Рассказ про эмоции для детей

Для дошкольника научиться распознавать и проявлять свои чувства — ничуть не менее важный навык, чем, например, освоить чтение. И даётся это умение иногда намного сложнее. Например, некоторые эмоции дети относят к разряду «плохих» и делают вид, что их нет: прячут страхи, обиды, злость… Психологи Ольга и Олег Хухлаевы предлагают сделать мир эмоций ближе и понятнее с помощью сказок. Публикуем отрывок из их книги «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». Эти сказки вы можете почитать вместе и обсудить.

«Замороженная страна»

Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.
Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.

Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.
Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:
— Вот попадете в замороженную страну.
— Нет такой страны, — отвечали ребята. — Англия есть, Франция есть. А замороженной — нету. Мы в волшебство и сказки не верим.
Услышала эти слова злая волшебница:
— Как же это в меня не верят? Надо их наказать.
Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.
Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.
Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?
А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.
Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля.
— А мне книги читать не интересно, — ответила она. — Мне ничего не интересно.
Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замёрзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то всё получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?

Вопросы для обсуждения:
1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?
2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?
3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?
4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?

«Маша и медведь»

Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих.
Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошим и никого не огорчать.

Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.
Одна беда была у Маши. Когда её ругали, она из девочки превращалась в палочку. Всё тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.
А самое скверное — для Маши было неважно. Кто её ругал и за что. Девочка всё равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что её ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.
Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, её поругают, она тут же в палочку превратится.
Шёл как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понёс домой.
А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.
— Ты кто? — спросил медведь ласково.
— Я— Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал её, поэтому она тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.
— Нет, Это не дело, — ответил медведь.— я тебе дам свой ноготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнёт, превращайся в медведь. Ррр… — вот так будешь делать.
Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвёл он её обратно к школе.
А там уже её учителя и воспитатели ждут.
— Куда ты подевалась? — стали кричать они на неё.
Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр…
Отошли от неё учителя и воспитатели Не понравилось им, что на них рычат, а не мочла слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та её за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?
Но мама только улыбнулась:
— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — «я с тобой не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».
— Здорово, — сказала Маша. — Так ещё лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Всё лучше, чем становиться палочкой.

Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
2. Почему она не могла им ответить?
3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругаются?

Интересно почитать. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев: «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей»

«Эксмо»

«Эксмо»

Родители ждут от детей успехов — в творчестве, учёбе, спорте. И прикладывают усилия, чтобы развивать интеллект, физические возможности. А вот внутренним переживаниям ребёнка уделяют куда меньше внимания. Но умение справляться с нахлынувшими чувствами, способность наладить отношения с другими людьми — это очень важные навыки: без них жить счастливо вряд ли получится. В необычной книжке три раздела… со сказками: короткие истории помогут научиться проявлять свои чувства, развить навыки общения, усвоить ценности, принятые в семье, — и всё это без назидательных разговоров и скучных «лекций» от мамы и папы.

Читайте также:

«Все у нас хорошо!» Показывать ли детям свои эмоции?

Почему иногда истерика — это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали

7 вопросов о буллинге, ответы на которые важно знать родителям

Фото: FXQuadro/Shutterstock.com

«СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ»

СКАЗКА «КАК АНДРЮША ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАЛ» ДЛЯ СТЕСНИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из-за этого. Это не значит, что ваш ребёнок «плохой» или «какой-то не такой». Это нормальное явление. Просто дайте малышу больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или к новым людям. Некоторым детям хватает 15 минут, чтобы почувствовать себя спокойно, а другим, возможно, понадобится целый час. Но постепенно, со временем, этот период будет становиться всё короче. 

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, которые ведут себя более раскованно. Старайтесь не подталкивать его и не тормошить: «Ну, ты что? Ну как тебе не стыдно? Иди, поиграй» и т. п., а просто оставьте его в покое. Лучше помогите правильно оценить обстановку, покажите всем своим видом, что вы рады гостям, что всё в порядке. Тогда малыш быстрее расслабится и станет самим собой.

КАК АНДРЮША ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАЛ

Татьяна Холкина

Андрюша — очень смелый мальчик. Он не боялся ни тигра, ни грома, ни даже пылесоса. (Чего он ещё не боится?) Он боялся только гостей — вернее, он их стеснялся! И когда гости приходили к ним домой, он с ними не здоровался, не разговаривал, а прятался под кровать (как ещё он стеснялся?) или закрывал глаза и притворялся чем-нибудь незаметным — шваброй, тумбочкой, велосипедом. Гости очень удивлялись и начинали громко искать его: «Где же Андрюша? Мы его не видим! Где мальчик? И откуда тут взялась тумбочка?»

А один раз, когда пришли гости, Андрюша вдруг превратился в мышку! Увидел норку и кинулся к ней со всех ног — прятаться. Но не тут-то было — к этой же норке вприпрыжку бежал другой мышонок. Андрюша с мышонком столкнулись лбами у самого входа в норку. Сначала оба испугались, а потом обрадовались и подружились.

— Я удрал от кошки! — пропищал мышонок. — Она хотела поймать меня и съесть! А ты от кого прячешься?

— Я от гостей, они сейчас сюда придут, — прошептал Андрюша. — Я их боюсь!

— А кто такие гости? Они очень страшные? Они тоже тебя съесть хотят? — испуганно спросил мышонок.

— Нет, что ты, — ответил Андрюша. — Они мальчиков не едят. Они со мной хотят поздороваться!

— Как это? — затрясся от ужаса мышонок. — Как это поздороваться?!

И закричал в норку: «Мыши, спасайтесь, гости идут! Сейчас здороваться будут!!!»

Мыши в норке заметались, в ужасе запищали:

— Ой, мы пропали! Ужасные гости сейчас с нами поздороваются! Горе нам, горе!

Они прятались друг за дружку, закрывали глаза, лезли под кровать (повторить, как ребёнок стесняется).

Андрюше сначала стало смешно, как мышки гостей боятся, глупые трусишки, мелочь с хвостиком! А потом ему стало стыдно — он же и сам от гостей прячется, как будто они его съесть могут.

— Нет, они не страшные, — попытался он успокоить мышей. — Они даже очень-очень хорошие, не бойтесь, — но мыши не верили. — Ну, хотите, я сейчас к ним выйду, поздороваюсь, и ничего со мной не случится! Честно-честно! А потом мы с ними чай пить будем. С тортиком!

— А ты меня угостишь крошками от торта? — заинтересовался мышонок.

— Обязательно! — пообещал Андрюша своему новому Другу.

Андрей снова превратился в мальчика и отважно поздоровался с гостями:

— Здравствуйте!

А из норки на него смотрели все мыши и удивлялись, какой это смелый мальчик.

Гости тоже удивились, что Андрюша их больше не стесняется. И обрадовались. И все вместе пошли пить чай с крошками от торта. Ой, нет, не с крошками, а с тортом! Крошки Андрюша мышкам в норку отнес!

А маленький мышонок всем хвастался:

— Это Андрюша, мой друг. Он очень смелый! Он не боится ни кошки, ни грома, ни пылесоса. Он даже с гостями не боится здороваться!

«СКАЗКА ПРО СМЕЛОГО АЛЁШУ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ТЕМНЫХ КОМНАТ

«Сказка про смелого Алёшу» для детей, которые боятся темных комнат

Боязнь темноты — один из наиболее распространённых страхов у детей. Для многих детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

Некоторые родители в воспитательных целях пугают детей серым волком, бабой-ягой, милицией, злым дядей и т. п. Очень важно этого никогда не делать! Во-первых, ребёнок начнёт бояться, и не только темноты. А во-вторых, когда подрастёт, он поймёт, что вы его обманывали и перестанет вам доверять.

Возможно, ребёнок много смотрит мультфильмов или фильмов с различными чудовищами. Постарайтесь ограничить время просмотра. Покупайте только радостные, добрые, жизнеутверждающие мультфильмы, игрушки, читайте добрые книги. Проанализируйте, почему ребёнок начал бояться темноты. Когда это началось? После какого случая? Устраните все возможные причины. Сделайте так, чтобы в детской комнате всегда жила радость, любовь и спокойствие.

СКАЗКА ПРО СМЕЛОГО АЛЁШУ

Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

        Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.        

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.

— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.

— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.        

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?

Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.

— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.

— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.

— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.

— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!

— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.

— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.

Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.

Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:

— А что это за белые пятна ползали по потолку?

— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?

— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.

— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.

— А какое заклинание? — спросил Алёша.

Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:

Хлоп в ладоши: бах-бабах!

Словно шарик, лопнул страх!

Бяки-буки, ну-ка, кыш!

Не боится вас малыш!

— Запомнил?

— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.

— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.

С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

СКАЗКА «БУМ-БУМ-БУМ»

ДЛЯ ТЕХ, КТО БОИТСЯ ТЕМНОТЫ

Михаил Андрианов

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто-то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись, друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике.

— Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Где?

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, -предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

-Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

СКАЗКА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЖЕЛАЕТ СПАТЬ ОТДЕЛЬНО

«КАК АНДРЮША СВОЙ СОН ИСКАЛ»

Ведь дети никогда ничего не делают просто так. Значит? по каким-то причинам ребёнку необходим сон вместе с вами: может быть, ему не хватает вашего внимания, и он чувствует себя одиноким и покинутым, или просто боится темноты. В любом случае, постарайтесь устранить все возможные причины такого поведения малыша.

Если ребёнку не хватает вашего внимания, то нет ничего страшного, если он поспит какое-то время вместе с вами. Это только поможет укрепить ваши с ним отношения и решит внутреннюю проблему малыша.

КАК АНДРЮША СВОЙ СОН ИСКАЛ

Татьяна Холкина

Надоело Андрюше спать в своей кроватке. Скучно же — каждую ночь в своей кровати, на своей подушке. А вот хочу на маминой — папиной!

И лег Андрюша на мамину подушку. Стал засыпать, чувствует: сон подкрадывается.

— Ой, — удивился Сон, — кто это тут? Это не мама, нет.

— Да это я — Андрюша. А ты кто?

— А я — Мамин Сон, и это моя подушка и моя кровать. Я снюсь здесь каждую ночь. Значит, сегодня придется тебе меня смотреть!

— А ты про что? — обрадовался Андрюша. — Ты интересный?

— Конечно, — гордо сказал Мамин Сон. — Я очень интересный и полезный. За ночь мы перегладим с тобой все белье и перемоем всю посуду. Мно-о-ого посуды! Целую гору! Я научу тебя, чем её лучше мыть, и чем вытирать, и как.

— Нет, — испугался Андрюша, — я не хочу всю ночь мыть посуду. Покажи мне лучше сказку!

— Глупости какие, — ворчит Мамин Сон. — Сказки — это детские сны показывают. А я — взрослый! Закрывай быстро глаза, некогда нам — дел полно!

— Ой, — сбежал от него поскорее Андрюша на папину подушку. Глаза закрыл, ждёт, а сон всё не идет. Стал Андрюша подушку взбивать, кулаком тыкать. Вылез оттуда заспанный, взлохмаченный Папин Сон:

— Кто мне спать не дает? Чего надо? — бурчит Папин Сон.

— Покажи мне что-нибудь интересное, пожалуйста, мне ску-у-учно, — просит Андрюша.

— Вот ещё, — фыркнул Папин Сон. — Я и сам спать хочу, не привык я по ночам всякие истории показывать. Так спи сам!

— У-у-у, лентяй, — обиделся Андрюш и слез с этой подушки.

— Куда бы пойти? Вот! Лучший друг — собака Дендик в уголочке спит, пойду к нему.

— Подвинься, — попросил он собачку, — я с тобой лягу. Скууучно мне.

Дендик радостно хвостиком застучал, подвинулся — ложись, друг сердечный. Заснул наконец Андрюша. И вдруг, откуда ни возьмись, собака! Да такая наглая — хвостом вертит, на Андрюшину косточку посматривает! Уж Андрюша за ней по двору бегал-бегал, гонял-гонял, устал, лапы ломит, язык на бок — так и не догнал. Еле проснулся — уставший, сердитый. Неправильная какая-то кровать у Дендика, и сны у неё собачьи!

И тут смотрит — Андрюша, а на его кроватке кто-то сидит и тяжело вздыхает. Маленький такой, сияющий, грустный.

— Ты кто? — спрашивает Андрюша. — И что тут делаешь?

— Я — Волшебный Сон, специально для мальчиков! Прилетел сегодня на эту кроватку, к мальчику, а тут никого, нет. Ты не знаешь, где он? Мы ведь, Детские Сны, каждую ночь новые! И если он сегодня меня не посмотрит, значит, не посмотрит никогда.

— Что же я наделал, — ужаснулся Андрюша, — чуть свой собственный Волшебный Сон не пропустил! Вот что значит не в своей кровати засыпать!

— Я сейчас, подожди! — закричал он Сну. Бегом лег в свою кровать, на свою подушку, крепко закрыл глаза.

— Сплю! Начинайся!

КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ

  • Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив, проявите заботу. Например, какое-то время перед сном проведите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:
  • Как они выглядят?
  • Чего они хотят?
  • В каком мире они существуют?
  • Для чего они пришли в наш мир?
  • Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?
  • Что произойдет, когда вы подружитесь?
  • Какие слова они скажут тебе перед сном?
  • Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том, кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.
  • Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное) или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок. Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает направить (канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх на образ Бабы Яги, Кощея и др.

Кого и чего боятся современные дети?

К детским страхам можно добавить страхи, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон. Телевизионные передачи, виртуальные игры, «устрашающие» разговоры взрослых, случайно услышанные ребенком, — все это влияет на появление и развитие детских страхов. У современных детей наблюдаются боязнь не только сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча и т. п.), но и новоявленных виртуальных и киномонстров (гоблинов, гремлинов и т. п.), а также страх войны, катастроф, терактов, заражений.

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ДЕЛАТЬ УКОЛЫ И ПРИВИВКИ

Редко кто из родителей может похвастать, что их сын или дочь смело идет в медицинский кабинет, чтобы сдать кровь из пальчика, сделать укол или прививку. Страх подобных процедур присущ практически всем детям. Сказка «Отважный Флай», содержащая в себе косвенное воздействие, и волшебная история «Звездочет в поисках капризулей», несущая прямое указание, направлены на достижение общей цели — помочь ребенку преодолеть страх перед уколами и прививками.

Сказка написана практическим психологом Юлией Ворошниной для семилетнего мальчика, который категорически отказывался делать прививку. В ходе первичной консультации психолог узнала, что мальчик увлекается компьютерными играми, где главными героями являются гоблины, эльфы и горгульи. Именно эти детали позволили создать сказку и в метафорической форме передать ребенку «послание» о необходимости сделать прививку.

ОТВАЖНЫЙ ФЛАЙ

В давние времена, а может и не очень давние, на море-океане был маленький сказочный остров. Рос на нем красивый, сказочно красивый лес. А в том лесу жили добрые и веселые эльфы. Эти маленькие создания с крылышками с любовью следили и ухаживали за лесом — своим домом. А самым главным защитником леса был маленький, но очень сильный и выносливый эльф Флай.

У жителей острова была одна тайна: в лесу, в самой чаще, уже больше ста лет жила горгулья Ая. Однажды, спасаясь от злых гоблинов, слабая и раненая, она прилетела к эльфам на остров. Злобные гоблины завидовали волшебной силе горгулий и решили истребить весь их род. В тяжелой схватке с великанами родные Аи погибли, и она осталась одна. Эльфы знали, что горгульи — не безопасные существа, но пожалели Аю, спрятали ее от гоблинов у себя на острове и спасли от неминучей гибели. А я не любила дневного света и потому жила отшельницей, вдали от эльфов.

Но один раз в год, летней ночью, горгулья (в благодарность за спасение и сохранение тайны ее пребывания на острове) выходила на крыльцо своего жилища, чтобы поделиться с обитателями острова своей магией. В этот день взрослые эльфы приводили к замку своих малышей, и как только последние лучи солнышка гасли и на небе зажигались звезды, начиналось волшебство. Каждому эльфу-малышу Ая вводила волшебный нектар, который блестящей капелькой появлялся на кончике ее единственного когтя на крыле. Она делала это, чтобы помочь малышам стать взрослыми, расправить крылышки и придать им прочности.

Так было на протяжении ста лет. Так было и в то лето, когда очередь стать взрослым дошла до Флая. Возле жилища горгульи собрались все-все-все сказочные жители острова. Горгулья сначала расправляла свои крылья, потом произносила какие-то слова и касалась маленьких эльфов когтем с капелькой нектара, а в конце ритуала прикрывала место укола листочком мяты. Через некоторое время уже повзрослевшие маленькие эльфы взлетали высоко-высоко на крепких и красивых крыльях. Как был великолепен их полет!

Флай с восторгом и легкой завистью наблюдал за превращениями своих товарищей. Он тоже хотел иметь сильные и красивые крылья, но его так пугал острый коготь, что он никак не мог решиться подойти к Ае. Его сердечко сильно билось от страха. Нет, Флай не был трусишкой! Он не боялся ничего на свете… кроме горгульи и ее когтя.

 «Ая добрая, но такая страшная! А коготь — он такой большой и острый!!! А вдруг горгулья проткнет меня насквозь своим когтем? Нет, даже ради крепких крылышек, нет!» — решил маленький эльф Флай, спрятался под листом папоротника и оттуда продолжал наблюдать за происходящим. Никто не заметил, что Флай сбежал с церемонии и не укрепил свои крылышки волшебным нектаром горгульи Аи.

 Долго маленькому эльфу удавалось скрывать от всех, что он не может летать так же высоко, как и остальные. Он ловко перепрыгивал с одной веточки дерева на другую — для этого ему хватало сил своих детских крылышек. А помогать муравьям строить муравейник или играть с букашками в прятки крылышки и вовсе были не нужны.

 Никто не знает как, но злые гоблины узнали тайну эльфов. Они решили отомстить жителям острова и отправили к ним самого свирепого своего воина. И вот однажды большая лодка со злобным, грязным и дурно пахнущим гоблином пристала к берегу острова. Ступив на землю острова, гоблин сразу начал крушить и ломать деревья, вытаптывать траву, давить букашек-таракашек, разорять гнезда птиц. Ужас охватил всех лесных обитателей. Что же будет с ними, лесом, островом?

Собрались эльфы на совет и стали думать, как же остановить гоблина и отправить его назад. Наконец решили — надо добыть цветок забвения. Эльфы знали, что на одной далекой полянке растет чудесный цветок и если гоблин вдохнет его аромат, то забудет, для чего приплыл на остров, и вернется к себе домой. Но справиться с таким заданием сможет не каждый — надо быть очень сильным и смелым, чтобы слетать за растением и успеть вернуться, пока аромат не выветрился.

 Сильных эльфов много, а вот смельчаков… Все эльфы знали, что самый смелый — это Флай. Поэтому ответственное дело — спасти лес и всех эльфов — поручили именно ему. Тут-то и выяснилось, что Флай не принял нектар горгульи и его крылышки не такие сильные и прочные, как у других взрослых эльфов. Поднялась паника. Кто-то рыдал, кто-то ругался. Некоторые стали укорять маленького эльфа, другие — уговаривать пойти к Ае. Как тяжело было Флаю в этот момент! «Что же мне делать? Я должен спасти всех! Но горгулья, ее коготь! Мне страшно! Может, можно обойтись без этого?» — переживал Флай.

Кто-то слетал за советом к Ае. Горгулья передала капельку нектара, чтобы смочить крылышки Флая. Вдруг это поможет? Так и сделали.

О, чудо! Крылышки Флая начали светиться мягким синим светом и подняли его высоко-высоко в небо!!! Жители острова ликовали — скоро, совсем скоро наступит спасение!

Все видели, как Флай с цветочком в руках промчался над ними. Осталось только найти гоблина. Но что же это? Сияние крылышек эльфа стало быстро исчезать, и Флай начал резко терять высоту — это заканчивалось действие нектара.

На помощь к отважному эльфу бросились ночные мотыльки и посыпали его пыльцой со своих крыльев. От этого Флай (который был и без того легкий, как пушинка) стал еще легче, смог подняться и что было сил полетел к гоблину. До большого, похожего на картошку, носа великана оставались считаные сантиметры. И тут гоблин чихнул, да так сильно, что на океане поднялись волны, а с крыльев отважного эльфа осыпалась вся пыльца ночных мотыльков, и цветочек рассыпался на лепесточки. Упал Флай прямо под ноги злобного великана.

Злодей уже занес свою здоровенную лапищу, чтобы раздавить эльфа, и неизвестно, что бы стало с Флаем, если бы не Ая. Несмотря на палящее солнце, Ая покинула свое убежище и набросилась на чудовище, стала бить его крыльями, и гоблин упал, потеряв равновесие. В этой страшной битве горгулья повредила крыло и уже не могла сражаться. Преодолевая сильную боль, она успела перенести Флая в более безопасное место.

А гоблин, поднявшись на ноги, с еще большей злобой стал разрушать все живое на острове. «Если сейчас не принести волшебный цветок, то на острове ничего живого не останется», — подумал обессиленный Флай.

Маленький эльф посмотрел на свою спасительницу и с удивлением обнаружил, что не такая уже она и ужасная, как ему казалось. И крылья у нее мягкие, и коготь уже не такой страшный. От укола когтем по телу Флая пробежали мурашки, потом стало жарко. Он почувствовал, как волшебство расправляет его крылышки. Было немножко больно, но уже совсем не страшно. Флай поднялся в воздух. Его сердечко громко и быстро застучало, но не от страха, а от радости — теперь у него сильные и красивые крылья. Ах, если бы он знал об этом раньше, разве сбежал бы с церемонии!

Что было духу помчался отважный эльф на сказочную поляну за цветком забвения. Несколько секунд спустя с цветком в руках он уже был рядом с гоблином. И когда великан собрался раздавить дом эльфов, Флай подлетел к его носу. Волшебный цветок сделал свое дело — гоблин вдохнул аромат и замер с поднятой ногой: задумался, посмотрел вокруг ничего не понимающим взглядом, почесал затылок и попятился к своей лодке.

Как только лодка отчалила, на берег выбежали, вылетели, выползли все обитатели острова. Со всех сторон они окружили отважного эльфа и стали благодарить за спасение. В тот же вечер был устроен праздничный ужин в честь Флая. За смелость и отвагу его провозгласили королем и защитником всех эльфов.

Шестилетняя Настя, самая спокойная пациентка в больничной палате, начинала капризничать и громко плакать при одном только виде шприца, «заражая» других детей своим состоянием. Волшебная история, написанная Лилией Ткач, помогла девочке преодолеть страх перед уколами и продолжить курс лечения.

ЗВЕЗДОЧЕТ В ПОИСКАХ КАПРИЗУЛЕЙ

Как-то поздним вечером я возвращалась по парку домой. Дорожка освещалась фонарями, а вокруг было темным-темно. Вдруг откуда ни возьмись передо мной возник странный старик. Темные одежды, плащ-накидка из серебряной парчи и огромный колпак, украшенный золотыми звездами.

 — Кто вы? — спросила я.

 — Звездочет с Капризной планеты, — представился старик.

 — Звездочет с Капризной планеты? — удивилась я и почувствовала, как по моей спине пробежал холодок.

— А что вы здесь делаете?

— Ищу капризулей, — устало ответил Звездочет и спросил, не знаю ли я, где в нашем городе живут капризные девочки и мальчики.

         Я, конечно, сразу вспомнила про одну девочку, но не стала говорить об этом Звездочету. Вместо того поинтересовалась, почему он ищет капризных детей. Звездочет громко вздохнул и начал свой рассказ:

— Высоко-высоко в небе за большими и яркими звездами вращается маленькая планета. Называется она Жемчужинка, хотя в последнее время ее все чаще называют Капризной планетой. Испокон веков Жемчужинку населяли трудолюбивые, дисциплинированные и аккуратные человечки. С виду они похожи на людей, живущих на Земле, только очень маленькие. Человечки всегда заботились о своей планете, следили за чистотой, бережно относились к природе, дружили с жителями соседних планет и никогда не нарушали космические правила поведения.

— Какие хорошие человечки, — поддержала я разговор- Почему же вы называете их капризулями?

— Год назад случилась большая беда, Жемчужинку атаковали микробы с планеты Вирус, и почти все маленькие человечки заболели непослушанием и капризками. Тогда-то планету и стали называть Капризная, а человечков капризулями, — грустно ответил Звездочет.

— Что же произошло потом? Почему вы ищете капризулей на нашей планете?

Звездочет понял мое беспокойство, опустил глаза и тихо продолжил:

— На планете был объявлен карантин, а населению строго- настрого запрещены прогулки в открытом космосе до тех пор, пока ученые Жемчужинки не создадут лекарство, чтобы всех вылечить. Но несколько капризулей нарушили космические правила, отправились на прогулку, заблудились и оказались на планете Земля.

— Землянам грозит опасность? — испугалась я.

— И да и нет, — попытался успокоить меня Звездочет. — Я уже нашел всех капризулей, сделал им прививки и отправил на Жемчужинку. Теперь они, как прежде, трудолюбивые, дисциплинированные и аккуратные человечки.

— Значит, опасности больше нет.

Я обрадовалась и даже захлопала в ладоши. Но Звездочет нахмурил брови и произнес:

— К сожалению, не так все просто. Дело в том, что на Земле микроб непослушания опасен только для детей, он поражает исключительно маленьких человечков. К счастью, у большинства детей Земли хороший иммунитет послушания, но есть дети…

— Вы хотите сказать, что некоторые дети уже заболели капризками? — нетерпеливо перебила я старика.

— Да, — грустно ответил Звездочет. — Что же с ними будет?

— Они могут навсегда остаться маленькими капризулями.

— Им можно как-то помочь?

— Да. Для этого им нужно сделать волшебную прививку или несколько обыкновенных уколов, — ответил Звездочет.

— Уколов! — ойкнула я и вспомнила, как болела в детстве и как мне делали уколы.

— Да, несколько обыкновенных уколов, — спокойно повторил Звездочет, — это необходимо сделать как можно быстрее. Только уколы помогут капризным девочкам и мальчикам измениться, расти крепкими и здоровыми, красивыми и умными.

В это время у Звездочета зазвонил телефон, и ему сообщили, что обнаружили еще одного капризного ребенка. Звездочет поклонился мне и исчез так же неожиданно, как и появился. А я поспешила к своей знакомой девочке, чтобы рассказать ей эту историю.

На прошлой неделе в Херсоне родился не совсем обычный цикл занятий для мам. Мы говорили о сказках и почему они играют важную роль в воспитании, чем они могут помочь ребенку.

Мы взяли книгу Р.Миншул «Как выбирать своих людей» и каждый день один час посвящали изучению одного эмоционального тона. Но это не все, вдобавок ко всему во второй половине занятия мы сочиняли сказки с героем, который находится в изучаемом эмоциональном тоне тоне. Этот герой может быть и положительным и отрицательным.

Вот что получилось:

А вот подробности — что, как и зачем:

родительство в радость
Зачем мы это делаем?
Все из-за детей!
(С появлением детей как много хорошего приходит в нашу жизнь из-за них!)
Дети подрастают и встречают разных людей:
• Взрослых и сверстников
• Радостных и сердитых
• Жадных и щедрых
• Честными и склонными к обману
• Готовыми прийти на выручку и убегающими в страхе от малейшей опасности
• Готовыми поддержать и старающимися выглядеть более выигрышно на фоне более слабого

И не хочется советовать ребенку: если тебя обидели – дай сдачи!
Вроде бы совет хорош, но… А что если чужой малыш хотел забрать у вашего сына его яблоко и не смог, и оче-е-е-ень обиделся! И дал вашему малышу «сдачи»! Как-то не хочется такого!

Хочется, чтобы наше любимое чадо разбиралось в людях и само могло решить надо ли «давать сдачи», кому именно и какой!

Нужно обучить ребенка. Но как заставить трехлетнего или пятилетнего сорванца слушать , а главное и понимать, теорию, с которой и не каждый взрослый справится?

На выручку нам приходят сказки!

Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…
Русская народная поговорка

Сказки упорядочивают мир ребенка
Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха). Некоторые ситуации вам покажутся надуманными, но малышу так понятнее.
Сказки воспитывают
В сказочных героях дети видят себя.

Сказки это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах.

Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха), с другой – поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества).
Ребенок в душе выбирает своего героя, на которого он хочет быть похожим, чья жизненная позиция ему близка.

И если сказки могут все это сделать для наших детей, а дети, при этом любят их слушать (в отличии от нотаций и долгих бесед), то давайте подружимся со сказками!
Сказки были рассказаны мамами своим детям (четыре и шесть лет) – реакция простая – «Мама, расскажи еще!» :)

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой имеют высокую тревожность, хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если и участвуют, то часто обижаются и уходят.

 
Сказки на коррекцию

Огромное влияние на самооценку и эмоциональную сферу ребенка оказываем мы, родители. Нам не хватает порой времени на то, чтобы поиграть с ребенком. Мы, дабы добиться послушания, запугиваем детей, даже не замечая этого. Мы приписываем роль и вешаем ярлыки ребенку, когда злимся… Отсюда агрессия — вымещение негативных эмоций на других, страхи, робость, тревожность, застенчивость и др.

Пока ребенок мал, легче  исправить эмоциональную сферу ребенка, помочь ему поверить в себя, укрепить оптимизм и надежду, помочь проявить скрытые способности.

И на помощь придут сказки на коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Именно она поможет ребенку снять эмоциональное напряжение, повысить уверенность в собственных силах, понять, что он ни чуть не хуже других, что он любим и дорог.

Удачного прочтения, и пусть Ваш малыш растет оптимистом!

 
Line
 

Название сказки Автор
Храбрый крабик О.В.Хухлаева
Как слоненок перестал стесняться О.В.Хухлаева
Как Андрюша гостей встречал Т.Холкина
Сказка про смелого Алёшу И.Турина
Бум-бум-бум М.Андрианов
Сказка про Колю и его друзей Л.Цвирко
Сказка про доброго Петю И.Маниченко
Сказка про Зайца-забияку И.Гурина
Сказка про вредную ящерку Ю.Кузнецова
Про ежа-драчуна Ю.Кузнецова
Про зайчат, которые забрались в мамино сердце Ю.Кузнецова
Добрая — добрая сказка Г.Лаптева
Капелька И.Гаврилова
Сказка о Ветре и Цветке неизвестен
Сказка про бобренка, который не любил раскрашивать Ю.Кузнецова
Богатырь Е.В. Чех
Сказка про вороненка, который хотел кого-нибудь клюнуть Ю.Кузнецова
Колючка Н.М.Сертакова
Девочка Хныкалка М.Кутовая
Птенец Н.М.Сертакова
Тучка Н.М.Сертакова
Сказка про зайчика, который боялся темноты Н.М.Сертакова
Случай в лесу неизвестен
Белочка-припевочка О.В.Хухлаева
Подсолнечное семечко О.В.Хухлаева
Сказка о вороненке О.В.Хухлаева
Как птенчик летать учился Е.В. Чех
Сказка про обиду М.Скорбеева
Гусеница И.Стишенок
Ловкая Лапка О.Хухлаева
История Осины И.Стишенок
Сказка про фею Искорку О.Хухлаева
Бабочка и Жук И.Стишенок
Отчего у ежика выросли иголки О.Хухлаева
Девочка с мишкой О.Хухлаева
Темноландия О.Хухлаева

Статья содержит информацию из открытых источников

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

  • Рассказ про эмоции 4 класс окружающий мир
  • Рассказ про шерлока холмса про гуся
  • Рассказ про эльмиру и самата
  • Рассказ про шерлока холмса на английском
  • Рассказ про эльзу из холодного сердца на английском языке