Мое детство прошло в южном городе. Южный город — это много солнца, неба, фруктов и свободы. И соседей. У каждого из соседей, живущих на первом этаже — сад. В каждом саду — фруктовые деревья, за которыми, по большому счету, можно было не ухаживать, деревья все равно обильно плодоносили.
Некоторые соседи обносили свой сад забором, а кто-то забором не заморачивался, понимая, что толку от него — ноль.
Нас, детей, больше интересовали огороженные сады. Обрывать незрелые фрукты с деревьев, над которыми никто не трясется, было неинтересно.
Особой популярностью среди детворы пользовался сад дяди Сурена. Росли в саду та же вишня, алыча, абрикосы, персики, что и у других соседей, но дядя Сурен! О, как интересно было его доводить. Сейчас мне, конечно, стыдно, но тогда…
Дядя Сурен — очень старенький, очень маленький, сухонький и громкий. Ругался только на армянском, но если спокойно разговаривал, то на русском. Ходил с палочкой и в полосатой пижаме. Вокруг сада — самый высокий забор во дворе, но мы знали, как эту высоту покорить. Перелезали через ограду и начинали громко орать, чтобы разбудить дядю Сурена. Я до сих пор не понимаю, почему он сразу не выбегал в сад, чтобы поймать нас на месте преступления, а выскакивал на балкон, как черт из табакерки.
— Сволочи! Негодяи! — кричал дядя Сурен, потрясая палкой в воздухе. — Сейчас приду и всех вас постреляю!
Мы продолжали сидеть на деревьях и смеяться ровно до той минуты, пока сосед не скрывался в недрах квартиры. Как только это происходило, мы скатывались с деревьев, перелетали через забор и отбегали на почтительное расстояние от сада. Именно в этот момент дядя Сурен, сильно хромая, выскакивал из подъезда и бежал к нам, держа палку, как ружье. Но его палка ни разу не выстрелила…
…Хоронили дядю Сурена в жаркий летний день. Хоронили всем двором. Деревья не только в его саду, но и по всей округе, стояли в цвету.
Во дворе, напротив второго подъезда, в котором жил дядя Сурен, установили две табуретки. На табуретках — гроб с телом. У гроба — рыдающая вдова, взрослые дети, внуки и соседи. Дворовая детвора, кто посмелее, крутились рядом со взрослыми, остальные, и я в их числе, на почтительном расстоянии или на ветках деревьев. Я, болтая ногами, сидела на одной из веток раскидистого инжира. Дерево вообще было очень удобным для лазания — низкое, мощное, с толстыми сучьями и огромными листьями, дающими обильную тень.
Итак, я сижу на дереве, мне хорошо видна сцена прощания, но не виден сам покойник, к чему я, собственно говоря, и стремилась. Вдова, как и положено вдове, громко плачет и причитает. Причитали в бакинских дворах почти одинаково: “Встань, дорогой!”, — просили покойника. Непременно спрашивали: “На кого ты нас оставил?”. Плача, интересовались у умершего, что будет с его детьми? И совсем не имело значения, что детям на тот момент было по сорок или пятьдесят лет. Но тут вдруг вдова дяди Сурена решила отойти от обязательной программы и заголосила: “Смотри, Сурен, эти сволочи-дети, которые грабили наш сад, тоже пришли. Сколько нервов они тебе испортили, Сурен! Встань и догони их!”.
“Встань, Сурен и догони их”, — эхом прозвучало в моей голове. И звучало это совсем не так, как обязательное: “Встань, дорогой!”. Звучало это зловеще. Мне покойник все еще не был виден, но в моем воображении дядя Сурен уже выскакивал из гроба и хватал палку!
Боже мой! Я скатилась с дерева, разорвав об сук подол юбки! Я так неслась домой, что если бы кто засек скорость бега, то был бы установлен новый мировой рекорд! Я неслась домой, совсем забыв, что мама стоит в толпе соседей у гроба дяди Сурена. Побившись в закрытую дверь, я рванула на последний этаж и там затаилась. Куда разбежались другие дети я не знаю.
— Дядю Сурена закопали? — поинтересовалась я у вернувшейся с кладбища мамы.
— Закопали.
— Точно?
— Точнее не бывает.
Мне сейчас кажется, что мама тогда сдерживала смех, но я совсем в этом не уверена. Память устроена так, что страшные переживания хочется смягчить.
Я еще год обходила вдову дяди Сурена стороной. Очень боялась, что она вновь закричит: “Встань и догони их!”.
Сад дяди Сурена через какое-то время зарос сорняками, а забор покосился. И лазать в сад стало неинтересно, так как его никто не охранял…
Тест по теме «Фрукты»
Картины по теме «Фрукты»
Илья Ефимович Репин «Яблоки и листья»
Все мы знаем Илью Ефимовича Репина как мастера портрета и мастера больших полотен на мифологические и исторические темы (например, картина «Бурлаки на Волге», которую мы с вами рассматривали в теме «Профессии»). Натюрморт же не был основным жанром художника, и можно сказать, что картина «Яблоки и листья» получилась случайно. Натюрморт, сочетавший в себе фрукты и листья, был создан и поставлен Репиным для своего ученика — юного В.А. Серова. Но композиция настолько понравилась учителю, что он решил и сам написать такой натюрморт.
Совершенно простой сюжет: шесть яблок из сада и ворох листьев, но это всё такое родное, русское, реалистичное. Желтовато-зелёные и красные яблоки изображены не идеальными «восковыми» фруктами, а так, как должны выглядеть настоящие, живые плоды. Чувствуется, что на них есть неровности, вмятины и небольшие пятнышки. Простота картины делает полотно шедевром, достойным лучших мировых залов и выставок.
Илья Ефимович Репин очень любил природу. Он прожил 86 лет и до самой старости спал на морозе, купался в море, ни дня не проводил без гимнастики и ел очень много овощей и фруктов. Если у Репина случался перерыв в рисовании, он находил себе другие занятия — ездил на лошади, плавал, работал в саду, сажал растения или расчищал снег зимой. И он не стеснялся предложить лопаты своим гостям, например, Чуковскому, Маяковскому или Шаляпину. Правильное питание, физическая активность, любимая работа и умение жить просто (без излишеств) — это главные секреты долголетия великого художника. Как и в картине «Яблоки и листья» — красота в простоте.
Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов»
Музыка по теме «Фрукты»
Карэн Хачатурян «Чиполлино — Принц Лимон»
Середину XX века можно без преувеличения назвать «золотым веком» отечественной мультипликации. Художники тщательно прорабатывали каждый штрих, мультфильмы озвучивались первоклассными актерами, большое внимание уделялось музыке. Музыка была яркая, запоминающаяся, образная, способная захватить воображение ребенка.
Например, вспомните замечательный мультфильм «Чипполино», созданный на студии «Союзмультфильм» режиссером Б.П. Дёжкиным в 1961 году. Я до сих помню яркие музыкальные композиции, которые звучали в мультфильме. Музыку к данному мультфильму написал великий советский композитор Карэн Хачатурян. Спустя 13 лет на основе этой музыки Карэн Хачатурян создал одноименный детский балет.
По словам композитора, сказка Джанни Родари настолько его очаровала, что её герои ещё долго жили в воображении. «Я никак не мог забыть весёлого Чиполлино, нежную Редисочку, благородного Вишенку, злобного крикливого Лимона… И почему-то каждый герой представлялся мне теперь в танце», — признавался Карэн Суренович. Так родилась мысль о балете, которая воплотилась в целостное произведение в 1974 году. Хореографию к балету сочинил балетмейстер Генрих Майоров.
Судьба балета была блестящей с самого начала. Композитор прославился на весь мир, а сам балет стал одним из лучших в современном искусстве, ориентированном на детскую аудиторию. Главные партии в балете исполняли такие прославленные танцовщики, как Марис Лиепа, Николай Цискаридзе, Нина Сорокина, Марина Кондратьева и многие другие.
Немного информации про Карэна Хачатуряна. Он родился в Москве в семье театрального режиссера. В 1949 году Карэн окончил Московскую консерваторию. В числе его педагогов и наставников были Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Шостакович подчеркивал свойственные Карэну Хачатуряну «глубину мысли, виртуозную разработку материала, совершенство его воплощения, красиво льющиеся мелодии, удивительные звучания». Карэн Хачатурян сочинял музыку для симфонических и малых оркестров, для скрипки, виолончели и фортепиано. Написал пять симфоний. С 1950 года Карэн Хачатурян писал музыку для кино и мультфильмов. Самыми знаменитыми из них стали: музыка к «Чиполлино» и к фильму «Вий» с Натальей Варлей. В 1981 году удостоен звания Народного артиста РСФСР.
Предлагаем вам посмотреть с детьми замечательный мультфильм «Чипполино». И обсудить многие темы, затронутые в мультфильме: взаимовыручка, отвага, неравенство. Ну, и, конечно, найти героев, которые относятся к овощам. И музыку, конечно, более внимательно слушайте музыку, написанную Карэном Хачатуряном.
Рассказы и сказки по теме «Фрукты»
«Любопытный апельсин»
Ирис Ревю
В Апельсиновом царстве, в Оранжевом государстве жил-был Апельсин. Он был не большой и не маленький, а самый нормальный. Он был довольно круглый; его всегда можно было найти – от него шел приятный, вкусный аромат. Апельсин носил оранжевую курточку.
Читать полностью
У него была апельсиновая мама и апельсиновый папа. И даже бабушка с дедушкой у него были апельсиновые. Неудивительно, что он всё видел в апельсиновом свете. На небе светило апельсиновое солнце, восход и закат ему тоже казались апельсиновыми.
Однажды Апельсин решил, что он еще не повидал свет. Одному путешествовать ему не хотелось, поэтому он вместе с собратьями апельсинами забрался в картонную коробку с дырочками (наверное, для того, чтобы можно было подглядывать на мир). Вскоре эта коробка очутилась на корабле, который взял курс на север.
Много ли, мало ли времени прошло, а оказался Апельсин в незнакомой стране. Он увидел странную картину. Вместо привычных сказочных пальм — деревья с голыми ветками; вместо золотого песка — ковёр из белого снега.
— Странно, в Апельсиновом царстве, в Оранжевом государстве я ничего подобного не видел! Там нет белоснежных ковров, а деревья стоят одетыми, — думал Апельсин.
Вскоре после приезда, Апельсин попал в незнакомый дом. Когда хозяйка дома увидела ладный, симпатичный Апельсин, то она очень обрадовалась.
— Какой хороший фрукт! — сказала она.
Из мякоти хозяйка сделала апельсиновый сок. Остатки фрукта измельчила, и добавила в торт. А из апельсиновых корок изготовила вкусные цукаты.
Апельсин был очень горд тем, что пригодился для многих вкусностей. Для него было очень важно ощущать свою нужность. Он расстраивался только из-за того, что от него ничего не останется.
Но это было не так!
Хозяйка собрала косточки ароматного фрукта и посадила их в землю, в горшочек. И вскоре у нее на кухне появились ростки Апельсина, такие зеленые, такие нежные.
— Пусть растет на славу! Как хотелось бы, чтобы у меня выросли маленькие, симпатичные апельсинчики!
«Яблоко»
Владимир Григорьевич Сутеев
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
Читать полностью
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
«Мешок яблок»
Владимир Григорьевич Сутеев
Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.
Читать полностью
Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:
— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.
Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке…
И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!
— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь. Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:
— Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!
Попробовал Медведь одно яблоко.
— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.
А Заяц — к себе домой.
Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:
— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!
Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открывать.
По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.
— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.
— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.
— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзинку яблок.
Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил.
Ходил, ходил Заяц и устал.
Присел было на какой-то бугорок, как вдруг…
— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками.
В заячьем домике давно ждут Папу Зайца. Чтобы скоротать время, Мама Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.
И тут кто-то постучал в дверь…
Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.
— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.
— Чудеса… — прошептала Зайчиха.
Пришёл Ежик с корзиной, полной грибов.
— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.
— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.
Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе.
Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.
— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе.
Чудеса продолжались…
Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.
— Это дом Зайца? — спросил он.
— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.
— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй.
А Ворона всё каркает:
— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!
Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:
— Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!
— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!
— А я… А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!
И побежал Заяц обратно в лес.
А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там… Волк сидит.
Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:
— Тебе чего здесь нужно?
— Я… Яблочки хотел собрать… Зайчатам…
— Значит, ты яблочки любишь?
— Лю… Люблю…
— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца.
Вот тут-то и пригодился зайцу пустой мешок! Накинул его Заяц Волку на голову и наутёк пустился.
Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому.
А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.
Вдруг скрипнула дверь.
Вскочили зайчата.
— Ура! Папа пришёл!
Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.
— Я ничего… совсем ничего вам не принёс, — прошептал он.
— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.
И вдруг страшный удар потряс дом.
— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.
Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.
— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый…
Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковка и картошка.
А злая Ворона удивляется:
— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?
Купить книгу «Школа не за горами. Осень»
Статьи в блоге по теме «Фрукты»
Наш сад
Около дома рос фруктовый сад.
В сад пришла семья.
Семья собрала
созревшие фрукты.
Из фруктов мама
приготовила компоты, варенье, соки.
Компоты, варенье и
соки получились очень вкусными.
Взрослым! Предложите ребёнку рассмотреть сюжетную
картинку и в это время 2-3 раза прочитайте рассказ, а потом попросите
пересказать его. Объясните, что на левой страничке даны схемы-подсказки (в
каждой рамочке зашифровано одно предложение).
Как
садоводы ухаживали за садом
Это сад.
В саду растут фрукты.
Фрукты растут на деревьях.
За фруктовыми
деревьями и садом ухаживают садоводы. Садоводы поливают деревья, обрезают сухие
ветки, белят стволы, собирают урожай фруктов.
Взрослым!
Обратите
внимание ребёнка на цепную структуру рассказа: первое предложение имеет в конце
то же слово, с которого начинается второе, и т. д.
Как огородники ухаживали за
огородом
Это огород.
В огороде растут
овощи.
Овощи растут на
грядках.
Грядки рыхлят и поливают
огородники.
Огородники собирают урожай овощей на огороде.
Взрослым! Предложите ребёнку заменить слова-глаголы,
предложенные в рассказе и обозначенные на картинках-схемах стрелками, другими
глаголами (например, не «растут», а «поспели»).
Как
мама и папа покупали мебель
Мама и папа пришли в мебельный магазин.
В мебельном магазине они купили
новую мебель: кровать, шкаф,
кресла,
тумбочку, стол и стулья. Стол и стулья поставят на кухне, кровать и шкаф — в
спальне,
тумбочку и кресла — в
гостиной.
Взрослым! Обратите внимание ребёнка на необычность
схемы (слева): от одной рамочки вниз проведены три стрелки. Прочтите
предложение и порассуждайте вместе.
Как Маша встречала гостей
У Маши день рожденья.
На день рожденья Маша
позвала гостей и накрыла стол.
На стол Маша
поставила 5 чашек, конфетницу, варенье и самовар.
Из самовара Маша наливала в чашки горячий душистый чай.
Чай с конфетами и
вареньем очень понравился Машиным гостям.
Взрослым! Предложите ребёнку самому составить
рассказ по опорным картинкам-схемам, без прослушивания текста. Это покажет вам,
насколько верно он «уловил» принцип построения цепного рассказа.
Как бабушка подарила Кате сарафан
У Кати был день рожденья.
На день рожденья
бабушка сшила Кате красивый сарафан.
К сарафану бабушка
пришила карман.
А на кармане она
вышила большой красный мак.
Этот мак ещё больше
украсил сарафан.
Нарядный сарафан
очень понравился Кате.
Взрослым! Попробуйте
пересказать этот текст наоборот, начиная с конца. Например: «Кате очень понравился нарядный
сарафан. Сарафан был украшен маком» и т.д.
Как Вика поздравила маму с
праздником
Скоро 8 марта — женский праздник.
К празднику Вика сама
приготовила маме открытку.
На открытке Вика
нарисовала букет из красных и жёлтых тюльпанов.
Тюльпаны на открытке
очень понравились маме.
Мама обрадовалась
подарку дочки.
Взрослым! Попросите ребёнка придумать продолжение этого рассказа,
сохраняя цепной принцип построения предложений.
Как в детском саду встречали Новый
год
Перед Новогодним праздником в
детский сад привезли пушистую ёлку.
На ёлку повесили
ёлочные игрушки.
Елочные игрушки
понравились детям.
Дети пели,
рассказывали стихи, водили хороводы вокруг ёлки.
На ёлку к детям
пришли Дед Мороз и Снегурочка.
Дед Мороз и
Снегурочка принесли ребятам подарки.
Подарки очень
порадовали детей.