Рассказ про калач 2 класс

Калач

He плачь, не плачь – куплю калач,

He плачь, дорогой, куплю другой.

He плачь, не кричи,

Дам тебе три!

Ай не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Калач – вид белого пшеничного хлеба, на Руси пользовался особой любовью. Калачи были и на будничном столе у обычных горожан, и на пиршествах у богатых вельмож. В знак особого расположения царь посылал калачи патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание.

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.

Единого мнения, как появилось и что означает слово «калач», нет. По одной версии оно произошло от слов «коло», «колесо». По другой – от татарского «калач», то есть буквально – «будь голоден!», выражение, отражающее высокую степень аппетита.

Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдет, не поднимется. Есть у теста и еще одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники.

Еще одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.

Больших успехов в производстве калачей достигли муромские и московские хлебопеки, славились отменным вкусом и саратовские калачи. На городском гербе Мурома изображены три калача. Согласно легенде, через Муром проезжала императрица Екатерина N. Калачи, которыми ее угощали, ей очень понравились, и она отдала распоряжение разместить их изображение на гербе города.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

МОУ «СОШ с. Теликовка Духовницкого района Саратовской области»

Разработка урока

родного русского языка

для обучающихся 2 класса по теме:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Булыкина Светлана Ивановна

2019-2020 учебный год

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Предмет, класс, автор учебника: родной русский язык, 2 класс, О.М. Александрова

Тема урока: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

Дидактическая цель — создать условия для составления Иллюстрированного справочника слова «хлеб»

Тип урока: урок — проект

Задачи по содержанию:

1) расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

2) обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение

объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения

3) формирование бережного  и уважительного отношения к хлебу

4) формирование навыков работы в команде

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, метод проектов.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

1. Организационный момент —

объявление темы проекта, постановка цели.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в классе необычно много гостей. Все мы волнуемся. Но, вы умницы и способные ребята! Вы мне поможете вести урок?  Тогда давайте улыбнёмся  и пожелаем успехов друг другу! Садитесь!

        — Ребята, а каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
(Дети: Интересным, необычным, хотим  узнать что-то новое)

        — А интересное начинается прямо сейчас – вы превращаетесь в маленьких учёных!

Повторяйте за мной:
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Сегодня мы будем наблюдать, затем исследовать, потом экспериментировать и, наконец, делать выводы.

        — Сегодня мы с вами составим справочник одного слова.

2. Планирование работы, выдвижение гипотезы,

формулирование целей и задач урока

        — Итак,  Справочник какого  слова мы будем составлять? Догадайтесь!

        — Внимание на экран! Смотрим и слушаем!

(Смотрим слайд-шоу)

        — Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем булочки, пряники, сухарики.… Но, прежде всего – этот продукт, потому что нельзя представить себе без него ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.  Этот продукт питания — самое надежное средство защиты людей от голода. Что же это такое?

        -Какое же это слово? (Отвечают)

        — Правильно, ребята!

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет –

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

— А что вы знаете о хлебе? Что вам известно из уроков окружающего мира? (рассказывают, получают колоски)

— А хотите узнать,  как появилось слово «хлеб»? или откуда взялось выражение «Ржаной хлебушко калачу дедушка»?  (да)

— Тогда мы начинаем!

        — Тема нашего  урока «Ржаной хлебушко —  калачу дедушка».

        — Поставим перед собой цели и задачи.

        — При ответе используйте опорные слова:

Мы повторим… (То, что уже знаем)

Мы  узнаем…(Как можно больше нового про слово «хлеб»)

Мы научимся… (Находить новую информацию про слово «хлеб»)

Мы  создадим…(Иллюстрированный справочник слова «хлеб»)

_________________________________________________________________

        — Итак, мои юные учёные, мы с вами начинаем наше увлекательное исследование.

4. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме

— Страница 1 нашего справочника  называется «Значение слова «хлеб».

— Ребята, как мы можем узнать значение слова? Где посмотреть?

        — Сейчас каждая группа поработает со словарями, найдёт первое основное значение этого слова и прочитает классу. (Готовятся)

        — Итак, ребята,  в каких значениях употребляется слово «хлеб»? Что мы называем хлебом?

Слово хлеб имеет несколько значений.

Основное значение:

Хлеб 1 – пищевой продукт, который выпекают из муки.

Хлеб 2 — растение, из зерна которого изготавливаются мука

Хлеб 3 – зерно, из которого делают муку

(Приклеивают на страницу 3 значения слова с рисунками)

 1. Батон белого хлеба и буханка черного хлеба

2.  «Зерно»)


3. «Колосья»

4. Пропитание, пища (зарабатывать на хлеб)

5. Средства к существованию, заработок.(лёгкий хлеб-легкий заработок)

(Хлеб – это не только буханка черного хлеба или белый батон)
Хлеб – это зерно (демонстрация снопика ржи)
Хлеб – это колосья с зернами (Хлеб растет в поле)

Хлеб- это разные хлебобулочные изделия, это любая пища и средства к существованию.

______________________________________________________________________

Как же появилось в русском языке слово «хлеб»?

        — Есть несколько версий его происхождения.

        — Об этом вам расскажут ваши товарищи.

        1. Большинство исследователей считают, что родина слова «хлеб» — Греция, где в древности выпечку изготавливали в специальных горшках, которые назывались «клибаносы». Потом это слово проникло в другие языки, чаще всего немного изменяя своё звучание. До нашего времени это слово дошло как «хлеб».

(показать на презентации)

        — А вот другая версия, которая мне нравится больше.

        2. По другой версии, «хлеб» произошло от старо-русского  «хлябь»: раньше так называли блюдо, состоящее из муки и воды. Эту жидкость, ещё её называли «похлёбка» или «хлебово»,  люди употребляли в пищу, «хлебали» до тех пор, пока не научились делать выпечку, которая получила название «хлеб».

        — Итак, мальчики, давайте оформим 1 страничку нашего справочника. Как появилось слово «хлеб»?

(Приклеиваем рисунки)

— Следующая страница называется «Слова, близкие по значению».

        — Ребята, чтобы вспомнить слова, близкие по значению к слову «хлеб», давайте отправимся в булочную.

( на закрытой магнитной доске картинки)

        — Посмотрите, какое изобилие!  Выбирайте и на вкус, и на цвет. Тот, кто правильно назовёт продукт, тот его и купит в нашей булочной.

Калач, каравай, кулич, булка, батон, хлеб, рогалик, плетёнка, лепёшка

        — Ребята, это и есть слова, близкие по значению к слову «хлеб».

        — Ребята, наверное, некоторые слова оказались для вас непонятными. Давайте посмотрим на экран и уточним значение некоторых слов.

(Смотрят презентацию)

        Калач — старейший вид белого хлеба в России. В древней Руси калачи выпекались в форме большого замка с круглой дужкой, за которую, как за ручку, держались горожане, поедая вкусный хлеб. Из соображений гигиены за дужку калача только держались, но никогда её не ели, отдавали нищим или собакам. Отсюда дошедшее до наших дней выражение «дойти до ручки», то есть начать питаться дужками от калача, достигнуть крайней нищеты, потерять облик.

        Русское слово «калач» образовано от славянского слова «коло», значит,  «колесо». 

        В слове калач надо писать букву а, однако в древнерусском существовала форма колачь; современная форма слова – «акающая».

        Каравай — большой круглый хлеб, который  выпекали к праздникам и важным событиям.  Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах.

        Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны.

        Слово «каравай» произошло от «корова»,  но опять от нашего русского «аканья» КОРОВАЙ стал КАРАВАЕМ.        

Кулич – хлеб, который выпекается на Пасху.

Рогалик — маленькая булочка, имеющая форму рога. Произошло от древне-русского слова «рог»

Плетёнка — продолговатый витой белый хлеб, от глагола «плести»

Лепёшка плоское круглое изделие из печеного теста (толковый словарь С. Ожегова) Это тоже исконно русское слово, произошедшее от слова «лепить».

        — Подпишите названия хлебобулочных изделий, которые вы купили в булочной. Поставьте знак ударения во всех словах и приклейте ваши работы на страничку нашего справочника. (Пока клеят, повторить значение слов)

        — Ребята, а какие ещё хлебобулочные изделия вы знаете? Посмотрите на экран, отгадайте названия следующих изделий.

(Презентация)

бублики, ватрушка, баранки, сушки, пряники, крендель, пирожок.

Толстая баранка (бублик)

Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой (ватрушка)

Пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца (баранка)

Маленькая тонкая и очень сухая баранка (сушка)

Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурка, иногда с рисунком (пряник)

Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку (крендель)

Маленький закрытый пирог удлинённой формы(пирожок)

Жареные пирожки (в отличие от печеных)  (пряженцы)

        — Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Чем я угощу друзей». Ещё раз вспомните близкие по значению слова —  названия хлебобулочных изделий,  добавьте к ним походящие «вкусные» прилагательные из конверта  под названием «Хлебобулочные изделия».

        — Я начинаю: «Я угощу Марину душистым пряженцом». Кто продолжит?

Пшеничн.., ржан.., свеж.., черств.., вкусн.., хрустящ.., пахуч.., ароматн.., аппетитн.., поджарист.., сдобн…мягк…, жестк.., душист…, черный, белый, сдобный, пышный, подгорел…,

Ржаной— из ржи

Пшеничный – из пшеницы

Сдобный — замешанный на молоке с маслом

Ароматный — имеющий приятный запах

Черный – ржаной

Белый – пшеничный

Физкультминутка.

— Ребята, какую песню с давних пор на Руси поют  в день рождения или на именинах?

— Песня «Каравай» — обрядовая песня, которая ведет свою историю с давних времен. Ее исполняли в день рождения ребенка или на именины. На эти праздники обязательно пекли каравай. Когда этот сладкий круглый хлеб с украшениями выносили имениннику, исполнялась эта песня. Давайте и мы сейчас отдохнём, поиграем, споем эту песенку для осенних именинников нашего класса.

(Песня «Каравай»)

______________________________________________________

        — Настало время следующей странички нашего Справочника, которая называется «Жизнь слова в произведениях фольклора»

        — Хлеб на Руси ценился с давних пор. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества.

        —  Какие жанры фольклора вы знаете? (пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, и т.д.)

        — Ребята! Перед вами на столах лежат конверты, на которых написано «Пословицы». Вам нужно подобрать к началу пословицы, её конец. У каждой группы – разные пословицы. Работайте.

        — Готовы? Читайте, какие пословицы у вас получились. Проверим, всё ли верно?

        — Что общего у всех этих пословиц? (Они о хлебе, его значении).

        — Давайте по 1 пословице приклеим на нашу следующую страничку и объясним их смысл.

(Приклеиваем, объясняем смысл)

        Хлеб – всему голова!       (он — главные продукт на столе, т.е. «голова»)

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.   ( без хлеба человек голоден, даже богатый, который живёт в тереме- дом в виде башни в древней Руси)

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

— Ребята, а  вы можете ответить, почему же ржаной хлебушко калачу дедушка? (Отвечают, получают колоски)

        — Первые караваи и колобки на Руси были ржаными. Русский народ с уважением относится к ржаному хлебу. Ржаной всегда выручал едока, он – глава хлебного семейства. 

         — Русский ржаной хлеб с его неповторимым вкусом и ароматом до сих пор славится далеко за пределами страны как самый вкусный хлеб в мире.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Пот на спине — хлеб на столе.

__________________________________________________________________

— А сейчас, мои маленькие исследователи,  выполните задание «Проверь себя». Найдите конверт с таким названием. Вам нужно определить жанр каждого фольклорного произведения и подписать его маркером наверху.

        — Проверим и прикрепим ваши работы на страницу нашего справочника.

(Презентация)

Былина

А богатырь Микула Селянинович отвечает ему: 
Я знаю свою правду-истину- 
В том сила моя непобедимая! 
Не в забаву-игру трачу силу свою: 
Я хлеб ращу, я народ кормлю! 

Считалка

 За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами. 
Здравствуй, Ванечка-дружок! 
Сколько стоит пирожок? 
Пирожок-то стоит три, 

А водить-то будешь ты.

Загадки

  • Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Закличка

Уж ты, туча, с дождем!

Полей землю ковшом,

Полей ситом, решетом,

Чтобы тучной стала рожь

Полей наши пашни, дождь!

Наши предки полагали, что вода просеивается через облака, как сквозь сито или решето (приспособление для просеивания муки, сетка, натянутая на широкий обруч), тогда идёт мелкий дождь.

Иногда облака раздвигаются, и тогда дождь льет как из ведра, сильный.

        Потешка

Не плачь, не плачь –
Куплю калач, 
А будешь плакать –
Куплю лапоть.

Плетеная обувь из лыка или веревок, охватывающая со всех сторон ступню ноги.

Сказка

  • Печка, матушка, спрячь меня!
    Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
    Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь.

    («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

— Проверяем. Прикрепляем работы на страничку.

— Дорогие ребята! Вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»?

         — А как вы думаете, из какой муки испекла бабка деду румяный Колобок?

(Отвечают)

       — Дам вам небольшую подсказку: наши предки издревле были хлеборобами и нуждались в сытной еде, чтобы быть в состоянии выполнять тяжелую работу на земле. Пшеничная мука стоила дороже ржаной.  А наши бабка с дедом были людьми какими? Бедными или богатыми?

(Отвечают, за правильный ответ получают колоски)

        — Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным! В прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил сытный каравай ржаного хлеба, а калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее, — князья и бояре.

И, наверное, неспроста наши предки в старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

— Ребята, давайте поэкспериментируем – составим скороговорку из предложенных слов. Можно брать не все слова, одно слово можно применять несколько раз и формы слова можно менять.

 Слова такие: бублик,  булка, Булька, Пулька, делили, ели.

Посовещайтесь в группе и представьте свои скороговорки.

________________________________________________________________________

        — Что говорят нам фольклорные произведения о важности хлеба? (Они утверждают, что хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.)

        — Как называли хлеб в старину?
(Хлеб ласково называли хлебушко и уважительно— хлеб — батюшка.)


        — Хлеб на столе и по сей день является неизменным, повторяющимся изо дня в день. Каждый день что — то меняется в наших обедах, завтраках, ужинах. Но изо дня в день на обеденном столе — все тот же хлеб. И нет ему замены, нет в нем однообразия, нет надоедливой похожести. Хлеб никогда и никому не приедается. Это исключительный продукт.

_______________________________________________________________________

        — Внимание, мои юные ученые, в русском языке с давних пор есть образные, меткие, устойчивые выражения о хлебе.

        — Переходим к следующей страничке нашего Иллюстрированного справочника «Когда так говорят?». 

        — Возьмите конверт под таким названием. На карточках с  рисунками  вы прочитаете эти устойчивые выражения, а  на цветных карточках  написаны их значения. Попробуйте составить пары: устойчивое выражение и его значение.

(Приклеивают фразеологизмы.)

Перебиваться с хлеба на воду
Жить бедно, впроголодь.

 «Хлеб-соль!»

Дружеское угощение, а также вообще дружба, гостеприимство.

Такими словами на Руси встречали гостей. Хлеб и соль у многих народов являются символом богатства и достатка. Предложение отведать хлеба с солью является признаком радушного отношения к гостям. Гостеприимных хозяев принято называть хлебосольными. 

Делить хлеб-соль.

 Иметь крепкую дружбу.

Тёртый калач

Так говорят об очень опытном, много повидавшем человеке.

        — Мы подходим к завершению оформления нашего справочника. Последняя страница называется  «Родственные слова».

        — Что такое «родственные слова»? Как сказать по-другому? (однокоренные)

        — Давайте отгадаем кроссворд, в котором зашифрованы только родственные слову «хлеб» слова.

Кроссворд «Родственные слова»

1

2

3

4

5

6

Вопросы по горизонтали:

  1. Есть ложкой жидкую пищу.
  2. Человек, который живёт за чужой счёт.
  3. Ласковое обращение к хлебу в пословицах.
  4. Электрическая печка для выпекания хлеба.
  5. Ёмкость для хранения хлеба.
  6. Прилагательное с корнем -хлеб-.

(Презентация)

Отгадывают, вписывают в кроссворд. Та группа, которая быстрее и правильнее выполнит, приклеивает его на страницу.

        — Ребята, составьте устно предложения с некоторыми словами.

        — Сначала вспомним, что такое предложение?

(1 или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль).

хлебороб – хлеб и «Роб» — это из старославянского «робить», что значит работать.

нахлебник

А ещё какие родственные слова вы знаете?

хлебозавод, хлеборезка, хлебосольный, похлёбка, хлебать, хлебобулочный

5. Презентация готового продукта проектной деятельности

        Итак, странички для нашего Иллюстрированного справочника готовы! Осталось сделать обложку. Давайте ещё раз повторим, что нового мы узнали, создавая наш Иллюстрированный справочник?

Презентуют каждую страничку и получают колоски.

Для чего мы его создавали?  На каких уроках он может быть нужен? Кому?

(На уроках русского языка, литературы, ИЗО, технологии)

         — Кому его можно подарить? (Наш справочник адресован школьникам. Его материалы можно использовать для подготовки сообщений, конкурсов, КВНов, для написания сочинений, для составления кроссвордов. Можно подарить 1 классу или отдать в библиотеку).

6. Подведение итогов проектирования


        — Чтобы подвести итог урока, предлагаю вам поиграть в игру «да» или «нет». На экране вы увидите предложения по теме нашего урока. Каждая группа работает на планшете. Вы увидите на экране предложение. Если вы согласны с ним, то,пишите на планшетках «да». Если не согласны, пишете «нет». Всё понятно?

        — Итак, внимание на экран!

1. По одной из версий слово «хлеб» произошло от старо-русского  «хлябь». (Да)

2. Калачами каждый день лакомились бедняки.(Нет, только богатые)

3.Ржаной от слова «рожь». (Да)

4. Гостеприимных хозяев принято называть хлебосольными. (Да)

5. Хлебобулочные изделия  — это конфеты, мармелад и цукаты. (Нет)

6. Караваем на Руси встречают самых дорогих и уважаемых гостей! (Да)

7. В Индии хлеб пекли в специальных горшках — клибаносах. (Нет, в Греции)

7. Рефлексия.

— Дорогие мои исследователи! Понравился вам сегодняшний урок?

— Что нового вы узнали о хлебе?

— Какие задания были для вас самыми интересными?

— Какие самыми трудными?

— Что расскажете дома о сегодняшнем уроке?

        Домашнее задание: Самыми ценными продуктами для простого  человека были хлеб и соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, обычаи, приметы и  поверья. Найдите такие произведения к следующему уроку.

        — За хорошую работу на уроке я хочу всех вас  угостить вас сушками.

         — Но на каждой сушке  — цветной бантик. Если вы считаете, что у вас сегодня всё получалось, вы отлично работали, возьмите сушку с красным бантиком. Если же вы старались, но не всё получилось, так как хотелось, возьмите сушку с зелёным бантиком.

Кроссворд «Родственные слова»

1

2

3

4

5

6

Вопросы по горизонтали:

  1. Есть ложкой жидкую пищу.
  2. Человек, который живёт за чужой счёт.
  3. Ласковое обращение к хлебу в пословицах.
  4. Электрическая печка для выпекания хлеба.
  5. Ёмкость для хранения хлеба.
  6. Прилагательное с корнем -хлеб-.

Домашнее задание: Самыми ценными продуктами для простого  человека были хлеб и соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, обычаи, приметы и  поверья. Найдите такие произведения к следующему уроку.

Урок № 3. (Первый по данной теме) Цель: дать представление о том, что ели в старину; познакомить со словами, обозначающими еду на Руси в то время . При составлении презентации использовала методическое пособие «Поурочные разработки по русскому родному языку» к УМК О.М. Александровой. Автор: И.Ф. Яценко

Урок № 3. (Первый по данной теме)

Цель: дать представление о том, что ели в старину; познакомить со словами, обозначающими еду на Руси в то время .

При составлении презентации использовала методическое пособие «Поурочные разработки по русскому родному языку» к УМК О.М. Александровой. Автор: И.Ф. Яценко

 Послушайте стихотворение.   Как вы объясните малышу, почему хлеб черный?

Послушайте стихотворение.

Как вы объясните малышу, почему хлеб черный?

 Узнаем  Научимся  Применим Будем учиться выборочному чтению и соотносить пословицы и текст. Какой бывает хлеб.  Откройте учебник на с.14.   Прочитайте тему урока.   Что мы сегодня узнаем на уроке?

Узнаем

Научимся

Применим

Будем учиться выборочному чтению и соотносить пословицы и текст.

Какой бывает хлеб.

Откройте учебник на с.14.

Прочитайте тему урока.

Что мы сегодня узнаем на уроке?

 Прочитайте текст задания на с.14.   Какие значения имеет слово «блюдо»?    Это предмет посуды  или одно из кушаний.    Кушанье.   С каким из этих слов мы будем работать?

Прочитайте текст задания на с.14.

Какие значения имеет слово «блюдо»?

Это предмет посуды

или одно из кушаний.

Кушанье.

С каким из этих слов мы будем работать?

 Как вы понимаете смысл первой пословицы?   Хлеб – это главное блюдо. Без хлеба раньше не садились за стол.   Как вы поняли из второй пословицы, какие блюда в прошлом на Руси были основными?   Каша и щи.   Почему гречневую кашу на Руси называли матушкой?   Гречневая каша – полезное и сытное блюдо. Гречневую кашу часто готовили.   Сделайте вывод, какие блюда в русской кухне были традиционными?   Каша, щи, хлеб.

Как вы понимаете смысл первой пословицы?

Хлеб – это главное блюдо. Без хлеба раньше не садились за стол.

Как вы поняли из второй пословицы, какие блюда в прошлом на Руси были основными?

Каша и щи.

Почему гречневую кашу на Руси называли матушкой?

Гречневая каша – полезное и сытное блюдо. Гречневую кашу часто готовили.

Сделайте вывод, какие блюда в русской кухне

были традиционными?

Каша, щи, хлеб.

 Что символизировал хлеб на Руси?   Какие сорта хлеба известны издавна?   Какой хлеб делали из пшеничной муки?   Какой хлеб делали из ржаной муки?

Что символизировал хлеб на Руси?

Какие сорта хлеба известны издавна?

Какой хлеб делали из пшеничной муки?

Какой хлеб делали из ржаной муки?

 цветом   Чем различается мука?   Как называется мука белого цвета?   пшеничная   Как называется мука, имеющая более темный,  серый оттенок?   ржаная   Какой хлеб предпочитаете дома?   Из какой муки пекут этот хлеб?   Из какого зерна делают эту муку?   А из какой муки пекут этот хлеб?   Из какого зерна делают эту муку?

цветом

Чем различается мука?

Как называется мука белого цвета?

пшеничная

Как называется мука, имеющая более темный,

серый оттенок?

ржаная

Какой хлеб предпочитаете дома?

Из какой муки пекут этот хлеб?

Из какого зерна делают эту муку?

А из какой муки пекут этот хлеб?

Из какого зерна делают эту муку?

 Прочитайте пары слов.   Как называется белый хлеб?   Как называется черный хлеб?   Сделайте вывод: что мы узнали о хлебе, выполняя это упражнение?

Прочитайте пары слов.

Как называется белый хлеб?

Как называется черный хлеб?

Сделайте вывод: что мы узнали о хлебе, выполняя это упражнение?

 Чему мы будем сейчас учиться?   Выборочное чтение, соотнесение предложений с пословицами.

Чему мы будем сейчас учиться?

Выборочное чтение, соотнесение предложений с пословицами.

 Прочитайте первую пословицу.   Как вы ее понимаете?   Выберите из текста упр. 1 предложение, которое объясняет смысл этой пословицы.

Прочитайте первую пословицу.

Как вы ее понимаете?

Выберите из текста упр. 1 предложение, которое объясняет смысл этой пословицы.

 Какие еще пословицы по смыслу схожи с первой пословицей?

Какие еще пословицы по смыслу схожи с первой пословицей?

 Прочитайте третью пословицу.

Прочитайте третью пословицу.

 Прочитайте пятую пословицу.   Как вы ее понимаете?

Прочитайте пятую пословицу.

Как вы ее понимаете?

 Прочитайте шестую пословицу.

Прочитайте шестую пословицу.

 Прочитайте седьмую пословицу.

Прочитайте седьмую пословицу.

 Какая пословица понравилась вам больше всего?   Прочитайте последнюю пословицу.   Встречали ли вы такие ситуации в жизни?   Чтобы вы посоветовали ребятам, которые бросают хлеб?

Какая пословица понравилась вам больше всего?

Прочитайте последнюю пословицу.

Встречали ли вы такие ситуации в жизни?

Чтобы вы посоветовали ребятам, которые бросают хлеб?

 1.Сложите карточки по порядку. 2. Подготовьте по ним рассказ о том, как хлеб попадает к нам в столовую или магазин.  ! Проверь себя ! Весной трактористы Затем сеют в землю зерно пшеницы или ржи. Когда зерно созрело ,его убирают комбайнеры. пашут землю. Зерно везут на мукомоль- ный завод. Там получают муку. В пекарне из муки пекут хлеб. А затем свежий хлеб везут в магазин или в столовую.

1.Сложите карточки по порядку.

2. Подготовьте по ним рассказ о том, как хлеб попадает к нам в столовую или магазин.

! Проверь себя !

Весной трактористы

Затем сеют в землю зерно пшеницы или ржи.

Когда зерно созрело ,его убирают комбайнеры.

пашут землю.

Зерно везут на мукомоль- ный завод. Там получают муку.

В пекарне из муки пекут хлеб.

А затем свежий хлеб везут в магазин или в столовую.

 Послушайте предложения. Если вы согласны с утверждением, поставьте в тетради «+», а если не согласны – знак «-». Знаки ставьте в строчку.  ! Проверь себя ! -  1. В России дорогих гостей встречали хлебом и маслом.  +  2. Черный хлеб пекут из ржаной муки.  -  3. Раньше ржаной хлеб был намного дороже белого.  +  4. Белый хлеб делают из пшеничной муки.  -  5. Традиционным блюдом русской кухни является борщ.   + 6. Муку получают из зерен.   У меня нет ошибок .   1- 2 ошибки .   Оцените себя с помощью «Светофора». На полях тетради нарисуйте нужный смайлик.   3- 4 ошибки .

Послушайте предложения. Если вы согласны с утверждением, поставьте в тетради «+», а если не согласны – знак «-». Знаки ставьте в строчку.

! Проверь себя !

1. В России дорогих гостей встречали хлебом и маслом.

+

2. Черный хлеб пекут из ржаной муки.

3. Раньше ржаной хлеб был намного дороже белого.

+

4. Белый хлеб делают из пшеничной муки.

5. Традиционным блюдом русской кухни является борщ.

+

6. Муку получают из зерен.

У меня нет ошибок .

1- 2 ошибки .

Оцените себя с помощью «Светофора».

На полях тетради нарисуйте нужный смайлик.

3- 4 ошибки .

 Что вы узнали об истории употребления хлеба?   Какие блюда были традиционными в старину на Руси?   Какие чувства вы испытали на уроке?   Что вы расскажете дома?   Придумать плакат о бережном отношении к хлебу, нарисовать на листе А3.

Что вы узнали об истории употребления хлеба?

Какие блюда были традиционными в старину на Руси?

Какие чувства вы испытали на уроке?

Что вы расскажете дома?

Придумать плакат о бережном

отношении к хлебу, нарисовать

на листе А3.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

Тема урока:Ржаной хлебушко калачу дедушка.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

1. Запиши. Хлеб – всему голова.Щи да каша-пища наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом-солью: выходить им навстречу, держа каравай хлеба, в центре которого солонка. Хлеб-это символ богатства и благополучия. А ещё хлеб-это символ жизни. На Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания. Издавна известно два основных сорта хлеба- чёрный и белый. Чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый –из пшеничной муки. Мы покупаем тот хлеб, который нам больше нравится. А раньше пшеничный хлеб был намного дороже ржаного, поэтому он не каждый день был на столе простых людей. К хлебу на Руси всегда было особое уважение. Вырастить рожь и пшеницу, из зерен получить муку и испечь хлеб было непростым делом.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

2. Запиши.Рожь- ржаной хлеб.Пшеница- пшеничный хлеб.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

Без хлеба сыт не будешь.Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.Хлеб бросать – труд не уважать.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

калачи

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

КалачМы привыкли к калачам в виде кольца. А раньше их пекли в виде замка с дужкой. Калач ели, держа его за дужку – ручку. «Дойдя до ручки», то есть съев всю вкусную мягкую часть калача, жёсткую ручку отдавали беднякам. О том человеке, который был готов взять ручку от калача, говорили, что он дошёл до ручки, то есть оказался в бедности, крайне трудном положении.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

бублик

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

баранки

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

ватрушки

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

сушки

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

каравай

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

Слово калач происходит от слова КОЛО – «круг». Найди слова, у которых тот же «предок», что и у слова калач. Запиши их в тетрадь. Калачи, колесо, блин, кольцо, пирог, около.

Презентация по родному языку (русскому) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

Презентация по родному языку (русскому) "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

В предложении пропущено слово, которое обозначает действие. Дога-дайся, что это за слово. Спиши предло-жение, вставив пропущенный глагол.Калачи, сушки, ватрушки, бублики …., поэтому эти изделия называют выпечкой.

Слайд 1Ржаной хлебушко калачу дедушка

Ржаной хлебушко калачу дедушка


Слайд 2Хлеб — всему голова.
Щи да каша-пища наша.

Хлеб - всему голова. Щи да каша-пища наша.


Слайд 3 В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом-солью: выходить им

навстречу, держа каравай хлеба, в центре которого солонка. Хлеб-это символ богатства и благополучия.
А ещё хлеб-это символ жизни. На Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания. Издавна известно два основных сорта хлеба- чёрный и белый. Чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый –из пшеничной муки. Мы покупаем тот хлеб, который нам больше нравится. А раньше пшеничный хлеб был намного дороже ржаного, поэтому он не каждый день был на столе простых людей.
К хлебу на Руси всегда было особое уважение. Вырастить рожь и пшеницу, из зерен получить муку и испечь хлеб было непростым делом.

В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом-солью: выходить им навстречу, держа каравай хлеба, в центре


Слайд 4Запиши.
Рожь- ржаной
Пшеница- пшеничный

Запиши. Рожь- ржаной Пшеница- пшеничный


Слайд 5
Без хлеба сыт не будешь.
Хлеб – кормилец.
Хлеб ржаной -отец наш родной.
Если

хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Хлеб бросать — труд не уважать.

Без хлеба сыт не будешь. Хлеб – кормилец. Хлеб ржаной -отец наш родной. Если хлеба ни


Слайд 12Калач
колесо,блин,кольцо,пирог,около

Калач  колесо,блин,кольцо,пирог,около


Слайд 13Калачи,сушки,ватрушки,бублики, (….), поэтому эти изделия называют выпечкой.

Калачи,сушки,ватрушки,бублики, (….), поэтому эти изделия называют выпечкой.


Калач – самый древний русский хлеб из белой муки, представляющий собой огромный испечённый «амбарный замок» с чуть сладковатым, пористым мякишем. Классическая «гиревидная» форма калачей объясняются методом их хранения – в старину после выпечки готовые изделия нанизывали на шесты и несли на продажу, либо подвешивали под потолком избы. Таким образом калачи, с одной стороны, были защищены от мышей, с другой стороны, засыхали, не плесневея, и долго сохранялись в виде сухарей, которые снимали с шестов и съедали по мере надобности.

На Руси лучшие сорта калачей пекли из крупитчатой пшеничной муки самого тонкого помола. Другой сорт, называемый «братский калач», делался из толчёной муки в виде круглой булки. Была и третья разновидность – смесные калачи, изготавливаемые из пшеничной муки пополам с ржаной. Они отличались особенным вкусом, а потому их подавали даже к царскому столу.

Как таковой калач долгое время представлялся загадкой на фоне всего остального русского хлебного репертуара, основывавшегося на ржаном сырье и крутом заквашивании. Само происхождение его вызывает споры в среде этимологов. Одни лингвисты склонны видеть основу в слове «коло», «колесо», то есть искаженное «колач» (круглый, кругообразный хлеб). Вторые утверждают, что название восходит к тюркскому «колак» – ухо. Третьи выдвигают ещё более странную версию, согласно которой слово «калач» происходит от татарского выражения «будь голоден!». Между тем, объяснение происхождения названия «калач», что называется, лежит на поверхности. Это становится особенно очевидным, если вспомнить глагол «калить» (нагревать, печь, топить), а также принять во внимание тот факт, что калачи получают путём выпекания. Говоря проще «калить» и «калач» – суть однокоренные слова, восходящие к той же основе, что и «калитки» (открытые пироги).

Первые упоминания о калачах на Руси относится к XIII веку. Рецепт их изготовления, форма, а также названия отдельных частей являются чисто русским изобретением. Классический русский калач имеет главную среднюю часть – животок с губой, затем ручку, или, правильнее, дужку (в древности называлось еще перевясло), причём каждая часть отличается нюансами вкуса, так как при разной форме и объёме они выдерживаются в печи одинаковое время и поэтому по-разному пропекаются и «поджариваются».

В XVII веке изготовление калачей в России контролировалось властью: подьячим было поручено наблюдать, чтобы калашники пекли калачи установленного веса. Наиболее известными «калачными» городами являлись Муром, Москва и Саратов. Говорят, что когда в 1707 году Екатерина II проезжала через Муром, её угостили какими-то необыкновенно вкусными калачами. Город ликовал, что смог угодить царице. А в 1781 году обзавёлся новым гербом: «На голубом поле три крупитчатых калача, которыми ceй город отменно славится», – поясняется в Полном собрании законов Российской империи. Ещё в середине XX века старожилы Мурома могли подробно рассказать предание: «…такие калачи не могут испечь никто. Потому что они на родниковой воде замешивались, определённая мука была. А родниковую-то воду брали из родников (ела Карачарово, где родина Ильи Муромца. Поэтому вот они такие вкусные и были». Муромские «амбарные замки» даже поставляли на царский стол.

Легенда гласит, что успех муромских калачей не давал покоя самому знаменитому представителю пекарской династии Филипповых. После долгих опытов с тестом Максим Филиппов всё-таки создал вкуснейший калач и даже дал ему название «Московский». Но в действительности, московские калачи всё же появились гораздо раньше. Похлёбкин полагает, что после упадка Владимиров Суздальской Руси «калач как один из символов экономического благополучия переместился в Москву». Была даже пословица: «В Москве калачи, как огонь, горячи». Филиппов лишь сделал калачи модными.

Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдёт, не поднимется. Есть у теста и ещё одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники. Ещё одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX веке калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.

С династией Филипповых связывают появление и саратовского калача. В 1886 году Филиппов открыл в Саратове пекарню, которая в советское время превратилась в комбинат имени Стружкина. Внешне саратовский калач совсем не похож на своих московских и муромских братьев – это высокий пышный цилиндр с тоненькой хрустящей корочкой, по форме ближе к пасхальному куличу. Саратовский калач очень душистый, со слоистым воздушным мякишем. Таким его делают особенная мука и специальная технология замеса. В Саратовской губернии выращивали особый сорт пшеницы твёрдых сортов – саратовскую белотурку. Брали 25% муки твёрдых сортов и 75% мягких. Калачи дважды подбивали вручную или, как говорят саратовские пекари, «подкатывали» тесто, чтобы дать выйти лишним пузырькам газа, а затем обливали специальной смазкой.

Калач бодро пережил революцию и в советское время массово выпекался до 1960-х гг., позднее объёмы выпуска калачей постоянно сокращались, пока к концу советского периода их промышленный выпуск не был свёрнут. В Москве их пекли на 16-м хлебозаводе до его закрытия. Из вспоминаний Т. Баньковской:

«Русский простонародный калач! Ржаной, пшеничный, крупчатый – был столетиями у народа в почёте, едали, знали его вкус! После Второй мировой войны русский калач в немилости, пропал, не стали его выпекать, молодому поколению и на погляд не осталось. Булки хлеба выпекаются – «кирпичи», караваи, булочки, сушки, калач обойдён, нет в продаже калача. А народ любил это немудреное печево, в каждом доме и избе без калача не мыслили! К чаю с молоком в дорогу, в подарок. Калач имеет русский колорит. Бывало бабушка выпечет калачи, само собой, в русской печи, наздевает их на ухват, и в кладовку, один конец на одну полку, другой – на другую противоположную, аромат! Подпрыгнешь, сорвёшь и в рот… То-то радость детям! Вернись, калач!»

[]

История калача

Каково значение слова калач в толковом словаре?

Калач — белый хлеб, выпеченный в форме замка с дужкой. В более широком смысле — белый пшеничный хлеб вообще, в противоположность ржаному, чёрному.

Каково происхождение слова калач в этимологическом словаре?

Согласно этимологическому словарю слово калач происходит от слова коло. Однако эта этимология не верна. В действительности же происхождение слова калач указывает на то, что названный так предмет приготавливают, сильно нагревая в закрытом пространстве, т.е. калят в печи. Лексическое значение слова калач — выпеченное изделие, хлеб.

Какой город славится печёными калачами?

Калачами славятся Муром, Коломна и Москва.

Какова история появления московского и муромского калачей на Руси?

Первое упоминание о калаче есть в русской версии жития святой мученицы Феодулии: «Повелено быть ей створити два колача». А ведь святая Фсодулии пострадала за свою веру в начале IV века! Закрепление производства калачей в Муроме объясняется торговым значением этого города в средние века. Однако экономический и политический упадок Владимиро-Суздальской Руси сказался и на том, что калач как один из символов экономического благополучия переместился в Москву и именно здесь получил свое полное развитие, стал известен во всей стране. «В Москве калачи, как огонь, горячи», — говорит пословица. Здесь калач нашел и многочисленного потребителя, и отсюда стало возможным вывозить, экспортировать его не только по стране, но и за границу.

Какие интересные факты о калаче известны?

Факт 1. У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели. держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.

Факт 2. Калачи – это, по сути, «суперситники»: мука для них ещё суше, ещё более сеянная, а тесто – ещё лучше выдержанное.

Факт 3. Одно из отличий калачного теста — его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж, где оттаивали в горячих полотенцах и подавали как свежеиспеченные, даже по прошествии месяца-двух.

Факт 4. В старину было три вида калачей. Из пшеничной муки в праздничные дни пекли калачи, которые можно было купить в монастырях, на городских и сельских базарах. Лучшие сорта калачей пекли из крупитчатой пшеничной муки самого тонкого помола в виде колец небольшого размера. Калач из толченой муки назывался братским. Калачи из пшеничной муки пополам с ржаной — смесные — подавали даже к царскому столу.

Каково происхождение и значение фразеологизма тёртый калач?

Смысл выражения: опытный человек, которого невозможно обмануть. Выражение это берёт своё начало в пекарском деле: чтобы приготовить тёртый калач (пшеничный хлеб, похожий на висячий замок), нужно было замесить очень крутое, калачное, тесто, которое приходилось долго мять и тереть. «Не тёрт, не мят, не будет калач», – так говорит народная пословица. Жизненный опыт человек тоже приобретает после того, как его долго «мнут и трут», ведь как говорит ещё одна народная пословица: «беды уму учат». В языке есть схожее выражение «стреляный воробей» и пословица «стреляного воробья на мякине не проведёшь».

  • Рассказ про кактус на английском кратко
  • Рассказ про кактус для детей
  • Рассказ про кактус для 1 класса окружающий мир кратко
  • Рассказ про кактус 3 класс окружающий мир
  • Рассказ про казахстан на казахском языке 4 класс