Рассказ про луну для детей

Луна — самое близкое к Земле небесное тело, ее хорошо видно, она сияет на ночном небе и постоянно меняет форму. Неудивительно, что у детей Луна всегда вызывает интерес.

Как же рассказать о ней ребенку так, чтобы это было просто и правильно?

Спутник Земли

На вопрос, что такое Луна, люди, как правило, отвечают: «Спутник Земли». Это совершенно верный ответ. Так же как и в обычной жизни, где спутник — это кто-то сопровождающий тебя в пути, Луна следует за Землей в космическом пространстве.

Нужно понимать, что Луна — единственный естественный спутник Земли, т. е. она образовалась без вмешательства человека. У Земли есть много спутников (их запускают для различных научных исследований, для установления связи и телевидения), но это искусственные спутники, они созданы людьми.

Откуда взялась Луна?

Ответить на этот вопрос точно нельзя. Ученые высказывают несколько предположений:

  • она откололась от Земли, когда на Землю налетела крупное космическое тело;
  • она была астероидом, но, пролетая мимо Земли, попала в зону ее притяжения и стала спутником;
  • Луна образовалась из космической пыли или было несколько «лун», которые сцепились в одну;
  • некоторые полагают, что Земля «перетянула» Луну у другой планеты.

Так или иначе, Луна с нами очень давно: она образовалась немногим позже, чем планета Земля, — более 4,5 миллиарда лет назад.

Почему Луна не отдаляется от Земли?

Все тела притягиваются друг к другу; сила притяжения зависит от веса (массы) предметов и их расстояния друг относительно друга. Чем больше масса, тем сильнее притяжение, оно ослабевает по мере удаления одного тела от другого.

детям про фазы Луны

Луна обладает такой массой и находится на таком расстоянии от Земли, что не может ни улететь от нее, ни соединиться с ней: силы притяжения как раз хватает, чтобы удерживать ее на орбите Земли и не отпускать.

Как далеко от нас Луна?

Луна — самое близкое к Земле небесное тело. Среднее расстояние от Земли до Луны составляет 380 тыс. километров.

Конечно, это очень далеко. Но по космическим меркам — совсем рядом.

Настолько, что спутник может долететь до Луны менее чем за 4 часа. Космический корабль летит значительно дольше — от 3 до 5 дней, но и это мало в сравнении с длительностью полетов на другие космические объекты.

Интересно, что Луна постепенно удаляется от Земли. Очень медленно, на 3,8 сантиметра год, и заметить это при таких расстояниях невозможно.

Размер, вес и форма Луны

Луна легче Земли в 81 раз. А по размеру меньше в 4 раза. То есть это сравнительно крупное небесное тело. Поэтому исследователи иногда называют Землю и Луну не планетой со спутником, а двойной планетой.

Нам с Земли кажется, что Луна абсолютно круглая. И действительно, ее форма близка к шару (радиусом 1737 км). Но это не совсем правильный шар, он слегка приплюснут.

Климат на Луне

Луна практически не имеет атмосферы — она есть, но очень разреженная; защитить от солнечных лучей и радиации или удержать тепло она не в состоянии. Поэтому здесь наблюдаются существенные перепады температуры. Когда на Луну попадает тепло от Солнца, температура поверхности может достичь +127 градусов по Цельсию. Когда Солнце заходит — охладиться до –173 градусов.

На Луне не бывает «зимы» и «лета» — для этого ось этого небесного тела наклонена по отношению к Солнцу недостаточно, менее чем на 2 градуса (земная ось наклонена на 23,44).

Поверхность Луны

Даже без телескопа видно, что поверхность Луны неоднородная: на ней есть темные и светлые участки. Их наблюдали еще древние астрономы и по аналогии с Землей дали им названия: темные участки стали «морями», а светлые, более приподнятые — «материками».

рассказ о Луне для детей

Но лунные «моря» совсем не похожи на земные. Воды в них нет. «Моря» — это углубления, заполненные застывшей вулканической лавой. Они занимают около 16 процентов всей поверхности Луны. Самое большое «лунное море» носит название Океан Бурь.

Вся поверхность Луны (и моря и материки) как будто изрыта — покрыта большими и маленькими углублениями, которые называют кратерами. По форме они немного похожи на тарелку: дно плоское, а края приподняты. Их огромное количество — более 100 тыс. И постоянно образуются новые кратеры.

Ученые связывают их возникновение с ударами о лунную поверхность различных небесных тел: комет, астероидов, обломков метеоритов.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Курсы по географии для детей 6-13 лет

На онлайн-курсе «Удивительная планета» знакомим детей с важнейшими местами России и стран мира в увлекательном формате через игры, истории и загадки

узнать подробнее

Внутреннее строение Луны

Луна, как и многие небесные тела, имеет строение, похожее на орех: в середине — ядро, вокруг него мантия и снаружи кора.

Основной элемент ядра — железо. Внутри оно твердое (около 240 км), снаружи — жидкое (300 км).

Над ядром, под корой — мантия толщиной около 1000 км. Она тоже в основном состоит из металлов: магния, железа, окислов кремния.

Кора — верхний, самый тонкий слой, всего около 50 км. Она покрыта лунным грунтом: серым пористым материалом, имеющим название «реголит».

Фазы Луны

Самое интересное свойство Луны — это ее способность менять форму: мы видим ее на небе то в виде шара, то как полумесяц, а то и как совсем узкий серп. Иногда вообще не видим.

Дело в том, что Луна сияет на ночном небе не потому, что способна светиться, как Солнце, а потому, что от ее поверхности отражается солнечный свет.

Так как во время своего движения в пространстве Луна меняет свое положение по отношению к Солнцу и Земле, она и освещается по-разному. Форма видимой с Земли части Луны называется Фазой Луны.

Во время новолуния Луну не видно: она находится между Землей и Солнцем и отраженного света с Земли не видно.

Во время полнолуния Земля располагается между Луной и Солнцем. Солнечный свет отражается от поверхности Луны полностью, и мы можем наблюдать правильный круг.

Таким образом, Луна проходит несколько фаз:

новолуние — растущая луна — первая четверть (когда видна ровно половина круга, его правая часть) — полнолуние — убывающая Луна — последняя четверть (снова освещена половина Луны, но уже другая), старая Луна. За ней — снова новолуние.

Для определения фазы Луны есть интересный способ: когда на небе виден только серп, нужно посмотреть, в какую сторону он направлен: если слева можно поставить палочку так, чтобы получилась буква «Р», то Луна растет, а если она похожа на букву «С», — убывает.

Что такое «Месяц»?

Никакого небесного тела под названием «месяц» не существует. Месяц — это одна из фаз Луны — такое ее состояние, когда мы видим освещенной только небольшую часть в виде серпа.

факты о Луне для детей

Название это пошло из древности: наши предки называли Луной светлую, а Месяцем — темную часть Луны.

Но и сейчас принято называть «Луной» именно «круглую» Луну, а светящийся серп — «рогатым Месяцем».

Лунные затмения

Явление, когда Земля закрывает собой солнечные лучи, падающие на Луну, называется лунным затмением.

Оно может быть частичным и полным.

При частичном затмении солнечный свет перекрыт не полностью.

Но даже во время полного затмения Луну можно наблюдать — она меняет свой цвет на темно-красный. Это связано с углом попадания солнечных лучей на Луну: они скользят по поверхности Земли и частично рассеиваются в ее атмосфере. Такое же явление мы наблюдает при закате Солнца.

«Обратная сторона Луны»

Луна движется вокруг Солнца вместе с Землей. Но при этом она совершает обороты и вокруг своей оси. Почему же тогда мы не видим ее с разных сторон, почему существует некая загадочная «обратная сторона», которую мы никогда не видим?

Оказывается, время обращения Луны вокруг своей оси равно времени ее обращения вокруг Земли. — 27,3 суток. Поэтому Луна всегда повернута к Земле одной своей стороной.

Но в ее «обратной» стороне давно уже нет никаких загадок. Ее сфотографировали исследовательские аппараты еще в 1959 году. Была подготовлена карта поверхности, атлас Луны и даже глобус Луны.

Обратная сторона несколько отличается по рельефу от той, которую мы видим: на ней меньше «морей» и больше гор.

Изучение Луны

Луна, как самый близкий к Земле космический объект, конечно, первой попала в объектив исследователей космоса.

детям про Луну

Сначала люди просто наблюдали за ее внешним видом, движением, фазами.

С изобретением телескопа (в 1609 году) стало возможным более подробное изучение лунной поверхности, исследование гор и кратеров на ней. Их фиксировали, им давали имена.

С середины 19 века Луну уже активно фотографировали и пристально изучали фотографии — но и тогда это было всего лишь внешнее исследование.

Только после того, как на Луну был запущен космический аппарат (это случилось в 1959 году), стало возможным приобретение действительно важных данных о ней.

Были получены образцы лунного грунта, исследована атмосфера Луны, найдена даже вода — правда, только в состоянии льда.

На сегодняшний день Луна — единственное небесное тело кроме Земли, на котором побывал человек. Первым стал американский астронавт Нил Армстронг, он высадился на Луну 20 июля 1969 года. Всего на поверхность Луны ступала нога 12 землян.

Есть ли жизнь на Луне?

Теперь, когда Луна может считаться уже достаточно хорошо изученным объектом, ученые уверены: жизни — в той форме, в которой она есть на Земле, — на Луне быть не может. Слишком разреженная там атмосфера, слишком велики перепады температур — в таких условиях живые организмы не могут существовать.

Как Луна влияет на Землю?

На протяжении тысячелетий Луна представлялась таинственным, грозным и непонятным объектом, с ее влиянием связывали самые разные явления на Земле.

В настоящий момент большинство из этих теорий развенчаны. Но некоторые получили подтверждение.

В частности, приливы и отливы на водных объектах Земли объясняются именно воздействием гравитационных сил Луны. Причем подъем и опускание воды сильнее в той части, к которой Луна в настоящий момент находится ближе.

С влиянием Луны связывают и замедление вращения Земли: каждые сто лет увеличивается продолжительность дня на нашей планете (не намного, на 2,3 миллисекунды, но все же).

Интересные факты о Луне

  1. Мы видим Луну белой, но на самом деле ее поверхность темно-серая, почти черная. Светлой она кажется из-за отраженного света Солнца
  2. Человек — не первое живое существо, приблизившееся к Луне: степные черепашки, мухи, жуки и различные растения присутствовали на борту советского космического корабля «Зонд-5», облетевшего Луну 15 сентября 1968 года.
  3. На картах Луны можно увидеть лица людей — это схематично нарисованы портреты тех, чьим именем названы моря, горы и другие объекты на поверхности.
  4. Сила притяжения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле: на лунной поверхности было бы очень весело прыгать, а поднимать тяжести значительно легче.
  5. Из-за отсутствия атмосферы на Луне не бывает сумерек и рассветов: день и ночь сменяются мгновенно.
  6. На Луне бывают «лунотрясения». Но не такие сильные, как на Земле.

Вам может быть интересно:

Ребенок всерьез заинтересовался космической тематикой? Больше увлекательных фактов для детей о космосе и планетах солнечной системы вы найдете в других наших статьях.


blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Курсы по физике для детей 7-14 лет

Обучаем физике и естественным наукам в увлекательном игровом формате.
Короткие курсы адаптированы для восприятия и удовольствия детей

узнать подробнее

Сказки про Луну и о Луне

В этом разделе представлен сборник сказок про Луну на Русском языке. Приятного чтения!

  • 19315

    422
    107


    Солнце, луна и звезды

    В древние времена небо было так низко над землей, что человек высокого роста мог дотянуться до него и погладить рукой. Однажды дети портного вышли погулять, забрались на большой валун и воскликнули: — Ого, теперь мы тоже можем дотронуться до неба. Давайте проткнем в нем большие дырки, посмотрим, что …

  • 18684

    371
    73


    Как солнце и луна друг к другу в гости ходили

    Однажды Луна получила от Солнца, царя света, приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить Солнцу, и наконец додумалась: собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла с ними в гости. Царь света был очень рад подарку. Они поели, попили, поговорили, …

  • 5992

    84
    47


    Отчего волк на Луну воет

    Жил лесник Степан. Жену звали Степанидой. А вот детей у них не было. Вот они все плакали об этом, а друг другу ничё не говорили. Сидит иной раз Степанида на крыльце, плачет. Степан мимо идет. — Ты, Степанида, небось заболела? — Да нет, не заболела. — А чего ж тогда плачешь? — Да вот, соринка в глаз попала, …

  • 2548

    35
    17


    Как появилась луна на небе

    Баран Нджомм Мбуи подружился с Етуком, антилопой. Когда пришло время сева, Нджомм засадил свое поле бананами, а Етук — ямсом. И тот и другой получили неплохой урожай. Пока Нджомм срезал грозди бананов, Етук выкапывал клубни ямса. Так прошел один день. На другой, с самого утра, Етук предложил: — Давай …

  • 5572

    72
    14


    Как появилась луна

    Рассказывают, что когда-то луны на небе не было. Солнцу в высоте было очень грустно и одиноко. Его не радовало, что все признают его царём потому что какой же это царь без царицы? Утром солнце вставало хмурое и сразу после полудня торопилось на отдых. Люди очень страдали оттого, что солнце светит мало. …

  • 594

    18
    4


    Мой хитрый сынишка: Тетерева в лунках

    К тетеревам, когда они сидят на деревьях, не подойдёшь на выстрел. — Стой, не шевелись, — говорю я сынишке. — Смотри, что будет. Мы вышли к опушке леса. А на другой опушке — через поле — на кружевных вершинах голых берёз сидят тетерева. Их десятка полтора. Они черны и неподвижны, как грачиные гнёзда. …

  • 822

    9
    6


    Зверь на Луне

    Философ говорит, что чувствами своими Всегда обманут человек; Другой клянется, что во век Тот не бывал обманут ими. И что ж? Правдивы каждого слова, И философия права: Коль скоро мы судить на основаньи Лишь чувств намерены одних, Становимся мы все игрушкой их; Когда же, с помощью Ссреды и расстоянья, …

  • 243

    7
    4


    Сокол и Каплун

    Как сладок голосок предателя порою! Не доверяйтесь вы ему: Тот, право, не дурак, кто опытной душою Не верит ничему. Раз Маннский гражданин Каплун был приглашаем Перед хозяйские пенаты в суд предстать: Суд этот попросту мы печкой называем. Все слуги, чтоб домой ответчика загнать, Лукаво зазывая, Кричали: …

  • 2276

    47
    19


    Как братец кролик заставил братца лиса, волка и медведя ловить луну

    Сказка афро-американцев США Были времена, когда и братец Кролик, и братец Лис, и братец Волк, и братец Медведь — все жили дружно и не ссорились. Были времена, когда все они жили словно одна семья. Только заметил однажды Кролик, что слишком уж он раздобрел от такой спокойной жизни, и стал он думать и …

  • 4008

    90
    29


    Как солнце и луна людей спасли

    Давным-давно, рассказывают старые люди, на земле неведомо откуда появилось чудище — семиглавый Дельбеген. Обликом он был, как человек, только на плечах семь голов имел. Когда одна голова ела, другая пела, третья спала, четвертая смеялась, пятая плакала, шестая зевала, седьмая разговаривала. Потом они …

  • 647

    9
    2


    Зорька, вечорка и полуночка

    В некоем государстве жил-был король; у него было три дочери красоты неописанной. Король берег их пуще глаза своего, устроил подземные палаты и посадил их туда, словно птичек в клетку, чтобы ни буйные ветры на них не повеяли, ни красно солнышко лучом не опалило. Раз как-то вычитали королевны в одной книге, …

  • 518

    11
    9


    Загадочный Тулункин

    Утром, когда пили чай, пришел отец. Пришел усталый, но веселый и чем-то довольный. Сел рядом со мной, придвинул к себе: — Ну как, рыболов, дела-то? Много наловил? Я готов был сейчас же бежать на прогребицу за рыбой, но отец остановил, а бабушка сказала: — Сейчас ушку варить станем. Страсть хорошая рыбка! …

  • 1052

    32
    8


    Как братец кролик заставил братца лиса, братца волка и братца медведя ловить луну

    Были времена, когда и братец Кролик, и братец Лис, и братец Волк, и братец Медведь — все жили дружно и не ссорились. Были времена, когда все они жили словно одна семья. Только заметил однажды Кролик, что слишком уж он раздобрел от такой спокойной жизни, и стал он думать и гадать, что бы такое сотворить….

  • 6724

    118
    14


    Девочка-луна

    Давно это было! Радуга пела тогда, а звери с детьми разговаривали. Жила у одного злого и жадного шамана девочка. Никто не знал её имени, все звали — Девочка с вёдрами. Сил у девочки было мало, а дел много. Только отдохнуть присядет, шаман уже кричит:

    — Ты зачем сидишь? Вёдра бери, в тайгу иди, ягоды…

  • 1053

    21
    10


    Как волк Луну за головку сыра принял

    Как-то раз проголодался волк, сил нет. Встретил лису и говорит:

    — До того я, кума, проголодался, придется мне тебя съесть.

    — И напрасно, кум. Разве не видишь, что от меня осталось: кожа да кости.

    — А как же ты в прошлом году об эту пору такая аппетитная была?

    — Так то в прошлом году. А в этом четырех…

  • 1087

    37
    9


    На восток от солнца, на запад от луны

    Жил когда-то на свете бедный человек с женой.

    Всего богатства у них было — полный дом детей. Ходили они всегда оборванные и голодные, и только одним не обошла их судьба — все как на подбор были красивые. А уж младшая дочь — такая красавица, что никто с ней не мог сравниться.

    Однажды поздней осенью,…

  • 651

    21
    5


    Как лиса увидела луну

    Однажды охотник поставил крепкий капкан, а рядом положил приманку — большой кусок мяса.

    На запах прибежала голодная лиса, хотела было схватить мясо, да подумала: «Тут что-то неладно. Впервые я вижу, чтобы мясо, да еще такой большой кусок, валялось в поле». Не стала лиса рисковать и пошла своей дорогой.

    Повстречался…

  • 2202

    72
    13


    Как появилась на небе луна

    В далёкие времена вся земля была покрыта морем. Потом морская вода начала понемногу уходить, и в разных местах вышли из воды острова. А там, откуда вода не успела убежать, образовались лагуны.

    Прошло ещё немного времени, и выросли на этих островах трава и деревья. А из моря вылезли звери и стали привыкать…

  • 352

    11
    4


    Сказка про то, как Пиар попал на Луну

    Ты думаешь, что Луна, которая восходит на новом небе, всегда была такой Нет. Старые люди в Пиренеях помнят, что не было на ней ни пятнышка, ни тени, светлая, чистая, как только что вымытая тарелка, поднималась она над горами. А в те ночи, когда Луна смотрела во все глаза на Землю, гулял по Пиренеям Северный…

  • 515

    10
    1


    Лунное затмение

    В незапамятные славные времена случалось людям иной раз бывать на Луне. Небо тогда покрывало Землю словно перевернутый вверх дном горшок. Оно, казалось, было так близко от земной поверхности, что человек верил: если взобраться на высокую гору, то длинным бамбуковым шестом легко можно его коснуться. Поэтому…

  • 649

    16
    4


    Две луны

    Один лукавый человек занял деньги. Он дал расписку, помеченную первым днем пятого месяца лунного года, обязываясь уплатить долг и проценты, когда будет две полные луны.

    В конце двух лун, то есть двух месяцев, заимодавец пришел требовать свои деньги. Так как должник отказался платить, то он принес жалобу…

  • 150

    2
    1


    Плунтыканэлан — владеющий железным крючком

    Бабушка заснула, а перед этим она привязала каннибала, пожирающего людей. По-нашему, по-керекски — это черт. Он всегда привязан. С бабушкой вместе две сестры живут. И вдруг говорит черт сестре:

    — Младшая сестра, бабушка сейчас спит, отвяжи-ка меня.

    Отвечает младшая сестра:

    — Нет, не отвяжу тебя. Бабушка…

  • 2075

    47
    5


    Солнце и луна

    (Легенда провинции Гуйчжоу)

    В наших местах из поколения в поколение передают такую историю.

    С незапамятных времен ходили в небе две звезды, яркие и блестящие. Одна была горячей, другая холодной, и они никогда не разлучались.

    А на земле в одной деревне жила девушка по имени Тайян (Тайян солнце.). Она…

  • 1037

    19
    3


    Солнце и луна

    Давным-давно в горном ущелье жила в бедной хижине женщина. Были у нее дочка и два сыночка. Дочке тринадцать минуло, одному сыну — десять, другой — совсем маленький.

    Собралась как-то женщина в деревню, что за горой, на поденщину и говорит дочке и старшему сыну:

    — Хорошенько за домом смотрите, дверь…

  • 562

    16
    3


    Солнце, луна, звeзды и куры

    Говорят, давным-давно Солнце и Луна были закадычными друзьями. У них были маленькие братья и сестры: у Солнца — фитекутра, что значит «куры», у Луны — кинтана, что значит «звезды». Солнце гуляло со звездами, а Луна ходила с курами. Однажды Луну пригласили на праздник. Но там не хватило места, чтобы всем …

  • 1076

    22
    3


    Девушка и луна

    Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у нее олени. Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень темная. Вдруг один олень посмотрел на небо и закричал: — Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо! Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб …

  • 438

    3
    2


    Почему на белой луне тeмные пятна

    Когда-то жила женщина, которую звали Виовио, и у нее был сын по имени Гануми. Когда он был еще грудным ребенком, мать его забеременела опять. От этого молоко у нее испортилось, и Гануми перестал сосать грудь. Он лежал, голодный и грязный, мать не мыла его и только иногда давала ему немножко саго. Незадолго …

  • 3436

    114
    13


    Девушка на Луне

    Давным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая-презлая колдунья. У колдуньи была падчерица — тихая, работящая и собой писаная красавица. Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. А та, хоть бы ей что, всё такая же красивая да пригожая. Заговорит — словно …

  • 1579

    36
    8


    Как ловили Луну

    В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать. Старик взял …

  • 562

    6
    2


    Друг с Луны (Серия: Сказки Дымчатого леса)

    Луна вылезла на ночное небо и с любопытством уставилась на полянку. Перед домиком маленькой колдуньи Вари в Дымчатом лесу творилось что-то необычное. Что бы разглядеть толком, Луна расшугала облака и стала светить ярче. Варя расставляла стулья и скамейки. Щелкая пальцами направо и налево, она развешивала …

  • 786

    37
    6


    Про то, как Фонарь перед Луной важничал

    Встанет солнце на рассвете. Озарит луга, леса, Выйдут на прогулку дети Ведь вокруг них чудеса. Всё, что рядом происходит Всё впервые, только раз. Вот послушайте ребята Этот маленький рассказ. На краю парка стоял Фонарь. Он включался по вечерам и до утра освещал дорожку, по которой ходили прохожие. Одни …

  • 669

    14
    1


    Дочь Солнца и Луны

    В одном селе жил старик по имени Исхак. Было у него три сына. Старшего звали Хаджибекир, среднего – Мхамат, младшего – Сольман.

Астрономия для детей > Солнечная система > Планета Земля > Луна

Луна — естественный спутник Земли: описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).

Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям, что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.

Луна оказывает на нас мощное влияние и даже может быть причиной появления жизни.

Луна оказывает на нас мощное влияние и даже может быть причиной появления жизни.

Луна — естественный спутник Земли, но она больше Плутона (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.

Как появилась Луна — объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от Земли. Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как Марс). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).

Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у Венеры.

Внутренняя структура Луны — объяснение для детей

Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.

Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).

Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.

Состав поверхности Луны — объяснение для детей

Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей, что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.

Это изображение поверхности Луны было сделано астронавтами «Аполлон-10» в мае 1969 года.

Это изображение поверхности Луны было сделано астронавтами «Аполлон-10» в мае 1969 года.

Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).

На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.

Лунная атмосфера — объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно услышать, что на спутнике есть тонкий атмосферный слой, поэтому пыльный покров на поверхности практически не изменяется веками. Тепло не может задержаться, так что Луна переживает постоянные температурные скачки. Днем на солнечной стороне – 134 °C, а на темной она понижается до -153°C.

Орбитальные характеристики Луны — объяснение для детей

  • Среднее расстояние от Земли: 384 400 км.
  • Наиболее близкий подход к Земле (перигелий): 363 300 км.
  • Наиболее отдаленный от Земли (апогей): 405 500 км.

Орбитальный путь Луны — объяснение для детей

Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.

Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.

Вид на Земля с поверхности Луны

Вид на Земля с поверхности Луны

Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.

Лунные затмения — объяснение для детей

В период лунного затмения спутник, Солнце и наша планета выстраиваются в ровную линию (или почти). Когда Земля становится между этими объектами, то земная тень падает на спутник, и мы получаем затмение. Оно выпадает только в полнолуние. При солнечном затмении Луна должна стать между нами и звездой. Тогда на Землю попадает лунная тень. Оно происходит только при новолунии.

Времена года — объяснение для детей

Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на Солнце. Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.

Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.

Исследования Луны — объяснение для детей

Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.

Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.

Астронавт НАСА миссии Аполлон-17 передвигается на лунаходе по поверхности Луны

Астронавт НАСА миссии Аполлон-17 передвигается на лунаходе по поверхности Луны

СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.

Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.

Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.

Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне — Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ДЕТЯМ О КОСМОСЕ.     БЕСЕДА ЧЕТВЁРТАЯ.    ЛУНА — СПУТНИК ЗЕМЛИ

(Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагаринепервом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. -М.:Сфера,2014.-128с.)

Космос  —  это  космос.

Ничего похожего на Земле нет.

 (Геннадий Падалка)

— Кто из вас знает, какая планета является спут­ником Земли?

       Конечно, это Луна. Представьте себе лунную ночь; Голубоватый свет Луны, словно легкий прозрачный дым, наполняет парк. На тропинках лежат узорные тени ветвей и листьев, а на спокойной глади сонного озера протя­нулась серебристая лунная дорожка.

                                                                             ЛУНА

Вышла ясная луна,

Посмотрела вниз она

На березки, на луга,

На речные берега.

«Как чудесно на земле!

Соловей поет во мгле.

                                    Только я всегда одна!» —          

                                    Плачет бледная луна.

  Звезды на небе горят,

  Они шепчут, говорят:

  «Не печалься зря, луна,

   В небесах ты не одна!

  Хоть не очень ты ярка,

  Все же солнышку — сестра.

  Темной ночью ты сияй,

  Путь-дорогу озаряй!»

       Луна — верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.

    — Как вы думаете, какую форму имеет Луна?
    Правильно, Луна имеет форму шара.

     — А теперь подумайте, Луна по размеру больше Зем­ли или меньше?

        Луна меньше Земли в четыре раза.

                  — Но почему же маленькая (по космическим меркам) Луна кажется нам больше звезд и планет?

                    Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле.

                        Поверхность нашего спутника холодная и темная. Луна не све­тится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее сол­нечные лучи.

                        На каменистой поверхности спутника много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами.

                        Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.

                    На Земле таких кратеров очень мало.                                 

                    — Как вы думаете, почему?

                       Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет.

                       Воды на нашем спутнике тоже нет, поэтому Луна безжизненна. Ведь растениям и животным необходимы воздух, вода и тепло.

                   — Попробуйте дополнить то, что я скажу.

                      Луна вращается вокруг … (Земли) и вместе с Землей — вокруг … (Солнца).

                      Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной. Про­тивоположную сторону Луны мы не можем увидеть с Земли!

                      — Как вы думаете, Луна и месяц это одно и то же небесное тело или разные тела?

                    Правильно! Одно и то же. Но каждую ночь Луна выглядит по-другому. То она похожа на тонкую сережку на темно-синем фоне, совсем как в загадке: «Золотая сережка лежит на синей рогожке», то на ломтик дыни, то на золотой рожок.

                  Неполную Луну называют месяцем.

Золотой рожок

Под ногой скрипит снежок,

Звездочки мерцают,

Месяц золотой рожок

Ночью зажигает.

С ним светлей и веселей

В небе темно-синем.

Россыпью цветных огней

Вспыхивает иней.

                   Полная Луна похожа на круглый блин.

 * *

                        Висит ночью в небе блин,

                        Его съесть мы хотим,

                        А он спрячется за тучку,

                        Не достанешь его ручкой!

                      — Отчего же Луна каждую ночь выглядит по-разному?
                     Вы уже знаете, что Луна светит не собственным, а отраженным
светом МЫ видим Луну потому, что ее освещают солнечные лучи. Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю ее поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы наблюдаем в ночных небесах и называем ее месяцем.

                      Луна всегда интересовала и притягивала взоры людей. Ученым хотелось разгадать лунные загадки. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установ­ленных на луноходах, удалось узнать, что на спутнике Земли есть горы а также низменности, которые называют «морями». Но в лун­ных «морях» нет ни капли воды!

Море Кризисов

                      Побывали на Луне и люди. Первым астронавтом, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг.

                   — Какая планета является спутником Земли?

                   — Какую форму имеет Луна?

                   — Во сколько раз Луна меньше Земли?

                   — Как выглядит лунная поверхность?

                  — Есть ли на Луне атмосфера?

                  — Есть ли в лунных морях вода?

                  — Как называется неполная Луна?

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам » Навигации» и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                      С уважением, О.Г. Гольская.

       «Помощь по сайту» — нажмите на изображение —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю «Планирование работы по развитию детской речи. КОСМОС»).

                                                                                                                                                                                         

Рассказ о Луне детямВ ночном небе можно увидеть множество космических объектов. Какой же из них кажется нам самым крупным и хорошо различим невооруженным глазом? Конечно же, это Луна, ближайшее к Земле космическое тело, ее естественный спутник.

Чтобы наблюдать Луну, не надо обладать астрономическими познаниями и вооружаться телескопом. Достаточно в темное время суток поднять голову вверх и увидеть спутник Земли во всей красе.

Луна все время представляется взору наблюдателей по-разному. То это яркий шар, на котором хорошо различимы детали рельефа, то это всего лишь половинка шара, похожая полукруглый кусок сыра. Временами Луна превращается в тонкий месяц, похожий на серп, которым в старину крестьяне срезали пшеницу.

Отчего же Луна в ночном небе все время разная? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем подробнее, что же представляет собой этот космический объект. Луна – это шарообразное космическое тело с твердой поверхностью. Диаметр Луны составляет примерно 3400 километров. Луна вращается вокруг Земли, и она отдалена от нее на расстояние 400 тысяч километров.

Одновременно с вращением вокруг Земли Луна вращается и вокруг собственной оси. Периоды этих вращений совпадают, поэтому Луна всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Поскольку Луна меньше Земли, сила тяжести на ее поверхности в шесть раз меньше, чем на поверхности Земли.

На Луне полностью отсутствует атмосфера, которая могла бы защитить ее поверхность от столкновения с метеоритами и другими космическими телами. Поэтому поверхность естественного спутника Земли покрыта многочисленными кратерами, которые образовались в результате падения метеоритов.

Вернемся к вопросу о том, почему мы видим Луну разной, то в виде шара, то в виде месяца? На самом деле Луна все время остается круглым шаром, вот только Солнце освещает ее под разными углами в зависимости от взаимного положения Луны, Земли и Солнца. Изменение угла освещения Луны Солнцем принято называть фазами Луны, которые повторяются примерно каждые 29 дней. За это время Луна постепенно меняет свой вид от шаровидного (полнолуние), до тонкого месяца с последующим полным затемнением, когда отраженный от Луны свет не попадает на поверхность Земли. Такая фаза называется новолунием.

С древних времен люди наблюдали за Луной сначала невооруженным глазом, а затем с помощью телескопов. Ученые-астрономы составили подробную карту видимой стороны Луны, присвоив при этом темным пониженным участкам ее поверхности статус «морей», а светлые участки были названы материками.

С наступлением космической эпохи к Луне отправились межпланетные станции. Первыми к Луне отправились советские космические аппараты «Луна-2» и «Луна-3». Это произошло в 1959 году. Станция «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны и передала это изображение на Землю. До этого момента люди никогда не видели, что же находится на обратной стороне нашего спутника.

В конце шестидесятых годов двадцатого века в рамках программы «Аполлон» к Луне были отправлены первые пилотируемые космические корабли. В 1969 году американец Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. В семидесятых годах прошлого века Луну изучали самоходные автоматические аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2», управляемые дистанционно инженерами с Земли.

В двадцать первом веке изучение Луны было продолжено. К ней отправлялись и орбитальные зонды, составившие подробную карту спутника Земли, и самоходные космические аппараты.

А в обозримом будущем ученые и инженеры планируют разместить на лунной орбите космическую станцию, которая позволит более детально изучить ближайший к нашей планете космический объект, Луну.

Автор текста: Лев Поясникин

луна

Луна — пока что единственное небесное тело, на котором побывал человек, о ней мы знаем очень многое. И ещё больше нам предстоит узнать! Мы подготовили для вас несколько удивительных фактов о Луне, которые будут интересны и малышам, и детям постарше.   

Луна — спутник Земли

На протяжении всей истории люди изучают окружающий мир. И если какие-то предметы нам легко доступны для изучения, то за другими мы можем только наблюдать издалека. Солнце и Луна — именно такие далёкие объекты. С рождения мы живём под их светом, сочиняем и слушаем истории, мифы и сказки про небесные светила.

В этой статье мы рассмотрим интересные факты о Луне для детей и поговорим о главном естественном спутнике нашей планеты. 

Спутник, со-путник — товарищ в пути, тот, кто бок о бок сопровождает всю дорогу. В 1957 году советские учёные смогли запустить на орбиту первый в мире искусственный спутник, созданный руками человека. Сейчас вокруг Земли вращается около 7 тысяч искусственных спутников, только часть из них — чуть меньше 1500 — действующие летательные аппараты, которые выполняют полезные функции. Они наблюдают за за Землёй и другими космическими объектами, поддерживают связь, помогают ориентироваться на местности и даже спасать людей. Также благодаря работе спутников составляются прогнозы погоды.

А какие особенности есть у естественного спутника Земли и что происходит в космосе? Об этом расскажет Айкьюша в увлекательных космических заданиях.

Как Луна влияет на Землю?

Как Луна влияет на Землю

Одно из самых серьёзных свойств ночного светила — его влияние на земные приливы и отливы на Земле. У Луны есть своя гравитация, то есть способность притягивать к себе объекты. Притянуться друг к другу полностью Земля и её спутник не могут из-за центростремительных и центробежных сил, которые связаны с вращением Луны вокруг нашей планеты. Однако Луна может влиять на часть процессов на поверхности Земли, а именно на воду, притягивая её к себе. Поэтому та сторона, к которой Луна ближе, всегда будет с высоким уровнем воды, потому в этой части планеты будет наблюдаться прилив. А противоположная от Луны сторона будет с отливом, то есть с минимальным уровнем воды. Особенно это хорошо заметно на берегах крупных водоёмов: морей и океанов. Все прибрежные народы издревле знали об особенностях приливов и отливов и строили свои маршруты, исходя из положения Луны на небосводе, ведь от этого зависела их безопасность!

Кроме приливов и отливов естественный спутник играет роль щита, принимая на себя часть астероидов, прилетающих в сторону нашей планеты. Врезаясь в Луну, они не ударяются о поверхность Земли. А ведь  столкновение с астероидами — серьёзная и опасная ситуация!

Узнайте больше о звёздах и планетах, кометах и астероидах в нашем упражнении “Солнечная система”.

Как появилась Луна — объяснение для детей

как появилась луна объяснение детям

Существует несколько предположений о возникновении ночного светила. Многие учёные до сих пор спорят, что же произошло на самом деле. 

Основная гипотеза гласит, что Луна — это бывший астероид, который, попав в область притяжения Земли, не смог пролететь мимо и стал спутником планеты. Другая идея утверждает, что за миллионы лет скопление пыли превратилось в твёрдое тело. Самая популярная теория рассказывает о столкновении Земли с другой молодой планетой под названием Тейя. Под действием космических сил они сблизились, и в результате сформировалось новое небесное тело.

А ещё после исследований лунного грунта Луны учёные пришли к неожиданному выводу: Луна старше Земли! Эти необычные данные позволили выдвинуть ещё одну теорию: наш спутник — бывшая планета Фаэтон, которая располагалась между Марсом и Юпитером

В общем, в науке о возникновении Луны больше загадок, чем ответов на вопросы.

Размер и форма Луны

размер и форма луны

С поверхности Земли мы можем наблюдать разные формы нашего естественного спутника. Но это лишь эффект от расположения трёх объектов: Солнца, Земли и Луны. По форме Луна почти круглая, поэтому правильно будет говорить, что это шар со средним радиусом 1737 км. Для сравнения, радиус нашей планеты — 6371 км, то есть почти в 4 раза больше.

Как ребёнку наглядно объяснить разницу в размерах между Землёй и Луной? Используйте баскетбольный и теннисный мячи! Стандартный размер мяча для игры в баскетбол — 24 см, а для тенниса — 6,7 см. Отличие между ними — в 3,6 раза — почти такое же, как между нашей планетой и её естественным спутником.

Таким образом можно оценить и расстояние между Землёй и Луной. Оно составляет 30 земных диаметров, в наглядном примере — 30 мячей для баскетбола, то есть около 7 м. Если разместить баскетбольный и теннисный мячи на расстоянии 7,2 м, то получится оценить разницу в размерах нашей планеты и Луны, а также среднее расстояние между ними.

Почему Луна не отдаляется от Земли?

интересные факты о луне детям

Между нашей планетой и Луной действуют разные силы, которые словно держат ночное светило на невидимом поводке. Эти силы находятся в таком балансе, что Луна не убегает от Земли, но и не падает на неё.

Однако учёные выдвигают разные теории относительно будущего Земли и её естественного спутника. Сейчас установлено, что каждый год Луна удаляется от нас на почти 4 см. Что же будет дальше? Одни исследователи приходят к мнению, что Луна совсем “убежит” от нас. Другие специалисты, наоборот, предрекают сближение после некоторого отдаления. Причём сближение это будет носить характер катастрофы: произойдёт столкновение, которое изменит нашу планету. Какой именно сценарий осуществится, сложно предугадать, да и нет особого смысла: космические измерения в таких вопросах происходят миллиарды лет. 

Расстояние от нас до Луны

Луна вращается вокруг Земли не совсем по кругу. Её путь похож на эллипс, при этом наша планета не находится в центре этого эллипса. Получается, что есть две точки: максимально близкое (перигей, от 356 410 километров) и максимально далёкое (апогей, до 406 700 километров) расстояние. В перигее лунный диск нам кажется особенно большим. Момент наибольшего сближения иногда совпадает с полнолунием или новолунием, тогда можно услышать термин “суперлуние”.

Почему Луна всегда видна только с одной стороны?

детям о луне

Факт: с Земли мы видим только одну сторону Луны. Почему так происходит? В космосе действуют разные силы, поэтому можно объяснить дошкольнику, что Луна смотрит на Землю одной стороной именно из-за этого. Уже изучены примеры, когда оба объекта вращаются вокруг своих осей независимо друг от друга. Вероятно, это следующая стадия “отношений” нашей планеты и спутника. Пока же с Земли мы наблюдаем одну сторону Луны, в то время как с ночного светила наша планета видна разными сторонами. Можно сказать, что спутник под воздействием космических сил словно примагничен видимой стороной к Земле.

Другое объяснение подойдёт детям постарше: скорость вращения Луны вокруг своей оси совпадает со скоростью вращения вокруг Земли. Поэтому к нашей планете всегда повёрнута одна и та же сторона. Проверьте знания юных астрономов в весёлых викторинах на тему космоса: “Космическая грамота, или что надо знать начинающему космонавту”, “Космические испытания”, “Мир глазами астронома”.

Есть ли на Луне атмосфера?

есть ли на луне атмосфера

Жизнь на Земле в привычном для нас виде невозможна без атмосферы. Газы, окружающие нашу планету, спасают её от неблагоприятных воздействий извне, а также дают возможность живым организмам дышать и передвигаться.

Люди, мечтавшие о путешествиях на Луну, не смогли бы находиться там без специальных скафандров и запасов кислорода. Лунная поверхность содержит слишком мало газов, а притяжение Луны небольшое, чтобы их удерживать. Потому те газы, которые всё же присутствуют, не подходят для дыхания.

Кстати, из-за отсутствия атмосферы на Луне наблюдается резкая смена температур в течение суток: она колеблется от -150 до +130. Без скафандра находиться на Луне невозможно.

Климат и времена года на Луне

Из-за того, что у Луны нет полноценной атмосферы, нет и изменения климата. Также из-за отсутствия наклона оси к Солнцу нет и времён года. У Земли есть такой наклон, поэтому разные полушария в течение года по-разному получают тепло от нашей главной звезды. На Луне же все состояния стабильны, меняется лишь температура (происходит охлаждение к полюсам).

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Лунные горы

лунные горы

Наблюдая за Луной даже невооружённым глазом, мы видим, что её поверхность не гладкая, а имеет тёмные пятна и возвышения. Тёмные пятна раньше ошибочно считали морями, сейчас учёные знают, что это не привычные нам водоёмы, а большие равнины с горами по краям. Считается, что такой рельеф возник из-за ударов о поверхность Луны огромных астероидов и метеоритов. Другая часть лунных гор, по предположениям исследователей, имеет вулканическое происхождение из-за прогрева недр Луны и движения частей её поверхности. 

Одни лунные горы получили названия, похожие с земными: Альпы, Апеннины, Карпаты, Кавказ. Другие названы в честь известных землян: Архимед, Агрикола, Пик Усова и т.д.

Самая высокая лунная гора — Пик Гюйгенса, находится на южном берегу Моря Дождей, в горах Апеннины. Высота этого пика – 5,5 км, при этом лунные горы — не самые высокие точки Луны. Высочайшая точка находится около кратера Энгельгардт, который расположен на обратной стороне нашего спутника.

Откуда взялись лунные кратеры?

лунные кратеры

Лунные кратеры — это углубления, похожие на чашу с широким плоским дном, с валами и цепочками гор по краям. Учёные провели множество наблюдений, исследований и опытов и пришли к выводу, что большинство лунных кратеров образовались после ударов метеоритов и астероидов.

Кратеры Луны имеют разные названия, связанные с именами учёных, астрономов, космонавтов: Пастер, Белькович, Гагарин и др. Те кратеры, которые свыше 200 км в диаметре, иногда называют бассейнами. На полюсах также есть “кратеры вечной тьмы”: их глубина и расположение таковы, что солнечный свет никогда не доходит до дна.

Почему говорят, что на Луне есть моря и океаны?

лунные моря и океаны

Такие названия лунным объектам, похожим на земные моря и океаны, дали древние учёные. Они считали, что на Луне, как и на Земле, есть такие огромные водоёмы. Со временем оказалось, что никаких бассейнов с водой на Луне нет, но такие обозначения решили оставить. Теперь мы можем слышать красивые и непривычные названия: Океан Бурь (самое большое море на Луне, видимое невооружённым глазом в левой части лунного диска), Море Изобилия, Озеро Весны, Залив Радуги, Болото Эпидемий и т.д. 

Так откуда взялись эти водоёмы без воды? Оказалось, что лунные моря появились после извержений вулканов, которые состоят из тёмных базальтовых отложений.

Есть ли на Луне вода?

о луне детям

Учёные поняли, что привычных для землян водоёмов на Луне нет. Но вопрос наличия воды в любых её проявлениях продолжает волновать всех интересующихся космосом людей: как специалистов, так и любителей. Ведь при наличии этой важной жидкости можно говорить о возможности существования жизни на Луне, в том числе, и о создании лунных станций для проведения исследований! Сейчас данные с нашего спутника мы получаем с помощью летательных аппаратов, а если на Луне постоянно буду работать учёные, это позволит сделать существенный рывок в развитии астрономии.

Результаты последних данных, полученных с лунной поверхности, определили наличие пара и льда, оказавшихся там после столкновения с кометами. Комета несёт с собой большое количество газа и льда, которые после удара какое-то время находятся на поверхности нашего спутника.

Важность наличия воды на Луне нельзя преуменьшать, поэтому учёные до сих пор проводят исследования по этому вопросу.

Что находится под поверхностью Луны?

что внутри луны

Пустота? База пришельцев? Залежи полезных ископаемых? Этот вопрос также беспокоит учёных. Если разговоры о полой Луне и наличии инопланетян сейчас относятся больше к фантастике, чем к настоящей науке, то исследования для поиска полезных ископаемых носят исключительно прикладной характер. Научные сотрудники пытаются определить, можно ли транспортировать с Луны на Землю драгоценные материалы и вещества, способные стать топливом. Как оказалось, наружная поверхность естественного спутника состоит из четырёх разных слоёв, под которыми находится жидкая мантия. Каков состав этой мантии и как доставлять нужные для человечества металлы и минералы — важные вопросы современных космических исследований.

Фазы Луны

фазы луны

На небе мы можем наблюдать разный вид ночного светила в зависимости от расположения трёх объектов: Луны, Солнца и Земли. Если с Земли мы видим полностью освещённый лунный диск, то такой вид называют полнолунием. Если с Земли Луна не освещается Солнцем, то это новолуние. Две средние степени освещённости получили название первой и последней четверти.

Четыре основных вида освещённости Луны называют лунными фазами. Они имеют строгую последовательность: новая Луна, новолуние, происходит при полном затемнении Землёй солнечных лучей. Затем происходит движение, при котором Луна начинает расти, то есть освещённая часть лунного диска увеличивается. Тогда мы видим острый месяц. Когда Луна освещена наполовину (видна правая половина диска), наступает фаза первой четверти, Луна продолжает расти до полнолуния. В это время мы видим весь круг освещённой Луны. После этого начинается обратный процесс: освещённая часть сокращается. Когда светлой остаётся только левая половина, наступает фаза последней или четвёртой четверти. Лунный диск виден всё меньше и меньше, вновь приходит фаза новолуния — на небе снова тёмный диск Луны.

Лунные затмения

лунные затмения детям

До четырёх раз в год Солнце, Земля и Луна выстраиваются таким образом, что максимально концентрированная тень от Земли полностью закрывает лунный диск (обычно Земля находится в полутени). Тогда наступает лунное затмение. Оно может происходить несколько раз за год, но бывают годы, в которых лунных затмений не происходит вовсе. Это событие на небе можно наблюдать иногда только с определённой части планеты. Например, 16 мая 2022 года полное лунное затмение длилось полтора часа, а видели его из Северной и Южной Америки, Африки и некоторых стран Европы.

В древности люди опасались лунных затмений, приписывали им страшные последствия, а событиям, происходящим в дни до и после этого природного события, придавали особый смысл.

Что находится на «обратной стороне Луны»?

обратная сторона Луны

Долгое время человечество решало головоломку — что находится на тёмной стороне Луны? Самое яркое предположение, о наличии инопланетной базы, было опровергнуто в середине ХХ века после успешной миссии советского аппарата “Луна-3”. Его фотокамера смогла сделать и передать на Землю фотосъёмку поверхности невидимой в телескоп лунной части. Были установлены интересные факты: на обратной сторона Луны гораздо меньше количество кратеров, при этом пики гор там достигают огромных высот, порядка 6 километров! Также были обнаружены два новых “моря” — Море Мечты и Море Москвы. На дальней стороне Луны учёные увидели очень большой кратер диаметром чуть менее 600 км, который позже получил имя Герцшпрунг. 

Изучение обратной стороны Луны продолжаются по сей день, в данный момент там работает китайская станция. Однако лучше познакомиться с невидимой нам лунной стороной пока довольно сложно. Низкий уровень радиосвязи не позволяет оперативно и качественно передавать данные, а бОльшую часть полученной информации не публикуют в широком доступе, почти вся она засекречена. Тем не менее, созданный в 1960 году глобус Луны продолжают обновлять. Остаётся надеяться, что современные технологии позволят продвинуться в изучении нашего естественного спутника.

Исследования Луны

исследования Луны

До конца пятидесятых годов XX века единственным способом исследования Луны было наблюдение. Особая заслуга в этом принадлежит великому учёному Галилею, в начале ХVII века создавшему телескоп. С того момента знания о космосе существенно расширились, но человечество желало всё больше информации и придумывало разные способы её добычи. В ХХ веке случилось новое открытие космоса для человечества. Сейчас космические специалисты разрабатывают и проводят запуски специальных аппаратов, задача которых — приближение к грунту Луны и передача с неё данных. В 1959 году советская станция “Луна-2” столкнулась с поверхностью нашего спутника у Моря Дождей. В результате удара образовался кратер, а сам процесс прилунения был виден с земных телескопов в виде большого облака пыли.

Американская программа “Аполлон” делала несколько запусков и полётов к Луне, а 10 астронавтов высаживались на её поверхность и успешно возвращались назад. Эта работа позволила провести более качественную фотосъёмку, а также собрать килограммы грунта для дальнейших исследований уже на Земле.

луноход

Аппараты, самоходно передвигающиеся по поверхности Земли, “луноходы”, также проводят работы по удалённому исследованию. Иногда бывают неудачи: случается, что луноходы теряют связь с Землёй, и на этом их дальнейшая судьба неизвестна.

В настоящее время есть предположение, что отправлять человека на Луну — слишком дорогое мероприятие. Но при этом многие страны вынашивают планы по созданию лунных космических станций. Возможно, человечество будет готово к организации даже постоянных полётов на Луну, но пока достоверной и полной информации об этом мало.

Есть ли жизнь на Луне?

Есть ли жизнь на Луне

Современные научные исследования отвечают на этот вопрос отрицательно. Достоверных данных о “лунатиках” в общедоступных источниках нет. При этом существует огромная часть сомнительных и засекреченных материалов, из которых люди делают выводы о возможном межпланетном разуме на Луне или хотя бы о следах его былого присутствия.

В своих произведениях писатели-фантасты часто размышляют о жизни на Луне. Причём не только о следах внеземных цивилизаций, но и о возможном создании астрономической станции и переселении людей на естественный спутник. Пока нам остаётся лишь наблюдать за результатами исследований, например, по выращиванию хлопка в биоконтейнерах, проведённого китайскими специалистами.

Интересные факты о Луне

интересные факты о луне

  1. Современное слово “Луна” происходит от древнеславянского слова, которое переводится как “Светлая”.

  2. Луна легче Земли в 81 раз, а по объёму занимает около 2% от нашей планеты.

  3. Для того чтобы Луна ночью светила как Солнце, днём необходимо примерно 300 000 Лун, причем более 200 000 из них должны быть в фазе полнолуний.

  4. Экипаж “Аполлон-14” взял с собой на орбиту Луны семена деревьев, более 400 из них после космического путешествия растут теперь на Земле.

  5. На поверхности Луны происходят “лунотрясения”.

  6. Смартфоны, которыми мы пользуемся, более мощные, чем компьютеры, участвовавшие в высадке людей на естественный спутник.

  7. Самый большой кратер Солнечной системы, Эйткен, находится на Луне. Его диаметр составляет около 2000 километров.

  8. Из-за отсутствия атмосферы день и ночь на Луне сменяются мгновенно.

  9. Предприимчивые компании продают сертификаты на участки лунной поверхности. Такие документы не являются юридически настоящими, это просто сувенир.

  10. У Земли могут быть и другие естественный спутники, например, астероид Круитни. Но все они не так долго вращаются вокруг нашей планеты.

эксперт сайта интеллектуального развития детей IQsha

Анастасия Барышникова,
социальный педагог-психолог, арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения

Конспект
занятия «Луна-спутник Земли»

Цель. Уточнить
и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе.
Формировать представления о луне, как спутнике Земли. Воспитывать
познавательный интерес.

Материал к
занятию: шарик пластиковый на нитке, слайды с изображением луны в разных фазах.

Предварительная работа. Рассматривание
иллюстраций, на которых изображены космонавты в безвоздушном пространстве.

Ход занятия. У
нашей планеты Земля, есть спутник, который все вы хорошо знаете, и сами его
назовете, если отгадаете загадку.

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня. (Луной).

Как можно изобразить Луну в
рисунке? (кружком). А как мы изображаем солнце? (тоже кружком). Чем еще похожи
луна и солнце? (желтого цвета, гуляют по небу, видны с земли). Чем же они
отличается? (солнце светит днем, луна – ночью; солнце греет, луна светит
холодным светом).

На небе Солнце и Луна кажутся
одинаковой величины. Но мы с вами уже знаем, что все зависит от расстояния.
Большой самолет, пролетающий вдали, кажется нам таким же маленьким, как птичка,
сидящая близко. Солнце от нас гораздо дальше, чем Луна. Зато оно гораздо больше
Луны.

В астрономии спутником называется
тело, которое вращается вокруг другого тела, большего по размеру. Зная это, мы
можем определить размеры Луны по сравнению с планетой Земля. Какова же Луна по
размеру, по сравнению с Землей? (Луна меньше Земли).

У всех планет есть свои друзья –
спутники. Почти все планеты имеют по несколько таких спутников, как Луна. А у
планеты Земля, Луна – единственный спутник, очень большой и близкий. Ярче всех
звезд сияет на небе красавица Луна. Только почему-то она не всегда круглая.
Какой же бывает Луна?

Еще в глубокой древности мудрецы
– звездочеты заметили, как изменчиво ведет себя Луна: вот появится на ночном
небе большим кругом, а пройдет две недели, и останется от нее узкий серпик –
месяц. Еще через две недели опять светит на небе полная луна. А знаете ли вы,
почему с Луной происходят такие превращения? (предположения детей).

Дело в том, что Луна сама не
светится, она только отражает свет Солнца. Луна движется вокруг Земли, и Солнце
освещает ее по-разному.

Эксперимент (показ
модели движения луны вокруг земли). Включим лампу. Возьмем в руку мячик и
поднимем его на уровень лампы. Мячик будет Луной, лампа – Солнцем, а я Землей.
Смотрите внимательно: Когда Луна расположена справа от Земли, то с земли виден
только краешек освещенного полушария луны, похожий на узкий серпик. С каждым
днем серп становится все толще: Луна «растет». Если мысленно провести рядом с
серпиком прямую линию, то получится буква «Р», это говорит о том, что Луна
«растет». А Луна продолжает движение вокруг Земли, и все больше освещается
солнцем. И вот уже мы видим Луну похожую на круглый диск. Но недолго мы
наблюдаем полную Луну, ведь она продолжает движение вокруг земли. И теперь
находится уже с другой стороны нашей планеты, и освещается солнцем по-другому,
и снова похожа на серп. С каждым днем он становится все уже: Луна убывает.

Теперь серпик похож на букву «С»
— стареющая Луна. Продолжая движение, Луна занимает положение между Солнцем и
Землей, теперь мы не можем видеть освещенную часть Луны. Нам кажется, что Луна
исчезает.

Примерно за 30 дней совершается
чудесное превращение – от тонкого Месяца – до круглой Луны и обратно. Так месяц
в древности стал служить людям исправными часами. Появлялся на небе молодой
Месяц, и давали звездочеты знак трубачам: «Громче трубите! Пусть все знают:
кончился старый месяц, пошел счет новому!». С тех пор и вошло в наш земной
календарь название – месяц. Появились в календаре 12 месяцев? Как они
называются?

Работа в тетрадях.
Попробуйте нарисовать молодую, старую и полную Луну.

Люди всегда мечтали побывать на
Луне. Из людей первыми на Луне побывали американские астронавты. 21 июля 1969
года на поверхность Луны ступил первый человек – американский астронавт Нил
Армстронг. Вместе с Эдвином Олдрином они ходили по Луне более 2х часов, и все
это время велась телевизионная передача на Землю. Полет совершался на
космическом корабле Аполон 11. Они рассказали, что на Луне всегда полная
тишина. Сколько не кричи, никто не услышит. На Земле звук передается через
воздух. А на Луне воздуха нет. Можно под самым вашим ухом ударить в колокол – и
вы ровно ничего не услышите. Точно ударили по ватному одеялу. Переговариваться
здесь можно только по радио или делая друг другу всякие знаки руками.

А вокруг ни деревьев, ни травы,
куда ни глянь – пустыня. Грунт неровный. Всюду колдобины и ямы, если не глядеть
под ноги можно споткнуться. Ямы похожи на воронки, как на войне от снарядов, их
называют кратерами.

На прошлом занятии мы с вами
узнали, что планета Земля является огромным магнитом. Она притягивает не только
предметы, но и удерживает свой спутник. Как он называется?

А почему же Луна не падает на
Землю? (предположения детей).

Проведем опыт. Вот
Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка — это видимая часть силы
притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит
шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? Почему? (Предположения
детей). Перестану кружить шарик, что с ним произойдет? (он «падает»). Так и
Луна. Если она перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет
ее к себе силой притяжения, и Луна упадет. Сегодня мы с вами еще раз убедились,
весь секрет в движении!

Как вы думаете, у кого сила
притяжения больше: у Солнца или Земли? (Ответы детей) Да, Солнце больше и сила
притяжения у него больше, поэтому Земля и вращается вокруг Солнца. Кроме нее
Солнце держит за невидимую ниточку восемь больших планет Солнечной системы и
много маленьких, и не дает им «сбежать». Не падают планеты на Солнце потому,
что безостановочно летят — каждый по своей орбите.

Игра – моделирование «Солнечная
система». 
Вокруг Земли, одновременно со
всеми планетами, вращается Луна (ребёнок, ее изображающий, двигается
одновременно вокруг Земли и вместе с ней вокруг Солнца). По сигналу воспитателя
начинается движение «Солнечной системы», дети-астрономы наблюдают за ней,
рассматривают в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает «планетам», «Луне»
правильно двигаться по своим орбитам, поясняет «астрономам», какое сложное
движение звезд и планет происходит в Космосе.

Комплексное занятие в старшей
группе «Луна-спутник Земли»

Наталья Филинова
Комплексное занятие в старшей группе «Луна-спутник Земли»

Комплексное занятие в
старшей группе

«Луна- спутник Земли»

Цели:

— Расширить знания у детей понятия «космос».


Формирование навыка выражения своего мнения


Развивать творческую фантазию и воображение, навыки работы с пластилином,
приемы раскатывания, расплющивания, растягивания, различные способы соединения
деталей поделки

Материалы и
оборудование
:

Слайды:
планета ЗемляЛуна, поверхность
луны с кратерами и впадинами, космонавты на Луне, луноход. Пластилин разных
цветов, стеки, пластина из картона для размещения общей композиции,
дощечки.

Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, мы продолжаем с вами познавать мир вокруг нас, и сегодня мы поговорим о
космических друзьях.

Кто из вас знает друга нашей планеты? Правильно, это Луна, ее называют
спутником планеты Земля.

Луна

Вышла яркая луна, посмотрела вниз она

На
березки, на луга. На речные берега.

«Как чудесно на земле! Соловей поет во мгле.

Только я всегда одна!»- Плачет бедная луна.

Звезды на небе горят, они шепчут,говорят:

«Не печалься зря луна, в небесах ты не одна!

Хоть не
очень ты ярка, все же солнышку –сестра.

Темной
ночью ты сияй, путь дорогу озаряй!»

Каждый из вас видел в окне луну, какой она формы?
Правильно, луна
имеет форму шара
. А теперь подумайте, луна по размеру больше Земли
или меньше
(ответы детей) Луна меньше земли в четыре раза.

Но почему же маленькая (по космическим меркам) Луна кажется нам больше
звезд и планет? (рассуждения
детей)
 Так происходит от того, что Луна находится ближе к Земле.

Поверхность Луны холодная и темная, Луна не светится сама,
она как зеркало отражает падающие лучи солнца. На каменистой поверхности много
впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Посмотрите на слайд. Кратеры
появляются тогда, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные
метеориты.

Как вы думаете почему? (ответы детей).ВоспитательЗемлю защищает атмосфера, в которой, метеориты сгорают
или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет. Воды на луне тоже нет.
Поэтому Луна совсем
безжизненна
, ведь растениям, животным необходим воздух, вода и
тепло.

Воспитатель предлагает поиграть игру «Закончи предложение»

Луна вращается вокруг
… 
(Земли)и
вместе с землей
вокруг… 
(Солнца). На луне нет (атмосферы, воды,).

Воспитатель:
Как вы думаете, Луна и
месяц – это одно и то же небесное тело или разные тела? (ответы детей)

Мы видим Луну потому, что ее освещают солнечные лучи. Луна вращается вокруг Земли.
И людям всегда очень хотелось побывать на Луне. Первым приземлился летательный
аппарат луноход, а потом и астронавт Нил Армстронг.

Воспитатель:

Как, можно назвать космических жителей Луны? (Лунатики) Им
не нужен воздух, вода и тепло, поэтому они совершенно не похожи на нас, сколько
у них рук, ног, а может у них щупальца, есть ли уши и глаза? Какие они? Какого
цвета?

Сейчас мы можем пофантазировать и слепить лунатика таким,
каким вы его придумали. Для этого у вас есть пластилин, стеки.

Воспитатель
предлагает детям выполнить поделки из пластилина, воплощая свои замыслы в
лепке.

Луна и Солнце – два интереснейших объекта на нашем небе. Они привлекают наше внимание своей неповторимостью и загадочностью. Еще столько нераскрытых тайн и неразгаданных загадок таят в себе эти небесные светила. Сегодня мы попробуем приоткрыть завесу и узнать немного больше о луне и солнце.

Рассказ про солнце для детей 

Яркое солнце, которое греет нашу планету, – это звезда. Удивлены? Как и другие звезды, солнце представляет собой пылающий шар. Масса солнца в 750 раз больше массы Земли, а диаметр превосходит примерно в 109 раз. Эта звезда является источником жизни на Земле, она посылает нам лучи света и тепла. Если бы солнца не было, то мы бы не смогли выжить.

Солнце – самая близкая звезда к Земле. Возраст небесного светила примерно 4,6 млрд. лет. Огромное небесное тело вращается вокруг своей оси с запада на восток, вот почему на Земле наступает то день, то ночь. Наша Земля же крутится вокруг Солнца.

Интересные факты про солнце

  • Температура поверхности Солнца приближается к 6000 градусов по Цельсию. Ежегодно температура увеличивается еще примерно на 10 градусов.
  • Расстояние до солнца примерно 150 млн. километров.
  • На 98% солнце состоит из газа: водорода и гелия. Из других элементов, например, железо, кислород и никель.
  • Ученые считают, что солнце проживет еще где-то 5 млрд. лет, а после превратиться в так называемого «Красного гиганта» и поглотит нашу планету.
  • На Солнце очень сильная сила притяжения. Человек весом в 100 кг на Солнце весил был аж 2800 кг.
  • Без Солнца через 12 месяцев температура на Земле опустится до -73 градусов, что повлечет гибель всего живого на планете.
  • Солнечный свет преодолевает расстояние до Земли всего за 8 минут.
  • Солнце движется со скоростью 220 км в секунду.
  • На Мальте, в Ницце и Монте-Карло солнышко светит практически круглый год, примерно 300 дней в году из 365.

Рассказ про луну для детей 

Луна – это небесное тело, единственный естественный спутник Земли. Ее так называют, потому что она находится ближе всех к нашей планете – примерно в 380 тысяч километров. Луна делает обороты вокруг Земли и никуда больше не может деться, так как Земля ее притягивает.

Наш спутник постоянно «меняет свою форму». Мы видим то шар, то серп, то половинку шара. Это называется фазами луны. Как возникла Луна доподлинно неизвестно, есть только несколько догадок. Зато возраст ее примерно такой же, как и у нашей Земли – 4,5 млрд. лет. Луна – единственное небесное тело, на которое ступала нога человека.

Интересные факты про луну

  • День на Луне это 29,5 дней на Земле. Примерно 2 недели на Луне ночь, и также 2 недели день.
  • Ежегодно Луна отдаляется от Земли почти на 4 сантиметра, несмотря на невероятную силу притяжения.
  • На самом деле Луна имеет форму яйца, а не шара, как мы видим с Земли.
  • Диаметр Луны 3476 км. Если сравнивать с Землей, то это чуть больше одной четверти ее диаметра.
  • На Луне проведен интернет.
  • Последняя высадка на Луну была более 40 лет назад. Есть, к чему стремиться юным космонавтам.
  • Сила притяжения Луны – по-научному гравитация – меньше в 6 раз, чем на Земле. То есть человек может там отрываться от поверхности, высоко-высоко прыгать и поднимать невероятно тяжелые вещи.
  • Космический корабль долетает до Луны за 3-5 суток.
  • На Луне нет ни зимы, ни лета, потому что она мало наклонена к Солнцу. Зато там нет атмосферы, поэтому перепады температуры очень большие – от +127 градусов днем до -173 градусов ночью.
  • Из-за того, что атмосферы на Луне нет, жизнь на планете невозможна.
  • Приливы и отливы в море и океане зависят от фазы Луны.
  • Иногда на Луне происходят лунотрясения.
  • Луна находится на втором месте по яркости после солнышка.
  • На Луне нет воды, поэтому там ничего не растет.

Что почитать про луну и солнце детям?

Расширить свои знания и узнать больше о солнце, луне, звездах и других космических объектов можно из книг:

  1. Доминик Воллиман «Профессор Астрокот и его путешествие в космос».
  2. Валерий Нищев, Наталия Нищева «Веселая астрономия для дошкольников».
  3. Елена Качур «Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком».
  4. Галина Дядина, Андрей Усачев «Звездная книга».
  5. Ефрем Левитан «Сказочная Вселенная».
  6. Ефрем Левитан «Малышам о звёздах и планетах».
  7. Ефрем Левитан «Тайны нашего солнышка».
  8. Сказки про луну из звезды из электронной детской библиотеки «Ларец сказок».
  9. Элен Дрювер «Небо».
  10. Стейси Маканулти и Дэвид Литчфилд «Земля! Мои 4,54 миллиарда лет».
  11. Стейси Маканулти «Солнце! Одна звезда на миллиард».
  12. Стивен Хокинг, Люси Хокинг «Джордж и тайны Вселенной».
  13. Юрий Нагибин «Рассказы о Гагарине».
  14. Татьяна Гонтарук «Я познаю мир: Космос».
  15. Роб Ллойд Джонс «Секреты космоса».
  16. Артур Гиваргизов «Космонавты».
  17. Илья Стогоff «Путеводитель по звездам».
  18. «Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях».
  19. Ханс Аугусто Рей «Как найти созвездия».
  20. Оксана Абрамова «Нескучная астрономия».
  21. Адель Педрола «Космос. Детская энциклопедия + 32 магнита и космическая карта».

Наше космическое мини-путешествие подошло к концу. В космосе еще так много неизведанного. Надеемся, что вам было интересно узнать много нового о луне и солнце, и вы с удовольствием продолжите изучать астрономию с помощью книг, походов в планетарий, разглядывания звездного неба в телескоп, а может даже и отправитесь когда-нибудь в космос в качестве почетного космонавта, чтобы изучать небесные светила оттуда.

В завершении приглашаем посмотреть мультик про солнце и луну:

Смотрите и другие статьи про солнце, космос и не только.

Загадки про Солнце

Стихи про солнце

Лунные загадки

Лунные стихи

Детям про космос

Стихи про космос

Космические загадки

Как нарисовать космос с детьми

Берегите себя и друг друга! Прошедшая минута не возвращается…

С любовью ко всем жителям Земли,

«Цветы жизни».

Загрузка…

  • Рассказ про малину 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про луну 5 класс география
  • Рассказ про любимый мультик на английском 5 класс
  • Рассказ про маленькую девочку которая ела гвозди фенечка
  • Рассказ про лунтика на английском языке с переводом лунтика кратко