Мартынова Елена Борисовна,
Бабаева Лариса Сергеевна,
Костылева Наталья Анатольевна,
воспитатели
Жукова Ольга Александровна,
музыкальный руководитель
Герои сказки — дети старшей группы.
Рекламное сообщение
ГБОУ города Москвы
“Школа № 2122” ОП “Звездочка”
г.Москва, г.Щербинка,
ул. Барышевская Роща 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Дети знают очень много разных и важных профессий. Эти профессии у всех на слуху, и они могут видеть их в своей жизни. Но есть и такие о которых они не знают. Это профессии тех людей, которые связанные с экологией. Вот такая интересная и значимая профессия – лесник. В ходе нашего проекта дети узнали, что на лесника учатся в специальных Институтах леса. Лесник должен многое уметь и знать. Ребята даже сочинили сказку о леснике, а потом рисовали, лепили героев этой сказки. В итоге этой работы у нас получился мультфильм, который дети снимали сами.
Готовить детей к будущей жизни мы начинаем еще в детском саду. Пусть они не выберут эту профессию, но зато вырастут добрыми и отзывчивыми.
Авторская разработка «Сказка о нерадивом леснике»
«Кто такой лесник?» – такой вопрос мне задали дети, когда я сказала им, что есть такая профессия. Сразу посыпались вопросы: а кто это? Что он делает? Где работает? Это женщина или мужчина?
Когда я спросила, а как вы думаете, кто такой лесник? Ответы были такие: живет в лесу, любит лес, охотится на зверей, знает все деревья, он решил жить отдельно от всех со зверями, у него избушка в лесу, он может разговаривать с птицами.
Я выслушала и предложила детям самим узнать ответы на все вопросы. Например, спросить у родителей. На следующий день многие принесли энциклопедии, книги, журналы.
Мы выяснили, что лесник – это хозяин леса. Он следит за животными, защищает их от браконьеров. Лесник должен многое уметь и знать: объяснять людям правила поведения в лесу, строить кормушки для зверей, уметь оказать медицинскую помощь людям и обитателям леса и многое другое.
Ребята заинтересовались этой профессией, она им показалась очень доброй, нужной и важной. Ведь лес он нужен не только нам, а самое главное он нужен зверям, птицам, насекомым. Это их дом.
Мы с ребятами очень много стали читать о природе. Им понравилась серия книг «Воробышек», рассказы М. Пришвина, В. Бианки. А иллюстративный материал из комплекта «Юные экологи Москвы», теперь неотъемлемая часть любой деятельности наших воспитанников.
Сказки Натальи Рыжовой и книгу «Напиши письмо ежу» мы с детьми часто читали. Ребята всегда с интересом слушали, делали свои умозаключения. Но когда мы стали узнавать все о леснике, они почему- то вспомнили сказку Натальи Рыжовой «О золотой рыбке». И решили сочинить свою сказку.
Процесс был увлекательным! А потом просто начали лепить и рисовать героев нашей сказки.
Когда мы предложили нашим воспитанникам создать мультфильм по нашей сказке, восторгу не было предела! Сразу между собой распределили кто будет учить слова, кто будет двигать героев мультфильма и создавать фон рисунками, кто будет фотографировать. Наши дети сделали все сами! Нам осталось только смонтировать мультфильм.
Посмотрите, что у нас получилось. «Сказка о нерадивом леснике».
СКАЗКА О НЕРАДИВОМ ЛЕСНИКЕ
В одном лесу жил-был лесник. Лес был густой и темный, через него было трудно пройти. Было в этом лесу много разных зверей. Белочки целыми днями прыгали по деревьям, в низу рыскали лисы и волки, прыгали зайцы, бегали ежики. Дятел целыми днями долбил деревья, вытаскивая из коры вредителей. В кустарниках птички порхали с ветки на ветку, громко распевая свои песни. Они истребляли насекомых, оберегая лес.
Надоело леснику пробираться через кустарник и решил он его вырубить, чтобы в лесу было светло. Взял он большой топор и вырубил весь кустарник между деревьями. В лесу сразу светло и просторно стало.
Радуется лесник, как хорошо у него в лесу! Только смотрит и не поймет в чем же дело? Листья с деревьев стали опадать, деревья засохли, улетели птички в другие леса, не видно стало и зверей. Развелось мышей в лесу видимо-невидимо! Подгрызли все корни у деревьев! Объели всю листву прожорливые гусеницы! А почему так произошло?!
А потому, что вырубил лесник весь кустарник: негде птичкам гнезда вить, птенчиков высиживать, негде зайцам и ежам прятаться. Опустел лес. Засох. Погибли деревья. Понял лесник, какую беду он наделал! И решил все восстановить! Посадил кусты и деревья, стал ухаживать за лесом. И вот стали возвращаться в этот лес птицы и звери!
Дорогие дети и взрослые! Берегите природу! Заботьтесь о птичках, чтобы не улетали в другие леса. Не разоряйте их гнезда. Не обижайте ежей, ведь они уничтожают мышей. Защищайте природу! Ведь лес дает нам ягоды, грибы, орехи, желуди, Умейте быть благодарными!”
Скачать (PDF, 1.01MB)
И публикуем вторую сказку этого же коллектива “Сказка три поросенка новая”
Конспект НОД по природному миру в старшей группе:
«Знакомство с трудом лесника»
Цели: расширить знания детей о лесе.
Задачи:
обучающие: формировать умения детей отвечать на вопросы воспитателя, дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе;
развивающие: развивать наблюдательность, память;
воспитательные: воспитывать уважение к труду лесника, способствовать экологическому и эстетическому воспитанию детей.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физические развитие
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Лес»
Беседа «Правила друзей природы»
Дидактическая игра «Загадки и отгадки» (по теме)
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Материал и оборудование: глобус, иллюстрации картин художников о лесе, карточки-символы о правилах поведения в лесу.
Ход занятия:
Воспитатель: В начале нашего занятия послушайте рассказ О.Дмитриева «Что такое лес»
Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он— Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.
— Что случилось? — удивился художник— Почему засох мой лес?
— Какой же это лес? — вдруг услышал художник— Тут одни только деревья.
Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает:
— Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
— Правильно, — согласился художник, — такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.
— Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
— А это потому, что ты забыл нарисовать грибы,— сказал лесовичок.
— Да, позабыл,— согласился художник.— Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто.
— Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.
И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
— А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.
А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.
— Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
— Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
— Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, лесовичок сказал:
— Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…
— Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.
— Не все,— сказал лесовик.— Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.
— Нет! — решительно заявил художник.
— Нарисуй,— твердо сказал лесовик.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку… Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискиванье, фырканье.
— Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево и его не было видно в густой траве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на сказки!
Воспитатель: А, теперь посмотрите на наш земной шар. Большая часть земли покрыта лесами. Леса – это главное богатство планеты.
Леса бывают разными. Какими?
Ответы детей:
— смешанные, когда встречаются все деревья;
— хвойные темные леса (тайга);
— березовые рощи, где растут березы;
— сосновые боры, там приятно пахнет смолой.
Воспитатель: Правильно.
Психологическая разгрузка.
Воспитатель предлагает разместиться поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.
Звучит музыка (пение птиц).
Воспитатель: Продолжаем наше занятие.
Леса дают всему живому целительный воздух для дыхания. В лесах обитает множество птиц, животных. Люди используют древесину для изготовления мебели, бумаги, для создания других промышленных изделий.
А сейчас физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Растет население планеты. Все больше земли приходится отводить под сельское хозяйство, поэтому лес вырубают и используют освободившиеся земли для пастбищ, где пасется скот; для полей, где выращивают хлеб, овощи; для садов и виноградников. Маленькие деревни превращаются в села, села – в города. Люди дома и необходимые для жизни постройки, вокруг крупных городов отводятся большие площади под дачные участки. В лесах прокладывают железные дороги, находят полезные ископаемые, где начинается их добыча, а значит, и развивается производство. Все это необходимо людям. Однако лесов становится все меньше и меньше. Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес.
Познакомьтесь со стихотворением Л.Зеленской «Лесник»:
Ходит по лесу лесник,
Он шагать в лесу привык,
Здесь ему, совсем, как дома,
Всё давным–давно знакомо.
Взгляд лесничего остёр:
Тут недавно был костёр –
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь, и – пожар.
Там, красавица – сосна.
Почему она грустна?
Причинил ей много бед
Жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти,
Короеда извести.
Дальше заяц грыз в яру
Молодой ольхи кору.
Погоди, ушастый плут,
Скоро пойман будешь тут!
Дальше, дальше… долог путь!
Должен всюду заглянуть,
Всё обследовать.
Лесник, он бродить в лесу привык.
Знает он не зря в лицо
Каждый куст и деревцо.
Кто же такие лесники? Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся им в трудное время. Их основное дело – забота о лесе.
Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами.
Вы, дети и мы, взрослые можем как-то помочь лесникам?
Ответы детей: Да, мы не должны забывать правила поведения в лесу.
(выставляются карточки – символы)
- Ветки не ломать, деревья не качать, ни травинку, ни лист не рвать.
- Стараться не шуметь, а не то лес испугается, и мы не узнаем ни одной тайны.
- Не разрушать муравейники, и не трогать гусениц, лягушек, ужей – звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
- Не разводить костров – от маленького костра может быть большой пожар.
В конце занятия воспитатель произносит вместе с детьми:
Нор звериных
Птичьи гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живётся с нами радостно всегда!
Конспект занятия для детей
старшей группы
«Знакомство с
профессией лесник».
Цель: познакомить детей с профессией лесник и его
трудовыми обязанностями.
Задачи:
1. Сформировать знания о труде лесника и его
экологическом значении.
2. Расширять представление об использование леса
в жизни человека.
3. Уточнить
представление о леснике
– человеке, который заботится о лесе и его обитателях.
4.Закрепить
знания о диких животных: чем питаются, как передвигаются. Закрепить правила
поведения в
лесу.
5.Показать
значимость этой профессии для общества и природы. 6.Пополнить словарный запас
(лесник, кормушка, браконьеры). Развивать связную речь, мышление, внимание,
память.
7.Воспитывать
любознательность, любовь к природе, заботливое и бережное отношение к лесу.
Воспитывать уважение к людям этой профессии, бережное отношение к результатам
их труда.
Оборудование:
загадка, стихотворение, презентация «Кто в лесу главный»,
Ход занятия.
1.Вводная
часть.
В:- Ребята, каждый из вас бывал в лесу. Как прекрасен лес
летом, когда отовсюду доносится птичье пение, в густом травяном покрове
созревают ягоды, а среди мха — поднимаются грибы. Или весной, когда на деревьях
и кустарниках появляются зеленые листочки, а на подсохших участках лесной почвы
расцветают первые цветы. Или зимой, когда вы, может быть, катались на лыжах, а
лес был прекрасен, как ледяной терем. Или же осенью, когда деревья наряжаются в
золотисто-красные плащи. Словом, лес хорош в любое время года!
В:- А для того, чтобы в лесу был порядок, за ним нужно следить.
Ребята, послушайте загадку и отгадайте, с какой профессией человека мне
бы хотелось вас познакомить.
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек,
В гости ждёт лесных зверушек.
В : О ком идёт речь в этом стихотворении?
Дети: О леснике.
В : Верно, а где работает лесник?
Дети: в лесу.
В : А, что делает лесник в лесу и о ком он заботится?
Дети: о зверях и птицах.
В : Правильно, но ещё и о лесе, о деревьях и
кустарниках. А какие деревья растут в лесу?
Дети: Ели, сосны, берёзы.
В : А какие лесные животные и птицы живут в лесу?
Дети: волки, зайцы, совы, дятлы, лисы, ежи, медведи.
В : Лес это не только место жительства лесных зверей
и птиц, но и место где звери добывают себе корм. Какие животные запасают грибы
на зиму?
Дети: белки, ёжики.
В : А кто любит полакомиться липовым мёдом?
Дети: медведь.
В : А кому не обойтись без желудей?
Дети: Кабанам.
В : Кто питается семенами деревьев?
Дети: Птицы.
В : В холодное время, в зимний период, когда мало
корма, лесник подкармливает зверей и птиц. Благодаря его заботе, животные могут
перезимовать. А ещё он следит за порядком в лесу, охраняет лес от вырубки,
пожаров.
В : Ребята, назовите, какие предметы необходимые для
жизни человека сделаны из дерева?
Дети: дома, книги, мебель, игрушки, санки.
В : А, что произойдёт, если человек не будет беречь лес
и соблюдать правила поведения в лесу?
Дети: Лес может погибнуть.
В : Ребята, а где воздух чище в лесу или городе?
Дети: В лесу.
В : В лесу нет машин, заводов, фабрик, а деревья очищают
воздух от пыли и грязи, растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород,
которым мы дышим. Что нам надо делать, чтобы воздух стал чище?
Дети: Сажать деревья, оберегать леса от пожара, не
мусорить.
Физкультминутка «Две больших сосны».
Две больших сосны стояли рядом Руки поднять вверх.
Между ними ёлочка росла. Опустить руки и отвести в
сторону.
Две сосны подружку укрывали, Поднять руки вверх и покачать
в стороны.
Чтоб вершинку ветры не сломали, Изобразить руками вершину.
Чтоб красивой ёлочка была. Поставить руки на поясе
поворачиваться из стороны в стороны.
2.Основная часть.
В:
Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать?
Ответы детей
Чтение
стихотворения: «Лесные правила» (дети).
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки деревьев не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В: Ну
вот, мы с вами повторили правила и знаем как себя вести в лесу.
В.: Работника леса называют лесником. Он знает все о деревьях на своем участке; где
надо расчистить просеку после грозы; где лучше всего приживаются саженцы из
питомника. Лесник
знает повадки обитателей леса, умеет читать следы, может определить,
сколько и какие животные приходили ночью к кормушке. Он следит за тем, чтобы
туристы аккуратно разводили костры и не забывали их тушить.
Чтение стихотворения А. Смирнова «Лесничий».
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нём живёт лесничий.
Он здесь не сторожит лису,
И не стреляет дичи.
С рассветом раньше всех встаёт,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход:
Лесничий занят делом.
Ни браконьерам, ни ворам,
Нигде не даст слабинку,
Убережёт от топора Берёзку и осинку.
Пушистых ёлочек отряд,
Спасёт под Новый год он,
Подкормит птиц лесных, зверят
— Вот в чём его работа.
Он охраняет лес, а с ним,
И дятла и сороку.
Им без лесничего одним,
Пришлось бы очень плохо.
Презентация «Кто в лесу главный».
Итог:
В:
Сегодня мы с вами узнали о профессии лесник. Давайте, вспомним что делает
лесник, какие у него обязанности?
Предложить детям задание. Найдите дома с
родителями картинки профессий, которые защищают, охраняют природу. Попросите
родителей рассказать вам о них. А вы поделитесь своими знаниями с ребятами.
ЦЕЛЬ: Развитие интереса у дошкольников к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности.
Задачи:
- Продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника; показать значимость этой профессии для общества и природы.
- Продолжать учить группировать предметы по заданным признакам; учить делать обобщения, дифференцировать предметы на основе проведенного анализа и синтеза; развивать умение выражать собственные эмоции и воображаемые образы через слова и движения.
- Способствовать формированию нормативной регуляции поведения, поддерживать стремление к успеху в достижении определенного результата; способствовать овладению типичными формами взаимодействия (одновременные действия с другими, обмен функционально распределяемыми действиями внутри группы, соблюдение договора в процессе игры).
Оборудование и материалы: Пособие «Радуга» (дифференциация вида деятельности детей на занятии методом цветовых предпочтений); игровой кубик, на гранях которого изображены цифры от 1 до 6 (каждая цифра обозначает номер задания и номер буквы зашифрованного слова); 3 набора из 4 карточек (20Х15) с изображением групп представителей растительного мира; 12 фишек с цифрами (1-12), разнос; 2 серии картинок в каждой из которой 4 карточки (10Х10), отображающих 4 этапа развития одного из представителей животного мира; 5 двойных карточек (20Х15): с изображением (с одной стороны) глаз животного, (с другой стороны) с изображением всего животного; черный ящик, в котором находятся: шишка, веточка рябины, кусочек коры, желуди, гриб; 6 карточек (30Х10): — с изображением трех животных; 18 карточек (10Х10) – с изображением мест обитания животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо, хатка, улей, куст, муравейник); посылочная коробка; памятки с правилами поведения в лесу на каждого ребенка; пригласительный билет в заповедник «Кузнецкий Алатау»; пособие «Волшебный микрофон»; ноутбук; 6 карточек (ф А5) с буквами, означающими слово ЛЕСНИК; 3 плаката (60Х80) на темы: «Как лесник заботится о лесе», «Зачем люди ходят в лес», «Этого не следует делать в лесу».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я не знаю, чем каждый из вас хотел бы позаниматься. А поможет мне это узнать «Радуга интересов». Предлагаю каждому выбрать ленточку того цвета, который больше нравиться. А вы знаете, что каждый выбранный вами цвет, означает вид деятельности, которым бы вы сейчас хотели заняться. Кто выбрал красный цвет – тот хотел бы активно подвигаться. Кто выбрал синий цвет – тот хотел бы узнать что-то новое о себе и окружающем мире. Кто выбрал желтый цвет – тот хотел бы проявить свое творчество. Кто выбрал зеленый цвет – тот ищет общения с друзьями. Кто выбрал оранжевый цвет – хочет поиграть.Всем этим мы сегодня с вами и будем заниматься. Но для начала побеседуем. Воспитатель:Ребята,кем становятся дети, когда вырастают? (Ответы детей) Чем взрослый отличается от ребенка? (Ответы детей)Да ребята, взрослый человек по сравнению с ребенком большой, сильный, образованный, потому что много учился и прочитал много – много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Взрослые имеют профессию, ходят на работу и умеют делать свое дело очень хорошо.
Воспитатель:Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком, у него очень редкая профессия, но чтобы узнать, кем он работает, вы должны открыть буквы зашифрованного слова. Согласны? У меня есть кубик его нужно бросить какая цифра выпадет такую букву по счету мы, и откроем, но сначала нужно выполнить правильно задание на столе с такой, же цифрой. Итак, начинаем. Кто первым бросит кубик?
1. Задание: «Кто скорее соберет?»
Цель: Выявление знаний детей о стадиях развития животных (насекомых, земноводных); развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: личинка, куколка, икра, головастик.
Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания, вам нужно разделится на 2 группы, каждая получает набор из карточек с изображением стадий развития животного. Вам необходимо правильно выстроить последовательную цепочку развития лягушки и бабочки.
Будьте внимательны! От этого зависит результат вашей работы!
Давайте проверим правильность выполнения задания.
(Из яичек появляются гусеница, гусеница превращается в куколку, из куколки выводится бабочка).
(Лягушка откладывает икру, из икры появляются головастики, у головастиков вырастают задние и передние лапы, затем исчезает хвост, и лягушка выходит на сушу).
Ребята, как думаете, вы справились с заданием?
Да, ребята, правильно, отлично справились!
2. Задание: «Четвертый лишний»
Цель: Формирование умения вычленять лишний объект из группы однородных объектов на основе обобщения и анализа их отличительных признаков. Обогащение и активизация словаря: белый гриб, лисички, опята, мухомор, ель, дуб, тополь, колокольчик, нарцисс
Инструкция: Для выполнения задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор из 4 карточек с изображением растений. Вам необходимо убрать «лишний» предмет, объяснив причину. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания. Вы готовы?
Объясни свой выбор! Ребята посмотрите, как вы думаете, они правильно выбрали?
Молодцы! Дружно работали!
3. Задание: «Угадай кто это?»
Цель: Продолжать учить узнавать и различать животных по частям тела, обращая внимание на наиболее характерные особенности внешнего вида животных и птиц (глаза); развивать способность к синтезу предметов на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рысь, енот, филин.
Инструкция: В этом задание ребята, вам надо угадать животное по изображению его глаз. Здесь главное проявить сообразительность и каждому постараться высказаться.
Кто еще как думает? Может кто-то думает по-другому?
Замечательно ребята! Вы такие сообразительные!
Физминутка: (Звучит запись пения птиц в лесу).
Ребята, давайте немного отдохнем. Вставайте все в круг, закрывайте глаза, представьте, что мы в лесу летом. Все дети входят в лес. Открывайте глаза. Идем тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки…
Вдохните полной грудью свежий лесной воздух. Потянитесь к солнышку, погрейтесь под его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы рассмотреть их. Идем дальше. Перед нами бьет родник, помойте руки в прохладной воде, встряхните их. Выходим из леса.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Зачем люди ходят в лес?» (Ответы детей). А теперь сравните ваши ответы с изображениями на плакате.
Отдохнули? Продолжаем отгадывать слово! Кто хочет бросить кубик? (Ответы детей).
4. Задание: «Черный ящик»
Цель: Расширение знаний детей о пищевых предпочтениях животных и птиц в дикой природе; создание условий для обогащения сенсорного опыта и чувственных впечатлений детей; развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рябина, желудь, кора.
Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания вам надо опустить руку в «черный ящик», определить на ощупь и высказать свое мнение, что там находиться. А затем ответить на вопрос: «Для какого животного в дикой природе это является пищей?» Но чтобы определить, кто первый начинает, нужно каждому выбрать фишку. Для того чтобы выполнить задание нужно хорошо подумать! Ребята у кого фишка с цифрой 1, опускай руку.
Подумай, что за предмет у тебя в руке? Проверяй! Что у тебя в руке, смотри!
Умнички отгадали все предметы!
5. Задание: «Кто где живет?»
Цель: Выявление знаний детей о местах обитания животных в дикой природе (птиц, насекомых, рыб, зверей); развитие способностей группировать предметы на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: хатка, берлога, муравейник, дупло, улей, гнездо, норка.
Инструкция: Для выполнения этого задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор карточек с изображением животных и карточек с изображением мест их обитания в природе. Вам необходимо правильно сгруппировать картинки, чтобы каждое животное было закрыто карточкой с изображением его места обитания. От быстроты ваших действий зависит успешное выполнение задания.
Проверяйте. Кто живет…? Где живет…?
Хорошо поработали и успешно справились с заданием! Молодцы!
6. Задание: «Назови правило»
Цель: Уточнение и обогащение представлений детей о правилах поведения в дикой природе; развитие экологического сознания, формирование представления о ценности окружающей живой природы.
Инструкция: Ребята, чтобы выполнить это задание вам нужно выбрать фишку с цифрой. И глядя на плакат «Чего не следует делать в лесу», придумать правило, для картинки с таким же номером. Внимание! Каждый придумывает правило, только к своей картинке, высказываемся по одному.
А что будет если…? А что может случится?
Мне очень понравились ваши ответы!
Воспитатель: Вот молодцы со всеми заданиями справились, и на доске открылось слово? (Лесник). Кто же такие лесники? Чем они занимаются? (Ответы детей). Параллельно демонстрируется плакат «Как лесник заботится о лесе», помогающий детям сформулировать ответы.
Воспитатель: Вы правы, а теперь предлагаю посмотреть видео письмо от Игоря Николаевича, который работает лесником в заповеднике «Кузнецкий Алатау», это папа Вовы, мальчика из моей группы, садитесь скорее на стулья.
(Видео-письмо от лесника)
Здравствуйте ребята, если вы смотрите мое видеописьмо, значит, успешно справились со всеми заданиями и отгадали зашифрованное слово. Да моя профессия называется лесник и все что вы делали, выполняя задания, помогло вам узнать больше о моей профессии, о том с кем и где я работаю.
Лесники – важные для леса люди, они охраняют лес и следят за порядком. Они хорошо знают всех обитателей леса. Они стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Заботятся о лесе – берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых. Вот сколько важных дел у лесников.
Ребята, я посылаю вам посылку с пригласительными билетами ко мне в заповедник, чтобы вы могли полюбоваться природой родного края и еще сильнее полюбить ее. А любить – это значит беречь, заботиться, и не забывать о правилах поведения на природе. Для этого посылаю вам эти памятки. Ведь забота о красоте окружающей природы — это дело каждого из нас!
Воспитатель: Достает посылку, открывает и показывает ее содержимое детям Ребята, посмотрите здесь и приглашение, и памятки, я их отдам после занятия, мы все вместе прочитаем, а памятки возьмете домой на память. Посмотрите, здесь еще лежит микрофон, я предлагаю, ребята вам сейчас рассказать о том, что больше всего понравилось на занятии, что нового узнали, оправдались ли ваши ожидания, чем вам больше понравилось заниматься, хочу сразу сказать, что микрофон не простой, а волшебный все ваши ответы Игорь Николаевич услышит. (Ответы детей)
Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось наше заниматься, было интересно и увлекательно. Спасибо вам ребята за интересные ответы, спасибо за работу и внимание.Наше занятие окончено. До свидания!
Важная и интересная профессия — «Лесник»
Автор: Семёнкина Татьяна Александровна
Организация: МКДОУ детский сад
Населенный пункт: Новосибирская область, с. Вагайцево
Цель: Сформировать представления детей о важности профессии лесника.
Задачи:
1. Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении.
2. Расширять представление об использование леса в жизни человека.
3.Развивать у детей связную речь, внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать уважение к труду взрослых.
5.Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного и творческого характера.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лесной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу».
2. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением лесника и лесных животных в разное время года.
3. Беседа на тему «Лес – наше богатство», «Сохраним нашу природу».
Материал: картина Свиридова А.«Домик лесника», беседа о лесе,вопросы к детям, пояснения,дидактический материал к заданиям, металлическая монетка, деревянная пластина,ёмкость с водой, деревянная ложка, металлическая ложка,деревянная палочка, точилка, карандаш, медали « Юный лесник».
Ход НОД
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Здравствуй, лес,Кто в глуши твоей таится –
Дремучий лес,Что за зверь?
Полный сказок и чудес!Какая птица?
Ты о чем шумишь листвоюВсё открой, не утаи:
Ночью тёмной, грозовою?Ты же видишь, – мы свои!
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Воспитатель: —Ребята, каждый из вас бывал в лесу. Как прекрасен лес летом , когда отовсюду доносится птичье пение, в густом травяном покрове созревают ягоды, а среди мха — поднимаются грибы. Или весной, когда на деревьях и кустарниках появляются зеленые листочки, а на подсохших участках лесной почвы расцветают первые цветы. Или зимой, когда вы, может быть, катались на лыжах, а лес был прекрасен, как ледяной терем. Или же осенью, когда деревья наряжаются в золотисто-красные плащи. Словом, лес хорош в любое время года! А что такое лес? За чем в него ходят люди? (картинка) Но кто же охраняет это богатство?
Чтобы догадаться, послушайте загадку:
Он природу охраняет,
Нарушителей прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.(Лесник)
Воспитатель: — Правильно, это лесник. А кто такой лесник?
Дети: Это – хозяин леса. Он заботитсяо лесе, о его обитателях. А кто является его обитателями? (картинка)
Воспитатель: -Ребята, а что делает лесник, какая у него работа.
Дети:
— очищают лес от мусора и сухих, поломанных деревьев.
— берегут от пожаров
— подкармливают и лечат зверей и птиц
— охраняют обитателей леса от злых людей – браконьеров.
— спасают зверюшек во время пожаров и наводнений
— высаживают новые саженцы на пожарищах и вырубках.
Воспитатель:— Молодцы, ребята.
— Чтобы стать лесником, надо много учиться, много знать, много уметь. А что должен знать лесник?
Воспитатель: — Давайте на время станем лесниками, и выполним несколько
заданий, с которыми любой лесник справится на «отлично».Ведь каждый
лесник знает свой лес и его обитателей. Какими качествами должен обладать лесник? (Лесник должен любить природу и чувствовать за неё ответственность. Для возможной борьбы с браконьерами необходимо быть принципиальным и смелым человеком. Нежелательны какие-нибудь серьёзные проблемы с физическим здоровьем: нужны лёгкость на подъём, выносливость, готовность к тяжёлому иногда ручному труду.)А как вы думаете, «Лесник» — опасная профессия? Почему?
Задания:
1.«Четвертый лишний». Для выполнения задания, ребята, вам необходимо убрать
«лишнее» животное, объяснив причину. (Дети выполняют задание)
2.Узнайте в каком лесу вам предстоит быть лесником. Возьмите карточки со стола, переверните, хорошо рассмотрите и отвечайте. (это береза. Мой лес называется березовым, дубовым, еловым, сосновый, клён, осина, смешаный)(березняк, дубрава, ельник, сосновый бор, смешанный лес, осинник и т. п.)
3.Ситуация: —перед вами на столе изображено наводнение в лесу. Весь лес залит водой. В лесу находятся обитатели леса и ва их нужно спасти. Посотрите внимательно, подумайте, кого вам надо спасти, кто может спастись сам.
4.Давайте вспомним как размножаются деревья (семенами). На столе лежат семена разных деревьев, вам нужно к какому дереву относятся семя.
У березы? – в серёжкахУ хвойных? – в шишках
У клена? – в самолетикахУ рябины? – в ягодах
У дуба? – в желудяхУ каштана? — в орехах
5.А хотелось бы вам узнать о дереве ещё больше? Тогда я предлагаю пройти за столы, и я сначала расскажувам о правилах поведения.
- Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
- Нельзя ничего брать без разрешения старшего.
- Каждую вещь клади на место.
- Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
Вы всё запомнили? Тогда предлагаю вам провести опыты с деревом?
Опыт№1.
— Как вы думаете, дерево тонет в воде? Давайте проверим: опустим деревянную пластинку в емкость с водой. Почему не утонула деревянная пластинка?
Вывод: Дерево легкое, поэтому и в воде не тонет.
Опыт №2
— Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами на столах лежат
2 ложки. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую — к другой. Что вы почувствовали, от какой ложки холодней?
Вывод: Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.
Опыт №3
— Возьмите в руки металлическую монетку и попробуйте ее сломать. (Не ломается) Значит, она какая? (Прочная).
— Теперь тоже самое проделайте с деревянной палочкой. Что можно сказать? (Палочка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)
Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.
Опыт №4(воспитатель проводит)
— Нам предстоит провести еще один опыт, но только проведу я его сама. Беру точилку и попробую поточить деревянный карандаш. Как вы думаете, легко ли удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?
Вывод:Дерево легкое в обработке. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.
— Ребята,и последнее задание, перед вами веселые и грустные смайлики. Определите настроение дерева и покажите соответствующий смайлик.
- Если у дерева сломали ветку? Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо?
- Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода).
- Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть).
- Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках
- Если рядом с деревом разводят костер? Понравится это дереву? (Нет, не понравится- огнем может обжечь листочки или загореться все дерево)
— Ребята, оказывается у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять!
— Молодцы ребята, я думаю из вас получились замечательные лесники.
Дорогие ребята, не забывайте, что надо беречь природу и заботиться о ней, сажать деревья, не мусорить в лесу. И на память, мне бы хотелось вручить вам медали «Юный лесник».
Приложения:
- file0.docx.. 577,1 КБ