Рассказ про кикимору 5 класс по музыке

На чтение 2 мин Обновлено 12 июня, 2021

Сообщение о кикиморе 5 класс по музыке кратко может использовать, чтобы узнать историю создания одноименного музыкального произведения.

Содержание

  1. Доклад о кикиморе
  2. Как выглядит кикимора болотная?            
  3. Кратко о музыкальном произведении

Доклад о кикиморе

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии.

Великий русский композитор Анатолий Константинович Лядов в начале 80-х годов решил написать симфонические программные картины с использованием образов русских сказок. Замысел воплощался в жизнь долгие годы. Так, в начале ХХ века композитор завершил «Бабу-Ягу», «Волшебное озеро»,  а в 1909 году появилась «Кикимора». Первое исполнение произведения состоялось под управлением А. Зилоти 12 декабря 1909 года.

Как выглядит кикимора болотная?            

Согласно славянской мифологии Кикимора является злым богом и подробно описывается в книге И. Сахарова — «Сказаниях русского народа». Внешне она напоминает сгорбленную маленькую старушонку, которая покрыта мхом и травой, одетая она в рваные грязные тряпки. Людям Кикимора болотная показывается только в редких случаях, предвещая несчастье. Кроме того, старушка может принимать разный облик: то мужчины, то женщины, то красивой девушки, то любого животного.

Кратко о музыкальном произведении

Сначала идет медленное вступление, которое рисует сказочный пейзаж. На фоне низкое звучание сурдин со струнными басами, глухие литавры и тремоло, деревянные духовые и бас-кларнет. После под мягкое колыхание скрипок возникает колыбельный напев английского рожка и челеста. 

В основном разделе пьесы открываются прыгающие аккорды флейты с резким деревянным свистом. Местами слышны стремительные фразы под подхлестываемые остинатные ритмы. В целом данное музыкальное произведение очень динамично по характеру. Кажется, что оно задыхается от быстрого бега. Пьеса заканчивается исчезновением сказочного образа, его мгновенным уходом.

Надеемся, что «Кикимора» доклад 5 класс по музыке помог узнать много полезной информации на эту тему. А свой краткий доклад кикимора 5 класс в форме рассказа Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

«Кикимора» (народное сказание для оркестра)

Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная — злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой «Кикиморы» А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова — то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Анализ произведения.

Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия — волшебное царство Кудесника, «хрустальную колыбельку» (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы (звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной (её мягко поёт английский рожок — деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы (скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы). Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.

Необычно окончание этой оркестровой пьесы — противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой — Кикимора?

«Кикимора» (народное сказание для оркестра)
Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная — злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Литературной основой «Кикиморы» А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.
Народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной. 
Анализ произведения.
Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия — волшебное царство Кудесника, «хрустальную колыбельку» (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы ( звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной ( её мягко поёт английский рожок- деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.
Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы           ( скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы).  Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
Необычно окончание этой оркестровой пьесы — противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора?

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Попевка «Колокольчик»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?

Д: Фольклор.

У: А что такое фольклор?

Д: Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова —  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».(3 слайд) Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).

Кларнет

Инструмент

Ключ

Интонация

Мелодия

Опера

Рондо

Ария

Д: кикимора.

У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?

Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора — вредная, относится к отрицательным героям.

У: Сюжетом для сказочной картиной  «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Выдается текст со сказанием.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Слушание музыки. «Кикимора»

У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.

У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)

hello_html_m1ea230ed.jpg

У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.

Работа с текстом

Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.

У: Какой оркестр исполняет это произведение?

Д: Симфонический.

У: Назовите инструменты симфонического оркестра.

Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).

Игра “Составь название”.

Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой — народного.

КРИСКАП (С)

НАЯБ (Н)

АБТРУ (С)

ФРАА (С)

ИЛСГУ (Н)

АБЛАЛААЙК (Н)

Вступление.

У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.

У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?

Д: тембры музыкальных инструментов.

У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.

1 раздел — Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд 8)

2 раздел — Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел — челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)

У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.

У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.

Игра «Придумай ритм»

Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.

У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.

Соедините правильные ответы.

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»

КИКИМОРА

Народное творчество

ФОЛЬКЛОР

Тихая, плавная, певучая мелодия.

ЛЯДОВ

Музыкальный инструмент

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10. Подведение итогов.

  • Рассказ про кенгуру для детей
  • Рассказ про кедровую сосну
  • Рассказ про кедровку 4 класс
  • Рассказ про кедр 2 класс
  • Рассказ про квашеную капусту и зятя