Рассказ про египетского крестьянина

ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ИХ БОРЬБА С УГНЕТАТЕЛЯМИ

Несмотря на жестокие расправы фараонов с непокорными и на страх египтян перед гневом богов, трудящиеся Египта вели упорную борьбу с угнетателями. Невыносимо тяжёлые условия жизни вызывали у них гнев против рабовладельцев.

1. Как жили крестьяне.

Древние египтяне, хорошо знавшие жизнь крестьян, описали её в своих сочинениях.

Крестьянин работает с утра до позднего вечера; устаёт он. Едва он приходит домой, как его тащат на работу вновь.

Самое страшное для крестьянина время наступает после уборки хлеба, особенно если урожай был плохим и крестьянин не мог уплатить налога. «Горе крестьянину! На его участок пришёл чиновник. Он считает урожай. С ним стражники. Они вооружены палками и пальмовыми прутьями. Они говорят: «Давай зерно». Зерна нет, и они бьют крестьянина. Он связан, связаны его жена и дети». «Спокойно крестьянину так, как спокойно человеку подо львом».

2. Как жили ремесленники.

Жизнь ремесленников в древнем Египте была не легче, чем жизнь крестьян.ремесленники древнеегипетские изображения

Во II тысячелетии до н. э. в Египте было уже много ремесленников. Целые улицы в египетских городах были застроены хижинами медников, гончаров, ткачей и других ремесленников.

В своих хижинах они и работали, и продавали свои изделия. Другие ремесленники работали в мастерских, принадлежавших фараону, жрецам и вельможам. Под наблюдением надсмотрщиков они делали для рабовладельцев сосуды из красивого камня, мебель из чёрного дерева и слоновой кости, золотые украшения и иные красивые и дорогие вещи. Египтяне описали и жизнь ремесленников. «Столяр устаёт больше, чем крестьянин. Он работает больше, чем могут сделать его руки.

Он работает даже ночью при свете. Ткач целый день сидит, скорчившись, у станка и вдыхает пыль от льна; ему приходится отдавать свой хлеб надсмотрщику, чтобы тот позволил ему выйти подышать свежим воздухом. Строителю, работающему на постройке великолепных храмов и дворцов, не хватает даже хлеба, а одежда его — жалкие лохмотья. Сапожнику совсем плохо, он всегда нищенствует, нечего ему есть, жуёт от голода он кожу». 

3. Рабство за долги.

 Как ни тяжела была жизнь крестьянина и ремесленника, им, однако, угрожала ещё более тяжкая участь — стать рабами. Первоначально рабами в Египте были только взятые на войне пленники.

Но затем в рабов стали превращать и бедняков египтян. Нужда заставляла бедняков просить у богача зерно в долг: нередко ремесленнику и крестьянину было нечем накормить семью. Случалось также, что у крестьянина не оставалось семян для посева. Если бедняки не могли отдать долг в срок, богач обращался к чиновнику, и тот продавал их в рабство.

4. Восстание бедняков и рабов.

В Египте не раз вспыхивали восстания  угнетённых. Сохранились древние записи о крупнейшем восстании, происшедшем около 1750 года до н. э.

В деревнях восстали крестьяне, в городах — ремесленники. К ним присоединились рабы. Восставшим удалось захватить столицу, расправиться с чиновниками и рабовладельцами и завладеть их богатствами.

Восставшие не уничтожили рабовладельческого строя. Никакого другого строя они себе и не представляли. Рабовладельцы собрали свои силы и восстановили власть фараонов в Египте.

ИЗ «ОПИСАНИЯ БЕДСТВИЙ СТРАНЫ»

Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом Ра.

Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги. Бедные люди входят в великие дворцы.

Тех, которые были одеты в тонкие полотна, избивают палками. Владельцы роскошных одеяний в лохмотьях. Собственники богатств стали неимущими.

Тот, который не имел даже пары быков, стал владельцем стада. Тот, который брал зерно, сам даёт его. Рабы стали владельцами рабов.

Это несчастье для сердца моего. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени.

Добавить комментарий

galtena 🙃artistic Тверь

October 7 2009, 17:55

Categories:

  • Семья
  • Еда
  • Cancel


Один день земледельца в Древнем Египте.

Меня зовут Азибо. Это переводится как земля. А я и есть земледелец. Труд наш кормит весь Египет: и фараона, и вельмож, и воинов и, даже, сборщиков налогов, которые забирают у меня большую часть урожая. Остаётся нам на семью совсем немного выращенного зерна, ещё меньше мяса. Вот и сегодня, когда я проснулся рано утром в своей тростниковой хижине, пришлось позавтракать одной ячменной лепёшкой, испечённой в горячей золе. Испечь её было просто: в центре нашей хижины находится очаг, на полу лежат циновки, вдоль стен стоят глиняные кувшины с продуктами. Вот и весь нехитрый скарб, так что, уходя в поле, мы не закрываем свою хижину – брать у нас нечего. Правда у меня есть красивые амулеты от злых духов. Я их выменял на муку и зерно у искусных ремесленников, но они всегда со мной – оберегают меня от разных напастей.
После завтрака мне надо идти в поле. У нашей семьи небольшой земельный надел, на нём мы выращиваем ячмень. Это нелегко. Сначала мы прокопали каналы от Нила к полю, чтобы урожай не погиб от засухи. Так делают все крестьяне в Египте. Если посмотреть сверху на нашу страну, она напоминает шахматную доску, разделенную на неровные прямоугольники – поля. Затем мотыгами взрыхлили эту землю, засеяли ячмень. Почти в рост человека стояли злаки. Захватив левой рукой пучок колосьев, я быстрым движением правой руки срезал их деревянным серпом с каменным лезвием. А сегодня я буду его молотить, что бы получить зерно.
Я взял быков и привёл их к утоптанной земляной площадке. На землю я насыпал срезанные колосья ячменя и пустил на площадку быков. Своими копытами они выбили зерно из колосьев. Я собрал зерно и ссыпал его в глиняный кувшин. Так я работал весь день. Почти весь ячмень увезут в круглое здание из кирпича — царские и храмовые кладовые. Эти амбары — настоящие сейфы. В пробитые на крыше отверстия ссыпается моё зерно. Мне останется совсем немного. Но у нашей семьи есть маленький огородик, там растёт салат, огурцы, петрушка, бобы, горох, дыни, чечевица.
Вечером усталый я вернулся домой. На ужин к лепёшке добавились вяленая рыба, финики, инжир и виноград. Мы с семьёй рассказали друг другу о прожитом дне и легли спать.
Так жили простые земледельцы в Древнем Египте.

Использован учебник «История Древнего мира. 5 класс», А. Вигасин, Г. Годер, стр. 39

Параграф 7 «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

1. Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

Каналы и земляные насыпи помогали задерживать на полях египтян воду во время разлива Нила. А чем дольше стояла вода, тем больше плодородного ила оседало на поле. Значит насыпи и каналы помогали увеличить плодородие почвы и урожайность.

2. Рассмотрите рисунки и расскажите, как одевались земледельцы и ремесленники.

Одевались ремесленники и земледельцы довольно скудно. Мужчины носили повязки вокруг пояса, женщины простые белые платья.

Климат в Египте жаркий и много одежды не надо.

Зато все люди любили носить украшения и обереги.

3. Составьте рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день.

Рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день для 5 класса

Меня зовут Бу, я земледелец в Египте, и сегодня я расскажу, как проходит мой день, когда кончается разлив божественного Нила.

Рано утром я проснулся в своей маленькой хижине из тростника. Циновка моей жены уже пустовала, она встала ещё раньше, чтобы приготовить лепёшек на завтрак.

Наскоро перекусив лепёшками и запив их простой водой, я поспешил на свой участок. Сегодня был ответственный день. Мне надо было вспахать слой плодородного ила, принесённого с разливом, и посадить ячмень.

Я внимательно осмотрел состояние насыпи, кое-где подправил разрушенные паводком склоны, и отправился к загону. Там лениво жевал сено мой кормилец — бык по кличке Анубис. Я запряг Анубиса и погнал его на поле.

Там уже ждала жена с мешком зёрен ячменя. И мы начали привычный труд. Я гнал быка, налегая на плуг. Плуг выворачивал пласты земли. Жена сыпала в борозду зерна и заравнивала их.

Было жарко, но мы только раз остановились на обед, перекусили лепёшками и финиками, и вновь продолжили посев.

Только на закате всё поле было засеяно. Мы помолились богам о хорошем урожае. Ведь большую его часть придётся отдать сборщикам налогов, а того, что останется должно хватить на полгода, до следующего урожая.

Наконец, усталые, но довольные, в полной темноте мы добрались до хижины и без сил упали на циновки. А завтра будет новый день, такой же трудный, как этот.

Крестьяне в Древнем Египте составляли отдельное сословие. Они были основой египетской экономики. Первоначально, в эпоху Древнего царства, крестьян прикрепляли к земле. Если владелец надела менялся, то они отходили к хозяину вместе с участком.

Содержание

  1. Значение Нила
  2. Зерновые культуры
  3. Сады и огороды
  4. Виноградники
  5. Животноводство
  6. Пчеловодство

Вельможа инспектирует свои поля

Вельможа инспектирует свои поля

Работники делились на «руки» по пять человек, за которыми следил надсмотрщик. Если они не выполняли свою работу, их могли наказывать. Крестьяне выращивали зерно и скот, а также были обязаны проводить инженерные работы: строить дамбы, рыть каналы и прокладывать дороги. Кроме того, они выполняли повинности, не связанные с земледелием, например, доставляли камни к месту строительства. Крестьянское хозяйство облагалось налогами в виде поставки зерна и хлеба.

В эпоху Среднего царства ситуация изменилась. Все земли фараона разделили на поля, которые отдали в обработку семьям. Отвечал за такой надел глава фамилии, носящий титул «инспектор». Составлялись инвентарные описи хозяйства и «перечни лиц», в которых указывались глава семьи и все зависимые от него члены. Названия земельных участков и имена людей, их обрабатывающих, вносились в реестры, которые хранились в казначействе и житнице фараона. Крестьяне по-прежнему платили налоги и должны были трудиться на общественных работах, но могли свободно распоряжаться своим временем. Главе хозяйства разрешалось передавать свой участок жене и детям. Семья получала частичное право собственности на «дом живущих», а также на «дом мертвых», «место погребения».

В плуг в Древнем Египте чаще всего впрягали коров

В плуг в Древнем Египте чаще всего впрягали коров. Деревянная статуэтка. Около 1981-1885 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

ГОЛОС ИСТОРИИ

«Я слышал, ты оставил должность писца… что ты собираешься возделывать землю… Разве ты не помнишь, каково это — быть фермером, когда урожай облагается налогом? Черви уничтожили половину зерна, остальное доели гиппопотамы. Поля кишат крысами, с неба спускаются тучи саранчи, скот и птицы губят урожай. Какое горе для фермера! То, что останется на току, заберут воры. Хомуты <.> истерлись, волы, что тащат плуг, умирают от истощения прямо на поле. <.> И тут в паланкине прибывает писец и облагает налогом урожай. У носильщиков есть дубинки, а у чернокожих — пальмовые трости. „Отдавай зерно!“ — говорят они. А зерна нет. Тогда они швыряют фермера на землю и принимаются бить его. Его заковывают в цепи и бросают в канал. Он погружается в воду, барахтается там. Рядом стоят его жена и дети — они тоже закованы в цепи, а соседи бегут прочь, унося свое зерно». (Папирус Анастаси V)

Значение Нила для крестьян Древнего Египта

Благосостояние египтянина напрямую зависело от главной артерии страны — реки Нил, которая не только удобряла поля жирным илом, но и питала растения живительной влагой, давала корм огромным тучным стадам, пасущимся в дельте. Неудивительно, что Нил, или Хапи, как его именовали египтяне, считался главным божеством. Хапи был покровителем урожая. Иногда его даже называли «отец богов».

Однако чтобы Нил действительно стал живительным источником, вода должна подниматься не менее чем на 50 см, но и застаиваться долго ей непозволительно, иначе она послужит причиной возникновения болезней. Именно поэтому в Египте создали сложную систему каналов, дамб и подъемных сооружений, которые должны были доставлять влагу в самые отдаленные участки долины. Государственные чиновники строго отслеживали время разливов реки, руководили работами по обслуживанию гидротехнических сооружений: контролировали очистку каналов, строительство и ремонт дамб, которые удерживали воду на участке.

Вспашка земли. IV династия. Египетский музей, Каир

Вспашка земли. IV династия. Египетский музей, Каир (Египет)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Подъем воды в Египте начинался в июне и оканчивался к середине сентября, но высокий уровень сохранялся до середины октября, а иногда и ноября. Четыре месяца бог Нила Хапи владел Египтом.

В эпоху Среднего царства была создана система регулирования движения вод в водохранилище, которая стала основой Фаюмского оазиса. Разливы позволяли египтянам возделывать землю и собирать два урожая в год. Когда вода почти сходила, землю вспахивали. В плуг чаще всего впрягали коров.

Плуг. Дата неизвестна. Музей изящных искусств, Ренн (Франция)

Плуг. Дата неизвестна. Музей изящных искусств, Ренн (Франция)

Зерновые культуры

Египтяне сеяли ячмень, полбу, пшеницу. К апрелю — маю выспевал урожай. Его необходимо было сжать, обмолоть и очистить. Собранные колосья перевозили на ток, хорошо утрамбованную площадку, и прогоняли по ним животных. После этого зерно провеивали, подбрасывая с помощью деревянных лопаток, отделяя его от плевел и сора. Это процедуру проводили в хорошо продуваемом месте. В результате легкий сор уносило ветром, а тяжелые зерна падали вниз. Писцы вели строгий учет собранного урожая.

Часть зерна нужно было отдать в казну. Крестьянин должен был не просто уплатить «налог» с урожая, собранного на полях, в садах и огородах, но и доставить его в «продуктовые склады», где он сохранялся. Начальника подобного «склада» именовали «сборщиком имущества и поставщиком продовольствия». В царских житницах существовала отдельная должность глашатая, который сообщал, сколько зерна сдано.

Выращивали лен, который шел на производство различных тканей — от грубой мешковины до легчайшего белоснежного виссона. Льняная ткань являлась основной для изготовления всей одежды, поскольку шерсть считалась нечистой и была под запретом.

Сады и огороды

На огородах крестьяне выращивали огурцы, капусту, редьку, сельдерей, петрушку, в большом количестве дыни. В почете были лук и чеснок.

Египтяне разводили сады, в которых красовались различного вида кустарники и плодовые деревья: сикомор, смоковница, тамарикс. Выращивали финики, гранаты, персики, инжир. Финики использовали как подсластитель в различных кушаньях. Сок плодов финиковой пальмы применяли для изготовления пива. В него добавляли непропеченный хлеб и пряности. Из финиковых пальм также изготавливали вино.

Сад. Фреска из гробницы Небамун. Британский музей

Сад. Фреска из гробницы Небамун. Британский музей, Лондон (Великобритания)

Растительное масло добывали из оливок и семян баланитеса. Египтяне активно использовали растительные масла в повседневной жизни. Ими натирали кожу и волосы, использовали как основу в ароматических композициях, для приготовления лекарственных снадобий, употребляли в пищу.

ПАЛЬМОВОЕ ВИНО

Вино из сока финиковой пальмы называли пальмовым, о нем упоминают Геродот и Диодор. Есть упоминания об этом напитке в Текстах пирамид. Греки утверждали, что пальмовым вином промывали брюшную полость усопшего. Брожение такого напитка вызывают дикие дрожжи, которые находятся на поверхности самого дерева.

Баланитес культивируется в Египте уже более 4000 лет. Из его семян методом холодного отжима добывают душистое масло, которое используют в косметических целях и в пищу.

Виноградники

Большого труда стоило выращивание виноградной лозы. Источники не указывают, какие именно сорта винограда культивировались в Египте, но на большинстве фресок фигурируют исключительно темные сорта.

Сбор винограда и изготовление вина. Роспись в погребальной камере

Сбор винограда и изготовление вина. Роспись в погребальной камере. Около 1500 г. до н. э. Фивы, Египет

Процветающие королевские виноградники располагались в дельте начиная с 3000 г. до н. э. К концу Древнего царства было известно пять сортов вина. Египтяне в основном занимались производством красного вина, но в гробнице Тутанхамона найдены амфоры с белым вином.

Первоначально виноград давили ногами, а остатки собирали в специальные мешки и выжимали вторично. За счет диких дрожжей, находящихся на поверхности ягод, начиналось брожение. Ферментация заключалась в превращении содержащихся в соке сахаров в алкоголь. После брожения вино разливали в сосуды и запечатывали глиняными пробками, на которых отмечали год и место изготовления напитка, а также указывали имя винодела. Плиний Старший описывал сорт египетского вина «себеннис», который делали из трех сортов винограда.

Животноводство

Кроме земледелия, крестьяне занимались также разведением скота. Главным районом животноводства в Египте была дельта Нила, широкая, напоенная многочисленными рукавами. Разводили быков, коз, коров, овец, ослов.

Молоко коров употребляли в пищу либо пускали на изготовление сыра. Найденные в гробницах остатки сыра датируются примерно 2000 г. до н. э. Но коров и быков держали не только для получения молока, но и ради мяса.

Коровы в Древнем Египте. Дата неизвестна

Коровы в Древнем Египте. Дата неизвестна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Египтяне отдавали большее предпочтение говядине, которую готовили на жаровнях либо отваривали. Мясо также входило в обязательный состав храмовых приношений. Кроме одомашненного скота, в стадах находились и другие жвачные животные, которых отлавливали с помощью аркана или собаки, а также антилопы.

Разводили и водоплавающих птиц. Утки и гуси были любимой и самой популярной домашней птицей в Древнем Египте. Египтяне прекрасно знали о зависимости качества мяса водоплавающей птицы от вида ее кормления. Начиная с V династии, практиковалось принудительное откармливание гусей и уток измельченным зерном, которое предварительно обжаривалось и вымачивалось. Такой способ питания давал возможность увеличить объем печени и ее жирность. Именно из Египта он распространился в Грецию и по всему средиземноморскому региону.

Велся строгий учет пойманного и прирученного скота и домашней птицы. Писцы, служащие при богатых усадьбах, ежедневно записывали, какой корм и в каком количестве выделялся животным.

Пчеловодство

Занимались египтяне и пчеловодством. Добываемый мед использовали как подсластитель. Он был также обязателен в качестве подношения богу плодородия Мину. Пчел в Египте почитали. Считалось, что они появились из слез бога Ра, упавших в пески пустыни. Пчела была символом преданности, чистоты и порядка. Богатые плодородные земли при надлежащем использовании и уходе вдоволь кормили своих хозяев.

Изображение пчелы. Из гробницы Сенусерта. Эль-Лишт, Египет

Изображение пчелы. Из гробницы Сенусерта. Эль-Лишт, Египет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №4

Проект на тему:

«Крестьянская жизнь в Древнем Египте».

Выполнил: Ефремов Захар

обучающийся 5А класса

Руководитель: Бычихина

Ольга Борисовна

учитель истории

Апрелевка

2017 год

Оглавление

Введение

  1. Сельскохозяйственный год Древнего Египта.
  1. Вспашка земли и сев.
  2. Сбор урожая.
  1. Питание древних египтян.
  2. Жизнь и быт.
  3. Отдых.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

   Цивилизация Древнего Египта одна из самых первых на земле, и одна из самых загадочных. Опыт, который здесь обретало человечество на заре своего существования, затем распространился по земле. Когда я провёл опрос среди обучающихся 5-х классов, читали ли они дополнительный материал по истории Древнего Египта, кроме учебника, то оказалось, что из 80 опрошенных, всего  7.

   Я решил познакомиться с образом жизни и занятием сельских жителей, представив, что я египетский крестьянин. Можно было бы вообразить, что я фараон, но это не скромно, да и большая часть населения за 3 тысячелетия до Рождества Христова, всё-таки был крестьяне. Совершить виртуальное путешествие мне помог учебник по истории Древнего мира и Иллюстрированная мировая история «Ранние цивилизации» Дж. Чизхолма и Энн Милларда, сайт «Египтопедия». Читая параграфы учебника, я понимал, что хочу знать ещё больше. Когда я читаю книги, особенно с яркими рисунками, то начинаю мечтать и мысленно переселяюсь в прошлое.

   Актуальность проекта состоит в том, что в жизни современной России важную роль играет товарооборот с Египтом. В структуре импорта России из Египта в 2016 году на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё приходилось 77,10% от всего объема импорта России из Египта. 1.* Если изучить сельскохозяйственный календарь Древнего Египта, а такую возможность я получил, изучая историю Древнего мира, можно определить какие фрукты и овощи наиболее спелые и свежие, не подвергались длительному хранению, и принесут наибольшую пользу.

1 *http://russian-trade.com

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня, расширения кругозора, а также сделает процесс изучения интересным и даже развлекательным.

Цель: узнать об образе жизни и труде сельских жителей Древнего Египта.

Задачи:

— изучить жизнь древнеегипетских крестьян,

— получить представление о полном цикле земледельческих работ,

— провести анкетирование одноклассников с целью выявления их уровня

познаний в области интересующей меня теме;

— создание презентации «Я древнеегипетский крестьянин»

— рассказать одноклассникам о знаниях, которые я приобрёл, изучая дополнительный материал по теме,

— выбрать так форму выступления, чтобы моим одноклассникам было интересно.

— написать памятку для хозяек, делающих покупки овощей и фруктов.

Объект исследования: Сельскохозяйственный год Древнего Египта.

  1. Сельскохозяйственный год в Древнем Египте.

    В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый.

    Паводок достигал Египта в июле. Сезон паводка ( АХЕТ ) – середина июля – середина ноября. Сельскохозяйственные работы приостанавливались.

    Сезон роста посевов (ПЕРЕТ) – середина ноября – середина марта.

    Время засухи (ШЕМУ) – с середины марта до середины июля.

    1.Вспашка земли и сев.

Когда влага пропитала землю, и она готова к пахоте, её обрабатывали при помощи плуга, в который запрягались быки. Крестьяне вспахивали поля.

    Эта работа трудная, так как плуг, которым он должен переворачивать тяжелую почву, очень громоздок. Египетский плуг очень мало изменился с древнейших времен: он состоял из длинного деревянного лемеха, в который были вставлены две слегка изогнутые рукоятки, а к задней части лемеха был наискось привязан длинный шест, на переднем конце которого находился поперечный брус, прикрепленный к рогам быков. Такой была стандартная форма плуга, и она почти не изменилась за множество веков. При Новом царстве был добавлен еще канат, связывавший шест с лемехом; рукоятки тоже при Новом царстве были установлены почти перпендикулярно и снабжены выемками для ладоней, но эти изменения были незначительными.

Для вспашки земли были нужны два человека: один — пахарь, нажимал на рукоятки плуга, а второй, погонщик быков. Эта работа сопровождалась неизбежными у египтян криками: погонщик подбадривает пахаря: «Нажми на плуг, нажимай на него руками», призывает быков: «Тяните сильнее» – или приказывает им «повернуть», когда они доходят до конца поля. Обычно плугов два, и один движется позади другого – вероятно, для того, чтобы второй вспахивал землю между бороздами, проделанными первым плугом.

Если египтяне просто хотели разрыхлить слой ила, они использовали легкий плуг, который тащили люди. Однако и после вспашки нужно было еще разбить большие комья тяжелой египетской земли – чтобы земля была готова для посева. В наше время для этого прокатывают по полям борону или же «кошачью лапу» – круглый каток с шипами; а в старину пользовались деревянной мотыгой.

   Сеяли семена, разбрасывая их пригоршнями и гоняли по полям скот, обычно овец, чтобы животные втоптали их в землю. На всех рисунках, посвященных этой теме, можно увидеть одного или двух пастухов с их стадами, которые идут сзади сеятеля.

   После всходов пропалывали сорняки и поливали.

Самые распространённые зерновые культуры: ячмень и пшеница                      Многие выращивали лён для изготовления ткани. На полях росли: дыни, виноград, финики, инжир, чечевица, фасоль, чеснок, репчатый лук, огурцы и лук-порей.

А картофель, сахар, помидоры, семена подсолнечника, какао, арахис, кукуруза, кокосовый орех, клубника, — не росли в Древне Египте. Эти культуры завезли сюда позже.

2. Сезон сбора урожая.

Перед уборкой приезжали чиновники, ведавшие сбором налогов, чтобы определить сколько зерна будет собрано. Исходя из этого, он рассчитывали, сколько каждый земледелец должен отдать царю в виде налогов.  

 Земледельцы приглашали музыкантов-флейтистов, чтобы те играли, когда люди работают на полях.

Колосья срезали серпами с кремниевыми лезвиями. Солому использовали на корм скоту. Стебли срезали высоко над землей, иногда близко к колосьям, поскольку солома была бесполезна и только усложняла молотьбу. Сжатый хлеб связывают в снопы, а поскольку стебли слишком коротки и из одной вязанки нельзя сделать сноп, складывают две вязанки концами вместе, колосьями наружу, а потом перевязывают этот парный сноп посередине веревкой. Женщины и дети подбирали в маленькие мешки уроненные колосья.

Убранный хлеб переправляли на ток, который, вероятно, находился поблизости от города. Снопы перевозили на спинах тех терпеливых животных, которые и теперь употребляются для перевозки грузов в Египте, то есть ослов.

Ток, посередине которого, видимо, находилась куча, представлял собой, судя по рисункам, ровную круглую площадку с немного приподнятыми краями. На ней рассыпали зерно и потом гоняли по ней скот (ослы или быки), который топтал его своими копытами. Это называлось молотьбой.

После того как зерно было обмолочено, его вместе с мякиной собирали деревянными вилами в большую кучу, на верх которой клали гнет, чтобы она не рассыпалась.

 Затем необходимо было отделить зерно от мякины и грязи, неизбежной при таком примитивном рабочем процессе. Похоже, что эту легкую работу всегда выполняли женщины. Они веяли зерно, быстро подбрасывая его в воздух с помощью двух маленьких наклонных досок. Зерно падало вертикально вниз, а мякину ветер относил в сторону. Затем зерно пропускалось через огромное прямоугольное сито, чтобы отсеять самые худшие примеси. Эти житницы (амбары, склады зерна) во все эпохи строились по одинаковому в основном плану. В окруженном стеной дворе располагались один или два ряда построек из ила, имевших форму конуса высотой около 5 м и шириной 2 м; они имели одно маленькое окно высоко над землей, а другое на половине высоты или близко от земли. Нижнее, через которое забирали зерно, обычно было закрыто, чтобы не запустить мышей, и работники засыпали зерно через верхнее окно, поднимаясь к нему по лестнице.

Хлеб выращивали преимущественно в Верхнем Египте, а в Нижнем — только отчасти. Большая часть Нижнего Египта была покрыта садами, лугами, болотами. Следовательно, обе части древнего Египта в хозяйственном отношении дополняли друг друга.

После уборки урожая необходимо отремонтировать ирригационные каналы и построить новые перед началом следующего паводка.

 Вот печальное короткое описание судьбы земледельцев; его автор – составитель учебного письма, много экземпляров которого сохранилось до наших дней, и это заставляет считать, что тут выражено не только его личное мнение, а общий взгляд на вещи:

Червь забрал одну половину еды, бегемот другую; в полях много мышей, налетала саранча, и ел скот, и крали воробьи. Бедный нищий земледелец! То, что осталось на току, унесли воры… Потом на берег выходит писец, чтобы получить урожай; за ним следом идут люди с палками и негры с пальмовыми дубинами. Они говорят «Дай зерно», а зерна нет. Тогда они кладут его на землю, связывают и бьют, его бросают в канал, и он тонет, голова его под водой. Его жену связывают у него на глазах, и на его детей надевают цепи. Его соседи убегают, чтобы спастись и сохранить свое зерно».

  1. Питание древних египтян 

Для получения муки ячмень и пшеницу толкли длинными пестами в большой ступе, чтобы отделить чешуйки колосьев от зерна. Очищенное от чешуек и раздробленное зерно растирали округлыми камнями на горизонтально лежащих каменных плитах. Из полученной муки месили тесто в больших квашнях. Обычно этим занимались женщины. Хлеб выпекался в глиняных конусообразных формах, предварительно сильно нагретых на огне. Эти формы (9–13 штук) горкой располагались над очагом, причем так, чтобы пламя охватывало их изнутри. В нагретые формы наливалось тесто. Когда хлеб был испечен, крышки снимали, а формы разбивали.

Древние египтяне использовали в пищу сотни различных растений. На рельефах изображены овощи, в изобилии лежащие на жертвенных столах и на тарелках. Излюбленной пищей древних египтян, особенно бедных людей, был лук, лук-порей и чеснок. Изображения редьки встречаются на стенных рельефах древних египтян, которые свидетельствуют о том, что ее культивировали в древние времена: из семян добывали масло, а корнеплоды использовали в пищу. Во времена Древнего царства, кроме салата-латука и луковичных растений, выращивали и употребляли в пищу огурцы и тыкву. Из дикого вида арбуза, часто встречающегося в Южной Африке, египтяне культивировали улучшенные сорта, доказательством чему служат семена и листья арбуза, найденные в гробницах.

На древних изображениях в египетских храмах, среди приносимых в жертву плодов, очень легко узнать дыню. Капуста также была известна древним египтянам. Трапезу начинали в вареной капусты. На фресках древних египтян между дарами, которые приносились в жертву богам, представлена спаржа ярко-зеленого цвета.

Есть свидетельства, что египтяне выращивали и употребляли в пищу персики.

Древние египтяне не были вегетарианцами. В эпоху Древнего царства у них было достаточно сильно развито животноводство. Судя по часто встречаемым на рельефах сценам доения коров, в животноводстве было развито молочное направление. В современном Египте коровы кормятся на искусственно возделываемых полях клевера, поскольку там уже совсем нет лугов с дикорастущей травой. 

В Египте Древнего царства разводили длинноногих овец и баранов При раскопках неолитических поселений обнаружены кости домашней козы. Египтяне Древнего царства умели приготовлять сыр. Поэтому можно предполагать, что козы, как и коровы, использовались в молочном хозяйстве.

На рельефах Древнего царства встречаются изображения антилоп, газелей и гиен, находящихся в стадах, загонах и даже в хлевах. В гробницах более позднего времени можно видеть газелей в ошейниках. Египтяне ловили, откармливали и употребляли в пищу диких антилоп, газелей, козерогов в качестве «живого мяса».

В те времена в густых зарослях дельты Нила и в озерах гнездилась масса водоплавающих птиц (гусей и уток различных видов, ибисов, цапель). Осенью здесь задерживались переплетные птицы ( гуси, перепела, журавли и др.). Бекасами и удодами были полны сады египтян, а перепелами — жнивье весной.

Рыбная ловля в древнем Египте имела большое значение, пополняя запасы свежей и вяленой рыбой.

Воды Нила кишели гиппопотамами и крокодилами, рыбой (оксиринхами, нильскими окунями и талиями, африканскими сомами и двумя видами лугилид из породы лобанов). Ловля рыбы производилась вершами и неводом. Пойманную рыбу разделывали для сушки. Вынутую из рыб икру складывали в горшки.

Древние египтяне не знали сахара, поэтому ценным лакомством был мед. Его использовали также как лекарство для больных. Долгое время египтяне собирали и использовали в пищу дикий мед. Предполагают все же, что приручение пчел в Египте произошло очень рано — уже в середине V тысячелетия до н.э. Честь открытия пчеловодства, по-видимому, должна принадлежать египтянам. Египтяне умели делать ульи, помещали в них пчел и выкачивали мед. Для приготовления сладкого напитка мед смешивали с водой. Его употребляли также для изготовления сладких пирогов.

Можно сделать вывод, что питание древних египтян было разнообразным. В их рационе содержались продукты как растительного, так и животного происхождения. Они использовали в пищу сотни растений. Вместе с тем их рационы не содержали многих растительных продуктов, которые теперь составляют основу питания.

http://egyptopedia.info

  1. Жизнь и быт простых египтян.

    Первоначально дом строили из тростника, обмазанного илом. Позже стали строить дом из кирпичей, сделанных из обожжённой на солнце глины, а тростник теперь применялся лишь для временных укрытий (навесов). Пол был земляной, хорошо утрамбованный. Летом семья часто спала на крыше под навесом.

    Ели египтяне из глиняной посуды. В каждом доме были горшки, миски, ковши, сита и метёлочки. Пищу готовили под открытым небом, чтобы избежать пожара. Умели печь, варить, запекать пищу на решётках, тушить. Пищу готовили на треножниках.  Дети собирали сухую траву и сучья для очага.

Утро египтянина начиналось с умывания, воду наливали в специальный тазик – шаути. Для полоскания рта использовали соль, которую разводили в кувшине. Встав с циновки, которая служила постелью и, надев легкие одежды, крестьяне шли на поле на берег Нила. Мужчине достаточно надеть набедренную повязку.  Вставали очень рано, в 4 часа утра, чтобы было не очень жарко работать.

Дети простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время.

Девушек-крестьянок выдавали замуж в возрасте 12 лет. Женихи были взрослее на несколько лет своих невест.

  1. Отдых

Вечером супруги часто играли в шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля, ходили белыми и черными фигурами. Однако о правилах этой игры ничего не известно. Мальчики участвовали в силовых играх и соревновались в меткости. Если игрок был нечестен, то его связывали и били палками. Девочки любили жонглировать. Но главным и любимым занятием у них были танцы.

   Больше всего радости приносили священные дни: дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис и Хора. Выходными были и дни, завершавшие египетскую неделю (10 дней).

Заключение.

Всё говорит нам о том, что египтяне сами чувствовали, что сельское хозяйство, и в том числе скотоводство, – важнейшая для их страны отрасль хозяйства. Однако популярность этой мысли не влияла на положение сельских тружеников, на которых все остальные египтяне всегда смотрели сверху вниз, считая их жалкими, замученными тяжелой работой созданиями.

   С тех пор жизнь египетских крестьян мало чем изменилась, так же неизменны и шадуфы у берега реки Нил. В современно Египте – 80% населения – крестьяне. Выращиваются финиковые пальмы, хлопок, сахарный тростник, цитрусовые, бахчевые культуры, помидоры, огурцы, картофель, рис. Субтропический климат и рациональное использование воды (ставшее возможным, после возведения Асуанской высотной плотины) позволяют снимать по 2-3 урожая в год. http://www.gecont.ru/articles/econ/egypt.htm

Для нашего же потребителя важно то, что сельскохозяйственные продукты по-прежнему выращиваются на плодородных почвах, не требующих химических удобрении. Основная доля поставок современного Египта в Россию приходится на следующие виды товаров:

Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения,

Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды

Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь

Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности

Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж

Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия

Жиры и масла животного или растительного происхождения.

Поэтому, начиная с апреля месяца на прилавках наших магазинов появляются отличного качества сельскохозяйственная продукция из Египта. В этих продуктах много витаминов и энергии солнца, которых мы лишены осенью и зимой.

Крестьяне

Крестьяне

Судьба крестьянина всегда была тяжелой, но, кажется, не тяжелее того, что он мог вынести. В Древнем Египте не было крестьянских бунтов, за исключением двух ужасных веков, получивших название Первого промежуточного периода, когда Древнее царство распалось, а Среднее царство еще не сформировалось (примерно в 2250-2000 гг. до н. э.).

Коренной египтянин, не будучи рабом, все же был серфом, или «связанным» человеком. Он был закреплен за землей своего хозяина и за самим хозяином. В то же время он мог иметь клочок земли и собственность и стать по-своему зажиточным. У него могли быть собственные ослы и крупный скот (рис. 3, фото 20, 21), и он имел возможность покупать для своей жены украшения и красивые ткани. Если в его жизни не было слишком много радостей и наслаждений, то, с другой стороны, он был свободен от свойственных каждому конкурентному обществу напряженности и чувства собственной уязвимости. Он занимал отведенное ему в мире место и знал, чего ожидают от него царь и боги. Поскольку, судя по всему, у правителей Египта не было ярко выраженной склонности к тирании и они строго соблюдали нормы добра и справедливости, хозяева и крестьяне спокойно трудились бок о бок в атмосфере взаимного уважения. Обязанностью каждого человека (начиная от самого знатного и заканчивая рядовым) было всеми силами сохранять божественный порядок человеческого общества. Если великому богу Осирису было суждено каждый день восставать из своей земной могилы в виде дающего всему жизнь зерна, то это во многом зависело как от труда крестьянина, так и от усилий и молитв жрецов. На широких плечах крестьянина лежало тяжелое бремя выполнения воли богов. Поэтому египетский крестьянин был исполнен чувства собственного достоинства.

Рис. 76. Работающий крестьянин

Смена времен года символизировала смерть и возрождение бога Осириса. Календарь не был бесстрастным и удобным способом отсчета прошедших дней, он был графиком, отражавшим этапы мученической смерти и воскрешения бога. Осирис был убит своим завистливым братом, который сделал это вместе с 72 помощниками. Тело было помещено в ящик и брошено в море. Однако верная жена Осириса Исида узнала об этом в Библосе, в Сирии (что наводит на мысль о Таммузе, ближневосточном боге вегетации), и вернула его в Египет. В ярости Сет похитил у нее тело Осириса и разрубил его на мелкие кусочки, разбросав их по всей территории Египта. Однако терпеливая Исида не отступила, разыскала каждый кусочек его тела и захоронила каждый фрагмент именно там, где нашла его. Таким образом, практически все крупные города и храмы Египта могли похвастаться тем, что в их распоряжении находятся останки бога. Исида, чудесным образом забеременевшая от своего покойного мужа, родила сына Гора. Рождение ребенка было окутано тайной, дабы не возбудить гнев Сета, и ребенок был спрятан в болотах Чемиза.

Сельскохозяйственный год был разделен на три сезона, каждый из которых состоял из четырех месяцев. Первый сезон был сезоном половодья, когда воды Нила поднимались на максимальную высоту. Затем шел сезон ухода воды, уровень воды в Ниле спадал, и созревал урожай. Наконец, наступал сезон сбора урожая.

Семена бросали в землю, когда вода почти совсем ушла, но на полях еще кое-где стояли лужи, так как солнце, высушив землю, делало ее верхний слой слишком твердым для обработки. Крестьяне готовили свои орудия труда и внимательно наблюдали за уходящей водой. Как только наступал подходящий момент, они шли на поля, пахали землю и сеяли зерно. Один человек шел по еще влажной почве, разбрасывая зерно, а позади него шли еще двое пахарей. Один из них направлял движение, а второй нажимал на ручки плуга, чтобы зачерпнуть комья земли, перевернуть их и прикрыть ими семена. В плуг была запряжена пара коров. Ими было легче управлять, чем быками, но они были достаточно сильны для того, чтобы тащить легкий плуг (фото 20). После того как пахари заканчивали свою работу, на поля выгоняли стада овец, чтобы они еще раз своими копытами перевернули верхний слой земли и как можно лучше заглубили зерно. После этого поверхность поля слегка разравнивали.

Сев сопровождался чтением магических заклинаний. Проводились религиозные праздники, и крестьяне с трепетом наблюдали за тем, как начинали прорастать маленькие глиняные фигурки бога Осириса, в которые предварительно поместили семена и как следует полили их. Крестьяне ждали: соблаговолит ли бог снова воскреснуть и в этом году?

Если все шло хорошо, растения дружно прорастали и хорошо развивались, то крестьяне начинали свой второй большой поход на поля. Они выходили на поля на заре и оставались там до ночи, пока все колоски не были собраны. Мужчины отрезали колоски, а женщины следовали за ними на коленях и собирали пригоршнями зерно и складывали его в корзины. Из корзин они ссыпали зерно в мешки, которые, в свою очередь, на мулах перевозились в амбары. Мешки могли таскать и люди при помощи длинных шестов. Дни осени были наполнены смехом и песнями, а во время сиесты крестьяне много ели и пили, поскольку сбор урожая был очень тяжелой работой (рис. 77).

Рис. 77. Сбор урожая

Однако производство зерна не было единственным занятием египетского крестьянина. Ему надо было еще работать в саду хозяина и в своем собственном, выращивать овощи и делать вино, растить скот, ухаживать за пчелами, кормить птиц и рыб. К тому же каждый год крестьянин по распоряжению местной администрации должен был проводить определенное количество дней на общественных работах. Необходимо было содержать в порядке дороги и возвращать на место пограничные камни, которые каждый год таинственным образом куда-то исчезали. Помимо этого, постоянно строились новые каналы и чистились старые. Система ирригационных каналов была источником существования Египта. Строились дамбы, чтобы сохранить каждую каплю драгоценной воды. От зари до зари крестьяне опускали корзины в колодец, чтобы восстановить квадратную форму канав на полях и в садах. В эпоху Нового царства появились шадуфы, которые поднимали корзины при помощи шеста, и это заметно облегчило работу египтян. Этот способ до сих пор используется в Египте (рис. 78). Тем не менее перед египтянами постоянно стояла одна и та же задача: напоить страждущую землю.

Рис. 78. Колодец

В целом египетский крестьянин, кажется, был вполне счастлив и доволен жизнью. Он радовался многочисленным праздникам, регулярно питался и выращивал немного прекрасных плодов на своем небольшом участке земли. У него также были дополнительные права. Например, в сезон сбора урожая у крестьянина был день, когда он мог оставить себе все собранное в этот день зерно.

Были, конечно, и плохие времена. Осирис и Хапи, боги Нила, не всегда были щедры, и тогда урожая не было. Но даже тогда крестьянин обычно был в полном порядке, поскольку у него имелся запас накопленного за несколько лет зерна. Иногда он попадал в беду. Он воровал, или жульничал с налогами, или соблазнял жену другого человека. Тогда в его дом приходил ненавистный всем огромный нубиец – полицейский, который хватал его и отводил к магистрату. И если мольбы о пощаде и слезы не помогали, то его бросали на землю и подвергали наказанию палками. Если крестьянин совершал какое-то из ряда вон выходящее преступление, то ему могли отрезать нос или уши, отправить на каторгу или на поселение. Однако в целом крестьянин Древнего Египта был довольно миролюбивым человеком, а магистрат, как правило, выносил достаточно мягкие приговоры. Очень мало свидетельств того, что в Египте существовали и более жестокие наказания, такие, например, как сжигание женщин за измену мужу или скармливание предателей крокодилам. В Египте существовали и денежные штрафы. Но это было настолько редкое явление, что фараон должен был лично изучить такое дело и подтвердить вынесенный приговор. В изумительной скальной гробнице принца Пахери в Эль-Кабе на фреске изображены крестьяне Первой династии во время пахоты. «Какой чудесный мягкий день, – говорят они. – Наша команда работает хорошо. Нам помогают сами боги. Давайте работать упорно на благо нашего хозяина». И еще: «Посмотри, как хорошо мы работаем. Как улыбается нам мир. Какая сочная трава растет под нашими ногами!»

Было бы жаль объяснять эти жизнерадостные слова исключительно традициями прошлого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  • Рассказ про египетского земледельца по истории 5 класс
  • Рассказ про египетского война
  • Рассказ про египетского вельможи 5 класс
  • Рассказ про египетского бога
  • Рассказ про египетских земледельцев