Рассказ про лоханку для деда

­Соотнеси содержание рассказа с пословицей.

Обсудите её смысл с друзьями.

Смысл пословицы и основная мысль произведения совпадают – нужно уважать старших, всегда им помогать и поддерживать.

Что такое почитать старших?

Это выражение значит, что старших нужно уважать, проявлять к ним внимание и заботу, любить их и быть благодарными.

Как бы ты вёл себя в подобной ситуации?

Я бы проявил заботу к дедушке и ни в коем случае не осуждал бы его оплошности.

Могло ли подобное произойти в вашей семье?

Нет, в моей семье другое воспитание.
Я с ранних лет знаю, что пожилым людям нужно помогать и уважать их.

Характеристика главных героев:

Дедушка — старый, слабый и невнимательный.

Миша — добрый и отзывчивый.
Помог своему дедушке и преподал родителям урок.

Невестка и сын — злые и нетерпимые.


Краткое содержание басни «Старый дед и внучек»

Дед сильно постарел.
Он плохо слышал и видел.
Каша вываливалась у него изо рта.
Невестка и сын стали кормить деда за печкой.
Когда дед разбил чашку, ему пригрозили кормить из лоханки.
Миша стал выстругивать дощечки.
Родители спросили, что он делает.
Миша ответил, что лоханку, чтобы в старости родителей кормить.
Родителям стало стыдно и они посадили деда за стол.


План басни:

  • Старость.
  • Поступки сына и невестки.
  • Внук мастерит.
  • Сын и невестка раскаялись.

Основная мысль рассказа «Старый дед и внучек»

Главная мысль рассказа в том, что старость нужно уважать.
Основная идея рассказа в том, что как ты относишься к своим родителям, так и твои дети поступят с тобой.

Чему учит басня:

Учит уважать стариков.
Учит почитать родителей.
Учит милосердию и состраданию.

Краткий отзыв по басне «Старый дед и внучек» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что очень плохо, когда люди не уважают своих родителей и просто старого человека.

Очень неприятно было читать про поведение сына старика и его невестки.

Только маленький мальчик понял, что надо сделать и как пристыдить родителей.

Это очень хороший и поучительный рассказ.

Автору удалось показать, как важно хорошо относиться к родителям, сколь бы старыми они не были.

Мне понравился мальчик Миша, добрый и отзывчивый.

Он не хотел, чтобы дедушку обижали и сумел преподать отцу и матери урок.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не забывать о родителях.

Мы должны помнить, что они точно также нуждаются в нашей любви и заботе, как мы в их.


Пословицы:

Что посеешь, то и пожнёшь.
Как аукнется, так и откликнется.
Старость не радость.
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Снесли ему раз обедать в чашке.
Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Басня Толстого «Старый дед и внучек»

Главные герои и сюжет басни

Основные персонажи произведения Толстого:

  1. Старик — пожилой дедушка, потерявший слух и лишившийся зубов. Ослаблен возрастом, беспомощен.
  2. Сын — жестокий, эгоистичный.
  3. Супруга сына — злобная, равнодушная.
  4. Внук — добрый, вежливый, смышлёный, любящий мальчишка.

Краткое содержание басни может поместиться в несколько предложений. Пожилой старик совершенно состарился: ухудшилось зрение и слух, повыпали все зубы, ноги перестали ходить. Описание дедушки Толстым вызывает у читателя сочувствие и грусть. Во время еды пища вываливалась изо рта на стол. Старичок совсем ослабел, превратился в беспомощного и уязвимого.

Герои басни «Старый дед и внучек»

Сын со своей супругой прекратили садиться вместе с ним обедать, отправили деда в дальнее укромное место за печью. Как-то раз седовласый старик случайно уронил чашу с пищей, это весьма разозлило невестку. Молодая женщина начала кричать и возмущаться, она ругала деда, потому что тот испортил вещи в их домашнем хозяйстве. Она сообщила, что с этого дня старику придётся есть не из блюда, а из деревянной посудины. Дедушка перевёл дух, в ответ ничего не сказал.

Однажды дома находилась вся семья. Сын и его супруга в тот день обратили внимание, что их единственный сын Миша старательно сооружал что-то из дощечек. Папа спросил у мальчишки, что он там так с интересом увлечённо строит. Он ответил, что делает лоханку, из которой будет подавать еду родителям, когда те станут старыми.

Отец и мать мальчишки молча и с неким страхом посмотрели друг на друга, из их глаз покатились слёзы. В них проснулся стыд за своё плохое поведение в адрес немощного и усталого деда. С тех пор старика опять посадили на главном и почётном месте во главе стола. Более его никто и никогда не обижал.

План для пересказа произведения:

  1. Старость дедушки.
  2. Место за печью.
  3. Разбившаяся посуда.
  4. Внук и лоханка.
  5. Раскаяние.
  6. Почитание стариков.

Основная идея произведения

Главная мысль басни заключается в том, что необходимо относиться с уважением к старости, надо почитать родителей и заботиться о них. Следует всегда оказывать внимание и помощь больным и ослабевшим. Нельзя быть эгоистом, нельзя оставаться равнодушными к страданиям других. Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери. Их надо благодарить и быть с ними рядом.

Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке

Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке. Они поняли, что подавали своему сыну очень плохой пример, и через некоторое время сами вполне могут быть на месте состарившегося и болезненного деда. Все когда-нибудь постареют, преклонные года никого не обходят стороной.

Конечно же, то, каким образом в семье относятся к престарелым и ослабленным родственникам, воспринимают и подрастающие дети, а потом подражают этому. Чтобы не быть бессердечными, они должны наблюдать, как родители оказывают помощь и заботу пожилым.

Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни:

  1. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  2. Как относишься к другим, так и они к тебе.
  3. Как откликнется, так и аукнется.
  4. Откапали кошке мышкины слёзы.
  5. Жалей отца с матерью, иных не будет.

Юный внучок пристыдил своих родителей, он дал осознать, что за картинка в будущем их ожидает. Отцу и матери стало ясно, как они неправы по отношению к дедушке, который вовсе не виноват, что пришла старость и беспомощность.

Краткий анализ текста

В произведении Толстого «Старый дед и внучек» описана поучительная история, крайне актуальная до сих пор. Эта басня распространилась в обществе в качестве поучения, как быль «реальной» семьи.

Тема старости

Образ дедушки

Литературное произведение — иллюстрация уважения к старшим, описывает важность заботы о родителях. При чтении это произведение Льва Толстого нашло живой отклик в сердцах каждого. Оно повествует о противостоянии старости и полноценного существования, где слабость нуждается в терпении и снисхождении окружающих.

Образ дедушки — краткий пересказ пожилых лет любого человека, потому что каждого ждут немощь и старческое время. Старостью принято называть период жизни с момента потери человеческим организмом возможности продолжать свой род до смерти. В старческие годы обычно плохое здоровье, умственные способности снижаются, замедляется и увядает функционирование организма.

В годы родительской старости и слабости, когда силы оставляют их, необходимо особенно любить и ценить их, наподобие того, каким образом относятся матери и отцы к своим детям во время их становления и взросления.

Образ семьи у Толстого

В басне Толстого мальчик всего-то называет вещи своими именами с точки зрения чистого сердца. Безусловно, родители угнетены своими проблемами и озлоблены. Их глаза закрыты на всё происходящее в их семье. Наблюдая, как пренебрежительно они относятся к дедушке, сын решает, что так и надо себя вести. Он начинает заблаговременно готовиться к такой же позиции перед собственными родителями. Мать и отец проецируют обстоятельства на себя и осознают свою неправоту.

Этим поучительным рассказом автор хотел показать действительность, которая есть во многих семействах — старость приходит, к сожалению, рука об руку с раздражительностью и озлобленностью домочадцев.

Читает басню «Старый дед и внучек»

Это достаточно жестокий рисунок правды жизни. Однако несправедливость можно побороть каждому в своей собственной семье. Это своеобразный тест в судьбе каждого человека.

Русский классик Толстой задавался вопросом: «Что для счастья нужно?», и тут же дал на него ответ. Необходимы близкие, надо делать добро для окружающих. Уютное слово «семья» — от него веет любовью, взаимопониманием, миром. Это наиболее ценное в жизни, а объединение семейства — это основа благополучия и счастья.

Детские басни в прозе знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого показывают, что он является мудрым учителем, который в ненавязчивой форме прививает читателям основные нормы морали. Одна из таких поучительных историй называется «Старый дед и внучек». В читательский дневник можно написать, что это произведение учит с уважением относиться к старости и беречь своих постаревших родителей. Его будет полезно перечитывать и детям, и взрослым.

Басня Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Краткое содержание

В одной семье стал старик очень дряхлым: ноги у него уже не ходили, он был ослепшим, глухим и беззубым, а когда ел, всё у него выливалось назад изо рта. Из-за этого его взрослый сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать за печкой.

Однажды они принесли ему обед в чашке, а он её случайно разбил. Забранила его тогда невестка, что он у них в доме посуду бьёт, и сказала, что теперь будет подавать ему еду в лоханке. Дед только вздохнул и промолчал.

Как-то раз заметили муж с женой интересную картинку: их сынишка Миша, внук старика, дощечками на полу играет и что-то слаживает. Спросили они, что он делает. Он и ответил, что мастерит лоханку — когда они старыми станут, он из неё их кормить будет.

Характеристика персонажей

Главные герои произведения — обычная семья. Их описание и характеристика:

Внучок Мишка

  1. Дедушка — очень старый, немощный и беззащитный старик. Когда невестка бранит его, он только вздыхает и ничего не говорит, из чего можно сделать вывод, что ему самому неловко за свою немощность.
  2. Внучок Мишка — маленький мальчик, добрый и заботливый, мудрый не по годам, который указал родителям на их ошибку.
  3. Сын и невестка — равнодушные и жестокие люди, которых раздражала беспомощность старика. Предметы обихода, которые он мог им испортить в силу своей немощности, были для них важнее чувств пожилого человека. Однако они вовремя осознали свою вину перед ним, заплакали и исправились. Они оказались не бесчувственными, а сознательными людьми.

Описание дедушки не может не вызывать у читателя сочувствие и сострадание. Он настолько состарился, что ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, а во рту уже не было зубов. Поэтому, когда он ел, у него всё текло изо рта. Однако окружающие должны были понимать, что он не был виноват в собственной немощности.

Идея и главная мысль

Главная проблема, затронутая в этом произведении, — правильное отношение к своим постаревшим родителям. Очень часто взрослые дети оказываются равнодушны к их болезням, со злобой относятся к их недостаткам, не понимают, что те прожили долгую жизнь, вырастили своих детей и теперь заслуживают уважения и благодарности с их стороны.

Необходимо уважать старость

Основная мысль басни — необходимо уважать старость, оказывать пожилым людям почёт и заботиться о них, быть к ним терпеливыми и снисходительными.

Произведение учит, что за больными и немощными стариками нужно ухаживать, учит не быть равнодушным эгоистом и быть благодарным своим родителям, которые в своё время сделали для своих детей много хорошего.

Также автор хочет донести до читателей, что маленькие дети берут со старших пример, даже если этот пример — не всегда положительный. В силу своего возраста они не всегда понимают, что правильно, а что — нет. Поэтому маленький Миша решил, что кормить стариков из лоханки — это норма, и начал готовиться относиться так же к собственным родителям, когда они состарятся. Но тем самым он невольно открыл им глаза на неприглядную картину, показав, насколько они неправы. Спроецировав ситуацию на себя, они признали свою ошибку и изменились.

Пословицы к произведению

Пословицы выражают народную мудрость и часто помогают отразить смысл произведения. К сюжету этой поучительной басни подходят следующие пословицы и поговорки:

Читает пословицы

  1. Кто родителей почитает, тот век не погибает.
  2. Устами младенца глаголет истина.
  3. Старость не радость.
  4. Как ты относишься к людям, так и они к тебе.
  5. Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
  6. Уважай старого, тебе тоже быть старым.
  7. Что посеешь, то и пожнёшь.

Пословицы также могут отразить главную мысль произведения.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня в классе мы прочитали басню Толстого «Старый дед и внучек». К сожалению, проблема, затронутая в этом произведении, актуальна и в современном мире: пожилые беспомощные люди часто становятся обузой для членов своей семьи и вызывают у них раздражение и злость. Те не понимают, что в старости тоже могут стать столь же немощными, и тогда к ним будут так же относиться их собственные дети. Далеко не все люди могут пройти жизненный тест на сострадание к ближнему: иногда они даже сдают в дома престарелых своих пожилых родственников, забывая о всяком уважении к ним.

Однако автор привлекает внимание к этой теме, надеясь, что его рассказ изменит чьё-либо мировоззрение, как изменил взгляды взрослых поступок маленького внука.

Костя

Мне очень понравилась эта поучительная и трогательная история, которая нашла отклик в моём сердце. Она прививает читателю правильные ценности и показывает, как важно заботиться о постаревших близких. Больше всего мне понравился маленький мальчик Миша, который своим нехитрым детским поступком заступился за дедушку и пробудил осознание в сердцах своих родителей. По этому произведению мне хочется нарисовать рисунок, на котором вся семья сидит за столом, и дедушка вместе с ними.

Саша

После смерти отца сын решил отправить маму в дом престарелых. Он редко навещал ее, и однажды ему позвонили и сказали:

— Ваша мама в очень плохом состоянии. Пожалуйста, поскорее приезжайте к ней.

Когда мужчина зашел в комнату, его мать лежала на кровати при смерти. Он спросил:

— Мама, что я могу сделать для тебя?

Старушка ответила:

— Установи кондиционеры, потому что летом здесь невыносимо жарко. И поставь в комнате холодильник, потому что я много раз засыпала голодной из-за того, что негде хранить продукты.

Сын удивился и спросил:

— Мама, но ты раньше никогда не жаловалась. А сейчас, когда тебе осталось жить совсем немного, ты решила сказать мне обо всем этом! Почему?

— Все нормально, дорогой. Я смогла справиться с жарой, голодом и болью, но когда твои дети отправят тебя сюда, боюсь, что тебе будет трудно…
http://drugolia.livejournal.com/3980175.html

***
Л.Н. Толстой
ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: “Что ты это делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

***

Старый дед и внучек

Жил некогда на свете дряхлый-предряхлый старичок; зрение у него сла-
бело, и слух тоже, и ноги ступали нетвердо. Сидя за столом, он едва мог
держать ложку в руках, расплескивал суп по скатерти, да случалось иног-
да, что суп у него и изо рта капал на стол.
Его сыну и невестке было противно смотреть на старика, и потому-то
старый дед должен был наконец переселиться из-за стола в особый уголок
за печкой, где ему стали давать кушанье в небольшой глиняной мисочке, да
и то не вдоволь.
Тогда он с грустью стал из своего уголка поглядывать на стол, и глаза
его бывали влажны от слез.
Случилось однажды, что его слабые, дрожащие руки не смогли удержать и
глиняной мисочки — она упала на пол и разбилась.
Молодая невестка стала его бранить, а он не отвечал ей ни слова и все
только вздыхал.
Взамен глиняной мисочки они купили старику деревянную чашку за пару
геллеров.
Вот и сидели они так-то, и видят, что маленький четырехлетний сын их,
сидя на полу, сколачивает какие-то четыре дощечки.
«Ты что это там делаешь?» — спросил его отец. «Я сколачиваю корытце,
— отвечал ребенок, — из того корытца стану кормить батюшку с матушкой,
когда вырасту».
Тогда муж и жена поглядели друг на друга, расплакались, тотчас же
опять пересадили старого деда к себе за стол и уж постоянно обедали с
ним вместе, не говоря ему ни слова даже и тогда, когда он что-нибудь
проливал на скатерть.

Пер. под ред. П.Н. Полевого
Печатается по изданию: «Сказки, собранные братьями Гриммами», Спб, 1895.

***
Латышская сказка:
В старину был в одном краю такой обычай: стариков, которые уже не могли себе хлеб зарабатывать, отводили в лес и оставляли там. В те времена жил в этих краях один старичок, был у старика сын, и у сына тоже сынок. Стал сын старика примечать, что отец уже не тот работник, каким был прежде, что пора ему на тот свет отправляться. Заметив это, взял сын у сынишки санки, посадил на них своего старого отца и повез в лес. А внучек побежал следом за санками. Привез сын отца в лес, опрокинул санки и сказал:
– Лежи тут вместе с санками!
А сынишка, паренек смышленый, говорит:
– Нет, отец, не оставлю я здесь свои санки!
– На что тебе нужны такие плохонькие санки?
– А если у меня их не будет, тогда на чем свезу тебя в лес, когда состаришься и зачахнешь?
Услышав такие речи, сын старика призадумался: “Гляди-ка, – думает он, – собственный сын сулит мне тот же конец, какой я своему отцу учинил. Нет, так не годится!”
Посадил сын отца обратно в санки и повез домой.
http://kottimofey.narod.ru/tales/latvia_sovet.html

Япония:
Ситиро Фукадзава. Сказ о горе Нараяма // Современная японская новелла. 1945-1978. М.: Худ.лит., 1980.

этот же текст в книге — http://www.ozon.ru/context/detail/id/946385/

Белоруссия: сказка «Стары бацька»

Подробности на славянском материале тут
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/03.php

Еще см. рассказ М. Коцюбинского
http://marie-olshansky.ru/zni/mkocubin-1.shtml

и у Брокгауза
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

А в Сингапуре есть буддитская «улица мертвецов»: туда старики приходило (или их приносили) умирать. За определенную плату хозяева улицы не обращали на них внимания и не ухаживали за ними, зато потом совершали погребение по всем правилам.

  • Рассказ про лося для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ про магазин по английскому
  • Рассказ про любимую игрушку на английском языке 2 класс
  • Рассказ про лося 1 класс
  • Рассказ про магазин на английском языке с переводом