СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
РУССКИЙ КАРАВАЙ
Хлеб всегда имел особое значение на Руси. Именно с большим круглым хлебом — караваем, который зачастую выпекали к праздникам и важным событиям, связано множество обрядов и ритуалов. Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах.
Традиционно выпечке каравая на Руси предшествовало какое-либо событие. Этот хлеб пекли только по особому поводу, чаще всего на свадьбы или на встречу долгожданных гостей. Гостеприимные хозяева всегда встречали дорогих гостей хлебом и солью. Зачастую это был ржаной каравай с солью, который преподносили на рушнике.
Большое значение имел и размер каравая, так как олицетворял собой статус зародившейся семьи. Стремление приготовить самый большой и высокий обрядовый хлеб зачастую оборачивалось тем, что приходилось вынимать из печи несколько рядов кирпичей, чтобы достать испеченный каравай. Готовое угощение помимо разнообразных узоров из теста украшали колосьями пшеницы и гроздьями калины. Такой декор был символичным и означал семейное благополучие, гармонию и любовь.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАРАВАЯ НА РУСИ
Обычай подавать особую выпечку на свадьбах зародилась еще у древних славян. В Древней Руси хлеб считался великим даром кормилицы земли, а солнце было главным покровителем. Поэтому предшественник праздничного каравая был круглым как солнце и символизировал плодородие, изобилие и достаток.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «КАРАВАЙ»
Существует несколько предположений о происхождении названия ритуального хлеба на Руси. Наиболее распространенное их них сводится к тому, что слово «каравай» произошло от слова «корова», что в славянских диалектах означает «невеста». А суффикс «ай» в слове выступает символом быка, то есть мужчины. Таким образом, каравай олицетворял собой плодовитость, единство женского и мужского начала.
ТРАДИЦИИ ПЕЧЬ КАРАВАЙ НА РУСИ
Выпекание каравая сопровождалось определенной последовательностью обрядов. Для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы — женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей. Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина. Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы, чтобы получить божье благословение молодым.
Детский исследовательский проект «Что такое каравай?»
Наталья Яровикова
Детский исследовательский проект «Что такое каравай?»
Детский исследовательский проект «ЧТО ТАКОЕ КАРАВАЙ?»
Участница проекта: Черникова Алёна, воспитанница МБДОУ «Промышленновский детский сад №5», подготовительная группа
Руководитель: Яровикова Н. С., воспитатель
С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого главного продукта.
Объект исследования: каравай
Предмет исследования: символичные украшения каравая
Цель исследования: изучить символику украшения каравая и традиции, связанные с ним
Задачи:
• Найти и структурировать материалы по данной теме, из литературных источников и Интернета;
• Провести опрос «Что такое каравай» среди воспитанников подготовительной группы и членов семьи;
Методы исследования: поиск и структурирование материала, анализ, опрос, сравнение.
Гипотеза: Символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.
В украшении каравая используются элементы растительного (шишки, орехи, листья и цветы) и животного мира (голуби, лебеди, соколы, гуси, утки). Это давало людям защиту и благоволение духов природы. Украшения из теста представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, плодородия
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце – рушнике. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством. Караваем же, по русскому обычаю, принято встречать дорогих гостей. Сверху на каравай ставится небольшая солонка с солью.
Так и говорили – «встречать хлебом-солью». Гость непременно должен был отломить небольшой кусочек каравая и, посолив его, съесть. Так он выражал благодарность и уважение гостеприимным хозяевам. Так что каравай является ещё и символом гостеприимства.
… «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…» эту песню обычно поют, празднуя чьи-то именины. А почему каравай? Этим вопросом заинтересовалась Алёна. Она часто в хлебном магазине видела хлеб разной формы и названия, но каравая там не было.
Так что же такое каравай и можно ли его сделать самой.
Это вопрос Алена задала всем членам своей семьи. Вот их ответы:
Папа: Это хлеб, просто хлеб.
Бабушка: Праздничный красивый хлеб. Символ русского гостеприимства.
Дедушка: Это красивый, круглый хлеб с украшениями из теста. Его подают на праздник.
Брат Данил: Это круглый вкусный хлеб.
Немало информации о каравае узнала Алена из произведений русского народного творчества и сказок народов мира. Вместе с ребятами группы Алена сначала с удовольствием рассматривала изображения караваев и различные украшения на них, а потом предложила оформить выставку детских рисунков «Наш каравай». Выбрав наиболее подходящий рецепт приготовления каравая, она вместе с мамой испекла его.
Проделав много работы, связанной с данной темой, можно сделать вывод о том, что символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.
1. А. Н. Андреев (2003) Производство сдобных хлебобулочных изделий.
2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба — М. : Современник, 1985
3. Гура А. В. Каравай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 461-466. — ISBN 5-7133-0982-7.
4. Иванов В. В., Топоров В. Н. Каравай // Мифы народов мира: Энциклопедия, в 2 тт. — М. : Советская энциклопедия. — 1980. — с. 398—406.
5. Е. И, Перетятко (2006, Кондитер. Учебное пособие.
6. «Мифы народов мира. Энциклопедия». В 2-х т. Гл. ред. С. А. Токарев. М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
7. И. Шангина «Русские девушки» глава «Каравайный обряд»
Источник
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Каравай, каравай»
Дмитриева Галина Леонидовна
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Каравай, каравай»
Занятие по развитию речи в младшей группе.
«Каравай,каравай. «
Програмные задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Учить называть изделия из хлеба,различать и называть существенные качества и признаки хлебобулочных изделий. Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, понимать заданный вопрос.Обогатить словарь детей новыми словами: буханка,булка,каравай,золотистая,ржаной. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход занятия.
Каравай большой,красивый.
Золотистый и душистый,
С хрупкой корочкой витой
Ярким солнцем залитой.
Все дети угощаются караваем.
Воспитатель: Аня вкусный каравай?
Ответы детей: Каравай пахнет свежим хлебом. Он очень душистый.
Воспитатель:Дети,давайте вместе скажем кравай свежий,душистый,ароматный.
Воспитатель: Арсений,нажми ручкой на каравай,какой он?
Воспитатель просит повторить новые слова 3-4 детей.
Воспитатель: Дети, а какой формы каравай?
-Правильно дети он крглый,белый,с золотистой корочкой.
Воспитатель с детьми хором повторяет новые слова.
-Как вы думаете,что лучше есть с таким хлебом?
-Правильно дети, с таким хлебом хорошо пить молоко, сладкий чай.
-Раньше каравай пекли к праздникам.
-А сейчас мы с вами можем купить его в хлебном магазине в любой день,В магазине мы его сразу узнаем. Каравай круглый белый,с золотистой корочкой. Он самый пышный,ароматный,так и хочется кучочек откусить.
Воспитатель спрашивает малоактивных детей из какой муки пекут чёрный хлеб.
Воспитатель предлагает детям попробовать на вкус чёрный хлеб. Воспитатель просит назвать хором новые качества хлеба индивидуально и хором.
Вкус хлеба чуть с кислинкой. Его хорошо есть с рыбой,мясом,борщом,картошкой,супом. Каждый кусочек хлеба надо доедать,так как очень много людей трудятся,чтобы на столе у нас каждый день был свежий хлеб.
В народе говорят: «Хлеб всему голова», это самая главная еда на столе.
Дети,давайте поиграем в игру «Каравай» и поздравим нашу Аню с днём рождения.
«Как на Анин день рождения
Испекли мы каравай,
Вот такой величины
Каравай,каравай,
Кого хочешь выбирай.
Я люблю конечн всех,
Но а маму больше всех».
Воспитатель: Дети, вот м и узнали,что каравай-это тоже хлеб,только белый,душистый,ароматный с золотистой корочкой.
Дети закрепляют вместе с воспитателем новые слова и предлагает послушать потешки:
Кот на печку пошел,горшок каши нашёл.
На печи калачи,как огонь, горячи.
Пряники пекутся,коту в лапки не даются,
Пошел котик на торжок,купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,купил котик булочку
Или Бореньке отнесть?
Я и сам укушу,да и Боре отнесу.
Конспект комплексного занятия по лепке «Каравай, каравай» в первой младшей группе Цель данного занятия – сформировать интерес у малышей к соленому тесту, научить детей работать с данным материалом – отщипывать кусочки.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Русский каравай» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Русский каравай» Воспитатель МБДОУ.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Растеряшка» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Растеряшка» Цель: 1. Учить детей узнавать и выбирать среди нескольких предметов одежды.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Программное содержание. Образовательные задачи: 1. Формировать у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические.
Праздник «Где родился каравай» Выставка книг «В хлебе-наша сила» Выставка рисунков «Хлеб-всему голова» Выставка хлебных изделий «Хлеб-батюшка» Ход мероприятия: Республика.
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Там и рай, где каравай» Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Там и рай, где каравай» Цель: дать детям представление о профессиях тружеников.
Источник
Каравай. История создания праздничного хлеба.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Автор: Сизенёва Мария Андреевна
Наставник: Киричек Галина Петровна
(МДК04.01, МДК 05.01, МДК 06.01, Зарубежная кухня)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОРИСОГЛЕБСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
397160 Воронежская область, г. Борисоглебск,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли, родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Здоровье – главное богатство для
каждого человека, а хлеб – основной продукт, который люди употребляют ежедневно.
Цель – изучить историю караваев, новые тенденции выпечки караваев в наше время.
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце – рушнике. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством. Караваем же, по русскому обычаю, принято встречать дорогих гостей. Сверху на каравай ставится небольшая солонка с солью. Так и говорили – «встречать хлебом-солью». Гость непременно должен был отломить небольшой кусочек каравая и, посолив его, съесть. Так он выражал благодарность и уважение гостеприимным хозяевам. Так что каравай является ещё и символом гостеприимства.
Праздничный обрядовый хлеб – каравай – присуща всем славянским народам. Он выпекается на свадьбу, новоселье.
Традиция печь свадебный каравай сохранилась до наших дней. Предки дозволяли выпекать каравай только замужней женщине, которая при этом счастлива в браке и имеет послушных детей. Славяне верили, что часть своего счастья женщина способна передать через каравай молодоженам. Чем больше размер каравая, тем счастливее будет новоиспеченная семья. Иногда каравай делали таким большим, что для того, чтобы его достать, приходилось слегка разбирать печь. Наши предки ни в коем случае не позволяли себе кусать или ломать обрядовый хлеб. Его нужно было только трижды поцеловать. Разрезали каравай уже на свадебном пире, при этом орудовать ножом мог только ребенок. Выпечка свадебного каравая–это ответственно. В этом процессе каждая мелочь несет символический смысл.
Начнем с того, что хлеб –это дар щедрой матушки-земли. Каравай обязательно должен быть круглой формы. Тем самым воздается благодарность солнцу за плодородие и выражается пожелание молодым благосостояния. Ну а любой элемент на каравае выполняет не только декоративную функцию, и поэтому должен быть продуман и выбран правильно. Этот непременный атрибут каждой свадьбы должен выполнять функцию, заложенную в глубокой древности нашими предками.
Гроздья и веточки калины –обязательные украшения каравая
. С давних времен они являются символами любви.
Ржаные или пшеничные колоски–олицетворение достатка в семье.
Гроздья винограда –это выражение пожеланий молодой семье финансового благосостояния, а также здорового и многочисленного потомства.
Также свадебный каравай надо непременно снабдить какими-либо символами единения, неразлучности пары. Это могут быть два кольца, лебедь и лебедушка, солнце и месяц, переплетенные между собой «сердечки».
Косы также символизируют прочную и неразрывную связь, которая устанавливается между мужем и женой. Ну а заодно не дают караваю растечься и делают его более объемным и пышным –ведь чем пышнее он получится, тем богаче будет совместная жизнь
Каравай обязательно выносили на рушнике.
Для новобрачных каравай размещали на его красных концах, белая же середина рушника провисала. Обычно каравай выносила мать, а отец держал икону, которой благословляли
молодых. Узоры на рушнике имели сакральный смысл и напоминали о связях, которые
имеет человек со своими предками.
Первым делом возьмем 150 миллилитров молока, пару столовых ложек сахарного песка, дрожжи и 4 столовые ложки пшеничной муки. В теплое (не более 38 градусов) молоко добавляем дрожжи и сахар, перемешиваем и подсыпаем просеянную муку. Должна получиться масса, по консистенции как сметана — это называется опара. Ее мы оставим в тепле на 40-45 минут.
А пока займемся остальными ингредиентами: одну столовую ложечку молока оставим для смазывания домашнего каравая, а оставшееся соединяем со сливочным маслом, солью и сахарным песком (3 столовые ложки). Все подогреем на водяной бане или в микроволновой печи, чтобы масло растаяло.
Получилась молочно-масляная жидкая смесь. Остудим ее до приятного теплого состояния, то есть градусов до 37.
Перекладываем готовую опару в подходящую по размерам миску. Немного взбиваем куриные яйца, при этом оставим 1 желток для смазывания заготовки. Добавим в опару едва взбитые яйца.
Затем подсыпаем часть просеянной пшеничной муки — примерно два стакана. Перемешиваем все.
Теперь добавляем в тесто молочно-масляную смесь.
Перемешиваем и всыпаем остальную пшеничную муку.
Берем большую часть и делаем из нее гладкий круглый колобок. Перекладываем его на противень, который застилаем пергаментом и присыпаем мукой.
Из второго (меньшего) колобка делаем украшения. Делим его на 2 части. Из одной плетем косу и укладываем ее не очень плотно к колобку-основанию.
Вот такой домашний каравай у нас получился! Румяный и аппетитный.
Остужаем его на решетке, вынимаем шарик из фольги. Каравай готов.
Источник
Проект «Что такое каравай»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект «Что такое каравай» Выполнила: ученица 1 «б» класса МКОУ СОШ с. Хумалаг Кочергина Мирослава Руководитель: учитель нач. классов Тебиева Ирина Борисовна
«Каравай-каравай Кого любишь — выбирай!» Это пожалуй, самая популярная хороводная игра-потешка для малышей. В неё мы играли и в детском саду, и в школе. Очень часто в неё играют на детских праздниках и днях рождения.
С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого главного продукта.
Объект исследования: каравай Предмет исследования: символичные украшения каравая Цель исследования: изучить символику украшения каравая и традиции, связанные с ним Задачи: • Найти и структурировать материалы по данной теме, из литературных источников и Интернета; • Провести опрос «Что такое каравай» среди одноклассников и членов семьи; • Испечь каравай. Методы исследования: поиск и структурирование материала, анализ, опрос, сравнение. Гипотеза: Символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.
Караваи, выпекаемые по любому случаю были обязательно круглыми. Своей круглой формой они напоминают солнышко — свет и тепло. Символ плодородия и сытой жизни. Солнце дарит людям тепло, свет радость, а каравай дарит тепло человеческих рук.
В украшении каравая используются элементы растительного (шишки, орехи, листья и цветы) и животного мира (голуби, лебеди, соколы, гуси, утки). Это давало людям защиту и благоволение духов природы. Украшения из теста представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, плодородия
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце – рушнике. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством. Караваем же, по русскому обычаю, принято встречать дорогих гостей. Сверху на каравай ставится небольшая солонка с солью.
Так и говорили – «встречать хлебом-солью». Гость непременно должен был отломить небольшой кусочек каравая и, посолив его, съесть. Так он выражал благодарность и уважение гостеприимным хозяевам. Так что каравай является ещё и символом гостеприимства.
Правила игры «Каравай» Играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именнинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку: «Как на Мишины именины Испекли мы каравай Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать) Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать) Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать) Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать) Каравай-каравай Кого любишь — выбирай!» После этого водящий выбирает из круга другого игрока: «Я люблю, конечно, всех, Только — больше всех!» и танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим. Если игра начинается с настоящим именинником, то для того, чтобы игра получилась весёлой, надо постараться, чтобы в центре круга после него побывали все гости.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1591436
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
каравай
Полезное
Смотреть что такое «каравай» в других словарях:
КАРАВАЙ — или коровай муж. вообще, непочатой, цельный хлеб, либо колоб, кутырь, круглый ком. Каравай хлеба, каравай сыра, сала и пр. | ·собств. пшеничный хлеб на молоке, с яйцами и маслом, печеный в каравайнике муж. в посудине клином. | Каравай, тамб.… … Толковый словарь Даля
каравай — хлеб, коврига Словарь русских синонимов. каравай коврига Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
КАРАВАЙ — коровай, в восточнославянской мифологии и ритуалах обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. Приготовление К. было связано с комплексом обрядов, длившихся несколько дней с участием специальных жрецов (при… … Энциклопедия мифологии
каравай — КАРАВАЙ, коврига … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
КАРАВАЙ — в восточнославянской мифологии существо, олицетворяющее плодородие. Его символ священный хлеб … Большой Энциклопедический словарь
КАРАВАЙ — КАРАВАЙ. см. коровай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАРАВАЙ — КАРАВАЙ, я, муж. Большой круглый хлеб. На чужой к. рот не разевай (посл.). | прил. каравайный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАРАВАЙ — коровай, обрядовый круглый пшеничный хлеб у восточных славян … Этнографический словарь
каравай — каравай, коровай, обрядовый круглый пшеничный хлеб у восточных славян … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Каравай — У этого термина существуют и другие значения, см. Каравай (значения). Традиционный каравай, сделанный для украинской свадьбы в Австралии Каравай кру … Википедия
Источник
Тезисы исследовательской работы «Русский каравай»
Номинация «Социальный проект»
Авторы: Лодянова Мария, Калугин Назар, Дрон Александр, учащиеся 2 «В» класса МОБУ «Гимназия №7»
Руководитель: Якунина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Много традиций есть у русских людей. И одна из самых интересных и замечательных – к праздничному столу выпекать и подавать пышный каравай. И праздники в нашем классе тоже не обходятся без каравая. Нам стало интересно: почему именно каравай стал национальным праздничным блюдом? Узнать историю русского каравая и даже попробовать самостоятельно испечь его – стало целью нашей работы. Гипотеза: мы предполагаем, что история русского каравая очень интересна и связана с обычаями и традициями русского народа, с уважением к труду людей, чьими стараниями каравай появляется на столе. Мы поставили перед собой задачи: 1. Узнать историю русского каравая; 2. Выяснить, какое значение имеют украшения на каравае; 3. Выявить обряды, при проведении которых подавали каравай; 4. Найти народные игры, пословицы, поговорки о каравае; 5. Испечь каравай.
В первую очередь мы провели анкетирование, чтобы выяснить, знают ли гимназисты, что такое каравай и почему в России принято выпекать и подавать караваи к праздничным событиям. Большинство ребят объясняют значение слова «каравай» как «пирог», а вот историю «каравайной» традиции не знают. Поэтому сначала мы узнали историю каравая. Существует в русской культуре немало традиций, которые были основными еще во времена Древней Руси. Некоторые из них уже давно канули в лету, но есть и такие, что до сегодняшнего дня сохраняются и почитаются многими людьми. Именно такой интересной традицией осталось приготовление традиционного русского каравая. Встречать гостей караваем, который выносят на вышитом полотенце – рушнике, издавна принято у русских людей. «Хлеб-соль!» — такими словами с давних времен и до сих пор приветствуют в России дорогих гостей. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством. И еще, по старинному русскому обычаю, хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если его уронишь, то, подняв с земли, надо не только бережно обтереть, но и поцеловать и даже попросить у него прощения. Этот обычай исполнен огромного нравственного значения, в котором заложено уважение к труду и значению хлеба для человека. Сверху на каравай ставилась небольшая солонка с солью. Гость непременно должен был отломить небольшой кусочек каравая и, посолив его, съесть. Так он выражал благодарность и уважение гостеприимным хозяевам. Так что каравай является ещё и символом гостеприимства. Мы выяснили, что украшения на каравае имеют символическое значение. Караваи, выпекаемые по любому случаю были обязательно круглыми. Своей круглой формой они напоминают солнышко — свет и тепло, символ плодородия и сытой жизни. Солнце дарит людям тепло, свет радость, а каравай дарит тепло человеческих рук. В украшении каравая используются элементы растительного (шишки, орехи, листья и цветы) и животного мира (голуби, лебеди, соколы, гуси, утки). Это давало людям защиту и благоволение духов природы. Украшения из теста представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, плодородия. Мы нашли информацию об обрядах, при проведении которых подавали каравай. К каждому важному событию в народе предназначался свой каравай. К именинам — в сопровождении хоровода с песней «Каравай, каравай, кого любишь — выбирай». К приёму дорогих желанных гостей — «хлеб-соль»; к окончанию посевной, уборочной страды — каравай с колосьями. К свадьбе выпекался каравай-девичник, его богато украшали цветами и листиками. В справочной литературе мы нашли немало пословиц и поговорок, которые сочинил народ о каравае, хлебе: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб в закромах – счастье в домах», «Без золота проживешь, а без хлеба — нет», «Худ обед, коли хлеба нет». Мы побывали в школьной столовой и понаблюдали за процессом изготовления хлебобулочных изделий, которые так любят все школьники. Мы и сами испекли свой каравай и украсили его символичными украшениями. Своим караваем угостили других ребят-гимназистов. Мы подготовили и провели для младших устный журнал «Испекли мы каравай!» и выставку рисунков «Слава хлебу на столе!».
В результате проделанной работы мы пришли к выводу: в традиции выпекать и подавать каравай народом заложен глубокий смысл – каждый русский человек должен уважать труд, ценить продукт, который тысячелетиями даёт человеку силы и здоровье, любить и уважать национальные обычаи и традиции.
Проектная работа
«От зернышка до каравая»
ученика 2 «В» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»
города Вологды
Костина Даниила.
Предмет «Истоки».
Тема: «Нива и поле».
Руководитель проектной работы –
Соболева Светлана Юрьевна
Ноябрь 2016 г.
Г. Вологда План работы над проектом.
1. Узнать, откуда хлеб на стол пришёл?
2. Изучить, как зёрнышко превратилось в хлеб?
3. Собрать пословицы и поговорки о хлебе.
4. Практическая часть – испечь каравай и угостить одноклассников.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырём! Откуда хлеб на стол пришёл?
В новогодние праздники за нашим столом было много разных пирогов,
бутербродов и булочек. Мне стало интересно: откуда же взялся хлеб?
Заглянув в историю происхождения хлеба, я узнал много интересных
фактов. Хлеб – это дар земли. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошки
отдавать птицам.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного хлеба?
Он пахнет полем, речкой, небом, печью!
По мнению историков хлеб на территории Руси появился 15 000 лет
тому назад. Изначально люди поедали зёрна в сыром виде, а затем стали
растирать зёрна камнями, получая муку грубого помола. Они её варили и
делали кашу.
Историки считают, что мысль запекать хлеб пришла людям благодаря
случаю. Однажды во время приготовления каши, часть смеси попала в огонь и
получилась лепёшка, которая привлекла людей и цветом, и запахом. Поэтому
люди стали не варить хлеб, а выпекать.
Дрожжевой хлеб научились готовить в Египте. Это блюдо было доступно
только богатым людям.
Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было
сопряжено с присутствием хлеба на столе. Детей учили с детства относится к
хлебу не просто как к еде, а ценить хлеб, любить его так же как Родину,
родителей!
Во времена Великой Отечественной войны хлеб состоял из:
15% бумага,
9 % жмых,
3 % остатки из мешков,
1,5 % пыли из обоев,
1,5 % хвоя и т. д.
Формы для выпекания хлеба смазывали соляровым маслом. Такой хлеб
отправляли на фронт, пекли в блокадных городах. Паек такого хлеба,
размером со спичечный коробок, ценился больше всего и был лучшим
угощением. Как зёрнышко превратилось в хлеб?
В настоящее время ассортимент хлебобулочных изделий очень велик. Это
хлеба, батоны, булочки и сдоба. Но процесс производства хлеба очень
сложный. Появляется хлеб благодаря труду людей 120 профессий. Это
агрономы, трактористы, комбайнёры, селекционеры, водители, пекари и
кондитеры, и т. д. Как же зёрнышко превратилось в хлеб?
Используя опыт многолетних наблюдений, погодные условия, народную
П
мудрость – приметы, агрономы определяют сроки пахоты и боронования.
Пп
пААаааа В теплую прогретую весенними лучами солнца и влажную землю начинается
посев зерна, для этого специальные машины – сеялки. На посев отбирают
здоровые, самые лучшие и крупные зёрна. Ведь от их качества зависит
будущий урожай. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь»!
За молодыми всходами, а потом и за взрослыми растениями нужен
постоянный тщательный уход. Надо оберегать их от заморозков, сорняков и
вредителей, во время засухи обеспечить полив (оросительные системы). Только приложив много труда людей множества профессий маленькие
росточки превращаются в «золотую ниву», «золото полей».
Далее очень важно определить сроки уборки урожая: зерно должно быть
сухим, спелым; и надо успеть убрать огромные поля до наступления осенних
дождей. Иначе можно погубить весь урожай, труд многих людей. Самая ответственная и жаркая пора. Комбайнеры работают в поле с самого
раннего утра, а иногда даже и ночью.
Собранное зерно отвозят на элеватор. На элеваторе зёрнышки просеивают, провеивают (очищают, убирают
мельчайший мусор), высушивают. После элеватора зёрна сухие и чистые
готовые для изготовления хлеба, их везут на мельницу, где перемалывают в
муку.
Изготовленную муку везут на хлебокомбинаты и хлебозаводы, пекарни, где
наши зёрна окончательно превратятся в хлеб. Производство хлеба очень сложный процесс. Существует 3 этапа.
1 этап. Приготовление опары и замес теста. Опара – это смесь дрожжей и муки. Потом добавляют оставшиеся
ингридиенты, в зависимости от рецепта продукта. Полученное тесто стоит
ещё от 14 до 28 часов при низкой температуре. Так тесто созревает,
обогащается вкусом и запахом. Если сократить этот этап по времени, то
хлеб насыщают вкусом и ароматом другим способом – добавлением
различных ароматизаторов и добавок. Использование этих добавок приводит
к тому, что хлеб после нескольких дней хранения покрывается плесенью.
Настоящий хлеб, приготовленный традиционным способом с введением
опары, никогда не заплесневеет!
2 этап. Деление и формовка.
Готовое тесто раскладывается по различным формам и выпекается в
разных печах, в зависимости от вида продукции.
3 этап. Выпекание.
В настоящее время существует множество печей для выпечки
хлебобулочных изделий. Например, в подовых печах выпекают ржано
пшеничные изделия большого размера. А в ратационной печи выпекают
пшеничные батоны и булочки, там хлеб обдувается горячим воздухом и
благодаря вращению тележки равномерно пропекается со всех сторон.
Далее хлеб упаковывается и отправляется в магазин.
Пословицы и поговорки о хлебе Народная мудрость о тяжести труда хлебороба и ценности хлеба отразилась
в пословицах и поговорках.
Горька работа, да хлеб сладок.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба – половина обеда.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб да живот и без денег живет.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Хлеб да пирог и во сне добро.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлебсоль ешь, а правду режь.
Хлебсоль – конец обеду.
Хлебсоль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб хлебу брат.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет
тоска.
Хлеба нет – и друзей и не бывало.
Хлеба нет – и корочки нет.
Хлеба ни куска – и в горле тоска. Практическая часть
Вместе с мамой мы решили пройти все этапы приготовления хлеба и испечь
вкусный пышный каравай. Используя дрожжи, молоко, яйца, муку, замесили
тесто. Оставили его подходить на 2 часа. Затем раскатали, добавили мак и
сформировали 2 каравая, заплетая их косичкой. Потом поставили первый
каравай в духовку запекаться. Мне очень понравилось приготовление каравая,
я с нетерпением заглядывал в духовку, наблюдал, как каравай поднимался,
зажаривался. Хотелось поскорее его отведать. Первый каравай мы ели всей
семьей. Хорошо получилось! А второй я отнёс в школу, чтобы представить
свой проект и угостить одноклассников. Все ребята ели и нахваливали:
«Хороший каравай!», «Вкусный получился хлебушек!». Угощались, хвалили,
спасибо мне и маме говорили. А я сказал, что надо низко поклонится тем
людям, кто хлеб вырастил. сс
Слайд 1Проект
«Что такое каравай»
Выполнила:
ученица 1 «б» класса
МКОУ СОШ с.
Хумалаг
Кочергина Мирослава
Руководитель:
учитель нач. классов
Тебиева Ирина Борисовна
Слайд 2«Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»
Это пожалуй, самая популярная хороводная игра-потешка для малышей. В
неё мы играли и в детском саду, и в школе. Очень часто в неё играют на детских праздниках и днях рождения.
Слайд 4С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость
этого главного продукта.
Слайд 5Объект исследования: каравай
Предмет исследования: символичные украшения каравая
Цель исследования: изучить символику украшения каравая и традиции,
связанные с ним
Задачи:
• Найти и структурировать материалы по данной теме, из литературных источников и Интернета;
• Провести опрос «Что такое каравай» среди одноклассников и членов семьи;
• Испечь каравай.
Методы исследования: поиск и структурирование материала, анализ, опрос, сравнение.
Гипотеза: Символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.
Слайд 6Каравай – это буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного,
всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, — со своей богатой историей и традициями.
Слайд 7Для важнейших событий в народе предназначался свой каравай. К именинам —
в сопровождении хоровода с подблюдной песней «Каравай, каравай, кого любишь — выбирай»
К приему дорогих желанных гостей — «хлеб-соль»
Слайд 8К свадьбе выпекался каравай-девичник, его богато украшали цветами и листиками.
К
окончанию посевной, уборочной страды — каравай с колосьями
Слайд 9Караваи, выпекаемые по любому случаю были обязательно круглыми. Своей круглой формой
они напоминают солнышко — свет и тепло. Символ плодородия и сытой жизни. Солнце дарит людям тепло, свет радость, а каравай дарит тепло человеческих рук.
Слайд 10В украшении каравая используются элементы растительного (шишки, орехи, листья и цветы)
и животного мира (голуби, лебеди, соколы, гуси, утки). Это давало людям защиту и благоволение духов природы. Украшения из теста представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, плодородия
Слайд 11По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который
выносят на вышитом полотенце – рушнике. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством. Караваем же, по русскому обычаю, принято встречать дорогих гостей. Сверху на каравай ставится небольшая солонка с солью.
Слайд 12Так и говорили – «встречать хлебом-солью». Гость непременно должен был отломить
небольшой кусочек каравая и, посолив его, съесть. Так он выражал благодарность и уважение гостеприимным хозяевам. Так что каравай является ещё и символом гостеприимства.
Слайд 14
Правила игры «Каравай»
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий
(именнинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
«Как на Мишины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
«Я люблю, конечно, всех,
Только <имя> — больше всех!»
и танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим. Если игра начинается с настоящим именинником, то для того, чтобы игра получилась весёлой, надо постараться, чтобы в центре круга после него побывали все гости.
Слайд 15Заключение
Тема исследовательской работы стала интересной и актуальной. С хлебом мы встречаемся
ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого продукта. Изучая литературные источники, мы познакомились с историей каравая, символикой украшений и главными обрядами, связанными с ним. Мы убедились, что каравай — это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, — со своей богатой историей и традициями.
Издавна хлеб на Руси воспринимался как щедрый дар матушки-земли. Он являлся символом плодородия и богатства. Но особенную роль в жизни славян играл каравай, круглая форма которого напоминала о Солнце.
Традиция печь свадебный каравай сохранилась до наших дней. Предки дозволяли выпекать каравай только замужней женщине, которая при этом счастлива в браке и имеет послушных детей. Славяне верили, что часть своего счастья женщина способна передать через каравай молодоженам. А вот сажать в печь каравай должен был непременно женатый мужчина. В источниках, к сожалению, не указывается, должен ли он быть наделен такой же порядочностью, как та, что готовила каравай. Чем больше размер каравая, тем счастливее будет новоиспеченная семья. Иногда каравай делали таким большим, что для того, чтобы его достать, приходилось слегка разбирать печь. Наши предки ни в коем случае не позволяли себе кусать или ломать обрядовый хлеб. Его нужно было только трижды поцеловать. Разрезали каравай уже на свадебном пире, при этом орудовать ножом мог только ребенок.
2
Во время рукобития на девичнике
Каравай появлялся на свадебной «арене» задолго до церемонии. Например, он был одним из важных атрибутов обряда рукобития, являясь символом благополучного завершения сговора между представителями жениха и родителями невесты. Так, в Ярославской области сват соединял руки отцов невесты и жениха, трижды проводил под их руками караваем, а затем разламывал хлеб пополам и передавал отцам. В Курской губернии после успешного сговора сваты и родители невесты обменивались караваями. Каравай также пекся накануне свадьбы, когда невеста собирала подруг на проводы своей прежней жизни. Каравай так и назывался – «девичник».
На новоселье пекли очень большие караваи, что не удивительно, ведь на праздник собиралась вся семья, приезжали родственники и друзья. Тесто по традиции замешивал глава семейства, а вот выпекала хлеб хозяйка. На праздничном столе каравай занимал центральное место. Угощения должно было обязательно хватить всем участникам застолья, при этом несколько кусочков прятали по разным углам дома. Эта процедура была направлена, конечно же, не на поддержание сладкой жизни мышей и прочих грызунов, а способна была, по убеждению наших предков, избавить дом от напастей и беды.
Каравай сопровождал человека и в последний путь. Его выпекали до похорон, а во время обряда устанавливали на крышку гроба. После погребения каравай выступал в роли поминального угощения – его раздавали всем, кто пришел проститься с усопшим. Интересно, что каравай для похорон ничем не отличался от свадебного, а в случае похорон молодого неженатого парня и вовсе представлял собой свадебный атрибут, который закреплял союз покойника с матушкой-землей.
Символика каравая сочетает в себе женское и мужское начала. Изначально слово писалось и произносилось как «коровай» и этимологически было связано с лексемой «корова». Такое написание можно встретить, например, у Гоголя. Только позднее в процессе закрепления аканья в письменной речи «коровай» превратился в «каравай». Корова олицетворяла собой женское начало, а суффикс «-ай» являлся символом мужчины-быка. В этой связи не случайными оказываются украшения каравая скрученными из теста рожками.
Каравай, которым встречали гостей, обязательно выносили на рушнике. При этом, например, для новобрачных каравай размещали на его красных концах, белая же середина рушника провисала. Обычно каравай выносила мать, а отец держал икону, которой благословляли молодых. Узоры на рушнике имели сакральный смысл и напоминали о связях, которые имеет человек со своими предками.
7
Последний шанс насолить
Сначала караваи почти не декорировали. Если и допускалось украшательство, то скромными косичками. Позднее каравай стали украшать замысловатыми тестяными орнаментами, а также веточками калины, которую язычники наделяли мистическими свойствами. Сама ягода и ветки дерева символизировали любовь и счастье. А вот присутствие солонки на каравае не обязательно. Так, на свадебном каравае чаще она отсутствовала, зато была обязательным атрибутом на каравае «хлеб-соль», которым встречали гостей. Символическое значение солонки потрясающее: тому, кому преподносится такой каравай, дается последний шанс насолить хозяевам. В случае с молодоженами – насолить друг другу. После этого будьте любезны быть добрыми, порядочными и заботливыми.
Фаина Шатрова
Картина — К. Дацук