Ровно 100 лет назад, 20 мая 1916 года, в городе Камышине родился прославленный советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской школьной литературы. В Советском Союзе не было, наверное, ни одного человека, который не слышал бы об этом летчике-истребителе. Совершенный им в годы Великой Отечественной войны подвиг и сегодня живет в памяти людей. Благодаря книге Бориса Полевого Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека». Под этим высоким званием он навсегда будет вписан в историю нашей страны.
Алексей Маресьев останется в народном сознании благодаря нечеловеческой выдержке и воле к жизни. Совершенный им подвиг был достоин и отдельной книги, и снятого по ней позднее фильма. После 18-дневного возвращения к своим ползком по лесу, обморожения и ампутации обеих ног этот человек не сломался и не сдался. Он не только встал на протезы, но и вернулся в авиацию: само по себе это было сродни чуду. Но Маресьев не просто вернулся в небо, он вернулся в истребительную часть, продолжив вести бой за свободу и независимость своей Родины.
Алексей Петрович Маресьев появился на свет 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.
После окончания 8 классов средней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь на его здоровье. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего героя на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алексей начал заниматься в аэроклубе, все-таки реализовав свою тягу к небу, которая возникла в нем еще в детстве.
В 1937 году его призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, расположенном на острове Сахалин, но затем был переведен в 30-ю Читинскую школу военных летчиков, которую в 1938 году перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив на выходе звание младшего лейтенанта. После окончания обучения в училище он был оставлен в нем в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встретит начало Великой Отечественной войны.
После начала войны летчика отправили на Юго-Западный фронт, где он воевал в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Первые месяцы войны были для всей Красной Армии и советской авиации очень непростым временем. Немцы превосходили советских пилотов в накопленном опыте, в уровне владения техникой, на которой они летали достаточно давно, в качестве самолетов. Маресьева спасло то, что он был тогда уже опытным летчиком. И хотя он не записал на свой счет в 1941 году воздушных побед, он остался жив. Позднее прославленный советский ас Александр Иванович Покрышкин говорил, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны.
Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, он сбил в начале 1942 года. В марте 1942 года Алексей Маресьев был отправлен на Северо-Западный фронт, к этому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолета. Именно здесь произошел воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.
Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно 100-тысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в районе этого так называемого «Демянского котла» во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жить.
Целых 18 суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек, он питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как он остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.
В итоге он все-таки выбрался к своим. Возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района его заметили отец и сын, местные жители. Так как летчик к тому моменту уже не откликался на вопросы, отец и сын из боязни вернулись назад в деревню, думая, что перед ними немец. Лишь позднее еле живого летчика обнаружили дети из той же деревни — Саша Вихров и Серёжа Малин, которые определили, что перед ними советский летчик, и при помощи отца Саши отвезли раненого пилота на подводе в свой дом. Жители деревни ухаживали за Маресьевым больше недели, но тому нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая возле деревни приземлился самолет, и Маресьева переправили в госпиталь в Москву.
На этом история Алексея Петровича могла подойти к концу. К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом состоянии, у него была гангрена. При этом раненых в госпитале было довольно много, поэтому привезенного летчика-истребителя как практически безнадежного уложили на каталку в коридоре. Здесь во время совершения обхода на него случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге спас ему жизнь. Правда, заплатить за это пришлось ампутацией обеих ног в области голени. Другого выхода просто не было, у Маресьева к тому моменту начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.
Ампутация обеих ног, казалось бы, ставила жирную точку на карьере летчика. Однако Маресьев не собирался сдаваться. Он не смирился с мыслью, что ему придется расстаться с небом, приняв для себя решение — вернуться в авиацию и снова летать любой ценой. Приняв это, он начал практически сразу же тренироваться: ходить, бегать, прыгать и, конечно, танцевать. Правда, учиться заново танцевать ему пришлось не с медсестрами в госпитале, которые боялись, что он отдавит им ноги своими бесчувственными протезами, а с соседями по больничной палате, которые специально на время тренировок надевали на себя рабочие сапоги.
Всего за 6 месяцев интенсивных тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах так, что только редкий человек мог приметить в его походке что-то необычное. Он продолжал тренироваться и в санатории, куда был отправлен в сентябре 1942 года. Уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Пройдя медицинскую комиссию, он был направлен в Ибресинскую летную школу (Чувашия). В феврале того же года летчик совершил свой первый полет после тяжелого ранения. Помогал ему в этом начальник летной школы Антон Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.
Только за то, что после аварийной посадки и гибели своего самолета летчик 18 дней выбирался из валдайских лесов, его поступок можно было смело назвать подвигом. Однако гораздо более поразительным было то, что после ампутации обеих ног Маресьев не только не сломался, но и добился просто невероятных результатов: преодолев массу административных и медицинских барьеров, он вернулся в строй.
До фронта Маресьев добрался вновь в июне 1943 года, попав в состав 63-го Гвардейского истребительного авиаполка. Первоначально в полку Маресьеву не давали летать на боевые задания. Командир полка просто не отпускал летчика в бой, так как обстановка в небе над полем будущей Курской битвы была крайне напряженной. Алексей очень сильно переживал эту ситуацию. В итоге ему посочувствовал командир одной из эскадрилий полка А. М. Числов. Он взял Маресьева на пару боевых вылетов. В итоге несколько удачных вылетов в паре с Числовым помогли исправить ситуацию, доверие к летчику в полку возросло.
20 июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами немцев Маресьев спас жизни двум советским летчикам, сбив сразу два немецких истребителя Fw.190, которые прикрывали пикирующие бомбардировщики Ju.87. Благодаря этому боевая слава Алексея Маресьева разлетелась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В 63-й истребительный авиаполк зачастили корреспонденты со всей страны, среди которых был и Борис Полевой, автор будущей книги «Повесть о настоящем человеке».
Удивительно в этой истории и то, что, вернувшись в боевую часть после ампутации обеих ног, Маресьев сбил 7 боевых самолетов, доведя свой список воздушных побед до 11 вражеских машин. Тогда же он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году Алексей согласился на предложение стать инспектором-летчиком и перейти из истребительного авиаполка в управление вузов ВВС. Сам летчик честно признавался в том, что нагрузки в полетах только росли, и переносить их ему становилось все труднее и труднее. При этом Маресьев никогда не отказывался от боевых вылетов, но и не жаловался, когда ему предложили новое место работы. В итоге в июне 1944 года гвардии майор Алексей Маресьев принял предложение стать инспектором.
Всего за время Великой Отечественной войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов: 4 до ранения и 7 — после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший летчик-истребитель старался поддерживать себя в очень хорошей физической форме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
Алексей Петрович Маресьев стал тем самым человеком, про которого можно говорить вся жизнь — подвиг. Тем более что уже после войны он все равно приносил очень большую пользу ВВС страны, занимаясь процессом подготовки будущих летчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном (но по-своему также боевом посту) до последних дней своей жизни.
Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему удалось преодолеть последствия и тяжелого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвященный 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз собирался прибыть на это мероприятие, когда его сразил инфаркт, он был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания.
Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.
В честь столетия со дня рождения Героя Советского Союза и прославленного летчика Алексея Петровича Маресьева на его малой родине в городе Камышине будет открыт Центр патриотического воспитания, а также состоится парад с участием авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи», сообщает ТАСС. Имя Алексея Маресьева будет присвоено самолету МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Помимо этого, памятные мероприятия, посвященные юбилейной дате, пройдут в Москве, Тверской и Нижегородской областях, а также в других регионах России. В свою очередь, Российское военно-историческое общество продолжит поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году летчик был сбит во время воздушного боя в районе «Демянского котла».
По материалам из открытых источников
Содержание
- 1 На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева
- 2 Алексей Маресьев после госпиталя
- 3 Правила жизни от героя Маресьева
- 4 Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй
- 5 Видео о подвиге Алексея Маресьева
- 6 Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
- 7 Интересные факты о лётчике Маресьеве
4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.
Курсы по востребованным профессиям в прибыльных сферах
Освой современную и актуальную профессию. Прибыльные направления с большой зарплатой! Знакомство с курсом за 1 руб.
Выбрать
На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева
С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище. В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.
Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.
Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.
«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем» А.П. Маресьев
Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.
Алексей Маресьев после госпиталя
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.
В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным — четыре) до ранения и семь после.
«Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья» А.П. Маресьев
После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника
Правила жизни от героя Маресьева
«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев
Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй
Видео о подвиге Алексея Маресьева
Документальный фильм ГТРК «Волгоград-ТРВ» «Алексей Маресьев: Я – не легенда. Я – просто человек!»
Советский военный фильм, сюжет которого основан на реальных фактах биографии Алексея Маресьева «Повесть о настоящем человеке», 1948 год, Мосфильм.
Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.
— Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.
Интересные факты о лётчике Маресьеве
- После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
- В госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»
Читайте также статью «Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои»
Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович Маресьев – один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, 7 из которых – с момента возвращения в боевую авиацию после тяжелейшего ранения.
Алексей Маресьев родился 7(20) мая 1916 г. [1] в тихом приволжском городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Его отец, Петр Маресьев, был солдатом-фронтовиком в годы Первой мировой войны, вернулся домой и вскоре умер. Алексею тогда исполнилось всего три года, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, Екатерины Никитичны, доброй и трудолюбивой женщины. Она работала на деревообделочном заводе уборщицей, получала мало, поэтому Алексея и двух его братьев – Петра и Николая – с детства приучала к труду, честности и справедливости. Алексей рос болезненным ребенком, часто простужался. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! Настоящее чудо! В то время самолеты были редкостью. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица… С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».
После окончания семилетней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность токаря по металлу. После окончания рабфака Маресьев хотел поступить в летную школу, но не прошел медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Тогда Алексей решил, вместе с группой камышан, по комсомольской путевке ехать на строительство Комсомольска-на-Амуре. «…Я выходил из кабинета, когда в коридоре меня остановила участковый врач Михайлова. Она сказала: – Леша! Мне кажется, если ты поедешь на Дальний Восток, то все твои болезни пройдут – и малярия, и ревматизм. Я слушаю ее и думаю – значит, я смогу быть летчиком». Там же, на Амуре, Алексей впервые поднялся в небо, став курсантом аэроклуба. Он успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться летному делу. В 1937 г. он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение.
Вскоре Алексей был призван в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию удовлетворили, и более двух лет он служил в 12-м авиационном отряде, действовавшем в составе Сахалинского погранотряда. Служба проходила в тревожное время. Вот как отзывался сам Алексей Петрович об этом этапе своей биографии: «До сих пор горжусь тем, что мне довелось носить зеленую фуражку и шинель с зелеными петлицами. В те годы на дальневосточной границе была особенно тревожная обстановка. Мы не жалели усилий и времени, чтобы в совершенстве овладеть своим делом, надежно охранять границу. Служба в пограничных войсках требует от воина быть постоянно собранным, смелым, хладнокровным. Она вырабатывает выдержку, самообладание, стойкость». В дальнейшем Алексей Петрович был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в г. Батайск. После окончания в 1940 г. Батайского авиационного училища имени А.К. Серова младший лейтенант А.П. Маресьев, как один из лучших курсантов, был оставлен в училище на должности инструктора. Здесь и застала его война.
Читинская авиационная школа пилотов. А.П. Маресьев слева в первом ряду. 1939 г.
В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка (ИАП). Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. До марта 1942 г. он сражался в составе 296-го ИАП, а затем был направлен на Северо-Западный фронт в состав 580-го ИАП. Здесь, в небе над демянским выступом, лейтенант Маресьев записал на свой боевой счет первый сбитый самолет – военно-транспортный Ju-52. К концу марта 1942 г. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен. Самолет упал в лесу на занятой врагом территории. Очнувшись после падения, Маресьев, с ранеными ногами, начал пробираться на восток к своим. Сначала он, превозмогая боль, медленно шел, считая шаги, и после каждой тысячи шагов падал на живот отдыхать. Питался корой, шишками. Потом пытался ползти, когда не осталось сил даже ползти, начал перекатываться с бока на бок. На 18-е сутки еле живого летчика обнаружили мальчишки Сережа Малин и Саша Вихров, возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Маресьева привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой, и она больше недели выхаживала его. Разбитые и отмороженные ноги у Алексея воспалились, нужна была срочная операция. О найденном летчике сообщили председателю, колхоза и в первых числах мая за раненым прилетел самолет, пилотируемый командиром эскадрильи А.Н. Дехтяренко. Маресьева на носилках погрузили в него и увезли в госпиталь.
Врачи обнаружили у него гангрену и ради спасения жизни ампутировали ступни обеих ног. Вот тогда и встал тяжелый вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика означало бы для него потерю самого дорогого в жизни. Пережить черную минуту Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди. И Алексей Петрович начинает тренироваться, готовиться к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 г.
В начале 1943 г. старший лейтенант А.П. Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение летать, был направлен управлением кадров Военно-воздушных сил СССР в 3-ю авиационную школу первоначального (тренировочного) обучения, располагавшуюся в поселке Ибреси Чувашской АССР. Свыше пяти месяцев Алексей Петрович учился летать и управлять самолетом, используя протезы. Для прохождения дальнейшей военной службы Алексей Петрович должен был совершить зачетный полет. И в июне 1943 г., после успешной сдачи зачета, старший лейтенант Маресьев снова встал в боевой строй. Он был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт.
А.П. Маресьев рядом со своим истребителем
Прибыв в полк накануне Курской битвы, когда в воздухе шла жесточайшая борьба, Алексей Петрович сильно переживал как его примут летчики полка. Любой летчик, взявший его к себе ведомым, сильно рисковал, поднимаясь с ним в небо. Командир полка не выпускал Маресьева на боевые задания и оставлял на аэродроме. Ему разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолетов – для прикрытия их при посадке от внезапной атаки вражеских «охотников». Алексей Петрович все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением на участие в воздушных боях. Командир эскадрильи капитан А.М. Числов посочувствовал ему и взял с собой в пару на боевой вылет. Алексею сопутствовала удача: 6 июля 1943 г. он открыл новый счет воздушным победам – сбил истребитель Messerschmitt Bf.109 (Ме-109). Доверие к Маресьеву после этого сразу возросло, а Александра Числова Алексей Петрович впоследствии стал называть своим крестным отцом. Позже Алексей узнал, что командир полка перед вылетом сказал капитану: «…Сильно в драку не лезь, береги ведомого». Затем Маресьев слетал с Числовым еще раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив, и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал запасным пилотом для полка.
В воздушных боях на Курской дуге Алексей Петрович доказал, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 г. в районе города Орла 12 истребителей под командованием гвардии майора А.А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. Накал боя был высочайший, и советские пилоты его выиграли. Алексей Петрович в тот день не только сбил два вражеских истребителя FW-190, но и спас жизнь двум пилотам. Эти победы были одержаны им на новейшем советском истребителе Ла-5ФН.
Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили военные журналисты, среди них был и корреспондент «Правды» Борис Полевой, будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке», задолго до выхода которой на обложке самого популярного журнала «Огонек» появился портрет героя.
В эти же дни в полк, где служил Алексей Петрович, приезжал маршал авиации Александр Александрович Новиков. Во время своей беседы с командиром эскадрильи А.М. Числовым Новиков спрашивал, сколько летчиков в полку, сколько сбили самолетов. Маршала интересовали все детали: состояние машин, бытовые условия, питание и прочее. Числов доложил обстановку, а затем рассказал о летчике, который летает без ног. Новиков очень удивился и решил лично пообщаться с Маресьевым. После выяснения всех обстоятельств дела, маршал потребовал от командира полка чтобы и Александр Числов и Алексей Маресьев были повышены в звании, а также распорядился представить обоих к присвоению звания Героя Советского Союза!
За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу, заместителю командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».
В дальнейшем А.П. Маресьев воевал в Прибалтике. Свидетельством его летного мастерства стало повышение по службе – назначение штурманом полка. К этому времени гвардии майор А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов, всего сбил 11 вражеских самолетов. Однако нагрузки все время возрастали и поэтому в июне 1944 г., когда Алексею Петровичу предложили стать летчиком-инспектором и перейти из боевого полка в Управление высших учебных заведений ВВС, он согласился.
В 1946 г. А.П. Маресьев был уволен из ВВС, но продолжал поддерживать себя в отличной физической форме (лыжи, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом (Самара), переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов XX века в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время для Алексея Петровича начался новый, не менее важный жизненный этап. Благодаря роману «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (в нем Маресьев назван Мересьевым) и вышедшему в 1948 г. на экраны кинофильму с одноименным названием, к нему приходит большая известность. Его начинают приглашать на многие празднования, организовывать встречи со школьниками, на примере его подвига воспитывается не одно молодое поколение нашей страны. В 1949 г. Алексей Петрович становится участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
Алексей Маресьев. Художник Н.Н. Жуков. 1950 г.
Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 г. успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 г. завершил учебу в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Свидетельством его успехов на новой стезе стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этом же году, после создания Советского комитета ветеранов войны, Алексей Петрович Маресьев назначается его ответственным секретарем, а в апреле 1983 г. – заместителем председателя.
По роману Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Сергей Сергеевич Прокофьев написал оперу, премьера которой состоялась 7 октября 1960 г. на сцене Большого театра. В этом же году выходит в свет книга Маресьева А.П. «На Курской дуге». 8 мая 1967 г. Алексей Петрович Маресьев принял участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. В он был избран народным депутатом СССР. Всю свою жизнь Алексей Петрович оказывал помощь инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и в 1998 г. организовал Региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».
18 мая 2001 г. в Центральном театре Российской армии готовился торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины летчика-героя выразил Президент России Владимир Путин.
Похоронен Алексей Петрович Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.
За боевые подвиги и трудовые заслуги полковник А.П. Маресьев был удостоен ряда советских наград: двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов, Почета и Красной Звезды. Грудь прославленного летчика украшали и два ордена Российской Федерации – За заслуги перед Отечеством 3-й ст. и Дружбы. Он также удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович являлся почетным солдатом одной из воинских частей и почетным гражданином городов Камышин, Комсомольск-на-Амуре, Батайск и Орел. Именем летчика названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.
Именем Маресьева названы улицы в Москве, поселке Ибреси Чувашской республики, в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск, Чернигов. На родине героя, в г. Камышин, в честь 90-летия со дня рождения 20 мая 2006 года был торжественно открыт монумент работы заслуженного художника России С.А. Щербакова, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
Памятник Алексею Петровичу Маресьеву на его родине в г. Камышин.
Скульптор С.А. Щербаков. 2006 г.
Мемориальные доски А.П. Маресьеву установлены в Москве – на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси Чувашской республики – на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайск. Имя легендарного летчика присвоено московским школам № 760 и № 89 (там создан музей 63-го гвардейского истребительного авиационного полка), школе № 13 г. Орел и школе № 31 г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В 2004 г. при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».
______________________________________________
[1] Настоящей датой рождения Алексея Маресьева является 3(16) мая 1916 года, о чем свидетельствует выписка из книги записи рождения за 1916 г. В годы Великой Отечественной войны в документах А.П. Маресьева произошла описка и появилась новая дата – 20 мая. С тех пор этот день Алексей Петрович стал считать днем своего рождения.
Юлия Снегова,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ
Алексей Маресьев — биография
Алексей Маресьев – советский летчик, имеет звание Героя Советского Союза, воинское звание полковник. За его плечами 86 боев, 10 сбитых самолетов, причем до ампутации ног он сбил три машины, после возвращение в строй – семь.
Алексей Маресьев – это мужество, воля, жизнелюбие. Историю его жизни и героического подвига все знают со школьной скамьи, после того, как была прочитана книга «Повесть о настоящем человеке». Он не отказался от мечты даже после ампутации обеих ног, он стремился в небо, потому что любил его безумно. Он никогда не выпячивал свои победы, потому что подвигами их не считал. Он просто жил, так, как ему казалось единственно правильным и верным.
Некоторые считают, что в повести о нем много придуманного, но когда ему задали вопрос, насколько события, описанные в книге, соответствуют действительности, он ответил: «Процентов на 99».
Детство
Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года на небольшом хуторе Веревкин Камышинского уезда Саратовской губернии. Отца звали Петр Маресьев, он воевал в Первую мировую войну. После возвращения прожил совсем недолго, умер в 1919-м, от ран. Алеше к тому времени исполнилось всего три года. Маму звали Екатерина Маресьева, она трудилась в качестве уборщицы деревообделочного завода. Алексей был самым младшим из троих сыновей, на момент его рождения в семье подрастали Петр и Николай. После смерти отца, мама сама растила своих мальчиков.
После окончания восьми классов, Маресьев поступил в ФЗУ в Камышине, из которого вышел дипломированным токарем в 1932 году. Трудовая биография Алексея началась с лесозаготовительного завода, куда он устроился на работу. Но его мечтой всегда было небо, и парень решился на поступление в летное училище. Он два раза сдавал документы, но оба раза его не пропускала медицинская комиссия. Дело в том, что в детстве он переболел тяжелой формой малярии, которая осложнилась ревматизмом. Он мучился от страшных болей, и соседи часто перешептывались между собой, что он долго не протянет. Однако он унаследовал от отца упрямство и огромную силу воли, которые не давали ему сдаться.
В 1934-м Маресьев был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он с новой силой пытается осуществить свою мечту и начал посещать занятия в местном аэроклубе.
Потом была служба в армии на Сахалине. Ему удалось попасть в Читу, он оказался в школе военных пилотов, а потом стал курсантом Батайского авиационного училища. Получив звание младшего лейтенанта, Маресьев остался служить в Батайске на должности инструктора, в обязанности которого входило обучение молодых летчиков обращению с самолетами.
Война
В самом начале войны Маресьев оказывается в действующей армии. Первый бой он совершил в небе Украины, близ Кривого Рога. Весной 1942-го он уже имел на своем счету три сбитых немецких самолета. В апреле того же года случилось то, что круто изменило его судьбу, одновременно стало испытанием его силы воли и жажды жизни.
Во время воздушного боя близ Новгорода 4 апреля 1942 года, его самолет был сбит. Маресьев тяжело ранен и был вынужден посадить машину. Он думал, что дотянул до линии фронта, но очень быстро понял, что находится в тылу врага. Идти он не мог, раненые ноги не слушались. Тогда он начал ползти, и целых восемнадцать суток пробирался к своим. Едой ему служили кора деревьев, ягоды и шишки, которые он подбирал.
Обессиленный летчик дополз до деревни Плав под Валдаем. Тут его и заметили местные жители, но не подобрали, потому что приняли за фашиста. Потом на чуть живого летчика наткнулись мальчишки этой же деревеньки. Благодаря Сереже Малину и Саше Вихрову он был доставлен в деревню. Они пытались его выхаживать, но доктора в селе не было, поэтому летчику становилось все хуже. В госпитале он оказался через десять дней, где ему диагностировали гангрену и заражение крови. Он лежал в коридоре, на каталке, которая должна была отвезти его в морг. И если бы не участие профессора Теребинского, который проходил мимо и обратил внимание на молодого еле живого военного, неизвестно, чем бы закончилась история жизни летчика Маресьева. Профессор приказал немедленно отвезти его в операционную и ампутировал обе ноги по голень. Но самое главное, что жизнь его была спасена.
Когда Маресьев осознал, что вернулся буквально с того света, он захотел жить с удвоенной силой. Он начинает тренироваться, учится ходить и даже танцевать на протезах и всеми силами добивается возвращения в действующую армию. В феврале 1943-го он снова летает, на этот раз его зачислили в Гвардейский истребительный авиаполк. В июле того же года Алексей сумел прикрыть двух советских летчиков и сбить одновременно два истребителя фашистов. Он получил звание Герой Советского Союза, и его имя узнала вся страна.
В полк стали постоянно наведываться корреспонденты, всем хотелось написать о летчике, воюющем без ног. Был среди них и Борис Полевой, который описал историю жизни Маресьева в книге «Повесть о настоящем человеке».
В марте 1945 года вышестоящее командование настойчиво рекомендовало Маресьеву оставить свою часть и занять должность инспектора в Главном управлении обучения летчиков. Командование боялось, что он может погибнуть, а так как его имя уже гремело по всей стране, то допустить этого нельзя было ни при каких обстоятельствах. Этого требовали пропагандистские цели.
Личная жизнь
Маресьев никогда не кичился своими подвигами, он держался скромно и не использовал в личных целях ни свое служебное положение, ни геройское звание. Только один раз он воспользовался своими привилегиями, и это касалось его личной жизни. Перед самым окончанием войны Алексей увидел девушку, которая ему очень понравилась. Единственное, что он знал о ней, это место службы – Главный штаб ВВС. Он не подошел к ней, потому что стеснялся своей инвалидности, к тому же не знал, замужем она или нет.
Тогда он и использовал свое служебное положение. Пошел в отдел кадров, где ему сказали, что Ольга Викторовна не замужем. Спустя месяц влюбленный герой уже предложил девушке руку и сердце.
Это был единственный брак Маресьева. Со своей супругой он прожил всю жизнь, которая была долгой и счастливой. В 1946 году у них родился сын Виктор, спустя 12 лет, в 1958-м еще один сын Алексей. Сыновья не стали продолжать отцовское дело. Виктор очень любил автомобили, поэтому получил профессию инженера. Алексей был инвалидом детства, и небо было для него закрыто.
Маресьев старался держать себя в форме. Для этой цели он посещал бассейн, летом катался на велосипеде, зимой предпочитал лыжи и коньки. Он отлично плавал, мог запросто переплыть Волгу, причем за рекордное время.
Смерть
После войны имя Алексея Маресьева по-прежнему оставалось на слуху в СССР. Тем более, что вышла книга Бориса Полевого, который был лично знаком с героическим летчиком. Однако сам Маресьев с присущей ему скромностью говорил, что войну прошли все, и что на свете много других героев, которым на жизненном пути не встретился Полевой.
18 мая 2001 года в честь Алексея Маресьева Театр Российской армии подготовил праздничный концерт. Мероприятие было посвящено 85-й годовщине со дня его рождения. Однако за час до его начала Маресьев свалился с инфарктом, который оказался роковым. Концерт не отменили, только начали его минутой молчания.
В память о героическом летчике в разных городах страны установлены памятники, его именем названы улицы и проспекты. «Повесть о настоящем человеке» была экранизирована еще во времена Союза. Роль главного героя досталась Павлу Кадочникову, хотя по задумке режиссера ее должен был исполнить сам Маресьев. В 2005-м вышел документальный проект, получивший название «Судьба настоящего человека».
Ссылка
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».
Сила и упрямство
Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.
Мечта о небе
Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.
Герой
4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.
Сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Петрович Маресьев — один из самых выдающихся лётчиков-истребителей в истории авиации. Его заслуги заключаются не в счёте сбитых вражеских самолётов, а прежде всего в высоких морально-волевых качествах и стремлении после тяжёлой аварии вернуться в воздух, несмотря ни на что.
Маресьев родился в приволжском городе Камышине. Когда мальчику едва исполнилось три года, умер его отец, и мать осталась одна с тремя детьми. После окончания школы Алексей в училище при деревообделочном заводе становится токарем по металлу. В 1934 году юношу направляют на строительство далёкого Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на ревматизм (следствие тяжёлого детства) и малярию, после работы он ходит в аэроклуб, интересуется парашютным спортом — и побеждает болезни.
http://voel.ru/
В 1937 году Маресьева призывают в армию. Сначала он служит в авиапогранотряде на Сахалине, в селе Кировское, а затем направляется в Батайское авиационное училище имени Анатолия Серова. Незадолго до войны Маресьев выпускается из училища и получает звание младшего лейтенанта.
Война
По наградным документам, Маресьев начал войну 28 июня (по другим данным — 7 августа) 1941 года — на Юго-Западном фронте, защищая Кривой Рог. Первый боевой вылет лётчик выполнил 23 августа. Маресьев, воюя под командованием капитана Николая Ивановича Баранова на И-16, заслужил первые благодарности в донесениях. Затем он с конца марта 1942 года сражался на Северо-Западном фронте, в 580-м истребительном авиаполку, уже на Як-1. В феврале 1942 года войска Северо-Западного и Калининского фронтов закрыли «Демянский котёл». Немецкая авиация принялась активно снабжать окружённых по воздуху, а советские лётчики изо всех сил старались этому помешать. На командира звена Алексея Маресьева записано три сбитых транспортных самолёта Ju 52 — первый был уничтожен 1 апреля, ещё два — 5 апреля 1942 года (так в документах — Маресьев был сбит 4 апреля, но в списках пропавших без вести значится 5 апреля).
Вероятно, именно этот бой описан Борисом Полевым в «Повести о настоящем человеке»:
«Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того, чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкерс». Алексей погнался за ним. Атаковал — и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкерс» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому».
Поразительная точность для художественной книги! Борис Полевой всю войну стремился к максимальной точности в военных репортажах — и здесь тоже не изменил себе. Не менее характерно для Полевого, что выигранный воздушный бой описывается без малейшего пафоса, и даже может оцениваться как ошибка (пилот останется без боеприпасов, и его собьют). Чего стоило с отмороженными ногами, почти без еды, восемнадцать суток по глухому лесу брести, ковылять, ползти до своих — знает только сам Маресьев. Наконец, его подбирают жители сожжённой деревни Плав.
В книге упоминается командир эскадрильи Герой Советского Союза Андрей Дегтяренко:
«Алексей открыл глаза, но ему показалось, что он продолжает спать и во сне видит это широкое, скуластое, грубое, точно сделанное столяром вчерне, но не обтертое ни шкуркой, ни стеклышком добродушное угловатое лицо друга с багровым шрамом на лбу, со светлыми глазами, опушенными такими же светлыми и бесцветными, свиными — как говорили недруги Андрея — ресницами. Голубые глаза с недоумением всматривались в дымный полумрак».
Андрей Николаевич Дехтяренко служил в РККА с 1931 года, в 1939 году воевал на Халхин-Голе, где заслужил орден Красного Знамени. Весной 1942 года Дехтяренко командовал 2-й эскадрильей 580-го авиаполка, входящего в 6-ю Ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования. За три боевых вылета на счёт Дехтяренко записали девять Ju 52 — из них два на земле. Первый из этих вылетов произошёл 1 апреля 1942 года. В районе аэродрома Истошино под Демянском Дехтяренко первым заметил группу из 18 Ju 52, атаковал и уничтожил три самолёта. За этот бой Дехтяренко получил ещё один орден Красного Знамени. 4 апреля он уничтожил ещё два самолёта на земле.
http://soviet-aces-1936–53.ru/
8 апреля тройка Дехтяренко у того же аэродрома встретила около 30 Ju 52. По итогам боя было заявлено девять транспортников сбитыми, из них четыре — командиром группы. Звено полностью израсходовало боекомплект, в баках после посадки оставалось буквально по 20 литров горючего. 21 апреля Дехтяренко был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. 8 мая реактивными снарядами и очередями своего Як-1 Дехтяренко уничтожил бомбардировщик He 111, а затем истребитель Bf 109. Во втором бою того же дня Дехтяренко, выручая подбитого товарища, один сражался с двумя истребителями, пять раз заходя в лобовые атаки. Его эскадрилья с 31 марта по 8 мая совершила 220 боевых вылетов, сбила в воздушных боях 31 немецкий самолёт и ещё 10 уничтожила на земле.
Именно Дехтяренко вывез Маресьева из лесной глухомани на У-2 — как в книге, так и в жизни. 11 июля 1942 года Дехтяренко не вернулся с боевого задания…
Лётчик без ног
Неописуемыми усилиями Маресьев после ампутации обеих ног научился не только ходить на протезах, но также бегать и даже танцевать. По воспоминаниям авиатехника Пивкина, Маресьев вернулся в истребители, чтобы рассчитаться с немцами.
После лечения и тренировок Алексей был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза Николая Павловича Иванова: «Сам опытный ас, он по звукам, несущимся в эфире, понял, что бой идёт жаркий, что противник силён и упорен и не хочет уступать небо». За бои по уничтожению Демянской группировки Иванов был награждён «Красным Знаменем», а в марте 1943 года представлен к ордену Александра Невского. Можно сказать, что полк заочно свёл счёты за Маресьева и других сбитых лётчиков.
Эскадрильей, где доведётся сражаться Маресьеву, командовал Александр Михайлович Числов (в книге — Чеслов). Он воевал исключительно грамотно, с первых дней и до конца войны, совершил 342 боевых вылета, лично сбил 21 самолёт и два в группе, при этом ни разу не был ранен. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени. 23 февраля 1945 года Ла-7 Числова был подбит, а сам лётчик ранен, но смог долететь до своего аэродрома и сесть.
http://soviet-aces-1936–53.ru/
С 10 июля 1943 года Маресьев снова воюет. Его долго берегли, давая лишь прикрывать аэродром. Числов одним из первых вылетел в паре с Маресьевым в бой. По словам Маресьева, «…пожалуй, в этом бою я научился у Александра, как надо драться… На земле Александр сказал мне — с тобой в паре не пропадешь». Числов позднее вспоминал: «Трудно было… Но для меня, например, главное то, что я подготовил лётчика, который летал без ног».
В боях над Курской дугой, на Орловском направлении, Маресьев совершил семь боевых вылетов на Ла-5, лично сбил три немецких самолёта. Так, 20 июля 1943 года в неравном воздушном бою Маресьев спас жизнь двух лётчиков (одним из которых был командир соседнего авиаполка) — и это тоже отражено Полевым. В той схватке Маресьев уничтожил два истребителя:
«У уха зарокотал незнакомый сиплый бас:
— Ну спасибо, старший лейтенант! Классный удар, ценю, спас меня. Да. Я до самой земли его проводил и видел, как он ткнулся… Водку пьешь? Приезжай на мой КП, за мной литр. Ну спасибо, жму пять. Действуй».
Три сбитых Маресьевым машины подтверждались экипажами других самолётов и наземными частями 63-й Армии. Звание Героя Советского Союза было присвоено Маресьеву и Числову одним указом, 24 августа 1943 года. Узнав о боях гвардейского полка, который за девять дней сбил 47 самолётов, потеряв лишь пять своих и трёх лётчиков, военкор «Правды» Борис Полевой вылетел в его расположение.
http://www.airaces.narod.ru/
«Начальник штаба, совершенно охрипший, с красными, как у кролика, от бессонницы глазами, поначалу было огрызнулся, а потом, рассмотрев мои погоны, спохватился, произнес какие-то скомканные извинения и заявил:
— Вот вернется из боя Алеша Маресьев. Он только что второй самолет за сегодняшний день сбил. Ступайте к нему. Он на «девятке». Сядет «девятка», вы прямо на него и пикируйте.
«Девятка» села, подрулила к своему капониру на опушке леса, и я «спикировал» на молодого коренастого парня, что с какой-то особой медвежьей грацией выбрался из самолета. Он еле стоял на ногах. Еще бы: шесть боев, два сбитых противника».
Позднее, после ужина, Маресьев пригласил корреспондента переночевать в его землянке — сосед истребителя не вернулся с боевого задания.
«Летчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес. Он вернулся веселый, свежий с каплями воды на бровях и волосах, опустил фитиль в лампе и стал раздеваться. Что-то тяжело грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий летчик! Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолета! Это казалось совершенно невероятным.
Но ноги его, точнее говоря, протезы, ловко обутые в ботинки военного образца, валялись на полу. Нижние концы их торчали из-под койки и были похожи на ноги прячущегося там человека. Должно быть, взгляд у меня в эту минуту был очень озадаченный, так как хозяин, посмотрев на меня, спросил с хитрой, довольной улыбкой:
Неужели вы раньше не заметили?
Даже в голову не пришло.
Вот хорошо! Вот спасибо! Удивляюсь только, как вам ни кто не рассказал. У нас в полку столько же асов, сколько и звонарей. Как это они нового человека, да еще из «Правды», прозевали и не похвастались такой диковинкой? Это потому, что сегодня вымотались все так…»
В ответ на слова Полевого, что история авиация не знает лётчика, сражавшегося на истребителе без ног, Маресьев показал ему истёртую вырезку из старого журнала о лётчике, который без ступни воевал на «Фармане». Эпизод с Прокофьевым-Северским (безногим лётчиком, будущим консультантом по авиации президента Рузвельта) тоже вошёл в книгу, а позднее — и фильм. Возможно, Маресьев читал статью о Юрии Гильшере, также потерявшем ногу, продолжавшем летать и летом 1917 года погибшем в бою. Видимо, о британском лётчике-истребителе Дугласе Бадере, потерявшем ноги до войны и в тот момент находившемся в немецком плену, Полевой знать просто не мог.
http://airaces.narod.ru/
Полевому не дали опубликовать очерк о безногом лётчике немедленно, чтобы не кормить вражескую пропаганду. Вернуться к истории Маресьева Полевой смог только после войны, когда многое уже было утрачено. Не удалось даже разыскать собеседника: «Не имея здесь возможности строго придерживаться фактов, я слегка изменил фамилию героя и дал новые имена тем, кто сопутствовал ему, кто помогал ему на трудном пути его подвига. Пусть не обидятся они на меня, если узнают себя в этом повествовании». Образец честности военного журналиста и писателя!
Всего за войну Маресьев совершил 86 боевых вылетов, на него записано сбитыми 11 самолётов (по словам Полевого, два — в Прибалтике).
После войны
В 1946 году вышла книга Полевого «Повесть о настоящем человеке», а в 1948 году — одноимённый фильм. Консультантом был прославленный лётчик-истребитель, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.
По дневникам Павла Кадочникова, сыгравшего Маресьева в кино, сцена, где Маресьев перед медкомиссией встаёт на стул, а потом спрыгивает с него, не выдумана. Маресьев и Кадочников при первой встрече очень волновались. Наконец, Маресьев спросил: «Вас, наверное, интересует больше всего, как мне удалось преодолеть…» — «Сейчас скажет «район черного леса», — подумал Кадочников. «…преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек», — закончил Маресьев. И, «мягко и свободно» встав на стул, рассказал, как прошёл её.
В эпизоде с медведем снималась настоящая медведица из зоопарка, Марьям:
«Кадочников лежит. Он чувствует на своём лице близкое дыхание зверя. Ему, как и Мересьеву, безумно хочется вскочить, но огромным усилием воли он сдерживается и лежит неподвижно, как мёртвый. Обнюхав лицо человека, Марьям переходит к обследованию его куртки, и все облегчённо вздыхают. Марьям нюхает куртку, от неё пахнет чем-то очень вкусным; медведица отлично знает, как ей поступить, чтобы получить лакомый кусочек. Ведь не раз Кадочников нарочно прятал себе в карман что-нибудь вкусное и учил Марьям, как надо доставать. Огромными, сильными когтями разрывает медведица куртку, достаёт спрятанный кусочек и отходит. Отходит она потому, что Галина Григорьевна машет ей руками и высыпает на землю целый пакет сахара. Марьям бросается к сахару. Съёмка окончена».
Режиссёр Столпер не терпел ни малейшей фальши. Он долго не мог добиться впечатления, что актёр идёт с раздробленными ногами. После долгих проб Кадочников насыпал сосновых шишек в унты и надел их на босу ногу. Под конец съёмок не выдержал даже Маресьев, сказав: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в полубессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трёх месяцев».
После войны Маресьев женился, десятки лет работал в Советском комитете ветеранов войны. Занимался гимнастикой, летом ездил на велосипеде, зимой бегал на лыжах и коньках. Однажды он был в составе советской делегации в США. В пресс-релизе сообщалось, что среди участников будут автор и герой книги «Повесть о настоящем человеке». Полевой с обострившимся ревматизмом, полученным после контузии в Сталинграде, неловко боком сошёл с трапа, а Маресьев легко сбежал на землю. В итоге некоторое время на фото Полевого подписывали как Маресьева, а Маресьева — как Полевого. И только при возложении цветов на Арлингтонском кладбище путаница прояснилась.
Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прямо во время праздничного вечера, посвящённого его 85-летнему юбилею…
Источники и литература:
- Материалы сайта http://podvignaroda.mil.ru
- Материалы сайта https://pamyat-naroda.ru
- Материалы сайта http://www.airaces.narod.ru
- Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Москва: Яуза-пресс, 2014
- Брикхилл Пол. Безногий ас. — М.: АСТ, 2003
- Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941–1945 гг. / Под ред. А. Б. Васильева. — М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2007.
- Полевой Борис. Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Том I — М., Молодая гвардия, 1978
Биография
Практически все в школьные годы читали «Повесть о настоящем человеке». Известно, что прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился ног, но отказался увольняться в запас, продолжил боевые полеты и сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.
Детство и юность
По официальным данным, Алексей Маресьев родился в мае 1916 года в городке Камышине, расположенном в Саратовской губернии. Но некоторые источники утверждают, что местом рождения будущего героя стал хутор Веревкин Камышинского уезда.
Отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было 3 года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала четверых детей, из которых Алексей был младшим. Работала она уборщицей на деревообрабатывающем заводе.
В детстве Маресьев был болезненным, перенес малярию, страдал от ревматизма. Порой боли в суставах были такие, что мальчик не мог сам добраться домой из школы, его приносили старшие товарищи. Тогда казалось, что быть летчиком Алексею не суждено, он не прошел бы медкомиссию.
После окончания 8-го класса школы юноша поступил в училище, освоил ремесло токаря и начал трудовую деятельность на лесозаготовительном заводе. Позже, стремясь приблизиться к мечте о полетах, Маресьев подал документы на заочное отделение рабочего факультета Московского авиаинститута.
В 1934 году решением комсомола молодого человека отправили на стройку в Комсомольск-на-Амуре. По итогам медкомиссии он мог отказаться от поездки, но одна женщина-врач настоятельно посоветовала ехать, пообещав, что местный климат поможет поправить здоровье. Алексей прислушался и вскоре после переезда избавился от болезней.
Поначалу Маресьев работал на лесозаготовке в тайге, позже стал механиком-дизельщиком на водном транспорте. Уже тогда он занимался в местном аэроклубе, а после призыва в армию попал в ряды пограничной авиации на острове Сахалин.
Во время срочной службы Алексей сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.
Война и подвиг
С началом Великой Отечественной войны Алексей по собственному желанию был отправлен на фронт. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже 4 сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.
В бою под Новгородом Маресьев прикрывал бомбардировщики и был подбит немецким летчиком. Он сумел увести самолет примерно на 12 км от вражеской территории, но при попытке совершить аварийную посадку зацепил верхушку дерева и упал с высоты около 30 м, цепляясь за ветки. Алексей приземлился в сугроб, что позволило избежать серьезных повреждений, но сильно ударился головой. Из-за этого у него начались галлюцинации.
Почти 18 суток летчик брел по лесу в поисках спасения, питаясь только мерзлыми ягодами и муравьиной кислотой. Ночью он обморозил ноги, поэтому был вынужден передвигаться, опираясь на палку. За это время Маресьев сильно оброс и отощал, и первые встретившиеся на пути люди приняли его за немецкого солдата.
Обессиленного летчика заметили деревенские подростки. Они позвали на помощь, и Алексея на санях доставили в ближайшее поселение. Но квалифицированную медицинскую помощь ему оказали не сразу. Сперва мужчину лечил местный врач, затем его забрали в передвижной госпиталь. Там Маресьева нашел боевой товарищ Андрей Дехтяренко, который помог добраться в часть, где воевал герой, а оттуда его на санитарном самолете переправили в Москву.
Фильм о подвиге Алексея Маресьева вышел в финал премии «ТЭФИ — летопись Победы» | Авиация России https://t.co/R3yq15Qev1 pic.twitter.com/m6QtAOrJeC
— Авиация России (@AviaRu) 30 апреля 2019 г.
В российской столице лечить знаменитость взялся профессор Николай Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней. Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Летчик не только научился свободно ходить на протезах, но даже танцевал на них.
Однако, прежде чем Маресьева вновь допустили к управлению истребителем, он прошел множество комиссий. Только зимой 1943 года герой осуществил первый боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка.
В июле Алексей Петрович совершил подвиг, сбив сразу 2 немецких истребителя и сохранив жизни двоих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.
Завершал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Но за годы на фронте герой успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 вражеских самолетов, причем 7 из них — уже летая с протезами.
После окончания Великой Отечественной Алексей Петрович занялся партийной работой. Он окончил Высшую школу при ЦК КПСС, был народным депутатом. Его запомнили активным и деятельным, стремящимся привлечь внимание к ветеранам войны.
Личная жизнь
В молодости после окончания училища у Маресьева случился роман с девушкой по имени Елизавета. У пары родился сын Валерий, связь с которым в итоге оборвалась, как и с его матерью. Наследник окончил мореходку, но работал бортоператором. Его личная жизнь сложилась удачно, он вырастил дочерей Светлану и Викторию.
Будущую жену Алексей Петрович встретил накануне окончания войны в Главном штабе ВВС. Поначалу он постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она. Это был единственный раз, когда герой воспользовался служебным положением, обратившись в отдел кадров по поводу семейного статуса Галины, которой уже через месяц сделал предложение выйти замуж.
В семье родились двое сыновей — Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший наследник грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.
Смерть
За 2 дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но за час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, ставший причиной смерти. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.
Похоронили знаменитого летчика на Новодевичьем кладбище в Москве. Позже на могиле был открыт памятник.
Память
В послевоенное время биография и подвиг Маресьева освещались в прессе. Борис Полевой, который лично знал летчика, написал «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе сдержано, считал, что сделал не больше, чем другие участники Великой Отечественной.
Еще при жизни Алексея Петровича на основе повести был снят фильм, где главную роль сыграл Павел Кадочников. Позже вышла картина «Судьба настоящего человека», а в 2021 году — драма «Летчик», где образ пилота воплотил Петр Федоров.
Помимо художественных произведений в качестве напоминания о герое в Камышине был открыт музей, где хранятся архивные записи и фото. Также в качестве дани Маресьеву установлено множество монументов, его имя носят улицы и учреждения. А в Бологом создан мемориальный комплекс.
Награды
- 1942 — Орден Красного Знамени
- 1943 — Герой Советского Союза
- 1943, 1986 — Орден Ленина
- 1968 — Орден Красной Звезды
- 1971 — Орден Октябрьской Революции
- 1976 — Орден Дружбы Народов
- 1985 — Орден Отечественной войны 1-й степени
- 1986 — Орден Дружбы
- 1991 — Орден Почёта
- 1996 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
- 2000 — Орден Дружбы
Интересные факты
- Маресьев жил полноценной жизнью, занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу на время, установив рекорд.
- В числе увлечений героя была игра на мандолине.
- Среди качеств, присущих настоящему человеку, Алексей Петрович выделял упорство, мужество, умение преодолевать трудности, силу воли и смелость.
- В 1960 году летчик выпустил книгу «На Курской дуге».