Рассказ про лечебные растения

  • Авторы
  • Файлы


Мусаев Ф.А.

1

Захарова О.А.

1

Мусаева Р.Ф.

1


1 ФГОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева»

Учебное пособие составлено для студентов высших учебных заведений с ознакомительной целью. Пособие включает 7 глав основного текста, изложенных на 300 страницах.

По мнению авторов, интерес к применению лекарственных растений обусловлен тем, что из года в год в нашей стране возрастает интерес к ним и препаратам из них. Ученые изучают растения, стараясь найти ценные лекарственные виды, проводят углубленные исследования давно известных и широко используемых лекарственных растений, чтобы выявить новые возможности для их применения в медицинской и ветеринарной практике. Фитотерапия – использование лекарственных растений в медицинских целях. Это особенно важно в настоящее время, когда встает вопрос о бережном отношении к природе. В общем понятии «охрана окружающей среды» важен вопрос об охране не только растительности, но и отдельных растений. Поэтому необходимо знать те растения, которые в первую очередь должны находиться под охраной.

В первой главе достаточно объемно приводится история применения лекарственных растений в древнем мире, включая Русь, много интересных сведений, расширяющих кругозор студентов. Авторами на основе литературного анализа раскрыт материал по использованию лекарственных растений в Древних Китае, Индии, Персии, Месопотамии, Египте, Греции, Риме и других странах мира. Начиная с IХ века встречаются сообщения о лечении травами в русских летописях. Раскрыт вопрос об использовании лекарственных растений в древней Руси и современной России. Приводятся ботанические описания растений, используемых в древнем мире.

Вторая глава дает информацию о действующих веществах лекарственных растений. Установлено, что в настоящее время из 21 тысячи видов флоры России около 3 тысяч растений имеют лекарственное значение, однако, в современной медицинской практике применяется не более 240 видов. Приведены виды растений, использование которых возможно в свежем, сухом, обработанном виде. Дана краткая характеристика наиболее активных действующих веществ растений: алкалоидов, гликозидов, витаминов и др. и даются примеры лекарственных средств, созданных на их основе. Отмечено авторами, что многие ядовитые растения в микро- и ультрадозах являются лекарственными.

Третья глава раскрывает сведения о лекарственных растениях: их систематику, ботаническую и биологическую характеристику, химический состав, лекарственное сырье, лекарственные средства.

Четвертая глава приводит сведения о лекарственных растениях Рязанской области, которая входит в лесную, лесо-степную и степную географические зоны страны, поэтому и видовое многообразие лекарственных растений достаточно.

Пятая глава приводит сведения использования лекарственных растений в косметологии с целью укрепления роста волос, очищения кожи и др.

Шестая глава раскрывает вопрос сбора, сушки лекарственного сырья.

Седьмая глава приводит сведения о правилах хранения, в том числе хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных форм. Авторами отмечено, что в настоящее время действует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 августа 2010 г. № 706 н г. Москва «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1815; № 31, ст. 4161) утверждены Правила хранения лекарственных средств. Так, например, список А – список ядовитых лекарственных средств, назначение, применение, дозирование которых в связи с высокой токсичностью должны проводиться с особой осторожностью (болиголов, красавка, аконит и др.).Список Б – список сильнодействующих лекарственных средств, которые должны храниться с предосторожностью, отдельно от прочих лекарственных средств (дурман, софора, термопсис и др.).

Все главы содержат контрольные вопросы, глоссарий, список литературы. Текст легко читается, хорошо иллюстрирован.

Учебное пособие Ф.А. Мусаева, О.А. Захаровой и Мусаевой Р.Ф. «Лекарственные растения в медицине и ветеринарии» рассмотрена на заседании учебно-методического образования РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, ей дана высокая положительная оценка и она издана в типографии Рязанского государственного агротехнологического университета имени проф. П.А. Костычева с грифом УМО.


Библиографическая ссылка

Мусаев Ф.А., Захарова О.А., Мусаева Р.Ф. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1.
– С. 77-78;

URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6220 (дата обращения: 11.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Детям о лекарственных растениях

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.
Задачи:
• Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
• Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники.  Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас  аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и  воспитывать  бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием  для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого  детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива)

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттенок.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Стихи о солнышке для детей

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного  масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.

Детям об одуванчике. Стихи, игры

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхних дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На  пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогонным средством. Календулой  поласкают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно сплеснутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо -травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду.  Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигурки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нефрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинамбур ешь все лето,

Астму вылечи иссопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мозоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай  с ним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Лекарственные растения

Автор: Итальева Оксана Валерьевна

Организация: МКОУ Общеобразовательная школа — интернат психолого — педагогической поддержки

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Мариинск

Цель: знакомство учащихся с лекарственными растениями
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении.

Коррекционно-развивающая: развивать словесно – логическое мышление , расширять кругозор.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе .

Методы обучения:
Словесные (беседа, объяснение), практические, наглядные.

Оборудование: рабочая тетрадь, карточки, ИКТ, емкости с засушенными лекарственными травами, саше со сбором лекарственных трав.

Структура урока:

Организационный момент

Введение в тему, подготовка учащихся к восприятию нового материала

Сообщение темы урока

  1. Изложение нового материала (рассказ, беседа)
  2. Физминутка
  3. Продолжение изложения нового материала
  4. Закрепление

Итог урока, выставление оценок

Рефлексия

Ход урока

1.Орг.момент.

— Итак, друзья, внимание.

Уж прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем скорей урок.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний.

— Какое время года?

(Весна – это достаточно тяжелое время для организма любого человека. Зачастую принято думать, что основной причиной снижения иммунитета (защита организма от различных бактерий и вирусов) в этот период является авитаминоз, то есть недостаток поступления с пищей различных витаминов и минералов).

— Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье)

Здоровье – это красота, это сила и ум, это самое большое богатство.

Оно нужно всем – и детям, и взрослым и даже животным. Здоровье – это долгая счастливая жизнь, это, когда ты весел и у тебя всё получается.

Здоровье было и остаётся самой важной частью человеческой жизни.

— А как вы думаете, ребята, что помогает людям быть здоровыми? (здоровый образ жизни).

— А если вдруг человек заболел, что прописывает врач? (таблетки, уколы, микстуры)

— А что еще можно использовать для лечения, особенно для маленьких детей? (лекарственные травы).

3. Сообщение темы и цели урока

Именно об этом поговорим сегодня. Мы с вами продолжаем изучать раздел

« Медицинская помощь». А тема урока: «Лекарственные растения» Слайд1,2

— Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число?

— Какой день недели?

-Запишите дату, тему урока в тетради.
4. Изложение нового материала.

-Ребята, подскажите, какие растения относятся к лекарственным? (К лекарственным растениям относят те растения, которые обладают целебными свойствами. это те растения, которые идут на изготовление лекарственных средств).Слайд3

-Правильно. Запишем определение. (Лекарственные растения – это растения, которые обладают целебными свойствами и идут на изготовление лекарственных средств).
Рассказ учителя.

Человек ещё издавна заметил, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран и были они на вес золота. Человек начал изучать растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. А мы с вами познакомимся лишь с их частью, которые растут у нас в Кузбассе и которые необходимо иметь в домашней аптечке.

– Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете? ( Ромашка, подорожник, фиалка, одуванчик и т.д.)

-Итак, давайте познакомимся с ними поподробнее. Узнать, о каком растении пойдёт речь, поможет загадка.

     1. Что за кустарник ароматный?

Ягод вкус его приятный —

Висят, как черный виноград,

И каждый пробовать их рад!

Давно у вас в саду растет,

Свой дом не бросит, не уйдет,

Теперь его там родина.

Как куст зовут?… (Смородина)Слайд4

-Активные вещества содержатся и в плодах, и в листьях растения, а первые упоминания о нем встречаются еще в древних лечебниках. Это не только ароматное лакомство, но и великолепное лекарство от многих недугов.

Небольшая горсть свежей ягоды смородины обеспечивает суточную потребность организма взрослого человека в витамине С (повышает иммунитет), замедляет процессы старения и даже убивает раковые клетки!

Отваром из листьев смородины сбивают высокую температуру. Кроме того, отвар полезен при заболеваниях горла и проблемах с деснами — полоскание теплым настоем позволяет снять воспаление и снизить болевые ощущения. Сушенный смородиновый лист активен в отношении бактерий, вызывающих дизентерию и некоторые инфекционные кишечные заболевания. Он также успешно применяется как вспомогательное средство, повышающее активность антибиотиков. 
(Показ засушенных листьев смородины)
Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить.
(Шиповник)Слайд5

-Благодаря своему составу, плоды растения помогают бороться с множеством заболеваний, среди которых различные воспалительные процессы, ангина, грипп, ОРВИ. Шиповник является прекрасным лекарственным средством – прежде всего за счет содержания в нем большого количества аскорбиновой кислоты (витамина С) .

Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника, часто

применяют для приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Приготовленный из шиповника чай имеет множество полезных свойств: прежде всего он помогает снять воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, помогает при склеротических заболеваниях (частичные потери памяти), положительно влияет на нервную систему.

— Какое общее свойство у этих растений? (Содержащие витамины – на доску, раздать на парты емкости с лекарственными травами)

2. -Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог ( подорожник) Слайд6
-Подорожник расселяется там, где ходят люди. Одно растение дает от 8 – 60 тыс. семян. Выживает подорожник под ногами людей, под колесами машин потому, что листья его очень прочные, да к тому же плотно прижаты к земле. Еще один секрет у подорожника – это когда знойное солнце иссушит землю вокруг и если поднять лист подорожника, то земля под листьями подорожника будет холодная и сырая. Так листья подорожника хранят для растения влагу.

В народной медицине его употребляют в качестве ранозаживляющего, кровоостанавливающего средства, при укусах пчел и комаров, при зубной боли.

Листья собирают в течение всего лета. При заготовке впрок сушат в жаркую погоду в хорошо проветриваемых помещениях на чердаках. Хранят в бумажных пакетах или в холщовых мешочках.

-Ой не трогайте меня, обожгу и без огня ( крапива) Слайд7

Едва снега сбегут в низины,
Как на задворках у плетня
Уже вовсю растет крапива,
Душистой зеленью пленя.
И ей не холодно, не жарко,
Рукою тронешь- горячо,
Она, как русская крестьянка:
Ей все невзгоды нипочем.

Почему же все- таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся- получай уколы. Из листьев крапивы готовят великолепные щи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину

— Какое общее свойство у этих растений? (Кровоостанавливающие – на доску, раздать на парты емкости с лекарственными травами)

3.Растет в лесу кудряшка, белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка). Слайд8
-Ромашка. Интересна биография ромашки. Ведь родина ромашки – Америка. Ромашка, как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков оказались дырки, в полу вагонов – щели и мелкие семена американской ромашки сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой. Так американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и попала в аптеку.

Если случится тебе, простудиться, привяжется кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар. Ромашка обладает смягчительным, болеутоляющим действием. Применяют в виде настоя, как противовоспалительное, антисептическое средство, а также в качестве средства, укрепляющего корни волос.

— Какое действие оказывает это растение? (Противовоспалительное – на доску, раздать на парты емкости с лекарственными травами ).

4.Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок

(Мать-и-мачеха)Слайд9

Традиционная медицина советует настой из листьев мать-и-мачехи в качестве отхаркивающего средства почти при всех заболеваниях верхних путей дыхательной системы.
Мать-и-мачеху в народной медицине очень любят, готовят из неё отвары, настои, а также делают сок, все эти средства применяют для лечения туберкулёза, бронхита, воспаления лёгких, гриппа, насморка.
Кроме того, мать-и-мачеха способна лечить зубную боль, воспаление полости рта.

Какое действие оказывает это растение? (Отхаркивающие – на доску, раздать на парты емкости с лекарственными травами)

5. Успокаивающие

Он растет на пустыре, лугу, лесу,
Всем известное растение —
Успокаивает нервы (Пустырник)Слайд10

Лечебные свойства и противопоказания пустырника хорошо знакомы людям, далеким от медицины. Все знают — это эффективное средство от «нервов» и бессонницы. Рекомендуют заготавливать всю верхушечную часть травы вместе с цветами. Также полезные вещества содержатся в

листьях. Лучше собирать траву в период полного цветения, когда лепестки цветов полностью раскрываются. Чаще всего это происходит в июле.

Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная… (душица)Слайд11
Душица – неприхотливое растение известное в кулинарии как ароматная пряность под названием «орегано». Но больше всего травянистую культуру ценят за ее лечебные качества. Благодаря целому ряду полезных целебных качеств душистую траву широко применяют для лечения многих недугов: бессонница и невротическое расстройство.

— Какое действие оказывают эти растения? (Успокаивающие – на доску, раздать на парты емкости с лекарственными травами )

— А где растет душица? Давайте с вами совершим путешествие в лес

Физминутка.

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

  1. Продолжение изложения нового материала. Слайд12

Правила сбора лекарственных растений

  1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?( Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта).
  3. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  4. Сушат под навесом, чтобы не падали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей).
  5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
  6. Запрещён сбор редких лекарственных растений занесённых в Красную книгу.
  7. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

-Ребята, многие лекарственные растения ядовиты, их необходимо знать и использовать по назначению врача. Например, известные вам ядовитые растения.(ягоды ландыша, чистотел). Некоторые из таких растений растут у вас на огороде, поэтому, будьте внимательны!

Правила сбора и сушки. Слайд13,14

Работа в группах по карточкам.

К. — 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.
  • Собирай растения около автомобильных дорог.

К. — 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай растения в дождливую погоду.
  • Собирай растения в сухую погоду.

К. — 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собери травы с пятнами.
  • Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.

К. — 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения все до единого.
  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.

К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.

  • Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
  • Избегай прямого попадания солнечного света.
  • Суши растения в сырой комнате.
  1. Закрепление изученного материала.

Ребята, а сейчас мы проверим, что вы узнали о лекарственных растениях:

Угадай-ка: На доске висят картинки растений, дать им название.

7. Итог урока, выставление оценок.
8. Рефлексия

-Что наиболее интересно было на уроке?

— На память о сегодняшнем уроке предлагаю вам изготовить саше – небольшой мешочек с травами пустырником и душицей, который перед сном можно

положить под подушку или рядом с собой и у вас будет спокойный и здоровый сон.
Изготовление саше с успокаивающими травами

Приложения:

  1. file0.docx.. 32,8 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,9 МБ

Опубликовано: 28.11.2020

Старинное предание гласит: однажды целитель послал своего ученика в лес найти травы, не обладающие целебными свойствами. Ученик не смог выполнить задание — он не нашел ни одной бесполезной травы.

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию,

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нефрите,

А бруснику — при артрите.

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил.

Клюква вылечит цистит,

Редька — кашель и бронхит,

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной,

Чтоб не ведать диабета,

Топинамбур ешь всё лето.

Зверобой не забывай

Чай с ним чаще потребляй,

Пей шиповника настой

Будешь бодрый, молодой.

Растения — наши друзья. Лекарственные растения — источник здоровья, наше богатство. Щедро дарит человеку природа свои сокровища, требуя взамен лишь бережного отношения к себе.

Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало лекарств, раненых лечили, используя лекарственные травы. Тысячелистник, крапива, пастушья сумка и др. применяли как кровоостанавливающие средства. Чеснок применяли при болезнях, вызываемых микробами, причём его употребляли как внутрь, так и накладывали кашицу из него на раны. Во время войны для лечения раненых использовали большое количество самых различных лекарственных растений. Где же можно найти эти растения? Долго искать их не придётся, они растут рядом с нами. Это — целая «аптека под ногами».

Лекарственные растения — это растения, которые приходили и до сих пор приходят человеку на помощь. Актуальность использования лекарственных растений возросла в последнее время. Преимущество их перед многими синтетическими препаратами — в комплексном воздействии на организм больного при минимальных побочных и аллергических реакциях, ценовой доступности.

Фармацевтической промышленностью сегодня готовится большое количество лекарств на основе лекарственных растений, применяемых в различных областях медицины. Сироп от кашля Пертуссин, сироп Гербион, мазь календулы, таблетки Фитолакс, таблетки шалфея, настойка эвкалипта, настойка мяты, экстракт валерианы в таблетках, Аллохол, Ново-Пассит — вот неполный перечень лекарственных препаратов на основе лекарственных растений, которые пользуются широким спросом у населения.

С лекарственными растениями и аптекой я знаком с самого раннего детства. Моя бабушка руководила большой аптекой в г.Калуге. Я часто приходил к ней на работу, и она рассказывала мне о лекарственных растениях, показывала их гербарии. Я видел, как готовят лекарства из трав: настои и отвары. А ещё в аптеке есть музей. Большое место в нём отдано лекарственным растениям и их роли в жизни людей.

Приступая к исследованию, я выдвигаю гипотезу о том, что многие лекарственные растения обладают противомикробным действием и предполагаю проверить ее в ходе экспериментов.

Цель доказать противомикробные действия растений.

Задачи

1)                 Изучить многообразие лекарственных растений, произрастающих в Калужской области, используя интернет-ресурсы, литературные источники.

2)                 Посетить занятия в Калужском базовом медицинском колледже, чтобы посмотреть, как делается гербарий растений, как осуществляется сушка сырья.

3)                 Собрать лекарственное сырьё.

4)                 Проверить наличие в собранных растениях противомикробных свойств, действующих веществ.

В ходе исследования нами использовались следующие методы:

1)                 Изучение литературных источников.

2)                 Опытно-экспериментальная работа по определению противомикробного действия собранных лекарственных растений.

3)                 Анализ, сравнение, обобщение полученных данных.

Объекты исследования

Лекарственные растения России.

Предмет исследования

Лекарственные растения, произрастающие на территории Калужской области (деревня Крутицы) 2015 год.

Лекарственные растения Калужской области.

Из истории вопроса.

Раньше на Руси не было заводов, которые производили лекарства, не было аптек, где можно было бы купить их. И люди лечились растениями. Для лечения заболеваний использовали листья, кору, корни, цветы, семена растений.

Царь Иван Грозный приказал привозить лекарственные растения из разных стран. Стоили они очень дорого — «на вес золота». Для изготовления лекарств из растений для царской семьи и придворных стали открывать аптекарские избы.

Потом русский царь Петр I издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения, из которых готовили лекарства.

В нашем городе Калуге первая аптека открылась в 1780 году. Эта одна из старейших аптек в России и при ней тоже был «аптекарский огород». Из лекарственных трав и минералов в аптеке готовили лекарства для населения города.

Широко использовали лечебные свойства лекарственных растений для лечения раненных во время войны с Наполеоновской армией и в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений и каждое из них обладает своим лечебным действием, в зависимости от того какие действующие вещества содержатся в этом растении.

Этим летом я много времени проводил на даче, д. Крутицы Калужской области и на каждом шагу встречал множество растений, а бабушка рассказывала мне о целебном действии большинства из этих растений на организм человека.

Наши друзья — лекарственные растения Калужской области.

Наиболее известные лекарственные растения Калужской области.

Тысячелистник наиболее целебное и популярное среди лекарственных растений. Великий русский полководец А. В. Суворов называл это растение солдатской травой. Каждый солдат должен был носить порошок этого растения. На Руси его называли порезник, кровавник за способность останавливать кровотечение и обеззараживать раны.

Свои полезные свойства тысячелистник сохраняет в стеблях, листьях и цветочных корзинках. Он обладает и общеукрепляющим, антибактериальным, успокаивающим, обезболивающим действием. [4. стр.146–148], [1. стр.38].

Пижма это обычный сорняк, который можно встретить возле дорог, но с его помощью можно заживлять раны, повышать давление. Растение обладает противоопухолевым и противовоспалительным свойствами. [4, стр.343–345]

Зверобой это растение в народе называют травой от 99 болезней. В старину оно считалось волшебным растением. Набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли эту траву, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. [4. стр.308–312].

Крапива. В народной медицине крапиву используют с самых давних времен. С тех пор люди знают, что крапива — лечебная трава, природная кладовая. Она содержит в себе витамины: А, С, К, В. В ее состав также входят микроэлементы, дубильные вещества, различные кислоты. А по содержанию каротина она опережает морковь и облепиху.

Длинным окажется список заболеваний, при лечении которых используют это растение. Ведь крапива считается — противовоспалительным, заживляющим средством. Она ускоряет процесс свёртывания крови, её применяют при сахарном диабете. [4. стр.97–99].

Дуб. Дуб символизирует мужество, силу, выносливость и долголетие. Это одно из наиболее почитаемых деревьев у славян. Дуб почитали, а кору дуба применяли при различных недугах.

Стоит под кручей

Богатырь могучий:

Голова до тучи.

Плечи раздвинул.

Руки пораскинул,

Пальцы узловаты,

Силы непочатой.

Дуб может жить до 2 тысяч лет. Его древесина в воде не гниёт, а становится крепче. Из него делают бочки. Для лечения используют молодую кору ветвей и стволов.

Кору дуба употребляют как противовоспалительное и ранозаживляющее средство. Отвар коры применяют при ангине, стоматите, для лечения ожогов, им ополаскивают волосы. [4. стр.365–366].

Пустырник. Люди, особенно живущие в городах, по мнению учёных, постоянно подвергаются стрессовым ситуациям. Возникают различные нервные заболевания, появляется бессонница. В любой аптеке вы найдёте массу лекарств, направленных на лечение проблем, вызванных стрессом, но можно поступить иначе, не стоит забывать, что вокруг нас существует множество растений, обладающих свойством снижать стресс и лечить его последствия.

Одно из этих растений используется в китайской и тибетской медицине уже на протяжении 2000 лет — это пустырник.

Пустырник растет на пустырях, на открытых пространствах. В лечебных целях используют верхние части растения — побеги. Они содержат огромное количество различных веществ, а используют пустырник как успокаивающее средство. [4. стр.331–334].

Читая о лечебных свойствах лекарственных растений, я обратил внимание, что многие из них обладают противомикробным действием. Это меня заинтересовало, и я захотел проверить этот факт.

Мои научные эксперименты.

  1.                 Проверить противомикробные свойства лекарственных растений я решил на примере: дуба, зверобоя, пижмы, тысячелистника, крапивы.

Работу по определению противомикробных свойств лекарственных растений можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор и сушка сырья.

Чтобы травы сохранили свою силу, то есть обладали наибольшим лечебным эффектом, надо знать, когда и где их нужно собирать, как сушить и хранить.

Существуют специальные правила сбора лекарственных растений. Об этом я узнал на занятии в Калужском базовом медицинском колледже.

Используя полученные знания, я:

  1.                Собирал те части растений, которые считаются целебными: кора дуба, трава зверобоя, цветки пижмы, цветки тысячелистника, листья крапивы, трава пустырника. Сбор проходил в первую половину дня, после того как растения просохли от утренней росы.
  2.                При сборе лекарственного сырья я пользовался режущими инструментами, аккуратно срезал нужную часть растения.
  3.                Собранное лекарственное сырьё раскладывал тонким слоем на бумагу и высушивал в тени.

Этап 2. Измельчение лекарственного растительного сырья и приготовление настоев.

О правилах приготовления настоев можно узнать из книги, называемой (ГФ) Государственной фармакопеей.

Мы сухое сырьё (листья, травы, стебли, кору, корни) измельчаем приблизительно до 7 миллиметров.

Затем отвешиваем на электронных весах столько травы, чтобы из 1,0 грамма получить 10 миллилитров настоя, то есть 1:10.

Я брал 10,0 граммов травы и 100 миллилитров воды, настаивал на водяной бане 15 минут и охлаждал 45 минут.

Кора дуба, из которой готовят отвар, настаивается 30 минут и охлаждается 10 минут.

Готовые настои и отвары процеживал в чистую посуду. Каждую ёмкость с настоем я подписал.

Этап 3. Приготовление питательной среды.

Питательная среда — вещество, применяемое для выращивания микроорганизмов.

Мы с бабушкой приготовили натуральную питательную среду: сварили постный бульон, остудили его и профильтровали. Отмерили по 10 миллилитров в пробирки с надписями:

1 — КОНТРОЛЬ стерильный бульон,

2 — КОНТРОЛЬ бульон, зараженный микроорганизмами,

3 — бульон с микроорганизмами + отвар коры дуба,

4 — бульон с микроорганизмами + настой листьев крапивы,

5 — бульон с микроорганизмами + настой цветов пижмы,

6 — бульон с микроорганизмами + настой травы зверобоя,

7 — бульон с микроорганизмами + настой травы тысячелистника.

Закрыли пробирки притёртой пробкой и стерилизовали на водяной бане 30 минут. Повторяли стерилизацию в течении пяти дней. Пробирки сохранялись в одинаковых условиях при температуре 22ₒС.

Этап 4. Посев микроорганизмов на питательную среду.

Чтобы узнать, как действуют лекарственные растения на микроорганизмы, нужно эти микроорганизмы откуда-то взять.

Очень много микроорганизмов живет у нас во рту — более 90 видов. Поэтому я брал ватную палочку, проводил ею по зубам и помещал эту палочку, зараженную микроорганизмами, в пробирку (кроме пробирки под номером 1 с надписью КОНТРОЛЬ стерильный бульон) (Приложение 1).

Понятно, что когда микроорганизмы попадут в бульон, а это для них питательная среда, они начнут размножаться, их станет больше и тогда бульон начнёт мутнеть.

А как наши лекарственные растения будут влиять на размножение микробов? Будут ли они останавливать их рост? Чтобы это узнать я в соответствующие пробирки внёс другие ватные палочки из индивидуальной упаковки — смоченные отварами и настоями. В пробирку под номером 3 внёс ватную палочку, вымоченную в отваре коры дуба.В пробирку под номером 4 внёс ватную палочку, вымоченную в настое листьев крапивы. В пробирку под номером 5 внёс ватную палочку, вымоченную в настое цветов пижмы. В пробирку под номером 6 внёс ватную палочку, вымоченную в настое травы зверобоя. В пробирку под номером 7 внёс ватную палочку, вымоченную в настое травы тысячелистника (Опыт 1). Все процедуры выполнял вблизи зажжённых горелок газовой плиты, что создавало стерильную зону.

Теперь я должен наблюдать, как будет мутнеть бульон в разных пробирках и в какое время. Для этого я составил таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты наблюдения

Номер пробирки

Время наблюдения (час.)

24

72

120

1 — КОНТРОЛЬ стерильный бульон

2 — КОНТРОЛЬ бульон, зараженный микроорганизмами

+

++

+++

3 — бульон с микроорганизмами + отвар коры дуба

4 — бульон с микроорганизмами + настой листьев крапивы

+

5 — бульон с микроорганизмами + настой цветов пижмы

+

++

6 — бульон с микроорганизмами + настой травы зверобоя

+

++

7 — бульон с микроорганизмами + настой травы тысячелистника

++

+++

«-» — отсутствие помутнения

«+» — лёгкое помутнение

«++» — помутнение усиливается

«+++» — ярко выраженное помутнение

Результаты эксперимента, представленные на Рисунке 1, снятые через 120 часов, подтверждают данные таблицы 1. (Приложение 2).

Вывод: Опыт 1 свидетельствует, что исследуемое лекарственное растительное сырье: кора дуба, листья крапивы, цветы пижмы, трава тысячелистника, трава зверобоя, обладает противомикробной активностью.

Наибольшей противомикробной активностью обладают — кора дуба.

Наименьшая противомикробная активность наблюдается у травы тысячелистника.

  1.             Подтвердить наличие действующих веществ (дубильных веществ) в коре дуба позволяет опыт.

На внутреннюю поверхность молодой коры дуба я нанёс несколько капель раствора хлорида железа III (слегка желтоватый раствор). Появляется красное окрашивание раствора, что говорит о наличии дубильных веществ в лекарственном растительном сырье (Опыт 2). (Приложение 3).

  1.          Подтвердить антибактериальное действие коры дуба, связанное с наличием дубильных веществ.

Летом у моего папы заболело горло и мы с мамой приготовили ему отвар коры дуба. 3 столовые ложки коры поместили в ёмкость и залили 1 стаканом кипятка. Нагревали на водяной бане 30 минут и охлаждали 10 минут. Затем процедили и папа полоскал горло каждые 3 часа. Болевые ощущения прошли на вторые сутки.

ВЫВОДЫ

Опыт 1 свидетельствует, что исследуемое лекарственное растительное сырье: кора дуба, листья крапивы, цветы пижмы, трава тысячелистника, трава зверобоя, обладает противомикробной активностью. Наибольшей противомикробной активностью обладают — кора дуба. Наименьшая противомикробная активность наблюдается у травы тысячелистника. Состав лекарственных растений разнообразен. Действующие вещества растения определяют его лечебные свойства.

Опыт 2 подтвердил наличие в коре дуба дубильных веществ. Дубильные вещества используются при лечении воспалительных заболеваний горла.

Приложение 1

Описание: C:UsersuserDesktopРабота Аптека под ногами20150716_150303.jpg

Рис. 1. Взятие материала из ротовой полости

Описание: C:UsersuserDesktopРабота Аптека под ногами20150716_150331.jpg

Рис. 2. Посев микроорганизмов на питательную среду

Приложение 2

Рис. 3. Результаты опыта через 120 часов: 1 — Заражённая питательная среда; 2 — Заражённая питательная среда + отвар коры дуба; 3 — Заражённая питательная среда + настой листьев крапивы; 4 — Заражённая питательная среда+ настой цветов пижмы; 5 — Заражённая питательная среда+ настой травы зверобоя; 6 — Заражённая питательная среда+ настой травы тысячелистника; 7 — Стерильная питательная среда

Приложение 3

Описание: C:UsersuserDesktopРабота Аптека под ногами20150701_102856.jpg

Рис. 4. Результаты опыта определения дубильных веществ в коре дуба

Литература:

  1.                Гос. Фармакопея СССР ХI издания (выпуск 2) — М.: «Медицина», 1990–400 с.
  2.                Журнал «Билогия» — 2015. № 5–6–63 с.
  3.                Кузнецова М. А. Фармакогнозия / М. А. Кузнецова, И. З. Рыбачук — М. «Медицина», 1993–448 с.
  4.                Муравьёв И. А. Технология лекарств — М.: «Медицина», 1991.Т 2.

Основные термины (генерируются автоматически): растение, кора дуба, трава тысячелистника, Зараженная питательная среда, Калужская область, ватная палочка, трава зверобоя, микроорганизм, настой, питательная среда.

  • Рассказ про леху прикол
  • Рассказ про летчика маресьева
  • Рассказ про летчика который потерял ноги
  • Рассказ про летчика без ног
  • Рассказ про летучую мышь 1 класс окружающий мир