Рассказ про головные уборы для дошкольников

Заячья шапка

Сказка про Зайца-хвастунишку, которого убил охотник. Он сшил из него шапку для сынишки. Тот, как наденет эту шапку, так сразу хвастаться начинает! Как-то потерял он шапку на горке, и кто бы не находил ее, так сразу становился хвастунишкой.

Заячья шапка читать

Жил-был заяц. Шерсть пушистая, уши длинные. Заяц как заяц. Да такой хвастунишка, что во всём лесу другого такого не сыскать. Играют зайчишки на поляне, прыгают через пенёк.
– Это что! – кричал заяц. – Я могу через сосну перепрыгнуть!
Играют в шишки – кто выше подбросит.

Заячья шапка - Осеева В.А.

А заяц опять:
– Это что! Я на самую тучу закину!
Смеются над ним зайцы:
– Хвастунишка!
Пришёл как-то в лес охотник, убил хвастливого зайца и сделал из его шкурки шапку. Надел сынишка охотника эту шапку и давай ни с того ни с сего перед ребятами похваляться:
– Я лучше самой учительницы всё знаю! Мне любая задача нипочём!
– Хвастунишка! – говорят ему ребята.

Заячья шапка - Осеева В.А.

Пришёл мальчик в школу, снял шапку и сам удивляется:
– С чего это я, право, расхвастался?
А вечером пошёл он с ребятами с горки кататься, надел шапку и опять давай хвастать:
– Я сейчас с горки скачусь прямо на тот берег озера!
Перевернулись на горе его санки, слетела с головы мальчика шапка и закатилась в сугроб. Не нашёл её мальчик. Так без шапки и домой вернулся. А шапка осталась лежать в сугробе.
Пошли как-то девочки хворост собирать. Идут, меж собой сговариваются друг от дружки не отставать.
Вдруг видит одна девочка – лежит на снегу белая пушистая шапка.
Подняла она её, надела на голову да как задерёт кверху нос!
– Что мне с вами ходить! Я сама больше вас всех хворосту соберу и скорей дома буду!
– Ну и ступай одна, – говорят подружки. – Экая хвастунишка!
Обиделись и ушли.

Заячья шапка - Осеева В.А.

– Без вас обойдусь! – кричит им вслед девочка. – Одна целый воз притащу!
Сняла шапку – снег отряхнуть, оглянулась вокруг и ахнула:
– Что я в лесу одна делать буду? Мне и дороги не найти, и хворосту не собрать одной!

Заячья шапка - Осеева В.А.

Бросила она шапку и пустилась подружек догонять. Осталась заячья шапка под кустом лежать. Да недолго пролежала она там. Кто мимо шёл, тот и нашёл. Кто увидал, тот и поднял.
Посмотрите вокруг, ребятки, нет ли на ком из вас заячьей шапки?

❤️ 66

🔥 40

😁 41

😢 28

👎 20

🥱 24

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Головные уборы»

Цель: Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.

Задачи: Систематизировать элементарные знания дошкольников: о головных уборах, о тканях, о деталях шляпы. Уточнить функции и назначение головных уборов. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны головные уборы.

Воспитывать культуру речевого общения, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать материалы, из которых они изготовлены; активизация и обогащение словаря: «шапка», «шляпа», «панама», «бейсболка», «кепка», «фуражка», «ушанка», «треух», «пилотка», «берет».

Предварительная работа: беседы на темы: «Головные уборы»; наблюдения за людьми: «Какие головные уборы носят люди?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; рассматривание картинок по теме «Головные уборы в профессиях»; загадывание загадок о головных уборах; обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах.

Художественная литература: сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», В. В. Маяковский «Кем быть», Н. Носов «Живая шляпа», Художественное творчество: рисование «Украшаем головной убор».

Ход занятия.

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадывайте.

Головной убор крестьянки выбирали себе сами:

И работать, и гулять — Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи… (платок)

Отгадайте, вам мы скажем:

Головной убор из пряжи,

В моде уже много лет? — Изящен вязаный… (берет)

Как спортивный стиль решают?

Шорты, кеды разрешают,

Разноцветную футболку, А что на голову? (Бейсболку)

На море или у реки

Вам защитят глаза очки,

И что надеть напомнит мама? От солнца белую… (панаму)

С виду вам напомнит лодку

Головной убор. (пилотка)

И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты. (шапку)

Молодцы!

— Сегодня с вами побеседуем  о головных уборах. Что такое головной убор?

(Это вещь, которую носят на голове.)

-Кто носит головные уборы?

(Женщины, мужчины, дети, люди разных профессий, сказочные герои)

Вывод: головные уборы бывают женские, мужские, детские, специальные, сказочные.

— Когда их носят?

(Зимой, летом, осенью, весной, в праздники)

Вывод: головные уборы делятся на зимние и летние, демисезонные и праздничные.

Игра «Назовите головные уборы» ( передаем платочек по кругу)

(шапка, шляпа, берет, платок, каска, колпак, чепчик, кепка, панама, пилотка, фуражка, косынка, бейсболка)

— Я хочу вам сказать, что шапка это слово не русское. Произошло оно от французского «шапо», что значить «покрышка», т. е. покрывает голову. Для чего они нужны?

(Защищают от солнца, ветра, мороза, холода, снега, дождя; для работы, так требует специальная форма; защищают от ударов, травм, по технике безопасности)

А не хочется ли вам узнать об этой шапке? (показываю шапку)

— Многие мужчины и мальчики носят зимой меховые шапки – ушанки.

Почему они называются ушанками, вы наверно, уже догадались.

А еще эти шапки называются по-старинному – треух. У неё вроде как три уха, два – на уши опускаются, а третье – козырек.

Поднимите руки, у кого папа зимой носит треух?

Вот сегодня расскажите ему, что его меховая шапка – ушанка еще называется … как?

— Что с ними можно делать?

(Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т. д.)

— Как называют человека, который создаёт головные уборы?

(Это дизайнер – шляпник)

— Какие материалы он использует для изготовления их?

(Мех, кожу, хлопчатобумажную ткань, драп, болонь, фетр, джинсовую ткань, сатин, велюр, шёлк, пух, нитки, т. д.)

— Игра «Какой, какая?»

Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне. Итак:

Шляпа из соломы (какая) – соломенная

Платок из пуха (какой) – пуховый

Шапка из шерсти (какая) – шерстяная

Косынка из ситца (какая) – ситцевая

Платок из шёлка (какой) – шёлковый

Кепка из кожи (какая) — кожаная

Шлем из пластмассы (какой) — пластмассовый

Игра «Четвёртый лишний» (картинки на столе выкладывать)

• Назови, что лишнее, объясни почему?

• Шляпа, пальто, плащ, юбка.

• Кепка, панама, ботинки, косынка.

• Сапоги, шапка, босоножки, тапки.

• Сандалии, платок, кеды, валенки.

-Ребята, а теперь давайте вспомним сказочных персонажей, которые носили головные уборы и какие? (Дети называют, а воспитатель показывает картинки сказочных персонажей)

1.Буратино у него на голове колпак.

2.Доктор Айболит у него на голове шапочка

3.Незнайка у него на голове шляпа

4. Старушка Шапокляк у нее на голове шляпка

5.Красная шапочка у нее на голове шапочка

6. Почтальон Печкин у него на голове шапка ушанка

7. Дядя Стёпа на голове фуражка

Еще про шапки есть интересные пословицы. «На воре и шапка горит».  У нее такая история: Жулик на базаре что – то стянул, украл. Увидев, это один находчивый человек, как крикнет, что есть мочи: «На воре шапка горит»! От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал ее с головы. Тем себя и выдал.

А про трусливого человека, который испугался чего – то и спешит поскорее удрать, лишь успев на ходу схватить свою шапку, говорят так: «Шапку в охапку да бегом». Я повторю эту поговорку, а вы вместе со мной проговорите ее, чтобы запомнить. Есть и еще интересные поговорки: «Дело в шляпе»,в старину гонцы доставлявшие почту, важные бумаги, чтоб не привлекать  внимание грабителей, зашивали бумаги под подкладку шапки или шляпы, вот  так и пошло выражение « всё дело в шляпе».

Молодцы. (Раздается стук в дверь)

— Ребята, смотрите, нам в детский сад прислали большой конверт. Давайте его откроем и посмотрим, что там. (внутри записка от дизайнера- шляпника)

-Дети, шляпник просит вас о помощи. Все его эскизы-картинки перепутались и превратились в один большой пазл- надо помочь ему разобраться. Давайте поможем дизайнеру-шляпнику. (Дети делятся на три команды и собирают разрезные картинки)

Молодцы, дети вы справились с просьбой шляпника, и за это он вам предлагает сами побывать в роли шляпника и раскрасить свою собственную шляпу.

(Дети садятся за стол и начинают раскрашивать свои шляпки)

-А теперь, ребята мы с вами организуем выставку «Головных уборов».

Большое спасибо!

МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательноя школа №118»

структурное подразделение «Детский сад №68 «Тополёк»

МО «Пинежский муниципальный район»

на тему «Головные уборы» подготовительная группа

Воспитатель: Пестова Г.Ф.

Цель: Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.

ЗАДАЧИ: Систематизировать элементарные знания дошкольников: о головных уборах, о тканях, о деталях шляпы. Уточнить функции и назначение головных уборов. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны головные уборы.

Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.

Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове.

Соотносить существительные с числительными (одна шапка, две кепки, т.д.).

Выразительно передавать литературный текст.

Закреплять умение делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (шап-ка, пи-лот-ка, т.д.).

Воспитывать культуру речевого общения, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Предварительная работа: беседы на темы: «Головные уборы»; наблюдения за людьми: «Какие головные уборы носят люди?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; рассматривание картинок по теме «Головные уборы в профессиях»; исследовательская деятельность «Ткани»; загадывание загадок о головных уборах; обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах.

Художественная литература: сказки «Красная Шапочка», «Золушка», »Кот в сапогах», В.В.Маяковский «Кем быть?», Н.Носов «Живая шляпа», Н. Кончаловская «Дело в шляпе».

Художественное творчество: рисование «Украшаем головной убор».

Ход занятия.

Дети входят в зал и приветствуют гостей. Затем встают в круг.

  • Сегодня мы поведём разговор о головных уборах. Что такое головной убор?

(Это вещь, которую носят на голове).

  • Кто носит головные уборы?

(Женщины, мужчины, дети, люди разных профессий, сказочные герои).

  • Вывод: головные уборы бывают женские, мужские, детские, специальные, сказочные.

  • Когда их носят?

(Зимой, летом, осенью, весной, в праздники)

  • Вывод: головные уборы делятся на зимние и летние, демисезонные и праздничные.

  • Назовите головные уборы состоящие из двух слогов, прохлопав в ладоши (шап-ка, шля-па, бе-рет, чеп-чик, кол-пак, пла-ток, кас-ка, кеп-ка).

  • Из трёх слогов (па-на-ма, пи-лот-ка, ко-сын-ка, бейс-бол-ка).

  • Для чего они нужны?

(Защищают от солнца, ветра, мороза, снега, дождя; для работы, так требует специальная форма; защищают от ударов, травм, по технике безопасности).

  • Что с ними можно делать?

(Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т.д.).

  • Как называют человека, который создаёт головные уборы?

(Это дизайнер – шляпник).

  • Какие материалы он использует для их изготовления?

(Мех, кожу, хлопчатобумажную ткань, драп, болонью, фетр, джинсовую ткань, сатин, велюр, шёлк, пух, нитки, т.д.).

  • Игра «Какой, какая?

Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне. Итак:

Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

Шляпа из фетра (какая?) – фетровая

Платок из пуха (какой?) – пуховый

Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная

Косынка из ситца (какая?) – ситцевая

Платок из шёлка (какой?) – шёлковый

Кепка из кожи (какая?) – кожаная

Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый

  • Что может служить вместо головного убора?

(Лист растения, газета, лоскуток т.д.)

  • Возьмите каждый лоскуток и положите его на голову. Представьте, что это шляпа. Идём врассыпную на носочках, спинку держим ровно и говорим слова:

«Наши шляпы удивительны,

Наши шляпы восхитительны,

Раз, два, три – стряхни! (Повторяем 3-4 раза)

(Предлагаю детям сесть за стол).

Игра «Четвёртый лишний» (Назови, что лишнее, объясни почему?)

  • Шляпа, пальто, плащ, юбка.

  • Кепка, панама, ботинки, косынка.

  • Сапоги, шапка, босоножки, тапки.

  • Сандалии, платок, кеды, валенки.

Игра «Сколько?» (Дети работают на листах бумаги)

  • Возьмите простой карандаш и соедините стрелочкой количество предметов и цифру. Что получилось?

(Одна шляпа, две шапки, три кепки, четыре платка, пять косынок).

  • Проверьте, правильно ли выполнил работу ваш товарищ? Если верно – поднимите красный флажок, нет – синий). Дома закрасить цифру любым цветом.

  • Отгадай загадок ворох все о головных уборах.

1.Ношу на голове поля, но это вовсе не земля.

  • Чем отличается шляпа от всех головных уборов? (У шляпы есть поля)

  • Что общего у всех шляп? (Поля, тулья, лента)

  • Для чего нужны поля? (Защищают от солнца)

  • Что такое тулья? (Тулья – это верхняя часть шляпы, покрывающая голову)

  • Чем украшают шляпу? (Цветочком, вышивкой, бантиком, т.д.)

(Показываю книгу Н.Носова «Живая шляпа»)

  • Как называется рассказ Н.Носова?

  • Вспомните, какие действия происходили со шляпой. Составьте предложение из двух слов).

(Шляпа лежала; шляпа упала; закрыла, поползла, остановилась, подползла, подпрыгнула, перевернулась).

Упражнение «Произнесём на одном дыхании»

  • Упала шляпа.

Упала шляпа на пол.

Упала шляпа на пол с комода.

Пересказ рассказа Н.Носова «Живая шляпа» (Цепочкой).

2.Загадка.

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет –

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек –

Повяжи себе… (платочек)

  • Чем похожи все эти платки?

  • Чем отличаются?

  • За каждым цветом закрепляется движение:

Красный – хлопки, синий – прыжки, жёлтый – приседание. (Физминутка)

3.Что за друг, без которого зимой не выйдешь на улицу? (Шапка).

  • Сколько звуков в слове шапка?

  • Назовите первый звук, второй, третий, четвёртый, пятый.

  • Выложите слово «шапка» на звуковой линейке.

  • Проверьте: верно ли выполнено задание? Если да – красный флажок, нет – синий.

  • Объясни пословицу:

  • «На воре и шапка горит».

(Тот, кто чувствует за собою какую-то вину, своим поведением невольно выдаёт себя).

  • По Сеньке и шапка»

(То есть: каждому честь по заслугам).

4.У шута он бубенцами звенел,

А у повара высок стал и бел. (Колпак)

  • Где в слове «колпак» слышится звук –к-?

(В слове «колпак» звук -к- слышится в начале слова и в конце ).

  • Назовите головные уборы, где в слове есть звук –к-. (Шапка, фуражка, косынка, каска, платок, бескозырка, кепка, бейсболка, пилотка, т.д.)

Хороводная игра «Колпачок»

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки, красные сапожки

Мы тебя поставили, танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.

  • Сегодня я познакомлю вас со старинным пинежским головным убором. Это повязка, праздничный головной убор. Полоса ткани на жёсткой основе шириной приблизительно20 сантиметров, а длиной – окружность головы. Сверху пришиты хаз (парча), а снизу по центру пять ячеек (6 см каждая), вышитых бисером или жемчугом в виде снежинок. На лоб спускалась узорная сетка «поднизь». Края повязки сзади наполовину скреплены вместе, а снизу прикрепляются несколько скреплённых вместе широких лент, скреплённых брошками. Сверху повязка открыта.Поверх повязки по верхней линии бисерной или жемчужной вышивки надевался свадебный венец, который завязывался сзади на повязке. В таком виде невесту выводили к жениху на «смотрины». Повязка это праздничный головной убор.

  • Повторим это слово хором – повязка.

  • О чём мы с вами сегодня говорили?

(О головных уборах).

Предлагаю выбрать понравившийся головной убор, посмотреть на себя в зеркало и пройти в фотосалон.

Я очень люблю художников. Мой дед был художником, отец тоже и брат мой — художник. И росла я с малых лет среди картин и рисунков. Время шло, я стала писательницей и теперь пишу книжки для детей, а какая же детская книжка без иллюстраций, без рисунков?

 Вот, и сейчас, когда я задумала писать новую книжку, то первым делом пригласила художника, Бориса Аркадьевича. Он пришёл, я встретила его в передней. Снимая пальто и шляпу, он спросил:

 — Так о чём же мы с вами будем сочинять книжку?

 Я посмотрела на его красивую серую шляпу и ответила: — Да вот хотя бы о шляпе, Борис Аркадьевич. Он улыбнулся.

 — Нет, я серьёзно, — продолжала я. — Давайте расскажем и покажем ребятам, что, где и когда носили люди на голове.

 Борис Аркадьевич задумался, а потом сказал:

 — Пожалуй, Наталья Петровна, это может быть интересный разговор.

 Сели мы с ним за стол и стали обсуждать нашу будущую работу. Вспомнили, сколько остроумных, метких пословиц и поговорок придумал когда-то русский народ о шапках.

 Ну вот, скажем: «По Сеньке и шапка!» Эта поговорка имела два смысла. Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, всё делал кое-как. И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нём была мятая, неказистая. Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!»

 А другой Сенька был ловкий, умелый: дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением как бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!»

Какие бывают шляпы и шапки  «Дело в шляпе». Рассказ с картинками

— Ещё любопытная пословица, — вспоминает Борис Аркадьевич, — «На воре шапка горит!». У неё такая история: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: «На воре шапка горит!» От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем себя и выдал.

Припомнили мы с художником и другие пословицы: «Шапку в охапку — и бегом!» Так говорят про трусливого человека, который, испугавшись чего-то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.

 «Поспел к шапочному разбору»: все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают, а этот опоздал, только-только явился.

 Все эти пословицы живут до сих пор. Их часто можно услышать в наших разговорах.

 — А вы знаете, Борис Аркадьевич, что «шапка» слово не русское. Произошло оно от французского «шапо» — шляпа, или «шап», что значит — покрышка. Вот вы, например, кроме шляпы, какую ещё «покрышку» носите на голове?

 — Зимой я ношу треух, — смеётся художник. — У него вроде как три уха. Два на уши опускаются, а третье — козырёк. Теперь эти шапки называют ушанками.

 — Мальчишки тоже любят треух. Но, к сожалению, частенько они не очень вежливо с ним обращаются.
 Посмотри сюда: хорош?
 Он на пёсика похож,
 На ушастого, лохматого,
 В драке будто бы помятого!

  • Рассказ про гоголя на английском языке с переводом
  • Рассказ про говорящих кота и собаку
  • Рассказ про глухого мальчика
  • Рассказ про глупого мышонка
  • Рассказ про глобальные проблемы