Окружающий мир, 1 класс
Урок 5. Такие разные листья?
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1.Виды листьев наиболее распространённых пород деревьев
2.Разнообразие окраски осенних листьев
Глоссарий по теме:
Берёза — лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями.
Клён — дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.
Осина — лиственное дерево, родственное тополю.
Лист — орган воздушного питания, газообмена и фотосинтеза растений в виде тонкой, обычно зелёной пластинки
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Окружающий мир 1 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. — С.28-29.
2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. — С.8-9.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. По окраске, форме и размерам листьев можно определить виды деревьев.
2.Лист клёна — осенью листья окрашиваются в разные цвета — от золотистого до красного
3.Лист берёзы- с одного края имеет зубчики, а с другого закруглён. Он похож на капельку очень яркого зелёного цвета. Осенью листья берёзы становятся жёлтыми. Берёза является символом нашей страны. Она неприхотлива, растёт в любой почве. Берёзу можно встретить в лесу, в поле и в парках. Весной, когда на всех деревьях набухают почки, на берёзе появляются цветы — серёжки.
4.Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками черешок длинный.
Осенью имеет красноватый, бордовый цвет.
5. Рябина – дерево с красивыми перистыми листьями, которые по своей форме отличны от листьев других деревьев. Растёт рябина в садах, лесах, парках и скверах – от крайнего севера до средней полосы северного полушария, а всё потому, что никакие морозы ей не страшны.
6. Ели – высокие и стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская – самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров. Если у деревьев листья осенью желтеют и опадают, то почти у всех хвойных листья-хвоинки остаются зелёными и зимой.
7. А какие красивые осенью листья у деревьев в парке! Во время прогулки по скверу, вы видите много деревьев с разной листвой. Здесь Вы можете увидеть различные краски от жёлтого до красно-бурого.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля:
1. Подберите к каждому названию дерева его листок.
Правильный ответ:
2. Впишите пропущенные слова: «Листья _______различаются _______, формой, а осенью ещё и _____________».
Правильный ответ: «Листья деревьев различаются размерами, формой, а осенью ещё и цветом».
Тема: «Что это за листья?»
Цель урока: формировать представления о строении листьев и их видов.
Задачи:
— наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях,
— учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев,
— учить распознавать простые и сложные листья,
— учить делать выводы,
— развивать речь учащихся, интерес к окружающему миру,
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Муравьишка: — Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осень)
– В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.
Муравьишка: – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?
– Почему осенью с деревьев опадают листья?
(ответы детей)
(щелчок мыши) Черепаха: Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.
3. Изучение нового материала.
Муравьишка: – Отгадайте загадку:
Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)
Учитель: – Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.
Работа по учебнику (с. 14)
1). – Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).
Кленовый лист. Клен
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
– Листопад у кленов начинается с 14 сентября.
2). – Найдите рисунке листья березы. Какого они цвета?
Березовые листья
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.
3). – Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).
Листья осины
– Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев:
«Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».
– Листопад у осины начинается с 19 сентября.
4. Физминутка.
5. – Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.
Части листа
Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.
Сравнение черешка осинового листа и березового
Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».
Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.
Черепаха: – Если пластинка одна, то лист называется простой. Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.
Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья.
6. Практическая работа.
Работа в парах. – У вас на партах лежат листья осины, берёзы, тополя, рябины, дуба. Найдите среди этих листьев простые и скажите, какому дереву они принадлежат. Сколько сложных листьев у вас на столе?
Игра. «С какого дерева лист?».
– Соотнесите название дерева и изображение листа.
7. Итог урока. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
– Чем различаются листья разных деревьев?
– Какие деревья растут возле нашей школы?
— У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас свё получилось, вы были внимательны и активны, покрасьте листок в красный цвет. Если вы в чём-то сомневались – в зелёный цвет. А если вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить – в жёлтый цвет.
— А теперь прикрепите свои листочки на доску, и мы посмотрим, листиков какого цвета больше.
МОЛОДЦЫ!
Тип урока: изучение нового материала
Цели: познакомить с деревьями, растущими
возле школы;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со строением листа,
разнообразием листовых пластин; - учить детей распознавать листья наиболее
распространённых пород деревьев;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, речь
обучающихся, обогащать словарный запас; - расширять кругозор детей;
- развивать умение выражать свои мысли,
рассуждать.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и умение слушать;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся определять наиболее
распространённые породы деревьев по листьям; - сравнивать и группировать листья по различным
признакам.
Оборудование:
- Листья разных пород деревьев, цветные
карандаши, разноцветные фишки; - Иллюстрации с изображением деревьев;
Техническое обеспечение:
- Компьютер, демонстрационный экран,
мультимедийный проектор.
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.:
Просвещение,2011; автор: А.А.Плешаков; - Рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1
класса; М.: Просвещение, 2012; автор: А.А.Плешаков.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?
— Повернулись, всем улыбнулись, настроились на
работу.
II. Актуализация знаний.
1 .Беседа.
— О чём мы говорили с вами на прошлом уроке?
— На какие две группы можно разделить все
растения?
Назовите растения, которые растут на
подоконнике.
Назовите растения, которые украшают наши сады,
парки.
2. Тестирование.
III. Самоопределение к деятельности.
— Муравьишка Вопросик принёс для вас загадки.
Отгадайте их.
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
***
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья) (Слайд 2)
— Почему листья названы золотыми монетками?
— А сейчас мы узнаем, кто у нас самый
внимательный: кто может перечислить деревья,
которые растут около школы, которые мы видели во
время экскурсии?
— О чём мы будем говорить на уроке?(Слайд 3)
Физминутка
-Давайте споём песенку “опавших листиков”. В
парке тихо-тихо, лишь листочки падая и кружась,
поют свою песенку: ш-ш-ш. Поют тихо-тихо,
переговариваясь: ш-ш-ш. А упавшие листочки шуршат
гораздо громче: шу-шу-шу. Листья были разные:
багряные и красные, желтые и коричневые,
маленькие и большие. Когда ветерок дул сильнее,
листья шуршали так: шух-шух-шух. Но вот налетел
сильный ветер (вдох через нос, сильный выдох —
через рот) и стал перемешивать листочки
(вдох-выдох), дуть на них вот так: ш-ш-шух, ш-ш-шух.
Закружились листочки в танце.
IV. Работа по теме урока.
1. Практическая работа.
(На каждой парте листья разных пород деревьев,
собранные уч-ся во прогулки).
— Муравьишка Вопросик принёс на урок очень
много листьев. По каким признакам их можно
разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).
— Ребята, а можно по листу узнать дерево? Как
это сделать?
— А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло
эти листочки”. Внимательно слушайте загадки,
стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу
показывайте мне его листочки. (Слайд 4)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего. Что плод мой мелок.
“Красавец” — так переводится латинское,
научное название этого дерева. Но оно не только
красиво: это дерево — богатырь. Что это за дерево? (Дуб).
Покажите его листочки.
— Приготовьтесь отгадать следующую загадку. О
каком дереве идет речь? (Слайд 5)
Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
— Покажите листочки этого дерева, как оно
называется? (Берёза)
— Отгадайте следующую загадку. О каком дереве
идет речь? (Слайд 6)
Он встречает самым первым осени приход. Кружит
в воздухе весёлый
Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.
Покажите листочки этого дерева, как оно
называется? (Клён)
-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой
загадке? (Слайд 7)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы
снуют.
И, галдя, его клюют.
Как оно называется, объясните, как вы
догадались? (Рябина)
— Послушайте и отгадайте ещё загадку. (Слайд
Дерево чудесное,
Листья интересные,
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки.
— Покажите листочки этого дерева, как оно
называется? (Каштан)
— Следующая загадка. (Слайд 9)
Никто не пугает, а вся дрожит.
— Покажите листочки этого дерева, как оно
называется? (Осина)
— А про это дерево попробуйте отгадать загадку: (Слайд
10)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
— Давайте еще раз повторим названия деревьев,
которые мы отгадали.
— (Слайд 11) Ребята, посмотрите внимательно на
листья, которые лежат на ваших столах. Каждый
лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто
догадался и может показать, что такое “листовая
пластинка”, что такое “черешок”? (Один из
учеников выходит к доске и показывает. Остальные
дети выполняют задание на партах)
— Листовая пластинка может быть простой.
Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка
простая. У некоторых деревьев листовая пластинка
сложная
— (Слайд 12)Рассмотрите листья и подумайте, а
у каких из них листовая пластинка сложная, а у
каких — простая.
— А теперь проверим: правильно ли вы определили
вид листовой пластинки (Слайд 13, 14)
ФИЗМИНУТКА
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.
V. Работа в учебнике и тетрадях.
1. Работа по учебнику.
— Рассмотрите фотографии на с.29.
— Вы узнали эти листья? С каких они деревьев?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради, с. 16-17.
VI. Рефлексия.
— Оцените свои достижения на уроке:
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Продолжите предложение, выбрав начало
- Я узнал…
- Я повторил…
- Я запомнил…
— Что запомнилось больше всего? У кого появилось
желание сделать что-нибудь из осенних листьев,
чтобы подольше сохранить эту красоту?
Посмотрите, какие красивые работы сделали ребята
нашего класса из осенних листьев. Помните, что
собирать нужно только опавшие листья, так как,
срываю листья с дерева, можно поломать ветку и
этим нанести дереву вред.
Данная разработка предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Название: Что это за листья?
Цель: формировать представления о видах листьев и их строении.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска.Презентация по окружающему миру
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Что это за листья?
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Загадки
Летом вырастают,
А осенью опадают.
Падают с ветки
Золотые монетки.
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Как
называется
явление
В какое время
природы,
года
листья
когда листья
становятся
осыпаются
разноцветными
с деревьев?
?
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Листья, словно
бабочки,
Кружатся,
порхают,
И крыльцо, и
лавочку
Листья осыпают.
Листопад,
листопад
Засыпает старый
сад!
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
В осеннем лесу хозяйничает художница –
осень. Она не жалеет красок для деревьев,
раскрашивая их листву в жёлтые, оранжевые,
красные цвета. Начинается пора листопада.
Почему осенью с деревьев опадают листья?
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Осенью становится холодно и ветрено. Солнце
светит мало, и листья не могут жить так же,
как в тёплые дни. Вокруг ножки листа нарастает лубяной
слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист
меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает
его с дерева. После того, как все листья опадают, дерево
засыпает до весны. Опавшие листья, как тёплая перина,
будут защищать корни дерева от морозов, а весной,
перегнив под дождями, листва станет хорошим удобрение
для деревьев.
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Скажите,
одинаковые эти
листья или
разные. Чем они
отличаются друг
от друга?
Скажите, одинаковые эти листья или разные. Чем они отличаются друг от друга?
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Черешок
Лист состоит
из черешка и
Пластинка
листовой
пластинки
Лист состоит
из черешка и
листовой
пластинки
Лист состоит из черешка и листовой пластинки
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
ПРОСТОЙ
ЛИСТ
Лист состоит
из черешка и
Пластинка
листовой
пластинки
Если пластинка
одна, то лист
называется
простой.
Лист состоит из черешка и листовой пластинки
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
СЛОЖНЫЙ
ЛИСТ
П
л
асти
Пластинка
н
к
а
П
Если пластинок
на черешке
несколько,
то лист
называется
сложный.
л
а
с
т
и
н
к
а
П
л
а
с
т
и
н
к
а
Пластинка
П
П ластинка
л
а
с
т
и
н
к
а
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Физминутка
«Листик, листик, листопад»
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Игра
«Что за листик, угадай!»
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
лист клёна
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
лист берёзы
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
лист рябины
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
лист дуба
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Работа в группах
«Раскрась, собери, наклей!»
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Презентация по окружающему миру на тему «Что это за листья» (1 класс, окружающий мир).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
Автор: Тимофеева Наталья Алекандровна
Организация: ГБОУ Казанская школа-интернат №4 для детей с ОВЗ
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Цель урока: формировать представления о строении листьев и их видов.
Задачи урока:
- учить распознавать по листьям деревья;
- познакомить с понятием «строение листа», «листовая пластинка», «черешок».
- развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать.
- развивать речь учеников.
- воспитывать уважительное, бережное отношение к родному краю, природе страны;
- формировать основы экологической грамотности.
Учебник: Плешаков А.А. “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2012.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний.
— О чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (О растениях).
Определение цветов по предметным картинкам (кактус, астра, фиалка, гиппеаструм, тюльпан, нарцисс).
— На какие 2 группы можно разделить все растения? (Комнатные и садовые).
— Назовите растения, которые растения растут на подоконнике (кактус, фиалка, гиппеаструм).
— Назовите растения, которые растут на клумбе (астра, тюльпан, нарцисс).
— Давайте растения посадим на клумбу и на подоконник.
III. Самоопределение к деятельности.
— Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)
— Ребята, послушайте, а куда это мы с вами попали? (звуки природы «Шум леса» + показ слайда). Где мы с вами оказались? (В лесу)
— В осеннем лесу хозяйничает Госпожа Осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.
— Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев? (Листопад)
Листики кружатся,
Падают с лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад!»
Листопад, листопад
Засыпает старый сад!
— Ребята, наша гостья – Госпожа Осень хочет показать вам деревья, с которых опали листья (показ слайда: дуб, береза, клен, рябина).
— Как выдумаете, какая сегодня тема нашего урока? (Ответы детей)
— Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев; о том, какие бывают листья и чем они отличаются друг от друга. А к концу урока мы должны будем научится определять, что это за листья перед нами.
IV. Открытие нового знания.
— Посмотрите, ребята, на доске представлены листья от разных деревьев. А по каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру)
— А можно по листу узнать дерево? Как это сделать? (Ответы детей)
1. Лит клена (демонстрация листа)
Лист похожий на корону
У раскидистого клена.
2. Лист рябины (демонстрация листа)
Стебель как мачта,
Листочки как реи,
Парус осталось
Надуть и вперед.
3. Лист березы (демонстрация листа)
Лист березки ромбовидной формы,
По краям есть зубчики.
4. Лист дуба (демонстрация листа)
Волна дубового листа
Идет вперед, потом назад.
Его простая красота
К себе мой привлекает взгляд.
Вывод: цвет, форма, размер, край листа являются отличительными признаками.
— Ребята, наша Госпожа Осень, приготовила для вас разные листья. Возьмите их аккуратно в руки.
— Посмотрите на листья, что у них есть? (Ответы детей). Лист состоит из черешка и листовой пластинки.
— Если пластика одна, то лист называется простой (демонстрация листа).
— Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный (демонстрация листа).
V. Первичная проверка понимания.
Задание:
— Покажите, ребята, у кого простой лист с одной листовой пластинкой; у кого сложный лист с несколькими листовыми пластинками.
VI. Физминутка.
Вот и осень наступила,
Тучка солнышко закрыла.
И над лесом, сделав круг,
Птицы подались на юг.
С веток листья опадают,
В щель букашки заползают.
VII. Первичное закрепление.
— А сейчас наша Госпожа Осень предлагает для нас игру «Какое дерево потеряло эти листочки».
— У вас на партах есть конверты с листьями, выложите их. Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадайте название деревьев и по сигналу показывайте мне его листочки.
1.Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего что плод мой мелок.
— Что это за дерево? (Дуб). Покажите его листочки.
2. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой.
— Что это за дерево? (Береза). Покажите его листочки.
3. Весной зеленела,
Летом загорала.
Осенью надела
Красные кораллы.
— Что это за дерево? (Рябина). Покажите его листочки.
4. Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой.
— Что это за дерево? (Клен). Покажите его листочки.
VIII. Итог урока.
— Какие признаки нам помогали определять, к какому дереву относится тот или иной лист? (Цвет, форма, размер, край листа)
— Из чего состоят листья? (Из черешка и листовой пластины)
— По какому признаку можно определить простой или сложный лист?
IX. Рефлексия.
— Что нового мы узнали сегодня на уроке?
-Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? Почему?
-У вас на партах лежат карточки на которых изображено солнышко и тучки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас все получалось, вы ответили на все мои вопросы, то поднимите солнышко. Если вы считаете, что у вас что – то не получилось, и вам необходимо ещё чуть – чуть поработать, то поднимите тучку.
Приложения:
- file0.docx.. 18,2 КБ
Опубликовано: 14.12.2021
Конспект открытого урока по окружающему миру.
22.10.13 1 класс
Каюкина К. А.
Тема: Что это за листья?
Цель урока: создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять как основы познавательной активности младших школьников.
Задачи урока:
Предметные:
-
учить узнавать растения по листьям;
-
развивать умение находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
-
развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства,
-
расширить сенсорный опыт детей, запас детских впечатлений, полученных в результате наблюдения.
Метапредметные:
-
Личностные УУД:
-
Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимания смысла учебной деятельности.
-
Регулятивные УУД:
-
Формулировать тему и цель урока с помощью учителя.
-
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с гербарием, с опорой на свой жизненный опыт.
-
Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
-
Познавательные УУД:
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.
-
Переработать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
-
Коммуникативные УУД:
-
Слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог.
-
Работать с соседом.
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
-
Организационный момент
Ребята давайте встанем, подравняемся у своих парт. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями. Давайте покажем нашим гостям как мы умеем работать, чему мы уже научились. Сядьте как ученики. Правильно. Красиво.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-
Актуализация знаний
СЛАЙД 1
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (Муравьишка – Вопросик). Он хочет узнать у вас, о чем вы говорили на предыдущих уроках? (О растениях). Правильно о растениях. Молодцы ребята.
У вас на партах лежат жёлтые конверты. Возьмите их в руки и достаньте всё что находится в этом конверте. Сейчас вы будете работать в паре, как настоящие ученные. Перед вами карточки, на которых изображены растения. Муравьишка – Вопросик их все перепутал.
Давайте поможем ему разделить все растения на 2 группы. На какие 2 группы мы можем разделить все эти растения? Первая группа – это растения, которые растут на подоконнике (комнатные), вторая группа – это растения, которые растут на клумбах.
-Двое ребят пойдут к доске, будут работать за доской, чтобы никто не видел.
Все остальные работают на местах. А потом все вместе проверим как вы справились с заданием.
-Все справились с заданием?
-Проверяем ребят, которые работали за доской.
-Ребята, перечислите растения, которые растут на подоконнике.
( фиалка, кактус, бегония).
-Перечислите растения, которые растут на клумбе (астра, гладиолус, тюльпан).
Молодцы.
3.Физминутка для глаз.
-Давайте наши глазки с вами немножко отдохнут. Следите внимательно за листочком.
4.Самоопределение к деятельности
(Шум леса)
-Ой, ребята, послушайте, а куда это мы с вами попали? Где мы с вами оказались? (В лесу). СЛАЙД. А кто помнит, как себя нужно вести в лесу? (Не кричать, не ломать ветки, не выдёргивать растения, не жечь спички).
Закройте глазки, представьте, что мы с вами идём по лесу. А вы слышите у нас, что то под ногами шелестит? Что же это. (листья).
А откуда они взялись на земле? (Опали с деревьев).
-Ребята, какие деревья вы знаете?
Ребята, Муравьишка хочет показать вам деревья, с которых опали листья.
(Демонстрация: дуб, берёза, осина, клён, рябина).
-Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
-Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о том, какие бывают листья и чем они отличаются друг от друга.
Посмотрите, у вас на партах лежат листья. Возьмите их аккуратно в руки, потому что они очень хрупкие.
Давайте разделим листья на группы.
-
Как мы можем с вами разделить листья. Посмотрите внимательно. Они разные по размеру? (по размеру, по форме, по цвету).
— Ребята, листья могут быть разными по размеру, форме и цвету, но они все одинаковые по строению.
Посмотрите на листья, что у них есть?
-
Черешок, при помощи него листья крепятся к веточке.
-
Весь лист – это пластина.
-
А питается листик с помощью прожилок.
Найдите и рассмотрите строение листа.
Так какой мы с вами можем сделать вывод? Что все листья различаются по……………….. размеру, по форме, по цвету, но одинаковые по …….строению.
Молодцы, давайте немного отдохнём.
-
Физминутка
Вот и осень наступила,
Тучка солнышко закрыла.
И над лесом, сделав круг,
Птицы подались на юг.
С веток листья опадают,
В щель букашки заползают.
-
Работа по теме урока
Откройте учебник на стр. 28. Рассмотрите изображённые листья. В какое время года они бывают такие разноцветные? (Осенью).
-Ребята, а кто знает как называется явление природы, когда листья осыпаются с деревьев? (Листопад).
Прочитайте какие листья изображены на картинке. (Клён, осина, берёза).
-Сколько листьев клёна вы видите? (2). Чем они отличаются от других листьев?
— А сколько листьев осины изображено на рисунке? (3).
-На сколько листьев осины больше чем листьев клёна? (на 1).
-Сколько листьев берёзы вы увидели? (5). На сколько листьев берёзы больше, чем листьев осины? (на 2).
-Какие из этих листьев вы можете увидеть на нашем школьном дворе? (берёзы).
Ребята, сейчас мы с вами будем настоящими исследователями. И перед нами стоит очень важная задача. Определить название дерева, только по одному листочку. А я вам дам маленькую подсказочку. (одновременно читаю загадку и показываю лист).
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёза) СЛАЙД
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
(Осина) СЛАЙД
Весной зеленело, летом загорала.
Осенью надела красные кораллы.
(Рябина) СЛАЙД
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь не гроз ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего что плод мой мелок.
(Дуб). СЛАЙД
-
Физминутка (На презентации – музыкальная)
Закрепление полученных знаний
Внимательно посмотрите на изображение дерева, которое лежит у вас на столе, и красный конверт. Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары изображено разное дерево. (Дуб, клён, рябина, осина, берёза). Вам необходимо с соседом по парте, решить какие листья подходят именно к вашему дереву, которое у вас изображено.
Например, у вас какое дерево изображено? (берёза). Можно на берёзу приклеить листья клёна? (Нет). Значит, вы берёте только берёзовые листья и клеите на своё дерево.
А в конце урока мы прикрепим наши деревья на доску и посмотрим, какой красивый лес у нас получился.
8.Итог урока.
(Коллективная выставка работы).
-Посмотрите, какой красивый лес у нас с вами получился. И все деревья как будто настоящие. И вы слышите как в нашем лесу опять шуршат листочки?
Рефлексия:
— Что нового мы узнали сегодня на уроке?
-Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? Почему?
-У вас на партах лежат карточки на которых изображено солнышко и тучки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас все получалось, вы ответили на все мои вопросы, то поднимите солнышко. Если вы считаете, что у вас что – то не получилось, и вам необходимо ещё чуть – чуть поработать, то поднимите тучку.
Спасибо за урок.