История народа
Слово «Финикия» переводится как «пурпурная». Племена финикийцев добывали материал, из которого делалась пурпурная краска. Другая версия гласит, что название народа образовано от слова «фенеху», которое в переводе означает «кораблестроители». Финикийцы делали лучшие корабли, которые выдерживали непогоду, и могли добраться до самых труднодоступных земель. Этот народ считается создателем многоярусных весельных лодок.
Финикийцев малосведущие люди воспринимают наравне с викингами. Обогащались последние исключительно благодаря грабежам: скандинавы жили на суровых землях, где было тяжело выращивать пищу.
Земли Финикии тоже не славились плодородием, на ее территории постоянно шли дожди. Единственный материал, который был в достатке, — лес. Народ научился строить корабли, которые позволили заниматься торговлей с соседями. Финикийцы наживали богатство торговлей, а не разбоем, как викинги.
Их накопления шли на благие дела:
- строительство городов;
- развитие инфраструктуры;
- исследования;
- открытие новых земель;
- постройку сооружений для защиты от врагов.
Морские пути
Исследования, успешная торговля и путешествия финикийских мореплавателей позволили им создать множество городов и наладить куплю-продажу в Северной Африке, на Атлантическом побережье и почти во всех портах Средиземного моря. Карфаген, один из самых знаменитых городов древности, был основан этой народностью. Благодаря удачному географическому положению он процветал и служил защитой для колоний финикийцев.
Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели. Они открыли:
- северные земли Европы;
- Африку;
- Средиземное море;
- Атлантический океан;
- Индийский океан.
В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.
Финикийцы прошли через Гибралтарский пролив примерно в 500 году до н. э. Они основали несколько колоний, позже добрались до Гвинейского залива.
Несмотря на многие открытия мореплавателей, мало кто отправлялся в новые земли. Финикийцы держали в тайне бо́льшую часть маршрутов, чтобы торговать с обнаруженными городами без конкуренции со стороны соседних народов. Такой подход позволял им завышать цены при продаже товаров иноземцам и за баснословные суммы продавать соотечественникам диковинки из далеких земель. Выяснилось, что до XV века почти никто, кроме финикийцев, не торговал с африканскими поселениями.
Путешествие в Индию в древние времена было редкостью. Никто не знал точного местоположения земель, многие верили, что там нет ничего, кроме бесконечного океана.
Финикийцы первые добрались до земель Великобритании. Они завезли туда янтарь и олово.
Изобретения и достижения
Некоторые вещи финикийцы изобретали самостоятельно. Другие знания и технологии они заимствовали у народов, с которыми вели торговлю. Финикийцев можно сравнить с современными инвесторами: они видели интересный проект, вкладывали в него деньги и получали прибыль.
Их самыми значительными достижениями считаются:
- Усовершенствование технологии производства стекла. До этого лучшим производителем считался Египет.
- Добыча краски из моллюсков. Легенда гласит, что открытие произошло случайно: собака разгрызла раковину, и люди увидели субстанцию необычного цвета.
- Засолка рыбы для сохранения ее от порчи. Благодаря этому знанию удалось расширить ассортимент товаров, доставляя продукты в дальние страны.
- Создание алфавита.
- Благодаря финикийцам оливки и виноград попали в Северную Африку, а затем — в Испанию.
- Финикийцы создали триему — боевой корабль с тремя рядами весел. Палубы размещались друг над другом, а весла располагались в шахматном порядке. Корабли имели тараны: чаще всего они делались из железа, реже — из дерева. Самый крупный военный корабль достигал 40 метров в длину.
Мореплавание и торговля
Историкам известны интересные факты о финикийских мореплавателях. Древние мастера научились создавать корабли с килем, покрывали поперечные ребра корпуса обшивкой. Такие инновации делали движение судна быстрее, увеличивали надежность.
Над палубой создавались отделения, в которых перевозилась часть груза. Прочный корпус выдерживал свирепые штормы.
Снизить вероятность потери корабля позволяли рукотворные бухты. Их строили на пути следования кораблей, чтобы в случае угрозы моряки могли завести судно в безопасное место и переждать непогоду.
Благодаря надежности корабли редко шли на дно, поэтому и убытки у финикийцев были минимальные. Это позволяло быстрее развивать торговлю. Учитывая, что кораблям требовались месяцы и даже годы, чтобы сделать рейс туда-обратно, каждое затонувшее судно наносило ощутимый урон экономике финикийцев. В торговле преимущественно использовали следующие товары:
- оливковое масло;
- виноградное вино;
- цветные ткани;
- стекло;
- древесину ливанских кедров;
- черное дерево;
- слоновую кость.
Возвращаясь домой, финикийцы везли различные вещи. Из Испании они доставляли серебро и медь, из Египта — папирус и зерно. В Урарту мореплаватели закупали мулов и лошадей, в Аравии — овец. Со многих земель они привозили рабов.
Покупка рабов требовалась как для постройки новых кораблей, так и для использования их труда на весельных судах. Мощные и быстроходные корабли финикийцев иногда нападали на суда других государств. Небольшие поселения также подвергались нападению, из пленников делали рабов. Невольников не всегда оставляли себе — за них платили высокую цену многие государства.
Нападение на мирных граждан — это пиратство. Называть всех финикийцев разбойниками будет некорректно. Большинство из них — мирные торговцы. Пиратов нельзя отнести к определенной национальности или стране. Они являются сборищем негодяев со всех концов света, которые объединяются ради легкой наживы.
На удачно расположенных землях торговцы создавали колонии. В них производились товары для последующей продажи. Колонии были удобны тем, что они могли торговать с ближними поселениями, находящимися на суше. Мореплаватели же имели дело только с городами, стоящими у моря.
Особенности строения кораблей
Судно становилось домом для путешественников на долгие месяцы и годы. Его постройка доверялась проверенным плотникам. Подготовить корабль к дальнему переходу — занятие для высококлассных мастеров. Финикийское торговое судно было примерно таким:
- водоизмещение — до 230 тонн;
- экипаж — не более 30 человек;
- длина — до 30 метров;
- вдоль бортов находились решетки из прутьев, не позволявшие грузу выпасть во время шторма;
- на носовом штевне находилась амфора из обожженной глины, в ней хранилась пресная вода;
- корма по форме напоминала хвост скорпиона;
- имелся таран, применявшийся в качестве бульбы, — приспособления, позволявшего выдерживать повышенные нагрузки основным несущим элементам конструкции;
- мачта имела один прямой парус пурпурной окраски;
- Египет создавал парусину наивысшего качества, поэтому материал закупался у египтян.
Финикийцы были удачными торговцами и мореплавателями только благодаря плотникам, которые превратили судостроение в вид искусства.
История финикийских мореплавателей входит в тему урока по истории 5 класса. Дети изучают географию мест, в которых вели торговлю путешественники. С помощью контурных карт ученики закрепляют знания о древнем мире.
Значение исследований финикийцев огромно. Они оказали влияние на развитие древних земель. Торговля с разными государствами позволила ускорить прогресс многих стран, восполнить недостаток ресурсов, которые невозможно добыть в некоторых природных условиях.
Корабли, построенные по технологиям финикийцев, по многим параметрам считались лучшими до XIX века. Если бы не постройка пароходных судов, то их владычество на море могло продолжаться еще дольше.
Финикийские мореплаватели
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1816.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1816.
Государство Финикия в древности располагалось вдоль Средиземного моря. Оно прославилось своими достижениями в сфере мореплавания. Предлагаем в нашей статье ознакомиться с этой темой из курса истории для 5 класса.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Кораблестроение
Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него невозможно было бы мореплавание.
Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:
- корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
- поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
- большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
- грузовые отделения были ограждены.
С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме – два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.
Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.
Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.
Достижения мореплавателей
Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).
Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.
Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.
Именно финикийцы считаются первыми мореплавателями, которым удалось обойти на своих кораблях вокруг Африканского континента.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали кратко о путешествиях финикийских мореплавателей и развитии кораблестроения, что способствовало расширению торговых связей с другими странами и освоению новых морских путей.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Виталий Нижник
10/10
-
Сергей Сау
10/10
-
Ясмина Иванова
10/10
-
Мария Вилкова
10/10
-
Maya Kozik
9/10
-
Татьяна Миронова
10/10
-
Людмила Кацендорн
10/10
-
Trofim Tesemnikov
10/10
-
Ира Гергокова
10/10
-
Игорь Титоренко
10/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1816.
А какая ваша оценка?
Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя — финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.
История названия
Известно, что название страны — Финикия — дословно звучит как красивое прилагательное — «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей — пурпур — который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение — «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер — многоярусных весельных лодок.
Угроза исчезновения и Карфаген
Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген, который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.
Путешествия знаменитых мореплавателей
За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.
Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты — шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.
Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне — и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.
Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов
Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:
- создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
- первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
- стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
- опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
- завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.
Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте.
А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
Вы можете оставить комментарий к докладу.
- Энциклопедия
- История
- Финикийские мореплаватели
Около 4000 лет назад восточный берег Средиземного моря стал отличным домом для племен, которых потом греки назвали финикийцы. С самого начала страна Финикия занимала небольшую часть территории между Ливанскими горами и морем. Здесь были отличные земли, чтобы выращивать виноград и оливки. Рядом располагались склоны гор и заросли ливанского кедра. Кедр считался на то время достаточно ценной и крепкой древесиной, поэтому финикийцы решили из него строить корабли. Их корабли были настолько крепкими, что не боялись ни ураганов, ни штормов. Благодаря их кораблям и лучшим морякам за финикийцами и закрепилась слава отличных мореплавателей. Корабли располагали отсеками для тюрем, в которых находились рабы-гребцы.
Финикийцы исследовали все Средиземное море, плавали в Атлантическом океане, около берегов Африки и Европы. Они были в числе первых, кто сделал путешествие вокруг всей Африке. Но не только торговля товаром вынудила финикийцев к путешествиям по морю. Среди них были разбойники и пираты, которые грабили порты и поселения. Были и такие моряки, которые заманивали маленьких детей к себе на корабль и увозили на продажу. За таких детей можно было сторговать ценный товар. Все же благодаря своим кораблям Финикия была достаточно сильной и ведущей морской державой. Никто из путешественников и торговцев не мог сравниться с финикийцами в количестве привезенного товара. Они всегда превосходили всех. Укрепленные корабли и больше отсеков для товара позволило финикийцам торговать со многими народами и странами, уходя далеко за пределы своего государства.
Можно сказать, что почти все географические открытия Древнего мира принадлежат народу Финикии. Мореплаватели, отправляясь за товаром, изучали новые земли, на которых устраивали колонии. Они исплавали Средиземное море со всех его сторон и основали много городов-колоний. Богатели торговцы, богатели и финикийские города. Они давали в долг многим правителям соседних государств и добывали богатства любым способом. Многие места, куда смогли добраться финикийцы, превратились в их колонии. Одной из самых известных колоний Финикии был Карфаген. Со временем этому городу начали подчиняться другие колонии, и даже народы, жившие на тот момент в Африке. Колонии Карфагена приносили прибыль, это дало толчок для мореплавателей отправиться за пределы Гибралтара. Финикийцы побывали у берегов Англии, где добыли олово, здесь же, путем обмена получили ценный янтарь. Многие финикийские города, заручившись поддержкой Израиля и Египта, собирали морские экспедиции, изучая новые места и открывая все больше торговых путей. Моряки продолжали улучшать свои корабли, они делались быстроходнее и крепче, чем у кого либо. Финикийцы забирали людей в рабство, увозили коз и овец, воровали детей. Их государству было все нипочем. Но со временем, ливанский кедр был почти вырублен, а другие государства сделали свои корабли еще лучше и мощнее. Финикийское государство утратило свою мощь и постепенно исчезло.
5 класс по истории
Финикийские мореплаватели
Популярные темы сообщений
- Созвездие Большой медведицы
Рассматривая ночное небо, мы видим огромное количество маленьких светящихся точек. Называются они звёздами. На самом деле звезды совсем не маленькие, а даже очень большие. Просто они расположены на огромном расстоянии от нашей планеты.
- Внешняя память компьютера
Внешней памятью компьютера принято называть память долговременного хранения информации различной формы. Данный тип памяти не имеет зависимости от процессора.
- Патриотическое воспитание дошкольников
Патриотическое воспитание детей является приоритетным направлением современной воспитательной работы в системе образования. На развитие патриотического чувства у подрастающего поколения возложена миссия возрождения культурного
- Гриб рыжик
Рыжики являются практически самыми популярными грибами во всем мире, да и растут они практически везде. Кроме этого они стоят в первых рядах вместе с груздями, белыми грибами и многими другими грибами. Также у него имеются свои
- Творчество Александра Грина
Писательская карьера Александра Грина (Александра Степановича Гриневского) началась в 1906 году, когда 26-летний литератор опубликовал рассказ «Заслуга рядового Пантелеева». Рассказ, повествующий
Нельзя сказать, что древняя Финикия занимала обширные территории, по сравнению с другими великими державами древности: Египтом, Вавилоном, Ассирией, Финикия владела лишь небольшим кусочком суши. На зато корабли финикийцев бороздили все Средиземное море, бывали на берегах Испании, Греции, Северной Африки и, возможно, даже выходили в Атлантический океан. Во всех портах Средиземноморья финикийские купцы вели интенсивную торговлю, а финикийские пираты прославились своей отчаянной храбростью. Именно с морем была неразрывно связана жизнь финикийцев, а саму Финикию вполне можно назвать первой великой морской державой древности и о ней наша сегодняшняя статья.
Где находится Финикия
Но давайте сперва ответим на вопрос, где находилась древняя Финикия на карте. Находилась Финикия на восточном побережье Средиземного моря на территории таких современных стран как Ливан и Сирия. Во время господства Римской империи территория Финикии была преобразована в римскую провинцию «Сирия», а позже финикийцы и вовсе слились с сирийским населением.
Финикия на карте мира.
История
Кем были первые финикийцы достоверно неизвестно. Хотя предки их проживали на территории государства Финикия еще в ІІІ тысячелетии до н. е. о чем свидетельствуют археологические раскопки.
Геродот и другие античные историки в качестве места происхождения финикийцев называют острова в Персидском заливе. И действительно, многие современные исследователи отмечают сходство языков ханаанейских (на которых собственно говорили финикийцы) и южно-аравийских. Разделение, возможно, произошло в ІV тысячелетии до н. е., когда часть южно-аравийских племен поселилась на восточном побережье Средиземного моря, месте во всех отношениях отличном. Природа давала древним финикийцам все возможности для благодатной жизни, земли, хотя было и немного, но та что была, славилась своей плодородностью, влажные морские ветры приносили дожди, делая тем самым ненужным искусственное орошение. Издревле в садах и огородах финикийцев росли финики, оливки, виноград, а по лугам бегали козы и овцы. Одним словом благоприятный климат Финикии был, безусловно, одним из главных достояний этой страны.
Благодатные условия для жизни привели к тому, что примерно в ІІІ тысячелетии до н. е. на территории Финикии начинают появляться большие и развитые города: Угарит и Арвад на севере, Тир и Сидон на юге, Библ в центре. Вскоре финикийские города превратились в культурные и торговые центры древнего мира, а появление их фактически означает начало расцвета финикийской цивилизации.
Что же касается происхождения самого названия «Финикия», то по одной версии оно происходит от древнегреческого слова «φοινως» что означает «пурпур», дело в том, что именно Финикия была поставщиком пурпурной краски, которая изготовлялась из специальных моллюсков, обитающих у ее берегов. По другой версии название «Финикия» происходит от египетского слова «фенеху», что означает «строитель кораблей».
Наибольшего рассвета Финикия достигла с выходом ее жителей в море. Финикийцы начали строить свои знаменитые большие килевые корабли, до 30 метров в длину, оснащенные также тараном и прямым парусом.
Примерно так выглядел финикийский корабль. На этих кораблях финикийские мореплаватели бороздили Средиземное море, финикийские купцы же начали вести интенсивную торговлю во всех портах Средиземноморья.
И вот уже финикийцы начинают основывать свои первые колонии: Кадис на побережье Испании, Утика на африканском побережье (современный Тунис), Палермо на Сицилии. На островах Сардиния и Мальта также сохранились остатки древних колоний финикийцев. Но самой знаменитой в истории оказалась финикийская колония Карфаген, в свое время дававшая прикурить даже римлянам (смотрите пунические войны). А вот интенсивное кораблестроение финикийцев имело одно из неприятных побочных последствий – исчезновение кедровых лесов Ливана, вырубленных практически под корень в качестве кораблестроительного материала.
Торгово-морская вольница финикийцев закончилась в VIII веке до н. е., когда Финикия была завоевана Ассирией. Финикийцы сдались практически без сопротивления, они скорее были готовы платить дань более могущественным соседям, при условии, что те не будут мешать их торговле, нежели вести кровопролитные войны за независимость.
С падением Ассирии Финикия перешла в состав персидской империи, затем же ее захватили войска Александра Македонского. Тут стоит вспомнить о крупнейшем городе Финикии – Тире, который в это время пережил долгую осаду, и никак не хотел сдаваться знаменитому македонскому полководцу.
Затем Финикия была захвачена уже армянским царем Тиграном, а после уже непобедимыми римлянами, которые превратили эту территорию в римскую провинцию Сирия. В это время Финикия сходит с исторической сцены.
Культура
Пожалуй, самое значимое культурное наследие древней Финикии для всего мира это алфавит. Да, именно финикийцы первыми придумали алфавит в его классическом понимании, распространили его по всей тогдашней ойкумене и так он стал в основе всех существующих поныне систем письма.
Финикийский алфавит – первый алфавит в истории.
Также финикийцы прославились производством пурпурной краски, которая, как мы писали чуть выше, и возможно дала им название. Почему пурпурная краска имела такое большое значение? Дело в том, что древние греки и многие другие народы Средиземноморья считали пурпурный цвет священным, и ткани пурпурного цвета пользовались большим спросом у них.
Высоко ценились также прекрасные изделия из золота и серебра, сделанные умелыми финикийскими ремесленниками, финикийское вино, изготовленное из лучшего финикийского винограда, знаменитое стекло из финикийского города Сидона, секретами производства которого владел узкий круг людей. Помимо своих товаров финикийцы интенсивно торговали тем, что вывозили из Греции, Египта, Малой Азии, а их порты были центрами международной транзитной торговли.
Относительно политического устройства, то древняя Финикия не была монолитным государством, а подобно древней Греции представляла собой совокупность независимых городов-полисов. Каждый финикийский город-полис был, по сути, отдельным маленьким государством, во главе которого стоял местный царь.
Города Финикии были обнесены стеной, в центре города обязательно находилось святилище и резиденция правителя. Поскольку площадь города была ограничена, дома строились плотно друг другу. Сами дома в Финикии обычно строились из глины, и были двух этажными, на верхних этажах жили хозяева, на нижних содержались различные запасы, кухонная утварь и жили рабы.
Снаружи финикийские дома расписывались специальной цветной штукатуркой. Также в центре улиц финикийских городов выкапывались специальные дренажные каналы, позволяющие содержать город в относительной чистоте.
Власть финикийских царей не была абсолютной, ее ограничивали советы городских старейшин. А на многие государственные должности претенденты и вовсе назначались через выборы, причем что интересно в выборах могли принимать участие только богатые граждане, бедняки права голоса не имели (на наш взгляд довольно мудрая система, ведь голоса «голотьбы» можно было подкупить разными подачками чем не раз пользовались в истории, как прошлого, так и совсем недавнего времени, в том числе и увы в нашей стране). Как мы видим, хотя во главе финикийского города-полиса и стоял номинально царь, по своему характеру финикийское общество было более склонно к демократии, нежели восточному деспотизму.
Религия
Религия древней Финикии была часть языческих семитских культов, которые отправлялись специальной кастой жрецов, занимающих особое положение в финикийском обществе. Что интересно знаменитый иудейский храм Соломона был построен по образу финикийских храмов, а в постройке его принимали непосредственное участие инженеры из финикийского города Тира (мудрый царь Соломон зная сколь высоко финикийское искусство в строительстве пригласил лучших мастеров оттуда).
Вот только различие между финикийской и иудейское религией было кардинальное, если иудеи верили в одного Бога, то финикийцы поклонялись целому пантеону богов. Многие из финикийских богов были взяты из религии древнего Египта и древней Греции, получив только финикийские имена: Молох, Мелькарт, Астарта и т. д.
Видео
И в завершение интересный документальный фильм об истории древней Финикии.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.
В восточной части Средиземного моря около 4 тысяч лет назад появились финикийцы. В древности эти люди прославились как искусные строители кораблей и исследователи. Финикийские мореплаватели первыми открыли земли, о которых другие народы даже не подозревали. Путешественники внесли существенный вклад в развитие многих государств.
Содержание
- История народа
- Морские пути
- Изобретения и достижения
- Мореплавание и торговля
- Особенности строения кораблей
История народа
Слово «Финикия» переводится как «пурпурная». Племена финикийцев добывали материал, из которого делалась пурпурная краска. Другая версия гласит, что название народа образовано от слова «фенеху», которое в переводе означает «кораблестроители». Финикийцы делали лучшие корабли, которые выдерживали непогоду, и могли добраться до самых труднодоступных земель. Этот народ считается создателем многоярусных весельных лодок.
Финикийцев малосведущие люди воспринимают наравне с викингами. Обогащались последние исключительно благодаря грабежам: скандинавы жили на суровых землях, где было тяжело выращивать пищу.
Земли Финикии тоже не славились плодородием, на ее территории постоянно шли дожди. Единственный материал, который был в достатке, — лес. Народ научился строить корабли, которые позволили заниматься торговлей с соседями. Финикийцы наживали богатство торговлей, а не разбоем, как викинги.
Их накопления шли на благие дела:
- строительство городов;
- развитие инфраструктуры;
- исследования;
- открытие новых земель;
- постройку сооружений для защиты от врагов.
Морские пути
Исследования, успешная торговля и путешествия финикийских мореплавателей позволили им создать множество городов и наладить куплю-продажу в Северной Африке, на Атлантическом побережье и почти во всех портах Средиземного моря. Карфаген, один из самых знаменитых городов древности, был основан этой народностью. Благодаря удачному географическому положению он процветал и служил защитой для колоний финикийцев.
Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели. Они открыли:
- северные земли Европы;
- Африку;
- Средиземное море;
- Атлантический океан;
- Индийский океан.
В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.
Финикийцы прошли через Гибралтарский пролив примерно в 500 году до н. э. Они основали несколько колоний, позже добрались до Гвинейского залива.
Несмотря на многие открытия мореплавателей, мало кто отправлялся в новые земли. Финикийцы держали в тайне бо́льшую часть маршрутов, чтобы торговать с обнаруженными городами без конкуренции со стороны соседних народов. Такой подход позволял им завышать цены при продаже товаров иноземцам и за баснословные суммы продавать соотечественникам диковинки из далеких земель. Выяснилось, что до XV века почти никто, кроме финикийцев, не торговал с африканскими поселениями.
Путешествие в Индию в древние времена было редкостью. Никто не знал точного местоположения земель, многие верили, что там нет ничего, кроме бесконечного океана.
Финикийцы первые добрались до земель Великобритании. Они завезли туда янтарь и олово.
Изобретения и достижения
Некоторые вещи финикийцы изобретали самостоятельно. Другие знания и технологии они заимствовали у народов, с которыми вели торговлю. Финикийцев можно сравнить с современными инвесторами: они видели интересный проект, вкладывали в него деньги и получали прибыль.
Их самыми значительными достижениями считаются:
Мореплавание и торговля
Историкам известны интересные факты о финикийских мореплавателях. Древние мастера научились создавать корабли с килем, покрывали поперечные ребра корпуса обшивкой. Такие инновации делали движение судна быстрее, увеличивали надежность.
Над палубой создавались отделения, в которых перевозилась часть груза. Прочный корпус выдерживал свирепые штормы.
Снизить вероятность потери корабля позволяли рукотворные бухты. Их строили на пути следования кораблей, чтобы в случае угрозы моряки могли завести судно в безопасное место и переждать непогоду.
Благодаря надежности корабли редко шли на дно, поэтому и убытки у финикийцев были минимальные. Это позволяло быстрее развивать торговлю. Учитывая, что кораблям требовались месяцы и даже годы, чтобы сделать рейс туда-обратно, каждое затонувшее судно наносило ощутимый урон экономике финикийцев. В торговле преимущественно использовали следующие товары:
- оливковое масло;
- виноградное вино;
- цветные ткани;
- стекло;
- древесину ливанских кедров;
- черное дерево;
- слоновую кость.
Возвращаясь домой, финикийцы везли различные вещи. Из Испании они доставляли серебро и медь, из Египта — папирус и зерно. В Урарту мореплаватели закупали мулов и лошадей, в Аравии — овец. Со многих земель они привозили рабов.
Покупка рабов требовалась как для постройки новых кораблей, так и для использования их труда на весельных судах. Мощные и быстроходные корабли финикийцев иногда нападали на суда других государств. Небольшие поселения также подвергались нападению, из пленников делали рабов. Невольников не всегда оставляли себе — за них платили высокую цену многие государства.
Нападение на мирных граждан — это пиратство. Называть всех финикийцев разбойниками будет некорректно. Большинство из них — мирные торговцы. Пиратов нельзя отнести к определенной национальности или стране. Они являются сборищем негодяев со всех концов света, которые объединяются ради легкой наживы.
На удачно расположенных землях торговцы создавали колонии. В них производились товары для последующей продажи. Колонии были удобны тем, что они могли торговать с ближними поселениями, находящимися на суше. Мореплаватели же имели дело только с городами, стоящими у моря.
Особенности строения кораблей
Судно становилось домом для путешественников на долгие месяцы и годы. Его постройка доверялась проверенным плотникам. Подготовить корабль к дальнему переходу — занятие для высококлассных мастеров. Финикийское торговое судно было примерно таким:
- водоизмещение — до 230 тонн;
- экипаж — не более 30 человек;
- длина — до 30 метров;
- вдоль бортов находились решетки из прутьев, не позволявшие грузу выпасть во время шторма;
- на носовом штевне находилась амфора из обожженной глины, в ней хранилась пресная вода;
- корма по форме напоминала хвост скорпиона;
- имелся таран, применявшийся в качестве бульбы, — приспособления, позволявшего выдерживать повышенные нагрузки основным несущим элементам конструкции;
- мачта имела один прямой парус пурпурной окраски;
- Египет создавал парусину наивысшего качества, поэтому материал закупался у египтян.
Финикийцы были удачными торговцами и мореплавателями только благодаря плотникам, которые превратили судостроение в вид искусства.
История финикийских мореплавателей входит в тему урока по истории 5 класса. Дети изучают географию мест, в которых вели торговлю путешественники. С помощью контурных карт ученики закрепляют знания о древнем мире.
Значение исследований финикийцев огромно. Они оказали влияние на развитие древних земель. Торговля с разными государствами позволила ускорить прогресс многих стран, восполнить недостаток ресурсов, которые невозможно добыть в некоторых природных условиях.
Корабли, построенные по технологиям финикийцев, по многим параметрам считались лучшими до XIX века. Если бы не постройка пароходных судов, то их владычество на море могло продолжаться еще дольше.
Предыдущая
Всемирная историяМанифест о вольности дворянской (1762) — принятие, основные положения и отмена
Следующая
Всемирная историяПсковская судная грамота — история создания и общая характеристика