В лесной избушке, поросшей мхом, жил старик — лохматый и ужасный. Прозвали его Лешим. Сказывали, кто в его лес зайдёт — дорогу домой навсегда потеряет. Все тропинки Леший спутает и в самую тёмную чащу заведёт, к зверью дикому. Те, кто чудом из леса выбрался, много жутких историй рассказывали. И про дом его, костями человеческими украшенный, и про ловушки, и про помощников — нечистую силу.
В деревне у леса мальчик жил с бабушкой и дедушкой. Старенькие они были, но внучок всегда по хозяйству помогал. Бабушка ему пироги с ягодами пекла — вкуснее не бывает!
Пошёл как-то мальчик за земляникой для пирога. Ягодка за ягодкой — и в лесу незаметно очутился. Под кустики всё глядит, по земляничной тропке идёт — по сторонам смотреть некогда.
Набрал полную корзинку, думает: «Вот бабушка обрадуется!» Обернулся, а деревни уж и не видно! Стал мальчик тропинку домой искать, да как её разглядишь — кругом кусты да деревья.
Брёл долго, уже и ягоды не милы, и корзинка тяжёлая. Вдруг между соснами огонёк замигал. Поспешил мальчик к нему, глядь — избушка посреди леса, как грибок после дождя, выросла. Вся мхом покрыта, палочки диковинные на ней друг о дружку побрякивают. Тут мальчик все страшилки про Лешего вспомнил. Испугался он, но в лесу ночевать страшнее показалось, чем в дом идти.
Постучал в дверь, как полагается, а оттуда старичок вышел, не больше мальчика ростом. Глазки под косматыми бровями — как озёрца, льдом подёрнутые. Испугался пуще прежнего мальчик, а ноги как будто в землю корни пустили, убежать не могут.
«Вправду колдовство, верно охотники рассказывали!» — обомлел он.
— Заходи, коли пришёл. Или тебе в лесу с медведями спокойнее? — прохрипел старик и то ли закашлялся, то ли засмеялся, не разобрать.
Зашёл мальчик в избу, огляделся — на столе лучинка мирно горит, на печи кот спит, только усы подрагивают, точно сметану во сне ест.
— Небось, проголодался? Вот тебе морс ягодный и пирог.
— Из человечины пирог? — спросил мальчик дрожащим голосом.
— Из капусты он, — почесал старичок косматый затылок.
— А вы разве людей не едите? — удивился мальчик.
— А зачем же мне их есть? Польза, что ль, какая в них особенная?
Мальчик вопросы задаёт, а сам пирог за обе щеки уплетает.
— А зачем вы тропинки в лесу путаете? Люди потом домой вернуться не могут.
— Да кто ж им мешает? Медовухи напьются, а потом меж двух сосен тропинку не найдут. Кричат, Рыжуху мою пугают.
«Не иначе медведь-людоед Рыжуха этот», — подумал мальчик.
— Да белка это, — хмыкнул старичок, как будто мысли прочитал. — Тут, неподалёку, на дереве живёт. Шума не любит она.
— А почему вы такой страшный и косматый? — не унимался мальчик.
— А каким мне быть? Мне уже сто восемь лет и наряжаться не для кого. Для белки, что ли? — засмеялся старик. Точно засмеялся. А может, и закашлял — кто ж поймёт.
— Ну что, наелся? Пойдём дорогу домой тебе покажу, пока солнце не село.
Обрадовался мальчик доброте Лешего — с дедушкой да сытым пузом не боязно в лесу. В благодарность за гостеприимство корзинку с ягодами ему оставил. На избушку, уходя, оглянулся — нет никаких костей человеческих, свистульки деревянные на ней развешаны. Ветерок дует — они свистят.
— Ты только это… — старичок потупился, — не говори никому, что у меня тут пироги с капустой. А то житья не дадут, молодняк сосновый мне потопчут да белок распугают.
Вернулся мальчик домой, а там бабка с дедом охают-причитают, всей деревней внука по округе ищут.
— Леший меня в лес заманил, хотел пироги из меня сделать, но я от него убежал, — поведал им мальчик и вздохнул: — Вот только корзинку потерял.
Хоть и нехорошо обманывать, но сдержал он обещание, не выдал секрет Лешего.
С тех пор никто далеко в лес не заходил, зверей не беспокоил, поросль не топтал. А историй про Лешего ещё больше стало.
По лесной дороге парень,
Пробирался чуть дыша.
А на сердце его камень,
Одинокая душа.
Треск кустов и разных веток,
Резануло его слух.
Глаз остёр и очень меток,
Увидал — балует дух.
2
—Не уйдешь— в тиши услышал
Грозно призрака слова.
И поднялся дух тот выше,
Только сыпалась листва.
Мечут искры его взгляды,
Всюду молнии и гром.
Знает парень — уже рядом
Его кров, родимый дом.
3
Дождь льванул, что было мочи,
Ужасала мрак гроза.
Дрожь пошла и страшно очень,
Закрыл в панике глаза.
Не дошел и был он ранен,
Капли крови вниз текли.
А на утро горожане
Пепел черный там нашли.
————————————————————————
02.ПАРЕНЬ И ЛЕШИЙ
Шёл парень по дороге в ясный день.
Преградил ему дорогу пень.
Увидел он – произошла беда.
Застряла в щели у деда борода.
Прервал тут парень путь,
Стал старика за бороду тянуть.
Прошёл лишь час и он помог
И бороду несчастному извлёк.
А тот несчастный – Лешим был,
Он парня взял и задушил.
***
На этот стих мораль сейчас даём –
На доброе ответит Леший злом.
———————————————————————————————————————
03.СИРОТИНУШКА
Жил да был мальчик Митя. Хорошо жил до 4 лет,
а в четыре года умерли у него родители и остался
он один. Пожалел его сосед и взял к себе в дом жить.
А работал это сосед —пастухом. Вот и сделал он мальчика
подпаском. И с юного возраста стал малец коров пасти.
Но вот однажды—упустил он одну корову. Убежала она в лес
и потерялась.
Отвёл Митя всё стадо в лес, а сам пошёл потерю искать.
Дошёл до болота, а там кто-то тонет. Кто-то маленький и не понятный.
Бросил мальчик верёвку в воду. «Хватайся за тот конец»—проговорил он,
а потом стал тащить. Тащил, тащил, да и вытащил.
Оказалось, что это сам сын Лешего.
За его спасение —дал ему Леший—мешок, а так же пообещал, что потерянная
корова вечером сама домой придёт.
Так всё и случилось. А мешок оказался волшебный. Хотя и пустой. Чтобы
не пожелал Митя—всё получал. Лишь вслух просьбу скажет и в мешок полезет.
Вскоре разбогател мальчик. Ушёл от пастуха. Построил богатый дом и счастливо зажил.
Узнал про эти богатства брат пастуха и захотел украсть волшебный мешок. Нарядился
нищим и пришёл во двор к Мите. Попросил милостыню. Пока мальчик ушёл в сокровищницу,
за деньгами, вбежал мужчина, схватил со стола мешок и убежал.
А возвращаться домой пришлось ему через лес. Увидел Леший, что идёт человек с его мешком
и разозлился. Завёл, заплутал он мужика. Попал он в дремучую чащу и заблудился. Вскоре появились
дикие звери и заживо его съели, а леший пришёл к Мите и вернул ему мешок. Потом попрощался с
мальчиком и исчез. И зажил сиротиночка ещё лучше, чем прежде.
Так и закончилась моя волшебная сказка, можете переходить к другой.
——————————————————————-
04.ЗА ЛЕШИМ
(рассказ-сказка, сказ повествуется
от лица мальчика Германа Попова)
Рисунок автора.
1
Послала меня мама грибы собирать. Взял я лукошко и пошёл в лес.
Грибов там видимо-невидимо. Шаг сделал – подосиновик положил,
второй – лисичку отыскал, третий – опята показались.
За час полное лукошко насобирал. Гляжу вперёд, а там девочка гуляет,
красивая такая. В руке тоже лукошко с грибами держит.
Хотел к ней подойти, но не успел.
2
Из дупла вдруг леший вылез, девочку в охапку схватил и обратно в дупло
забрался. Хотя девочка мне незнакома, но спасать её нужно.
Побежал и сумел за подол платья похищенной ухватиться.
Дёрнул, послышался голос Маши (имя её я узнал позднее):
«Помогите! Помогите! Иначе он меня погубит». Я ещё сильнее ухватился
за её одежду. Тогда леший высунулся и мохнатой лапой толкнул меня.
Я упал, а у меня в руках остался только кончик порванной ткани
от Машиного платья в горошек.
Когда я поднялся – леший уже скрылся, а вместе с ним исчезла из виду и Маша.
3
Делать нечего и я в дупло полез. А дупло то оказалось дверьми в удивительный,
волшебный мир. Вначале я попал в дремучий лес, с огромными могучими деревьями.
Вокруг были непроходимые дебри. Зверей здесь не было. Лишь ужасающий вид и мрак.
Вдруг я увидел цаплю, которая осушает болото. Я удивился и запел:
«Невежде работу нельзя доверять.
Он может всё быстро испортить, сломать.
Дело подобное носит лишь муку.
Коль забываешь совсем про науку.
А без болот, нам еще разобраться:
Жабы не будет и нечем питаться!»
4
Понятно, что без болот нам бы лучше жилось, но тогда все цапли вымрут.
Поэтому я цапле всё объяснил, и она перестала заниматься осушением, меня
ещё и поблагодарила за вразумление. «Если тебе помощь понадобится,
то я приду тебе на выручку»— сказала благодарная цапля.
Не знаю, понадобится ли мне помощь, но помощник никогда не помешает.
5
Вышел я на поляну. А там большая изба стоит. Подошёл я к ней, в окно посмотрел.
В ней Маша связанная лежит. В печи огонь жаркий горит, горшок большой на полу стоит,
продукты на столе разложены. А лешего нет— за дровами ушёл. Схватился руками за ставни,
в окошко залез и вот я уже в избе. Благо, что для грибов из дома ножик взял.
Разрезал я им верёвки и Машу выпустил. «Бежим быстрее»— проговорил я, беря девочку
за руку и открывая скрипучую дверь, запертую на засов.
6
Из хаты выбежали и по дорогам мчимся. Вроде бы далеко от дома лешего скрылись.
Слышим – топот копыт, аж листва с деревьев осыпалась. Оглянулись – злодей косматый бежит,
причём семимильными шагами. Вмиг догонит, не скрыться.
Но вдруг, откуда не возьмись, появилась цапля и под ноги лешего бросилась.
Упал леший, головой стукнулся, подняться никак не может. Подбежал тогда я к нему,
дубиной его ударил – он сознание потерял. Снял я свой пояс и руки, ноги злоумышленнику связал.
После чего – он стал для нас уже неопасен.
7
Оставили мы лешего, и пошли прочь. Маша, из-за злости, даже показала связанному язык и,
улыбаясь, отвернулась.
С трудом нашли мы выход из дупла и направились в сторону деревни.
У дверей моей избы— я с Машей расстался. Пришёл без лукошка— в ходе погони за лешим обронил.
Потерял, но оправдываться не стал — всё ровно в историю эту никто не поверит.
Пообещал только, что снова пойду в лес и отыщу потерю. Я сдержал обещание и ушёл…
8
Пошёл и иду по своим собственным следам. Рано или поздно, но добрался я до того дерева,
где большое дупло было. Вырыл я, на всякий случай, возле дерева яму, на дно которой сучьев
выструганных с острыми концами навтыкал. Прикрыл яму листвой и травой различной,
чтоб видно её не было, и в дупло полез.
Залез и увидел уже знакомую для меня картину – ужасный лес.
Пошёл я прямо и вскоре лукошко нашёл (лежало оно под сосной), стал обратно возвращаться,
как вдруг снова услышал топот. Близко уже леший, руки ко мне тянет, схватить хочет
(выбрался, видать, из пояса моего). Прыжком я выбрался из дупла. Прыгнул и плавно приземлился
на землю уже моего родного леса, перешагнул ловушку и встал возле ямы. Вскоре в дупле показалась
мерзкая голова лешего. Он вылез и подбежал ко мне. Своим большим шагом он легко преодолел яму,
что я учёл, и встал около меня. Он хотел схватить меня за воротник и утащить к себе в логово, но не сумел.
Я со всей силы толкнул его кулаком, и он покосился и полетел в подготовленную ловушку.
Через минуту я заглянул вниз и ужаснулся от увиденного. Злодей был ещё жив и хрипел. Всё его тело
было истыкано сучьями, и из ран сочилась кровь зелёного цвета. Одна его рука была устремлена вверх,
но до меня достать она не могла.
Я лишь посмеялся и закопал яму, примяв землю. Так со злодеем было покончено. Затем я забил
дупло досками, которые были заранее мною подготовлены. Так я скрыл из виду дверь в волшебный лес.
9
Со счастливым выражением лица я направился в сторону дома. Шёл лёгкой походкой и пел:
«От лешего избавлен мир.
А в его теле сотня дыр.
Наказал за злодеянье.
Вот такое наказанье.
И всё дело так весомо.
Мчусь с лукошечком до дома!»
Песню допел и на этом сказки конец,
дальше рассказывать нечего.
Обновлено: 10.01.2023
Лесовик-леший — дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей, посвященной Святибору.
Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Леший то ростом с траву , то высотой с сосну, а обычно — простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с головы до пят шерстью оброс Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня. автор энциклопедии Александрова Анастасия
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября. «На Ерофея,- считали крестьяне,- лешие с лесом расстаются». Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес — там страшно: «леший бесится». Лесовик
Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не надо. Необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- а затем похищали все это не благословленное добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и в основном развлекались заморочиванием людей.
Лешак — Худ.Александрова Анастасия. Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье — дряхлый старичок, вдруг ни с того — ни с сего возникающий перед путником в лесу. Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку — и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес. Подчиняются Богу Яриле и его отцу — Велесу.
Новость отредактировал Неизвестность — 31-07-2010, 21:54
Другие, подобные истории:
- Леший
- Про лешего
- Леший
- Странные проделки Лешего
- Леший.
- Они имеют место быть! Часть вторая: лешие
- Леший
- 10 самых интересных и невероятных существ
- Лесной хозяин — леший
- Леший
- Леший
- Леший
- Леший. 10.12.2010 г
- Про леших.
- Леший
Комментарии
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Если домового в детстве при мне поминали (дескать, есть такое сверхъестественное существо, присутствует незримо в доме, сердить его нельзя, а потому вещи не разбрасывай, не ссорься, не ругайся, из школы пятёрки приноси), то вот лешего как-то нет. Оно и неудивительно, край у нас преимущественно степной, лесополосы искусственные, насаженные в советские годы в целях борьбы с ветрами и вовсе не дремучие (однако и там можно каким-то удивительным образом потерять направление и заплутать чуть ли не в трёх соснах – случалось со мной такое пару раз).
Потому о данном мифологическом персонаже первую информацию я получал, в основном, из сказок: тех, что читал (а ещё раньше – читали мне вслух) и те, что смотрел по телевизору.
И если изображение водяного у меня каких-либо внутренних нареканий не вызвало (этакий добродушный, улыбающийся толстяк, пребывающий в жидком агрегатном состоянии).
Записано со слов С. А. Пыхтеева 1922 года рождения:
Леший – он хозяин леса. О нём много говорили. Человек ли пропадёт, корова ли, во всём виноват леший. От лешего зависят ягоды, грибы. Леший – рачительный хозяин. Появляется он ночью. Многие наши видали его: небольшой, лохматый, глаза жёлтые горят, кричит громко. Этим людям плохого он ничего не делал.
Записано со слов М. А. Трушниковой 1908 года рождения:
Мы верили в различных духов, например в лешего. Однажды с соседом Филиппом ходили в лес сдирать с ивы кору. И вдруг увидели человека небольшого роста в блестящей одежде, за плечами у него висел небольшой сундучок. И где этот дух проходил, то бушевал ветер, деревья сгибались. Мы очень испугались и заревели; и сразу же никого не стало, всё исчезло.
Записано со слов Е. В. Маклакова 1914 года рождения:
Раньше часто говорили, что тут что-то кажется, там что-то кажется А ещё ходили слухи, что в лесу, у села Буйска, всё на одном и том же месте дедушка кажется с длинной-длинной бородой, сам высокий, руки и ноги длинные. Многие видели, но он с ними не разговаривал, а поворачивался и уходил, а то и убегал. Говорили очевидцы, что и тело у него волосатое. Но мы этому не верили.
О дружбе человека и лешего рассказывает Е. И. Старикова 1911 года рождения:
Принять у леших угощение, отведать их пищу или выпивку означало приобщиться к их миру, и такой человек домой мог уже и не вернуться, превратившись в одного из них. Зачастую это мистическое племя так и пополняло свою популяцию – за счёт превращения людей в себе подобных. Прибрать к себе они могли и ребёнка, проклятого или обруганного в сердцах родителями – посланного к лешему. Иногда нечистые не любят, чтобы их поминали всуе.
Записано со слов В. О. Медведевой 1921 года рождения:
О том, как леший подшутил, сам человеком прикинувшись, история А. Г. Рокина 1910 года рождения:
А вот история о том, как леший путнику на дороге эту самую дорогу и запутал. Записано со слов Л. В. С-иной (в источнике фамилия приведена именно в таком виде – должно быть, сделал впопыхах собиратель устного фольклора пометку с сокращением, да так и оставил) 1910 года рождения:
Мог леший и не вредничать, а взять и одарить смелого ребёнка, к примеру, ягодами – такой случай записан со слов С. А. Поповой 1910 года рождения:
Встретилось среди информантов мнение, что в леших верили от плохой жизни, выраженное А. В. Мельчаковой 1911 года рождения на этот счёт:
В чертей, леших верили. Ой, как верили! И раньше ещё на перекрёсток дорог ходили. Бедные-то люди и в колхозы верили. Если ничего нет – так во что хошь поверишь. У кого плохо-то было – тот верил во всё.
Мы продолжаем наше увлекательное и интересное путешествие по неизведанным глубинам славянской мифологии, и в сегодняшней статье мы расскажем вам о существе, которое считалось духом леса, которое было и добрым, и злым, который мог как вредить людям, так и помогать им. Как и многие другие персонажи славянской мифологии, во времена христианизации Руси, леший, как и все другие существа, был демонизирован и признан нечистью. Тем не менее, как и другие персонажи, он перекочевал в сказки и память о нем живет и по сей день. Ниже мы попытаемся раскрыть для вас его образ и значение в славянской мифологии.
Как появился леший
Прежде всего, славяне верили, что в каждом лесу имеется свой леший. Однако есть достаточно много фактов, указывающих на то, что леших было много. Более того, они находили друг друга в лесу и жили не просто семьями, а целыми деревнями.
Изначально считалось, что леший – это дух, возникший в очень древние времена. Считалось, что лешими становятся обычные люди в том случае, если их проклинают родители. Другие поверья рассказывают о том, что это покойники, слишком много грешившие в жизни, поэтому и после смерти дух человека не находит покоя и становится духом леса.
В более поздние времена, уже после крещения Руси, считалось, что леший – это обычный человек. Существует даже былина, которая рассказывает, что человеку удалось встретиться с лешим и поговорить с ним. В этой былине леший говорит о себе, что он обычный человек, просто некрещенный, что его в детстве прокляла мать, за что он и вынужден стать лешим.
Под влиянием христианства, официальная церковь несколько переиначила образ лешего. Таким образом, лешие превратились в духов, который Господь Бог низвергнул на землю вместе с другими ангелами, не желающих его восхвалять и самих желающих стать богами. Те, духи, которые упали в лес – стали лешими (в воду – водяными, в дома – домовыми).
Существует и другая, похожая легенда, согласно которой дьявол, еще будучи на небе, пытался изготовить человека, но как он ни старался, а получались у него только черти. Бог разгневался и велел архангелу Гавриилу низвергнуть всю эту нечисть с небес, и те духи, которые упали в лес – стали лешими.
Кроме того, славяне верили, что леший вполне может породить лешего, причем как от лешачихи, так и от обычной похищенной девушки. В таких случаях у них рождались дети – лешачата.
В центральной России существовала и другая легенда. Так, например, когда Бог создавал людей, то сперва использовал смесь из глины и лиственницы. Получившийся образ оказался очень быстрым, крепкими и не тонущими в воде. Они сразу побежали в лес, за что Бог прозвал их мэнквами (лешими). Медлительное же существо, созданное исключительно из глины, стало простым человеком.
Леший в мифологии
Что касается древних источников, то лешие были подчиненными Ярилы и Велеса. По сути, в те времена они не были демонизированы христианской церковью и просто считались духами-смотрителями лесов. В их задачи входило следить за порядком в лесу, помогать животным, удалять больные деревья и прогонять духов, которые вредили растениям и животным.
Тогда леший не был чрезмерно злым духом. Да, он мог подшучивать над людьми и животными, но делал он это не со злого умысла, а просто, ради забавы и веселья. Причем, даже впоследствии, в христианстве, леший описывается как озорник. И если шутка его удается – он начинает громко смеяться, петь, плясать и хлопать в ладоши. И лишь в тех случаях был опасен леший, когда люди нарушали правила в лесу, не носили оберегов и всячески пренебрегали им. В таких случаях леший вполне мог натравить на путника хищных животных, или же сам мог обратиться медведем и напасть на человека.
Известно упоминание, что лишь в 1 день в году леший впадал в неистовство. Это 4 октября. В этот день славяне избегали ходить в лес, т.к. разъяренный леший неистовствовал там, и можно было попасть, так сказать, под горячую руку.
У славян было поверье, что лешие редко заводят себе семью, хотя такие случаи и встречались. В большинстве случаев лешие дружили с животными, в основном – с медведями. Детей же они похищали только в том случае, если получали разрешение от богов уйти. А похищенные дети становились лешими, вместо него. Лешие же, обращались в дерево.
Как выглядел леший
Легенды и былины по-разному описывают лешего. Да и в зависимости от племени и региона, образ лешего несколько отличался. Тем не менее, имеется множество схожих признаков, по которым можно было опознать лешего.
Что касается лешего, как мифического персонажа – то вряд ли. Но вот, как образ – вполне мог. Например, в старину существовали знахари, которых славяне опасались и обращались к ним лишь в крайних случаях. Вполне возможно, что эти знахари уходили жить в лес, отчего и появился образ лешего.
Практически всегда леший представлялся, как старик с длинной бородой и волосами. Цвет волос и бороды мог быть разным, от рыжеватого, до полностью седого. Одежду он предпочитал просторную, предположительно – балахон. А вот, что касается роста – то тут все неоднозначно. Иногда леший описывался, как гигант, а иногда – как карлик. Однако существуют легенды, говорящие о том, что леший мог ходить и голым, при этом тело его обладало «повышенной волосатостью, а в целом – сам он походил на человека.
Впрочем, видоизменение лешего объяснялось тем, что как и любой нечистый дух, он обладал оборотнической магией, т.е. мог принимать практически любой облик. Тем не менее, даже если леший прикидывался человеком, его всегда можно было опознать по слишком высокому или слишком низкому росту, а также по хромоте, по растрепанным волосам и по обуви (лешие надевали лапти наоборот, правый на левую ногу и левый – на правую).
Рекомендуем по теме
В старину у славян создался вполне себе стандартный образ лешего. Например, очень часто упоминалось, что леший не помнит божьего имени и не носит креста, а также боится священных и освященных предметов. На голове его было что-то, наподобие остроконечной шапки. Что касается одежды, то леший иногда представал перед людьми в звериных шкурах, но чаще – голышом или же в белом балахоне.
Кроме того, образ лешего практически всегда соответствовал его схожести с самим лесом, в котором он живет. Нередко тело лешего было покрыто какими-то древесными пятнами, а вместо волос и шерсти, он был покрыт мхом. Кроме того, он не только способен был менять свой рост, но также и возраст, а также он умел обращаться другими людьми и животными.
Где и как живет леший
Древние славяне верили, что в каждом лесу есть леший, который является его хозяином. Нередко, даже в маленьком лесу, леший находил себе жену, с которой они либо заводили детей, либо похищали их в близлежащих деревнях. Также лешие брали на воспитание детей, заблудившихся в лесу. Кроме того, если лес был большим, то нередко упоминалось наличие нескольких леших. При этом, у каждого из них была своя собственная территория, границы которой они ревностно охраняли друг от друга.
Что касается самого жилища, то с этим тоже все неоднозначно. Мифология утверждает, что лешие обитали в лесных избушках, находящихся в глубокой лесной чаще. Однако, из старинных сказок мы знаем, что нередко лешие могли жить в дуплах деревьев, под большими корягами, в лесных пещерах и т.д. Если учитывать его способность менять свой рост, то в принципе – это все объясняет. В одном все поверья сходятся воедино – добраться к дому лешего простому смертному очень сложно, ибо преграждают его густые заросли, поваленные деревья, иногда – куски скал, болота и т.д.
Как мы уже сказали выше, в больших лесах было по нескольку леших сразу. Нередко они враждовали друг с другом, сражаясь за очередной кусочек территории. Драки их описываются очень страшными. Они вырывали с корнями огромные столетние деревья и лупили ими друг друга, а также отбивали огромные куски скал и бросались ими. Кроме того, не редки и сражения леших с водяными, т.к. они на дух друг друга не переносили.
Известно, что леший был властелином всех животных, находящихся в лесу. Но больше всех он был дружен с медведем, который охранял его, пока леший, испив вина, ложился спать или отдыхать. Тем не менее, леший нередко перегонял зайцев и белок, а также направлял волков в места, где они могли найти пропитание. Кроме того, на востоке России существовали поверья, будто бы леший очень любил не только вино, но и другие спиртные напитки, в том числе и водку, которой от него можно было откупиться.
К порокам лешего можно отнести и любовь к карточным играм, причем леший всегда играл на что-то. Известно также, что леший очень любил петь. Не всегда, конечно, красиво, но всегда с чувством. Так славяне понимали лесные шумы, особенно во время бури. Как и его друзья – медведи, Леший впадал в зимнюю спячку, начиная с Воздвижения, с 27 сентября и до первых подснежников.
Значение лешего у славян
Леший – это один из важных славянских духов, пусть и враждебных человеку. Как правило, он враждовал с людьми, даже больше – он их на дух не переносил. Обычно лешие старались сделать так, чтобы человек заблудился в лесу. Они меняли деревья местами, которые служили ориентирами, иногда сами принимали облик дерева, иногда превращались в знакомого путнику человека и заводили с ним разговор, за которым увлекали путника в чащу. Нередко леший и просто издавал странные звуки, которыми завлекал людей глубже в лес.
В отличие от европейских народов, славяне – достаточно мирный народ. Вместо нескончаемых войн, они предпочитали жить в уединении с природой. Леший, как хозяин леса – это часть природы, с которой славянам приходилось считаться.
В лесу, леший либо мог защекотать человека до смерти, либо просто сводил с ума своими шутками. Именно это заставляло людей считаться с лешими. Они старались задобрить их, наладить отношения, преподнести лешему дары, чтобы они не проказничали и не мешали им заниматься своими делами.
Кроме того, как мы уже писали ранее, под властью лешего находятся и все звери в лесу. Так, например, любые массовые миграции в старину приписывались именно лешим. Поэтому с лешим старались наладить отношения охотники и рыбаки, чтобы они не плутали их в лесу.
Нередко лешему приписывались и похищения детей, которых он впоследствии брал к себе на воспитание. Примечательно, что насильно он похищал только тех, которым плохо жилось в собственной семье. При этом, леший взамен клал или колоду, или собственное чадо. Считалось, что подкидыш достигает 11 лет и все равно убегает в лес. Однако иногда он оставался среди людей. В таких случаях, он становился колдуном.
Как правило, славяне верили, что леший опасен только тем, кто идет в лес, не испросив у лешего позволения. И даже в этом случае леший особо не вредил людям, лишь только шутил и шалил, а если шутка удавалась – он сильно смеялся и хлопал в ладоши. Намного хуже приходилось людям, которые действительно сильно злили лешего, например, вырубкой леса без разрешения. Таким ждать пощады от лешего не приходилось.
Что может разозлить лешего
Рекомендуем по теме
Древние славяне верили, что нельзя делать несколько вещей, которые могли сильно разозлить лешего. Так, например, строго настрого запрещалось ругаться в лесу. В особенности, запрещалось ругать ребенка, ибо леший мог услышать это, появиться и похитить малыша.
Также существовало поверье, который учили дети. Считалось, что если ребенок повстречает в лесу человека, то он вполне может оказаться лешим. В разговоре с ним нужно всегда запоминать первое слово, которое он произнес. Если ребенок был вынужден спросить дорогу, то леший задавал этот вопрос. Дети, которые помнили первое его слово – благополучно возвращались домой. А те, кто позабыл – таких детей леший забирал с собой.
Славяне верили, что лешие очень злились, когда в лису кричали, свистели или производили другой шум подобного рода. В этом случае он вполне мог завести человека в чащу. Однако и это не считалось особой опасностью. Считалось, что если вывернуть одежду наизнанку, а обувь поменять местами, то вы всегда сможете найти обратную дорогу.
Как бороться с лешим
Славяне верили в волшебную силу железа. Как и любого другого духа, убить лешего невозможно, но отогнать и отпугнуть – вполне реально. В этом случае славянам помогало железо или медь, которых очень боялись лешие.
Кстати говоря, в западной мифологии также встречаются лесные создания (эльфы и феи). При этом, они как и лешие, очень боялись металлических предметов.
Как правило, лешие показывались людям только в очень редких случаях, и еще реже нападали. Они предпочитают действовать тихо, обманом, поэтому заблудившемуся человеку нужно было произвести манипуляции с одеждой, а если заблудились несколько людей, то им нужно было обменяться одеждой друг с другом.
Кроме того, для противостояния применялись соль и огонь, а также колья, сделанные из рябины, осины или липы. После принятия христианства считалось, что православные молитвы также отгоняют леших. А самое интересное, леший, как и любая другая нечисть, очень не любит матерную брань.
Как призвать лешего
Само собой, наши предки жили в тесноте с природой, поэтому нередко им приходилось обращаться за помощью к духам. Леший иногда даже помогал людям. Например:
Что касается обычных крестьян, то им достаточно просто было попросить разрешение у лешего, при входе в лес, а также пообещать, что без надобности они не будут шуметь и нарушать его покой. На ночевку в лесу также нужно было испросить дозволения.
Леший, интересные факты
- Лешие терпеть не могут домовых, но водяных – они просто ненавидят. И если в лесу есть речка или озеро, то вблизи от него постоянно что-то происходит. Считалось, что это леший и водяной дерутся друг с другом. Что касается встреч с домовыми, то они пересекались только тогда, когда леший приходил в чей-то дом. Но победить домового на его территории – невозможно.
- Лешие голосисты. Существует упоминание о том, что они умеют петь без слов, но всегда с чувством, носясь по лесу, как ошалелый, и прихлопывая в ладоши.
- В старину лешие воровали детей, которых даже случайно проклинала мать, например, от боли, во время родов. Однако известна легенда, когда леший пришел в деревню и унес с собой мужика, ругающегося матом, поднимаясь на колокольню.
- Иногда похищенные люди находились. Но, как правило, в жалком состоянии, без памяти и с полным равнодушием к жизни. В большинстве же случаев – они погибали.
Вот такие они, духи леса. Как видите, и тут христианство достаточно сильно исказило образ, достаточно мирного духа. Тем не менее, информация о нем дошла до наших дней, а это уже, своего рода, достижение. На этом мы заканчиваем нашу статью, всем удачи и до новых встреч.
Часто задаваемые вопросы
На самом деле, леший очень часто помогал людям. Это уже во времена христианства его облик демонизировался. В языческие же времена, леший просто следил за порядком в лесу. Более того, он помогал заблудившимся выбраться из лесу, помогал охотникам найти дичь, помогал пастухам следить за стадами, а также воспитывал детей, которые к нему забредали, в том числе и сирот. В некоторых случаях его нужно было просто попросить, и леший никогда не отказывал.
У славян есть легенда, которая рассказывает о начале этой вражды. История гласит, что был лес, посреди которого стояло озеро. И вот однажды, медведь (верный друг и спутник лешего) решил испить воды из него. Но в этот момент его за нос цапнул сом (друг и помощник водяного), плавающий в озере. Медведь разозлился, вытащил сома на берег и загрыз его, а сам помер. Как ни пытались, а леший с водяным так и не пришли к миру, в результате чего озеро осталось в степи, а лес был перенесен выше, в горы.
Несмотря на свой дряхлый облик, леший очень быстр. В любой момент он может достигнуть любой точки леса, чтобы решить там какую-нибудь проблему, либо пошалить над неудачливыми путниками. Так, например, он менял свой голос на голос человека, близкого путнику. Естественно, последний шел на голос и забредал в глухую чащу.
Русские народные сказки полны колоритными и уникальными персонажами. В их доброй половине нашлось место хитрому и вспыльчивому лешему – хранителю лесных богатств.
Мифология, образ и характер
История происхождения сказочного героя берет начало в славянской мифологии, согласно которой каждый уголок в этом мире имел собственного хозяина. Избу охранял домовой, болота принадлежали болотнику, озера и реки – водяному, а в лесу хозяйничал леший. Существо подчинялось мудрому богу-оборотню Велесу и было наделено неограниченной властью над лесными угодьями. Причем в каждой отдельно взятой чащобе жил свой хозяин, который строго наказывал людей за нарушение правил пребывания в лесу.
Леший в славянской мифологии
Как выглядит леший, никто не имел ни малейшего понятия, потому как увидеть существо невозможно. Но народная фантазия не знает предела. Во всклокоченных волосах цвета тины с проседью застряли ветки деревьев и листва, кожа серого оттенка, зеленые светящиеся глаза – таким его представляли люди. Иногда лицо персонажа украшает нечесаная седая борода, на голове проступает лысина, появляется хромота, а один глаз косит или же застыл неподвижно.
Житель дремучих чащоб способен легко менять облик и рост: то он выше деревьев, то ниже травы. Многоликий персонаж впитал в себя разные образы. Умеет меняться, превращаясь в растения, животного, стихию (сильный ветер), духа или человека. Впрочем, рассказывая темными вечерами былички, предки не рисковали описывать внешность хозяина леса, считая такую вольность опасным занятием.
Леший может менять облик
Хранитель леса по-своему справедлив, без надобности не принесет зла человеку. В хорошем настроении покажет дорогу к грибным и ягодным местам, выступит в роли ангела-хранителя для заблудившегося в лесу ребенка, поможет охотнику.
Вместе с тем леший – персонаж неуравновешенный, лучше его не злить. Обычно дед мирно обходит дозором лес; вылечит или спасет попавшее в беду животное, отгонит чужих духов, претендующих на территорию. Неограниченная физическая сила позволяет вытащить из земли больное дерево. Но порой на старика нападает веселье, и тогда лесным обитателям приходится прятаться: леший пугает животных и птиц, а заодно и людей, забредших за дарами природы. Округа наполняется разноголосыми пародиями на зверей, пропадают лукошки и топоры. А если напугать жертву удалось, леший громко хохочет и хлопает в ладоши.
Сказочный лес Лешего
Любимое развлечение лешего – прикидываться родственником или соседом, которого грибник случайно встречает в лесу. Уже дома выясняется, что тот человек в это время был совсем в другом месте. Но это лучше, чем если леший решит притвориться умершим знакомым, такая шутка тоже в почете у духа.
Однако смотритель леса не такой безобидный. Стоит его разозлить, и он способен даже на убийство человека. Но обычно не своими руками – поведет неведомыми тропами прямо в сердце болотной топи или натравит хищного зверя. В крайнем случае, сам превратится в медведя и задерет насмерть.
Леший
Народный фольклор приписывает герою вражду с водяным и домовыми. Опасен леший и для женщин. Если приглянется какая красавица, посетившая его владения, может украсть ее и сделать своей женой, ведь коротает дни в одиночестве. Детям тоже стоит с осторожностью гулять по лесам. Леший хоть и бессмертен, но периодически пытается готовить себе замену. Для этого крадет ребенка и воспитывает по всем правилам лешачьей педагогики.
Поверья и обычаи
Разозленный Леший
У персонажа даже имеется собственный день – 16 октября, когда ни один оберег не спасет человека от возможных проказ лесного духа. Этот сказочный старик накануне Ерофеева дня беснуется по-особому буйно и творит в компании с кикиморами страшные дела, ведь нечисти предстоит исчезнуть до весеннего тепла.
Убить лешего невозможно, но зато просто напугать и прогнать. Он, например, боится меди. Если выстрелить в него пулей из этого металла, тут же исчезнет. Заплутавшим в лесах и болотах грибникам поможет найти дорогу домой вывернутая наизнанку одежда. А верный способ избавиться от чар лешего – выругаться или прочитать молитву.
Дед Леший
За пропавшими в лесах родственниками и знакомыми люди приходили с дарами, если найти не удавалось, угрожали заступничеством святых. Леший не переносит соль и боится огня, поэтому люди заворачивали соль в платочек и прятали в левом кармане, а в лесу при малейшем подозрении на то, что по пятам ходит дух, разводили костер.
Народный этикет предписывал строгое поведение в лесу. Хозяина легко рассердить громкими песнями, свистом, бранью и вообще лишним шумом. По поверьям, нельзя разбивать ночную стоянку на тропе – вдруг через нее взбредет лешему прогуляться вместе с семьей, тогда смерти не миновать.
В культуре
Старика можно встретить в стихах Василия Жуковского, Павла Катенина, Афанасия Фета, он засветился в прозе Ивана Тургенева и сказках Алексея Ремизова.
Спартак Мишулин в роли Лешего
Михаил Кононов в роли Лешего
Георгий Штиль в роли Лешего
Конан Стивенс в роли Лешего
Читайте также:
- Почетный караул у вечного огня в москве сочинение
- Образование древнерусского государства сочинение по процессу
- Нравственные проблемы в повести бедная лиза сочинение
- Сочинение 9 3 огэ понятия
- Сочинение на английском про масленицу в россии с переводом
Женщина рассказывала, что видела, как леший по деревне прошел. Он выше домов, а за ним ветер по деревне дет. Эта женщина ночью воду черпала. А ночью воду нельзя брать, ночью вода спит (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
У меня сестра потонула. А пошла она за лошадью. Идет лесом и… выше лесу пошел кто-то. Идет он, и колпак медный на голове. И пересек ей дорогу. И ей уж не живать на свете. Так она и умерла в этом году (Вологодская обл., Белозерския район, Олькино, 1988).
На сенокос пошла. Идет весь черный, красным кушачком опоясан. Корзина на боку, будто за ягодам. Видела бочком. Потом боялася ходить. А если сказать: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны», — он песню запоет. Но я-то не сказала, испугалась очень (Вологодская обл., Белозерский район, Ванютино, 1988).
Какие они лешие, кто зна? Вот у меня бывало. Пошла я в лес за реку, вдруг слышу, кто-то песни поет, красивы, таки песни, про Дунай. Все захохотало, зашумело, и нет никого. Это свадьба у чертей и лешачих. Я стала под сосну и дрожу. Вот как было (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Шардомень, 1984).
Хозяин лесу есть. В зеленой одежды ходит, в ботинках, и кепка, фуражка зеленая (Карелия, Медвежьегорский район, Рим, 1979).
Леший, говорят, роста небольшого, и борода есть им детей пугают. И у лешего должен быть дом. Леший в болоте водится. И жена у него тоже должна быть, и дети, лешанята (Новгородская обл., Любытинскитй район, Своятино, 1986).
Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес (Новгородская обл., Любытинский район, Своятино,1986).
Нам раз примерещивши было. Ходили за брусникой, мы глянули в сторону: весь белый, одевши. Мигнул, пробежал. «Ой, лесной хозяин!» Ктой-то его знает! Большой, настоящий человек. И не укнул никто, уж сколько мы укали, укали (Новгородская обл., Любытинский район, Ковриг, 1986).
Говорят, лешацы переходы [Лешачий переход – место, где часто показывается леший] есь, показывается. Девчонкамы наряжываюся [лешачихи], пляшут, не дай бог увидеть.
В Жерди было. Мать ушла с двумя ребенками в лес, мать никого не видит, а мальчик говорит: «Дедушко нашего вижу, он меня ведет». Вот и увел. Это леший был (Архангельская обл., Мезенский район, Кимжа, 1986).
Лешачий переход там, как к деревне идешь, озерко там, так говорят, лешачий переход, что-нибудь случается.
Есь еще места в лесе, называют их окаянный крюк. В уме, и все ходишь, ходишь, а опять в то же место придешь, да не один раз, а раза три иль четыре.
Когда человек заблудился да через дорогу переходит, тут-то— окаянный дух. Обдумают [Обдумать – сглазить кого-н., подумав о нем] его да ум отбирают у него у человека (Архангельская обл., Мезенский район, Кимжа, 1986).
Две жонки ехали с сеном по Государевой дороге. Так дорога за рекой называется. Вдруг что-то спросило у них: «Чья дорога?» А вокруг никого. Одна жонка да и говорит: «Божья да государева». Тут все захохотало, загремело, по всему лесу да раздалось. Это леший тоже, он в лесу хозяин (Архангельская обл., Мезенский район, Шардомень, 1984).
В одной деревне были святки, а там есь лешевая тропа рядом с деревней. Один раз там было гостьбище, все веселятся, пляшут. А в одну избу, там беседа была, зашел леший. Его и не заметили. Он зашел, голову на воронец [Воронец – в крестьянской избе: один из двух деревянных брусьев, расположенных перпендикулярно друг другу от печи до стен; на него крепятся полати, перегородка; используется в качестве полки для хранения горшков, кринок и другой посуды] положил и хохочет. Сам весь еловый, и руки, и голова. Тут его и заметили. Испугались все, а он и пропал (Архангельская обл., Каргопольский район, Хотеново, 1989).
Почему блудят-то, уводят? Это леший покажется вот и ведет. Лешаков не лешакают, матюкать надо, они матюков боятся. Лешаки — это черт. Бог да черт есть.
Муж по лесу шел, видит старичка, а он первый раз видит его. Подумал, из другой деревни. Говорит: «Давай посидим»! Выпили они, чашку отнял, а ни старика, ни чашки, ни водки нет. Побежал, бросил все. А это — рыжая бородка — отец мой был, леший отцом представился (Архангельская обл., Мезенский район, Жердь, 1986).
Мужик один пошел в лес, а от нашей деревни чаща была. А он глядит, бежат зайцы, а за им идет пастух и как перегнал их в лес, да как щелкнул кнутом, так у меня в глазах и потемнело. У всех свой пастух есть — и у волков, и у лисиц (Новгородская обл., Пестовский район, Осташкино, 1986).
Я была ушодцы за ягодами, а братик Мишенька пошел по лесу. Я искала его, искала, никак не найти. Обратно иду, ревлю во всю глотку: «Ох, желанный Мишенька, меня мамка убьет!» А он выходит из лесу и говорит: «Я с зайчиком играл да ягодки собирал». А какие там ягодки, не было там никаких ягодок (Новгородская обл., Любытинский район, Своятино, 1986).
Пастух в деревне был, ваган, чужой, с реки Вага. К нему все обращались с делом. Один раз потерялась корова красная, одна из двух. Пришли к вагану.
Он сначала не соглашался, потом согласился, но сказал, чтобы никому не говорили. «Не скажете—хорошо будет, скажете — плохо», — сказал. «Идите, выйдите в лес, положите два яйца, леший яйца любит, на росстани [Росстань – развилка или перекресток дорог] левой рукой, не глядя и уходите».
Старуха пошла, снесла и на другой день снова пришла и встала не шевелясь. Лес зашумел и вышел леший — небольшой, в сером кафтане, в шляпе, с батогом. Идет и гонит семь коров, видно, у многих отобрал. Ваган говорил ей: «Стой, не шевелись и не говори, пока не прогонит, а твою он отхлестнет».
А она не вытерпела, подумала, ведь прогонит ее корову и сказала: «Ой, ты, Красулюшка!» Леший обернулся и хлестнул ей вицей и выхлестнул глаз. Но корову отмахнул. Пришла она домой, а ваган все это уже знал и сказал ей: «Не послушалась меня, так ходи весь век кривая. Мог бы хуже, всю переломать» (Архангельская обл., Каргопольский район, Хотеново, 1989).
Старик рассказывал. Девяти лет наняли в Бело-зерске скотину пасти. 3 дня поводили. Коров шестьдесят. На третий день одного послали. Он и давай реветь. Вдруг старичок. «Что плачешь?» —«Вот батька нанял в пастухи, а коровы ушли». — «А будешь пасти?» — 3 раза спрашивает. — «Буду». Взял поясок — раньше у пастухов пояски были — что-то сказал и отдал. «Завтра утром приведешь, в лес не ходи. Утром распусти, вечером затяни, на ночь сымай». Не вытерпел, затянул, коровы в мыле прибежали. Много денег тогда заработал, скотина в сохранности была. На следующий год нанялся в ту же деревню. Затянул поясок — ничего. Только на один год был дан (Вологодская обл., Белозерский район, Шубач, 1988).
Из-за куста выскочил в балахоне, хто такой, он хоронился, а мать лошадей искала, пастуху-то и сказала, так он на мать рассердился. Это он помогал пасти коров, помощник, его видеть нельзя. Он ему заворачивал коров. Он черт; пастух в рог рыкнет, и помощник коров ему заворотит. Черти пригнали коров, евонны помощники. Пастухи, кто и с чертом ворожат, кто и с богом, кто как сумеет. Все говорят, что передают чертей (Новгородская обл., Любытинский район, Ковриг, 1986).
Бывает, что леший помогает человеку. Мне леший помогал дрова рубить. Праздник был, а у меня дров не было, лошадь-то не всегда дают. Я поехала в лес и взяла с собой сына Юру, он маленький тогда еще был. Смотрим, лесом какой-то человек идет. Мы едем, а он идет. Стали дрова рубить, я рублю и рядом кто-то рубит, эхо так и раздается. Не знаю, как и воз нарубила, как отмахала. Это мне леший помогал.
Поехала обратно, Юра-то у меня на возу сидел. Смотрю, над лесом, выше леса леший идет. Тут ветер очень сильно задул, только нам с горы-то спускаться, тут как ураган начался. Не знаю, как и вышло так, воз-то у нас перевернуло, Юра под возом оказался. Не знаю, откуда и силы хватило, как одним духом поставила повозку правильно.
Достаю сынишку-то, как из гроба, весь в снегу, и не видно. И дорога гладкая была, ну ровная, ровная. Потом мне старушка сказала, что хорошо, я с собой сына взяла, ангельская душа, вот бог-то меня и помиловал. Не знаю, как и до дому добралась (Вологодская обл., Кирилловский район, Благовещенское, 1979).
Еще про охотника расскажу. Далеко ходил в лес, охотился на медведей. Была избушка срублена в лесу. Он в ей ноцевал. А у него было шесть собак. А он-то [охотник] тоже ходил со статьей [Статья – лист бумаги, на котором написан пастушеский заговор; пастушеский заговор], как встретится, так слова не скажет.
В етом-то глубоком лесу вздумал ночевать-то. И собаки с ним. Как к избушке подходит, а двери-то полые стоят. Заглянул — праведный [Праведный – одно из наименований лешего] там, лежит на лавоцке. [Охотник] уж убродился и итти больше некуда. Так говорит: «Настоящий, — говорит, — крещеный человек, так выходи разговаривать со мной по-целовецески, а ежели, — говорит, — нечистый дух, так тебе здесь места нету, поди отсюда, опростай мне место!» Не выходит. Три раза сказал. Он разворотился, в сапогах, в армяке, в серой шляпе встал и пошел, и пошел…
Зашумело, зашумело, собаки все за ним вслед убежали, и собачьего лая не слышно, и лес зашумел. Он [охотник] вошел в избушку, уж ночь подстигла. Истопил печку, сварил себе. Вдруг торок [Торок – шум] пошел, собаки. Он скликал их. Пять прибежали, а шестая, сама последняя, самая ловкая, захлестнул ее насмерть [леший].
Таку осину пустил [леший], повалил, так приперло дверь, до утра выйти не мог. Утром потолок разобрал. Стал бояться ночевать (Архангельская обл., Каргопольский район, Хотеново, 1989).
Много в лесу путают. Я вот коров пас, так никак домой не загнать, говорят, лесовик держит. И с дояркой пойдем. Потом колокольчик повесили, и все дней пять пасется в лесу, не пускает. Там колокола — пойду, и сюды приду — звонят, и тут звонят. Хватит! Прихожу домой, а коровы дома. Кусты тут были, дня три пас коров. Искал, а их и нет, а они в кустах ночуют. Хто-то их держит, бывало, что и не найти. Ищу — нет, потом пришли, не знаю, где были (Новгородская обл., Старорусский район, Ночевалово, 1990).
Вольный у ствола руку поставит — порох летит, а дробь ловит. Вольного только медью взять можно. Один мужик охотился. Стрельнет, а попасть не может. Догадался, медью патрон зарядил. Выстрелил, а ему: «Что ты мне, — говорит,— наделал. Я бы тебе, — говорит, — дробь-то бы отдал». Руку пробил. «Иди домой» — и три раза стегнул, но не больно. Мужик пришел, на 3-й день с тоски умер. Свинец вольного не берет, а медь взяла (Вологодская обл., Белозерский район, Лойда, 1988).
Коровы потерялись. Пошли к старику. Он сказал, сколько человек пойти должно и какие слова сказать. «Ищите, где стояли коровы». Пришли. Стоит чудище, одна нога на берегу, другая на другом. Сказали: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны». Хлопнул в ладоши и пошел. Лес дак… Идет и так громко. Как он пошел, обернулись, коровы стояли позади людей (Вологодская обл., Белозерский район, Пятница, 1988).
Раньше рассказывал старик лойденский [из с. Лойда]. Знался один старик с вольнем. На Звижнев день [Здвиженье, Здвижнев, Звижнев день – церковный праздник Воздвиженья креста Господня] варили пиво ушатами. Выносили вольнему ушат пива и просили сплясать или спеть. Но если сплясать, то все повалится. Выносили пиво и говорили: «Приходи мотыгой пиво пить». Он выпьет и спрашивает: «Ну что, вам теперь спеть или сплясать?» Да, видно, не просили. Если плясать будет, так все повалится (Вологодская обл., Белозерский район, Боярское, 1988).
Баба взяла ребенка на ниву. Сама жнет, а ребенок зыбке на кусту. Мужику наказала: «Поедешь, не забудь парня взять». Мужик поехал и забыл, в зыбке, на ниве-то. Прибежала баба, а Он качает:
«Бай-бай, спи, дитятко,
Матушка оставила,
Батюшко забыл».
Она растерялась, говорит: «Куманек, ты, батюшко, отдай-ко мне ребеночка». — «Ну, раз мой крестник, я ему принесу подарок». И корову ко двору пригнал (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
В Бекреневе один рыбак на зимнике [Зимник – дорога, по которой ездят только зимой] ночевал, на озере. Идут два вольных. Один нашего прихода, другой — иного. Один говорит: «Я его растопчу. Невежа! Лег на зимнике». А наш: «Нет, надо обойти!» (Вологодская обл., Белозерския район, Ивановское, 1988).
Леший в лесу живет, он большой порато. И у нас лесу есь. Вот мы мужиков на войну провожали, и леший провожал, дак плакал и все кричал: «Я помогу вам, помогу, помогу!» У нас дедушка говорил, леший за Русь идет, хто на усь нападе, все леший за Русь встане. Он все силы кладе, а помогать — он в войну пули откидывал. Так дедушка говорил.
У нас отец зимой впотемни поехал за дровами, вдруг видит, человек идет, большой, выше сараев, длинной. То леший был, наверно (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Засурье, 1985).
Вот пугало у нас на Поклоннице [горе], где пионерский лагерь, там лес раньше был. Дак вот раньше, все говорят, кричало. Так и кричит: «Эй, колхозная зараза!» И в образе солдата встретится, в образе человека, человека с копытами, священника, в образе ребенка может встретиться, леший в любом образе, в любом.
А как ветер, вихорь, дак это уж самый леший. Вот здесь позапрошлый год, такой был ураган, крыши сняло, а град с маленькое яичко был. А где он шел, этот вихрь-то, дак столько лесу навалило, вы и не поверите. Все сосны вповалочку леший-то выворотил.
Это уж нечистая сила тоже, леший-то. Он кем хошь прикинется, хоть зверьком, хоть колесом у телеги, да кем хошь (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Засурье, 1985).
Леший превращается. В дом может превратиться. Вот у нас здесь стоит дом, и в каждом окне свецка. Это леший дом, люди так скажут. У нас было дупло березово, лучину запихали, дак три дня горело. Горит, горит, да пыхнет. Беда! (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Засурье, 1985).
Огарев живет в лесу. По ночам ходит-то Огарев. Света-то он не боится, а людей боится. Он, если захоче, разобьет окошко, если захоче, возьме ребенка, маленьких только бере. Он страшный, у него глаза большие (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Веркола, 1985).
Вот мы один раз, лешего-то мы не видели, а лешачих две видели, небольших. Они нарядятся, как девочки. Вот мы идем малину брать с одной девкой, и бежит две девоцки попереже нас, по подслудью-то [Подслудье – сырой, заболоченный луг], глина вот. А девоцки-то знакомые, ну мы и пойде их догонять.
А они бежа, как по вершиноцкам: чтоб где они засели [Засесть – увязнуть в слякоти, болоте], увязли — нигде не засели, а мы идем — по колено бредем. Нас-то они не допускали к себе. Потом вышли на берег (река ведь), и вдруг пошло через реку, дак вот реку и раздвоило. Они-то вот так поперек пошли через реку, и реку пополам-то и раздвоило.
Ну мы тут испугалися да выбежали на пожню, да и пошли домой (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Засурье, 1985).
В лесу леший и боровухи-те. Вот дедушка, он испугался тех боровух и чокнулся потом. Она и обнимать начнет, как муж и жена. Говорят, как сотворишь блуд с боровухой, дак и с ума сойдешь.
Вот милиционер у нас, он рыбачить пошел, и вот ночью к нему приходит голая женщина. Он пистолет вынул, она и исчезла (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Гора, 1985).
Поехал пахать, пашет, и вдруг впереди лошади мышь пробежала. А лошадь-то испугалась. Он взял и матюгнулся. Приехал домой — болен невозможно. Там в деревне-то и говорят: «Ну, это боровухи к нему привязались». Боровухи — это лешачихи, на бору дак.
Вот отцу-то его и говорят: «Ты возьми, воскресну молитву прочитай в рубаху-то, да и дай эту рубаху сыну-то. Если он оденет воскресну-то рубаху, то это не боровухи, а если не оденет, то это боровухи, значит, завязались, надо от боровух лечить» (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Засурье, 1985).
Красивой-то боровуха выглядит, а лешачиха некрасивая, волосы растрепанные.
У нас старик один охотник жил в Нюхче. По ворге [Ворга – болотистая местность, лощина, заросшая кустарником, мелколесьем ] раз пошел и встретил свою жонку. Они давно не виделись и сотворили, что надь. А это боровуха была, вот и помер он, и как помер-то на кровати, дак между досками оказался (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Городец, 1985).
Тата рассказывал. Они ехали из Дорогорского зимой. Едем, вдруг конь фушкат, шарахатся, не идет. Глядим, впереди нас бежит молоденька девоцка, белой платоцек наперед концами завязан. У ей уголоцек до цего прямо лежит на спине, как добры, аккуратны девушки повязывали. Вот она бежит, бежит, бежит. Тата говорит: «Подвезем».
Мы лошади остановили, и она вроде стала. Тата ременкой жигнул, лошади шибче побежали, и девка. На лошади доганить не можем. Повернула на леву руку и исчезла. Посмотрели в том месте на снег, а там и следочка нету. Говорили потом, что это лешачиха. Ведь уж человек настоящий в сторону свернет, и следы есть. А тута нет ничего.
А лешачиха красива, волосы долги. Один мужик видел. Стоит, сама высока, волосы длинны, в красном сарафане. А леший, он в красном колпаке ходит. Ой, каки волосы долги да путаны. Идет, не оглядывается (Архангельская обл., Мезенский район, Лампожня, 1986).
Небаские-то [Небаские – общее название нечистой силы, букв. нехорошие, некрасивые] жили в ямах больших. Один парень шел с пляски, дак, говорит, она ходит, волосы распустила да в фартук набрала много травы, лешачиха-то. Он тут стал молитву читать (Архангельская обл., Велегодский район, 1988).
Не доезжая до Белозерска восьми километров, мой отец хлеб ездил покупать. Зимой, на лошади — хлеба мало на год хватало — поехал ночью домой. А сорок километров к нам ехать. Лошадь, грит [говорит], под гору больно бегла быстро. Было воз большой — пять мешков муки.
Доехал там до деревни — далеко еще домой, поди, километров шестнадцать — ревит ревом… До другой деревни поехал — ревит. Вот уже последняя деревня к нам подходит. А до нашей еще восемь километров.
Вот как я заехал на гору — а ночь-то была месячная, светлая,— стоит, грит, на полозу как стог сена. Ну, вот, грит, остановил лошадь, что, если мы заденем, он нас остановить может. Я, грит, свернул на другой полоз, к нему, грит, спиной повернулся. Как, грит он, поровнялся я с ним, а он мне все в лицо заглядывает: такой дед, что ль, не знаю, в армяке (раньше носили). И весь-весь, грит, в этой, весь. Я, грит, как мерина стегнул, в сани повалился.
Не помню, как и до деревни доехал.А он все там ревит, так и остался (Вологодская обл., Белозерский район, Лаврово, 1988).