Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок… Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись. О происхождении промысла, его тонкостях и секретах, технике и этапах созданий изделий, читайте далее.
История промысла
Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.
Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.
Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.
Секреты росписи гжель
Интересный факт: гжель в своем развитии прошла несколько этапов, и знаменитая синяя роспись на белом фоне – только один из них. Однако ни с чем иным обыватель более не сравнивает гжель. Ведь это цветовое решение стало главным, определяющим для данного вида росписи.
Предлагаем вам посмотреть видео, в котором речь пойдет о гжельской росписи, история промысла
Виды росписи гжель
В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.
Другие виды гжели:
- Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
- Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
- Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
- Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.
Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.
Цвета гжельской росписи
Есть несколько мнений, почему именно синие узоры на белом фоне стали самыми удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает синеватые завитки на молочной белизне фарфора. А ведь, как уже говорилось, есть несколько видов росписи, где цветовая палитра была не столь ограниченной.
Обе версии правдоподобны, и их смешение, возможно, и является истиной. Синий цвет наиболее удачно сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошую комбинацию, немало изделий приходилось отбраковывать. Синий же «срабатывал» идеально. Справедливо и то, что роспись в бело-голубых тонах была в то время общемировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор, яркие тому примеры.
И технические хитрости, и культурное заимствование поучаствовали в создании мирового художественного бренда. Гжельскую колористику постоянно обыгрывают в своих работах современные дизайнеры. Они украшают интерьеры текстилем в стиле гжели, используют вдохновленное гжелью оформление стен. И, удивительно, бело-голубая русская эстетика, умудряется прекрасно ужиться в кантри, скандинавском стиле, и даже в провансе.
Смешение двух цветов дает возможность получить множество оттенков. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивание через тушевку, и даже сильное затемнение синего.
Элементы и узоры гжельской росписи
Начинающие художники думают, что главное в гжели – научиться изящно замешивать два цвета. Но, пожалуй, более сложным будет освоить движение кисти. Научиться делать мазок шире и плотнее, когда нужно, правильно рассчитать толщину краски на каждой части ворса, направление мазка: вот где хитрость. А еще мастерам придется научиться работать со светотеневым пятном: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся узором.
Основные приемы и элементы гжельской росписи:
- Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
- Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.
- Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.
Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня. Существуют специальные курсы гжели для детей, гжели для начинающих и т.д. Это лишь кажется, что ремесло, в котором используются только два цвета, будет простым. И хоть иные начинающие художники считают, что раз крестьяне освоили эту роспись, у них уж точно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимательности, но и большого художественного навыка. Тем и интересно сегодня заниматься гжелью: радует сам момент сакрального прикосновения к истокам, а еще возможность отвлечься от суеты и однообразия будней.
Техника выполнения: как расписывают гжель
Если вы решили всерьез освоить гжельскую технику, приготовьтесь к тому, что начинать нужно с самых азов. И с усердием первоклашки придется проделывать несложные, элементарные приемы, не спеша переходить к более мудреным изображениям.
Для работы понадобятся:
- плотная бумага;
- гуашь (но акварель и акрил также допустимы для научения);
- кисти разных размеров;
- вода в стакане;
- палитра;
- тряпочка.
Начинайте с простейшего – капелек, точек, линий, штрихов. С соединением этих базовых элементов и получаются узнаваемые гжельские узоры. Попробуйте провести по бумаге несколько параллельных синих линий. Из линий у вас должны образоваться клетки. Потом внутри этих клеток ставьте точки, они должны быть одноразмерные. А теперь в полученном рисунке найдите способ провести тонкие темные линии.
По образцам и шаблонам можно рисовать узорные строчки: как в прописях, один элемент повторяем всю строку, и только потом переходим к следующему. И лишь исписав таким способом несколько листов, путем усложнения рисунка и узора, можно начинать рисовать цветы или листочки на стебельке.
Обязательная практика – игра с цветами. Вы должны «попробовать на кисть» разные комбинации белого с синим. Вам следует научиться чувствовать кистью соотношение набранных красок, толщину, силу мазка. Главное – увидеть, как распределяется краска, и эти наблюдения перевести в статус подсказки. После такой практики, ваша рука «будет знать», сколько какой краски нужно взять, чтобы получить тот или другой элемент.
Нарисуйте на листе плотной акварельной бумаги тарелку. Центральные линии наметьте карандашом. Задача – расписать тарелку в гжельской технике. Будут там простые элементы или сценки из крестьянской жизни, зависит от вашей готовности и уже наработанных умений. Но, только потренировавшись на бумаге, приступайте к росписи керамики.
Как много времени займут тренировки, зависит от усердия и начальных навыков. Если вы распечатаете сначала прописи, и поработаете над ним хотя бы недельку (хватит часа в день), можно заполнять специальные шаблоны, расписывать эскизы, и готовиться к работе с глиной.
В следующем видео, мастер Зинаида Голубева расписывает фарфоровую тарелочку «под гжель»:
Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская роспись и жостовская, городецкая роспись и палехская миниатюра, это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.
Вазы в гжельской росписи украсят интерьер, сделают визуально богаче любой находящийся в вазах букет. Посуда и сувениры также внесут особую прелесть в образ жилища. А если изделие сделано собственноручно, в нем появляется нежное очарование.
Гжель сегодня – это созвучная русскому характеру декоративность, красота, тонкость. Роспись достойна появления новых почитателей и мастеров.
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.
Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость.
В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.
Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.
В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.
Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.
Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.
Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.
Содержание:
- История промысла
- Цвета росписи
- Элементы и узоры
- Техника выполнения
История промысла
Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.
Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.
С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.
Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.
Цвета гжельской росписи
Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.
Основными цветами являются:
- белый, используемый для костяного фарфора;
- цветная майолика;
- оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
- глухой кобальт.
Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.
Основные цвета
Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.
Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:
- Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
- Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
- Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.
Элементы и узоры гжельской росписи
Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.
Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:
- сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
- орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
- растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
- животные (чаще всего это птицы).
Техника выполнения
Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.
Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.
Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.
Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.
Гжельский фарфоровый завод участвует в народном голосовании «50 легендарных брендов». Отдайте свой голос за нас в номинации Современные легенды. Это поможет продвижению бренда Гжели! Голосовать можно повторно, один раз в сутки. Заранее спасибо!
Проголосовать
×
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы регулярно дарим скидки, и объявляем новые акции.
@gzhel_farfor
×
Происхождение слова «Гжель»
Первая версия связана с глаголом «жечь» — обжигать глину. По другой версии название к территории пришло от реки Гжель, протекающей в этих краях. Само сочетание звуков «гжель» часто встречается в западных районах России и на Украине. В верхнем Приднепровье, например, есть река Агжелка, она же Гжелка или Гжелька. В документах XIX века часто можно встретить наименование Гжели как «Агжель». Гжельский регион расположен в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из них: Речицы, Новохаритоново, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Кузяево.
7 веков
Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производство встречается в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты 1339 года. По этому документу село Гжель передавалось во владение старшего сына Ивана Калиты Семёна. Позже эта местность принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II и его потомкам. Есть более поздние упоминания Гжели в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Иван I Данилович Калита
«…Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск, Коломъну со всими Коломеньскими волостми, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевьское, село на Северьсце в Похрянъском уезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудское у города.…»
Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин.
В Соборе Покрова Пресвятой Богородицы (Соборе Василия Блаженного), например, среди экспонатов можно встретить гжельский глиняный «голосник», датированный ок. 1550 г. «Голосники» (глиняные сосуды) использовались в кладке при возведении верхних частей стен в церквях для улучшения акустики. Тогда их устанавливали горловинами вовнутрь. А иногда и просто для облегчения самой кладки. В таком случае горловина смотрела вовне.
Портрет царя Алексея Михайловича Романова
Доподлинно известно, что ценность гжельской глины была известна уже в середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Для аптекарского приказа тогда из Гжель привезли в Москву 15 возов глины и «повелено держать ту глину для аптекарского дела: и впредь тое глину из Гжельской волости указал государь иметь и возить тое же волости крестьянам, как о же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году всю Гжельскую волость приписали к Аптекарскому указу.
Ближний Государев Аптекарский приказ в Кремле
(не сохранился)
Интересно, что и первый русский фарфор Дмитрий Иванович Виноградов сделал в Санкт-Петербурге именно из гжельских глин.
Дмитрий Иванович Виноградов, создатель русского фарфора
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее.…» М.В. Ломоносов
Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым
Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым
Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия гжельцы изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву. В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами — это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.
Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.
Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.
Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. Гжельцы легко отказались от производства майолики, которая сейчас вызывает у нас такие теплые чувства, посчитав её устаревшей и стремясь идти в ногу с технологиями и веяниями моды.
Белый черепок и более тонкие стенки давали бросали декораторам новые вызовы. Теперь художники не хотели «прятать» за росписью гладкие белые стенки. Так в поисках идеального декора и родились уникальные цветочные и геометрические орнаменты иногда зеленые и коричневые, но чаще синие.
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
В конце 20-х годов XIX века рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810-м году в Гжели появился первый фарфоровый завод. Основал его уроженец деревни Володино Павел Куликов, высмотревший технологию во время своей работы на фарфорового заводе Отто в селе Перово.
В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Куликов, стараясь сохранить тайну, на своём заводе всё делал сам, имея только одного рабочего, которому доверял. Но к нему всё же пробрались «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников, зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.
После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома. Расписывали белую посуду, там же обжигали и затем продавали. Стали активно использовать позолоту. Делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами. Тогда же появилась новая для гжели мелкая пластика — куртуазные дами и кавалеры.
Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX века. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельского региона. Тогда же большие предприятия отмечали свои изделия фирменными клеймами. Мелкие производители этого не делали, чтобы не платить налоги.
В середине XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.
После Революции 1917 года все заводы в Гжельской регионе были национализированы. Бывшие предприятия братьев Дунашовых в Турыгине, Храпуновых-Новых в Кузяеве и другие крупные производства стали государственными и переключились на производство технического фарфора для электротехнической отрасли. А искусство гжельского промысла фактически было предано забвению.
Н.И. Бессарабова. Чайник-диск. Эскиз 1945
Н.И. Бессарабова. Кувшин и кружка. 1972
Возрождение художественной гжели началось в 1940-1950х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины. Бессарабова обучила «писарих» забытым приемам свободной кистевой росписи.
Гжельский фарфор с воспринимаемой как традиционной бело-синей росписью фактически создан в 1950-е годы руками пионеров восстанавливаемого промысла.
Коллекция гжели к Пасхе, 2021 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»
Художник Ирина Антропова за росписью ваз коллекции «Ситец», 2018 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»
Коллекция «Фэнтази» работы Юлианы Косихиной, 2020 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»
В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технических фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.
2019 год
Запуск коллекции «Пышные цветы». Авторская роспись Юлианы Косихиной. Вдохновлена белым калифорнийским маком.
Коллекция «Пышные цветы»
Коллекция «Пышные цветы»
Коллекция «Пышные цветы»
Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?
Что такое роспись гжель?
Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
История гжельской росписи
Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.
Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.
Гжель особенности росписи
Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:
- исключительно ручная работа;
- неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
- узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
- цветовые переходы отличаются резкостью;
- выдерживание строгой последовательности оттенков;
- предмет и его декор составляют цельную композицию;
- элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.
Чем выполняется роспись гжели
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Роспись гжель основные цвета
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:
- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
- Животные в основном представлены пернатыми.
- Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
- Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
- плотность и ширина наносимого кистью мазка;
- направление движения ворса;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные стадии освоения техники:
- Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
- Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
- Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
- Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Роспись гжель изделия
Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:
- лубочная (например, роспись матрешки гжель);
- цветная надглазурная (самый старинный вид);
- глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);
- фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).
Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.
Голубое на белом.
История
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.
Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.
Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.
В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.
К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.
Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Гжель в настоящее время
Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.
Гжельский фарфоровый завод.
На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.
На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:
- посуда;
- вазы;
- подсвечники;
- статуэтки;
- лампы;
- часы;
- шкатулки;
- камины;
- люстры;
- чайники, и пр.
Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.
Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…
Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.
Магазин фарфора в селе Гжель.
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:
- поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
- на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Фирменное клеймо.
- на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
- настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
- рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
- форма изделий проста, без излишней вычурности.
Содержание
- 1 История искусства гжели
- 2 Характерные черты росписи
- 3 Способ изготовления изделий
- 4 Особенности росписи под гжель
- 5 Гжель в настоящее время
- 6 Как отличить подлинное изделие от подделки
- 7 Заключение
Гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет свой популярности. Свое наименование ремесло получило благодаря району в Подмосковье, известному под названием «Гжельский куст». Всю работу мастера и в наши дни ведут исключительно вручную, никакой автоматики и шаблонов.
История искусства гжели
Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.
Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.
Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».
Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор.
Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.
Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.
Майолика
В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.
Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.
В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.
Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:
- Дешёвая посуда.
- Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
- Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.
Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.
Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.
Полуфаянс
В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.
Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок.
Главная отличительная черта гжельского полуфаянса – контрастность между синей расцветкой и белоснежным фоном. По сравнению с майоликой претерпела изменения и сама роспись. Вместо разноцветного контура стали практиковать нанесение рисунка кистью. В основном для украшения использовали растительные и геометрические узоры.
Вернуться к оглавлению
Фарфор
Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.
Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.
Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.
Характерные черты росписи
Бытует мнение, что художественное искусство России не отличается легкостью и лаконичностью. Тоже так считает? Тогда вы ничего не знаете о гжели. В наши дни — это непросто своеобразные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамической продукции, так и для декорирования интерьера или одежды.
Отличительные черта промысла:
- Поверхность глазируется.
- Белоснежный фон.
- Орнамент выполняется исключительно в синих или голубых оттенках.
- Сложный растительный узор в русском народном стиле.
- Только ручное изготовление.
Витиеватая роспись в кобальтово-синих цветах на белоснежном фоне – вот что отличает гжель от иных народных промыслов. А ручное изготовление превозносит продукцию в категорию керамических шедевров.
Считается, что невозможно встретить одинаковый орнамент или рисунок, ведь каждый мастер в изделие добавляют нотку индивидуальности.
Основные цвета
Отличительной чертой промысла является ручная работа. В каждый узор живописец вкладывает частицу собственной души. В росписи используют несколько основных оттенков:
- Белоснежный (для костяного фарфора).
- Цветная майолика.
- Глухой кобальт.
- Ярко-синий, начиная от небесно-голубого и заканчивая тёмно-синим.
Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. Во время работы он монохромен, синий и кобальтовый проявляются лишь после обжига высокими температурами.
Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.
На покрытие могут нанести позолоту или декоративные элементы из платины. Затем повторно проводят обжиг. Выделяют несколько цветовых групп в гжельской росписи:
- Надглазурная цветная. Дополняется узором из золота или платины. Применяют для оформления праздничной посуды, сувенирной продукции. Процесс изготовления отличается трудоемкостью и требует высокого мастерства от художника.
- Глухой фоновый кобальт. Удивительная комбинация изысканности и торжественности. Фоновая основа – это глазурь тёмно-синей расцветки. Для росписи берут белоснежную краску, которая придает зеркальное отражение орнаменту. В итоге растения и животные из синих превращаются в белых, рисунок напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
- Костяной белый фарфор. Продукция белоснежного оттенка без дополнительного декора. В некоторых изделиях встречается тонкая полоска из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность небольших орнаментов и надписей с помощью цветной краски.
Вернуться к оглавлению
Элементы и узоры гжельской росписи
Тематика рисунка – это видение живописцем окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. Художники при оформлении изделий часто используют элементы иконописи, сценки из жизни, природные явления.
Современная тематика узоров гжели делится на четыре категории:
- Сюжетный рисунок, включая изображение пейзажей и времен года.
- Орнамент. Классические для промысла усики, шашечки, гребенки.
- Растительный узор.
- Животные. Чаще всего художники изображают птиц.
Способ изготовления изделий
Промысел гжель требует от мастера полета фантазии и четкости. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или майолику. Первый более хрупкий и тонкий.
Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:
- Формирование заготовки.
- Подготовка к нанесению рисунка и первоначальный обжиг.
- Контроль и проверка брака.
- Роспись.
- Повторный обжиг.
Заготовка создается по эскизам живописца. Делают ее на гончарном круге с применением специальных щипцов. После того как глиняная «болванка» сформирована, в не вливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени.
Все детали изделия создают в разных формах, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность.
Далее идет подготовка к нанесению узора. Изделие шлифуют, чтобы орнамент лег ровно. Затем места соединения разных деталей замывают, неровности сглаживают валиком из поролона. Следующим этапом становится обжиг в печи. Процесс занимает восемь часов.
В обязательном порядке проводиться контроль качества и проверка брака. Для выявления дефектов используют раствор фуксина. Оно накапливается в неровностях изделия и становится насыщенно-красного цвета. Это также помогает обнаружить некачественные стыки.
Для устранения недостатков используют валик или применяют шлифовку. Если дефект невозможно скорректировать, изделие уходит в брак и повторно переплавляется.
Затем начинается один из самых важных этапов – роспись. Каждый мастер обладает собственной уникальной методикой нанесения рисунка. Опорные части обрабатывают парафином. Для этого фигурку опускают в горячий раствор. Потом изделие вновь окунают в глазурь и отправляют на повторный обжиг. Он занимает около восемнадцати часов.
Вернуться к оглавлению
Особенности росписи под гжель
Использование двух оттенков и уникальные образы позволяют мастерам создавать настоящие шедевры. Орнамент изделия продумывают до мелочей, прежде чем наносить на поверхность. В древности умельцы не использовали эскиз, а сразу воплощали свою идею в творчество.
Гжельская роспись выполняется с помощью окиси кобальта. После обжига он становится насыщенно-синим. Для нанесения вещества применяют кисточки с беличьим ворсом. Предки современных мастеров черпали вдохновение из природы и пытались отобразить свое видение окружающего мира в искусстве.
Стилистику росписи можно поделить на три категории:
- Орнамент.
- Растения.
- Сюжет.
В первом случае узор получается оригинальным, в нем четко прослеживаются ассоциации с природой. Самый распространенный орнамент – капельки, травинки, жемчужины. По бортику обязательно наносят «шашечку», узор, состоящий из синих квадратиков.
Рисунок в растительной тематике стилизован. Обычно мастера наносят на изделие изображение ягод, цветов, травинок. При этом различить растения в узоре не составит труда.
Сюжетное изображение зародилось самым первым из всех разновидностей. Это картинки из жизни людей: веселые ярмарки, пейзажи, катание на саночках.
Гжель в настоящее время
В современном мире искусство не потеряло своей актуальности и популярности. На месте старинной фабрики возведен новый завод, где работают лучшие мастера. Они сохранили опыт предков и придерживаются традиций изготовления.
На заводе по-прежнему применяют кобальтовую роспись, в ассортименте более шестисот наименований (предметы домашнего обихода, статуэтки, лампы, вазы, чайники и т.д.).
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжельская посуда – это знак качества. Ее высоко ценят в России и за границей. Но при этом сохраняется риск столкнуться с подделкой. Как правило, их качество оставляет желать лучшего, а для нанесения узора используют обычную краску.
Распознать оригинальную продукцию можно по следующим признакам:
- Поверхность керамического или фарфорового изделия абсолютно гладкая. Фон – белоснежный.
- На донышке вещи стоит фирменный знак – лебедь либо четкими и крупными буквами написано «Гжель». Слово должно быть обведено в овал.
- На дорогостоящих товар ставят отметку «расписано вручную» и наносят фамилию мастера.
- Настоящая гжель отличается прочностью, поскольку для ее изготовления берут белую глину с добавлением кварцевого песка.
- Изображение детально прорисовано.
- Изделия имеют простую форму, без лишней вычурности.
Заключение
Гжель была и навсегда останется символом творчества и мастерства русских умельцев. Промысел – это своеобразное отражение истории страны, которое бережно хранит отпечаток времени и погружает в волшебный мир, наполненный чудесами. Популярность изделий не падает и в наши дни. Ведь гжель отражает современность и помогает людям взглянуть на себя со стороны.
Из видеоролика вы узнаете историю развития удивительного ремесла.
Вернуться к оглавлению
Содержание
- История возникновения и происхождение названия
- Развитие гончарного искусства на Руси
- Промышленный кризис и упадок народного творчества
- Гжельская роспись сегодня
- Цветовая гамма гжельской росписи
- Традиционная роспись
- Особенности гжельской росписи
- Лубочная гжель
- Надглазурная гжель
- Глухой кобальт
- Белый и костяной фарфор
- Элементы гжельской росписи
- Что нужно для создания узоров на бумаге?
- Мотивы и элементы
- Техника росписи
- Приемы росписи гжели
- Как сделать трафарет для росписи под гжель?
- Как отличить подлинное изделие от подделки
История возникновения и происхождение названия
Свое название ремесло получило благодаря селу «Гжель» в Московской области, которое славилось своими месторождениями качественных сортов глины, а также мастерами гончарного искусства. Спустя некоторое время здесь и возник известный во всем мире русский вид народного промысла. Известно, что определенный вид деятельности появляется именно там, где есть собственный материал.
Развитие гончарного искусства на Руси
Развитие гончарного дела на Руси в гжельской местности началось еще в далеком IV веке до нашей эры. А уже в IX веке гжельская земля стала центром по производству керамики на Руси. Именно там русские гончары изготавливали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.
Благодаря появлению новейших технологий и росту мастерства гончаров, производства по изготовлению керамики увеличивались и в начале XVIII века начали выпускать фарфоровые изделия и «полуфаянс», которые расписывали синей краской, ставшей в последствии символом гжельской утвари. Изначально в окрашенных фарфоровых изделиях использовались также и модные в то время золотистые тона.
Промышленный кризис и упадок народного творчества
В конце XIX и начале XX века в России произошел промышленный кризис, который оказал сильное влияние также и на народное творчество. Однако уже ко второй половине прошлого века производство керамических изделий было возобновлено. В это же время было организовано добровольное объединение мастеров, которые и разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской, на белом фоне. В основу синей краски входил кобальт, с помощью которого изделия не меняли свой насыщенный синий цвет на протяжении долгих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия тех времен и изделия, изготовленные современниками.
Подводя итоги, можно сказать, что даже сейчас гжельские мастера чтут традиции росписи и на сегодняшний день Гжель является основным декоративно-прикладным искусством в России, которое востребовано и в других странах мира!
Гжельская роспись сегодня
А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.
Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.
Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.
Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.
Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:
- белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
- все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
- кобальтовый цвет (темный оттенок);
- белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
- золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
- платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).
Традиционная роспись
И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.
Чайник с золотом
Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.
Сервиз, гжельский фарфоровый завод
Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Лубочная гжель
Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.
Кувшины, лубочная гжель
Надглазурная гжель
Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Блюдо
«Если изделие содержит детали темно-синего цвета, после утильного обжига на него наносится подглазурная кобальтовая краска. После глазурования и высокотемпературного обжига изделие расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируется золотом и снова ставится в печь, для окончательного закрепления рисунка».
С сайта Гжельского фарфорового завода
Чайная пара
Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».
Глухой кобальт
Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.
Вазочки, кобальт
Белый и костяной фарфор
Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.
Сервиз «Пион»
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
-
- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
2. Животные в основном представлены пернатыми.
3. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
4. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
Что нужно для создания узоров на бумаге?
В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.
Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:
- плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
- синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
- кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
- палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
- емкость с водой;
- кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
- трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).
Мотивы и элементы
Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.
Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:
- все элементы орнамента, вне зависимости от общей сложности изображения, прорисовываются от руки (изредка с использованием шаблонов);
- строгое выполнение росписи на однотонном синем или белом фонах;
- орнамент прорисовывается исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
- наличие четких и резких переходов цвета в прорисовке гжельского орнамента;
- если в рамках одного орнамента подразумевается использование нескольких оттенков синего цвета, их последовательность должна быть максимально выдержана, несмотря на резкость переходов;
- все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны представлять собой целостную композицию, выдержанную в одной тематике (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).
Классические элементы гжели:
- растения (деревья, травы, цветы);
- животные;
- птицы;
- орнамент (гжельские узоры располагают линиями);
- многокомпонентные изображения с сюжетом.
Техника росписи
Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.
При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:
- насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
- расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
- количество колера на кисточке.
Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:
- В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
- Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
- Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
- При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:
- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:
- поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
- на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Фирменное клеймо.
- на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
- настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
- рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
- форма изделий проста, без излишней вычурности.
Источники
- https://www.learnrussianineu.com/ru/gzhel-istorija-vozniknovenija-russkogo-promisla
- https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gzhel/istoriya-gzheli-ot-istokov-do-segodnyashnego-dnya.html
- https://handsmake.ru/gzhel-rospis-dlya-detey.html
- https://russianarts.online/56321-kakaya-byvaet-gzhel/
- http://www.doklad-plus.ru/izo/gzhel.html
- https://onashem.mediasole.ru/gzhelskaya_rospis__chto_eto_takoe_istoriya_vozniknoveniya_osobennosti_i_tehnika_rospisi
Как вам статья?
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.
Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.
Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.
В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.
В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.
В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.
Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.
Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.