Рассказ про коня в шахматах

Шахматный конь — знакомство, изображение

Одна из самых интересных шахматных фигур в шахматной партии. Шахматный конь и на шахматной доске, и в книгах выглядит совершенно одинаково: это конская голова. Несмотря на то, что шахматный конь за долгие тысячелетия своей жизни потерял хвост и ног, все равно эту фигуру сразу узнает любой ребенок, совершенно правильно называя ее «ЛОШАДЬ».

Шахматный конь — его разновидности

Шахматный конь

Вообще-то кони бывают разные. Это и огромные тяжеловозы, и маленькие пони, и красивые беговые скакуны, и мустанги, которых никто поймать не может.

Зато тот мустанг, которого приручили – лучшая лошадь.
По Африке гуляют полосатые черно-белые зебры, а совсем недавно в предгорьях Монголии нашли лошадь Пржевальского.

Чистокровная лошадь, выращенная где-нибудь на специальной ферме, стоит миллионы рублей и долларов. Россия славится своими Орловскими Рысаками.

Конь, вероятно, самый древний друг человека. Он был и всегда будет верным помощником: он и тяжелую работу выполнит, и в поход с человеком пойдет, и будет товарищем во всех интересных играх.

В шахматах с конем вроде бы никаких проблем не возникает. В связи с тем, что игра в шахматы должна была попытаться изобразить военное сражение, то на любой войне в те времена главным действующим лицом была конница и, соответственно, шахматные кони.

История шахматного коня в разных шахматных странах мира

Шахматные конь и всадникВо всех страна, где бы не появлялись шахматы, обязательно в состав войска входили фигурки, изображавшие коня или всадника на коне.

В древнем шатранге – старинных персидских шахматах, фигурами были индийские всадники-войны, сидящие на могучих конях. Правда, когда переводчики перевели на русский язык название фигуры, то оказалось, что конь скинул всадника. Вот так и воюет гордо один конь на шахматной доске.

В Европе было принято, что рыцарь-кавалер без коня даже не имеет права называться кавалером. И они как бы слились в одно целое. И поэтому во многих странах в давние времена воевали шахматные фигуры, изображавшие всадника на коне.

Со временем гордому шахматному коню удалось избавиться от всадника во всех шахматных государствах мира, но название «всадник» так и осталось. В Испании, Франции, Англии. Чехии и других странах шахматного коня кличут кавалером, наездником, конным рыцарем, всадником. Правда, в Германии, Польше и Сербии шахматного коня полюбили за умение перепрыгивать через свои и чужие шахматные фигуры и назвали его прыгуном или скакуном.

Ни один писатель даже не возьмется писать свое Великое творение, не оседлав крылатого Пегаса. Представляешь, прилетает такой вот конь, машет крылышками над головой писателя, навевает тому разные мысли и из под пера выползает Чушь разная.

Сказочная шахматная история об известных шахматных конях

Шахматный конь на Аничковом мосту

 Шахматный конь Пегас

Каких известных коней ты знаешь?
Начнем, конечно, с коня Александра Македонского, знаменитого Буцефала. Сколько стран покорил прославленный полководец вместе со своим конем!
Ни один европейский рыцарь не уходил на войну без коня. Вспомните Дон-Кихота Ламанчского. Как Достопочтенный Идальго Рыцарь печального Образа лихо атаковал на своем Росинанте целый полк крылатых мельниц, а затем разогнал и целое стадо баранов!
Десять лет продолжалась Троянская война. И с той, и с другой стороны полегли лучшие герои, а Троя, которую осаждали греки, продолжала стоять. Умный Одиссей вместе с мастером Эпеем построил огромного деревянного коня, в чреве которого спрятались 20 греческих героев – Одиссей, Менелай, Диомед и другие. Коня привели к воротам города, якобы в знак примирения, а остальное войско отплыло на соседний остров. В греческом лагере остался только Синон, который уговорил Троянцев втащить Коня в город. Предсказательница Кассандра и жрец Лаокоон предостерегали сограждан: «Бойтесь дары приносящих данайцев!» — и уговаривали сжечь деревянное чудовище. Но из моря выползли две змеи и задушили жреца Лаокоона вместе с сыновьями. Не послушались троянцы и Кассандру, которую Боги наградили безумием. Им так понравился красавец Конь, что они разобрали крепостную стену и ввезли его в город. Троя заплыла, все ворота были открыты, и город был взят.

А юному шахматисту совет такой. Если твой шахматный противник подведет к тебе шахматного коня, то прежде чем его взять, подумай, а не похож ли этот конь на троянского!
Троянский шахматный конь

Вспомните и сказочных лошадей Сивку-бурку и Конька-горбунка, которые так любили помогать «младшему, и вовсе бывшему дураком» Ивану. Помогали так, что с их помощью парень сделал себе прекрасную карьеру – из конюха дослужился до жениха Царь-девицы, а затем его народ избрал на царство. Частенько у нас такое в России случается. Побыл дураком – побудь Царем!

Много разных коней в городе Санкт-Петербурге! Особенно красивы кони Клодта на Аничковом мосту – четыре скульптуры под названием Укрощение коня. Как они украшают Невский проспект! Конь то встает на дыбы, то норовит вырваться, но все равно покоряется воле Человека. Эти конные скульптуры так нравились разным Царям и Королям – гостям нашего города, что для них пришлось делать копии этих коней в подарок. Скачут наши кони и в Италии, и в Германии, и в других странах.

Ни одна казачья песня не обходится без коня. Первым делом казак, возвратившись домой «на исходе» дня обнимал жену, ну а затем поил коня. Но некоторые лично знакомые мне казаки с этим не согласны и утверждают, что и первое и второе касалось исключительно коня!
Когда татаро-монголы совершали свои набеги, то на одного воина приходилось несколько коней. На одном ехали, другой вез оружие и провизию, а третий отдыхал – готовился к сражению.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

  • Автор вконтакте http://vk.com/id9110870

White knight

Black knight

The knight (♘, ♞) is a piece in the game of chess, represented by a horse’s head and neck. It moves two squares vertically and one square horizontally, or two squares horizontally and one square vertically, jumping over other pieces. Each player starts the game with two knights on the b- and g-files, each located between a rook and a bishop.[1]

Movement[edit]

Compared to other chess pieces, the knight’s movement is unique: it moves two squares vertically and one square horizontally, or two squares horizontally and one square vertically (with both forming the shape of an «L»). When moving, the knight can jump over pieces to reach its destination.[a][b][3] Knights capture in the same way, replacing the enemy piece on the square and removing it from the board. A knight can have up to eight available moves at once. Knights and pawns are the only pieces that can be moved in the chess starting position.[3]

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 black rook

b8 black knight

c8 black bishop

d8 black queen

e8 black king

f8 black bishop

g8 black knight

h8 black rook

a7 black pawn

b7 black pawn

c7 black pawn

d7 black pawn

e7 black pawn

f7 black pawn

g7 black pawn

h7 black pawn

a6 black circle

c6 black circle

f6 black circle

h6 black circle

a3 white circle

c3 white circle

f3 white circle

h3 white circle

a2 white pawn

b2 white pawn

c2 white pawn

d2 white pawn

e2 white pawn

f2 white pawn

g2 white pawn

h2 white pawn

a1 white rook

b1 white knight

c1 white bishop

d1 white queen

e1 white king

f1 white bishop

g1 white knight

h1 white rook

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

The starting position in chess, with dots representing possible knight moves

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

b8 black knight

d7 black circle

a6 black circle

c6 black circle

e5 white circle

g5 white circle

d4 white circle

h4 white circle

f3 white knight

d2 white circle

h2 white circle

e1 white circle

g1 white circle

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Knights on different squares, with dots representing possible knight moves

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

d5 three

e5 white circle

f5 one

g5 white circle

h5 three

d4 white circle

e4 one

f4 two

g4 one

h4 white circle

d3 one

e3 two

f3 white knight

g3 two

h3 one

d2 white circle

e2 one

f2 two

g2 one

h2 white circle

d1 three

e1 white circle

f1 one

g1 white circle

h1 three

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Numbers representing the minimum possible moves to attack a square

Value[edit]

Knights and bishops, also known as minor pieces, have a value of about three pawns.[4] Bishops utilize a longer range, but they can move only to squares of one color. The knight’s value increases in closed positions since it can jump over blockades.[5] Knights and bishops are stronger when supported by other pieces (such as pawns) to create outposts and become more powerful when they advance, as long as they remain active.[3] Generally, knights are strongest in the center of the board, where they have up to eight moves, and weakest in a corner, where they have only two.

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

f8 black bishop

e7 black circle

g7 black circle

d6 black circle

h6 black circle

c5 black circle

b4 black circle

a3 black circle

f3 white circle

h3 white circle

e2 white circle

g1 white knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

A knight and bishop, with dots representing their possible moves. A knight can move to white and black squares, but a bishop is restricted to its initial square color.

Properties[edit]

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 black rook

d8 black rook

g8 black king

a7 black pawn

b7 black pawn

f7 black pawn

g7 black bishop

h7 black pawn

d6 black pawn

g6 black pawn

d5 white knight

e5 black pawn

e4 white pawn

h4 black queen

a3 white pawn

f3 white pawn

b2 white pawn

d2 white queen

g2 white pawn

h2 white pawn

b1 white king

d1 white rook

h1 white rook

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

A knight occupying a hole (d5) in the enemy pawn structure

Enemy pawns are effective at harassing knights because a pawn attacking a knight is not itself attacked by the knight. For this reason, a knight is effective when placed in a weakness in the opponent’s pawn structure, i.e. a square which cannot be attacked by enemy pawns. In the diagram, White’s knight on d5 is very powerful – more powerful than Black’s bishop on g7.

Whereas two bishops cover each other’s weaknesses, two knights tend not to cooperate with each other as efficiently. As such, a pair of bishops is usually considered better than a pair of knights.[6] World Champion José Raúl Capablanca considered that a queen and a knight is usually a better combination than a queen and a bishop. However, Glenn Flear found no game of Capablanca’s that supported his statement; statistics do not support the statement, either.[6] In an endgame without other pieces or pawns, two knights generally have a better chance of forming a drawing fortress against a queen than do two bishops or a bishop and a knight.

From Mednis

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 white king

c8 black king

a7 white pawn

e2 white knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

White to move cannot win. White wins if Black is to move.

Compared to a bishop, a knight is often not as good in an endgame. A knight can exert control over only one part of the board at a time and often takes multiple moves to reposition to a new location, which often makes it less suitable in endgames with pawns on both sides of the board. This limitation is less important, however, in endgames with pawns on only one side of the board. Knights are superior to bishops in an endgame if all the pawns are on one side of the board. Furthermore, knights have the advantage of being able to control squares of either color, unlike a lone bishop. Nonetheless, a disadvantage of the knight (compared to the other pieces) is that by itself it cannot lose a move to put the opponent in zugzwang (see triangulation and tempo), while a bishop can. In the position pictured on the right, if the knight is on a white square and it is White’s turn to move, White cannot win. Similarly, if the knight were on a black square and it were Black’s turn to move, White cannot win. In the other two cases, White would win. If instead of the knight, White had a bishop on either color of square, White would win with either side to move.[7]

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

c4 white bishop

g2 white king

c1 black knight

h1 black knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Knight trapped by an enemy bishop; knight trapped by a king

In an endgame where one side has only a king and a knight while the other side has only a king, the game is a draw since a checkmate is impossible. When a bare king faces a king and two knights, a checkmate can never be forced; checkmate can occur only if the opponent commits a blunder by moving their king to a square where it can be checkmated on the next move. Checkmate can be forced with a bishop and knight, however, or with two bishops, even though the bishop and knight are in general about equal in value. Paradoxically, checkmate with two knights sometimes can be forced if the weaker side has a single extra pawn, but this is a curiosity of little practical value (see two knights endgame). Pawnless endgames are a rarity, and if the stronger side has even a single pawn, an extra knight should give them an easy win. A bishop can trap (although it cannot then capture) a knight on the rim (see diagram), especially in the endgame.

Stamma’s mate[edit]

In a few rare endgame positions where the opposing king is trapped in a corner in front of its own pawn, it is possible to force mate with only a king and knight in a pattern known as Stamma’s mate, which has occasionally been seen in practice. In the position below, from Nogueiras–Gongora, Cuban championship 2001,[8] Black played 75…Nxf6??, incorrectly assuming that the ending would be drawn following the capture of the last white pawn on a2. (Correct was 75…Ne3! 76.Kg6 Ng4 77.Kg7 and now 77…Nxf6! may be safely played, the king being sufficiently distant). Play continued 76.Nxf6 Ke5 77.Nd7+ Kd4 78.Kf4 Kc3 79.Ke3 Kb2 80.Kd2 Kxa2 81.Kc2 Ka1 82.Nc5 Ka2 83.Nd3 Ka1 84.Nc1 and Black resigned, as 84…a2 85.Nb3 is mate.

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

e6 black king

f6 white pawn

d5 black knight

g5 white king

e4 white knight

a3 black pawn

a2 white pawn

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Position after 75.Kg5

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a3 black pawn

c2 white king

a1 black king

c1 white knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Black resigns due to 84…a2 85.Nb3#.

Notation[edit]

In algebraic notation, the usual modern way of recording chess games, the letter N stands for the knight (K is reserved for the king); in descriptive chess notation, Kt is sometimes used instead, mainly in older literature. In chess problems and endgame studies, the letter S, standing for Springer, the German name for the piece, is often used (and in some variants of fairy chess, N is used for the nightrider, a popular fairy chess piece).

History[edit]

The knight has the oldest defined movement of any chess piece.[c] It was first introduced in the Indian game of chaturanga around the 6th century; it has not changed since.[9]

Variants[edit]

Pieces similar to the knight are found in almost all games of the chess family. The ma of xiangqi and janggi is slightly more restricted; conceptually, the piece is considered to pass through the adjacent orthogonal square, which must be unoccupied, rather than «jumping». Another related piece is the keima of shogi, which moves like a knight but can move only two squares forward followed by one square sideways, restricting its movement to two possible squares.

Names[edit]

The knight is colloquially sometimes referred to as a «horse», which is also the translation of the piece’s name in several languages: Spanish caballo, Italian cavallo, Russian конь, etc. Some languages refer to it as the «jumper», reflecting the knight’s ability to move over pieces in its path: Polish skoczek, Danish/Norwegian springer, Swedish springare, German Springer, Luxembourgish Sprénger, Slovene skakač. In Sicilian it is called sceccu, a slang term for a donkey, derived from the Arabic sheikh, who during the Islamic period rode from village to village on donkeys collecting taxes.[10]

Overview of chess piece names

Language

Knight Translation
Afrikaans R Ruiter rider
Albanian K Kali horse
Arabic ح حصان (ħiṣān) horse
Azerbaijani A At horse
Armenian Ձ Ձի (Dzi) horse
Basque Z Zalduna knight
Belarusian (Taraškievica) В вершнік rider
Bengali G ঘোড়া (ghoṛā) Horse
Bulgarian К кон horse
Catalan C cavall horse
Chinese N (mǎ) horse
Czech J jezdec rider
Danish S springer jumper
Dutch P paard horse
English N knight
Esperanto Ĉ ĉevalo horse
Estonian[11] R ratsu riding horse
Finnish R ratsu ride
French C cavalier rider
Galician C cabalo horse
Georgian მხედარი (mkhedari) rider
German[12] S Springer jumper
Greek Ι ίππος (íppos) horse
Hindi G घोड़ा (ghoṛā) horse
Hebrew פ פרש (Parash) horseman
Hausa J jarumi mounted warrior
Hungarian H huszár / ló hussar / horse
Icelandic R riddari knight
Ido K kavalo horse
Indonesian K kuda horse
Interslavic J jezdec / konj rider / horse
Irish D ridire knight
Italian C cavallo horse
Japanese N ナイト (naito)
Javanese K jaran horse
Kannada ಕು ಕುದುರೆ (kudure) horse
Kazakh А ат (at) horse
Korean N 나이트 (na i teu)
Latin E eques knight
Latvian Z zirgs horse
Lithuanian Ž žirgas horse
Lojban Xi xirma horse
Luxembourgish P Päerd horse
Macedonian S коњ / скокач horse / jumper
Malayalam N/Kt കുതിര (kuthira) horse
Marathi G घोडा (ghoḍā) horse
Mongolian М морь (mor) horse
Norwegian Bokmål S springer jumper
Norwegian Nynorsk S springar jumper
Odia N ଘୋଡ଼ା (ghoṛa) horse
Oromo
Persian ا اسب horse
Polish S skoczek jumper
Portuguese C cavalo horse
Romanian C cal horse
Russian К конь (kon’) horse
Scottish Gaelic D ridir knight
Serbo-Croatian С скaкaч / коњ (skakač / konj) jumper / horse
Northern Sotho M Mogale
Sicilian S scecc[h]u donkey
Slovak J jazdec rider
Slovene S skakač jumper
Spanish C caballo horse
Swedish H springare / riddare horse/knight
Tamil N/Kt குதிரை (kutirai) horse
Telugu గుర్రం (gurraṃ) horse
Thai ม้า (mā) horse
Turkish A at horse
Ukrainian K кінь (kin) horse
Urdu گھوڑا (ghōṛā)
Vietnamese M horse
Welsh M marchog rider

In mathematics[edit]

The knight is relevant in some mathematical problems. For example, the knight’s tour problem is the problem of finding a series of moves by a knight on a chessboard in which every square is visited exactly once.

Knight variations[edit]

Even among sets of the standard Staunton pattern, the style of the pieces varies. The knights vary considerably. Here are some examples.

  • PlasticKnightCrop.jpg

  • StauntonKnight2.jpg

  • KnightBrighton.jpg

  • KnightCapa.jpg

  • KnightCent.jpg

  • KnightFrench.jpg

  • KnightImperial.jpg

  • KnightProf.jpg

  • KnightProl.jpg

  • KnightRek.jpg

  • KnightZagreb.jpg

  • KnightIndianSmall.jpg

  • KnightIndianEbony.jpg

  • KnightIndianSlimRW.jpg

  • KnightWild.jpg

  • KnightPlasticPolgar.jpg

  • KnightPlasticMarshall.jpg

  • KnightPlasticCavalier.jpg

  • Plastic Collector knight.jpg

  • Drueke Players Choice knight.jpg

  • Typical White and dark knights in boxwood and rosewood.jpg

Unicode[edit]

Unicode defines two codepoints for knight:

U+2658 White Chess Knight (HTML ♘)

U+265E Black Chess Knight (HTML ♞)

See also[edit]

  • (the) Exchange – knight (or bishop) for a rook
  • Knight’s graph

Notes[edit]

  1. ^ Because of this, the move can also be described in other ways, such as one square diagonally and one square orthogonally «outward» (not ending adjacent to its starting square), or one square orthogonally followed by one square diagonally outward. The latter describes the move of the horse in xiangqi, which cannot jump.
  2. ^ The FIDE Laws of Chess use a different but equivalent definition: «The knight may move to one of the squares nearest to that on which it stands but not on the same rank, file or diagonal.»[2]
  3. ^ While the king’s and rook’s basic moves have remained unchanged since the invention of chaturanga, the development of castling occurred long afterwards.

Citations[edit]

  1. ^ «What Are the Rules of Chess? – A Step-By-Step Guide to Learning the Chess Rules». iChess.net. Retrieved 12 June 2020.
  2. ^ «E. Miscellaneous / 01. Laws of Chess / FIDE Laws of Chess taking effect from 1 January 2018 / FIDE Laws of Chess taking effect from 1 January 2018». FIDE. Retrieved 13 July 2022.
  3. ^ a b c «The Knight in Chess». MasterClass. Retrieved 13 June 2020.
  4. ^ Lawrence, Al (2016). Chess and the Art of War. New York, USA: Chartwell Books. p. 16. ISBN 978-0-7858-3281-2.
  5. ^ Silman, Jeremy (1998). The Complete Book of Chess Strategy (1st ed.). Los Angeles, USA: Siles Press. pp. 215–219. ISBN 978-1-890085-01-8. Retrieved 13 June 2020.
  6. ^ a b (Flear 2007:135)
  7. ^ (Mednis 1993:7–8)
  8. ^ «Jesus Nogueiras vs. Maikel Gongora Reyes, ch-CUB (2001)». Chessgames.com.
  9. ^ Piecelopedia — Knight Archived 2018-08-23 at the Wayback Machine, chessvariants.com
  10. ^ Agricola, Sebastian (Summer 2013–14). «Did you know? Sceccu» (PDF). The Sicilian Association of Australia Newsletter. No. 13. Archived from the original (PDF) on 2019-03-04. Retrieved 2017-07-14.
  11. ^ The Estonian chess terms were coined by Ado Grenzstein.
  12. ^ «Handbook». www.fide.com. Retrieved 22 March 2019. The pieces bear the names: Koenig, Dame, Turm, Laeufer, Springer, Bauer

References[edit]

  • Barden, Leonard (1980), Play better Chess with Leonard Barden, Octopus Books Limited, pp. 10, 11, ISBN 0-7064-0967-1
  • Brace, Edward R. (1977), An Illustrated Dictionary of Chess, Hamlyn Publishing Group, p. 155, ISBN 1-55521-394-4
  • Flear, Glenn (2007), Practical Endgame Play: beyond the basics, Everyman Chess, ISBN 978-1-85744-555-8
  • Hooper, David; Whyld, Kenneth (1996) [First pub. 1992], «knight», The Oxford Companion to Chess (2nd ed.), Oxford University Press, pp. 203–04, ISBN 0-19-280049-3
  • Mednis, Edmar (1993), Practical Knight Endings, Chess Enterprises, ISBN 0-945470-35-5

External links[edit]

  • Piececlopedia: Knight by Fergus Duniho and Hans Bodlaender, The Chess Variant Pages
  • “The Knight Challenge” by Edward Winter

White knight

Black knight

The knight (♘, ♞) is a piece in the game of chess, represented by a horse’s head and neck. It moves two squares vertically and one square horizontally, or two squares horizontally and one square vertically, jumping over other pieces. Each player starts the game with two knights on the b- and g-files, each located between a rook and a bishop.[1]

Movement[edit]

Compared to other chess pieces, the knight’s movement is unique: it moves two squares vertically and one square horizontally, or two squares horizontally and one square vertically (with both forming the shape of an «L»). When moving, the knight can jump over pieces to reach its destination.[a][b][3] Knights capture in the same way, replacing the enemy piece on the square and removing it from the board. A knight can have up to eight available moves at once. Knights and pawns are the only pieces that can be moved in the chess starting position.[3]

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 black rook

b8 black knight

c8 black bishop

d8 black queen

e8 black king

f8 black bishop

g8 black knight

h8 black rook

a7 black pawn

b7 black pawn

c7 black pawn

d7 black pawn

e7 black pawn

f7 black pawn

g7 black pawn

h7 black pawn

a6 black circle

c6 black circle

f6 black circle

h6 black circle

a3 white circle

c3 white circle

f3 white circle

h3 white circle

a2 white pawn

b2 white pawn

c2 white pawn

d2 white pawn

e2 white pawn

f2 white pawn

g2 white pawn

h2 white pawn

a1 white rook

b1 white knight

c1 white bishop

d1 white queen

e1 white king

f1 white bishop

g1 white knight

h1 white rook

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

The starting position in chess, with dots representing possible knight moves

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

b8 black knight

d7 black circle

a6 black circle

c6 black circle

e5 white circle

g5 white circle

d4 white circle

h4 white circle

f3 white knight

d2 white circle

h2 white circle

e1 white circle

g1 white circle

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Knights on different squares, with dots representing possible knight moves

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

d5 three

e5 white circle

f5 one

g5 white circle

h5 three

d4 white circle

e4 one

f4 two

g4 one

h4 white circle

d3 one

e3 two

f3 white knight

g3 two

h3 one

d2 white circle

e2 one

f2 two

g2 one

h2 white circle

d1 three

e1 white circle

f1 one

g1 white circle

h1 three

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Numbers representing the minimum possible moves to attack a square

Value[edit]

Knights and bishops, also known as minor pieces, have a value of about three pawns.[4] Bishops utilize a longer range, but they can move only to squares of one color. The knight’s value increases in closed positions since it can jump over blockades.[5] Knights and bishops are stronger when supported by other pieces (such as pawns) to create outposts and become more powerful when they advance, as long as they remain active.[3] Generally, knights are strongest in the center of the board, where they have up to eight moves, and weakest in a corner, where they have only two.

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

f8 black bishop

e7 black circle

g7 black circle

d6 black circle

h6 black circle

c5 black circle

b4 black circle

a3 black circle

f3 white circle

h3 white circle

e2 white circle

g1 white knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

A knight and bishop, with dots representing their possible moves. A knight can move to white and black squares, but a bishop is restricted to its initial square color.

Properties[edit]

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 black rook

d8 black rook

g8 black king

a7 black pawn

b7 black pawn

f7 black pawn

g7 black bishop

h7 black pawn

d6 black pawn

g6 black pawn

d5 white knight

e5 black pawn

e4 white pawn

h4 black queen

a3 white pawn

f3 white pawn

b2 white pawn

d2 white queen

g2 white pawn

h2 white pawn

b1 white king

d1 white rook

h1 white rook

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

A knight occupying a hole (d5) in the enemy pawn structure

Enemy pawns are effective at harassing knights because a pawn attacking a knight is not itself attacked by the knight. For this reason, a knight is effective when placed in a weakness in the opponent’s pawn structure, i.e. a square which cannot be attacked by enemy pawns. In the diagram, White’s knight on d5 is very powerful – more powerful than Black’s bishop on g7.

Whereas two bishops cover each other’s weaknesses, two knights tend not to cooperate with each other as efficiently. As such, a pair of bishops is usually considered better than a pair of knights.[6] World Champion José Raúl Capablanca considered that a queen and a knight is usually a better combination than a queen and a bishop. However, Glenn Flear found no game of Capablanca’s that supported his statement; statistics do not support the statement, either.[6] In an endgame without other pieces or pawns, two knights generally have a better chance of forming a drawing fortress against a queen than do two bishops or a bishop and a knight.

From Mednis

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 white king

c8 black king

a7 white pawn

e2 white knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

White to move cannot win. White wins if Black is to move.

Compared to a bishop, a knight is often not as good in an endgame. A knight can exert control over only one part of the board at a time and often takes multiple moves to reposition to a new location, which often makes it less suitable in endgames with pawns on both sides of the board. This limitation is less important, however, in endgames with pawns on only one side of the board. Knights are superior to bishops in an endgame if all the pawns are on one side of the board. Furthermore, knights have the advantage of being able to control squares of either color, unlike a lone bishop. Nonetheless, a disadvantage of the knight (compared to the other pieces) is that by itself it cannot lose a move to put the opponent in zugzwang (see triangulation and tempo), while a bishop can. In the position pictured on the right, if the knight is on a white square and it is White’s turn to move, White cannot win. Similarly, if the knight were on a black square and it were Black’s turn to move, White cannot win. In the other two cases, White would win. If instead of the knight, White had a bishop on either color of square, White would win with either side to move.[7]

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

c4 white bishop

g2 white king

c1 black knight

h1 black knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Knight trapped by an enemy bishop; knight trapped by a king

In an endgame where one side has only a king and a knight while the other side has only a king, the game is a draw since a checkmate is impossible. When a bare king faces a king and two knights, a checkmate can never be forced; checkmate can occur only if the opponent commits a blunder by moving their king to a square where it can be checkmated on the next move. Checkmate can be forced with a bishop and knight, however, or with two bishops, even though the bishop and knight are in general about equal in value. Paradoxically, checkmate with two knights sometimes can be forced if the weaker side has a single extra pawn, but this is a curiosity of little practical value (see two knights endgame). Pawnless endgames are a rarity, and if the stronger side has even a single pawn, an extra knight should give them an easy win. A bishop can trap (although it cannot then capture) a knight on the rim (see diagram), especially in the endgame.

Stamma’s mate[edit]

In a few rare endgame positions where the opposing king is trapped in a corner in front of its own pawn, it is possible to force mate with only a king and knight in a pattern known as Stamma’s mate, which has occasionally been seen in practice. In the position below, from Nogueiras–Gongora, Cuban championship 2001,[8] Black played 75…Nxf6??, incorrectly assuming that the ending would be drawn following the capture of the last white pawn on a2. (Correct was 75…Ne3! 76.Kg6 Ng4 77.Kg7 and now 77…Nxf6! may be safely played, the king being sufficiently distant). Play continued 76.Nxf6 Ke5 77.Nd7+ Kd4 78.Kf4 Kc3 79.Ke3 Kb2 80.Kd2 Kxa2 81.Kc2 Ka1 82.Nc5 Ka2 83.Nd3 Ka1 84.Nc1 and Black resigned, as 84…a2 85.Nb3 is mate.

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

e6 black king

f6 white pawn

d5 black knight

g5 white king

e4 white knight

a3 black pawn

a2 white pawn

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Position after 75.Kg5

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a3 black pawn

c2 white king

a1 black king

c1 white knight

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Black resigns due to 84…a2 85.Nb3#.

Notation[edit]

In algebraic notation, the usual modern way of recording chess games, the letter N stands for the knight (K is reserved for the king); in descriptive chess notation, Kt is sometimes used instead, mainly in older literature. In chess problems and endgame studies, the letter S, standing for Springer, the German name for the piece, is often used (and in some variants of fairy chess, N is used for the nightrider, a popular fairy chess piece).

History[edit]

The knight has the oldest defined movement of any chess piece.[c] It was first introduced in the Indian game of chaturanga around the 6th century; it has not changed since.[9]

Variants[edit]

Pieces similar to the knight are found in almost all games of the chess family. The ma of xiangqi and janggi is slightly more restricted; conceptually, the piece is considered to pass through the adjacent orthogonal square, which must be unoccupied, rather than «jumping». Another related piece is the keima of shogi, which moves like a knight but can move only two squares forward followed by one square sideways, restricting its movement to two possible squares.

Names[edit]

The knight is colloquially sometimes referred to as a «horse», which is also the translation of the piece’s name in several languages: Spanish caballo, Italian cavallo, Russian конь, etc. Some languages refer to it as the «jumper», reflecting the knight’s ability to move over pieces in its path: Polish skoczek, Danish/Norwegian springer, Swedish springare, German Springer, Luxembourgish Sprénger, Slovene skakač. In Sicilian it is called sceccu, a slang term for a donkey, derived from the Arabic sheikh, who during the Islamic period rode from village to village on donkeys collecting taxes.[10]

Overview of chess piece names

Language

Knight Translation
Afrikaans R Ruiter rider
Albanian K Kali horse
Arabic ح حصان (ħiṣān) horse
Azerbaijani A At horse
Armenian Ձ Ձի (Dzi) horse
Basque Z Zalduna knight
Belarusian (Taraškievica) В вершнік rider
Bengali G ঘোড়া (ghoṛā) Horse
Bulgarian К кон horse
Catalan C cavall horse
Chinese N (mǎ) horse
Czech J jezdec rider
Danish S springer jumper
Dutch P paard horse
English N knight
Esperanto Ĉ ĉevalo horse
Estonian[11] R ratsu riding horse
Finnish R ratsu ride
French C cavalier rider
Galician C cabalo horse
Georgian მხედარი (mkhedari) rider
German[12] S Springer jumper
Greek Ι ίππος (íppos) horse
Hindi G घोड़ा (ghoṛā) horse
Hebrew פ פרש (Parash) horseman
Hausa J jarumi mounted warrior
Hungarian H huszár / ló hussar / horse
Icelandic R riddari knight
Ido K kavalo horse
Indonesian K kuda horse
Interslavic J jezdec / konj rider / horse
Irish D ridire knight
Italian C cavallo horse
Japanese N ナイト (naito)
Javanese K jaran horse
Kannada ಕು ಕುದುರೆ (kudure) horse
Kazakh А ат (at) horse
Korean N 나이트 (na i teu)
Latin E eques knight
Latvian Z zirgs horse
Lithuanian Ž žirgas horse
Lojban Xi xirma horse
Luxembourgish P Päerd horse
Macedonian S коњ / скокач horse / jumper
Malayalam N/Kt കുതിര (kuthira) horse
Marathi G घोडा (ghoḍā) horse
Mongolian М морь (mor) horse
Norwegian Bokmål S springer jumper
Norwegian Nynorsk S springar jumper
Odia N ଘୋଡ଼ା (ghoṛa) horse
Oromo
Persian ا اسب horse
Polish S skoczek jumper
Portuguese C cavalo horse
Romanian C cal horse
Russian К конь (kon’) horse
Scottish Gaelic D ridir knight
Serbo-Croatian С скaкaч / коњ (skakač / konj) jumper / horse
Northern Sotho M Mogale
Sicilian S scecc[h]u donkey
Slovak J jazdec rider
Slovene S skakač jumper
Spanish C caballo horse
Swedish H springare / riddare horse/knight
Tamil N/Kt குதிரை (kutirai) horse
Telugu గుర్రం (gurraṃ) horse
Thai ม้า (mā) horse
Turkish A at horse
Ukrainian K кінь (kin) horse
Urdu گھوڑا (ghōṛā)
Vietnamese M horse
Welsh M marchog rider

In mathematics[edit]

The knight is relevant in some mathematical problems. For example, the knight’s tour problem is the problem of finding a series of moves by a knight on a chessboard in which every square is visited exactly once.

Knight variations[edit]

Even among sets of the standard Staunton pattern, the style of the pieces varies. The knights vary considerably. Here are some examples.

  • PlasticKnightCrop.jpg

  • StauntonKnight2.jpg

  • KnightBrighton.jpg

  • KnightCapa.jpg

  • KnightCent.jpg

  • KnightFrench.jpg

  • KnightImperial.jpg

  • KnightProf.jpg

  • KnightProl.jpg

  • KnightRek.jpg

  • KnightZagreb.jpg

  • KnightIndianSmall.jpg

  • KnightIndianEbony.jpg

  • KnightIndianSlimRW.jpg

  • KnightWild.jpg

  • KnightPlasticPolgar.jpg

  • KnightPlasticMarshall.jpg

  • KnightPlasticCavalier.jpg

  • Plastic Collector knight.jpg

  • Drueke Players Choice knight.jpg

  • Typical White and dark knights in boxwood and rosewood.jpg

Unicode[edit]

Unicode defines two codepoints for knight:

U+2658 White Chess Knight (HTML ♘)

U+265E Black Chess Knight (HTML ♞)

See also[edit]

  • (the) Exchange – knight (or bishop) for a rook
  • Knight’s graph

Notes[edit]

  1. ^ Because of this, the move can also be described in other ways, such as one square diagonally and one square orthogonally «outward» (not ending adjacent to its starting square), or one square orthogonally followed by one square diagonally outward. The latter describes the move of the horse in xiangqi, which cannot jump.
  2. ^ The FIDE Laws of Chess use a different but equivalent definition: «The knight may move to one of the squares nearest to that on which it stands but not on the same rank, file or diagonal.»[2]
  3. ^ While the king’s and rook’s basic moves have remained unchanged since the invention of chaturanga, the development of castling occurred long afterwards.

Citations[edit]

  1. ^ «What Are the Rules of Chess? – A Step-By-Step Guide to Learning the Chess Rules». iChess.net. Retrieved 12 June 2020.
  2. ^ «E. Miscellaneous / 01. Laws of Chess / FIDE Laws of Chess taking effect from 1 January 2018 / FIDE Laws of Chess taking effect from 1 January 2018». FIDE. Retrieved 13 July 2022.
  3. ^ a b c «The Knight in Chess». MasterClass. Retrieved 13 June 2020.
  4. ^ Lawrence, Al (2016). Chess and the Art of War. New York, USA: Chartwell Books. p. 16. ISBN 978-0-7858-3281-2.
  5. ^ Silman, Jeremy (1998). The Complete Book of Chess Strategy (1st ed.). Los Angeles, USA: Siles Press. pp. 215–219. ISBN 978-1-890085-01-8. Retrieved 13 June 2020.
  6. ^ a b (Flear 2007:135)
  7. ^ (Mednis 1993:7–8)
  8. ^ «Jesus Nogueiras vs. Maikel Gongora Reyes, ch-CUB (2001)». Chessgames.com.
  9. ^ Piecelopedia — Knight Archived 2018-08-23 at the Wayback Machine, chessvariants.com
  10. ^ Agricola, Sebastian (Summer 2013–14). «Did you know? Sceccu» (PDF). The Sicilian Association of Australia Newsletter. No. 13. Archived from the original (PDF) on 2019-03-04. Retrieved 2017-07-14.
  11. ^ The Estonian chess terms were coined by Ado Grenzstein.
  12. ^ «Handbook». www.fide.com. Retrieved 22 March 2019. The pieces bear the names: Koenig, Dame, Turm, Laeufer, Springer, Bauer

References[edit]

  • Barden, Leonard (1980), Play better Chess with Leonard Barden, Octopus Books Limited, pp. 10, 11, ISBN 0-7064-0967-1
  • Brace, Edward R. (1977), An Illustrated Dictionary of Chess, Hamlyn Publishing Group, p. 155, ISBN 1-55521-394-4
  • Flear, Glenn (2007), Practical Endgame Play: beyond the basics, Everyman Chess, ISBN 978-1-85744-555-8
  • Hooper, David; Whyld, Kenneth (1996) [First pub. 1992], «knight», The Oxford Companion to Chess (2nd ed.), Oxford University Press, pp. 203–04, ISBN 0-19-280049-3
  • Mednis, Edmar (1993), Practical Knight Endings, Chess Enterprises, ISBN 0-945470-35-5

External links[edit]

  • Piececlopedia: Knight by Fergus Duniho and Hans Bodlaender, The Chess Variant Pages
  • “The Knight Challenge” by Edward Winter

Добрый день, дорогие друзья!

Статьей Конь в шахматах, мы начинаем серию статей, в которых будет подробно описана каждая шахматная фигура, ее роль в игре, ударная сила и прочее. Что же представляет собой конь в шахматах?

Конь – особенная фигура. Чем так особен конь в шахматах, и чем он отличается от других фигур?

– только конь в шахматах может перепрыгивать через другие фигуры (и свои, и чужие);

– от шаха конем невозможно закрыться;

– конь при своем ходе меняет цвет поля.

Конем можно пойти на любое поле шахматной доски, которое не занято фигурой или пешкой своего цвета. Если поле занято фигурой соперника, то можно ее побить. Конь ходит буквой Г – то есть конь перемещается на 2 поля по вертикали или горизонтали, а затем на одно поле перпендикулярно начальному направлению. Для наглядности посмотрим на диаграмме:

Конь в шахматах - возможные ходы 1

На диаграмме мы видим коня, и белые точки – возможные ходы коня из данной позиции.

В начале партии кони располагаются на полях b1 g1 – белые и  b8 g8 – черные:

Конь в шахматах - начальная позиция коней

Рассмотрим возможное количество ходов коня, который находится на разных участках доски:

Конь в шахматах - ударная сила коня 1        Конь в шахматах - ударная сила коня 2

Конь в шахматах - ударная сила коня 3

Обратите внимание на первую диаграмму: черные кони, находящиеся в углах, имеют в своем распоряжении всего по 2 хода, немного лучше обстоят дела у их белых коллег – у них в активе по 3 возможных хода. Теперь внимательно рассмотрим вторую диаграмму: белый конь может сделать 4 хода, черный конь может сделать 6 ходов. Посмотрев на третью диаграмму, можно убедиться, что и белому и черному коню доступно по 8 ходов. Отсюда можно сделать вывод: кони хуже всего чувствуют себя в углах доски. Чем ближе к центру, тем у коня появляется больше возможностей для хода, поэтому коней лучше всего располагать в центре доски.

За прыжками коней нужно следить уже с первых ходов, так как они могут застать врасплох, особенно начинающих шахматистов. Особые хлопоты доставляют коневые вилки – разновидность двойного удара, когда конь нападает сразу на 2 фигуры. На диаграммах примеры коневых вилок:

Конь в шахматах - коневая вилка 1        Конь в шахматах - коневая вилка 2

На первой диаграмме конь одновременно напал на ферзя и короля, на второй диаграмме – на 2 ладьи.

На следующей диаграмме изображено нападение коня сразу на 3 фигуры соперника: короля, ладью и слона:

Конь в шахматах - коневая вилка 3

Какова ценность коня? Выгодно ли его разменять на 2 пешки или на ладью?

По своей силе конь примерно равен слону, и примерно равен 3 пешкам. Если сравнивать коня и ладью, то ладья сильнее коня, естественно и ферзь значительно превосходит коня. Ладья окажется слабее, чем 2 коня, а ферзя можно оценить в 3 коня. Это конечно условная ценность фигур, в партии все зависит от ряда факторов. Ценность коня возрастает в закрытых позициях, когда свои и чужие пешки ограничивают дальнобойность слонов, ладей и ферзей. В позициях закрытого типа, конь превосходит слона. Если же позиция открытая, то конь теряет в эффективности и будет уступать слону в игре на 2 фланга. В открытых позициях слон успевает поддерживать свои пешки на одном фланге и задерживает пешки соперника на противоположном фланге, конь же перемещается с фланга на фланг значительно медленее.

Конь в шахматах - закрытая позиция

На диаграмме изображена закрытая позиция. Как мы видим, черный слон уперся в свои пешки, у него нет хороших ходов и он ограничен в подвижности, в то время как коню доступны различные маневры, он может успешно перепрыгивать через пешки. В таких позициях конь значительно превосходит слона.

Форпост – защищенная фигура, которая расположена за серединой доски, чаще на 5-6 горизонталях за белых, и 3-4 за черных. Как показывает практика, конь лучше всего выполняет роль форпоста на центральных вертикалях. Обычно коня защищает пешка. Классический пример форпоста изображен на диаграмме:

Конь в шахматах - форпост

Белый конь находится на поле е5, защищенный пешкой с d4. У черных нет возможности прогнать коня, кроме как пожертвовать ладью и создать белым проходную пешку. Форпост способствует серьезному ослаблению позиции соперника.

Изучаем коня (часть 4) +37

Логические игры


Рекомендация: подборка платных и бесплатных курсов создания сайтов — https://katalog-kursov.ru/

Продолжаем изучать шахматные фигуры вместе с ребенком. Теперь наступает очередь коня.

В силу окончания учебного года, произошла некоторая задержка и разрыв между ферзем и конем. С учетом того, что конь – самая сложная фигура в шахматах для изучения, материал готовился несколько дольше, чем обычно. Но вот он и вышел. Все диаграммы с разъяснениями под катом – милости прошу.

Последняя статья про ферзя получилась не самая удачная, поэтому потребовалось некоторое переосмысление и работа над ошибками. В этом материале структура подачи материала будет несколько другой. Материал разбит на несколько тематических частей, после заданий под спойлерами, будут даваться решения. Ниже спойлера будут комментарии к заданиям.

Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухина. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.

Предыдущие статьи цикла:

Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только (вступление).
Изучаем ладью (часть 1).
Изучаем слона (часть 2).
Изучаем ферзя (часть 3).

История

В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» — всадника на коне. В процессе перевода наименований фигур всадник с коня пропал! Но не везде – во многих европейских странах коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь — это сavalier (кавалер), в Англии — knight (рыцарь). Отчасти это связано с тем, что в этих странах, в Средние Века, были рыцари, а уж как они любили играть в шахматы… Куда ж тут без рыцаря на доске?
А вот в других языках «человеческая составляющая» из этой фигуры пропала. У нас она называется просто «конь». А например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakac) название его переводится как «прыгун», «скакун».

А еще, в древние времена, были такие кони которые летали! Их называли «Пегасами». Наш конь дальний потомок Пегаса, он тоже умеет летать, но недалеко…

Ход конем

Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. При этом, практически все дети знают что он ходит «буквой Г». Уж как я люблю с ними спорить и говорить что он ходит буквой Л… Ой, не так – «буквой L». Первый взрыв мозга происходит на этом этапе.

Для чего я это делаю – когда дети ассоциируют ход конем с простой для себя буквой, они так же пытаются сказать себе, что это простая фигура. Как бы не так! Если проходить коня с таким подходом – то Вы его не укротите. Скольких ребят (и не только ребят – а и вполне зрелых мужей за доской) я видел которые коня не чувствуют и не понимают. Да – они знают ход, которым конь ходит, но одного этого мало.

С изучения хода коня начинается первый урок по коню. Но сначала я привлекаю внимание детей и стараюсь чтобы они в начале урока не были уставшими. Если ребенок не поймет как ходит конь, то ему будет сложно им играть, и против коня бороться.

Особый акцент делается на том, что конь единственная фигура которая перепрыгивает через другие фигуры – будь то своя или фигура противника.

Собственно этих объяснений для начала попыток достаточно. Далее начинаются задания, и вот там то у детей возникают сложности. Поэтому первый урок по коню – один из самых сложных в курсе изучения фигур.

Я лично ход конем объясняю детям так – «конь ходит на две клетки прямо, а потом делает соскок на одну клетку в сторону». Вот так (наша буковка Г):

Но, как оказалось со временем, некоторым детям удобнее делать ход конем по другому! Вы сами удивитесь (кстати, не самый плохой вариант). «Конь ходит по диагонали на одну клетку, а потом делает по прямой соскок на одну клетку». Вот так:

Не нужно детей ломать под Ваше восприятие. Если ему так удобнее – то пусть так запоминает. Те, кто пойдет дальше в шахматах, так или иначе потом будут просто видеть, куда ходит конь.

Перед тем, как Вы начнете с ребенком выполнять задание напомню — все задания ребенок должен самостоятельно расставить на шахматной доске, а затем решить. Решение задания на экране компьютера — является контрпродуктивным для развития мозга ребенка. Учтите это когда даете своему чаду решать задачки. А теперь собственно к ним самым — к задачам.

Приручение коня (этап 1)

Один в поле воин

Те, кто читал предыдущие статьи, знает этот тип заданий. Наша цель – побить все шашки противника, уничтожая каждым ходом одну шашку. В итоге правильным решением, является решение с количеством ходов равным количеству шашек. Ход – шашка.

Напоминаю, что шашки это не шахматная фигура, и они у нас не ходят и не бьют.

Задание 1

Решение

Казалось бы – что тут сложного. Прыг да скок… Ан нет! Некоторые дети прям в ступор встают и не могут понять, как им прыгать конем. И вот тут то на помощь приходит паучек!

Если кто его не узнал – это обычный держатель для планшета. В нем ровно 8 лапок – по количеству ходов коня. Для доски 35 сантиметров (это маленькая доска) – подходит для 7-ми дюймового планшета, для 43 сантиметровой доски – 10-ти дюймовый паучек. Купить его можно в любом компьютерном магазине (ну или на худой конец – я покупаю в Ашане).

Поверьте – дети в восторге от него, но ….! Я обычно его отнимаю, как только вижу что ребенок понял как ходит конь. Из личного опыта, могу сказать, большая часть детей могут обойтись и без него, но (не забываем) – наша цель научить ВСЕХ детей играть в шахматы. И чем легче им будут даваться некоторые задания – тем больший шанс что ребенок полюбит шахматы. Мы не чемпионов растим – а детей развиваем.

Длительность помощи паучком – по пониманию ребенком хода конем. Некоторым надо одно задание, некоторым – все 3. Это индивидуально. Но самое главное – не упустить момент, когда ребенок начал видеть коня. Пусть ему еще сложно, но паука надо забирать. Честно – больше 3х заданий с пауком у меня бывало редко, чаще 2х заданий хватает.

Вернемся к нашему заданию – чаще всего дети, при его решении, уже к середине понимают как надо дальше двигаться конем. Они даже коня могут не просчитывать, а сразу ставят фигуру на поле куда она пойдет. И пусть! Их задача привыкнуть к коню. Даже если ни ход еще не выучили. Любой норовистый скакун должен сначала слиться с хозяином. А это задание, в этом плане, подходит идеально. Если Вы заметите – в нем нет перескоков через фигуры! Наша цель – показать траекторию движения конем.

Задание 2

Решение

Это задание немного сложнее предыдущего. Потому что тут конь начинает перепрыгивать через шашки. Дело в том, что многие дети при изучении предыдущих фигур двигают фигуру по доске. Хотя я изначально выставляю требование, чтобы фигура поднималась НАД доской. Но увы – они этого не делают. Но тут вступает в действие конь, и… А тут коня надо поднимать, двигать по доске его не получится – фигуры попадают.

Самое сложное – раскрутиться на первой площадке. Помогать приходится часто. Далее ребенок начинает видеть ходы конем сам.

Задание 3

Решение

После предыдущего задания – это задание для отдыха. Никаких перескоков через шашки тут нет, линейный (практически) ход. После двух предыдущих заданий – это служит закреплением пройденного материала.

На самом деле, Вы можете придумать и свои задания для коня, главное чтобы решение было единственно-верным. И второго решения чтобы не было. Для тех, кто далек от педагогики – объясню. Весь курс изучения любого нового материала, строится на задачах «закрытого» типа. Это задачи, у которых есть единственно-верное решение. Это принцип педагогики. Ребенок должен получить знания и умения решать задачи. Да – в жизни таких задач не бывает, но мы к жизни готовимся. А потом эти знания применяем. А в жизни, мы решаем задачи «открытого» типа – у них есть множество верных решений.

Кратчайший путь

Данные задания призваны научить ребенка находить наиболее быстрый способ добраться фигурой «из пункта А в пункт Б». В заданиях этого типа целью является научиться пользоваться особенностями той фигуры, которую мы изучаем. В заданиях этого типа нужно заранее озвучить количество ходов, за которое будет достигнуто поле назначения (оно отмечено крестиком).

Задание 1

Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение

Самое простое задание. Главное в этом задании – проследить чтобы ребенок правильно нашел решение. Сложного тут нет ничего, чисто задача на затравку и интерес.

Задание 2

Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение

Это задание кажется легким только на первый взгляд. Очень много детей на нем спотыкаются. Трудность в том, что надо отпрыгнуть конем от цели, а затем вернуться назад. Но решение этой задачи дает понимание что конь не так прост как кажется. Но поверьте мне – это только начало… Дальше будет еще сложнее (для детей естественно).

Задание 3

Пройти до поля помеченного крестиком за 3 хода.

Решение

Редко кто из детей 6-8 лет решает ее сразу. Обычно на ней сидят минут 5, иногда 10, иногда 30… Сложность в том, что надо отпрыгнуть вообще в другую сторону от цели. А потом вернуться. Когда дети решают эту задачу – надо очень внимательно следить чтобы ребенок не ушел от решения и старался найти решение. Иногда надо ребенка подталкивать к правильному варианту, иногда подсказывать, иногда делать первый ход. Напомню еще раз – нам надо чтобы у ребенка не исчезло желание заниматься шахматами. Нерешенные задачи отбивают тягу к шахматам, поэтому надо помогать, но в меру. Ребенок должен понимать что задачи не так просты как кажется, но они вполне ему по зубам.

Ну вот, я эти два типа заданий выделил отдельно, после их прохождения – ребенок должен уметь ходить конем. Этот этап – приручение. А теперь дрессировка коня.

Дрессировка коня (этап 2)

Лабиринт

Эти задания – самые-самые сложные из всего курса первоначальной подготовки. Бывают случаи – когда я их даю детям, которые уже умеют играть, и им тоже их сложно решить. А новичкам, которые только-только изучают шахматы – это самые сложные задания.

Напомню, лабиринт выстроенный на шахматной доске из белых шашек надо пройти до конца – до поля с крестиком. На поле помеченное крестиком я обычно ставлю черную шашку (ведь мы играем белыми, а черные наши враги). Бить белые шашки нельзя (это стенки лабиринта). Естественно при решении заданий конем – перепрыгивать стены можно.

У всех заданий, которые я дам ниже, будут свои названия. Я их придумал по ходу обучения, когда задавал детям. Им нравится – мне тоже.

И еще один совет – не пытайтесь решать задания за ребенка. Он догадается сам – поверьте мне. Но иногда надо подсказывать – без этого никуда. Иногда помогать намеками. Но, ни в коем случае не бросайте ребенка один на один с лабиринтом – он должен чувствовать поддержку, даже когда гуляет по такому опасному лабиринту.

Задание 1. Задача на упертость

Решение

В решении, само решение, я показал красным. А черным показан путь, которым обычно идут дети. ВСЕ дети идут этим путем. За все время, что я преподаю шахматы, им не пошли единицы (2-3 человека). Чаще всего им везло – они делали первый ход правильно и потом сразу решали задачу. Если первый ход сделан неправильно – то прямая дорога в тупик.

Теперь почему я задачу называю «Задача на упертость». Именно из-за этого черного пути. Не знаю, что смущает детей, но когда они оказываются рядом с вожделенной целью (красным крестиком) то они радуются, но когда начинают ходить дальше – встают в ступор. Начинают откатывать ходы назад, смотреть другие варианты… Но на моей памяти поменять первый ход догадалось 2 или 3 ребенка. Все остальные продолжали упираться и упираться в неправильном решении.

Чаще всего, я им помогаю, чтобы они не застряли окончательно. Но стараюсь сделать это не раньше чем через 10-15 минут после начала решения задания.

Задание 2. Конь умеет танцевать

Смешно? А тем не менее. Смотрите.

Решение

В этой задаче ложный (тупиковый) путь – не такой длинный. Дети быстро его отметают. Но их ждет другая неприятность – надо уметь танцевать конем. Достаточно часто они бросают гарцевание конем на пятачке, либо путаясь в полях, либо просто решив, что правильного пути там нет.

Вам следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не сильно забросил своего коня, и подсказывать ему – что неплохо продолжить искать ходы дальше.

Задание 3. Ипподром

Где как не на ипподроме выкатывать коня? Здесь он катается кругами вокруг доски.

Решение

После решенных предыдущих задач – эта решается легче. Основная проблема в том – что когда мы подходим вплотную к полю с крестиком – нам надо продолжать двигаться дальше. И сделать почти два полных круга.

А в остальном этот лабиринт – не самый сложный по сравнению с предыдущими.

Перехитри часовых.

Дальнейшее развитие лабиринта – перехитри часовых. В данном виде заданий нам необходимо добраться до поля помеченного крестиком, но так, чтобы по пути к нему не попасть под удар фигур противника. Так как этап у нас для начинающих – то это только кони. И да – черные фигуры не ходят – только наш конь.

Еще хочу заметить одну особенность данного вида заданий. Дело в том, что в этих задачах все составлено специально так, чтобы кроме правильного хода конем, других ходов не было! Т.е. с каждого поля конь может сделать только два хода – на то поле откуда он пришел, и на то поле, которое стоит следующим в траектории движения. Т.е. задача для ребенка на самом деле в том, чтобы он видел одно единственное верное поле для хода (и помнил откуда он только что пришел). Все остальные поля либо под ударами черных коней, либо там стоят белые шашки (препятствия).

Задание 1

Решение

Главная трудность в решении этой задачи – не бояться черного коня на соседней клетке. Это самое сложное, что приходится преодолевать детям. Ну и еще – научиться видеть те поля, куда бьют неприятельские кони.

Задача 2

Решение

Опять же – учимся искать единственный верный ход, и перебарываем боязнь черного коня на соседней клетке.

Задание 3

Решение

Ристалище (этап 3)

Я назвал этот этап именно так – потому что тут у нас начинаются схватки с коням противника. И в результате его прохождения, ребенок должен выработать четкое понимание слабых сторон коня.

Захват контрольного поля

В этих заданиях нам тоже необходимо попасть на поле помеченное крестиком. Но главная трудность в том, что черный конь начинает ходить. И в то же время, это плюс в нашу сторону. Основная цель заданий – донести до ребенка то, что надо думать не только о своих фигурах, надо просчитывать ходы противника. Те, кто проходил прошлые задания – знают это. Напомню – перед тем как сделать свой ход надо подумать – а куда пойдет фигура противника?

Задание 1

Решение

В этой задаче все очень просто – сейчас черный конь защищает помеченную клетку, но следующим ходом он ее перестанет защищать. Нам достаточно только напасть на нее, а черный конь уйдет сам.

Задание 2

Решение

Задача аналогичная первой. Без комментариев.

Задача 3

Решение

Эта задача интересна тем, что решение как попасть на помеченное поле искалось в задании №3 «Кратчайший путь». И тем не менее дети этого не помнят. Тут все посложнее чем в предыдущих двух заданиях – надо посчитать каким ходом черный конь будет защищать поле – правильный отчет – каждым нечетным. Т.е. нам надо напасть на поле h1 четным ходом, чтобы черный конь в свою очередь ушел и перестал его защищать.

На самом деле, эта задача не так проста для детей, как Вам может показаться. Объяснения ребенку – мало помогут. Просто сделайте так, чтобы ребенок двигал фигуры. И белые и черные. Как уже писалось в более ранних статьях – чем больше двигаются фигуры по доске – тем быстрее они начинают двигаться в голове. Без этого никуда. А просто объяснениями – дети не поймут что Вы от них хотите.

Ограничение подвижности

В этом задании, Ваша цель – ограничить фигуру противника, так, чтобы потом Вы смогли ее убить. При этом, черный конь ходит. Основной смысл этих заданий, в том, что ребенок должен научиться (пусть и не сразу) передвигать фигуры противника. И пытаться прогнозировать его ходы.

Попутно надо объяснять – конь фигура хоть и прыгучая, но очень малоподвижная. При некотором желании поймать коня – не такая сложная задача.

Задание 1

Решение

Конь в углу доски – наверное самая слабая фигура в шахматах. И поймать легко, и бояться его там совершенно незачем. Но для детей попытка поймать коня в углу – достаточно сложная задача сначала. В решении я специально показал ход, куда может пойти черный конь, и это надо показать ребенку тоже.

Вообще — конь в углу слаб (всего 2 хода), конь на краю доски – слаб (не 2, но всего 3-4 хода). Сила коня в середине доски, но ни в коем случае не на краю.

Задание 2

Решение

Конь на краю доски. Как уже писалось выше, он и тут слаб. Легко ловится. Черными линиями показаны возможные ходы черного коня, и эти два поля надо перекрыть.

Эту задачу дети решают обычно самостоятельно, но она посложнее чем первая. И поэтому, у них уходит чуть больше времени на нее.

Задача 3. Охота на мустанга

Решение

В этой задаче, на первый взгляд, решения нет… Так думают все дети. Но черный конь – ловится! Для этого надо стараться загнать коня на край доски, и не выпускать его оттуда.

Главный метод решения в том, что надо видеть куда пойдет черный конь. И стараться его вернуть назад. Ни в коем случае не выпускать коня в центр. Как только он выскочит на простор – Вы его уже не поймаете.

Задача из всех предложенных – достаточно сложная. Собственно, я обычно практикую опускание детей на землю после эйфории о легкости задач после предыдущих именно на ней. О снова о пользе ходов фигур на доске… Ребенок эту задачу в уме не решит. Взрослому то – и то сложно, а что говорить о детях?

Ну вот – слабые стороны коня мы изучили. Это ограниченность на краю доски, малоподвижность. Чем яснее дети поймут эти особенности коня – тем легче им будет им играть в дальнейшем. Причем осмысленно.

Слабые стороны коня мы выяснили. А теперь надо научиться им нападать, и понять его сильные стороны. Начнем.

Напади на фигуру

В этих заданиях решения очень и очень простые. Необходимо просто напасть на черную фигуру, так, чтобы Вас эта фигура не убила. Но в случае с конем, это задание упрощается тем, что конь ходит так, как ни ходит ни одна фигура. А значит, тот на кого мы нападем – на Вас напасть не сможет. Помните – задание сделать один ход и только напасть. Не надо бить фигуру.

Решение

Решение

Напади на две фигуры

Это задание – банальная вилка конем. Но чтобы ее применять – надо ей научиться. Вот и учим детей вилке – напасть на две фигуры. Опять же – надо только напасть, но не бить фигуру. Дети часто хотят побить черную фигуру, но их надо останавливать. Ведь черные потом сделают свой ход.

Задание 1.

Решение

Задание 2.

Решение

Задание 3.

Решение

Побей незащищенную фигуру

В этом задании на необходимо уже убить ту фигуру которая без защиты. Тут отрабатываем два навыка – способность видеть на кого нападает наш конь, и кого защищают черные фигуры.

Решение

Решение

В бой! (этап 5)

Ну вот, мы готовы пойти в бой с фигурами противника. Теперь все начинается по серьезному.

Перехитри часовых

Смысл заданий в том же – надо добраться до поля помеченного крестиком. По пути не становиться на поля с белыми шашками, и не попадать под удар черных фигур. Черные фигуры не ходят.
Кажется легко? Ну попробуйте.

Задание 1

Решение

Про нюанс решения подобных задач писалось выше – у коня обычно один ход для движения вперед. Эта задача небольшое исключение – есть тупиковые развития. Например g3-e2-тупик. Дети при решении могут наталкиваться на эти варианты и должны их отсекать и идти дальше. А так – задача не самая сложная.

Задание 2

Решение

Почему то эту задача дети редко решают сразу. Тут тупиковое решение так и тянет детей к себе – f2-g4-h6-тупик. От этого решения дети не любят отказываться, и раз за разом продолжают его долбить. Хотя надо всего лишь сделать другой второй ход.

Задание 3

Решение

Когда эту задачу расставляют на доске – от обилия фигур у детей разбегаются глаза. Но решение очень простое – у коня в каждый момент времени есть всего лишь один ход. И его надо сделать. Все остальные ходы – заблокированы черными фигурами. Но задачка решается сложно и долго.

Сними часовых

Задачи подобные предыдущим, но тут нет контрольного поля, зато есть фигуры противника. Их то и надо побить. На белые шашки становиться нельзя, черные фигуры не ходят.

Задача 1

Решение

Опять же – из каждого положения коня есть только один ход. Остальные перекрыты (либо тупик на поле d1). Сами проверьте. А вот дети чаще всего не видят этого единственного хода…

Задание 2

Решение

Более интересная задача. Дело в том, что на первый взгляд у коня множество ходов, но все они на проверку оказываются тупиковыми. А правильный путь под спойлером.

Задача 3

Решение

И здесь все аналогично. Ну за исключением того, что фигур много. Но ход – везде единственный.

Захват контрольного поля

И снова захват контрольного поля. Только теперь с другими фигурами, а не только с конями.

Задание 1

Решение

Задание 2

Решение

Задание 3

Решение

Во всех заданиях надо использовать малоподвижность коня. Эта его особенность проходилась ранее, поэтому тут мы это знание закрепляем лишний раз.

Ограничение подвижности

И снова ограничение подвижности, но уже на всех ранее пройденных фигурах. Как говориться – без комментариев.

Задача 1

Решение

Задача 2

Решение

Задача 3

Решение

Выпускной экзамен (этап 6)

Игра на уничтожение

Смысл заданий простой – необходимо определить кто победит: белые или черные. Первый ход белых. Фигуры ходят по очереди. Единственная загвоздка – размер доски. Это 3х3, 4х4, 2х3 и так далее. И если Вам кажется что эти задания все простые – послушайтесь меня. Когда я на коне даю эти задачи в классе раздается вой (Уууууу, опять….). Хотя при прохождении этих задач на ладье они им радуются. В начале.

Задание 1

Решение

Задание 2

Решение


Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 3

Решение


Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 4

Решение

Заключение

Вот и все. Коня прошли. Не самые легкие задачи, особенно лабиринты. Но как показывает мой опыт – практически у всех детей, которые проходят эти задания, конь не вызывает в дальнейшем никаких сложностей. Я сравниваю по другим детям, которые занимаются сопоставимое время. Мы пересекаемся на турнирах и я бывает с чужими детьми поигрываю и смотрю что у них и как.

Естественно, если ребенок занимается на результат, спору нет. Он конем будет шпарить как истинный шахматист. Но повторюсь, опять, наша задача развить детей. Кто хочет – пусть потом идет в шахматы, кто не хочет – пусть занимается другими делами. Танцами, например. У меня много девочек, и цели сделать из них шахматисток не стоит. Задача школы и дополнительного образования – всестороннее развитие ребенка. И шахматы тут выступают серьезным подспорьем.

Сделаю еще одно отступление – те дети, которые не проходили предыдущие фигуры – очень плохо потом справляются с конем. Ладья, слон, ферзь – они служат как бы подготовкой к сложному коню. Когда ребенок выходит на коня он не должен думать, как ходят другие фигуры – он их должен знать. Если он будет отвлекаться на слона или ферзя – ему будет сложнее понять коня. И, вполне возможно, приведет к отторжению в дальнейшем самих шахмат.

Хочу обратить внимание (в который уже раз) — цель данного курса в развитии ребенка. Ни в коем случае не в подготовке его к чемпионству. Я неоднократно готовил детей к школе изучая ходы шахматных фигур. Системность и постоянство проведения занятий дают ребенку иногда больше чем зубрежка материалов по другим предметам. При этом, дети воспринимают шахматы как игру, а это облегчает коммуникацию с ними. Возраст 6 лет — самое то для подготовки к школе и для начала изучения шахмат. Главное — не отбить интерес к обучению и к шахматам.

Если Вы заметите — в начальном курсе практически нет игры на полной доске. И это оправдано — полный комплект фигур для ребенка 6-7 лет чаще всего слишком сложен для понимания. То что ребенок в этом возрасте не умеет просчитывать свои ходы и ходы противника — это факт. Поэтому все спортивные секции в этом возрасте — это издевательство над детьми в первую очередь. Вам как родителю никто не запрещает издеваться над ребенком, но обращайте в первую очередь на его психологическую устойчивость. Не все дети могут и умеют проигрывать. представляете какой это стресс для ребенка? А если Вы вдобавок еще и требуете результат?

Я использую шахматы как инструмент для развития. Но не в коем случае не как цель. Да — если попадется ребенок который хочет и может стать мастером — это хорошо. Но тут есть проблема — вырастить такого мастера очень и очень сложно. На это надо годы времени и море работы. Причем — работы тренера с опытом. Пытаясь воспитать мастера дома, своими силами — я уверен, у вас это не получится. Доверьте этот момент профессионалам если уж хотите вырастить разрядника. Но сами не беритесь.

Если же Вы хотите добра своему ребенку, то развейте его с помощью шахмат. Курс И.Г. Сухина «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» для этого подходит идеально.

P.S. Меня иногда в комментариях спрашивают по поводу занятий с более младшими детьми (4-5 лет). Могу сказать что у И.Г. Сухина есть книга «Шахматы для самых маленьких». Там возраст как раз с 3-4 лет. Вполне доступно для ребенка этого возраста. Научить ходить фигурами по этой книге можно. Она ежегодно переиздавалась с 2000 года, последнее переиздание было в 2018 году.

Конь – довольно необычная фигура в шахматах. Он имеет немало полезных свойств и играет, несомненно, важную роль на доске, ведь недаром существует фразеологизм – «ход конем», который означает совершить неожиданное действие. В этой статье мы подробнее расскажем про эту фигуру, также объясним, как ходит конь в шахматах.

шахматы

Фигура коня в шахматах

В шахматах различают шесть видов фигур: король, ферзь, слон, конь, ладья и пешка. Король является главной фигурой, которую остальные должны сохранять в безопасности, иначе игрок проиграет. Все фигуры имеют свои различные свойства и функции на доске, что делает игру шахматы более сбалансированной.

Фигура коня в шахматах в самом начале игры располагается: белые на b1 и g1, а черные на b8 и g8. По себестоимости конь примерно равен слону или трем пешкам, а в закрытых позициях, где дальность слона, ладьи или ферзя ограничена, его ценность возрастает.

шахматы

Как ходит конь в шахматах

Конь сильно отличается от остальных фигур. Тем временем как ладья ходит либо по горизонтали, либо по вертикали, а слон по диагонали, конь же ходит буквой «Г». То есть две клетки по вертикали и одна клетка по горизонтали или же одна по вертикали и две по горизонтали. Чтобы срубить конем вражескую фигуру, нужно подобрать такую позицию, при которой конь в конце своего пути встанет на той клетке, где ранее стояла ваша цель.

Конь имеет очень полезное свойство при своем ходе. Он единственный, кто может перескакивать через другие фигуры. Этой пассивной способностью конь может угрожать фигурам соперника, находясь за своими союзниками, что даёт очень неплохое преимущество в различных вариациях игры.

шахматы

Очень важно! Не стоит коня загонять в угол доски, так как контролируемых им клеток станет заметно меньше. Так, к примеру, если данная фигура располагается в центре, то для неё доступно восемь вариантов ходов, если же она располагается в углу, то это число сокращается до двух.

Тактических приемов с конем существую немалое количество, и мы, пожалуй, расскажем про не самый сложный, но эффективный. Если всё сделать правильно, то можно довольно сильно насолить сопернику и забрать одну из ведущих его фигур. Называется прием – «Вилка». Суть её крайне проста – напасть сразу на две фигуры. Как мы говорили ранее, если конь находится в центре, то он может контролировать восемь клеток, вследствие чего атаковать две вражеские фигуры заметно проще, нежели пытаться это сделать слоном или ладьёй.

шахматы

  • Рассказ про компьютерную игру
  • Рассказ про компьютер на английском
  • Рассказ про компьютер 3 класс
  • Рассказ про композитора 2 класс музыка
  • Рассказ про комнату на английском с предлогами