Сказки на уроках геометрии
СКАЗКА О ТОЧКЕ.
В далеком математическом государстве жила маленькая-маленькая Точка, которую никто не любил. Да и чего ее любить: сама крохотная, еле-еле видно, ни длины, ни ширины не имеет, а попробуй не поставить на нужном месте или пропустить!.. Сколько нагоняев из-за нее получено, сколько двоек…
Точка, конечно же, чувствовала такое отношение к себе и очень кручинилась: как трудно быть хорошей, когда тебя не любят и все время раздражаются! Задумала она сбежать из математического государства, да все решимости не хватало. «Все-таки страшно, ведь правда, маленькая я, — думала Точка, — одно слово — ни длины, ни ширины… Далеко не убежишь…»
Но однажды приключилась в старших классах контрольная, и один ученик пропустил точку, переписывая пример на умножение. Представляете, какой результат он получил? А какую оценку? Вот… Ох, и кипятился же он и ворчал: «Из-за такой малости — все наперекосяк! Ну, что такое ТОЧKА! Ведь она даже определения не имеет!!!» «Kак?! — ахнула про себя Точка. — Я столько работаю, выслушиваю всякие гадости и при этом даже не имею определения?! Это же возмутительно! Нет, надо бежать отсюда куда глаза глядят…»
«Kак я тебя понимаю!» — услышала Точка тяжелый вздох рядом с собой. Это была Стройная Прямая: «Я ведь тоже не имею определения! Все говорят: прямая, прямая… Проведите прямую, отметьте на прямой… А что такое Я? Что такое прямая — никто еще толком не сказал… Грустно! Давай-ка, точка, я тебе помогу! Прыгай на меня и беги, не останавливаясь. Я ведь ухожу в бесконечность! Хочешь увидеть бесконечность вместе со мной?»
«Конечно, хочу!» — пискнула Точка, прыгнула и покатилась, как сказочный Колобок, по прямой…
А что началось уже через десять минут после исчезновения Точки! Числа гомонят и волнуются — некому их обозначить на числовом луче! Да и сами лучи на глазах растворяются: где точка, чтобы ограничить прямую с одного конца? А уж из чисел, желавших умножиться, целая очередь образовалась: ведь вместо Точки в примерах на умножение пришлось ставить Kосой Kрестик. А что взять с Kрестика, к тому же Kосого?
Словом, без маленькой и довольно противной Точки рухнуло математическое государство на пятнадцатой минуте…
А что же Точка? Бежала она долго-долго… Лишь когда потускневшее солнце опустилось за горизонт и на землю лег сумрак, остановилась точка отдохнуть. А утром от того места, где она остановилась на ночлег, побежал в бесконечность Луч. По этому Лучу и поднялась она на небо, по этому Лучу и ушла она куда-то в глубь Млечного Пути.
Посмотри, не видишь ли ты ее посреди миллиарда звезд, рассыпавшихся на небе?..
ВОЛШЕБНЫЕ ЦИФРЫ.
Жили-были Единичка и ее подружка – мнимая Единица. Мнимая Единица, понятно, ходила всегда за Единичкой. Куда та шагнет, туда и она. Ей так хотелось занять место настоящей Единички!
А в стране Цифирии, где происходило дело, старый Король решил женить своего сына – принца Нолика.
– Стар я уже, – сказал Король, – пора тебе браться за дело, садиться на престол. А какой же ты король будешь без королевы?
Тем временем все цифры – невесты королевства – заволновались.
– Я всегда в свите самых умных людей, – сказала Пятерка. – Я – самая достойная невеста принца Нолика, мне быть Королевой!
– Нет мне, – возразила ей Семерка. – Именно про меня народ складывает замечательные пословицы: «Семь раз примерь, один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Одним махом – семерых побивахом»…
– Королева прежде всего должна быть изящной, а ум – дело наживное, – сказала Двойка, и ее лебединая шея сделалась еще длиннее. Посмотрите, как красиво на мне будет сидеть королевская корона!
Шестерка пригласила себе в помощь своих друзей – ведьму, тайного советника и гадалку, но волшебные чары ей не помогали. Восьмерка своими округлыми формами свела с ума всю мужскую часть Цифирии, но только не Нолика и не старого короля.
А Нолик, да будет вам известно, невесту себе выбрал давно – он тайно вздыхал по изящной Единичке. «Какой прекрасной десяткой мы будем!» – мечтал он…
А тем временем мнимая Единица поняла, что пришел ее час.
– Ты что, не видишь, какие подруги тебя окружают, – нашептывала она своей подружке Единичке. – Восьмерка — вертихвостка, Пятерка – задавака, Двойка легкомысленна, а Шестерка возомнила, что она все может, а на самом деле даже Нолика ей трудно приворожить… Согласишься ты на предложение Нолика, они тебя до свадьбы съедят.
И пока простодушная Единичка рыдала, мнимая Единичка побежала к Нолику.
– Посмотри на меня, – сказала она Принцу. – Я красива, загадочна, ничуть не хуже Единички, и у меня много специальных возможностей. Женись на мне!
Нолик подумал и решил жениться на коварной подружке Единички.
Но как не пристраивался он к своей невесте, никакой красивой десятки у них не получалось. Как тут идти под венец?
– Это все от того, что он никак не может забыть Единичку, – злобно кричала Мнимая Единица. – Отрубить ей немедленно голову!
Приказание ее было немедленно исполнено, но и Мнимая Единица в тот час же немедленно упала без сознания.
– Спасите ее, спасите! – закричал Нолик.
Пришлось в происходящее вмешаться магической Шестерке с ее компанией: они быстро достали живую воду и Единичка и мнимая Единица ожили.
А Нолик понял, что любил всегда только Единичку. Извинился, Единичка его простила, и они сыграли свадьбу.
Вот это был пир на весь мир! Цифры пели, плясали, играли в разные головоломки…
А мнимую Единицу решили из страны не выгонять. В стране Цифирии все цифры нужны, даже мнимые. Только они свое место должн
СКАЗКА О ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ.
Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырехугольник, у которого все углы – по 90о. Чертили-чертили целый день. Особенно старалась Линейка. Она ложилась ровно, не наклоняясь. Карандаш отчетливо проводил и соединял линии. В конце концов у них получилась такая фигура . На радостях отправились они к своему другу Транспортиру. Он жил неподалеку от наших героев. Это был удивительно трудолюбивый и внимательный инструмент. Он напоминал половину круга, и поэтому его еще иногда ласково называли Пирожок. Пришли наши герои и попросили у него помощи:
– Послушай, Пирожок, помоги нам. Мы целый день чертили фигуру, у которой все углы должны быть по 90. А так ли у нас получилось, мы не знаем. Проверь, пожалуйста.
А у Транспортира на спинке было много делений от 0 до 180. Проверка величины углов – его самое любимое занятие. Поэтому он, конечно, согласился. Все углы у четырехугольника действительно были равны 90. А потом он улыбнулся и сказал:
– Угол, равный 90, – это прямой угол, а четырехугольник, у которого все углы – по 90, называется прямоугольником. В следующий раз, когда соберетесь что-нибудь чертить, – сказал Транспортир, – не забудьте про меня. Я обязательно приду к вам на помощь, и дело быстрее сладится.
И еще он добавил:
Раз, два, не ленись,
Дружно за дело вместе берись!
СКАЗКА О КВАДРАТЕ.
Жил-был в стране Геометрии Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Вовка, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился на поиск Линейки, Карандаша и Ножниц. Только они могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист встретил Карандаша. Карандаш в это время чертил углы на песке. Его углы были разной величины, и он упорно повторял вслух: «Острый, тупой, прямой, развернутый!». Лист тихонько подлетел к Карандашу и рассказал свою историю. Карандаш его пожалел и согласился помочь, но, к сожалению, без Линейки и Ножниц он ничего сделать не смог.
Теперь они отправились в путешествие уже вдвоем. Но Линейку им не пришлось долго искать, потому что она вместо мостика лежала на двух противоположных берегах ручья. Карандаш и Лист аккуратно перетащили Линейку на свой берег и попросили ее помощи.
– Да! Да! Да! – воскликнула Линейка (так соскучилась она по своей работе). – Конечно, помогу!
Началась работа. Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины. Когда работа была сделана, Линейка объявила Листу:
– Ну, теперь ты будешь квадратом!
– Квадратом? – удивился Лист.
– Да! Да! Квадратом! – убедительно ответила Линейка.
– А что это такое? – спросил Лист.
– Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, – сказала Линейка.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша и Линейку и отправился на поиски Ножниц.
Идя по дорожке, Лист увидел красивый домик с очень необычной акацией вместо забора. Он поднялся по ступенькам и постучался. Дверь тихонько заскрипела, и к нему навстречу вышли Ножницы. Радость Листа невозможно было описать. Он прыгал от счастья. А Ножницы в это время смотрели на него и не понимали, в чем дело. Наконец Лист успокоился и рассказал Ножницам свою историю.
Ножницы повели себя необычно, они вдруг стали резать воздух. Это оказалось, они так выражали свое удовольствие. Ножницы действительно очень любили работать, то есть резать. Через пять минут наш Лист превратился в настоящий Квадрат. Ножницы принесли ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
– Квадрат! Квадрат!
А Ножницы опять стояли в недоумении и смотрели на Лист. Они не понимали, что это за слово повторял наш герой. Но мы-то с вами знаем, что это за фигура.
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ ПЛОСКОСТИ.
Велик властелин Пространство. Обширны его владения — нет им ни начала, ни конца в любом направлении. Не сосчитать потомков владыки: дети — Поверхности, внуки — Линии, правнучки — Точки. Их множество, но сегодня речь пойдет только о четверых.
Два сына Пространства — Цилиндр и Конус похожи и непохожи друг на друга: оба крепко связаны со своими осями вращения, только Цилиндр постоянен по толщине, а у Конуса есть вершина, от которой в две стороны вдоль оси расходятся две его половины, чем дальше от вершины, тем больше поперечный размер… А вот две дочери — Плоскость и Сфера — совсем разные. Плоскость, самая старшая из детей, любимица отца, очень похожа на него своими бесконечными размерами. Правда, ее неисчислимые владения простираются только в двух направлениях — она двумерна. Замкнутая Сфера — малышка по сравнению со своими братьями и сестрой. Круглая, ровненькая, она с любой стороны выглядит одинаково.
Когда это случилось — никто не знает. Только однажды…
— Добрый день, — услышала Плоскость и почувствовала касание в точке.
— Здравствуй, сестренка. Рада тебя видеть. Какая ты красивая…
— Я не просто красивая, я — само совершенство!
— Не знаю, милая… Для совершенства ты несколько ограничена.
-А ограниченность, между прочим, — самый необходимый признак совершенства, потому что только на ограниченной поверхности можно навести настоящий порядок.
— Хотела бы я посмотреть, что это такое…
— Тогда давай попробуем вместе. Помоги мне разделить поверхность на отдельные участки.
— Ну что ж, начнем, пожалуй, с точки касания. Назовем ее полюсом. Теперь спускайся вниз. Видишь? Получилось несколько окружностей. Самая большая из них — экватор, остальные — параллели. Вот и противоположная первому касанию точка — второй полюс.
— А нельзя мне покружиться? Я все-таки — тело вращения.
— Почему нельзя? Давай закрепим на мне твои полюсы, а ты поворачивайся потихоньку… Смотри-ка, кажется, неплохо получилось: новые окружности все равны, расходятся из одного полюса и сходятся в другом. Назови их меридианами. Сфера осталась довольна. Попрощавшись, она заторопилась — ей не терпелось довести до конца начатое.
Оставшись одна, плоскость задумалась. Она хорошо понимала, как не похожа она с сестрой, но… Бесчисленное множество точек, линий, плоских фигур принадлежало ей, так хотелось разобраться в этом невообразимо сложном хозяйстве. Вскоре после встречи со Сферой Плоскость пересекалась с Цилиндром, только, кроме уже знакомой окружности, множества эллипсов, да пары параллельных прямых, в пересечении ничего не получилось…
Оставался только Конус. Но будет ли толк? Этот весельчак так непостоянен: окружность, эллипс, парабола, гипербола… По разнообразию сечений с ним никто не мог потягаться.
ИСТОРИЯ О КРУГЛЫХ БРАТЬЯХ.
Три брата были похожи друг на друга, но только тогда, когда на них смотрели сверху. Шар, Конус и Цилиндр — дети семейства тел вращения — были очень разными по характеру.
Однажды Конус заявил, что он самый главный из троих. Упрямый, несговорчивый брат никого не хотел слушать. Он был уверен в своем превосходстве: он — самый красивый и самый устойчивый, имеет вершину и ребро, которые друг с другом не совпадают, такого нигде не найти, даже у многогранников!
Веселый и добродушный Шар никогда не спорил с Конусом, а тот вел себя все хуже и хуже и, наконец, зашел в своей гордости слишком далеко — заявил, что без его разрешения братья не смеют говоритьЕ Тогда Шар пригласил Цилиндра отойти в сторонку.
— Послушай, братишка, пора нам с тобой поставить этого воображалу на место. Слишком уж он зазнался. У меня есть идея.
Спустя некоторое время Шар предложил братьям посоревноваться: кто быстрее и точнее докатится до указанной меты. Вбили колышек, отошли на равные расстояния. Цилиндр, тщательно прицелившись, докатился первым, Шар был вторым, а Конус:
С трудом повалившись на бок, он обкатывался и обкатывался вокруг своей вершины. Он очень устал, у него закружилась голова, но с места сдвинуться он так и не смог…
СКАЗКА «СКАНДАЛ».
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры. Главой государства была Аксиома, а парламент представляли Теоремы.
Но однажды перед очередными выборами Аксиома заболела, и тогда между фигурами произошел скандал. Каждая доказывала свое значение в жизни человека. Все перестали подчиняться законам. Теоремы переругались.
А в это время у людей начались неприятности. Вышли из строя все железные дороги, так как параллельные рельсы пытались пересечься. Сломались все станки, так как детали в виде шара пытались доказать деталям в виде призм, что они главнее и должны начать движение первыми. Дома все перекосились, так как параллелепипед пытался стать то октаэдром, то додекаэдром.
Неизвестно, чем бы все это дело кончилось, если бы не выздоровела Аксиома. Она заставила Теоремы следовать друг за другом в логическом порядке. Созвала экстренное заседание, на котором Теоремы объясняли каждой фигуре ее значение. Для особо неугомонных были назначены беседы с самой Аксиомой. В государстве настали мир и порядок. А люди вздохнули с облегчением, потому что все предметы успокоились и стали подчиняться геометрическим порядкам.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОМБИКА
В одной стране геометрических фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить.
В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать.
Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И… Вдруг… Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал.
— Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты?
— Я…я… Кругляш …- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее.
Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал:
-Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось.
Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать:
— У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился… А тут… Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика? Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакат
— Стой, стой. Хватит плакать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся.
— Это еще почему? — удивился Кругляш
Ромбик весело рассмеялся:
— Да потому что нельзя столько плакать, Ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом!
Целый день Ромбик и Кругляш cтроили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша.
— Спасибо тебе, Ромбик — сказал Кругляш. — Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь, если есть друзья, все можно решить и даже дом построить.
Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал : «А куда бы мне отправиться завтра…»
На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ,ребята, будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интересных сказок. а теперь … ПОКА!
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 90 человек из 38 регионов
- Сейчас обучается 205 человек из 59 регионов
Краткое описание документа:
Cказки о геометрии.
После изучения в 7 классе темы «Треугольник» учащиеся стараются довести свои мысли с помощью сказок. Сказок много и они все разные. Я думаю, такие задания у учащихся будут развивать интерес к математике.
Вот некоторые из них.
Оспанова Салтанат: « В старые — старые времена жил очень богатый бай. У него была дочь, он ее всегда баловал. Дочь выросла, стала очень красивой девушкой. Подарил бай любимой дочери земли, а она решила построить там дворец. Бай вызвал к себе именитых архитекторов, но они не смогли построить дворец, который был бы по нраву дочери бая. Спустя несколько лет дети играя, нашли сундучок и отнесли его баю. Бай открыл сундучок и нашел там какие-то бумаги. А в тех бумагах – было написано о высоте, биссектрисе и медиане треугольника. С помощью этих записей архитекторы смогли произвести вычисления и построить дворец. У дочери бая исполнилась мечта и жила она долго, и счастливо. »
Сыдыкова Жазира: «Жил в городе Геометрии король по имени Треугольник. И было у него 8 сыновей. Звали их : Биссектриса, Медиана, Равносторонний треугольник, Равнобедренный треугольник, Основание, Боковая сторона, Аксиома и самый старший Теорема. Треугольник услышал, что на его страну собираются напасть другие фигуры. Вызвал он Биссектрису и направил защищать свою страну. Биссектриса собрал свои войска А,В,Си D, напал на своих врагов и выиграл бой. Второй сын Медиана был очень умным, добрым. Отец рассказал ему, что у него есть брат, с которым они давно в ссоре. Зовут его Прямоуголным углом. Они любили одну девушку, звали ее Прямая, но они не знали об этом. Треугольник похитил Прямую, а брат обиделся и уехал жить в другой город , их пути разошлись .Медиана отправился в путь, искать дядю. Долго ездил он по свету, расспрашивал всех о дяде и нашел его в дальней стране Алгебре. Дядя женился и у него было много детей. Так через много лет Медиана помирил двух братьев.»
Санабаева Талшын: «Давным — давно жил хан, звали его Треугольником. Было у него три дочери: Медиана. Биссектриса и Высота. Они были красивыми, умными, познали много наук. В один прекрасный день они поругались. Медиана сказала: «Я важнее всех». Но Биссектриса и Медиана заупрямились. Пошли они втроем к отцу: Медиана «Я опускаюсь из вершины и делю сторону пополам — мое свойство важнее». « Нет, я важнее!» — отвечает Биссектриса, «Я выхожу из вершины угла и делю его пополам!» «А я, Высота, выхожу из вершины и опускаюсь на противоположную сторону по уголм 90°- самое важное свойство мое!». Хан выслушал дочерей и говорит:
« Мои дорогие- самое важное ваша дружба, а ученикам вы все важны, дополняя друг друга, вы помогаете ученикам решать любые задачи, они должны знать вас и помнить.» Дочери помирились и больше никогда не ссорились.
Сказок много и они все разные. Я думаю, такие задания у учащихся будут развивать интерес к математике.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 300 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 02.12.2014
- 455
- 0
- 02.12.2014
- 1858
- 0
- 02.12.2014
- 585
- 0
- 02.12.2014
- 4215
- 4
- 02.12.2014
- 3346
- 22
- 02.12.2014
- 807
- 0
- 02.12.2014
- 1009
- 0
- Авторы
- Научный руководитель
- Файлы
Пономарев П.В.
1
1 г. Нижний Новгород, МБОУ «Школа № 91 с углубленным изучением отдельных предметов»,8 класс
Калина О.В. (г. Нижний Новгород, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»)
На уроках геометрии я получал знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах. Чтобы поддержать интерес к занятиям и показать, как занимательными сказками можно развить интерес к предмету и усвоению материала, я сочинил три геометрических сказки. Которые можно применять на дополнительных занятиях, олимпиадах и конкурсах по геометрии, которые направлены на развитие логики и воображения.
В геометрическом садике
Как-то зимой, в далекой-далекой стране геометрических фигур в семье треугольников родился маленький Треугольник. Родители не могли на него нарадоваться, как он был хорош! И вот, настало время идти Треугольнику в детский садик. А в стране геометрических фигур с этим делом было все очень серьезно и строго. Для каждой фигуры был свой садик, например, садик окружностей, садик четырехугольников, садик треугольников. И вот нашли родители садик для треугольников и повели туда своего сына. Но как пришли, поняли, что не знают в какую группу его отдать. Ведь в каждой группе должны были находиться только одинаковые, равные друг другу треугольники, а абы кого в группы не брали! И расстроились родители треугольники, как найти им свою группу, как найти равных для их Треугольника? Сели на скамейку, взяли своего сыночка на руки и заплакали. А в это время по дорожке шел директор садика треугольников. Расспросил он их о печали и сказал: «Не расстраивайтесь, сейчас мы определим вашего сыночка в группу! Мы быстро найдем ему равных, ведь для этого есть целых три признака равенства треугольников! И вот они какие:
Первый признак: треугольники равны, если у них равны две стороны и угол между ними.
Второй признак: треугольники равны, если у них равны два угла и сторона между ними.
Третий признак равенства: треугольники равны, если у них равны три стороны.
Так вот – сказал директор, – давайте будем искать по какому-то из этих признаках! Как раз сейчас время прогулки в садике. Мы будем подходить к каждой группе детишек-треугольников с вашим сыночком и сравнивать его с треугольником из группы!» Решили сравнивать деток по третьему признаку. Подошли они к группе треугольников с сыночком и стали смотреть, равны ли три стороны треугольника из этой группы трем сторонам их Треугольника. Обошли они пару групп и, наконец, нашли свою! Ту группу, где были равные с их Треугольником маленькие треугольники. Очень обрадовались родители, стали благодарить директора, что помог их сыночку и научил их сравнивать треугольники.
В поисках треугольника
За семью морями, девятью океанами в стране Геометрии жила была семья треугольников: мама, папа и два сына: Синий и Зеленый треугольники. Сыновья были братьями не разлей вода, они были еще и равными треугольниками. Братья все время проводили вместе. В то время в стране Геометрии было много разбойников, которые постоянно нападали на мирных жителей и забирали у них все самое ценное. И вот однажды, когда семья треугольников ехала на праздник, их окружили разбойники. Все в панике побежали кто куда, только Зеленый треугольник не успел спастись и его схватили злые разбойники и увезли неведомо куда. И остался Синий треугольник без брата близнеца, и загоревал он, и загоревали родители, прошли годы и решил Синий треугольник найти брата. Пошел он по миру, в одной стране искал – не нашел, в другой искал – не нашел. Вернулся домой огорченный, как искать брата, ведь он вырос и его не узнать теперь! И один мудрец ему сказал: «Ты ведь знаешь, что вы с братом равные треугольники, так вот, тебе надо его искать по одному из 3-х признаков равенства треугольников, а они такие:
Первый признак: треугольники равны, если у них равны две стороны и угол между ними.
Второй признак: треугольники равны, если у них равны два угла и сторона между ними.
Третий признак равенства: треугольники равны, если у них равны три стороны».
Обрадовался синий треугольник и говорит: «Вот с такими знаниями я точно теперь найду брата!»
И пошел он искать брата, и опять весь мир обошел, и нашел его! И радость вернулась в их дом!
Геометрическая ёлка
Однажды, в преддверии нового года, в одном сказочном геометрическом лесу, где жили плоские фигуры, царица Геометрия решила нарядить сказочную елку и украсить ее новогодними геометрическими игрушками. Ранним утром она собрала свою сказочную геометрическую свиту и объявила конкурс на самую красивую геометрическую елку. Что тут началось!!!! На середину заснеженной поляны прилетели треугольники, прикатились окружности, лениво подошли квадраты с прямоугольниками и начался такой шум и спор! Ведь каждый хотел стать частью геометрической сказочной елки и занять почетное место победителя.
Но царица Геометрия быстро навела порядок, заставив каждую геометрическую фигуру доказать, что она именно та фигура, за которую себя выдает, и что она может стать частью сказочной елки. Первыми за дело принялись ленивые квадраты, которые наперебой стали доказывать, что именно правильные четырехугольники, у которых все углы и стороны равны, могут собрать правильную геометрическую елку. К ним присоединились прямоугольники, которые перебивая друг друга стали говорить, что только из них должна состоять елка, ведь в отличие от квадратов, в прямоугольниках только противоположные стороны, которые параллельны друг другу, равны. Тут подкатились окружности, которые весело щебетали и пели, что только они те фигуры, которые называются окружностями и состоят из всех точек плоскости, находящихся от заданной точки на данном расстоянии и могут собрать самую красивую елку!
Время доказывать свою значимость пришло и треугольникам! А их оказалось большинство – это были и равносторонние треугольники, и равнобедренные, и прямоугольные, и остроугольные, и тупоугольные!!! И каждому из них царица Геометрия дала слово для доказательства. Первый выступил самый смелый треугольник – остроугольный и доказал, что так он называется из-за того, что у него все три угла острые, т.е. меньше 90°, и он самый главный претендент на геометрическую елку. К нему присоединился прямоугольный, содержащий прямой угол, и также стал настаивать на своей значимости. Не отставал от своих собратьев и тупоугольный треугольник, содержащий тупой угол, который громко доказывал, что один из его углов лежит в пределах между 90° и 180° и может занять достойное место на геометрической елке. Запыхавшись, из снежного леса прибежали равносторонний (правильный) треугольник, у которого все стороны и все углы равны (каждый угол равен 60°) и равнобедренный треугольник, у которого два угла и две стороны равны, и стали очень переживать, что сказочная геометрическая елка останется без них. Рядом оказались и треугольники-близнецы, которым пришлось доказывать, что они самые лучшие, потому что они одинаковые. Им пришлось труднее всех, ведь для царицы Геометрии братьям-близнецам пришлось приготовить три признака, по которым Геометрия могла понять, что братья действительно близнецы. Ведь равными они могут быть только в том случае, если у них соответствующие стороны равны и соответствующие углы равны, и друг без друга появиться на елке они не могут!
Только одна прямая, случайно оказавшись на сказочной поляне, смотрела на них и молчала, она не могла понять, что происходит. Ведь каждая из фигур была достойна и красива и могла занять свое место на новогодней елке! Царица Геометрия заметила грустную прямую, бережно взяла ее в руки, взмахнула ей и превратила ее в волшебную, закружившись вокруг всех геометрических фигур, которые были на сказочной поляне. В вихре сказочного танца на поляне стала собираться геометрическая елочка, которая состояла из всех геометрических фигур, которые были на поляне.
Елочка состояла из самых разных треугольников, которые дружно уселись друг напротив друга, на елочке появились разноцветные окружности, прямоугольники и квадраты, которые напоминали елочные украшения. Всем геометрическим фигурам нашлось достойное место! Геометрические фигуры улыбались друг другу, и царице Геометрии стало понятно, что у нее на поляне появилась сама красивая елочка и самая дружная геометрическая семейка!
Библиографическая ссылка
Пономарев П.В. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СКАЗКИ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 1.
;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1041 (дата обращения: 11.01.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Сказка о равнобедренном треугольнике.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была семья: мать-сторона, отец-сторона и сынок- Основание. Жили они не тужили, нока не пришлось сыночку Основанию жениться. Отец и говорит:
— Ну, хватит, сынок. Пришла пора и женой обзаводиться.
А сын у них был настолько беспомощный, что испугался так, что у него колени тряслись с утра до вечера. Думал он думал, и надумал идти в соседнее королевство — попытать счастье. Снарядили его так, как будто он едет за тридевять земель. А в том царстве жили: отец -d , мать-p и дочь-красавица Медиана. Была у неё нянька Геометрия. Дальше в сказке всё едет своим чередом, но нет! Та нянька была вредная, за то её и любили в этом царстве. Она устроила Основанию три испытания:
— Прежде, чем взять в жены Медиану, ответь, пожалуйста:
Какой треугольник называется равнобедренным?
Какой треугольник называется равносторонним?
Что такое медиана треугольника?
Для нашего Основания эти вопросы оказались слишком сложные.
Может быть вы, ребята, ответите?
Параллельные прямые.
Жили-были в царстве Науки две сестры-близняшки прямые. Жили они очень дружно. Но случилось так, что сестренки поругались. Одна говорит: «Сестра, наверное мы с тобой параллельные, раз никогда не пересекаемся?» «Нет,-сказала в ответ другая,-я думаю,мы не параллельны.» Долго они ссорились. Да еще и соседи им помогали.
-Да вы же не параллельны! Это сразу видно!-говорили диаметры.
-НИ в коем случае!-кричали углы.
Так прошла ни одна неделя. Не переставали спорить Прямые. Ни одна не хотела уступать. В конце концов к ним в гости пришла тетя Линия:
-Нужно вам сходить к мудрейшей царице Геометрии. Она вам поможет.
Собрались сестры в дорогу.Дойдя до столицы Науки города Математики,рассказали они царице о своей проблеме.
-Есть у меня дети-шестнадцать Аксиом.Они должны вам помочь.
Аксиомы направили прибывших к своим родственницам Теоремам,в соседний замок. Напомнили Теоремы Прямым об их младшей сестре-Прямой,которая параллельна каждой из них. А две прямые на плоскости,параллельны третьей.
Вот так и разрешили их спор. С тех пор живут они вместе счастливо.
Тут и сказке конец,а кто математику любит-тот молодец!
В детском возрасте ребенок усваивает информацию лучше всего. Поэтому родители стараются дать как можно больше знаний своему чаду. Математические сказки про геометрические фигуры — это отличный способ познакомить ребенка со сложным предметом. Не всем взрослым понятны школьные задачки, а ребенку и подавно не объяснишь, что такое равнобедренный треугольник и почему овал не круглый. Именно для того чтобы математика стала понятной и доступной, были придуманы сказки для 1 класса, которые так нравятся детям.
Геометрия
В чудной стране, где почему-то обитают точки, линии и различные фигуры, каждый день происходят странные и смешные истории. Геометрия — наука очень сложная, но если добавить волшебства с помощью воображения, то окажется, что во всех этих треугольниках, параллелепипедах и даже овалах нет ничего страшного.
Математические сказки про геометрические фигуры появились очень давно. И у каждого учителя имеются свои рассказы. Создано все это было для того, чтобы ребенок не перегружал свой еще не окрепший мозг сложными терминами, при этом легко понимал все темы.
Кстати, математика — это не единственная наука, к которой применимы сказки. Например, всем известный короткий сказ о том, что Иван родил девчонку, велел тащить пеленку, отлично помогает запомнить падежи.
Сказки про фигуры
Несмотря на то, что сама геометрия как предмет появляется только в старшей школе, фигуры и некоторые их свойства изучать начинают в первых классах. Математические сказки про геометрические фигуры бывают очень короткие, буквально из одного предложения. Они могут стать ярким акцентом на занятии. Такие сказки для 1 класса придумывают для того, чтобы дети могли легко запомнить какую-либо информацию. К тому же, они помогают сделать процесс обучения более приятным для детей.
Но все же намного интереснее ребятам слушать продолжительные математические сказки про геометрические фигуры. И одним из самых популярных является рассказ про полезный прямоугольник.
История повествует о геометрических фигурах и о том, что все они очень нужны.
Сказка «Как подружились Квадрат и Прямоугольник»
В одной геометрической стране жили разные фигуры, в том числе и наши герои. Прямоугольник всю свою жизнь восхищался Квадратом, а как выглядит он сам, ему ну никак не нравилось. Вот ляжет он на животик и сразу становится толстый и низкий, а если во весь рост встанет, то и подавно некрасивый. Жираф какой-то узкий. А Квадрат, слыша все это, восхищался собой, и правда, ну идеален же! Все стороны равны, не то что какой-то там Прямоугольник.
Но вот однажды заблудился один Человек в лесу и повстречал Квадрат и Прямоугольник. Последний сидел грустный-грустный, поэтому Человек попросил помощи у Квадрата. А хотел он всего лишь выяснить, где же его дом. Взобрался Человек на Квадрат, да так ничего не увидел. Как ни крутил он его все одно — только деревья видно и все.
Решил тогда Человек хотя бы через речку переправиться, но и в этом Квадрат не смог помочь, плюхнулся только в воду и промок. Прямоугольник все это видел и решил помочь Человеку. Выпрямился во весь свой рост и стал выше деревьев, тут-то Человек и увидел, куда ему теперь идти. И через речку Прямоугольник лег мостом и помог пройти герою. Квадрат увидел все это и покраснел, понял он, что не каждое совершенство является таким. С тех пор и дружат две фигуры.
Вот так сказка «Как подружились Квадрат и Прямоугольник» показала, что недостаток может быть и преимуществом.
Рассказы про геометрические фигуры
Конечно, сказки бывают разными и в каждом городе, в каждой школе их рассказывают по-разному. Но все же смысл не меняется, в каждой истории есть свой урок и разъяснение по поводу того, как выглядят фигуры и какие свойства они имеют. Вот, например, математическая сказка «Квадрат и Треугольник» повествует о том, что не всегда можно поодиночке справиться. Все же две головы иногда лучше, чем одна.
Но помимо этого, в рассказе описан тот факт, что фигуры бывают разными. Треугольник может быть и прямоугольным, и равнобедренным, и так далее. Все это — важные знания, которые в будущем точно пригодятся ребенку.
Сказка «Город геометрических фигур»
Чтобы сделать урок еще интереснее, можно рассказать о приключениях любимых героев детей в городе, где живут геометрические фигуры. Например, можно рассказать сказку про Чипа и Дейла.
Как-то раз бурундучки, когда еще не стали знаменитыми сыщиками, забрели в неизвестный им город. В то время землю окутал снег, и, конечно же, Чипу и Дейлу пришлось искать себе дупло потеплее. Но как оказалось, найти домик не так сложно, как сделать его уютным.
И пошли бельчата к известным мастерам, чтобы попросить сделать им дверь для дупла. Первым их встретил напыщенный Треугольник. Он всегда думал, что только его фигура является идеальной и поэтому сделал дверь по своему подобию — треугольной. Но сколько бельчата не старались, закрыть дупло не получилось.
Тогда Чип отправился к Овалу. Этот мастер знал, что каждая фигура хороша по-своему, поэтому не стал делать овальную дверь. Она бы ну никак не поместилась в дупло. Вырезав круг, Овал отнес его к Чипу и Дейлу и закрыл продуваемую дыру.
Так Треугольник понял, что каждая фигура в этом мире очень важна.
Домашнее задание
Помимо того, что ребятам можно рассказывать сказки, можно попросить их самих придумать истории. Это поможет еще больше понять разницу между фигурами. Разделив детей на группы, можно дать тему, например «Сказка о бароне Квадрате», которую они придумают сообща прямо на уроке. Детям будет проще придумывать историю, если дать им фабулу. Поэтому в качестве начала сказки можно предложить использовать несколько вводных предложений: «Как-то раз в волшебную страну, где правила царица Математика, пришел Лист. Его края были неровными, потому что нерадивый учение вырвал его из тетради. Чужестранец очень страдал из-за этого и считал себя некрасивым. Дни и ночи напролет он лил горькие слезы. И тогда царица Математика издала указ. Она пообещала дать титул барона тому, кто сможет помочь горю Листа…».
Конечно, рассказы, придуманные учениками, могут быть однотипными, но это неважно. Самое главное — процесс, в который будет погружен ребенок. Но перед тем как давать подобные задания, лучше рассказать сказку, в которой будут описаны свойства всех фигур.
Геометрическая сказка о том, какая фигура лучше
Эта сказка учит ребят отличать фигуры друг от друга.
В одной прекрасной стране Знаний, в чудесном городе Геометрия жили друзья. Они всегда друг другу помогали и никогда не ссорились. Но однажды, в совсем ненастный день, произошло ужасное. Друзья поругались из-за разногласий по поводу того, кто же из них лучше.
Круг вопил, что именно он самый хороший. Тарелки, монеты да даже солнце — все это создано именно по его подобию.
Овал возмущался таким заявлением: «А как же зеркала, яйцо и, конечно же, лицо человека. Это же все овал, он лучший!».
Треугольник кричал громче всех, что красивее, чем он, не существует фигуры. По его подобию создали крыло у самолета, елку и даже египетские пирамиды.
Тут стал негодовать квадрат: «Как так, он самый идеальный, четыре стороны и все равны! Стены в домах квадратные, потолки — квадратные! Поля игральные, окно и даже дольки шоколада — все квадратное, куда ни глянь!».
А прямоугольник недоумевает: «Ну, я тот же самый квадрат, только длиннее, а значит, лучше! По моему подобию и книгу, и двери, и, конечно же, телефоны придуманы!».
Пока друзья спорили, тучки совсем разбежались и выглянуло солнышко, оно удивилось, что такие дружные фигуры ругаются.
— Ну разве так можно? — спросили лучики — вы же все прекрасны, каждый по-своему.
И поняли друзья, что неправы они все, покраснели и попросили у солнышка прощения.
Внеклассное мероприятие по математике
Сказка о геометрических фигурах
Цель: обобщение и систематизация знаний по геометрии за 7 класс.
Задачи: повысить интерес учащихся к предмету математики, развитие внимания,
памяти.
Оборудование: рисунки с геометрическими фигурами, декорации к спектаклю
(изготовлено руками детей)
Актеры: ученики 7 класса
Зрители: ученики 7 классов
1) Вступление
Здравствуйте дорогие дамы и господа!
Сегодня наше мероприятие посвящается удивительному, интересному, увлекательному
разделу математики – геометрии.
О, геометрия, тебя все уважают
Такая углубленная наука,
В которой каждый понимает,
Что геометрия нужна.
Ведь ты построена логично,
В тебе так много аксиом.
Ты светишь в темноте знакомой нам луною,
Ты Зевс среди простых богов.
Тебе я оду посвящаю, как
Благодарность за твой дар.
Простою с виду я наукой занимаюсь
И понимаю, что наука это непроста,
Она так сложна и трудна.
Ведь даже маленькой деталью
Мы целый мир построить можем;
Не нужно нам бояться знаний
Ведь каждый что—то сделать должен.
Лишь вместе мы преодолеем
Все трудности преград судьбы;
Построим дом, построим терем
И в жизнь мы превратим мечты.
Итак, мы начинаем сказку о геометрических фигурах.
2) Спектакль.
Действующие лица:
Король Многоугольник XII.
Королева окружность.
Принцесса Прямая.
Принц Отрезок.
Герцог Угол и его сыновья.
Графиня Биссектриса.
Графиня Медиана.
Баронесса Точка.
Треугольник – разбойник.
Фея утверждений Аксиома.
Фея доказательств Теорема.
Автор.
В царстве Геометрическом, городе Планиметрическом
Правил король Многоугольник XII.
Его поприветствовать стоит овацией.
Супруга его, королева Окружность, имела весьма недурную наружность.
А это их дочка – принцесса Прямая.
Теперь же их сына я представляю:
Зовут симпатичного принца Отрезок.
Он весел и мил, хоть бывает и резок.
Представлена вам вся семья, наконец.
Давайте заглянем теперь во дворец.
Во дворце сегодня бал, тьму гостей король созвал:
Нынче юная принцесса – именинница.
Вот в роскошной карете герцог Угол в гости едет.
Угол.
Спешу я вас поздравить, принцесса, поскорей.
Позвольте вам представить красавцев—сыновей:
Вот угол Развёрнутый, этот Прямой,
А вот угол Острый, а это Тупой.
Прямая.
Ах, знакомство мне приятно, только очень непонятно:
Как их можно различить, как не спутать, не забыть?
Угол.
Их запомнить очень просто:
Угол меньше девяносто у меня зовётся Острым.
Тот, что равен девяносто, называется Прямым,
А Развёрнутый средь прочих самым выглядит большим.
Ста восьмидесяти равна у него величина.
Автор.
У крыльца остановился новенький кабриолет
И графиня Биссектриса вышла. Ну, а ей во след
(Слышишь грохот барабана?) мчит графиня Медиана.
Биссектриса.
Принцесса, мы вас поздравляем!
Медиана.
И счастья в жизни вам желаем!
Принцесса.
Спасибо! Рада видеть вас! Как дома будьте вы у нас!
(Графини отходят)
Принцесса (сама себе).
Ах, нет милей графинь двоих! Но я так мало знаю их.
Мне их узнать поближе б надо. Пойду поспрашиваю брата.
(Подходит к Отрезку)
Отрезок, милый, объясни ты,
Чем те графини знамениты,
Насколько знатны и богаты?
Отрезок.
Сестрица, знать давно должна ты,
Что Медиана мне родня, похожа в чём—то на меня.
Но есть и разница со мной: она отрезок не простой,
А в треугольнике вершину соединивший с серединой
Той, что напротив, стороны. Быть осторожны мы должны…
Принцесса.
Ах, Боже мой, как это странно! Позор! Графиня Медиана
Имеет связи с Треугольником, известным в городе разбойником.
Ну, а графиня Биссектриса?
Отрезок.
Да мерзопакостная крыса!
Она шныряет по углам и делит их напополам.
Биссектриса. (шепотом)
Ах, обозвал меня он крысой!
Ну, он помнит Биссектрису!
Чуть позже месть устрою я всему семейству короля.
Автор.
Наконец—то прибыла баронесса Точка.
Свой подарок поднесла королевской дочке.
(Точка подходит к принцессе, вручает подарок, делает реверанс, отходит)
Автор.
Все чудесно, бал в разгаре, все танцуют, все в ударе!
(Музыка, танец геометрических фигур)
Король.
Вот исполнилась принцессе 18 лет с утра.
Стала совершеннолетней, замуж ей теперь пора.
Угол.
Ваше высочество, Многоугольник XII,
Очень мне хочется, позвольте признаться,
На милой красавице, дочке твоей
Женить одного из своих сыновей.
Но старший мой сын уж женат, к сожаленью,
А из остальных на свое усмотренье
Вы выбрать смогли б, несомненно любого:
Тупого, иль Острого, или Прямого.
Король.
О, герцог, вам мое почтение! Благодарю за предложенье.
Но хочу отметить я, как красива дочь моя:
Тонка, стройна, бесконечно длинна.
Ей, такой прямой и стройной, надобен супруг достойный.
Потому для всех, кто просит руку дочери моей,
Объявить хочу я конкурс. Претенденты! Ну, смелей!
Кто из вас умнее прочих, очень хочется узнать.
Без ошибок на вопросы вы должны мне отвечать.
(Лицом в зал)
Ну, а зрителей попросим
Мы ответы подтверждать или опровергать.
Вот услышали ответы и кричите «Да!» иль «Нет!»
Король.
Вот какие существуют в геометрии фигуры?
Приведите мне пример.
Тупой угол.
Ферзь и пешка, например.
(Зрители: «Нет!»)
Прямой угол.
Треугольник, например.
(Зрители: «Да!»)
Острый угол.
Луч, отрезок, например.
(Зрители: «Да!»)
Король.
Отвечайте сей же час: пересечься сколько раз
Две различные прямые могут в плоскости у нас?
Тупой угол.
Я скорей ответить жажду:
Пересечься могут дважды.
(Зрители: «Нет!»)
Прямой угол.
Бесконечно много раз пересечься могут, да—с.
(Зрители: «Нет!»)
Острый угол.
Если речь о двух прямых, точка общая у них
Может – я прошу понять – лишь одна существовать.
Или вовсе ее нет. Вот вам правильный ответ.
(Зрители: «Да!»)
Король.
И еще вопрос вам всем: ну, а если нет совсем
Общей точке у прямых? Как же назовем мы их?
(Тупой угол пожимает плечами и уходит)
Прямой угол.
Вопрос, простой, чего уж думать тут?
Их перпендикулярными зовут
(Зрители: «Нет!»)
Острый угол.
Если прямые не пересекаются,
Они параллельными называются.
(Зрители: «Да!»)
Король.
Вижу я, что угол Острый ум имеет самый острый.
Мне такой подходит зять, дочь готов ему отдать!
Автор.
Вот уже и поздний вечер. Бал окончен, гаснут свечи.
Надо вам напомнить здесь про обещанную месть.
Ну, про ту, что Биссектриса обещала произвесть.
Возвращаясь из гостей, Биссектриса поскорей
Мчит за город, к лесу Карандашному,
К Треугольнику—разбойнику страшному.
Суть беседы их полночной не известна никому,
Но несчастью завтра точно в королевском быть дому…
(Треугольник—разбойник и Биссектриса похищают принцессу)
Вот и утро. Весь народ весть дурную узнает:
Без следа исчезла в ночь из дворца принцесса—дочь.
Плач и траур во дворце, изменились все в лице.
У отца печаль в глазах, королева вся в слезах.
Король.
Кто сумеет нам помочь?
Королева.
Кто вернет нам нашу дочь?
Автор.
К счастью, есть на свете чудо.
Вдруг неведомо откуда
Феи в замке появились.
Король.
Кто вы? И зачем явились?
Феи. (по очереди представляются, слегка приседая)
Фея утверждения Аксиома, фея доказательства Теорема.
Аксиома.
Мы готовы вам помочь.
Знаем мы, где ваша дочь.
Теорема.
Прямую похитил разбойник,
Унес ее в лес Треугольник.
Аксиома.
Мы мигом его вам доставим,
Принцессу вернуть вам заставим.
(Теорема взмахивает волшебной палочкой. Пулей влетает Треугольник, падает на колени
перед Королем, истошно вопит)
Треугольник.
Не вели меня казнить! Умоляю пощадить!
Приказала Биссектриса похищенье совершить.
Я верну вам вашу дочь, уберусь из царства прочь,
И не сделаю вреда я вам больше никогда!
Только не губи, прости! На свободу отпусти!
Король.
Я в прощении отказываю, наказать его приказываю!
Голову ему срубить, в трапецию превратить.
А графиню Биссектрису надо тоже наказать:
Мы ее отправим в угол, чтоб всю жизнь ей там стоять!
(Теорема взмахивает волшебной палочкой. Появляется принцесса Прямая. Всеобщее
ликование)
Автор.
Ну вот с многоугольником XII-м
И всей его семьей пора прощаться нам.
Всего два дня мы с ними провели,
Но пользы они много принесли.
Ведь признаки фигур геометрических
Теперь, надеюсь, усвоили отлично вы.
3) Заключение
Дамы и господа! Вы посмотрели сказку о геометрических фигурах. И все персонажи в сказке
вам знакомы. Вы знаете их свойства, различные аксиомы и теоремы. Не забывайте их.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Используемая литература:
1. Панишева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5—11 классы /
Волгоград: Учитель, 2013. – 219 с.
Используемые ресурсы:
1. http://infourok.ru/razrabotka-vneklassnogo-meropriyatia-po-geometrii-v-strane-treugolnika-
klass-484427.html
11
Открытый обобщающий урок геометрии в 7 классе
Тема: «В стране Геометрии»
Семинар-сказка
Учитель математики СОШ № 21
г.Павлодар:
Илиева Мадина Магомедовна
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок геометрии в 7 классе.
Семинар – сказка.
«В стране Геометрии».
Цели урока: 1) систематизировать основные свойства и признаки простейших геометрических фигур, их определения;
2) установить связь между основными фигурами, изученными;
3) активизировать работу учащихся.
Ход урока.
Ведущий. Отправился однажды молодой князь Угол на охоту.
Погнался за оленем, заблудился, оказался в незнакомых местах. Неожиданно он выехал на берег озера и увидел прекрасную девушку, подошёл он к ней и завёл беседу.
Князь Угол. Кто ты прекрасная девица, откуда родом?
Девушка. Я, Биссектриса, младшая дочь Геометриуса, а живу я в стране Геометрии на острове Планиметрии. А ты кто такой? Что тебе надобно?
Князь Угол. Я младший из братьев- князей из княжества Простейших геометрических фигур и зовут меня Угол. Очень уж ты мне понравилась, будь моей женой!
Ведущий. Но тут налетел злой ветер, подхватил девушку и унёс.
Опечаленный князь Угол вернулся домой. Рассказал он обо всём, что с ним произошло, своим старшим братьям: Треугольнику и Отрезку. Долго судили да рядили братья, как тут быть наконец, решили все вместе ехать к царю Геометриусу и просить его отдать Биссектрису их брату Углу в жёны. Стали они собираться в дорогу и кликнул каждый из братьев лучших своих друзей. Долго ли, коротко ли ехали братья, наконец добрались до острова Планиметрии, на котором правил царь Геометриус. Принял их царь с почестями.
(Царь на протяжении всего урока сидит на троне и выслушивает ответы).
Царь. Добрый день, братцы-молодцы! Откуда и куда путь держите?
Князь Треуголник. Здравствуй царь – батюшка! Путь наш был не близкий. Живём мы в княжестве Простейших геометрических фигур и прибыли к вам с поклоном (братья кланяются царю) и просьбой. Очень понравилась нашему младшему брату Углу дочь ваша Биссектриса. Нижайше просим тебя, царь-батюшка, отдать Биссектрису ему в жёны, только она может поделить его жизнь пополам.
Царь. Ну что ж, женитьба – дело хорошее, да подойдёт ли нам ваш жених?
Князь Отрезок (подводит Угол к царю, низко кланяются). Посмотри, царь-батюшка, как пригож наш братец. Чем не жених?
Царь. Вижу, что статен, силён и пригож молодец, да вот умён ли? Пусть выполнит он следующее моё задание: раз он хочет стать моим зятем, пусть расскажет нам о стране Геометрии, о её островах, а ежели вы из княжества Простейших фигур, то поведайте и о нём, т.е. пусть ответит на следующие вопросы:
1). Что из себя представляет страна Геометрия, на какие разделы она делится.
2). Кто был основоположником Геометрии.
3). Перечисли и дай определения простейшим геометрическим фигурам (точка, прямая, отрезок, полуплоскости, полупрямая, угол, треугольник), их свойства.
4). Что такое Биссектриса?
Князь Отрезок. Позволь, царь, ответить на 1- й вопрос моему другу.
Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Слово «Геометрия» греческое, в переводе на русский язык означает «Землемерие».
Геометрия делится на два раздела — планиметрию и стереометрию
Планиметрия – это раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости.
Стереометрия – это раздел геометрии, в котором изучаются фигуры в пространстве.
Князь Треугольник. Позволь, царь, на 2-й вопрос ответить моему другу.
Гиппократ написал первый в мире учебник по геометрии. Но он не дошёл до нас. Может быть, этот учебник сгорел во время пожара Александрийской библиотеки, а может быть перестали переписывать, так как появились лучшие учебники. Всё больше и больше геометрических утверждений открывали греческие учёные, всё сложнее становились их рассуждения. Чтобы не разыскивать эти утверждения по разным книгам, надо было свести их вместе и написать учебник, содержащий всю сложившуюся в то время науку о фигурах.
Этот гигантский труд выполнил живший примерно 2300 лет тому назад александрийский геометр Евклид, имя которого мы уже упоминали. Сведя вместе результаты, полученные многими поколениями учённых, Евклид написал книгу «Начала», которая благодаря своим высоким качествам вытеснила все другие учебники по геометрии. Каждое свойство фигур Евклид доказывал и делал это так замечательно, что многие современные учебники по геометрии больше чем половину берут прямо от Евклида. Книгу Евклида много раз переводили на все языки мира (в том числе и на русский).
Представляете, каким гениальным человеком был этот учённый, если его книга приносит людям большую пользу даже сейчас, более двух тысяч лет после того, как она была написана.
Князь Отрезок и Треугольник отвечают на 3-и вопрос.
Простейшими геометрическими фигурами являются: точка, прямая, отрезок, полуплоскости, полупрямая, угол, треугольник.
Прямая бесконечна, она не имеет ни начала, ни конца.
Отрезок – это часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой лежащих между двумя данными её точками. Эти точки называются концами отрезка.
Если провести прямую «А», то она разбивает плоскость на две полуплоскости.
Полупрямой или лучом называется часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной её точки. Эта точка называется начальной точкой полупрямой.
Углом называется фигура, которая состоит из точки – вершины угла – и двух различных полупрямых исходящих из этой точки, — сторон угла.
Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.
Свойства: Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие этой прямой, и точки, не принадлежащие. Через любые две точки можно провести прямую, и только одну
Ведущий: Настал черёд нашего жениха Князя Угла.
Князь Угол. Я хочу поведать Вам о своём Княжестве Углов.
Княжество Углов делятся на острые, тупые, прямые, развёрнутые.
Каждому княжеству углов отведена определённая градусная мера:
а) Княжеству «Острых углов» отводится градусная мера, меньше 900;
б) Княжеству «Прямого угла» — градусная мера равная 900;
в) Княжеству «Тупых углов» — углы больше 900, но меньше 1800;
г) Княжеству «Развёрнутого угла»- градусная мера которых равна 1800.
Есть у нас ещё объединённые княжества:
д) Княжество «Смежных углов»
е) Княжество «Вертикальных углов».
У Княжества «Смежных углов » — одна сторона общая, а другие стороны являются дополнительными полупрямыми.
Славится это Княжество тем, что сумма смежных углов равна 1800.
Если стороны одного угла являются дополнительными полупрямыми сторон другого, то мы находимся в княжестве «Вертикальных углов».
В этом Княжестве вертикальные угла равны.
Царь. Молодцы! Вы почти справились с моим заданием, остался последний вопрос. Но на дворе стемнело, я удаляюсь на покой, а вам на размышление даю ночь. Если утром не ответите, то не видать вам моей дочери.
(Царь удаляется).
Ведущий. Долго думали братья, но оказалось, что ничего им не было известно о Биссектрисе. Глубокой ночью разошлись братья, не спится одному князю Углу.
(Вдруг появляется царевна Биссектриса, князь радостно встречает её).
Князь Угол. Уж на чаял встретиться с тобой. Не суждено, видать быть нам вместе, не могу я выполнить задание твоего батюшки.
Царевна Биссектриса. Не печалься, я тебе помогу ( передаёт ему плакат).
Биссектриса – это луч, который исходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам.
Князь Угол. Спасибо тебе, любимая Биссектриса! Теперь я спокоен!
(Удаляются).
Ведущий. Наступило утро. Царь Геометриус собрал всех братьев, пришла и его дочь.
Князь Угол раскрывает плакат и рассказывает о биссектрисе.
Биссектриса – это луч, который исходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам.
Царь. Вижу, что с моим заданием вы, добры молодцы, справились. А теперь и я вам хочу что-то поведать.
(Хлопает в ладоши, слуги вносят царскую грамоту (плакат)).
Генеалогическое древо Геометрии.
Геометрия |
Планиметрия |
Стереометрия |
|
Ознакомьтесь с историей вашего рода, посмотрите на генеалогическое древо Геометрии.
(Старшему брату Треугольнику вручает плакат).
Это мой вам подарок. Храните и изучайте его, передавайте из поколения в поколение. Забирайте дочь мою Биссектрису, хорошей помощницей будет она в ваших делах, светлым и справедливым лучиком в вашем Княжестве.
После сказки ученики читают стихи о геометрических фигурах.
Треугольник и квадрат.
Жили-были два брата,
Треугольник с квадратом.
Старший — квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я — квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!».
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься – без углов!».
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад,
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Треугольник.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды – трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы – треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Я тупо -, прямо -, остро-
Угольный треугольник.
Прямая.
Прямая линия! Я чту
Характер твой бескомпромиссный,
Тобой я измеряю мыслей
И глубину, и чистоту.
Полёт межзвёздных кораблей,
Круженье птиц, порыв ветра,
Изгибы рек среди полей
Упрямо выпрямляю в метры.
Среди парабол и спиралей,
Которыми опутан мир,
Тебя, прямую, выбираю
За основной ориентир.
Точка.
Наверное, я – плод
Случайного романа
Двух линий.
Я одинока в мире.
Вот говорят: он вышел
Из такой-то точки,
И ещё: дошёл до точки.
Что это значит? Я не знаю.
…А вдруг
Меня сотрут?
Точка.
Я – невидимка! В том вся суть моя –
В воображении дана лишь я!
Представишь ты себе меня – я вот!
И без меня ничто здесь не пройдёт.
В фигурах всех могу я воплотиться,
И все, что есть, всё для меня граница.
Угол.
В просторах накалённой полумглы
Ловлю мгновенной молнии углы.
Когда бы линией хотел воспеть я
Идущее двадцатое столетье,
Я начертал бы молнии зигзаг.
Итог урока. Выставить оценки.
Все действующие лица в костюмах, на головах короны, на которых нарисованы фигуры, соответствующие действующим лицам.
Заранее на доске вывешивается красочный плакат со всеми простейшими фигурами, чтобы каждый выступающий демонстрировал свою речь при помощи рисунков.
Действующие лица.
-
Ведущий
-
Биссектриса
-
Князь Угол
-
Князь Треугольник
-
Князь Отрезок
-
Царь
-
Друг Треугольника
-
Друг Отрезка
9 – 12 – Слуги