Рассказ про добро и зло 4 класс по орксэ

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Добро и зло

С самого раннего детства наши родители читают нам сказки. И все сказки заканчиваются одинаково: добро побеждает зло. Мы сопереживаем добрым сказочным героям и искренне хотим, чтобы они победили хитрых и коварных злодеев. В сказках заключается народная мудрость. Как написал Александр Сергеевич Пушкин «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Так родители готовят нас к взрослой жизни, показывая, что нужно стремиться быть добрым, отзывчивым, помогать слабым и беззащитным, уважать старших и не обижать малышей. Именно из сказок мы впервые узнаем, что добрым быть хорошо, а злым – плохо. А как же устроена наша реальная жизнь? К сожалению, не совсем так, как в сказке.

Как известно, люди не рождаются добрыми или злыми, они ими становятся. Каждый из нас сам решает, чего в его жизни будет больше. Человек постоянно попадает в ситуации, когда нужно делать выбор. Быть добрым человеком совсем не просто. Но собираясь сделать плохой поступок, всегда нужно помнить о законе «бумеранга» — зло, направленное на других, к тебе обязательно вернется. Ведь не зря добро окрашено людьми в белый цвет, а зло  — в черный.

Человеческое общество далеко от идеала, но можно попробовать хоть немного, но изменить его. Если вы видите, что обижают слабого, то помогите ему. Если вам нагрубили, то просто улыбнитесь в ответ. И возможно люди, которые совершили нехорошие поступки, задумаются и станут немного добрее. Ведь агрессия порождает агрессию. Логично предположить, что и добро должно порождать добро. Ведь каждый из нас хотел бы жить в обществе добрых людей.

Когда человек совершает добрый поступок, у него делается светло и радостно на душе, он сам становится лучше и чище. Не нужно ждать благодарности от человека, для которого был совершен этот поступок. Добрый поступок должен быть бескорыстным. После совершения злого поступка на душе остается пустота. А человек с пустой душой не способен нарисовать картину, написать книгу или придумать музыку.    

Совершенно точно, что добра в нашей жизни гораздо больше, чем зла, просто нужно его заметить. Оглянитесь вокруг, сколько рядом с вами людей, на которых можно равняться. Например, мальчик, который помог пожилому человеку донести тяжелую сумку, или девочка, уступившая место старушке в общественном транспорте. Люди могут делать добро и делиться им с окружающими. Об этом говориться и в старинной русской пословице «Доброму делу и сердце радуется».

Многие люди настолько погружены в свои заботы, что становятся черствыми и не способными на милосердие и сострадание. Они так сосредоточены на своих проблемах, что грубят в транспорте и в магазинах, неуважительно относятся к людям старшего поколения, обижают животных. Но нельзя забывать, что рядом с нами живет много людей, слабых и беззащитных, нуждающихся в заботе и помощи. В помощи нуждаются и наши родители, которые, например,  просят нас помочь им с уборкой, когда они уставшие возвращаются с работы. А ведь помочь своим близким людям очень просто!

Давайте делать добро, и тогда мир, в котором мы живем, станет ярче, прекраснее и счастливее!

Доклад №2

С Древних времён люди установили, что есть зло, а есть добро. Что  это такое передаётся из поколения в поколение, чтобы потомки не возвращались к истокам и не переживали все события заново. Это два совершенно разных понятия, но они тесно переплетаются друг с другом каждый день повседневной жизни.

Русские народные сказки учат нас тому, что добро всегда побеждает зло. Почему это так и как отличить добро от зла?

Добро – это чувство достоинства и человечности, чести и храбрости по отношению к другим. Добрый человек тот, который преследует положительные цели, рад за ближнего, не стремится быть всем угодным, всегда честен с другими людьми, будь то друг или враг.

Само слово «друг» подразумевает за собой положительные качества человека, он обязан быть добрым, если добр ты сам. Однако и у злых есть друзья, которые схожи по характерам, поэтому утверждать, что друг обязан быть добрым нельзя.

Зло – подхалимство, зависть, ложная улыбка, враньё, трусость и слабость, обида. У злого человека нет цели, ему нравится жить своими дурными поступками и быть при этом угодным всем, чтобы ближе подбираться к жертве и творить гадости. Он рад неудачам другого, может сам их устроить и никогда ему не поможет.

Но невозможно утверждать, что в злом человеке нет и капли доброты. Не бывает полноценного зла, какое показывают нам сказки или легенды. В каждом человеке есть сострадание и любовь, которая убивает злобу в определённые моменты. Пусть на минутку, но злость и обида уходят.

Почему добро всегда побеждает зло?

В доброте находится сила и мощь этого мира, которые превышают возможности зла. Как бы зло не крутилось и не хитрило, мудрость добра и его светлые силы в любом случае окажутся победителями в этой судьбоносной войне. Пусть она будет тяжела и принесёт большие потери, но добро всё равно победит зло.

Так свершается уже на протяжении более тысячи лет, и в истории есть неоспоримые доказательства таких событий, как например, Великая Отечественная война. Фашизм рос с великой скоростью и настиг Российские границы. Но наши деды и прадеды, жертвуя собой, с целью освободить страну от врага, оставить свободный мир потомкам и чистое небо над головой, желая жизни своим детям и внукам, бросались в бой. Они стремились не к победе, не к гордыне и не к всемирной славе, они хотели подарить людям жизнь без границ и гнёта, без зла и унижений. Наши деды и прадеды ликовали больше остальных, когда все страны были спасены. Они – герои. Они – живое добро.

4 класс кратко

Добро и зло

Добро и зло

Популярные темы сообщений

  • Город Ангарск

    Город Ангарск назван в честь реки Ангара, находится он в Восточной Сибири. Несколько раз он занимал первые места в номинации «Самый благоустроенный в РФ». Ангарск построили после войны с Германией,

  • Город Прокопьевск

    Прокопьевск является одним из старейших городов Кемеровской области. В нем проживает около 196000 тысяч человек, а также можно добавить, что город был центром угледобычи в стране, и насчитывал целых 16 угольных шахт,

  • Иглокожие

    Иглокожими называют беспозвоночных животных. Часть из них свободно передвигается (морские звезды, ежи), хотя и ведут малоподвижный образ существования, а часть – прикрепляется ко дну (морские лилии). Обитают они только в морях и совершенно

  • Красное море

    Море это очень заметная часть океана, которая заметно впадает вглубь суши, но море значительно отличается от океана. Красное море входит в список самых жарких и благоприятных морей. На этом море самое большое испарение воды,

  • Город Курск

    Древнейший русский город Курск упоминается в летописи еще в 1032 году. Уже тогда он считался крупным торговым городом. Годом основания Курского удельного княжества считается год 1095, когда здесь была заложена мощная крепость.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

1 ответ:



0



0

С самого детства нам объясняли что такое- хорошо, что такое- плохо. С самого рождения нам читали книжки, где добро побеждает зло, чтобы мы тоже, на примере этих героев стремились совершать добрые поступки. Каждый из нас принимает решение между добром и злом, даже в повседневной жизни: «сделать домашнее задание по русскому или нет?» Мы должны стараться совершать добрые поступки, ведь к нам потом это же добро вернётся: » что посеешь- то пожнёшь.» Человек который всё время делает зло в конце концов будет несчастным: никто ему не поможет в трудной ситуации, не скажет доброго слова, не поблагодарит.

Читайте также

Искренность, честь, смелость, но самое главное, в его сердце должна быть любовь!

Ты задал не корректный вопрос может быть ты имел в виду не левшу а англичанина ?? Ведь это совершенно разные люди

Мед, щи, наросты на листьях (дубовых),P.S. тогда гвоздей не было

Мертвые души (Гоголь Николай

Как она туда попала? кого она повстречала? почему рассказ так называется?
как она стала маленькой? больше нечего не приходит. надеюсь поможет

Главная>Сочинения по темам

Добро и зло

Быстрый переход:

Вариант 1 — Кратко

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Похожие сочинения про добро и зло

Вариант 1 — Кратко

16 предложений/ 165 слов

Что такое добро и зло? Этим вопросом мы все задаемся с самого раннего детства. Но дать на него однозначный ответ довольно сложно. Ведь все люди очень разные и все они по-разному воспринимают эти понятия.

Однако общие определения у них есть. Добро – это тот или иной поступок человека, направленный на благо другого. А зло – это действие, направленное на ущерб другого. К сожалению, люди не могут обойтись без зла в своей жизни. Это, конечно, огорчает. Но в мире, конечно, очень много и добрых людей. Они всегда стараются помочь другим и их добро в итоге непременно к ним возвращается.

На протяжении всей истории человечества добро боролось со злом. В жизни каждого человека непременно присутствует эта борьба. Однако ее исход зависит от самого человека. Если суметь воспитать в себе такие качества, как честность, порядочность, милосердие, трудолюбие, любовь и уважение ко всему живому, то добра в нашем мире станет куда больше. Тогда наша жизнь станет ярче, будет наполнена любовью, светом и гармонией и все люди станут намного счастливее.

Вариант 2

26 предложений/ 285 слов

Наш мир несовершенен и далек от утопии. Поэтому в нем существует как добро, так и зло. И это не какие-то абстрактные понятия. Добро и зло живут в сердце каждого человека и изо дня в день ведут бесконечную войну. Каков будет исход этой битвы, зависит от стойкости нашего духа и крепости моральных убеждений.

Такой конфликт между добром и злом очень хорошо показан в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении дьявол Воланд, явившийся в Москву со своей свитой, намеренно провоцирует людей на совершение дурных поступков, чтобы посмотреть, к чему это приведет. И как выясняется, общество не спешит сдерживать свои пороки. Люди берут взятки, много пьют, дерутся и творят другие бесчинства. Лишь Маргарите удается с честью пройти через все испытания Воланда, но и она далеко не безгрешна.

Достаточно вспомнить, с какой злостью героиня разбивает вещи в квартире критика Латунского, ставшего причиной всех бед ее любимого Мастера. Возможно, всему виной волшебный крем Азазелло, сделавший Маргариту отчасти ведьмой. Но, думаю, жажда мести и без того жила в душе женщины.

Но можно ли назвать Маргариту из-за этого плохой? Конечно же, нет. Скорее, человечной. Ведь никто из нас не идеален. Даже поистине добрый человек может совершить злой поступок. Достаточно вспомнить, как люди убивали друг друга на войне.

Но хороший человек, оступившись однажды, способен больше не повторять своих ошибок, так как ему свойственны моральные убеждения. Он умеет сопереживать другим и прощать их. Так Маргарита попросила Воланда пощадить несчастную Фриду, которая убила своего ребенка, что свидетельствует о нравственной чистоте героини.

Мне очень хочется верить, что наше общество не настолько порочно, каким оно предстает в романе Булгакова. В нем есть много людей достойных, таких как Маргарита. В их сердцах осталось место для добра, и потому злу не так просто одержать победу.

Вариант 3

27 предложений/ 309 слов

Понятиям добро и зло трудно дать определения, отделив их друг от друга. Ведь одно базируется на другом. Аналогично неотделимы они в реальном мире. Они одинаково присутствуют во всех людях, и разница лишь в том, что каждый конкретный человек в себе взращивает.

Чтобы подтвердить свои слова, приведу историю из личного опыта. Она произошла в прошлом году. В тот день я сильно поссорился с лучшим другом, отчего пребывал не в очень хорошем расположении духа. Также негативное влияние на настроение оказывал тот факт, что я не до конца выздоровел после болезни, а мне нужно было идти на выписку в поликлинику.

Когда я туда пришёл, я оказался последним в очереди из десяти человек. Прежде, чем в кабинет вошёл предпоследний пациент, прошло где-то полтора часа, отчего я сильно притомился. Когда я уже был на низком старте, в коридор вбежал человек и попросил пропустить его вперёд. Первой моей реакцией было возмущение: «Ну как это так? С чего я должен пропускать его? Ведь я томлюсь тут уже полтора часа! Пусть и он ждёт!»

Но взяв под контроль свою злость, я спросил у него причину, по которой он простит пустить его вперёд. Оказалось, что у этого человека через пару часов самолёт в другую страну, и ему позарез нужна справка о том, что он здоров. Услышав это, я, конечно же, пропустил его. Он был сильно благодарен.

Однако чувствовал я себя при этом не очень, ведь надо было ждать ещё какое-то время. Но этот человек, выходя из кабинета врача, почти убегая, положил мне на колени тысячу рублей со словами: «Большое спасибо!»

Моё настроение вмиг исправилось. Исчезла злость и прошла усталость. Моя доброта и уступчивость окупились стократно. Это стало мне хорошим уроком о том, что всегда нужно поступать по совести. С тех пор, я только так и делаю. Конечно, я не жду от подарка от каждого своего доброго поступка, но я наслаждаюсь тем, что смог сделать чью-то жизнь чуточку лучше.

Вариант 4

27 предложений/ 436 слов

Я уверена, что каждый задавал себе вопрос, или просто задумывался о том, что же такое добро и зло. Эти понятия можно сравнить с «хорошо» и «плохо», то есть они разнополярные, но все же связь между ними есть. Без добра не получится зла и так далее. Быть добрым, в моем понятии значит быть милосердным не только к окружающим людям, которые попали в беду, но и к животным, окружающей среде, то есть не быть равнодушным. Добрый человек всегда спешит на помощь. Добро делать намного легче, чем зло. Если человек, по определенным причинам попал под влияние людей, которые могут шумной компанией избить бездомную собаку, то он будет это делать вместе с ними. А вот противостоять такому негативному коллективу, гораздо труднее и не всякий с таким справится. Здесь нужно иметь свое личное мнение, не испугаться насмешек таких «друзей» и поступить по совести. Если вовремя поставить на место «вожака» такой компании, то будьте уверены, что он, потеряв статус, будет лицемерно Вас нахваливать.

Любое зло можно победить добром. Любой поступок делает наш мир лучше и добрее. Жестокость, цинизм, нетерпимость, лицемерие, ханжество — все эти болезни нашего общества можно вылечить таким лекарством, как добро. Если добрым словом ответить на хамское поведение, грубиян будет в тупике, а возможно и пересмотрит свои взгляды на жизнь. Все мы в детстве слушали сказки, прочитанные нам бабушками и­ мамами, они были нашими первыми в жизни учителями. В них всегда было одно очень важное для нас: добро всегда могло победить зло. Вот этот постулат и нужно взять для себя из детства, как путеводитель по жизни. Чтобы более глубоко определить для себя, что значит добро и что зло, можно обратиться к данным толкового словаря русского языка, который создал И.Даль. Определением добра по этой умной книге является благо, что полезно и честно и чего требует долг гражданина, человека и семьянина. Согласитесь, что это понятие описывается довольно сложным и многословным определением, а вот на «зло» досталось всего два слова — лихое и худое. Между этими понятиями очень тонкая, едва различимая черта и очень важно её вовремя увидеть и не перешагнуть в сторону зла.

Вы никогда не задумывались, почему зло чаще всего темного цвета, с холодными оттенками, а вот добро подразумевает яркие, красные цвета, в данном случае они обозначают красоту не только материальную и предметов, но и духовную. Добро со злом всегда враждуют и противостоят друг другу. Переступая черту, можно очень быстро оказаться на стороне лиха, но вот стать снова добрым гораздо труднее. Я просто уверена, что перевес должен быть на стороне добра, иначе в мире может наступить хаос и мрак. Чтобы у нас всех была светлая и мирная жизнь, нужно заставить зло отступать во всех его проявлениях, а это в наших силах.

­

Похожие сочинения про добро и зло:

­ Добро и зло в комедии Недоросль, Фонвизин

­ Добро и зло в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

­ Спешите делать добро

­ Доброта

­ Твори добро

­ Интернет — добро или зло?

­ Компьютер — добро или зло?

­ Милосердие

­ Жестокость

­ Доброта в повести Юшка, Платонов

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

                                                                                                         Приложение 1.

Урок 4. Особенности морали

Притча «Девочка и морская звезда»

Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.

Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.

На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!

Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.

И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за другой, не останавливаясь и не отдыхая.

Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».

Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».

Мораль  притчи «Девочка и морская звезда»: каждый может помочь человеку, попавшему в беду.

Урок 5-6. Добро и зло        

***

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.

   А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

  Вы же — будьте мудры и не делайте так!

Притча «Помни добро и забывай зло»

 Как-то, два друга много дней шли в пустыне.

 Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

 — Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

 Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

 Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

 — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

 Друг ответил:

 — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Притча о Доброте и Вежливости

Однажды к старцу пришёл юноша и попросил разрешения учиться у него.

— Зачем тебе это? — спросил тот.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

— Почему?

— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к старцу.

— Что тебе нужно? — спросил старец.

— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли Вы в помощи…

Урок 7-8. Добродетель и порок

Притча о змее

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

 В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

 Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать) (Змея молчалива).

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии).

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

_ Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

_ Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

Притча «Пчела и трутни» (Эзоп)

– Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

– Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

Анализ притчи

–  Кто является  героями притчи?

–  Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники)

– Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку -без: безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова?

(Отсутствие чего-либо или недостаток).

– Как вы считаете, какая интонация чувствуется в  голосе пчелы?

–  Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья).

– Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?!

– Почему «труд», «трудно» и «трудность» — одного корня?

Работа с пословицами и поговорками

Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

Без дела жить – небо коптить.

Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Праздность – мать пороков.

Для размышлений:

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер

«Труд – отец счастья». В. Франклин

«Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни» Д. Торро

«Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут» Абу Шукур Бахли

«Освобождение себя от трудаесть преступление против себя» Ж. Ж. Руссо

«Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе».Сенека

«Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

Притча «Жадный Лев»

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко (аналитическое чтение).

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал….

+ Жадность

 Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?!

– К чему стремится жадный человек?! (стремится к наживе, хочет  получить больше, чем ему необходимо).

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде?

(высказывания детей)

и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? ( Глупость)

Чему учит притча?

Для размышлений:

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы» П. Браччолини

Урок 9. Свобода и моральный выбор

Притча «Два волка»

     Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по притче:

  — Кто главные герои притчи?

 — C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

  — Что представляет собой каждый волк?

  — Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

    -В чём нравственный урок притчи?

Урок 10. Свобода и ответственность

Притча «Собака и волк»        

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

— Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

— Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

— Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

— Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

        Беседа по притче.

-Что ценит Волк больше всего? (ценит Свободу)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей.  Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

В чем смысл притчи?

Урок 12. Справедливость.

Кошелек с золотыми монетами

(еврейская притча)

 Нищий, гуляя по рынку, нашел кожаный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нем содержалось сто золотых монет.

 В этот момент нищий услышал крик человека в торговых рядах:

 — Награда! Награда ждет того, кто найдет мой кожаный кошелек!

 Будучи честным человеком, нищий подошел к потерявшему кошелек и отдал ему свою находку.

 — Вот ваш кошелек. Я могу теперь получить награду?

 — Награду? — усмехнулся торговец, жадно считая золото. — В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше чем награда. Уйди или я позову полицию!

 — Я — честный человек, — сказал нищий вызывающе. — Позвольте нам решить этот вопрос у судьи.

 Судья терпеливо выслушал обе стороны и сказал:

 — Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Торговец, вы заявили, что, когда вы обронили кошелек, в нем содержалось двести монет золота. Хорошо, это — значительная сумма. Но, кошелек, который этот нищий нашел, имел только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

 И, с этими словами, судья отдал кошелек и все золото нищему.

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

***

      Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
    — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

  — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
   Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Беседа по притче.

  1. Кто герои этой притчи?
  2. Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?
  3. Как объяснил причину своего поступка один из детей?
  4. Каким образом  слова мальчика:«Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?
  5. Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?
  6.  «Каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень». Как ты понимаешь значение этих слов?

                                         Притча о человеке, построившем дом.

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Беседа по притче.

1. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

2. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

 — Как вы думаете, что произойдет дальше?

 — Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она         пробудила у вас?

 — На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с         любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего  хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине, показать (зарисовать) иллюстрацию на доске).

 — Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с         любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

 — Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

 — Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

 — Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

 — Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

 — Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

 — Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

 — Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

3. Беседа

 — Охарактеризуйте качества человека? («равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

 — Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

 — Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

 — Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

4. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней.

5. Обобщение.

 — Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому? Кто добра не делает никому.

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

Урок 14.   Дружба

Притча о настоящей дружбе

   В одной далёкой стране жили два друга.

   Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

   Любые решения они принимали сообща. А если не могли принять никакого решения, то неприятные последствия этого тоже делили поровну.

   Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное – друзья ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

   Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. А надо заметить, правитель этот, уже весьма убелённый сединами, окончательно потерял веру в настоящую дружбу.

   И велел он привести к себе наших неразлучных героев.

   – Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

   – Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.

   – И вы готовы это доказать?

   – Нам бы не хотелось ничего доказывать…

   – Ваше желание не имеет никакого значения! Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

   С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого – в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

   Стражники получили исчерпывающее указание: «Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!».

   Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если… Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

   Страшный эксперимент длился целый месяц. Повсюду только об этом и судачили. Народ, обуянный кривотолками и домыслами, нервно потирал потные ладошки в предвкушении драматичной развязки.

   Вот-вот, ещё немного – и можно будет наконец лицемерно вздохнуть или притворно улыбнуться, — в зависимости от того, каким будет финал: трагедия или комедия…

   Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

   А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их на аудиенцию.

   – Герои! – воскликнул он, как только двое бывших заключённых переступили порог величественных покоев. – Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства… Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

Притча «Четыре дружбы»

 Однажды у мудреца спросили:

— Сколько видов дружбы существует?

— Четыре — ответил он. —

Есть друзья, как еда — каждый день ты нуждаешься в них.

Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо.

Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя.

Но есть такие друзья, как воздух — их не видно, но они всегда с тобой.

                  Урок 15. Что значит быть моральным

          Притча в стихах  «Оплачено стаканом молока»

Мальчишка был голодный и босой,

Давно не ел, кружилась голова.

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит… молока!

И тот стакан — дал силы снова жить!

Поверил он — есть в мире доброта!

Минуло много лет… он доктор стал.

Вперед его жизнь потихоньку шла.

Он на обходе женщину увидел,

Ту, что дала когда-то молока!

Она была больна, причем серьезно!

Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,

Живет и побеждает доброта!…

Квитанцию к оплате принесли,

— Всю жизнь платить! — подумала тогда,

И взяв листок, не верила глазам!

От радости заплакала она!

Оплачен счет!

Он рядом написал:

«Оплачено стаканом молока!»

    Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

Притча «Корзину-то возьми»

     Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

     Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

— Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

— На что она мне?

— Твоему сыну пригодиться когда он захочет принести тебя сюда…

Беседа по притче:

-О чем эта притча?

-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

-О каком важном законе нравственности  напоминает притча?

-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

-Чему учит притча?

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…

( Одна из заповедей христиан)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

М.Турежанов «Мать»

Было четыре часа дня. Небо потемнело от туч, а сильный дождь намочил дороги.

 Прозвенел звонок, и из школьных ворот шумной толпой выбежали ребята.

 Рядом со школой стояла старая женщина. Она никак не могла перейти скользкую улицу и уже долгое время мерзла на ветру. Но никто из проходивших мимо и не думал помочь ей – все торопились укрыться от дождя.

 Мухтар был известным в школе спортсменом, капитаном футбольной команды. Увидев пожилую женщину, он оставил своих друзей и подошел к ней:

 — Почему вы мокнете под дождем? Я могу помочь вам, если надо.

 — Да, да, сынок, помоги мне, пожалуйста, перейти эту улицу. Мой дом на той стороне, но здесь так много машин и скользко для меня…

 Мухтар взял старушку под руку и медленно повел через дорогу. Когда он попрощался с ней, она подняла руки и сказала со слезами благодарности:

 — Будь счастлив, сын мой! Спасибо тебе!

 От этих слов Мухтару стало радостно и легко. Когда он вернулся к друзьям, они стали упрекать его, что он тратит время на незнакомую старушку.

 — Я помогал ей, потому что она чья-то мать! – спокойно сказал Мухтар.

 — Но почему ты должен помогать чьей-то матери? – возразили ребята.

 —  Как вы думаете, что ответил Мухтар? (Ответы детей).

 Послушайте, что же ответил мальчик.

 Мухтар ответил ребятам:

 — Я помог этой старой женщине, потому что может случиться так, что и моей маме будет нужна помощь, а меня не окажется рядом. Тогда ей поможет совсем незнакомый человек, как я сейчас помог этой слабой женщине.

 Ответ Мухтара показал мальчикам, как можно по-настоящему любить маму и заботиться о ней, даже когда ее нет рядом.

 • Как вы думаете, почему Мухтар помог незнакомой старушке?

 • Какие чувства испытывал Мухтар, когда вернулся к друзьям?

 • Почему же так важно проявлять любовь?

Урок 21. Стыд, вина и извинения

                                                           Притча «Страшная ошибка»

Много лет тому назад в высоком замке жил рыцарь со своей женой и маленьким сыном. Он обожал своего крошку сына и проводил много часов, играя с ним. Он также любил свою собаку, которая была ему верным другом во время охоты.

Однажды пригласили рыцаря во дворец Короля. Рыцарь повел собаку в комнату и сказал ей, чтобы она присмотрела за сыном, пока он и его жена будут в отъезде. Он сказал собаке: «Смотри, чтобы ничего не случилось с моим драгоценным сыном».

Турнир был большим праздником. Рыцари в блестящих доспехах и на своих лошадях состязались друг с другом. Вечером на пиру пели менестрели. И его жена хорошо провела время.

Когда они вернулись в свой замок, рыцарь сразу пошел в комнату своего сына. Он тихонько открыл дверь, чтобы не разбудить ребенка, но увидел страшную картину. Колыбель была перевернута, детские вещи лежали в куче, всюду была кровь. Но самое страшное было то, что нигде не было видно ребенка. Собака стояла и виляла хвостом, приветствуя хозяина. На её шерсти была видна засохшая кровь. Рыцарь недоверчиво посмотрел на собаку, которую любил.

«Как ты могла такое сделать?» – закричал он на собаку и в порыве гнева выхватил меч и заколол её.

В этот момент он заметил движение под детскими вещами. Он откинул их и увидел под ними улыбающегося сына, целым и невредимым. Возле него лежала огромная змея со следами борьбы между ней и собакой. Рыцарь сразу понял, что случилось. Верная собака убила змею, защищая его сына. И он закрыл лицо руками.

«Что я сделал? Что я сделал? Я убил моего верного друга. Если бы только я немного подождал, если бы и не поспешил!»

Рыцарь долго оплакивал страшную ошибку, которую он совершил.

С этого дня он никогда не позволял себе в порыве гнева принимать поспешные решения. Прежде чем совершать поступки, он всегда убеждался в правильности фактов.

 Беседа по притче.

¨  О чем эта притча?

¨  Понравилась ли она вам?

¨  Как вы думаете, почему рыцарь доверил мальчика своей собаке?

¨  Какие чувства охватили рыцаря, когда он, вернувшись в замок, вошел в комнату сына?

¨  Почему рыцарь оплакивал гибель собаки?

¨  Что вы чувствуете к героям притчи?

¨   Какое важно правило надо крепко-накрепко запомнить? Нужно ли его знать сегодня? А зачем?  

Урок 23. Совесть

                                                     Притча «Совесть без муки»

       Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Притча «Слуга совести»

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

Притча «Совесть»

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!

— Нет, — говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Притча о совести

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

Беседа по притче:

— Почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

— А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит  голос совести).

Урок 29. Жизнь человека — высшая нравственная ценность

Есть такая притча…

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

– Эй, старик, – обратился падишах к садовнику, – твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?… Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

        -Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

        Беседа по притче:

        – Как к жизни и времени относится каждый из героев?

        – Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека)

        – Какие символы использовал автор в этой истории?

        Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека, тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

«Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия..» [2.С.22]

        – О каких ценностях поведал автор? (Ценность – жизнь, наполненная делами, трудолюбие, уважение и почитание старшего поколения).

Русские народные пословицы

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Доброе дело на два века: на тот и на этот.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Для размышлений:

«Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается» А. Исаакян

Последняя притча может быть включена в уроки «Свобода и моральный выбор человека», «Моральный долг» и др. (по усмотрению учителя)

Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

                                                                        ***

Шел …………., а навстречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

-Что ты делал целый день?

И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

И тот ответил:

— Я………….выполнял свою работу.

А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

— А я …………в строительстве храма.

Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и туже работу, а ответы у них получились разные.

Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

— Кто работал как первый человек?

— Кто работал добросовестно?

— Кто принимал участие в строительстве храма?

Скажи человеку «Здравствуйте» В.А. Сухомлинский

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел, и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

—         Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

—         Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «Здравствуйте», – сказал отец.

—         Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем не знакомы.

—         А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

—         Здравствуйте, – сказал сын.

—         Здравствуйте, – сказал отец.

—         Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

—         Почему это так? – спросил сын.

—         Потому что мы сказали человеку «Здравствуйте» и он улыбнулся.

Доброго здоровья, дедушка! В.А. Сухомлинский

Возле школы живет старик – дед Иван. Нет у него никого – ни родных, ни товарищей. Было два сына – погибли на фронте. А жена недавно умерла.

Каждый день приходит дед Иван в школу за водой. «В школьном колодце очень вкусная вода», – говорит дед соседям.

Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.

—         Дедушка, давайте мы поможем вам воду вытащить, – говорят они.

Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.

—         Доброго вам здоровья, дедушка, – щебечут дети. Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на сердце становится тепло и радостно.

Вот и сейчас вышел дед Иван из хаты и сел на лавку возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивается? На школьном дворе прозвенел звонок. Дедушка берет ведро и идет за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова:

«Доброго вам здоровья, дедушка».

Потому что я – человек              В.А. Сухомлинский

Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взял за руку ребенка, пошел дальше.

На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу.

На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну:

— Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

— Дедушка, — спросил мальчик, — вы не видели здесь камень?

— Я убрал его с дороги.

— Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

— Почему же вы убрали камень?

— Потому что я — человек.

Вопросы для беседы:

Что вы можете сказать о героях этой истории?

Можно ли этот текст назвать притчей? Докажите. Чему он учит?

/Притча — небольшой рассказ нравоучительного содержания, в них обычно нет указания ни на конкретное место действия, ни на время, их герой — человек вообще./

-Как вы понимаете последние слова: «Потому что я — человек»?

-Что значит — быть человеком?

Обыкновенный человек    В.А. Сухомлинский

          В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди — заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

        На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

        — Что это за человек? — спросил внук деда.

        — Это не человек — ответил дед.

        В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

       — Что это за человек? — спросил внук деда.

       — И это еще не человек, — ответил дед.

        Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

       — А это что за человек? — спросил внук.

       — Обыкновенный  человек, — ответил дед .

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      koltonhiggins545

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    14 минут назад

    Помогите с алгеброй

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    14 минут назад

    Помогите определить тип связи

  • fizika
    Физика

    15 минут назад

    ОЧЕНЬ СРОЧНО

    Определи молярную массу смеси двух разрежённых газов 1 и 2 в закрытом резервуаре, учитывая их физические характеристики: массы — m1 = 9г и m2 = 15г, молярные массы — M1 = 2г/моль и M2 = 4г/моль. (Ответ округли до сотых.)

    Ответ:_______ г/моль.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    19 минут назад

    Списать, расставив запятые. Подчеркнуть грамматические основы, начертить схемы, указать вид придаточных предложений.

  • algebra
    Алгебра

    24 минут назад

    Скажите ответ пж?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    57 минут назад

    срочно!

  • matematika
    Математика

    57 минут назад

    82453+28х82-6919:17-14009

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУЧНО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «КАРЬЕРА»
Контрольная работа
Эссэ на тему: «Добро и зло в свете идеологии курса «Основы религиозных
культур и светской этики».
Выполнила: 
Игнатенко Варвара Сергеевна
Проверила:
к.п.н., Сидорова С.Н. 2
Волгоград 2016
 «Добро и зло в свете идеологии курса «Основы религиозных культур и
светской этики».
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать
 добро, а тот, кто не умеет делать зло»
          (В.О.Ключевский)
Особые  слова.  Добро  и  зло!  Что  есть  добро,  а что  есть  зло? Люди  много
столетий задаются этим вопросом.
На эти вопросы человечество ищет ответы. Под добром понимается то, что
общество в данный период времени считает нравственным, достойным подражания
и уважения.
Почему  так   важно  научить   детей   с  самого   раннего   детства   видеть   отличие
между добром и злом?
В жизни каждого человека встречается добро и зло, человеку самому нужно
определять какие он совершает поступки, оценивать поступки близких и родных.
Совершение добра – его смысл в жизни. В тех случаях когда человеку приходится
принимать решение, он ориентируется главной ценностью по жизни ­ это добро.
Все то противоположно добру – это конечно же зло. Я полагаю, что добро и
зло – тот вопрос, возникающий  всегда перед человеком. 
Рассмотрим на примере:
Перед выбором были и первые люди в Эдемском саду, когда им нужно было
выбрать между тем, что бы выполнить волю Бога или испробовать запретный плод.
Большинство думают, что Бог поступил не так, люди думают что Он должен был
посадить это дерево дальше от Адама и Евы. 3
Бог ­ мудрый, когда Он посадил дерево – тем самым Он дал человеку выбор,
волю и наделил характером. Еве захотелось стать как Боги, познать добро и зло,
другими словами она просто не удержалась от искушения попробовать запретный
плод, а Адам не смог уберечь ее от соблазна. Всегда ли человек может похвастаться
тем,   что   делаем   верный   выбор,   когда   нам   приходится   самим   выбирать   между
добром и злом? Сомневаюсь… 
И   так   стало   господствовать   зло   на   Земле   и   зло   оказалось   постоянным
приспешником человека.
Бог пошел на жертву пред человечеством – Он решил принести себя в жертву,
что бы подарить Спасение человеку, которое произошло через казнь и воскресение
Иисуса. Это случилось очень давно, но тем самым Господь разрушил значение греха
и зла над человеком. Человеку необходимо выбрать быть с Богом и быть добрым
или отвернуться от Него и быть, и жить во зле. 
Ну вот все на свои места, теперь понятно откуда взялось добро и зло. 
Очевидно почему о добре и зле нужно беседовать как раз на уроках, изучающих
основы религиозных культур. 
Добро едино к таким понятиям как БОГ, ВЕРА, СПАСЕНИЕ. 
Это не просто твердость убеждений человека, а вопрос о принятии Бога и отказ
от Него по доброй воле. 
Гипотетически, что битва добра и зла,   целесообразна отчаянно пытающийся
приобрести,   выбрать   для   себя   в   чем   нравственные   принципы   человека   и   его
поведения – это все будет находиться рядом с человеком на протяжении всей его
жизни. 
Поэтому я думаю очень важно не пропустить время, когда дети еще открыты
для чего ­ то хорошего, готовы верить в светлое и доброе, то есть во все то, что 4
несет истинная вера в Бога. Это и есть основная задача  учения курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
Сознание   добра   и   зла   поможет   последующим   представлениям   о   развитии
младших школьников о мире, дальновидности, ценностей и нравственных норм для
его достойной жизни в семье, в обществе.

Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, который содержит в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к
басне.

Притча 1 Два волка

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте,
отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй
— темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча 2 Два семени

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки
и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

Притча 3 Бабочка

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И
вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу
мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий
мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и
пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Притча 4 Два города

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:

— Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

— А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?

— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

— Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

 Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

— А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?

— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться.

— Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик.

Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:

— Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос?

— Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же,
тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.

Притча 5 Притча о пшенице и плевелах

Иисус Христос рассказывал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею
плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем
плевелы?» Он же сказал им: «Враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою».

Плевелы это луговые растения и полевые сорняки, которые встречаются вдоль дорог, на железнодорожных насыпях.

Притча 6 Иди своим путем

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:

— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит
тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Притча 7 Черная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги,  где нарисовал маленькую черную
точку. Он спросил их: «Что вы видите?»  Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:  «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше,  чем эта черная точка!» Вот так и в жизни —
мы видим в людях первым делом  что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притча 8 Гвозди

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не
сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб
гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну
удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к
забору:

 — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде.
Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.

Притча 9 Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

– Вставай!

– А на следующий раз?

– Снова вставай!

– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Домашнее задание:

1) Выбери одну из предложенных притч, прочитай, объясни, почему ты выбрал именно ее. Понравилась ли она тебе? Обсуди ее с членами твоей семьи. О чем эта притча?
Чему она учит?
Нарисуй иллюстрацию к выбранной притче.

2) Придумай собственную притчу о добре и зле, нарисуй к ней иллюстрацию.

  • Рассказ про дни недели на английском 3 класс
  • Рассказ про дом мечты на английском языке с переводом 5 класс
  • Рассказ про дмитрия шостаковича
  • Рассказ про доктора который помог бедной семье
  • Рассказ про дмитрия донского и куликовскую битву