Рассказ про гену носова читательский дневник

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:

«Наш каток»

Главные герои рассказа «Про Гену» и их характеристика

  1. Гена. Лоботряс, лодырь, обманщик, тунеядец.
  2. Родители Гены. Добрые, доверчивые, в гневе страшные.

План пересказа рассказа «Про Гену»

  1. Обычный мальчик.
  2. На сбор лома.
  3. Гоша и горка.
  4. 43 килограмма.
  5. Ежедневный сбор лома.
  6. Плохие отметки.
  7. Мама в школе.
  8. Злость папы.
  9. Наказание.

Краткое содержание рассказа «Про Гену» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Вместо сбора лома, Гена пошёл кататься на горку.
  2. Он рассказал, что собрал 43 килограмма и папа его хвалил.
  3. Каждый день Гена катался с горки, говоря, что собирает лом.
  4. Он стал получать двойки и единицы, и мама пошла в школу.
  5. Она узнала, что Гена не собрал ни килограмма.
  6. Папа обозвал сына тунеядцем и сурово наказал.

Главная мысль рассказа «Про Гену»

Сколько не обманывай, а наказание будет.

Чему учит рассказ «Про Гену»

Рассказ учит не обманывать, не врать. Учит не забывать про свои обязанности, не увлекаться играми. Учит быть честными и ответственными. Учит неизбежности наказания за обман.

Отзыв на рассказ «Про Гену»

Мне понравился этот рассказ, хотя не понравился мальчик Гена. Он был лентяем, который думал лишь о развлечениях. И он обманывал родителей, которые думали, что их сын отличник и ударник. Тем больнее было их разочарование, когда они узнали правду, и тем больнее было наказание Гене, как мне кажется. Ведь в прошлом наказания ремнём считались нормой.

Пословицы к рассказу «Про Гену»

Делу время, потехе час.

Ошибку можно простить, обман — никогда.

Ври, да знай меру.

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

Труд кормит, а лень портит.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Про Гену»

Гена был совершенно обычным мальчиком, который учился так себе. Но Гена очень любил врать и однажды был сурово наказан за эту привычку.

В тот день ребята собирали металлолом. Гена тоже пошёл собирать металлолом, но встретил Гошу и тот уговорил его сходить покататься с горки.

Мальчики катались с горки стоя, на животе и спине, а это было неудобно.

Гена сбегал домой за санками, сказав маме, что будет на санках возить лом.

Целый день он катался с горки, а вечером рассказывал маме и папе, что собрал 43 килограмма лома, и что только два мальчика собрали больше него.

Родители гордились успехами сына, а папа особенно хвалил Гену за честность.

В школе на другой день Гена сказал, что мама не пустила его собирать лом, потому что у него заболела сестрёнка и он ходил к ней в больницу.

Каждый день Гена ходил на горку, якобы собирая лом. А вечерами вдохновенно врал о соревновании и своих успехах. Он забросил уроки и у него стали появляться двойки. Мама возмущалась, что детей в школе так нагружают, но никак не могла выбрать время сходить в школу.

В тот день Гена получил единицу, ничего не сказал маме и ушел на горку, собирать лом.

Мама проверила дневник и бросилась в школу. Там она с удивлением узнала, что сбор металлолома проводится два раза в год, а Гена не собрал ни одного килограмма.

Мама вернулась и поделилась этой новостью с папой, который гордо высчитывал, сколько пудов металла собрал его сын.

Папа сильно разнервничался и метался по комнатам как тигр, ожидая сына.

Гена в тот день задержался и пришёл домой совсем поздно, потный и красный как рак.

Папа стал спрашивать, сколько он ещё собрал лома и Гена признался, что сто шестьдесят килограмм. В сумме выходило больше тонны и папа спросил, кем теперь считать Гену, ударником или отличником.

Гена не знал, но папа знал. Он объявил, что Гена плут и тунеядец. Папа долго стыдил сына и крепко его наказал. Как именно, история умалчивает.

Но Гене пришлось исправить все плохие отметки и забыть о катаниях с горки.

Про Гену — краткое содержание для читательского дневника

Основная информация:
  • Автор: Николай Носов;
  • Название: Про Гену;
  • Год написания: 1939;
  • Жанр: Рассказ;
Главные герои:
  • Гена: главные герой, мальчик;
  • Папа и Мама: родители Гены;
  • Гоша: друг Гены;
План пересказа:
  • Сбор металлолома в школе
  • Катание на горке
  • Первое вранье родителям
  • Обман раскрылся
  • Наказание



Краткое содержание рассказа

Носов Про Гену

Гена был обычным мальчиком, самым обычным, только иногда врать любил. Так по пустякам. И учился Генка неважно, спустя рукава. Вот зимой, в школе, проводили сбор металлолома, все соревновались, кто больше соберёт. И Генка решил соревноваться, пошел собирать, да и встретил друга Гошу, стали они на горке кататься, потом Гена пошел за санками, мама спросила , — «Зачем тебе санки», «металлолом на них возить буду», — ответил Гена. Потом они весь вечер катались на санках, а дома Генка, соврал и сказал, что собрал 43 килограмма железа. Папа и мама похвалили Гену и были очень рады, так как Гена хорошо кушал за уженом. Они стали рассуждать что и Гены получиться хороший человек, трудолюбивый, а главное честный, отметила мама.

В школе у гены спросили почему он не пришел собирать лом и Гена тут же наврал, что у мамы заболела сестрёнка и он ходил в больницу.

Теперь каждый день, Гена ходил собирать лом, а на самом деле просто гулять. Отметки у него испортились, и он стал учиться плохо. Папа каждый день расспрашивал сына, и записывал сколько лома он собрал. Мама заметила, что Гена плохо учиться, но все откладывала поход в школу.

Однажды проверяя оценки, она увидели, что Гена получил кол, и сразу пошла в школу. Вместе с учительницей они наконец поняли, что Гена обманывал всех. Придя домой, мама рассказала папе что Гена их все время обмалывал. Отец был в отчаянье и злости.

Когда Гена пришел домой, он был очень уставший, и сказал, что собрал 150 килограмм лому. Но тут отец назвал Гену тунеядцем и лжецом, и стал его бранить за вранье. Гене было очень стыдно, и он обещал больше не врать.

Главная мысль

Основной мыслью рассказа является пагубные последствия, вроде с первого взгляда не большого обмана, но потом вранье накладывается на вранье и врать приходится постоянно, что в последствии не приведет ник чему хорошему. Так же высмеивается лень и пренебрежение своими обязанностями.

Отзыв (мое мнение):

Рассказ «Про Гену» очень поучительный и интересный, очень интересно читать что же Гена придумает на этот раз. Рассказ очень понравился.

Понравилось? Поделись с друзьями:

Отзыв о рассказе Н.Носова «Про Гену»Главный герой рассказа «Про Гену» — школьник, которого и зовут Гена. Мальчик он, в целом хороший и послушный, но есть у него недостаток, о котором не знают взрослые. Гена приучился врать. Сначала он соврал немного родителям, потом еще раз соврал, а потом это вошло у него в привычку.

А началось все зимой, когда в школе объявили о сборе металлического лома. Гена честно пошел собирать лом, но по дороге встретил приятеля и тот предложил вместо общественной работы покататься с горки. Так они и сделали.

А вечером Гена оповестил родителей, что целый день собирал металлический лом. Для убедительности он даже сказал папе, сколько килограммов лома он собрал. Родители считали Гену честным ребенком и искренне порадовались его успехам.

В школе же на вопрос учительницы, почему Гена не принимал участия в сборе лома, тот соврал, что у него заболела сестренка, хотя у него сестры не было.

С тех пор Гена каждый день ходил кататься с горки, а родителям говорил, что собирает металлолом. Он перестал учить уроки и в его дневнике появились плохие отметки.

Но однажды мама обнаружила в его дневнике не просто двойки, а единицу. Она пошла в школу к учительнице. Там вся правда и открылась.

Вечером, когда Гена вернулся с горки и привычно начал врать о количестве собранных килограммов лома, родители сообщили ему, что знают всю правду о его вранье, и долго стыдили его. После этой истории родители Гену наказали и он больше не катался с горки до самого конца зимы.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа Н.Носова «Про Гену» состоит в том, что врать – нехорошо. Вранье в первую очередь вредит самому вруну. Когда Гена стал говорить неправду родителям, он перестал учить уроки и стал хуже учиться. Своим враньем Гена поставил в неудобное положение родителей. Его маме пришлось оправдываться перед учительницей, а его папа наверняка рассказывал на работе об «успехах» сына в сборе металлолома. Теперь же ему придется объяснять всем знакомым, что его сын – лжец.

Рассказ Н.Носова «Про Гену» учит нас тому, враньё — это далеко не умное дело. Враньё ни к чему хорошему не приведёт. Сколько не топи правду в море лжи, она всё равно вскроется.

В рассказе мне понравился папа Гены, который очень расстроился, узнав, что его сын врет и занял принципиальную позицию, объяснив сыну, почему нельзя врать.

Какие пословицы подходят к рассказу «Про Гену»?

Сколько веревочке не виться – конец все равно будет.
Шила в мешке не утаишь.
Враньё человека не красит.
Кто хвалится, тот с горы свалится.


0

Носов «Про Гену»: какая главная мысль, чему учит рассказ?

Какая главная мысль рассказа Николая Носова «Про Гену»?

Чему учит рассказ Носова «Про Гену»?

1 ответ:



2



0

Рассказ Николая Носова «Про Гену» — это поучительная история о школьнике, который сам себе навредил враньем. Мальчик солгал родителям, что идет собирать металлолом, а вместо этого до позднего вечера катался на санках с горки. А родителям он объявил, что хорошо потрудился и собрал много железа.

В дальнейшем Гена стал ходить «на поиски металла» каждый вечер, он стал плохо учиться и его родители удивлялись, как можно заставлять детей каждый день собирать железо.

Мальчик заврался, но правда вышла наружу и родители отчитали Гену за ложь и плохую успеваемость. Он был наказан и больше на горку не ходил.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно всегда говорить правду, даже если она не очень хорошая. Нельзя обижать близких людей ложью, поскольку можно нарушить доверие в семье. Да и чужим людям тоже врать нельзя, ведь правда все равно станет известна.

Рассказ учит нас быть честными и правдивыми, а также хорошо учиться и ответственно подходить к любому делу. Только тогда нас будут уважать окружающие, а родителям не будет за нас стыдно.

Читайте также

Эта история, которую нам поведал автор о граче, который по непонятным причинам остался зимовать и дети спасли его, взяв собой в дом.

Грач, подружился с сорокой и даже весной, когда прилетели его сородичи, он так и остался с сорокой.

Этот рассказ о дружбе и мы видим, что не только могут дружить люди, но и птицы, даже принадлежащие к разным видам. Поэтому главная мысль рассказа как раз об этом.

Этот рассказ учит нас доброте, заботе, ведь если бы не помощь детей, птица бы погибла и от холода, и от голода. Нужно быть внимательным к тому, что нас окружает и стремиться помочь тем птицам или животным, которые оказались в сложной ситуации, да и не только к ним.

Рассказ Михаила Зощенко «Гроза» — это поучительная история из Минькиного детства, а рассказывает о случившемся сам Миня. Однажды он и его сестры Леля и Юля занимались сбором цветов в поле, и у каждого уже сложился букетик из цветов определенного цвета.

Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.

Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.

Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.

Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.

Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.

Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.

В рассказе «Музыкант» идёт речь о медведе, который любил слушать, как звенит натянутая цепа расщеплённого грозой большого дерева. Свои рассказы Виталий Бианки писал в шестидесятых годах. Тогда медведей в лесах было ещё много и на них была разрешена охота. Главный герой рассказа старик-медвежатник тоже любил дёргать скрипку за одну струну и мог слушать, как она звенит очень долго — это было его любимое занятие. Когда он в лесу застал за таким же занятием медведя, то не стал его убивать, ведь они оба музыканты.

Автор хотел показать читателю, что медведю не чужда любовь к музыке и тем самым автор хотел удивить и расстрогать читателя.

Но сейчас, в наше время очень много зоопарков, сафари, где живут не только медведи, но и другие животные. Например, в парке львов Тайган живут более 100 львов, которые гуляют в свободном пространстве. Можно увидеть воочию, как львы проявляют прямо человеческие чувства: они целуются с посетителями, обнимаются и радуются, когда к ним приезжают туристы — жаль, что такого Виталий Бианки не увидел, а то бы написал много-много чудесных рассказов.

А мысль он правильную заложил в рассказ — животные могут чувствовать и любить музыку, ведь у них тоже есть душа, как и у человека.

Бианки "Музыкант"­: какая главная мысль, чему учит рассказ

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» история начинается с того, что ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский вместе со своим другом Буркиным попали под дождь и останавливается у помещика Алехина. За чаем Иван Иванович рассказывает историю своего брата. Его брат Николай хотел купить поместье и посадить крыжовник. Он копил, ограничивал себя в еде и даже женился по расчету. Спустя некоторое время он купил имение и посадил крыжовник. Когда брат встретился с Николаем, то он понял, что тот изменился не в лучшую сторону, но его это устраивало. Иван Иванович в конце истории рассуждает про добро, но собеседников утомляет его философский настрой.

Главная мысль рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» заключается в том, что нужно нести добро людям и помогать. Эти темы герой рассказа поднимает в самом конце. На примере его брата мы видим, что когда материальное превалирует над духовным, то человек не становится лучше, а даже наоборот. Автор дает нам возможность задуматься над благом, которое мы должны нести в мир. Только тогда, когда мы будем думать и о других мир станет лучше.

Рассказ про мальчика Гену, который любил врать. В школе надо было собирать металлолом, а Гене хотелось гулять. Он каждый день врал родителям, что собрал много железа. И учиться ему не очень хотелось.

Про Гену читать

Гена был, в общем, хороший мальчик. Ничего себе паренек. Как говорится, не хуже других детишек. Вполне здоровый, румяный, лицо кругленькое, нос кругленький, вся голова, в общем, кругленькая. А шея у него была короткая. Совсем почти шеи не было. То есть шея, конечно, у него имелась, но ее можно было разглядеть только летом, когда Гена ходил в майке или в рубашке с открытым воротом. А зимой, когда он надевал теплую курточку или пальто, шеи не было видно, и казалось, что его круглая голова лежала прямо на плечах, словно арбуз на блюде. Но это, конечно, не такая уж большая беда, потому что у многих ребят, пока они еще маленькие, шея бывает коротенькая, а когда они подрастут, то и шея становится длинней.

В общем, это был не такой уж большой недостаток.

Главный недостаток Гены заключался в том, что он любил иногда приврать. То есть он не то чтобы врал, как говорится, без зазрения совести. Нет, этого за ним не водилось. Вернее сказать, он не всегда говорил правду.

Впрочем, с кем этого не бывает! Иной раз хоть не хочешь, а соврешь и даже сам не заметишь, как это вышло.

А учился Гена ничего себе. Как говорится, не хуже других. В общем, неважно учился. Были у него в дневнике тройки, иногда попадались и двойки. Но это, конечно, только в те дни, когда папа и мама ослабляли свое внимание и не очень следили, чтоб он вовремя делал уроки.

Но главное, как уже сказано, было то, что он иногда говорил неправду, то есть врал иногда так, что себя не помнил. За это один раз он даже был крепко наказан.

Случилось это зимой, когда в его школе проводили сбор металлического лома. Ребята задумали помочь государству и собирать металлический лом для заводов. Они даже решили соревноваться между собой, кто соберет больше, а победителей помещать на Доску почета.

Гена тоже решил соревноваться. Но в первый день, когда он отправился за металлическим ломом, он встретил во дворе своего друга Гошу.

Этот Гоша был худенький, маленький мальчик, чуть ли не на целый год младше Гены. Но Гена с ним очень дружил, потому что Гоша был умный и всегда придумывал что-нибудь интересное.

Так случилось и на этот раз. Увидев Гену, Гоша спросил:

— Ты куда это разогнался?

— Иду собирать металлический лом, — сказал Гена.

— Пойдем лучше с ледяной горки кататься. В соседнем дворе ребята хорошую горку сделали.

Они отправились в соседний двор и принялись кататься с горки. Санок у них не было, поэтому они съезжали попросту на ногах. Только это было не очень удобно, потому что каждый раз приходилось ехать сначала стоя, а потом уже лежа на животе, а иной раз и на спине. Наконец Гоша сказал:

— Так кататься невыгодно. Можно расквасить нос. Пойди-ка ты лучше домой за санками. У тебя ведь есть санки.

Про Гену - Носов Н.Н.

Гена пошел домой, пробрался на кухню и взял санки. Мама увидала и говорит:

— Зачем санки? Ты ведь пошел собирать лом.

— А я буду возить лом на санках, — объяснил Гена. — Он ведь тяжелый. В руках много не унесешь, а на санках гораздо легче.

— А, — сказала мама. — Ну иди.

Целый день Гена катался с Гошей на санках и только к вечеру вернулся домой. Все пальто у него было в снегу.

Про Гену - Носов Н.Н.

— Где же ты пропадал столько времени? — спросила мама.

— Собирал лом.

— Неужели для этого надо было так изваляться в снегу?

— Ну, это мы на обратном пути с ребятами немножко в снежки поиграли, — объяснил Гена.

— Ничего себе — немножко! — покачала головой мама.

— А много ты собрал лому? — спросил Гену папа.

— Сорок три килограмма, — не задумываясь, соврал Гена.

— Молодец! — похвалил папа и стал высчитывать, сколько это будет пудов.

— Кто же теперь на пуды считает? — сказала мама. — Теперь все считают на килограммы.

— А мне на пуды интересно, — ответил папа. — Когда-то я работал в порту грузчиком. Приходилось носить бочонки с треской. В каждом бочонке по шесть пудов. А сорок три килограмма — это почти три пуда. Как же ты дотащил столько?

— Я ведь не носил, а на санках, — ответил Гена.

— Ну, на санках, конечно, легче, — согласился отец. — А другие ребята сколько собрали — больше, чем ты, или меньше?

— Меньше, — ответил Гена. — Кто тридцать пять килограммов, кто тридцать. Только один мальчик собрал пятьдесят килограммов, и еще один мальчик собрал пятьдесят два.

— Ишь ты! — удивился папа. — На девять килограммов больше, чем ты.

— Ничего, — сказал Гена. — Завтра я тоже на первое место выйду.

— Ну ты не особенно надрывайся там, — сказала мама.

— Зачем — особенно! Как все, так и я.

Про Гену - Носов Н.Н.

За ужином Гена ел с большим аппетитом. Глядя на него, папа и мама радовались. Им всегда почему-то казалось, что Гена ест мало и от этого может похудеть и заболеть. Увидев, как он уписывает за обе щеки гречневую кашу, отец потрепал его рукой по голове и, засмеявшись, сказал:

— Поработаешь до поту, так и поешь в охоту! Не так ли, сынок?

— Конечно, так, — согласился Гена.

Весь вечер отец и мать говорили о том, как хорошо, что теперь в школе приучают детей к труду. Папа сказал:

— Кто с малых лет приучится трудиться, тот вырастет хорошим человеком и никогда не будет на чужой шее сидеть.

— А я и не буду на чужой шее сидеть, — сказал Гена. — Я на своей буду сидеть шее.

— Вот, вот! — засмеялся папа. — Ты у нас хороший мальчик.

Наконец Гена лег спать, а папа сказал маме:

— Знаешь, что мне больше всего нравится в нашем мальчике — это его честность. Он мог бы наврать с три короба, мог сказать, что собрал больше всех лома, а он откровенно признался, что двое ребят собрали больше его.

— Да, он у нас мальчик честный, — сказала мама.

— По-моему, воспитывать в детях честность — важнее всего, — продолжал папа. — Честный человек не соврет, не обманет, не подведет товарища, не возьмет чужого и трудиться будет исправно, не станет сидеть сложа руки, когда другие работают, потому что это значит быть паразитом и поедать чужой труд.

На другой день Гена явился в школу, и учительница спросила, почему он не пришел вчера собирать лом. Не моргнув глазом, Гена ответил, что ему не разрешила мама, так как у него заболела сестренка воспалением легких и он должен был пойти в больницу, чтоб отнести ей апельсин, а без апельсина она будто бы не могла выздороветь. Почему ему пришло в голову наврать про больницу, про сестренку, которой у него вовсе не было, и вдобавок про апельсин, — это никому не известно.

Придя из школы домой, он пообедал сначала, потом взял саночки, сказал маме, что идет собирать лом, а сам снова отправился кататься на горку. Вернувшись к вечеру домой, он опять принялся сочинять, кто из ребят сколько собрал лому, кто вышел на первое место, кто на последнее, кто ударник, кто отличник, кто просто передовик.

Так было каждый день. Уроки Гена совсем перестал делать. Ему не до того было. В дневнике у него начали появляться двойки. Мама сердилась и говорила:

Про Гену - Носов Н.Н.

— Это все из-за лома! Разве можно заставлять детей столько трудиться? Ребенку совсем некогда делать уроки! Надо будет пойти в школу и поговорить с учительницей. Что они там себе думают? Одно из двух: пусть или учатся, или лом собирают! Иначе ничего не выйдет.

Однако ей все было некогда, и она никак не могла собраться пойти в школу. Папе она боялась говорить про плохие отметки Гены, потому что папа всегда расстраивался, когда узнавал, что его сын скверно учится. Ничего не подозревая, он каждый вечер с интересом расспрашивал Гену о его трудовых успехах и даже записывал в свою записную книжечку, сколько он собрал за день лома. Гена для большего правдоподобия сочинял разные небылицы. Сочинил даже, что учительница Антонина Ивановна поставила его в пример всему классу и поместила его фамилию на Доску почета.

Наконец наступил день, когда Гена получил самую скверную отметку, которая только бывает на свете, то есть единицу, да еще по такому важному предмету, как русский язык. Он, конечно, ничего не сказал маме, а просто взял санки и отправился «собирать лом»; то есть это он только так говорил, что идет собирать лом, а на самом деле пошел, как всегда, кататься.

Когда он ушел, мама вспомнила, что не проверила его отметки. Она достала из сумки дневник и увидела, что у него там «кол», то есть, попросту говоря, единица.

— Эге! — с досадой сказала она. — Это, наконец, возмутительно! Что они там себе в школе думают! Ребенок единицы приносит, а у них только лом на уме!

Про Гену - Носов Н.Н.

Оставив все свои дела, она поспешила в школу. На ее счастье, Антонина Ивановна еще не ушла.

Увидев Генину маму, она сказала:

— Вот хорошо, что вы пришли. Я вас вызвала, чтоб поговорить об успехах Гены.

— Как это вы меня вызвали? — удивилась Генина мама. — Меня никто не вызывал. Я сама пришла.

— Разве вы не получили мою записку? — спросила учительница.

— Нет.

— Странно! — сказала Антонина Ивановна. — Я еще позавчера велела Гене передать вам записку.

— Может быть, вы ошиблись? Вы, наверное, кому-нибудь другому велели, а не Гене.

— Нет. Как же я могла ошибиться?

— Почему же Гена не передал мне?

— Надо будет у него об этом спросить, — сказала Антонина Ивановна. — А сейчас я хотела выяснить, почему Гена стал хуже учиться. Мне непонятно, почему он дома уроки не делает.

— Что же здесь непонятного? — усмехнулась Генина мама. — Сами заставляете детей собирать лом, а потом удивляетесь, почему дети уроки не делают.

— При чем же здесь лом? — удивилась учительница.

— Как — при чем? Когда же им делать уроки, если нужно лом собирать? Вы бы сами подумали.

— Что-то я вас не совсем понимаю. Мы не перегружаем учащихся этой работой. В сборе металлолома они участвуют раз или два в году. Это не может повредить их занятиям.

— Ха-ха-ха! Раз или два в году, — засмеялась Генина мама. — Да они каждый день собирают. Гена собрал почти целую тонну.

— Кто вам сказал?

— Гена.

— Ах так! Если хотите знать, то ваш Гена не то что тонну, а ни килограмма не собрал, ни грамма, ни полграмма! — с возмущением сказала учительница.

— Как вы можете так говорить! — вспылила Генина мама. — Он мальчик честный, он не станет обманывать. Вы ведь сами поставили его в пример всему классу и повесили на Доску почета.

— На Доску почета?! — воскликнула Антонина Ивановна. — Как же я могла поместить Гену на Доску почета, если он даже ни разу не участвовал в сборе металлолома?! В первый раз сказал, что у него заболела сестренка воспалением легких… У вас болела дочь воспалением легких?

— Какая дочь? У меня нет никакой дочери!

— Вот видите! А Гена сказал — заболела сестренка воспалением легких и мама послала в больницу отнести апельсин.

— Ну подумайте только! — сказала мама. — Выдумал апельсин какой-то. Значит, он все время меня обманывал! Наверное, и сегодня не пошел собирать лом?

— Кто же сегодня собирает лом! — ответила учительница. — Сегодня четверг, а сбор лома проводится по субботним дням. В субботу мы нарочно отпускаем ребят пораньше.

От волнения Генина мама даже забыла попрощаться с учительницей и бросилась поскорей домой. Она не знала, что думать, что делать. От горя у нее даже заболела голова. Когда вернулся с работы Генин папа, мама сейчас же рассказала ему обо всем. Услыхав такую новость, папа ужасно расстроился и разволновался.

Мама принялась успокаивать его, но он не хотел успокаиваться и метался по комнате, как разъяренный тигр.

— Подумать только! — кричал он, хватаясь за голову руками. — Значит, он только и делал, что катался на санках, а нам говорил, что ходит собирать лом. Так врать, а! Хорошо воспитали сыночка, нечего сказать!

— Но мы же не учили его обманывать! — сказала мама.

— Этого еще не хватало! — ответил папа. — Ну, пусть он только вернется, я ему покажу!

Однако Гена долго не приходил.

В этот день он ушел со своим другом Гошей далеко, в парк культуры, и они катались там на берегу реки с откосов. Это было очень увлекательное занятие, и они никак не могли накататься досыта.

Было совсем поздно, когда Гена наконец явился домой. Он с головы до ног извалялся в снегу и дышал от усталости, словно лошадь. Его круглое лицо так и пылало жаром, шапка налезла на глаза, и, для того чтоб хоть что-нибудь видеть, ему приходилось запрокидывать назад голову.

Мама и папа тут же подбежали к нему и стали помогать снять пальто, а когда сняли, от Гены повалил кверху пар.

— Бедненький! Ишь как натрудился-то! — сказал папа. — У него вся рубашка мокрая!

— Да, — сказал Гена. — Сегодня я сто пятьдесят килограммов железа собрал.

— Сколько, сколько?

— Сто пятьдесят.

— Ну, герой! — развел руками отец. — Надо подсчитать, сколько всего получится.

Папа взял свою записную книжечку и стал подсчитывать:

— В первый день ты собрал сорок три килограмма, на следующий еще пятьдесят, — вместе девяносто три, на третий день шестьдесят четыре — получится сто пятьдесят семь, потом еще шестьдесят девять — это будет… это будет…

— Двести двадцать шесть, — подсказал Гена.

— Правильно! — подтвердил папа. — Считаем дальше…

Так он считал, считал, и у него получилась целая тонна, да еще с лишним.

— Смотри, — с удивлением сказал он. — Целую тонну железа собрал! Это ж надо! Кто же ты теперь у нас?

— Наверное, отличник или ударник, не знаю точно, — ответил Гена.

— Не знаешь? А я знаю! — закричал вдруг отец и стукнул кулаком по столу.

— Ты плут!

Про Гену - Носов Н.Н.

Мошенник! Трутень ты, вот кто! Тунеядец!

— Какой ту-тунеядец? — заикаясь от испуга, спросил Гена.

— Не знаешь, какие тунеядцы бывают?

— Не-не-не знаю.

— Ну, это те, которые сами не трудятся, а норовят устроиться так, чтоб за них другие работали.

— Я не норовю… не норовлю, — пролепетал Гена.

— Не норовишь? — закричал отец страшным голосом. — А кто каждый день на санках катается, а дома врет, будто лом собирает? Где записка? Признавайся, негодный!

— Какая за-за-записка?

— Будто не знаешь! Записка, которую тебе Антонина Ивановна дала.

— У меня нет.

— Где же она?

— Я ее в мусоропровод выбросил.

— А, в мусоропровод! — загремел отец и стукнул кулаком по столу с такой силой, что зазвенела посуда. — Тебе для того дали записку, чтоб ты ее в мусоропровод бросал?

— Ну, успокойся, пожалуйста, — взмолилась мама. — До смерти перепугаешь ребенка.

— Перепугаешь его! Как же! Он сам кого хочешь перепугает. Подумать только — так врать! Тонну железа собрал! На Доску почета повесили! Это же позор! Как я буду людям в глаза смотреть!

— Зачем же кричать? Его наказать надо, а кричать — это непедагогично. У ребенка может пропасть аппетит, — сказала мама.

— Думаю, что аппетит у него не пропадет, — сказал папа, — а что его наказать следует, это я и сам знаю.

Папа еще долго стыдил Гену. Гена просил у него прощения, клялся, что теперь ни за что не будет на санках кататься и всегда будет собирать лом. Но отец не согласился его простить. Кончилось дело тем, что Гена был крепко наказан. Как был наказан, говорить ни к чему. Каждый сам знает, какие наказания бывают. В общем, наказали его, и все.

Про Гену - Носов Н.Н.

А в этот год Гена на самом деле уже не катался больше на санках, так как зима скоро кончилась и снег растаял. Но и железный лом ему тоже не пришлось собирать, потому что учебный год подошел к концу и ребятам нужно было усиленно заниматься, чтоб перейти в следующий класс с хорошими отметками. У них в школе в этот год никто больше не собирал железного лома.

(Илл. В.Канивца)

❤️ 104

🔥 62

😁 65

😢 32

👎 23

🥱 31

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

  • Рассказ про деревню по английскому языку
  • Рассказ про деревню описание
  • Рассказ про деревню на татарском языке
  • Рассказ про деревню на английском языке с переводом
  • Рассказ про деревню 1 класс