— Да, это, конечно, святая правда, — сказал старый пан Карас. — Как покопаешься в своем прошлом, так и поймешь, что в нем достаточно материала для совсем других жизней. Однажды… по ошибке или по склонности… ты выбираешь одну из них и ведешь ее до конца; но хуже всего, что те, другие, те возможные жизни не совсем отошли в небытие И порой случается, что ты ощущаешь в них боль, как в отнятой ноге.
Когда мне было лет десять, я начал коллекционировать марки; папе это не нравилось, он думал, что я из-за этого буду плохо учиться; но у меня был товарищ Лойзик Чепелка, с которым мы и предавались филателистической страсти. Лойзик был сыном шарманщика, такой взъерошенный, как воробей, вихрастый и веснушчатый мальчишка, и я любил его, как только дети умеют любить товарища. Знаете, я старый человек, у меня были жена и дети, и я скажу вам — никакое чувство не бывает столь прекрасным, как дружба. Но на это человек способен лишь в молодости; позже он как-то черствеет и думает больше о себе. Такая дружба рождается от чистейшего восторга и восхищения, от избытка жизненных сил, богатства и безмерности чувства; в тебе его столько, что ты должен кому-нибудь его подарить Мой отец был нотариус, глава местной знати, весьма почтенный и строгий господин; а я всем сердцем привязался к Лойзику, чей отец был пьяным шарманщиком, а мать — забитой прачкой, и этого Лойзу я почитал как святого, преклонялся перед ним за то, что он более ловок, чем я, что он удачливый, самостоятельный и выносливый, что нос у него в веснушках и что он мог бросать камни левой рукой, — в общем, не помню, как много всего я в нем любил; бесспорно, это была самая большая любовь моей жизни.
Так вот этот Лойзик стал хранителем моей тайны, когда я начал собирать марки. Здесь кто-то сказал, что только мужчины понимают, что такое коллекционирование, и это верно; я думаю, в нас живет некий атавизм или инстинкт, сохранившийся с тех времен, когда мужчина коллекционировал головы врагов, захваченное оружие, медвежьи шкуры, оленьи рога и вообще все, что становилось его добычей. Но коллекция марок — это не просто собственность, это — вечное приключение; ты как бы с трепетом прикасаешься к краешку далекой страны, скажем, Бутана, Боливии или мыса Доброй Надежды; просто у тебя с этими чужедальними землями возникает что-то вроде личной, интимной связи. В общем, есть в коллекционировании марок некий мотив путешествий и мореплавания, короче, этакой всеобщей мужской тяги к приключениям. Это все равно как некогда с крестовыми походами…
Как я уже говорил, моему отцу это не нравилось; отцы обычно не любят, когда их сыновья заняты не тем, чем они сами, — я, господа, так же относился к моим сыновьям. Отцовство — вообще некое смешанное чувство; есть в нем великая любовь, но и какая-то предвзятость, недоверие, враждебность — не знаю, как это выразить; чем больше любишь своих детей, тем сильнее это другое чувство. Короче, мне с моей марочной коллекцией приходилось прятаться на чердаке, чтобы отец ни о чем не догадался; на чердаке стоял старый ларь из-под муки, и мы залезали в него, как два мышонка, и показывали друг другу марки: смотри, вот это Нидерланды, это Египет, и тут Swerige, то есть Швеция. И в том, что нам приходилось прятать наши сокровища, было нечто до греховности прекрасное. А добывать эти марки было еще одним приключением; я ходил по знакомым и незнакомым семьям и клянчил марки со старых писем. В некоторых домах, где-нибудь на чердаке или в секретере, хранились полные ящики старых документов, — самые блаженные часы я проводил, сидя на полу и перебирая пропыленные кипы бумаг в поисках экземпляра, какого у меня еще не было, — видите ли, по глупости, я не собирал дубликатов; и если мне попадалась старая Ломбардия или какое-нибудь из немецких маленьких княжеств или вольных городов — я испытывал прямо мучительную радость, — ведь всякое безмерное счастье причиняет сладкую боль. А Лойзик поджидал меня на улице, и когда я наконец выходил, то еще с порога шептал ему: «Лойза, Лойзик, там был один Ганновер!» — «Взял?» — «Ага!» И мы мчались с добычей домой, к тайнику.
В нашем городе были текстильные фабрики, выпускавшие низкие сорта джутовых, бязевых, ситцевых тканей и прочую хлопчатобумажную ерунду, все это производилось для цветных племен всего земного шара. И мне разрешили приходить на фабрики и искать марки в корзинах для бумаг; здесь были мои самые богатые охотничьи угодья: тут я находил Сиам и Южную Африку, Китай, Либерию, Афганистан, Борнео, Бразилию, Новую Зеландию, Индию, Конго, — не знаю, звучат ли еще для вас эти названия как нечто таинственное и желанное. Господин, какая радость, какая невероятная радость найти марку хотя бы из Straits Settlements. Или — Корея, Непал! Новая Гвинея! Сьерра-Леоне! Мадагаскар! Послушайте, такой восторг может понять только охотник, искатель кладов или археолог среди своих раскопок. Искать и найти — вот величайшее напряжение и удовлетворение, какое только может дать человеку жизнь. Каждому человеку следовало бы что-нибудь искать, — если не марки, то — истину или волшебный цвет папоротника, а то хотя бы каменные наконечники стрел и урны.
Да, это были прекраснейшие годы моей жизни, когда я дружил с Лойзиком и собирал марки; Но вот я заболел скарлатиной, и Лойзика не пускали ко мне, хотя он торчал у нас в коридоре и насвистывал, чтобы я его слышал. Как-то раз за мной не уследили, что ли; в общем, я удрал из постели и — шасть на чердак посмотреть свои марки. Я так ослабел, что с трудом поднял крышку ларя. Но ларь был пуст; коробка с марками изчезла.
Я не в силах описать вам мою боль и ужас. Вероятно, я стоял там, словно окаменев, и не мог даже плакать, так у меня сжалось горло. Во-первых, ужасно было потерять марки, мою величайшую радость; но еще страшнее было сознание, что, воспользовавшись моей болезнью, их, наверное, украл Лойзик, мой единственный друг. То был ужас, разочарование, отчаяние, скорбь, — знаете, просто поразительно, до чего сильны переживания ребенка. Как я спустился с чердака, я уже не помню; только после этого я снова слег, метался в жару, а в минуты облегчения все думал, думал… Ни отцу, ни тете я не сказал ни слова — матери у меня уже не было; я знал, что они совершенно меня не понимают, и это как-то отдаляло меня от них, — с того времени я уже никогда не питал к ним горячей детской привязанности. Измена Лойзика оказалась для меня чуть ли не смертельным ударом; это было мое первое и самое страшное разочарование в человеке. Нищий, говорил я себе, Лойзик — нищий и поэтому ворует; вот тебе за то, что ты дружил с нищим. Это ожесточило меня; с тех пор я стал делать различия между людьми — я утратил состояние социальной невинности; однако тогда я не понимал еще, сколь глубоко было потрясение и сколь многое во мне рухнуло.
Пересилив болезнь, я пересилил и боль от потери марочной коллекции. Только еще кольнуло в сердце, когда я увидел, что Лойзик тем временем завел новых товарищей; но, когда он прибежал ко мне, слегка смущенный после долгой разлуки, я сказал ему сухо и по-взрослому: «Катись, я с тобой не разговариваю!» Лойзик покраснел и не сразу ответил: «Ну и ладно!» С того времени он упорно, по-пролетарски ненавидел меня.
Именно это событие и повлияло на всю мою жизнь, на мой выбор жизни, как выразился бы пан Паулюс. Мой мир, если можно так сказать, был осквернен, я перестал доверять людям; научился ненавидеть их и презирать. Больше не было у меня друга; и когда я стал взрослеть, то начал даже гордиться тем, что мне никто не нужен и я никому ничего не прощаю. Потом я стал замечать, что меня никто не любит, и сам тоже стал презирать любовь и всякие сантименты. Так и вышел из меня высокомерный, честолюбивый, педантичный — одним словом, корректный человек; к подчиненным я относился зло, без жалости, женился без любви, детей воспитывал в трепете и страхе и своим прилежанием и добросовестностью добился немалых успехов. Такова была моя жизнь, вся жизнь; я не уделял внимания ничему, кроме своих обязанностей. И когда я почию в бозе, в газетах напишут, какой я был заслуженный работник и примерный человек. Но если бы люди знали, сколько во всем этом одиночества, недоверия и ожесточенности…
Три года назад умерла моя жена. Я не признавался ни себе, ни людям, но мне было невыносимо грустно; и от тоски я начал перебирать семейные реликвии, оставшиеся после отца и матери: фотографии, письма, мои старые тетради… У меня перехватило горло, когда я увидел, как заботливо мой строгий отец все это складывал и сохранял; вероятно, он все-таки любил меня. Этими вещами был забит целый шкаф на чердаке; и на дне одного ящика я нашел шкатулку, запечатанную печатями отца; я открыл ее — в ней лежала та самая коллекция марок, которую я собирал пятьдесят лет назад.
Не буду скрывать — у меня ручьем хлынули слезы, и эту шкатулку я отнес в свою комнату как некое сокровище. Значит, вот как было дело, понял я тогда. Значит, когда я болел, кто-то нашел мою коллекцию, и отец ее конфисковал, чтобы я из-за нее не запускал учебу. Ему не следовало этого делать; но и тут сказалась его строгая забота и любовь; не знаю отчего, но мне стало жаль и его и себя.
А потом пришла мысль: значит, Лойзик не крал этих марок. Господи боже, как я был к нему несправедлив. И встало передо мной лицо этого веснушчатого и вихрастого уличного мальчишки, — бог весть, что с ним случилось, и жив ли он еще!
Ах, как мне было мучительно стыдно, когда я все это восстанавливал в памяти. Только из-за несправедливого подозрения я потерял единственного товарища, — из-за этого я лишился детства. Стал презирать бедных, вел себя высокомерно, — поэтому я уже ни с кем близко не сошелся. Но одной только этой причине я всю жизнь не мог смотреть на почтовые марки без неприязни и отвращения и никогда не писал писем своей невесте, а затем жене, маскируясь тем, что стою выше проявления чувств; и моя жена страдала от этого. Вот почему я был так жесток и замкнут. Поэтому, только поэтому я сделал такую карьеру и столь образцово выполнял свои обязанности…
— Я пересмотрел всю свою жизнь, и вдруг она показалась мне пустой и бессмысленной. Ведь я мог жить совершенно иначе — пришло мне в голову. Если бы этого не случилось, — ведь во мне было столько жару и любви к приключениям, столько страсти и благородства, фантазии и доверчивости, столько удивительных и могучих дарований. Боже мой, да я мог быть совсем другим человеком — путешественником, актером или военным! Я мог любить людей, выпивать с ними, понимать их, мало ли что еще! Во мне словно таял некий лед. Я перебирал марку за маркой. Здесь были все они — Ломбардия, Куба, Сиам, Ганновер, Никарагуа, Филиппины, — все страны, в которые я тогда хотел поехать и которых уже не увижу. В каждой марке заключалась частица того, что могло быть и чего не случилось. Я просидел над ними всю ночь и судил свою жизнь. Я видел, что это была какая-то чужая, искусственная, безличная жизнь, а моя настоящая жизнь так и не осуществилась… — Пан Карас махнул рукой, — Как подумаю, чем только я мог стать и как я был несправедлив к Лойзику…
Слушая эту речь, патер Вовес вконец опечалился и разжалобился, — скорее всего, тоже вспомнил что-нибудь из собственной жизни.
— Пан Карас, — сказал он растроганно, — не стоит об этом думать, — что толку, теперь уж поправить ничего невозможно, невозможно начать жизнь сызнова…
— Невозможно, — вздохнул пан Карас, слегка покраснев. — Но знаете, по крайней мере, — по крайней мере, я снова начал собирать марки!
Кто не собирал в детстве почтовых марок?! Вспомните, как неотразимо влекли вас эти летучие вестники дальних стран, как вы старались разобрать замысловатые рисунки на них и крошечные надписи, подчас скрытые грубыми штрихами штемпелей. Но откуда появились марки и какая у них история? Что за наука филателия и для чего она нужна. Многое интересное о марках вы узнаете из этой статьи.
Краткая история про почту и марки
В далеких австралийских водах, между материком и Новой Гвинеей, среди коралловых рифов и подводных камней Торресова пролива, лежит маленький остров Буби. Здесь помещался самый маленький в мире океанский почтамт. Высокая мачта указывала на место, где расположена почта. У основания мачты лежала бочка с надписью «Почтамт». В этой бочке находились бумага, перья и чернила, записная книга и жестяная коробка, наполненная письмами. Моряки и путешественники, идущие мимо этого острова из Атлантического океана, оставляли здесь свою корреспонденцию на родину. Корабли, идущие мимо острова Буби в обратном направлении, забирали накопившиеся здесь письма.
В бочке хранились запасы пресной воды, морских сухарей и солонины. Капитан каждого судна, проходящего мимо острова, считал своим долгом пополнить эти запасы, которые могут оказаться такими драгоценными для заброшенных сюда кораблекрушением.
Необходимость получения известий из далеких мест берет свое начало в древности. Уже во времена Кира и Дария Гистаспа (558 – 485 лет до н. э.) почта древней Персии достигла большого совершенства.
В 1653 году Парижская городская почта ввела как знак оплаты небольшие квитанции, прикреплявшиеся к письмам. Это были маленькие лоскутки бумаги, наподобие бандеролей. Штемпеля уплаты за корреспонденцию и пошлины существовали в Лондоне, Сардинии, Австрии и в Китае. До 1840 года плата за почтовые услуги зависела от расстояния и была очень высока.
6 мая 1840 года в Британии появилась на свет первая марка “Чёрный пенни“. Изобретателем ее долгое время считался лондонский генерал-почтмейстер Роуленд Хилл, предложивший много реформ и, в частности, взимание по 1 пенсу за каждые 7 грамм отправления, независимо от расстояния.
Однако многие приписывают изобретение марок книжному торговцу и типографу Джеймсу Чальмерсу. Дело в том, что оба они выступили в Англии почти одновременно: в 1837 году Хилл выпустил свой знаменитый памфлет «Реформа почтовой службы, ее важность и осуществимость», где обосновывал всестороннюю выгодность нового дешевого почтового тарифа с уплатой вперед путем наклейки марки, а с 1834 года Джеймс Чальмерс выступил с проектами наклеиваемых марок небольшого размера и строго определенного типа.
Опыт Англии быстро переняли почтовые ведомства других стран. В 1842 году марки появились в Нью-Йорке, а через год уже в Бразилии. Затем подключилась Франция, Бельгия. Первая марка в России появилась 10 декабря 1857 года, выполнена художником Францом Кеплером.
На заре филателии марки собирали не только для составления мозаичных картин. В 1898 году один английский коллекционер составил из марок географическую карту США, длиной 3 метра и шириной около двух с половиной. На эту карту ушло 2 139 марок английских колоний, преимущественно редких и дорогих.
Конечно, такое коллекционирование было еще очень далеко от филателии — науки о собирании и исследовании знаков почтовой оплаты. Однако очень скоро художественное выполнение и занимательное содержание почтовых марок начали привлекать к коллекционированию все большее число людей. Доступная цена и небольшие размеры марки, легкий способ ее получения, официальный характер этого маленького документа — все это сделало марку одним из самых интересных предметов коллекционирования.
Уже в 1862 году в Британии вышло первое руководство по собиранию марок. В 1891 году во Франции появился каталог марок, вышедших во всем мире. Уже ко времени I мировой войны во всем мире издавалось свыше 800 журналов, посвященных филателии. В настоящее время книги, журналы и газеты, посвященные филателии, издаются даже в самых отдаленных уголках земного шара — на Ямайке, в Исландии, на Мадагаскаре.
Филателия – что за наука?
Филателия служит политике и религии, искусству и науке, выполняя в руках господствующего класса, нужную ему роль. Ведь марки проникают с письмом повсюду: во дворцы, обычные дома, хижины на далеких островах и даже за тюремные решетки.
Изучая филателию — науку о марках, получившую признание во всех культурных странах, вы столкнетесь с историей, экономикой и политикой, с искусством, бытом и техникой всех стран и народов, так как нет такой темы, которая где-нибудь не была бы затронута на марках. Собирая и исследуя марки, вы получите массу новых сведений по всем отраслям знания, расширите свой кругозор, разовьете в себе вкус, аккуратность, любовь к порядку и систематичности.
Какой наглядный подсобный материал дают марки для изучения истории и актуальных событий к примеру первой половины 20 века. В 1921 году выпущена серия марок РСФСР, среди которых привлекла внимание филателистов всех стран марка — аллегория с выполненным изображением рабочего, попирающего убитого им дракона.
В 1923 году выпущены марки СССР с изображением знаменитых скульптур Шадра (головы рабочего, крестьянина и красноармейца). Эта серия марок, достоинством от 1 коп. до 5 руб., известна у филателистов под названием «золото» (так как цена марок была обозначена в твердой золотой валюте).
Уже к 1930 году во всем мире насчитывалось свыше 50 тысяч различных марок, в 1970 порядка 70 тыс., а на сегодняшний день уже более 1 миллиона. Трудно предположить, чтобы кому-нибудь удалось собрать полную коллекцию их. Поэтому в последнее время получил распространение новый метод коллекционирования — подбор марок разных стран или одной какой-нибудь страны по отдельным темам.
Тематика для такого коллекционирования бесконечно разнообразна: история, политика, экономика, наука, искусство. В марках — таковы основные вехи тематического коллекционирования. К примеру существует прекрасный подбор марок на тему «Развитие транспорта».
На нескольких страницах альбома последовательно изображены все виды водного, сухопутного и воздушного транспорта. Здесь простые челноки, парусные лодки, галеры, пароходы и океанские суда, велосипеды, мотоциклы, автомобили и паровозы, самолеты и дирижабли — на марках десятков различных стран. Такие тематические подборы марок являются прекрасным наглядным пособием к изучению различных наук. Этот способ особенно ценен для юных коллекционеров. Незаметно и без труда, желая узнать, что изображено на марке и чему она посвящена, коллекционеры приобретают познания из жизни народов и природы всего мира. Ведь каждая марка о чем-то говорит, приносит с собой то из глубины веков, то из современности какие-то образы, рассказывая о каких-то событиях, людях, вещах.
В Беларуси с распадом СССР также издавалось множество красивых и интересных марок на различные темы, в том числе и про достопримечательности.
Увлечение марками и их коллекционирование
Вот марки из Чили и Египта, Канады и Австралии — марки из самых отдаленных уголков планеты. Они были там, эти маленькие проштемпелеванные картинки, они принесли с собой очарование дальних стран, частицу их манящей экзотики. Эти ярко раскрашенные бумажные квадратики и прямоугольники, окаймленные изящной рамкой зубцов, хранили крохотные и четкие изображения живописной и грозной природы, диковинного животного и растительного мира заморских неведомых стран. Сквозь эти пестрые оконца в мир, казалось вам, — поблескивали в лучах солнца огромные водные пространства морей и океанов, перед вашим ищущим пытливым взором расстилались зыбучие пески пустынь и зеленые массивы дремучих лесов, в воображении возникали шумные столицы мира.
Перелистывая альбом — предмет гордости и вожделения друзей, вы мысленно совершали кругосветное путешествие. Небольшие картинки, пролетающие сотни и тысячи километров, почтовые марки приносили с собой на страницы альбома то запах кофе с плантаций Мадагаскара, то влажные испарения тропических лесов Бразилии; безмолвие ледяных полей. Тундра севера сменялись жарким дыханием тропиков. И фантазия уносила на своих крыльях то к далеким берегам Восточной Африки, где бурный рев Индийского океана заглушает стоны невольников на кофейных плантациях Мозамбика, то в прерии «Дикого Запада» Северной Америки, где бродили на воле неисчислимые стада бизонов.
С марок Конго и Либерии, Абиссинии и Ньяссы смотрели люди и звери далекой Африки. Вам чудился грозный топот носорога, продирающегося сквозь чащу от преследующих его охотников, и трубный звук дикого слона, почуявшего опасность; вы слышали рыкание львов, выходящих на добычу, и лай шакалов в предрассветной тишине пустыни. Вы любовались плавным бегом жирафа, шея которого подобна раскачивающейся мачте корабля в бурю; быстроногие антилопы состязались в беге, стада диких буйволов направлялись на утренний водопой.
Почтовые марки — это не только вестники дальних стран, не только знаки почтовой оплаты. Почтовые марки — немые свидетели войн и революций, документы исчезнувших государств, исторические памятники.
Почтовые марки являются произведением лучших художников и выдающихся мастеров граверного и типографско-литографского дела. Как памятники материальной культуры они могут быть одним из средств для изучения эпохи, подобно книгам, картинам и скульптуре.
Кратко о марках Испании
Испания считается родиной многих очень ценных, высокохудожественных почтовых марок, раскрывающих одну за другой страницы из истории и культуры великого испанского народа. Знаменитому испанскому художнику и карикатуристу Франсиско Гойя-и-Луцентису посвящены две красочные серии марок. На первой дан портрет живописца в 11-ти различных красках и его знаменитая картина «Нагая Маха». На второй серии в марках авиапочты представлены четыре лучшие гравюры из его знаменитых офортов, в которых великий живописец бичевал пороки аристократии, инквизиции и духовенства.
К 300-летию со дня выхода из печати всемирно известных «Приключений хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» была выпущена одна из самых замечательных серий почтовых марок Испании. На темы произведения Сервантеса выпущены десять прекрасно выполненных литографским способом марок большого формата с главными cценами из романа. В память 300-летия со дня смерти гениального писателя выпущены марки с его портретом и с изображением памятника ему.
В честь славного мореплавателя Христофора Колумба были выпущены две серии марок. На них изображены каравеллы на пути в Новый Свет, сцены прощания Колумба с родиной в Палосе 2 августа 1492 г. и высадки 12 октября 1492 г. на острове Гуанахани в Америке.
Известно, что Колумб до конца своих дней не подозревал грандиозности своего открытия, он был уверен, что нашел долгожданный морской путь в Индию.
Во время героической борьбы испанского народа с мятежниками и интервентами Испанская республика выпустила прекрасно оформленную почтовую марку в память об известном скульпторе Грегорио Фернандесе.
На марках появилось также изображение величайшего испанского живописца Диего Веласкеса. Интересны марки, выпущенные городскими муниципалитетами Испании, с целью сбора средств на нужды народного фронта. На этих марках изображены бойцы народной милиции, эмблема народного фронта и другие антифашистские рисунки. Марки наклеивались на письма в дополнение к почтовому сбору.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретический анализ………………………………………………………4
-
История возникновения первой марки………………………………………4
-
Классификация почтовых марок……………………………………….……5
-
Форма почтовых марок………………..……………………………………..6
-
Гашение марок………………………………………………………………..6
Глава II. Филателия………………………………………………………………….9
Глава III. Интересные факты о марках…………………….……………….………8
Глава IV. Практический анализ…………………………………………….………10
4.1 Роль почтовой марки в обществе……………………………………………10
4.1 Посещение почтового отделения…………………………………………..10
4.2 Беседа с филателистом………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………….…………………….13
Выводы………………………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………….……….15
Приложение 1 ………………………………………………………………………16
Приложение 2……………………………………………………………………….20
Приложение 3……………………………………………………………………….25
Приложение 4……………………………………………………………………….26
Введение
«Несмотря на появление новейших
средств связи и коммуникаций,
марка сохраняет свою культурную и
историческую ценность»
В.В. Путин.
В этом учебном году я впервые написал письмо Деду Морозу. Когда мы с мамой пошли отправлять его на почту, я увидел, как на конверт наклеивают марки. Меня это заинтересовало. Раньше я видел марки в коллекции сестры, но никогда не задумывался о их назначении. Когда появилась первая марка? Кто ее придумал? Для чего она нужна? Сколько марок нужно наклеить на письмо? Мне захотелось побольше узнать об этом. Вместе с мамой мы решили найти ответы на интересующие меня вопросы и я решил свою исследовательскую работу посвятить этой теме.
Актуальность темы: я считаю эту тему актуальной, потому что в настоящее время все меньше людей пользуются услугами почтовых отправлений. На смену бумажным письмам пришли электронные письма, которые доходят до адресата в считанные секунды. Исчезнут ли марки? – вот вопрос в котором я хочу разобраться.
Гипотеза:предположим, что в ближайшее время марки исчезнут.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с историей создания марки, используя доступную литературу и интернет-ресурсы.
2.Провести опрос среди ребят школы.
3. Посетить почтовое отделение.
4. Провести беседу с филателистом.
5.Рассмотреть семейную коллекцию, используя полученные знания.
6. Сделать вывод о подтверждении или опровержении моей гипотезы.
Цель работы: исследовать почтовые марки и их значимость в современном мире.
Объект исследования: коллекция почтовых марок.
Предмет исследования: филателия.
Методы исследования:
-
теоретический (анализ литературы, работа с Интернет–ресурсами, обобщение данных)
-
практический (провести анкетирование среди учеников школы, посетить почтовое отделение, провести интервью с филателистом)
Теоретическая и практическая значимостьмоего исследования заключается в том, чтобы узнать историю марок, их значение и рассказать одноклассникам о своих исследованиях на уроке ИЗО.
Этапы работы:
I .Организационно-подготовительный этап.
-
Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
II. Экспериментально-аналитический этап.
-
Работа с различными источниками информации, обобщение полученной информации по теме.
-
Проведение анкетирования учеников школы.
-
Посещение почтового отделения.
-
Беседа с филателистом.
-
Анализ полученных данных.
III.Заключительный этап.
-
Формирование выводов.
Глава I. Теоретический анализ
-
История возникновения первой марки
Согласно легенде, в 1836 году, англичанинРоуланд Хилл путешествовал по Ирландии.Однажды в трактир, где в это время находился Хилл, зашел почтальон с письмом для служанки. Девушка явно обрадовалась, но получать корреспонденцию отказалась. В то время, по правилам почты, за письмо должен был заплатить получатель. Хилл уплатил почтальону три с половиной шиллинга, именно столько стоила в то время доставка, но девушка заявила, что письмо ей не нужно, поскольку в конверте ничего нет. Как выяснилось, они с братом, живущим в Лондоне, давно ведут такую странную переписку. Брат отправлял ей пустой конверт, это означало, что у него все в порядке. Сестра отказывалась принять письмо, и оно уходило обратно отправителю. Получив свое письмо обратно, брат понимал, что у сестры тоже все хорошо.
Позднее, Хилл выяснил, что это далеко не единичный случай. Такую «немую» переписку использовали многие жители Великобритании. Почта несла немалые убытки.
В голову Хилла пришла мысль: нужно брать плату за письмо вперёд. Он предложил за каждое письмо брать плату в один пенни с того, кто отправляет письмо, а на письмо наклеивать маленький кусочек бумаги, и на него ставить печать, что бы означало, что за письмо оплатили.
Первая почтовая марка появилась в мае 1840 года. Роуленд Хилл писал об этом в своем дневнике: «В первый раз марки выпущены сегодня в Лондоне для населения. Страшная суматоха на почтамте».
Как же выглядела самая первая марка? Она была довольно простой, одноцветной – черного цвета. На ней было изображение профиля правящей в то время королевы Виктории. На ней красовалась надпись с обозначением ее стоимости – один пенни. Поэтому ее так и прозвали – «черный пенни» (см. приложение 1 рис.1).
Положительную сторону использования почтовых марок очень скоро оценили в большинстве стран мира. Интересно отметить, что на любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка. Сегодня Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от обязанности указывать наименование страны на марке.
Первая почтовая марка в России пущена в обращение в 1858 году. На марке красовался герб — двуглавый орел и указывалась стоимость (см. приложение 1 рис.2).
-
Классификация почтовых марок
Существует огромное разнообразие видов почтовых, полупочтовых или непочтовых марок. Ниже перечислены лишь некоторые из них:
Официальные почтовые марки — знаки почтовой оплаты, выпущенные государственной почтовой службой и используемые в качестве оплаты различных почтовых отправлений. Их можно разделить на три категории:
-
Марки, поступающие в свободную продажу для оплаты почтовых отправлений.
-
Предназначенные для внутренних нужд или потребностей определённых заведений (например, служебные марки). Обычно не попадают в продажу.
-
Для оплаты некоторых налогов (например, военно-налоговые марки).
Полуофициальные марки — выпущенные непочтовыми учреждениями или организациями, используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов.
Неофициальные марки — марки, выпущенные общественными, частными организациями или лицами.
Марки частных почт — к этой категории относятся марки частных городских и гостиничных почт (например, марки частных местных почт).
-
Форма почтовых марок
Обычно марка представляет собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесенным на оборотную сторону. Но встречаются и другие формы марок.
В настоящее время известны марки следующих форм: прямоугольник (самая популярная форма), квадрат, треугольник, ромб, круг, трапеция, овал, свободная форма (форма марок может повторять контур карты страны, кокосового ореха, банана). Встречаются также пятиугольные, шестиугольные и восьмиугольные марки (см. приложение 2 табл.1).
-
Гашение марок
Гашеной называется почтовая марка, на которой нанесен почтовый штемпель. Марка, наклеенная на конверт, означает, что письмо оплачено. Чтобы марку нельзя было использовать повторно, при поступлении письма на почту она гасится оттиском штемпеля. Отсюда и название — гашеная марка.
Изучая информацию, я узнал, что существуют ещё конверты первого дня. Конверт первого дня — это специальный конверт, на котором наклеенные почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска.
Конверт первого дня должен содержать в себе три обязательных элемента:
— собственно сам конверт;
— знак почтовой оплаты (марка, блок);
— почтовый штемпель первого дня.
В семейной коллекции я обнаружил несколько таких конвертов:
-
Конверты декоративно-прикладное искусство России. Кружево (см. приложение 1 рис.3).
-
Конверт эстафета олимпийского огня. Сочи 2014 (см. приложение 1 рис.4).
Так же в коллекции оказались подарочные марки со штемпелем первого дня (см. приложение 1 рис.5).
Вывод: Почтовая марка – это средство почтовой оплаты. Служит для облегчения сборов за почтовые отправления.
Глава II. Филателия
Собирание почтовых марок началось практически сразу после появления первых почтовых марок. К концу XIX века филателия стала повальным увлечением. Этому увлечению поддались даже царствующие особы и целые государства. Филателия — коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты. Что же означает само слово «филателия»? Оно складывается из двух греческих слов: «люблю» и «пошлина» («сбор»), т.е. «любящий знаки оплаты».Что касается численности филателистов в мире, то разные источники приводят разные цифры: от 10 до 100 миллионов человек.
Филателия — это не простое увлечение, как многим может показаться. Ведь это хобби несет в себе огромнейший познавательный потенциал, стимулирующий любознательность, интерес к истории родной страны у молодежи и подрастающего поколения. Кроме этого, почтовая марка — это не просто клочок бумаги. Это еще и настоящее произведение искусства, хоть и маленькое по размеру. Почтовые марки — это своеобразные «визитки» государства, над созданием которых трудился не один десяток талантливых художников. Филателия — удовольствие не из дешевых. Яркое тому доказательство — самые дорогие марки СССР, цены на которые порой сопоставимы с ценой однокомнатной квартиры или новенького автомобиля! Поэтому, позволить себе приобрести отдельные экземпляры почтовых марок может далеко не каждый.
Филателисты коллекционируют не только новые марки. Многие коллекционеры считают, что истинная ценность марки заключается в выполнении ей своей миссии, т.е. они коллекционируют гашеные марки. Оттиск почтовых штемпелей несет дополнительную информацию.
Вывод: Почтовая марка является не только средством оплаты почтовых услуг, но это еще предмет коллекционирования, отражающий историю той или иной страны.
Глава III. Интересные факты о марках
Изучая данную тему, я узнал интересные факты о марках.
-
На любой почтовой марке напечатано латинскими буквами страна ,
котрая ее выпустила. Исключением является лишь Великобритания, как страна первая выпустившая марку. На ней представлен профиль правящего монарха.
-
Художник Владислав Коваль во время учёбы в Москве посылал
письма родным. При этом марки на конверты он не наклеивал, а рисовал, и все письма дошли в таком виде.
-
Во многих странах значительная часть марок выпускается для продажи
коллекционерам. Это повышает доход государства.
-
Высокие технологии применяются в изготовлении почтовых марок,
например, 2 года назад, в Австралии выпустили особую серию 3-D марок, на которых изображены мифические существа. Специальные очки можно купить вместе с маркой.
-
Самая дорогая в мире на настоящее время – это единственная
сохранившаяся шведская марка под названием Treskilling Yellow, которую выпустили ещё в 1855 году. Стоимость этой марки на аукционе составила 2,3 млн. долларов.
-
В одном из музеев немецкого Вупперталя хранится коллекция из
нескольких тысяч открыток, изображающих один и тот же пейзаж, но украшенных марками многих стран. Каждому гостю музея служители вручают чистую открытку с просьбой выслать её обратно после возвращения на родину.
Вывод: Марки по-прежнему популярны в разных странах и востребованны в большей части как предмет коллекционирования.Это подтверждается наличеем сайтов по данной теме.
Глава IV. Практический анализ
4.1. Роль почтовой марки в современном обществе
Для выяснения роли марки в современном обществе мы провели анкетирование среди учеников школы. Было опрошено 19 человек.
При анкетировании школьникам были заданы 5 вопросов:
1.Пишите ли вы письма?
1. Отправляете ли письма почтой?
2. Часто ли пользуетесь почтовыми марками в настоящее время?
3. Знаете ли вы как, называется увлечение по коллекционирования марок?
4. Занимается ли кто- нибудь из ваших знакомых коллекционированием марок?
Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы (см. приложение 3).
Анкетирование показало, что большая часть опрошенных не пишет письма. Из 19 человек лишь 6 – пишут письма. И из них только 5 человек отправляют их почтой. При этом пользуется почтовыми марками всего один из опрошенных. А то, что увлечение по коллекционированию марок называется филателией, не ответил ни один из опрошенных. При этом у 6 человек знакомые занимаются коллекционированием марок.
Вывод: В век современных технологий, молодое поколение в меньшей степени пользуется почтовыми письмами и мало знают о марке, как о предмете почтовой оплаты и предмете коллекционирования.
4.2. Посещение почтового отделения
Проанализировав данные после опроса учеников, я решил посетить почтовое отделение г.Семенов (см. приложение 4 фото 1).
Работник почты рассказал нам о марке, как о предмете почтовой оплаты. Показал, где обычно размещают марки на конвертах и как они гасятся штемпелем.
Из его рассказы я узнал, что марка наклеивается не только на письма, но и на бандероли и заказные письма, которые не заменит интернет. Количество наклеенных марок зависти от веса. На конверты с литерой А (в верхнем правом углу конверта) наклеивать марки не надо, если вес не более 20 г. Если письмо весит больше, то за каждый грамм нужно наклеить марку стоимость 2,5 рубля.
Так же я узнал, что люди хоть и в меньшей мере, но пользуются услугами почтовых отправлений. Число отправлений возрастает к праздникам. И, хотя люди все больше пользуются электронными письмами, все же востребованность в заказных письмах и бандеролях остается.
Узнал, что на почту приходят школьники-филателисты. Они покупают новые марки, пишут письма другим филателистам для обмена марками. Мне показали новые марки, поступившие в продажу. Одна тематика была посвящена предстоящему чемпионату мира по футболу. Мы с мамой с удовольствием приобрели эти марки.
Вывод: Почтовая марка — специальный знак почтовой оплаты, обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Они по-прежнему остаются востребованными в почтовых отделениях.
4.3. Беседа с филателистом
Что представляет собой марка, как предмет коллекционирования? Для этого я решил побеседовать с филателистом (см. приложение 4 фото 2). Это моя сестра. В её коллекции насчитывается более 2500 марок. Это марки разных стран. В ее альбомах они разложены по тематикам. Наибольшее количество марок имеют темы: «Куба», «Спорт» и «Искусство».Из беседы с филателистом я узнал, что коллекционирование марок не только интересное, но и познавательное занятие. Марки могут многое рассказать об истории той или иной страны, о знаменитых людях, о животных и растениях. Тематик очень много. Марка является поводом для знакомств: с декоративно-прикладным искусством России, с важными событиями в истории стран, с историческими личностями, удивительным миром природы и многим другим.Она рассказала, что обычно каждый филателист определяется с одной или несколькими тематиками, какие он хотел бы коллекционировать. Собирая выбранную тему, он не только складывает приобретенные марки в альбомы. Он еще изучает каждую марку (что на этой марке изображено, в честь какого события она выпущена) и тем больше узнает информации по той теме, которую выбрал для коллекционирования.
Показывая свою коллекцию, она обратила мое внимание на то, что в ней преобладают гашеные марки. Они были приобретены вместе с журналами «Почтовые марки мира». В этих журналах она много узнала о приобретенных марках.
Филателист рассказал,что с помощью марок можно узнать события, происходившие в обществе и государстве в разное время. Мы рассмотрели изображения 20 марок разных тематик. На каждой из марок есть год выпуска. На некоторых марках присутствует краткое название события, которому она посвящена. У нас не вызвало особого труда, чтобы высчитать дату произошедшего события.
Результаты проделанной работы мы оформили в таблицу. Первый столбец – год выпуска марки, второй – описание события, в третьем – дата события, а в четвертом – отсканированное изображение марки из коллекции сестры (см. приложение 2 табл.2).
На других марках мы обнаружили разные темы – цветы, животные, насекомые, транспорт.
Вывод: По коллекции марок можно читать историю государства и общества, узнавать окружающий мир. Более детальное изучение изображениямарок ведет к саморазвитию.
Заключение
Чтобы повысить интерес своих одноклассников к маркам, я подготовил небольшую презентацию на тему «Почтовые марки» и на уроке ИЗО выступил перед классом (см. приложение 4 фото 3).Классный руководитель Марина Анатольевна на уроке предложила ученикам нарисовать свои марки. Темы могли быть самые разные. Самые удачные эскизы марок представлены в работе (см. приложение 1 рис.6). Со стороны одноклассников, я увидел интерес к представляемой теме. Надеюсь, что их заинтересованность перерастет в интересное и полезное увлечение под названием филателия. А про себя я могу сказать, что я — начинающий филателист. И марки, приобретенные мной при посещении почтового отделения, это первые марки моей, пока не многочисленной коллекции.
Выводы
Проведя исследовательскую работу, я увидел, что моя гипотеза не подтвердилась. Исследование показало, что
-
Марка является средством оплаты почтовых услуг
-
Она необходима для облегчения доставки писем
-
Марка является предметом коллекционирования, отражающим историю и культуру той или иной страны.
На марках изображаются самые важные события, известные люди, животные, птицы и многое другое. Многообразие марок – это большой мир неизвестного. Изучая их, можно бесконечно узнавать много нового и интересного.
Литература
-
Журналы «Почтовые марки мира»
-
Настольная книга филателиста. Марки России и СССР/ С.В.Аксёнова, Е.Н. Пакалина. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 400 с. : ил. – (Популярная энциклопедия).
-
https://stamps.ru/blog/velikie-znamenitye-izvestnye-o-kollekcionirovanii
-
http://muzey-factov.ru/tag/postage-stamps
-
-
http://история-вещей.рф/dengi/pochtovyie-marki.html
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Почтовая_марка
Приложение 1.
Изображения марок.
Рис.1. Первая почтовая марка «черный пенни»
Рис.2. Первые почтовые марки России
Рис.3. Конверт первого дня. Декоративно-прикладное искусство России. Кружево
Рис.4. Конверт первого дня. Эстафета олимпийского огня. Сочи 2014
Рис.5. Подарочные марки со штемпелем первого дня.
Рис.6. Эскизы нарисованных марок.
Приложение 2.
Таблицы.
Табл.1. Форма марок.
Название формы марок |
Фото марок |
ПРЯМОУГОЛЬНИК — самая популярная форма |
|
КВАДРАТ |
|
ТРЕУГОЛЬНИК |
|
РОМБ |
|
КРУГ |
|
ТРАПЕЦИЯ |
|
ОВАЛ |
|
свободная форма — некоторые страны выпускают марки так называемой свободной формы. Форма марок может повторять контур карты страны, кокосового ореха, банана. |
|
Встречаются также пятиугольные, шестиугольные и восьмиугольные марки. |
Табл.2. Анализ дат юбилейных марок
Год выпуска марки |
Событие |
Дата события |
Изображение марки |
1991 |
250-летие плаванияВ.И.Беринга и А.И.Чирикова к берегам Америки |
1741 |
|
1984 |
50-летие героического похода «Челюскина» |
1934 |
|
1987 |
70 лет Великого Октября |
1917 |
|
2013 |
50 лет первому полету женщины в космос |
1963 |
|
1983 |
200 лет городу герою Севастополю |
1783 |
|
1990 |
150 лет первой в мире почтовой марки |
1840 |
|
2012 |
1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства |
1012 |
|
1980 |
150 лет со дня рождения А.К.Саврасова |
1830 |
|
1990 |
120 лет со дня рождения В.И.Ленина |
1870 |
|
1984 |
Четырнадцатые зимние олимпийские игры |
1984 |
|
1988 |
Начало создания мультфильма «Ну, погоди!» |
1969 |
|
2014 |
250 лет Государственному Эрмитажу |
1764 |
Приложение 3.
Диаграмма.
1. Пишите ли вы письма?
1. Отправляете ли письма почтой?
2. Часто ли пользуетесь почтовыми марками в настоящее время?
3. Знаете ли вы как, называется увлечение по коллекционирования марок?
4. Занимается ли кто- нибудь из ваших знакомых коллекционированием марок?
Приложение 4.
Фотографии событий
Фото 1. Посещение почтового отделения.
Фото 2. Беседа с филателистом.
Фото 3. Презентация на тему «Почтовые марки».
18
Updated: 27.02.2020
Филателия — это, пожалуй, один из самых распространённых видов коллекционирования. Термин произошёл от греческих слов «phileo» («друг» или «любить») и «atelia» («избавление от платы, пошлины»). В Древней Греции отправитель письма оплачивал его пересылку, и на отправлении ставили так называемый телос — отметку, освобождающую получателя от платежа. Спустя века на смену телосу пришла почтовая марка — небольшой бумажный знак, выполнявший ту же функцию, то есть свидетельствовавший об оплате пересылки письма.
Филателия. Как всё начиналось
6 мая 1840 года, Лондон. Юридическая фирма Oliverson, Denby and Lavie. Её адвокаты отправляют в Шотландию ценное письмо. В этот день они впервые в мире применили франкирование (маркирование) отправления с помощью марок, и именно с этого дня принято отсчитывать историю филателии — коллекционирования почтовых марок и иных знаков оплаты. Адвокаты использовали «Чёрный пенни» — первые марки, выпущенные в Великобритании благодаря усилиям сэра Роуленда Хилла, который начал почтовую реформу и в итоге стал английским генерал-почтмейстером.
К 1855 году гравёру Мансену из Парижа удалось собрать почти все напечатанные марки в своей коллекции, которую он успешно продал букинисту Лапланту. Фактически Мансен дал старт торговле марками не для оплаты почтовых отправлений, но для целей коллекционирования. Сегодня его считают первым филателистом (впрочем, в середине XIX столетия таковым себя называл британский зоолог Джон Эдуард Грей, купивший пресловутый «Чёрный пенни» в блоках).
Победоносное шествие филателии по миру
Конец XIX века стал эпохой расцвета филателии. Возник настоящий бум собирания марок, который охватил самые разные страны и практически все слои населения — от бедняков до титулованных особ, представлявших королевские дворы. Коллекционирование вышло ни много ни мало на государственный уровень — так, во Франции, Германии и Болгарии в 70-х годах XIX столетия появились национальные музеи, в которых экспонировались коллекции марок.
Знаков оплаты становилось всё больше, их коллекционирование постоянно усложнялось — и вполне закономерным стало появление объединений филателистов, в которых увлечённые люди действовали сообща. В 1866 году начало работу первое из них — американское The Excelsior Stamp Association, впоследствии их количество стремительно увеличивалось и к началу XX века превысило четыре сотни. Члены обществ филателии не сидели сложа руки — они не только коллекционировали марки, но и демонстрировали их публике на выставках по всему миру, издавали журналы и каталоги. В скором времени эта деятельность началась и в нашей стране — в 1896 году был напечатан 1-й номер журнала «Марки».
Не отставая от мира
Свои филателисты, причём видные, быстро появились и в России. На стыке XIX и XX столетий в Петербурге жил Фридрих Андреас Брейтфус. Сей почтенный господин основал Санкт-Петербургскую и Московскую секции филателистического общества Дрездена и составил великолепное собрание марок. Брейтфус стал одним из первых (во всяком случае — самым известным в то время) отечественных филателистов.
1918 год был ознаменован появлением МОФИК — московского объединения, сплотившего филателистов. Открылись его отделения во многих городах РСФСР. В 50-х годах прошлого века в самых разных уголках нашей страны начали действовать самостоятельные филателистические отделения. В наши дни роль национальной российской организации, курирующей коллекционирование марок, играет СФР — Союз филателистов России, основанный в 1992 году.
Это интересно
В конце XIX столетия, на волне расцвета филателии, молодая американка вышла под венец в оригинальном свадебном платье, сшитом из тридцати тысяч почтовых марок.
Редчайшая марка — «Британская Гвиана» — была напечатана в 1856 году ограниченным тиражом. До наших дней дошёл единственный её экземпляр, получивший неофициальное название «Принцесса филателии». В 1873 эту уникальную марку случайно нашёл шотландский школьник, разбиравший письма дяди. Он продал «Гвиану» за несколько шиллингов — а в 2014 году в аукционном доме Sotheby’s она ушла с молотка за 9,5 миллионов долларов. Эта сумма стала мировым филателистическим рекордом.
Филателисты собирают не только марки — в круг их интересов входят открытки, конверты и другие вещи, имеющие отношение к пересылке корреспонденции по почте.
Барон итальянского происхождения Филипп Феррари собрал самую большую коллекцию почтовых марок в мире. Её точный объём так и не был определён — мы можем опираться лишь на запись в немецком словаре 1907 года, в котором сказано, что коллекция включает в себя порядка полутора миллионов марок. Феррари владел и пресловутой «Британской Гвианой», которая начала стремительно дорожать именно после того, как её приобрёл барон.
Случайное увлечение за компанию с сослуживцами переросло в настоящую страсть для жителя Симферополя Якова Григорьевича Дубоссарского. Коллекция 93-летнего полковника в отставке насчитывает тысячи и тысячи почтовых марок и открыток.
Достойное место в собрании занимают изображения на крымскую тематику, о которых ветеран рассказал ForPost.
Начало пути
Яков Григорьевич встречает меня во дворе многоэтажки. Свежевыглаженная форменная рубашка буквально ослепляет белизной в лучах весеннего солнца.
В квартире после улицы немного сумрачно из-за зашторенных окон. На журнальном столике приготовлены «стенды» с марками — так коллекционер называет альбомные листы с аннотациями к наклеенным «экспонатам».
Филателией Яков Григорьевич заинтересовался ещё в детстве, когда жил в городе Никополь Днепропетровской области Украины. Двоюродный брат поделился с мальчиком так называемыми дублетами — повторяющимися экземплярами почтовых изображений.
«Так я собрал около двухсот довоенных марок, но их пришлось бросить: когда мы ехали [в эвакуацию] в Армению, на станции Георгиевское (Краснодарского края — Прим.) налетели бомбардировщики и перемесили девять эшелонов», — вспоминает потерю первой коллекции собеседник ForPost.
Читайте по теме: Какой была Анна Олейник: в Ялте простились с мэтром крымской живописи
После этого налёта семья 62 километра шла пешком до другого села, захватив только самое необходимое. Альбомы с марками в этот перечень не вошли.
Первые ошибки и первые успехи
Яков Григорьевич вернулся к хобби почти 15 лет спустя, в 1956 году за компанию с двумя товарищами по дивизии. Проходя службу в Германии и Венгрии, начинающий собиратель смог значительно расширить свою коллекцию.
О первых приобретениях Дубоссарский вспоминает с улыбкой.
«Я совершил ошибку новичка: погнался за марками с изображением экзотических животных, которые немцы вывезли в войну из Африки. Накупил, может быть, 500-600 марок, а когда приехал в Житомир в конце 1959 года, то увидел, что люди собирают, в основном, отечественные», — пояснил он.
Читайте по теме: Многоточия крымской истории: почему сегодня вспоминают Павла Титова
Впрочем, ему тогда повезло, считает Яков Григорьевич. Ведь некоторые бросились приобретать у него как раз заграничные марки. Благодаря этому он смог приступить к коллекционированию экземпляров, выпущенных как в царской России, так и до войны в Советском Союзе.
Позже, служа в Венгрии, Дубоссарский нашёл общий язык с директором местного консервного завода, который тоже увлекался филателией.
«Мы с ним один раз менялись: устали оба, потому что несколько часов смотрели каталоги. Я ему советские марки предлагал, а он мне — венгерские. Причём в конце уже мы менялись куча на кучу: каждый выбирал, что хочет», — мужчина показывает руками размеры обменов.
В итоге, по словам собеседника, его «Венгрия» составляла максимально полную коллекцию.
Марки на все случаи жизни
Когда в 1975 году Дубоссарского с женой и сыном перевели служить в Симферополь, он сразу стал активным членом городского филателистического общества, а чуть позже — его председателем. Объясняя свою любовь к маркам, Яков Григорьевич цитирует болгарского революционера Георгия Димитрова: марка — это «визитная карточка страны».
Марки, связанные с Крымом, не исключение. Коллекционер демонстрирует десятки «стендов», собранных по тематическим папкам: античная история полуострова, Великая Отечественная война, фауна Крыма, спортивные достижения крымчан и многое другое.
Разворот «стенда», посвящённый периоду Таврической губернии.
Каждый «стенд» объединён лишь темой. Сами «экспонаты» могут быть выпущены в разные годы и даже отличаться по характеру. Кроме того, рядом с блоками марок красуются и почтовые «карточки», как Яков Григорьевич называет открытки, и даже письма.
Последние — гордость коллекции Дубоссарского, ведь они представляют образцы так называемой домарочной переписки, когда корреспонденцию отправляли в «обкладках». В зависимости от почтовой таксы на конверт-обкладку ставили штемпель определённого цвета: 10 копеек стоил чёрный, 20 копеек — синий и 30 копеек — красный. Ещё одна копейка каждый раз взималась за конверт.
«Вот это интересное письмо: сына феодосийского головы, написано в 1864 году. Прошло Одессу, Вену и другие контрольные пункты. Я отдал за него 45 тысяч рублей коллекционеру в Ростове-на-Дону», — расшифровывает филателист отметки на письме.
Письмо сына феодосийского головы.
Особое место в коллекции Якова Григорьевича занимают тематические серии. К примеру, 12-марочная серия чёрно-белых микрогравюр «Виды Крыма и Кавказа». По словам собеседника ForPost, выпущенная в сентябре 1938 года для популяризации курортов Чёрного моря, эта серия считалась одной из самых красивых до войны. Другой образец подобных серий — репродукции полотен Ивана Айвазовского, изданные к 50-летию живописца.
Одна из марок серии «Виды Крыма и Кавказа», 1938 год.
Редкость поневоле
Помимо эстетического наслаждения и финансовых инвестиций, коллекционирование марок позволяет постоянно узнавать что-то новое и делать небольшие открытия.
Однажды, разглядывая свою коллекцию, Яков Григорьевич заметил, что марки «Будь героем!», выпущенные в самом начале Великой Отечественной войны, на самом деле имеют отличия. На некоторых экземплярах, к примеру, у солдата обломана верхушка штыка винтовки, а у женщины появились морщины вокруг рта.
Фрагмент «стенда» с маркой «Будь героем!».
Изучив справочную литературу, Дубоссарский выяснил, что марка была создана по эскизу советского графика Виктора Корецкого, но при этом использовались два разных типографских шаблона или клише. Во время обстрела Москвы немецкие бомбы попали в склад, где хранилась уже отпечатанная продукция, и трёхмиллионный тираж был в один момент уничтожен.
«Марки сгорели в пожаре из-за бомбёжки — а второе клише сохранилось, и по нему была отпечатана новая партия. Таким образом, введённые в оборот до бомбёжки марки первого тиража сейчас стоят дороже, чем второго тиража, потому что более редкие», — пояснил коллекционер.
Коллекция продолжается
Большую часть своего собрания Дубоссарский переправил с проводником поезда в Минск к сыну, который уже 12 лет продолжает дело отца. Тем временем Яков Григорьевич внимательно изучает каталоги, ежегодно выпускаемые «Почтой Крыма» и с помощью зубцемера определяет размер и особенности зубцовки на марках.
Зубцемер — специальная линейка для измерения размера зубцовки марки.
Несмотря на почтенный возраст, ветеран регулярно навещает главпочтамт столицы Крыма, заказывая всё новые «экспонаты» для своих стендов…
Пелагея Попова
Фото автора