Рассказ про лапулю софью

При создании пьесы «Горе от ума» А. С. ГрибоедовУ удалось гармонично соединить в одном произведении трагические и комические события с новаторскими идеями. Именно поэтому многие исследователи творчества выдающегося русского писателя называют это произведение трагикомедий или «высокой комедией». Среди главных действующих лиц пьесы можно увидеть множество положительных и отрицательных героев, наделенных писателем сложными характерами. Это и Чацкий, и Фамусов, и Молчалин, и Софья. Все они по ходу пьесы попадают в самые разные комические

ситуации, но в то время, как зрителю и читателю смешно, сами они испытывают душевные муки. Ведь рушатся их надежды и планы, терпят крах их мечты и иллюзии. А в финале каждый из них и все одновременно больше всего напоминают героев не то комедии, не то трагедии. Каждый из них невероятно разочарован, каждый оказывается в смешном и в то же время драматическом положении. Не является исключением в этом отношении и Софья.

Причем, если говорить о Софье, то только она и еще, пожалуй, Чацкий, испытывают настоящие душевные потрясения, поэтому и вызывают сочувствие. Как сказал о ней И. А. Гончаров, «дочери Фамусова

достался целый миллион терзаний». В ее характере есть необыкновенные качества, которые сразу же выделяют Софью среди людей ее круга. Она независима, наблюдательна, умна и поэтому с пренебрежением относится к сплетням и пересудам: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит… «. При этом она прекрасно знает законы высшего общества и умело ими пользуется. Она подключает общественное мнение, когда хочет отомстить Чацкому за его злой язык, и это Софье удается.

Удивительным образом Софье удается соединить в своей натуре не только положительные, но и отрицательные черты. Эта девушка успешно прошла все этапы обучения светскому притворству и злословию. Иногда у нее очень ярко проявляются барские замашки, примером чему может служить ее грубое обращение к Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери». Несмотря на сентиментальность, у Софьи властный и крутой отцовский характер. Наилучшим образом противоречия характера этой героини определил И. А. Гончаров: «это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения… «.

Уже с первых страниц «Горя от ума» Софья начинает страдать. Ей постоянно приходится скрывать свои романтические отношения с Молчалиным, поскольку у того простое происхождение. Когда отец внезапно застает ее с возлюбленным, Софья вынуждена идти на всевозможные ухищрения и уловки. Чтобы удачно выпутаться, она придумывает версию столкновения всех участников этой сцены и заявляет отцу:

«Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
И бросилась сюда я со всех ног… «.

Стремясь отвлечь внимание родителя от присутствия в ее комнате Молчалина, она придумывает страшный сон, который будто бы ее испугал.

Душевные переживания Софьи, прежде всего, вызваны тем, что ее отличные задатки испорчены ложными идеалами и пошлым окружением, которые она создала для себя под влиянием прочитанных сентиментальных романов. Именно поэтому ее представления и о Чацком, и о Молчалине весьма далеки от реальности. Достаточно простой и прозаичный Молчалин кажется девушке настоящим романтическим героем. Софья приписывает ему массу положительных качеств, которых у него не было, и нет. Примером тому может служить ее высказывание: «Молчалин за других себя забыть готов».

Молчалин полностью устраивает Софью, поскольку ему она может ему покровительствовать, а в том случае, если выйдет за него замуж, то и помыкать. Секретарь Фамусова полностью соответствует «высокому идеалу московских всех мужей», составленному в обществе того времени.

С Чацким Софья если и была бы счастлива, то счастье им давалось бы очень тяжело. В отношениях с ним она была столь же «глуха» и «слепа». Девушка просто не хочет его понять, отказываясь выслушать его объяснения. Она слишком несправедлива к нему, поскольку считает его бессердечным и черствым: «Не человек, змея!». Софья приписывает Чацкому желание «кольнуть» и «унизить» всякого, кто будет рядом с ним. Своим поведением она заставляет Чацкого изменить свободный, новый образ мышления, оказаться от красноречия и остроумия. К сожалению, Софья ошибается, видя в нем выскочку и высокомерного человека, утверждая, что он «об себе задумал высоко».

Нравственная и умственная слепота, а также ложные представления о жизненных ценностях привели Софью к большому потрясению в финале пьесы. Сильный удар по самолюбию девушки наносит разоблачение Молчалина. Но при этом Софья еще и понимает, что все это время любила человека непорядочного и недостойного. Героиню терзает стыд: «Себя я, стен стыжусь». Свою последнюю в пьесе реплику «Я виню себя кругом» девушка произносит «вся в слезах». Несмотря на столь унизительную сцену, в Софье в этот момент проступают трагические черты. Развязка любовных отношений стала для Софьи «горем от ума» и настоящей жизненной трагедией. Как написал о ней И. А. Гончаров: «Она загублена в духоте, ей тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого… «.

В полтора года Настя почти научилась ходить — смешно косолапила и опиралась на стенку. Ближе к двум годам другие дети уже бегали, а Настя села — и больше не вставала. У девочки нашли спинальную мышечную атрофию II типа (СМА), редкое генетическое заболевание. СМА невозможно вылечить полностью, и она постоянно прогрессирует. +1Люди поговорили с отцом Насти и представителем фонда «Артёмка», который помогает девочке собрать деньги на дорогостоящую операцию.

Спинальная мышечная атрофия атакует двигательные нейроны спинного мозга: сначала человек теряет способность ходить, потом у него «плывет» позвоночник. Могут начаться проблемы с дыханием и речью. Дети с I типом СМА (если не получают, например, новый препарат «Золгенсма»), часто не доживают до четырех лет.

У больных II типом прогнозы чуть лучше (если дыхательные мышцы не атрофируются в детстве).

Прогрессирование СМА у таких людей может внезапно остановиться или замедлиться в любом возрасте.

Но практически у всех больных проявляются устойчивая слабость и тяжелый сколиоз, который причиняет сильные боли.

Насте Юниной «достался» кифосколиоз: при таком заболевании позвоночник искривляется в трех плоскостях.

«Врачи говорили: она не доживет до четырех лет»

Когда Насте поставили диагноз, родители долго не хотели сажать девочку в инвалидную коляску — чтобы держать мышцы в тонусе. Она передвигалась с помощью детской машинки, которая приводится в движение толчками. Ближе к школе состояние девочки ухудшилось, и ей приходится по сей день использовать инвалидное кресло.

Отец Насти Дмитрий вспоминает: «Врачи говорили нам, что дочка не доживет до четырех лет. Мы нашли доктора, который интересовался зарубежными исследованиями и общался с врачами из Германии. На свой страх и риск мы использовали экспериментальный препарат. И вот, девочке уже 15».

С 11 лет лет у Насти начал искривляться позвоночник: сначала по чуть-чуть, потом все заметнее. Сейчас она уже не может сидеть без тяжелого корсета, который выпрямляет спину.

«Панцирь» держит тело от груди до бедер. В нем нужно сидеть в холод, жару, во время школьных занятий, когда смотришь сериал или болтаешь с подружкой.

Рассказ про лапулю софью  Настя

Сняла корсет на 10-20 минут — и приходят жуткие боли. Потому что сердце и легкие девочки из-за искривления зажаты и расположены неправильно.

40 килограммов и сила духа

Насте нужна помощь, чтобы делать зарядку, ходить в туалет и мыться. Девочка весит примерно 40 килограммов, и мама не может ее поднять. Родители поделили уход «по способностям». Девочку нельзя надолго оставить одну: в экстренном случае она не сможет позвать на помощь. Мама давно не работает, папа — сидит на удаленке. А Настя ходит в школу дистанционно.

С прошлой весны девочка начала получать «Спинразу» — поддерживающую терапию, которая призвана остановить прогрессирование болезни.

«Выбивать» лекарство приходится через суд. С того момента, когда семье объявили о доступности терапии, до дня первого укола прошел почти год.

На сегодняшний день Настя получила только первую дозу в четыре укола. Девочка переносит терапию достаточно тяжело, и пока она не дает ощутимого результата. А боли в спине все усиливаются.

Рассказ про лапулю софьюНастя

Единственный способ помочь Насте — провести сложную и дорогостоящую операцию в Ильинской больнице. Врачи установят имплант в позвоночник: органы станут на место, а Настя сможет сидеть без корсета.

Точного прогноза врачи не дают, но процент успешных операций — высокий. Родители переживают: Настя тяжело переносит даже уколы «Спинразы» (они выполняются под общей анестезией). Вдруг дочка не сможет плавать, когда в ее спине будет стоять имплант? А вдруг все «откатится» назад?

Но тянуть больше некуда. На последнем осмотре врачи сказали, что у Насти в любой момент могут начаться серьезные проблемы с сердцем и легкими. Одно легкое сейчас зажато, и девочке тяжело дышать. Во время школьных занятий она часто устает и начинает терять концентрацию.

Дмитрий говорит: на удивление, у дочки «серьезная сила духа», и проблемы она переносит стойко. «Она на корсете, боли, ограничениях как-то не заморачивается. Мы не понимаем, откуда это берется», — удивляется отец.

Приключения Фредерики де Софьи

Настя смотрит сериалы, обожает YouTube и уроки по рисованию. К ней периодически приходят волонтеры из хосписа, чтобы научить новым техникам. Девочка мало общается со сверстниками: одноклассников видит только онлайн, а сестер-ровесниц — летом на даче. Как говорит Дмитрий, «у нее вся жизнь в компьютере».

Рассказ про лапулю софью  Рисунок Насти

И в этом самом компьютере Настя пишет книгу. Про мальчика Валю и его сестру из далекой Франции — Фредерику де Софью.

Сначала дети не дружат, но потом в жизни девочка своими глазами видит болезнь.

«Этот рассказ — про мальчика Валю, он живет в Петербурге, ему 13 лет, он из богатой семьи. Учится мальчик на отлично. В этот день он узнает, что… к ним приедет погостить двоюродная сестра, которая живет в Париже.

Ее зовут Фредерика де Софья, ей 12 лет. Мама рассказывала ему, что маленькими они никогда не ладили, постоянно дрались и ругались. А мама всегда заступалась за Фредерику».

Через время Фредерика снова приезжает к Вале погостить, и оказывается, что ее мать серьезно больна: «Прошло время. Валя не понимал, зачем Фредерика приезжает к нему домой, но мама сказала, что тетя Вика, мама Фредерики, заболела. И у нее серьезные проблемы со здоровьем, поэтому они на лето забирают Фредерику к себе».

Спустя 13 лет — надежда

Кристина Двинская, менеджер по рекламе благотворительного фонда «Артёмка», рассказывает: «С 2013 года мы помогаем детям с тяжелыми и смертельными заболеваниями в оплате дорогостоящих операций, реабилитаций и покупке медикаментов. За восемь лет работы мы подарили сотням отчаявшихся родителей надежду, а детям — шанс на здоровое и полноценное детство».

Кристина объясняет: несмотря на то, что в последние годы люди больше узнают о СМА и медицина развивается, лечение остается неподъемным для многих семей.

Но все-таки отец Насти верит в здоровое будущее дочки:

«13 лет со дня объявления диагноза у нас не было надежды. Ничего абсолютно. Сейчас мы получаем терапию и можем хотя бы надеяться на операцию — если получится собрать деньги».

Стоимость хирургического вмешательства очень большая — 2 863 680 руб. К сожалению, семья Юниных не может покрыть затраты на лечение.

Вместе мы можем помочь Насте провести дорогостоящую операцию по исправлению тяжелого кифосколиоза. Ее готовы сделать врачи АО «Ильинская больница», где собран уникальный опыт успешного лечения детей со СМА.

Если 145 тыс. жителей нашей страны сделают пожертвование в 20 рублей, вся нужная сумма будет собрана, и Настя сможет продолжить рассказ про Фредерику де Софью и ее летние приключения. 

Частичная сумма сбора на +1Люди — 200 000 руб.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13 города Сатка

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«РОМАНСА ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ…»

в рамках Погружения в эпоху XIX века

Автор – составитель сценария

Титова М.Ю., учитель МХК

МАОУ «СОШ №13»

Цель: 

  • открыть для современных школьников малоизвестные страницы русской музыки, литературы и искусства второй половины XIX века;

  • приобщить их к культурному наследию России, опираясь на различные виды искусства.

Задачи:

Обучающие:

— знакомство с творчеством А.Н.Островского; с лирическими страницами биографии А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, И.С.Тургенева;

— знакомство с вокальным творчеством русских композиторов XIX века, городским и цыганским романсом;

— формирование умений исследовать интонационно-образные особенности русского романса, выявлять роль музыки в раскрытии содержания поэтического текста.

Развивающие:

— систематизация знаний о жанрах русской литературы и вокальной музыки XIX века;

— выявление связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой, изобразительным искусством;

— совершенствование навыков слушания музыки, поэтических произведений, навыков ассоциативного мышления;

— создание условий для творческой самореализации личности учащихся, для воплощения ими художественно-образного содержания романсов, фрагмента пьесы А.Н.Островского.

Воспитательные:

— воспитание потребности в общении с русским национальным искусством и способности воспринимать эстетические ценности;

— развитие коммуникативных, организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связи школьников, педагогов и родителей.

Возрастная группа: 5 – 11 классы

Место проведения: актовый зал школы

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран

  • Презентация в формате Microsoft Power Point

  • Звуковые файлы в формате mp3

  • Театральные костюмы

Музыкальный материал:

1. Музыка А. Обухова, слова А. Будищева романс «Калитка»
2. Музыка П.Булахова, слова В. Чуевского романс «Гори, гори моя звезда»
3. Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника романс «Жаворонок»

4. Музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева “Нет, не любил он…”

5. Музыка А. Петрова, слова Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу»

из кф «Жестокий романс»

6. Музыка М.И.Глинки Полонез из оперы «Иван Сусанин»

7. Вальс «Венский юноша»
8. Музыка П. Чайковского, слова А. Толстого романс «Средь шумного бала»

9. Музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева романс «Я встретил вас»

10. Музыка Ю. Абазы, слова И. Тургенева романс “Утро туманное”
11. Музыка Н.Шишкина «Слушайте, если хотите»

12. Цыганская песня «Очи черные», Бриллиант Дадашева, Николай Слииченко

13. Музыка Ф. Шопена «Душа»

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.

Звучит мелодия романса «Калитка», музыка А. Обухова, слова А. Будищева.

1 ведущий: Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

2 ведущий: Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Звучит мелодия романса «Калитка»,

1 ведущий:  Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

2 ведущий: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу.

1 ведущий: Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

2 ведущий:  Жанр романса нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

1 ведущий:  В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. С XIX в. романсы стали столь любимы народом, что их писали как очень известные поэты и музыканты, так и малоизвестные.

2 ведущий: Классический романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, С.В. Рахманинов.

2 ведущий: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Первая инсценировка

А.Н. Островский “Бесприданница”, третье действие, явление 11

Действующие лица  появляются под музыку романса “Нет, не любил он…”,

музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван. 
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов. Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса.  Мне что-то нездоровится.

Паратов. Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров. Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев. Нельзя, господа, нельзя. Ларса Дмитриевна не станет петь.

Паратов. Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть и станет.

Лариса.   Извините, господа, я и не расположена сегодня и не в голосе.

Кнуров. Что-нибудь, что вам угодно!

Карандышев. Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.

Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем.

Вожеватов . Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю.

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! Я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа!

Карандышев, надувшись, отходит в угол и садится.

Паратов. Что?

Лариса. “Нет, не любил он…”,

Кнуров (Ларисе). Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.

Паратов (с мрачным видом). Мне кажется, я с ума сойду. (Целует руку Ларисы.)

Вожеватов. Послушать да и умереть — вот оно что!

(Карандышеву.) А вы хотели лишить нас этого удовольствия.

Карандышев. Я, господа, не меньше вашего восхищаюсь пением Ларисы Дмитриевны. Мы сейчас выпьем шампанского за ее здоровье.

Вожеватов. Умную речь приятно и слышать.

Карандышев (громко). Подайте шампанского!

Огудалова (тихо). Потише! Что вы кричите!

Карандышев. Помилуйте, я у себя дома. Я знаю, что делаю.

(Громко.) Подайте шампанского!

Продолжают ведущие.

1 ведущий:  Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого.

Поэту дано было испытать высокое, одухотворяющее чувство: в 33 года он полюбил Софью Андреевну Миллер – женщину редкой духовной красоты, блестяще образованную, отличавшуюся тонким художественным вкусом.

Вторая инсценировка

Выходят старшеклассники: юноши и девушки, садятся. Заводят салонный разговор.

1 девушка: Вы знаете, у Толстого с Миллер РОМАН?

2 девушка: Я точно знаю, что маменька Алеши против.

3 девушка: Разумеется, против. Она же не партия для него.

4 девушка: Да не быть этому роману или браку: сам Миллер, конногвардейский полковник всё расставит по своим местам.

Звучит мелодия вальса Штрауса. Все участники надевают маски. Кавалеры приглашают дам, танцуют вальс. Мелодия стихает, одна пара останавливается, молодой человек читает:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

2 ведущий: Этой любовью вдохновлены многие лирические создания поэта.  Вот еще одна история любви. (Рассказ о любви Ф.Тютчева, истории создания романса «Я встретил вас..», музыка неизвестного автора).

Девушка: (на фоне звучащей музыки) 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано другому.

Но Амалия и Федор Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Последняя встреча состоялась в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс «Я встретил вас..», музыка неизвестного автора.

.

1 ведущий:  Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный романс Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Романс “Утро туманное”, музыка В. Абаза на стихи И. Тургенева,

1 ведущий: (на фоне цыганского романса «Слушайте, если хотите»)

Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах.

2 ведущая: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов. Среди этих сочинений “Очи черные”

Танцевальная композиция – цыганский танец.

1 ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер. (Звучит лирическая музыка)

2 ведущая:  Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни,

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).
2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.
3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия , 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).
7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.
9. Соболева Г. Русский романс. — М.: Знание, 1980. – 112 с.
10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.
11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.
12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).
13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).
14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с.

16. Материалы сайта «Первое сентября», статья М.А. Гречишниковой «Под звуки нежные романса..» и другие интернет-ресурсы.

Характеристика Софьи

Характеристика Софьи

Софья Фамусова — один из центральных персонажей комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Автор наделяет этот образ противоречивыми чертами: с одной стороны, Софья является представительницей «фамусовского» общества, с другой — обладает такими чертами, как смелость, независимость, желание развиваться. Характеристика Софьи Фамусовой важна для раскрытия качеств главного героя произведения, Чацкого, а также для обличения пороков старосветского высшего общества.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Софья Павловна Фамусова.

Возраст — 17 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности, дочь богатого дворянина, девушка на выданье.

Семья — отец Павел Афанасьевич Фамусов, мать умерла.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — единственная дочь богатого, уважаемого чиновника, дворянина.

Воспитание — после смерти матери воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.

Образование — домашнее образование, традиционное для дворянских семейств.

Внешность — юная, очаровательная девушка, чья красота только распустилась.

Характер — решительная, независимая, эмоциональная, своенравная, гордая, способная на сильное чувство.

Положительные черты — смелая, доверчивая, откровенная, честная.

Отрицательные черты — капризная, эгоистичная, недальновидная, способная на подлый поступок.

Произведение — «Горе от ума».

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Софьи основан на том, что она является дочерью дворянина, всеми уважаемого чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.

«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом месте…»

Источник: цитата из списка действующих лиц

«…Софья Павловна, дочь его…»

Источник: цитата из списка действующих лиц

«В угодность дочери такого человека…»

Источник: Действие IV, явление 12

Софья — дочь богатого человека, и её будущий супруг должен ей полностью соответствовать.

«Кто беден, тот тебе не пара…»

Источник: Фамусов, Действие I, явление 4

Портретная характеристика Софьи основывается также на её сильном, решительном характере.

«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Источник: Действие II, явление 11

Внешность

Софья — юная девушка, ей исполнилось семнадцать лет.

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…»

Источник: Действие I, явление 7

Внешний вид Софьи вызывает восхищение: девушка очень хороша собой.

«…вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно». Источник: Чацкий, Действие I, явление 7

«Как Софья Павловна у вас похорошела!»

Источник: Чацкий, Действие I, явление 9

«Как хороша!»

Источник: Чацкий, Действие I, явление 9

Черты характера и поступки

Софья влюблена в Молчалина — молодого человека, работающего секретарем её отца.

«Счастливые часов не наблюдают».

Источник: Действие I, явление 3

«Идите; целый день ещё потерпим скуку».

Источник: Молчалину при прощании, Действие I, явление 3

«Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Источник: Действие I, явление 5

Софья, не стесняясь, признаётся Молчалину в своих чувствах. Этим она демонстрирует свою смелость и отсутствие предрассудков.

«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
Источник: Действие II, явление 11

«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть».

Источник: Действие II, явление 11

Окрылённая любовью к Молчалину, Софья готова игнорировать всё, что о ней подумают другие.

«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Источник: Действие II, явление 11

Софья совершенно равнодушна к Чацкому, который пугает её своими смелыми взглядами на жизнь, прямотой, язвительностью.

«На что вы мне?»

Источник: Действие II, явление 8

Софья Фамусова — легкомысленная, ветреная девушка.

«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..»
Источник: Софья о своей влюблённости в Молчалина, Действие I, явление 5

«Никем по совести она не дорожит…»

Источник: Чацкий, Действие IV, явление 10

Софья считает себя смелой, отважной девушкой.

«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать».
Источник: Действие II, явление 8

Софья — искренняя девушка, которой очень сложно притворяться.

«…Пойду любезничать сквозь слёз;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею».
Источник: Действие II, явление 11

Софья Фамусова — гордая девушка, с чувством собственного достоинства. Узнав о коварстве Молчалина, она без сожаления вычёркивает его из своего сердца.

«Упрёков, жалоб, слёз моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Источник: Действие IV, явление 12

Софья — решительная девушка, способная на поступки, которые могут скомпрометировать её. Однако возможный позор её не пугает.

«Иначе расскажу
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу».
Источник: Действие IV, явление 12

Софья рада, что она, пусть и случайно, узнала об обмане Молчалина. Ей проще справиться с сильным разочарованием в одиночестве, чем на виду у свидетелей.

«Сама довольна тем, что ночью всё узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала».
Источник: Действие IV, явление 12

Софья — сильная девушка, способная признавать собственные ошибки.

«…я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»
Источник: Действие IV, явление 13

Софья, желая досадить Чацкому, распускает слух о его помешательстве. Столь подлый поступок вызван сильным раздражением, которое вызывает в ней поведение Чацкого.

«София
Он не в своём уме.
Г.N.
Ужли с ума сошёл?
София (помолчавши)
Не то, чтобы совсем…
Г.N.
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Мне кажется!»
Источник: Действие IV, явление 13

Воспитание

Поначалу, после смерти матери, воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.

«Уж об твоём ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил».
Источник: Действие I, явление 4

Софья получила традиционное дворянское образование на дому, которое заключалось в игре на музыкальных инструментах, изучении иностранных языков, правил этикета и пр.

«Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!»
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4

Софья владеет игрой на музыкальных инструментах, и занятия музыкой доставляют ей удовольствие.

«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,
Забылись музыкой, и время шло так плавно…»
Источник: Действие I, явление 5

«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?»

Источник: Действие I, явление 2

Софья увлекается чтением. Как и большинство барышень того времени, она читает французские романы.

«Всё по-французски, вслух, читает запершись…»

Источник: Действие I, явление 2

Характеристика Софьи другими героями

Отец (Фамусов)

Фамусов глубоко возмущён тем, что Софья провела ночь наедине с Молчалиным.

«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!»
Источник: Действие I, явление 4

Павел Афанасьевич считает, что недостойное поведение дочери — результат чтения книг.

«…Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг
Источник: Действие I, явление 4

Фамусов уверен, что лучшим примером для дочери является он сам.

«Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца».
Источник: Действие I, явление 4

Павлу Афанасьевичу не по душе современное образование для девушек из высшего сословия, которое, по его мнению, лишь развращает их.

«Дались нам эти языки!
Бepём же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам».
Источник: Действие I, явление 4

Будучи представителем богатого знатного семейства, Фамусов не потерпит, чтобы его единственная дочь вышла замуж за бедного человека.

«Кто беден, тот тебе не пара».

Источник: Действие I, явление 4

«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звёздами да с чинами».
Источник: Лиза, Действие I, явление 5

Фамусов глубоко возмущён безнравственным поведением дочери.

«Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем!..»
Источник: Действие IV, явление 14

Фамусов искренне не понимает, как Молчалин мог пленить его дочь.

«Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!»
Источник: Действие IV, явление 14

В качестве наказания Фамусов решает отправить Софью из Москвы в деревню, подальше от соблазнов.

«Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Ещё дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать».
Источник: Действие IV, явление 14

Подробная характеристика Фамусова.

Чацкий

При встрече с Софьей Чацкий замечает её неискренность по отношению к нему.

«София
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий
Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?»
Источник: Действие I, явление 7

Чацкий находит Софью настоящей красавицей.

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно».
Источник: Действие I, явление 7

«Как Софья Павловна у вас похорошела!»

Источник: Действие I, явление 9

«Как хороша!»

Источник: Действие I, явление 9

Несмотря на холодность Софьи, Чацкий признаётся ей в любви. Именно к ней он спешил после долгой разлуки.

«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. —
И всё-таки я вас без памяти люблю».
Источник: Действие I, явление 7

«Простите; я спешил скорее видеть вас,
Не заезжал домой…»
Источник: Действие I, явление 7

Любовь к Софье так сильна, что Чацкий готов ради девушки на любой, даже самый безумный поступок.

«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».

Источник: Действие I, явление 7

Узнав, какое ничтожество (Молчалина) Софья предпочла ему, Чацкий глубоко разочаровывается в девушке. Она перестаёт казаться ему идеальной и достойной его любви.

«Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!»
Источник: Действие IV, явление 14

Подробная характеристика Чацкого.

Молчалин

Молчалин пугается излишней откровенности Софьи, которая не в состоянии скрывать своих чувств к нему.

«Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны».

Источник: Действие II, явление 11

Молчалин не любит Софью и заводит с ней роман из корыстных побуждений.

«Молчалин
Какое личико твоё!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Её по должности, тебя…»
Источник: Действие II, явление 12

«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…»
Источник: Действие IV, явление 12

Подробная характеристика Молчалина.

Лиза

Лиза беспокоится о юной барышне и пытается давать ей советы. Она считает, что Софья не должна завязывать отношения с Молчалиным.

«Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья
Не жалуете никогда:
Ан вот беда.
На что вам лучшего пророка?
Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков».
Источник: Действие I, явление 5

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Софьи Фамусовой вместе!

Биография

Софья Павловна Фамусова — 17-летняя девушка, дворянка, единственная дочь богатого и знатного чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Рано лишившись матери, девочка воспитывается гувернанткой-француженкой мадам Розье.

Девушка получает образование, традиционное для отпрысков аристократов того времени. Она музицирует, владеет иностранными языками, умеет достойно вести себя в высшем обществе. Как и большинство своих ровесниц, она увлекается чтением французских романов.

Лишённая влияния матери, Софья ведёт себя очень свободно и способна, запершись в комнате, всю ночь провести с молодым человеком. Она чувствует себя полноправной хозяйкой в доме, которая может не отчитываться за свои поступки.

В детстве она была влюблена в Александра Чацкого, своего верного товарища по играм. Его внезапный отъезд за границу, долгая разлука, а затем внезапное появление выбивают Софью из привычной колеи. При встрече с Чацким Софья понимает, что не способна ответить ему взаимностью: прогрессивно мыслящий, смелый, ироничный Александр Чацкий наводит на неё страх. Она распускает в обществе слух о его сумасшествии, чем вынуждает навсегда покинуть Россию.

Образ Софьи Фамусовой

Софья Фамусова представляет собой весьма неоднозначный, противоречивый женский образ в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Воспитанная в лучших традициях того времени, девушка прекрасно владеет музыкальными инструментами, иностранными языками, увлекается литературой. На фоне «фамусовского» общества она выделяется своим умом, ясным мышлением, индивидуальностью. Даже несмотря на критическое отношение отца к образованию, девушка стремится к саморазвитию.

Наделённая от природы сильным и независимым характером, Софья не понимает, в каком направлении ей двигаться, так как лишена нравственных ориентиров. Она выступает своенравной и капризной аристократкой, способной на самые отчаянные поступки. Вместе с тем это честная и откровенная девушка, которая может любить всем сердцем.

Имея от природы достаточно сильный потенциал, она всё же принимает решение погрузиться в «фамусовское» общество, в котором царят ложь, лицемерие, чинопочитание.

5 фактов о Софье Фамусовой

  • Большим увлечением Софьи являются французские романы, но именно они становятся причиной её любовной трагедии. Наделив Молчалина качествами литературного героя-любовника, девушка влюбляется в вымышленный образ, но в итоге жестоко разочаровывается в избраннике.
  • Софья далека от меркантильности. Она способна всем сердцем полюбить бедного юношу. Богатый, но нелюбимый жених — не её выбор.
  • Обладая властными решительным характером, Софья выбирает в качестве любовного объекта Молчалина, который «уступчив, скромен, тих». Чацкий — слишком сильный и независимый, чтобы им можно было повелевать. Понимая, что ей с ним не справиться, Софья избавляется от Чацкого путем гнусной сплетни.
  • Фамусов сравнивает дочь с покойной женой, которая отличалась кокетством: «Как мать её, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!»
  • Софья является персонажем, который находится в процессе своего развития. В комедии он занимает промежуточное место между прогрессивно мыслящим Чацким и загнивающим «фамусовским» обществом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Одним из ярких персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является Софья Фамусова. Отношение к ней меняется на протяжении всего повествования, поскольку героиня обладает сложным, противоречивым характером, в котором нет преобладания явных положительных или отрицательных качеств.

Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать пассивность думающих, независимых людей из «фамусовского» общества. Видя всё лицемерие и порочность своего окружения, Софья ничего не предпринимает для того, чтобы вырваться из него, предпочитая просто плыть по течению и меняться под его влиянием.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Арсен Арустамян

    5/5

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».

Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Фамусова

Крылатые выражения

История создания комедии

София сидела на скамейке возле деревянного забора и, подняв голову, рассматривала проплывающие облака. Солнышко то и дело касалось ее лица своими ласковыми лучами, заставляя девочку улыбаться. Мимо пробежали подружки: Машенька и Лариса.Они торопились к речке, где уже собрались все ребята из поселка, чтобы устроить соревнование бумажных корабликов.

— Идем с нами, — на бегу крикнула Машенька.

Но, София только махнула рукой, и осталась сидеть на скамейке. Скоро подружки скрылись за домами, а к ней подошла незнакомая девочка:

— Можно мне к тебе присесть?

— Конечно! Как тебя зовут?

— У меня необычное имя — Лень, в Добром я проездом. Не знаю, на сколько останусь, но друзей у меня здесь уже много, так что, скорее всего, гостить в вашем чудесном селе я буду долго!

— Ничего себе! И правда, я такого имени раньше не слышала. А меня Софией зовут.

Девочки еще поболтали, но наступило время обеда, и нужно было отправляться домой. Лень нехотя поднялась со скамейки и, прощаясь с новой подружкой, заметила:

— Знаешь, вообще-то я из дому не люблю выходить. Мне больше нравится, когда дети приходят ко мне в гости. Так что, буду рада видеть и тебя. Возле почты, что на соседней улице, растет огромное дерево. Когда ты подойдешь к нему, то шепотом произнеси: «Я в гости к Лени!» и все! Ты сразу окажешься у меня дома!

София обещала прийти…

Мама поставила перед дочкой тарелку с кашей, а сама села рядышком и взялась за рукоделие. Ах, какие же удивительные у нее получались салфетки! Мама вышивала на них диковинные цветы и сложные узоры. София залюбовалась этой красотой, и не заметила, как ее тарелка опустела.

— Доченька, помоешь за собой посуду?

София понесла к раковине тарелку, недовольно нахмурив брови. Конечно, ей и в голову не могло прийти ослушаться родителей, но почему-то раньше она делала домашнюю работу с большим удовольствием. Когда девочка была совсем еще крошкой, то мама не часто звала ее на помощь, и такой труд был в радость. А, теперь, София была уже школьницей, и родители решили дать ей определенные обязанности. Она должна была самостоятельно мыть за собой посуду, раз в неделю убирать детскую комнату, а еще иногда мама просила помочь в приготовлении еды. Сначала девочке очень нравилось, что ей доверили, как взрослой, такой фронт работы, но постепенно энтузиазма поубавилось. После еды хотелось сразу идти смотреть мультики, а не мыть тарелки. Про уборку комнаты и говорить нечего…

Ближе к вечеру вернулся папа с работы. Он открыл дверь в детскую и ласково улыбнулся:

— Я конфет вкусных купил, беги на кухню, мама тебя угостит.

Потом посмотрел на лежавшие в углу игрушки, и строго добавил:

— Не забудь навести здесь порядок!

София вздохнула. Вот бы вообще не нужно было убирать! Тогда и жить стало бы намного приятнее! Взяв у мамы несколько конфет, девочка решила, что домашние дела подождут и, попросила разрешения выйти погулять.

— Только на полчаса, а то скоро стемнеет! – сказала мама.

Подбегая к почте, девочка увидела огромное дерево. Оглянувшись, она убедилась, что поблизости никого нет, и прошептала: «Я в гости к Лени!»

Ветви дерева стали медленно опускаться, пряча Софию от посторонних глаз. Девочка неожиданно очутилась в маленькой комнатке. Лень сидела на кровати и ела конфеты, бросая фантики на пол.

— Привет, подружка! Присаживайся!

— Лень, а чем мы будем заниматься?

— Как чем?- удивилась хозяйка дома, — ничем! Это самое лучшее занятие на свете – ничегонеделание!

София забралась на мягкую кровать и тоже стала доставать из большого пакета конфеты. Сначала, ей было неловко бросать обертки на пол, но Лень убедила ее, что только так и надо делать. Время пролетело быстро, и пора было возвращаться домой. Лень, сказала, что провожать гостью ей неохота, и осталась на кровати.

На следующий день, София снова заспешила к подружке, но решила на этот раз прихватить с собой кукол, что бы было чем заняться. Однако Лень не захотела даже смотреть в сторону игрушек:

— Ну их! Лучше садись на кровать и будем опять конфеты есть, а играть мне не хочется.

София немного расстроилась, что не угодила Лени, но кровать и правда была такой мягкой, а угощение таким вкусным… и они снова предались ничегонеделанию.

Так шли дни за днями, девочки очень сдружились, и София почти все время проводила в гостях у Лени. Фантики от конфет, некрасиво валявшиеся на полу, превращались в самые настоящие горы…И вот однажды София увидела как Лень, которой не хотелось доставать сладости из пакета, высыпала все на пол. Потянувшись за самой вкусной конфетой, она запуталась в собственных шнурках, которые ленилась завязывать, и упала прямо на грязный пол!

— Поднимайся скорее! -крикнула София.

— Мне лень, -захихикала та,развернула конфету и принялась громко чавкать. София вдруг с ужасом увидела,как же отвратительно выглядят девочки-лентяйки. Она решила,что в гости к подружке  ни за что на свете больше не пойдет. А на следующий день мама Софии заболела…У нее поднялась температура. Папа был на работе, и все заботы легли на плечи девочки. Ей было очень жалко мамулю, поэтому она с радостью заварила ей чай с травками, и пообещала, что приготовит обед сама. В заботах прошло несколько часов, и вдруг в окошко кухни кто-то настойчиво постучал. София пригляделась и увидела за стеклом недовольное лицо Лени:

— Что это ты тут делаешь?! Я тебя жду, жду, а ты почему-то все не идешь…

— Лень, прости, у меня мама заболела. Я сегодня дома останусь и буду ей по дому помогать.

— Нет уж! Я тебе не разрешаю! Ты моя подруга, поэтому, будешь делать только то, что я велю! Немедленно впусти меня в дом, я хочу быть рядом с тобой!

Софии не понравилось, как ведет себя подружка, но она не решилась отказать Лени и впустила ее в дом. Тем временем мама уснула, а девочка решила приготовить для нее что-нибудь вкусненькое. София пошла на кухню, а следом за ней плелась и капризничала Лень:

— Не хочу готовить, не хочу убирать, не хочу посуду мыть! Пойдем скорее полежим!

Девочке надоели капризы Лени, и она строго ей сказала:

— Ты что, не понимаешь?! У меня же мама болеет! Мне нужно самой все делать.

— Нет, не нужно! Если ты немедленно не начнешь заниматься ничегонеделанием, то я с тобой не буду дружить!

София рассердилась и выкрикнула:

— Ну, и пожалуйста! Не нужна мне такая глупая, ленивая и капризная подруга!

И в эту же секунду Лень исчезла. София прибрала в квартире, приготовила еду и тихонько приоткрыла дверь в спальню:

— Мамочка, ты прости меня. Я так мало помогала тебе в последнее время…

Мама открыла глаза и ласково улыбнулась:

— Но, теперь-то ты исправишься?

— Конечно! И знаешь, больше никогда в жизни я не буду лениться!

А, за большим деревом возле почты, спрятавшись ото всех, сидела Лень, и, разворачивая очередную конфету, бурчала: «Подумаешь, дружить она со мной передумала… Вот, сейчас полежу немножко и, попробую других детей к себе заманить!»

Другие сказки из этой серии

Наталия Климова

Читать другие православные сказки для детей

Также на нашем сайте вы можете слушать сказки в формате аудио

А, еще у нас есть познавательные рассказы для всей семьи в разделе «Познаем Божий мир!»

Пап и мам приглашаем читать православные притчи

и читать православные рассказы

Перепечатка материала возможна только с указанием автора работы и активной ссылки на православный сайт https://elefteria.ru/


жизнь в достатке

из обеспеченной семьи

нет детей

никогда не был женат/замужем

ранняя потеря родителей

История создания героя, прототипы

Кадр из ф/с “Недоросль”. Софья – актриса Людмила Суворкина

Софья – достаточно условный персонаж комедии “Недоросль”. Это идеальный образ, не имеющий реального прототипа.

Описание героя

Софья – племянница Стародума. Девушка лишилась отца в младенчестве. Около полугода назад у нее умерла мать, которая приходилась Простаковой сватьей. Помещица-самодурка “позаботилась” о дальней родственнице, взяла ее в свой дом и теперь “надзирает над ее имением”.

Еще до смерти матери Софья познакомилась с Милоном. Молодые люди влюбились друг в друга, но в силу неизвестных обстоятельств так и не заключили брак. Простакова препятствует возобновлению любовной связи. Милон даже не знает, где в настоящее время находится любимая. Их встреча в доме Простаковых – простая случайность.

Софья бесконечно страдает от разлуки с любимым, но скрывает эти чувства от окружающих.

В переводе с древнегреческого Софья означает “мудрость”. Девушка хорошо образована, чем резко выделяется на фоне невежественных Простаковых и Скотинина. Это заметно уже при первом появлении Софьи, когда ее “опекуны” не могут прочитать письмо Стародума, но с гордостью говорят о своей неграмотности.

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987

Как уже было замечено, Софья – искусственный персонаж, представленный автором довольно-таки схематично. Это идеальная девушка, обладающая всеми добродетелями. Она живет исключительно духовной жизнью, практически не проявляет сильных эмоций, хранит верность любимому человеку.

Софья говорит напыщенным книжным языком. Создается ощущение, что фразы она целиком берет из сентиментальных романов (“Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки!”, “Как несчастно мое состояние!”, “Сердце мое меня не обманывает” и т. д.).

Роль героя в произведении

Любовная трагедия Софьи и Милона, сватовство Скотинина, неудачное похищение девушки с целью выдать ее замуж за Митрофана – все это относится к второстепенным темам комедии. Сама Софья практически не принимает участия в основных событиях. Ее роль в произведении сводится, главным образом, к участию в разговорах со Стародумом. Она соглашается с дядей или дает ему повод к дальнейшим высказываниям (“Какую правду вы говорите”, “Руководствуйте сердцем моим”, “Как это справедливо!” и т. д.).

В широком смысле Софья вместе со Стародумом и Правдиным относится к особой, просвещенной и добродетельной части дворянского общества. По сути, она является простым примером для подражания.

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении всей комедии с Софьей не происходит никаких душевных изменений. Кардинальные повороты судьбы (появление Стародума, получение наследства, долгожданная встреча с любимым) и драматические события (открытое насилие при попытке похищения) слабо отражаются на поведении и характере девушки. Ее речь при этом (“Я получила сейчас радостное известие”, “Милон! Тебя ли я вижу?”, “Сердце мое трепещет!”) все так же возвышенна и бесконечно далека от реальных человеческих переживаний.

Отношение автора к герою

Можно предположить, что автор вряд ли испытывал какие-либо особые чувства к созданному им идеальному образу Софьи. Свою главную задачу он видел в обличении невежества российских помещиков. Софья является одной из жертв грубого деспотизма, но на фоне ярких образов отрицательных персонажей выглядит очень бледно и практически не вызывает сочувствия.

Экранизации

В фильме-спектакле “Недоросль” (1987 г.) роль Софьи сыграла актриса Малого театра Л. А. Суворкина. Артистке удалось значительно “оживить” статичный образ героини комедии. Софья в ее исполнении, даже произнося высокопарные фразы, вызывает теплый эмоциональный отклик и искреннее сопереживание у зрителя.

Список литературы

  1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
  2. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  3. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  6. Исакович И.В.: “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина. – Л.: Художественная литература, 1979.
  7. Д.И.Фонвизин “Недоросль: избранные произведения”, Спб, “Азбука Классика”, 2008.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.9k

Злая любовь Льва Толстого.

Злая любовь Льва Толстого.

Лев Толстой, которого все знают из школьной программы — это могучий умом и широкий сердцем старик. Всех ему жаль, о всех он печётся и щедро обо всём на свете делится своими глубокими мыслями. Но записи и самого Толстого, и его жены Софьи, и их детей изобличают в нём мелкого домашнего тирана. Если вам казалось при чтении “Карениной” или “Войны и мира”, что к людям он бессердечен и жесток, то вам не казалось. Просто эту беспощадность принято выдавать за борьбу за нравственность.

Начало их романа походило на сказку. Мудрый, повидавший на своём веку многое мужчина, который даже не думает принимать близко к сердцу взгляды молоденькой девушки. И девушка, которая умудряется убедить его в серьёзности своих чувств, написав повесть об их пока несостоявшейся любви.

Софья Берс была, почти как в сказке, одной из трёх дочерей врача Московской дворцовой конторы. Девочек баловали. Они получали лучшее воспитание и образование, которое вообще было возможно для девушки в то время. Софья Берс писала недурные рассказы, имела диплом, позволяющий ей преподавать на дому, и внешне была очень мила. Никто предположить не мог, что, выйдя замуж за представителя уважаемого дворянского рода, она немедленно окажется на положении прислуги. И это не фигура речи.

Первым делом, привезя в дом молодую жену, он уволил управляющего. Теперь жена должна была следить за поместьем, вести бухгалтерию, готовить продукты, идущие на кухню, и заменять повара, когда он напивался пьян. А перед сном (и обычно после вечернего выполнения, извините, супружеских обязанностей) она садилась работать секретарём — переписывала разборчивым почерком написанное Толстым за день. А на следующий день переписывала то же самое плюс новую порцию снова. Толстой не имел обыкновения давать тексту вылёживаться и отдавать на переписку исправленное, а вносил исправления вдруг, по одному — по два, и каждый вариант Софья должна была записать.

Софья Андреевна со старшими детьми.

Софья Андреевна со старшими детьми.

Никакой оплаты или благодарности, даже в виде покупки пресловутых нарядов в подарок, за её самоотверженность не предполагалось. Софья исполняла обязанности нескольких разных слуг, притом ещё рожая и ухаживая за детьми. После шестого ребёнка врачи предупредили: организм матери так изношен, что младенцы будут рождаться мёртвыми или погибать в очень раннем возрасте. Ей рекомендовали подождать со следующей беременностью.

В ответ на это известие Толстой сказал матери своих пятерых (выживших) детей, бессменному секретарю, управляющему и бухгалтеру: “Если ты больше не будешь рожать, зачем ты мне вообще нужна?” В результате Толстая вынашивала детей, чтобы смотреть потом, как они умирают: двое потерянных во младенчестве, один выкидыш, и всё это друг за другом. Сам Толстой, кстати, терпеть не мог маленьких детей вблизи, никогда не обнимал и не целовал, предпочитал любоваться издали, как картинкой.

До самой смерти Софья Андреевна старалась угодить своему мужу.

До самой смерти Софья Андреевна старалась угодить своему мужу.

В смертях детей Льва Николаевича не только всё устраивало — он был доволен. Дело в том, что Толстой в жизни очень любил переживать сочувствие, жалость к кому-нибудь страдающему. Софья Андреевна писала в дневнике, что, когда она весела, общается с людьми, расцветает, муж делается мрачен. Когда же ей тяжело, он, напротив, становится мил, заботлив и счастлив. Непонятно, отдавал ли Толстой себе отчёт в своих чувствах, но наивысшее блаженство для него было смотреть, как кто-то умирает. Это видно из его дневников.

Однажды Софья Андреевна серьёзно заболела. Чтобы выжить, ей требовалась хирургическая операция: удаление гнойной кисты. Иначе её ждала не просто смерть, а смерть мучительная. Был вызван доктор. Он поговорил с Толстым, и реакция писателя его неприятно поразила. Сначала Толстой ответил решительным отказом и только под давлением близких и врача сказал, мол, делайте, что хотите. Операция прошла успешно, Софья Андреевна выжила.

Софья Андреевна вырастила детей своими силами, Лев Николаевич предпочитал читать им морали.

Софья Андреевна вырастила детей своими силами, Лев Николаевич предпочитал читать им морали.

Дочь Толстых, Александра, вспоминала, что до приезда врача отец с упоением наблюдал за болезнью матери, ловя все её мучительные вздохи и умиляясь тому, как стойко она встречает смерть. Операция буквально лишила его этого удовольствия. Чтобы Лев Николаевич почувствовал всю серьёзность положения, врачи показали ему вырезанную опухоль размером с детскую голову. Писатель взглянул на неё равнодушна. Он был разочарован, по определению дочери — чувствовал себя обманутым.

Однако вскоре ему удалось насладиться зрелищем чужой смерти сполна. Через два месяца сгорела от пневмонии дочь Мария. Отец опять ловил каждый её вздох, наблюдал за процессом умирания очень внимательно, словно упиваясь им. То же странное упивание, восторг от собственного умиления при виде умирающего родного человека виден в его записях о смерти сына Вани.

О болезни жены Толстой писал потом так: “Смотрел я все время на нее, как она умирала: удивительно спокойно. Для меня — она была раскрывающимся перед моим раскрыванием существо. Я следил за его раскрыванием, и оно радостно было мне.” Удивительным образом он описывает чужую смерть точно так же, как маньяк-убийца из фильма “Красный дракон” (для создания образа которого, говорят, автор книги и сценаристы изучали психологию реальных маньяков). Можно только порадоваться тому, что Толстой терпеливо ждал чужих страданий, а не пытался мучить людей сам. Ну, если не считать жестоких требований к жене.

После того, как дочь Мария уже умерла, он даже толком не простился с телом, полностью утратив интерес к умершей.

Лев Николаевич в семейном кругу.

Лев Николаевич в семейном кругу.

Типичный пример того, как Толстой общался и обращался с женой — сцена вокруг рождения дочери Александры. Софья Андреевна дурно чувствовала себя: беременность была уже не первая, женщина была сильно истощена. Лев Николаевич, как обычно, пошёл к неё рассказывать о своей вине перед человечеством. Но супруге стало, наверное, не в первый раз обидно, что вину перед человечеством муж испытывает охотно, а перед ней — никогда. Она высказала ему свою обиду, разыгралась ссора, Толстой гордо ушёл в ночь. Тем временем у Софьи Андреевны начались схватки. Сын Илья довёл её до дома.

Толстой вернулся около полуночи. Роды протекали очень тяжело, смертность среди рожениц в то время была высокой, так что Софья пришла к мужу в комнату, чтобы проститься: “Я, может быть, умру”. Лев Николаевич, как ни в чём не бывало, продолжил свою речь с того момента, где оборвала её жена в саду. Да, начал дальше говорить про свою вину и человечество.

Вероятно, это всё, что нам надо знать о великом человечище и светоче гуманизма Льве Толстом, чтобы адекватно оценивать его личность и его прозу.

Лев Толстой взвалил на жену ответственность за все стороны своей жизни и в то же время убеждал её, что она бесполезна

Лев Толстой взвалил на жену ответственность за все стороны своей жизни и в то же время убеждал её, что она бесполезна

По счастью, не все писатели таковы. история любви Габриэля Маркеса и Мерседес Барга. — яркое тому доказательство. Она не оставила его в нищете и безвестности — он не оставил её в славе и богатстве.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Рассказ про лану и сашу
  • Рассказ про ландыш 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про ладожское озеро
  • Рассказ про лагерь орленок
  • Рассказ про лагерь на английском