МАЛЬЧИК И РОЗЫ
Сначала было слово. И было это слово – роза. Мальчик никогда не видел, но знал, роза самый красивый цветок. Однажды в степную деревню, где в маленьком доме жила большая семья мальчика, приехали гости. Брат отца – высокий красивый капитан привез молодую круглолицую Соню. Они только что поженились. И мальчик, понимая, что это такое, поначалу стеснялся на них смотреть. Мальчику было нелегко, поскольку ему всякие гости были очень интересны, а эти молодожены особенно. От их одежды и чемодана веяло неведомой далью. Они то и дело обнимались, то и дело вполголоса переговаривались. Соня пахла французскими духами, а он – одеколоном «Красная Москва». Мать мальчика говорила, что Вася может себе позволить такое баловство, ведь он не просто капитанишка, не просто артиллерист с пушечками на погонах – он служит в ракетных частях. Ракетчики – секретная часть армии. И офицеры там, чтобы их не могли завербовать шпионскими посулами, получают большие деньги. Мать гордилась деверем. На его благополучном фоне ее муж, Васин старший брат, выглядел обыкновенным деревенщиной, вкалывающим на износ и потому пьянеющим от первой же рюмки.
Володей работал на гусеничном тракторе посменно: неделю – в ночь, неделю в – день. Раньше, когда Вася приезжал один, он охотно уходил с братом в поле и пахал с ним зябь или таскал комбайн, или сеял озимые. Делал все, что было нужно по сезону. Не хотел забыть, каким трудом достается хлеб простому человеку. Он был добрый. Володей всегда в подпитии хвастался мужикам: братишку моего солдаты любят. Он строгий, но справедливый командир.
Мужики подтрунивали, а ты, мол, откуда знаешь, ты, что там был или братишка сам себе цену набивает.
– А чего ему набивать цену перед братом? – не соглашался Володей. Это у нас не принято. Мы друг другу верим.
Подтрунивать подтрунивали, но не обижали. Знали, что Водолей, как они его безобидно дразнили, работяга, что всю Ленинградскую блокаду мальчишкой отстоял, а потом горел в танке и брал Кенигсберг. За что имеет кучу наград. И на стене у него висит гитара с красным бантом, которую привез из Германии, но называется она итальянской, потому что на ней не семь, а шесть струн. И что он играет на ней редко, потому что, как только возьмется, сразу плакать начинает. Зато его Тома, играет и поет красиво, несмотря на то, что у самой куча детей и ей бедной некогда в гору глянуть.
На этот раз Вася приехал после большого перерыва. И все сразу же обратили внимание, что в свои тридцать лет он очень сильно полысел.
– Чего это с ним? – спросил кто-то.
И Володей пояснял, что в ракетных частях так почти со всеми офицерами бывает. Им командование рекомендует пораньше жениться, обзаводиться детьми, потому что потом могут на этом фронте возникнуть проблемы. Там ведь радиация.
– Что значит проблемы?
– Ну, перестанет под влиянием уранового излучения функционировать кое-что.
– Я бы никогда не стал служить в таких частях! – Сказал любопытный. – Если там такая опасность! Такой мужчина бессильный перед женщиной. А разве это жизнь, если ты с женой не можешь сладить. А если она за этим к другому пойдет, чем ты ее за то упрекнешь? А ничем. Твое дело маленькое. Сопи и помалкивай.
Мужики разговаривали вежливо, пока при этой беседе находился мальчик. Но когда они его прогнали: мол, пойди отсюда погуляй в стороне, он слышал, что они еще круче выражаются, употребляя слова, за которые мальчика крепко наказывают, если он, забывшись, вслед за взрослыми называет вещи своими именами.
Дом, в котором жила семья мальчика, был такой, как все другие, но детей было много и поэтому там было тесно. Гостям, приехавшим на целый медовый месяц, под крышей было душно и жарко, потому на следующую ночь мать постелила им на сеновале. Но и там стало нехорошо тоже по двум причинам. Соня боялась мышей. «Они в сене шебаршат и попискивают!». А потом, мальчик видел, как Соня показывала матери тело, все покусанное комарами.
Мать делилась со своей матерью тем, что Сонька уж очень интеллигентная, как принцесса. Нас не кусают, а ее прямо погрызли, причем в таких интересных местах, даже на розе.
Бабушка вздохнула, бормоча. Нашли, где мед собирать. И посоветовала молодоженам уходить в степь днем.
– Там всегда ветерок, а комар не любит свежего веяния.
И Соня с Васей, прихватив рядно, чтобы подстилать под себя, и большую простынь, чтобы натягивать над собой, стали уходить в степь загорать.
А мальчику мать за ними ходить запретила.
– Нечего тебе там делать. У них свои секреты, а ты уши топориком. Нечего.
– Секреты? Но я ведь никому не расскажу, если что и узнаю. Я же понимаю, что такое военная тайна.
–Если я сказала, не ходи, ты должен понимать, что слово матери закон.
Мальчик понимал, что значит слово матери. Но тяга к гостям была непреодолимой. Они шли в степь, а он за ними обходными путями, чтобы ни мать, ни они не заметили его передвижений. Мать обмануть удалось, но только не офицера. Не сразу, но все-таки он увидел крадущегося балками, поросшими конским щавелем, мальчика. Подозвал к себе и, обняв, сказал, что сам таким был, и взял его с собой. Соне очень не понравился третий лишний. Она даже матери пожаловалась, мол, увязался. Мать хотела хворостинкой отстегать, но Вася заступился. На следующий день они снова пошли втроем.
Ложились так. Вася и Соня рядом. А мальчик как бы с боку припеку. Земля была горячей. Это ощущалось даже сквозь толстую подстилку. Степь звенела от зноя и насекомых. Пахла полынью и другими обожженными растениями, горькими сухими цветами. Молодые засыпали. Но мальчик знал, что они притворяются. Он знал, для чего они ходят в степь. Он успел увидеть, пока Вася его не засек своим радаром, чем парочка занимается в степи. Они там обнимаются, целуются и Соня при этом смеется, словно ее щекочут.
Мальчик крепко сжимал веки, начинал дышать, как сонный. Они, подумав, что он спит, начинали целоваться. И Соня смеялась, и плакала, и говорила Васе лишь одно слово «Да!».
А Вася, задыхаясь, словно он бегал, часто повторял одно замечательное слово. И было это слово то самое – имя цветка. Цветка, которого мальчик никогда не видел, но верил, что когда-нибудь все-таки поедет с бабушкой в Старый Крым, где этих роз целые кусты.
– Ах, какая роза сладкая! – бормотал Вася, боясь разбудить мальчика.
А Соня, смеясь, отвечала:
– Моя роза и твой бутон любят друг друга.
Мальчику никто ничего никогда не объяснял. До всего он доходил своим умом.
Потому он сам перестал ходить с гостями загорать. Перестал, потому что понял: Вася и Соня хотят ребенка. Просто до сих пор он не знал, как делаются дети. Благодаря гостям, мальчик понял, что именно так это и делается – весело с отдышкой и ласковыми словами между поцелуями. Узнав про это, мальчик некоторое время все-таки пребывал в недоумении. Почему Соня и Вася называют вещи не своими именами. Причем одно из них мальчику было неизвестно.
– Что такое бутон, – все-таки спросил он у матери.
И та сказала, подозрительно заглянув мальчику в глаза, что бутон это нераскрывшийся цветок. Например, бутон розы.
Опять роза! Значит, мужчина – это бутон, а женщина – бутон в расцвете. Понятное дело. Мужчина должен быть закрытым, потому что ему не пристало болтать абы что. Тем более, Васе, командиру с военными секретами.
Когда гости уезжали, мальчику было грустно. Он, словно бы чувствовал, что гости знают еще много других секретов и тайн, которые ему вряд ли скоро откроет жизнь. Володей отвозил их на прицепе, в котором, помимо Сони и Васи, находилась корова, которую надо было куда-то сдать, поскольку она перестала телиться.
Володей вернулся не довольный собой. Заглушив трактор, он, прежде всего, отдал матери два узелка. Корову приняли и даже деньги заплатили – это был маленький узелок. Узелок большой – это был белый плащ Сони. Отдавая его, Володей сказал, что корова забрызгала его, и Соня сказала:
– Пускай Тома отстирает и носит.
Мать отстирала, но так ни разу не надела, потому что очень тот плащ был городским, в деревне бы ее просто засмеяли, вырядись она в белое.
В Старый Крым бабушка взяла мальчика на следующий год. У нее обнаружилось давление. Голова все время кружилась, потому собирать вишни сама она больше не могла. Мальчик становился на лестницу и срывал вишни двумя руками. Он ел их и не мог остановиться. Мучился оскоминой, и все равно ел. Ему до сих пор никогда не приходилось видеть вишневых да и других плодовых деревьев: абрикос, яблоню, грецкий орех… Он не представлял себе, что сад может быть таким огромным, а горы такими высокими, что лес начинается прямо в огороде.
Но самое главное мальчик, наконец, увидел розы. Желтые, как степной тюльпан или одуванчик, белые как снег, красные как сама кровь… Пахли они так, что голова у мальчика кружилась, и все перед глазами плыло, как при давлении у бабушки.
Особенно сильно пахла чайная роза. Она была нежной розовой и очень колючей. Все розы были колючими. Об этом мальчик раньше тоже не знал. Ему никто не сказал, потому что он не любил без надобности спрашивать.
Особенно понравился мальчику большой с широко распахнутым бутоном малиновый цветок. Когда хозяин дома – бабушкин свояк – сказал ему имя розы, мальчик понял, что влюбился. Но не во внучку садовода, выведшего эту розу во имя своей любимицы – большеглазой, кругленькой, перешедшей во второй класс отличницы. Мальчик влюбился в розу по имени Валерия. Он так влюбился, что ему захотелось ее поцеловать. В первую же старокрымскую ночь мальчик, преодолевая страх перед шевелящимися тенями деревьев, обступивших дом, вышел в сад и долго бродил по нему, ища ту самую одинокую розу. Другие розы цепляли его за трусики. Кололи шипами, словно мстили за то, что он ищет не их, словно знали, зачем он ищет ту самую розу. Мальчику было страшно. Но чувство, которое вело его в сад, было сильнее.
Выходил он каждую ночь, пока был там. И всякий раз бабушка, будя внука спозаранку на сбор ягоды, всплескивала руками, ворча:
– Опять ноги плохо помыл, смотри, постель как вывозил. С наступлением зноя сбор вишни прекращался, бабушка стирала простыни. Они высыхали мгновенно. Так что хозяйка ни разу не упрекнула бабушку за то, что ее внук грязнуля.
Если бы они знали и хозяйка, и садовод, тем более, бабушка, почему постель под мальчиком по утрам такая, мальчику было бы очень стыдно, даже невыносимо стыдно. Он любил розу, он ходил к ней по ночам босой по мокрым после полива дорожкам. Исцарапанный другими он всякий раз находил свою. И, став на колени, целовал ее и дышал ею. Влажный от росы зев цветка щекотал мальчика. И крошечный его нежный, как сам лепесток розы, бутон, наполнялся неведомым трепетом.
Плащ висел в шкафу много лет. Пока Соня снова не приехала уже с девочками, но без Васи. Тот был на учениях Варшавского договора: «Вызвали срочно, а билеты уже куплены, пришлось ехать с детьми, не пропадать же деньгам…»
Володей тогда уже работал на колесном тракторе, потому его маршруты изменились, ему по дороге было море, куда он отвозил гостей и мальчика тоже.
Там он впервые увидел розы своих двоюродных сестер и тетки. У Сони роза была с бородкой, такой по форме, как у Владимира Ильича Ленина на портрете.
06.08.05
Author: Валерий Митрохин (WWM)
Валерий Митрохин — автор многих книг (Крым)
На чтение 7 мин Просмотров 15.5к. Опубликовано 29.10.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказка о жабе и розе» за 2 минуты и подробно за 5 минут.
Очень краткий пересказ «Сказка о жабе и розе»
Один деревенский домик окружал заброшенный сад-цветник. Весной в нем, среди крапивы и чертополоха, распустилась чудеснейшая роза.
А внизу, у корней в тени, отдыхала безобразная сонная жаба.
Цветник уже давно никто не посещал, но прошлым летом мальчик по имени Вася наведывался сюда каждый день, это был его цветник. Мальчик приходил в сад вместе со своей старшей сестрой Машей, она следила за братом.
Там он любил читать и наблюдал за различными насекомыми и несколько раз мальчишке довелось повстречаться с ящеркой и даже с ежом!
Этой весной Вася не мог любоваться своим цветником, он был очень болен и не вставал с кровати. Старшая сестра ухаживала за братом.
Тем временем жаба, заметила распустившийся нежный розовый бутон и решила слопать розу, тем самым показав чудесному цветку свои чувства. Жаба попыталась залезть на прекрасную розу, но изранила себе все тело об её шипы, тогда жаба решила отдохнуть, а затем снова добраться до цветка.
Вася просит сестру принести ему красивую розу из цветника. Срезая бутон, девушка заметила гадкую жабу и столкнула ее с куста.
Маша принесла цветок в дом и дала розу брату, он вдохнул в себя нежный аромат и расплылся в улыбке, а затем его глаза закрылись навсегда.
В день похорон роза стояла в вазе около гробика. Она чувствовала, что прожила чудесную жизнь и оказалась желанной и нужной такому прекрасному существу, как этот мальчик.
Главные герои и их характеристики:
- Вася — худой и слабый, тихий и скромный, но невероятно любознательный и смышленый мальчик 7-и лет. Любил подолгу наблюдать за живой природой и читать книги.
- Маша — старшая сестра Васи. Добрая, заботливая и сострадательная девушка.
- Жаба — прожорливое и отвратительное существо, желающее съесть розу, потому что ее жизнь сосредоточена на пище, и она не способна делать и чувствовать что-то другое.
- Роза — хрупкое, нежное, ранимое и чувствительное создание. Получает удовольствие от прекрасного и понимает эмоции тех, кто ее окружает. Лишена дара речи, но выражает свои слова с помощью изумительного аромата, который излучает.
Краткое содержание «Сказка о жабе и розе» подробно
Жили на свете роза и жаба. Около сельского домика был разбит маленький цветник, который уже очень давно забросили. Но из-за этого он совсем не стал хуже, а даже немного преобразился.
Ограду заплел густой хмель, а в глубине сада выросла огромная крапива, на фоне темных листьев которой только что распустившаяся хрупкая, благоухающая роза смотрелась еще великолепнее.
Бутон чудной розы раскрылся в одно майское утро. Цветочек не умел разговаривать, но зато он все прекрасно понимал и выражала свои чувства, излучая великолепный аромат.
А у корней розового куста сидела толстая старая жаба. Всю ночь она охотилась на насекомых, а к утру прилегла отдохнуть в тени.
Тяжело дыша, она вздувала свои бородавчатые бока: ее не впечатляло ни солнечное утро, ни теплая погода, жаба насытилась и хотела вздремнуть.
Цветник уже долгое время оставался безлюдным. Раньше его постоянно посещал мальчик Вася: все лето он проводил в этом садике, любуясь растениями и наблюдая за насекомыми или долго читал книгу, сидя на лавочке под окнами дома.
Вместе с мальчишкой в сад приходила взрослая девушка — его старшая сестра Маша. Она читала или занималась рукоделием, присматривая за братом.
Этой весной мальчик сильно болел и не мог выйти в сад. Сестра Маша сидела рядом с его постелью и читала для него: Вася был слишком слаб, чтобы читать самостоятельно.
Мальчик шепотом спрашивает сестру, расцвели ли в саду розы? Девушка обещает брату, что скоро он увидит их лично, когда доктор разрешит Васе встать с постели. Брат ничего не ответил, а лишь попросил сестру оставить его: ему нужно поспать.
Роза ничего не знала ни о мальчике Васе, ни о его сестре. Она ощущала себя самым красивым созданием и наслаждалась своей короткой, но такой прекрасной жизнью. Она еще не знала, какие страх и горе ей придется пережить.
Роза понравилась жабе. Подняв на цветок свой взгляд, жаба застыла от изумления: роза была так прекрасна и так чудно пахла, что она захотела рассказать цветку, как он ей понравился. Но не придумав ничего лучше, она решила съесть розу.
Роза увидела, как жаба взбирается по стеблям куста и замерла в ужасе, спасало ее только то, что острые шипы царапали и кололи жабу, не давая ей подняться выше. Жаба решила оставить попытки, подкрепиться червями, поспать, а на следующий день с новыми силами все-таки заполучить желаемое.
На следующий день на розовый куст уселся соловей и запел прекрасную песню. Роза была так счастлива, ей казалось, что он поет для нее, а может, так оно и было.
Роза уже и забыла о своем недруге, пока не услышала мерзкий скрежет. Жаба была совсем рядом — стоило ей протянуть лапку, как она схватит розу! Цветку совсем не хотелось погибнуть так.
В это время в доме проснулся мальчик и тихо позвал сестру. Ему хотелось, чтобы девушка принесла ему розочку из весеннего сада. Захватив ножницы, Маша вышла в цветник.
Приблизившись к кусту, она заметила мерзкую жабу, почти схватившую бутон. Девушка с отвращением воскликнула и прогнала ее. Та упала на сырую землю, ударившись брюхом, ей оставалось только смотреть, как девушка унесла розу в дом.
Как только Вася почувствовал запах розы, на его лице появилась изнеможенная, но такая счастливая улыбка. После этого мальчик стал абсолютно спокоен, а затем закрыл глаза и замолчал. Навсегда.
Тогда роза ощутила, что она была значима. Во время похорон роза стояла в отдельной вазочке рядом с гробом. Когда юная Маша ставила ее туда, то несколько ее слезинок упало на цветок. Роза поняла, что это было самым важным событием ее мимолетной жизни.
Когда цветочек завял, его высушили между страниц книги, а позже подарили автору.
Кратко об истории создания произведения
Сказка В. Гаршина «О жабе и розе» была опубликована в 1884 году для детского чтения. Существует история создания произведения, рассказанная приятелем писателя В. А. Фаусеком.
На концерте А. Г. Рубинштейна автор «Сказки» заметил очень неприятного на вид старика, который буквально поглощал взглядом пианиста. Тогда Гаршин провел аллегорию между стариком и жабой, а музыканта сравнил с розой. Тогда писатель решил создать произведение о красоте души человека.
В заброшенном цветнике распустилась красивая роза. Её заметила большая прожорливая жаба и пыталась добраться до неё. Но этого не случилось, и благоухающая роза подарила мальчику Васе последнюю радость перед смертью.
Сказка о жабе и розе читать
Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики.
А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.
В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.
– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра. – Может быть, ты с ним побегаешь?
– Нет, Маша, я лучше так, с книжкой.
И он сидел долго и читал. А когда ему надоедало читать о Робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу цветника. Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель. Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям, как муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине, и подбирает чистые капельки сладкой жидкости, показывавшиеся на кончиках трубочек. Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, но боясь спугнуть колючего зверька, притаил дыхание и, широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот, фыркая, обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи.
– Вася, милый, иди домой, сыро становится, – громко сказала сестра.
И ежик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверек еще больше съежился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.
Потом он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему. Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!
В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.
– Маша! – вдруг шепчет он сестре.
– Что, милый?
– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?
Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.
– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели. Вот в понедельник мы пойдем туда вместе. Доктор позволит тебе выйти.
Мальчик не отвечает и глубоко вздыхает. Сестра начинает снова читать.
– Уже будет. Я устал. Я лучше посплю.
Сестра поправила ему подушки и белое одеяльце, он с трудом повернулся к стенке и замолчал. Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка.
Роза ничего этого не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя. Ее заметила жаба.
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:
– Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!
Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда – не знала роза. Бабочки тоже были свободны. Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, преследовавших ее своим пристальным взглядом. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек.
– Я тебя слопаю! – повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе.
– Я тебя слопаю! – повторила она, все глядя на цветок.
И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту. После каждого усилия она глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала.
– Господи! – молилась она, – хоть бы умереть другою смертью!
А жаба все карабкалась выше. Но там, где кончались старые стволы и начинались молодые ветви, ей пришлось немного пострадать. Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок…
– Я сказала, что я тебя слопаю! – повторила она.
Наступил вечер; нужно было подумать об ужине, и раненая жаба поплелась подстерегать неосторожных насекомых. Злость не помешала ей набить себе живот, как всегда; ее царапины были не очень опасны, и она решилась, отдохнув, снова добираться до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка.
Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике. Некому было прийти полюбоваться ею: маленький хозяин неподвижно лежал на своей постельке, сестра не отходила от него и не показывалась у окна. Только птицы и бабочки сновали около розы, да пчелы, жужжа, садились иногда в ее раскрытый венчик и вылетали оттуда, совсем косматые от желтой цветочной пыли. Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее, а может быть, это была и правда. Она не видела, как ее враг незаметно взбирался на ветки. На этот раз жаба уже не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала ее, но она храбро лезла все вверх – и вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение: – Я сказала, что слопаю, и слопаю!
Жабьи глаза пристально смотрели на нее с соседней ветки. Злому животному оставалось только одно движение, чтобы схватить цветок. Роза поняла, что погибает…
Маленький хозяин уже давно неподвижно лежал на постели. Сестра, сидевшая у изголовья в кресле, думала, что он спит. На коленях у нее лежала развернутая книга, но она не читала ее. Понемногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала.
– Маша, – вдруг прошептал он.
Сестра встрепенулась. Ей приснилось, что она сидит у окна, что маленький брат играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет ее. Открыв глаза и увидев его в постели, худого и слабого, она тяжело вздохнула.
– Что милый?
– Маша, ты мне сказала, что розы расцвели! Можно мне… одну?
– Можно, голубчик, можно! – Она подошла к окну и посмотрела на куст. Там росла одна, но очень пышная роза.
– Как раз для тебя распустилась роза, и какая славная! Поставить тебе ее сюда на столик в стакане? Да?
– Да, на столик. Мне хочется.
Девушка взяла ножницы и вышла в сад. Она давно уже не выходила из комнаты; солнце ослепило ее, и от свежего воздуха у нее слегка закружилась голова. Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок.
– Ах, какая гадость! – вскрикнула она.
И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом. В ярости она было прыгнула на девушку, но не могла подскочить выше края платья и тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака. Она не посмела попробовать еще раз и только издали видела, как девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату.
Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой.
– Дай ее мне, – прошептал он. – Я понюхаю.
Сестра вложила стебелек ему в руку и помогла подвинуть ее к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:
– Ах, как хорошо…
Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал… навсегда. Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром. Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика.
Тут были целые букеты и других цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила ее на стол, поднесла к губам и поцеловала. Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы. Когда она начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю.
❤️ 483
🔥 363
😁 367
😢 467
👎 278
🥱 326
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
Эта история в некотором смысле может быть реальной.
Но всё же, часть её героев наделены человеческими качествами, возможностью говорить и думать.
В произведении роза и жаба умеют мыслить, понимать и бояться.
В жизни вряд ли роза и жаба могут разговаривать и чувствовать.
И, конечно, же жабы не едят цветы.
Всё это создано для того, чтобы ещё ярче и понятней донести до читателя главную мысль.
Проследи, как автор описывает внешний вид розы.
Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?
Роза распустилась в уже заброшенном цветнике.
Однако от этого он не стал хуже.
Автор описывает множество растений, которые там находятся.
Однако всё внимание сосредоточено на одном нежном и удивительном цветке — розе.
Она была прекрасной.
На её тонких, почти прозрачных лепестках, лежали несколько капель росы.
Она будто плакала от счастья.
Кроме этого, лёгкий ветерок разносил по всему двору её бархатистый сладкий аромат.
Жабу автор описывает прямо противоположно.
Она совсем не милая, наоборот, жирная и старая.
Её грязные бока, бородавчатое брюхо и серая лапа создают очень неприятное впечатление.
К тому же она ленивая и сердитая.
Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу?
Почему жаба хотела уничтожить розу?
Розу автор описывает как утончённую и очаровательную.
Она хотела знать, каково её место в этом мире, зачем она распустилась.
Наблюдая за птицами и бабочками, ей тоже хотелось улететь куда-то далеко.
Жаба сразу вызывает негативные эмоции.
Автор изображает её ленивой и безобразной.
Мало того что её существование бесполезно, так она ещё и вредит окружающим.
Она решила съесть цветок.
Главными качествами, которым обладает жаба — злость и враждебность.
Она совсем не умеет радоваться, только всё время недовольна.
Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни.
Приведи примеры из текста.
Да, это так.
Они полная противоположность друг другу, начиная от вида, заканчивая внутренним миром.
Что касается внешних качеств, роза утончённая и изящная, а жаба выглядит уродливо и безобразно.
Описывая розу, автор говорит, что если бы она умела плакать, то плакала от счастья.
…можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
Роза точно плакала.
Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего её тонкие лепестки розовым светом;
в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
У жабы же, напротив, серо-грязное толстое тело, неприятные глаза и лапы.
Они противопоставляются не только внешне, но и внутренне.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая поохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть её к брюху.
Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Роза добрая и душевная, а жаба приземлённая, сердитая и раздражённая.
Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор?
Прочитай, как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?
Мальчику семь лет, и он очень добрый и любознательный.
Оказывается, этот цветник его, потому что в этот двор уже много времени никто не заходит.
Когда он увидел ежа, он очень обрадовался и сразу принёс ему молока.
Ёж и другие животные любили мальчика, и не боялись его.
У него был спокойный, дружелюбный характер.
Автор с большим теплом описывает главного героя.
Создаётся впечатление, что это действительно хороший человек, миролюбивый и мягкосердечный.
Когда он начинает болеть, автор вместе с читателем сопереживает ему и его сестре.
Становится очень жаль его, такого маленького и хрупкого.
Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?
Мальчик и роза очень похожи.
Они даже внешне отдалённо напоминают друг друга.
Вдвоём одинаково утончённые и нежные.
Что касается характера, то здесь тоже есть сходство.
И мальчик, и роза умеют радоваться каждому моменту в жизни.
Они добрые и хорошие.
Их жизненные истории близки.
Автор говорит, что роза цветёт совсем недолго.
На третий день она осыпается и вянет.
К сожалению, у маленького мальчика, равно как и у розы, недолгая жизнь.
Он болеет, и, вероятно, долго не проживёт.
Практически во всём эти печальные истории сходятся.
Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?
Читая сказку, невольно проникаешься всей историей, начинаешь сопереживать главным героям, появляется нелюбовь к жабе.
В тексте много прекрасного, и столько же и печального.
Из этого состоит жизнь.
Когда всё кажется грустным и горестным, важно находить светлые лучики и радоваться им.
Поэтому хоть в тексте и присутствуют печаль, страх и тоска, тонкой нитью сквозь всё произведение проходит свет.
Свет и теплота чувствуются на строках рассказа.
Поэтому после прочтения остаётся светлая грусть.
Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения.
Главная задумка, которую хотел донести автор — это то, что у каждого в жизни есть предназначение.
В каждом жизни должен быть смысл и цель.
И даже если, на первый взгляд, всё плохо и грустно, важно настраиваться на хорошее.
Маленькая роза смогла принести столько счастья.
Это её главное предназначение.
Поэтому важно понимать, что малейший поступок, который, на первый взгляд, кажется пустяком, оказывается очень важным.
Нужно найти своё место в жизни, не забывать помогать окружающим, и радоваться каждому мигу в жизни.
Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.
Эти названия, на первый взгляд, полностью подходят.
Однако назвать произведение «Брат и сестра» было бы не совсем правильно.
Всё потому, что роза играет очень важную роль, ею нельзя так пренебрегать.
Мне по душе первое название «История, который поведал высушенный цветок розы».
Он наиболее полно описывает то, что происходит в сказке.
Однако подходит и последнее название.
Угасающая жизнь звучит в настроение произведения и событиям, которые там происходят.
Тем не менее автор выбрал своё название, простое и вполне понятное.
Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.
Всеволод Гаршин очень талантливый писатель, многие его произведения полюбились юным читателям.
Всё потому, что каждая сказка по-своему уникальна и интересна.
Наиболее узнаваемые и любимые — «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
Ещё в числе произведений: «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было» и «Attaleaprinceps».
По этим рассказам созданы мультфильмы и поставлены спектакли.
Читательский дневник по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина
Характеристика главных героев:
Маша — заботливая и добрая.
Ухаживает за братом, читает ему.
Мальчик — любознательный, открытый и умный.
Ослабел после болезни.
Роза — красивая, беззащитная. Любила окружающий мир, радовалась его красоте.
Поняла, что срезали и спасли её не зря.
Жаба — мерзкая, гадкая и настойчивая. Злая, безобразная, одержимая голодом.
Не знала, как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.
Получила ценный урок.
Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»
В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.
В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.
Но так случилось, что Вася смертельно заболел.
В этот период цветок зацвёл.
Лягушка решила съесть прекрасный бутон.
Но розочка сразу поняла намерения жабы.
Прекрасный цветок взмолился о помощи.
В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.
И принесла розу умирающему братику.
Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.
На похоронах розочку поставили у маленького гробика.
Позже её засушили в старой книге.
План сказки:
Запущенный цветник.
Красивая роза.
Жирная старая жаба.
Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
Охота на цветок.
Мольба о помощи.
Спасение бутона.
Прощальная улыбка умирающего Васи.
Слезинка Маши — счастье в жизни розы.
Главная мысль «Сказки о жабе и розе»
Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.
Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.
Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.
И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.
В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.
Чему учит произведение
Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.
Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.
Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.
В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.
Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе»
Прочитав произведение «Сказ
Хотела съесть цветок.
Получила ценный урок.
Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»
В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.
В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.
Но так случилось, что Вася смертельно заболел.
В этот период цветок зацвёл.
Лягушка решила съесть прекрасный бутон.
Но розочка сразу поняла намерения жабы.
Прекрасный цветок взмолился о помощи.
В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.
И принесла розу умирающему братику.
Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.
На похоронах розочку поставили у маленького гробика.
Позже её засушили в старой книге.
План сказки:
Запущенный цветник.
Красивая роза.
Жирная старая жаба.
Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
Охота на цветок.
Мольба о помощи.
Спасение бутона.
Прощальная улыбка умирающего Васи.
Слезинка Маши — счастье в жизни розы.
Главная мысль «Сказки о жабе и розе»
Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.
Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.
Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.
И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.
В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.
Чему учит произведение
Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.
Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.
Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.
В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.
Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе»
Прочитав произведение «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина, я была очень тронута.
Это увлекательная и запоминающаяся история, красивая и печальная одновременно.
Автор рассказал истории жизни садовой розы и больного мальчика, соединив их в один сюжет.
Мне очень понравилась трогательная роза, так любившая жизнь, и вызвал огромное сочувствие несчастный мальчик.
Это произведение заставило меня задуматься о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о памяти, которая делает бессмертными тех, кто живёт ради других.
Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, которая написана ярким и простым языком.
Пословицы к произведению:
Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Добрые дела и после смерти живут.
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Жизнь дана на добрые дела.
Красота спасёт мир.
Словарь неизвестных слов:
Коровяки, повилика — садовые растения.
Голубчик — ласковое обращение к мальчику.
Слопать — разговорное слово, скушать.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.
– Маша! – вдруг шепчет он сестре.
– Что, милый?
– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?
Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.
– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели.
Вот в понедельник мы пойдём туда вместе.
Доктор позволит тебе выйти.
На чтение 4 мин. Опубликовано 02.03.2020
Известная сказка Сент-Экзюпери о мальчике с астероида B-612 и его цветке написана по-детски простым и по-взрослому мудрым, философским языком. Маленький Принц и Роза, отношения которых не оставляют читателя равнодушным, олицетворяют любовь в широком смысле слова. Сказка эта — для детей и взрослых. Произведение заставляет задуматься о сущности жизни и человеческих отношений. В разные возрастные периоды один и тот же человек может не раз читать его снова и находить глубокий смысл.
Мальчик с неизведанной планеты
В сюжете задействовано несколько ярких и отличных друг от друга персонажей, каждый из которых играет важную смысловую роль:
- Лётчик.
- Маленький Принц.
- Лис.
- Роза.
- Жители других планет.
Вначале в повествовании участвуют лётчик и Маленький принц. После крушения самолёта пилот пытался починить мотор и неожиданно встретил человечка, который прилетел с некоего астероида В-612.
Первым делом мальчик, прибывший с принадлежавшей ему маленькой планеты, просит взрослого изобразить барашка и удовлетворяется рисунком ящика (мол, зверушка там и живёт). Но сначала пилот изображает удава, который проглотил слона (то, что он рисовал в детстве, а взрослые видели лишь поверхностно, без фантазии — шляпу). Каково же было его удивление, когда ребёнок правильно понял, что на картинке удав. Герои нашли общий язык, тогда Маленький Принц решил рассказать новому знакомому про Розу.
Монолог о Розе
Семя цветка, который потом наполнит жизнь Маленького Принца противоречивыми эмоциями, занесло на астероид В-612 ветром. Вначале Роза показалась неспособной к диалогу и капризной, требовала особого обращения и показывала шипы. Но потом Принц разглядел в ней слабость, незащищённость и решил ухаживать за цветком. Со временем он всё меньше искал аргументы и больше находил чувства.
Любовь мальчика к Розе, по-детски наивная и по-взрослому ответственная, осталась в его сердце навсегда. Необычная героиня капризна из-за своей слабости. Без заботы она может завянуть и просит поливать её дважды в день и накрывать колпаком. Взамен дарит Принцу красоту и аромат, а главное — чувство любви.
Известно, что прообразом надменной Розы была жена Сент-Экзюпери. Будучи латиноамериканкой, она отличалась бурным темпераментом, вспыльчивостью и нелёгким характером.
Несмотря на сложности и конфликты между супругами, писатель сильно любил и даже понимал свою Консуэло.
Аналогично поступает и маленький герой сказки Сент-Экзюпери. Он накрывает Розу каждый вечер и держит под колпаком от насекомых и ветра до самого утра, привязывается к ней и беспокоится о её самочувствии (ведь Роза заявляет, что на неё плохо влияют сквозняки).
Мальчик вспоминает Лиса, с которым у них сложилась крепкая дружба, как у младшего со старшим. С капризным цветком Принца связывало уже глубокое чувство любви и желание самому опекать более слабое существо.
Из разговоров с Лисом мальчик понял: по-настоящему ценится то, что наполнено смыслом, куда вкладываешь силы и эмоции, о ком проявляешь заботу. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», — говорил как-то Лис Принцу. Он сильно привязался к Цветку и увидел свою значимость для беспомощного создания.
Однако, когда пришло время разлуки, Роза сообщила, что ей не столь был нужен колпак, как просто забота в любом проявлении. Ранее капризная и колкая, она показывает Маленькому Принцу свою ранимую и беззащитную душу и вдруг признаётся в любви, просит простить её за несговорчивость и даже отпускает мальчика в путешествие (из-за своих глубоких чувств к нему).
Прилетев на Землю, он находит благоухающий сад, с горечью и в то же время с гордостью сообщает другим цветам, что они не сравнимы с Его Розой, которую герой оставил где-то там, далеко, на другой планете. Он так и говорит им, что ради них не хочется умереть.
От неминуемой разлуки Принц горюет и даже готов погибнуть, совершая сделку со Змеёй. Таким образом, он исчезает с Земли.
Роза символизирует типичную женскую натуру: капризность и вместе с этим склонность к самопожертвованию. Образ Маленького Принца — мудрого мальчика с открытым сердцем и мужественной натурой. Рассказ его глубоко трогательный и напоминает читателю о том, как важно найти родственную душу и обрести понимание.