Рассказ про матрешку для детей

Содержание статьи

  • История куклы
  • Что символизирует?
  • Почему так называется?
  • Появление на свет
  • Первая матрешка
  • Виды
  • Изготовление
  • Игры с матрешкой
  • Примеры игр для детей разного возраста
  • Песни, стихи и загадки по теме
  • Стихи
  • Загадка
  • Песни
  • Видеопрезентация

Русская розовощекая расписная толстушка-кукла известна на весь мир. Пора и детям послушать интересную историю про матрешку. Для детей о куколке написано немало стихов, загадок, песен. С ними знакомство с игрушкой пройдет увлекательно и весело.

История куклы

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).

Красивые матрешки

Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдет.

Что символизирует?

В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.

Почему так называется?

Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.

Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

Это имя очень любили на Руси. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.

Появление на свет

В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.

Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.

Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.

Первая матрешка

Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник. Расписал ее советский художник Сергей Милютин. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова.

Первая матрешка Звездочкина

Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Они сообща работали над воссозданием крестьянских игрушек, художественной росписи и русского стиля в целом.

У первой игрушки-матрешки было 8 мест. Самая большая фигурка – крестьянская женщина с черным петухом под мышкой. В ней прятались кукла в жилете, девочка с серпом, куколка с горшочком каши, мальчик в красной рубахе…Последняя фигурка – краснощекий младенец в пеленках.

Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.

Виды

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

  1. Матрешка из Сергиева Посада. Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком.
  2. Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная.
  3. Вятская матрешка изображает светлоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Для украшения игрушки используется особая солома.
  4. Матрешка из Полховского Майдана всегда украшена цветком шиповника – символом материнства и любви.
  5. Тематические матрешки сделаны по мотивам сказок, былин, повествований («Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок», «Тарас Бульба»). Помимо этого тематические куклы изготавливались к памятным датам. Например, к 100-летней годовщине войны 1812 года. Они представляли собой фигурки Наполеона и Кутузова.
  6. Современные матрешки. Сегодня на игрушках изображают все, что угодно: портреты президентов, памятники культуры, животных, героев фильмов и мультиков. Современные работы отличаются оригинальностью. Рисунки на них чаще напечатанные, и больше напоминают фотографии или красочные картины.

Игры для детей с матрешками

Изготовление

Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда:

  1. Фигурки вытачивали из мягкого дерева – ольхи, липы, березы, осины.
  2. Древесину заготавливали весной, когда в деревьях много сока.
  3. Бревна частично очищали от коры, после чего сушили 2 года.
  4. Дальше начиналась кропотливая токарная работа.
  5. Первой делали самую маленькую фигурку, затем – разъемные большие.
  6. Когда токарные работы были закончены, деревянные куколки зачищали до гладкости и покрывали клейстером.
  7. После этого их вручную расписывали.

Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров.

Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок. И тем интереснее она станет.

Интересный факт. Самая вместительная матрешка состоит из 72 куколок. Ее высота составляет 1 м, а объем – 0,5 м. Уникальный экземпляр изготовили на базе Семеновской фабрики в 1970 году.

Игры с матрешкой

Среди современных игрушек матрешка отличается тем, что способна сама активизировать игру. Расписная кукла почти всегда вызывает у ребенка эмоциональный отклик. Становится интересно посмотреть, какая куколка следующая, сколько фигурок внутри спрятано, и каких? Попутно происходит процесс развития.

Матрешка:

  • Учит сравнивать фигуры по высоте, размеру, рисунку, объему.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Тренирует мышление, внимание, память и логику.

Детям нравится рассматривать узоры, замечать сходства и различия разных матрешек, создавать похожие куклы собственноручно. Через изучение особенностей игрушки постепенно приходит понимание традиций русского народа.

Матрешки для детей

Примеры игр для детей разного возраста

Матрешка интересна детям разных возрастов. С ней можно играть начиная с 1,5-2 лет. В этом возрасте на первый план выходит сенсорное развитие. Детям нравится трогать разные предметы, сортировать их, разбирать и собирать.

  • «Разбери и собери матрешку». Родитель показывает, как разбирается игрушка. Малыш должен повторить. Когда кукла полностью разобрана, взрослый и ребенок сообща ее собирают.
  • «Расставь от маленькой до большой». Родитель выстраивает куклы в хаотичном порядке, и просит малыша выстроить их в ряд по росту.

Детям младшего дошкольного возраста интересно проявлять смекалку и играть в ролевые игры.

  • «Угадай по описанию». Перед детьми располагают 4-5 кукол. Ведущий описывает одну из них. Кто первый угадает куклу, тот и победил.
  • «Чего не хватает?». Матрешка разбирается, и куколки выстраиваются в ряд. Дети по очереди описывают кукол, а потом отворачиваются. Ведущий прячет одну куклу. Нужно описать, какой фигурки не хватает.
  • «Матрешки-хозяюшки». Ведущий кратко рассказывает историю матрешки, делая акцент на том, что она олицетворяет мать и настоящую хозяйку. После этого детям дают по куколке. Нужно описать, какая она хозяюшка, что делает по дому.

Матрешки-хозяюшки»

Детям 5-6 лет можно предложить следующие игры:

  • «Наряди барышню». Детям выдаются листки бумаги в форме матрешки с нарисованной головой. Нужно придумать и нарисовать наряд (выполнить аппликацию).
  • «Где спрятано?». Ведущий кладет самую маленькую куколку в одну из 8-10 матрешек. Затем он говорит, где ее спрятал: «5 кукла слева» или «2 кукла справа». Кто первый находит куколку, становится ведущим.

В возрасте 7-8 лет актуальны математические игры:

  • «Найди пару». Ведущий подготавливает карточки в виде матрешек. Вместо росписи на фартуке пишутся примеры (на сложение, вычитание, умножение). Отдельно изготавливаются карточки с ответами. Нужно правильно подобрать пары карточек.
  • «Семеновская матрешка». Дети слушают рассказ и смотрят презентацию на тему. После этого они рисуют куклу на бумаге и выполняют характерную роспись красками.

Песни, стихи и загадки по теме

Вызвать интерес у детей к матрешке помогут занимательные стихи, загадки и песни.

Стихи

«Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!»

Загадка

«В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы».

Песни

  • Народная песня «Русские матрешки» (Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов):
  • Детская песня:

Видеопрезентация

Кратко рассказать о матрешке детям поможет следующий материал:

  • Видеопрезентация для детей дошкольного возраста:
  • Мультфильм про матрешку:
  • История от Галилео детям 7-8 лет:

Мир матрешек увлекательный и интересный. Расписные куклы являются частью русского народного творчества. Изучая историю игрушки, дети расширяют кругозор, знакомятся с традициями предков. Она воспитывает любовь к Родине. Это один из самых популярных символов России, любимый не только детьми, но и взрослыми!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

Конкурсная работа

НОД «Эти русские Матрёшки»

старшая группа

Выполнила:

Кокорина Екатерина Владимировна,

Воспитатель,

Миниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №7 «Солнышко»

г. Корсаков

Южно-Сахалинск

2018

НОД «Эти русские Матрёшки» для детей старшей группы

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире — Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; с творчеством русского народного художественного промысла: росписи Матрешек;
  • формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки разнообразными узорами (элементы семёновской, загорской, полхов — майданской, сергиев – посадской матрешки);
  • закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;
  • развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности;
  • развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
  • развивать самостоятельность, фантазию в придумывании рисунка сарафана для Матрёшки;
  • развивать основные движения, повышать двигательную активность;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;
  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • воспитывать у детей умение работать самостоятельно, аккуратно.

Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы, оборудование: короб, Матрёшки (Семёновская, Загорская, Полхов — Майданская, Сергиев – Посадская матрешка), кисти разных размеров, салфетки, краска, баночки с водой, схемы подсказки узоров для матрешек, русские народные мелодии.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, нам дети с другой группы передали короб. Посмотрите, какой он красивый. А интересно что же в нём лежит?

Ответы детей.

Воспитатель: А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички, 
Дружно спрятали косички 
И живут семьей одной. 
Только старшую открой, 
В ней сидит сестра другая, 
В той еще сестра меньшая. 
Доберешься ты до крошки, 
Эти девицы — ……

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Правильно, матрешки.

Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.

Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.

Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.

Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком.  Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?

Дети: Другие Матрёшки.

Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.  

Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.

Воспитатель: Мы красавицы матрешки

                        Разноцветные одежки                                                                                                                                                            

                        Раз Матрена, два — Милаша,

                        Мила – три, четыре – Маша,

                        Маргарита это пять,

                        Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось? 

Дети: Пять Матрёшек.

Воспитатель: А какие Матрешки? 

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.

Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию».

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.  А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и вместе играть начнем.

Воспитатель: Но не одна Матрёшка к вам пришла, а с подружками своими.

Воспитатель достаёт из короба других Матрёшек.

Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.

Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Какой узор на сарафане?

Дети: Цветы, ягоды, листья.

Воспитатель: А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.

Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки.  Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

Воспитатель показывает другую Матрёшку.

Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?

Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.

Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.

Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?

Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.

Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: Посмотрите и скажите — какими цветами раскрашена эта Матрёшка?

Дети: Желтый, красный, синий.

Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. И Матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Посмотрите и скажите на мотив каких сказок расписаны эти Матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: Веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашими Матрёшками. Разделимся с вами на 4 команды: 1 команда – Семёновская Матрёшка, 2 команда — Полхов – Майданская Матрешка, 3 команда – Загорская, 4 команда – Сергиев-Посадская.

Дети делятся на команды. Одному из участников каждой команды даётся соответствующая Матрёшка.

Воспитатель: Вы «Матрёшки», двигаетесь под музыку вокруг главных Матрешек, когда музыка затихает, вы приседаете и закрываете глаза, а Матрешки перебегают на другое место. Как только музыка начнёт опять играть, открываете глаза и ищите своих Матрешек.

Подвижная игра «Найди свою матрешку».

Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим не лежит ли ещё чего в коробе.

Воспитатель вместе с детьми смотрят в короб, находят там и достают листы с нарисованными Матрёшками.

Воспитатель: Посмотрите какие Матрёшечки. Как вы думаете, почему они грустные?

Дети: Матрёшки грустные, потому что они не раскрашены.

Воспитатель: Конечно. Посмотрите, лицо, платок и платье не раскрашены. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?

Дети: Давайте раскрасим им их наряды.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки.

Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите на столы, перед вами лежат нарисованные Матрешки, краска, кисточки, баночки с водой, схемы подсказки с узорами, которые помогут вам нарисовать узор для своей Матрёшки. Сначала разукрасим с вами платок, сарафан, фартук, а потом будем наносить на одежду узоры. Приступайте к работе.

Дети раскрашивают наряды Матрёшки красками, воспитатель подсказывает, помогает. Во время работы звучат русские народные мелодии.

Воспитатель: Раскрашен на наряд?

Дети: Да.

Воспитатель: А пока краска сохнет, поиграем с вами. Вставайте со своих стульчиков, становитесь рядом.

Физкультминутка «Мы — веселые матрешки».

Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Посмотрите на схемы, какие узоры необходимы для вашей Матрёшки и приступайте к рисованию узора.

Дети рисуют узоры для нарядов своих Матрёшек. Во время работы звучат русские народные мелодии.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. Ваши расписные Матрёшки высохнут, и мы сделаем выставку работ.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.

Воспитатель: А что вы узнали нового о Матрёшках?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы с вами рисовали?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.

Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у на живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.

В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.

Половинку открути
Плотную, притёртую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.

А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.

– Сколько Вас, –
у них мы спросим.
И ответят куклы:
Восемь!

Немного истории.

“Мы уверены в том, – писала Е.Флерина, – что народная игрушка является, при
тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой
педагогики”.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Точёная деревянная фигурка
девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание
яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает
другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и
представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

В 90-х годах позапрошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую Мамонтова
привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца
Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума
раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей
матрёшки.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Звёздочкиным и расписана по
эскизам художника Малютина. Кукла не походила на японскую. Это была девочка в
русском сарафане и переднике, с петухом в руках. Настоящая Матрёна. Так и
прозвали куклу матрёшка. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала
девочку в сарафане и платке, с петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем
опять девочка и т.д. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя,
восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Все сразу полюбили весёлую
матрёшку. Абрамцевские резчики по дереву принялись за работу. Вырезали матрёшек
медленно, вручную, украшали выжиганием. И однажды появилась она на Сергиевском
базаре.

Вот Машка, Дашка и Наташка –
Три штучки в одной кучке.
А сынок Ванюша
дома остался,
мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо
раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг
переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а там ещё одна!
Вот так мастер! Любовались матрёшками многие, но купить могли только богачи.
Потом сообразили, что гораздо легче вытачивать её на токарном станке. Токари
изобрели специальные стамески, чтобы выбирать дерево из середины игрушки. Дело
пошло быстрее. Изобретательные мастера придумывали разные формы матрёшек. Но
фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и
выпускается до нашего времени матрёшка традиционной формы.

– Тарарушки, тарарушки
Это русские игрушки,
Очень славные, да забавные,
Да нарядные, ненаглядные.
Русских много есть игрушек:
И коней, и погремушек,
Разноцветные флажки,
Расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке –
Это русские матрёшки.

Матрёшки.

В начале ХХ века производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии
Семёновского района
, где издавна существовал токарный промысел. Здесь
матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке
своеобразную форму и роспись. Она более стройная, вытянутый верх плавно
переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета. На её
переднике всегда яркий большой цветок. Не похожа она на Загорскую матрёшку и
чертами лица. Загорская матрёшка плотная, приземистая. Верх плавно
переходит к утолщённому низу фигурки. Она в сарафане с вышитым узором, кофточке,
платке.

Семёновский промысел дошёл и до села Полхов-Майдан, что в ста
километрах от Мурома, где точили удлинённые маломестные или даже совсем
неразъёмные матрёшки. В окраске одежды господствует малиновый, фиолетовый,
розовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые чередуются с
красными точками ягод. Цвета грубоваты, резки, но необычно декоративны и
своеобразны. Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на
голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки также отличаются от других. У
них более плавный контур, и как бы вытянутые пропорции.

Калининская матрёшка отличается и формой и росписью. Она более
вытянутая, стройная. Роспись так же своеобразна. На её сарафанах нет цветов, нет
яркой вышивки, а чаще всего эта матрёшка в шубке, или в тулупчике, в платке.
Краски не яркие, очень часто сочетаются красный и чёрный цвета.

Работа с детьми.

Учитывая особенности матрёшки, я пытаюсь целенаправленно использовать эту
игрушку в детском саду. Работа проводится с детьми старшей группы. Основные
задачи, поставленные мной, можно сформулировать так:

  1. Научить детей различать виды матрёшек по месту производства и основным
    признакам – цвету, форме, узору.
  2. Выяснить влияние русской народной игрушки на эстетическое развитие
    дошкольника.

Для реализации этих задач используются следующие методы и приёмы:

  1. Рассматривание и описание детьми матрёшек.
  2. Рассказ воспитателя о матрёшках и её мастерах.
  3. Рисование матрёшек.
  4. Заучивание стихотворений.
  5. Составление детьми рассказов с персонажем матрёшки.
  6. Дидактические игры.

Работа проводится в несколько этапов:

  1. Изучение представлений детей о матрёшке.
  2. Ознакомление детей с матрёшкой как с предметом народного творчества.
  3. Умение различать матрёшек по форме, цвету, узору, по месту производства.
  4. Составление сказок и рассказов о матрёшках.
  5. Использование детьми матрёшки в самостоятельной деятельности детей.

Рисование.

Мы с детьми рисовали матрёшек. Проведённая беседа помогла выяснить главное,
на что надо обратить внимание: узор, цвет, форма. Дети рисовали матрёшек с
удовольствием. Я не ограничивала детей в выборе красок. Анализ работ показал,
что дети эмоционально воспринимают, передают цвет, форму, роспись.

При сравнении видов матрёшек детям задавался вопрос, – На какой матрёшке
больше понравился узор?

Выводы.

На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Матрёшка является важным средством эмоционального воздействия на детей.
  2. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика служат
    основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей.

  • Рассказ про мишу и кашу
  • Рассказ про матрену тимофеевну кому на руси жить хорошо
  • Рассказ про маму небольшой рассказ
  • Рассказ про мишку фредди
  • Рассказ про материнскую любовь