Конспект НОД в подготовительной группе «Увеличительные приборы или Волшебные стёклышки.» (занятие по экспериментальной деятельности)
Цель: познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп,
Программные задачи
Воспитательные:
— воспитывать интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах и явлениях природы;
— воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
Образовательные:
— познакомить детей с увеличительными приборами – лупой и микроскопом и принципами их работы;
— помочь выявить особенности увеличительных приборов;
— способствовать расширению знаний об окружающем мире.
Коррекционно-развивающие:
— развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
— пополнять активный и пассивный словарь
Словарная работа: микроскоп, тубус, окуляр, линза, пинцет.
Ход НОД:
-Ребята! Сегодня утром на крыльце садика я нашла посылку с адресом нашей группы – давайте посмотрим, кто и что нам прислал.
ПИСЬМО:
-Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Надеюсь, что вы помните меня. Я- друг Незнайки! Я очень хотел к вам прийти на занятие в вашу лабораторию и рассказать вам о волшебных стекляшках. Что это такое как их используют люди. Но, к сожалению приболел и поэтому посылаю вам в посылке эти волшебные стёклышки.»
(Воспитатель показывает посылку).
-Ребята, а как вы думаете о каких волшебных стекляшках идёт речь в письме? (Это увеличительные приборы)
-Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп)
-Давайте раскроем посылку и посмотрим что же нам прислал Стекляшкин. (лупа, микроскоп)
-Для чего нужны эти увеличительные приборы? (Для того, чтобы рассмотреть лучше самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так).
-Сначала появилась лупа. А знаете, как всё начиналось?
— Давным — давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак. Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так, случайно, посмотрел сквозь него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть. Так люди стали пользоваться лупой.
-С помощью лупы учёные увидели то, чего не могли разглядеть раньше. Например, строение цветка растений, глаза, усики, ножки насекомых и т. д.
-Лупа-простейший увеличительный прибор, состоящий из линзы, оправы и ручки.
-Возьмите лупу в правую руку и рассмотрите буквы на листочке газеты (дети рассматривают)
-Что вы заметили? (ответы детей: маленькое стало большим)
— Какими стали буквы?
-Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать, рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь, увидеть микробы. Для этого ученые создали микроскоп.
-Давайте повторим его название. (Индивидуальные ответы детей)
-Через микроскоп можно увидеть много необычного.
— Ребята, микроскоп является увеличительным прибором.
-Значит, что он делает? (Микроскоп увеличивает).
-Это очень сложное устройство. Если под лупой, маленькое становилось большим, т.к там одно волшебное стёклышко, то в микроскопе волшебных стёклышек 2-3, поэтому увеличение сильнее. Всё самое крохотное становится большим, видимым.
-Посмотрите, какие разные микроскопы существуют.
-Существуют много видов микроскопов: микроскопы старого образца и современные микроскопы, механические и электронные. Но, несмотря на все это разнообразие, все они работают по одному принципу.
— Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом? Сейчас я вам об этом расскажу.
(Воспитатель показывает части микроскопа и рассказывает о них)
— Объектив — самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь — линза! Ее еще называют –увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
-На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.
—Окуляр — это часть микроскопа. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр — как братья, всегда дружат и работают вместе.
-Посмотрите, эта часть микроскопа называется – тубус!
-На что он похож? (Тубус похож на трубу, на трубку).
-Верно, на трубку! Тубус –это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! Тубус –это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить!
—Предметный столик –это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
— Отражающее зеркало –это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
-Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! Сложное название, не правда ли?
-А сейчас повторим его название вместе по слогам!
(Дети называют хором: ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ!)
-Этот механизм умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр, например, на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит он на помощь. Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна.
— У микроскопа есть маленькие помощники:
–пинцет –с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;
–предметное стекло –нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;
–покровное стекло –покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.
-Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову — окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив.
— А сейчас давайте отдохнём и поиграем:
«Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.
Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. Очень много мы узнали, Наши головы устали Покачаем влево-вправо… А теперь глаза закроем Обо всём забудем, но не навсегда! А теперь глаза откроем, Полной грудью все вздохнём. А теперь мы улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели-встали, сели-встали Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь.
-Из каких частей состоит микроскоп? Я буду показывать, а вы называть эту часть микроскопа.
(Педагог показывает указкой на части микроскопа, а дети их называют, при затруднении педагог им помогает).
-Как называются помощники микроскопа? (Пинцет, предметное и покровное стекло).
-Итак, с какими увеличительными предметами, мы сегодня познакомились? (лупа и микроскоп)
-А где ещё применяются такие волшебные стёклышки, как у лупы и микроскопа? (Учёные астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными светилами. Моряки используют бинокль для наблюдений за морем. Через бинокль, подзорную трубу хорошо видно. Монокли. Очки.
— Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу. В следующий раз мы с вами продолжим работу с микроскопом. Давайте поблагодарим астронома Стекляшкина за такую интересную посылку и пожелаем ему, чтобы он быстрее выздоравливал.
-Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Надеюсь, что вы помните меня. Я- друг Незнайки! Я очень хотел к вам прийти на занятие в вашу лабораторию и рассказать вам о волшебных стекляшках. Что это такое как их используют люди. Но, к сожалению приболел и поэтому посылаю вам в посылке эти волшебные стёклышки.»
Жило-было увеличительное стекло. Оно лежало себе, лежало в лесу — видно, кто-то его уронил. И вот что из этого получилось…
Шёл по этому лесу ёж. Шёл-шёл, смотрит — лежит увеличительное стекло. Ёж всю свою жизнь прожил в лесу и никогда не видел увеличительных стёкол. Он даже не знал, что увеличительное стекло называется увеличительным стеклом, и поэтому сказал сам себе:
— Что это за штука такая валяется? Штукенция какая-то интересная, а?
Он взял увеличительное стекло в лапы и начал смотреть сквозь него на весь окружающий мир. И увидел, что окружающий мир стал большой-большой, намного больше, чем раньше.
И ещё намного больше стало всякой всячины, чего он раньше и не замечал. Например, маленьких песчинок, палочек, ямок, чёрточек и козявок.
И вот тут он увидел муравья. Раньше он не замечал Муравьёв, потому что они были маленькие. А теперь муравей был большой, увеличенный увеличительным стеклом, и ещё он тащил настоящее бревно.
Хотя на самом деле это была травинка, если посмотреть без увеличительного стекла.
Ежу очень понравился этот муравей, как он тащил тяжёлое бревно. Да и лицо его понравилось: хорошее было у муравья лицо — доброе и задумчивое.
И вдруг… муравей попал в паутину к пауку. Зазевался и — бац! — попал. Запутался сразу, а паук тут как тут, к себе муравья тащит, хочет съесть!
Наставил ёж увеличительное стекло на паука и даже испугался — такое у этого паука было злое, сердитое и жадное лицо!
Тогда ёж сказал пауку:
— А ну, отпусти муравья, а не то как дам! Места мокрого от тебя не останется, злюка ты и жадина такая!
Струсил паук, потому что ёж был намного больше его и намного сильнее. Отпустил он муравья, сделал вид, как будто он изменился в лучшую сторону, и говорит:
— Я больше не буду. Я теперь буду кушать только грибы и ягоды. Ну, я пошёл…
А сам думает:
«Что это с ежом? В добрые старые времена я Муравьёв целыми кучами ел — он никогда ни за кого не заступался. Это всё стекло увеличительное виновато! Ну я ему отомщу, уничтожу, разобью вдребезги!..»
И пошёл паук незаметно за ежом. А ёж его не замечает, шагает себе и глядит по сторонам сквозь увеличительное стекло.
— Скажи, дорогой, ты откуда? Ты кто? — спрашивает он у каждого встречного.
— Я — тля!
— Я — сколопендра!
— Я — клоп лесной!..
— Приятели! Земляки! Братцы-кролики!!! — удивляется ёж. — Кого-кого только не бывает на свете!.. Гусеница, хватит листья обгрызать!
— Это моё личное дело! — огрызнулась гусеница.
— Да! — высунулся из кустов паук. — Личное дело каждого — что и кого он ест.
— Нет, общественное! — говорит ёж. Он обернулся, но паук исчез.
— Товарищ! — кричит ёж сороконожке. — Вы почему мрачнее тучи?
— Я ногу подвернула. Как видно, перелом.
Еж положил увеличительное стекло, хотел оказать первую медицинскую помощь. А паук как кинет лассо! Набросил на увеличительное стекло и потащил в кусты!
К счастью, ёж без стекла не разобрал, какая нога болит у сороконожки — тридцать третья или тридцать четвёртая. Вовремя успел. А то бы ищи-свищи!..
На каждом шагу подстерегала увеличительное стекло опасность.
— Друзья! — кричит ёж. -— Братья одноклеточные! Мошки, букашки, инфузории туфельки! Зову всех в гости! Закачу вам пир!
Он стекло прислонил к сосне, на минуту оставил без присмотра. Паук хвать лопату! И давай увеличительное стекло быстро-быстро в землю закапывать.
А сквозь стекло солнце начало шпарить на паука, жара-то получилась увеличенная! Как в Африке, в пустыне Сахара. Такую только тарантул какой-нибудь вытерпел или скорпион. А это был наш среднерусский паучок. Еле ноги унёс, а то бы солнечный удар обеспечен.
Шагает ёж домой, а за ним — бессчётная компания, которую не увидать невооружённым глазом. Летят, ползут, плывут, кое-кто скачет… Шу-шу- шу! — в чём дело, не поймут. Никогда ёж на них никакого внимания не обращал, а тут вдруг — друг- раздруг!
Но и паук не отстаёт.
«Я буду не я, — думает, — если не наврежу ежу! Не напакощу! Увеличительное стекло не погублю!»
Все гурьбой — в дом, а он на улице ждёт не дождётся удобного момента.
Сели насекомые за стол, приготовились угощаться, слышат — из-под стола хриплый бас:
— Баста, уезжаю! Буду жить и работать на речном пароходе.
Взглянул ёж под стол в увеличительное стекло — а там ужасное существо. У него такое длинное туловище, длинные крылья, длинные ноги и длинные усы. Но это не всё. Там же под столом лежал музыкальный инструмент — саксофон.
— Это кто это? — спрашивает ёж.
— Эх ты, — сказало существо. — Мы век живём с тобою в одном доме, а ты даже не знаешь, что я сверчок.
— Лучший саксофонист нашего времени! — добавил клоп лесной.
— Здесь жизнь сверчка полна печали, — сказал сверчок. — Я вечно хожу больной. В окне уже год как нет стекла. Устроюсь в уличный оркестр!.. Биг-бэнд!.. А то ёж, видимо, решил, что играть джаз может любой балбес.
— Не уходи! — говорит ёж. — Ещё не спето столько песен!..
И он вставил в окно увеличительное стекло.
Праздничный ужин начался! Сверчок согрелся и один заменил целый танцевальный оркестр. Он даже сам не ожидал, что может получиться так здорово. Лесной клоп пел, остальные — в том числе ёж и сороконожка с загипсованной ногой — танцевали. Инфузория туфелька лихо отбивала чечётку!..
А гусеница ела без остановки. Слопала шесть булочек с повидлом, яблочный пирог, четыре кулебяки, выпила два литра молока и кастрюлю кофе.
За окном стемнело. В небе зажглись звёзды. Через увеличительное стекло они казались огромными и яркими. А паук тут как тут. Подкрался к дому под покровом темноты с большим-большим футбольным мячом, прицелился в увеличительное стекло и ка-ак даст!
«Ага! — думает. — Сейчас оно — дзынь-дзынь и нету!»
А оно стоит в раме целое-невредимое — и увеличивает, как ни в чём не бывало. Бил его паук, бил, палкой бил, шишками пулял — ничем не раскокошил.
Толстое оно ведь очень и крепкое — увеличительное стекло.
Знакомство с научным прибором лупа.
Материалы: лупы для детей, песок, линза, микроскоп,
схемы, очки, картинки с изображением предметов в которых использованы линзы.
Цель: Расширять представления детей об
окружающем нас мире посредством эксперементов, знакомство с научным прибором
лупа, микроскоп.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы все любите играть в песочнице: строить
дороги,замки. Ответьте мне на вопрос – песок твёрдый или мягкий? (Ответы
детей).
А теперь, подумайте и скажите – из чего
состоит песок. (Ответы детей).
Давайте мы сейчас сами всё проверим.
Насыпьте себе на ладошку немного песка. Насыпали? Теперь посильнее надавите на
ладошку. Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твёрдые? (Ответы
детей).
Воспитатель: Правильно,
песчинки твёрдые, но они очень маленькие, как маленькие камушки, и их трудно
увидеть. А вот если бы муравей посмотрел на песчинку, он бы показалась ему огромным
камнем. А для нас песчинки очень маленькие и их много.
Но мы можем рассмотреть их поближе.
Давайте проведём опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое
увеличивает. Такое стекло называется линза.
Линза – это толстое стекло, выпуклое с двух сторон.
Когда свет проходит через линзу, то его
лучи преломляются, и маленькое нам кажется большим. А если к линзе прикрепить
ручку, то получится – лупа.
Лупа – это научный прибор, который используют
для рассматривания чего-то очень маленького.
Воспитатель раздаёт детям лупы и
предлагает посмотреть на песчинку через лупу. Дети рассматривают песчинки.
Воспитатель: видите, ребята, песчинки все
разные. Похожи песчинки на камушки? Твёрдые? А если мы ладошкой потрогаем
песок? Песок мягкий. Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается
мягкий песок? (Воспитатель
стимулирует активность детей, подводит их к выводу, что песчинок
много). Воспитатель: Правильно, если песчинок
много, то песок становится мягким. Песчинки, кода их много, не так сильно
колются, как на ладошке. Это лупа нам помогла как следует рассмотреть каждую
песчинку. Сейчас предлагаю вам самостоятельно рассмотреть различные предметы с
помощью лупы и рассказать своим друзьями, что же вы увидели. Можно
рассматривать камушки, ракушки, исследуйте все, что вам интересно! Можно даже
рассмотреть веснушки у друга на носу.
5-10 минут дети занимаются исследовательской деятельностью
самостоятельно. Воспитатель зовет детей к
себе, собирает лупы, и дети рассказывают друг другу, что они увидели, что им
запомнилось.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где еще
используют линзу? В каких приборах и предметах? (Ответы детей)
Воспитатель: Если поставить две линзы в
оправу, получатся очки. Линзу используют в биноклях и подзорных трубах. А еще
линзы используют в микроскопах. Это прибор,
предназначенный для получения увеличенных изображений. Его
используют в научных лабораториях.
Ребята, с каким прибором мы с вами
сегодня познакомились? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.)
ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП НА 26.11.2014г
Образовательная область: Познание
Раздел: ФЭМП; опытно-познавательная деятельность; ознакомление
с окружающим миром.
Тема: « Удивительный мир лупы»
Цель: Познакомить детей с лупой.
Задачи: Учить детей пользоваться лупой. Познакомить со свойством лупы –
увеличение; с приборами, где применяется увеличительное стекло;
с историей изобретения приборов.
С помощью дидактических игр закрепить знания геометрических фигур и
составление из них предметов; состав чисел от 3 до 5; соединение точек
( порядковый счет) и нанесение штриховки на полученный рисунок.
Воспитывать усидчивость, доведение дела до конца.
Развивать любознательность, логическое мышление, речь
Словарная работа: лупа, Левша, музей, микроскоп, бинокль, открытия, увеличивает,
уменьшает,
Оборудование: лупы на каждого ребенка, микрофон, карточки с заданием, заострен —
ные палочки, цветные карандаши, приборы, демонстрационный мате-
риал «Музей», карта экскурсии, костюмы к сценке.
Ход занятия:
Мотивационно – побудительный этап:
1.Круг настроя: « Улыбнемся друг другу».
2.Сюжетно-ролевая игра « Экскурсионный катер»
— Кассир выдает билеты на катер. Дети рассаживаются по местам, согласно надписи на билете. Капитан объявляет об отправлении катера. Экскурсовод — воспитатель познакомит с этапами экскурсии.
Организационно-поисковый этап:
1.Сценка «Левша»
Дети знакомятся с историей, как появилась подкованная блоха.
— На Руси в 18 веке к царю приехал посол из Англии, похвастался механическими часами. Царь приказал удивить посла русским изобретением. Нашли мастера Левшу, который с помощью лупы подковал блоху золотыми подковками.
2. Рассказ экскурсовода «Знакомство с лупой»
— Строение прибора, свойство лупы.
3. Музей «Изобретения»
— Рассказывается о применении лупы в приборах, об ученых, их изобретениях.
Физ.минутка: « Гимнастика для глаз »
4. «Лаборатория»
В.: Сейчас мы с вами с помощью лупы, как когда-то Левша, будем работать в цехах лаборатории (дети делятся на 3 группы для выполнения задания разной сложности).
— Лаборатория «Гравюры» (1 уровень)
Дидактическая игра «Числовые домики»
Цель: закрепить состав чисел от 3 до 5.
Задание: На табличках, покрытых воском и черной гуашью, нанесены домики с составом чисел. С помощью лупы и заостренной палочки заполнить числовые домики.
— Лаборатория «Ткань» (2 уровень)
Дидактическая игра « Геометрические фигуры»
Цель: уметь составлять из заданных геометрических фигур предмет.
Задание: На табличках, покрытых воском и разноцветной гуашью, составить и нанести заостренной палочкой рисунок предмета из заданных геометрических фигур через лупу. Рисунок предмета придумывают сами или по карточке.
-Лаборатория «Строительство» (3 уровень)
Дидактическое упражнение «Дорожки»
Цель: соединить точки одной линией, нанести штриховку.
Задание: На табличках, покрытых воском и черной гуашью, нанесены точки-цифры, соединить точки по порядку сплошной линией и нанести на рисунок штриховку заостренной палочкой. Для увеличения рисунка использовать лупу.
Рефлексия:
1.Возвращение в детский сад.
2. «Репортер»
— Репортер берет интервью. Дети отвечают на вопросы.
3. Круг радости « Цветок знания»
К двум кружкам прикрепляются лепестки: к первому – светлые тона ( занятие понравилось, узнал много нового), ко второму – коричневые ( занятие не понравилось, ничего не узнал нового).
Автор: Казначеева Гузаль Набиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №1 «Солнышко»
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Волшебное стеклышко»
Раздел: дошкольное образование
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
по теме «Волшебное стеклышко».
Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной
трубой, телескопом, биноклем;
Задачи :
1.
Развивать умение у детей пользоваться лупой, микроскопом
2.
Познакомить со свойством лупы — увеличение; с приборами, где применяется
увеличительное стекло;с историей изобретения приборов.
3.
Объяснить, для чего они нужны человеку.
Материалы и оборудование: лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, лук,
листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной
трубы, телескопа.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Два кольца, два крючка, посереди сиделка,
На носу они сидят и все людям говорят»
— Что это? Правильно, очки.
Как же появились очки?
Во всех очках есть увеличительные
стекла и наука, которая изучает свойства увеличительных стекол, называется
« оптика». О развитии оптика, ее достижениях я вам сегодня расскажу.
Давным — давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак.
Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так,
случайно, посмотрел сквозь
него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он
сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть.
Так люди стали пользоваться лупой. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение
цветка,
усики
и
глазки
насекомых.
Потом
появились
другие
вещи:
очки,
бинокли,
подзорная труба, телескоп, монокль и т.д.
Воспитатель: Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.
Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки
и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.
Воспитатель:
Но
есть
такие
маленькие
объекты,
которые
нельзя
рассмотреть
через
увеличительное
стекло.
Человек
любознателен,
ему
хочется
все
знать,
рассмотреть
строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь, увидеть микробы. Для этого
ученые
создали
микроскоп.
Через
микроскоп
можно
увидеть
много
необычного.
Посмотрите
на
кожицу,
какая
она?
(Кожица
похожа
на
прозрачную
пленку)
Мы
рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко,
а если взять 2-3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они
сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно
пользоваться микроскопом?
Дети
вместе
с
воспитателем
рассматривают
строение микроскопа:
окуляр,
трубку,
объектив, предметный столик, зеркало.
Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды, он берет стеклышко, капает
на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки –
окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч
света от лампы снизу осветит капельку, ученый увидит…. Что он увидит? Посмотрите
сами. Только нам настольная лампа не нужна, у нас микроскопы с подсветкой. Что мы
увидели? (Настоящее море, что-то плавает).
Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите.
Дети рассматривают листья растений и зарисовывают увиденное.
Физкультминутка.
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать (руки к плечам, вращение плечами вперед-
назад)
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим. (руки перед грудью в сторону)
Мы разминку делать будем при любой погоде.
Руку правую поднимем, левую опустим вниз. (одна прямая рука вверх, другая вниз, одна
рука плавно вниз, другая одновременно – вверх)
Мы меняем их местами.
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (ходьба на месте)
А теперь рассмотрите все, что вам интересно.
Воспитатель:
Где
еще
применяются
такие
же волшебные
стеклышки,
как
у
лупы
и
микроскопа? Ученые – астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными
светилами.
Моряки
используют
бинокль
для
наблюдения
за
морем.
Через
бинокль,
подзорную трубу далеко видно.
Рефлексия: ребята вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось на занятии?
А чем бы вы поделились дома родителям?
В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через
увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать,
рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь,
увидеть микробов. Для этого ученые создали микроскоп. Через микроскоп
можно увидеть много необычного. Посмотрите на кожицу лука. Какая она?
(похожа на прозрачную пленку).
В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через
увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать,
рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь,
увидеть микробов. Для этого ученые создали микроскоп. Через микроскоп
можно увидеть много необычного. Посмотрите на кожицу лука. Какая она?
(похожа на прозрачную пленку).
В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через
увеличительное стекло.
Знакомство с научным прибором — лупой.
Материалы: лупы для детей трёх или пятикратного увеличения, глина, листочки, линза.
Цель: Расширять представления детей об окружающем нас мире, знакомство с научным прибором лупа.
Воспитатель: Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро, гости, здравствуйте!
Ребята, сегодня нам пришло приглашение, но оно необычное. Здесь загадки и ребусы, попробуем отгадать, (ребус лупа).
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся, (очки)
Лупа, очки.
А сегодня мы познакомимся с волшебными стеклышками. Для чего нужны лупа и очки? Правильно, что бы рассмотреть лучше что-то маленькое. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, лучше чем видно глазом и люди придумали увеличительные стекла. Сначала появилась лупа. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение цветка, усики и глазки насекомых. Потом появились другие вещи: очки, бинокли, подзорная труба, телескоп, монокль и т.д. Сейчас во всех лабораториях, больницах, школах есть микроскопы. Они нужны для того, чтоб увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы, которые вызывают болезни. Это нужно, чтоб люди не болели. Ученые могут посмотреть в микроскоп и придумать лекарство. А что ещё нужно, чтобы люди не болели? Правильно питаться, делать зарядку и хорошо умываться.
Физминутка.
Кто зубы не чистит, не моется с мылом.
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули
У них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд.
И вообще никогда не растут!
Слова сопровождаются соответствующими движениями.
А теперь, подумайте – из чего состоит глина. (Ответы детей).
Давайте мы сейчас сами всё проверим. Положим себе на ладошку немного глины.Теперь посильнее надавите на ладошку. Что можно сказать про глину? Какая она? Мягкие или твёрдые?
Дети: твёрдые.
Воспитатель: Правильно, песчинки твёрдые, но они очень маленькие, как маленькие камушки, и их трудно увидеть. А вот если бы муравей посмотрел на песчинку, он бы показалась ему огромным камнем. А для нас песчинки очень маленькие и их много.
Но мы можем рассмотреть их поближе. Давайте проведём опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется линза.
Линза – это толстое стекло, выпуклое с двух сторон.
Когда свет проходит через линзу, то его лучи преломляются, и маленькое нам кажется большим. А если к линзе прикрепить ручку, то получится – лупа.
Лупа – это научный прибор, который используют для рассматривания чего-то очень маленького.
Воспитатель предлагает по одному посмотреть на глину, листочки через лупу. Дети рассматривают.
Воспитатель: видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Твёрдые? А если мы ладошкой потрогаем песок? Песок мягкий. Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок?
. Сейчас предлагаю вам самостоятельно рассмотреть различные предметы с помощью лупы и рассказать своим друзьями, что же вы увидели. Можно рассматривать муравьев и червячков, камушки, травинки, исследуйте все, что вам интересно! Можно даже рассмотреть веснушки у друга на носу.
Воспитатель дает детям время, чтобы они рассказали друг другу, что они увидели, что им запомнилось.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где еще используют линзу? В каких приборах и предметах? (Ответы детей)
Воспитатель: Если поставить две линзы в оправу, получатся очки. Линзу используют в биноклях и подзорных трубах. А так же в микроскопах и телескопах.
Ребята, сегодня мы познакомились с научным прибором лупа. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.)