Рассказ про мамины руки

«МАМИНЫ РУКИ»

Б.А. Емельянов

      Такой это был несчастный, нехороший день!
    С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
      Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
      Мама спросила:
      — Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
      Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.
      На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
      — Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
      — Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
       — Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
      Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
      — Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
       Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
       Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
       — Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
       — Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
      — Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое… Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих… Надрала бы уши.
        Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
       — Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте…
     — Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю…
       — Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
       — Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
       — Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
      — Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
       Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

­У каждого человека есть мама. Она с самого рождения рядом со своим ребёнком — кормит его, лечит от болезней, согревает от холода, дарит тепло и заботу.
Руки моей мамы самые добрые, нежные, заботливые и одновременно самые сильные.

Мама всегда рядом. Она своими руками готовит очень вкусные блюда. Когда я болею, она даёт мне лекарства и успокаивает меня. Когда у меня случаются неприятности, мамочка гладит меня своей тёплой рукой, даёт совет и мне становится легче и веселей.

Я очень люблю свою мамочку, стараюсь беречь её и никогда не обижать.


Пример сочинения 1

Мамины руки – это самые теплые, самые нежные руки на земле. Так я думаю о руки своей мамы. Пожалуй, каждый ребенок будет за мной согласна.

Все любят своих матерей, но я свою маму люблю больше всего.
Моя мама – самая лучшая мама в мире. И ее руки излучают добро и свет. Когда они пеленали меня и качали.

А потом помогали делать первые шаги. Они успокаивали меня, когда что-то не получалось. Потом мамины руки первый раз собирали мне портфель в школу.

Мама держала меня за руку, когда вела в первый класс. Когда я болею, мама обязательно обнимет меня, приласкает. Она делает мне горячий целебный чай, приносит лекарства. Ее нежные руки, видимо, умеют лечить, и скоро я уже выздоравливаю.

Мамины руки трудящиеся, они не знают покоя. Эти руки очень редко отдыхают. С утра до вечера они трудятся: на работе, дома. Своими добрыми Руками мама готовит нашей семье вкусный завтрак, обед и ужин.

Она заботится о нас не только словом, но и делами. Я даже знаю слова из песни, посвященные маминым рукам: “Мамины руки – колыбель моя. Хлеб в ладонях, солнцем сияет”.

Мы не всегда ценим все, что для нас делает Мама. Порой мы не слушаемся ее, плохо себя ведем, или забываем поблагодарить за ее заботу. Но дар от маминых рук – самый дорогой в мире. И об этом нужно помнить.

Очень важно благодарить маму за ласку ее добрых рук. Можно помочь ей по хозяйству, своими руками смастерить для нее подарок, принести ей какие-то сладости. Можно даже просто подойти и поцеловать ее теплые руки.

И сказать слова благодарности.


Пример сочинения 2

Мама!!! Ее лицо, ее фигура, ее руки…При взгляде на все это ощущаешь всегда присутствие чего-то такого милого, домашнего. Маминого. Ее взгляд чувствуешь во все минуты жизни. Около ее добрых близоруких глаз уже стоят морщинки, эти неминуемые признаки усталости и возраста. И становится мучительно больно, когда эти глаза станут заглядывать тебе в лицо с печальной  укоризной. Чтобы не появилось нового седого волоска, чтобы у глаз не появилось новой морщинки, надо делать все! И как радостно видеть тебя, мама, с радостной улыбкой, с озорным огоньком в твоих ласковых глазах. И хочется всегда продлить эти минуты счастья.

Ведь иногда их ждешь так долго!

А если приходит какая-то очередная неприятность, мама всегда так старается скрыть ее. Но ее глаза  все рассказывают без всяких слов.
А вот и ее руки.Кожа  на них уже успела загрубеть от  постоянной хозяйственной работы. Часто чувствуешь, как сквозь эту огрубевшую кожу проступают синие жилки.
Я должна стараться сделать так, чтобы эти руки  меньше уставали.
А когда мама приласкает тебя. Посмотри, какое тепло исходит от этих рук. И тоже я должна стараться делать так, чтобы моя мама могла уделять намного больше времени игре на своем инструменте.
А как  преображается мама и ее руки, когда она садиться за рояль. Светлое лицо мягко, руки так красивы. Но вот, что-то не выходит. Тогда мама сразу преображается. Губы сжаты, брови нахмурены.
И вот рояль снова зазвучал под прикосновением ее добрых пальцев.Наш старичок-рояль тоже очень любит мою маму. Он всем об этом говорит, когда она на нем играет.

Вот такая она, моя мама.И такие у моей  мамы руки.


Пример сочинения 3

Мать это тот человек который дает нам жизнь, и нет на свете человека который в физиологическом плане нам ближе так как ее организм растит нас. Сами руки же, являются олицетворением того добра которое исходит от матери к нам на протяжении всей последующей жизни.

Именно через руки осуществляется первый наш с ней контакт уже при жизни вовне, когда она берет нас на руки и первый раз по настоящему ощущает как родившегося человека и свою кровинку.

В дальнейшем через эти руки переходит практически все добро в нашу сторону, будь то необходимое вскармливание и пеленание нас в детстве, либо обеспечение домашнего быта необходимого для проживания нас в доме в достойных условиях.

Именно поэтому словосочетание «Мамины руки» слало крылатым и укоренилось во многих языках мира неся интернациональный смысл.

Конечно общий смысл в духовном плане этого крылатого выражения гораздо шире, он отображает заботу в глобальном и вселенском масштабе. Причем ту заботу которая реальна, осязаема и существует, в отличие к примеру от божьей, поэтому лично для меня оно несет высшую меру благодетели.

Эти мамины руки творят добро зачастую вопреки, любя и облагораживая самое строптивое чадо, при этом нечего не прося в замет. Именно на этих руках и держится все человечество, причем это относится даже к тем людям, которые были лишены тепла родной, биологической матери, ведь в конечном итоге необходимые для жизни и роста блага им дарят другие женщины, которые принимают эту роль и олицетворяют это вселенское добро, именно поэтому для каждого человека и его роста и жизни, оно необходимо, а мамины руки являются залогом жизни на Земле.


Пример сочинения 4

В жизни каждого человека есть что-то дорогое, важное, оставляющее след и память на всю жизнь. События, люди, вещи, мысли — для всех это что-то свое, что-то личное. Но есть одно — то, что не заменят ни вещи, ни поступки, ни слова, ни памятные даты. То, о чем вспоминаешь в самые светлые и самые горькие минуты, то, что больше всего мы любим, даже если порой и не задумываемся об этом. Это руки матери — добрые, нежные, сильные, заботливые.

Разумеется, мы не можем помнить, но все знаем: они — самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. Конечно, это были материнские руки, прижавшие к теплой груди, защитив от всех тревог и забот. Мама всегда рядом. Если мы болеем, она сидит возле нашей кровати, волнуется, но приободряет, успокаивает. А когда у нас случаются какие-то неприятности, проблемы, с которыми мы не можем справиться самостоятельно, обиды, разочарования, мы сразу же идем к ней, к маме. И она всегда приласкает, утешит, подскажет и научит. И когда ее теплая ладошка нежно касается наших волос, все неприятности и огорчения уходят, словно она отодвигает их от нас своей материнской рукой.

В руках матери заключена какая-то волшебная сила. Как часто бывает, когда что-то беспокоит (мучит головная боль, или тревожит зуб, или болит живот) , маме стоит лишь приложить свою ладонь к больному месту, и боль отступает. И приходят удивительное спокойствие, умиротворение, и радостно становится на душе. В такие минуты я обычно засыпаю, сама того не заметив, а, проснувшись, уже и не помню о том, что что-то болело. Разве же это не настоящее волшебство!

А какие чудеса творят эти руки на кухне! Я не помню ни одного дня, чтобы мама не удивила нас чем-нибудь необычным. Как часто, едва переступив порог, мы уже улавливаем заманчивый аромат, струящийся из кухни. А на столе уже дымится золотистый суп, пестрят всеми цветами лета салаты. А праздничные торты, пироги, печенья или пирожные с кремом. Все это приготовлено для нас умелыми руками мамы. И когда только она все успевает!

Детство и юность — самая прекрасная пора. Но нам кажется, что у нас столько дел. Нам столько хочется успеть, мы всегда куда-то спешим. Пришли домой и нам уже непременно нужно бежать! Учим уроки или читаем книгу — а тут вдруг важный звонок, друзья уже ждут. А по телевизору такой интересный фильм — ни за что нельзя пропустить! Все бросаем и спешим, спешим. А вечером утомленные дневными заботами, сбросив вещи, ложимся спать.

Но на утро все оставленные книжки ждут нас на полке с закладками на нужных страницах, а смятая и, порой перепачканная, одежда аккуратно висит в шкафу — чистая и идеально выглаженная. Пока мы спали, заботливые мамины руки все сделали для того, чтобы мы как всегда беззаботно начали свой новый день.

К сожалению, мы так редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Сколько дел успевают сделать за день ее золотые руки. А ведь сколько всего на ее хрупких плечах — работа, дом, семья.

Работа с
текстом_________________________________________________________                                              

                                                           
МАМИНЫ РУКИ
 
Такой это был несчастный, нехороший день!
 
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться
не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в
углу и хлюпала носом.
 
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка
и никакого сладу с ней нет.
 
Мама спросила:
 
— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб
свою руку.
 
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и
добрые.
 
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
 
— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
 
— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала
нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
 
— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
 
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
 
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не
поделаешь.
 
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
 
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не
пустила.
 
— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей
матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять
таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно.
Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в
том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть,
обидчица!
 
— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
 
— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком
поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое… Я бы
на её месте тебе как полагается всыпала, горячих… Надрала бы уши.
 
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не
разобралась, в чём дело.
 
— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки
отходчивое. Я бы на её месте…
 
— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери
целоваться и обниматься. — Знаю…
 
— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
 
— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои
руки обидела.
 
— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
 
— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём
месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
 
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
 

Прочитай
текст Б. Емельянова «Мамины руки» и выполни задания

1.    
Оредели
персонажей рассказа.

А)
Маша, бабушка, папа.

Б)
Бабушка, дедушка, Маша, мама.

В)
Бабушка, Маша, мама.

Г)
Другие варианты __________________________

2.
Чем занималась
Маша с утра до вечера?

А)
Ходила в гости.

Б)
Капризничала.

В)
Читала книги.

Г)
Слушала музыку.

3.
Что не понравилось Маше у мамы?

А)
руки

Б)
Волосы

В)
Платье

Г)
Волосы

4.
Выпиши из текста слова, как Маша отозвалась о маминых руках?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.
 Почему бабушка назвала мамины руки «золотыми»?

А)
Сделаны из золота

Б)
Не работает и ничего не делает дома

В)
Часто моет

Г)
Не белоручка, а хорошая работница на ткацкой фабрике.

6)
Какая Маша?
Оцените её поступок.

А) Обидела
мамины руки и маму

Б) Со
всеми поссорилась

В)
Поступила плохо

8)
Собери пословицу о маме и запиши.    
милее, родная, матушка, нет, дружка, чем

_________________________________________________________________

7)
 Какова же
главная мысль рассказа? _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Челядьöс сöвмöдан 117 №-а видзанiншколаöдз велöдан»Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117 общеразвивающего вида»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе №1

Тема: «Рассказ и пересказ по рассказу Б.А.Емельянова «Мамины руки».

                                                                                     Воспитатель:

                                                                                    Селиванова Е.Н.

Сыктывкар, 2017

Цель: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Задачи:

  1. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
  2. Развивать умение пересказывать нужные моменты из текста, высказать свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы, обогащать словарный запас детей.
  3. Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа, продолжить работу над построением правильных высказываний.

Форма организации: открытое занятие для родителей.

Предварительная работа: закрепление стихотворения «Золотые руки», подготовка поделок для мам-подарки, словарная работа (прилагательные про маму).

Оборудование и материалы: схемы по рассказу «Мамины руки» картинки  и фотографии с изображением мам, ноутбук (презентация «Моя мама»); магнитофон.

                          Технологическая карта ОД.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводная часть.

Организационный момент

(эмоционально – психологический настрой)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1 мин.

Мотивация.

(звучит музыка, песня про маму).

— Какая мама?

Дети слушают внимательно и отгадывают, про что и про кого песня.

Дети называют прилагательные, относящие  к слову «мама»( хорошая, красивая, умная, изысканная и т.д.)

1,5 мин.

2

Основная часть.

1)Художественное слово.

— Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение «Золотые руки».

Говорят у мамы руки не простые:

Говорят у мамы руки золотые.

Я гляжу внимательно, подношу поближе,

Трогаю и глажу – золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

Говорят – у мамы руки золотые?

Спорить я не буду: им видней-

Ведь они работают с мамою моей.

2) Знакомство с автором.

— Ребята, обратите, пожалуйста внимание на книжный центр. Скажите, с какими писателями мы с вами уже знакомы? (Маршак, Барто, Чуковский и т.д.)

— Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним писателем Борисом Александровичем Емельяновым, который много написал рассказов про наших любимых мам.

3) Сообщение темы занятия.

— На сегодняшнем занятии, я вас познакомлю с одним из рассказов Б.А.Емельянова «Мамины руки».

4)Первичное чтение.

— Садитесь на стульчики и внимательно послушайте, а я вам прочту.

5)Беседа по рассказу.

— Почему у Маши был неудачный день?

— С чего начался разговор мамы и дочери?

— Какие слова Маши обидели маму?

-Что сказала мама сама про свои руки?

— Кто ее остановил?

— Что сказала бабушка про руки Машиной мамы?

— Какой же работницей была мама?

— Маша сразу осознала, что обидела маму?

— Какой совет бабушка дала Маше?

— Были ли с вами случаи, когда вы кого – нибудь обидели словом? А маму свою?

— Часто Маша обижала маму или нет?

— Поняла ли Маша свою ошибку? Как бы поступили вы?

 — Почему же бабушка и мама в конце засмеялись?

— Как вы думаете простили мама и бабушка Машу?

— А можно сказать, что у ваших мам и бабушек сердце мягкое?

— Чему учит этот рассказ?

6)Повторное чтение.

— А сейчас еще раз внимательно прослушайте этот рассказ.

7)Пересказ.

-Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ.

8)Анализ пересказа.

— Ребята, вам понравилось, как пересказали?

— Использовали ребята слова, выражения автора?

— Какие? (дети перечисляют)

Проговаривание вместе с детьми.

Дети внимательно рассматривают книжный центр, анализируют, на вопросы отвечают полным предложением.

Дети вспоминают, что стихотворение было тоже посвящено «золотым» рукам мамочки.

Дети аккуратно присаживаются на свои места, спокойно, друг друга не толкают, внимательно слушают рассказ.

Дети отвечают на поставленные вопросы полным предложением, не торопятся, задумываются перед ответом и вспоминают рассказ.

Начинает один ребенок, затем продолжает другой. Пересказывают полным предложением, внимательно смотрят схемы по рассказу, которые им помогут.

20 мин.

Физкультминутка.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Ребята говорят слова и показывают все в движении, имитируют.

2 мин.

3

Заключительная часть.

Итог занятия.

1)Выкладывание на столах фотографии мам.

— Ребята, а сейчас подойдите к столам. Перед вами фотографии мам в детстве, я предлагаю вам внимательно посмотреть на каждую фотографию и сделать свой выбор.

— Встаньте перед своими мамами покажите фотографию.

-Посмотрите, какие у нас красивые, милые мамы!

2)Использование веселой интонации.

-Ребята, скажите слово «мамочка моя» с веселой интонацией, с ласковой, с требовательной.

5) Подведение итога.

— Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

— С каким автором вы познакомились?

— Какой рассказ мы сегодня читали?

— Что интересного и нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети внимательно рассматривают и делают выбор своих любимых мам.

Дети отвечают полным предложением, делают для себя вывод, что нужно ценить взрослых.

7 мин.

Дети под музыку дарят мамам поделки, изготовленные своими руками и танцуют медленный танец со своей любимой мамой.

Б.ЕМЕЛЬЯНОВ 

РАССКАЗЫ О МАМЕ 

(избранное) 

НАДО И НЕ ХОЧЕТСЯ

С вечера у мамы разболелась голова.

Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола под лампой и обеими руками сжимает голову у висков, так ей больно.

Маша сказала спросонок:

— Милая мамочка, мне тебя жалко.

И опять заснула.

Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчёсывает перед зеркалом волосы, а потом на кухне застучал крышкой чайник, бабушка вошла и сказала:

— Ну, лежебоки! Вставайте на работу! Живо!

Маша сказала:

— Работы у нас никакой нет: мы маленькие.

Миша сказал:

— Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот её ободрал когтями. Можно её, конечно, состругать завтра…

Маша сказала:

— Мне надо сшить Матрёшке платье. Табуретка твоя — ерунда.

— Хватит разговаривать, — сказала бабушка и сдёрнула с ребят одеяла. — Мать сейчас уйдёт.

Мама сидела за столом бледная. Она и чашку с чаем не допила, и плюшку не доела, а только сказала:

— Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется идти работать.

— Не хочется, и не ходи, — сказал Миша. — Сиди дома.

— Конечно, не ходи, раз не хочется, — сказала Маша.

Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят.

— А как же быть, дети мои, если надо? — сказала она, стукнула Мишу легонько по затылку, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла.

Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Думали, а о чём, кто знает?.. Часто, что ли, они так задумываются.

— Иди стругай табуретку, — сказала Маша.

Миша покачал головой и сказал:

— Чего-то не хочется.

— Надо, — строго сказала Маша. — Бабушка об неё вчера занозила палец.

Осталась Маша одна. Сшить, что ли, платье Матрёшке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрёшке голой. 

МАМА ВСЁ ПОНИМАЕТ

Совсем, казалось, весна пришла, и вдруг небо нахмурилось и сверху посыпался снег. Миша и Маша пошли к бабушке на кухню и долго стояли возле плиты и молчали.

— Ну, — сказала бабушка, — говорите сразу, что надо.

Сразу говорить дети почему-то не умели.

— На улицу ты нас не пустишь, — сказала Маша.

— Не пущу, — подтвердила бабушка.

— Мы и не просимся, — сказал Миша.

— На улице грязно, — сказала Маша.

— Мокро, — добавил Миша. — Холодно.

— Скучно, — сказала Маша. — На улице никого нет.

— Какие умные дети! — воскликнула бабушка. — Ничего им объяснять не надо. Всё видят, всё знают сами.

— Милая бабуся, — сказала тогда Маша, — позволь, пожалуйста, мы позовём к себе Нюшу и Федю.

— Гм! — сказала бабушка.

— Пожалуйста, — сказал Миша жалобно.

— Мы ничего не испачкаем и не разобьём, — сказала Маша. — Будем сидеть тихо.

— А во что вы будете играть? — спросила хитрая бабушка. — В футбол?

— Миша будет нам рассказывать про своё путешествие в Африку, — сказала Маша.

— Про чьё путешествие? — спросила изумлённая бабушка.

— Про своё, — сказала Маша. — Очень интересно.

Через полчаса Нюшка и её братишка Федя сидели в гостях у Миши и Маши. Нюшка, когда с неё сняли шарфы, платки, шубку и варежки, оказалась очень гладенькой, толстой девочкой, и они с Федей были похожи друг на друга, как два мячика.

Дети сидели в комнате на самом деле тихо. Бабушка долго, недоверчиво прислушивалась к тишине, а потом вытерла руки, отставила суп с конфорки и тоже пошла слушать про путешествие.

Миша, оказывается, в Африку уже приехал и теперь ходил в дремучем тропическом лесу и охотился на диких зверей. Нюшка и Федя слушали его молча, раскрыв рты, и всему верили.

Миша рассказывал здорово:

— Иду — никого нет. Сяду — лев! Сяду — тигр с тигрятами!

— Ой! — сказала Нюшка чуть слышно. — Я боюсь.

Миша посмотрел на неё презрительно.

— Иду дальше, — продолжал он. — Опять никого. Сел — обезьяна, как Нюшка, мохнатая. Макака! Не стал стрелять! Иду. Сяду — удав! Сяду — бегемот! Раз, и готово!

— Ты бы уж постоял, что ли, отдохнул, — сказала бабушка, явно жалея внука. — Легко ли эдак, вприсядку, по Африке.

— Ты, бабушка, в охоте не понимаешь, — сурово объяснил Миша. — Если стоять, звери не подойдут близко, увидят.

— Теперь-то уж поняла, — сказала бабушка. — Конечно, охотничье дело тонкое. Спасибо, внук, за науку. Нюшку только не обижай и макакой не зови! Сидите, сидите, я вас скоро чаем поить буду с вареньем.

Бабушка удалилась на кухню, успокоенная и примирённая с Африкой. Увы! Тишина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рёв и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защёлкал зубами…

Всё остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел.

Миша решил возвращаться из Африки. Скоро оттуда не доедешь. Хорошо, что у него под рукой была волшебная мамина кровать с блестящими никелированными шарами у изголовья. На этой кровати можно, как на самолёте, лететь куда угодно. Нужно только повернуть в разные стороны два блестящих шара, и кровать вылетит в окно мигом. Лучше всякого самолёта.

— Пожалуйста! — Миша пригласил слушателей на мамину кровать.

Не оставаться же им в африканских лесах без Миши. Трудно будет только удержаться вчетвером на пружинном матраце, как-никак вылетать с третьего этажа.

— Держитесь крепче! Лезьте! Нюшку мы подсадим.

Нюшка побледнела и сказала коротко:

— Не полечу!

Миша сказал:

— Ерунда. Лети!

Нюшка схватилась за диван и за ковёр на полу обеими руками. Голос у неё стал переходить на визг, словно на улице с ходу притормаживали машину.

— Не полечу. Не трогай. Ай!

Миша сказал громко:

— Федька! Помоги мне её отодрать от дивана.

Маша сказала:

— Чудачка! Это охотничьи рассказы. Никто никуда не полетит.

Нюшка завизжала удивительно, ни на что не похоже.

Бабушка в коридоре выронила чайник из рук; хорошо, что не обварилась. Нюшку успокаивали полчаса.

Вечером бабушка сказала маме категорически:

— Наташа! Мишку надо за враньё выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды. Нюшку он сегодня напугал до полусмерти.

Дети за диваном слушали со страхом.

Маша прошептала:

— Очень уж Нюшка кричала пронзительно.

— Бабушке, конечно, вся вера, — пробурчал Миша, прислушиваясь. — Ишь ты, расписывает.

Бабушка тем временем досказывала происшествие до конца.

— А ведь это, пожалуй, и не враньё, — задумчиво сказала мама.

— А что? — спросила бабушка.

— Фантазия, — ответила мама тихо. — Выдумка. А ну, подите сюда, охотники!

Дети вылезли из-за дивана и стали «руки по швам».

— Как там погода в Африке? — спросила мама.

— Тёплая, — сказал Миша и подмигнул Маше: мама всё поняла. 

МАМИНЫ РУКИ

Такой это был несчастный, нехороший день!

С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.

Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.

Мама спросила:

— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.

Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.

На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.

— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?

— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.

Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.

— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.

Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.

Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.

— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!

— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.

— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое… Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих… Надрала бы уши.

Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.

— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте…

— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю…

— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.

— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.

— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.

— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.

Бабушка и мама переглянулись и засмеялись. 

МАМИНО ГОРЕ

Что такое счастье — кто знает. Мама говорила: счастье у каждого своё.

Так, наверно, и есть на самом деле.

Бабушкино счастье свой срок на земле отслужило и лежало завёрнутое в бумажку в большой красной коробке у бабушки на комоде. Миша и Маша один раз залезли потихоньку в красную коробку, когда бабушки не было дома, и нашли в ней две дедушкиных медали и тоненькое золотое колечко. Дедушку убили на войне. Дети это знали. Бабушкино счастье они завернули обратно в бумажку, коробку поставили на место и целый день сидели по разным углам и опять думали.

Дети привыкли верить в мамино счастье. Мама у них была счастливая. Вот и сегодня она вернулась с работы, бабушку обняла и сказала:

— Нашу Трёхгорку сегодня наградили орденом Ленина. Ой, как я рада!

Бабушка спросила:

— А тебя, дочка, не наградили?

Мама ответила весело:

— Меня в этот раз не наградили. Наградной лист нам, говорят, пишут.

Бабушка сказала:

— Характер у тебя, Наталья, счастливый, умеешь ты радоваться не за себя, а за других. Это хорошо.

Через три дня всё стало плохо. Мама сидела с бабушкой за столом и пила чай, дети лежали в кроватках и шёпотом ссорились. Маша сегодня сломала Мишину удочку — доставала удочкой из-под дивана катушку с нитками. Конечно, Миша сердился. Маша отдавала за удочку Матрёшкину синюю кофту, Миша не брал и требовал две тетрадки и красный карандаш.

Вдруг мама сказала:

— Такое горе, такое горе… Катя заболела.

Миша даже привскочил на кровати и опять лёг. Вот тебе и раз. А они думали, что у счастливой мамы горя никогда не бывает.

Бабушка сказала по-своему:

— Ты, Наталья, не расстраивайся. Всё перемелется, мука будет. Поправится Катерина, вот увидишь. Это ведь не царское время, когда рабочему человеку жизни не было. Вылечат. Только надо её лечить с умом и со скоростью.

Мама сказала:

— Кате фабричный комитет дал бесплатную путёвку в санаторий, и завтра она уезжает. Всё равно беспокойно.

— Характер у тебя, Наталья, скверный, — вздохнула бабушка. — Горюешь не за себя, а за других.

— Катерина моя сменщица и подруга, — сказала мама сурово. — Кому же о ней горевать, как не мне. Дети останутся одни на целый месяц.

— С таким гореваньем тебя надолго не хватит, — сказала бабушка.

— Хватит и останется, — сказала мама. — Мы народ крепкий.

— Останется! — подтвердили дети радостным хором. — Мы крепкие.

Мама даже вскочила со стула.

— Спать сейчас же! — рассердилась мама. — Это ещё что за фокусы? Вот уж действительно горе мое.

— А вчера говорила, что радость, — пробормотал Миша. — Тебя пойми.

На другой день мама вроде была весёлая, ходила по комнате и пела. Маша теперь сидела у стола хмурая и молчаливая. Миша в углу стругал табуретку.

Мама посмотрела на Машу.

— Ну, — сказала она, — что затуманилась?

— Ничего я не затуманилась, — сказала Маша. — Нюшка и Федя остались одни. Тётя Катя уехала.

— Тебе-то что, — сказала мама. — Уехала и уехала.

— Нюшка моя подруга, — сказала Маша. — Кому же о ней беспокоиться, как не мне.

— Федька плачет с утра, — сказал Миша.

— Возьмём Нюшку и Федю к нам жить, пока тётя Катя не вернётся, — сказала Маша.

— Конечно, возьмём, — сказал Миша. — Зачем беспокоиться зря. Взяли, и делу конец.

Так и решили. Взяли Нюшку и Федю. Жили все вместе целый месяц. Выздоровела тётя Катя и вернулась. Бабушка сказала:

— Ну вот. Погоревали, и хватит. 

КОНЕЦ

Все как будто несчастья кончились, точно их и не было, а всё-таки какая-то грустинка из дома не убежала и где-то в нём спряталась.

Миша и Маша слышали: мама, когда в комнате гаснет свет, о чём-то вздыхает, а ночью иногда вдруг вскрикивает. Бабушка тогда просыпается и говорит маме:

— Спи, Наташа, спи, милая.

Дети забеспокоились и пошли к бабушке: нет ли у мамы ещё какого горя, чем они могут маме помочь?

— Ладно уж, утешители, — сказала бабушка. — Горя у матери никакого нет. Просто она об Николае, о вашем отце, соскучилась и о нём беспокоится. Плавает-то ведь он не в корыте, а в Северном Ледовитом океане. Там сейчас такого нанесло льда, что даже отцовский ледокол дорогу к берегу никак не проложит. Поняли?

— Поняли, — сказали дети. — А что же нам теперь делать?

— Ничего не делать, — сказала бабушка. — Мать не расстраивать и ждать. У моря погоды и отцовского благополучного возвращения.

Все они вчетвером друг друга больше не расстраивали и ждали. А потом весна и в Северном Ледовитом океане чуток растопила и подвинула льды, и ледокол пробился. В Москве уже травка появлялась кое-где и почки набухали на деревьях, когда Миша вдруг сорвался с подоконника с отчаянным криком:

— Папа приехал! 

ЗАДАНИЕ 

Прочитай рассказы Б.Емельянова. Подумай, какие качества характеризуют маму. Сделай в тетради или на бланке облако слов к понятию «МАМА», используя слова из рассказов и свои наблюдения из жизни. 

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других похожих рассказов:

«Два пирожных»

Главные герои рассказа «Мамины руки» и их характеристика

  1. Маша. Маленькая девочка. Капризная, но добрая, умеет извиняться, когда понимает свою неправоту.
  2. Мама. Работница на ткацком станке. Добрая и отходчивая, сноровистая.
  3. Бабушка. Ворчливая, но тоже добрая.

План пересказа рассказа «Мамины руки»

  1. Капризы Маши
  2. Жесткие руки
  3. Выговор от бабушки
  4. Маша просит прощенье

Краткое содержание рассказа «Мамины руки» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Маша капризничала и ничего не делала.
  2. Мама решила, что она заболела.
  3. Маша назвала мамины руки жесткими и мама обиделась.
  4. Бабушка отругала Машу и рассказала, как работает мама.
  5. Мама решила, что бабушка и Маша поругались.
  6. Маша обняла маму и сказала, что у той золотые руки.

Главная мысль рассказа «Мамины руки»

Рука матери всегда самая мягкая и добрая.

Чему учит рассказ «Мамины руки»

Рассказ учит любить и уважать родителей, никогда их не обижать. Учит вести себя хорошо, не капризничать и не бездельничать. Учит уметь извиняться.

Отзыв на рассказ «Мамины руки»

Мне понравилось, что Маша поняла свою ошибку и извинилась перед мамой. И мне очень понравилось чувство юмора девочки, когда она поняла, что и мама, и бабушка, хотели бы надрать ей уши, но не могут этого сделать. Этим она всех насмешила и разрядила обстановку.

Пословицы к рассказу «Мамины руки»

Родных много, а мать родней всего.

Материнская ласка конца не знает.

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Золотые руки на серебро не купишь.

Мозолистые руки не знают скуки.


Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Мамины руки»

В тот день Маша вела себя плохо. Бабушке не помогала, пол не мыла, книжки не читала, в тетрадках не писала. А просто сидела в углу и носом хлюпала.

Когда пришла мама, она подумала, что Маша больна и положила ей руку на лоб. 

Обычно мамины руки были добрыми и мягкими, но в этот раз Маша сказала, что у мамы плохие руки, жесткие.

Мама сказала, что руки у нее обыкновенные и ушла в ванную.

Маша поняла, что мама обиделась и хотела бежать следом, но бабушка ее не пустила. Она сказала, что девочка напрасно обидела мать и что руки у той золотые. Что мама целыми днями работает на станке и что она хорошая работница. И добавила, что на месте мамы надрала бы Маше уши.

Тут вернулась мама и услышав, что бабушка ворчит, решила, что Маша обидела и ее. Она начала было заступаться за бабушку, но Маша обняла ее и сказала, что все знает. Что мама на бабушкином месте надрала бы ей уши. Но пока они с бабушкой на своем месте, надрать ей уши они не могут. И попросила прощенья.

  • Рассказ про мальчиша кибальчиша читать с картинками
  • Рассказ про мальчиков которые превратились в воробьев
  • Рассказ про марту и матвея на дзене
  • Рассказ про марту и данила
  • Рассказ про мальчика яшу эдуард успенский читать