В некотором царстве, в некотором государстве, в детском саду ,жили-были маленькие любопытные жители. Они были честными, добрыми и заботливыми, и хотели вступить в ряды «Эколят».
И собрались наши маленькие жители на большой поляне и стали думу думать:
— Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
— Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
— Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
— Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Ярко светит солнышко в чистом небе, весело щебечут птицы. На метеостанции, возле детского сада стоял большой, красивый дуб. И на том дубе жили-были сказочные герои, желуди которые любят и заботятся о природе.
И так, знакомьтесь: Шалун, Тихоня, Елочка и Умница — защитники природы Эколята. Они помогают всем детям одолевать азбуку природолюбия, знакомят всех стремящихся к познанию природы с правилами поведения в лесах и полях, у водоемов и в горах. Эколята – это защитники природы, они являются настоящими друзьями всего окружающего мира. Сказочные персонажи Умница, Елочка, Тихоня и Шалун сопровождают дошкольников в путешествиях по окружающему нас растительному и животному сообществу, учат бережно относиться к каждому живому организму, каждой травинке.
Много препятствий они преодолели. Много испытаний они прошли. Ребята вместе с эколятами пели песни, играли в игры, танцевали, разгадывали загадки, читали сказки, участвовали в викторине.
Тихоня — внимательный, рассудительный желудь, любит коллекционировать: картинки о животных, о птицах, о природе. Наши дети помогли Тихоне собрат гербарий лекарственных растений.
Умница — серьезная и ответственная девочка-желудь. Придет всегда на помощь и выручит в трудную минуту. Вместе с малышами играли в умные игры по экологии, читали экологические сказки, отправлялись в различные экологические путешествия. Умница много знает и рассказывает малышам много интересных историй.
Шалун-озорник, ему все интересно, он любит проводить различные опыты в природе. Любит веселые игры, которых знает великое множество.
Елочка — веселая девочка. Она много знает стихов о природе. Дети вместе с Елочкой участвовали в экологическом квесте «Эколята-дошколята». Она часто заходит в гости к малышам, чтобы поговорить о том, о сем.
Вместе они охраняют и берегут природу. Помогают детям понять, как заботиться о птицах, животных, насекомых, как ухаживать за растениями.
Образы сказочных героев «Эколят» – молодых защитников природы
Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.
Шалун
Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Умница
Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Тихоня
Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
Елочка
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Все вместе геройчики берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут тебе ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.
Фильм для детей про Эколят – молодых защитников природы
«Эколята -молодые защитник природы»
«Эколята -молодые защитники природы
»
- МБС(К)ОУ «Начальная школа –детский сад №10
»
Город Троицк
«Рыбе – вода, птице воздух, зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу- значит охранять Родину!
.
Актуальность создания стенда
Формирование личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способностью к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, окружающей природой невозможно без постоянного упражнения в совершенствовании добрых, человечных поступков
.
Эколята -это настоящие друзья природы, которые хотят сделать мир чище, которые мечтают спасти окружающую среду от загрязнений!
Эколята – природу охраняют
Цель
Формирования у детей основы экологического мировоззрения и культуры .
Задачи
- расширить представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;
- научить применять новые знания посредством трудовой деятельности;
- привлечь родителей к работе детского сада по экологическому воспитанию детей;
- создать благоприятную атмосферу всех участников образовательного пространства, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;
- формировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому её нужно охранять;
- воспитывать бережное отношение к объектам природы .
Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных связей, он сын её.»
Экологическое воспитание
И.С. Тургенев
Экологический стенд
Наши рубрики
- Эмблема;
- Девиз;
- Что наносит вред природе;
- Экология в стихах;
- Экологический Эрмитаж;
- Природа –это сказка;
- Природа –это наш храм;
- Экологический светофор;
- Календарь экологических дат.
Эмблема
Эколенок
– это ребенок, который бережет и охраняет природу, ему свойственно бережное, доброе, уважительное , внимательное и заботливое отношение к ней
Девиз:
Мир такой волшебный и огромный ты его сказку береги!
Для поколений будущих природу в первозданном виде сохрани!
Мир такой волшебный и огромный ты его сказку береги! Для поколений будущих природу в первозданном виде сохрани!
Что наносит вред природе?
Дети чувствуют личную ответственность за окружающую природу, а значит и за свое будущее
.
Не загрязняй мусором природу!
Огромный вред приносят природные и техногенные катастрофы
Не загрязняйте реки и озера
Заводы, автомобили наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим
Экология в стихах
Экологический Эрмитаж
Организованная выставка помогает пробудить интерес к творчеству, способствовать развитию умению общаться, воспитанию доброжелательных отношений к природе.
Природа – это сказка!
«мир детства» — это «мир сказок и фантазий
Наш Храм – Родная Природа!
Земля – наш родной дом, в котором человек должен быть разумным хозяином!
Экологический Светофор
Поможет привлечь детей к деятельности по охране окружающей среды
Календарь экологических дат
Планируемые результаты стенда
Дошкольники вырастут настоящими защитниками природы, у них сформируется культура природолюбия и бережного отношения к окружающей среде
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Эколята» — юные защитники природы
Иваницкая Г.В. Воспитатель МАДОУ № 85
В исследовательских изысканиях Л. С. Игнаткиной, Н.Н Кондратьевой, С.Н. Николаевой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте. Содержательным элементом экологического воспитания становится раскрытие специфики живого организма, его неповторимости и неразрывной связи со средой обитания. Основополагающие закономерности живой природы, их познание на конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей, позволяет формировать начальные элементы материалистического мировоззрения. Знакомство детей с природой – это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Дети – это неутомимые исследователи, которые хотят все знать, все понять, во всем разобраться, они смотрят на происходящее с восторгом и удивлением. Поэтому активность детей является основной формой их жизнедеятельности, необходимым условием развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала.
В детском саду реализуется программа «Экологическое воспитание дошкольников через природную лабораторию (метеостанция)». Поддержка проекта осуществляется в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». В рамках этой программы было принято решение организовать отряд «Эколят». В сентябре дети старшей группы были торжественно приняты в отряд «Эколят» – юных защитников природы. Разработан план мероприятий на учебный год, включающий в себя конкурсы рисунков и поделок, развлечения, экологические акции, игры- викторины. Эти, и другие мероприятия экологической направленности, будут способствовать формированию у детей любви к миру живой и неживой природы, умению наблюдать в природе, делиться своими знаниями и наблюдениями с другими детьми, с родителями.
Ещё задолго до появления отряда эколят, дети группы высадили на территории детского сада ёлочку. Елка всю зиму росла в группе на подоконнике, дети поливали ее, наблюдали за ее ростом, измеряли высоту деревца и радовались, что елочка прижилась и подросла на несколько сантиметров. Теперь дети всех возрастных групп могут наблюдать за новым растением на территории ДОУ.
Осенью, когда детей приняли в отряд эколят, интерес к природе и ее объектам у детей возрос. Они стали серьезно относиться к миссии защитников природы, начали рассказывать родителям о поведении в природе, о необходимости соблюдать чистоту и порядок на Земле. Заметно увеличился интерес к чтению познавательной литературе о животных, насекомых, растениях. Юным эколятам захотелось разнообразить растительный мир на территории детского сада. В Томском ботаническом саду были собраны жёлуди, которые дети высадили на территории ДОУ. В целях эксперимента, дети предложили посадить жёлуди дуба и в группе, чтобы наблюдать всю зиму за его ростом. Посаженные в прозрачную емкость жёлуди дали ростки, что очень детей порадовало. Теперь они следят за тем, чтобы почва у будущих дубов была влажной, поливают и рыхлят растения, наблюдают за ростом корней.
В рамках тематической недели «Как животные готовятся к зиме» и к Международному Дню защиты животных, детьми были изготовлены красочные плакаты «Берегите животных!», «Берегите лес от огня!», нарисованы экологические знаки. Совместно с родителями в группе была организована выставка поделок из осенних даров природы. Увлеклись дети придумыванием сказок о животных, насекомых: сочиняют, иллюстрируют книжки – малышки, в которых отображают полученные знания о жизни животных, их повадках, способах приспособления к разным погодным условиям.
Готовятся к проведению «Синичкиного дня», который с давних пор отмечают в России. Объявлена акция «Подкормите птиц!», стартовал конкурс кормушек, выпущена памятка для родителей. Все эти мероприятия вызывают интерес у ребят к родному краю, желание больше узнать об особенностях того места, где они живут, вызывает желание оберегать хрупкую природу своей малой Родины; а также повысить экологическую культуру не только детей, но и взрослых.
Для усвоения экологических знаний, формирования нравственных качеств с детьми ведется работа на метеоплощадке, которая располагается на территории детского сада. В работе на метеоплощадке используются разные методы: наглядные, словесные, практические. Работа на площадке дает возможность развивать у детей наблюдательность, мышление, умственную активность, любознательность. Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать, описывать. Развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждый день юные «Эколята» собираются на метеоплощадке для наблюдения за показаниями приборов, с помощью которых учатся прогнозировать состояние погоды на короткий срок. Играя в метеорологов на метеоплощадке, дети очень серьезно относятся к наблюдениям, знают все приборы, могут рассказать, для чего нужен каждый из них. Показания приборов по приходу в группу записывают в календаре с помощью установленных значков – символов. В конце каждого месяца проводится сравнительный анализ погоды. С помощью этого анализа, а также, пользуясь народными приметами, дети научатся прогнозировать погоду на ближайший сезон.
Вся проводимая экологическая работа направлена на формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Актуальность
Актуальность данного проекта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты: программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята — молодые защитники природы» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
2. Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
3. Задачи проекта:
- Создать условия для формирования у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.
- Расширять представления детей об окружающей их природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы — дети Земли» — часть природы.
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Расширять общий кругозор детей, развивать их творческие способности.
- Способствовать развитию у детей внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
- — Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.
4. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
5. Сроки реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2019 г. — март 2021 г.
6. Тип проекта: природоохранный, социально-образовательный, экологический.
7. Подготовка проекта:
- Определение темы проекта: Каково значение экологического воспитания детей? Как сформировать у ребенка осознано-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
- Определение форм работы с детьми, постановка задач.
- Организация и пополнение уголка природы.
- Подбор информации для родителей, направленных на формирование у ребёнка системы ценностных отношений к природе.
- Определение форм работы с семьей, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
- Разработка конспектов занятий с детьми.
- Изготовление лэпбуков, альбомов, фотоальбомов, поделок, рисунков.
8. Мероприятия проекта
№ п/п |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Количество участников |
1. |
Оформление стенда «Эколята — Дошколята» в ДОУ |
Ноябрь |
Воспитатели |
2. |
Изготовление эмблемы и галстуков |
Ноябрь |
27 семей |
3. |
Центр дополнительного образования Конкурс «Игрушка для Ёлки Эколят» в рамках всероссийской акции «Россия — территория Эколят — Молодых защитников Природы» |
Январь — февраль |
8 семей |
4. |
Муниципальный этап областной экологической акции «Птицеград» |
Март — апрель |
1 семья |
5. |
Изготовление Лэпбука «Комнатные растения», «Дикие животные», альбома «Зимующие птицы», д/игра «Береги живое» и др. |
Март — апрель |
15 детей, воспитатели |
6. |
«Эколята — друзья и защитники первоцветов», Муниципальный этап областной экологической акции «Сохраним первоцветы Кузбасса» |
Апрель |
1 ребенок |
7. |
Уход за огородом и клумбой на своем участке «Посадили огород, посмотрите что растет! Будем мы ухаживать, будем поливать, будем за росточками дружно наблюдать» |
Май — сентябрь |
27 детей |
8. Изготовление «Красной книги», «Сохраним растения Кузбасса» |
Июнь — июль |
Воспитатели, дети |
|
9. |
Фотовыставка «Природа и мы» |
Август |
24 семьи |
10. |
Конкурс поделок «Дары природы» |
Сентябрь |
8 семей |
11. |
Акция «Посади дерево» |
Сентябрь |
2 семьи |
12. |
Осенний праздник «Дары природы» |
Октябрь |
18 детей |
13. |
Экологическая викторина |
Октябрь |
20 детей |
14. |
Акции «Каждой пичужке — кормушка»; «Покормите птиц зимой» |
Октябрь — ноябрь |
8 семей |
15. |
Изготовление поделок из природного материала (скорлупа грецкого ореха, еловые и сосновые шишки): «Символ России — Медведь»; насекомые |
Октябрь |
15 детей |
16. |
Фото — репортаж «Мой домашний питомец» |
Ноябрь |
25 детей |
17. |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Знатоки природы» |
Ноябрь |
12 детей |
18. |
Конкурс рисунков «Эколята — защитники природы» |
Декабрь |
24 ребенка |
19. |
Посадка семян и выращивание «Огород на окне» |
Март |
27 детей |
20. |
Конкурс листовок «Встречаем пернатых друзей!» |
Март |
3 ребенка |
21. |
Акция «Сохраним дерево» |
Май |
27 семей |
22. |
Выступление на педсовете «Эколята — молодые защитники природы» с презентацией «Эколята — молодые защитники природы» для педагогов ДОУ |
Май |
Воспитатели |
9. Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный). Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
2 этап (основной). Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
3 этап (заключительный). Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на итоговом педсовете.
10. Формы предъявления результатов проекта:
- Рисунки детей «Сохраним первоцветы Кузбасса», «Эколята — защитники природы».
- Игрушки для Елки Эколят.
- Лэпбук «Дикие животные», «Комнатные растения».
- Альбомы «Птицы нашего края», «Зимующие птицы», «Сохраним растения Кузбасса», «Красная книга Кузбасса».
- Фотоальбом «Природа Родного края».
- Поделки из природного материала «Символ России — медведь», насекомые, «Дары природы».
- Листовки «Встречаем пернатых друзей», кормушки.
- Презентация итогов проекта.
11. Предполагаемые результаты деятельности проекта
В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей сформируется богатый внутренний мир и система ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, внутренняя потребность любви к природе и, как следствие, бережное к ней отношение. Дети будут осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Благодаря совместной деятельности с родителями получится вырастить и воспитать у детей потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды, бережное отношение к объектам окружающего мира. Родители же, в свою очередь, повысят и свой уровень экологической культуры, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней, а также формирования нового экологического мышления «Мы — дети Земли» — часть природы.
12. Планирование и организация деятельности проекта
Работа педагогов |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1.Подбор художественной литературы по теме проекта. |
1.Прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию. |
1.Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». |
2.Организация РППС группы в рамках реализации проекта. |
2.Праздничное мероприятие с участием героев — Эколят «Я — Эколёнок, защитник природы!». Просмотр мультфильма «Эколята — молодые защитники природы». |
2.Изготовление галстуков и эмблем. |
3.Создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах, природе по теме проекта. |
3.Выставка осенних поделок «Дары природы». |
3.Акция «Посади деревце». |
4.Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», оформление стенда. |
4.Посадка комнатных растений для подарка ко Дню матери. |
4.РППС участка, трудовой десант «Листопад». |
5.Разработка конспектов праздников, викторин, тематических бесед, сюжетно-ролевых игр. |
5.Тематические беседы, занятия, викторина: «Что? Где? Когда? на тему «Знатоки природы», «Дары осени», |
5.Участие в фотовыставках: «Как я провел лето», «Мой любимый питомец», «Мой любимый город», тематических выставках. |
6.Изготовление дидактических игр (кубик) «Береги живое» «Кто, где живет?», «Угадай, чей след?», |
6.Изготовление поделок из природного материала. |
6.Консультация «Прикоснись к природе сердцем». |
7.Разработка информационного материала для родителей (брошюры, памятки, консультации и т.д.). |
7.Проведение фотовыставок «Как я провел лето», «Мой любимый питомец», «Природа родного края», «Мой любимый город». |
7.Мастер-класс «Изготовление поделок из природного материала». |
8.Презентация итогов проекта. |
8.Кормление птиц на участке и наблюдение за птицами с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, с занесением в «Дневники наблюдения». |
8.Акции «Каждой пичужке — кормушка»; «Покормите птиц зимой», «Птицеград». |
9.Ознакомление с пословицами, стихами, загадками по теме проекта. |
9.РППС участка, трудовой десант (уборка снега). |
|
10.Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде. |
10.Совместное создание в группе огорода. |
|
11.Изготовление «Красной книги», «Сохраним растения Кузбасса», лэпбуков «Комнатные растения», «Дикие животные», альбомов, фотоальбомов |
11.Областная акция «Сохраним первоцветы Кузбасса». |
|
12.Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада). |
12.Изготовление атрибутов ко Дню Земли. |
|
13.Дидактические игры: «Береги живое», «Кто, где живет?», «Угадай, чей след?», «Путешествие капельки», «Что где растет?», «Вершки и корешки», «Найди и назови пару», «Деревья и листья». |
13.Акция «Сохраним дерево». |
|
14.Совместное создание огорода на окне. |
13. Анализ результатов проекта
Во время реализации данного проекта приняли участие дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, научились сравнивать, анализировать, делать выводы.
В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения.
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Эколята — молодые защитники природы».
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему природному миру.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
Литература
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001.-128с.
- Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т.А.// Детский сад от А. до Я. — 2009. — № 1. — С. 152-158.
- Бобылева Л. К природе — с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. — 2010. — № 4. — С. 38-43.
- Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А. до Я. — 2008. — № 6. — С. 101-103.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич О.А.// Дошкольная педагогика . — 2006. — №3. — С. 23-27.
- Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
- Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика. — 2010. — № 1. — С. 57.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. — 2007. — №5. — С. 22-27.
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. — М.: Эксмо, 2013.-208 с.
- От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-336 с.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. — Волгоград: Учитель, 2012.-174 с.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О.А. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 104 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.
Эколята-молодые защитники природы
Проект «Эколята-Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализованы в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций. Его задачи решаются путём внедрения в экологическое образование образов сказочных героев.
Эколята — это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут детям ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.
Шалун
Самым озорным, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Умница
Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Тихоня
Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
Елочка
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Фильм про Эколят – Молодых защитников природы (https://www.youtube.com/watch?v=tXFwR54UBbY)
План мероприятий по экологии
на сентябрь-декабрь 2021г в МБДОУ №32 «Лесная сказка» ( 1, 2)
Экологические акции
День древонасаждений «Зеленая планета»
Акция «Эколята пишут письмо Природе»
Изготовление буклетов, памяток в рамках акции: «Мусор на земле не к лицу», «Чтобы не было опасно искупаться»
Праздники,развлечения
«Цветы – улыбка природы» (рисунок на асфальте), «В гостях у лета», «Краски осени»
Семинар – практикум «Организация работы по экологическому воспитанию в ДОУ»
Познавательно-творческий проект:
«Эколята — друзья природы»
Автор: Путенко Надежда Корнеевна
Организация: МБДОУ №8
Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол
Актуальность:
Основной целью экологического воспитания в детском саду является формирование у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, начиная с дошкольного детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют игровые методы, перенесённые им эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Необходимо сформировать у дошкольников новое экологическое сознание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, с использованием образов сказочных героев «Эколят» — друзей и защитников природы. Важно научить ребенка видеть и беречь красоту родной природы. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, не быть потребителем в природе, осознавать последствия своих действий, иметь представление о знаках природы. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут наследовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание воспитанников, зависит их собственная жизнь и будущее Земли. Вот почему так важно сегодня помочь дошкольникам освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
— осознание ребёнком себя как части природы;
— понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
— воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
— формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
— формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
— усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;
Цель проекта:
Воспитание любви и бережного отношения к родной природе, ее животному и растительному миру посредством знакомства с защитниками природы — «Эколятами».
Задачи проекта:
Образовательные.
Познакомить детей со сказочными героями «Эколятами», их деятельностью по отношению к природе: деревьям, животным, птицам, насекомым.
Учить различать «героев » по внешнему виду и именам.
Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения.
Помочь детям понять неразрывную связь человека и природы, ее ценности для человека.
Развивающие.
Развивать знания детей о пользе деревьев, птиц, животных для людей и необходимости их беречь и охранять.
Формировать основы экологической культуры и природолюбия.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисовать «Эколят», отражать в рисунках свои впечатления и представления об их деятельности по охране природы.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней, желание сохранять их на участке детского сада, в парках нашего города, в лесу. Воспитывать положительное отношение ребенка к деятельности «Эколят», потребность подражать им: принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности группы и детского сада.
Формы и методы:
Педагогические технологии:
личностно-ориентированная;
игровые (упражнения);
здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза).
Наглядные методы:
— экскурсии, целевые прогулки;
— наблюдения;
-показ сказок;
-рассматривание иллюстраций, репродукций.
Словесные:
— беседы;
— проблемные вопросы;
— загадки, приметы;
— чтение художественной литературы;
— обобщающие рассказы.
Игровые:
-проведение дидактических, словесных, подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Практические:
— изготовление наглядных пособий;
— изобразительная деятельность;
— постановка сказок.
Ресурсы проекта:
Информационно-техническое:
— ноутбук,
— фотоаппарат,
— видеокамера.
Информационное обеспечение:
— Интернет,
— учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
— тематические книги;
— хрестоматии;
— альбомы и тетради для раскрашивания;
— дидактический материал: схемы, таблицы, дидактические игры;
— наглядные, дидактические и раздаточные материалы;
— художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
— семейные фотографии общения с природой,
— тематические альбомы и фотоальбомы,
— энциклопедические и справочные издания;
— аудио и виде информации;
— настольные, напольные, компьютерные и другие игры,
— элементы мультипликации;
— художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации проекта систематизировались представления детей о защитниках природы, их значимости.
Обогатился уровень знаний и представлений о весёлых сказочных героях «Эколятах», которые участвуют в природоохранной и экологической деятельности и воспитывают в ребёнке внутреннюю потребность любви к природе.
У детей сформировались основы общей, экологической культуры и природолюбия.
Дети и родители были вовлечены в совместную деятельность.
Дошкольники овладели приемами выполнения изобразительных работ в нетрадиционной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.
Этапы реализации проекта:
1 этап «Подготовительный».
Разработка проекта:
Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, демонстрационный и иллюстративный материал по данной теме;
подобрать информационный материал для родителей;
продумать творческие задания для детей и подобрать игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
написание конспектов бесед, НОД, сценария досуга;
изготовление поделок из картона сказочных образов героев: «Шалун», «Тихоня», «Умница», «Ёлочка»;
изготовление поделки — куба «Герои Эколята»;
изготовление экологических знаков «Правила поведения в природе»;
внедрение в проект сказочных героев «Эколят».
2 этап «Реализация проекта».
Беседы:
«Природа вокруг нас, правила поведения в природе»;
«Кто может, обидеть природу и как мы можем ей помочь»;
«Знакомство с «Эколятами»;
«Чем полезны «Эколята» для деревьев, животных, птиц, насекомых»;
«Растение, как живое существо»;
«Воздушный океан»;
«Водоемы нашего края»;
«Красная книга нашего края».
Чтение художественной литературы:
Н. Акимушкин «Это все кошки»;
Н. Акимушкин «Это все собаки»;
В. Бианки «Рыбий дом»;
В. Бианки «Наши птицы»;
Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
А. Лопатин «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает», «Грибная аптека»;
М Малышев «Благородный гриб»;
Н. Павлова «Бабочки»;
М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев»;
М. Скебцова «Могучая травинка», «Сказка о маленьком кедре», «История одной Елочки»;
М. Скрабцова «Колючая упрямица»;
Г. Скребицкий «На лесной полянке»;
Н. Сладков «Домашняя бабочка»;
Г. Снегирев «Ласточка», «Жук»;
И. С. Соколов-Микитков «Гнездо»;
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»;
Э. Шим «Храбрый опенок».
Просмотр презентаций:
«Хвойные и лиственные деревья»;
«Жители морей и океанов»;
«Природа территории детского сада».
Разучивание примет, поговорок, пословиц, загадок о природе.
Рассматривание репродукций картин:
Л. Бродский «Лес зимой в снегу»;
Ф. Васильев «Перед дождем»;
И. Грабль «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»;
А. Саврасов «Перелет птиц»,
И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем».
Рассматривание иллюстраций с изображением природы, цветов, зверей, насекомых.
Прослушивание музыкальных произведений:
гимна «Эколят – молодых защитников природы» (слова Зотовой Т. В., музыка Дзреева И. С.).
Просмотр мультфильма про Эколят.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие вокруг Земли»;
«Сделаем кормушку и накормим птиц»;
«Прогулка в лесу»;
«Сажаем деревья»;
«Делаем скворечники»;
«Вырастим цветочки»;
«Пожар в лесу».
Дидактические игры:
«Земля и Солнечная система»
«Что растёт в лесу?»;
«С какой ветки детки?»;
«Угадай по описанию»;
«Назови птицу»;
«С какого дерева лист».
Подвижные игры:
«Эстафеты с Эколятами»;
«Ходят капельки по кругу»;
«Перелёт птиц»;
«Земля, вода, огонь»;
«Кто быстрее добежит до дерева»;
«Море волнуется»;
«Лягушки и цапля».
Пальчиковые игры:
«Эколята в лесу жили»;
«Береги свою планету»;
«Давайте вместе Землю украшать»;
«Меж еловых лап».
Практическая деятельность:
Рисование:
«Защитим лес» (раздувание краски, рисование пластиковой вилкой); «Подружка желудей — «Ёлочка» (пластилинография);
Раскраски: «Берегите природу».
Сотрудничество с семьёй:
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей в семье.
Информационный лист: «Экологическое воспитание детей в семье».
Коллективная консультация: «Эколята — это кто?»
Папка передвижка: «Дидактические игры для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Выставка детско-родительских рисунков: «Эколята — дошколята».
Итоги проекта:
Выставка детских работ в группе: «Мы рисовали Эколят».
Участие рисунков детей в конкурсах Интернета.
Создание фотоальбома работ выполненных детьми «Рисуем Эколят разными способами» на сайте «Одноклассники».
Презентация: «Наши знакомые Эколята» по итогам проекта.
Используемая литература и Интернет ресурсы:
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г. Б. «Жизнь вокруг нас» Экологическое воспитание дошкольников Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития: 2019. -112 с..
2. Аникина В. П. «Живая вода» — устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 2007г.;
7. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. / Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2012.-128с.
8. Копцева Т.А. «Природа и художник»: Программа по изобразительному искусству. М., 2008.
9. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 2008г.
10. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
11. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
12. Хданова И. К. «Детский географический атлас. Мир и человек»// Москва: «Картография» ГУГК, 1985.
Приложение:
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Автор: Татьяна Владимировна Зотова
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев.
Приложения:
- file0.docx.. 33,6 КБ
- file1.docx.. 4,6 МБ
Опубликовано: 17.04.2022
Название статьи:
Статья: «Эколята — защитники природы»
Дата публикации:
16.09.2020
Автор:
Елена Викторовна Соловьева
Описание:
Автор: Елена Викторовна Соловьева
Статья: «Эколята — защитники природы»
«Эколята — юные защитники природы»
В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Современные дети слабо осознают последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Поэтому с детьми группы «Капитошка» проведено много интересных экологических занятий, бесед, экскурсий, подчинённых целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе.
Самое яркое мероприятие, проведённое в группе — «Эколята-юные защитники природы». Утром ребята познакомились со сказочными героями – эколятами. Это Умница, Шалун, Тихоня и Елочка.
Потом дети отправилась на экскурсию – наблюдение по территории детского сада. Рассмотрели жука Оленя.
Любовались цветочками на лужайке. Играли в подвижные игры, водили хороводы.
Дети самостоятельно полили клумбы на участке. Делали они это с удовольствием.
И в конце мероприятия ребят ждал сюрприз. Ребята были приняты в «эколята».
Каждый ребенок получил памятную эмблему.
Проведенное мероприятие положительно повлияло на дошкольников, у них открылись возможности формирования своего собственного жизненного опыта, дети стали бережно и чутко относиться к природе, к растениям и животным, а именно: дети начали делать замечание сверстникам по поводу сломанных веток, сорванных цветов, брошенных фантиков на территории детского сада. У воспитанников появилось желание помогать животным, птицам, соблюдать правила бережного отношения к природе. У детей закрепились знания о разнообразии животного и растительного мира, пришло понимание неразделимого единства человека и природы.
Скачать работу