Рассказ про мел для 2 класса

Мел — горная порода


Мел — горная порода

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 116.

Обновлено 24 Сентября, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 116.

Обновлено 24 Сентября, 2021

В представлении людей все горные породы твёрдые, прочные, тяжёлые. Однако некоторые из них можно растереть пальцами. К таким породам относится мел. Его месторождения встречаются повсеместно, а белые меловые скалы — популярный туристический объект. Что такое мел, описание его свойств, где используется, рассмотрим в статье.

Что такое мел?

Мел относится к горным породам, образованным благодаря деятельности морских организмов. Это известковые водоросли и микроскопические одноклеточные существа фораминиферы, которые строили раковины из соли кальция, забирая её из морской воды.

Фораминиферы

Рис. 1. Фораминиферы.

Происхождение мела объясняет его состав: раковинки фораминифер, кусочки известковых водорослей, в качестве примеси встречаются зёрна кварца, глинистый материал, соединения металлов. В породе наблюдаются крупные раковины моллюсков.

Наиболее активно меловые отложения формировались в промежутке 66–145 млн лет назад. Геологи назвали это время меловым периодом.

Свойства мела

Мел — осадочная горная порода, состоящая из микроскопических кристаллов кальцита. Считается разновидностью известняка. Его внешние признаки:

  • белый цвет, иногда желтоватый;
  • твердость равна 1, то есть порода свободно разрушается рукой, ноготь оставляет глубокий след;
  • порода мелкозернистая, после разрушения превращается в порошок;
  • мел неустойчив к действию мороза, при размораживании рассыпается.

Для использования в промышленности и сельском хозяйстве мел делится на два вида: природный и полученный химическим путём.

Где добывают мел

Полоса меловых отложений протянулась от Мугоджар на западе Казахстана через российские регионы (Белгородская, Воронежская, Волгоградская, Саратовская области) в Украину, Польшу, Германию, Францию, Великобританию.

В России крупнейший производитель мела — меловой завод в Шебекино (Белгородская область).

Добыча мела, Шебекино

Рис. 2. Добыча мела, Шебекино.

Применение мела

Мел требуется для производства цемента, стекла, бумаги, резины. Из смеси размолотых мела и гипса изготавливают школьные мелки. Мел используется при выпуске лекарств, косметических изделий. Мел добавляют в корма для животных, вносят в почву для улучшения её состава. Перед внесением в почву не требуется измельчение твердого мелового щебня. Весной, после размораживания, кусочки мела распадаются на «меловой песок».

Издавна в меловых горах вырубались помещения для разных нужд. В Воронежской области греческие монахи в меловых утёсах обустроили церковь, вокруг которой в XVII столетии возник монастырь Дивногорье. Сегодня это центр паломничества и туризма.

Дивногорье, Воронежская область

Рис. 3. Дивногорье, Воронежская область.

О том, к каким горным породам относится мел, можно подготовить доклад на урок по окружающему миру во 2 классе.

Заключение

Что мы узнали?

Мел — осадочная горная порода, сложенная остатками древних организмов. Это нетвёрдая мелкозернистая порода: мел можно растереть пальцами. Используется в производстве стекла, бумаги, цемента резины, лекарств, косметических изделий.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 116.


А какая ваша оценка?

Доклад-сообщение про мел

На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022

Сообщение про мел расскажет много нового об этом полезном ископаемом. Доклад про мел можно дополнить интересными фактами.

Содержание

  1. Доклад-сообщение про мел
  2. Где применяют мел?
  3. Мел: интересные факты

Доклад-сообщение про мел

Мел — белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде. Основа его — карбонат кальция. История образования мела начиналась еще 90 миллионов лет назад. Возникновение его началось в Северной Европе — мел накапливался в великом море (в его нижней части).

Мел состоит из скелетов крохотных живых существ, которые при жизни поглощали из воды древних морей соли кальция и углекислый газ как сырьё для строительства маленьких оболочек вокруг своих тел.

Мел — это природный материал, который добывают, как и другие полезные ископаемые. Мел состоит почти целиком из кальция и представляет собой остатки древних организмов, часто в его составе встречаются камешки и песчинки.
В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа.
Кальций присутствует и в обычной водопроводной воде, придавая ей так называемую жёсткость. Кстати, накипь, образующаяся на стенках чайника, тоже состоит в основном из карбоната кальция.
Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей.

Где применяют мел?

Мела добывают много. А где он находит применение?

  1. Ни одна школа не обходится без мела, который с успехом применяется для письма на школьных досках.
  2. При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей. Мел так же используют при рентгеновском обследовании желудка.
  3. Широкое применение мел нашел в промышленности: его используют для очистки свекловичного сока; при изготовлении стекла; для производства спичек; для изготовления питьевой соды; для производства цемента, лаков, красок; для получения отделочного сайдинга. Мел используется в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. В производстве резины мел используется для улучшения износостойкости, повышения стойкости и эластичности в различных температурных условиях, экономии дорогостоящего каучука и других компонентов.
  4. В сельском хозяйстве мел используется для повышения рН в почвах с повышенной кислотностью, а также для изготовления комбикорма для животных.
  5. В парфюмерии мел – это составная часть зубных порошков и паст.
  6. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.
  7. Мелкие частицы мела делают его идеальным веществом для чистки и полировки. Например, зубная паста обычно содержит небольшое количество мела, который служит мягким абразивом.

Мел: интересные факты

В Древнем Египте строили из известняка. Пирамида Хеопса построена из 2,5 миллионов известняковых блоков, средний вес каждого примерно 2,5 тонны.

  • В сахарной промышленности мелом очищают свекловичный сок.

Кальций это пятый по процентному содержанию элемент в человеческом организме. Кальций — важный компонент костной ткани и дентина (ткань зубов). Лучший источник кальция для человека – скорлупа от яиц, которая на 90% состоит из кальция.

Мел совершенно не устойчив к морозу. Если его заморозить, а затем разморозить, то он просто распадётся на куски.

При увлажнении мела он становится непрочным, но пластичным. Он липнет к ковшам, а это затрудняет его добычу.

Мел: происхождение и состав

Принцип происхождения

Принцип происхождения

Материал природного происхождения в настоящее время добывается в качестве полезного ископаемого. В его основу заложены отложения кальциевого типа, формировавшиеся многие века из оставшихся частей земных древнейших организмов. Мелосодержащие продукты в ассортименте и сам мел изготавливаются из уже очищенного и обработанного полученного из недр сырья.

В природных залежах чаще всего присутствуют всевозможные примеси в виде песка, камней, всевозможных минеральных частиц. По этой причине полученный непосредственно на месторождениях продукт измельчается и соединяется с обычной водой, в результате чего делается взвесь.

В процессе тяжелые по массе компоненты оседают на дно, кальций же в растворенном состоянии перемещается в подготовленные емкости. К нему добавляется склеивающий специальный компонент, полученная масса высушивается, и на выходе получается обычный мел, куском которого можно легко рисовать. Необработанный карьерный продукт природы применяется в строительной сфере при изготовлении извести.

Процесс образования

Известняковые отложения скапливались и постепенно формировались в пласты на протяжении многих веков. Существовали организмы одноклеточного типа фораминиферы. На основе их раковин и создавалась белая порода, дошедшая до настоящего времени. После гибели этих организмов, оставшиеся панцири оседали на океаническом дне, в результате чего появились фораминиферовые известняки. Вот откуда берется начало мела.

Процесс образования

Такие образования смешивались с фрагментами одноклеточных растений, называющихся кокколитофориды, образуя белую породу. Так представлен процесс происхождения мела. Останки от древних представителей флоры и фауны спрессовывались под действием толщи воды. Дополнительно к раковинам древнейших моллюсков и остаткам растений прибавлялись твердые части умерших крупных животных, рыб.

Скопления и месторождения

Меловые отложения произошли в меловой исторический период. Он охватывает временной отрезок в 80 млн лет. На практике доказано, что примерно в 20% всех осадочных пород на планете присутствует этот продукт.

Из крупнейших меловых залежей выделяются скалы мелового происхождения Монс Клинт (Дания), пещеры, расположившиеся вблизи города Шампань, Белые скалы в Дувре. По направлению к югу от украинского Харькова раскинулись месторождения белой породы пластом до 600 м. Аналогичные им встречаются в Воронежской области в таких населенных пунктах, как Бутурлинское, Россошанское, Копанищенское. Считается, что город Белгород был назван из-за расположения на белоснежных холмах и выглядит соответствующим образом.

Химическое содержание продукта

Считается, что мел по своему химическому составу совпадает с карбонатом кальция, общая формула — CaCO3. Но в нем присутствуют и другие элементы:

  • углекислый газ — не больше 43%;
  • кальциевые окиси — в пределах от 47% до 55%;
  • окись магния — не больше 2%;
  • оксид алюминия — в пределах 4%;
  • диоксид кремния — не превышает 6%;
  • добавки в минимальных дозах представлены железом.

При большом вхождении кремния значительно повышается плотность мела. Если имеют место красные пятна, прожилки, значит, в нем содержится значительное количество железа.

Подробный состав

Мел как полезное ископаемое содержит определенные вещества. Они находятся в конкретном процентном соотношении:

Скопления и месторождения

  1. Скелетные формы. На них приходится порядка 10%. Они представлены скоплениями, оставшимися от многоклеточных больших животных и простейших.
  2. Раковины древнейших моллюсков, на которые также приходится 10%.
  3. Фрагменты известкового нароста от водорослей занимают примерно 40%. Большинство отложений известнякового типа, несмотря на распространенное мнение, образовано именно простейшими растениями, в меньшей степени останками животных. Известно, что кокколитофориды не исчезли с планеты. И сегодня они комфортно себя чувствуют в толще мирового океана. Они участвуют в углеродном обмене.
  4. На кристаллический кальцит в измельченном виде приходится не больше 5%. Он состоит из сложных минеральных образований.
  5. Силикаты нерастворимого типа в количестве не больше 3%. Они являются геологическими минералами в виде отдельных кусков горных пород, песка, которые в разные периоды заносились вместе с водой или песком в меловые скопления.

Возможно наличие и других примесей в зависимости от месторождения белой породы. Но они представлены в ничтожных количествах.

Основные свойства

Химическое содержание продукта

Колоссальное влияние на мел оказывает влажность, от которой зависит пластичность и прочность продукта. При повышенном вхождении воды увеличивается деформация породы. При этом пересушенный мел быстро рассыпается при незначительной нагрузке и давлении. Насыщенное водой вещество хорошо прилипает к предметам, в том числе и к подручным инструментам. Не удивительно, что в жарких краях, где преобладает засушливый климат, строительные мероприятия проводятся с применением карбоната кальция.

Отличный пример древнейшей постройки, которая выполнена на основе известняка, представлен пирамидой Хеопса в Египте. При наличии минусовой температуры белая порода может распадаться на мельчайшие фрагменты размером всего в несколько миллиметров.

Особенности применения

В настоящее время горная порода мел представляет собой распространенный и универсальный материал, который активно используется в разных производственных направлениях.

Краски на основе белого природного компонента применяются при ремонтных и отделочных работах внутри помещений. Материал вводится во всевозможные цементные смеси, придавая им необходимую эластичность и мягкость. Природный очищенный мел в измельченном виде задействуется при изготовлении стекла. В таком же состоянии он используется в качестве почвенного удобрения, вводится в фермерские комбикорма.

Более того, очищенная белая порода — отличная основа для косметологической продукции, это может быть тональный крем, помада, пудра и пр. Мел способен устранять неприятный блеск на коже, впитывает лишний жир. Бытовая сфера не обходится без этого вещества, который проявляет повышенные отбеливающие и впитывающие свойства. Он входит в состав зубных порошков и паст.

Особенности применения

Изготовление картонной и бумажной продукции предполагает использование измельченного тонкодисперсного порошка в качестве отбеливающего компонента. Когда же мел обрабатывается стеариновой кислотой, он приобретает гидрофобные свойства. Без такого материала не обходится бумажная промышленность. Карбонат кальция улучшает качество бумаги, на которой лучше отображается печать, меньшему износу подлежат печатные агрегаты.

До недавних пор измельченный мел использовался для разметки игровых полей. Он легко поднимался в воздух при попадании мяча или иного спортивного снаряда. В настоящее время альтернативной заменой стал диоксид титана. С целью предотвращения скольжения и устранения пота материал применяется в гимнастике, тяжелой атлетике, скалолазании.

Употребление мела в пищу

Употребление мела в пищу

Часто люди грызут мел, что объясняется нехваткой в организме различных микроэлементов, в том числе и кальция. Желание употреблять вещество часто появляется у беременных женщин, а также при диагностировании анемии. В таком случае актуальным становится вопрос о безопасности белого минерала. Несколько мелких кусков не принесут вреда организму. Но стоит понимать, что в очищенном состоянии такой продукт реализуется в аптеках в виде кальция глюконата.

В школьных мелках обязательно присутствуют красители и закрепители, содержащие токсичные элементы. При употреблении большого количества даже очищенного вещества может происходить известкование сосудов, в почках появляются камни. Также нарушается функционирование пищеварительного тракта, поскольку мел при вступлении в реакцию с желудочным соком окисляется, в результате образуется опасный химический реагент.

Характеристика и описание мела показывает, настолько он важен в повседневной жизни человека. Он является универсальным природным продуктом, отличается особенным химическим составом, задействуется в разных производственных направлениях. Об этом нужно рассказать в сообщении по окружающему миру в средних классах, обозначить историю его возникновения и структуру, способы добычи.

Муниципальное образовательное учреждение « Демиховский лицей»

Исследовательская работа на тему «Этот простой, но загадочный мел »

Работу выполнила:

Буцлова Мария Вадимовна

ученица 2 б класса

Научный руководитель:

Генеральская Алена Владимировна

                                                                      2019 г.

Оглавление.

Цель, задачи, гипотеза………………………………………………..3

Что такое мел?……………………………………………………………………………3

Что такое известняк?..…………………………………………………3

Марка мела потребляемая в России….………………………………..3

Родина мела, интересные факты………………………………………4

Полезные советы для учителей…………………………………..…..4

Вывод…………………………………………………………………..4

Список использованных источников………………………………..5

Цель: Изучить физические свойства мела и его применение в народном хозяйстве.

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Рассмотреть физические свойства мела.
  • Значимость мела в жизни человека.
  • Интересные факты.
  • Провести эксперимент.

Гипотеза: Мел — ценное полезное ископаемое, имеющее широкое применение в народном хозяйстве. (слайд 2).

Что такое мел? Вначале мел был животным. В водах океана существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, они опускаются на дно океана. Со временем образуют толстый слой из этих панцирей. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий карбонат кальция, который мы называем мелом. (слайд 3)

Существует и другой способ возникновения мела. Подобно соли и гипсу, которые осаждаются на дно моря, озер, лагун за счет испарения воды. Моря высыхают и превращаются в сушу. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы. Самый хороший мел добывают в Англии. Мел это белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде! (слайд 4)

Известняк — образовался из погибших и осевших морских организмов много миллионов лет назад. Применяется для строительства зданий и дорог пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок и мрамор. (слайд 5)

Марка мела потребляемая в России, потребление мела:

  • Мел комковый — для производства извести в стекольной, керамической и других отраслях промышленности.
  • Мел молотый – в сельском хозяйстве для подкормки животных.
  • Мел молотый очищенный – в резинотехнической, лакокрасочной, химической и др. отраслях промышленности.
  • Мел молотый сепарированный – в кабельной, лакокрасочной, резинотехнической, полимерной и др. отраслях промышленности.
  • Мел молотый для химической промышленности – химическая промышленность.
  • Мел молотый химически очищенный – в парфюмерной, косметической, резинотехнической, медицинской и пищевой промышленности. (слайд 6)

Мел — это разновидность известняка. (слайд 7,8,9)

Родина мела – Белгород. ( слайд 7)

Применение мела:

  • В полиграфии «мелованная бумага»
  • Наполнитель в лакокрасочной промышленности.
  • При изготовления спичек.
  • В стекольном производстве.

Материал для побелки, окраски заборов, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов. (слайд 8,9).

Интересные факты о меле :

  • Мел встречается только на Земле и как показывают исследования – на Марсе.
  • Чтобы мел писал лучше на доске, нужно доску вымыть, а затем протереть сахарным раствором.

Чтобы не пачкать руки, достаточно окунуть мел на несколько секунд в разбавленное молоко 2-3 раза. Мел перестанет пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо. (слайд 18)

Полезные советы для учителей:

Учителя пользуются им всю свою педагогическую деятельность ! (слайд 19).

  1. Так что во время работы нужно мыть руки со смягчающим туалетным мылом.
  2. После каждой учебной смены смазывать руки увлажняющим кремом для рук.
  3. Промывать тряпку как можно чаще.
  4. Использовать мел хорошего качества.(слайд 19)

Вывод: 

Мел, как широко доступный наполнитель, приобретает исключительно важное значение, для многих производств.

Отличительная особенность  этого природного материала связана с тем, что он легко добывается и перерабатывается при относительно небольших затратах.

Добыча и переработка мела не вызывает серьезных и экологических нарушений. Общие балансовые запасы мела в России оцениваются в 3300 млн. тонн при неограниченных прогнозных запасах.

 Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу:

Мел — ценное полезное ископаемое, имеющие широкое применение в народном хозяйстве. (слайд 20)

Список использованных источников:

  1. Энциклопедия юного химика. Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо — Москва: Педагогика. 
  2. Я познаю мир. Детская энциклопедия «Химия» Издательство: Серия: Я познаю мир Название: Химия Год:  1998 .
  3. Мел Википедия.

     4. Как сделать мел в домашних условиях. dometod.ruotdyh…razvlechenia/kak…mel-v-domashnix…

Мел горная порода – происхождение, вид, внешние признаки и описание для доклада кратко (2 класс, окружающий мир)

В представлении людей все горные породы твёрдые, прочные, тяжёлые. Однако некоторые из них можно растереть пальцами. К таким породам относится мел. Его месторождения встречаются повсеместно, а белые меловые скалы — популярный туристический объект. Что такое мел, описание его свойств, где используется, рассмотрим в статье.

Что такое мел?

Мел относится к горным породам, образованным благодаря деятельности морских организмов. Это известковые водоросли и микроскопические одноклеточные существа фораминиферы, которые строили раковины из соли кальция, забирая её из морской воды.

Мел горная порода – происхождение, вид, внешние признаки и описание для доклада кратко (2 класс, окружающий мир)Рис. 1. Фораминиферы.

Происхождение мела объясняет его состав: раковинки фораминифер, кусочки известковых водорослей, в качестве примеси встречаются зёрна кварца, глинистый материал, соединения металлов. В породе наблюдаются крупные раковины моллюсков.

Свойства мела

Мел — осадочная горная порода, состоящая из микроскопических кристаллов кальцита. Считается разновидностью известняка. Его внешние признаки:

  • белый цвет, иногда желтоватый;
  • твердость равна 1, то есть порода свободно разрушается рукой, ноготь оставляет глубокий след;
  • порода мелкозернистая, после разрушения превращается в порошок;
  • мел неустойчив к действию мороза, при размораживании рассыпается.

Для использования в промышленности и сельском хозяйстве мел делится на два вида: природный и полученный химическим путём.

Где добывают мел

Полоса меловых отложений протянулась от Мугоджар на западе Казахстана через российские регионы (Белгородская, Воронежская, Волгоградская, Саратовская области) в Украину, Польшу, Германию, Францию, Великобританию.

В России крупнейший производитель мела — меловой завод в Шебекино (Белгородская область).

Мел горная порода – происхождение, вид, внешние признаки и описание для доклада кратко (2 класс, окружающий мир)Рис. 2. Добыча мела, Шебекино.

Применение мела

Мел требуется для производства цемента, стекла, бумаги, резины. Из смеси размолотых мела и гипса изготавливают школьные мелки. Мел используется при выпуске лекарств, косметических изделий. Мел добавляют в корма для животных, вносят в почву для улучшения её состава. Перед внесением в почву не требуется измельчение твердого мелового щебня. Весной, после размораживания, кусочки мела распадаются на «меловой песок».

Мел горная порода – происхождение, вид, внешние признаки и описание для доклада кратко (2 класс, окружающий мир)Рис. 3. Дивногорье, Воронежская область.

О том, к каким горным породам относится мел, можно подготовить доклад на урок по окружающему миру во 2 классе.

Мел горная порода – происхождение, вид, внешние признаки и описание для доклада кратко (2 класс, окружающий мир)

Что мы узнали?

Мел — осадочная горная порода, сложенная остатками древних организмов. Это нетвёрдая мелкозернистая порода: мел можно растереть пальцами. Используется в производстве стекла, бумаги, цемента резины, лекарств, косметических изделий.

Предыдущая

Окружающий мирГранит горная порода, происхождение, признаки, виды и описание кратко (2 класс, окружающий мир)

Следующая

Окружающий мирИзвестняк горная порода – происхождение, тип, характеристики и описание кратко (2 класс, окружающий мир)

История возникновения мела Подготовила: воспитатель ГКОУ РО РОЦОНУ  Несмеянова Анна Петровна

История возникновения мела

Подготовила: воспитатель

ГКОУ РО РОЦОНУ

Несмеянова Анна Петровна

Что такое мел? Мы пишем мелом у доски на уроках. Им чертят классики на земле школьники. Рисуют на асфальте маленькие дети. Белят стены у себя в домах бабушки. Но мало кто знает, что мел образовался из живых существ, которые жили в море! 100 миллионов лет назад на Русской равнине было тёплое море мелового периода. В нём развивались мельчайшие организмы – фораминиферы – простейшие, с известковым панцирем. Среди них плавали хищники – белемниты – и питались фораминиферами, как следствие насыщались известью. При отмирании скелеты этих организмов оседали на дне моря. Из фораминифер образовался чистый мел, в котором встречаются скелеты белемнитов, в народе названные «чёртов палец». МЕЛ – это разновидность известняка,  осадочная горная порода органического (зоогенного) происхождения, состоящая из скрытокристаллического кальцита. Имеет белый цвет, мягкая и рассыпчатая, растворимая в воде.

Что такое мел?

Мы пишем мелом у доски на уроках. Им чертят классики на земле школьники. Рисуют на асфальте маленькие дети. Белят стены у себя в домах бабушки. Но мало кто знает, что мел образовался из живых существ, которые жили в море! 100 миллионов лет назад на Русской равнине было тёплое море мелового периода. В нём развивались мельчайшие организмы – фораминиферы – простейшие, с известковым панцирем. Среди них плавали хищники – белемниты – и питались фораминиферами, как следствие насыщались известью. При отмирании скелеты этих организмов оседали на дне моря. Из фораминифер образовался чистый мел, в котором встречаются скелеты белемнитов, в народе названные «чёртов палец».

МЕЛ – это разновидность известняка, 

осадочная горная порода органического (зоогенного) происхождения, состоящая из скрытокристаллического

кальцита. Имеет белый цвет, мягкая и рассыпчатая, растворимая в воде.

Состав мела Основу химического состава мела составляет карбонат кальция   СаСО3  с небольшим количеством карбоната магния. Карбонаты - это соли угольной кислоты.  Мел имеет сложный состав: 90% - это органические осадки (панцири фораминифер и остатки водорослей древнего моря) и 10% примесей (скелеты белемнитов, кварциты, полевой шпат, включения кремния). В промышленности ценится чистый мел, а примеси усложняют процесс его получения.  Фораминиферы ( одноклеточные рачки )

Состав мела

Основу химического состава мела составляет карбонат кальция   СаСО3 с небольшим количеством карбоната магния. Карбонаты — это соли угольной кислоты.

Мел имеет сложный состав: 90% — это органические осадки (панцири фораминифер и остатки водорослей древнего моря) и 10% примесей (скелеты белемнитов, кварциты, полевой шпат, включения кремния). В промышленности ценится чистый мел, а примеси усложняют процесс его получения.

Фораминиферы ( одноклеточные рачки )

Микроорганизмы в меле Аммонит Окаменелый аммонит

Микроорганизмы в меле

Аммонит

Окаменелый аммонит

Микроорганизмы в меле Белемнит окаменелый и живой

Микроорганизмы в меле

Белемнит окаменелый и живой

Сравнительные размеры

Сравнительные размеры

Меловой период Мелово́й пери́од, или мел, — последний период мезозойской эры. Начался 145,0 млн лет назад, закончился 66,0 млн лет назад. Продолжался, таким образом, около 79 миллионов лет.  Своё название «Мел» получил благодаря богатым отложениям мела, которые находят в геологических пластах этого периода. Стоит знать, что тот самый мел, которым пишут в школе, — это ископаемые беспозвоночные морские организмы, которые жили десятки миллионов лет назад.

Меловой период

Мелово́й пери́од, или мел, — последний период мезозойской эры. Начался 145,0 млн лет назад, закончился 66,0 млн лет назад. Продолжался, таким образом, около 79 миллионов лет.

Своё название «Мел» получил благодаря богатым отложениям мела, которые находят в геологических пластах этого периода. Стоит знать, что тот самый мел, которым пишут в школе, — это ископаемые беспозвоночные морские организмы, которые жили десятки миллионов лет назад.

Животные мелового периода Активное развитие жизни практически всех видов. В меловом периоде появились первые цветковые растения. Это привело к тому, что возникло увеличение разнообразия насекомых, которые стали опылять цветы. В морях обитали такие крупные хищники, как ихтиозавры , которые вырастали до 24 метров в длину, плезиозавры – до 20 метров, мозозавры – до 14 метров. В меловом периоде наблюдается и разнообразие млекопитающих. Если в юрский период существовали лишь мелкие виды теплокровных млекопитающих, то в меловом периоде появились копытные, насекомоядные, хищники, а также самые первые приматы, которые, как всем известно, стали предками современных людей.

Животные мелового периода

Активное развитие жизни практически всех видов. В меловом периоде появились первые цветковые растения. Это привело к тому, что возникло увеличение разнообразия насекомых, которые стали опылять цветы. В морях обитали такие крупные хищники, как ихтиозавры , которые вырастали до 24 метров в длину, плезиозавры – до 20 метров, мозозавры – до 14 метров.

В меловом периоде наблюдается и разнообразие млекопитающих. Если в юрский период существовали лишь мелкие виды теплокровных млекопитающих, то в меловом периоде появились копытные, насекомоядные, хищники, а также самые первые приматы, которые, как всем известно, стали предками современных людей.

Морские обитатели Ихтиозавры плезиозавры МОЗОЗАВРЫ

Морские обитатели

Ихтиозавры

плезиозавры

МОЗОЗАВРЫ

Меловая катастрофа  В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие  голосеменные  растения, водные рептилии, птерозавры, все  динозавры (но уцелели  птицы ). Исчезли  аммониты , многие  брахиоподы , практически все  белемниты . В уцелевших группах вымерло 30—50 % видов. Причины меловой катастрофы до конца не понятны. Сейчас самой популярной теорией стала астероидная: падение гигантского астероида, усиление вулканизма или смена климата из-за движения материков – просто ускорили процесс.

Меловая катастрофа

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие  голосеменные  растения, водные рептилии, птерозавры, все  динозавры (но уцелели  птицы ). Исчезли  аммониты , многие  брахиоподы , практически все  белемниты . В уцелевших группах вымерло 30—50 % видов. Причины меловой катастрофы до конца не понятны. Сейчас самой популярной теорией стала астероидная: падение гигантского астероида, усиление вулканизма или смена климата из-за движения материков – просто ускорили процесс.

Представьте себе меловой век, в котором жило много динозавров, размеры их было огромные. Кости содержат в себе кальций. Вымершие динозавры окаменели и их кости разложились в кальций. За много миллионов лет природа с помощью дождя, солнца и воздуха переработала их мел. Как вы поняли выше, мел - это осадочная порода из органики.

Представьте себе меловой век, в котором жило много динозавров, размеры их было огромные. Кости содержат в себе кальций. Вымершие динозавры окаменели и их кости разложились в кальций. За много миллионов лет природа с помощью дождя, солнца и воздуха переработала их мел. Как вы поняли выше, мел — это осадочная порода из органики.

Крупные месторождения мела  в России 1 место - Волгоградская область 2 место - Белгородская область 3 место - Саратовская область 4 место - Воронежская область 5 место - Ульяновская область 6 место - Курская область

Крупные месторождения мела в России

1 место — Волгоградская область

2 место — Белгородская область

3 место — Саратовская область

4 место — Воронежская область

5 место — Ульяновская область

6 место — Курская область

Добыча мела

Добыча мела

Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.  Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах) (формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция). Мел применяют в резиновой, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. В животноводстве мел применяется как кормовая добавка кальция в питании птиц и скота. Мел входит в состав многих зубных паст. В лекарствах мел используется как наполнитель. 

Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.  Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах) (формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция). Мел применяют в резиновой, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. В животноводстве мел применяется как кормовая добавка кальция в питании птиц и скота. Мел входит в состав многих зубных паст. В лекарствах мел используется как наполнитель. 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЛА

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЛА

III Республиканская научно-практическая конференция

для учащихся 1-4 классов «Я познаю мир»

Направление: естественно — научное

Секция: «Мир вокруг нас»

Исследовательская работа

«Тайны школьного мела»

t1658473807aa.jpg

Работу выполнил: Касаджик Максим, ученик 3 класса, МКОУ «Прогимназия №13 г. Майского»

Руководитель: Карданова Любовь Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

КБР, г. Майский

2022 год

Оглавление

I. Введение …………………………………………………………………………………………………3

II. Основная часть……………………………………………………………………..3

2.1. История возникновения мела….………………………………………………..3

2.2. Использование мела…………………………………………………………………4

2.3. Школьный мел….……………………………………………………………………5

III. Практическая часть работы………………………………………………………………….5

3.1. Анкетирование учащихся…………………………………………………………….5

3.2. Интервью с медицинской сестрой школы……………………………6

3.3. Эксперимент №1 «Изготовление школьного мела своими руками».6

3.4. Эксперимент № 2 «Состав и свойства мела»……………….…………..7

IV. Заключение ………………………………………………………………………………………….7

V. Библиографический список……………………………..…………………….8

VI. Приложения…………………………………………………………………………………………9

I. Введение

Пожалуй, в мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся бы с мелом. В миллионах классах учителя и школьники пишут мелом на доске. Однажды я задумался о том, откуда же к нам пришёл школьный мел? Что это полезное ископаемое или творение рук человека? Можно ли его изготовить своими руками? Так и появилась тема моего исследования «Тайны школьного мела».

Мел даже в век информационных технологий не теряет своего значения и остаётся незаменимым помощником в школе, детских садах и творчестве ребят. Поэтому, я считаю, что эта тема актуальна.

Я решил изучить эту тему на примере своего класса, в этом заключается новизна моего исследования.

Цель исследования: изучение состава и свойства школьного мела, изготовление его своими руками.

Задачи исследования:

изучить историю возникновения мела;

провести опрос учащихся;

провести эксперименты по изучению свойств мела;

изготовить школьный мел своими руками;

ознакомить одноклассников с результатом работы.

Гипотеза: предположим, природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел своими руками.

Объект исследования: мел.

Предмет исследования: свойства и состав школьного мела.

Методы исследования:

— изучение и обобщение полученной информации;

— анкетирование учащихся;

— проведение экспериментов.

Практическая значимость исследования: Данная работа может быть использована на уроках окружающего мира.

Чтобы узнать всё про мел, я изучал различную познавательную литературу, анализировал материалы из сети Интернет, совершил заочное путешествие в прошлое.

II. Основная часть

2.1. История возникновения мела

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Мел — это мягкий белый известняк, употребляемый в промышленности, для окраски, писания».

Интересно, что существует несколько разновидностей известняка, таких как мел, ракушечник, туф и мергель. Они также отличаются друг от друга по образованию, внешнему виду и составу.

Мел — горная порода, разновидность известняка, состоящая из нескольких минералов. Основу мела составляет кальцит, его в породе до 98%. Также присутствует магнезит. Ещё доли процента приходятся на оксиды металлов. Мел обладает большей устойчивостью к атмосферным воздействиям. Он образует высокие, крутые скалы — меловые отложения. Эти отложения могут встречаться как над землей, так и под землей.

Рассуждая над тем, что такое мел, уделил внимание его появлению в природе. Около 80 млн. лет назад, когда на Земле существовали динозавры, был Меловой период. Тёплые и мелкие моря той поры давали приют бесчисленному множеству мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция. Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились в хорошо знакомый нам мел. Таким образом, мел хранит историю нашей планеты [2].

Все применяющиеся в науке сорта и виды мела, равно, как и их типы и оттенки, вырабатываются из различных меловых карьеров и зависят от тех примесей, которые, в свою очередь, содержатся всё в тех же карьерах. Известняки встречаются почти на всех материках, за исключением Австралии.

Ежегодное потребление природного мела в кусковом, дроблёном и измельчённом виде в разных странах превышает 150 млн. тонн. Самый качественный мел в России изготавливают на меловых заводах Белгородской области, так как именно на Белгородчине находятся наиболее крупные месторождения качественного мела. Месторождения мела в России сосредоточены в Брянской, Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях. Из карьеров мел развозится по всем предприятиям, изготавливающим мел. (Приложение 1).

2.2. Использование мела

Мела добывают много. А где он находит применение? Мел применяют как добавку во многих областях:

— Ни одна школа и детский сад не обходятся без мела, который с успехом применяется для письма и рисования.

— Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий.

— В промышленности — для производства цемента и извести, как наполнитель для резины, пластмасс, лакокрасочных материалов, для получения соды, стекла, очистки сахара.

— Мел применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков. В народе его называют известь, которую мы гасим водой, а после применяем.

— Используется в медицине как лечебный препарат.

— В парфюмерии как составная часть зубных паст, помад, тональных кремов, пудр.

— В искусстве, как компонент при изготовлении художественных красок.

— Очень жесткий мел нужен портнихе, чтобы сделать разметку на тканях.

— В спорте: в гимнастике, скалолазании, тяжелой атлетике и перетягивании каната мел применяется для рук при удалении пота и уменьшения скольжения.

— В быту: Можно почистить дома раковину. Если поместить мел в небольшой мешочек и положить в бельевой шкаф или около металла, мел впитает влагу и неприятные запахи.

— В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных [1].

Мел необходим всем и везде! (Приложение 2).

2.3. Школьный мел

Природный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей. Оказывается, для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды.

Получившуюся массу отстаивают, дают тяжелым примесям, песку и камням осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора.

Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик. Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного гипса и клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета[2].

Качество и безопасность школьного мела для здоровья будет зависеть от честности производителя. (Приложение 3).

Вывод: Мел — горная порода, разновидность известняка, состоящая из нескольких минералов. Он появился десятки миллионов лет назад. В настоящее время мел необходим и широко применяется в разных отраслях.

III. Практическая часть работы

3.1. Анкетирование учащихся

Цель: выявление знаний о меле у одноклассников.

Провел анкетирование среди одноклассников. Опросил 30 ребят (Диаграмма 1- 4). Предложил ответить на следующие вопросы:

1. Известно ли вам, из чего состоит школьный мел? 1. Да. 2. Нет.

2. Часто вы пользуетесь школьным мелом? 1. Да. 2. Нет. 3. Иногда.

3. Есть ли у мела полезные свойства? 1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.

4. Можно ли заменить школьный мел? 1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.

Проанализировал анкеты одноклассников и пришёл к выводу:

1. 20 ребят не задумывались о том из чего состоит школьный мел, а 10 ребят утверждают, что знакомы с его составом;

2. 28 ребят ответили, что мелом пользуются часто — «да», 2 — «иногда».

3. 5 ребят «не знают», что у мела есть полезные свойства. 17 думают, что «нет», а 8 ребят ответили «да».

4. 20 ребят ответили, что школьный мел заменить нельзя — «нет», 10 — «иногда».

Вывод: Выяснил, что одноклассники пользуются мелом часто, но о школьном меле знают мало. Несмотря на технический прогресс в нашей школе заменить мел пока полностью нельзя (Приложение 4).

3.2. Интервью с медицинской сестрой школы

Цель: Узнать о влиянии школьного мела на здоровье.

В процессе исследования задал вопросы медицинской сестре школы Татьяне Васильевне Скрипник. В интервью она рассказала, что действительно меловая пыль может оказывать негативное влияние на здоровье человека. Мел может вызывать аллергию, при длительном контакте с кожей, сухость и приступ кашля. Несмотря на важность, мел может быть опасным и причинять вред здоровью человека, поэтому при использовании его нужно быть аккуратным и соблюдать рекомендации по безопасному использованию мела.

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендовано: вытирать мел с доски только влажной тряпкой; промывать тряпку для стирания мела как можно чаще; проветривать класс. Некоторые учащиеся любят, есть мел, а ведь школьный мел-это продукт, содержащий в своем составе опасные компоненты: гипс, клей ПВА, казеиновый, красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Вывод: Для безопасной работы со школьным мелом необходимо соблюдать нормы гигиены. (Приложение 5).

3.3. Эксперимент №1 «Изготовление школьного мела своими руками»

Цель: Изготовление школьного мела своими руками.

Изучил рецепты создания мела, приступил к его изготовлению своими руками [5].

Взял дроблённый природный мел 1 стакан (250 мл), связующее вещество гипс 5 часть стакана (50 мл) и вода (100 мл), 2 капли моющего средства, краситель — гуашь или пищевой краситель, можно добавил 1 каплю ароматизатора. В миску высыпал мел, гипс — размешал. Отдельно хорошо смешал воду, краситель и моющее средство. Постепенно и тщательно перемешивая, добавил полученную жидкость в смесь до получения густой сметаны. Полученную смесь распределил в формы. Поставил сушиться на 1 сутки. Школьные цветные мелки готовы.

Через сутки провёл испытание мела. Самодельный мел не уступил по качеству и яркости школьному мелу. Себестоимость мела намного дешевле.

Вывод: Получил готовый к применению безопасный мел. Он ложился ровным слоем, был ярким, себестоимость самодельного мела дешевле. Создание мела, оказалось занимательным творчеством (Приложение 6).

3.4. Эксперимент №2 «Состав и свойства мела»

Цель: Изучение состава и свойств мела: молотого, школьного и самодельного [3]. Занесение результатов в таблицу (Таблица 1).

1. Если потрогать руками мел: школьный и самодельный — твердый, шероховатый, только молотый мел рассыпчатый. Мел оставляет след на руках. При письме — он крошится, сыпется.

Значит, все образцы хрупкие и оставляют след.

2. Взял чаши. Поместил в них образцы мела. Налил немного воды. Воду весь мел впитал очень быстро.

Значит, все образцы мела хорошо впитывают воду.

3. Взял чаши. Поместил в них образцы мела. Налил немного оливкого масла. Все образцы мела впитали масло. Чаши оказались сухие.

Значит, образцы мела хорошо впитывают жир, поэтому при использовании сушат кожу рук.

4. Рассмотрел образцы мела под микроскопом. Увидел вкрапления, крупные кусочки. Возможно, это просто песчинки или остатки микроорганизмов.

Значит, мел содержит микроорганизмы.

5. Погрузил образцы мела в воду, она помутнела. Образцы практически не повредились, они содержат клей или гипс. Молотый мел превратился в суспензию.

Значит, мел не растворяется в воде.

6. В колбу налил немного уксуса — это кислота. Положил туда образцы мела. Произошло выделение углекислого газа и разрушение кальция кислотой. Уксус бурлил и шипел, активно в колбе с молотым мелом. Остальные образцы не повредились, остались целыми, немного шипели (содержат клей или гипс, поэтому такой активной реакции не произошло).

Значит, мел это разновидность известняка и в составе мела кальций, который разрушается кислотой.

7. Оказывается, присутствие крахмала может изменить цвет йода. Взял образцы мела и капнул на них йод. Цвет йода изменился на сине — фиолетовый цвет, только на одном виде мела.

Значит, крахмал присутствует только в одном образце мела. Результаты занёс в таблицу.

Вывод: Узнал, что образцы мела хрупкие и оставляют след, хорошо впитывают воду и жир, не растворяются в воде, в составе мела есть кальций, а крахмал содержит ни все образцы мела (Приложение 7).

IV. Заключение

Работая по данной теме, я узнал, что такое мел и его местонахождение в природе. Исследовал состав, и свойства мела выяснил, что есть различие между школьным и природным мелом.

Моя гипотеза подтвердилась: природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел своими руками. Цель исследования достигнута, так как мне удалось изучить состав и свойства мела и изготовить школьный мел своими руками.

На основании полученных результатов написал рекомендации по безопасному использованию мела: 

— чтобы мел не сушил кожу рук можно обвернуть его скотчем или фольгой;

— чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2 — 3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;

— чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его на батарее и хранить в сухом месте;

— во время работы с мелом пользоваться влажными салфетками;

— чаще проветривать класс;

— вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

— промывать тряпку для стирания мела как можно чаще.

Я понял, что эта тема неисчерпаема! У меня появилось желание и дальше изучать полезные ископаемые (Приложение 8).

V. Библиографический список

Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995г. — 400с.

БСЭ. М.: Большая Российская энциклопедия, том 18, 2011г. — 767с.

Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; — М.: Химия, 1995г. — 136 с.

Оржековский П.А, Давыдов В.Н., Титов Н.А. — Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М.: АРКТИ, 1999г. — 152с.

Оржековский П.А., Титов Н.А. и др. — Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков. Химия в школе. №5 1991г. Стр. 62-65.

Интернет — источники:

http://www.o-krohe.ru/tvorchestvo/melki-dlya-risovaniya/

http://www.toybytoy.com/toy/Crayons_school

http://zegold.ru/mineral/mel.html

http://www.mirstroek.ru/articles/moreinfo/?id=989

http://docs.cntd.ru/document/1200024841

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

t1658473807ab.jpgПриложение 1

Иt1658473807ac.png зучаю литературу t1658473807ad.jpg Образование мела

t1658473807ae.jpgМесторождение мела Добыча мела

Мел Очистка от примисей Молотый мел

t1658473807af.jpgt1658473807ag.png

t1658473807ah.png

Приложение 2

t1658473807ai.jpg

t1658473807aj.jpgt1658473807ak.jpgПриложение 3

Пt1658473807al.jpg риложение 4

t1658473807am.jpg

Анкетирование одноклассников Подсчёт результатов

Диаграммы 1-4.

t1658473807an.gift1658473807ao.gif

t1658473807ap.gif

t1658473807aq.gif

Приложение 5

Приложение 5

t1658473807ar.jpgt1658473807as.jpg

Интервью у медицинской сестры школы Скрипник Т.В.

Приложение 6

Эt1658473807at.jpgt1658473807au.jpgt1658473807av.jpg ксперимент № 1

«Изготовление школьного мела своими руками»

t1658473807aw.jpgt1658473807ax.jpgt1658473807ay.jpg

Иt1658473807az.jpgt1658473807ba.jpg спытание изготовленного мела

Приложение 7

Эt1658473807bb.jpgt1658473807bc.jpgt1658473807bd.jpg ксперимент № 2 «Состав и свойства мела»

Сt1658473807be.jpgt1658473807bf.jpg ыпучесть, маркость. 2. Впитывание воды. 3. Впитывание масла.

4. Рассмотрел под микроскопом. Увидел вкрапления.

t1658473807bg.jpgt1658473807bh.jpgt1658473807bi.jpgt1658473807bj.jpg5. Погружение мела в воду. t1658473807bh.jpg

6t1658473807bk.jpg . Взаимодействие с уксусом.

7. Взаимодействие с йодом.

Оt1658473807bl.jpg бразцы мела

Результаты исследований свойства мела Таблица 1

Образец мела

Сыпу-честь

Мар-кость

Впитывание

воды

Впитывание

масла

Вкрапления

Погружение в воду

Выделе

ние углекислого газа

Окраска раствора йода

 1. Самодельный

Низкая

Низкая

Высокое

Среднее

Есть

Не растворяется

Медленно

Синий

2. Набор «Sport & Fun», Россия

Низкая

Низкая

Высокое

Среднее

Есть

Не растворяется

Медленно

Коричневый

 3. Цветной «Алгем» , Россия

Средняя

Сильная

Высокое

Среднее

Есть

Не растворяется

Медленно

Коричневый

4. Белый «Maped», Китай

Низкая

Низкая

Высокое

Среднее

Нет

Не растворяется

Еле заметно

Коричневый

 5. Белый «Chalk», Германия

Низкая

Низкая

Высокое

Среднее

Нет

Не растворяется

Еле заметно

Коричневый

6.  Белый «Алгем», Россия

Средняя

Средняя

Высокое

Среднее

Есть

Не растворяется

Медленно

Коричневый

7. Молотый

Высокая

Средняя

Высокое

Среднее

Есть

Не растворяется

Бурно

Коричневый

Пt1658473807bm.png риложение 8

1.1 История возникновения мела

Чтобы узнать всё про мел, мы изучали энциклопедическую литературу, анализировали материалы из интернета, совершили заочное путешествие в экомузей «Дно древнего моря».

Оказывается, на Земле существовал Меловый период, именно тогда начал образовываться мел.(Приложение 1. Рисунок «Меловый период»)

Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики.

Погибая, эти растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. Конечно, на это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом.

1.2 Состав природного и школьного мела

Мел – это известняк, состоящий из микроорганизмов и водорослей. То есть мел – осадочная порода – полузатвердевший ил, в котором встречаются раковины моллюсков, улиток. (Приложение 2.Рисунок «Кусочки мела»)

В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата.

Кальций присутствует и в обычной водопроводной воде, придавая ей так называемую жёсткость. Кстати, накипь, образующаяся на стенках чайника, тоже состоит в основном из карбоната кальция.

Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей.

Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды.

Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора.

Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик (Приложение 3. Рисунок – Школьный мел)

Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета. (Приложение 4. Рисунок – Цветной мел)

1.3 Использование мела человеком

Мела добывают много. А где он находит применение? Мел применяют во многих областях – в медицине, в школе, в промышленности, в сельском хозяйстве (Приложение 5).

Вот видите: мел необходим всем и везде!

1.4 Влияния школьного мела на здоровье человека

Из телепередачи мы узнали, что российские педагоги вообще выступают против работы учителя с мелом: опасно для здоровья!

Дело в том, что это продукт, содержащий в своем составе, помимо основных безопасных компонентов (известняка, гипса и крахмала), склеивающие вещества и красители.

Кроме того, в процессе использования школьный мел начинает пылить, оседать на одежде и мебели, забиваться в нос, пачкать руки.

Нас заинтересовало – действительно ли мел так опасен для здоровья?

Перейти к разделу: 2. О свойствах мела

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 ИМ. С.М.КИРОВА»

Исследовательский проект

По теме «Что за чудоэтот мел?»

Выполнила:

Худякова Анастасия

ученица 1 а класса

МБОУ СШ №5 им.С.М.Кирова

Руководители:

руководитель

Романова Ольга Валерьевна

учитель начальных классов

Ульяновск

2020 год

Содержание

1. Актуальность.

2. Теоретическая часть

2.1.История появления мела

2.2. Структура природного и школьного мела

2.3. Интересные факты о меле

2.4. Применение мела человеком

3. Практическая часть

3.1. Анкетирование учащихся с целью изучения их

знаний про школьный мел

3.2. Изучение структуры и свойств мела

3.3. Исследование влияния школьного мела на здоровье

человека

3.4. Изучение возможностей применения мела в

повседневной жизни человека

4. Заключение

5. Литература

6. Приложение

6.1. Буклет .Интересные факты о меле.

6.2. Продукт проекта. Процесс изготовления мелков в

домашних условиях.

6.3. Анкеты.

Исследовательский проект

«Что за чудо этот мел?»

Любят дети все на свете,

На асфальте рисовать,

Камнем, что крошится быстро,

Как же чудо то назвать?

1.Актуальность

Это необычное чудо школьные мелки, которые с детского сада

знают все люди. В современном мире учителя в школе используют все

больше нового оборудования для нашего обучения. А мелками и сейчас

пишут на доске, они являются важными помощниками в школьной

жизни.

Мел полезное ископаемое, которое обладает массой

удивительных возможностей и имеет много интересных свойств.

На уроке в школе каждый испытывает неповторимые чувства,

когда начинает писать на доске мелом. Иначе как можно научиться

чемуто новому?

Почему мелком нам так нравится писать на доске и рисовать на

асфальте? Откуда он берёт своё происхождение? Что входит в состав

мелков? Почему учителя бывают недовольны мелками? А ещё я очень

люблю писать в школе на доске мелом. Меня заинтересовали все эти

вопросы, и я решила провести исследование.

Цель:

изучить состав школьного мелка и доказать, что он широко

используется в быту.

Задачи:

1. Изучить литературу о меле;

2. Провести опыты с мелом;

3. Выяснить, какое влияние оказывает мел на здоровье человека;

4. Изготовить мелки в домашних условиях;

5. Создать презентацию;

6. Рассказать одноклассникам о своих исследованиях.

Объект исследования:

школьный мелок.

Предмет исследования:

состав и свойства мела, которые можно использовать в повседневной

жизни.

Гипотеза:

предположим, что мел может быть полезен и вреден для здоровья

человека;

Методы исследования:

анализ справочной и энциклопедической литературы по данной теме,

видеоматериалов, интернетресурсов;

анкетирование;

проведение опытов;

систематизация и обобщение полученной информации;

создание компьютерной презентации,

Практическая значимость исследования:

данную работу можно использовать на уроке Окружающий мир, когда

изучают тему «Полезные ископаемые» в 1 классе.

2. Теоретическая часть

2.1.История появления мела

Я решила подробно изучить информацию про мел. Вместе с

взрослыми я читала познавательную литературу, анализировала

материалы из интернета, совершила поездку в «Царство мела», а именно

на то место, где добывают мел в поселок Меловое.

В далёкие времена, на Земле существовал Меловый период, именно

здесь и зародился мел. Название этого периода пошло от мела – белой

плотной мягкой породы, такой полезной и нужной в быту. При

незначительном увеличении, через лупу, заметно, что мел состоит в

основном из белёсых частичек. Это карбонат кальция. Имея

биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у

организмов, живших в незапамятные времена. Он состоит из рачков и

улиток, живших в теплых морях, которые извлекали из морской воды

кальций и строили свои раковины. Погибая, эти растения и животные

накапливались на дне океана.

Со временем образовался толстый слой из этих останков. Конечно,

на это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой превращался в

известняк, который мы называем мелом. Так залежи мела появились и у

нас в Ульяновской области, а именно в посёлке Меловое. Где и по сей

день идёт добыча мела. В Сенгилеевском районе располагаются

большие залежи мела, которые были образованы из мельчайших

частичек раушек. Мел широко используется для производства цемента,

строительной извести и силикатного кирпича. А ещё мел с данного

месторождения называютписчий мел.

На территории Ульяновской области располагается Меловой завод

«Шиловский». Он был основан в 40е годы 20 века в селе Шиловка

Сенгилеевского района Ульяновской области, недалеко от места добычи

мела.

Белизна добываемого мела сопоставима со знаменитым мелом из

Англии и Франции. Поэтому мел с этого месторождения был

востребован и поставлялся на стекольные производства в Гусь

Хрустальный и другие производства резинотехнических изделий всего

Советского Союза.

Сейчас данное предприятие переживает серьёзные изменения. Для

возобновления производства мела было завезено и установлено новое

оборудование.

Сегодня производство высококачественного мела из Ульяновска

очень востребовано. Для этого природного материала характерна такая

отличительная особенность, как легкость добычи и переработки при

отсутствии серьезных экологических нарушений и высоких издержек.

2.2. Структура природного и школьного мела

Мел это природный материал, который добывают, как и другие

полезные ископаемые. Мел состоит почти целиком из кальция и

представляет собой остатки древних организмов, часто в его составе

встречаются камешки и песчинки.

В природе мел встречается повсюду из него состоят раковины

моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа.

Натуральный мел, используемый для производства школьных

мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит

посторонних примесей.

Для производства хорошего школьного мела природный белый мел

специально изготавливают. Сначала его дробят на специальном

оборудовании, сортируют, очищают от примеси и растирают в порошок

с добавлением воды. Эту массу отстаивают, дав тяжелым примесям,

таким как песок и камни осесть на дно бака. Смесь более чистого

материала переливают в другой бак, до тех пор, пока вся ненужная

примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора.

Полученную массу долго отстаивают в баке, затем сливают воду, а

полученную массу переливают в обтянутый тканью ящик.

Полученную массу просушивают на решетке. Затем в него

добавляют различные добавки, для улучшения качества мела. А что бы

мел стал разноцветным, добавляют различные красители.

2.3. Интересные факты о меле

! Оказывается, в древности строили из известняка пирамиды.

Пирамида Хеопса была построена из 2,5 миллионов известняковых

блоков, средний вес каждого 2,5 тонны. Вся белокаменная Москва была

построена из известняка.

! Оказывается, муравьи не могут терпеть мел, поэтому полоски,

начерченные около их места обитания, могут надолго отпугнуть их.

! Оказывается, будет уместно держать в шкатулке, рядом с

украшениями, кусочек мела. Тогда ваши укрощения никогда не

потускнеют.

2.4. Применение мела человеком

1. Из природного мела изготавливают школьные мелки, которыми и

по сей день дети любят писать и рисовать, как на асфальте, так и

на школьной доске в классе.

2. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к

пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей,

зубов и костей.

3. Мел используют при производстве бумажной и картонной

продукции тонкодисперсный (измельченный), мел используется

как наполнитель и отбеливатель бумаги. Мел, обработанный

стеариновой кислотой, обладает гидрофобными свойствами. Его

также используют в бумажной промышленности. Содержание мела

в бумаге повышает качество печати и снижает вероятность износа

печатной аппаратуры.

4. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее

кислотности, а также для изготовления комбикорма для

животных.

5. В парфюмерии мел добавляют в зубные порошки и пасты.

Мел является незаменимым компонентом для косметических средств

помады, тонального крема, пудры и др. Только мел в составе

тонального крема впитывает лишний жир и защищает кожу от блеска.

6. Мел применяется для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов,

для борьбы с вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и

кухонной посуды.

7. Особое место в развитии цивилизации принадлежит карбонатным

породам самым многочисленным осадочным образованиям. Главное

место занимают известняки. С древних времён известняк использовали,

как строительный материал. Строились здания и сооруженияхрамы,

усыпальницы и даже мосты. От великих цивилизаций прошлого

остались либо руины, либо отдельные строения. Например

«Королевские гробницы» на Кипре

Не так давно мел использовали для нанесения разметки на игровое

поле. Взвесь, поднимающуюся в воздух после попадания мяча на линию,

было легко увидеть.

3.Практическая часть

3.1. Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний

про школьный мел

Для того, чтобы понять, что знают одноклассники о меле, я провела

анкетирование по следующим вопросам:

1. Из чего состоит мел?

2. Влияет ли мел на здоровье?

3. Что общего у мела с жемчугом, скорлупой куриного яйца и зубами?

В опросе участвовало 29 учащихся моего класса и 10 учителей.

После опроса я убедилась, что все опрошенные учителя школы о

происхождении и составе мела знают много, а учащиеся – почти ничего.

На 1 вопрос ответили: 17 ребят из известняка, а 12 ребят из глины.

На 2 вопрос :13 ребят считают, что мел вреден, а 16 ребят полезен.

На 3 вопрос: 2 ребят сказали, что белый цвет, 27 ребят не знают, что

общего.

Вывод: учащимся будет полезно и интересно послушать мой проект

о происхождении, свойствах и применении мела.

3.2. Изучение структуры и свойств мела

Мне стало интересно: «Из чего же состоит мел? » Я решила

провести опыт.

Из чего состоит

мел.Ответы

учащихся.

песок

глина

известняк

Влияние мела на

здоровье человека.

Ответы учасщихся

Что общего у мела с жемчугом,

скорлупой и зубами?

цвет

кальций

не знают

Опыт 1.

Я решила рассмотреть мел. Взяла кусочек мела и размяла его. Затем

перемешала мел с водой. Полученную кашицу положила на тарелку и

рассмотрела частички.

Я увидела белые комочки, мне показалось, что они напоминали

кусочки ракушек. Кроме белых комочков в кашице были крупинки

похожие на песок.

Вывод:

мел не растворяется в воде;

мел состоит из останков микроорганизмов и других примесей.

Если мел образовался из ракушек, значит, мел состоит из

известняка. Действительно ли это так? Я решила провести еще один

опыт.

Опыт 2.

Я взяла стакан и кусочек мела. Соблюдая все правила безопасности

при работе с кислотой, мама налила в стакан немного уксуса, и я

положила в него мелок. Уксус сильно забурлил. Мел стал рассыпаться.

Мама подсказала, что уксус – это кислота. Мел состоит из известняка,

который при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяется

углекислый газ, что я и увидела при проведении опыта. После

проведения данного опыта мы проветрили помещение.

Выводы:

мел состоит из известняка (кальция);

кальций разрушается кислотой.

А так как наши зубы состоят из кальция, их надо беречь от попадания

на них кислоты. Значит, сок будем пить через трубочку!

Рисуя на асфальте, я заметила, что одни мелки хорошо рисуют, а

другие

не очень. Я предположила, что при изготовлении мелков, в массу с

мелом кладут разные добавки и решила провести опыт.

Опыт 3.

Я взяла 4 мелка, разных производителей, и 1 кусок природного мела,

капнули на них по капле йода, он быстро впитался, затем я ещё добавила

йода. Оказывается, при взаимодействии йода с крахмалом меняется

окраска смеси на фиолетовый цвет. Окраска капли йода на 1 мелке

изменилась на фиолетовый цвет, значит, там есть крахмал. У 2 и 4куска

окраска стала серофиолетовая, значит, там присутствуют другие

добавки. На остальных образцах мела окраска капли йода не

изменилась, значит это природный мел без добавок.

Вывод:

в разных видах мела есть разные добавки: в одних, например, крахмал,

а в других, возможно, клей.

3.3. Исследование влияния школьного мела на здоровье человека

Меня заинтересовал вопрос, влияет ли мел на здоровье человека.

Этот вопрос я задала 10 учителям и 29 учащимся начальной школы. «Да»

ответили 10 педагогов и 13 детей, «нет» – 16 учащихся.

Детям нравится рисовать мелом, и они не задумываются о том, что

мел может причинить вред здоровью.

А вот все учителя отметили, что школьный мел может принести вред

здоровью. Педагоги написали что:

сохнет кожа рук от мела 8 человек;

вызывает аллергию (чихание, приступы кашля )2 человек;

Если после использования мела кожа рук становится сухой, значит,

мел впитывает в себя влагу и жир. Я решила провести опыт и проверить,

так ли это?

Опыт 4.

Взяла 2 тарелочки. В первую налила воду, во вторую немного

растительного масла. В каждую положила по кусочку мела.

Воду мел впитал очень быстро, масло – помедленнее, но тарелочка

тоже оказалась почти сухой.

Влияние мела на здоровье

человека.Ответы учителей.

сушит кожу

аллергия

Вывод:

мел сушит кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и

растительное масло.

После изучения литературы я составила следующие

рекомендации учителям:

чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно

обернуть мел плёнкой или выполнить футляр из фольги;

Чтобы избежать негативных последствий от мела,

рекомендуется:

учителям, которые часто пользуются мелом, смазывать руки

увлажняющим кремом;

чаще проветривать класс;

стирать мел с доски только влажной тряпкой;

3.4. Изучение применения мела в повседневной жизни

человека

Изучив литературу, прочитав статьи в сети Интернет, а так же

проведя опыты с мелом, я узнала много интересного о свойствах

школьного мела: способности впитывать воду и поглощать жир.

Благодаря этим свойствам мел можно широко использовать в жизни

человека каждый день.

Я нашла и попробовала на практике разные советы:

«Мелпомощник». Мел легко превратить в порошок, поэтому его

можно использовать чистящее средство. Нужно измельчить и добавить

в него немножко воды. Средство для чистки готово. Почистите им парту

или письменный стол от чернил. Про этот секрет рассказала мне мама.

Давно, когда она была ещё ученицей, ученикам нравилось общаться

между собой, рисунками сделанными ручкой на парте. Учителям,

конечно не нравилось – это безобразие, и они просили детей все

рисунки с парт стереть. Как же быть? Без чистящего средства не

обойтись! И тут на помощь приходил школьный мел.

Я решила это проверить и провела опыт.

Опыт 5.

Я размяла мел, добавила в него немного воды и перемешала,

получилась кашица. На столе нарисовала ручкой букву, а затем

попыталась при помощи этой кашицы стереть.

О, чудо! От пасты на столе не осталось и следа!

Вывод:

Мел можно использовать, как чистящее средство.

«Мелпоглотитель влаги». Можно использовать мел для удаления

влаги и запахов в платяном шкафу. Для этого нужно положить кусочки

мела в мешочек и развесить в шкафу.

«Мелотбеливатель» Тщательно натрите пятно белым

мелом. Оставьте мел на 10 минут, а затем застирайте как обычно. Мел

впитает загрязнения и поможет вернуть белизну воротничкам на ваших

рубашках.

«Мел – защитник от ржавчины». Мел впитывает влагу, поэтому

горстка мела в ящике для инструментов поможет предотвратить

ржавчину.

«Мел – прекрасно борется с жиром». Если вы умудрились запачкать

кожаное изделие жиром, то не трите это место водой с мылом или чем

то другим, можете нанести вред коже. Просто посыпьте место

загрязнения меловой пылью, которую можно получить, измельчив

обычный школьный мел в мелкую крошку или, еще лучше, пыль. После

нанесения мела на кожаное изделие его не стоит трогать в течение

суток, за это время мел впитает в себя частицы жира и влаги. А через 24

часа счистите меловую пыль мягкой щеткой и пятна вы больше не

увидите.

«Мел – это учёба и игра». Мел пользуется огромной популярностью у

детей вот уже много лет. Без него трудно организовать игру «Классики»

и многие другие.

4.Заключение

В ходе работы над проектом я выполнила все поставленные задачи:

изучила литературу и статьи в интернет источниках,

научилась искать в них нужную информацию;

выполнила опыты и узнала его состав;

выяснила, что мел влияет на здоровье человека;

выполнила буклет с рекомендациями по использованию мела в

нашей жизни.

Я сделала следующие выводы:

мел часто используется в повседневной жизни человека;

мел пока что незаменим на уроках в школе;

мел причиняет вред здоровью человека.

Я подтвердила свою гипотезу, что мел может быть и полезным и

вредным для человека.

В ходе выполнения работы я узнала много нового и интересного

про мел. Изготовила буклет, в котором есть сведения, о том как можно

применять мел в быту. Рассказала одноклассникам про мел. Изготовила

разноцветные мелки, которыми так хорошо рисовать на доске. А ещё я

хочу продолжить изучать свойство различных минеральных веществ,

которые тесно связаны с повседневным использованием человеком.

Литература.

1. Книга «Минералы». Серия «Детская энциклопедия». Издательство

«Росмэн»

2. Егоров В.Н. Географическое краеведение. Издательство «Корпорация

технологий продвижения»

3. Ульяновская – Симбирская энциклопедия. Издательство «Симбирская книга»

4. Энциклопедия для детей. Геология. Том 4.Издательство «Аванта»

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия.

6. Источник: https://kratkoe.com/doklad-soobshhenie-pro-mel/

7. Источник: https://ulgrad73.ru/geografiya-ulyanovska/poleznye-iskopaemye-

ulyanovskoj-oblasti/

8. Источник: https://melzavod-73.ru/

9. Источник: https://vseprokamni.ru/interesno/proisxozhdenie-mela.html

Приложение 2

Продукт проекта

Приложение 3

Анкеты.

Анкета для детей

1.Из чего состоит мел?

а). песок

б). глина

в). известняк

2. Влияет ли мел на здоровье человека?

а). влияет

б). нет

3. Что общего у мела с жемчугом, скорлупой яйца и зубами?

__________________________________________________________________

Анкета для учителей

1.Из чего состоит мел?

а). песок

б). глина

в). известняк

2. Что общего у мела с жемчугом, скорлупой яйца и зубами?

_________________________________________________________________

3.Нравится ли Вам мелки которым вы пользуетесь в школе?

4. Влияет ли мел на здоровье человека?

а). влияет

б). нет

5. Как мел влияет на здоровье человека?

  • Рассказ про морошку 2 класс
  • Рассказ про моросящий дождь
  • Рассказ про международный день защиты животных
  • Рассказ про медного всадника рассказ
  • Рассказ про медицинский колледж