|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы к урокам Научная деятельность Учебно-исследовательская деятельность В помощь коллегам Творческие работы учеников Лицейская газета Работа методиста Виртуальный музей Читательский дневник Видео |
Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем сочинение на тему: «Дистанционное обучение: плюсы и минусы» Пишем сочинение на тему: «Дистанционное обучение: плюсы и минусы»Пишем сочинение на тему: «Дистанционное обучение: плюсы и минусы»
Жанры сочинения: Возврат к списку Страницы:
Страницы: Символы на картинке*
Разрешить смайлики в этом сообщении
|
Одна из насущных тем сегодня – дистанционное образование. Ещё в прошлом году его практиковали только ведущие вузы, однако эпидемия коронавируса и ограничения, связанные с карантином, вынудили все университеты и институты внедрить такую форму обучения.
Многие преподаватели привлекают студентов к обсуждению актуальных тенденций в сфере образования и задают учащимся эссе на тему «Дистанционное обучение в вузе».
Мы расскажем, как написать сочинение про дистанционное обучение и представим пример такой работы.
Ещё больше студенческих лайфхаков знают подписчики нашего информационного телеграм-канала. А другая группа пригодится тем, кто хочет сэкономить: там собраны акции и бонусы для наших читателей.
Как писать сочинение на тему «Дистанционное обучение»
Преподаватели задают эссе «Дистанционное образование» потому, что хотят понять позицию студентов, насколько им удобен онлайн-формат обучения, какие достоинства и недостатки они в нём видят.
Такой режим отличается от привычной стационарной и заочной формы, и студенты относятся к нему по-разному: кто-то доволен тем, что не нужно тратить время на дорогу в вуз, кому-то не хватает живого взаимодействия.
В сочинении «Дистанционное обучение – хорошо или плохо» нужно отразить собственные мысли по поводу такого формата учёбы, привести аргументы и прийти к логическому заключению. Это обуславливает план такой работы:
- Вступление (как организован дистанционный формат в вашем вузе).
- Что нравится в таком режиме учёбы.
- Какие есть недостатки у такой формы.
- Вывод (стоит ли развивать такой режим или лучше вернутся к традиционным).
Самое ценное в сочинении о плюсах и минусах дистанционного обучения – личные мотивы студента, по которым он одобряет или не одобряет такую форму. Педагоги ждут не шаблонных фраз и клише, а собственных мыслей учащихся по этому поводу.
Обычно преподаватели просят подготовить сочинение о дистанционном обучении на русском, но иногда такое задание могут дать и на английском языке. Суть эссе останется та же, а форма зависит от вашего знания иностранного языка и словарного запаса.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Мини-эссе «Дистанционное обучение: за и против»: пример
Чтобы студентам было легче подготовить работу, приведём образец небольшого эссе о плюсах и минусах дистанционного обучения.
С дистанционным обучением мы все столкнулись в прошлом семестре: в режиме карантина оказалось невозможно учиться так, как мы привыкли раньше. Конечно, самыми сложными оказались первые недели, когда и мы, студенты, и наши преподаватели привыкали к новому формату взаимодействию. Нам пришлось столкнуться с такими проблемами: выбрать максимально удобные программы для связи, научиться пользоваться новыми сервисами для передачи информации, выполнять большой объём самостоятельной работы.
Во многих вузах дистанционное обучение продолжили и в этом семестре. Вернуться к такой форме после летних каникул оказалось достаточно просто. Теперь, после нескольких месяцев учёбы в таком режиме, я считаю, что она имеет больше достоинств, чем недостатков. Среди преимуществ:
- свободный доступ к учебным материалам в любое время и из любого места;
- экономия времени, ведь студент может работать с материалами в собственном режиме и не тратить время на дорогу в вуз;
- рост технической грамотности благодаря необходимости работать с разными программами;
- возможность совмещать учёбу с работой и другими делами, самому строить график;
- удобство для маломобильных людей, которые могут не пропускать занятия даже в случае болезни или других проблем.
Что касается недостатков, то их, на мой взгляд, значительно меньше. Главный – «привязка» к технике: без мощного ноутбука или планшета нельзя полноценно учиться в дистанционном режиме. То же касается интернета – без доступа к сети нельзя будет получить информацию или отправить на проверку сделанную работу. Однако я уверен, что в будущем, когда техника станет ещё доступнее, эти минусы отпадут сами собой.
Таким образом, я считаю, что дистанционное образование помогает студентам адаптироваться к вызовам времени, развивает в них самостоятельность и даёт много возможностей. Думаю, что с каждым годом такой формат обучения будет становиться всё более востребованным.
Скачать пример эссе про дистанционное обучение.
Готовя сочинение-рассуждение на тему «Дистанционное обучение» старайтесь не переписывать дословно примеры из интернета: преподавателям важна личная позиция студента, его аргументы и доводы.
Если, несмотря на наши советы, вы не уверены, что сможете написать эссе о дистанционном обучении, доверьтесь профессионалам из сервиса помощи студентам. Они знают, как подготовить любую учебную работу на отлично.
Словосочетание «дистанционное образование», наверное, сегодня вызывает содрогание у студентов, школьников и преподавателей по всему миру. Но дистант появился гораздо раньше: в 2028 году этому формату исполнится 300 лет, а полноценное онлайн-обучение впервые появилось в 80-х годах XX века.
Чему учили на дистанционке в XVIII веке
Дистанционный формат появился в XVIII веке. Правда, тогда это и выглядело, и называлось по-другому. Назывался прапрадед дистанта корреспондентским обучением и осуществлялся посредством почты: студентам присылали учебные материалы и задания, а затем они отправляли их профессору на проверку.
Первое упоминание корреспондентского обучения относится к 1728 году: американский профессор Калеб Филипс организовал дистанционные курсы стенографического письма. Знаем мы о них благодаря его объявлению в Boston Gazette: «Все желающие научиться стенографии из провинции могут подписаться на еженедельную рассылку учебных материалов». Результат обучения был гарантирован такой же, как если бы студенты жили в Бостоне и посещали очные занятия. Однако такой курс не предусматривал обратной связи и проверки преподавателем студенческих работ.
SkyEng по почте в XIX веке
По-настоящему похожими на дистанционные уроки в современном понимании можно считать курсы британского ученого-стенографа Айзека Питмана: в них предусматривалась проверка и корректура выполненных студентами работ, а не только рассылка учебных материалов. Первый такой курс появился в 1840 году, а затем по тому же принципу в 1856 были организованы первые языковые школы в Германии.
Основатели первых дистанционных школ — француз Шарль Туссан и немец Густав Лангеншайдт — подчеркивали в своих брошюрах, что обратная связь хоть и предусмотрена, но вряд ли будет необходимой, поскольку все тонкости предмета подробно изложены в учебных материалах. Их методика (впоследствии ее так и назовут: «методика Туссена-Лангеншайдта» или «MeTouLa») была основана в большей степени на обучении студентов разговорному иностранному языку, а не правильной грамматике. Несмотря на то, что у студента не было примера правильного произношения на иностранном (например, общения с преподавателем), в учебных материалах был дословный подстрочный перевод и простая фонетическая транскрипция.
Прабабушка курсеры
Не просто дистанционные курсы, а настоящая заочная школа была впервые открыта в Соединенных Штатах в 1873 году. Называлась она «Общество поощрения обучения на дому» и была рассчитана на студенток. Она была одной из первых попыток дать женщинам по всей стране (вне зависимости от цвета кожи) полноценное высшее образование.
Основано Общество было дочерью профессора Гарвардского университета, писательницей Анной Эллиот Тикнор. Обучение шло по шести направлениям: Искусство, История, Английский, Немецкий, Французский и Естественные науки. Вся программа осваивалась студентками по принципу корреспондентского обучения, а экзамены организовывались на дому по типу take-home exam, где вместо привычных ответов на вопросы от студентов требовалось эссе на определенную тему курса. Такой экзамен писали не установленные три часа, а несколько дней или даже неделю.
Формат обучения, предложенный Анной Тикнор, ломал не только географические барьеры, но и сословные рамки. Если существовавшие в то время женские колледжи в Нью-Йорке были доступны в основном обеспеченным слоям населения, то в школе Тикнор могли учиться и состоятельные дамы в возрасте, и представители рабочего класса. Цена была вполне доступной: 2$ в год в 1873-1882 годах или 3$ в год в 1883-1897 годах. По сравнению с этим очное обучение, например, в Вассарском женском колледже в Нью-Йорке стоило около 300-400$ в год.
Заочное образование университетах
Традиционные университеты тоже довольно давно занялись удаленными форматами образования. Формат заочного обучения в современном значении зародился еще в 1858 в Лондонском университете. Студенты на его базе могли получать не просто дополнительные знания (как это было в случае с корреспондентским обучением стенографическому письму), но и диплом о высшем образовании и ученую степень.
В 20-х годах ХХ столетия обретает популярность идея использования новых технологий в образовании, однако реализовать ее удастся лишь спустя время.
Экстремально децентрализован, но не побежден
В 1969 году в Лондоне появился Открытый университет. Изначально он базировался в Александровском дворце на севере города в бывших студиях телеканала BBC. Там записывались лекции с профессорами, которые можно было смотреть в прямом эфире. Однако такой формой преподавания Открытый университет не ограничивался: предполагалась коммуникация преподавателя со студентами посредством корреспондентского обучения, организовывались летние очные школы. Эти опции были доступны только студентам, а послушать лекции по радио или посмотреть по телевизору мог каждый желающий. Лекции длились 30 минут и повторялись дважды в неделю: один раз в будние дни и один раз на выходных (обычно в воскресенье утром), чтобы у каждого студента была возможность посвятить час просмотру/прослушиванию лекции и несколько часов самостоятельному освоению материала.
Такой формат преподавания оказался популярным: в первый год работы Открытого университета им заинтересовались 129 тысяч студентов. Из них, правда, подали документы всего 42 тысячи, а были приняты 25 тысяч. Студенты оплачивали вступительные взносы, отдельно оплачивались летние школы. У отличников была возможность получить гранты от местных органов системы образования, а учеба в Открытом университете поощрялась работодателями. Сегодня Открытый университет уже обзавелся собственным кампусом и стал крупнейшим университетом Соединенного Королевства.
Появляются телевизионные университеты и в других странах: Национальный Университет Дистанционного Образования в Испании (1972), Корейский Национальный Открытый Университет (1972), Национальный Открытый Университет имени Индиры Ганди (1985).
В Китае в конце 70-х сформировалась целая «экстремально децентрализованная» система: во главе был Центральный Радио- и Телевизионный Университет, 28 подчиненных ему районных дистанционных университетов и порядка 300 дистанционных школ. В Радио- и Телевизионном Университете в Китае, более известном на родине как dianda (сокращение от guangbo dianshi daxue), процесс обучения основан на теле- или радио лекциях с сопутствующими учебниками. С самого своего основания он, как и Открытый Университет в Великобритании, практикует принцип open broadcasting: лекции доступны всем желающим, но вот зачесть их в стенах местного отделения Университета могут только поступившие студенты. На второй год после открытия в нем насчитывалось около 500 тысяч учащихся, а на сегодняшний день — уже более 2,5 миллионов. И если в первые несколько лет работы Университет предлагал в основном курсы по точным наукам (математика и физика) или инженерным специальностям, то сегодня в его программе есть уже и иностранные языки, и история искусств.
Цифровой дистант в 1980-е
С появлением компьютеров дистанционное образование становится более мобильным. Первые ПК от компании IBM появляются в 1981 году, а уже спустя 8 лет — в 1989 — в Аризоне коммерческий Университет Феникса запускает первые онлайн-программы как для студентов бакалавриата, так и для магистрантов. В 2005 году из 280 тысяч студентов Университета Феникса почти половина занималась онлайн, а сегодня большинство программ бакалавриата от администрирования уголовного правосудия до менеджмента подразумевают смешанный формат обучения. При этом магистерские и докторские программы в большей степени рассчитаны на онлайн-формат.
Университет Феникса вызывал бурные дискуссии в преподавательской среде, но своей основной ценностью он считал баланс между учебой и работой для студентов, которым это необходимо. Такими студентами чаще всего были взрослые люди: их целью было получить второе высшее или пройти курсы повышения квалификации, которые также предлагает Университет Феникса. Именно про них президент педагогического колледжа (Колумбийский Университет) говорил: «Для многих высшее образование не является приоритетным: есть еще работа и учеба. Таким студентам и нужен доступный формат обучения с гибким расписанием».
В штате Колорадо позднее появился полностью дистанционный Международный Университет Джонса. Он «вырос» из телевизионного университета Mind Extension University (1987) и был первым в истории аккредитованным онлайн-университетом.
Никогда такого не было, и вот опять
Почему же многие хотят оставить дистант в 2020 году? Такой форме образования уже около 300 лет: как показывает история, она совсем не нова. Можно было бы и приспособиться за столь продолжительный срок, учитывая опыт прошлых поколений.
Но вот только тогда у студентов был выбор между дистанционным форматом и очным, и сам дистант был добровольным.
Был добровольным с XVIII века по 2020 год.
Источники
- The Evolution of the Character and Practice of Distance Education
- Methode Toussaint-Langenscheidt
- Bergmann, Harriet F. «The Silent University»: The Society to Encourage Studies at Home, 1873–1897, The New England Quarterly, Vol. 74, No. 3 (Sep., 2001), pp. 447-477
ANNE BRUDER, “Dear Alma Mater: Women’s Epistolary Education in the Society to Encourage Studies at Home”, 1873—1897, The New England Quarterly, Vol. 84, No. 4 (December 2011), pp. 588-620 - The Evolution of Distance Learning. Timeline created by Diann Cockerham
- History of the University of London
- Gerald H. Read, “The Open University in Britain”, The Phi Delta Kappan, Vol. 53, No. 4 (Dec., 1971), pp. 230-233
- The Open University
- The Open University of China
- Robert McCormick, “The Radio and Television Universities and the Development of Higher Education in China”, The China Quarterly, No. 105 (Mar., 1986), pp. 72-94
- Robert McCormick, “Central Broadcasting and Television University”, The China Quarterly No. 81 (Mar., 1980), pp. 129-136
- University of Phoenix
- Joseph M. Cronin and Patricia M. Bachorz, “The Rising of Phoenix, and What It Means for Higher Education”, The Journal of Education, Vol. 186, No. 1, Higher Education Issue (2005), pp. 11-21
- OnlineSchools. org
- Jones International University
Какие
преимущества и недостатки есть у
дистанционного обучения? Можно ли
полностью заменить очное обучение
дистанционным? Почему?
Дистанционное
обучение
У
дистанционного обучения есть как
различные преимущества, так и недостатки.
Для начала мне бы хотелось привести
некоторые отрицательные аспекты такого
вида обучения.
Во-первых,
нагрузка учащихся начинает превышаться.
Особенно это заметно в отношении
непрофильных предметов вроде политологии
у филологов или английского языка у
медиков. Если раньше учащийся мог к паре
по неосновному предмету подготовить
ответы в общих чертах, теперь ему
необходимо выполнять весь объём заданий,
рассчитанный на всю группу. Много времени
начинает уходить на второстепенное,
его остаётся меньше на отдых и основные
предметы.
Во-вторых,
во время дистанционного обучения
всплывает множество вопросов по поводу
того, какие задания ну̀жно делать, какие
не нужно, каковы кратчайшие сроки сдачи,
как ответы должны быть оформлены и так
далее. И решаются такие вопросы не прямо
в виртуальном образовательном
пространстве, а через посредников или
на других платформах. Здесь учащийся
может легко получить пропуск занятия
или даже незачёт. Бывает крайне сложно
связаться с некоторыми преподавателями,
задать вопрос по теме или уточнить
организационные нюансы.
В-третьих,
сайты университетов обычно слабо
проработаны: постоянно выскакивают
ошибки, сервер «падает» (перестаёт
функционировать вообще) или не принимает
задания, из-за чего на моём опыте по
недопониманию отмечали отсутствие
сдачи работ. Также не редкость и ситуации,
когда сайт, слабо распределяя получаемую
нагрузку, начинает экономить на скорости
обработки информации — так, во время
тестов не грузились части заданий и не
отправлялись ответы, из-за чего студентам
приходилось довольствоваться низкой
оценкой или позже пересдавать то, что
они и без того выучили.
В-четвёртых,
время, проводимое учащимися за электронными
устройствами, многократно увеличивается.
Без правильного освещения и режима
зрение их притупляется.
В-пятых,
всплывает тот же недостаток, что и при
работе на дому: место отдыха превращается
в место работы, место работы — в место
досуга, а весь дом — в некую смесь
ассоциаций и о необходимом, и о приятном.
Взгляд на свою любимую комнату теперь
навевает мысли о работе, а работая, можно
по привычке отвлечься, чувствуя домашний
комфорт.
Однако
есть в дистанционном обучении и свои
плюсы.
Итак,
существует выигрыш во времени, которое
тратилось ранее на дорогу. Также больше
нет необходимости покупать именно тот
обед, что подают в учебном заведении,
еду теперь гораздо проще приготовить
самостоятельно (особенно учитывая
упомянутое время, сохранённое
за отсутствием необходимости куда-либо
ехать).
Некоторые
пары теперь проходят в считаные минуты,
тогда как раньше обязательным было
провести на такой паре полтора часа,
даже если материал уже усвоен. Хотя этот
фактор и разнится от преподавателя к
преподавателю, всё же некоторые из
преподающих непрофильные предметы,
никак не связанные с получаемой
специальностью, дают действительно
простые задания, и это огромное
преимущество.
Увлекательной
можно найти и свободную форму ответов.
К примеру, те, кому было бы сложно
выступить с ответом устно и по ходу
ситуации, могут свой ответ напечатать
и отправить тогда, когда им удобно. Или
же те, кто считал написание большого
количества материала от руки неразумным,
теперь могут оказаться вправе записать
аудио- или видеозапись либо набрать
ответ в текстовом документе.
В
период дистанционного обучения улучшаются
навыки поиска информации: теперь её
надо искать чаще. К тому же лучше
развиваются и навыки по профильным
предметам у тех, кто в период очного
обучения занимался нехотя: теперь им
необходимо готовить весь материал, а
не какую-то незначительную его часть.
(Хотя и здесь они могут найти способ
получить готовые ответы к практическому
занятию, почти ничем не занимаясь.)
Делая
выводы, я бы хотел отметить, что, с моей
точки зрения, нецелесообразно было бы
полностью заменить очное обучение
дистанционным: негативная сторона явно
превышает положительные моменты. Однако
было бы здорово внедрить в типичную
систему образования некоторые аспекты
дистанционного обучения, в том числе:
свободный доступ ко всем лекциям в
текстовом представлении; возможность
проходить практические занятия по
определённым (особенно непрофильным)
предметам онлайн за много более короткое
время; разрешение выбрать самостоятельно,
писать в данный момент от руки или
набирать этот текст на устройстве и
многое другое — в общем, эффективное
использование информационно-коммуникационных
технологий.
От дистанционного обучения к онлайн-образованию: Исторический взгляд на глобальные изменения
Дистанционное образование известно массам уже несколько десятилетий и является современной образовательной практикой, в которой участвуют ученики и преподаватели, находящиеся в разных местах. Но знаете ли вы, что первой практике дистанционного обучение уже много веков? Однако в последние несколько десятилетий его применение глобально изменилось. Основная причина этого сдвига — технологический рывок и упрощение доступа к информации. Возможности, которые дает дистанционное обучение, сделали его популярной альтернативой традиционному обучению. Вы можете учиться где угодно, в любое время и у кого угодно. Разве это не мечта?
В этой статье мы собрали краткую историю зарождения и развития дистанционного образования. От Сократа до многотысячных онлайн-конференций.
Что такое дистанционное обучение?
Для начала дадим определение дистанционному образованию. Дистанционное обучение — это образовательный процесс, который происходит на расстоянии между учителями и учащимися без непосредственного контакта с использованием различных средств передачи текстовой, аудио и видео информации.
История дистанционного обучения
Дистанционное обучение существует уже много веков. Первым известным примером можно назвать знаменитого греческого философа Сократа. Он читал лекции, записывал поучения и распространял их между своими студентам по всему Средиземноморью. Хотя стоит отметить, что он не поддерживал всецело письменную передачу информации и выступал за живой диалог.
Начиная с конца 18-го века дистанционное образование начинает активнее развиваться благодаря британскому учёному Айзеку Питману. В 1840 году Айзек работал учителем стенографии. Вскоре он понял, что обучать стенографическому письму можно не только традиционным способом, но и по почте. Айзек Питман рассылал своим ученикам зашифрованные тексты, а ученики отправляли обратно работы на проверку.
Стенография — это метод письма с использованием специальных символов и сокращений для быстрой записи произнесенных слов.
В конце 19-го и начале 20-го веков возникло стремление сделать образование более доступным для широких масс. Корреспондентское обучение (по почте) становится всё более востребованным и получает мировой статус. Всё больше и больше появляются заочные школы в США, Канаде, Великобритании и Австралии.
Как изменилось дистанционное образование (ДО) в ХХ веке?
В середине 20-го века произошел скачок развития технологий. Прогресс привнес в нашу жизнь радио, телефон и телеграф, телевизор и первые образовательные передачи.
Важным годом развития ДО стал 1969 год, благодаря созданию в Великобритании Открытых Университетов. Концепция обучения заключалось в том, что учиться мог любой желающий из любой точки мира без непосредственного выезда в Великобританию. Со временем всё больше и больше школ, колледжей и вузов дистанционного обучения открываются по всему миру.
Дистанционное обучение в России: история развития
Впервые о расширении форм образования стали говорить после революции 1917 года. Причиной стала нехватка квалифицированных кадров на предприятиях. Так в 1929 году Наркомпрос РСФСР разрешил студентам некоторых специальностей обучаться в заочной форме, правда на то должна была быть причина. Уже 29 августа 1938 года был принят закон о расширении количества ВУЗов с заочной формой образования. Но, в отличии от западных стран, в России того времени такой формат обучения не получил широкого распространения.
Однако в начале 21 века альтернативные формы образования в России совершают значительный рывок. Появляются первые университеты предоставляющие возможность учиться с использованием современных технологий из любой точки мира. Дистанционное образование становится самостоятельной формой обучения и начинает свое развитие.
В начале 2020 года в первую волную пандемии COVID-19 впервые в учебной практике принимается решение перевести школьников на «дистант». Ни школы, ни ученики, ранее не имевшие опыта обучения из дома, столкнулись с множественными проблемами, что породило большое число мифов об онлайн образовании. Однако не мало оказалось и тех, кому такая форма пришлась по вкусу. Это спровоцировало бурный рост числа различных сервисов, предоставляющих образовательные услуги в онлайн формате.
На сегодняшний день дистанционное обучение в традиционных школах крайне редко используется как альтернативная форма. В 2021 году внесены поправки в законодательство, позволяющее родителям выбирать, как будет учиться ребенок. Перешедшие на семейную форму обучения в скором времени столкнулись с проблемой организации учебного процесса. Так в России стали набирать популярность онлайн-школы. Они практически ничем не отличаются от традиционных. Кроме как отсутствием границ.
На сегодня, по разным оценкам, насчитывается более 100 тыс. семей, выбравших новый формат. Количество онлайн-школ неуклонно растет, как и количество желающих в них учиться.
Сократ был бы доволен, ведь каждый теперь может в живом диалоге получать знания из любой точки мира.
В данной статье проанализированы понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Автором изучена история возникновения и развития дистанционного образования в Западной Европе, Канаде, США, России и Китае.
Ключевые слова:
образование, обучение, дистанционное образование, дистанционное обучение.
This article analyzes the concepts of «distance education» and «distance learning». The author has studied the history of the origin and development of distance education in Western Europe, Canada, USA, Russia, and China.
Keywords:
education, training, distance education, distance learning.
ВВЕДЕНИЕ
Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» были сформулированы уже достаточно давно, история возникновения и развития уже насчитывает несколько сот лет. Однако, учитывая, что дистанционное образование на данном этапе выходит на новый общемировой уровень применения новых стратегий, освоения новых информационных технологий в системе дистанционного образования, поэтому возникла актуальность в осуществлении анализа данных понятий, необходимость в правильном понимании и использовании их, в глубоком изучении истории возникновения и развития дистанционного образования и обучения во всем мире.
Понятия дистанционного образования и дистанционного обучения
Сначала рассмотрим понятие «образование». Существует много источников, которые дают определение понятию «образование». В словаре Ушакова образование — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.
В интернет-источниках образование рассматривается как система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций [14].
Образование — это целенаправленный организованный процесс передачи систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации [12].
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. [7]
Образование — процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга [5].
Исходя из этих определений можно сказать, что образование включает в себя личностный, социальный, духовный, материальный, культурный и другие аспекты.
На основании этого рассмотрим определение «дистанционного образования». Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств [1]. Дистанционное образование — это единственная форма обучения, которая не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить квалифицированное образование на расстоянии от педагога [9].
Дистанционное образование — это общий термин для образования, организованного различными колледжами или социальными учреждениями, которые относительно разделены во времени и пространстве, а способы преподавания и обучения связаны, взаимодействуют и интегрируются с помощью различных образовательных технологий и медиаресурсов [16].
Дистанционное образование — это форма образовательной деятельности, которая отвечает потребностям общественного развития и быстро растет с развитием современных медиа-технологий [17].
Дистанционное образование — это технология, реализуемая через вещательные и телетрансляционные СМИ, аудио и видео электронные аудиовизуальные носители, компьютерное программное обеспечение и интерактивные мультимедиа. Мультимедиа стали самой передовой технологией, доступной учащимся для взаимодействия с учебным контентом [18]
Дистанционное образование тесно связано с понятием дистанционного обучения.
Рассмотрим понятие «обучение».
Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов [6].
Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения [6].
Обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [15].
Из вышерассмотренных определений обучения можно сделать вывод, что это организованный, управляемый процесс, вид деятельности, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками; должен соответствовать поставленным целям.
Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [8].
Дистанционное обучение — это вид образовательной деятельности, осуществляемый образовательными учреждениями с помощью медиа-технологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения [19].
Таким образом, проанализировав понятия «дистанционного образования» и «дистанционного обучения» можно сделать вывод, что «дистанционное образование» — вид образования, а «дистанционное обучение» — это процесс, вид деятельности.
История возникновения и развитие дистанционного образования в Западной Европе, Канаде и Америке.
Возникновение дистанционного обучения связывают с развитием почтовой связи в конце XVIII века. Появилось так называемое понятие — «корреспондентское обучение». Данный вид обучения можно назвать одним из видов дистанционного обучения. Процесс работы корреспондентского обучения был аналогичен современному дистанционному обучению. Обучающийся получал по почте задания, самостоятельно их выполнял и отправлял на проверку.
Важным событием в развитии дистанционного образования в Западной Европе было создание Открытого университета Великобритании в 1969 году. Открытый университет Великобритании за время своего существования занял место мирового лидера в дистанционном обучении и стремится играть ведущую роль в распространении высшего и последипломного образования как в Великобритании, так и в других странах. Сейчас в 400 учебных центрах, преподающих по программам Открытого университета Великобритании, обучается более 150 000 человек [10].
В Германии историю возникновения дистанционного обучения связывают с централизованным планированием дистанционной подготовки специалистов с высшим профессиональным обучением. В 1974 был открыт Хагенский заочный университет. Его филиалы находятся более чем в 50 городах Германии. Общее количество студентов составляет 88 тыс. человек.
Опираясь на опыт создания Открытого университета Великобритании в 1972 г. в Испании был открыт Национальный университет дистанционного образования — самый крупный вуз в стране и второй по величине в Европе. В настоящее время он состоит из 58 филиалов по всей стране, также было открыто 9 филиалов в других странах [11].
Одним из лидеров в области дистанционного образования является Канада. В 70-е годы XX века в Канаде было открыто два высших учебных заведения дистанционного обучения, где немного позднее электронное обучение получило широкое развитие и распространение. В 1982 г. дистанционное обучение было признано в Канаде на официальном уровне. В настоящее время 54 % университетов в Канаде имеют программы дистанционного обучения, 68 % колледжей и 36 % компаний. Также существуют виртуальные вузы. Количество студентов, обучающихся по дистанционным программам, насчитывается около 420 тыс. [13].
История возникновения и развитие дистанционного образования в России
В России дистанционное обучение стало развиваться в 1917 г. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на заочных консультативных курсах. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также были открыты факультеты заочного образования. Система заочного образования активно развивалась в СССР, но после 1991 г., после распада СССР развитие дистанционного образования в России пошло на спад, что было связано с кризисным экономическим положением. Несмотря на это в 1993 г. в России был открыт филиал ЕШКО. Компания ЕШКО — Европейская школа корреспондентского обучения. Появилась когда компьютеры и интернет не были распространенным явлением. Однако международное учебное заведение вполне успешно начало осуществлять свою деятельность посредством дистанционного обучения. За последние двадцать лет в школе ЕШКО обучались сотни тысяч студентов разных возрастов из разных стран мира. Эта школа позволяла удаленно изучать иностранные языки с помощью кассет. Предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат. Этот метод образования был новым и необычным. Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО и открытие Московского технологического института «Всемирного технологического университета». Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам. В 2004 г. появилось множество реализованных проектов дистанционного обучения. Положительная динамика дистанционного образования закрепилась и продолжает свое развитие. Дистанционное обучение осуществлялось не только в учебных заведениях, но и в сфере подготовки персонала крупных компаний, например, такие компании, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель» и др. Признание соответствия системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2. позволило России в 2005 г. выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. В настоящее время дистанционное образование в большинстве учебных заведений стало неотъемлемой частью, разработанных в соответствии с международными стандартами. В соответствии с данными в стране около 40 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения [3].
История возникновения и развитие дистанционного образования в США
В период с 1890–1920-х годов в США престиж образования в американском обществе повысился. Кроме профессиональных школ и курсов к корреспондентскому и кейсовому дистанционному образованию начали переходить классические университеты. Впервые курс дистанционного образования был введен в Университете Чикаго в 1892 г., потом в Висконсине, Индиане, Колумбийском университете и т. д. [4].
В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам корпораций. Эти курсы были очень успешными, поэтому дали толчок «распространения высококачественного образования” для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США и др. страны. Это поспособствовало открытию в 1984 г. Национального технологического университета (National Technological University, NTU). К 1991 г. он стал консорциум из 40 университетских инженерных школ. В начале 90-х годов более 1100 студентов участвовали в дистанционном обучении по программе NTLJ (инженерия). Благодаря этой программе многие получили степень магистра NTU, при этом отметив, что это был их единственный путь обучения [2]. В 1989 году в США была создана система публичного телевещания, охватившая 1.5 тыс. Колледжей и телекомпании, которые транслировали учебные программы по нескольким образовательным каналам.
В настоящее время в США, как и в других странах мира, дистанционное обучение невозможно без компьютерных информационных технологий, где основной опорой являются новейшие технические средства.
История возникновения и развитие дистанционного образования в Китае
Под влиянием развития международного дистанционного образования и улучшения внутренней ситуации с начала XX века до конца 1940-х годов дистанционное образование в Китае начало развиваться. В 1902 г. Цай Юаньпей основал Китайскую ассоциацию образования и внедрил метод обучения коммуникации, который положил начало заочному обучению в Китае. В 1914 г. компания Commercial Press открыла заочную школу, которая была самой первой заочной школой в Китае. В 1936 г. Министерство образования китайского правительства учредило Комитет по кинематографии, Комитет по радиовещанию в 1937 г. и Комитет по аудиовизуальному образованию в 1940 году, что дало толчок к развитию аудиовизуального образования в Китае.
После основания Нового Китая дистанционное образование в Китае стало официальным. Несмотря на это, дистанционное образование в Китае началось поздно. В 1954 г. Министерство образования указало в «Отчете инспекции заочного обучения Северо-Восточного педагогического университета», что заочное образование является важной частью общего высшего образования. Благодаря этому документу заочное обучение получило официальный статус во всех обычных университетах. До 1955 г. существовало 7 обычных колледжей и университетов с заочным образованием, в которых было зарегистрировано 4390 студентов-заочников [20]. В 1956 г. в Сямэньском университете был создан отдел зарубежной корреспонденции, который был открыт для жителей Гонконга, Макао и китайцев, находящихся за рубежом. Дистанционное образование первого поколения, представленное заочным колледжем Китайского университета Жэньминь, и модель дистанционного обучения второго поколения, представленная Пекинским университетом радио и телевидения, получили распространение по всему Китаю. Позже под влиянием Культурной революции развитие дистанционного образования в Китае было прервано. После культурной революции с середины до конца 1990-х дистанционное образование в Китае было восстановлено и скорректировано. С одной стороны, с конца 1970-х годов отечественные телевизионные университеты последовательно создавали отделения дистанционного обучения и исследований в качестве основного направления исследований дистанционного образования; с другой стороны, отечественные эксперты последовательно писали, переводили и публиковали монографии по дистанционному обучению, такие как «Введение в дистанционное высшее образование» Дин Синфу и др. (1987), «Основы дистанционного обучения» (1996), «Принципы дистанционного обучения» (1999) в переводе профессора Дин Синя. Кроме того, правительство издало ряд постановлений, регулирующих развитие дистанционного образования. В феврале 1987 года Государственная комиссия по образованию издала «Временное положение о заочном обучении в обычных университетах». Это первый юридический документ о высшем заочном образовании в Китае. В нем четко оговаривалось, что высшее заочное образование должно быть предоставлено выпускникам средних школ, что закладывало основу для систематизации, стандартизации и институционализации высшего заочного образования в Китае. В ноябре 1988 года Комитет по ученым степеням Государственного совета издал «Временное положение о присвоении степени бакалавра выпускникам среднего возраста» и установил, что это применимо к высшему заочному образованию. В январе 1999 г. Государственный совет одобрил «План действий по развитию образования в XXI веке», сформулированный Министерством образования, и официально предложил «реализовать современные проекты дистанционного обучения, сформировать открытую образовательную сеть и построить систему обучения, которая даст возможность получать образование на протяжении всей жизни». В течение этого периода местные радио и телевизионные университеты, обычные колледжи и университеты совместно управляли школами, и проводили современное дистанционное образование на основе двустороннего интерактивного спутникового телевидения и компьютерных сетей [20].
Вступив в XXI век, современное дистанционное образование в Китае добилось высоких успехов, развиваясь с беспрецедентной скоростью. В частности, мобильное образование на основе технологий 5G, как новая форма обучения, способствует модернизации, информатизации, созданию сетей, открытости и непрерывному процессу обучения [21].
Благодаря углубленному развитию информатизации образования информационная грамотность руководителей образовательной администрации вышла на новый высокий уровень, они стали лидерами в области информатизации высшего образования; информатизация образования оказывает значительное влияние на повышение профессионального уровня учителей, таким образом информационная грамотность учителей также значительно повысилась. Информатизация образования обогатила ресурсы цифрового обучения, получая большие возможности цифрового обучения информационная грамотность учащихся в целом повысилась.
ВЫВОДЫ
Таким образом, дистанционное образование, как вид образования, и дистанционное обучение, как процесс обучения, на протяжении всей своей истории, начиная от простых заданий, которые отправляли по почте, а впоследствии постепенно перешли к передаче информации по телефону, аудиокассетам, видео и, наконец, к компьютерам и интернету. Развитие техники, а в настоящее время развитие высоких технологий, привело к тому, что дистанционное образование стало одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять обучение без отрыва от своего вида деятельности, получать образование за пределами своего города, региона или страны.
Дистанционное образование еще надолго будет важным способом обучения. С развитием науки и технологий, применением новых технологий и обновлением образовательных концепций понятие дистанционного образования будет постоянно обновляться, а содержание постоянно обогощаться.
Литература:
- Википедия — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Дистанционное образование в США — URL: https://vuzlit.ru/436891/distantsionnoe_obrazovanie
- Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / Е. С. Маслакова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 29–32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 20.11.2020).
- Наука о дистанционном обучении — URL: https://zen.yandex.ru/media/kommersant/nauka-o-distancionnom-obuchenii-5fbd0bb94b9b1b331d4c50e7
- Национальная философская энциклопедия — URL: https://terme.ru/termin/obrazovanie.html
- Обучение. Карта слов— URL: https://kartaslov.ru
- Обществознание. Человек и общество: Образование. Центр онлайн-обучения — URL: «Фоксфорд» https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/obrazovanie
- Основные определения дистанционного обучения — URL: https://multiurok.ru/index.php/files/osnovnye-opredeleniia-distantsionnogo-obucheniia.html
- Основные понятия дистанционного обучения — URL: https://infourok.ru/osnovnie-ponyatiya-distancionnogo-obucheniya-1669130.html
- Открытый Университет Великобритании — URL: ou-link.ru
- Пацукевич О. В. Из истории зарубежного опыта дистанционного образования (на примере США и Западной Европы) — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-zarubezhnogo-opyta-distantsionnogo-obrazovaniya-na-primere-ssha-i-zapadnoy-evropy/viewer
- Понятия «образование”, «образованность” и «самообразование”. Функции образования, его роль — URL:https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/183-ponjatija-obrazovanie-i-obrazovannost-funkcii-obrazovanija-ego-rol.html
- Развитие электронного обучения в Канаде — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/razvitie_elektronnogo_obucheniya_v_kanade/
- Современная энциклопедия — URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12136
- Что такое обучение. Основные понятия — URL: https://studopedia.net/5_31364_chto-takoe-obuchenie-osnovnie-ponyatiya.html
- 丁兴富. 远程教育的微观理论 [J]. 中国远程教育 [总169]第11–14页2001.2
- 李康. 远程教育理论中的几个基本概念的讨论 [J]. 中国远程教育. 2003年15期 第5–7、14页
- 王志军. 远程教育中“教学交互”本质及相关概念再辨析 [J].网络教育第4 期(总第276 期)2016 年第36–41页
- 张曼 刘兴红、从教育技术国际论坛看教育技术学发展历程 [J].中国教育技术装备2020年1月下 第02期(总第476期)第4–7页
- 丁兴富.我国远程教育发展历程回顾[N],人民政协报,2009(03).
- 李 奎、刘德飞、陈学业、龚 萍、陈瑶玲. 从中国远程教育发展史看其发展特点 [J]. 高等继续教育学报 第27卷第3期2014年5月第13–16.49页
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, Китай, история возникновения, Канада, образование, развитие, Россия, США, высшее заочное образование.
В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона. Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки.
Всё это стало возможным благодаря развитию информационных технологий и интернета [1].
Сегодня, когда обучение из сиюминутного, из общения учителя и ученика, в силу необходимости, перешло в дистанционное, необходимо понять, когда возникла данная форма обучения и что послужило фактом для его возникновения и развития, а также разобраться в методологии данного обучения.
Обратимся к истории. В 1995 году в России обратились к концепции по развитию дистанционного обучения. Данная форма позволила улучшить и увеличить доступ к получению среднего и высшего профессионального образования. Учебный процесс видоизменился, повысилось качество образования. Первоначально данный формат обучения назывался «электронным обучением». Министерство образования документально разрешило проводить экспериментальное дистанционное обучение в 1997 году в России.
Вначале дистанционное обучение в России заметно отставало от Европы. В Европе данный вариант появился ещё в конце XVIII века и считался началом истории образования на расстоянии. В странах Европы в это время появился термин «корреспондентское обучение», введённый Исааком Питманом, преподавателем стенографии в Великобритании. Слушатели общались с педагогами, получали учебные материалы и сдавали экзамены, прибегая к почтовой связи.
Питман был человеком демократичных взглядов и придерживался мнения, что высшее образование должно быть доступно всем желающим вне зависимости от их религиозных предпочтений, национальности и финансового состояния. Его мировоззрение было перенято американской писательницей Анной Тикнор, создавшей в 70-е годы XIX столетия систему удалённого обучения для женщин. Авторская программа корреспондентской учебы, разработанная Рейни Харпером из Иллинойса, США, пользовалась не меньшей популярностью. Вскоре учебные заведения заинтересовались методикой образования на расстоянии, и уже в 1892 году в Чикагском университете открылся первый факультет дистанционного обучения [2].
В XХ веке первый университет, практикующий именно новую дистанционную форму профессионального воспитания и развития, зародился в Великобритании в 1969 году. Первый вариант дистанционного обучения строился на основании почты: обучающийся получал письма с заданиями, выполнял их и отправлял по указанному адресу решения.
Развитие технологий и появление телеграфа, радио и телефона, а впоследствии и телевидения привело к тому, что в 50-х годах появились учебные передачи, не подразумевающие обратной связи. Данный вид обучения прошёл несколько периодов развития и принёс свои элементы, используемые и сегодня.
С течением времени дистанционное обучение видоизменялось, приобретая новые формы общения, и сегодня мы можем выделить этапы становления дистанционного обучения.
Первый этап – общение учителя и ученика происходило с помощью телефонов, почты и компьютеров. Педагог связывался с одним или несколькими учениками поочерёдно или одновременно и проводил занятие. Изучение материала проходило бессистемно, а средства обучения применялись вне комплексного метода.
Второй этап – в данный период создавались специализированные программы для обучения на компьютере и записывались видео-лекции. Распространение получили программы на видео- и аудиокассетах.
На третьем этапе с развитием интернета произошло активное развитие обратной связи благодаря возможностям интернет-сети. Связь «многих со многими» обусловила появление мощного массива информации, неограниченного ни временными рамками, ни географическими.
В наше время происходит реализация четвёртого этапа, основанного на комплексе виртуальных и тренинговых техник обучения. Интеграционное обучение стало полноценной заменой очному ввиду широкого использования коммуникационных систем, позволяющих неограниченно делиться информацией в самых разнообразных форматах. Благодаря этому сегодня создаются специальные программы для дистанционного обучения. Но необходимо заметить, что дистанционное обучение эффективно только для гуманитарных дисциплин.
Удаленное обучение в России предполагает несколько уровней:
Школьный. Среднее образование в России может быть получено тремя способами: онлайн-занятия вкупе с классическими уроками в школе, занятия с преподавателем в специализированных киберклассах, самообразование без стороннего контроля.
Такие способы дистанционного обучения доступны не только школьникам, но и взрослым, не получившим аттестат о среднем образовании по разным причинам, а также лицам, проживающим за границей и находящимся в местах заключения.
Средний профессиональный. Перечень специальностей, доступных для удалённого обучения, довольно ограничен. По большей части в него входят профессии из области экономики, бухгалтерского учёта, менеджмента, компьютерных и информационных систем, гостиничного бизнеса и педагогики. Студент также обязуется лично присутствовать при сдаче государственных экзаменов и защите диплома.
Высший. Список факультетов с дистанционным обучением в высших учебных заведениях значительно шире, что объясняется богатой материально-технической базой университетов и институтов, позволяющей проводить лабораторные работы, лекции и онлайн-семинары. Студент также обязуется лично присутствовать при сдаче государственных экзаменов и защите диплома.
Дополнительный. Дистанционные курсы по различным направлениям пользуются немалой популярностью в последнее время. Среди них – профессиональная переподготовка, повышение квалификации, углубление знаний и прочие [3].
Технологии и средства дистанционного обучения.
В основе базовой технологии дистанционного обучения лежит технология, построенная на использовании интернета и его возможностей. Средством данного образования являются дистанционные курсы и иные дополнительные средства: электронная почта, Skype, электронные библиотеки.
Дистанционное обучение в отечественных вузах возможно только на платной основе. Притом стоимость такого обучения будет гораздо привлекательнее, чем на очном или заочном отделении. Как правило, дистанционное обучение позволяет сэкономить не только время на дорогу до ВУЗа, затраты на передвижение, но и стоимость образовательных услуг. Данный формат обходится студентам примерно на треть дешевле, чем очникам и на четверть дешевле, чем заочникам. Обратите внимание, что качество профессиональной подготовки при этом не страдает, так как оно в любом случае зависит от желаний и усилий обучающегося.
Но стоит отметить, что дистанционное обучение имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинство – это то, что оно доступно практически всем, но только при наличии компьютера, умения им пользоваться и при наличии выхода в интернет.
Недостатки – медицинские проблемы со зрением, отсутствие «живого» общения с сокурсниками, преподавателем и студентом. Выпускники дистанционного обучения не могут найти работу. Работодатели скептически относятся к данному виду образования.
И, пожалуй, самый главный недостаток заключается в отсутствии практики. Поэтому дистанционкой пользуются те, кто уже работает в определённой области и желает пополнить свой объём знаний, необходимых для работы.
Проверить готовность и состояние дистанционного обучения всем обучающимся пришлось по принуждению в 2020 году из-за угрозы распространения нового вируса Covid-19.
Начиная с конца марта и в плоть до конца 2019-2020 учебного года все школьники и студенты перешли на дистанционное обучение. Скорость развития и внедрения инноваций в области технологий обучения обусловила высокую конкурентную базу на рынке образовательных услуг, что явилось катализатором непрерывного улучшения качества дистанционных образовательных курсов, поэтому сегодня мы с уверенностью можем говорить о конкурентоспособности, эффективности и перспективах данной модели образования.