Рассказ про лицейские годы пушкина кратко

Лицейские годы Пушкина

Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина

Поступление

Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).

Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.

Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.

Когда началась учеба

Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.

Комнаты учеников

Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).

Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:

  • кровать,
  • письменный стол,
  • один стул,
  • комод,
  • умывальник.

Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».

Форма

Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.

Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).

Распорядок дня

Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:

  • 6 утра — подъем, сборы, молитва;
  • 7 — 9 — уроки;
  • 9 — 10 — завтрак;
  • 10 — 12 — уроки;
  • 12 — 13 — прогулка;
  • 13 — 14 — обед;
  • 14 — 17 — уроки;
  • 17 — 18 — полдник и прогулка;
  • 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
  • 20:30 — ужин;
  • 22 — вечерняя молитва, сон.

Надзиратели

За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.

Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.

Какие предметы преподавались

За 6 лет ученики изучили следующие предметы:

  • закон Божий,
  • русский язык,
  • латинский язык,
  • французский язык,
  • немецкий язык,
  • логика,
  • нравственность,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • чистописание,
  • фехтование,
  • рисование,
  • верховая езда,
  • танцы,
  • плавание.

Какие предметы Пушкин любил, а какие нет

Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.

Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.

Лучшие друзья Пушкина

Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:

  • Пущин,
  • Дельвиг,
  • Кюхельбекер,
  • Малиновский.

Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.

Война с Наполеоном

Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.

За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:

  • сборы войск на войну,
  • сожжение Москвы,
  • приближение вражеских войск к Петербургу,
  • переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
  • срочная подготовка к эвакуации.

Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.

Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.

Первая публикация поэта

В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».

Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.

Выступление на публичном экзамене

8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.

В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.

Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.

Вступление в Арзамас

Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.

Как повлияла учеба в лицее на Пушкина

Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.

Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.

Выпуск из лицея

9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).

Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.

После выпуска

После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.

Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Лицейские годы Пушкина

Лицейские годы Пушкина кратко

Александром I был основан Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для детей дворян. Первый класс был набран 19 октября 1811 года. В него входил и Александр Пушкин.

Для поэта 19 октября 1811 года навсегда осталось важным днем в жизни, ведь Царскосельский лицей сыграл большую роль в формировании его личности, в его творчестве и литературных предпочтениях.

Александр Пушкин поступил в учебное заведение в возрасте 11 лет. Наиболее сильно его интересовали гуманитарные науки: история, философия, словесность. Уже на уроках будущий писатель проявил яркий поэтический талант. По воспоминаниям одноклассников, учитель словесности Кошанский в конце занятий часто просил своих учеников описать стихами какой-либо предмет. У других ребят ничего не получалось, в то время как Пушкин мог создать несколько четверостиший, которые поражали всех вокруг.

Интереснее всего будущему поэту было заниматься на уроках Куницына — самого вольнодумного преподавателя лицея. Уже будучи взрослым Александр Пушкин написал «Историю пугачевского бунта», которую подарил своему преподавателю.

Совсем скоро поэтический дар Пушкина стал известным для всех. Ему было поручено написать стихи, посвященные приезду Державина. После этого события интерес к писательскому дару Пушкина вырос. Именно тогда с ним познакомился Василий Жуковский, который многому научил поэта.

В Лицее Пушкин не только раскрыл свой талант, но и нашел верных друзей-единомышленников. Это и Антон Дельвиг, который стал верным другом поэта в будущем. И Вильгельм Кюхельбекер — в будущем член организации декабристов, участник восстания и осужденный. И, конечно же, Иван Пущин — близкий друг Пушкина, который также причастен к восстанию декабристов.

Лицей для Пушкина остался символом крепкой дружбы, которую он обрел там. Поэтому большое место в творчестве писателя занимает жанр дружеского послания, которые были посвящены его товарищам.

Бесспорно, годы в лицее очень сильно изменили Пушкина. Он познакомился с историей, мифологией, философией и начал впервые создавать стихи. Будущий поэт уже тогда произвел огромное впечатление на выдающихся литераторов того времени. И, конечно же, в лицее сформировалась личная философия поэта благодаря дружбе с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером. В будущем поэт многократно обращался а своим лицейским годам в своем творчестве.

Доклад-сообщение 2

Летом 1811 знать обсуждает и очень ждёт, когда откроется учебное заведение. Лицей был задуман Александром l так, что в нём мог учиться только дворянский род. Программа была не лёгкой, но довольно увлекательной. Ученикам надо было за годы обучения знать великое множество наук. В лицее преподавали лучшие учителя, в их число входил такой человек, как профессор нравственных наук А.П.Куницын. Из-за него сформируется вольнолюбивый и тираноборческий взгляд Александра Сергеевича.

Юный Пушкин сильно волновался, так как он прибыл со своим дядей в Царское Село на поступление в лицей. Мальчик сильно подготовился к важному моменту жизни. Когда ему сказали, что он принят, радость и веселье охватили поэта. И 19 октября 1811 года он стал учеником лицея. Экзамен он сдавал вместе с Дельвигом. Из-за открытия лицея, устроили огромный праздник, и даже царская семья прибыла туда. Но даже не это осталось в памяти, а выступление Куницына.

Обучение в здании лицея было как в престижном заведении. Оскорбительные наказания не присутствовали, каждый ученик имел отдельную комнату. В этой комнате он вставал в 6 утра и занимался около двух часов, и только после этого завтракал. Потом учения продолжались, уже после обеда. Обучение занимало 7 часов в день. Его отдых был — чтение.

В лицее существовала дружба между учителем и учеником. В своих действиях лицеист имел полною свободу. А. Галич часто встречался в мемуарах, как человек который участвовал в пирушках с воспитанниками. В годы обучения в лицее, Пушкин интересовался литературой и историей древнего мира. Но любимой наукой была словесность. Александр Сергеевич присутствовал в числе редколлегии всех рукописей лицея. Это лучшие эпиграммы и памфлеты. Собрание поэтического кружка не начиналось, пока он не придёт. Но, даже пользуясь таким статусом, отличником он не являлся. Пушкин был не прилежный, хотя преподаватели отмечали его талант.

Из-за крайне вспыльчивого характера, у сверстников отношения с поэтом были разные. Некоторые его любили, но большинство его дразнили и относились как к доносчику. Александру Сергеевичу это, конечно, не нравилось и он даже вызвал на дуэль Кюхельбекера.

Война с французами ассоциировалась как боль и злость. Именно после победы молодой поэт начинает писать о жизни народа.

День переходного экзамена(8 января 1815) стал незабываемым. Пушкин написал сочинение в высокопарном стиле на тему «Воспоминания в Царском Селе». Его проверял Державин. После услышанного, он растрогался и долго не мог выйти из комнаты.

В 1816 году у Александра Сергеевича начала заказывать произведения императорская семья.

Первую любовь Пушкин встретил на лицейном балу. Ей оказалась Бакунина, которой посвящено стихотворение «К живописцу». Несмотря на это, у поэта были впереди друзья, а не женщина.На годовщину лицея он напишет стих на тему дружбы.

Лицейские годы Пушкина

Лицейские годы Пушкина

Интересные темы

  • Хронологическая таблица Горького (жизнь и творчество)

    1868 — родился Алексей Пешков, который в будущем станет великим писателем Максимом Горьким. Рано потеряв родителей, первые годы жизни Алексей провел в семье деда в Нижнем Новгороде. Он недолго ходил в приходскую школу, где научился читать и писать.

  • Хронологическая таблица Некрасова (жизнь и творчество)

    1821 год 28 ноября — дата начала жизни будущего русского писателя Некрасова Николая Алексеевича. Он родился в небольшом городе под названием Немиров, который был включен в Подольскую губернию.

  • Рыба-клоун доклад сообщение (2, 3. 4, 7 класс)

    Каждый наверно знает, как выглядит рыба клоун. Как минимум данную замечательную рыбку можно было увидеть в знаменитом мультфильме «В поисках Немо». После мультика люди стали значительно больше покупать данных рыбок

  • Животные степи — сообщение доклад

    Степью называют большую и ровную местность, на которой расположены холмы, покрытые травой. Лишь вблизи водоемов растут мелкие кустарники и деревца. И хотя степные просторы поражают своими размерами

  • История праздника Рождества Христова для детей

    Для понимания сути праздника Святого Рождества Христова необходимо окунуться в историю прошлых лет, а история это берет начало более чем два тысячелетия назад. Пресвятая Богоматерь Мария, мать Иисуса

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Сочинения

В Царскосельском лицее поэт учился, здесь он обрел лучших друзей, осознал силу своего духа и таланта. Лицейские годы были насыщены событиями и знакомствами с интересными людьми, которые оказали сильное влияние формирование личности Пушкина.

Детство и лицейские годы Пушкина кратко

В семье Пушкиных дети были предоставлены сами себе и их воспитанием занимались только иностранцы-гувернеры. Саша с детства писал в основном на французском языке, ведь его воспитывал учитель-иностранец.

Вместе с дядей в июне 1811 г. Александр отправился в Петербург, 12 августа он стал одним из 30 счастливчиков, поступивших в лицей.

Открытие лицея в Царском Селе состоялось 19 октября того же года. Учеников обучали словесным, нравственным, историческим наукам, изящным искусствам и гимнастике. Учителя преподавали лицеистам физику и математику.

Отсутствие физических наказаний для учеников было закреплено в Уставе заведения. Каждый ученик жил в отдельной комнате.

Кратко описать лицейские годы Александра Пушкина можно так: подъем в 6 утра, после уроки, которые продолжались до обеда и занимали около 7 часов в день. Отдыхали гимназисты, занимаясь спортом или читая.

Александр не был отличником. Преподаватели лицея отмечали литературный талант Пушкина, гибкость его ума и при этом абсолютное отсутствие прилежания к обучению.

Друзья Пушкина в лицейские годы

Вместе с поэтом учились: сын директора Лицея Иван Малиновский, музыкант Николай Корсаков, будущий министр Александр Горчаков. Но самыми близкими друзьями в лицейские годы у Пушкина были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер.

С 13-летним Дельвигом Пушкин сдавал вступительный экзамен в Лицей. Антона одноклассники называли смешным прозвищем «Тося». Именно А. Дельвиг создал альманах, ставший стартовой ступенькой в литературную жизнь для многих талантливых писателей и поэтов ‒ «Северные цветы».

Дружен был поэт с Вильгельмом Кюхельбекером. Острая эпиграмма Пушкина послужила тому, что в лицейские годы друзья устраивали между собой дуэль. Биография Вильгельма повествует о том, что «Кюхля» стал декабристом и после подавления восстания был приговорен к вечной ссылке.

Иван Пущин жил в соседней с Пушкиным комнате. С поэтом они были особенно дружны и переговаривались вечерами через перегородку, разделяющую их комнаты. После восстания на Сенатской площади в 1825 г. Пущина арестовали и приговорили к 31 году тюремного заключения.

Пушкин близко общался с директором лицея Малиновским, с Чаадаевым, Жуковским.

Стихи Пушкина в лицейские годы

Первое стихотворение «К другу-стихотворцу» 15-летний Пушкин издал в «Вестнике Европы».

С 1811 по 1817 годы Пушкин создал больше сотни стихов и поэтических произведений. Посвящал поэтические строки лицейским товарищам и известным литераторам.

Лицейские годы Пушкина: интересные факты

На одном из занятий преподаватель Кошанский попросил своих учеников «пробовать перья» и описать «розу стихами». Остальные лицеисты не могли связать и двух слов, а Пушкин сразу прочитал 2 четверостишия, которые восхитили и профессора и учеников.

Интересные факты сообщает биография поэта, в лицейские годы одноклассники его звали «Французом» или «Егозой».

Ученики 6 класса школы на уроке пишут сочинение и выступают с сообщением о лицейских годах и детстве Пушкина.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Доклад-сообщение 2

Летом 1811 знать обсуждает и очень ждёт, когда откроется учебное заведение. Лицей был задуман Александром l так, что в нём мог учиться только дворянский род. Программа была не лёгкой, но довольно увлекательной. Ученикам надо было за годы обучения знать великое множество наук. В лицее преподавали лучшие учителя, в их число входил такой человек, как профессор нравственных наук А.П.Куницын. Из-за него сформируется вольнолюбивый и тираноборческий взгляд Александра Сергеевича.

Юный Пушкин сильно волновался, так как он прибыл со своим дядей в Царское Село на поступление в лицей. Мальчик сильно подготовился к важному моменту жизни. Когда ему сказали, что он принят, радость и веселье охватили поэта. И 19 октября 1811 года он стал учеником лицея. Экзамен он сдавал вместе с Дельвигом. Из-за открытия лицея, устроили огромный праздник, и даже царская семья прибыла туда. Но даже не это осталось в памяти, а выступление Куницына.

Обучение в здании лицея было как в престижном заведении. Оскорбительные наказания не присутствовали, каждый ученик имел отдельную комнату. В этой комнате он вставал в 6 утра и занимался около двух часов, и только после этого завтракал. Потом учения продолжались, уже после обеда. Обучение занимало 7 часов в день. Его отдых был — чтение.

В лицее существовала дружба между учителем и учеником. В своих действиях лицеист имел полною свободу. А. Галич часто встречался в мемуарах, как человек который участвовал в пирушках с воспитанниками. В годы обучения в лицее, Пушкин интересовался литературой и историей древнего мира. Но любимой наукой была словесность. Александр Сергеевич присутствовал в числе редколлегии всех рукописей лицея. Это лучшие эпиграммы и памфлеты. Собрание поэтического кружка не начиналось, пока он не придёт. Но, даже пользуясь таким статусом, отличником он не являлся. Пушкин был не прилежный, хотя преподаватели отмечали его талант.

Из-за крайне вспыльчивого характера, у сверстников отношения с поэтом были разные. Некоторые его любили, но большинство его дразнили и относились как к доносчику. Александру Сергеевичу это, конечно, не нравилось и он даже вызвал на дуэль Кюхельбекера.

Война с французами ассоциировалась как боль и злость. Именно после победы молодой поэт начинает писать о жизни народа.

День переходного экзамена(8 января 1815) стал незабываемым. Пушкин написал сочинение в высокопарном стиле на тему «Воспоминания в Царском Селе». Его проверял Державин. После услышанного, он растрогался и долго не мог выйти из комнаты.

В 1816 году у Александра Сергеевича начала заказывать произведения императорская семья.

Первую любовь Пушкин встретил на лицейном балу. Ей оказалась Бакунина, которой посвящено стихотворение «К живописцу». Несмотря на это, у поэта были впереди друзья, а не женщина.На годовщину лицея он напишет стих на тему дружбы.

Пушкин-лицеист

Александр Сергеевич Пушкин(1799- 1837) – это великий русский поэт. Он не прожил даже и сорока лет, а написал очень много известнейших произведений и малоизвестных стихов. Свои юношеские годы он провёл в Царскосельском лицее, который открылся 19 октября 1811 года. Пушкин поступил туда в то же время.

Итак, в лицее Александр Сергеевич провёл 4 запомнившихся ему на всю жизнь года.

Там поэт получил новые знания, начал писать стихи. Но самое главное – это то, что в лицее он нашёл наиболее верных своих друзей, которые были рядом с Пушкиным на протяжении всей жизни и выручали в сложных ситуациях. Друзья из лицея оставались с поэтом в горести и в счастье.

Одним из наиболее близких друзей-лицеистов Пушкина был И. И. Пущин. Он оказывал Александру помощь в любых обстоятельствах, всячески поддерживал своего друга.

Вторым близким другом-лицеистом Пушкина стал А. А. Дельвиг, ну а третьим – Кюхельбекер. Трое друзей состояли в декабристском обществе. За это их жестоко наказали. Но каждый из них помогал другу как мог в эти тяжёлые времена. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Все, кто учился вместе с Александром Сергеевичем в лицее, стали его товарищами, и это стало самым ценным, а также прекрасным в лицейских годах для Пушкина.

Пушкин посвятил очень большое количество своих произведений лицейским годам, а также товарищам-лицеистам. В них он, в том числе, выражал своё отношение к учебному заведению. С одной стороны, Пушкин относится к данным годам с сожалением, с недоброжелательной их оценкой. Это выражается в стихотворении-послании «К сестре». У читателя сразу же возникает ассоциация этого места с тюрьмой или монастырём. Те же чувства поэта выражены в послании «К товарищам». С другой стороны, у Александра Сергеевича есть и другое мнение, в котором Царский лицей Пушкин сравнивает со своим отечеством. Это хорошо отражено в стихотворении «19 октября».

Я считаю, что те лицейские годы сыграли очень весомую роль в жизни поэта. Во-первых, он приобрёл там много друзей. Во-вторых, получил новые знания. Ну а для читателей это тоже важная пора. Не будь её, не было бы такого множества лицейских трепетных стихов великого поэта!

Полезный материал по теме:

  1. Пушкин — психолог
  2. Мой Пушкин
  3. Мой А.С. Пушкин
  4. Пушкин для меня
  5. Мой любимый Пушкин

Лицейские годы А.С. Пушкина

Лицейские годы А.С. Пушкина 1811-1817 гг.

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, родители решили отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени Александр уже получил домашнее образование, и теперь необходимо было определиться, куда именно ему поступать. В обществе все ждали открытия нового учебного заведения — Лицея, идея основания которого принадлежит императору Александру I. Он задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учить детей дворян и готовить их к государственной службе. Лицей должен был расположиться под Петербургом в Царском Селе — загородной резиденции императора.

Отвезти двенадцатилетнего Александра Пушкина из Москвы в Петербург вызвался родной дядя Василий Львович Пушкин. Юный Александр, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Именно эта дата считается датой основания Лицея.

Здание Лицея было 4-хэтажным. Это была пристройка (или флигель) к Екатерининскому дворцу. Первоначально оно предназначалось для великих княжон, дочерей императора Павла I. На первом этаже находились квартиры инспектора, гувернеров, других чиновников, на втором была столовая, больница, на третьем этаже располагались учебные классы, библиотека, на четвертом – комнаты воспитанников.

Обучение в Лицее длилось шесть лет и состояло из двух курсов — начального и окончательного. Каждый курс длился 3 года. Лицейское образование приравнивалось к университетскому. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Сюда пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П. Куницына. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. Александр Пушкин занимал комнату под №14. Телесные наказания в лицее запрещались. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще 2 часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Во время отдыха воспитанники занимались изящными искусствами – рисованием, музыкой, пением, чистописание или физическими упражнениями – фехтованием, верховой ездой, плаванием или катанием на коньках.

В лицее Пушкин обрел самых близких друзей. Друзья любили Пушкина за доброту и отзывчивое сердце, за легкость и остроумие. Однако вспыльчивость, насмешливость Александра приводили ссорам и даже чуть ли не дуэлям. Все лицеисты имели прозвища. У Пушкина их было целых 3. Так за безупречное, изящное владение французским языком его называли «Французом», за резвость, непоседливость и говорливость — Сверчком. Позже ему дали прозвище «Смесь обезьяны с тигром» за то, что он был ловок и похож походкой на обезьяну, а в моменты ярости походил на тигра. Ивана Пущина за излишнюю французскую романтичность и большой рост прозвали «Большой Жанно», Вильгельма Кюхельбекера – «Кюхля». Константина Данзаса прозвали «Медведем» за спокойный вид, размеренность и неторопливость, поэта Антона Дельвига — «Тосей», а Александра Горчакова — «Франтом».

Первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским, оказался самым блистательным. Имена многих соучеников Пушкина вошли в историю. Среди них — дипломат А. М. Горчаков, поэты А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин, декабрист И. И. Пущин.

Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»… Во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Произведение пятнадцатилетнего юноши потрясло слушателей. Присутствовавший на экзамене Г.Р. Державин, носивший тогда неофициальный титул «первого русского поэта», со слезами восторга объявил юного стихотворца своим преемником и хотел обнять его, но Пушкин в смущении убежал в Царскосельский сад. С этого дня и началась слава Пушкина. Уже в лицейские годы он стал признанным поэтом.

Первый успех

Первый успех на литературном поприще Пушкин заслужил в 1814 году, когда в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение молодого поэта «К другу стихотворцу».

Пушкин отправил свое стихотворение в журнал за компанию с Дельвигом. И оно было опубликовано.

Дядя Пушкина, Василий Львович, который устроил Александра в лицей, сам был поэтом. А потому особенно гордился успехами племянника, когда в таком популярном журнале опубликовали его произведение.

Первое большое признание

Первое большое признание Пушкин получил от знаменитого литератора того времени — Державина.

Это случилось на торжественном переводном экзамене по литературе 8 января 1815 года.

Все ученики лицея должны были выступить со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине.

Выступление так впечатлило почетного гостя, что он разволновался, расплакался и даже привстал со своего места, чтобы поближе рассмотреть юного поэта. Он даже хотел обнять его, но Пушкин так испугался реакции Державина, что убежал из зала.

Учителя сначала не поняли реакции Державина и попытались извиниться за выступление молодого поэта. Но тот ответил: «Оставьте его поэтом.»

Это был истинный успех и признание.

Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. В лицее он обрел самых близких друзей. Вспыльчивого, страстно мечтающего о поэтическом поприще Кюхельбекера, ленивого, добродушного Дельвига, одаренного поэтическим талантом, решительного и бескомпромиссного Пущена. В лицее сложились основные представления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизни,сформировались главные черты его характера. Друзья любили Пушкина за доброту, 31 отзывчивое сердце, легкость, остроумие, вспыльчивость, насмешливость приводили частым ссорам и даже чуть ли не дуэлям. Все лицеисты имели прозвища, которые иногда говорили о них больше, чем самые подробные! характеристики. У Пушкина их было целых три. За безупречное, изящное владение французским языком его называли Французом; за* резвость, непоседливость и говорливость — Сверчком; за пылкий нрав, частые ссоры, гримасничанье и подвижность — Смесью Обезьяны с Тигром. В лицее Пушкин опубликовал и первое стихотворение. Оно появилось в журнале «Вестник Европы» летом 1914 года и называлось « Другу-стихотворцу ». А во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Совершенством формы, глубиной мысли и образностью произведение пятнадцатилетнего юноши потрясло слушателей. Присутствовавший на экзамене Державин, носивший тогда неофициальный титул «первого русского поэта», со слезами восторга объявил юного стихотворца своим преемником! и хотел обнять его, но Пушкин в смущении уезжал в Царскосельский сад. С этого дня и началась слава Пушкина. Уже в лицейские года он стал признанны! поэтом. Его творчество высоко оценили знаменитые тогда Жуковский и Батюшков, Вяземский и Карамзин и даже строгий ко всему новому Шишков. Каждый из этих мастеров слова был вдвое, а то и втрое старше Пушкина.

Пользовавшийся благосклонностью императрицы стареющий поэт Нелединский-Мелецкий, получив от нее заказ на сочинение стихов в честь дня обручения ее дочери с принцем Оранским, демонстративно передал этот заказ Пушкину, и тот за два часа написал требовавшиеся для торжественного случая стихи. Жуковский пригласил получившего всеобщее признание юношу написать в соавторстве с ним слова государственного гимна «Боже царя храни». А одно из первых стихотворений Пушкина стало народной песней и попало на лубочные картинки. Репин. Пушкин на акте в лицее Так в один год юный Пушкин стал поэтом, известным всей России — от царского двора до крестьянской избы.

План урока:

Краткое сообщение о годах Пушкина в лицее

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Стихотворения Пушкина о дружбе

Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога»

Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»

Основные особенности лирики Пушкина

Краткое сообщение о годах Пушкина в лицее

Творческое становление юного поэта. Друзья Пушкина по Лицею

В семье майора в отставке Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны в Москве 6 июня 1799 г. родился второй ребенок – сын Александр. Мальчик рос робким и малоподвижным ребенком, не любил играть с другими детьми, но после 7 лет его характер изменился, он стал непослушным, резвым шалуном и острословом. Александр получил домашнее образование, с 9 лет пристрастился к чтению, стал самостоятельно пользоваться библиотекой отца, большей частью состоящей из книг на французском языке. Тогда же стал сочинять и сам, первые его стихи были написаны на французском языке, которым он владел лучше родного. В 11 лет родители решили отдать Александра в престижное учебное заведение, чтобы он получил достойное образование. Двенадцатилетнего мальчика привез в Царскосельский лицей дядя, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин. Он узнал о создании под Петербургом привилегированного учебного заведения, в которое могли поступить мальчики 10-12 лет из знатных дворянских семей, сдав успешно приемный экзамен. Лицей создавался как высшая школа для отпрысков из высшего сословия. Основателем Лицея стал император Александр I, который считал, что для службы в государственных департаментах, в армии и на флоте нужны высокообразованные люди.

Торжественное открытие этого учебного заведения 19 октября 1811 г. стало одним из самых важных событий в стране. На открытии присутствовал Александр I, придворные, министры. Лицей разместился во флигеле[1] летнего императорского дворца в Царском селе, был окружен обширными дворцовыми парками с замечательными скульптурными произведениями классического искусства, которые тоже стали частью лицейского образования и воспитания.

carskoe selo

Александр Пушкин был выходцем из старинного, хотя и обедневшего дворянского рода. Он с легкостью прошел вступительные испытания и стал одним из 30 лицеистов, составивших первый курс. В течение трех лет ученикам предстояло пройти полностью весь гимназический курс, затем за три года освоить университетскую программу. На протяжении всего шестилетнего обучения лицеисты должны были безотлучно находиться в Лицее, не разрешалось покидать его даже во время летних каникул, которые длились всего месяц. Строгие лицейские правила основывались на том, что учеба должна быть усердным, постоянным и непрерывным трудом.

У каждого лицеиста была своя маленькая, скромно обставленная комната. Свою комнату под номером 14 Пушкин называл «кельей». Его «соседом по келье» был лучший друг Иван Пущин, проживавший за перегородкой в комнате номер 13. У воспитанников был строго установленный распорядок дня. Подъем в 6 утра, через час начинался первый урок, после перерыв на легкий завтрак и прогулку, потом уроки в течение дня с перерывом на обед и прогулку, после шести – время отдыха, вечером посещение библиотеки, дополнительные занятия или повторение пройденного. В часы отдыха занимались музыкой, рисованием, фехтованием, плаванием, верховой ездой. Хотя допускалась определенная степень самостоятельности и свободы, если она не мешала учебе: разрешалось посещение музыкальных вечеров и танцев в частных домах.  Все мальчики, в том числе и Пушкин, быстро освоились в новых условиях. Александр в стенах Лицея обрел новый дом и много друзей. Каждый из тех, с кем дружил Пушкин, был по-своему одарен: все что-то сочиняли, были увлечены живописью. Эти сочинения, стихи, статьи, рисунки и карикатуры лицеисты размещали в рукописных журналах.

comnata pushkina
Комната Пушкина в лицее 

Среди друзей Пушкина было много талантливых и незаурядных юношей. Лицеисты давали друг другу забавные прозвища. За превосходное знание французского языка Пушкина прозвали «Француз», за непоседливость и быструю манеру говорить называли еще и «Сверчком», в последние годы учебы за ловкость и вспыльчивость – «Смесью обезьяны с тигром». Высокого и по-французски романтичного Ивана Пущина называли «Большой Жанно», Константин Данзас за крупное телосложение и спокойствие получил прозвище«Медведь», неуклюжий Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», утонченный Александр Горчаков – «Франт», добродушный Антон Дельвиг – «Тося».

В Лицее был блистательный преподавательский состав. Впервые для высшего учебного заведения подобрали не преподавателей-иностранцев, а русских педагогов. Основные предметы преподавали молодые, не старше 30 лет, лучшие выпускники Санкт-Петербургского педагогического института, причем получившие до института духовное образование в семинарии. Эти отличившиеся выпускники после окончания института еще прошли обучение в Германии или Франции.

Пушкин не раз вспоминал с благодарностью «наставников, хранивших юность» лицеистов.В Лицее заботились не только об умственном и физическом, но и нравственном, эстетическом развитии воспитанников. Принципы преподавания основывались на том, чтобы привить воспитанникам навыки самостоятельного мышления и широту взглядов. Учитывались преподавателями склонности ученика к тому или иному предмету. Известен случай, когда профессор физики и математики Я.И. Карпов, не дождавшись от Пушкина решения задачи, разрешил ему сесть на место и писать свои стихи. А профессор латинской и российской словесности Н.Ф. Кошанский, убедившись в поэтической одаренности Пушкина, приложил все силы, чтобы преподать юному стихотворцу как можно лучше теорию стихосложения, грамматику русского языка и древней классической словесности. Он же первым ввел в программу по литературе стихи своего ученика. Особым уважением пользовался у лицеистов преподаватель права, нравственных и политических наук А.П. Куницын. Пушкин о его лекциях вспоминал с восхищением: «Он создал нас, он воспитал наш пламень…»

Первым директором учебного заведения был В.Ф. Малиновский, выпускник философского факультета Московского университета, знавший несколько языков, в том числе древнегреческий и латынь, ранее долгое время находившийся на дипломатической службе. Пушкин был очень привязан к Малиновскому, дружил с его сыном. После смерти Малиновского вторым директором был назначен Е.А. Энгельгардт, с которым у Пушкина отношения не сложились, хотя он считался прекрасным администратором и прогрессивным педагогом.

Именно в лицее Пушкин получил признание как поэт. В 1814 г. впервые было опубликовано в журнале «Вестник Европы» стихотворение лицеиста Пушкина «К другу стихотворцу», подписанное псевдонимом. Безоговорочно его талант был признан Г.Р. Державиным, который 8 января 1815 г. услышал на переходном экзамене с младшего курса на старший чтение Пушкиным своего стихотворения «Воспоминания в Царском селе». «Патриарх[2] русской поэзии» был покорен и растроган до слез, назвал пятнадцатилетнего стихотворца своим преемником, хотел обнять, но Пушкин, смутившись, убежал. Вскоре это стихотворение, впервые подписанное полным именем автора, было опубликовано в журнале «Российский музеум». Пушкин после уроков часто бывал у приезжавшего на лето в Царское село писателя и историка Н.М. Карамзина, который разрешал юному дарованию пользоваться своей редкой библиотекой. Родоначальник русской лирической поэзии В.А. Жуковский, наведываясь в Царское село, встречался с юным стихотворцем и называл его «чудотворцем».

Пушкин, не раз попадавший в карцер[3] за нарушения дисциплины, говорил, что ему там не скучно, потому что можно писать стихи. Именно в карцере он начал сочинять поэму «Руслан и Людмила». Спустя три года Жуковский после прочтения поэмы прислал Пушкину свои стихи и подарил свой портрет, подписав его: «Победителю-ученику от побежденного учителя». За время учебы в Лицее Пушкиным было написано более 130 стихотворных произведений, многие были тогда же и напечатаны.Именно в лицейские годы началось поэтическое становление Пушкина.

Foto Pushkina

Окончил Пушкин Лицей в 1817 г., по успеваемости был на 26 месте. Отличные оценки имел только по русской и французской словесности, фехтованию. Точные науки постигались им с трудом, неинтересные ему дисциплины он просто игнорировал. Александр Пушкин получил свидетельство об окончании курса, которое давало ему право поступить на гражданскую службу чиновником X класса, коллежским секретарем. В Петербурге он был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Но главным делом его жизни стала литература, в которой он оставил след как выдающийся поэт, прозаик, драматург.

Выпускники Лицея пообещали друг другу помнить годы, проведенные вместе, хранить верность лицейской дружбе, служить обретенным здесь идеалам добра, свободы и справедливости, неизменно следовать девизу Лицея: «Для общей пользы».Они поклялись собираться и праздновать каждый год 19 октября. Традиция празднования «дня заветного» поддерживалась лицеистами первого выпуска долгие годы. Последним лицеистом, которому довелось исполнить клятву в одиночестве, был канцлер[4] А. Горчаков, переживший всех своих лицейских товарищей. Лицеисты первого выпуска стали примером «товарищеской семьи», «святого братства». Обращаясь к своим друзьям, Пушкин в 1825 г. написал в стихотворении «19 октября»: «Друзья, прекрасен наш союз!» Первый выпуск, состоявшийся 9 июля 1817 г.,подарил России дипломатов, мореплавателей, офицеров высшего командного состава, участников движения декабристов, литераторов.

Первые выпускники лицея оставили след в русской истории. А.М. Горчаков прославился как выдающийся дипломат и последний канцлер России. М.Л. Яковлев дослужился до тайного советника, сенатора, был талантливым композитором. С.Г. Ломоносов стал чрезвычайным посланником в Нидерландах. А.П. Бакунин и Ф.Х. Стевен, А.А. Корнилов служили губернаторами. Ф.Ф. Матюшкин воплотил свою мечту стать мореплавателем, прославился как полярный исследователь, дослужился до адмирала, написал историю русского флота. М.А. Корф стал историком, был членом Академии наук, директором Императорской публичной библиотеки. Военную карьеру избрали 12 лицеистов, многие дослужились до высших чинов. И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, избравшие военную службу, за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. были приговорены к смертной казни, которую заменили на каторгу в Сибири. В.К. Кюхельбекер занимался не только общественной деятельностью, был еще писателем и поэтом.Поэтами были Н.А. Корсаков и А.А. Дельвиг, который стал еще и издателем. А.С. Пушкин государственной службой тяготился, стал первым русским профессиональным литератором.

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Образы стихотворения «Узник»

После окончания Лицея Пушкин поселился в Петербурге. Поэта увлекла столичная жизнь, насыщенная балами, театральными спектаклями, спорами в литературных обществах. Он посещал собрания обществ «Арзамас» и «Зеленая лампа», где читал свои произведения. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени. В столичном обществе стали распространяться дерзкие стихи и едкие эпиграммы молодого поэта, их переписывали, заучивали наизусть. Пушкин стал голосом прогрессивной дворянской молодежи. С особой силой мятежное свободолюбие отразилось в стихотворениях «К Чаадаеву», «Деревня»,оде «Вольность» др.Вольнолюбивая лирика Пушкина дошла и до Александра I. Император назвал стихи настолько «возмутительными», что за них полагалась ссылка в Сибирь. Пушкин был вызван к генерал-губернатору М.А. Милорадовичу, на квартире поэта предполагался обыск, чтобы опечатать рукописи. Пушкин признался, что дома нет рукописей, потому что он все сжег. Но предложил записать все заново и написал по памяти целую тетрадь. Милорадович, покоренный чистосердечным признанием и благородством поэта, пообещал похлопотать о снисхождении государя. За Пушкина вступились В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин. Пушкина сослали не в Сибирь, а в южные губернии.

После приезда в Екатеринослав, Пушкин серьезно заболел. Направлявшийся на Кавказ генерал Николай Раевский выхлопотал разрешение выехать Пушкину для лечения на Кавказские минеральные воды в его сопровождении. После двух месяцев пребывания на Кавказе Пушкин, Раевский и члены семьи генерала путешествовали по Крыму.

После Крыма с его прекрасной природой морского побережья, в 1820 г. Пушкин был определенна службу чиновником в Кишиневе, провинциальном городе посреди однообразной степи. Оказавшись в глухой провинции вдалеке от друзей, Пушкин, испытывая чувство одиночества и внутренней несвободы, записал: «Теперь я один в пустынной для меня Молдавии». Вынужденная разлука с близкими людьми, монотонная жизнь в глуши,однообразная и скучная служба, нежелание находиться под надзором начальства заставляли чувствовать себя невольником. Кишинев был застроен одноэтажными домишками, над ними мрачно возвышалось здание острога[5] из серого камня с узкими окошками, выходящими в тюремный двор. Во дворе были прикованы к столбу цепями два орла с подрезанными крыльями. В неволе гордые птицы не стали ручными, но на свободу улететь не могли, разделив участь узников. Пушкину довелось посетить острог, беседовать с арестантами, наблюдать за орлами. Эта трагичная картина изображена в стихотворении «Узник», написанном в 1822 г. и отражающем настроение самого поэта.

Главная тема стихотворения – свобода. В каждой строчке говорится о свободе, хотя само слово не употребляется поэтом ни разу. Композиция стихотворения состоит из двух частей, которые противопоставлены по настроению и интонации. Начало стихотворения передает тяжесть переживаний лирического героя, оказавшегося «за решеткой в темнице сырой». Каждое слово первой строки создает образ неволи: движение отсутствует, пространство ограничено, нет света и тепла.  Далее в описании действий орла усиливается ощущение неволи: «Клюет, и бросает, и смотрит в окно…» Герой чувствует общность их судеб, видя, как его «грустный товарищ» обреченно клюет свою пищу, словно с ним «задумал одно». Гордой птице, как и лирическому герою присущи свободолюбивые порывы.

Описания, наполненные мраком и тоской, сменяются красочными картинами, в которых преобладают белый и синий цвета, много света, простора и надежды. Атмосфера сырого каземата отходит на второй план, уступая место мысленному полету лирического героя к морским просторам и горным вершинам. Образы природной стихии: море, горы, ветер являются символами свободы. Начавшееся унылым рассказом повествование сменяется страстным свободолюбивым призывом: «Давай улетим!» Авторская идея заключена о том, что свобода является врожденной потребностью любого живого существа. Человек, словно птица, создан для свободы.Вольнолюбивые мотивы были центральными в ранней лирике Пушкина.

Стихотворения Пушкина о дружбе

Дружеское послание «И.И. Пущину»

Иван Иванович Пущин был дружен с поэтом с лицейских лет. Они познакомились перед вступительными экзаменами и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Пущин после Лицея выбрал службу в полевой артиллерии. В армии он близко сошелся с участниками тайного политического общества. Пущин не побоялся в январе 1825 г. проведать в Михайловском опального Пушкина, чтобы поддержать его моральный дух. Одиночество Пушкина в глуши Псковской губернии разделяла только няня Арина Родионовна. Эта встреча оказалась для друзей последней. После декабрьского восстания 1825 г. Иван Пущин за участие в антиправительственном заговоре был лишен дворянства и состояния, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой.

Пушкин, помня встречу с другом, желая поддержать его на каторге, написал в 1826 г. стихотворение «И.И. Пущину».Главной мыслью стихотворения стало прославление настоящей дружбы, для которой не существует преград и расстояний. Кроме этого дружеского послания поэт написал Пущину еще несколько стихотворений. Строки, посвященные лучшему другу, есть и в стихотворении «19 октября», которое Пушкин, не имея возможности покинуть Михайловское, написал осенью 1825 г. и передал на встречу лицеистов. Он выражает благодарность Пущину, который первым посетил изгнанника, превратил день встречи в «день лицея».

pushchin v mohailovskom

Иван Пущин в своих воспоминаниях писал, что после заточения в одиночной камере Шлиссельбургской крепости его в январе 1828 г. отправили на каторгу. В первый день приезда в Читу его позвала к частоколу острога жена ссыльного декабриста А.Г. Муравьева и просунула в щель листок бумаги со стихотворением Пушкина. Пущин был растроган, что «Пушкин первый встретил его в Сибири задушевным словом».

На каторге в Забайкалье Пущин получил известие о дуэли и смерти Пушкина, воспринял это как личную трагедию и огромную общественную утрату. В своих воспоминаниях он написал, что если бы был секундантом друга, то роковую пулю встретила бы его грудь, ибо он постарался бы сохранить поэта-товарища и поэтическое достояние России. Только в 1856 г., спустя почти 30 лет, Пущину было разрешено возвратиться в Петербург. Он написал уникальные воспоминания «Записки о Пушкине».

Жанр стихотворения «И.И. Пущину» можно отнести к посланию. Послание – это поэтическое обращение к кому-либо с целью высказать свои мысли и мнение, передать пожелания. В этом в небольшом по размеру послании отражены два события: встреча друзей в Михайловском и искренняя поддержка осужденному на каторгу другу. Дружеские слова даруют утешение, преодолевая расстояние, помогают вынести тяготы и невзгоды. Пушкин, обращаясь к «святому провиденью», просит его слова донести до друга, чтобы они «озарили заточенье» воспоминанием о лицейских днях.

pushchinПущин 

Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога»

Существует две версии истории написания стихотворения «Зимняя дорога», напечатанного в журнале «Московский вестник» в 1828 г. По одной, оно было написано зимой 1826 г., через год после восстания на Сенатской площади. Пушкин дружил со многими декабристами. Пятеро декабристов были приговорены к казни через повешение, более двухсот к ссылке в Сибирь. Судьба друзей тревожила Пушкина, у него самого не так давно закончилась многолетняя ссылка.

По второй версии, поводом для написания стихотворения послужила любовная драма. Осенью 1826 г. Пушкин познакомился со своей дальней родственницей Софьей Пушкиной и был ею увлечен. Поэт посватался к Софье и получил решительный отказ. Девушке Пушкин был небезразличен, но беспечность, расточительный образ жизни и безденежье поэта тревожили ее семью. Так или иначе, в жизни Пушкина тогда было сложное время.

Ноты тоски в стихотворении связаны с личными переживаниями поэта.Само название «Зимняя дорога» является метафорой, отображающей жизненный путь героя. Безрадостна средь печальных полей дорога, освещенная печальной луной, путника ничто не радует, звон колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная его мрачному настроению сердечная тоска. Несмотря на грустные мотивы стихотворения, в нем нет чувства обреченности. Минуя «версты полосаты», т.е. поставленные каждую версту придорожные столбы, раскрашенные косыми полосами, герой понимает, что судьба переменчива. Прообразом таинственной Нины, к которой обращается лирический герой, возможно, была его избранница Софья. Влюбленный поэт не теряет надежды, что жизнь наладится. Он мечтает возвратиться к милой, посидеть с ней у камина.

Стихотворение относится к жанру элегии[6]. В тексте кольцевая композиция: в первых двух четверостишиях описывается унылый зимний пейзаж, в последних строках седьмого четверостишия завершается целостность грустной картины. Но, несмотря на замкнутый круг в настоящем, теплится надежда на счастье в будущем.

Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина занимает значительное место. Одно из самых живописных стихотворений «Зимнее утро»было создано Пушкиным 3 ноября 1829 г.в усадьбе друзей поэта Вульфов в Тверской губернии. Опубликовано оно было в альманахе «Царское село» в 1830 г. В стихотворении личные переживания поэта тесно переплетены с описаниями окружающей природы. В стихотворении два героя: лирический герой и его красавица. Чтобы усилить впечатление от красоты зимнего солнечного морозного утра автором использована антитеза: картины природы показаны «нынче» и «вечор».На смену вчерашней вьюге пришел ясный чудесный день, наполненный завораживающей красотой: «голубыми небесами», «великолепными коврами» блестящих на солнце снежных покровов, «прозрачным лесом», зеленеющей «сквозь иней» елью, блестящей«подо льдом речкой». Как бы не было уютно и тепло в комнате, озаренной «янтарным светом» с потрескивающей печкой, душа поэта стремится на природу, он призывает отправиться на прогулку, чтобы разделить вместе с ним переполняющие чувства к красоте родного края. В стихотворении «Зимнее утро»много выразительных эпитетов и сравнений, олицетворений, использованы метафоры в обращении к красавице: «сомкнуты негой взоры», «звездою севера». Стихотворение наполнено оптимизмом, верой в личное счастье. Считается, что оно посвящено будущей жене поэта. Пушкин в 1829 г. сделал предложение Наталье Гончаровой, в мае 1930 г. получил согласие от ее родителей на брак.

Основные особенности лирики Пушкина

Благодаря Пушкину в русской поэзии произошли значительные изменения. На смену классической поэзии пришла новая поэтическая словесность, Пушкин оказал влияние на становление русского литературного языка.В лирике Пушкина отчетливо проступает образ самого поэта, отражен его богатый духовный мир. Но образ автора не стоит соотносить полностью с личностью Пушкина, это обобщенный лирический герой, чей мир многогранен и разнообразен. Поэт мог представить себя в образе нечастного узника, далекого друга, уставшего путника, восторженного и жизнерадостного возлюбленного.

Основными темами лирики А.С. Пушкина были темы свободы, природы, любви и дружбы. Вольнолюбивые стихи поэта, лишенные иносказательности, вдохновляли его друзей и декабристов-единомышленников призывами к освобождению народа.Ему удалось передать не только собственные воззрения, но выразить мысли и стремления прогрессивных людей своего времени. Свободолюбивая лирика проникнута гуманностью и основами народной нравственности.

Стихотворения, посвященные любви и дружбе, покоряют своей искренностью, чувством глубокого сопереживания. Для Пушкина дружба – высокое понятие, дарующее человеку поддержку в беде. Чувство любви, являющееся высочайшим напряжением душевных сил, было для поэта неиссякаемым источником вдохновения. Пушкину удалось настолько мастерски передать тончайшие оттенки личных переживаний, что они стали близки и понятны большинству людей.

Пушкин откликался на любое проявление многообразной жизни, мог увидеть красоту в обыденных и привычных явлениях. Поэт-мыслитель соединил в поэзии частное и общественное, личное и государственное, историческое. Его собственная судьба стала частью русской истории, его лирика отразила духовный мир его современников. Пушкину суждено было стать лирическим голосом эпохи.

pushkin derzhavin
Пушкин на экзамене

Словарь

Флигель – боковая пристройка к основному зданию.

Патриарх – глава, старейшина.

Карцер – камера для одиночного строгого изолирования за нарушение дисциплины и режима.

Канцлер – второе после императора государственное должностное лицо, возглавляющий императорскую канцелярию и архив, хранитель государственной печати.

Острог – тюрьма, обнесенная высоким деревянным частоколом

Элегия – лирическое произведение, представляющее собой грустные размышления автора

«Лицейские годы Пушкина» краткое сообщение 

На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022

Сообщение «Лицейские годы Пушкина» кратко поможет Вам подготовиться к занятию и узнать, как учился великий поэт.

«Лицейские годы Пушкина» краткое сообщение

Когда будущему литературному гению исполнилось 11 лет, пришла пора родителям отдавать ребенка в учебное заведение. В 1811 году открылось учебное заведение для дворян – Царскосельский Лицей. Так, в октябре дядя А.С. Пушкина отдал своего племянника в нее на обучение. 

Ученикам преподавали не только учебные дисциплины, а целые науки. В здании была богатейшая библиотека. У каждого воспитанника было свое помещение. Семь часов в день отводилось на освоение наук, в остальное время дети гуляли, посещали игровые занятия и гимнастику. Оценок не было, вместо этого составлялся отзыв на воспитанника. Среди обязательных наук были иностранные языки, музыка, рисование.

Александр Пушкин быстро освоился в Лицее. Он прослыл подвижным и остроумным мальчиком, преданным товарищем, горячим в дружбе, проявил особый талант к писательству. В учебном заведении образовался дружеский, товарищеский кружок, в который кроме Пушкина вошли писавшие стихи Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, князь Горчаков, будущий русский канцлер Илличевский. Эти мечтательные, одаренные юноши проводили вместе время после занятий, читали стихи и повести друг другу, гуляли в Царскосельском парке, даже завели свой журнал. Его главой избрали усердного Пушкина.

В 1815 году, Александр Сергеевич прочитал на публичном экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На слушаньях присутствовал поэт Державин, который дослушал произведение автора с особым восторгом. Державин так впечатлился стихом юного Пушкина, что часто вспоминал этот момент в беседах с друзьями. 

Александр Сергеевич в 1817 году окончил обучение в Лицее, выйдя оттуда совершенно другим человеком с большим запасом навыков, сведений, знаний по латыни и русской литературе, немецкой риторике, истории и мифологии, математике, эстетике, российской поэзии и французской риторике. 

Несмотря на то, что лицейская жизнь стала прекрасным прошлым, Александр Пушкин практически каждый год 19 октября (в день открытия Царскосельского Лицея) вспоминал о нем в беседах или звучных стихах.

Лицейские годы Пушкина интересные факты

  • Свое первое стихотворение Пушкин опубликовал во время обучения в Лицее. Его напечатали в журнале Вестник Европы летом 1914 года.
  • Особое внимание в учебном заведении уделялось воспитанию чувства собственного достоинства, благородства, долга. Телесные наказания строго запрещались.
  • За 6 лет обучения воспитанникам не позволялось покидать стены Лицея. Когда юношей посещали родители, то они сидели в общей зале или находились на общей прогулке.
  • Пушкина как поэта признали еще в лицейские годы. Творчество будущего литератора оценили Карамзин, Шишков, Жуковский, Батюшков и Вяземский.
  • Барон Модест Корф говорил, что во время учебы у них не было свободы передвижения, комнаты походили на камеры, а за провинности могли наказать стоянием на коленях. Так, Александр Сергеевич однажды так стоял 2 недели за утренними и вечерними молитвами.

Надеемся, что из этого сообщения Вы узнали, как учился Пушкин. А свой краткий рассказ о лицейских годах Пушкина Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

Лицейские годы Пушкина

Картина Репина "Пушкин на лицейском экзамене"Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

С преподавателями у воспитанников сложились дружеские отношения. Лицеистам была предоставлена максимальная свобода действий. В некоторых мемуарах встречаются заметки о том, что профессор А. Галич частенько принимал участие в пирушках вместе со своими учениками. В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Это были подборки эпиграмм и памфлетов. Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.
Его отношения в лицеистами складывались по- разному. Одни его любили и боготворили, другие обзывали « французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате. Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.
Отечественная война 1812 года отозвалась в душах лицеистов болью, гневом и бунтарством. На первый план выходят патриотические чувства и настроения. И молодой человек, который даже думал по-французски, начинает сочинять стихи о российских просторах, народной жизни.
Незабываемым стал для Пушкина день переходного экзамена- 8 января 1815 года. Молодой поэт спать не мог от волнения, ведь сам Державин должен был слушать его выступление. Александр прочитал «Воспоминания в Царском Селе» собственного сочинения. Написано оно было в высокопарном стиле (по совету Галича) и до слез растрогало старого поэта. В порыве Державин хотел прижать Пушкина к груди, но тот стремительно сбежал и долго еще не мог прийти в себя от волнения.
Так, год от года в Царском Селе креп талант поэта. В 1816 он уже настолько знаменит, что члены императорской семьи заказывают ему оды и пьесы, а признанные писатели рассыпаются перед молодым лицеистом в комплиментах.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.

  • Рассказ про лицей пушкина кратко самое главное
  • Рассказ про любимого писателя на английском языке с переводом 7 класс
  • Рассказ про людвига ван бетховена
  • Рассказ про любимого персонажа на английском языке 7 класс
  • Рассказ про лису и про волка