Рассказ про кукольный театр для детей

Классный час «Кукольный театр» в 1 классе

Задачи:

  1. вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  2.  закреплять виды театров (драматический, кукольный);
  3. знакомить свидами театральных кукол, обучить элементарным навыкам управления куклой;
  4. воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;

Материал: ширма декорациями, куклы для спектакля «Теремок».

Ход классного часа

( Учащиеся рассаживаются полукругом в центре классной комнаты, место учителя -перед учениками)

Учитель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Владимировна, сегодня я приглашаю вас посетить замечательное место, а вот какое — попробуйте догадаться. Посмотрите, на экран.

 (ребята просматривают видеофрагмент фильма «Буратино», где главный герой смотрит кукольный спектакль)

Учитель: Какое же замечательное место мы с вами сегодня посетим? (театр)

Какой театр? (кукольный театр)

Кто-нибудь из вас был в кукольном театре? ( да,  нет)

(рассказ учителя) Самый любимый театр у детей во всем мире -кукольный театр. Потому что актеры там — куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землёй, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов. Постепенно такие зрелища всё больше и больше стали походить на театральные представления.
    В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников — бродячих актеров – была очень тяжёлой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актёр – кукловод снимал шапку и протягивал её зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
   В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение..
   Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка- на средний, а другая – на большой.
  Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но её руки управляются тростями, палочками или проволокой, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах одежды куклы. Перчаточные и тростевые куклы называют ещё «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловода за ширмой не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актёр-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади и держит в руках вагу – специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых ходят нитки. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и тридцать. Ведь  кукле приходиться делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать руками, глазами. Кукол на нитках иногда называют марионетками.
   А есть планшетные или паркетные куклы — это театральные куклы, которые «умеют ходить» по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется «планшет». Отсюда их название.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов Сергей Владимирович 60 лет был  художественным руководителем.

 Ребята, а вы бы хотели поучаствовать в кукольном спектакле? (да)

Хорошо, тогда давайте выберем актеров-кукловодов.  Я вам буду читать стихотворение с загадками и тот, кто правильно отвечает выходит ко мне.

Театр кукол

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой — я знаю,

Но кукол обожаю.

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел —

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку —

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка —

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает.

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

Артист на сцене — кукловод,

А зритель в зале там — народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

Артисты там работают,

А зрители им хлопают,

Спектакль в цирке — на арене,

В театре кукол где? — На… (сцене)

Куклу на руку надел,

Замяукал, песню спел,

Поменял перчатку —

Шут сплясал вприсядку!

Кто куклу за собой ведет? —

Ведет по сцене… (кукловод)

Стоит на сцене загражденье,

Красивое на удивленье!

Умельцем сделана — не фирмой,

А как зовется? — Просто… (ширмой)

Можно куклой покрутить,

Потянуть ее за нить.

На спектакле без конфетки

Послушны кто? (марионетки)

То на сцене — лес,

То башня до небес,

То город, то деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб получить овации,

Что нужно? (Декорации)

Вы приходите без опаски —

В театре кукол чудо-сказки

И праздничная атмосфера,

Когда? — Когда идет… (премьера)

(ребята выходят к учителю и из волшебного чемодана он раздает героев сказки «Теремок»: мышку, лягушку, зайца, лисичку волка, медведя.)

Ребята сейчас мы с вами разыграем кукольный спектакль «Теремок» .  прошу внести ширму с декорацией. Надевает кукол на правую руку и слушаем правила работы с куклой ???.  Уважаемые зрители просим тишины, спектакль начинается.

( учитель с ребятами заходят за ширму и, читая сказку «Теремок», руководит действиями актеров)

Представление окончено, прошу артистов занять свои места в зале.

Ребята ,вам понравилось ставить представление? (да)

 Это интересное и увлекательное занятие, но в тоже время это труд. И я думаю, если вы заинтересовались, то можете вместе с родителями. классным руководителем организовать свой кукольный театр. ставить представления и показывать их другим ребятам. До свидания.

Государственное учреждение Тульской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2»

Конспект занятия

по дополнительной образовательной программе

«Волшебный театр»

«История развития различных видов театра.

Театр кукол, разновидности кукольного театра»»

Подготовила: воспитатель

Полтева О.Г.

Белев-2019

Цель:познакомить с историей появления кукольного театра и куклы.

Задачи:

Познакомить с видами кукольного театра и куклами, с приёмами вождения кукол;

Развивать речь, память;

Воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Оборудование и материалы, используемые на занятии:демонстрационный картинный материал: перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы марионетки; проектор, ноутбук, экран, видеопрезентация.

Ход занятия:

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о кукольном театре, об этом замечательном виде искусства. Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление — ваше любимое зрелище. Недаром Буратино отдал свою азбуку с цветными картинками за один билет в кукольный театр Карабаса — Барабаса. Для того, чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный спектакль”. Джонатан Свифт. Древние, которые, поверьте, были не глупее нас с вами, считали, что человек — не мера всех вещей, и уж тем более не венец творения. Они полагали, что человеку нечего особенно гордиться своим происхождением. Он всего лишь марионетка в руках высших сил. Марионетка, которая выполняет или не выполняет свою роль.

II. Основная часть.

История куклы и кукольного театра.

Педагог: Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует две легенды возникновения театра.

Вот первая: В Китае, во время междоусобных воин, в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришёл мудрец и сказал: «Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене». Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил.

Так куклы спасли город.

Педагог:А вот вторая легенда: Жил-был король. У него умерла жена. Он очень горевал. К нему пришёл мудрец и сказал: «Я тебе помогу. Ты будешь каждый день видеть свою жену, но никогда не заглядывай за ширму». Итак, он теперь видел свою жену, и она разговаривала с ним. Но однажды король не выдержал и заглянул за ширму. Там была плоская бумажная фигура. Король приказал повесить этого мудреца. В день казни король спросил, как он сделал такую точную копию королевской жены. Мудрец ответил, что он сделал куклу и расспросил служанок, о чём и как говорила королева, и создал теневую копию его жены. Тогда король отменил приказ о казни мудреца и велел во всём городе сделать теневые театры.

В России первое упоминание о кукольном театре было в 1609 году. Одной из первых кукол был Петрушка. Его полное имя Пётр Петрович Уксусов. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад!

Смешное в этом герое было то, что когда он выходил на «сцену», он тут же начинал бить всех палкой, а в конце представления выходила смерть и уводила Петрушку со сцены за его длинный нос. У Петрушки были братья во всём мире. Так, в Венгрии был Витязь Ласло. Он отличался тем, что бил всех не палкой, как Петрушка, а сковородой.

Но вернемся все же в Россию. В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать».

Педагог: Разумеется, тот театр, как и балаганы с Петрушкой, не был профессиональным, тем более у него не было постоянного помещения. Первый профессиональный российский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. С первого дня его возглавлял Сергей Владимирович Образцов. В течение пяти лет у театра не было собственного помещения, и выступал он перед детьми в школах и клубах Москвы. В 1937 году у театра появилась своя сцена на улице Горького. А в 1970 году Центральный кукольный театр переехал в специально выстроенное для него здание на Садовом кольце, с единственными в своем роде механическими часами — подлинным украшением Москвы. В театре имеются большой и маленький зрительные залы, в которых соответственно 500 и 200 зрительных мест, два фойе с аквариумами редких тропических рыб и с певчими птицами, и самое интересное — редчайшая экспозиция музея театральных кукол. Он был организован в 1937 году. Его основателем и первым директором был актёр А. Я. Федотов. Музей единственное в России и крупнейшее в мире собрание театральных кукол.

Сейчас в России работает свыше ста театров этого жанра.

Демонстрация кукольных театров. Видеопрезентация.

Знакомство с видами кукольного театра.

Педагог: Есть несколько видов кукол для кукольного театра. Вот некоторые из них:

Перчаточные – Перчаточные куклы практически единственные, которые можно назвать на сто процентов появившимися из народа. Они были воссозданы умельцами как лёгкий способ развлечения детей. Куклы шились из рабочих варежек, в дореволюционной Росси это были вязаные варежки, либо «обогревки», которые надевались на чайники и чайную посуду, дабы не допустить остывания. На лицевой стороне перчатки рисовалось «лицо», глазки, носик, ротик и т.д. Как правило, в перчаточных спектаклях было два исполнителя – и четыре куклы актёра, т.е. четыре варежки. Эти представления носили народный характер и как правило имели незамысловатый сюжет.

Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы — чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы — русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа — по количеству рук кукольника. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем — ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещался актер со своими куклами. Петрушечное представление было исполнено грубоватым, часто — непристойным юмором.

Аналогами русского Петрушки были: в Англии — Панч, в Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Германии — Гансвурст, и т.д. Многие исследователи считают, что именно перчаточная кукла возникла раньше всех остальных. Именно потому традиционные народные перчаточные куклы в наибольшей степени сохраняют черты т. н. трикстера — архаического шута, двойника-перевертыша Культурного Героя: дерзость, кощунство, святотатство, асоциальность, отсутствие нравственного императива.

В начале 1920-х С.Образцов расширил возможности перчаточной куклы, выведя ее из-за ширмы на эстраду. Главным в его методе стал принцип диалога между актером и куклой, в котором они выступают как равноправные партнеры. Эстрадные выступления С.Образцова с куклой-малышом Тяпой, как бы сидящим на руках у актера, пользовались большой популярностью и породили множество последователей (чешский Гурвинек и т.п.).

Демонстрация перчаточных кукол. Видеопрезентация.

Тростевые куклы используются в основном в профессиональных театрах кукол, т.к. они, в отличии от перчаточных, сложнее по конструкции, но это и дает им большие пластические возможности. Голова такой куклы укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, негнущиеся стержни – трости, левой рукой кукловод управляет руками куклы. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т. н. гапита, пропущенного внутри головы.

Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Так, в спектакле С.Образцова «Необыкновенный концерт» танцующей цыганкой управляют одновременно шесть актеров. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху. Тростевые куклы обладают возможностями широкого пластического жеста, поэтому используются в спектаклях эпического, героического и романтического звучания.

Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света.

Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр «ваянг-голек»). Демонстрация тростевых кукол. Видеопрезентация.  Плоскостные куклы выпиливаются из фанеры или вырезаются из плотного картона по частям – туловище, ноги, руки, голову – и раскрашивают красками. Отдельные части соединяются между собой с помощью ниток, шнурков, проволоки.

Демонстрация плоскостных кукол. Видеопрезентация

Куклы марионетки – это куклы управляемые сверху нитями. Нити привязываются к ногам и рукам куклы, а сверху крепятся к крестовине, называемой «вага». Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette — название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом (т.н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка — на пруте.

Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлениюкрестовине — т. н. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой — перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения. Сценическая площадка, по которой движутся куклы, называется платформой и находится на уровне глаз зрителей. Выше находится огражденное пространство, т. н. тропа, с которой кукловоды, скрытые от публики, управляют марионеткой.

Интересно, что марионетка оказалась противопоставлением верховой (и особенно — перчаточной) кукле не только по принципам вождения, но и по многим другим параметрам. Скажем, по внешней эстетике. В облике традиционной перчаточной куклы всегда принципиально обобщение, черты ее лица преувеличены, часто — шаржировано заострены. В традиционной марионетке, напротив, важна скрупулезная скульптурная отделка деталей, изящество. Зачастую марионетки изготавливались из дорогих материалов, для нее принципиальны утонченность и изысканность.

Для перчаточной куклы характерна размашистая выразительность движений; для марионетки — трогательная хрупкость. Но самым любопытным явлением стала полярность философского осмысления этих двух типов кукол. Народная перчаточная кукла прочно ассоциируется с принципами внутренней свободы, независимости от какой бы то ни было регламентации — социальной или нравственной. Недаром светские и церковные власти крайне неодобрительно относились к кукольным уличным представлениям. В истории неподцензурного народного театра многих христианских стран содержатся сведения об официальных гонениях на кукольников, запретах их представлений. Марионетка же в воззрениях многих художников и философов (от Шекспира до Ницше) символизирует роковую и неизбывную зависимость от высших сил, беспомощность и подчиненность кукловоду, управляющему нитями ее судьбы. Недаром именно марионетка в начале 20 в. вдохновляла на разработку новых театральных принципов писателей и режиссеров, стремящихся к максимальному подавлению индивидуальности актера. Наиболее наглядно подобные идеи разрабатывал А.Белый и особенно — английский художник и режиссер Г. Крэг со своей теорией актера-«сверхмарионетки».

Демонстрация кукол марионеток. Видеопрезентация

Пальчиковые куклы. Забавные маленькие куколки оживут и станут героями сказки, как только вы наденете их на пальцы руки.

Демонстрация пальчиковых кукол. Видеопрезентация

Педагог: Каждый из участников берёт зеркало и смотрится в него. Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

Знакомство с приёмами вождения кукол.

Педагог: Герои кукольного театра живут и действуют на сцене только благодаря актёру. И самое главное – сотворить это «чудо оживления куклы», чтобы каждый зритель поверил в реальность сказки и включился в игру фантазии. Это зависит от умения исполнителя владеть куклой. «Союз двоих» лишь тогда состоится, когда кукловод будет чувствовать движения своего персонажа, а тот в свою очередь, — чутко реагировать на малейшее желание своего старшего друга.

Педагог: А, сейчас, каждый подойдет к столу и возьмёт понравившуюся перчаточную куклу. Мы с вами попробуем оживить наши куклы при помощи рук и фантазии. Вы берёте кукол и становитесь за ширмой. Верхний край сцены где выступают перчаточные куклы называется – грядкой.

Упражнение “Встреча».

Куклы выходят с разных сторон, останавливаются на переднем плане, поворачиваются друг к другу лицом, здороваются за руку и, оживленно жестикулируя, вместе уходят.

Педагог: Молодцы ребята. У вас хорошо получается. Давай те попробуем выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Весёлый спектакль».

КУКЛЫ СПОКОЙНО ПОЯВЛЯЮТСЯ, оглядываются по сторонам и, выбрав место, усаживаются на первой грядке. Они смотрят веселый спектакль и периодически восторженно аплодируют, по ходу спектакля обмениваясь мнениями.

«ЛИСОНЬКА-КРАСА».

Кокетливо поводя плечами, на ширме появляется Лиса с корзиночкой. Она присаживается на передней грядке, берет воображаемое зеркало и любуется собой. Затем Лиса кладет зеркало в корзинку и, весело напевая, уходит.

Педагог: Ребята из таких маленьких упражнений может получится кукольный спектакль.

Уборка рабочего места. Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

Заключение.

Педагог вместе с ребятами подводит итоги занятия, дает положительную оценку деятельности каждого ребенка.

-Сегодня мы с вами узнали, что такое кукольный театр, познакомились с видами кукольного театра, посмотрели презентацию. Я думаю, многим из вас понравилось оживлять перчаточные куклы с помощью рук и фантазии. Большое спасибо вам за работу.

Рассказываем, нужен кукольный театр в 21 веке, или нет. Как он возник. Это театр только для детей, или для взрослых тоже. И что сейчас происходит с кукольным театром на примере Украины.

Содержание

  • Фокус – на ребенка
  • Кукла – это игрушка
  • Истоки
  • Современный кукольный театр
  • Куклы, люди, будущее

Фокус – на ребенка

Театр кукол принято считать театром детским. В значительной мере он таковым и является. Конечно, существуют кукольные представления для взрослых. Но главная ценность кукольного театра, его значение для общества, все же видится именно в фокусе на ребёнка.

Декоратор, мастер реквизита, работавший над многими кукольными спектаклями в лучших театрах Украины Эдуард Полонский говорит, что, как правило, первым театром в жизни маленького человека оказывается именно кукольный. И от того, что ребенок там увидит, какой опыт получит, будут зависеть в будущем его отношения не только с театром, но и с другими людьми, с социумом, с самим собой, в итоге.

— Именно кукольный театр закладывает в человеке первые представления о добре и зле, красоте и уродстве, учит делать правильный выбор и занимать активную жизненную позицию, — рассказывает Эдуард Полонский

По словам театрала, куклы и актеры, которые ими управляют становятся одновременно и друзьями, и учителями для маленького человека. Важно, что с помощью этой пары малыш получает эстетический и этический опыт непосредственно, непринуждённо.

И оттого такой опыт особенно ценен, так как он не травмирует психику, не закрывает человека, но наоборот открывает ему новый мир, и его миру. Побуждает становится сотворцом сначала реальности игровой, театральной, а через нее и социальной.

Кукла – это игрушка

Но почему для детей важен именно театр кукольный? Почему он им интересен?

— Да потому что куклы – это игрушки, — говорит Эдуард Полонский, — вещи, знакомые с младенчества. Представление игрушек – это естественно для ребенка, игра театральная – продолжение его собственной игры домашней.

Театр кукол происходит из домашней игры куклами, вещи простой и естественной. Эта игра – один из первых в жизни способов освоении среды, адаптации к ней, а в дальнейшем — трансформации и созидания.

Потому-то так легко и естественно театр кукол стал искусством именно детским. Ведь в его основе лежит игрушка – первый друг, и первый инструмент, с помощью которого ребенок познает мир.

Значит искать корни кукольного театра следует в детской игре игрушками.

Истоки

Первыми куклами можно считать каменные, костяные, глиняные фигурки, которые присутствовали во всех обнаруженных древних культурах. Чаще всего им приписываю сакральное, культовое значение, но обряды и ритуалы – это тоже своего рода игра.

В дальнейшем появились куклы из ткани. Мотанка стала прообразом современных кукол, при этом сохранилась до нашего времени и стала одним из самых известных символов украинской культуры.

О появлении на территории Украины кукольного театра в том виде, какой привычен для нас сейчас, можно говорить начиная со времен Киевской Руси (9-13 века). Тогда одной из составляющих скоморошьих представлений были сценки с участием перчаточных кукол.

Появление вертепа стало следующим этапом развития театра кукол. Распространившийся по Европе, и оттуда в 16 веке попавший в Украину, вертеп поначалу показывал зрителям сценки о жизни Христа. Но постепенно там появились и народные герои – Запорожец, животные, наделенные человеческими чертами.

Отличительной чертой вертепа было наличие декораций и системы их смены. Это стало важным шагом на пути создания профессионального кукольного театра.

— Театр — это особая сфера, которая создает свою реальность, и эта особая реальность не может существовать без декораций. Декорации необходимы для театра. Они могут превратить обычную комнату с голыми стенами в полноценный мир со своей атмосферой, — уверен Эдуард Полонский.

Эдуард Полонский — декорации в театре кукол создают особую реальность

Современный кукольный театр

Кукольный же театр в том виде, в каком знаем его мы, впервые появился на территории Украины почти сто лет назад. Только появившееся тогда советское государство уделяло много внимания искусству, прежде всего, как средству пропаганды своей идеологии. И кукольный театр был выбран как лучший способ донести нужные новой власти идеи маленьким детям.

Так был задан вектор на создание профессиональных кукольных театров и их направленность на самого маленького зрителя.

Из ныне существующих кукольных театров самый старый – Киевский академический театр кукол. Он был создан в 1927 году. В 1932 появился театр кукол в Одессе.

В 1934 году правительство Украинской советской социалистической республики (УССР) распорядилось создать театры кукол в каждом областном центре.

Процесс не был быстрым. В некоторых крупных городах театры кукол появились только в 80-х годах 20-го столетия.

— К счастью, детская специфика позволила избежать излишней зацикленности на идеологии, которая доминировала в искусстве для взрослых. — поясняет Эдуард Полонский, — Кукольные же театры стали учить детей базовым понятиям о добре и зле, о прекрасном и уродливом.

Тяжелыми выдались для театров кукол 90-е годы 20-го века. После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, начались проблемы с финансированием. В это время у театров кукол главной целью было выжить: сохранить свои коллективы и помещения.

Куклы, люди, будущее

С началом века 21-го страна оправилась от экономического кризиса. Получили толчок к развитию и кукольные театры. В коллективах задумались о творческих переменах. Прежде всего за счет расширения репертуара в сторону взрослой аудитории и актуальных для современности тем. Во многих из них появились вечерние представления, направленные именно на взрослых (Ивано-Франковск, Харьков).

— Для подростков можно ставить произведения Шекспира и Чехова с привлечением кукол, а для взрослых разработать развлекательный репертуар из истории Львова. Это привлечет туристов и даст прибыль. Кукольный театр имеет широкие возможности, надо просто найти способ их правильно реализовать, — говорит директор-художественный руководитель Львовского областного театра кукол Ульяна Мороз.

Экспериментируют в кукольных театрах Украины и с формой. Все чаще на сцене вместе люди и куклы. В планах – коллаборация с театрами других направлений и даже музеями. Например, в Одессе готовят совместный проект с Театром оперы и балета, и второй с Художественным музеем.

— Подписан договор на совместную постановку с Одесским национальным академическим театром оперы и балета: это будет опера Моцарта «Волшебная флейта» с участием оперных солистов и кукол. Совместно с Одесским художественным музеем мы готовим проект «Григорий Сковорода», посвященный великому украинскому философу, — поделился с прессой планами на будущее директор-художественный руководитель Одесского академического театра кукол Иосиф Меркович.

***

Как видим, у кукольных театров есть будущее. Они не стоят на месте, а динамично развиваются, следуя за изменениями в мире и в тоже время сами этот мир меняют.

Мы идем в кукольный театр

Автор: Панфамирова Надежда Геннадьевна

Организация: МБОУ »Аксеновская СОШ»

Населенный пункт: Омская область, Усть-Ишимский р-н, п. Аксеново

Тип занятия: нетрадиционный, заочное путешествие.

Урок рассчитан на 1 час 15 мин, или два урока

Цели:

  1. Сформировать представление об истории развития кукольного театра, об основных видах кукол. Выявить основные особенности кукольного театра на Руси.
  2. Показать кукольный театр как национальную гордость русского народа.
  3. Способствовать развитию воображения учащихся, вовлечение детей в процесс подготовки спектакля.
  4. Воспитание нравственных качеств учащихся, чувства прекрасного. Расширение кругозора учащихся.

Оборудование:

1. Реквизит для мероприятия: ширма, «сказочный» сундук, выставка кукол, стенд «Виды кукол», фотомонтаж «Кукольный театр «Теремок»», дипломы для награждения победителей конкурсов. Куклы: Скоморохи, Ваня, Василиса, Сорока, Петрушка, Музыкант, Матрена Ивановна.

  1. Заготовки для творческих групп: инструкции по изготовлению декораций (2 экз.), детали кукол, иголки с нитками (2 экз.), ножницы(4 шт.), сценарии сказки «Как медведь трубку нашел» (6 экз.), декорации для кукольного спектакля.

План занятия:

Урок 1.

  1. Организационный момент
  2. Вводное слово учителя. Постановка целей перед учащимися
  3. Изучение нового материала:

    • История кукольного театра. Поучительная история о куклах (доклад);
    • Особенности кукольного действа;
    • Кукольный театр на Руси;
    • Представление «Петрушка и Матрена Ивановна»;
    • Куклы в современном мире (выставка кукол);
    • Отрывки кукольных спектаклей на видеокассетах.

Урок 2.

  1. Закрепление. Создание творческих групп:

А) декораторы (2 команды)

Б) мастера-кукольники (2 команды)

В) актёры-кукловоды (2 команды)

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Подведение итогов работы в творческих группах (Жюри). Награждение.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть в этом классе, потому что сегодня занятие у нас не совсем обычное. Мы совершим виртуальное путешествие в мир кукольного театра. Мы узнаем сегодня: как возник кукольный театр, как развивался в разных странах. Особо остановимся на русском кукольном театре, его особенностях. Заглянем мы и за ширму кукольного театра. Узнаем, какие бывают куклы, как их делают, а самое главное — вы сможете, сами попробовать себя в роли мастера кукол, декоратора и артиста, т. е. будете участвовать в процессе подготовки и показа кукольного спектакля. А помогать в нашей экскурсии будут мои помощники — балаганные зазывалы, так как именно они были хозяевами ярмарок в Европе, а позже и у нас в России, именно они и выступали в роли первых кукольников. Но, как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

III. Изучение нового материала.

  • История кукольного театра.

(выходят балаганные зазывалы — скоморохи)

1 ск: Подходи, люд честной, люд божий,

Крытый рогожей.

За медный пятак

Покажем все этак и так.

Будете довольны.

2 ск: Подходите, подходите,

Да только карманы берегите.

1 ск: И глаза протрите.

2 ск: Вот, что милые друзья

Я приехал из Москвы сюда,

Из гостиного двора —

Наниматься в повара;

Да только не рябчиков жарить,

А с Рыжим по карманам шарить.

1 ск: А я цирюльником на большой дороге нанялся,

Кого побрить, постричь, усы поправить, молодцом поставить,

А нет, так и совсем без головы оставить.

Кого я ни бривал, тот дома никогда не бывал.

2 ск: Эй, господа, пожалуйте сюда,

Давай сынок (смотрит в сторону на невидимого мальчика),

Последний звонок,

Представление начинается.

Сюда! Суда! Все приглашаются!

1 ск: Стой, прохожий! Остановись!

На наше чудо подивись.

Барышни — болтушки,

Солдаты служивые

И дедушки ворчливые,

Горбатые и плешивые,

Косопузые и вшивые,

С задних рядов протолкайтесь,

К кассе направляйтесь,

За гривенник билет купите

И в балаган входите.

2 ск: А пока все билеты покупают,

Мы с вами за ширмой побываем,

Об истории кукольного театра узнаем.

Не зря в народе говорится, что театр начинается с вешалки,

А театр кукол начинается с ширмы.

Вот она родимая,

Это куклам и сцена, и кулисы, и гримерная.

А вот вы, дорогие зрители,

Увидите лишь то, что вам артисты захотят показать.

(появляется Иван-дурак и Василиса)

Ой, а вот и артисты — большие специалисты.

1 ск: Пойдем-ка, посидим на завалинке,

А то промокли валенки,

А в глотке пересохло.

  • История кукольного театра (продолжение).

(появляются Иван и Василиса, шепчутся)

Иван: Ладно, ладно, понял уже…

Василиса: Здравствуйте, меня зовут Василиса, а это вот (Ваня смотрит в сторону, она его толкает) Иван-дурак!

Иван: Чего ругаешься?!!

Василиса: А ты не смотри по сторонам, нам такое важное дело доверили: про историю кукольного театра рассказать.

Иван: Ха! И что же здесь такого важного?

Василиса: Да как же ты не понимаешь, ведь ребята кукольные представления смотреть любят, а откуда они пошли, кто придумал первых кукол — не знают.

Иван: Вот ещё — это даже я знаю, даже знаком с одним героем первых кукольных представлений — с Петрушкой — он у нас в кукольном театре живет. Угадал?

Василиса: Угадал, да не совсем. А того ты, Ванечка, не знаешь, что Петрушка появился уже в XVIII веке, а первое упоминание о кукольном искусстве относятся к IV веку до н. э.

Иван: Вот это да…

Василиса: Да уж. Сначала у различных народов были ритуальные куклы — идолы. Они служили посредниками между миром духов и людей.

Иван: Ой!

Василиса: А в Японии бумажных куколок бросали в реку, чтобы избавить людей от несчастий и принести богатый урожай.

Иван: Ну и ну. Бедные куколки…

Василиса: Но потом куклы утратили свою магическую силу: погремушка, которой шаман отгонял злых духов, превратилась в забаву для малышей, конь — знак солнца, — в глиняную свистульку, а богиня плодородия Венера — в расписную мамку с младенцем на руках.

Иван: А я такие глиняные игрушки у наших ребят — Дымовят видел.

(Учитель показывает глиняные игрушки на выставке)

Василиса: Правильно. А вот первые кукольные театры связаны с религиозными празднествами. В Египте куклами разыгрывались мифы о гибели и воскрешении бога плодородия Осириса. А на Руси куклы-божества — Коляда, Купала, Морена, Масленица — были участниками праздников, связанных со сменой времен года.

Иван: Как интересно!

Василиса: В Греции и возникло театральное искусство, которое принято называть «Вифлеемским ящиком». Артисты-кукольники бродили по дорогам, показывая истории о рождении Иисуса Христа и жизни царя Ирода.

Иван: Василисушка, а как же они ширму с собой носили? Она же тяжелая!

Василиса: А ширмы, Ваня, ещё и в помине не было. Кукольный театр напоминал музыкальную шкатулку. В нем куклы приводились в движение с помощью сложной системы, скрытой от глаз зрителей. А древние римляне располагали кукольные фигурки на большом круглом диске. Под напором водяной струи диск вращался, а забавные человечки кружились в хороводе.

Иван: На карусель похоже.

Василиса: Это ещё что! В древнем Китае кукол приводили в движение… пороховыми взрывами.

Иван: Вот здорово! Сидишь себе, никого не трогаешь, и тут вдруг — бабах! (подпрыгивает)

Василиса: Может кому-то и здорово, только не куклам. От тебя бы давно одни пуговицы остались.

Иван: Об этом я не подумал (чешет затылок).

Василиса: Но во вьетнамском кукольном театре ещё интереснее: зрители рассаживались вокруг пруда, где под водой уже были приготовлены куклы. Как только начиналось представление, они всплывали на поверхность воды, а в конце представления вновь погружались в воду.

Иван: Настоящие куклы-амфибии. Бр-р-р! Так вся вата намокнет. Бедные китайские и вьетнамские куколки.

Василиса: Не очень-то повезло и кукольному театру в Древнем Риме и странах средневековой Европы. Кукольники смело обрушивались с сатирой на сильных мира сего и на представителей церкви. За это Юлий Цезарь вообще запретил куклам «разговаривать», представление разыгрывалось только движениями и жестами. А средневековое духовенство называло кукол «погаными идолищами» и уничтожало их.

Иван: Ой-ой-ой! Как хорошо, что мы живем не в средневековье. А как же тогда, Василисочка, куклы спаслись?

Василиса: К нашему счастью, Ваня, народ очень полюбил кукольные представления, и церковь была вынуждена смириться с театральными зрелищами. Тогда под сводами христианских храмов стали разыгрывать сцены на сюжеты Ветхого и Нового завета.

Иван: А эти куклы были все одинаковые?

Василиса: Что ты, Ванюша, конечно нет. А давайте попросим Лену В. рассказать нам, какие типы кукол существовали.

  • Поучительная история о куклах.

(докладчик рассказывает и показывает типы игрушек на схеме и выставке)

Докладчик. Поговорим о куклах. В зависимости от системы управления они делятся на верховые (перчаточная, тростевая) и низовые (марионетка, большая напольная кукла).

Перчаточная кукла (Бибабо или петрушка).

Такой кукле доступны самые разнообразные жесты и движения. Она может забавно плакать и хохотать, «дуться» и обниматься, плакать и удивляться.

Перчаточная кукла состоит из твёрдой или мягкой головки и прикреплённого к ней костюма – перчатки.

Интересна так называемая «раззявка» — кукла с подвижным ртом.

Куклы – животные.

Куклы, изображающие животных, могут быть перчаточными и тростевыми. Они изготавливаются из меха, плюша, фланели или декорируются этими материалами.

Тростевая кукла.

Впервые в России тростевая кукла появилась в спектакле театра Ефимовых «Басни Крылова» и сразу завоевала большую популярность. Причина такого успеха объясняется возможностью играть недоступные перчаточной кукле романтические и героические роли.

Тростевая кукла своеобразна по конструкции. Её торс составляет гапит, нижнюю часть которого держит актер, а верхняя прикреплена к рукам куклы. Тростевая кукла больше по размерам: она выше перчаточной, длиннее и её руки. Руки приводятся в движение тростями. Отсюда и название куклы – тростевая.

Марионетка.

Марионетка – это кукла на ниточках. Её можно сделать из пенопласта, склеить из картона, выстричь из поролона. Дети особенно любят куклу из подручного материала: банок, теннисных и резиновых шариков, различных коробочек, ёлочных шишек и желудей. Но самая прочная и надежная – из дерева. Суставы марионетки скрепляются маленькими жестяными петлями, чаще – сыромятными ремнями.

После сборки куклу подвешивают на нити, длину которых определяют стоя на полу. Вага – это своеобразный пульт управления: перебирая пальцами, актёр левой рукой задевает нити разного назначения и заставляет куклу делать самые сложные перемещения.

Большие напольные куклы прекрасно смотрятся в эстрадных номерах, на ярмарках, народных гуляниях и детских утренниках.

Интересны театральные «куклы — люди», которые участвуют в фантастических и сказочных представлениях. Голова из папье-маше надевается на голову актёра, а ладошки и обувь делаются из поролона, обтянутого трикотажной тканью.

  • Куклы в современном мире.

Учитель: А в нашем кукольном театре «Теремок» тоже есть куклы разных типов. Посмотрите, ребята, какие замечательные куклы представлены на этой выставке.

Больше всего у нас перчаточных кукол, но есть и тростевые (коровушка, конь), и раззявки, и большие напольные куклы (обезьяна), и марионетки (гусеница Фрося).

Иван: А были в этих представлениях любимые персонажи, ну, вроде меня?

Василиса: Ты прав, Ваня. Сначала в Италии в XVI — XVII вв., а затем и в других странах главным персонажем становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем некрасив, даже уродлив, у него длинный нос, на голове шутовский колпак, а в руках дубина.

Иван: Вот теперь то точно о Петрушке речь идет.

Василиса: Да, Ваня. Но Петрушке русскому предшествовали итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, испанский Дон Кристобаль, английский Панч. Шумные, озорные, порой жестокие — все они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и самой смерти были очень симпатичны народу.

Иван: Значит наш Петрушка — персонаж собирательный?

Василиса: Да. Но о себе нам расскажет сам Петрушка. Пойдем, позовем его.

  • Особенности кукольного действа.

(в это время выходят балаганные деды)

1 ск (гладит живот): Ох, и поел я селедки

У конопатой молодки.

Целых три штуки слопал,

Теперь пузо болит.

2 ск (зевает): А я съел пирог —

Начинка из лягушачьих ног,

С луком, с перцем.

Да с собачьим сердцем.

Решил посидеть у сватьи,

Да так и уснул на полатях.

1 ск: А ну-ка, сынок,

Давай второй звонок,

Купчики — голубчики,

Готовьте рубчики.

Билетом запаситесь,

Вдоволь наглядитесь.

2 ск: А пока представление не началось, расскажем мы вам об особенностях кукольного действа.

1 ск: Мир представления — особый, со своими чудесами, загадками. Бывают разные сказки: бытовые, о животных, волшебные. Но композиция у всех одна. В построении выделяются экспозиция, завязка, развитие действа, кульминация и развязка.

2 ск: Вот сколько слов иностранных да непонятных. А на самом деле тут ничего сложного нет. Экспозиция указывает на место, время, обстановку и персонажей.

1 ск: За высокими горами,

За раздольными степями,

Не на небе — на земле,

Жил старик в одном селе.

2 ск: Часто слово автора говорит сказочник или старушка-веселушка, а иногда это может быть сорока или кто-то другой.

1 ск: Вот посмотрите, как это выглядит:

(за ширмой появляется Сорока)

Сорока: Здравствуйте, здравствуйте! Что на свете делается! Я — Сорока-белобока! Целый день летала я по лесу; летала, да новость узнала. Садитесь поближе — расскажу. В тепленькой избушке, на лесной опушке жили-были три братца: Воробей крылатый, Мышонок мохнатый да Блин Масляный. Хорошо они жили, жили — не тужили (улетает).

2 ск: А в волшебных представлениях возможны присказки. Они нам особо дороги, потому что в присказках часто мы участвуем.

1 ск: Жили-были два крестьянина. Один — Антон, другой — Агафон. «Послушай, брат, — говорит Агафон, — бедовая туча к нам несется, — а сам как лист трясется» (показывает, как трясется).

2 ск: (изображает Агафона) Ну и что за беда?

1 ск: Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет.

2 ск: Какой град? Дождь будет!

1 ск: Ан град?

2 ск: Ан дождь?

1 ск: Не хочу говорить с дураком, — сказал Антон. Да как замахнется на соседа кулаком.

2 ск: А пока они разбирались, дождь с градом по земле расстилались.

1 ск: Это ещё не сказка, а присказка. Сказка будет впереди, когда грибы пойдут по земли.

2 ск: Девять сказок из десяти заканчиваются пиром или свадьбой.

1 ск: Ну, это в волшебных сказках, а в бытовых всё проще: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

2 ск: Но самое главное — это не зачины и сюжет, а то, что в вечной борьбе Добра и Зла всегда побеждает Добро.

1 ск: А вот помогают героям волшебные вещи, которые в кукольном театре называют реквизитом: сапоги-скороходы, дубинка, шапка-невидимка.

2 ск: Используются и другие вспомогательные средства в кукольном спектакле — декорации. Они устанавливаются на кукольной сцене — её называют грядкой.

1 ск: А где же сами куклы? Спросите вы.

2 ск: А сами куклы хранятся в сундуке. А перед выступлением нужные куклы кладут на нижнюю грядку, чтобы можно было их быстро поменять.

1 ск: Кстати, скоро третий звонок, а мы ещё не все к представлению приготовили (уходят).

  • Кукольный театр на Руси

(на сцене появляется Петрушка и Василиса с Ваней)

Василиса: Познакомьтесь, друзья: Петр Иванович Уксусов или, попросту, Петрушка.

Петрушка: Здрасте, господа.

Василиса: Петрушка, у нас с ребятами зашел разговор о кукольных театрах на Руси. Мы подумали, что ты лучше всего справишься с этим заданием.

Петрушка: А можно я вас поколочу?

Василиса: Что ты, Петрушка, это ещё не представление.… Побереги силу для городового. А сейчас лучше расскажи про свою артистическую карьеру.

Петрушка: Жалко, а то подраться хочется. Ну да ладно. Сделаю для вас исключение. Буду пай — мальчиком. О русском кукольном театре, говорите, рассказать? Ну, слушайте:

Раньше на городских площадях во время праздников было очень весело. Народу – видимо-невидимо! Здесь и продавцы всякой снеди, и лубочники, и увеселительные городки с балаганами, каруселями да качелями. Их особенно детвора любит. И всё это называется ярмаркой. Представляете, сколько шума было?

Иван: Так и заблудиться можно на этой площади. А ты там бывал?

Петрушка: А как же. В Петербурге, в середине XIX века, я выступал вместе с итальянским Пульчинелла, и костюм у меня был иностранный, такой, как у моих европейских собратьев. А потом мне сшили красную рубаху и колпак. А моими друзьями – актерами в представлении обычно были цыган, квартальный да лекарь. Ох, и полупил же я их!

Василиса: Зачем же ты их бьешь?

Петрушка: А чтоб не задавались.

Василиса: Неужели ты такой злой?

Петрушка: Да я же их не со злости бью, а по-дружески.

Василиса: Ничего себе – по-дружески. В одной из сценок ты добил до смерти родного отца.

Петрушка: Да уж. Как я горько плакал тогда. «Родимый ты мой батюшка! На кого ты меня покинул? Остался я теперь один-одинешенек, горькой сиротинушкой».

Иван: Ну, ты Петрушечка и даешь.

Петрушка: Подумаешь…. Зато как меня любили все! Только и слышишь из толпы: «Здравствуй, Петр Иваныч, как поживаете?» «Что Вы такой грустный, Петр Иваныч?» «Спели бы нам песенку, Петр Иваныч!»

Иван: И все равно не пойму: за что же тебя так все любили?

Учитель: Ванюша, в то время простым людям было очень тяжело жить. И смех из формы восприятия действительности превращался в средство борьбы со злом, с начальством. Выступления народных увеселителей приобретали все более злой, сатирический характер. То, что боялись говорить люди, смело говорил и даже высмеивал кукольный Петрушка. Его смелость и ненависть к властям очень нравились народу. Он поочередно обманывает и побеждает не только воеводу, купца и черта, но и старуху Смерть. Но вот одного существа Петрушка очень сильно испугался, правда, Петрушка?

Петрушка: Было дело.

Иван: Кого же?

Василиса: Маленькой собачки, шавки.

Иван: И это после таких героических побед?

Петрушка: Пойду-ка я за своей дубинкой. У меня руки так и чешутся кого-нибудь поколотить.

Василиса: Самое время дубинку свою взять, с минуты на минуту твое представление начнется (уходят).

(Выходят балаганные деды)

1 ск: А ну-ка, сынок, давай третий звонок. Чудеса узрите – в Америку не захотите.

2 ск: Эй, смоленские дурачки, тащите к нам пятачки!

Пошли начинать. Музыку прошу играть!

  • Сценка «Петрушка и Матрена Ивановна»

(показывают артисты кукольного театра)

  • Куклы в современном мире (продолжение)

Учитель. Ребята! Вы посмотрели, как выглядело представление в 19 в., а современные кукольные спектакли можно увидеть не только в театре, но и по телевизору. Давайте посмотрим отрывок к/сп. «Лягушка-царевна». (просмотр к/сп)

Учитель. Это профессиональный театр кукол, а у нас в селе есть детский театр кукол «Теремок». Давайте посмотрим отрывок из сказки «Как мохнатый, крылатый, колючий да масленый весну встречали», записанный на видеопленку три года назад.

Кое-кто из вас узнает себя (просмотр отрывка к/спектакля).

IV. Закрепление. Создание творческих групп.

Учитель. А теперь, ребята, давайте попробуем свои силы в подготовке и показе спектакля.

За двумя столами будут работать декораторы, за двумя другими столами — мастера-кукольники. А артисты пусть пройдут к ширме. Каждая группа будет выполнять свою работу.

Замечательный кукольник Образцов сделал свою первую куклу своими руками. Попробуйте и вы свои силы в изготовлении куклы. Мастера-кукольники должны сшить куклу из приготовленных деталей.

Декораторам я дам все необходимое для изготовления деревьев, а так же инструкции по изготовлению, которые помогут им.

А артисты должны познакомиться со сценарием, определить, кто какую роль будет исполнять. Всё необходимое для спектакля вы можете взять в сундуке.

В наше время к/сп нужны не только для развлечения, но и используются педагогами и психологами в работе с трудными подростками. Создают к/сп на тему антинаркотической направленности. Вот и сегодня я дала ребятам сценарий к/сп с антинаркотической темой «Как медведь трубку нашел».

Каждый вид работы будет оценен жюри, поэтому постарайтесь выполнить своё дело добросовестно (работа в группах).

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие в к/театр. Давайте вспомним, о чем мы узнали на уроке (как появилось и развивалось искусство кукольного театра; какие бывают куклы; какие особенности есть у кукольного представления на Руси). Мы посмотрели отрывки спектаклей «Петрушка», «Лягушка-царевна» и «Как мохнатый, крылатый, колючий да масленый весну встречали». Кто-то из вас сегодня впервые попробовал свои силы в изготовлении кукол и декораций, подготовке и постановке спектакля.

Скажите, ребята, что в нашем уроке вам понравилось больше всего? В какой роли вам хотелось бы выступить еще: в роли декоратора, мастера кукол или актера?

А сейчас я попрошу жюри подвести итоги групповой работы и наградить победителей.

VI. Подведение итогов работы творческих групп (жюри). Награждение.

(Конец занятия)

Использованная литература:

1. Мир кукольного театра. Л. Иванцова, О. Коржова. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 320с.

Полный текст статьи см. в приложении.
 

Приложения:

  1. file0.doc.. 444,5 КБ

Опубликовано: 15.10.2020

  • Рассказ про красоту неба для 2 класса по окружающему миру
  • Рассказ про куклу лол
  • Рассказ про красоту неба для 2 класса окружающий мир рабочая тетрадь
  • Рассказ про куклу для детей
  • Рассказ про красоту неба 2 класс окружающий мир