Рассказ про этикет для 4 класса

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Этикет (виды и правила)

Учителя порой говорят об «правилах этикета» строгим голосом. Что же означает это таинственное слово – «этикет»? Если сформулировать определение кратко и простым языком, то оно будет звучать так: «Этикет – это правила поведения в обществе». С раннего детства каждый человек получает воспитание – взрослые говорят ему, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. У него формируются в голове правила хорошего поведения, потом он уже автоматически, не раздумывая, делает так, как правильно. Такого человека называют воспитанным. Он знает правила этикета и применяет их повседневной жизни.

  1. Относиться к людям доброжелательно, быть вежливым и тактичным;
  2. Всегда выполнять свои обещания;
  3. Говорить людям комплименты (но в меру, иначе это будет лесть);
  4. В диалоге не перебивать собеседника;
  5. Не разговаривать во время еды;
  6. Показывать пальцем – дурной тон;
  7. Кашлять и чихать в обществе можно, прикрывая рот рукой. Зевать вообще нельзя, так человек показывает неуважение к обществу, что ему скучно с людьми;
  8. Нельзя опаздывать;

В качестве примера, были перечислены 8 правил этикета, которые знает большинство людей с раннего детства, но, стоит задуматься, все ли правила соблюдаются в реальной жизни?

На самом деле, правил этикета значительно больше, их подразделяют на несколько крупных групп – это виды этикета.

Виды этикета

  • Речевой этикет – это правила человеческой речи: она должна быть разборчивой, неторопливой, эмоционально окрашенной, понятной собеседнику. Нельзя употреблять «слова-паразиты» и ругательства. Нельзя забывать здороваться с людьми и говорить «До свидания» людям, а также – «волшебные слова – спасибо и пожалуйста»;
  • Столовый этикет – это правила поведения за столом: есть с закрытым ртом, не разговаривать во время пищи, не дуть сильно на горячую еду, что не забрызгать окружающих (лучше вообще не дуть, а спокойно подождать, пока остынет), пользоваться ножом и вилкой, есть аккуратно;
  • Театральный этикет: в театре нельзя шуметь, разговаривать во время спектакля, нужно выключить звук на телефон и убрать его подальше в сумку. В антракте можно посетить «дамскую комнату», буфет и просто походить по театру. Никакие экспонаты трогать руками нельзя (как и в музеях). В театре должна быть парадная форма одежды, никаких джинсов;
  • Профессиональный этикет (у представителей разных профессий – свои правила);
  • Религиозный этикет (проявление терпимости и уважение к людям других религиозных взглядов, правило поведения в православной церкви, мечети. Например, женщинам нельзя заходить в православный храм с непокрытой головой и в штанах, мужчина, наоборот, должен снять головной убор).•             Телефонный
  • этикет: близок к речевому, главное – быть вежливым и не перебивать собеседника. Рано утром, ночью и поздно вечером никому не звонить!
  • Траурный этикет: на похоронах нельзя улыбаться и смеяться, чтоб не оскорбить память погибшего, нужно приходить в черной одежде. В доме, где погиб человек, обязательно завесить тканью зеркала. И еще одно важное правило: о покойниках говорят либо хорошее, либо ничего!

Существуют и другие разновидности этикета, такие, как свадебный, воинский, дипломатический.

Если подвести итог, правила этикета должен знать и соблюдать каждый воспитанный, современный человек. С какой целью? Чтобы быть уважаемым в том обществе или коллективе, где он живет и трудиться. Соблюдая правила этикета, легче строить общение с разными людьми – ведь никто не любит озлобленных, скандальных людей. Никто не воспринимает всерьез людей, специально демонстрирующих негативное поведение в обществе. И еще одно правило, пожалуй, самое важное: «К людям надо относиться так, как Вам хотелось бы, чтоб они относились к Вам!»

Доклад №2

Понятие «этикет» заимствовано из французского языка и включает в себя все допустимые установки относительно поведения и внешнего вида. Этих негласных правил следует придерживаться не только в общественных местах, но и повседневной жизни в целом. В зависимости от ситуации этикет имеет свои виды:

Речевой этикет — это требования предъявляемые к речи человека. Они включают в себя: тактичность манеры общения, грамотную речь с соблюдением цензуры, вежливость в интонации, употребление слов в правильной форме, например, приветствие «здравствуйте» вместо «здрасте». Категорически недозволительно вмешиваться в разговор других людей и перебивать собеседника. Имеет особую важность донесение своей мысли до собеседника в лаконичной форме.

Столовый этикет включает нормы поведения за столом. Присаживаться за стол можно только после приглашения хозяев. Мужчинам следует женщину пропустить вперёд. Не допускается вести разговор пережевывая пищу. Не разрешается вносить личную критику в отношении поданных блюд. Сидя за столом вилку следует держать в левой руке, а нож в правой.

Повседневный этикет включает ряд правил, их следует соблюдать в ситуациях, в которые мы попадаем практически ежедневно. В общественном транспорте необходимо уступать места беременным женщинам, людям преклонного возраста, детям и инвалидам. Не разговаривать громко на улице, мужчине при входе в помещение следует снимать головой убор. В гости идти только предварительно согласовав день и время. При посещении заведения мужчина вперёд пропускает женщину предварительно открыв перед ней двери. Данный вид предполагает вежливое обращение ко всем, без исключения, участникам диалога. Это необходимо для достижения взаимопонимания между незнакомыми людьми, например, в случае, когда необходимо узнать дорогу или время.

4, 5, 7 класс

Этикет (виды и правила)

Этикет (виды и правила)

Популярные темы сообщений

  • Пейзаж в музыке

    Пейзаж – жанр в изобразительном искусстве, который заключаться в рисовании природы. Художники могут, как и точно перерисовывать и немного преображать природу. Веками природа использовалась только лишь для фона или декораций.

  • Озеро Байкал

    В самом центре материка Евразия смогло образоваться удивительное озеро под названием Байкал. Озеро со всех сторон окружено величественными горными хребтами. Его размеры поражают не только приезжих туристов, но и многих местных жителей.

  • Творчество Юрия Нагибина

    Нагибин Юрий Маркович известен не только как русский писатель, но и сценарист. Приобрел известность в 50 годах прошлого столетия. Его первые рассказы были опубликованы в журнале «Литературная Москва».

  • Творчество Томаса Рида

    Литературой Томас Майн Рид стал заниматься не сразу. До того, как стать популярным английским писателем, он попробовал себя как торговый агент, учитель и даже актер.

  • цветок Бегония

    Мир цветущих растений был бы неполным без яркого, неприхотливого представителя семейства бегониевых – бегонии. Цветок пользуется спросом и в собственном доме, и на работе. Известным в свое время организатором экспедиции Мишель Бегоном

Сказка об этикете

— Сегодня, ребята, мы постараемся с вами
обобщить все, что мы знаем

об Этикете. Вы послушайте сказку и
подумайте, может ли она нам

помочь овладеть правилами этикета.

Жил на
свете молодой человек по имени Этикет.
Очень уж хотелось ему
прославиться, чем-то отличиться от
других. Никак не хотелось быть похожим
на всех.

Думал
он, думал, как это сделать, но придумать
не мог, и тогда по­шел
он к доброму волшебнику: «Помоги мне
придумать что-то такое,

39

что
сделало бы меня заметным среди людей.
Это поможет обрести свое лицо,
свою индивидуальность».

  • Хорошо,—
    сказал волшебник.— А как ты хочешь
    прославиться: доб­
    ром
    или злом?

  • Добром.

  • Тогда
    тебе надо отправиться в такую страну,
    где еще никто не слы­
    шал твоего
    имени и не видел твоего лица. И с первых
    шагов в этой
    стране
    ты должен проявить себя так, чтобы все
    тебя замечали и спра­
    шивали:
    «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление
    запоминали,
    оно
    должно им нравиться. А значит, оно
    должно быть красиво, удоб­
    но
    для других, т.е. целесообразно обстановке.
    Если ты сумеешь так
    проявить
    себя, то люди будут спрашивать: «Кто
    это?», «Кто так кра­
    сиво
    делает?», «Так привлекательно выглядит»?
    И услышав в ответ
    «Этикет»,—
    запомнят твое имя и тебя.

  • Но
    как я узнаю, как надо себя проявлять в
    том или ином случае. Я
    ведь
    не умею.

  • А
    ты всякий раз подумай о том, что приятно
    и привлекательно для
    других,
    а потом уже делай.

  • Не могу себе
    представить.

  • Давай попробуем.

Волшебник
взмахнул волшебной палочкой, и на поляне
появился стол,
покрытый красивой скатертью, стул с
резной спинкой и выгну­тыми ножками.

— Садись,—
пригласил волшебник.

Юноша
подошел к столу и попробовал сесть на
этот красивый стул. Но
никак не мог приспособиться к нему и,
чтобы было удобнее, облоко­тился
на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался
требовательный голос:

  • Нельзя
    ложиться грудью на стол — это не пляж.
    Можно положить
    руки на край стола,
    но локти надо прижать к себе, чтобы не
    мешать
    соседям.

  • Но
    здесь нет соседей, — растерянно сказал
    юноша, оглядываясь по
    сторонам.

  • Но
    они могут быть. А в твоем путешествии
    будут обязательно,— ска­
    зал
    требовательный голос.

И
юноша послушно сел, как того требовал
голос. Голос сразу смяг­чился
и сказал:

— Молодец.
Ты способный юноша. В аристократических
семьях раз­
ных
государств, чтобы научить юношей сидеть
за столом, вкладыва­
ли
между туловищем и локтями книгу и велели
ее удерживать, пока
сидишь за столом.
Долго приходилось им так тренироваться,
чтобы
научиться красиво сидеть.

  • Что
    еще я должен сделать? — спросил
    приободренный этим разгово­
    ром
    юноша.

  • Следить
    за своей осанкой: плечи расправить,
    сесть прямо, но не на­
    пряженно,
    а в естественной позе.

Юноша попробовал,
но у него не очень получилось.

— Придется
тебе подарить волшебное зеркало. Оно
будет показывать,
как
правильно. И когда ты сумеешь это
усвоить, тебе можно будет
двигаться
дальше.

И
перед юношей оказалось прямо на поляне
чудесной красоты зер­кало.
Оно заговорило нежным голосом:

— Смотри
на меня внимательно и запоминай.

Перед
юношей сначала появилась прелестная
женщина, она легкой походкой
прошла к столу и села прямо, естественно,
расправив плечи, и легко положила руки
на край стола, держа при этом локти
прижаты­ми
к себе.

— Как
красиво,— подумал юноша.

А
девушка уже исчезла, и появился юноша.
Он так же красиво и про­сто подошел
к столу, сел. (Дети изображают зеркало
и по желанию про­ходят
и садятся за стол.)

  • Это
    действительно очень красиво и приятно,—
    воскликнул юноша и
    тоже
    легко прошел и красиво сел к столу. Ему
    стало очень удобно и
    радостно.
    И тут же он увидел себя в волшебном
    зеркале и сам себе
    очень понравился.

  • Понравилось? —
    спросил волшебник.

  • Да, очень.

  • А
    как ты думаешь, почему такая поза за
    столом выглядит красиво?
    (Дети
    думают, почему?)

  • Верно,
    молодец. Такая поза подчеркивает
    целесообразность, красоту
    и
    скромность поведения, потому что в ней
    проявляется уважение к
    окружающим
    и умение думать о других. И если ты
    всегда будешь сле­
    довать
    этим принципам, то люди обратят внимание
    и запомнят твое
    имя.
    Дарю тебе волшебный голос и волшебное
    зеркало. Они помогут
    тебе.
    И пусть тебе везде сопутствуют
    благородные помыслы и поступки.
    С
    этими словами напутствия и отправился
    юноша по имени Этикет

в
путь. Долго ли, коротко ли он шел, но
привела его дорога в невидан­ный им
ранее город, где царили свои обычаи и
правила. Так, при входе в город стоял
красиво сервированный стол, и в город
мог войти только тот,
кто выдерживал предложенный экзамен
по сервировке стола и уме­нию
пользоваться приборами, есть предложенные
кушанья.

— Здравствуйте,
люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите
ли вы
мне
посетить ваш город?

40

в
Этическая грамматика. Часть I

41

— Добрый
день, юноша,— отвечал церемониймейстер.—
Скажи нам
свое
имя и отведай нашего кушанья.

Представился
Этикет, подошел к столу и сел так, как
запомнилось ему отражение в волшебном
зеркале.

  • Красиво
    и хорошо ты сидишь,— сказал
    церемониймейстер.— Ска­
    жи
    же, какие кушанья тебе подать и какие
    приборы положить?

  • Дети,
    если бы вы были на месте Этикета, какие
    бы вы кушанья зака­
    зали?

  • Какими приборами
    вы умеете пользоваться?

Учитель
дает возможность ребятам высказаться,
благодаря чему по­лучает
представление о воспитанности детей и
о быте их семей.

Дети
пытаются продолжить сказку, используя
те знания, которые у них
есть. Пусть ребята попробуют назвать
любимые кушанья и опреде­лить,
какими приборами надо пользоваться.
Можно предложить им изо­бразить
рассказываемое в сценках или подготовить
рисунки.

— На
следующем занятии мы продолжим сказку
об Этикете и поучим­
ся
правильно пользоваться приборами.
Хорошо? Если у кого-то бу­
дет
желание, можно нарисовать иллюстрации
к сказке.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ ОБ ЭТИКЕТЕ

Занятие
можно начать с выставки детских рисунков
и комментари­ем
к ним. Хорошо, если учитель сумеет
подобрать к занятию картинки, иллюстрирующие
правильное поведение за столом,
пользование при­борами.
Можно использовать диапозитивы.

— Ну,
а как же повел себя Этикет в сказке?
Заглянем опять в сказочный
город.

Задумался
Этикет, какие же блюда ему заказать. А
голос шепчет: «За­казывай
те, которые умеешь правильно и красиво
есть, пользуясь при­борами».

— Дай-ка
я загляну в волшебное зеркало,— подумал
Этикет.— Может
быть, там я увижу и
пойму, как мне надо вести себя дальше.

И
тут же перед ним в зеркале появился
красиво сервированный стол.
Он выглядел очень аппетитно. А голос
при этом внушал: «Правила
поведения за столом строятся на основе
разумности, ги­гиены
и красоты. Поэтому скатерть должна быть
всегда чистой». (Учитель
может в процессе урока обыгрывать
сказку, выбрав по же­ланию
детей Этикета, голос, установить в классе
«волшебное зерка­ло». В итоге по мере
повествования сказки действие ее
происходит и в
классе.)

42

«Чтобы
сохранить чистоту скатерти, можно
пользоваться салфетка­ми,
подставками для приборов.

Наиболее
употребительны за столом нож, вилка,
десертная и чайная ложки».

  • А
    как надо есть вилкой и ножом? — шепотом
    спросил юноша. «Вол­
    шебное
    зеркало» (дети) отвечает и показывает.

  • А когда ими нужно
    пользоваться? (Дети отвечают.)

И
голос прошептал юноше, а в зеркале
девушка и юноша продемон­стрировали
его ответ:

V.*

  • Когда едят котлету
    или мелко нарезанную пищу, нож не нужен.

  • А когда едят рыбу,
    нож нужен? — спросил юноша. (Дети
    отвечают.)

  • Рыбу
    ножом не едят, пользуются либо специальными
    приборами,
    либо
    двумя вилками, из которых одна переносит
    куски в рот, другая
    помогает
    отделять кости. Чаще в левой руке держат
    небольшой ку­
    сочек
    хлеба, которым помогают отделить кости
    и поддевать на вилку
    куски
    рыбы. (Дети показывают.)

  • А какие главные
    правила сервировки стола?

  • Вся
    посуда ставится по прямой линии. Все
    должно быть под рукой.
    То,
    что потребуется раньше, стоит дальше
    от тарелки, такудобнее брать.

  • Нож для мяса
    кладется справа от основной тарелки,
    лезвием к ней,
    за ним — рыбный нож и
    закусочный (он меньше).

Слева в таком же
порядке вилки.

Ложка,
выпуклостью вниз, может лежать за
тарелкой, ручкой впра­во,
или правее ножа.

  • А вы, ребята, что
    запомнили из этих правил?

  • Кто
    хочет побыть «волшебным зеркалом» и
    показать, как нужно поль­
    зоваться
    приборами?

  • Следующее
    занятие у нас будет практическое, мы
    сможем потрени­
    роваться
    в пользовании приборами и умении
    сервировать стол. Мы
    отправимся
    с вами в путешествие в страну Этикета,
    а вы попробуйте
    сами
    продолжить сказку.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА

Занятие проводится
за импровизированным столом.

  • Сегодня, ребята,
    мы отправимся с вами в путешествие в
    страну Этикета.

  • Чем же закончилось
    путешествие Этикета?

Дети
фантазируют, пытаясь закончить сказку.
Те, кто высказывает­ся,
пытаются показать, как правильно сидеть
за столом, пользоваться приборами.

43

С
этой целью на столе должны быть хотя
бы бутерброды и основные приборы.

  • Видите, какое
    интересное у нас получается путешествие.
    Подумаем
    вместе, чему же мы уже
    научились и что знаем?

  • Какие правила
    этикета вам известны?

Выделим
некоторые из них. Для этого попытаемся
поиграть в игру «Продолжи
предложение».

Учитель
читает предложение, а дети по желанию
пытаются закон­чить
его, высказав правила этикета.

  • Когда учитель
    входит в класс, дети… (встают).

  • Почему? (так они
    подчеркивают свое уважение к нему).

  • Когда кто-то из
    ребят входит в класс, он… (здоровается).

  • Почему?
    (он этим как бы желает всем здоровья и
    выражает свое доб­
    рое
    отношение к ним).

  • Когда
    звучит приглашение к столу, то мальчик…
    (пропускает девоч­
    ку
    вперед, отодвигает стул, освобождая
    ей место. Затем, когда девоч­
    ка
    подходит к столу, придвигает стул).

  • За
    столом надо сидеть… (прямо, не
    облокачиваться, локти на стол не
    класть).

  • На столе должны
    лежать следующие приборы…

  • Если мешаешь
    ложечкой сахар в чашке, ложка не
    должна… (стучать
    о края чашки) и т.д.
    (на усмотрение учителя).

  • Как вы думаете,
    ребята, нужны ли нам эти правила?

  • Конечно,
    нужны. Эти правила позволяют нам
    красиво, просто и ра­
    зумно
    оформить свое поведение.

  • А
    теперь пригласим каждого желающего к
    волшебному зеркалу, око­
    ло
    которого сидел Этикет. Желающий может
    подойти к нему и ска­
    зать:
    «Свет, мой, зеркальце, скажи, да всю
    правду доложи: с этике­
    том
    я дружу? Этикетом дорожу?»

  • А
    вы скажете, что у него получается по
    правилам этикета, а чему надо
    еще
    учиться. Договорились? Ну кто желает
    встать перед зеркалом
    первым?

Дети
играют в эту игру, постепенно определяют
наиболее сущест­венные пробелы в
этике поведения. Учитель тактично
руководит иг­рой,
старается скорректировать замечания.

Заканчивая игру,
учитель подводит итоги высказанного.

  • На
    нашем следующем занятии мы постараемся
    с вами быть еще бо­
    лее
    умелыми в соблюдении основных правил
    этикета.

  • Следующее
    занятие праздничное. Мы проведем
    Новогодний огонек
    за
    столом.

ПРОСИМ К СТОЛУ (НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК)

Занятие
проводится как коллективный новогодний
праздник, где учитель
и приглашенные взрослые помогают детям
накрыть стол по правилам
этикета, а дети в своем поведении
стараются закрепить усво­енные
правила.

44

45

III.
ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ

ПУТЕШЕСТВИЕ В
ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ

  • Сегодня,
    ребята, мы с вами вновь отправимся в
    путешествие. Вам
    нравятся
    наши путешествия?

  • Куда мы с вами
    путешествовали?

  • А сегодня мы с
    вами отправимся в волшебную сказку,
    согласны?

  • Мы
    навестим добрых волшебников и постараемся
    узнать у них, по­
    чему они добрые.
    Но чтобы мы могли поговорить с
    волшебниками,
    нужна
    фея и, конечно, добрая. Знаете ли вы
    такую фею?

Ребята
вспоминают знакомую им фею «Здрасте»,
сопровождающую их
в «школе вежливости». Можно предложить
кому-то из ребят по же­ланию быть феей
«Здрасте» и сопровождать класс в
сказочном путеше­ствии.

— В
какую сказку мы отправимся?

Дети
предлагают сказки. Фея «Здрасте» как
бы вводит путешествен­ников
в ту сказку, на которой дети остановились.
Ребенок, вспомнив­ший
сказку, как бы на время превращается в
ее героя — доброго вол­шебника.
Дети рассказывают о добром волшебстве
и пытаются объяснить,
почему волшебник решил помочь герою.

Так
можно вспомнить несколько сказок. Более
подробно можно ос­тановиться на сказке
«Золушка» и «Волшебник Изумрудного
города». Детям можно показать иллюстрации,
попросить их описать внешность доброй
феи в этих сказках, может быть, прочитать
небольшой отры­вок
из «Волшебника Изумрудного города»,
где фея листает книгу муд­рости.

Основное,
к чему должно быть направлено внимание
детей,— что значит
добрый, что содержит в себе понятие
доброта.

  • Почему
    фея помогла Золушке или Элле? (Они
    понимали нелегкое
    положение
    девочек, сочувствовали им и потому
    хотели помочь.)

  • Значит, они желали
    им добра, верно? А будучи волшебниками,
    они
    могли это добро им сделать,
    правильно?

  • Что
    же значит быть добрым? (Желать другому
    добра, видеть состоя­
    ние
    другого человека и хотеть ему помочь.)

46

  • А будут ли добрые
    волшебники помогать злу, недоброму
    человеку?

  • Конечно
    нет. Ведь недобрый человек не желает
    другому добра, не
    помогает
    в беде. Более того, он даже способен
    радоваться, что друго­
    му
    плохо, что он попал в беду.

  • Что же лежит в
    основе доброты, доброго поступка?

  • Да,
    желание добра другому, умение заметить,
    что кому-то нужна
    помощь,
    и оказать ее, т.е. расположение к человеку,
    уважение к
    нему.

  • Народная
    мудрость, ребята, отраженная в пословицах,
    поговорках,
    присказках,
    афоризмах, славит добро и доброе
    отношение к чело­
    веку.

  • Подумайте над
    такими пословицами.

Учитель
раздает листочки с половиной пословицы.
Ученик читает свою
часть пословицы, а другие смотрят, у
кого вторая часть. Когда по­словица
правильно прочитана, дети задумываются
над ее смыслом.

Можно взять такие
пословицы.

С
добрым жить хорошо. Поспешай делать
добро. Доброе дело и в воде не
тонет.
Не устоять худу против добра. На свете
не без добрых людей. Доб­
рому
добрая память.

  • Вот
    и народная мудрость славит доброту в
    человеке. Значит, добрый
    человек
    может быть немного волшебником.

  • Как
    вы думаете, может каждый из вас тоже
    быть немного волшебни­
    ком?

  • В
    чем будет его волшебство? (Другому рядом
    с ним станет легко,
    просто,
    теплеет на душе благодаря доброму
    отношению, внима­
    нию.)

  • Следовательно,
    чтобы немного быть волшебником, важно
    по-доб­
    рому
    относиться к окружающим тебя людям: и
    дома, и на улице, и в
    школе,
    и в общественных местах. Постарайтесь
    подумать над этим и
    попробовать
    стать волшебником, а на следующем
    занятии мы по­
    смотрим,
    что у вас получилось.

  • Интересным было
    наше путешествие?

  • Какие волшебники
    вам понравились?

  • Нарисуйте,
    если будет желание, свои иллюстрации
    к сказкам. На сле­
    дующем
    занятии мы откроем выставку рисунков
    о добрых волшеб­
    никах.

  • В
    заключение попробуем сформулировать
    с вами волшебное прави­
    ло,
    которое поможет нам тоже стать
    волшебниками.

После
того, как дети попытаются сформулировать
такое правило, учитель
подытоживает их формулировки: поступай
так, как бы ты
хотел, чтобы поступали по отношению
к тебе.

47

  • Хорошее
    правило? Волшебное?

  • Давайте
    проверим. Сережа, если ты хочешь, чтобы
    с тобой были веж­
    ливы,
    то… (всегда должен быть вежлив сам).

  • Света, если тебе
    кажется, что толкаться нехорошо, то…

  • Катя, тебе очень
    хочется, чтобы другие тебе уступили,
    значит…

  • Давайте и будем
    в нашей жизни руководствоваться этим
    правилом!

Соседние файлы в папке Методическая папка Уроки этической грамматики 1-4 кл

  • #
  • #

    29.05.201535.33 Кб35Подумаем, поиграем

  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосновская СОШ № 2» Школьный этикет Научно-исследовательская работа учащихся 4 «В» класса Сосновка 2019 г.

Слайд 2

Мы считаем, что наше поведение и наше общение невозможно без знания и понимания норм школьного этикета

Слайд 3

Объект: Взаимоотношения между людьми. Школьный этикет. Цель: Выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моём классе и школе. Научить детей правилам культурного поведения в школе. Гипотеза: Зная правила школьного этикета, можно разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми.

Слайд 4

Задачи исследования: изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения; выяснить, существует ли школьный этикет; понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах; составить правила этикета для ребят своего класса и школы. Методы исследования: Сбор информации из книг, Интернета, других источников. Анализ научной литературы. Наблюдение. Сравнение полученных результатов. Составление правил классного этикета.

Слайд 5

История возникновения этикета Этикет — это нормы и правила о должном поведении людей в обществе.

Слайд 6

При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»

Слайд 7

Ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно. Школьная форма должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак. Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года. Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка. На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде. Внешний вид – это наша визитная карточка

Слайд 8

НЕОБХОДИМО бережно относиться к школьному имуществу: не писать на партах и стенах; не ломать мебель; не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.; убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди; не плевать на пол. аккуратно обращаться с учебными принадлежностями: учебники и тетради должны быть обёрнуты; складывать их надо аккуратно, не помяв листы; на столе должен быть порядок.

Слайд 10

Поведение в школе Приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий. Заранее приготовиться к нужному предмету и спокойно ждать учителя. Нельзя прогуливать уроки. Нельзя пользоваться во время уроков телефонами и плеерами. Если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места. Нельзя во время урока кушать и жевать жевательную резинку. Нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок. Нужно уважать учителя.

Слайд 11

Поведение на перемене: не бегать на перемене, расталкивая всех локтями; не кричать; нельзя обижать тех, кто младше, и не стоит задирать старшеклассников. Поведение в столовой: нельзя заходить в столовую в верхней одежде и с портфелем (рюкзаком). Поведение в библиотеке: не входить в библиотеку в верхней одежде и с портфелем; разговаривать тихо; с книгами обращаться аккуратно; сдавать книги вовремя.

Слайд 12

Наши исследования № Школьный этикет Знаете Не знаете Соблюдаете всегда Соблюдаете не всегда 1 Приход и уход из школы 12 чел. — 11 чел. 4 чел. 2 Внешний вид 13 чел. 1 чел. 10 чел. 5 чел. 3 Деловое поведение на уроке 10 чел. 1 чел. 5 чел. 10 чел. 4 Содержание учебных вещей 12 чел. 1 чел. 9 чел. 6 чел. 5 Поведение на перемене 10 чел. — 5 чел. 10 чел. 6 Этикет движений 8 чел. — 8 чел. 7 чел. 7 Правила поведения в столовой 12 чел. — 6 чел. 9 чел.

Слайд 13

Памятка «Премудрости школьного этикета» В школу приходи без опозданий. В общении со всеми употребляй вежливые слова. Надевай в школу деловую ученическую одежду. Поддерживай чистоту и порядок на своем рабочем месте. Не мешай другим на уроке, не разговаривай и не отвлекайся. На переменах не бегай, не обижай младших, не задирай старших. Когда уходишь из класса, заканчивая учебный день, попрощайся с учителем и одноклассниками.

Слайд 14

Выводы: В нашей школе действуют Правила поведения для учащихся. Школьные правила в большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже – на перемене). Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались школьного этикета.

Слайд 15

С помощью правил этикета можно изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс. Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к другу. Уверены, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Четвёртый класс — это окончание начальной школы. После этого дети должны пойти в старшую школу. Это последний год, когда все ученики должны повзрослеть, стать ответственными и уверенными в себе. Только с такими качествами будет проще влиться в новую взрослую и самостоятельную среду школы.

Поэтому правила этикета должны быть связаны с вступлением в самостоятельную жизнь.

1. Старайтесь помогать!

Правила этикета предусматривают помощь всем людям, которые в этом нуждаются. Помощь — одно из главных качеств, которые должен иметь каждый человек. Если вы будете помогать, то обязательно станете очень добрыми и отзывчивыми, а значит одно правило этикета точно будет выполняться. Только так можно стать настоящим человеком!


2. Будьте искренними!

Искренность — очень редкое явление в современном мире. Этикет предусматривает выработку этой черты характера. Нужно уметь правильно высказывать свою точку зрения. Ведь при неправильно подаче можно превратиться из искреннего человека в грубияна. Это очень тонка грань. Необходимо вежливо советовать людям, как поступить лучше, только так к вашему мнению будут прислушиваться.


3. Умей быть щедрым!

Щедрость также относится к правилам этикета. Жадный человек не может быть воспитанным, ведь жадность относится к отрицательным качествам. Нужно всегда делиться с близкими и друзьями. Когда вы что-то едите, обязательно предложите окружающим это. Это станет отличной привычкой в повседневной жизни!


Когда человеку плохо, он нуждается в совете. Поэтому взрослый человек должен уметь выслушать и успокоить человека. Совет — главная суть разговора. Нужно уметь дать дельный совет, который способен помочь выпутаться из сложной ситуации.


5. Учитесь отвечать за свои ошибки!

По правилам этикета нужно всегда отвечать за всё, что мы совершаем. Это проявление воспитанности. Никогда не убегайте с места происшествия. Никогда не пытайтесь оправдать себя, если вы допустили ошибку. Обман — враг воспитанного и образованного человека. Несите ответственность за всё содеянное вами.


6. Бережно относитесь к вещам, которые вам не принадлежат.

Уважайте чужое имущество. Совершенно неважно, сколько оно стоит. Главное, что оно не принадлежит вам. Если вы что-то берёте на время, возвращайте в том де состоянии, в котором вам была предоставлена данная вещь. Не забывайте, что вещь нужно вернуть в срок, то есть без опозданий. Это отличное проявление аккуратности, воспитанности и пунктуальности.


7. Всегда будьте честны.

Честность поможет стать сильной личностью. Ведь только сильный духом человек может быть честным. Никогда не обманывайте окружающих людей и себя. Будьте честны, всегда говорите правду.


8. Всегда приветствуйте людей!

В школе всегда здоровайтесь сов смеси преподавателями, одноклассниками и просто работниками школы. Это отвечает правилам этикета. Если ваш друг или знакомый стоит рядом с незнакомым человеком, поприветствуйте обоих. Так вы проявите свою вежливость.


9. Старайтесь быть хорошим товарищем и другом!

Относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам. Так говорится не только в правилах поведения, но и в Библии. Нужно всегда относиться к друзьям по-доброму. Хороший друг всегда ценится в коллективе и во всём мире.


10. Удерживайте от плохих поступков своих близких.

Обязательно вмешивайтесь в жизнь своих знакомых, если видите, что они совершают ошибку или идут по неправильному жизненному пути. Так вы сможете оградить своих близких от проблем, которые могут возникнуть в их жизни.


Как нельзя разговаривать со взрослыми

Слайд 1Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению.

Слово «этикет» заимствовано

из французского языка, а «этика» — из латыни.

этика. этикет.

Учитель: Гамаюнова Е.Ф.
МОУ СОШ № 3 г. Петровска Саратовской области

Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению.Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» —


Слайд 2Этика — философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной

проблемой – добро и зло.
Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Этика — это система норм
нравственного поведения человека,
или группы людей.

что такое этика

старшеклассница

Этика - философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.


Слайд 3что такое этика
Этика (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер)

– учение о нравственности, морали.
Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования — «практи-ческой» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать?

Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей.

что такое этика Этика (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали.


Слайд 4добро
ЗЛО

наука о нормах поведения
этика
стремление к человечности ,

гуманизму, к улучшению жизни

ТО, ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ ДОБРУ
насилие,
обман,
подлость,
воровство
хулиганство,
жестокость,
предательство,
доносительство

добро ЗЛО наука о нормах поведения этика стремление к человечности , гуманизму, к улучшению жизниТО, ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ


Слайд 5
Добрый человек – это человек, который действует на основе морали
Добрый человек

…(продолжите предложение)

качества

Свое добро

добро

Добрый человек – это человек, который действует на основе моралиДобрый человек …(продолжите предложение)качестваСвое добродобро


Слайд 6
Маленькое

Большое

ЗЛО

моральный выбор

добро зло

Маленькое              Большое


Слайд 7
Это знакомое нам слово

«этикет» стало общеупотребимым в XVII веке.
Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет.

как возник этикет

Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке.


Слайд 8 Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал

с определенной степенью торжественности.

На основе придворного этикета, только в более простой форме, формируется общегражданский этикет.

Современный этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней.

как возник этикет

Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности.


Слайд 9 Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру

поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Этикет расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

что такое этикет?

практическое значение этикета

Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том


Слайд 10 Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия,

прощания, согласия, отрицания, удивления.

Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную.

Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

мимика и жесты

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления.


Слайд 11
Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение

собеседников в пространстве.

Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания.

Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.

организация пространства в этикете

Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве.


Слайд 12
(или мир вещей в этикете)

К этикетной атрибутике относятся: одежда, украшения и головной убор, а также

подарки, цветы, визитные карточки.

Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.

этикетная атрибутика

(или мир вещей в этикете) К этикетной атрибутике относятся: одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.


Слайд 13Этикет
Совокупность правил поведения,
касающихся отношения к людям
Приведите примеры норм этикета?

Этикет Совокупность правил поведения,касающихся отношения к людямПриведите примеры норм этикета?


Слайд 14
Этикет можно понимать шире — как особую форму повседневного

общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи.

Примером служит этикет телефонного разговора.

Правила этикета не рекомендуют звонить знакомому на службу по частным делам, а домой — по служебным.

этикет … общение

Этикет  можно понимать шире — как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор


Слайд 15Понятие общения гораздо шире этикета.

Партнеры общения могут

различаться по возрасту, полу, общественному положению, национальности, конфессиональной принадлежности, степени знакомства и родства.

В зависимости от них меняется стиль, тактика и стратегия общения.

К примеру, младший обязан выслушивать старшего и не прерывать его речь.

Понятие общения гораздо шире этикета.      Партнеры общения могут различаться по возрасту, полу,


Слайд 16

Способность поставить себя на место
другого человека, не создавать для
него неприятную

ситуацию

такт

Корректность самокритичность скромность

цели общения различны

Способность поставить себя на местодругого человека, не создавать длянего неприятную ситуациютакт Корректность    самокритичность


Слайд 17Древняя Греция
Древние греки придавали большое значение межгосударственным

отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов

Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей «красивому поведению» и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём

Древняя Греция    Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет,


Слайд 18XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести

Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, объявление войны и участие в турнире, служение сеньору.

В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность. мужество, отвага. Удел дамы — скромность, верность, покорность.

XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести     Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные


Слайд 19XIX век. Джентельмен с хорошими манерами

В те

времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

XIX век. Джентельмен с хорошими манерами    В те времена считалось, что молодой человек, начинающий


Слайд 20 Недалёкое

прошлое русского народа.

Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения.
На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык.

юности честное зерцало

Недалёкое прошлое русского народа.Русский царь Пётр I


Слайд 21 скромность и сдержанность,
умение

контролировать свои поступки,
внимательность и тактичность при общении с другими людьми.

манеры дурные:
привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях;
вольность и развязность в жестикуляции и поведении;
неряшливый внешний вид, неопрятную или вызывающую одежду; грубость, проявляемую в откровенной недоброжелательности к окружающим;
бестактное навязывание другим людям своей воли и желаний; неумение сдерживать свои эмоции, (пусть и негативные по отношению к человеку, который Вам не нравится или откровенно противен);
когда Вы не умеете, что называется, «следить за словами» — бестактность и сквернословие;
навешивание и употребление унизительных кличек и прозвищ.

манеры человека в обществе

скромность и сдержанность,    умение контролировать свои поступки,    внимательность


Слайд 22Вежливость
Все мы не раз слышали такие выражения, как: «холодная вежливость», «ледяная

вежливость». Эти эпитеты, прибавленные к столь благородному человеческому качеству, не только стирают его сущность, но, по сути, делают своей полнейшей противоположностью.
Тактичность и чуткость
Чуткость, тактичность включает в себя и чувство меры.
Мера, которая включает и умение вовремя вспомнить о границе, за которой, после наших необдуманных слов и поступков, у человека может возникнуть незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

этикет — словарь

Вежливость  Все мы не раз слышали такие выражения, как: «холодная вежливость», «ледяная вежливость». Эти эпитеты, прибавленные к столь благородному


Слайд 23 Действительно, скромный человек никогда и никому не пытается доказать, что

он лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Хорошие манеры
Манеры — это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека, их регулятором является этикет

Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе — безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был». Д. Карнеги.
Скромность

этикет — словарь

Действительно, скромный человек никогда и никому не пытается доказать, что он лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое


Слайд 24 Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов

семьи, поприветствовали все остальные, но это не значит, что они весь вечер должны провести в его обществе.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии,
т. к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест.

Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе.

несколько советов

Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, но это


Слайд 25

Если человек требователен к себе, — он может ждать подобного и от своих близких. Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные.

Если вы садитесь за стол, фраза: «Приятного аппетита» — вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: «Спасибо».

Кликни здесь

Если человек требователен к


Слайд 26

www.uchitelu.net›Материалыwww.uchitelu.net›Материалы›…www.uchitelu.net›Материалы›…obrazu_zhizni_zozh_obzh

региональная образовательная программа: 2-е изд., перераб. И доп. – Саратов:

КИЦ «Саратовтелефильм» – «Добротея», 2008. – 32с.

Используемые ресурсы:

festival.1september.ru/articles/506104/
www.blogupp.com/directory/blog/svital.ru/1

www.uchitelu.net›Материалыwww.uchitelu.net›Материалы›…www.uchitelu.net›Материалы›…obrazu_zhizni_zozh_obzh региональная образовательная программа: 2-е изд., перераб. И доп. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» – «Добротея», 2008. –


Проект на тему

«Этикет»

Работу выполнила Турлаева Кира,

МОУ СОШ № 4, 4 «Б» класс

Цель проекта: выяснить, насколько этикет важен в повседневной жизни

человека.

ПЛАН

  1. Что такое этикет?

  2. Этикет в школе.

  3. Этикет за столом.

  4. Этикет дома.

  5. Этикет на улице.

  6. Роль этикета в жизни человека.

Что такое этикет?

Этикет – это волшебные правила, которые помогают стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. Более того, у разных народов в этикете есть свои национальные особенности.

Наиболее разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.

Этикет в школе

Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.

  • Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

  • В школу приходим всегда вовремя, без опозданий.

  • Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.

  • Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, потом с товарищами.

  • Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешениеу учителя.

  • Если в класс входит взрослый (учительдиректор или родитель) дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

  • Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.

  • Обращаясь с просьбой к учителю или товарищами, нужно употреблять вежливые слова:  пожалуйстаспасибо.

  • Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.

  • Выходить на перемену можно только после разрешения учителя.

  • В коридоре нельзя бегать и кричать.

  • Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться.

  • Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.

  • Если рядом с мальчиком идёт девочка, он должен пропустить её вперёд.

  • Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Этикет за столом

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

  • Никогда не спеши первым занять место за столом.

  • Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

  • Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

  • Не следует ударяться в другую крайность — поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

  • Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

  • Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

  • Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти­рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую — рядом с салфеткой.

  • Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

  • Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно — можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку — в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

  • Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

  • За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

  • Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек — отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

  • Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

  • Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

  • Птицу — утку, гуся, курицу, индейку — бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

  • Рыбные косточки вынимаются вилкой или руками.

  • Гарнир — картофель, макароны, овощи — набирай на вилку, помогая при этом ножом.

  • Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

  • Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

  • Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

  • После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

  • За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

  • Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

  • Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

Этикет дома

Нужно ли быть вежливым дома?

Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с верхней одеждой оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет воспитанным человеком.

Правила поведения при общении с другими людьми следует соблюдать всегда и везде, и прежде всего дома. Любая семья — это маленький коллектив близких людей. А для того чтобы создать в любом коллективе добрую атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и забота, которые проявляются даже в мелочах.

Если ты научишься жить в согласии и ладу со своими близкими людьми, то приобретёшь навыки поведения в любом обществе.

Запомни основные правила домашнего этикета:

  • Помни, что основа каждой семьи — уважение к старшим.

  • Если тебе необходимо задержаться в школе, на прогулке или в гостях у друга, обязательно предупреди об этом родителей, чтобы не волновать их.

  • Держи свои вещи в чистоте и порядке. Старайся, чтобы у каждой вещи было своё место.

  • Обязательно возьми на себя некоторые обязанности по хозяйству и выполняй их без лишних напоминаний.

  • Уважай труд тех, кто о тебе заботится. Чаще выражай искреннюю благодарность своим близким.

Этикет на улице

Готовясь выйти на улицу, внимательно осмотрите себя в зеркало.

Порядок ли с вашим гардеробом, как вешний вид?

Встретив знакомых, здороваетесь первыми. Если это люди старше вас или это женщина, первыми руку не протягивайте. Это не принято. Подавая руку, обязательно снимите с нее перчатку. Подавать руку в перчатке для рукопожатия – признак дурного тона.

Если на ваших глазах поскользнулся прохожий, поддержите его под руку или помогите подняться. 

Если хотите что-то показать своему спутнику, то не показывайте пальцем – это можно сделать взглядом или поворотом головы.

Помните, что на улице считается неправильно и некрасиво громко смеяться, размахивать руками, кричать. А потому, разговаривая с друзьями, ведите себя непринужденно, но так, чтобы вы не привлекали внимания прохожих. Понятно, что совершенно недопустимы в вашей речи ругательства, мат – между прочим, рядом гуляют дети.

На улице некрасиво затевать с друзьями шутливые стычки, игры, “догонялки” – накопившуюся физическую энергию гораздо полезнее израсходовать, применяя физические упражнения в спортивном зале.

Конечно же, нельзя на улице плевать, мусорить – это некрасиво и неприлично.

Если вам понадобится задать какой-то вопрос прохожему, подойдите к человеку спокойно, с улыбкой. Вежливо начните разговор фразой: “Извините, пожалуйста” и уж затем нужный вам вопрос. И не забудьте поблагодарить человека за ответ.

Не забывайте о правилах поведения в общественных местах, чтобы не обращать на себя негативные взгляды прохожих.

Роль этикета в жизни человека

Зачем же в обществе существуют правила этикета?

Как ни странно, правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться, и практически по автоматическому принципу, осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.

Этикет — это инструмент, с помощью которого можно достичь положительного результата от общения с себе подобными. Это свойство этикета сегодня не заменимо в повседневной жизни, поэтому правила этикета постоянно развиваются, и сегодня можно выделить правила поведения для общественного места, работы, для внутрисемейного общения, деловых конференций, церемоний и много другого. В основе этикета — разумное требование уважения и признания достоинства каждого индивида.

Содержание

  • 1 Интересные факты об этикете в разных странах
    • 1.1 Мексиканские опоздания
    • 1.2 Русское застолье
    • 1.3 Яйца и воровство
    • 1.4 Высунутый язык
    • 1.5 Куры и немота
    • 1.6 Чавканье
    • 1.7 Комплименты как зависть
    • 1.8 Этикет диких племен
    • 1.9 Дружественные плевки
  • 2 Интересные правила этикета в России
    • 2.1 Не есть, пока за столом все не обслужены
    • 2.2 Не отказываться от выпивки прямо
    • 2.3 Нельзя приходить в гости без предупреждения
    • 2.4 Нельзя просить снять обувь
    • 2.5 Снимать солнечные очки и наушники при разговоре
    • 2.6 Дверь открывает ближний к ней человек
    • 2.7 Не сушить зонт открытым
    • 2.8 Не ставить сумку на колени или стул
    • 2.9 Мужчина не должен носить женскую сумочку
    • 2.10 Неприличная домашняя одежда
    • 2.11 Количество украшений на одном человеке
    • 2.12 Что еще
  • 3 Какими правилами российского этикета можно удивить и заинтересовать детей

В разных странах существуют интересные правила этикета, способные вызвать недоумение у зарубежного туриста. Но придерживаться их нужно, иначе местные жители сочтут приезжего невежей. В эпоху цифровизации появились новые правила приличия, например для пользователей соцсетей.

Интересные правила этикета

Существуют интересные правила этикета, которые нужно знать.

Интересные факты об этикете в разных странах

Правила поведения формируются под влиянием ряда факторов, в т.ч. местных поверий. Иногда результат может показаться постороннему человеку странным. Хорошим примером являются следующие факты:

  1. В Гане (Африка) и Южной Индии левая рука считается грязной, и если человек подаст ею что-нибудь другому, тот сочтет это оскорблением. Переехавшие туда на ПМЖ русские настолько свыкаются с этим обычаем, что даже в России берут еду и передают что-либо другому человеку только правой рукой.
  2. Зато в той же Гане считается правильным, если таможенник или полицейский выпрашивает у белого иностранца подарок. Всех европейцев здесь считают богатыми людьми, а значит им ничего не стоит поделиться деньгами или какой-нибудь вещью.
  3. В Южной Корее не принято самостоятельно наполнять свой бокал — это делает кто-то из соседей по столу. Держа бутылку в одной руке, второй он берется за ее запястье. Так делали во времена ношения корейского национального костюма с широкими рукавами, чтобы напиток не намочил одежду. Жест стал традиционным и служит знаком уважения. Сейчас его выполняют даже те, кто надел футболку.
  4. В этой же стране нельзя приступать к еде, пока не начнет есть самый старший за столом.
  5. Во Франции признаком дурного воспитания считается быстрое поглощение пищи. В стране гурманов принято растягивать удовольствие, наслаждаясь каждым кусочком.
  6. В Казахстане гостю подают только полчашки чая. В заполненном до краев виде она здесь воспринимается как знак со стороны хозяина, что визитеру пора собираться домой.
  7. В некоторых районах Китая, на Филиппинских островах и в Северной Африке хозяин обидится, увидев у гостя пустую тарелку. Тот, наоборот, должен оставить немного еды, как бы показывая: все было так вкусно и он так наелся, что физически не может проглотить порцию.
  8. В Японии мужчину посчитают некультурным, если он во время приветствия не приподнял головной убор. Если он похлопает встреченного по плечу, это тоже вызовет негативную реакцию. Аналогично отреагируют финны.
  9. Также в Стране восходящего солнца не понимают европейского обычая оставлять официанту чаевые. Если посетитель хочет отблагодарить за хороший сервис, нужно вручить подарок или деньги в конверте.
  10. В Таиланде человека нельзя гладить по голове, даже ребенка. Эта часть тела считается священной.
  11. В Китае непристойным считается показывать на кого-нибудь палочками для еды. В Японии эту принадлежность нельзя втыкать в содержимое тарелки — так делают только на похоронах. Закончив прием пищи, палочки кладут на стол параллельно его краю.

Есть интересные сведения и о других странах.

Мексиканские опоздания

Странные правила этикета действуют в Мексике. Человека, вовремя приехавшего на встречу, здесь сочтут невежей.

Мексиканские опоздания

В Мексике принято опаздывать на встречи.

Объясняется это тем, что в течение долгого времени транспортное сообщение в этой стране было плохо развито и автобусы ходили нерегулярно. В результате опоздание стало национальной привычкой.

Русское застолье

Собираясь за столом по случаю праздника или торжественного события, русские после произнесения тоста чокаются бокалами.

Мало кто сейчас знает, для чего это делается. Так в старину пращуры отгоняли злых духов.

Яйца и воровство

В Нигерии из рациона маленьких детей исключают яичницу и вареные яйца. Считается, что эти блюда развивают склонность к воровству.

Яйца и воровство

В Нигерии маленьким детям не дают яйца.

Высунутый язык

В Тибете демонстрация языка во время беседы не порицается, а, наоборот, приветствуется. Местные жители убеждены, что у демонов эта часть тела имеет черный цвет. Высовывая язык как можно дальше, оба собеседника убедительно доказывают свою непричастность к темным силам, поэтому разговор проходит в доверительной, дружеской атмосфере.

Куры и немота

Необычные правила в отношении детского питания действуют и на Ямайке. Здесь малышам не дают куриного мяса до тех пор, пока они не научатся хорошо говорить. В противном случае, уверены местные жители, ребенок останется немым.

Куры и немота

На Ямайке детям не дают курицу, пока они не научаться говорить.

Чавканье

В Китае и многих других странах Азии принято чавкать и хлюпать носом во время еды. Такое поведение считается естественным и не вызывает раздражения у окружающих, а повар даже порадуется ему.

Значит посетителю блюдо показалось таким вкусным, что он не в состоянии дождаться, пока оно остынет.

Комплименты как зависть

Придя в дом к кому-нибудь из жителей стран Среднего Востока, не стоит вслух восхищаться мебелью, картинами, одеждой и другими предметами. В соответствии с местным этикетом, хозяин вынужден будет отдать гостю понравившуюся вещь. Но это накладывает обязательства и на посетителя: ему положено ответить более дорогим подарком.

Комплименты как зависть

Придя в чужой дом, нельзя вслух восхищаться предметами.

Этикет диких племен

Бушмены, туареги и другие оторванные от цивилизации народы ничего не знают об этикете. В основном их правила поведения просты и понятны. Они не стесняются любых естественных проявлений, например спокойно ходят на людях нагишом. Неприличным считается только то, что вредит или причиняет неудобство окружающим. Но и здесь имеются традиции, кажущиеся европейцам странными и необъяснимыми.

Дружественные плевки

Члены племени Масаи, проживающие в восточной части Центральной Африки, при встрече плюют друг в друга в знак приветствия. Можно обойтись рукопожатием — это здесь тоже распространено. Но и на ладонь придется предварительно плюнуть.

Интересные правила этикета в России

С основными правилами поведения, действующими в нашей стране, каждый россиянин знаком с детства. Но некоторые нормы остаются вне поля зрения большинства граждан.

Не зная о них, оказавшийся в обществе воспитанных людей человек рискует произвести неприятное впечатление на окружающих.

Не есть, пока за столом все не обслужены

Воспитанный человек не должен приступать к еде, пока хозяйка или официант не расставит порции перед всеми участниками застолья. Прием пищи начинают только тогда, когда последний из сидящих за столом будет к этому готов. Исключением являются случаи, когда заказаны разные блюда и их одновременная подача невозможна по причине сильного разнобоя в продолжительности кулинарного процесса. Тогда приступают к обеду, но перед этим нужно вежливо поинтересоваться у соседей по столу, не возражают ли они против этого.

Не есть, пока за столом все не обслужены

В России нельзя есть, пока за столом все не обслужены.

Не отказываться от выпивки прямо

Дурным тоном считается мотивирование отказа от алкогольных напитков фразой: «Не пью». Это может быть воспринято как неделикатный намек на слабость остальных участников застолья, употребляющих спиртное. Чтобы не противопоставлять себя обществу, рекомендуется ответить: «Не сегодня».

Не приветствуется в обществе и попытка закрыть бокал ладонью, препятствуя его наполнению. Посуда не должна стоять пустой, даже если человек не собирается пить — это бросается в глаза. Если некоторое количество алкоголя допустимо, попросите налить слабый напиток, например сухое вино, и для вида слегка пригубите его.

Также нельзя отказаться от блюда, сославшись на диету.

Нужно дождаться, пока наполнят тарелку, и затем похвалить кулинарные способности хозяйки. К пище можно не притрагиваться.

Нельзя приходить в гости без предупреждения

Неожиданный визит может застать хозяев врасплох. Например, они не успели привести себя в надлежащий вид, в квартире не убрано и т.д. Поэтому перед походом в гости нужно спросить у принимающей стороны разрешения. В эпоху мобильных телефонов это нетрудно сделать.

Приходить в гости без предупреждения

Перед приходом в гости нужно предупреждать хозяев.

Нельзя просить снять обувь

В России не принято заходить в дом в уличной обуви. Гость должен надеть тапочки либо идти босиком. Но неприлично и напоминать ему об этом. Если гость все-таки прошел в квартиру обутым, воспитанный хозяин сделает следующее:

  • промолчит;
  • после визита займется уборкой;
  • позже обратится к общим знакомым с просьбой корректно намекнуть невежде о принятых правилах.

Снимать солнечные очки и наушники при разговоре

Правила хорошего тона предписывают снимать во время личного общения темные очки, чтобы второй участник разговора мог смотреть собеседнику в глаза. В противном случае он будет ощущать дискомфорт. Исключения составляют ситуации, когда оба остаются в очках по взаимному согласию.

Снимать солнечные очки

При разговоре нужно снимать солнечные очки. 

Также на время разговора положено снять наушники.

Дверь открывает ближний к ней человек

Со времен пышных юбок в этикете действовало правило, предписывающее мужчине открывать перед дамой дверь. Оно сохранялось до недавних пор, но теперь отменено. Дверь открывает тот, кто ближе к ней находится.

Не сушить зонт открытым

В гостях и в офисе не принято раскрывать зонт для просушки. Его располагают в специальной подставке, а если ее нет — аккуратно вешают в стороне в приоткрытом виде. Сушка дома в раскрытом состоянии при наличии посторонних тоже не допускается.

Не сушить зонт открытым

В гостях не принято сушить зонт открытым.

Не ставить сумку на колени или стул

В хороших ресторанах возле столика ставят специальный стульчик для сумок. Если его нет, поступают следующим образом:

  • маленькое декоративное изделие кладут на стол;
  • крупное, в т.ч. рюкзак, вешают на спинку стула или ставят на пол;
  • портфель — только на пол, даже при наличии специального стульчика.

Класть аксессуар на колени или стул не принято.

Мужчина не должен носить женскую сумочку

Часто наблюдаемая ситуация, когда мужчина несет за даму ее сумочку, противоречит этикету. Ходить с женским пальто в руках тоже неправильно. Можно только отнести его в гардероб и обратно.

Женская сумочка

Мужчина не должен носить женскую сумочку, это противоречит этикету.

Неприличная домашняя одежда

Неподобающим считается ходить дома в халате или пижаме. Эта одежда предназначена только для ванной и спальни. В других помещениях мужчина носит удобные брюки, рубашку и свитер, женщина — свободное платье. Вещи должны быть в хорошем состоянии.

Количество украшений на одном человеке

Обилие украшений тоже считается нарушением этикета. Их может быть не более 13, включая ювелирные пуговицы.

Количество украшений

Количество украшений должно быть умеренным.

Самый дорогой декор принято носить вечером.

Правило, разрешающее украшать себя бриллиантами только замужним дамам, недавно пересмотрели. Теперь и девушки могут позволить себе камни размером до 0,25 карат в кольце или сережках.

Браслет можно надеть поверх перчатки. Носить таким образом кольца не принято.

Что еще

В дополнение к сказанному нужно помнить о следующем:

  1. В ресторане или кафе на стол нельзя класть предметы, не относящиеся к еде. В первую очередь это касается мобильного телефона — его кладут рядом с тарелкой чаще всего. Второе место делят ключи и бумажник.
  2. Использование телефона за столом тоже считается неприличным. Если в этом возникла необходимость, правила предписывают извиниться и выйти в соседнее помещение.
  3. Женщине перед употреблением напитка нужно промокнуть помаду на губах салфеткой. Оставшиеся на бокале следы считаются вульгарными. По окончании застолья губы снова подкрашивают.
  4. В большинстве случаев мужчина пропускает даму вперед. Но в ресторан, кафе, иное публичное заведение он, наоборот, входит первым. Кавалер как бы принимает на себя любопытные взгляды со стороны сидящих в зале.
  5. Тарелку с блюдом передают по столу против часовой стрелки, т.е. принимают ее от левого соседа и передают правому. Но если угощение пустили в обратном направлении, замечание вслух не проговаривают, чтобы не смущать человека.
  6. Если блюдо находится на удалении, обращаются к соседу с просьбой подать его. Тянуться через стол самому неприлично. Получив угощение, его сначала предлагают правому и левому соседу и только потом накладывают в свою тарелку.
  7. В офисном помещении не принимают пищу с сильно выраженным запахом. Пиццу, рыбное блюдо или картофельное пюре с сосиской разогревают и съедают в комнате, отведенной под столовую. Для офиса подходят нейтральные продукты — чай, кофе, булочка, печенье и т.д.
  8. В дверь первыми проходят те, кто выходит из лифта, помещения или транспорта. Входящие уступают им дорогу.
  9. Представляя незнакомых людей друг другу, первым называют старшего по возрасту. На деловой встрече — по статусу.
  10. Находясь в помещении, женщина может оставить на себе перчатки и шляпу. Варежки и шапку принято снимать.
  11. Приглашая кого-то в гости, сообщают допустимое число попутчиков. Иначе может возникнуть неловкая ситуация, когда визитер явится с теми, на кого не рассчитывали.
  12. Ответственность за состояние гостей принято возлагать на хозяина дома. Поэтому тот должен проследить, чтобы пьяный человек не сел за руль. Гостю, приехавшему на автомобиле, но не удержавшемуся от рюмочки, воспитанный и ответственный хозяин вызовет такси.
  13. В автомобиле наиболее предпочтительное место для женщины — за водителем. Мужчина садится рядом, а по прибытии на место выходит, открывает дверцу со стороны дамы и подает ей руку.
  14. В гости принято приходить на 15 минут позже назначенного времени, чтобы дать хозяевам возможность подготовиться. На свидание, деловую встречу или в ресторан, наоборот, приходят вовремя. Если визитер опаздывает больше, чем на четверть часа, он должен позвонить и сообщить время, к которому явится.

Использование телефона

Использование телефона за столом считается неприличным.

В эпоху цифровизации появились новые правила этикета:

  1. Переключая телефон в режим громкой связи, предупредите об этом собеседника. Не зная, что его слышат окружающие, он может сказать лишнее и оказаться в неловком положении.
  2. Не присылайте электронные письма с выражением «спасибо», смайликом и т.п. Забивать ящик адресата практически пустыми посланиями считается дурным тоном. Лучше закончить письмо, содержащее просьбу сделать что-то, фразой «заранее благодарю».
  3. Совершая звонок по мобильному телефону, сразу уточните у собеседника, удобно ли ему говорить.
  4. Если связь неожиданно прервалась, перезванивает инициатор звонка. Его собеседник просто ждет и не занимает линию.
  5. В общественном помещении, например государственном учреждении, офисе или поликлинике, переключайте мобильный в режим вибрации. В театре и кинозале гаджет принято выключать или переводить в режим «Полет», чтобы не отвлекать зрителей и актеров мерцанием экрана.
  6. Создайте в социальной сети 2 аккаунта — деловой и личный. Демонстрация фотографий с пляжа или вечеринки коллегам и бизнес-партнерам считается дурным тоном.
  7. Не отправляйте деловые письма и сообщения в нерабочее время, за исключением самых неотложных.
  8. Не забрасывайте профили своих друзей в социальных сетях бессмысленными постами.

Какими правилами российского этикета можно удивить и заинтересовать детей

Чтобы ребенок захотел учиться правилам этикета, его нужно заинтересовать. Родители устраивают для детей небольшие представления, разыгрывая ситуации и объясняя, как в них принято поступать. Затем закрепляют пройденный материал в играх. Можно начать со следующих норм:

  1. В театре и кинозале зрители проходят на свои места лицом к ряду, первым идет мужчина. Родители садятся на диван, ребенок проходит мимо них к своему месту.
  2. Чтобы быть услышанным, нужно говорить тише. В состоянии эмоционального возбуждения дети часто громко разговаривают или даже переходят на крик. Осваивая данное правило, они избавляются от этой привычки. Если ребенок повышает голос, родители демонстративно игнорируют его, приговаривая: «Ничего, совсем ничего не слышу». Реагируют только на спокойный разговор.
  3. Прежде чем войти в закрытую комнату, нужно постучать. В игру играют всей семьей: закрывают двери во всех комнатах и предупреждают о своем посещении стуком.

Чтобы ребенок со всей серьезностью относился к этикету, родители тоже должны соблюдать его. В противном случае нормы будут дискредитированы в глазах малыша. Убедив его, например, что нельзя входить в комнату родителей без стука, нужно и самим стучаться при посещении его комнаты.

На следующем этапе можно рассказать ребенку о том, к кому нужно обращаться на «вы», а к кому — на «ты». Об этом знают и не все взрослые. Согласно русскому этикету, к человеку старше 12 лет нужно обращаться на «вы» независимо от статуса. Обращение на «ты» к официанту, шоферу или швейцару выглядит вульгарно.

Нужно прививать ребенку и речевой этикет, поясняя ему поговорки, метафоры, правила общения и т.д.

  • Рассказ про шиповник 3 класс окружающий мир
  • Рассказ про эраста из бедной лизы
  • Рассказ про шиншиллу для 2 класса
  • Рассказ про эмоции для детей
  • Рассказ про шимпанзе для детей