Рассказ про курай 2 класс

Сценарий мастер-класса по кураю

Педагога Харизовой Ю. О.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с татарским и башкирским народным инструментом, который называется — курай.

О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе».

Существует легенда о происхождении музыкального инструмента, согласно которой жил злой хан, у которого на голове рос рог. Каждый раз вызывали молодых людей, которые при стрижке волос узнавали тайну хана, поэтому их ждала смерть. Один из них, использовав уловку, спасся. Бежал, на горе он услышал звуки, издаваемые травяным растением, срезал его и сыграл мелодию, которая поведала всей стране о злой тайне хана. 

Вот еще одна легенда:

Давным-давно случилось это. Горы еще только росли, пока же были только холмами, озёра — не глубже дождевой лужи, но травы были выше леса, а шмели и бабочки – больше орла. И лишь курай оставался тем же кураем – полой тростинкой в локоть длиной.

Жил тогда знаменитый кураист, всю жизнь играл на свадьбах и сабантуях и прославился на весь Урал. Дети, как известно, на отца смотрят — стрелу строгают, на мать глядят — шубу кроят. Вот и у этого кураиста были два сына, от звуков курая пьянели.

Пришла ему пора умирать, позвал он сыновей и сказал:
— Славную жизнь прожил я, благодаря кураю. Вместе с ним мы грустного веселили, унылого ободряли, счастливому помогали счастьем делиться
, горюющему — горе излить. За богатством не гнался, высокой платой расплачивались со мной — на самое почётное место садился я.

— Верно, отец… — кивнули сыновья.

— Пришло время, собрался я в далёкое кочевье, к дедам и прадедам. Невелико моё наследство, но даже им можно по-разному воспользоваться. Но если же разумно — займёте среди людей достойное место. Одному я оставляю курай, а другому – дом и кобылу-трёхлетку. Кому что по душе?

— Пусть агай выбирает первым, — сказал младший сын.

— Верно сказал, отец, не очень ты разжился с курая, — сказал старший. – Пожалуй, возьму я дом и кобылу.

— Ты, согласен, Кинзя? – спросил отец у младшего.

— Согласен, отец! – ответил Кинзя.

Подал отец ему курай:

— Простимся, дети… Сыграй, Кинзя! Я ведь из чужих губ и не слышал его никогда.

Заиграл Кинзя. Закрыл глаза отец, словно задремал, так и отправился в далёкое кочевье к предкам.

Много народу на похороны собралось. Говорили, что эту печальную весть растущий в степи курай вместе с ветром передавал один другому. Оттого и люди, приехавшие издалека, успели к похоронам.

Похоронили братья отца. Старший сын вскоре женился, взял невесту из богатого дома, хорошее приданое она принесла. Богатая енгэ сразу невзлюбила Кинзю. Когда же родила первенца, совсем не стало ему житья. Всё на Кинзе: и ребёнок, и скотина, и дров наруби, и сена привези. Одет в изодранный чекмень, обут в дырявые ичиги. Видел старший брат, каково живётся братишке, но что он мог сказать, коли слово жены давно мужнино слово под себя подмяло?

Одно утешенье у Кинзи: заберётся куда-нибудь, поиграет на курае и. вроде, ничего не страшно.

Прошли годы. Вытянулся и Кинзя, окреп, красивым парнем стал. Взял однажды курай и пошёл куда глаза глядят. Долго шёл, Ик, Ай, Юрюзань, много других рек пересёк и набрёл на одну пещеру. Нарвал мха, настелил на камни, положил курай в сторонке и лёг спать. Проснулся от криков и гвалта. Смотрит: сели черти в круг и хвастаются.

Один говорит:

— Я на ханскую дочку хворь наслал, скоро умрёт!

— А если излечится? – заспорил другой.

— Никогда ей не излечиться! Вот если кто-нибудь заиграет ей на курае, она тут же исцелится.

— Вот видишь!

— А в этом ханстве нельзя на курае играть! Будешь играть, сразу голову отрубят! Указ такой выпущен!

— Здорово! Кто же так придумал?

— Мой родственник, он там визирем!

— И у меня визирь-родственник есть!

— И у меня!

— У меня тоже! – загалдели все.

— Успокойтесь! – сказал седой чёрт. – Каждый визирь или сам чёрт, или родственники у него черти. Так зачем твой родственник издал такой указ?

— Понимаете, хан уже старый, а детей — только одна дочь. Скоро она умрёт, и хан останется без наследника. Когда умрёт хан, править будет визирь.

Вот такая легенда.

А сейчас я раздам вам кураи и мы попробуем поиграть.

На курае семь отверстий. Верхние четыре отверстия мы закрываем левой рукой, а остальные три — правой. Будьте внимательны. Следите за моими пальцами. Я буду по очереди их поднимать, а вы повторяйте за мной.

Песня, которую мы с вами будем играть — татарская народная песня «Суда, суда».

Молодцы, ребята! У вас очень хорошо получается! Спасибо вам за участие!

В Башкирии есть семь чудес республики. Одно из чудес — это музыкальный инструмент курай. Его можно встретить во многих районных музеях Республики Башкортостан. В музее Чишмы можно в записи услышать, как звучит этот национальный инструмент. Это невероятно красивое мелодичное звучание.

Инструмент курай довольно давно появился и получил своё распространение в культуре башкир и татар. Звуки курая можно было услышать на свадьбах, праздниках. Сегодня в Башкирии на нем играют целые коллективы.

Курай

Курай — это духовой музыкальный инструмент. Он похож на флейту как внешне, так и техникой игры. Внешне представляет длинную дудку с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе. Длина инструмента от 50 до 80 см. Это довольно длинная дудка.

Название и материал изготовления инструмента

Своё название инструмент получил от растения, из которого его делают. Растение — это курай или реброплодник уральский. Довольно распространённое растение в хвойных и лиственных лесах Урала, зонтичное, с полым стеблем, достигает 120 см в высоту. Это растение двухлетнее или трёхлетнее.

Надо особо отметить, что цветок Курая считается символом Башкирии, его можно встретить на флаге и на гербе. Цветок, состоящий из семи лепестков, символизирует дружбу семь Башкирских родов, положивших начало единению народов, проживающих в Башкортостане.

Легенда

Происхождение инструмента отраженно в легенде, которая повествует нам о юноше, спасшемся от страшной смерти. Оказавшись в дремучем лесу, юноша брел, кругом его поджидали опасности, но юноша не отчаивался. На глаза ему попал цветок с длинным стеблем, из него он смастерил дудочку, на которой стал играть. Игра на инструменте спасла молодого человека, вывела его из леса, мелодия победила зло. Вариантов данной легенды встречается достаточно много, где-то юноша покорил сердце красавицы, благодаря кураю, где-то спасался от злого хана. Но какой бы не была легенда, факт остается фактом, и курай стал постоянным спутником башкир, как символ избавления от страданий.

Согласно традиции, на курае играют только мужчины – кураисты, и их выступления обязательно сопровождается устной прозой, этот может быть легенда или сказание.

Увидеть курай можно в музее поселка Чишмы.

Координаты музея: 54.589923, 55.380336

Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов

О Чишминском районе и его достопримечательностях читайте также:
Достопримечательности Чишмы: заброшенная мельница братьев Бушмариных
Достопримечательности Чишмы: Историко-краеведческий музей
Достопримечательности Чишмы: Мавзолей Тура-хана

Проект «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

Интересно? Расскажи друзьям!

Сказка о курае — башкирская народная сказка на русском языке

  

Башкирская народная сказка

 

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он жестоко угнетал народ.
Каждую неделю он брил себе голову, для этого хан призывал всякий раз нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего сына.
Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла лепешек. Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.
Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным Ирандёком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с тенистым лесом и родными горами.
Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему голову.
Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог. Но удивляться было некогда.
Когда егет обрил хану голову, то хан сказал:
“Посиди тут” — и вышел. А егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепешку и начал ее есть. В это время вернулся хан, он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.
Хан сказал егету:
— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.
Егет отломил хану кусочек лепешки. Хан съел и говорит:
— Как вкусно! Из чего это испечено?
— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки, — ответил егет. Хан был поражен и не знал, что и думать. “Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, — думал хан.- Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человека и оставить там, — решил хан.
Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.
Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли. Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.
Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нем вся износилась. Все время тосковал он по своим родителям — по отцу и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.
Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер.
Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда, наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно покачивалось на ветру и издавало приятный звук. Егет сорвал это растение, сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые шли из стебля растения.
Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче и спокойнее.
Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау , и пришел к егету.
Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.
И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.

Читать башкирские народные сказки. Содержание

 

Сказка о курае

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень жадный и злой.

Каждую неделю хан брил себе голову: для этого он всякий раз призывал из аула молодого егета, а потом домой его не отпускал. Так пропадали лучшие егеты аула.

Люди жили в постоянном страхе и так были запуганы, что не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.

Жили в ауле бедные старики. Было у них три сына. И вот дошла очередь до сыновей старика.

Пошёл к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына — пошёл к хану средний сын и тоже не вернулся домой. А через неделю пришли от хана звать и последнего сына.

Жили старики очень бедно. Всё, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Но мать всё же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своём молоке тесто из лебеды и напекла сыну лепёшек. Взял егет эти лепёшки, распростился с родителями и отправился в путь.

Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос. С глубокой тоской запел он, прощаясь с родным Ирандеком[8], с журчащими ручьями, с душистыми лужками, с тенистым лесом и родными горами.

Через несколько дней дошёл егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свой остро отточенный нож и приказал обрить голову.

Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог.

Но удивляться было некогда.

Когда егет обрил хану голову, хан сказал:

— Посиди тут, — и вышел.

А егет очень проголодался. Он вынул последнюю лепёшку и начал есть её. В это время вернулся хан. Он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам ещё никогда не видел и не пробовал.

Сказал хан егету:

— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.

Егет отломил хану кусочек лепёшки.

Хан съел и говорит:

— Как вкусно! Из чего это испечено?

— Моя мать замесила на своём молоке тесто из лебеды и испекла эти лепёшки, — ответил егет.

Хан удивился и не знал, что делать.

«Я съел лепёшки, замешанные на молоке его матери! Теперь, выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, — думал хан. — Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человеческая, и оставить там».

Позвал хан своих слуг и приказал им отвезти егета в дремучий лес. Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли. Они сбросили его с коня в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.

Долго жил там егет, кормился кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нём вся износилась. Всё время тосковал он по отцу и матери и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.

Однажды скитался он по лесу, устал и прилёг под деревом отдохнуть.

Вдруг егет услышал какие-то приятные звуки. Он вскочил на ноги и пошёл в ту сторону.

Шёл он долго, сам не зная куда; наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокую высохшую траву с полыми стеблями и мохнатыми соцветиями. Трава покачивалась на ветру и издавала приятный звук.

Егет сорвал сухую траву, сделал длинную дудку — курай[9], подул в неё и опять услышал приятные звуки.

Егет обрадовался своей находке. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Научился он наигрывать разные песни, какие знал ещё дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче.

Шёл он через леса и горы многие дни и дошёл до родных мест. Устал егет с дороги, сел на пригорок и увидел родной аул. Взял он свой курай и начал играть.

Услышали люди из ближайшего яйлау[10] звуки курая и пришли к егету.

Егет рассказал народу обо всём, что с ним было: о том, почему хан убивает молодых егетов, о том, как он спасся от гибели.

Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним за его жестокость.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нём хорошие, задушевные песни.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУРАЯ.

Курай — самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Можно сказать, что это — символ башкирского народа. Цветок курая изображен на государственном флаге республики.

Но был ли курай всегда башкирским инструментом? И вообще, какова история его происхождения? Несмотря на то, что этот музыкальный инструмент по праву возведен в народе и республике до уровня культа, исследований на эту тему практически нет. Диссертация Ильясова Т. Т. дает очень детальное описание инструмента, его роль и место в новейшей истории башкирского народа, но не дает ответа на главный вопрос — откуда этот музыкальный инструмент появился у башкир.http://v4.udsu.ru/files/1295719106.pdf

А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:
1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.
2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.
3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.
4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.
5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский «цуур». Его изображение вы видите на фото.

А вот как на нем играют.
http://yandex.ru/video/pad/search…

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.
Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.
Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).
Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще… Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории «протяжных песен» («узун куй») и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием «Черный иноходец» («Кара Юрга») и др.

И еще… Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.
1. Среди какой группы башкир распространен курай?
2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: «Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним.[7]»

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.
История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является «Кунграт», ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур ( а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

И сейчас курай, как музыкальный инструмент, распространен в основном среди тунгаурских башкир. Можно сказать больше, 70 процентов всех кураистов, освоивших технику игры на инструменте не в школе и не в музыкальном кружке, а у родителей — представители тунгаурских башкир. Почти все знаменитые кураисты до 80-х годов 20-го века были тунгаурами. А и остальные тоже — соседние тунгаурам бурзянцы и катайцы. Крамольно, наверное, об этом писать, но остальные башкиры курая не знали. Ни в одной деревне вдоль рек Белой (ниже впадения в него Нугуша), Ашкадара, Демы, Юрюзань, Ай, Сунь, Танып, Караидель, Тюй, Сарс, Сармасан и др башкиры на курае не играли. Широкое распространия курай получил значительно позже. Сначала во времена совместных походов башкирских полков в составе войск Золотой Орды, потом Российской армии. Во времена проведения совместных йыйынов, свадеб и других торжеств. Позже, начиная с советского времени — уже через преподавание в кружках, училище искусств и т. д. Мощнейший импульс развитию курая дало его размещение на Государственном Флаге Республики Башкортостан. Он стал символом республики. Открылись целые классы и факультеты по его преподаванию в училище искусств и в Академии искусств. В каждом районе открылись кружки по преподаванию игры на курае, появились целые ансамбли. Большую роль в популяризации инструмента сыграли такие мастера, наши современники, как Мухамат Ичкужин, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Роберт Юлдашев, Расуль Карабулатов, Азат Бикчурин и др. Благодаря им он стал поистине визитной карточкой башкирского музыкального творчества, да и всей республики. Низкий поклон им!
Но так было не всегда. В 70-ее годы 20-го века на одно из торжеств республиканского уровня было решено пригласить 70 кураистов. Искали по всей республике. Еле- еле наскребли. Курай — практически вымирал. На своей прародине — в Монголии он практически уже изчез. http://m.youtube.com/watch?v=Ml0SmD6ngP0. Последний настоящий цуурчи умер в 2003-м году. Сейчас там его пытаются возрождать, но шансов очень мало.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.
Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

Вот цитата: «Эксперты полагают, что прообразом шоора был древний китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю. Существует несколько видов «хуцзя», а шоор является одним из них. Этот музыкальный инструмент так давно появился, что шоор называют в Китае «музыкальной окаменелостью».
http://russian.cri.cn/1001/2009/12/25/1s319463.htm

И еще цитата: «Самым древним монгольским музыкальным инструментом считается так называемый цуур. Его изображение было найдено на стенах в пещерах. Возраст этого наскального рисунка ни много не мало – 5 тысяч лет

ЕЩЕ БОЛЕЕ ДРЕВНИЕ РОДСТВЕННИКИ КУРАЯ.

Вот мы и узнали о том, как появился курай у башкир и его ближайших родственниках. Не надо обладать большим воображением, чтобы догадаться, что и само название инструмента — «курай», не что иное, как искаженное «цуур-ай». Тем более, что и в монгольском и бурятском одним из значений слова является «трубчатое растение». Но не только. Слово «цуур» употребляется еще в значении «эхо», «гудение».

В связи с этим неслучайными кажутся созвучия башкирских (в широком понимании — тюркских) слов: «ОРАн» — «клич», «хОРЭнлэу» — «кричать», «ОРОу» — «лаять» и очень много других однокоренных слов, означающих шум, гудение, звук.

И совсем уж фантастическим, но не невероятным выглядит созвучие названий центральноазиатских по происхождению духовых музыкальных инструментов с ближневосточными и кавказскими — ЦУУР — ЗУРНА.

Цитата из Википедии: «

Зурна́ (азерб. Zurna, арм. զուռնա, курд. — Zûrna, перс. — сурнай[1][2][3],карач.-балк. сарнай,сырыйна[4][5][6], буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструментс двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии[7].

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников».

Самые древние экземпляры Зурны были найдены во время раскопок на территории Азербайджана. Они датируются 3000-ми лет.

Но и это не предел. Буквально, несколько лет назад археологи раскопали в Европе костяную флейту. Ей 40 тыс лет!

Только пусть скептики не обвиняют меня в том, что я собираюсь утверждать, будто кураю — 40 тысяч лет. Не дай, Боже! Я уже написал, что башкирский курай — сравнительно молодой инструмент. И за эту крамолу я еще получу свою долю люлей от соплеменников. Но предшественник всех духовых инструментов, в том числе и курая, уже существовал именно 40 тысяч лет назад. И возможно, что имел примерно такое же название, как и большинство духовых музыкальных инструментов: КУРай — ХУУР — СУУР — ЦУУР — СУРНА — ЗУРНА — вальТОРна ( лесной рожок) — вальТХОРНа — ГОРН.

Еще раз прихожу к выводу, что история народов на планете так коротка и так переплетена, что все мы являемся, чуть ли не братьями. На этот раз благодаря истории происхождения курая.

На фото: монгол играет на цууре.

3 мая 2017
Машина времени
Источник:
http://idelbaev-artur.livejournal.com/34140.html

  • Рассказ про кунгурскую пещеру на 1 листок
  • Рассказ про культуру др руси
  • Рассказ про культурное растение 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про куликовскую битву кратко
  • Рассказ про куликовскую битву для 4 класса