— краткий рассказ о музыкальном инструменте.
— изображение музыкального инструмента
— загадки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БАЛАЛАЙКА
Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
(Балалайка)
Предварительный просмотр:
БАРАБАН
Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.
ЗАГАДКИ
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Внутри – пустой,
А голос – густой.
Сам молчит,
А бьют – ворчит…
(Барабан)
Предварительный просмотр:
ГИТАРА
Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.
Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.
Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко. Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.
Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
ЗАГАДКА
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)
Предварительный просмотр:
ВИОЛОНЧЕЛЬ
Мелодию любви поет виолончель —
Под трепетным смычком натянутые струны…
Виолончель как никакой другой инструмент из группы смычковых подходит для выражения возвышенности, глубины и силы звука.
Термин «смычковый» означает, что для игры на инструменте необходимо вести по его струнам специальным предметом – смычком, небольшой палочкой с натянутыми волосками. Смычок обычно делают из дерева и настоящего конского волоса. Чтобы инструмент звучал, надо натереть смычок канифолью. Иногда музыканты обходятся без смычка, и игра представляет собой пощипывание (дерганье) струн пальцами. Эта техника игры называется пиццикато. Звук от пиццикато негромкий – приглушенный.
Виолончель больше скрипки. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Прообразом ее стала популярная в эпоху Возрождения виола да гамба.
Виолончель имеет четыре струны разной толщины, настроенные каждая на свою ноту. Во время игры исполнитель располагает виолончель между коленями, металлический шпиль должен упираться в пол. Бродячие музыканты, которым надо было играть стоя, а то и во время ходьбы, для удобства привешивали виолончель на специальный крюк в одежде. Ну а музыканты, выступавшие в помещении, поддерживали ее ногами или ставили на стул.Для виолончели написано много произведений. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло. «Нужна громадная талантливость, необходима сложная совокупность виртуозных качеств, чтобы победоносно привлекать внимание публики на эстраде с виолончелью в руках», – писал русский композитор П. И. Чайковский.
Расцвет русской школы виолончельного искусства связан с именем знаменитого исполнителя К. Ю. Давыдова, которого П. И. Чайковский называл «королем виолончели».
В нашей стране большой вклад в популяризацию виолончели внес Мстислав Ростропович, виртуозно игравший на этом инструменте.
В судьбе каждого инструмента есть человек, сумевший открыть его заново, выявить особенности, о которых никто прежде не подозревал. Таким человеком для скрипки стал Паганини, для фортепиано – Рахманинов, а для виолончели – Казальс, прославившийся в XX в. Его игру называли «настоящим чудом». Благодаря Казальсу музыкантам стала доступна и сложнейшая виртуозная техника.
ЗАГАДКА
Голос мужчины и женщины тоже
И инструмент, так на скрипку похожий, —
Только побольше, плюс шпиль и смычок.
Все называется словом одним.
Ты догадался, конечно, каким?
(Виолончель)
Предварительный просмотр:
ГАРМОНИКА
Термин «гармоника» произошел от греческого «гармоникос» – стройный, созвучный. Он объединяет музыкальные инструменты, в которых звук извлекается из пластинок-язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим. Получаются два аккорда. Существуют разные гармоники – губные, ручные и механические. Губные очень удобные, небольшие, их можно носить с собой. В Европе они появились в 1777 г.
Первую ручную гармонь сделал немецкий мастер Ф. Бушман в 1822 г. В ней воздух нагнетался на пластинки с помощью воздушного мешка-резервуара, который называется меха. Его делали из картона и обклеивали тканью. Язычки имели разную длину и толщину, поэтому при продувании воздуха через них получались разные звуки.
Благодаря певучести, амплитуде громкости, компактности и простоте обучения игре гармонь стала популярной в Европе и России.
Размер гармони небольшой, весит она около 5–6 кг. Играют на ней обеими руками, держа перед собой на груди и раздвигая инструмент, заставляя его то расширяться то «сдуваться».Со временем конструкция гармони изменялась, и инструмент становился более интересным по звучанию.
Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его русский мастер П. Стерлигов. Тональный диапазон его шире, чем у гармони: до шести с половиной октав. Но и вес больше – около 8–9 кг. Бывают баяны весом в 13–15 кг. Играть на таком инструменте стоя уже непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Особенной популярностью баян пользуется у исполнителей фольклора.
Аккордеон – это тоже разновидность гармоники, но на правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Само название «аккордеон» происходит от немецкого слова akkord, что означает гармония. Его впервые ввел венский мастер армянского происхождения К. Дамиан в 1829 г. Созданный им инструмент при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре издавал целый аккорд, то есть сразу несколько звуков. Аккордеоны с правой клавиатурой фортепианного типа появились в России раньше, чем в Европе.
ЗАГАДКА
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)
Предварительный просмотр:
ГУСЛИ
Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле. Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.
О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, Ставре Годиновиче и Соловье Будимировиче.
«Гудение струнное» у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.
Гусли могут нам выразить любое настроение:
Заиграл Добрыня по-уныльному,
По-уныльному, по-умильному…
Заиграл Добрыня по-веселому.
В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив. Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции. Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.
Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.
Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в. Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.
Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении. Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.
ЗАГАДКА
…
Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
Предварительный просмотр:
КСИЛОФОН
Динь-динь, тон-тон,
Ксило-ксило-ксило-фон.
Ксилофон на шкаф забрался,
Он фламинго испугался.
– Ты, фламинго, погоди!
Клювом сильно не стучи,
Лучше палочку возьми.
И услышишь нежный звон.
Просто чудо – ксилофон.
«Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.
Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.
Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке. А вот если к металлофону приделать клавишный механизм наподобие фортепиано, то получится инструмент челеста. Изготовил его мастер Огюст Мюстер в 1886 г. Играть на челесте удобнее, чем палочками на металлофоне. А звук такой же нежный и звонкий. Во время своего визита в Париж челесту услышал П. И. Чайковский и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» и балет «Щелкунчик».
Впервые в оркестре ксилофон использовал Фердинанд Кауэр в середине XIX в. в произведении «Семь вариаций». Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон, – симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти». Русский композитор Римский-Корсаков в «Сказке о царе Салтане» поручил ксилофону песенку «Во саду ли, в огороде» для изображения белки, грызущей золотые орешки.
Предварительный просмотр:
ОРГАН
Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.
Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.
Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.
Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.
Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.
Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.
Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.
В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.
Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.
ЗАГАДКА
Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет
(Орган)
Предварительный просмотр:
СКРИПКА
Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.
На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.
Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре. Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.
Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».
Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.
ЗАГАДКА
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
(Скрипка)
Предварительный просмотр:
ТРУБА
Труба относится к группе медных духовых инструментов. Ее прообразом были инструменты, изготавливаемые в древности из рогов животных. Примером может служить шофар, сделанный из бараньего рога, на котором играли в иудейских храмах. В Ветхом Завете рассказывается об осаде города Иерихон. На седьмой день священники стали обходить стены города, трубя в трубы. От их звука стены неожиданно рухнули. С тех пор выражение «труба иерихонская» означает очень громкий звук, «трубный глас».
В Скандинавии изготавливали инструмент из бивня мамонта – лур. Позднее, когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы. Родоначальник всех медных духовых инструментов – горн (от немецкого слова «хорн» – рог). Прогресс неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, менялся и металл (медь, бронза, серебро).Труба была прежде всего сигнальным инструментом в войсках, в Средние века их применяли в рыцарских церемониях, брали с собой в походы.
Труба – самый высокий по диапазону среди других медных духовых инструментов. В оркестре она участник острых, драматических моментов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. Именно труба придает оркестру торжественность. Она может быть громкой, но способна и на тихий, мягкий звук. В духовом коллективе ей отводится солирующая роль, она исполняет мелодию. Широко применяют трубу и в джазовых ансамблях. Американские трубачи – Майлз Дэвис и Луи Армстронг оказали значительное влияние на развитие джазовой музыки XX в. Впервые ввел трубу в оперный оркестр итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В опере «Орфей» он использовал пять самостоятельных партий для труб. Многие композиторы посвящали трубе концертно-виртуозные сочинения. Это Гайдн, Гедике, Гуммель. Часто труба звучит в сольных партиях у Баха, Бетховена, Брамса, Римского-Корсакого, Чайковского и многих других.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную,
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
(Народная песенка) ЗАГАДКА
Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят…
(Трубы)
Предварительный просмотр:
ФЛЕЙТА
Волшебная флейта звучит и чарует,
Цветными узорами сны нам рисует.
Музыки этой кармический код,
Словно к себе,
Всех нас зовет.
В. Антош
Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название флейта – деревянный духовой инструмент. Существует легенда, как древнегреческий бог лесов и пастбищ Пан полюбил нимфу Сиринкс. Однажды он захотел поймать нимфу, а Сиринкс попросила бога реки спасти ее. Тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель и назвал ее именем нимфы. Сейчас флейта Пана – это народный инструмент, состоящий из трубочек разной длины, что позволяет издавать звуки разного тона. Трубочки делают из камыша, бамбука, тростника, металла, дерева или даже из пластика.
Продольная флейта называется блокфлейтой. Она представляет собой дудочку с семью отверстиями сверху и одним – снизу. Отверстия расположены вдоль инструмента, через равные промежутки. Высота звука меняется в зависимости от того, какое отверстие открыто. Блокфлейты изготавливают из самшита, груши, сливы, клена. Профессиональные инструменты обычно делают из пород красного дерева.
В современных оркестрах играют на поперечных флейтах. Ее создал Теобальд Бем – баварский изобретатель, музыкант, композитор. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Отверстия на инструменте открывают и закрывают клавиши – клапаны. Трубка флейты имеет 16 или более отверстий. Отверстия на старой флейте были очень малы. Бем расширил их настолько, что палец исполнителя не закрывает их полностью. Благодаря этому возникла чрезвычайно остроумная система клапанов, расположенная под пальцами настолько удобно, что исполнитель может легко справляться с труднейшими техническими приемами. Поперечная флейта превосходит блокфлейту по глубине и выразительности звука, ширине диапазона и техническим возможностям.
Западноевропейские и русские композиторы – Бах и Глюк, Равель и Дебюсси, Глинка и Прокофьев – создали прекрасные произведения для флейты. «Волшебная флейта» – так Моцарт назвал одну из самых исполняемых сегодня опер.
ЗАГАДКА
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?
(Дудочка)
Предварительный просмотр:
ФОРТЕПИАНО
Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.
Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.
Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.
Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.
У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку. Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.
На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.
ЗАГАДКА
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (Рояль)
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… (пианино).
Расскажите детям о музыкальных инструментах — Емельянова Э.
- Подробности
- Категория: Узнай-ка!
Страница 1 из 4
Расскажите детям о музыкальных инструментах
БАЛАЛАЙКА
Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
(Балалайка)
БАРАБАН
Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.
ЗАГАДКИ
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Внутри – пустой,
А голос – густой.
Сам молчит,
А бьют – ворчит…
(Барабан)
ГИТАРА
Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.
Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.
Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко. Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.
Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
ЗАГАДКА
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)
Многие сказки начинаются с привычных слов «жили-были…» Вот и наша сказка про музыкальный инструмент начинается так же. «Жила-была скрипка…» Почему именно о скрипке идёт речь в сказке? Потому что скрипка зачастую не только выступает в качестве солиста в оркестре, но и потому, что звуки она издаёт просто волшебные.
Сказка «Большая скрипка»
Автор: Ирис Ревю
Жила-была скрипка. Она была красива, нет, просто восхитительна! Фантастична, изящна, неповторима. Её струны имели свою неповторимую звуковую окраску. А смычок был просто волшебным!
Все музыкальные инструменты ценили и уважали скрипку. Но ей хотелось большего. Скрипка стремилась быть королевой!
— Мы любим и дорожим тобой, скрипка, но ты мала для того, чтобы стать королевой.
— Я — мала? – подумала скрипка. — Что же мне надо сделать для того, чтобы вырасти?
Скрипка продолжала играть на концертах. Она звучала в больших и малых залах. Все хвалили и восторгались ей. Долгие годы скрипка гастролировала.
И вот однажды она попала в руки к одному скрипачу. Он долго любовался скрипкой, а затем начал играть.
Какая это была музыка! Прохожим казалось, что звуки эти – не дрожание струн под властным смычком в руке скрипача, а звуки неба, тихие и нежные, как нежна далёкая голубая лазурь… Все восхищались скрипкой и музыкантом, умевшим покорять души людей нежным прикосновением смычка к тихо и печально дрожащим струнам.
…А музыкальные инструменты всё-таки выбрали скрипку королевой! Ведь она выросла. Она выросла духовно! У неё появилось что-то такое, что особенно трогало душу. С годами скрипка обрела душевное равновесие и веру в себя.
Вопросы и задания к сказке
Расскажи, как выглядит скрипка.
При каких обстоятельствах скрипка заиграла по-новому?
Почему музыкальные инструменты всё-таки выбрали скрипку королевой?
Как ты думаешь, что означает выражение «духовно выросла»?
Какие из перечисленных пословиц и известных выражений подходят к сказке про музыкальный инструмент?
Удел жизни – терпение и труд.
Хочешь быть первым? Будь им!
Хорошему мастеру любой материал хорош.
Каков музыкант – таков и результат.
Какие пословицы подобрал бы ты к этой сказке?
- Энциклопедия
- Разное
- Русский народный инструмент
Этот прекрасный музыкальны инструмент, является спокон веков народным, одним из первых, струнным олицетворением крестьянской души. Второе название «балалайка» — есть созвучием от слов балаболить, балагурить, балакать. Все это объясняет смысловое понятие этого шутливого, супер легкого и совсем не серьезного инструмента.
В далеком прошлом первые кто играл на балалайке были простые крестьяне, но со временем она перешла в руки скоморохов, которые зарабатывали деньги, играя на ярмарках и тем самим веселя весь народ. Говорят, что это не нравилось царю Алексею Михайловичу и он издал закон, соответственно которому были сожжены все музыкальные инструменты. Но когда царь умер, наша балалайка с новой силой зазвучала в каждом доме.
Балалайка является струнным щипковым, из роду лютневых, инструментом. В далеком прошлом она имела не только треугольную форму, но и овальную, полукруглую с двумя или иногда четырьмя струнами. Есть, аж целых пять видов балалаек в музыкальном оркестре: альт, прима, секунда, контрабас и еще бас. Все они имеют разные размеры и тембр звучания. И одной из самых больших балалаек считают контрабас, который имеет рост 1,7 метра.
Иностранцы с большим удивлением слушают игру на этом инструменте, не понимая как с помощью всего лишь трех струн можно издавать такие сложные произведения. Она является еще прекрасным сувениром для гостей, приехавших в Россию из других стран.
Вот какой интересный и простой народный инструмент, у которого даже грустная мелодия превращается в не очень то, и грустную. Еще на ней очень просто и легко научится играть.
Балалайка – есть одним из обязательных и наиболее распространенных музыкальных инструментов, которые изучают во всех академических учебных заведениях из музыки.
Вариант №2
Русская культура, как известно очень богата и разнообразна. Раньше, когда у людей не было многочисленных увлечений и вариантов как провести досуг, особое внимание из придавалось танцам, хороводам, гуляниям, которые, как правило, сопровождались музыкой. В связи с этим появились замечательные музыкальные народные инструменты, которые можно встретить и в наше время. На сегодняшний день принято различать инструменты на определенные группы. Но некоторые из них потеряли свою актуальность и стали потихоньку забываться. Современное поколение пытается сохранить культурное наследие и непременно передать потомству.
Самым распространенным атрибутом народного музыкального искусства является балалайка.
Ее роль очень существенна в формировании культуры российского народа. Изначальное происхождение самого названия исконно принадлежит коренному народу и имеет свойство благозвучности и мелодичности. Корень слова имеет родство с другими похожими словами, включительно балакать, балаболить. Ассоциативный ряд наталкивает на поверхностное понятие о самом инструменте. Дивная вещица получила признание в конце 17 века, и используется до сих пор как и сольный, так и концертный, ансамблевый музыкальный элемент.
Кугиклы, не такой известное, но не менее важное музыкальное орудие. Сама конструкция подразумевает под собой столбик из трех или пяти полых трубок, которые могут быть произвольной длины. Раньше основным материалом для создания кугикл, выступал камыш, тростник, но в связи с современной модернизацией, его заменили на обычную пластмассу. Звук, который они издают, очень хорошо сочетается с практически любыми народными инструментами. Нежная, умеренно тихая чарующая мелодия, заставляет расслабиться и получить удовольствие.
Так же излюбленным развлечением русского населения, считалась игра на гуслях. Ритмичность и динамика, исходящая от их звучания заводила народ и поднимала настроение. Существует несколько разновидностей этого атрибута, но особой известностью пользуются лирообразные гусли, которые имеют, так называемое игровое окно. Дабы сохранить долгосрочность инструмента, его принято было изготавливать из качественной древесины, в частности из ели и сосны.
Но самой яркой и незаменимой частью в сфере музыки, является баян. Универсальность в плане музыки, сделала его очень популярным и востребованным. Большая клавиатура позволяет придумывать неограниченное количество композиций, и повторять уже существующие мелодии.
2 класс кратко
Русский народный инструмент
Популярные темы сообщений
- Полезные ископаемые
Становление человеческой жизни на Земле прошло долгий путь. Люди приобрели многие знания и навыки. Теперь они привыкли жить хорошо и ни в чем не нуждаться. Чтобы улучшить свою жизнь, людям необходимо привлекать затраты и разнообразные
- Июльский жук (описание, виды, где обитают)
Текст статьи: Июльский жук – из подсемейства Хрущей, семейства Пластинчатоусых. Крупное насекомое, до четырех сантиметров в длину. Форма выпуклая, удлиненно-овальная.
- Солнечное и лунное затмение
Еще 4000 лет тому назад появились первые записи о солнечном затмении. В это время китайцы верили, что на небе появляется большой дракон, который всеми способами пытается проглотить Солнце. Астрономы, жившие во дворе императора,
- Рысь из красной книги
Красная книга РФ – это главный правительственный сборник, в который вносят виды редких и находящихся на грани исчезновения животных. Рысь — одно из животных, занесенных в Красную книгу, так как популяция этого редкого животного очень малочисленна.
-
Ганс Христиан Андерсен — известный на весь мир датский писатель романтического жанра литературы. Его сказки «Гадкий утенок», «Дюймовочка» и «Снежная королева» переведены на 150 языков и поэтому знакомы
1
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 2 класс Вербицкая О.А., учитель музыки Школа-интернат 11. г.Шадринск
2
Должны узнать названия некоторых муз. инструментов, их внешний вид, звучание уметь отличать один инструмент от другого, делить их на группы, а так же пользоваться на уроках музыки Интернетом
3
АККОРДЕОН
4
ГАРМОШКА
5
6
ГУБНАЯ ГАРМОШКА
7
8
БАЯН
9
10
ФОРТЕПИАНО
11
12
РОЯЛЬ
13
ОРГАН ОРГАН
14
СКРИПКА
15
ГИТАРА ГИТАРА
16
17
БАЛАЛАЙКА
18
ДУДОЧКА
19
ТРУБА
20
ЛОЖКИ
21
22
ТРЕЩОТКИ
23
БАРАБАН
24
БУБЕН
25
ТРЕУГОЛЬНИК
26
АРФА АРФА
27
ГУСЛИ
28
29
СИНТЕЗАТОР
30
31
МЕТАЛЛОФОН
32
4 группы клавишные струнные духовые ударные
33
народные инструменты музыкальные инструменты симфонического оркестра
34
Инструменты народного оркестра
35
П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» Музыкальные инструменты симфонического оркестра
36
электрические музыкальные инструменты: электрогитара, синтезатор и др.
37
народные инструменты музыкальные инструменты симфонического оркестра
38
4 группы клавишные струнные духовые ударные
39
ВЫХОД В ИНТЕРНЕТ! Смотрим, слушаем, как звучат музыкальные инструменты по отдельности?
40
ЗАДАНИЕ (работа в парах): найти с помощью Яндекса звучание любого муз. инструмента! (видео или аудио)
41
ЗАГАДКИ Рояль с баяном подружились и навсегда объединились. А ты названье угадаешь — содружество мехов и клавиш? (аккордеон) Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит, А всего-то три струны ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно… (балалайка) Кто в оркестре всем поможет? Сложный ритм стучать он может. Ритм любой из разных стран! Кто же это? (барабан)
42
У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку. Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт. Много пуговиц на нём с перламутровым огнём. Весельчак, а не буян. Голосистый мой … (баян) Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент – И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале. (гитара) Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло всё: играет… (скрипка)
43
Звучит сигнал, на бой зовёт! Вставай, солдат, она поёт! (труба) Меня не каждая включает партитура, Но в геометрии я важная фигура! (треугольник) Деревянные пластинки, разноцветные картинки, Стучат, звенят – плясать велят! (трещотки)
44
ИТОГИ УРОКА — Что узнали на уроке? — Чему вы учились сегодня? — Какие муз. инструменты можете перечислить? — На какие группы можно поделить инструменты? — Что понравилось, запомнилось вам больше всего? — Поднимите руку те, у кого были трудности на уроке? Какие? — Поднимите руку те, кому захотелось научиться играть на музыкальных инструментах? Почему? — Где пригодятся эти знания в жизни? — Если понравился урок – похлопайте себе в ладоши!
45
Самооценка Оценка товарищей Оценка учителя
46
Домашнее задание: нарисовать любой понравившийся вам музыкальный инструмент и подписать его
47
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК! До свидания!
«Быль-небыль про музыкальные инструменты»
Автор сказки:Ирис Ревю
В далёком царстве, в предалеком государстве жил-был мальчик Витя. Хороший такой мальчишка: вежливый, умный, весёлый. Но был у него один недостаток. Он с трудом просыпался по утром. Никак не хотелось ему покидать теплый мир сна.
В детской комнате, где спал Витя, жили музыкальные инструменты: скрипка, валторна и дудочка. Каждое утро музыкальные инструменты с тревогой наблюдали за тем, с каким трудом просыпается Витя.
И однажды они придумали вот что: утром, когда мама придёт будить Витю, сыграть для мальчика красивую мелодию. Нужно заметить, что музыкальные инструменты были умными, и они хорошо знали, что музыка умеет творить чудеса.
Наступило утро. Ласковое солнышко не забыло заглянуть к Вите в комнату. Оно послало мальчику свой маленький золотой лучик. В это время к Вите зашла мама, и сказала, что пора вставать. Лицо Вити сделалось хмурым.
И вдруг мальчик услышал красивые звуки. Это скрипка, валторна и дудочка исполняли для него бодрую утреннюю мелодию.
И случилось чудо. Мальчишка вскочил, приветливо помахал маме рукой. Утро вдруг сделалось добрым. Хорошее утро – начало нового дня, начало новой жизни.
А музыка отправилась творить свои чудеса дальше.
Как хомячок играл на трубе.
— Сегодня ты пойдешь в музыкальную школу, — сказала мама сыну хомячку.
— Не хочу учиться музыке, — проворчал хомячок.
— Ты должен научиться свистеть, потому что все хомячки свистом подают сигналы. Собирайся и не спорь, — рассердилась мама.
Хомячок собирался долго. Он два раза покушал и набил за щеки семечек, чтобы не проголодаться во время учебы.
На первом же уроке хомячок уснул. После двойного завтрака всегда хочется спать.
Разбудил хомячка голос трубы: «Тру-ту-ту, тру-ту-ту — пора на охоту».
Хомячок протер глазки и увидел, что в классе сидят волчата. «Я уснул и не заметил, как наш урок кончился и начался другой, для волков», — понял хомячок.
Один из волчат взял трубу и дунул в нее. Труба захрипела.— Чтобы труба громко гудела, надуйте щеки, как можно больше, и заставьте воздух с силой влетать в трубу, — объяснил учитель. Тут он заметил хомячка с раздутыми от запасов щечками и обрадовался.
— Вот вам пример, как надо раздувать щеки, — сказал учитель и поставил хомячка на стол.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Волчата старательно раздували щеки, а хомячок стоял гордый и довольный.
«Мы, хомяки, умеем раздувать щеки лучше всех зверей, — размышлял хомячок во время еды. — Только никто об этом не знает, потому что хомяки никогда не играют на трубе. Надо маме об этом рассказать. А еще лучше — показать».
Зазвенел звонок, и волчата убежали. Хомячок слез со стола и перекусил своими припасами.
Хомячок схватил трубу и потащил ее домой. Увидев сына, мама обрадовалась:
— Наверно, ты устал, сынок. Пообедай, а потом покажи, как ты научился свистеть.
— Я научился играть на трубе, — гордо заявил хомячок. — Я покушаю, а ты пока пригласи соседей на концерт.
Хомячок съел обед и набил за щеки кучу гороха. Потом он взял трубу и вылез из норки. Зрители уже собрались на поляне перед норкой. Пришли не только хомяки и мышки, но даже белочка и ежик. Хомячок поднес трубу к мордочке и дунул изо всех сил.
Труба всхлипнула и осыпала зрителей горохом.
— Вот это труба! — весело крикнула белочка. — Не поет, а плюется горохом.
Остальные зрители молча собирали угощение. Хомячок растерялся и не знал, что делать.
— Сынок, иди домой, в норку, — велела мама и громко объявила зрителям:
— Концерт окончен, продолжения не будет.
— Мама, я же изо всех сил раздул щечки. Почему у меня не получилось? — спросил расстроенный хомячок.
— Не знаю, но боюсь, нам не хватит припасов на зиму, если ты будешь учиться играть на трубе, — вздохнула мама и отнесла трубу обратно в школу.
Кузнечик и скрипочка
Мама кузнечика гордилось своим сыном.
— Мой сынок такой музыкальный. Настоящий талант! — сказала она соседке. — Он везде слышит музыку. Целый день сидит на лугу и слушает.— Значит, пора ему купить скрипочку, — посоветовала соседка.
На следующий день мама отправилась к скрипичному мастеру и попросила:
— Сделайте для моего сына такую скрипочку, чтобы в ней были собраны все самые красивые звуки природы.
— Для этого нужно найти музыкальное дерево, которое собирает и хранит внутри себя песни природы, — ответил мастер. — Приходите через год. Постараюсь выполнить ваш заказ, — пообещал мастер.
Весь год кузнечик мечтал: «Моя скрипочка будет петь, как соловей. Она зазвенит, как весенний ручей. Моя скрипочка сможет шелестеть, как колоски в поле».
Наконец мама принесла сыночку футляр. Кузнечик открыл его и ахнул. В футляре лежала настоящая красавица. Колки у скрипочки блестели, а на них были натянуты четыре серебряные струны. Рядом лежал крохотный смычок.
— Мама, я назову эту скрипку принцессой! — восхищенно прошептал кузнечик.
Он положил на плечо скрипочку и взмахнул смычком. О, ужас! Принцесса заскрежетала.
Кузнечик попробовал еще раз. Скрипка взвизгнула, словно поросенок.
Весь вечер кузнечик плакал. Мама объясняла ему, что нужно пойти в музыкальную школу, что учитель научит его играть, но кузнечик и слышать ничего не хотел.
Наступила ночь. Бедный маленький кузнечик сидел на ромашке, а скрипочка лежала рядом с ним. Звезды тихонько звенели, и кузнечик печально прошептал:
— Неужели я никогда не сыграю на своей скрипочке звенящую песенку звезд?
— Кузнечик, посмотри на меня, — вдруг раздался голосок из футляра со скрипкой.
Кузнечик нехотя взглянул на скрипку.
— Это я, смычок. Извини, что я так плохо играю, — попросил голосок. — Я только недавно родился и еще ничего не умею. Я так надеялся, что ты научишь меня играть на скрипке.
Смычок замолчал. Кузнечик нежно погладил его и пообещал:
— Я тебя обязательно научу играть на скрипке, смычок. Ты станешь великим музыкантом.
Рано утром кузнечик разбудил маму и попросил:
— Мама, пойдем скорее в музыкальную школу.
Барабан для зайчонка
Мама-зайчиха отпустила зайчонка погулять. Зайчонок побежал на полянку за огородом. На краю полянки был пенек, и зайчонок лапками стал барабанить веселую дробь. Из леса выбежал козленок. Он радостно подскочил и закричал:
— Бе, привет, хорошо получается. Настоящая барабанная музыка для прыжков. Только очень тихо. Нужны барабанные палочки, чтобы было громко.
Зайчонок оглянулся. С одной стороны полянки был лес, а с другой — заячий огород. И забор у этого огорода был сделан из отличных ровных палочек. Зайчонок подбежал к забору и выдернул несколько палочек, но они оказались слишком толстыми. Он выдернул другие палочки, но они оказались слишком тяжелыми. Наконец зайчонок выбрал две подходящие легкие палочки.
Он попробовал барабанить ими. О чудо! Барабанная музыка получилась такой веселой, что козленок начал танцевать. Зайчонок обрадовался и поскакал в лес, показать друзьям, как он умеет барабанить. Все хвалили барабанщика и говорили, что у него большой талант и чувство ритма.
Зайчонок вернулся домой к обеду и с порога закричал:
— Мама, я умею барабанить лучше всех. Все говорят, что у меня большой талант и чувство ритма. Хочешь, покажу?
— Не надо, я очень расстроена. Кто-то выдернул палочки из нашего забора, и теперь в нем почти не осталось капусты, — грустно сказала мама.
— Папа сейчас чинит забор.
Зайчонок покраснел, спрятал барабанные палочки за спину и пролепетал:
— Не знаю, кто это сделал. Я пойду папе помогу.
Весь вечер папа заяц и зайчонок чинили забор у огорода. Ночью зайчонок спал беспокойно, ему снилась дырка в заборе. На следующее утро он подошел к родителям и попросил:
— Простите меня, пожалуйста, это я сломал забор. Я больше никогда не буду барабанить.
— Вот как? — с улыбкой спросила мама. — Значит, зря папа купил тебе подарок?!
— Какой подарок? — пролепетал зайчонок.
— Вот этот, — и папа показал сыну большой сверток. — Ты вчера хорошо поработал, и я решил тебя наградить.
Зайчонок подошел к свертку, с замиранием сердца развернул бумагу и увидел новенький барабан с деревянными боками и круглым верхом, обтянутым кожей. Рядом лежали две чудесные деревянные палочки с круглыми головками.
— Мама, папа, вы… вы самые лучшие на свете!
Зайчонок не знал, как выразить свою благодарность и вместо слов сыграл на барабане веселую песенку. Мама и папа рассмеялись. С тех пор в лесу появился зайчонок-барабанщик. Все звери полюбили его барабан. Даже волк не трогал зайчонка-барабанщика и всем говорил:
— С барабаном жить веселее. Услышишь веселую песню, и про голод забудешь.
Как был создан симфонический оркестр.
Люди очень полюбили фею Музыки и создали для нее множество чудесных музыкальных инструментов. Не понравилось это злой Какофонии, и она решила: «Надо сделать так, чтобы все инструменты старались друг друга перекричать, и тогда миром буду править я, Какофония, а не фея Музыки».
Решила Какофония поссорить все инструменты друг с другом. Прилетела она к скрипочке и сказала, льстиво улыбаясь:
— Ах, как вы проникновенно поете. По певучести с вами никто не сравнится,
даже человеческий голос.
Загордилась скрипочка, а Какофония тут же доложила альту, виолончели и контрабасу:
— Скрипка считает себя лучшей, но на самом деле вы больше ее и ваши голоса сильнее.
Потом Какофония низко поклонилась роялю:
— Господин рояль, вы великий артист и можете заменить все музыкальные инструменты. Вы один исполните любую музыку, от тончайших звуков капели до раскатов грома.
Затем Какофония полетела к духовым инструментам и льстиво заметила:
— Только у вас, флейта, душа нежна и переливчата, словно трели соловья на рассвете.
— Дорогой гобой, ваш друг кларнет заявил, что ваша музыка холодная и вы не умеете давать звукам нарастание и затухание, как он, — прошептала Какофония на ушко гобою.
Так летала Какофония от одного инструмента к другому, стремясь разрушить их дружбу.
Группе медных духовых инструментов Какофония заявила, что в их игре намного больше яркости звучания, чем у деревянных духовых инструментов.
Барабану, литаврам и медным тарелкам Какофония объявила, что другие инструменты презирают их из-за отсутствия мелодичности.
Какофония льстила так умело, что все музыкальные инструменты обиделись друг на друга и побежали жаловаться к фее Музыки.
— Фея, ты немедленно должна выбрать, кто из нас самый лучший музыкальный инструмент, — зазвенели, затрубили, застучали и загремели все инструменты разом.
— Это какая-то какофония. Я сейчас оглохну от вашего крика, — произнесла
фея Музыки.
— Вы все прекрасны. У каждого музыкального инструмента есть основной звук, который выражает этот инструмент лучше всего. И вместе эти звуки создают красоту музыки.
Но музыкальные инструменты не слушали объяснений феи Музыки.
— Хорошо, тогда пусть выбирает человек, — решила фея. — Он станет композитором и получит волшебную силу записывать нотами звуки, цвета и оттенки музыки. Для кого из вас он напишет свою музыку, тот и будет лучшим.
Обрадовались инструменты и стали с нетерпением ждать, когда человек напишет музыку.
Каждый из них мечтал, что композитор напишет музыку именно для него.
Наконец музыка была готова. Он называлась партитурой. Музыкальные инструменты с удивлением узнали, что все их голоса включены в эту партитуру.
Мало того, инструменты увидели, что новую музыку они должны исполнять не соло, а целыми группами. Например, для исполнения нужны были две группы скрипок, большая группа виолончелей, группа альтов и группа контрабасов.
— Если мы будем играть все вместе, получится какофония, — возмущенно зазвенели, загремели и загудели музыкальные инструменты.
— Получится не какофония, а гармония. Для каждого из вас я написал, в каком темпе и в какое время вступать, — успокаивал музыкальные инструменты композитор, но они волновались все больше и больше.
— Фея Музыки, я написал симфонию «Музыка миров», но музыкальные инструменты не понимают, что для нее нужны все краски и оттенки звуков! — воскликнул композитор.
— Тихо, мои дорогие, — попросила Фея Музыки. — Чтобы понять, кто же из вас самый лучший, вы должны для начала исполнить все вместе эту чудесную симфонию. Конечно, это трудно, но вам поможет дирижер.
Фея Музыки подвела к музыкальным инструментам дирижера и вручила ему волшебную дирижерскую палочку. Едва дирижер повел своей палочкой, как, точно по волшебству, музыкальные инструменты послушно замолчали и приготовились слушать.
— Струнно — смычковые — основа нашего оркестра, — объяснил дирижер. — Они могут и петь все вместе, как один огромный инструмент с мощным певучим голосом, и солировать.
Струнные инструменты гордо выстроились рядами и начали разучивать свою партию.
— Характер деревянных духовых инструментов глубоко индивидуален. Поэтому вы будете петь свои партии парами, — ласково продолжил дирижер.
Довольные флейты, кларнеты, фаготы и гобои встали парами и получили свои ноты.
— Вы, медные духовые инструменты, все вместе исполните яркую праздничную мелодию, — велел дирижер трубам, валторнам и тромбонам. — А еще валторна споет в симфонии мелодичное соло о красоте природы, а труба подыграет ей своим звучным голосом.
Радостно сияя, медные духовые инструменты заняли свои места.
— Надеюсь, я буду солистом? — робко спросил рояль.
— Конечно, у тебя королевская мощность сольного звучания, — согласился дирижер. — Но тебе придется играть вместе с другими инструментами тоже. Своими мощными аккордами ты усилишь группу ударных, поможешь струнным и духовым.
Рояль улыбнулся всеми своими белыми и черными клавишами в ответ на слова дирижера.
— И без вас, ударные инструменты, оркестру, конечно, не обойтись. Без ритма музыка не может существовать, — сказал в заключение дирижер.
Барабан выбил радостную дробь, а медные тарелки весело звякнули.
Обрадованные и успокоенные инструменты начали репетировать свои партии. Конечно, играть слаженно, ярко и вдохновенно было нелегко. То опаздывали вступить трубы, то скрипки пели вяло и скучно. Но дирижер терпеливо и заботливо поправлял всех.
Наконец наступил день концерта. Дирижер взмахнул палочкой и …
Зазвучала музыка миров! Она, словно огромная волна, подхватила сердца слушателей и увлекла их за собой, то поднимая к звездам, то бросая их в морскую бездну.
И никто не заметил, как медленно растаяла и исчезла без следа злая Какофония.
Виолончель и девочка
Девочка с нетерпением ждала того дня, когда она начнет учиться в музыкальной школе. Новая виолончель в углу тоже ждала этого дня. Конечно, это была не изысканная красавица виолончель, сделанная руками знаменитого мастера, а обыкновенный фабричный музыкальный инструмент. Но учебная виолончель, как и все другие музыкальные инструменты, мечтала о том дне, когда она начнет учить человека музыке.
Наконец настал первый музыкальный урок. Девочка вынула из чехла свою виолончель, которая пахла лаком, уперла в пол ее металлический шпиль, села и взяла в руки смычок.
— Кошмар! — закричала вдруг учительница. — Как ты сидишь? Как руки держишь? У тебя в руках что: музыкальный инструмент или ящик?
Девочка и виолончель сжались, не понимая, что случилось. Они ждали, что сейчас будет музыка, а вместо этого услышали сердитый крик.
Дальнейшие уроки девочка даже вспоминать не хотела. Музыку она слышала редко, зато упреки и неприятные слова о своих плохих способностях — очень часто.
— Противная виолончель, ты меня мучаешь, а я должна таскать тебя, — сердилась девочка и старалась любым способом увильнуть от занятий.
Однажды она пришла на урок, но в кабинете никого не было. Тут в комнату заглянул директор музыкальной школы и сказал:
— Не уходи. У тебя будет новая учительница по классу виолончели, она скоро придет.
Девочка положила свою виолончель на пол и стала дожидаться учительницу. Незаметно она задремала. Вдруг от виолончели, лежащей на полу, раздались гудящие всхлипы.
— Что с тобой, подруга? — прозвенела в ответ красавица виолончель, стоящая в углу.
— Устала, не могу больше, ненавижу музыку, — заплакала виолончель девочки.
— Музыкальный инструмент, даже учебный, не может ненавидеть музыку, — удивленно прозвенела виолончель из угла.
— Вам хорошо так говорить. Вы красавица. Вас берегут и лелеют. Наверное, вы на концертах красивую музыку исполняете. А я только хриплю да визжу. Меня ругают и бросают повсюду.
Однажды девочка в моем корпусе утопила мой металлический шпиль, чтобы я не смогла играть, и урок музыки не состоялся.
Девочкина виолончель хрипела и прерывисто звякала, словно на ней рвались струны.
— Успокойтесь, милая. Вижу, судьба у вас нелегкая. Но все-таки вы не должны терять веру в музыку, — прогудела красавица виолончель из угла.
Тут в комнату вошла учительница. Она подняла валяющуюся на полу учебную виолончель, разбудила девочку и ласково спросила ее:
— Исполнишь мне что-нибудь для первого знакомства? Девочка покраснела, прижала к себе свой инструмент и попросила:
— Нет, лучше вы мне сыграйте что-нибудь красивое на вашей виолончели.
Учительница не стала спорить. Она взяла свою виолончель, взмахнула смычком, и полилась чудесная музыка. Девочка сидела, замерев, а волны музыки проникали в самое сердце. Пока звучала музыка, она нежно прижимала к себе свою виолончель и тихонько поглаживала ладошкой ее корпус.
С тех пор девочка больше не прогуливала уроки музыки. По-прежнему ей не нравилось сольфеджио и гаммы, но она очень любила, когда ее учительница играла на виолончели.
Доставая из чехла свою учебную виолончель, девочка каждый раз просила:
— Пожалуйста, научи меня исполнять музыку так же красиво, как это делает моя учительница.
И виолончель старалась изо всех сил.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость