Рассказ про крота для детей дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад №49 «Ручеёк»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИРОДЕ ОО «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Подготовительная группа

НА ТЕМУ: «БЕСЕДА О КРОТЕ»

Выполнила:

Дыгина Е.В.

2019 год.

«Беседа о кроте»

Цель: дать детям представление об особенностях строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.

Задачи: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.

Развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить, развивать связную речь и обогащать словарь.

Воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением крота, кротового жилища, кротовины, линейка30см.

Словарная работа: кротовина, кладовка, крот.

Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение литературы природоведческого содержания, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Чей домик?»

ХОД Образовательной Деятельности: 

Перед занятием проводиться игра «Четыре стихии».

Ребята, сегодня нам предстоит встретиться с подземным жителем. Я вам загадаю загадку, а отгадка будет темой нашего занятия. Загадку выслушайте до конца.

Я,  друзья, подземный житель.

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)

Кто это ребята? Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с интересным животным, живущим в наших местах. Животное это не редкое, но увидеть которое практически не возможно (показ картинки).

Кто изображен на картинке?

Где живет крот?

А что делают кроты под землей?

Чем питается этот подземный житель?

Как вы думаете, могут кроты жить в горах?

Почему? (Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни ,потому что он не сможет прорыть их).

Рассказ беседа: Крот, ребята – небольшое, величиной с ладонь насекомоядное млекопитающее. Животное это не редкое. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах, поэтому его жизнь таинственна и малодоступна для наблюдений. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни:

День за днем, за годом год

Ход подземный роет крот.

Две передних быстрых лапки

У крота, как две лопатки.

За одну минуту крот прорывает под землей ход вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки).

Холмик земли на поверхности — выход из норы, называется кротовина. Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, весьма чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы — носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсть во избежание  засорения землей. Шерстка у крота ложиться, а любую сторону одинаково, и крот успешно использует « задний ход». Есть у крота хвостик. Во время движения хвостик указывает высоту тоннеля.

У подземного зверька весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но при необходимости глазное яблоко выдвигается, и крот может видеть, ну хотя бы что снаружи — ночь или день.

Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его оборудует. У него есть место, где он отдыхает и спит, галерея ходов, охотничьи угодья и кладовые. Охота крота-это тяжкий физический труд, неустанное копание земли в поисках пищи.

Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много-столько, сколько весит сам. Съедает он все, что встречает во время проходки, -насекомых, их личинок, жуков, медведок. Но главная пища — дождевые черви. Ест он их с предварительной обработкой — хватает зубами и протягивает через гребень передней лапы, очищая поверхность добычи. Охота идет днем и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота лишь на время охоты и отдыха. Есть он должен через каждые четыре часа. Двенадцать часов без пищи — предел, означающий смерть. По этой причине кроты не впадают в спячку, так как под землей они находят достаточно пищи. Однако зимой добычи меньше, поэтому с осени кроты делают усиленно запасы. Вокруг «спальни» у него повсюду склады. Чтобы добыча не расползалась, крот ее уродует, оставляя, однако живой. Изредка выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь-полевку, ящерицу, лягушку ,похитить из гнезда птенца. В поисках добычи очень тонкий слух, обоняние и осязание заменяют кроту плохое зрение.

Животное не только много ест, но и много пьет. Один из тоннелей его лабиринтов непременно ведет к реке, пруду, хотя бы к луже. Если таковых нет, крот роет глубокие вертикальные шахты-колодцы. Вода частенько во время дождей заливает ходы, но подземный житель хорошо плавает. Крот-существо  не уживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное. Друзей у него не бывает. Живет отшельником и никого не терпит в своих владениях, особенно сородичей. Противника встречает боем. У кротихи рождается 4-5 совершенно беспомощных, голых, слепых кротят.  Кротиха выкармливает их своим молоком. В природе врагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты, вороны и другие хищники.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА «МЫШКИ»

Ребята, а как вы думаете, кроты приносят вред или пользу?

Выслушиваю предположения детей.

Кроты с одной стороны приносят пользу: поедают личинок вредителей сельскохозяйственных  культур, майских жуков, жуков-щелкунов и других, прокладывая под землей ходы, они разрыхляют, перемешивают почвенные слои, а это усиливает проникновение в них воздуха и влаги, способствует повышению плодородия. Благодаря проложенным кротами ходам семена лиственных пород, попавши в почву, прорастают раньше, чем какая-либо другая растительность. Таким образом, создаются условия для естественного возобновления леса.

Но и приносит много вреда. Человек не любит крота за то, что тот наносит вред садам и огородам. Но как, же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не может он поедать выращенные в садах фрукты и овощи. Копая под земные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты растениям.

Итог занятия: Занятие наше подходит к концу, что нового и интересного вы узнали?

Почему крота называют землекопом?

Чем питаются кроты?

Что можно сказать о кротовьем аппетите?

За что не любят  крота садоводы и огородники?

А какую пользу приносят кроты?

сказка о кротах....для малышей.

Жили
— были кроты.
Живут
маленькие, в теплой коротко шерстной
шубке, зверята -кроты под землей. Там у них свой домик- норка, кладовая
и туннели- подземные ходы, которые ведут во все стороны от их норки.
«Весна,
Весна». -послышалось, а может, почувствовала своим обонянием мама –Кротиха.
«Вот
и год прошел. Скоро опять лето, мы
начнем выходить на поверхность земли наслаждаться свежим воздухом и лучами
солнца. Покажу деткам, что интересного
есть на поверхности земли. Потом зима- холод, снег и кроты глубоко уйдут под
землю и будут сидеть в мягкой,
выстеленной мхом и травой норке.
-Сегодня тридцать дней со дня вашего рождения — сказала
мама- Кротиха, пятерым своим детишкам. Я покажу вам дорогу наверх — на
поверхность почвы. Мы пророем ход — туннель к выходу на поверхность. Вдохнем и
насладимся свежим весенним воздухом,
почувствуем весну. Да и запасы еды -червей у нас кончаются, надо свеженькой
травки попробовать, витаминами полакомится.

что такое весна?- спросил один малыш.
-Весна-
это когда тепло, солнечные лучи греют землю и все вокруг, и нас кротов; пахнет зеленой травой. Весной природа
просыпается, из земли выходят разные
насекомые-червячки, жучки, муравьи и зеленая трава, которыми мы лакомимся.
-Так,
хватит разговаривать, примемся за работу. Роем, вот в этом направлении. Пройдет
немного времени и вы –дети покинете отчий дом. Своей дорогой пойдете и
построите свои туннели, норки, ходы. Ройте, ройте, не ленитесь.
Вся семейка дружно рыла туннель- ход в
глубине почвы, пробираясь все ближе и ближе к весеннему солнышку.
-Мама,
земля холодная- сказала маленькая дочка.
-Ничего.
Скоро солнце нагреет землю и будет она теплой.

что такое солнце?

хоть и плохо вижу, сказала мама -Кротиха, но разглядела –оно большое, круглое и от него идут теплые длинные лучи.

что такое лучи?- спросил еще один малыш.
-Выйдем
на поверхность, вы детки и увидите, что такое лучи солнца.
Наконец то семья кротов высунула свои головки
из- под земли.
-Как
тепло! Как пахнет необычно- сказала девочка- Крот.
-Мама
расскажи нам сказку, как Дюймовочка, чуть за нашего дядюшку-Крота замуж не
вышла, как ее украла птичка.- попросила дочка.

вам ее сто раз рассказывала.
-Ну
расскажи еще- просили дети.
-Ладно,
расскажу. Только вы вылезьте из норы,
поверните животики к верху- пусть солнышко греет его вам, а я буду сказку рассказывать.
Так вот: У тетушки- Полевке, полевой мыши, «увидел»- конечно не увидел, а ощутил,
услышал, дядюшка -Крот- он был слеп, маленькую девушку. Каждую неделю Крот заходил
к мыши в гости, и тут она- маленькая девушка в тоненьком платье. Он услышал, как
она звонко и красиво поет веселую
песенку.
Дядюшка, никогда женат не был, и детей у него
не было. Так ему эта девушка понравилась, что захотел он на ней жениться.
-Выходи
за меня замуж Дюймовочка. Я тебе такую же шубку подарю, много лет лежит у меня
в сундуке. Я хоть и слепой и не вижу твою красоту, но мне тетушка рассказала,
какая ты тоненькая и красивая. Я слышу твой голосок, он такой звонкий. Будем
вместе жить. Тетушка говорит, ты мало ешь, только половину пшеничного зернышка,
значит — мои запасы не пострадают. Будешь мне сказки рассказывать, петь песенки
и дом убирать. Я буду тебя кормить. Согласна, ли ты быть моей женой?
-Она
согласна.- ответила мышь-Полевка. Только придание приготовит: платье белое
сошьет.
А теперь пойдемте, я тебе- моя невеста, свой дом покажу.
Девушка
ничего не ответила и молча последовала за мышью.
Шли они шли, по подземному туннелю и пришли в
гости к кроту. Девушке очень понравилось у дяди. Дом у него большой, сундуки полны шуб, закрома полны еды. Дюймовочка стала готовить себе приданое и
готовится к свадьбе.
Она
шила целыми днями себе приданное, а вечером выходила из мышиной норки на
поверхность, посмотреть на солнце, небо.»
И вот настал день свадьбы, дядюшка с
друзьями пришел за невестой и принес
много подарков. По словам тетушки, она была такая красивая: в белом
длинном платье и длинной белой фате.
Невеста
захотела взглянуть на солнце, подышать
свежим воздухом, а то всю зиму ей
предстояло жить в подземном большом доме, петь песенки и рассказывать сказки
дядюшке.
Вышла Дюймовочка на поверхность земли, вся
такая красивая- в белом платье и фате, и стала петь веселую песенку. Вдруг,
прилетела какая- то птичка, она схватила невесту и унесла далеко- далеко, только
тетушка- Полевка и видела ее. Вот так
и не состоялась свадьба нашего дядюшки- Крота. Так он один и доживал свою
жизнь.»

почему он другую невесту не нашел себе?- спросил сын- крот.
-Многие
кроты не хотят жениться, живут отшельниками, одни.- рассказывала мама -Кротиха.
Все, погрелись на солнышке, пора обедать.
Смотрите,
вон земляные червячки выползли- хватайте быстрей их, пока они не спрятались в
земле.
-Погрелись
на солнышке, покушали червячков, послушали сказку, а теперь домой пора.
Вся
семья кротов друг за другом, по подземному туннелю медленно поползла в свою
норку- домик.

«Сказка про Крота»

Автор: Онипко Людмила Викторовна

Из серии экологических сказок сочиненных в рамках инновационного проекта «Экологическая тропинка в ДОУ»

(Главный герой «Зайка» на объекте экологической

тропинки №6 «Огород»)

Составила и оформила: Онипко Л.В.

МБДОУ №18 село Екатериновка

2017г

«Сказка про Крота»

Сказка о Кроте.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Крот.  В краю, где светит ясное солнце, а по утрам на землю опускается душистая роса, простирается огромное поле. Поют в нем птицы, порхают бабочки и живут зверюшки, которым поле дает все, что надо для жизни. Ведь без них ему было бы грустно и одиноко. Жил он в поле на окраине села. На этом поле жили и другие кроты – его друзья и соседи.

Крот был романтиком. Он умел мечтать. А мечтал он … о друге. О друге, который всегда и везде был рядом. И крот решил отправиться на поиски такого друга. Основную часть своей жизни он проводил под землей и прекрасно разбирался в подземном мире. Знал, к примеру, как быстрее всего прорыть нору в твердом грунте, как найти самые вкусные и питательные корешки, как от врагов укрыться. Но крот хотел найти друга наверху, поближе к солнышку.

И вот однажды, роя подземные ходы, Крот действительно очутился на огороде! Он прошёлся по мягкой земле и почувствовал вкусный и приятный запах. Запах манил к грядке с картофелем и морковкой.

Вдруг кто-то сказал – «Здравствуйте! А ты кто?»

Я – я – я – крот! – ответил крот.

— А ты кто?

— А я Заяц, охранник этого огорода!

— Как у тебя здесь здорово! – сказал крот. А еще я ищу себе друга, настоящего!

— Тогда давай дружить вместе!

— Давай!

— У меня не скучно. Ко мне в гости приходят дети, угощают меня морковкой, капустой. А я охраняю огород от вредителей, ворон. Давай будем вместе охранять?

— Давай!

— Хочешь, я тебя угощу морковкой!

С тех пор крот и заяц стали вместе дружить.

Если вы заметите на полянке или огороде Крота, стоит лишь немного подождать, как рядом с ним появятся Заяц. Если же вам повстречается Заяц — знайте, что поблизости находятся Крот. Потому что Крот и Заяц — давно уже верные друзья. Когда они вместе, им ничего не страшно, и мир кажется прекрасным.

  • Рассказ про котенка гав
  • Рассказ про крота 3 класс
  • Рассказ про красноярский край
  • Рассказ про котенка 2 класс литературное чтение
  • Рассказ про кролика на английском языке