Евпатий Коловрат — биография
Евпатий Коловрат – былинный русский богатырь, воевода. Рязанский герой приданий конца XIII века.
Быть героем на войне не простая задача, а чтобы после смерти уважали враги – почти невыполнимая. Истории известно совсем немного таких воинов, которым соперники воздавали почести после их смерти. Но, чтобы стать легендой, о которой будут через столетия вспоминать потомки, заслуживает особого внимания. Таким героем был Коловрат.
Детство
Точно сказать кто такой Евпатий Коловрат сложно. О его происхождении совсем мало информации. Какой статус он занимал в Рязанском княжестве? Есть версии, что он являлся воеводой, по другой, что был боярином. Но понятно одно, Евпатий был умелым воином, хорошим предводителем, обладал «недюжинной» силой и занимал высокое положение в обществе. Имеется предположение, что его отчество было Львович, и что родился он в 1200 году, в деревне Фролово Шиловской области. На момент гибели ему примерно было 35-40 лет. Первое упоминание в летописях о нём было подробно рассказано в «Повести о разорении Рязани Батыем»
С чего началась легенда
XIII век для русских земель, бывшей киевской Руси стал непростым. Маленькие княжества стали лёгкой добычей для кочевников татаро-монгольских племён. Которые облагали данью княжества.
В 1237 году хан Батый вторгся в рязанские земли, и стал у реки Воронеж. Батый потребовал у рязанского князя Юрия платить ему десятину, и ещё отдать ему сноху, жену его сына Евпраксию. Юрий выплатил дань, чтобы усыпить его бдительность, но невестку не отдал. Князь понимал, что Рязани не выстоять самостоятельно против многочисленного войска хана, и послал гонцов к Черниговскому князю, с просьбой о помощи. В составе этих послов и был Евпатий Коловрат.
Хан Батый принял дань, но после приказал убить княжеского сына Федора. А потом он напал на город. В декабре 1237 года Рязань была захвачена и сожжена. Многие защитники города и простые жители были зарезаны. Евпраксия вместе со своим сыном сбросилась с крыши терема, чтобы не попасть в плен. Они оба погибли. Князь Юрий был убит на поле боя.
Возможно, что отсутствие в Рязани Коловрата спасло ему жизнь. По возвращению из Чернигова посланники увидели пепелище и горы трупов. Коловрат собирает дружину в количестве 1700 воинов. Он решает отправиться в погоню и отомстить врагам. Конечно все понимали, что с таким количеством ордынцев им не справится. Они знали, что идут на верную смерть.
Коловрат понимает – открытое противостояние только бессмысленная гибель дружины, поэтому, он выбирает путь партизанской войны. Они нагнали противника, и начали понемногу ночами наносить небольшой урон. Ордынцы не могли понять происходящего и стали думать, что это им мстят духи. В орде начались волнения. И хан принимает решение отправить своих самых лучших воинов расправиться с неприятелем.
Воины хана отрезали путь отступления русским воинам. Фактически они были окружены. Но даже малочисленное, окружённое войско победить не удавалось. Взять в плен предводителя рязанских дружинников тоже. Русские воины сражались самоотверженно, бились на смерть. В этом бою был убит брат жены Батыя Хостоврул, известный воин в орде.
Сразить русских воинов смогли только метательные машины, которые использовали ордынцы для штурма городов. Практически все воины погибли под каменным дождём. По преданиям в живых осталось шесть человек. Хан расспросил их о том, кто ими командовал, кто придумал такую тактику, кто их повёл в бой. Получив ответ, что это воевода Коловрат, хан Батый приказал оставшимся в живых забрать труп воеводы, отнести в родные земли и похоронить с почестями. Этот жест Батыя свидетельствует о признании доблести и мужества Коловрата. Похоронили Евпатия 11 января 1238 году в соборе городя Рязани.
Повесть о разорении Рязани Батыем
Эти события произошли в 1237-1238- годах. Но первые писания о них появились только спустя 300 лет. И самое первое упоминание о подвиге Коловрата рассказывается в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанным в конце XVI века. Имеется три версии этого произведения. Конечно в них есть различия, некоторые факты не сходятся, но описание основных событий совпадают. Отсюда можно сделать вывод, что существовал какой-то первоисточник, с которого и были написаны эти произведения. Возможно легенда передавалась из уст в уста, и позже была записана летописцами.
Где правда, а где вымысел, сейчас разобраться трудно, за триста лет эта история обросла легендами. Но одно осталось верным это подвиг русских воинов, вступивших в неравный бой с ордынцами, и ценой своих жизней защищали родную землю. Истории не известно подробности биографии и личной жизни Коловрата. Мы только можем предполагать некоторые факты.
Неоязыческая трактовка мифа
Археологи, работающие над раскопками последние десятилетия, выдвинули свою версию о том, кем мог быть Коловрат. И у людей появилась возможность взглянуть на некоторые события совсем с другой точки зрения. Есть предположения, что Коловрат был язычником, а не христианином. В пользу этой версии приводятся доводы, что в православии нет имени Коловрат, а вот знак «коловрат», был символом повелителя огня Сварога. А если известно по археологическим находкам, что вплоть до ХІІ века в Рязани было распространено язычество, то эта версия может иметь место.
Существует ещё одно предположение, что Коловрат это вовсе не фамилия воеводы, а прозвище, которое он мог получить за своё умение сражаться двумя клинками, вращаясь при этом по кругу. Существует мнение, что он мог быть скандинавом, которых на Руси в то время много проживало. И поэтому его манера ведения боя так отличалась от других. Но существует и такое мнение, что образ Коловрата собирательный.
Каждая версия имеет право на существование, доподлинно неизвестны подробности тех давних событий. Ведь только спустя века были описаны эти события, не очевидцами, а со слов рассказчиков. Будем исходить из того, что Евпатий Коловрат стал русским былинным героем. История его подвигов стала свидетельством подлинной силы и духа русского народа.
Память
В 1985 году на основе легенд и сказаний создали мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».
В Рязанской области установлено три памятника русскому богатырю. Два из них в непосредственной близости к предполагаемому месту рождения былинного героя, а третий памятник был открыт в 2007 году на площади в Рязани.
В 2015-2016 годах в России было снято сразу два фильма о Коловрате. Это фильм Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и кинолента «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира. Исторический боевик максимально приближен к событиям времён нашествия Батыя.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
П. Литвинский. Евпатий Коловрат
Я вам недавно рассказывал о своих впечатлениях после просмотра нового российского фильма «Легенда о Коловрате». Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.
Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.
Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.
Вот что там говорится …
Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»
История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.
Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.
Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.
К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.
Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.
Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.
Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.
Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.
Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.
Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани
Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.
В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).
АПД: в комментариях многие начали разбирать в деталях эту легенду. Я вот интересуюсь, а про Илью Муромца не будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал? Илья то Муромец — точно реальный человек
[источники]источники
Юферев Сергей
https://cyrillitsa.ru/past/44993-evpatiy-kolovrat-chem-znamenit-russki.html
http://www.aif.ru/society/history/kak_Evpatii_Kolovrat_zashchishchal_russkuiu_chest
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/heros/evpatii-kolovrat.html
https://topwar.ru/127693-evpatiy-kolovrat-russkiy-bylinnyy-geroy.html
Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!
Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.
Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах. Вот что там говорится…
Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»
История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237—1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236—1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.
Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16−17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.
Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины.
Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте.
При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.
К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.
Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.
Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.
Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.
Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.
Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.
Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани
Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII—XIV вв.еков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.
В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).
Прежде чем вы начнете разбирать в деталях эту легенду, я поинтересуюсь у вас, а про Илью Муромца вы тоже будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал или нет? Илья то Муромец — точно реальный человек.
Содержание
- Происхождение
- Рязанское княжество
- Подвиг Евпатия Коловрата
- Последний бой
- Личная жизнь
- Литературные произведения, посвященные Коловрату
Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Происхождение
Евпатий родился примерно в 1200 году. Точная дата рождения неизвестна, но историки единогласно считают именно этот год годом появления богатыря на свет. Место рождения – село Фролово, Шиловская волость (Рязанская область).
О семье Коловрата не сохранилось практически никаких данных. В одном из исторических источников осталась заметка о том, что Евпатий носил отчество Львович – стало быть, его отцом был некий Лев.
В ранних сказаниях о подвигах Евпатий его называют не Коловратом, а Неистовым.
Рязанское княжество
В феодальной раздробленности Древней Руси и последующем нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов; поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков.
В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством. Кроме того, ранее Рязанское княжество находилось в составе Владимирского, близкие отношения с которым рязанцы продолжали сохранять и в период независимости.
Подвиг Евпатия Коловрата
Как сообщает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем», на момент вторжения богатырь находился в городе Чернигове с посольством. Перед ним стояла задача убедить черниговского князя оказать помощь в борьбе с захватчиками.
Внезапно до него дошли вести, что Рязань атакована отрядами монголов во главе с Батыем. Поражённый до глубины души этим фактом, Евпатий собрал силы малой дружины и отправился в Рязанское княжество.
Перед его глазами предстал опустошённый и разорённый монголами город, жители которого подверглись жестокой участи и приняли мучительную смерть. Выжившие после бойни смогли пополнить отряд Евпатия и в количестве 1700 человек они отправились в погоню за врагами.
В Суздальских землях богатырю с отрядом удалось застать врасплох и полностью истребить арьергард монголов. На бой с Евпатием Коловратом удивлённый неожиданным сопротивлением Батый отправил Хостоврула, при этом приказав взять богатыря живым.
Отряду пришлось столкнуться с большим количеством противников, а Евпатий смог отправить на тот свет Хостоврула. Изумлённый яростным сопротивлением русичей, Батый предложил переговоры и через посланника поинтересовался, чего хочет Евпатий. Тот дал следующий ответ: «Только умереть! ».
Сломить отважное сопротивление русских удалось только с помощью камнемётных орудий, так как в ближнем бою войны были несокрушимы. Подвиг Евпатия вызвал восхищение даже со стороны Батыя, который оценил его смелость и искусство боя.
Последний бой
Коловрат Евпатий против Батыя
В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула, ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.
Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.
Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.
Подвиг оказался воспет в поэзии, литературе, музыке. Ему посвятили фильмы и мультфильмы, а также затронули в компьютерной игре «Золотая орда».
Личная жизнь
Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось
Литературные произведения, посвященные Коловрату
Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.
Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.
Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.
В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.
Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».
Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».
А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.
В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».
С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).
В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.
Евпатий Коловрат и христианство
Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.
Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.
Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков.
То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.
Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.
Видео
Источники
- http://www.mega-stars.ru/politics/evpatij_kolovrat.php
https://zajmy-onlayn.ru/evpatij-kolovrat-vikipediya-biografiya-kratko/
https://www.eg.ru/culture/433283/
https://24smi.org/celebrity/4033-evpatii-kolovrat.html
http://fb.ru/article/352443/istoriya-kto-takoy-evpatiy-kolovrat
http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/1456-evpatiy-kolovrat.html
Сказ о богатыре Евпатии Коловрате. Был он роста исполинского, силы непомерной, гроза для недобрых людей, защитник всех слабых и обиженных. Когда пришли на землю русскую войска Батыя, собрал он войско и вступил с ними в неравный бой…
Сказание о Евпатии Коловрате читать
Было это давно. Семь с половиной веков прошло с тех пор. Но не забыты славные дела старины: певцы о них пели и отец сыну рассказывал. Честь и слава верным защитникам Родины!
Жил в городе Рязани один человек по имени Евпатий Коловрат. Исполин ростом, силы непомерной, гроза для недобрых людей, защитник всех слабых и обиженных.
Бывало, один на один выходил он бороться с матёрым медведем.
А то как-то раз напали на него разбойники…
Так он их тележной осью разогнал.
А был случай, вынес он на своих плечах из горящего дома двух женщин да ещё держал в руках и за пазухой трёх малолеток. Много подвигов совершил Евпатий Коловрат.
В ту пору Русь ещё не была единой, в каждом большом городе был свой князь. Землёю Рязанской правил князь Юрий Ингваревич.
Созвал он однажды на совет бояр и других именитых людей «Послушайте, слуги мои верные,—молвил князь Юрий.— Поссорился я с князем Георгием Владимирским. Как вы мне посоветуете, добром наш спор решить или оружием?»
Молчат бояре, переглядываются. Отгадать бы им, чего князю хочется. Но встал со скамьи Евпатий Коловрат: «Сам подумай, князь, можно ли брату на брата с оружием идти?
Слишком часто вы, князья, ссоритесь на радость нашим врагам! Кабы все русские дружины собрались в единое войско, никто бы нас не одолел.
Прекрасна русская земля, всего в ней много: реки светлые, холмы высокие, дубравы частые, поля широкие, города великие. Как не любить нашу Родину, не беречь её!
Но между князьями нашими нет согласия. Вспомни, князь, хан Батый давно грозится войной пойти на Русь. Безумец ты, князь Юрий, что в такое время раздоры заводишь».
Нахмурил брови князь Юрий: «Не в меру ты дерзок, Евпатий, много о себе возомнил. Изгоняю тебя из земли Рязанской, ступай куда знаешь, на все четыре стороны».
Поехал Евпатий в город Чернигов, где правил тогда князь Ингварь Ингваревич. Тяжко на душе у Евпатия: живёт в Чернигове, а вспоминает родную сторону.
Однажды зазвонил в Чернигове набатный колокол. Сбежался народ на соборную площадь.
Видят, звонит какой-то незнакомый человек, весь в поту и крови. «Слушайте, люди Чернигова! —кричит он.
Напал хан Батый со множеством воинов татарских на нашу землю Рязанскую.
Вышло навстречу врагам войско рязанское во главе с князем Юрием, но не прислали ему другие князья подмоги. Крепко бились наши ратники…
…да одолели их несметные полчища врагов. Ни один наш воин не повернул назад, все мертвыми полегли. Убит и князь Юрий.
Огнём и мечом опустошил враг землю Рязанскую и подступил к городу Рязани. Пять дней шла осада. На шестой день пошли враги на приступ с огнями, стенобитными орудиями, с осадными лестницами.
Защитники города стрелы со стен пускают, мечами рубят врагов. Но ворвались враги, пошёл бой на каждой улице, в каждом доме.
Не пощадил враг ни старых, ни малых. Нет больше города Рязани, златоверхнего, белокаменного. И нет на его пепелище ни стонущих, ни плачущих, все погибли, до единого. И пошел Батый дальше, на Суздаль».
Плакали люди Чернигова, а в сердце Евпатия Коловрата страшный гнев разгорелся. «Не время, братья, слёзы лить! — закричал он. — Помчимся вослед полкам хана Батыя и отомстим за погибель Рязани!»
«Повременить надо,—сказал на это князь Ингварь Ингваревич.—Ополчение собрать, другим князьям известие послать о рязанской беде».
«Повременить? А враг уйдёт! — ударил рукой помечу Евпатий. — Нет, нельзя ждать ни часа!» И сам собрал дружину, тысячу семьсот человек.
Погнался Евпатий за войском Батыя. Быстро скачут враги на легких конях, но русские воины летят как на крыльях.
Нагнали Батыя возле города Суздаля. Налетела дружина Евпатия нежданно-негаданно на вражеский стан. И пошла жестокая сеча.
Так рубил Евпатий со своими удальцами ненавистных врагов, что мечи притуплялись, и врали они на смену мечи татарские.
Вихрем пронёсся Евпатий на своём коне сквозь вражеское войско, и никто не смог удержать его.
И вот уже бьётся Евпатий один с врагами. Дружинники его честно встретили смерть в бою.
Только несколько воинов, изнемогших от тяжких ран, захватили враги.
Стал их спрашивать хан Батый: «Кто вы, удальцы, из какой земли и кто ведёт вас?»
«Мы люди русской земли, из полка Евпатия Коловрата. Хотели мы, царь, с почестью проводить тебя, да не успеваем наливать чаши на всю рать татарскую»,—с усмешкой говорят русские воины.
«Кто одолеет Евпатия, — говорит хан своим воинам, — большую награду получит». —«Я его живьём захвачу, — похваляется Хостоврул, родич хана Батыя. — За бороду, за космы к тебе притащу!»
Налетел Хостоврул на Евпатия Коловрата. Недолго они бились. Взмахнул Евпатий мечом и рассёк Хостоврула от макушки до самого седла.
Рубит Евпатий врагов, навел на них такой страх, что все разбежались. Видят враги, не победить Евпатия в бою.
Тогда привезли они множество орудий для метания камней и стали бить по Евпатию из камнемётов. Не мечами и копьями был сражён Евпатий, тяжёлые камни убили его.
И сказали тогда татарские воины хану Батыю: «Во многих землях мы воевали, а таких богатырей не видали. Русские воины носятся по полю словно на крыльях, один с тысячью бьётся, а два — с десятью тысячами».
Поглядел на мёртвого Евпатия хан Батый и воскликнул: «О, Коловрат Евпатий! С малой дружиной побил ты много моих лучших воинов. Отдайте тело Евпатия раненым людям из его полка, пусть похоронят».
Похоронили дружинники Евпатия Коловрата с честью, и пошла слава о нём по всей Русской земле. Повсюду стали подыматься люди на борьбу с врагом.
Пришло время, изгнали русские врагов со своей земли к снова отстроили город Рязань, белокаменный, златоверхий Слава, слава защитникам Родины!
(Илл. Пашкова Б.)
❤️ 28
🔥 23
😁 20
😢 15
👎 10
🥱 10
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Евпатий Коловрат… Знаменитый защитник Рязанской земли в средние века, ясным соколом налетевший на врагов, которым было «несть числа». До сих пор у историков нет единого мнения в том, был ли герой лишь фольклорным персонажем или существовал в действительности. Не претендуя на установление истины в этом вопросе, попробуем собрать основные упоминания о Евпатии, сохранившиеся в древних и более поздних источниках.
Трагедия Рязани
Начнем с того, что единственным древнерусским источником, упоминающим о Евпатии Коловрате, является «Повесть о разорении Рязани Батыем», рассказывающая о трагедии 1237 года.
Итак, 785 лет назад Рязань первой приняла на себя удар полчищ свирепого монгольского хана. Перед битвами и штурмом столицы рязанский князь Юрий Ингваревич принял некое «безделное» посольство кочевников, потребовавшее в качестве дани десятую часть «во князех, и во всяких людех, и во всем».
Юрий Рязанский направил послов к великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против агрессоров. Однако тот войска не прислал, как пишет безвестный автор «Повести…», задумав «сам сотворити брань з Батыем», то есть, снискать личную славу, победив войско монголов.
Предчувствуя беду, Юрий Рязанский стал собирать совет князей, отправив запросы «по братью свою: по князя Давыда Ингоревича Муромского, и по князя Глеба Ингоревича Коломенского, и по князя Олга Краснаго, и по Всеволода Проньского, и по прочии князи. И начаша совещевати, яко нечестиваго подобает утоляти дары».
Здесь надо на время отвлечься от повествования и уточнить, что, по мнению современных ученых, «Повесть о разорении…» вoзниклa знaчитeльнo пoзжe caмoгo coбытия — зaxвaтa и paзгpoмa Pязaни Бaтыeм.
Знаменитый советский историк и литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) предполагал, что произведение было создано, вероятнее всего, в cepeдинe XIV века: «3a этo гoвopит и caмaя ocтpoтa пepeживaния coбытий Бaтыeвa нaшecтвия, нe cглaжeннaя и нe cмягчeннaя eщe вpeмeнeм, и pяд xapaктepныx дeтaлeй, кoтopыe мoгли быть пaмятны тoлькo ближaйшим пoкoлeниям».
При этом «Повесть о разорении Рязани Батыем» отнюдь не является документальным изложением событий. Например, в ней сpaжaютcя c Бaтыeм князья, к 1237 году yжe yшедшие из жизни – нaпpимep, Bceвoлoд Пpoнcкий, пoгибший в 1208 году, Дaвид Mypoмcкий, cкoнчaвшийcя в 1228 году. Кроме того, coглacнo произведению в битве 1237 года гepoичecки гибнeт Oлeг Ингваревич Kpacный, а по летописным сведениям он попал в плен после сражения под Коломной, томился в батыевой неволе вплоть дo 1252 года, а затем был «пощажен ради редкой его красоты», отпущен на княжество и прожил еще шесть лет.
Разумеется, и по поводу появления в центре событий боярина Евпатия Коловрата возникают определенные сомнения.
А был ли Евпатий?
Итак, герой спешно прибывает на Рязанскую землю уже после сожжения города войском Батыя.
«И некий от велмож резанских имянем Еупатий Коловрат в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем». Надо сказать, что Евпатий Коловрат нигде более в источниках не упоминается. Современные исследователи в примечаниях к тексту «Повести о разорении Рязани Батыем» указывают, что в некоторых редакциях произведения ему дано отчество – «Львович». Кроме того, по версии отдельных списков «Повести о Николе Заразском», включающей в себя и рассказ о разорении Рязани, Евпатий был похоронен в Спасском соборе Рязани.
Предположительные, то есть, не имеющие документального подтверждения версии о Евпатии таковы: к моменту нашествия монголов на Русь ему было порядка 35 лет. По всей видимости, Коловрат занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был «велможей» – боярином или воеводой, обладал выдающейся физической силой.
Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани.
Язычник или христианин?
Существует современная версия, что Коловрат был язычником. Ее сторонники обращают внимание на странные имя и прозвище богатыря. Относительно имени надо сказать – ничего необычного и тем более языческого в нем нет. Евпатий – восточнославянское имя, образовалось от древнегреческих (εὖ) [Ев] + (πάτος) [patos] в значении – добрый шаг/путь/дорога (Патий). Стоит вспомнить святого Ипатия Гангрского (епископа древнего города Гангры). Кстати, в честь него назван всем известный Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, где одно время жил юный Михаил Романов, ставший основателем царской династии, и его мать – инокиня Марфа.
Что касается древнеславянского слова «Коловрат» («колесо», «круговорот», «солнцеворот»), то оно вполне могло быть прозванием человека. Например, мастера стрельбы из тяжелого арбалета-«самострела», который устанавливался на подвижную станину – коловорот или коловрат. Евпатий вполне мог владеть этим оружием, так как история русского самострела по летописным источникам прослеживается с середины XII века (битва с половцами на Каяле в 1185 году, бой под Черниговом в 1152). Коловратом могли называть воина, который способен отбиваться от врагов, наседающих с разных сторон. Его вполне уместно сравнить с «витязем, вращающимся словно колесо», успевающим наносить удары многочисленным противникам.
В старину, когда фамилий не существовало, людям часто давались прозвища, которые со временем становились весьма известными. Например, основателем знаменитого рода Голенищевых-Кутузовых стал правнук сподвижника Александра Невского – Гаврилы Алексича. Звали потомка Александр Прокшич, по прозвищу «Кутуз». По одним версиям, слово происходило из тюркских языков и означало вспыльчивого и неистового человека. Другие исследователи склоняются к немецкому происхождению слова: «кутуз» – это «подушка», «узел с вещами». Так называли тучного, мешковатого человека. Внук Прокшича Василий Ананиевич, в свою очередь, имел прозвище «Голенище» и даже был посадником в Новгороде в 1471 году. Великий полководец и победитель Наполеона Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов принадлежал к этому древнему и славному роду.
Заканчивая тему «язычества» Евпатия Коловрата, надо подчеркнуть, что неправославный человек попросту не мог в XIII веке на Руси занимать высокий пост воеводы и принадлежать к высшему сословию бояр.
Подвиг воина
Далее в «Повести о разорении Рязани Батыем» читаем: «И услыша приход зловернаго царя Батыа, и иде из Чернигова с малою дружиною, и гнаша скоро». Историки, расшифровывая понятие «малая дружина», утверждают, что в данном случае речь идет о войске численностью от нескольких сот до тысячи человек.
Придя в разоренную Рязань, Евпатий «воскрича в горести душа своея и разпалаяся въ сердцы своем. И собра мало дружины тысящу семсот человек, которых Богъ соблюде – быша вне града».
Далее в произведении идет выразительный, эмоциональный рассказ о том, как Евпатий и его воины (даем текст в современной адаптации): «Били татар нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. И послал (Батый) шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла».
Про батыева «шурича», то есть, сына шурина, Хостоврула (в других редакциях — Таврула) больше нет сведений ни в русских, ни в монгольских источниках. Поэтому нельзя сказать наверняка – существовал ли такой человек или это легендарное имя.
Рассказ о подвиге Евпатия Коловрата заканчивается как средневековые рыцарские саги – герой мужественно сражается и погибает в неравной битве, и даже враги с уважением отзываются о его личных качествах – храбрости, чести, удали, преданности Отечеству.
«И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Историки о Евпатии Коловрате
Знаменитые мэтры исторической науки принимают историю о Коловрате как вполне правдивую. Николай Михайлович Карамзин в своей «Истории государства Российского» пересказывает содержание повести, не подвергая ее сомнению. Дмитрий Иванович Иловайский высказывается так: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».
Современные историки считают рассказ о Коловрате более поздней вставкой в «Повесть о разорении Рязани Батыем», а Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Константин Юрьевич Ерусалимский в интервью международному телеканалу RT сказал: «Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но все остальное, в частности, восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV–XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному».
«Наш он, шиловский!»
И, наконец, перейдем к Евпатию Коловрату как к «нашему всему» Шиловского района Рязанской области! Бытует мнение о том, что Евпатий Коловрат (о котором, напомним, говорится лишь в «Повести о разорении Рязани Батыем») родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район) приблизительно в 1200 году.
В 2006 году в деревне Фролово даже открыли часовню и мраморный памятник, посвященный былинному богатырю. Еще раньше, в 1995 году, памятник Евпатию Коловрату появился в самом Шилове на центральной площади. При этом злые языки утверждают, что древний воин лицом в точности похож на Владимира Ильича Ленина! Если присмотреться, то, действительно, что-то общее есть… Журналисты «Огонька» «раскопали» историю о том, что лицо Коловрата изготовил скульптор, который всю жизнь работал с изображением вождя мирового пролетариата. Вот и «вспомнила рука»…
Наконец, в 2007 году конный монумент, изображающий Коловрата в бою, гордо возвысился на Почтовой площади в Рязани. Скульптор – рязанец Олег Седов.
Святой или нет?
Интересно, что после выхода в 2017 году на экраны фантазийного фильма-экшна «Легенда о Коловрате» на полном серьезе стали появляться в печати заметки о «святом» воине Евпатии. По этому поводу в интервью изданию «КП» протоиерей Арсений Вилков, глава информационно-аналитического отдела Рязанской епархии, дал четкий ответ:
«В церковном календаре нет дня Евпатия Коловрата! Русская церковь чтит память защитников древней Рязани, но этот народный герой не был прославлен в лике святых. 24 августа, или 11 августа по старому стилю – день памяти мученика архидиакона Евпла. Возможно, путаница произошла из-за схожести начальных букв имен. На самом деле имя Евпатий – эквивалент греческого имени Ипатий. В то время на Руси почитали священномученика Ипатия Гангрского. Предположительно, Евпатий Коловрат был крещен в честь этого святого, память которого совершается 13 апреля».
Кстати, летом 2019 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк освятил барельеф с изображением Евпатия Коловрата для установки на новом ледоколе, который назван в честь героя. Однако эта церемония не означает, что Евпатий прославлен в лике святых, как пытаются представить некоторые интернет-пользователи. Да и по правде сказать – не стоит искусственно «изобретать» новые почести легендарному герою. Ему довольно главного – благодарной памяти многих и многих поколений рязанцев!
От Ольги́ до Швивой Заводи Знают песни про Евпатия. Их поют от белой вызнати До холопного сермяжника. Хоть и много песен сложено, Да ни слову не уважено, Не сочесть похвал той удали, Не ославить смелой доблести.
Сергей Есенин, «Песнь о Евпатии Коловрате»
11 января 1238 года, согласно легенде, был торжественно похоронен герой сопротивления монголо-татарскому нашествию Евпатий Коловрат. О бесстрашном и могучем воине, который 780 лет назад погиб в битве с пришедшими на Русь ордынцами, нам известно из «Повести о разорении Рязани Батыем». По одной исторической гипотезе, рязанский богатырь — собирательный образ, олицетворяющий героическую борьбу русского народа с Золотой Ордой, по другой — в основе предания лежит подвиг реального человека. Как в истории о Евпатии Коловрате переплелись миф и реальность, разбирался RT.
О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.
Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.
Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена.
Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).
«И была сеча зла и ужасна»
В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.
Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.
«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.
- Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»
- © Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»
«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».
После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.
Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.
«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».
«Смешалися все полки татарские»
Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.
«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.
«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.
- Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)
- © Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)
Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».
Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.
Таинственный Коловрат
У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.
Также по теме
Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана
700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…
Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).
В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.
Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.
О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.
- Скульптура Евпатия Коловрата (2009), созданная Иваном Коржевым
- © i-korzhev.ru
Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.
Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.
Народный герой
Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.
Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.
Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).
После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.
- Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
- © Wikimedia Commons
Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.
В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.
В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.
Быль или легенда
Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.
«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.
Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.
«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.
Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.
Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.
«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.
Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.
Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.
Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.
Также по теме
Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть
19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице,…
Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».
«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».
По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.
Биография
Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.
В одном из источников упоминалось отчество боярина — Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия.
Боярин при дворе
Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. На момент вторжения ордынцев витязю было около 35-37 лет. Князь Юрий понимал, что Рязань не выстоит против многотысячного войска, и отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий.
Поездка в Чернигов спасла Коловрата от гибели. Ожидая вестей от верных подданных, князь Юрий одарил хана подарками, чтобы усыпить его бдительность. Батый потребовал привести к нему первую красавицу княжества, которой была сноха рязанского правителя. В результате отказа молодой князь Фёдор был убит, его жена и сын погибли, а войско рязанского князя было истреблено в битве у реки Воронеж.
Князь Юрий принял смерть от врага на поле боя. Когда послы вернулись в Рязань, они нашли горы трупов и выжженную землю.
Подвиг русских богатырей
Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что молодой князь Федор убит, его жена и наследник погибли, а народ рязанский был истреблен. Собрав из уцелевших мужчин небольшой полк, Коловрат отправился по следам ордынцев. Его миниатюрная армия насчитывала всего семнадцать сотен солдат.
Отряд Евпатия использовал тактические хитрости. Богатыри нападали из леса, ночью или под покровом тумана. Ордынцы начали верить, что сражаются с разгневанными духами. В армии хана началось брожение. Батый отправил на борьбу с неприятелем лучших воинов под предводительством своего шурина. Русские были отрезаны от пути к своему укрытию и окружены. Пленить предводителя рязанского сопротивления у ордынцев не получилось. Брат жены Батыя Хостоврул пал в бою, а русские воины не сдавались.
Окончательную точку в сражении поставили машины для метания камней. Оружие, которое обычно использовали для осады городских стен, направили против отряда рязанских витязей. Почти все воины были забиты камнями. Живыми нашли только шестерых человек. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.
Тело воеводы отдали выжившим воинам его отряда, чтобы они провели достойный обряд погребения. Предание гласит, что подобный жест Батыя был свидетельством его уважения к воинской доблести Коловрата.
Похороны Евпатия Неистового прошли 11 января 1238 года в Рязанском соборе.
Повесть о разорении Рязани Батыем
Данное древнерусское литературное произведение является наиболее полным источником сведений о Евпатии Коловрате. Сюжет повести рассказывает о нападении Батыя на Великое Княжество Рязанское в 1237 году. Самые древние сохранившиеся тексты этого произведения датируются шестнадцатым веком, до этого времени сказание передавалось в устной форме.
За триста лет история обросла подробностями и неточностями. Существует, как минимум, три варианта текста данной повести. Все они повествуют о том, с кем бился Евпатий Коловрат и как доблестно окончил свою жизнь.
Личная жизнь
Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось.
Память
Евпатий Коловрат стал героем русского фольклора наряду с такими богатырями, как Илья Муромец, Ратибор, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка. История подвигов витязя стала одним из свидетельств силы русского духа. В 1985 году на базе народных сказаний был создан мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».
Богатырю установили три памятника на территории Рязанской области. Два монумента расположены поблизости от предположительного места рождения героя. Третий памятник был установлен в 2007 году на Почтовой площади в Рязани.
В 2014 году стало известно, что режиссер Рустам Мосафир начал снимать кинокартину «Евпатий Коловрат. Восхождение». Фильм планировалось сделать максимально приближенным к историческим событиям. Через год в интернете появились первые кадры ленты, но по неизвестной причине проект был заморожен.
В то время также появилась первая информация, что российская кинокомпания «Централ партнершип» планирует выпустить фильм «Легенда о Коловрате». Фото со съемок и трейлер появились в интернете осенью 2016 года. Премьеру картины назначили на май 2017 года.
Исторический боевик с элементами фэнтези вошел в список самых ожидаемых фильмов года. Сюжет ленты имеет косвенное отношение к историческим событиям времен нашествия Батыя. Создатели фильма решили представить зрителю фэнтезийный вариант истории тринадцатого века, сосредоточив внимание на персонажах и их чувствах