Рассказ про галину уланову

Биография

Галина Сергеевна Уланова — легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались, ей подражали.

Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так. Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах — Санкт-Петербурге и Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал Большого театра носит имя прославленной артистки балета.

Детство и юность

Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец Сергей Николаевич Уланов стал театральным режиссером, а мама Мария Федоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище.

Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления догадался бы, что эта хрупкая, изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.

Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.

Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение.

В 18-летнем возрасте Галина окончила хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, вошла в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получил имя Сергея Кирова, а позднее вернул себе историческое название — Мариинский театр.

Балет

С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год в ее творческой биографии появилась ведущая партия: это были Одетта и Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка стала незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30–40-х годах, до сих пор считается образцовым.

Embed from Getty Images

Галина Уланова в молодости

В Мариинке Галина Сергеевна проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», где ее партнером был Юрий Жданов, и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940 году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Уланова как выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета перешла в Москву, в Большой театр.

По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано сверху — из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.

Галина Уланова в роли Джульетты

Галина Уланова в роли Джульетты / «ВКонтакте»

Тем не менее в Большом театре талант Галины Сергеевны засиял новыми красками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца.

И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венской оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне балерина и вовсе имела небывалый триумф. Среди зрителей были представители королевской семьи, в том числе и принц Филипп. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.

Через четыре года, в 1960-м, танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды российского балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева. Галина Уланова работала и с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.

Галина Уланова и Николай Цискаридзе

Галина Уланова и Николай Цискаридзе / «ВКонтакте»

Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила международные конкурсы, причем не только в Москве, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из таких фестивалей она расхвалила выступление еще одного будущего мастера советской сцены — Мариса Лиепу.

Личная жизнь

За долгую жизнь у Галины Улановой было несколько романов, и каждый из них заканчивался возвращением к одиночеству. Первым ее супругом был актер и режиссер Юрий Завадский. Они прожили вместе до 40-х годов, во время Великой Отечественной войны находились далеко друг от друга и после Дня Победы развелись. Расставание было тихим и мирным. Общие знакомые говорили, что Галина Сергеевна и Юрий Александрович были скорее друзьями, чем мужем и женой.

Галина Уланова и Иван Берсенев

Галина Уланова и Иван Берсенев / «ВКонтакте»

Следующий брак, хотя и фактический, был с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Мужчина, влюбившийся в балерину с первого взгляда, до этого прожил в браке 35 лет, но из-за Улановой потерял голову и переехал к ней. На его похоронах в 1951 году присутствовали и Галина Сергеевна, и официальная жена, актриса Софья Гиацинтова.

Последним мужем прославленной балерины был художник Большого театра Вадим Рындин. Он очень любил Галину Сергеевну, боготворил и буквально носил на руках. Но кроме нее мужчина имел еще одно пристрастие — любовь к спиртным напиткам. Некоторое время Уланова терпела запои супруга, но затем просто закрыла за ним дверь и вновь осталась одна. Ни от одного из мужей Галина Сергеевна не имела детей, о чем жалела, но ей с детства была внушена мысль, что материнство и карьера артистки балета несовместимы.

Возможно, ощутить радость семейной жизни балерине помешало разбитое сердце. Еще до первого замужества Уланова всей душой полюбила художника Николая Радлова. Причем сначала именно он проникся к танцовщице чувствами, однако мужчина не был склонен к глубоким отношениям и рассчитывал на скоротечный роман. Для Улановой же художник оказался любовью всей жизни, а расставание надолго повергло ее в печаль.

Галина Уланова и Майя Плисецкая

Галина Уланова и Майя Плисецкая / «ВКонтакте»

После серии неудавшихся отношений женщина предпочла жить в одиночестве в своей квартире, но последнее десятилетие Уланова разделила кров с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая стала для нее фактически приемной дочерью. К сожалению, Татьяна ушла из жизни на два года раньше, чем ее покровительница и старшая подруга, поэтому последние дни Галина Сергеевна коротала опять в одиночестве.

Несмотря на уединение, к старости Уланова затворницей не была. Она продолжала общаться с интересными людьми и всегда искренне высказывала свое мнение. Например, в разговоре с поэтессой Беллой Ахмадулиной балерина сказала, что прочитала ее стихотворение, посвященное Майе Плисецкой, четыре раза, но абсолютно ничего не поняла, хотя и пожалела, что о ней самой никто так красиво сказать не сможет.

Образ жизни

Женщина была очень строга к себе и в пожилом возрасте. Так же, как в молодости, не позволяла себе расслабляться. Каждое утро она минимум час делала гимнастические упражнения, затем повторяла балетные па. Поэтому и в последние годы ее вес сохранялся неизменным — всего 49 килограммов. Галина Уланова отличалась легкой, изящной походкой, одевалась элегантно и привлекательно.

Embed from Getty Images

Галина Уланова в старости

Когда балерине было за 80, ее 20-летние ученики не могли поверить, что между ними и преподавательницей, по-прежнему летающей по сцене, такая значительная разница в возрасте.

Смерть

Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что она обставила помещение мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала учеников. И переживала, что не может сама выступать.

Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фото обнаружено не было — видимо, Уланова их сожгла.

Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет. Причиной смерти стали последовавшие один за другим два инсульта. Похоронена народная артистка СССР на Новодевичьем кладбище.

Память

О профессиональной и личной жизни великой балерины были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.

Русскую балерину почитали и отдавали ей дань уважения во всем мире. Помимо памятников и мемориальных досок, есть и необычные проявления благодарности. Цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов и белой сирени, астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный банк России выпустил юбилейную монету с профилем Улановой. А в квартире Галины Сергеевны на Котельнической набережной создали мемориальный музей.

Интересные факты

  1. Известно, что талант балерины оценил и сам Иосиф Сталин. Однажды он пригласил Уланову в составе труппы Большого театра на торжественный ужин в Кремль, а затем танцовщице последовало уже личное приглашение. Галина Сергеевна ходила вместе с вождем в кинотеатр.
  2. Необычная история была у наряда Улановой для спектакля «Красный цветок» («Красный мак»), в основе которого лежала китайская тема. Костюм перешили из восточного кимоно, подаренного танцовщице китайским актером, исполнителем женских партий Мэй Ланьфанем.
  3. Родившаяся еще при царе Николае II, Галина Сергеевна имела привычку всегда носить кружевные перчатки, которые снимала, заходя в помещение.

Галина Уланова — биография


Галина Уланова – яркая звезда советского балета, народная артистка Советского Союза, обладатель многочисленных госпремий и международных наград, талантливый педагог.

Детство

Родилась будущая звезда балета в Санкт-Петербурге в 1910 году. Любовь к балету малышка впитала с молоком матери. И это не удивительно, ведь и мама, и папа девочки были причастными к балету, так как работали в Мариинском театре. Глава семейства, Сергей Николаевич, был балетным режиссером. Мама, Мария Федоровна, давала в театре уроки хореографии. Послереволюционные годы заставляли родителей девочки много трудиться. А так как оставить малышку было не с кем, приходилось ее часто брать с собой. Девочка с ранних лет влюбилась в театр. Она всегда, когда ее родители приводили на свою работу, спешила снять уличную обувь и поскорее надеть пуанты, чтобы, воображая по-детски, выйти с танцем к зрителям.

Галина Уланова в детстве

Фото: Галина Уланова в детстве

Видя подвижность девочки, родители в 9-летнем возрасте отдали Галину в хореографическое училище. Мама очень переживала, чтобы малышку без проблем приняли, и чтобы учеба ей была интересной. Но Галина разочаровала родителей – заниматься там ей совсем не хотелось. Поэтому она постоянно упрашивала маму забрать ее поскорее с училища. О чем мечтала совсем еще юная будущая звезда? Точно сказать трудно. Но известно, что в ранние свои годы девочка обожала носить матроску и мечтала бороздить таинственные морские просторы.

Нелегкими были годы пребывания Галины в интернате. В тот период девочка замкнулась в себе. Ее угнетали холодные залы, тяжелый труд, к которому приучали учениц, и обмороки девочек-ровесниц, которые в интернате были привычным явлением.

Первый шаг к успеху девочка сделала в 1922 году, сама того не подозревая. Тогда она вместе со Славой Захаровым станцевала неплохо мазурку в «Пахите». Зрители, глядя на совсем юных неопытных танцоров, аплодировали им, но никто тогда и подумать не мог, что девочка с годами превратится в великую приму балета, а мальчик обретет славу известного балетмейстера.

Галина Уланова в юности

Фото: Галина Уланова в юности

В 1928 году девочка все-таки окончила хореографическое училище. Результатами выпускного спектакля девушка всех порадовала, поэтому ее без раздумий приняли в Театр балета и оперетты Ленинграда (позднее заведение переименовали в Театр имени Кирова). Дебютное выступление юной балерины произошло в родном для нее Мариинском театре. Талант в артистке тогда разглядели многие зрители.

Как «Бахчисарайский фонтан» помог проложить Галине Улановой путь к славе?

Жизнь Северной столицы спектакль «Бахчисарайский фонтан», в котором снова продемонстрировала свой талант Уланова, заметно оживил. Премьера была настолько яркой и бурно обсуждаемой, что ею заинтересовались в столице. Там впервые и обратили пристальное внимание на Уланову.

Могут быть знакомы

Знакомство с вождем

Впервые Сталин увидел будущую звезду балета в «Эсмеральде». Тогда юная балерина исполняла роль Дианы. Согласно сценарию спектакля, Галина должна была целиться из лука прямо в сторону ложи, где располагался вождь. Галина, перед тем, как отразить это действо, на мгновение замерла – она ведь прекрасно понимала, что за это НКВД могло обвинить ее в покушении на Сталина. Но, к счастью, все обошлось. Вождь был потрясен выступлением и даже пригласил к себе в Кремль на прием всю труппу.

Галина Уланова

Фото: Галина Уланова

В Кремле был банкет, после которого юную 25-летнюю Уланову пригласили в кинозал и усадили прямо рядом с вождем. Позднее журналисты у Улановой интересовались, не боялась ли она такого соседства. Балерина ответила, что тревоги не было, а была некоторая неловкость из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который сидел рядом.

Галина Сергеевна Уланова

Вождь высоко ценил талант балерины. Поэтому ей четырежды присуждали Сталинскую премию. Но звания, а также громкие титулы не смогли заставить артистку подчинить свое творчество политическому строю. Хотя известно, что именно Кремль сделал ее советской идеологической иконой.

Личная жизнь

В 1940 году на премьере ожидаемого многими спектакля «Ромео и Джульетта» снова отличилась Уланова. Играла она тогда, разумеется, роль главной героини. Роль Ромео тогда присудили Константину Сергееву. Долго репетируя и вместе переживая сюжет, молодые люди влюбились. Чувства между девушкой и парнем вспыхнули очень серьезные. Константин трепетно относился к своей «Джульетте», поэтому всегда называл ее на «вы».

Галина Уланова личная жизнь

Фото: Галина Уланова личная жизнь

Но отношения не смогли сохраниться, так как балерину перевели в столицу. В результате дуэт распался.

Коррективы, которые внесла работа в Москве

Послевоенные годы были непростыми. Для девушки переезд в столицу стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом для нее театре, но и расстаться с любимым сердцу человеком.

Родственников в Москве у Галины не было, поэтому проживать приходилась будущей звезде балета в гостиницах. Улановой в столице жилось неплохо, ведь ее баловали вниманием, хорошим отношением, наградами и званиями. Галина понимала, что в Москве с нее хотят сделать «столбовую дворянку».

Галина Сергеевна Уланова

Это ее настораживало, но смущало даже не это, а то, что власть хотела связать ее любовь к балету с политикой. Как-то секретарь парткома Большого Театра попросил начинающую звезду поблагодарить руководство государства от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Галина категорически отказалась, напомнив о том, что она занимается балетом, а не политикой.

Новые отношения

О личной жизни балерина не любила ничего рассказывать. Известно только, что все мужья Улановой были солидными людьми. Первый брак артистки был заключен рано. Мужем тогда ее был Исаак Меликовский. Второй брак тоже долго не смог просуществовать. Позднее Галина призналась, что ее болью были не разрушенные браки, а отсутствие детей. В своей бездетности балерина винила родителей, которые убеждали звезду балета сделать ставку не на детей, а на карьеру.

Галина Сергеевна Уланова

Пресса много говорила об отношениях Галины и Юрия Завадского, который был старше балерины на 16 лет. Он, как и предыдущие мужчины Галины, влюбился без ума в звезду балета. Его чувства были настолько яркими и сильными, что он предложил балерине скрепить отношения штампом в паспорте. В конечном итоге, этот брак тоже закончился разводом. Но Юрий и Галина смогли сохранить теплые дружеские отношения после своего расставания.

Самые яркие чувства

Вспышкой и ярким лучом света, который озарил серые балетные будни Улановой, стал режиссер Иван Берсенев. Этот мужчина подарил Улановой два ярких года совместной жизни. Любил режиссер двух женщин – Уланову и законную супругу. Именно они вдвоем и оплакивали гроб с телом Ивана Берсенева, который умер в сравнительно молодом возрасте.

Позднее сердце Галины очаровал Вадим Рындин. Он, как и предыдущие мужчины Улановой, очень полюбил балерину. Но была у Вадима слабость к алкоголю, смириться с которой Уланова так и не смогла.

Галина Уланова балет

Фото: Галина Уланова балет

Однажды балерину, возраст которой приближался к пенсионному, журналисты спросили, жалеет ли она о чем-то в своей личной жизни. Балерина ответила, что мечтала иметь крепкую семью, единственного мужчину на всю жизнь, которому отдала бы всю себя. Также балерина призналась, что совсем не умеет готовить, но мечтает этот недочет исправить после окончания карьеры.

Последний спектакль

Последнее выступление Улановой состоялось в 1960 году. Тогда Галина танцевала «Шопениану». После этого Галина на сцене не появлялась. Но из театра она не ушла. Она после этого еще много лет трудилась в театре в качестве уважаемого педагога-репетитора. Благодаря ее стараниям, театр узнал о таких талантливых ученицах примы балета, как Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Катерина Максимова.

Памятник при жизни

Уланова была уникальным по силе своего таланта человеком. Осознавая это, Президент комиссии танца ЮНЕСКО Бенгдт Хеггер принял решение открыть в Стокгольме монумент Галине. Интересно то, что памятник советской балерине был установлен еще при ее жизни. Такой случай был на Западе первым в истории.

Галина Сергеевна Уланова

На открытии памятника балерина присутствовала. Но по причине излишней скромности, она постоянно прятала лицо в пышный меховой воротник, повторяя себе, что памятник возвели не ей, а великой силе балетного искусства.

Встреча с Агафоновой

В 70-летнем возрасте Улановой посчастливилось познакомиться с журналисткой Агафоновой. Она была младше примы балета на целых 20 лет. У женщин завязалась дружба. Уланова позволила Агафоновой стать ее секретарем. После этого они съехались и стали жить вместе, что породило множество сплетен. Татьяна помогала Галине во всех бытовых вопросах, но дружбу оборвала внезапная смерть Агафоновой. Ее Уланова очень тяжело переживала. Для нее потеря Агафоновой была подобна потере единственного ребенка, которого она очень любила.

Одиночество и смерть

После смерти Агафоновой, Галина около 12 месяцев провела в больнице. После того, как ее здоровье нормализовалось, она стала привыкать к одиночеству. Все чаще в доме великой примы балета стали появляться ее старые друзья. После долгих лет молчания в 1995 году балерина заговорила о собственной биографии.

Слушавшие жизненные рассказы люди поражались ее искренности и чистоте души. В 1997 году Галина совершила последнюю в своей биографии поездку в родной Санкт-Петербург. Путешествуя по городу и знакомясь с его преобразованием, она решила заехать на кладбище, где были похоронены ее родители. С грустью осматривая могилы близких сердцу людей, она мечтала быть похороненной рядом с ними. Но этому желанию сбыться не удалось.

Галина Уланова в последние годы

Фото: Галина Уланова в последние годы

Скончалась талантливая прима советского балета в 1998 году. Галине было полных 88 лет. Похоронили артистку на Новодевичьем московском кладбище. За пару лет до своей кончины великая балерина полностью сожгла дневники, в которых она описывала в красках все перипетии своей судьбы и тонкости личной жизни. Сделала это Галина для того, чтобы после смерти не быть объектом бурного обсуждения. В 2004 году квартиру, в которой жила Уланова, сделали домом-музеем талантливой балерины.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Галина Уланова

Галина Уланова. Эту гениальную балерину называли «Русским чудом», «Великой Немой» и «Человеком – Легендой». Поэты посвящали ей стихи, а писатели делали прообразом героинь своих произведений. При жизни Улановой ставили памятники, а её именем называли драгоценные камни. Чтобы попасть на спектакль выдающейся балерины любители классической хореографии во многих странах мира стояли в очередях в театральные кассы по ночам. Легкость, воздушность и отточенность танца Улановой завораживала и доводила до слёз не только простых людей, но коронованных особ. Её ставили в один ряд с такими прославленными танцовщиками, как Мария Тальони, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Марго Фонтейн.

Краткую биографию Галины Улановой, а также интересные факты о балерине читайте на нашей странице.

Краткая биография

Утро 8 января 1910 года (по новому стилю) у артиста кордебалета Мариинского театра артиста Сергея Николаевича Уланова началось с важного события: его жена, тоже служительница Терпсихоры, Мария Фёдоровна Романова родила девочку, которой при крещении дали имя Галина. Детство у будущей балерины было скорее мальчишеским, нежели девчачьим. Отец ждал сына, и после рождения дочери, так и не смог перестроиться, поэтому брал её с собой на рыбалку и охоту, а также учил многим другим «мужским» занятиям. Маленькую Галю совершенно не интересовали куклы, ведь она мечтала стать моряком.

Санкт-Петербург, место рождения Галины Улановой

Так уж случилось, что детство девочки, которое было очень коротким, разделилось на две половинки. Первая – дореволюционная: счастливая, безмятежная и обеспеченная, а вторая – в страшных образах революционных вихрей со скудным питанием и в поношенной одежде. Подростковый период у Гали начался довольно рано, а именно в 1919 году, когда умерла её любимая няня Евгения Никитична, и родители можно сказать от безысходности отдали девочку в хореографическую школу. Перспектива стать балериной Галину вовсе не радовала, а потому всяческие соблазнительные уговоры на неё не действовали. Тем не менее девочку представили приёмной комиссии и все экзаменационные испытания она прошла весьма успешно.  Важно отметить, что мама Галины — Мария Федоровна в то время не только танцевала на сцене бывшей Мариинки, но также преподавала классический танец в хореографическом училище. Чтобы не отдавать обучение дочери в чужие руки, она оставила свой средний курс и взяла первый класс Галины. При этом родители, чтобы любимая доченька в трудное время Гражданской войны была гарантировано обеспечена едой и теплом, отдали её в интернат при данном учебном заведении. Гале поначалу это очень не нравилось, однако со временем она не только привыкла к спартанскому режиму хореографической спецшколы, но и полюбила свою альма-матер до самозабвения. Постепенно она стала осознавать: балетное искусство — это сверхъестественно счастливая творческая жизнь, которую нужно заслужить неимоверным трудом.

Галина Уланова в детстве

Так первым учителем Галины была её мама, и к дочери Мария Фёдоровна была также профессионально строга, как и остальным своим ученицам, а кроме того помимо занятий в училище она и дома заставляла будущую балерину ежедневно по несколько часов оттачивать техническое мастерство. В результате в 1925 году в числе лучших учениц Уланова была переведена в техникум, в класс знаменитой Агриппины Яковлевны Вагановой, а туда брали не всех. Помимо этого, она продолжала совершенствоваться под присмотром любимой мамочки и хорошо осознавала ценность её уроков.

Агриппина Яковлевна сразу выявила у Улановой особые индивидуальные качества: эмоциональную безграничность, но самое главное фанатичную одержимость балетом и настойчивость совершенствоваться. Вместе с тем близкого доверительного контакта между педагогом и ученицей так и не случилось, хотя впоследствии они весьма плодотворно работали.

Весной 1928 года о Галине Улановой, после успешной сдачи выпускных экзаменов в хореографическом училище, заговорили как о балерине, подающей большие надежды, и свидетельством тому было зачисление её в балетную труппу Ленинградского академического театра оперы и балета.

Начало творческого пути

После окончания хореографического училища у Галины Улановой началась жизнь, которую можно охарактеризовать как непрерываемый творческий процесс. Дебют молодой балерины на сцене прославленного театра начался с балета «Спящая красавица», в котором ей досталась роль принцессы Флорины. Это выступление юной танцовщицы своей лёгкостью, пластичностью и техникой весьма впечатлило не только публику, но и руководство театра, а потому следующим спектаклем — настоящим профессиональным вызовом для Галины стала главная партия в «Лебедином озере». В начале 1929 года ей предложили роль «Одетты — Одиллии», которую она с партнёром Михаилом Дудко в следующем театральном сезоне станцевала шесть раз. Созданный балериной образ лебедя получился настолько пленительно-трогательным, светлым и искренним, что она получила право не только на введение в значимые сцены в балетных спектаклях, но и на главные партии.

Сезон 1929-30 года для Улановой был ознаменован партией Авроры в «Спящей красавице», которую она готовила без чьей-либо помощи, то есть совершенно самостоятельно. Дебют балерины в «Спящей красавице», состоявшийся 1 декабря 1929 года и продемонстрировавший виртуозное исполнение, стал настоящим «аттестатом зрелости» танцовщицы. Её интерпретация, наполненная потаённой экспрессией, красноречиво отображала в танцевальных движениях мечты человека о настоящей любви. 

Галина Уланова в балете «Спящая красавица»

Театральный сезон 1930-31 года Галина сама характеризовала как один из самых напряжённых и требующих особого сосредоточения сил. В её репертуар были добавлены главные партии «Золотого века» Д.Д. Шостаковича, «Раймонды» А.К. Глазунова и «Ледяной девы» на музыку Э. Грига. В следующем сезоне 1931-32 года, сохраняя в своем репертуаре «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Раймонду», балерина взяла такие классические пики, как «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и «Жизель» А. Адана. Далее были новые постановки: «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, а также знаменитый «Умирающий лебедь» Сен- Санса, в котором в полном объёме раскрылась поэтичная сущность улановской хореографии. После просмотра этого сердечного и наполненного неподдельным чувством номера, балетоманы сделали весьма значимое заявление: Уланова сопоставима с Тальони и Павловой, то есть талант балерины начали возносить до небес. Её даже стали сравнивать с великой Верой Комиссаржевской, ведь Улановские движения были многозначительнее любых слов.

Сезон 1934 – 1935 года, преподнёсший балерине «Щелкунчика» П. И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева и «Эсмеральду» Ц. Пуни, уже можно назвать предисловием к триумфу и затем всемирной славе Улановой. Зрители после спектаклей потрясённые пластическим мастерством балерины, под шквал оваций скандировали её фамилию, а критики, начали оценивать её творчество, как убедительную «рекламу» учения Станиславского, то есть искусство, вышедшее далеко за пределы хореографии.

Балет «Щелкунчик»

В тот же период Уланова впервые представила своё мастерство в прославленном Большом театре, где своим искусством тоже привела публику в гипнотическое состояние. Успех балерины был таков, что её вызывали аплодисментами после первого акта. Следующие приезды Улановой москвичи уже воспринимали как настоящую художественную сенсацию. Столичные балетоманы, сформировавшие группу поклонников, так называемых «уланистов», не пропускали ни одного спектакля. Это свидетельствует о том, что жители столицы полюбили Уланову, а она в свою очередь полюбила Москву.

По возвращении после гастролей в родной театр Галина Сергеевна пополнила свой репертуар главными партиями в таких спектаклях, как «Утраченные иллюзии» Б.В. Асафьева, «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, «Баядерка» Л. Минкуса. Она ещё тщательнее прорабатывала каждую роль и сосредоточенно входила в образ. Так поэтапно чудесная лирическая танцовщица, обладающая неотразимым обаянием, превращалась в серьёзную драматическую актрису, выдающиеся заслуги которой в 1941 году были отмечены Сталинской премией первой степени.

Война

Великая Отечественная война нарушила творческие планы Улановой. Прокофьев, окрылённый успехом «Ромео и Джульетты», задумал сочинить для Галины Сергеевны новый хореографический спектакль. Здесь желания композитора и балерины разошлись. Уланова очень хотела себя видеть в роли Снегурочки, однако Сергей Сергеевич, заявив, что об этом сказочном персонаже лучше Римского-Корсакова никто не напишет, начал работу над балетом «Золушка». 

В самом начале войны жизненные обстоятельства Улановой сложились так, что в июле 1941года она спешно вышло замуж за театрального режиссёра Юрия Александровича Завадского и уехала с ним в Москву.

Галина Уланова и Юрий Завадский

В конце сентября балерина решила присоединиться к труппе родного Кировского театра, который был эвакуирован в город Молотов (Пермь) и сразу активно включилась в работу. В начале 1942 года Галина Сергеевна сильно травмировала ногу и в связи с этим, для восстановления здоровья, взяла отпуск и уехала к мужу в Алма-Ату. Впрочем, 18 июня Уланова уже с успехом дебютировала на сцене казахской столицы. Своим творчеством она преображала не только публику, но и артистов Театра имени Абая. Галина Сергеевна держалась скромно, а помимо того ненавязчиво помогала молодым артистам готовить роли, то есть она осваивала новую для себя профессию педагога-репетитора. В конце года на Уланову свалилась новая напасть: она заболела тифом, от которого оправилась лишь к весне следующего года. После выздоровления Галина Сергеевна вновь приступила к работе в театре и делала это с такой отдачей, что ей было присвоено почётное звание «Народная артистка Казахской ССР».

В октябре 1943 года Уланова вновь вернулась в Молотов, а воссоединившись со своими театральными коллегами, сразу вошла в репертуар. Она выступала не только в театре, но и в госпиталях перед ранеными солдатами, а также перед рабочими на оборонных заводах.

Затем с фронта балерине приходили письма, в которых бойцы признавались, что её идеальный образ стал символом, помогающим в борьбе с жестоким врагом.

Кировский театр вернулся из эвакуации в конце весны 1944 года, но вскоре Улановой пришлось попрощаться с ленинградскими артистами, так как она согласилась на предложение стать примой-балериной Большого театра.

Москва. Большой театр

В июне 1945 года Галина Сергеевна впервые побывала за границей. По распоряжению маршала Конева она в числе лучших артистических сил Советского Союза выступила в Вене в императорском дворце Хофбург. Успех был настолько оглушительным, что австрийцы на концерте плакали от восторга, а бурные аплодисменты и крики «бис» мешали балерине танцевать.

 Вернувшись на Родину, но же в Москву, у Улановой открылось второе дыхание. Первой значимой премьерой на сцене Большого театра для Галины Сергеевны была «Золушка», которую Сергей Прокофьев сочинял именно для неё. Сказочный спектакль-феерия, впервые показанный 21 ноября 1945 года, такими овациями встречался публикой, что вскоре был причислен к «классическим произведениям», а Уланова за роль Золушки получила вновь Сталинскую премию.

Галина Уланова в балете «Золушка»

Затем публика Большого в исполнении Улановой впечатлялась «Шопенианой», «Ромео и Джульеттой», «Спящей красавицей», «Лебединым озером». Новые роли Галина Сергеевна стала осваивать лишь в сезоне 1949-50 года.  Это были два балета Рейнгольда Глиэра: «Медный всадник» и «Красный мак».

Пятидесятые годы в жизни Улановой были отмечены повышенной активностью. Помимо большой занятости в театре и гастролями, она с размахом занялась публицистической деятельностью, принимала участие в различных фестивалях, съездах, но самое главное снялась в фильмах — балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта», которые разлетевшись по разным странам, принесли ей мировую славу. Именно в этот период балерине присвоили звание «Народная артистка СССР».

Италия, Франция, Англия, Бельгия, Финляндия, США, Швеция, Норвегия, Китай, ГДР, ФРГ, Польша, Венгрия – это не весь перечень тех стран, воочию познакомившимися с творчеством Улановой, интерес к которому был огромен. Балетоманы по ночам стояли в очередях к театральным кассам. После спектаклей, имеющих триумфальный успех, балерину вызывали бесконечно, а от преподнесённых ей цветов сцена превращалась в живую клумбу. Сама Уланова считала, что такая напряжённая и ответственная гастрольная деятельность по окончании её творческой карьеры была весьма нелёгкой, тем не менее Галина Сергеевна получила большое удовлетворение от проделанной работы.

Вернувшись в СССР после грандиозного турне Уланова в конце 1960 года на пике своей мировой популярности завершила свою хореографическую карьеру, последний раз выйдя на сцену Большого театра в балете «Шопениана».

Далее жизнь Галины Сергеевны была связана с активной педагогической и общественной деятельностью. Балерина жила одна. У нее была своя квартира, которая артистку полностью устраивала. Затем Уланова в начале семидесятых годов пустила под свою крышу Татьяну Агафонову – журналистку, работающую в газете «Комсомольская правда». Они стали родственными душами, и молодая девушка воспринималась Галиной, как приемная дочь. Несмотря на то, что Агафонова была значительно младше Улановой, смерть настигла ее в 1994 году. В итоге Уланова снова осталась одна, и на этот раз — до конца своих дней. Тем не менее артистку нельзя было назвать затворницей. Галина Сергеевна часто выходила в свет, общалась со многими людьми и открыто делилась своими мыслями по любому вопросу. Кроме того, даже на девятом десятке Уланова не позволяла себе расслабляться. Ежедневно она делала зарядку в течение часа, в которую, помимо обычных упражнений, входили и балетные па. Также артистка следила за своим весом, продолжая сохранять его на отметке 49 килограмм до самого дня смерти. Знакомые Улановой отмечали, что она всегда следила за своими нарядами, одеваясь красиво и изящно. Также ее можно было легко узнать в толпе по легкой и воздушной походке.

Великая балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года после дважды перенесённого инсульта.

Интересные факты

  • Первый раз Галина Уланова вышла на сцену театра и участвовала в настоящем балетном представлении «Капризы бабочки», когда обучалась в первом классе хореографического училища. Её роль сводилась к тому, чтобы, ползая на животе изображать «божью коровку». Впоследствии Галя танцевала во всех спектаклях ГАТОБа, где предполагалось участие маленьких танцовщиков.
  • Иосифу Сталину очень нравилось, как танцует Галина Уланова. Дело в том, что он не выносил стука пуантов по сцене, а Уланова танцевала не только красиво и легко, но самое главное бесшумно.
  • Первый раз Уланова получила официальное предложение совершить гастрольную поездку за рубеж 2 октября 1939 года после того как на спектакле «Лебединое озеро» с её участием побывал министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп. Однако в то время уже началась Вторая мировая война и Галина Сергеевна категорически отказалась.
  • Когда Галина Уланова во время войны находилась в эвакуации в Алма-Ате, Сергей Эйзенштейн там работал над фильмом «Иван Грозный». Гениальный режиссёр на роль царицы Анастасии сразу пригласил Галину Сергеевну. Поначалу она посчитала это предложение за шутку, однако в пробах всё же поучаствовала и всем понравилась. Тем не менее драматической актрисой Уланова так и не стала. При первом удобном случае, к неописуемому огорчению Сергея Михайловича, она сбежала в город Молот (Пермь), где в то время находился её родной Кировский театр.
  • Уланова очень любила отдыхать и восстанавливать свои силы на озере Селигер. Галина Сергеевна считала, что именно природа этого чудесного края вдохновляла её на создание образов, которыми восхищались по всему миру.
  • В пятидесятые годы было заведено всех важных иностранцев, посещающих нашу страну с официальными дружественными визитами, обязательно водить в Большой театр на балет с участием Улановой. Для простых зрителей попасть на спектакль знаменитой балерины было весьма проблематично. Билеты продавались по предварительной записи и раскупались за несколько часов.
  • В честь великой балерины Галины Улановой был назван сорт тюльпанов, выведенный голландскими цветоводами, астероид, открытый астрономами Крыма в 1982 года, 164 – каратный алмаз, являющийся национальным достоянием и добытый в Якутии в 1998 году.
  • После завершения своей хореографической карьеры Галина Сергеевна тридцать лет продолжала работать в Большом театре, но уже как педагог-репетитор. Гениальная балерина стала наставником молодому поколению артистов и не только из СССР, но и из Франции, Германии, Швеции, Японии, Австралии. Она помогала раскрыть индивидуальность таких талантов, как Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Малика Сабирова, Алла Михальченко.
  • Галина Сергеевна была замкнутым человеком и о себе говорить не любила. Между тем её личная жизнь была весьма насыщенной. Мужьями балерины были: концертмейстер Исаак Меликовский, режиссёр Юрий Завадский, режиссёр Иван Берсенев, художник Вадим Рындин. Помимо этого, у неё были отношения с профессором Николаем Николаевичем Качаловым и дирижёром Евгением Дубовским. Необходимо отметить, что в официальном браке Уланова состояла лишь с Юрием Завадским. Ни от одного из супругов Галина Сергеевна не родила, что её сильно расстраивало. Однако, еще будучи девочкой-подростком, начавшей карьеру в балете, родители внушали Галине, что воспитание детей с ее будущей работой абсолютно несовместимо.
  • Народная артистка СССР Галина Уланова являлась самой титулованной балериной нашей страны. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий, премии президента РФ, итальянской премии имени композитора Бьотти, премии Анны Павловой парижского Института хореографии, она была награждена двумя орденами Ленина, пятью орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и французским орденом «За заслуги в литературе и искусстве».
  • Великой балерине Галине Ульяновой ещё при жизни поставили два памятника: один на Аллее Героев Московского парка Победы в Ленинграде, а другой перед Музеем танца в городе Стокгольме.

Галина Уланова. Эту великую балерину и по сей день помнят не только в России, но и во всем мире. В истории балета она навсегда останется, как одна из самых выдающихся танцовщиц. Прославленная жизнь и творческий путь Улановой в нынешнее время является яркой путеводной звездой для юных девушек, только начинающих осваивать прекрасное искусство театрального танца.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Галина Уланова

Уланова Галина Сергеевна (1910-1998) – великая советская балерина, дважды Герой социалистического труда, педагог, вырастивший не одно поколение талантливых балетных артистов. Ее труд отмечен самыми высокими правительственными наградами. Она является Почетным гражданином Москвы. В ее честь называют улицы и площади. Ей посвящают балеты, стихи, художественные произведения. Она единственная балерина в истории, в честь которой устанавливались памятники еще при жизни.

Содержание

  • Детство, семья, становление
  • Балетная карьера
  • Педагогическая деятельность, известные ученики
  • Частная жизнь
  • Интересное видео

Детство, семья, становление

Биография Галины Улановой началась в дореволюционной России. Она родилась в 1910 году в семье балетных артистов Мариинского театра. Ее отец Сергей Николаевич долгое время работал с Мариусом Петипа. Впоследствии он стал главным режиссером родного театра. Его жена Мария Федоровна Уланова (в девичестве Романова) после ухода со сцены стала педагогом-хореографом. Она начала обучать талантливую дочь азам балетного искусства. Девочке едва исполнилось 9 лет, когда она была принята в Петроградское театральное училище. Галина Уланова закончила обучение в 1928 году. Последние три курса ее основным педагогом была Агриппина Ваганова.

Интересный факт!
Галина Сергеевна начала и закончила карьеру спектаклем «Шопениана».

В детстве будущая звезда мирового балета была настоящим сорванцом. Отец хотел сына, но родилась дочь. Поэтому ей достались все мальчишеские увлечения. Вместе с отцом они ходили на рыбалку, стреляли из лука, играм с куклами девочка предпочитала исследования местных территорий и лазанье по деревьям. В своих мечтах она надевала матроску и отправлялась бороздить необъятные просторы океана. Детство закончилось с момента поступления в училище. У девочки не осталось времени на шалости. Началась тяжелая работа над техникой танца и собственным характером.

Галина Уланова с мамой
С мамой

Жить девочке пришлось в интернате. Каждое утро начиналось с изнурительной разминки в огромном холодном зале. После станка ученицы переходили к разучиванию бесконечных Па, па-де-де, фуэте и других танцевальных движений. Обмороки среди учащихся посреди занятия были нередким явлением. Их приучали жить в тяжелых условиях и при этом творить искусство.

В то время партнером Улановой стал известный в будущем балетмейстер, а пока такой же ученик, как и она сама, Слава Захаров. Их успешный дебют на публике состоялся в 1923 году. Их мазурки из «Пахиты» вызвала шквал аплодисментов. Так зрители отметили мастерство двух неопытных танцоров.

Родители Галины Улановой
Родители Галины Улановой

Балетная карьера

В 1928 году после окончания учебного заведения Галину Уланову приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балеты (Мариинку). Здесь она проработала до 1944 года. За этот период с ней случилось много событий. Негласный статус первой балерины Ленинграда она получила после премьеры балета «Бахчисарайский фонтан». Ее стали приглашать на главные роли в других спектаклях.

Иосиф Сталин впервые увидел ее в балете «Эсмеральда». Он восхитился талантом молодой балерины, ведь по сценарию ей пришлось целиться из лука в «Королевскую ложу», откуда генсек смотрел представление. Уланова замерла лишь на миг, затем спокойно продолжила действо. Она прекрасно понимала, что чекисты могут обвинить ее в покушении на вождя. Но Сталин был восхищен постановкой и даже пригласил всю труппу в Кремль на банкет. Улановой тогда было 25 лет, и она испытывала неловкость, сидя рядом со Сталиным. Он был для страны всем, а она только начинала становиться легендой.

Интересный факт!
Галина Уланова четырежды становилась лауреатом Сталинской премии. Кремль сотворил из нее идеологическую икону советского балета.

К счастью, Галина Сергеевна не обращала внимание на повышенный интерес к своей персоне со стороны правящих органов. Она полностью жила в искусстве и не планировала окружать себя обыденностью. С 1944 по 1960 годы Уланова была Примой Большого театра в Москве. Ее долгой карьере на сцене могли только завидовать. Но и она прекрасно понимала, что вечно танцевать и радовать публику она не сможет. В 1960 году она исполнила свой последний балет, а в 1962 году официально заявила об окончании артистической карьеры.

Галина Уланова
Она восхищала своим искусством весь мир

Педагогическая деятельность, известные ученики

После ухода со сцены Уланова осталась в Большом театре в качестве репетитора. Когда ее переводили в Москву, она не хотела принимать предложение, очень желала вернуться обратно в Ленинград. Во время войны она была эвакуирована в г. Молотов Пермского края. Оттуда балерина уезжала с концертами в прифронтовые зоны. Целый год она провела в Алма-Ате, куда отпросилась у руководства театра. В столице Казахстана тогда жил ее муж. Балерина танцевала в спектаклях и даже получила звание Заслуженной артистки Казахстана. Потом она вернулась на Урал, а затем ее перевели в московский Большой театр.

Здесь она проработала до 1997 года. Ее учениками стали Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Светлана Адырхаева, Алла Михальченко, Нина Тимофеева и другие звезды мирового балета. Она работала с танцорами ведущих оперных театров мира. К ней приезжали стажироваться балетные артисты из Парижа, Токио, Рима. При жизни Уланова стала легендой. Она не только давала уроки, но и учила жизни в искусстве. Благодарные ученики не забыли своего великого педагога после смерти.

Галина Сергеевна скончалась в 1998 году, не справившись с последствиями двух инсультов. После похорон ее ученики организовали Фонд сохранения памяти, творческого и духовного наследия балерины. Его возглавил Владимир Васильев, который был для Улановой не только учеником. Она дружила с ним и его женой Екатериной Максимовой. Близкая подруга Галины Сергеевны Т.С. Касаткина добилась права на открытие музея балерины в ее квартире на Котельнической набережной. Он стал одним из филиалов ГЦТМ им. Бахрушина.

Интересный факт!
Уланова ушла со сцены, когда ей исполнилось 50 лет. Мало кто из балерин так долго остается в хорошей форме и может отработать двух-трехчасовой спектакль. Галину Сергеевну сравнивали с неподражаемой Анной Павловой.

Галина Уланова
В репетиционном зале с Владимиром Васильевым

Частная жизнь

У Галины Сергеевны была масса поклонников, но официально замуж она вышла лишь однажды. Личная жизнь Улановой связана еще с двумя мужчинами, с которыми балерина пережила головокружительные романы. Первые серьезные отношения у нее завязались с режиссером Юрием Завадским (1894-1977 годы жизни). Он был старше девушки на 16 лет, но это не помешало развитию чувств. Они поженились накануне войны в 1940 году. Затем Уланову отправили в эвакуацию в Пермский край, куда переехал весь Мариинский театр, а Завадского вместе с театром им. Моссовета, где он работал главным режиссером, увезли в Алма-Ату. В 1943 году Уланова приехала в Казахстан к мужу, но через год вернулась обратно. В их отношениях наступил спад. Они фактически не жили вместе с конца 40-х годов, но оформлять развод не спешили. Друзья и близкие знакомые говорили, что супруги были скорее друзьями и единомышленниками, чем любовниками.

Галина Уланова
С Юрием Завадским

Интересный факт!
Несмотря на то что Завадский жил у мамы, а Уланова занимала квартиру на Котельнической набережной, муж мчался помогать жене по первому ее зову. После его смерти в 1977 году Галина Сергеевна постоянно посещала театральные события, связанные с его памятью.

Еще до Завадского у балерины были другие мужчины. Первым ее увлечением стал концертмейстер Исаак Меликовский. Через год она обратила внимание на дирижера оркестра Евгений Дубовской. Эти отношения также долго не продлились. Причиной расставания с Юрием Завадским стал режиссер Иван Берсенев. Он был на 20 лет старше Улановой, к тому же женатым на звезде советского театра Софье Гиацинтовой. Ради балерины Берсенев ушел из семьи, но в 1951 году он умер. В последний путь его провожали и жена, и любовница.

Галина Сергеевна решилась еще раз построить семейное счастье с главным художником Большого театра Вадимом Рындиным (1902-1974 годы жизни). Это был талантливый человек, но очень любивший выпить. Улановой, которая каждое утро начинала с часовой разминки и соблюдала строгую диету, вскоре надоели его пьяные выходки. Она выгнала Рындина из дома и заперла на ключ не только дверь, но и свое сердце. Мужчин туда она больше не впускала.

Галина Уланова
С балериной Татьяной Вечесловой (1910-1991 годы жизни) Уланова дружила с детских лет

В 70-х годах у Галины Сергеевны появилась компаньонка. Это была журналистка «Комсомольской правды» Татьяна Агафонова. Они познакомились во время концерта. Журналистка специализировалась на написании статей об известных людях. Она вошла в ложу, откуда смотрела концерт Уланова. Они общались весь антракт, и балерина пригласила новую знакомую в гости. На следующий день Татьяна пришла с домашней едой, так как Уланова предупредила, что готовить не умеет и угощения не будет. Войдя в квартиру, Агафонова осталась в ней на ближайшие 20 лет вплоть до собственной смерти.

Интересный факт!
Уланова, которая любила тишину и покой, поселила у себя не только Таню, но и ее маму.

Галина Уланова
Память о великой балерине увековечена во многих произведениях искусства

Когда Татьяна умерла, Галина Сергеевна лично омывала ее тело. Она всем представляла девушку, как свою приемную дочь. Своих детей у балерины не было. С детства ей вбивали в голову, что, живя в искусстве, нужно думать только о карьере и детям здесь не место. Уланова винила родителей в своей бездетности. Татьяна Агафонова стала для нее отдушиной, в которую она вложила всю нерастраченную любовь.

После смерти Татьяны Уланова год провела в психиатрической больнице. Через три года не стало и ее самой.

8 января 1910 года родилась великая балерина Галина Уланова, перед талантом которой преклонялся весь мир. Она была уникальна и неповторима, и до сих пор ни один художник или скульптор так и не смог передать в своих произведениях силу и энергию, которые излучала балерина на сцене, да и киноплёнка не способна воссоздать в полной мере её удивительный образ. В ней сочетались изящество и мощь, грация и угловатость, и всё это было приправлено гениальностью одной из лучших в истории мирового балета.

Угол зрения

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Кажется, с самого рождения 8 января 1910 года Галине Улановой была уготована участь балерины. Да и разве могло быть иначе в семье, где родители были артистами Императорского балета. Впоследствии отец Сергей Николаевич стал балетным режиссёром, а мама Мария Фёдоровна – балетным педагогом. Но их маленькая дочь не любила балет и отчаянно боялась сцены, поэтому первые дни в балетной школе казались Галине настоящим кошмаром.

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Бесконечное повторение одних и тех же движений приводило девочку в ужас. Ведь до этого она мечтала о свободе, свежем ветре в лицо и штурвале корабля. Теперь же вместо заветного штурвала перед ней был балетный станок, и на весь класс раздавался голос педагога: «Деми плие, батман тандю деми плие!»

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Балерина Уланова и её единственная любовь художник Радлов: Неразделённые чувства как источник вдохновения >>

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Но уже тогда маленькая Галина Уланова не умела сдаваться. Она занималась упорно и настойчиво, отрабатывая до автоматизма каждое движение. И это при том, что в классах стоял жуткий холод, а у станка приходилось иногда стоять даже в шубе. Зато в балетной школе кормили, правда, питание было довольно скудным, но Галину Уланову никогда не пугали трудности. Она в совершенстве овладела техникой, и тогда к делу подключился её талант. Девочка подросла, и её карьера стремительно пошла вверх. Она покоряла зрителей с первого взгляда, и даже те, кто не слишком любил балет, после посещения спектаклей с участием балерины влюблялись в этот вид искусства раз и навсегда.

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Впрочем, сама она даже в своих поздних интервью признавалась в том, что не любит балет, как таковой. Себя же великая балерина сравнивала с лошадью. Ведь вся её жизнь была связана с балетом, ему она посвятила всю себя, ради возможности танцевать она отказалась от перспективы иметь детей и большую часть жизни провела в одиночестве. Так лошадь, на которую надеты шоры, видит только дорогу перед собой. И даже после завершения карьеры она не ушла полностью из профессии, а начала преподавать. Галина Уланова восхищала миллионы людей, она, сама того не зная, стала музой для многих деятелей искусства. Они называли её богиней, но сама Глина Уланова считала себя простым человеком. Просто она была всегда предана выбранному делу.

Соперничество с Елизаветой II

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Галина Уланова вовсе не собиралась соперничать с королевой Великобритании, хотя после выхода на экраны сериала «Корона» стали муссироваться слухи о романе русской балерины и мужем Елизаветы II. Правда, историки и биографы принца Филиппа провели тщательный анализ его жизни в этой части и смогли с уверенностью заявить об отсутствии какой-либо связи между ним и балериной, кроме официальных встреч, разумеется. Однако Галина Уланова всё же сумела превзойти королеву, и герцог Эдинбургский не имел к этому никакого отношения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Был ли у принца Филиппа роман с советской балериной Галиной Улановой >>

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Балерина начинала свою карьеру в легендарном Мариинском театре, а уже в конце Великой Отечественной войны, после возвращения из эвакуации, Галину Уланову приказом Министерства культуры СССР перевели в Большой театр. Надо сказать, что балерина сама никогда бы не оставила родной Ленинград, который, к слову сказать, всегда очень любила. Но ради перевода талантливой балерины в столицу едва не собрали заседание ЦК КПСС, поэтому легче ей было согласиться.

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Уже в июле 1945 года Галина Уланова впервые выступила за рубежом, в Вене, а спустя одиннадцать лет она отправилась вместе с Большим театром на гастроли в Лондон. Успех был феноменальным и принёс балерине мировую известность. Даже самые малотиражные издания написали тогда о Галине Улановой. Англичане, облачившиеся в вечерние наряды, чинно шествовали к своим местам в зале, правда, после последних музыкальных аккордов и финальных па русской балерины тишину в зале буквально взрывали бурные аплодисменты.

Галина Уланова.

Галина Уланова.

На один из спектаклей пришла сама Елизавета II. По традиции, при появлении королевы все зрители в зале вставали и вытягивались едва ли не по стойке «смирно». Проходила на своё место Елизавета II в полной тишине. И после окончания спектакля всё должно было повториться: королева встаёт, вслед за ней поднимаются со своих кресел все, кто находится в зале, и затем Елизавета II покидает свою ложу, как всегда, в тишине.

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Однако в тот раз всё пошло не так. Восхищённые талантом и непередаваемой энергетикой русской балерины, все зрители в зале встали со своих мест и бурно приветствовали Галину Уланову овациями и восторженными криками. Аплодисменты были столь продолжительными, что никто даже не заметил, когда королева покинула свою ложу. Это был совершенно немыслимый случай: граждане Великобритании поставили балерину и её талант выше необходимости отдать дань уважения своей королеве.

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Галина Уланова написала потом в своих воспоминаниях, как с последними музыкальными тактами «Ромео и Джульетты» наступила в зале полная тишина, а все актёры замерли, потому что на секунду им показалось, будто они провалились. А потом аплодисменты обрушились лавиной. Когда же участники спектакля вышли на поклон, весь зал приветствовал их стоя. И длилось это, по подсчётам кого-то из труппы, не менее получаса. Юную Джульетту балерина танцевала в Лондоне в возрасте 46 лет.

Галина Уланова.

Галина Уланова.

Со сцены Галина Уланова ушла, когда ей самой исполнилось уже 50 лет. Она оставила сцену, но не балет. Великая балерина стала педагогом-репетитором в Большом театре и сумела воспитать множество талантливых учеников. Трудно себе даже представить, что в детстве Галину Уланову считали зажатой и неартистичной, а потом пытались разгадать, в чём кроется секрет успеха балерины.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Имя Галины Улановой, всемирно известной балерины, сопоставимо с именем первого космонавта Юрия Гагарина. Галина Уланова была гордостью всего Советского Союза. 

Детство, учеба

Родилась Галина в 1910 году в Санкт-Петербурге. Её родители, артисты балета, работали в императорском Мариинском театре. Позже отец стал режиссером балета, а мать балетным педагогом. Атмосферу балета Уланова впитывала с раннего детства, но далеко не всегда впечатления были радужными. 

В 9-летнем возрасте Галю отдали на обучение в хореографическое училище, где преподавала ее мать. Девочке было сложно привыкнуть к постоянным тренировкам в холодных залах, строгой диете. Галя очень хотела домой и часто плакала. Мама не реагировала на просьбы дочери. Так ковался железный характер, воспитывалось трудолюбие и воля к победе. Последние 3 года педагогом Улановой была Агриппина Ваганова. В мае 1928 года состоялся выпускной спектакль, на котором Галина Уланова выступила в балете «Шопениана». В том же году она начала работать в Ленинградском театре оперы и балета (Мариинском театре), первой ролью стала роль Флорины в спектакле «Спящая красавица».

Успех и мировое признание

С 1929 по 1940 Галина Уланова танцевала главные партии в спектаклях: Лебединое озеро, Раймонда, Щелкунчик, Конек-Горбунок, Ромео и Джульетта и других. Зрители восхищались её талантом, легкостью и грацией, умением создать незабываемый образ. Одной из вершин стала роль главной героини в балете «Жизель».

Во время Великой Отечественной войны Галина Уланова была эвакуирована из блокадного Ленинграда, выступала в Казахском театре оперы и балета, танцевала в госпиталях, поддерживая своим искусством солдат и медицинских сестер.  

С 1944 по 1960 Галина Уланова переехала в Москву и стала солисткой Большого театра. 

В 1945 году состоялись гастроли в Вене, где Уланова исполняла Лебедя К. Сен-Санса. Мировое признание и известность принесло выступление в труппе Большого театра в Лондоне в 1956 году. 

Завершение карьеры

Карьеру балерины Галина Уланова символически завершила спектаклем «Шопениана». За всю жизнь прима-балерина была удостоена множества званий и наград. После 1962 года и до последних дней она работала балетмейстером в Большом театре. Она воспитала много достойных артистов отечественного и зарубежного балета. Среди ее учеников Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка. В 1998 году звезда русского балета, Галина Сергеевна Уланова, умерла.

  • Рассказ про галилео галилея
  • Рассказ про гагарина 5 класс
  • Рассказ про гавриила романовича державина
  • Рассказ про г х андерсена
  • Рассказ про выпускника школы