чудно! Завтра пойдём с ней на охоту, на озеро. С этой породой как раз на уток охота. Я себе и двустволку купил.
Рано утром пришёл учитель, и дядя Петя собрался с ним на охоту. И Таню с собой позвали — дичь помогать нести.
Идут по берегу озера. Латка впереди бежит, за ней дядя Петя с двустволкой шагает, за ним учитель с одностволкой, позади всех — Таня.
Вдруг — шырр! — вылетает из камышей утка.Дядя Петя — бах! бах! — из своей двустволки, учитель — ббах! — из своей одностволки. А утка летит себе — и скрылась за лесом.
Дядя Петя проводил её глазами, почесал в затылке и говорит:
— Это чирёнок. Больно маленькая утка. И мчится как сумасшедшая. В такую попасть невозможно.
А Латка сразу после выстрелов бросилась в камыши, поплавала там, поплавала — видит, что там убитой утки нет, и вернулась к охотникам.
Зарядили ружья. Пошли дальше. Теперь учитель впереди.
Вылетает из камышей большая утка — кряква.
Учитель — ббах! Дядя Петя — бах! бах!
Утка только ходу наддала и скрылась из глаз.
— Кхм! Кхм! — откашлялся учитель. — Верно, помирать полетела…
Дядя Петя промолчал, а Латка на этот раз даже не полезла в воду. Зарядили ружья. Пошли дальше.
Но сколько ни вылетало из камышей уток, сколько ни бабахали учитель и дядя Петя, птицы улетали целёхоньки. И каждый раз охотники находили причину, почему дичь не падает. А Таня шла за ними и улыбалась: радовалась, что утки спасались от выстрелов, живы и здоровы.
Наконец охотники устали и присели отдохнуть.
Таня отошла от них в сторону, выбрала местечко, где камыши отошли от берега, и стала купаться. А Латка плавала с ней, плавала и заплыла в камыши.
Только вылезла Таня из воды, оделась — плывёт из камышей Латка и держит в зубах… утку. Вылезла и подаёт Тане в руки.
Таня смотрит: утка живёхонька! Сама хоть большая, а крылья ещё не отросли, летать не может. Шлёпунцами таких зовут, потому что они как кинутся удирать, так крыльями по воде — шлёп-шлёп-шлёп! — а подняться в воздух — никак! Вот Латка в камышах его и поймала.
Таня крикнула дядю Петю. А Латка уж второго шлёпунца тащит.
Пока охотники «ох!» да «ах!»—шесть утят перетаскала, целый выводок!
— Ох, и пристыдила нас собачонка! — говорит дядя Петя. — Стреляли мы, стреляли — ни одной утки на обед не взяли. А Латка сплавала — полдюжины обедов принесла. Да без выстрела. Вот это так добытчик!
Таня спрашивает:
— Какие-такие «обеды»? Не дам шлёпунцов убивать! Мои шлёпунцы: мне их Латка принесла. Пускай все у меня и живут!Охотники видят — делать нечего. Таня права: её утки. Поклали всех живыми в мешок, потащили домой. Ох, и смеху было над охотниками в деревне! «Ваша дробь, — говорят, — только живит дичь!»
Ну да охотнички и сами над собой посмеялись с другими.— Сами видим — не годимся в стрелки. Мы и ружья решили продать. Пускай Латка одна за нас на охоту ходит: у неё это лучше получается.
А Таня так всех шестерых утят и выкормила.
Осенью, когда дикие утки собрались в отлёт, им подрезали отросшие крылья — и они остались зимовать в курятнике. Таня их вволю кормила, и они очень привязались к доброй девочке. Услышат её голос издали и — квяк! квяк! квяк! — ковыляют к ней навстречу все шестеро, одна за другой — гуськом.
к оглавлению ↑
В лесу
Школьники готовились к празднику Седьмое ноября, украшали зелёными ветвями свои классы. И задержались в школе до поздних сумерек.
Кто близко живёт — тем ничего. А Тане с соседскими Колей и Толей, второклассниками, три километра домой идти — да лесом, да полями. А в лесу дорога чёрная-чёрная — размыло дождями.
Мальчики говорят:
— Мы лучше не пойдём — подождём, пока лошадь пришлют. Дороги нисколько не видать. Боязно идти.
Ну, а Таня — та смелая! Когда с ней Латка — ничего не боится. А Латка от Тани никуда, и в школу вместе ходят; пока Таня в классе, Латка во дворе играет.
Таня и говорит мальчикам:
— Эх вы, трусишки! Да ведь моя Латка впереди нас побежит, нам дорогу указывать будет. Уж не собьётся с пути: она дорогу носом видит.
Уговорила мальчишек.
Вошли они в лес — совсем темно, дороги в потёмках не видно. А Латка впереди бежит — Латку ребятам видно: мелькает впереди белая Латкина спина. Белое на чёрном даже в потёмках видно.Шли так ребята, шли — ночью дорога куда дольше кажется — шлёпали, шлёпали. . И вдруг повалил снег! Первый в году снег, а густой-густой, крупными хлопьями — всё кругом закрыл.
И Латка вдруг затявкала, затявкала и умчалась куда-то прочь. Верно, заяц на дорогу вышел — зайца погнала.
Прошли ребята немного вперёд, чувствуют — под ногами у них неутоптанная земля. Ещё маленько прошли — на кусты стали натыкаться, на деревья… Дорога совсем куда-то потерялась.
Пошли ребята назад — как, им казалось, только что шли. Нет дороги. Взяли вправо — нет дороги, чаща. Повернули налево, шли, шли — лес будто реже, верхушки деревьев стали видны, а дороги всё равно нет.
Остановились ребята: поняли, что заблудились. .
Мальчишки посопели-посопели — и в рёв!
Тане хуже всех: ведь это она уговорила маленьких Колю и Толю не дожидаться лошади, самим домой идти. Теперь и поедут за ними — не найдут в лесу, раз уж с дороги сбились. И Тане одной отвечать.
к оглавлению ↑
Шаги
Таня усадила мальчиков под шатёр большой ели; даже в темноте разобрала, что это ель: здорово колется.
А Коля и Толя в голос ревут, причитают:
— Пропали наши головушки! Мы на холоду замёрзнем, нас волки-медведи съедят!..
— Цыц, вы! — Таня на них. — Никаких тут волков-медведей сто лет нет — всех повывели.
А самой как раз и вспомнилось: вчера только мать рассказывала, что объявился в лесу за озером медведь. Тёлку задрал. Долго ли ему сюда перебежать?.. И ух как страшно самой стало! Хотела ещё Латку крикнуть — голос перехватило: а ну как вместо Латки да медведь услышит!..Мальчики замолчали, только всхлипывают. Слышно в тишине: мягко так падают холодные пушинки на землю, на ветки. Чуть шебуршит в лесу.
И вдруг послышалось Тане — шум какой-то издали! Ближе, ближе… Будто баба-яга — костяная нога идёт по дороге, клюкой постукивает.
Ближе, ближе… Цок-цук! Цок-цук! Цок!..
Мальчики всхлипывают, ничего не слышат. А у Тани прямо сердце зашлось от страха. Хоть бы Латку сюда: она бы носом разобрала, что там…
к оглавлению ↑
На поиски
Между тем в деревне уже хватились Тани и мальчиков: уж ночь, снег повалил, а ребят все нет из школы.
Колхозники живо запрягли лошадь, и Танина мать погнала в школу: думала, ребята еще там.
Въехала в лес. Стучат лошадиные подковы по мёрзлой земле, дорога снегом покрыта — видна в темноте.
Доехала быстро. Но школа оказалась закрытой, а сторожиха сказала, что Таня с обоими мальчиками ушла домой ещё в сумерки.
— Не иначе как с дороги сбились, в лесу плутают, — догадалась мать. — Замёрзнут малыши!
И погнала лошадь назад: живей народ собирать — да в лес!
к оглавлению ↑
Латка
… Таня слушала, замерев от страха.
Но стук копыт бабы-яги — костяной ноги, приблизившись, вдруг стал отдаляться, отдаляться и затих вдали. Страх отпустил Таню.
И вдруг что-то холодное, мокрое ткнулось Тане в руки: собачий нос!
— Латка, Латочка! — прошептала Таня. — Собачушка моя!. И к Тане в один миг вернулась вся её смелость.— А ну, ребятишки, побежали! — весело скомандовала она мальчикам. — Латка нас живо выведет!
И правда: они прошли совсем немножко по всё редевшему лесу — и вышли в поля. Тут было гораздо светлее. К тому же и снег перестал падать. На белом поле хорошо были видны чёрные «заплатки» на боках у бежавшей впереди Латки: чёрное на белом даже в потёмках видно.
Прямиком через поля и добежала Таня с мальчиками до своего дома. Утки услыхали её из курятника и громко закрякали: «Квяк! квяк! квяк!» А из-за угла улицы раздалось вдруг: «Цок-цук! Цок-цук! Цок!» — будто баба-яга — костяная нога идёт, по мёрзлой земле клюкой постукивает.
— Тпру-у! — крикнула мать. — Никак, ты, Танюша?— Я, я, и с мальчиками! Нас Латка довела!
Ну, как узнали про всё это ребятишки— сразу зауважали Латку, собачку испанской породы, коротконожку, уши до полу, хвост культяпочкой, сама белая, а по бокам и на глазу — чёрные пятна, как заплатки.
❤️ 156
🔥 91
😁 96
😢 46
👎 44
🥱 49
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Каждое утро девочку до школы провожала собака.
Как это случилось в первый раз?..
Утро выдалось ненастным. Дождь лил, как из ведра. Девочка уже выбежала из подъезда, когда поняла, что забыла зонт. Возвращаться не было времени-школьница опаздывала. Впрочем, это для нее было вполне привычно.
Перепрыгивая через лужи, девочка помчалась в школу. Иногда, после очередного прыжка, она приземлялась прямо в воду и тогда брызги летели во все стороны, вызывая недовольство редких прохожих.
На светофоре пришлось остановиться. Ожидая зеленый свет, подросток нервно переминался с ноги на ногу.
В туфлях хлюпала вода, по волосам бежали ручейки, затекая за воротничок блузки. Девочка не обращала на это никакого внимания. Все ее мысли были заняты предстоящей контрольной по математике.
Вдруг она почувствовала на себе чей-то пристальный взгляд. Школьница повернула голову и их глаза впервые встретились.
На девочку смотрел вовсе не человек. Это была собака.
Животное и подросток некоторое время смотрели друг на друга. В тот момент они были очень похожи-обе мокрые и одинаково беззащитные перед природой.
–Тебя как зовут? -неожиданно для самой себя спросила девочка.
Собака продолжала молча смотреть на незнакомку.
–Ты где живёшь?.. Ты такая мокрая. Тоже забыла зонт? -попыталась шутить девочка.
Школьница не заметила, как красный глаз светофора потух, уступив место зеленому.
–Наверное, у тебя нет ни дома, ни хозяина? Ты такая грязная и худая.
При этих словах собака опустила глаза, как будто ей стало стыдно. То ли за свой внешний вид, то ли за бросившего ее на произвол судьбы хозяина.
–Понятно… А пойдем со мной?!Я угощу тебя чем-нибудь вкусненьким, -оживилась девочка.
В ту же самую секунду она вспомнила, что опаздывает в школу.
–Ой! -Она бросила взгляд на жёлтый свет светофора. -Побежали!
С этими словами подросток бросился через дорогу.
Уже оказавшись на противоположной стороне, она оглянулась. Собака нерешительно передвигалась в сторону девочки.
–Ну же, давай быстрее! Я и так опаздываю.
Животное немного ускорило шаг. Ждать было некогда и школьница побежала вперед, лишь изредка оборачиваясь, но не замедляя шагов.
Только около школы девочка остановилась. Собака была рядом.
–Сиди и жди. Я сейчас.
Взявшись за дверную ручку, она снова приказала собаке:«Сиди! » и скрылась в здании школы.
Идти на урок математики уже не имело никакого смысла. Школьный звонок давно прозвенел. И без того строгая учительница никогда бы не пустила в класс опоздавшего ученика, а уж на контрольную и тем более. Поэтому весь первый урок девочка провела со своей новой знакомой.
В школьной столовой она купила для собаки булочку с чудным запахом ванили. Хотела, конечно, сосиску, но той не оказалось.
Животное осторожно приняло угощение. Только тщательно обнюхав булочку, собака неспеша съела ее и с грустью посмотрела на девочку.
–Прости, но у меня больше ничего нет, -виновато развела руками школьница.
Она действительно купила булочку на свои последние деньги.
Дождь давно прекратился. Выглянуло ласковое весеннее солнышко.
Поглаживая влажную собачью шерсть, девочка приговаривала:
–Ничего, ничего. Скоро будет лето, будет тепло, хорошо. Хорошая моя собака, хорошая.
Собака доверчиво смотрела в глаза подростку, как будто хотела спросить:«А ты будешь рядом? Ты меня не бросишь? »
Кто знает какова была судьба этого бездомного существа до того дня, но теперь оно обрело в лице девочки самого надежного друга.
Каждое утро девочку до школы провожала собака. Об опозданиях было забыто раз и навсегда. Школьница старалась как можно быстрее одеться, позавтракать, тайком от матери положить в сумку какую-нибудь еду и выйти из дома.
Собака всегда сидела напротив подъезда и терпеливо ждала.
–Хорошая, хорошая моя, -девочка ласково трепала животное за уши. -Как я по тебе соскучилась, хорошая моя!
Собака преданно смотрела на школьницу и лизала ее обветренные руки.
–Сейчас, подожди. -С этими словами девочка обязательно доставала из своей школьной сумки какое-нибудь лакомство и угощала им бедолагу. -Ешь, ешь, моя хорошая.
После того, как трапеза была закончена, подруги отправлялись в путь, к школе. Собака всегда бежала рядом с девочкой, по правую руку от нее.
Возле школьной калитки наступало расставание.
–Ну, мне пора, -будто извиняясь неизменно произносила девочка. -Пока! До завтра?
В ответ собака одобрительно виляла хвостом и провожала школьницу долгим взглядом до самой двери.
–У Вашей дочери обострение. Ее состояние вызывает опасения. Я выпишу направление в стационар.
–Стационар?!Все так плохо, доктор?
–Пока нет. Но все же я настоятельно рекомендовал бы ей лечь в больницу.
–Но я не могу! У нас экзамены начинаются, -вступила в разговор до того молчавшая девочка.
–Экзамены-это, конечно, важно. Очень важно. Но здоровье все-таки важнее. Ты уже достаточно взрослая и должна сама понимать всю опасность своего положения.,-строго произнес пожилой врач, сверля подростка взглядом поверх очков. -Наверняка ты помнишь, что произошло в прошлый раз. Спасибо скорая чудом успела! А ведь все могло быть совсем иначе. И тогда бы мы сейчас здесь не беседовали.
После этой небольшой тирады мужчина начал что-то быстро писать в амбулаторной карте. Повисло неловкое молчание.
–Доктор, я ума не приложу на что у нее опять аллергия? -нарушила тишину мать девочки. -Мы вроде все соблюдаем-никаких ковров, цветов…
–Кошку или еще кого не завели дома? -продолжая писать поинтересовался врач.
–Что Вы?!Об этом даже речи быть не может! Как только дочка стала задыхаться, мы сразу же свою кошку отдали в добрые руки.
–Вот, возьмите, -врач протянул женщине несколько исписанных мелким почерком листков бумаги. -Здесь я прописал вам лечение, нужно все строго соблюдать. Направление в стационар я тоже выписал. Конечно, решение принимать вам, но я бы не советовал играть с огнем. Надеюсь, Вы понимаете всю серьезность ситуации. До свидания! Не смею вас задерживать.
Девочка встала с кушетки и спешно покинула кабинет врача. Мать растерянно остановилась на пороге.
–Доктор, а если мы все-таки не пойдём в больницу? Если останемся дома? -спросила женщина, зная упрямый нрав своей дочери.
–Ну тогда молитесь. Может чудо и произойдет. Хотя лично я в чудеса не верю.
Комок подступил к горлу матери, на глаза навернулись слёзы.
–Ну, ну, только не плачьте! -чуть мягче произнес доктор. -Слезами горю не поможешь. А вот если бы Вы устранили причину, то есть аллерген-вот это было бы очень хорошо. Вот тогда бы можно было смело расчитывать на успех. Ну а пока поговорите дома с дочерью, постарайтесь ее убедить. Она у Вас, конечно, с характером, но ведь не глупая. Главное, не давите на нее. Спокойствие и аргументы-вот Ваше главное оружие, иначе только хуже сделаете. Подростковый возраст, чего Вы хотите?!
–Спасибо Вам, доктор! Простите меня, -тихо извинилась женщина.
–Не извиняйтесь, я все понимаю… Лечение я вам назначил. Надеюсь поможет. При себе всегда имейте ингалятор и лекарства. Сами все знаете-опыт, к сожалению, уже есть. До свидания!
До дома мать и дочь шли молча. Каждая была погружена в свои собственные мысли.
Уже войдя в квартиру, женщина неожиданно задала вопрос:
–А куда вчера подевалась последняя сосиска из холодильника?!Главное, с вечера была, а утром ее уже нет! И самое интересное, что ты ведь не ешь сосиски! А?!
От растерянности девочка часто заморгала, несколько раз тяжело вздохнула, но так ничего и не ответила.
–Понятно. -Тон матери не предвещал ничего хорошего. -И кто на этот раз?!Кошка? Собака?
Дочь по прежнему не произнесла ни звука.
–Давай, говори! Чего молчишь?!-закричала женщина.
–Собака, -еле слышно ответила девочка.
–Собака?!Слушай, ты нормальная, а?!Ты же в прошлый раз чуть не умерла! Тебя еле откачали в больнице, а ты опять за старое?!Тебе что, жить совсем не охота?!Да?!Или ты головой повредилась у меня?!Отвечай, чего молчишь?!-кричала мать.
Вместо ответа дочь зарыдала и заперлась в ванной.
–Открой, открой я тебе говорю! -что есть мочи колотила по двери обезумевшая женщина. -Ты хоть знаешь сколько эти лекарства стоят, а?!У нас холодильник пустой, туфли одни на двоих, а она собаку видите ли пожалела! Собачку ей жалко! А мать свою тебе не жалко, да?!Хрен с ней, с матерью! Пусть как хочет, так и выкручивается! Так?!Да?!Папаша твой умер! Оставил меня одну с ребенком! И ты следом за ним хочешь, да?!
Выплеснув всю свою ярость, женщина заревела навзрыд. Она тяжело опустилась на старый табурет, стоявший на кухне, обхватила голову руками и продолжала рыдать от горя и своего бессилия перед ним.
–Мам, ну мам… Не плачь. Я люблю тебя. -Девочка гладила мать по голове, пытаясь хоть как-то ее утешить.
–Любишь?!Любишь, да?!-продолжая рыдать спросила женщина. -Любовь-это не слова. Любовь-это поступки, запомни! Ты говоришь, что любишь меня, а сама даже не задумалась что со мной будет, если тебя не станет?!Как мне тогда жить без тебя?!
По щекам дочери потекли горькие слёзы.
–Мама, а ты когда-нибудь думала каково так жить, как живу я?!Я не живу, я существую. Туда не ходи, сюда не гляди, этим не дыши. Как так можно жить?!Мне даже собаку нельзя погладить потому, что от этого я могу умереть. Просто умереть, мама! Зачем так жить? Для чего?
–Для меня. -Женщина посмотрела в глаза дочери. -Для меня, доченька, просто живи для меня. Кроме тебя у меня больше ничего нет…
Мать встала и обняла девочку за хрупкие плечи.
–Роднулька моя, береги себя для меня. Ты мое счастье, ты моя душа, ты смысл всей моей жизни. Доченька моя, -всхлипнула женщина.
–А ты моё счастье, мамочка, -сквозь слёзы произнесла дочь. -Ты тоже береги себя. Для меня. Родная моя…
Так и стояли на давно не видавшей ремонта кухне два одиноких в душе человека:мать и дочь, из последних сил хватающихся друг за друга в этой сложной и не щадящей их жизни.
Лето пролетело, как один день. Каникулы девочка провела вдали от родного города, у своей бабушки. Чистый деревенский воздух, парное козье молоко, овощи и фрукты, выращенные на собственной земле, не могли не отразиться на слабом здоровье девочки. Загоревшая, полная жизненных сил вернулась она домой.
Слыша звонкий смех дочери, женщина невольно улыбалась и сама. Она была счастлива.
На первое сентября пошли вместе. Совсем как раньше. И хотя мать и дочь теперь были одного роста-это их нисколько не смущало. Они шли, взявшись за руки и беззаботно болтая, как две подружки.
На следующее утро девочка постаралась выйти из дома пораньше. Вопреки ее ожиданию собаки напротив подъезда не было.
Девочка медленно побрела в сторону школы, сначала часто, а потом все реже оборачиваясь назад в надежде увидеть свою давнюю знакомую.
Не пришла собака ни на следующий день, ни через неделю, ни через месяц.
Каждый раз, выходя из дома, девочка клала в сумку какую-нибудь еду, но делала уже это скорее по привычке, чем в надежде вновь увидеть собаку.
Однажды утром, в очередной раз не обнаружив около подъезда свою четвероногую подругу, школьница заплакала.
Раскрошив ванильную булочку прожорливым голубям, девочка прошептала:
–Прощай, моя собака! Наверно ты нашла себе нового друга, раз больше не приходишь ко мне. Надеюсь, тебе хорошо с ним. Прости. Жаль, что мы больше никогда не увидимся.
Тем же вечером мать зашла в комнату дочери пожелать ей спокойной ночи.
Девочка лежала на спине и смотрела в потолок немигающим взглядом.
–Доча, доча, -негромко позвала женщина. -Доча!!!
Тишину прервал истошный крик, больше похожий на вопль смертельно раненого зверя, чем на плачь матери, потерявшей своего ребенка. И лишь единственным безмолвным свидетелем ее горя был распустившийся в тот вечер цветок, спрятанный за занавеской…
–Доктор, у нее есть хоть какое-то улучшение?
–Кое-что есть, но выписывать Вашу тетю пока еще рано.
–Понятно… Вы говорите какие лекарства, может еще что надо?
–Хорошо. Не волнуйтесь, пока все есть.
–Можно с ней повидаться?
–Да, конечно. Только вряд ли она Вас узнает.
–Ничего, я все равно хочу с ней поговорить.
–Вас проводят.
Женщина сидела на скамейке, положив руки на колени, как ребенок в детском саду. Взгляд ее был устремлен куда-то высоко в небо. Несмотря на то, что на губах застыла улыбка, глаза матери казались совсем пустыми.
Девушка молча присела на скамейку. Несколько минут они сидели рядом, не проронив ни слова.
–Все думают, что я дура, -неожиданно усмехнулась женщина. -А я не дура. Я все помню. Все-все. Я помню, когда ей было пять лет, она сказала, что хочет стать богатой. Когда вырастет. Я спросила почему она хочет стать богатой? А она сказала, чтобы открыть приют для бездомных животных. Представляешь?!В пять лет! Она же у меня такая умная. А ты знаешь, что она школу с золотой медалью закончила?!
После этих слов, произнесенных с особой, материнской, гордостью, женщина повернула голову и впервые посмотрела на собеседницу.
–А ты кто? Новенькая? Ну тогда же ты ничего про меня не знаешь… -произнесла пациентка и разочарованно отвернулась.
–Так расскажите, -не зная как вести себя в подобной ситуации, ответила посетительница.
–Рассказать? Рассказать… Отравила я эту чертову собаку, вот так! Дочку в деревню отправила, а сама от собаки избавилась. У гаражей ее закопала. Думаешь, злая я? Да?…Я в церковь ходила, у Бога прощения просила. Не простил… не простил… не простил…
Девушка вышла из городской психиатрической больницы. Низко опустив голову, и почти не видя дорогу из-за застилавших глаза слёз, побрела на автобусную остановку…
Эта сказка рассказывает о мальчишке-хулигане, который обижал животных во дворе и задирал других детей. Но волей чудесного случая, мальчик сам превратился в собачку, которую обижали другие. Но, с помощью доброты и заботы девочки, ребенок по-настоящему понял, что значит быть человеком, как стать добрее и помогать другим.
Сказка о заколдованной собаке и доброй девочке
В одном маленьком городе, небольшом домике на крошечной улочке жил-был мальчишка — весь в веснушках, рыжий. «Гроза двора» — все его называли. Славился он своим скверным характером, любил обижать младших, палками кидался в прохожих, пугал котов, обзывал девочек. Сколько с ним не разговаривали, сколько не грозились проучить — все без толку. Мальчишка не управляем и никого не слушает — кричали бабушки ему вслед на улице. Но больше всего доставалось от него собачкам.
Выйдет мальчишка на улицу, встретит собаку и давай за хвост ее дергать, уши крутить и чесать нос ей так, что та чихать начинает. Многие собачки во дворе при виде мальчика стали прятаться кто-куда. Но один пес спрятаться от хулигана не успел…
Тогда мальчуган вышел в особенно плохом настроение, в школе двойку получил, дома разбил мамину вазу. Так и хотелось ему обидеть кого-нибудь, чтобы самому легче стало. Вдруг видит, как у клумбы сидит маленький щенок белый, словно первый снег январский.
— Ну несдобровать ему! — подумал хулиган и уверенным шагом направился к милому щенку.
Отвел ногу как можно дальше, замахнулся, чтобы пнуть собаку. Но та оказалась шустрее и убежала, а мальчика ногой ударил каменную клумбу. Да как завизжит от боли.
К нему подбежала маленькая девочка по имени Соня. С виду — девочка как девочка: гладкие каштановые волосы, карие глазки-бусинки, по-детски наивная улыбка и милый румянец. Но внутри Соня сама доброта. Помогает маме всегда, обожает животных и всегда старается вынести им сосиску или котлетку с домашнего стола. Но девочка оказалась рядом не в нужный момент, когда мальчишка просто в ярости.
— Давай помогу — протянула девочка руку мальчику, который так и сидел на асфальте, поджав больную ногу.
Мальчик руку схватил, да как дернул девочку, что та сама упала на землю и разбила коленку. Горько заплакала Соня, а мальчишке все равно. Встал он, отряхнулся и ушел по делам своим не хорошим.
Все это время собачка белая сидела в углу и все видела. Знал бы мальчишка, что собака эта не простая была, а волшебная. Может тогда подумал наперед, что нельзя быть злым таким, ведь зло чревато последствиями.
Подбежала собачка в девочке, лизнула ее ранку, и та по волшебству исчезла с коленки девочки. Девочка успела только ахнуть, а собака уже куда-то пропала.
Таинственное превращение
Следующей ночью мальчишка-хулиган очень плохо спал. Снилась ему та самая белая собачка, будто лежит она в его кровати, а мальчик со стороны на нее смотрит. Пытается он прогнать ее, а она и с места не сдвинется.
Проснулся мальчик, зевнул как следует, а с уст сорвался тихий «гав». Мальчик напугался, спрыгнул с кровати и подошел в зеркало. И тут он по-собачьи заскулил… В зеркале не было больше рыжих волос и веснушек. Была только белая, как снег, шерстка, черный нос, длинные уши, смотрящие в потолок и карие глазки.
Вышел из комнаты своей то ли мальчик, то ли пес и наткнулся на маму. Та как закричит:
— Что тут делает собака, да кто ее пустил? — завизжала мама и давай веником махать.
Собачка мигом прошмыгнула к двери и выбежала на улицу. Там псу преградили путь Петька и Вовка — друзья мальчишки, такие же хулиганы, которые любят бить стекла и дергать хвосты животным. Обрадовался мальчишка, что встретил товарищей своих, да забыл, что выглядит как собака.
Те собачку поймали, да как начали нос ей тереть. Мальчишка в теле собаки начал чихать. Нос его пекло, словно он прижал их к чему-то горячему. На радость собачки, вышла на улицу бабушка и разогнала хулиганов своей тростью.
Побежал пес дальше, пытаясь найти укрытия. Спрятался за клумбой и просто прилег. Не знал он, что ему делать дальше, куда пойти и как стать обратно человеком, если так можно сказать. Человечного в мальчишке было мало.
Вдруг зашелестели кусты клумбы. Собачка прижала хвост, решив, что снова хулиганы мальчишки нашли ее и будут палкой колотить. Но из-за цветов и зеленых листочков появилось лицо Сони.
— Этого еще не хватало! — подумал мальчишка. Но это лучше, чем попасться в руки к своим товарищам.
Девочка увидела, как милая маленькая собачка напугана. Ее большое сердце не могло не тронуть это. Тогда та взяла пса в руки и отвела домой.
Отмыла как следует собачку, сняла с него репейники и колючки, накормила и спать уложила. Впервые за весь день собачка почувствовала себя спокойно, и, ничего не боясь, мирно уснула. Понравилось мальчику такая забота, так тепло и уютно на душе было.
Проснулась собачка резко, от пения девчонке, что сидела рядом с собачкой и заплетала косички. Пес даже немного взвыл от смущения. Девочка дала собачке водички, надела на него повадок и повела гулять к речке.
Как там красиво было! Сложно передать. Собачка просто смотрела на водную гладь и наслаждалась пейзажем. Затем они начали с девочкой играть в догонялки. Как же весело было!
Быть человеком
Возвращались двое, девочка и собака, с речки. Мило бегали вокруг друг друга, прыгали. Девочка радостно смеялась, а собачка лаяла. Как вдруг на пути им встретились те самые хулиганы, Петька с Вовкой. Начали они Соню обзывать, да грязью в нее кидать. Тут собачка не выдержала, да как залаяла на мальчишек, словно бульдог страшный. Как завыла, словно волк лесной. Мальчишки тут же разбежались. Испугались они грозного пса.
Вернувшись домой, девочка начала складывать в мешочек котлетки для животных уличных, а пес ей помогал. Брал зубами, котлетку, но не ел! Ответственно раскладывал еду для других. Так и провели весь оставшийся день — собрали еду и раздавали всем собакам и котам на пути. Устали очень! Вернулись да и легли спать, не помня ничего.
Снились собачке в эту ночь просто замечательные сны: как он, уже будучи мальчиком, гулял у речки с Соней, бросал в воду камни и играл с ней в догонялки. А рядом сидел волшебный белый пес и лапкой ему махал.
Проснулся мальчик Ваня уже в своей кровати дома. Тут же вскочил и подбежал к зеркалу. Наконец на его лицо вернулись веснушки, а голова снова стала рыжей, как апельсин. Протер он глаза, не веря в такие чудеса. Но все так и осталось на прежних местах.
Пропало только желание обижать других. Наоборот, он хотел помочь всем животным, защищать и оберегать их. Перед девочкой он извинился за свое поведение в тот же день. Сказал ей, что тоже хочет быть добрым и приносить другим пользу. Вскоре они стали добрыми друзьями и вместе помогали всем, кто в этом нуждался. Что касается белой волшебной собаки, ее ребята больше не встречали. Но верили, что она хоть и где-то далеко, все же помогает другим детям стать добрее.
Этот случай запомнился мне очень детально. После завершения консультации я спросила маму и спросила девочку, могу ли я рассказывать об этом случае. И они согласились, что я как психолог могу рассказывать эту историю. Сейчас я хотела бы привести этот случай как пример краткосрочной работы психолога с проблемой острой эмоциональной реакции ребенка на ситуацию стресса и утраты.
История про девочку и ее собаку Чарли
Вот такая история произошла несколько лет назад в небольшом городке, в пригороде мегаполиса. В середине сентября мне позвонила по телефону женщина и сказала, что у ее 7-летней дочки «сильная реакция на стрессовую ситуацию и появились страхи». В настоящий момент девочка ходит в школу, во 2 класс, но плохо понимает уроки, не разговаривает дома с папой и мамой, и ведет себя замкнуто. В поведении дочки появилось что-то совсем детское, не по возрасту: так попробовала описать ситуацию мама. В конце августа девочка была свидетелем гибели своей собаки. Ее собачка Чарли, йоркширский терьер, любимец всей семьи, на улице вступила в драку с более крупным животным и получила смертельные ранения. Собаку девочка донесла домой, животное отвезли в ветеринарную клинику. Там не смогли помочь и усыпили. Мама еще сообщала, что девочку сильно взволновала история с собакой: «Сама я в детстве была в похожей ситуации, и очень сильно переживала. Поэтому я знаю, какие сейчас чувства у девочки. Я сама до сих пор не могу забыть нашего Чарли. Я знаю, дочка никогда не захочет завести новую собаку».
Я попросила прийти маму с дочкой ко мне на прием и на следующий день мы провели консультацию. Всего было две встречи. Одна встреча была втроем — мама, девочка и психолог. Вторая встреча была через неделю, вдвоем – мама и психолог.
Консультация по поводу стресса
В ходе консультации психологу предстояло решить сложную задачу совместить интересы взрослых и интересы ребенка. Потому что ситуация была стрессовой и для девочки, и для мамы. И мне как психологу необходимо было, чтобы мама сама смогла стать помощником для своей дочки.
Я для начала попросила маму описать ситуацию как можно подробнее, и женщина в присутствии дочки рассказала печальную историю. В конце августа девочка вернулась домой с дачи, после двух месяцев отдыха у бабушки. Мама разрешила дочке пойти во двор гулять, но с тем условием, что девочка возьмет с собой на прогулку собачку. Мама рассуждала таким образом, что прогулка с собачкой делает и ситуацию девочки более безопасной (собачка активная и в случае опасности громко лает). И еще был повод выгулять собаку. Мама наставительно сказала девочке, чтобы она не отпускала собаку с поводка.
Девочка вышла во двор, старательно вела собаку на поводке. В этот момент во дворе появилась крупная собака, без поводка. Два пса кинулись навстречу друг другу и сцепились в драке. Девочка за поводок оттянула свою собаку к себе, и в этот момент вторая собака укусила терьера. Девочка подняла Чарли на руки, и заметила, что тот начал обвисать и слабеть. Она отогнала вторую собаку и побежала испуганно домой. Мама быстро на машине повезла собаку в ветеринарную лечебницу, там сказали, что травмы слишком большие и собаку усыпили. Женщина повторила несколько раз: «Если бы я не отпустила собаку с девочкой, то ничего бы не случилось!». И еще настаивала на том, что: «Чарли смело защищал девочку!».
Девочка молча кивала, когда мама рассказывала историю. И на прямые вопросы, так ли было дело, не отвечала или отвечала односложно. Поэтому в первой половине консультации я просила девочку рисовать картинки, иллюстрирующие отдельные эпизоды сюжета. Я попросила нарисовать Чарли, нарисовать большую собаку, нарисовать дом, где она живет. Рисунки были совсем детские, как будто бы рисовал 5-летний ребенок.
Разговор постепенно сложился, и мне удалось сделать несколько эмоциональных предложений девочке. Я сказала: «Наверное, ты сильно испугалась и растерялась, когда собаки начали драться?». И это оказалось правдой. Девочка совсем иначе видела ситуацию, чем мама. Девочка видела агрессию двух животных, их драку, девочка переживала свою беспомощность в этой ситуации и растерянность. Мама слышала наш разговор, и с удивлением отнеслась к тому, что чувства девочки сильно отличаются от тех, которые переживает сама мама. Мама очень эмоционально рассказывала об эпизоде, подчеркивала тему гибели собаки и настаивала на том, что девочка никогда не сможет забыть своего Чарли и никогда не сможет привязаться к новой собаке. И сама того не заметив, мама косвенно обвиняла девочку в гибели собаки, так как все время повторяла: Если бы я не разрешила дочке взять собачку на прогулку, собачка осталась бы жива!». Мама сама была сильно привязана к животному и не могла пережить утраты. Девочка чувствовала горе мамы и не знала что делать, так как считала себя непоправимо виноватой.
Чувства и опыт девочки были другими. Девочка реально испугалась того, что собаки подрались. И чувствовала свою беспомощность. И растерянность. И старалась за поводок оттянуть своего любимца (мама велела ни в коем случае собаку с поводка не отпускать). Чем, кстати, мешала ему в драке. Девочка была испугана столкновением с темой смерти, горевала. И еще боялась маминого горя. И думала, что мама ее накажет, что она сделала все неправильно. Потому что мама сильно любила Чарли.
Важный момент в нашем разговоре с девочкой был посвящен самому эпизоду драки животных. Я как психолог обратила внимание, что девочка чувствовала смущение, когда мама говорила: «Чарли защищал тебя», так как девочка по другому видела ситуацию. Она сама отогнала собаку, когда подняла на руки Чарли. И мне показалось, что перелом в разговоре состоялся, когда я сказала: «Чарли был смелым псом, он сам начал драку с другой собакой, не боялся большой собаки!».
Вторая тема была о том, что происходило в ветеринарной клинике. Девочка не видела мертвого тела, ей просто сказали, что собачку усыпили. Она переживала непоправимость и бессилие. И раздумывала о феномене смерти.
Я спросила девочку, как ей думается, какие есть фантазии про собачку? И девочка сказала, что ей кажется, представляется, когда она думает о Чарли, что он где-то там, в особом месте, ей не хочется думать, что он умер, а хочется думать, что он «в специальном санатории для собачек». Я попросила девочку нарисовать такой санаторий. Мы обе понимали, что это только фантазия, но важным было передать в материальной форме эту фантазию. Девочка сделал несколько рисунков, потом отложила бумагу, посмотрела на меня и сказала не очень уверенно: «Я знаю, что Чарли на небесах сейчас, в специальном месте, куда попадают собаки после смерти». Я подумала, что для эмоциональной жизни ребенка важно опереться на что то конкретное. И что идея про «хорошее место, где сейчас находится душа Чарли», вполне могла бы быть понятна моим далеким предкам, которые жили еще в языческие времена. И поддержала эту идею.
Еще я попросила нарисовать картинку про будущее: «Нарисуй дом, где есть разные животные, кошки, коровы, курицы, собаки, и где живешь ты с мамой и папой и еще те люди, которых ты захочешь туда пригласить». Девочка нарисовала дом, и в том числе нарисовала большую собаку. Сказала – вот такая собака пусть живет в доме. Мама увидела рисунок и стала возражать: «Нет, девочка никогда больше не захочет собаку, она не сможет забыть Чарли!» и тут дочка, оглянувшись на психолога, смогла возразить маме: «Пусть будет большая собака, и папа тоже хочет большую собаку!».
Девочка была готова эмоционально признать ситуацию утраты, попрощаться с собачкой и мечтала о том, чтобы в доме появилась новая собака, крупная и сильная, вроде овчарки, которая будет самая сильная во дворе. В этом есть логика, которая понятна читателю. Нужна собака, которая будет победителем, за которую не страшно. Но девочка никак не могла рассказать о своих размышлениях маме. Не могла рассказать маме, как испугалась. И как боялась ту большую собаку. И как плакала от беспомощности. И надеялась, когда собаку привезли в больницу, что Чарли не умрет. Потому что мама начинала переживать и повторять: «Не надо было мне отпускать с тобой собаку!».
Прощание с Чарли
С точки зрения клинического подхода, переживания девочки укладывались в картину «реактивного депрессивного состояния». И чаще всего такую картину мы наблюдаем, если у ребенка или у взрослого был сильный стресс и утрата, и не была завершена «работа горя».
Исходя из этих соображений, я предложила девочке сделать еще одну важную вещь. Надо было сделать ритуал прощания. Девочка сказала, что «собачка Чарли теперь живет на небесах!». И чтобы помочь девочке завершить ситуацию, Психолог предложила девочке взять еще один лист бумаги и подготовить «письмо Чарли и отправить ему подарок». Нарисовать картинки, которые девочка считает подходящими, и написать слова. И это письмо попадет «в то место, где теперь его душа». Цель такого задания – помочь ребенку с помощью рисунка выразить чувства, которые трудно выразить ловами. И помочь таким способом выразить реакцию горя.
Девочка активно откликнулась на задание. Она нарисовала косточку и бантик. И еще нарисовала любимую игрушку, в которую собака играла. Психолог нашла красивый конверт и рисунок положили в конверт. И девочка забрала его с собой.
Разговор с мамой
Но самая сложная работа предстояла с мамой! Так как именно сама мама была в сильном стрессе. Для начала я настойчиво предложила и рекомендовала маме «признать действия девочки в ситуации, когда собаки дрались, правильными». «Девочка делала то, что могла в той ситуации, наилучшим образом!».
Такая настойчивость в отношении эпизода была принципиально важна, так как мама все время косвенно давала сообщения девочке, что считает ее действия ошибочными и убийственными. Тем самым ставя девочку в непереносимую ситуацию.
И еще психолог просила маму «позволить девочке попрощаться с собачкой». Мама все время настаивала, что «девочка больше не захочет собаку», и что «папа предлагал купить щенка овчарки, но девочка точно не сможет пережить смерть Чарли». Предложения папы были реалистичными, крупная собака — реально важный член семьи, хороший спутник для обеспечения безопасности ребенка на прогулке, так как семья живет в доме в небольшом городке, вблизи мегаполиса.
И тут выяснилось, что есть причина, из-за которой сама мама так переживает и мучает свою дочку. Мама по секрету призналась психологу, что сама очень сильно переживает и нынешняя ситуация повторила старый эпизод из ее детства. Ей было лет 10, она шла со своими папой, мамой, старшим братом и собакой, маленькая собачка вырвалась у нее из рук, она отпустила поводок. Как результат, собака на глазах у всех попала под машину, потому что на нее напали и пугнули ее дворовые собаки. След этого события остался как «ядовитая скрытая рана в душе», и повторная ситуация создала эффект эмоциональной цепной реакции. Поэтому мама никак не могла сама помочь дочке выразить чувства, навязывала свой сценарий переживаний. И не разрешала своему супругу, отцу девочки, как-то развеять стресс. Психологи называют такие ситуации «ретравматизацией» или повтором травмирующего эпизода.
Мы договорились обсудить опыт мамы отдельно, без участия дочки. И встретились с мамой через неделю. Это было отдельное занятие с мамой, которое мы назначили для отреагирования старого стресса. Хотя прошло больше 20 лет, реакции молодой женщины были такими живыми, как будто бы события произошли только что. Она сама была как ребенок. Понятно, что она не могла сосредоточиться на чувствах своей дочки. Основными чувствами мамы были страх и чувство вины, и еще сильная злость на уличных собак. И еще, при разговоре о той старой ситуации, на первый план вышли эмоции, адресованные к старшим родственникам, которые не стали придавать значения горю девочки.
В реабилитирующей фантазии мама в воображении прогоняла злых собак и спасала, как герой из приключенческого фильма, своего любимца. Эта «детская» фантазия дала силы завершить старый процесс горя. Мы поговорили о разных аспектах той старой ситуации.
Мама успокоилась и только после этого могла сама «стать психологом для своего ребенка» сотрудничать с психологом в плане признания реальных (не выдуманных) чувств девочки. Дело в том, что мама горевала по-другому, чем горевала девочка. И пока мама своего горя не погоревала, она не могла понять дочку.
Что было потом дома?
Важной процедурой для восстановления контакта мамы и дочки была тактика психолога, в которой девочке было предложено «нарисовать подарок – картинку, которая попадет на небеса, в то место, где сейчас живет душа собачки, и придумать вместе с психологом, как поступить с этим посланием». Мама была удивлена тем, что именно нарисовала ее дочка. Дочка нарисовала косточку и цветочек. Это были «позитивные» предметы.
Реабилитационный процесс, начатый в кабинете психолога, продолжался. И мама сама, без помощи психолога, через неделю после консультации, внимательно расспросила дочку, как именно она желает поступить с конвертиком. Дочка сказала, что хочет «сжечь на том месте, где похоронен Чарли». Мама проявила деликатность и не стала спорить с девочкой по поводу ее решения. И мама с дочкой пришли на берег реки, мама помогла разжечь небольшой костер, и конверт был сожжен. И с большой серьезностью пепел был развеян.
После этого мама смогла сама, руководствуясь рекомендациями психолога, начать разговаривать с дочкой, интересоваться ее чувствами и меньше выражать в адрес дочери собственных чувств относительно события. Такое неравноправное распределение ролей важно, так как мама играет важную роль опоры для дочки, мама — это помощник для дочки в трудную минуту. И, с другой стороны, дочка надеется на маму и ждет от мамы понимания, и в меньшей степени может сама как ребенок дать маме опору для выражения чувств при стрессе. Мама скоро заметила, что «девочка повеселела и стала контактной». Девочка передала привет психологу. Через неделю мама позвонила мне и сказала, что эмоциональных проблем больше нет, жизнь наладилась, что они сейчас совсем по-новому общаются всей семьей. Взаимное обучение мамы и дочки привело к созданию нового опыта реабилитирующей коммуникации.
Тактики психолога консультанта при стрессе у ребенка
Стрессовые и травматические ситуации составляют важную часть в формировании личности ребенка и его эмоциональной жизни. Хотя сами эти неприятные события составляют всего незначительные по времени эпизоды жизни ребенка, и его общения в семье, но след от таких событий значительный. Так как именно переработка ситуации, обсуждение ее с близкими людьми обнажает основные механизмы отношений. Плохо переработанный стресс может создать основу для переживаний вины, стыда и формирования ПТСР или устойчивых изменений характера. Поэтому область психологической травмы это традиционная область внимания практических психологов и людей помогающих специальностей. Травмой практические психологи называют «травматическое переживание, дезорганизующее Я».
Практические психологи, анализируя последствия стрессовых ситуаций, часто обнаруживают, что эмоциональное состояние ребенка зависит не только от силы стресса, но и от того, как «обработана» травматическая ситуация в ходе общения между людьми, между взрослыми и детьми внутри семейной системы. Мы предлагаем поставить в основу диагностики коммуникации в семейной группе принятый в гештальт-подходе метод выявления незавершенных процессов. Именно незавершенные процессы, остановленные чувства и реакции создают базу для формирования негативных последствий травматической ситуации. Выявление и создание условий для завершение в рамках коммуникации таких остановленных («незавершенных») процессов является основой для переработки опыта и профилактикой негативных последствий травмы.
Как правило, травматическая ситуация, которою переживают дети, затрагивает как минимум три области межличностных отношений. В каждой из этих трех областей создается возможность для незавершенных событий. Первая группа незавершенных процессов относится к области отношений взрослый-взрослый. Вторая группа незавершенных процессов относится собственно к травматической ситуации ребенка. Третья группа процессов — это область отношений между родителями и ребенком.
Первая группа процессов включает отношения взрослых и детей. Дети переживают стресс. А родители переживают стресс по поводу того, что дети переживают стресс. В том числе реакции родителей на сам факт стрессовой ситуации, случившейся с ребенком, могут быть очень эмоциональными. И не всегда взволнованный родитель может оказать адекватную помощь своему ребенку. Травма ребенка нарушает безопасность и привычные способы организации взаимоотношений в семье. Потому стресс ребенка является фактором второго стресса, а именно — стресса самих родителей.
Вторая область — это область опыта и переживаний самого ребенка, который переживает фрустрацию. Травму ребенок получает, если его привычное способы взаимодействия с миром недостаточны, чтобы справиться с фрустрацией. Ребенку необходимы душевные силы, чтобы восстановить личностную гармонию. И необходима помощь взрослого.
Третья область — это область отношений ребенка и взрослого. Ребенок, получивший травму, нуждается в помощи и в том, чтобы отреагировать негативные эмоции. Блокировка этих процессов создает базу для того, чтобы ребенок чувствовал свою отчужденность. Ребенок может догадываться, что его размышления, его опыт и его чувства являются стрессовым фактором для семьи, травмируют родителей («родители расстроятся, если узнают»). Взрослый в свою очередь, беспокоится о будущем ребенка и готов оказать поддержку ребенку. Страх взрослого (его желание избавить ребенка от негативного опыта в будущем) может стать плохой основой для коммуникации. Мы часто можем заметить, что в процессе заботы о безопасности ребенка взрослый часто проявляет парадоксальную агрессию («ты не должен был оказываться в том месте!»). Таким образом, в результат проявления активной ( но неудачно ориентированной) заботы со стороны взрослого, ребенок подвергается дополнительному стрессу, который в свою очередь ведет к новой дезориентации и блокировкам в области эмоциональной жизни.
Функция психолога-консультанта, который планирует помогать семье в ситуации, если имела место эмоциональная травма у ребенка, заключается в том, чтобы создать пространство возможностей для восстановления свободной коммуникации и свободной активности для всех членов семьи. И в особенности важно создать такое безопасное и свободное пространство выражения чувств для ребенка, который находится в стрессовой ситуации. В том числе это место для того, чтобы ребенок мог осмыслить кризисный опыт, завершить незавершенные процессы, отреагировать и выразить эмоции и, самое важное, получить признание со стороны родителей и близких людей всего диапазона чувств, которые имели место в кризисной стрессовой ситуации. Для эмоциональной жизни ребенка важно, чтобы он имел условия и возможность пережить свой негативный опыт или утрату и потом создавать новое отношение к ситуации и раскрыться к будущему. Родители должны сотрудничать с психологом, и психолог может помочь и родителям, и детям. Если необходимо, психолог делает предварительную работу с родителями, чтобы родитель мог оказать эффективную помощь ребенку.
Психологи знают, что есть две трудных ситуации, если рассматривается реакция ребенка на стрессовое событие. Первый тип ситуации — это слишком сильная эмоциональная вовлеченность родителей в событие, которое случилось с ребенком. Такая вовлеченность мешает взрослым сосредоточиться на помощи своему ребенку. Родители слишком волнуются по поводу ситуации, которая случилась с их ребенком, и много обсуждают эту ситуацию между собой. Родители переживают свой собственный сильный стресс. И ребенок оказывается исключенным из обсуждения, остается «в стороне». А ребенку именно сейчас, наоборот, необходимо быть в центре внимания своих родителей! Психологи часто советуют взрослым: «Поставьте себя на место ребенка и поймите его чувства и его опыт, тогда вы сообразите, что делать!». Но если сами родители в стрессе, эта задача не всегда оказывается выполнима.
Второй тип ситуации — это замалчивание. Родители после события замалчивают ситуацию, чтобы «лишний раз не волновать ребенка». Многие думают — «ребенок не говорит о негативной ситуации, следовательно, забыл и успокоился, потому лучше не ворошить неприятности». Родители иногда сами пугаются сильных чувств, которые переживает ребенок в стрессе, и стараются «избавить» ребенка от неприятных переживаний. Тем самым в коммуникации создается зона умалчивания и подавления чувств, и эта изоляция в дальнейшем приводит к нарушениям поведения ребенка. Такая форма изоляции части переживаний заметна, прежде всего, в области спонтанной эмоциональной жизни. Ребенок как будто бы исключает из своего репертуара значительную часть эмоций, становится более сдержанным и осторожным в плане высказывания чувств и более уязвимым при новых стрессовых ситуациях.
В рассмотренном случае заметно, что собственный стресс взрослого человека, пережитая ранее травма помешали взрослому человеку организовать помощь ребенку. Мама переживала эмоциональную вовлеченность, для нее самой произошла «ретравматизация». И потому мало могла поставить себя на место своей дочки. Помощь маме была необходима, для того, чтобы мама могла лучше понять чувства своей дочки и помочь ей.
Некоторые вопросы для родителей
В практической работе при консультировании по поводу стрессовых ситуаций мы предлагаем родителям небольшой список из 15 вопросов, которые сфокусируют внимание родителей на возможных незавершенных процессах ребенка. Вот некоторые из них.
Какие у ребенка были позитивные намерения и планы до ситуации?
Как были планы нарушены, какова их судьба?
Что было неожиданным?
Кто еще участвовал в эпизоде, какие были чувства у других участников?
Кто мог помочь в сложной ситуации?
Кому ребенок мог пожаловаться или у кого попросить поддержки?
Какие чувства ребенок испытывал во время эпизода?
Какое направление имели его страх?
Было ли место для проявления агрессия?
Как были проявлены разочарование, надежда или горе?
Каким образом затронуты интересы взрослых в связи с событием, которые произошли с ребенком?
Что ребенок переживает сейчас?
Чего ребенок ждет от взрослых сейчас?
Что взрослые говорят ребенку о событии в данный момент?
Какие процессы остались незавершенными?
Эти вопросы психолог рассматривает вместе со взрослыми и помогают ориентировать взрослых, и переключить внимание родителей на развитие исцеляющих коммуникаций в отношениях с ребенком.
Литература:
1. О.В.Берман-Полякова Посттравма: диагностика и терапия. Спб речь 2006 248 стр
2. Е.Петрова, Е.Самсонова Как предотвратить негативные последствия стресса у детей. М Академия 2010 128 стр
3. Питер Левин «Понимание детской травмы» МПЖ 1-2003 стр 70-80 (пер с англ)
4. Е.Мазур Психическая травма и психотерапия, МПЖ 1-2003, стр 31-53
Мастерская гештальта Елены Петровой