Рассказ про котенка 2 класс литературное чтение

Автор: Прохорова Елена Евгеньевна

Организация: МКОУ Горкинская Сош

Населенный пункт: Владимирская область, Киржачский р-н, п. Горка

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2, УМК «Школа России»

Тема: Л.Н.Толстой « Котёнок».

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с новым произведением «Котёнок».

Задачи урока:

Образовательные

— помочь понять идею произведения, проникнуть в настроение произведения;

— учить делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план для пересказа;

— научить оформлять свои мысли в устной форме.

Развивающие:

-способствовать развитию связной речи;

— развивать логическое мышление, художественно-творческие и познавательные способности;

— учить использовать в речи средства художественной выразительности;

— обогащать и расширять словарный запас.

Воспитательные:

— воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, умение вести диалог с учителем и товарищами;

– воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты урока:

Личностные УУД:

У ученика будут сформированы:

— этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по коллективно составленному плану;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества;

-постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра;

-умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

— умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

-определять тему и главную мысль произведения;

— характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое;

— пересказывать текст подробно, выборочно;

— составлять устно текст-описание героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И скорей урок начнём.

— Давайте так проведём наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Ребята, с произведениями какого автора мы знакомились на последних уроках? Слайд 1.

Предлагаю поработать в парах, вспомнить факты из биографии Л.Н.Толстого и продолжить предложения :

— Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

— Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

— Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

— Толстой учил … крестьянских ребят

— Он сочинял … для детей: р.., с.., б… — (произведения)

Проверка Слайд 2, 3.

2) — Какое произведение вы читали дома? «Филипок»

Тест по рассказу «Филипок»

1. С кем Филипок остался дома?

• с братом

• с дедушкой

• с бабушкой

2. Почему по дороге мальчик упал?

• испугался

• споткнулся

• уронила собака

3. Почему он долго стоял на крыльце?

• что учитель прогонит

• что учитель заставит учиться

• что ребята будут смеяться

4. Какое задание учитель дал Филипку?

• решить задачу

• написать своё имя

• сложить своё имя

5. Кто учил мальчика читать?

• Мама

• Костюшка

• Друг

Взаимопроверка. Оценивание.

III. Изучение нового материала.

1). Подготовка к восприятию.

-Л.Н.Толстой писал свои произведения и для детей, и для взрослых.

  1. произведений для детей написал этот великий писатель. Слайд 4.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

О ком будет его следующее произведение, догадайтесь.

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

  • в лапки коготки? (котёнок) Слайд 5.

2). Определение темы. Постановка учебных задач.

— Молодцы, следующее произведение будет о котёнке.

Начнём с речевой разминки. Для чего она нужна? Слайд 6.

Чтение скороговорки

Кошка-крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Произнесём чётко и медленно, быстрее, быстро.

— Прочитайте тихо, громче, громко.

-Прочитайте так, чтобы все поняли, кто сидела на окошке?

— Выделите голосом, что делала кошка?

Предлагаю вам послушать одно стихотворение: (читает подготовленная ученица).

Я нашла в садy котёнка.

Он мяyкал тонко-тонко,

Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пyстить забыли,

Или сам он yбежал?

День с yтpа стоял ненастный,

Лyжисеpые везде…

Так и быть, звеpёк несчастный,

Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,

Hакоpмила досыта…

Скоpо стал котёнок мой

Загляденье пpосто!

Шеpсть — как баpхат,

Хвост — тpyбой…

До чего ж хоpош собой!

— Кому понравилось это стихотворение?

-Чем понравилось?

— Это стихотворение называется «Котёнок» и написала его Е.Благинина

  • Наше сегодняшнее произведение, с которым мы сегодня познакомимся, тоже называется «Котёнок». Слайд 7.

Это не просто рассказ, а быль.

— Что такое быль? (Это то, что было в действительности).

3) — Предлагаю определить задачи на сегодняшний урок.

Дети ставят задачи:

1.Прочитать рассказ Л.Н. Толстого.

2. Определить главных героев.

3. Понять содержание текста.

4. Определить главную мысль.

5. Читать произведение правильно, выразительно. Слайд 8.

  1. Словарная работа. Слайд 9.

— В тексте вам встретятся некоторые новые слова, попробуем объяснить их значение (работа с карточками).

Объясните значение слов из рассказа «Котенок». Соедините линиями слово и значение.

Амбар

Солома

Щавель

Что было духу

Подле

Очень быстро

Строение для хранения зерна, муки

Около

Травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом

Стебли пшеницы, ржи после обмола

5). Первичное восприятие.

Откройте учебник стр. 117-118

— Прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок».

(Чтение произведения учителем. Дети слушают текст, по желанию можно следить по учебнику).

6) Проверка первичного восприятия.

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

— Чей поступок понравился?

— За кого переживали?

— Что вы можете сказать о Васе? Какой он?

IV. Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

V. Чтение и анализ произведения. Составление плана.

Откройте учебник на стр. 117.Будем читать текст по частям и составлять план рассказа. Приём «Чтение с остановками».

Чтение 1 части.

— Когда происходило событие?

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Докажите, словами из текста.

— Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

-Как озаглавим эту часть?

-Можете предположить, что было дальше?

Чтение 2 части.

— Что произошло у амбара?

— С какой интонацией надо прочитать этот отрывок?

Прочитайте.

Чтение 3 части.

— Какого котёнка ребята выбрали себе? С какой интонацией будем читать?

— Ответим словами из текста

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Как озаглавим этот пункт плана?

Чтение 4 части.

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели?

Что значит, радовались?

— Почему же котёнок остался один?

— Ребята безответственные?

— Бывает, так в жизни?

Чтение 5 части.

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение? (заволновались?)

— Как озаглавим этот пункт плана?

Чтение 6 части.

— Какое чувство возникло?

— Как повел себя Вася?

— А как повела себя девочка? Докажите словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю?

-А с вами могла бы такая история произойти?

— А как поступили бы Вы?

— Как озаглавим этот пункт плана?

Совместно составляется план рассказа: Слайд 10.

1 часть: У Кати и Васи пропала кошка.

2 часть: Дети нашли котят.

3 часть: Самый лучший котёнок.

4 часть: Дети забыли котёнка на дороге

5 часть: Страшные собаки.

6 часть: Вася спасает котёнка.

VI. Закрепление изученного материала Слайд 11.

1). У вас на столах картинки, которые нужно расположить в соответствии с составленным планом и пересказать о событиях, изображённых на вашей картинке. (Работа в группах по 6 человек)

2). Выявление главной мысли рассказа.

— Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет?

— Подумайте, какая фраза может быть главной мыслью произведения? Слайд12

Нет друга – ищи, а нашёл – береги (пословица).

Друзья познаются в беде (пословица).

«Мы в ответе за тех, кого приручили…» (А. де Сент – Экзюпери)

-Как вы объясните смысл последнего предложения: «Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле» Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?

— У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).

— В начале урока мы прослушали стихотворение о котёнке. Послушайте ещё одно, которое написал Е.Крылов:

Стоит в переулке котёнок лохматый.

Стоит сиротливо с подбитою лапой.

Он жалобно смотрит на лица прохожих,

Как будто бы хочет сказать: « Я – хороший!

Возьмите меня! Я умею дружить.

Играть с вами буду, мышей вам ловить».

Мы взяли его, завернули в платок,

Нельзя, чтобы кто–нибудь был одинок.

— Подходит ли это стихотворение к нашему сегодняшнему разговору?

— Пусть вашему питомцу будет у вас хорошо, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём.

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н. Толстого.

Дети составляют пословицу.

  • ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА». Слайд 13.

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Получился наш урок добрым?

— Вспомните, какие учебные задачи мы поставили на урок? Все ли задачи мы выполнили?

— Оцените себя, закончив предложения: Слайд 14.

— Я прочитал (а) рассказ….
— Мне запомнилось….
-Мне понравилось….
-Мне не понравилось….
— Этот рассказ учит меня….

  1. Домашнее задание по выбору. Слайд 15.

1. Перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (средний уровень), 2.Подготовьтесь пересказать текст по плану от лица Васи (сильный уровень).

Приложения:

  1. file0.docx.. 35,5 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 3,6 МБ

Опубликовано: 10.12.2022

Открытый урок   литературного чтения    во 2 классе

МО учителей   начальных классов

Учитель: Мартемьянова Е.И.

Тема. Л.Н.Толстой « Котенок»

Тип урока: чтение и анализ литературного текста

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Котёнок»,

совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно;

 развивать способность полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное, составлять план для подробного пересказа произведения, работая с деформированным планом, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выявлять авторское отношение к героям и их поступкам, определять жанр произведения и главную мысль текста;

 на материале урока прививать интерес к творчеству Л. Толстого, воспитывать любовь, ответственное и  бережное отношение к животным.

Оборудование:

Презентация, портрет Л.Н. Толстого, карточки, компьютер,мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

Будем дружно на уроке отвечать,

Наши знания достойно пополнять.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь  хорошим настроением с друзьями. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.

II. Актуализация знаний

а)-Беседа по творчеству писателя

 С творчеством какого русского писателя вы познакомились на предыдущих уроках? (С творчеством Льва Николаевича Толстого) 

Слайд  (портрет Толстого)

— Давайте вспомним страницы его жизни и творчества. 

Что запомнили из его жизни вы?

(если дети затрудняются в ответе):

 Я начну предложения , а вы продолжите: 

Л.Н.Толстой  родился в …1828 году

 в имении  ……  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школу

Толстой  учил … детей

Писатель написал  для детей  учебник….. «Азбука»

Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п… . (произведения)

б)Проверка домашнего задания

— Какой рассказ Л. Толстого вы готовили дома самостоятельно? («Правда всего дороже»)

-в какой форме он написан? (диалог)

-что такое диалог? (разговор 2 или нескольких лиц)

-кто разговаривает в этом рассказе? (мальчик и отец)

-кто еще участвует в разговоре? (автор-рассказчик)

Итак, читают 3 человека,

— Давайте проверим чтение текста в диалоге и проанализируем , как вы его поняли.

 (Дети читают рассказ «Правда всего дороже» в диалоге)

— Понравился ли тебе поступок мальчика?

-За что отец поблагодарил сына?

-Назовите главную мысль текста. Чему учит рассказ?

Сделайте вывод : надо всегда говорить правду.

(оцениваю чтение)

-Вы хорошо поработали, молодцы!

в) Организация работы в парах

— Возьмите цветные полоски.

На цветных полосках написаны названия произведений: прочитайте. ( «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. 

— Почему это произведение лишнее? Обоснуйте свой ответ.

(Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке»-это сказка, к-ю написал А.С.Пушкин, все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)

III. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний 

Для того, что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны отгадать загадку: 

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

         Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки? (Котёнок)

Ответы детей.

 Правильно, это котёнок.

слайд— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)

2.Речевая разминка.

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

3.Рассказ о кошках

Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов.

Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

На свете около 60 разных пород кошек.

4. Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы познакомимся с  произведением Л. Н. Толстого “Котёнок”.

слайд

-Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа.

-Какова тема нашего урока? (На доске картинки: котенок, кошка, кошка с котятами, котята)

-Почему?

— Какие задачи мы поставим перед собой?

Задачи урока

1. Прочитать рассказ Льва Толстого

2. Определить главных героев

3. Понять содержание текста

4. Выделить главную мысль  произведения

5.Игра «Найди лишнее»

(слова белый, серый, оранжевый, чёрный) 

 (После чтения учитель закрывает слова)

— Сколько слов было записано? Какое слово было первым? Последним?как мы называем такие слова?белый-черный (антонимы) 

— Какое слово лишнее? Почему? (Котёнок не может быть оранжевым)

— Подберите синоним к слову оранжевый, чтобы он мог обозначать цвет шерсти котёнка. (Рыжий) 

-А как выглядит котенок в  произведении  Л.Н.Толстого,   и какая история произошла  с ним, мы узнаем, послушав его.

— Сейчас вы внимательно послушайте и  постарайтесь назвать всех главных героев произведения

6.Первичное восприятие  текста вслух

Слушание текста (аудиозапись)

К какому жанру литературных произведений мы отнесем это произведение?

-Какие жанры литературных произведений вы знаете?

У меня рассыпались буквы, если вы их соберёте, то узнаете, что же это за произведение    (ы, ь, л, б, быль) 

— Что же такое быль? (Быль – это то, что было на самом деле, случай из жизни)

— Как вы понимаете слово  быль?      (Это то, что было в действительности)

Проверка качества первичного восприятия текста

— Кому понравилось это произведение?

-Что понравилось?

-Какой момент показался самым напряженным?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА О КОТЕНКЕ

7. Вторичное восприятие текста.

— А теперь прочитаем  текст сами  и найдем в нём непонятные слова

IV. Включение в систему знаний.

Анализ литературного текста (с опорой на выборочное чтение)

-Назовите главных героев ? (Вася, Катя, котенок, собаки) (прочитаем как о них пишет автор-1 абзац.1 предл.)

что у них произошло?( у них пропала кошка)

— Когда у детей пропала кошка? читаем далее

нашли ее ребята?как? 2 абзац

Понятны ли вам слова?

Подле                (около)

Амбар         (сарай для хранения зерна)

— Как вёл себя мальчик, когда обнаружил котят? (Был рад и удивлён)

— Подтвердите свой ответ словами текста.(стр.117 «Наконец Вася закричал…»)

— Сколько было котят?

—  Прочитайте, какого котёнка выбрали себе дети.(стр.117 «..дети выбрали себе..»)

— Как относились к нему ребята?

— Как котёнок оказался один на дороге?

Солома             -полые стебли злаков, остающихся после обмолота

Щавель           -травянистое растение с кислым вкусом

— Какая опасность ему угрожала? Прочитайте.(стр.118 ..вдруг..

— Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

— Как поступил Вася? (Он сумел преодолеть свой страх, бросился спасать котёнка)

Что было духу-        очень быстро

 Выявление позиции учащихся к поступку героя

— А как бы вы поступили на месте Васи? Оцените его поступок

— Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

-Что ты можешь сказать о Васе? Какой он? ты бы хотел дружить с таким мальчиком?

Физкульминуткадля глаз

8.Работа в парах. 

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный.

Выберите слова, которые характеризуют Васю, слова которые не подходят для его характеристики зачеркните..

Каким оказался Вася? (Смелый, решительный, находчивый, отчаянный, бесстрашный)

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения — настоящий герой.

— Как вела себя Катя? Можно ли осуждать девочку?  (Нет, все мы можем чего-то бояться)

9.Выявление нравственной проблемы произведения

 (Чтение пословицы, записанной на слайде)  

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

— Как понимаете смысл пословицы?

— Подходит ли она к нашему тексту? Почему? (Мальчик бросился спасать беззащитного котёнка, понимая, что собаки могут опередить его, что котёнок погибнет)

— Почему же котёнок оказался в опасности? (Дети забыли про него, оказались безответственными)

Какой же вывод мы можем сделать? (Нужно быть внимательными и  ответственными за тех, кто слабее нас )

Выявление авторского отношения к герою и его поступку

Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя? (….)

— Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана автором?

— Зачем Лев Николаевич Толстой рассказал нам эту историю?

— Какими мыслями он хотел поделиться с нами?

IV. Закрепление изученного материала.

10.Слайд Расположите события в правильном порядке

11.Составление плана рассказа (в группах ) 

— У вас на партах лежит план этого произведения. Последовательность пунктов плана нарушена. Восстановите план, пронумеровав пункты плана цифрами.

План

Страшные собаки

Дети нашли котят

Вася спасает котёнка

Дети забыли котёнка

Кошка пропала

Самый лучший котёнок

Проверка выполнения задания (фронтально) 

— У какой пары получился такой же план, как на слайде ….?

— Кто записал по – другому?

1 2.    Работа с иллюстрацией.

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации на стр.118?

Найдите это место в тексте и прочитайте.

V.  Итог урока.

Послушаем стихотворение (Виолетта).

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 -Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя   забывайте своего маленького друга и нужно  заботиться о нём.

— Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут

VI. Рефлексия.

«Синквейн»

Котенок

Маленький, беззащитный

Нашли, забыли, спасает

Мы в ответе за питомцев

Забота

 VII Лестница успеха-оценивание

VIII. Домашнее задание   Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста. 

Сочинение о кошке 2 класс

У меня дома есть сиамская кошка Маруся. У Маруси светло-коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост; гибкое удлиненное тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза. Цвет глаз меняется, когда кошка злится или угрожает. Уши у кошки всегда настороже, они улавливают малейший шорох.
Маруся — животное капризное. Если у нее хорошее настроение, она играет и позволяет себя гладить. Но если у нее плохое настроение, то тогда Марусю лучше не трогать. Маруся серьезная кошка. Когда мы приезжаем на дачу, она дерется со всеми кошками и котами. Маруся не задиристая и первой в драку он не вступает. Вначале она громко завывает и фыркает. Потом она поворачивается боком, шерсть у нее встает дыбом, а хвост распушается. Если чужая кошка не уходит, то Маруся нападает пока противник не обратится в бегство.

Маруся — очень умная кошка. Она умеет лапами открывать все двери в комнаты и даже холодильник. Маруся — домашняя кошка, она любит смотреть в окно. А на даче любит охотиться на ящериц, лягушек и воробьев. Мне очень нравится наша кошка.

Небольшой рассказ про кошку ЛЕНЬ-МАТУШКА

Завела бабуля себе кота. Ну, как завела, приблудился. Сам, пришел однажды во двор невесть откуда и уходить отказался. Бабуля его кормить стала, мышей-то в подполе видимо-невидимо развелось. Без кота тяжко на селе.

Вот день проходит, неделя, месяц. А коту хоть бы хны. Не ловит мышей, только пищу зря потребляет и спит.

Стала его бабуля увещевать: — Поди, животинка бесполезная, хлеб свой дармовый отработай! Не то, как есть выставлю за двери, а себе другого кота найду.

А коту и лениво и боязно.

Вот настала ночь. Мыши как всегда из своих углов повылезали. Пешком по дому ходят, котовьего духа не опасаются. Посмотрел кот на это дело, наверное, прикинул в уме, что всех переловить не получится и решил договор держать.

Мыши, они как известно, всеядные. На другую ночь умыкнул кот у бабули сыру и стал мышей дрессировать. Лежит, сыр подле себя держит. Мыши на запах гурьбой идут, лакомятся. Кот их не трогает. Чуть одна мышка на хозяйские припасы навострит нос, ту-то кот ее и припугнет. Несколько дней подряд продолжалась такая дрессировка.

Наконец, умные мыши смекнули, что лучше им котовьим угощением лакомиться и горя не знать. С тех пор так и держат свой бартер — кот им еду, а мыши за то чужого не берут, окромя предложенного. И все довольны.

Сочинение-описание кошки

Вариант 1

Многие люди любят животных, у каждого оно свое. Я, например, очень люблю кошек. Я долго просил родителей завести кошку, и однажды они согласились. Мы пошли в приют, где я познакомился с Соней. Увидев ее в клетке, я сразу понял, что эта кошка должна обрести новый дом у нас. Так она отправилась с нами.

Соня была уже взрослой, когда попала к нам. Она очень красивая – голова, спина, хвост и лапки у нее ярко-рыжие, а шея, живот и кончик хвоста белые. Соня пушистая и напоминает мне маленькое облачко. У нее красивые длинные усы и зеленые глаза, которые становятся почти черными, как только в поле ее зрения появляется что-нибудь интересное, например, бабочка или птица.

У Сони добрый и покладистый характер. Она очень ласковая и часто запрыгивает ко мне на колени. Там она любит устроиться поудобнее и мурчать, пока не уснет. Еще мы с кошкой любим поиграть вместе. Я скатываю шарик из фольги и кидаю ей, а она забавно бегает за ним по всей комнате, пока не устанет. Иногда она загоняет его под диван и вылезает оттуда вся в пыли.

Своим любимым местом в доме Соня выбрала верх холодильника. Там она может лежать и наблюдать за нами сверху. Еще ей нравится сидеть на подоконнике и смотреть на пролетающих мимо птиц. Если какая-нибудь птичка садится с другой стороны стекла, кошка начинает издавать странный звук, больше похожий на чириканье. Думаю, так она выражает свое неудовольствие тем, что птица вне досягаемости.

Если в дом приходит кто-нибудь чужой, Соня сначала не показывается, но через какое-то время начинает присматриваться и вскоре уже обнюхивает гостя. Если он ей понравится, может даже дать себя погладить.

Я очень рад, что Соня появилась в нашем доме. Она стала для меня настоящим другом и любимой питомицей. Думаю, ей у нас хорошо, она распушилась и выглядит довольной и здоровой.

Вариант 2

У каждого человека есть свое любимое животное. У меня это кошка. Иметь дома забавного пушистого питомца я мечтал всегда. В один чудесный день у меня появился долгожданный питомец. Я не очень долго думал над тем, как его назвать. Когда папа принес кошечку к нам домой, она забралась ко мне на колени и начала тихонько мурлыкать. Так с тех пор я ее и зову – Мурка.

Моя кошка – настоящая красавица. Ушки у нее черненькие, мордочка – беленькая, а хвост и вовсе полосатый! Я долго могу смотреть в ее глаза, ведь они удивительного голубого цвета. Характер у Мурки еще тот! Она нередко бывает чем-то недовольна. В такие моменты моя своенравная любимица смешно шевелит усиками и щурит глаза. Зрачки при этом тоже меняют свой цвет. Они могут быть и почти красными, и светло-зелеными. По ним я всегда определяю, насколько расстроена моя Мурка.

Если у моей любимицы хорошее настроение, то я без опасений могу ее погладить. В такие моменты Мурка – сама доброта. Она уютно устраивается у меня на коленях и даже может вздремнуть. Но иногда бывает и так, что кошку целый день что-то злит. Она предупреждает об этом всех домашних подергиванием кончика хвоста и особенным резким мяуканьем.

С чужими Мурка – настоящая трусиха. Она никогда не бросается на других животных, даже если очень раздражена. Если она понимает, что сейчас враг нападет, то смешно распушивает хвост и убегает прятаться. Несмотря на робкий характер, моя кошка очень смышленая. Она даже научилась открывать холодильник и включать телевизор своими лапками! Больше всего мы с Муркой любим смотреть передачи про животных. Вот такая она, моя кошка. И любимый питомец, и лучший друг.

Моя Дуняшка

Автор: Эмиль, 8 лет

У меня дома живёт кошка по имени Дуня. Она любит есть, спать и охранять холодильник.

Дуня старше меня на целый год. И поэтому я её называю Евдокия Петровна. Один раз она сидела на подоконнике и мимо пролетел воробей. От неожиданности она упала на пол. Дуняшка была в ШОКЕ. А играем мы так — когда я говорю Дуне: мячик, мячик,то она бежит со своим длинным пузом, хватает маленький мячик в зубы и приносит его мне.

Вот такая у меня кошка Дуня.

Автор: М. Игнатова

У меня живут 2 кошки и собака: старшей кошке Афине 2 года 3 месяца, второй Смурфете 1 год 2 месяца, а собаке Мисти 8 месяцев. Первой в наш дом попала Афина тогда ей было не больше 2 месяцев. Афину мы взяли с улицы мы ловили её неделю, когда я её несла домой она шипела и царапалась ,сейчас она уже спокойная,и тихая кошка. Смурфету мы взяли из приюта папа её часто называл «Паштета» вот и прижилось. Мы дали Паштете кличку «Котопёс», потому что если кинуть в коридор фломастер или карандаш, то она принесёт его в своих зубах. Мисти чистопородный Голден Ретривер её мы взяли из питомника. На сей день Мисти очень подружилась с Паштетой и они стали настоящими лудшими друзьями. Ну вот такие девчонки живут в моём доме.

Автор: Светлана

У нас живёт белый кот Вайс. Он очень спокойный. Любит подремать. Когда он просит покушать он садится на стул и стучит лапкой по столу. Это очень умный кот. Сам открывает лапкой дверь. Он замечательный!

Автор: Иван

У нас есть кот. Зовут его Дрон. Он очень любит спать. Он очень пушистый, не кусается, не царапается. Он очень старый и добрый. У него зелёные глаза и курносый нос. Летом он отдыхает в деревне. В дом заходит только поесть. Я видел как он дрался с другими котами и ему поранили лапку. Мы с бабушкой мазали котику лапку зелёнкой.

Нажмите на фото, чтобы увеличить

Автор: Елизавета

У меня дома,живет маленькая, беленькая кошечка по имени Ласка. У нее голубые глаза, черные ушки и черный хвост. Она очень похожа на сиамскую породу кошек.

Ласка любит бегать и прыгать по деревьям. Ласка очень умная кошка, она лапой может открыть холодильник и стащить, что-нибудь вкусненькое, а потом закрыть,никто и не догадывался об этом. На Новый год мы поставили дома елку…. Ласка запрыгнула на самую верхушку елки, и заснула!!!

Вот такая вот у меня кошка…

Автор: Даша

Я возращалась домой с мамой. Вдруг открылась дверь и из щели упал котенок. Он подошел к нам стал мурлыкать. Мы поняли что его выкинули на улицу и взяли к себе. Наши кошки сразу начали на него шипеть. Мы закрыли их в зале, а на кухне накормили, нопоили и погладили котенка. Вскоре мы поставили 2 пластиковые чашки одна с водой другая с кормом.

Соседка отдала его в хорошие руки. Я надеюсь что он счастлив и что он забудет страх.

Автор: Лера

Мою кошку зовут Муся. Она красивая, шерсть у неё серо-белая, она очень любит играть с пушистой собачкой, с клубком бумаги.но больше всего она любит играть палочкой-пушистик. Она очень много-любит покушать она ест вискас, мясо, конфеты, сосиски, сметану,и многое другое. Я о своей кошке хорошо забочусь я её расчёсываю в неделю 5 раз,(и даже иногда я ей делаю причёски). Она у меня добрая, но иногда кусается это значит она играет!!! Она боится воды, полесоса(…

Однажды, это грустная история, было 9 мая и моя кошечка выпала из окна 5 этажа… Мне очень было её жалко, мы повезли её в больницу и врач сказал, что у неё повреждена нога и он назначил уколы. Мы делали уколы но она царапалась,но потом ей стало привычно. И всё прошло) Мы её купили на рынке там где продавались разные животные, и всё для животных одежда, тарелочки и многое другое. Она меня очень любит).

Автор: Карина

Не давно я гуляла с подружками во дворе и зашла домой переодется. Мама сообщила мне что не может найти нашего кота и думала что он в подъезде. Кот рыжий простой по имени Бакс. Мы начали суетится и искать Бакса. Я выбежала в подъезд, мама вышла на балкон смотреть не упал ли он опять из окна. У нас в гостях была мамина подруга Таня, она заглянула в шкав и увидела что Бакс спит на Белых шелкавых зановесках, мы его ищем а он кайфует развалившись на Белых Шелках! =)

Автор: Aman

У нас была кошка Самбука. Однажды мы им дали еды, смотрим, а Самбука не ест. Мы ломали голову — «что с ней такое?». Мы повели её к ветеринару. Она сказала, что нет болезни.

Мы подумали — «кошка захотела стать моделью?». А через 2 дня вернулся аппетит!

Автор: Галина

Ну люблю я кошек! У нас в подъезде, в основном на чердаке, живёт кошка, которую все подкармливают. Но когда она родила котят в очередной раз, я обнаружила их убитыми, и разложенными, как будто нам в назидание, на нашей площадке. Но одна из котёнков была ещё живая! Естественно, я приволокла её домой отхаживать. Но и мой котяр не прикинулся «я тут не при делах». Косчёнка орала тоненьким голоском, а мой котяр хватал её за шкирку, как мамка, и приносил мне.

Выходила я её, вылечила. Но мне двоих уже кошаков не прокормить — поэтому я у поддатого механника, пока он добрый, выпросила поселить эту кошечку — Дусю — в каптёрке водителей… Водители в ней души не чают! И две породистые собаки тоже — удивительно, как они смогли сразу полюбить и признать это существо!

Нажмите на фото, чтобы увеличить

Автор: Мария

Мой кот Сёма живёт у меня ещё два года, но за это время он столько раз мне помогал. Многие не верят что кошки имеют свойство лечить. Но как не странно это свойство у них имеется!

Я часто болею: болит голова, тошнит, сильная слабость, но когда дома появился Сёма я стала болеть реже, а если и сильно заболевала то когда ко мне приходил кот всё мигом проходило.

С котами можно разговаривать, доверять им тайны и когда ты с ними разговариваешь есть чувство что тебя слышат и понимают и что ты не разговариваешь с воздухом. На душе становится легче при разговоре с ними и успокаеваешся.

Вот такие у котов волшебные своства.

Нажмите на фото, чтобы увеличить

Автор: Елизавета Попова

Моя кошка самая красивая! У неё чудесная порода «Невский Маскарад»! Это очень редкая порода! Эта кошка голубо-глазая! У неё длинная шёрстка. Она чистит себя как только запачкается!

Моя кошка по имени Мася очень нас любит. И со мной любит играть в салочки! Мы умеем друг с другом общаться — с помощью жестов. Хоть мы и подобрали её на улице, но она очень сильно к нам привыкла.

Я её тоже очень сильно люблю и никому не отдам на всём белом свете! Ведь правда она красивая?!

Люди не обижайте пожалуйста этих созданий! Это ведь чудо какое-то!

Нажмите на фото,чтобы увеличить

Автор: Ярослав

Нашей кошечки шестой месяц, но она очень умненькая….

Посмотрев несколько раз как мы открываем дверь и зная что она может выбежать на прогулку на балкон научилась открывать ее сама.Она это делает легко подпрыгивает, бьет лапой по ручке и бежит куда глаза глядят=).. вот такто!

Tweet

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

«Мое любимое животное — кошка» − сочинение

Я с детства хотела иметь кошку. И, наконец, моя мечта сбылась — у меня дома появился котёнок. Его зовут Тимофей, но пока для всех он Тимоша, Тимка, Тимулька.

Котёнок породистый и требует особого ухода. Он вырастет в огромного красивого кота. А пока он маленький и, как все дети, очень весёлый. Мой котёнок белый с серенькими пятнышками. У него маленькие лапки, которыми он ступает совсем неслышно, особенно если крадётся. На лапках у него есть маленькие розовые подушечки. Они и помогают ему так тихо ступать. В минуты опасности Тимоша выпускает острые коготки и может поцарапать.

Сидит котёнок по-особенному. Передние лапки он ставит немного вперёд и так может долго сидеть, и внимательно следить за всеми.

Головка у котёнка круглая и тоже белая. Только усы чёрные и очень длинные. Носик у Тимки чёрненький, будто атласный, и при этом всегда холодный. Ушки остренькие и пушистые. Тимоха маленький, ему нет ещё и двух месяцев. Но несмотря на это, у него острые зубки и коготки. Котёнок любит кусаться, но совсем не больно, играя. Он хватает зубками палец и сжимает его. Но когда я скажу, что мне больно, он понимает и сразу перестаёт кусаться.

Тимошка — большая лакомка. Больше всего котёнок любит рыбу, особенно свежую. Он сразу набрасывается на неё и ест с большим аппетитом, даже урчит от удовольствия. Насытившись, он оставляет рыбку на тарелке, чтобы съесть её потом. Проголодавшись, он просит кушать сам. Тогда Тимка начинает бегать вокруг ног и царапаться. Ест всегда аккуратно, не вытаскивая куски из тарелки. Очень любит тёплое молоко.

Если Тимошка хочет спать, он капризничает, как маленький ребёнок. Спит он чудно. Положив голову на лапки, прячет носик в подушку или накрывает хвостом и закрывает глазки. Но сон у него чуткий. Бабушка говорит, что Тимошка не спит, а дремлет. Стоит где-то зашуршать, как котёнок сразу просыпается. Раскрывает глазки, поднимает ушки, готовый в любую минуту броситься “на врага”.

Любимое занятие Тимки — это игра. Он, как и все маленькие, любит поиграть. Тут его проказам нет конца: то он ложится на спину и начинает играть с моими руками, то из-за угла бросается прямо под ноги. Но больше всего котёнок любит играть с маленьким мячиком. Он бегает за ним и старается укусить своими острыми зубками. А когда это не удаётся, сердится. Котёнок начинает угрожающе мяукать и толкает мячик лапкой. Тимошка даже танцевать умеет. Он очень забавно становится на задние лапки, поднимает передние и начинает кружиться, стараясь дотянуться до бумажки. Иногда, не дотянувшись, он падает на пол и кувыркается через голову. Тогда он обижается и отходит в сторону. Глаза у него становятся грустные-грустные. На самом деле глазки у моего друга очень красивые. Когда малыш нежно трётся у моих ног и тихо мурлычет, глаза у него зелёные-зелёные. Но стоит ему разозлиться — и глаза становятся совсем тёмные, почти чёрные. Шёрстка на спине в такие минуты поднимается вверх, а хвост выгибается дугой. Поэтому я всегда стараюсь успокоить котёнка, сказать ему что-нибудь ласковое.

Тимоша очень умный котёнок. Мне даже иногда кажется, что он понимает человеческую речь, просто сам не умеет разговаривать. Но у него тоже есть свой язык. Когда Тимка доволен и сыт, он мяукает ласково и трётся о ноги. Если его рассердить, он ворчит, как дикий зверёк.

Я пробовала дрессировать котёнка, и теперь он умеет давать лапу. За это он получает что-нибудь вкусненькое. Наш Тимошка очень чистоплотный. Каждый день он усаживается на коврик, лижет розовым язычком лапку и начинает умывать ею мордочку, головку и даже ушки. Совсем как человек. По субботам мы его купаем в маленькой ванночке. После купания шёрстка котёнка становится красивой, чистой и блестящей. Он радуется этому и благодарно мурлычет.

Мне очень хочется, чтобы наш Тимошка быстрее вырос и превратился в большого красивого кота Тимофея.

Краткий рассказ про кошку Мурку и мышей

В одном старом доме мыши прогрызли в стенах лазы. Шуровали по ним туда-сюда свободно. А показывались через щели: то из-под пола, то из-за печки, то из-за плинтуса. Кошка Мурка им, конечно, спуску не давала. Зорко следила за интервентами и временами, даже кем-то лакомилась.

Тогда мыши игру с ней затеяли. Скребутся, к примеру, за холодильником. Громко скребутся. Мурка туда — прыть и караулит. А одна мышка, тем временем из-за печки появляется и незаметно к столу бежит.

Мурка ее краем глаза замечает, только в атаку хочет перейти, как другие мышки из-за холодильника показываются. Мечется бедняжка между мышиными хитрюгами и не знает кого поймать.

Так натворили мыши много проказ в доме. К счастью, скоро и Мурка поумнела. Заляжет где-нибудь в удобном месте и спящей притворяется. На мышиные провокации не реагирует. А уж как забредет какой-нибудь плутишка от норки своей поодаль, вот ту-то ему и крышка.

Быстрая у нас Мурка и умная.

Небольшой рассказ о кошке живой и кошке игрушечной

Танечке подарили на день рождения мягкого игрушечного котика. И такой он был чудесный, прям как настоящий. Притом у Танечки еще и живой котик дома жил.

Вот, наигралась она с подарком и посадила на пол к другим игрушкам. А в это время настоящий кот пришел. Надо сказать, нраву он был совсем не кроткого. Даже наоборот, очень драчливого. Как увидел он игрушечного соперника, ощетинился и рычит на кусок материи. Рычал-фыркал, а толку ноль.

Стал он тогда к игрушке поближе подбираться. Крадется-крадется медленно, усищи в разные стороны торчат, глазища сверкают грозно. Подошел вплотную и уперся нос к носу, глаза в глаза. Точно бык. Только все это без толку. Не поддается соперник на провокации.

Кот его тогда на бок опрокинул и давай валять. Ну и задал же он ему трепку! Обшивку разорвал и сам синтепона наелся. Стоит фыркает, отплевывается! А мама потом кота мягкого зашила и стал он, как новенький. Только настоящий кот больше к нему не лез. Хватило.

Тема:   Л.Н Толстой «Котенок»

Задачи:

1 Предметные:


организовать деятельность учащихся  по формированию навыка правильного чтения и
понимания содержания.

2 Метапредметные

 Познавательные :

-создать
содержательные и организованные условия для развития умения анализировать
сравнивать выделять главное;

-содействовать
развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать
умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать
умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших
место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении
обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:


обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать
развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; -адекватно воспринимать
информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения
и правильности ответов.

Коммуникативные


содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить
развитие диалогической и монологической речи .

Личностные:

-способствовать
формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе
познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не
знания.

-помочь
учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного
материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать
развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в
литературных произведениях.

Предполагаемый результат :

-овладение
навыком правильного чтения, понимание содержания текста;

-умения
полно и правильно отвечать на вопросы  по содержанию произведения; 

-обогащение
словарного лексического запаса, развитие устной речи  и познавательного
интереса ;

-умение
давать оценку нравственным  поступкам людей.

 Цели: создание условий для:

         —
раскрытия смысла художественного произведения, через высказывание : «Мы в
ответе за тех, кого приручили» (Сент-Экзюпери)

         —
формирования представления об особенностях жанра;

         —
формирования художественно-эстетического восприятия учащихся;

Оборудование:

              
 
компьютер, мультимедийный проектор,  экран;  выставка
книг
Л.Н. Толстого, толковый словарь, пословицы, рисунки
детей к произведению «Филипок», наборы карточек для работы в парах « План», «
Характеристика героя», реквизиты к сценке «Филипок и учитель», картинки  котят
к физминутке, презентация к уроку.

                                             Ход
урока:

1.Орг. момент :

 Доброе
утро! Птицы запели

Умные
дети за парты все сели.

Мы
за наукой сегодня пойдём

 Радость
и чувства  с собою возьмём!


Тайны и новые открытия ждут нас на уроке чтения.

2.Речевая разминка:

Ра
– ра – ра  иди дорогою добра.

Ро
– ро – ро  плати добром за добро.

Ри 
— ри – ри  думай, а потом говори.

Нашёл. Нашла. Нашли.

 —
Прочитать   с разной интонацией.

 — 
Мальчики – выразите  радость

 —
Девочки – огорчение

 —
Все вместе – удивление.

3.
Скороговорка. – Произнесём чётко и  медленно, быстрее, быстро.

 Кошка на окошке кашку кушала.

3.Проверка домашнего задания.


Какое произведение  изучали на прошлом уроке?

1.-Вы подготовили выставку рисунков.


Защитите свои рисунки, прочитав отрывки из рассказа.


Почему Филиппок не ходил в школу?


Считал ли Филиппок себя маленьким?

-Об
этом нам расскажет сам Филиппок и учитель.( Сценка «Филиппок и учитель»)

Учитель: Да ты кто?
Или ты нем? Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь. Кто это, ребята?

Мальчик: Костюшкин
брат. Он давно просится в школу, да мать не пускает его.

Учитель: Ну, садись
на лавку. А я твою маму попрошу, чтобы она пускала тебя в школу. Вот буквы.
Ну-ка сложи своё имя.

Филипок: Хве и хви
ле и пеопок.

Учитель: Молодец!
Кто же тебя научил читать?

Филипок: Костюшка. Я
страсть, какой бедовый, я сразу всё понял.

Учитель: Ты погоди
хвалиться-то. Ты поучись.

 —
Почему Филиппок решил  пойти в школу?

Вывод:
Какой маленький мальчик, а такое огромное стремление учиться!

4.
Актуализация знаний


Сегодня мы продолжим знакомиться с  творчеством Л. Н. Толстого.

Портрет писателя


Всмотритесь в глаза писателя.  Говорят, они зеркало души.


Какие они? ( добрые , внимательные, мудрые)

Да,
только  мудрый   Л. Н. Толстой мог так сказать:

«Чуткому человеку откроются тайны»

Слову «чуткий»  слово  родственное — «чувство»

 — Как вы понимаете это высказывание? (
Только  человек с чутким сердцем откроет для себя тайны, что значит быть добрым
, отзывчивым, любить тех, кто дорог сердцу)

-Пусть  только чуткому сердцу откроются  тайны
мудрости Л.Н. Толстого.

Отгадайте
загадку:

Она
первой входит в дом,

И
живёт подолгу в нём.

То
мяучит, то играет, исчезает далеко.

А
когда придёт обратно,

То
из блюдца аккуратно

Пьет
сырое молоко
. (кошка)


Что узнали о кошке? – А ещё вы узнаете , что…….

Сообщение 1.

У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох,
который производят мыши, и сразу настораживаются.

Сообщение 2.

У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте.
Помогают им в этом усы.

Сообщение 3.

Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В
воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.

 Сообщение 4.

Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими
подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.

Сообщение 5.

Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они
вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.

-Как
называют детёныша кошки?

Физминутка для глаз .

Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Не хотите ли ребята,
Посмотреть и посчитать!

Раз — котёнок самый белый,
Два — котёнок самый смелый,
Три — котёнок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять похож на Три и Два —
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.


Определите  тему  урока?  ( будем читать  о котёнке)

Доска        Л. Н. Толстой  « Котёнок»  (быль)

Быль – это то, что было  в действительности.


Какова цель урока? (  Мы должны определить главную мысль произведения ,
будем учиться думать , рассуждать, выразительно читать)

5.Словарная работа:

В 
произведении встретятся слова:

Амбар 

-Что
это такое?  Поможет ответить  толковый словарь.

Что было духу ( со всех сил,
очень быстро)

Подле     ( около)

 —
Подберите синонимы

6. Первичное чтение. (Текст читают дети.)


Что запомнилось?

-Когда
волновались? — Когда радовались?

 —
Проверим, какими  внимательными вы были
?

Тест на понимание прочитанного. Ответ: +
да , нет-

А) Герои были – брат и сестра?

Б) У кошки родилось 6 котят?

В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.

Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них

Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя.

 Проверка.

Да, нет, да, нет, нет, да, да.

7.Физминутка

2.
Повторное чтение произведения  по цепочке

-Читаем произведение , карандашом, деля текст на
смысловые части.

Часть
1. – Что  случилось весной ?  (Кошка пропала)

Часть
2. – Какое удивительное событие  произошло потом? (Котята)

              
— Как  мама поступила с котятами?

         
     —  Опишите любимого  котёнка Васи и Кати?

Часть
3. — Почему  дети забыли про котёнка? (Опасность)

            
 – Какая опасность угрожала котёнку?

                
 — Почему Л. Н. назвал котёнка глупым?

Часть
4 –Кто отогнал собак ? (Спасение)

 — На сколько смысловых частей
разделили текст? (4 части)


О чём главном  говорится  в начале были?


Что случилось потом ?


В следующей части мы очень сильно волновались, переживали?

-Чем
закончилось произведение?

Работа в парах.  Конверт №1  Расположите в правильном
порядке названия каждой смысловой части.

План:

1.Кошка пропала.

2.Котята.

3.Опасность.

4. Спасение.

 — Кто спас
котёнка?  


Как это происходило, рассмотрите иллюстрацию на стр. 118. Опишите

-Прочитайте 
отрывок  «Как Вася спасал котёнка»  

 —
Какая должна быть интонация? Почему?


Что можно сказать о Васе?

Работа
в парах. Конверт с №2

-Какие
черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность,
смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного,
ответственность.

Вывод: Вася в трудную минуту не
растерялся, а нашёл единственный выход из сложившейся ситуации.

 — Как поступила Катя? Подтвердите словами
из текста.

— Можно ли осуждать Катю?  ( не каждый
человек, даже взрослый ,способен на смелый поступок)

— А как поступили бы Вы?


Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.

1.
Делу время, а потехе час. (пословица)

2.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица)

3.
Друзья познаются в беде. (пословица)

4.Мы
в ответе за тех , кого приручили. (А. Сент – Экзюпери)

— Объясните, как вы это понимаете?

— Как вы объясните смысл последнего
предложения
: «Вася принёс домой
котёнка и уж больше не брал его с собой в п
оле»
Какие выводы сделал для себя Вася, е
сли он пришёл к такому
решению?

— У кого из героев было чуткое сердце, и
он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

  Вывод:  — Какую тайну хотел нам раскрыть
мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить ,кормить, заботиться о тех,
кого приручили )

Рефлексия:  А вы в ответе за тех, кого
приручили?

-Прикоснитесь каждый к своему сердцу.

-Кто почувствовал  на сегодняшнем уроке сердцем
ответственность, за тех, кого приручили. Возьмите  — красное сердце, кто
сомневается – белое.

— Поделитесь своим чувством.

— Прикрепите сердечки в эти « чуткие 
руки»

Пусть любви, заботы, добра будет больше
на  Земле, тогда откроется ещё больше тайн.

Я
открою последнюю тайну . — Благодарю вас за урок и говорю вам СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!

Домашнее задание: по выбору

1.     Выразительно
читать быль стр. 117 – 119.

2.     Пересказ
по плану

3.     Подготовить
рассказ о своём питомце

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»

_____________________________________________________________________
249842, Калужская обл. Дзержинский р-н с. Льва Толстого, ул. Полевая,

д.10, тел. (8-48434) 7-14-61, факс (8-48434) 7-14-61

Разработка урока литературного чтения

по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок»

для учащихся 2 класса.

Автор: Танченко Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

2020г.

1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Главная цель школьного обучения на современном этапе — формирование личности учащегося. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое мощное средство влияния на личность, как книга.

В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма «активный читатель», повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.

3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.

То есть,  чтение становится продуктивным когда:

ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

ученик владеет поиском информации в рамках текста;

ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.

Цели:

Образовательные:

Обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков

Формировать УУД:

— Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

—  Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя;  

— Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.

Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль, соотносить пословицы со смыслом произведения. Уметь прогнозировать содержание по  названию (заголовку) и   иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.  

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, тест, презентация, карточки с заданиями.

2.Содержание разработки

Мотивация.  

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

-Правильно, это солнышко. Посмотрите на Солнышко (слайд 2).

Что делает солнышко? (Улыбается)

Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу улыбку. Солнышко дарит вам свои теплые добрые лучи. Протяните руки к солнышку, мысленно возьмите один солнечный лучик в свою руку. Теперь возьмитесь за руки с соседом по парте, мысленно пожелайте своему однокласснику хорошего настроения, радости, и удачи на время урока.

— Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.

-Садитесь на свои места.

Актуализация знаний.

1) Упражнение «Предложение рассыпалось». Работа в группах.

— Ребята сейчас будем работать в группах. (3 группы).

Слова рассыпались. Постройте предложение из этих слов. ( Приложение 1)

2) Проверка выполнения упражнения.

-Каждая группа прочитает полученное предложение.

Друзья познаются в беде.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

Добра желаешь – добро и делай.

-Проверим по экрану (слайд 7).

Как называются такие высказывания? (Пословицы)

Прочитайте хором свою пословицу, делая логическое ударение каждый раз на другом слове.

-Прочитайте с удивлением (с грустью, весело, с вопросом).

— Объясните смысл пословицы?

— Чем похожи эти пословицы? (дружбе, сопереживании, добре)

III. Определение темы урока. Постановка задач урока.

Работа с текстом до чтения.

1.Речевая разминка.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л. Н. Толстого, с каким — узнаем позже.

Начнём с чистоговорки. (слайд 8)

Шка – шка –шка — маленькая мышка

Шка – шка –шка — убегает мышка

Шки – шки – шки — убегает мышка от кошки

Шка – шка –шка — убежала в норку мышка

Шка – шка –шка — ловкая мышка.

2.Отгадайте загадку. (слайд 9)

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Д. Это кот.

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

Первичное восприятие. Сегодня на уроке мы прочитаем ещё одно произведение Льва Николаевича Толстого.

Но прежде вспомним некоторые факты из его биографии (Слайд 10)

Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей: р.., с.., б… — (произведения)

— Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?

Работа в парах

— Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Котёнок”? (ответы детей)

— Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос: — Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) (о котёнке)

— Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок») (слайд 11)

— Поставим задачи урока. Продолжите предложения: (слайд 12)

(Определять содержание по названию……………………..(произведения и по   иллюстрациям);

Определять ……………………………(главных героев произведения);

Определять ……………………………(главную мысль произведения)

Читать произведение………(правильно, выразительно), передавать при чтении ………… (настроение героев).

Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.

IV. Работа по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

Проверим, оправдаются ли наши предположения.

(Чтение произведения Л. Н. Толстого « Котёнок» учителем с остановками, с уточняющимися вопросами по поводу значения слов, по содержанию.)  

Словарная работа.

— Амбар – (найдем в толковом словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле — около

Пустился что было духу — очень быстро

Чтение 1 части.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

— Когда происходило событие? (весной)

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

— Назад, назад! (делаем остановку)

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит — радовались? (любовались)

— Почему же котёнок остался один?

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не

брал его с собой в поле. (делаем остановку)

— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае — как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ — быль, быль о том, что произошло на самом деле.

— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

— Кто является главным героем? (дети)

— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

— Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

-Какое предположение о содержании и жанре произведения мы сделали?

-Оправдалось оно?

-Какие впечатления получили от произведения?

Какое настроение?

Какие чувства испытали? Почему вы так решили?

-Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?

V. Физкультминутка

Отдохнём. Проведём физкультминутку:

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

 VI. Закрепление  знаний и способов действий

1)Беседа по содержанию рассказа.

-Ребята, вы послушали рассказ, кто герои рассказа? (дети, котёнок, собаки).

2) Дополнение синквейна. Работа в паре.

Работаем в парах. У вас на парте карточка с синквейном, в котором не хватает слов, определите какому герою он соответствует и заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.

(Каждая пара получает один синквейн и слова – помощники — Приложение 2).

3) Восстановление последовательности событий рассказа.

— А теперь проверим, как вы запомнили рассказ.

У каждого листик с событиями рассказа. Расставьте числа от 1 до 6, восстановив последовательность событий. (Приложение 3)

4)Проверка работы. (Слайд 13)

-Кто не допустил ошибки? А 1, 2 ошибки?

-Что необходимо сделать ребятам, которые допустили 2 или 3 ошибки?

( Перечитать рассказ ещё раз, ответить на вопросы)

— А сейчас посмотрим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды 14 – 19 У вас на партах лежат буквы, поднимите нужную: А, Б, В

1. Как звали детей?

А) Лена и Вася Б) Катя и Федя В) Вася и Катя

2. Когда пропала кошка?

А) зимой Б) весной В) летом

3. Ребята играли возле ….

А) амбара Б) сарая В) дома

4. Сколько котят было у кощки?

А) 2 Б)5 В) 6

5. Что собирались сделать собаки:

А) побегать наперегонки Б) поиграть с котёнком В) схватить котёнка

6. Что сделал Вася?

А) закрыл котёнка Б) убежал прочь В) спрятался

VII. Подведение итогов.

— Чему научил вас рассказ Л. Н. Толстого?

-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу.)

А я хочу прочитать стихотворение Е. Крылова «Котёнок». (Слайд 20)

Внимательно его послушайте и подумайте, всегда нужно как поступать и зачем?

Стоит в переулке котенок лохматый.

Стоит сиротливо с подбитою лапой.

Он жалобно смотрит на лица прохожих,

Как будто бы хочет сказать: « Я – хороший!

Возьмите меня! Я умею дружить.

Играть с вами буду, мышей вам ловить.

Мы взяли его, завернули в платок,

Нельзя, чтобы кто–нибудь был одинок.

VIII. Рефлексия.

1) Восстанови последовательность событий рассказа (Приложение3) (у каждого ученика)

2) Я хочу поделиться своими мыслями…. (Слайд21)

-на уроке я узнал……

-на уроке я научился…..

-на уроке мне понравилось…..

IX. Оценивание.

X. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд22)

1) Перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (средний уровень.)

2)

Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи (сильный уровень)

4.Литература

1.Методическое пособие для учителя ТКУ. Литературное чтение 2 класс. Поурочное планирование. ФГОС, изд. «Учитель» А.А. Бондаренко и др.,2019г.

2. Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А. Москва «Просвещение», 2019г.

3.https://infourok.ru/metodicheskaya-literatura-dlya-uchitelya-nachalnih-klassov-1162008.html

Приложение 1

Друзья познаются в беде.

Храбрый не тот, кто страха не знает,

а тот, кто узнал и навстречу ему идет.

Добра желаешь – добро и делай.

Приложение 2

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Приложение 3

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

  • Рассказ про кролика 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про красное море
  • Рассказ про кота матроскина на английском языке 5 класс с переводом
  • Рассказ про кровать для детей
  • Рассказ про краснодарский край