Образовательная деятельность с детьми старшего возраста
«Байкальская нерпа»
Цель:
Знакомство с «байкальским тюленем» нерпой.
Задачи:
- Познакомить детей с млекопитающим, живущем в озере Байкал, — нерпой
- закрепить знания о жизнедеятельности нерпы: питании, росте, развитии, существовании в пресной воде озера.
- Дать знания о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания.
- Учить детей лепить «байкальского тюленя».
- Воспитывать бережное отношение к озеру Байкал и его обитателям.
Материал: иллюстрации — нерпы, голомянки, байкальского бычка, логово нерпы. Пластилин, стеки, клеенки.
Ход занятия:
Воспитатель: Встали на дорожке, подравняли ножки! Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего настроения. Молодцы.
Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в удивительное путешествие по озеру Байкал. Но сначала, давайте вспомним: как называется наша страна? (Россия). Как называется наш город? (Бабушкин).Как называется наш край? (Сибирь). А как называется наша Республика?(Бурятия). Я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолете.
Приготовились, полетели.
Физминутка: «Самолёт»
Руки ставим мы вразлёт:(Руки в стороны.)
Появился самолёт.(«Полетели» как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда,(Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два».(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!(Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите.(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз,(Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и прилетели на озеро Байкал. Присаживайтесь дети на камушки. А встречает нас на озере Байкал…., кто смотрит на нас из-за льдины? (нерпа).Конечно, это нерпа. И сегодня мы с вами познакомимся с еще одним чудом Байкала — нерпой. (рассматривание фотографии нерпы) Ребята, а может кто- нибудь из вас, знает что-нибудь о нерпе? Кто желает рассказать? (рассказы детей).
Презентация о нерпе (просмотр слайдов).
Воспитатель: Среда обитания нерпы ограничивается Байкалом. Байкальская нерпа –обитатель озера Байкала. Иногда встречается в заливах. Средняя длина тела взрослой нерпы—165 см., рост среднего человека. Вес от 50 до 130кг, самки по массе больше самцов. Живут до 55 лет. Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом. Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно, скорость движения под водой 7−8 км/ч. По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам.
Питанием нерпе служит непромысловая рыба — голомянка, байкальский бычок.
Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается весной. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Вес новорождённого до 4кг. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери температура внутри логова достигает +5°C, в то время, как снаружи стоят морозы —15…—20°C. Период кормления заканчивается через 2—2,5 месяца. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2—3-месячных, а затем и на буро-коричневый у более старших и взрослых особей.
Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей.
До сих пор среди учёных нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. По учёту сотрудников, в настоящее время в Байкале обитает, около 100 тыс. голов нерп.
Воспитатель: Вы, наверное устали, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Нерпа и рыбки». (Дети делятся на две команды: один ребенок нерпа, остальные дети рыбки. По команде гуляем рыбки плавают , по команде «нерпа» дети уплывают (убегают). Игра проводится 2-3 раза).
Воспитатель: Отдохнули, молодцы. А сейчас мы много узнали о нерпе и я приглашаю вас за столы. Давайте разместим на нашей льдине много нерп (Самостоятельная лепка детей. Льдина -пенопласт).
Итог занятия: Ребята, мы сейчас еще раз с вами повторим, что мы интересного узнали о нерпе:
- Как нерпа приспосабливается жить в воде, зимой и весной?
- Когда рождаются детеныши?
- Какого цвета детеныши нерпы?
- Чем питаются новорожденные нерпята?
- Как надо беречь и защищать нерпу и ее детенышей?
Ребята, вы такие молодцы, все запомнили. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в самолете.
Руки ставим мы вразлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз», делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись, вам понравилось путешествие? (Да) Всем спасибо.
Озеро Байкал знаменито своей глубиной, чистотой воды и красивой природой вокруг. Но есть у него ещё одна достопримечательность. Когда-то здесь поселились необычные тюлени, и таких животных нет ни в каком другом водоёме мира. Поэтому их называют эндемиками, то есть живущими в ограниченном пространстве, в небольшом ареале обитания.
Как тюлени оказались в Байкале
Образ жизни байкальских тюленей хорошо изучен. Но как, откуда попали они в этот удалённый от морей и океанов водоём, остаётся загадкой для учёных. Есть ещё 2 вида пресноводных тюленей: один из них тоже обитает в России, в Ладоге, а другой освоил озеро Сайма в Финляндии. Их появление там связывают с изменением северных водных пространств в ледниковом периоде, а для тюленей Байкала такое объяснение не подходит.
Нерпа — эндемик озера Байкал.
Как выглядят нерпы
Байкальская нерпа — крупное и сильное животное. Она растёт в длину почти 19 лет и достигает 110-165 см при весе 50-130 кг. Туловище по форме похоже на веретено — оно расширяется к голове и сужается к хвосту, шеи нет. Передние ласты имеют большие когти и развиты сильнее, чем задние. Между пальцами перепонки.
У тюленей Байкала тело и ласты защищены коротким, но плотным и жёстким волосяным покровом. Его цвет на спине буровато-серый с разными оттенками, а на груди и животе — светло-серый с желтизной. Иногда окраска бывает с пятнами.
На верхней губе видны длинные и жёсткие волоски — это вибриссы. Они очень чувствительные и служат нерпе для ориентирования на суше и в воде.
Важные способности нерпы
Байкальским нерпам некого бояться в окружающем мире, для них опасны только люди-охотники. Спасаться от гибели животным помогают осторожность, способности пловцов и неприметный окрас.
Этот вид тюленей хорошо переносит суровые климатические условия. Толстый слой жира под непромокаемой шерстью не допускает переохлаждения, он же даёт силы и энергию в случае нехватки пищи.
Вода — их стихия.
На зимовку тюлени Байкала остаются в воде, подо льдом. Животные заранее когтями и зубами проделывают в нём отверстия для дыхания и потом до весны не дают этим лункам замерзать.
У нерп отлично развиты зрение, слух и обоняние, а ловкость передвижения в воде кажется невероятной. При необходимости, они умеют:
- развивать скорость до 25 км/час;
- уходить на глубину до 400 метров;
- задерживать дыхание и находиться под водой до 40 минут.
Охота и питание
Байкальский тюлень за день поедает 3-5 кг рыбы, а за год — почти тонну. Ему не надо соревноваться с человеком при добыче пропитания, ведь он охотится только на непромысловых представителей подводного мира. Но тюлень не откажется полакомиться и ценной породой, если окажется в том месте, где она попалась в рыбацкие сети.
Рыба — основное лакомство.
Нерпы-мамы и их детёныши
Самки байкальской нерпы рождают по одному детёнышу, двух сразу — редко. Это происходит в марте, в снежных норах, которые нерпы-мамы устраивают на замерзшей поверхности озера. Новорождённые тюленята весят 3-4 кг. Они покрыты белым мехом, из-за чего получили от местных жителей прозвище белёк. Эта окраска служит им для маскировки на снежных просторах.
Два месяца малыши живут вместе с мамами и питаются молоком. Потом они получают необходимые навыки, переходят на рыбный рацион, линяют, и окрас их шерсти постепенно меняется.
Материнская забота.
Охрана байкальского тюленя
Тюлени Байкала хорошо приспособлены для выживания, возраст 50 лет для них — не предел. И всё же этих животных занесли в Красную книгу, а в начале XXI века запретили охоту на них. Право на добычу сохранили только для учёных и живущих у озера коренных народов.
Сейчас поголовье тюленей превышает 100 тысяч особей. Они осваивают новые участки Байкала и удивляют туристов и местных жителей своей многочисленностью, когда выбираются на каменистые берега погреться на солнышке. А больше всего их на Ушканьих островах, на территории заповедника «Забайкальский».
Хорошо погреться на солнышке.
Это интересно!
В завершение сообщения — ещё несколько фактов из жизни уникальных байкальских тюленей:
- Они любопытны и специально выглядывают из воды, чтобы наблюдать за судами.
- На суше тюлени медлительны и неповоротливы, а в случае опасности стараются передвигаться скачками.
- Это единственные млекопитающие на Байкале.
- Нерпы спят в воде, да так крепко, что аквалангистам удавалось поворачивать их с бока на бок.
- Москвичи и гости российской столицы могут полюбоваться этими милыми животными в Москвариуме.
Проект
по художественно-эстетическому развитию в младшей группе
«Сказки
народов Сибири о нерпе»
Образовательная область:
социально-коммуникативная, речевая, познавательная
База реализации:
Проект можно использовать в младшей группе
детского сада, в кружковой работе.
Краткое описание проекта: Данный
проект рассчитан для детей младшей группы. Способствует привлечению интереса к
чтению произведений литературы народов Сибири о нерпе для детей и их родителей;
расширению кругозора, образованности; знакомство с эндемиками озера Байкал .
Тип проекта:
познавательно-творческий.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТА
1.Обоснование идеи проекта
Задачи приобщения к чтению литературы,
любви к художественному слову традиционно решаются в ДОУ, но результаты
наблюдений и анкетирования родителей показывают необходимость усиления работы в
данном направлении, наполнение ее новым содержанием, произведениями коренных
народов Сибири. Книга имеет огромное значение в жизни ребенка, она —
необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка
читать формируется в семье. В результате чтения книг о нерпе у ребенка
появляются не только новые знания, но и самое главное-новое эмоциональное
отношение к окружающему.
2. Объект и предмет проектирования
Эндемик озера Байкал — нерпа; устное
творчество народов Сибири и авторские произведения литературы.
3. Цель и задачи проекта
Цель:
проектирование организационно-педагогических условий реализации по формированию
у младших дошкольников устойчивого интереса к литературным произведениям
народов Сибири о нерпе как источнику новой информации.
Задачи:
·
Познакомить с разными литературными
произведениями сибирского народного и авторского творчества о нерпе.
·
Воспитывать устойчивый интерес к книге и
чтению.
·
Расширять кругозор и словарный запас.
4.Целесообразность проекта
Приобщение детей младшего дошкольного
возраста, родителей к искусству художественного слова. Углубленное изучение
материала через чтение различных произведений о нерпе. Объединит детей,
родителей и воспитателей в совместной деятельности.
5.Новизна проекта
Воспитание у детей интереса к
художественному слову, любви к миру природы и привязанности к родному краю-Прибайкалью.
Интеграция художественно-эстетической работы в образовательном процессе через
разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, двигательную и
другие, а также через взаимодействие с семьями воспитанников.
6.Принципы проекта
-доступность;
-функциональность-расширение и обобщение
полученных ранее знаний;
-региональность — учет природных
особенностей Прибайкалья;
-научность-использование
художественно-публицистических материалов;
-адрессованность — ориентирован на
работу с детьми младшего возраста, предусматривает ознакомление детей с новыми
авторскими произведениями о нерпе;
-интеграция образовательных областей;
-коммуникативно — деятельностный подход —
содержания образования через разные виды деятельности детей;
-культуросообразности — воспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями, с ценностями и нормами
национальной культуры и региональными компонентами, не противоречащими
общечеловеческим ценностям.
7.Социальное партнерство
Краеведческий музей города Иркутска
Гуманитарный центр. Библиотека имени
Полевых. Детский отдел
Иркутский Нерпинарий
Нерпинарий в Листвянке
8.Оценка рисков
Не следует ждать от детей и взрослых
знания произведений о нерпе. Но если в реализации проекта дети приобретут
знания о нерпе, её детенышах, питании, повадках, узнают характерные
особенности, присущие только ей из литературных произведений о нерпе, то можно
считать, что цель и задачи проекта выполнены.
9.Ожидаемые результаты
-Подведение детей к пониманию самобытности
произведений о нерпе сибирского народного и авторского творчества
— Освоение детьми основ для формирования
нравственности. Развитие коммуникативных способностей; отзывчивости и
доброжелательности
10.Ресурсы проекта
Кадровые:
Воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, заместитель заведующего
Финансовые —
приобретение детских книг, видеоматериалов, дидактических игр, методических
пособий
Временные —
одна неделя
II.Деятельность
в рамках проекта
I.Подготовительный
этап
·
Изучение интереса детей и родителей для
определения целей проекта
·
Создание необходимых условий реализации
проекта
·
Сбор и анализ литературы для взрослых и
детей
·
Обращение к специалистам
·
Разработка перспективного плана
II.Организационно-практический
-совместная деятельность педагога с детьми
по реализации проекта;
-взаимодействие с семьями воспитанников;
-пополнение предметно-развивающей среды.
Знакомство с нерпой — эндемиком озера
Байкал, постановка проблемы изучения.
Проведение занятия о нерпе, внешний вид,
общее строение, сходства и отличия, повадки, жилище.
Беседа: «Наши
соседи-нерпы»
Рассматривание картин, иллюстраций,
фотографий, открыток по теме
Рассматривание макета
«Озеро Байкал»
Просмотр презентации «Нерпа»
Рассматривание картин, нарисованных
нерпами в нерпинарии
Чтение художественных произведений:
Сибирские сказки о нерпе: «Почему нерпа серая», «Сказка про Нерпу (народная)»,
В.Стародумов «Кот ученый и нерпа», С.Н. Бунтовская «Нерпенок», стихотворение
М.Трофимов «Нерпенок»
Отгадывание загадок
Слушание голоса нерпы
Разучивание пальчиковых игр
«Тюлени», «Лежебока»
Деятельность на прогулке:
подвижные игры с нерпой
Разучивание подвижных игр:
с игрушкой «Нерпа» — «Догоню, догоню», «Поймай меня», игра малой подвижности
«Найди нерпу»
Развивающие игры: «Картинки-половинки»,
вкладыши «Нерпа». «Кого не стало»; «Кто, как кричит?»; «Найди детеныша нерпы»,
«Найди отличия», «Чем питается нерпа», «Где обитает нерпа», «Большие и
маленькие».
Рисование
с использованием нетрадиционной техники — рисование пластилином «Нерпа»,
раскраски «Нерпа» (рисование «тычок полусухой кистью») по сказке «Почему нерпа
серая».
Лепка
«Рыбка для нерпы»
Просмотр настольного театра по сказке: «Сказка
про нерпу»
Организация выставки иллюстраций,
фотографий «Нерпа» для детей
Выставка для родителей «Сибирские произведения
о нерпе»
Консультация для родителей «С
какими книгами лучше дружить дошколятам», «Чем хороши сказки Сибири»
Памятка для родителей «Кто такие эндемики.
Эндемики озера Байкал»
Коллективная творческая деятельность
взрослых и детей: создание мини-музея «Моя любимая
нерпа», книжки-самоделки «Сказка о нерпочке», изготовление альбома «Мои друзья —
нерпы»
III.
Презентационно – завершающий
Выставка продуктов детской деятельности
Выставка книжек-самоделок «Сказка о
нерпочке»
Презентация и защита проекта на
педагогическом совете
IV.Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Литература:
1.Афанасьев В.Ф.
Этнопедагогика нерусских народов Сибири и
Дальнего Востока.
Якутск, 1979. -180 с.
2.Бутакова Н.В.,
Гузяева С.Н., Мишарина Л.А. Сибирский фольклор в
работе с
дошкольниками. Методическое пособие. – Иркутск: Изд -во Иркут. гос. пед. ун-та,
2002
3.Веракса
Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
4.Виноградова
Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и
родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
5.Гриценко З.А. Ты детям сказку
расскажи…[Текст]: методика приобщения детей к чтению/ — М.: Линка — Пресс,
2003.-176с.
6.Куликовских Н. Увлечь книгой
[Текст]/ Н. Куликовских //Дошкольное воспитание. – 2007. — № 5. — С. 33-40.
7.Микляева Н.В., Мишина Т.С.
Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст]:
метод. пособие/ — М.: Айрис-пресс. 2005.- 80с.
7. Миронова М. «Как научить
ребенка любить литературу» «Дошкольное воспитание» — 2005 год, №
5.
8.Сибирские сказки о нерпе: Нерпенок /
С.Н. Агеева; Худ. В. Чевелев // Сибирячок. — 2001. — №2. — C. 38-39.
Интернет
ресурсы:
Электронный сайт: maam.ru.
Электронный сайт: dohcolonok.ru.
Цель образовательной деятельности:
«Познавательное развитие». Уточнять и расширять знания детей о происхождении «Байкальской нерпы». Сформировать представление о среде обитания; питания млекопитающего.
«Речевое развитие». Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия. Развивать культуру речевого общения детей друг с другом. Развивать способность давать полные ответы на поставленные вопросы.
«Физическое развитие». Совершенствовать физические навыки в процессе игровой деятельности.
«Социально-коммуникативное». Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; развивать навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развивать познавательный интерес детей, внимание и память.
«Художественно-эстетическое развитие». Формировать познавательный интерес детей через творчество.
Материалы и оборудование.
Иллюстрации на тему: «Нерпа»; «Нерпа с бельками»;
Макет озера Байкал;
Мягкая игрушка-Нерпа;
Игрушечные удочки;
Вырезанные из картона рыбки разных видов, обитающие в озере Байкал.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | Беседа с детьми о байкальской нерпе. Вопросы детей. Отгадывание загадок. Рассматривание картинок, иллюстраций. |
Игровая | Дидактическая игра «Что ест Нерпа на обед?»; Дидактическая игра «Найди детеныша нерпы?» |
Двигательная | Физминутка «Тюлень». |
Творческая | Рисование «раскрась Нерпу» |
Логика образовательной деятельности
Этапы ОД | Действие педагога | Действие воспитанника | Ожидаемый результат |
Введение в игровую ситуацию |
На стуле расположена мягкая игрушка «нерпа», педагог предлагает детям обратить внимание на игрушку. Вопросы педагога-детей. Затем педагог читает стихотворение о Байкальской нерпе. Беседа по содержанию. «Байкальская нерпа» Байкальская нерпа |
Дети внимательно слушают проговаривают содержание стихотворения. Задают вопросы, Отвечают на поставленные вопросы по содержанию произведения. |
Создана игровая ситуация, повышена мотивация к содержанию ОД. Развито умение слушать и пересказывать содержимое стихотворения. Сформировано умение задавать вопросы по содержании произведения. Создан фон положительного эмоционального удовлетворения. Развито воображение. |
Беседа с детьми | Рассказываю детям об отличительных особенностях байкальского тюленя от сородичей: пониженная температура воздуха; укороченные дни; подготовка растительного и животного мира к предстоящей зиме, демонстрирую иллюстрации. | Дети слушают, отвечают на вопросы. | Проявлена активность и инициативность для расширения своих представлений о жизни млекопитающего. |
д/и «Что ест Нерпа на обед?» | Предлагаю детям поиграть в игру, раздаю удочки для рыбалки и предлагает поймать рыбок для Нерпы чтобы покормить ее, но только тех, которыми она питается. | Дети с радостью выполняют задание. По окончанию игры проговаривают название пойманных рыб. Обосновав свой выбор. |
Совершенствуются знания детей; дети могут различать рыб по внешним признакам, развивать устную речь, внимание, память. Создан положительная атмосфера в коллективе детей. |
д/и «Найди детеныша нерпы?» | Предлагаю детям обратить внимание на столы, где вперемешку разложены карточки с изображением разных детенышей разных животных, (объясняю порядок выполнения задания. | Ребенок должен выбрать карточку с изображением детеныша нерпы объяснить свой выбор. Дети учатся аргументировать свой выбор, доказывая свою правоту. |
Развиты навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками; умению отстаивать свое мнение, приводя доводы. Созданы ситуация успеха для каждого ребенка. |
Физкультминутка «Тюлень» |
Предлагаю сделать физкультурную паузу: На Байкале жил тюлень, Ел он омуль целый день. Угощал своих соседей, Бурых маленьких медведей. Медвежата улыбались, Кланялись, прощались. |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Развита координация движений, умение совершать движения в соответствии с текстом; снято эмоциональное напряжение |
Рисование «раскрась Нерпу» | Предлагаю детям на подготовленных шаблонах | Дети выбирают подходящий цвет краски для рисования и начинают раскрашивать шаблон. Использовать приёмы раскрашивания. Раскрашивать по готовым шаблонам. | Закреплены знания о «Байкальской нерпе», создан продукт деятельности. развита творческая инициатива, развиты коммуникативные навыки. Создан фон положительного эмоционального удовлетворения. |
В долине Пила и — Большой реки — построили себе землянку два рыбака. Один был бедный, другой — богатый. Бедный жил как все, все обычаи соблюдал. Приедут из других селений гости — он их накормит, ночевать пустит, табаком угостит. А богатый скупой был. Даже рыбьего хвоста никому не давал. Всё для себя берёг.Пошёл как-то бедный рыбак навагу ловить. Сел в лодку, закинул удочку. Утро ждал, день ждал — нет рыбы. Только к вечеру несколько наважин поймал.
— И это хорошо, — говорит.
Вытащил он лодку на берег, идёт домой, шатается от голода. И тут видит: нерпа показалась, к нему плывёт. Взял рыбак палку, за камень спрятался.
Приблизилась нерпа, на берег выбралась. Кинулся рыбак к ней и удивился: нерпа не такая, как другие, — вся белая как снег. Лежит нерпа, едва дышит — бок у неё поранен. Жалко стало рыбаку нерпу. Отдал он ей рыбу. Ест нерпа рыбу и на глазах выздоравливает. А когда всё съела, рана совсем затянулась.
Протёр глаза рыбак, ещё больше удивился: на том месте, где была нерпа, поднялась песчаная коса. Пошёл рыбак по ней. Идёт, а сам боится — справа море, слева море. Вдруг косу зальёт? Но всё же идёт. До конца косы добрался, а она в крышу какого-то жилища упирается. Осмелился рыбак и в томе хуты — дымовое отверстие — заглянул. Видит: внутри большой дом, на нарах у очага старик сидит.Заметил старик вошедшего, к себе поманил. Подошёл рыбак ближе, а это сам Толызнг — хозяин моря — перед ним. Отложил старик трубку и говорит:
— Сегодня ты спас белую нерпу. Это была моя дочь. Если бы не ты, она бы погибла. За доброту твою отдаю её тебе в жёны.
Махнул старик рукой — и приплыло в жилище много белых нерп. Тут одна нерпа превратилась в девушку, подошла к отцу, в руках нерпичью шкуру держит.
— Возьми шкуру и иди с этим человеком, — сказал Толызнг. — Женой ему будешь. Рыбу вместе с ним лови, детей расти.
Выслушала девушка отца и пошла с рыбаком в стойбище. Хорошо они жили. Соберётся муж кету ловить — и жена с ним. Выйдут на лодке, забросят невод, а девушка наденет нерпичью шкуру, превратится в нерпу, заплывёт в море и начинает рыбу гнать. Много набьётся её в невод. На всю зиму хватит и ещё остаётся.
Завидовали люди такой удаче, а скупой богач — больше других. «Как же, — думает, — и мне удачу найти?» И придумал. Когда в жилище соседа никого не было, украл он волшебную шкуру — и скорей на берег. Накинул шкуру на себя, в воду прыгнул. Но шкура так и осталась шкурой, ничего с ним не сделалось. Начал он кричать, на помощь звать. Но кто спасёт, если никого вокруг нет?
Не утонул, однако. Жиру на нём много было, как поплавок, на волнах прыгал. Плавал он, плавал, пока чхарушем — морским чёртом — не стал: туловище короткое, ноги и руки длинные, головы нет, глаза на груди огнём горят.
Так был наказан богач за свою жадность.
БАЙКАЛЬСКАЯ НЕРПА (Phoca sibirica)
Единственный представитель млекопитающих на Байкале — тюлень или нерпа байкальская.
Существует несколько гипотез о происхождении нерпы на Байкале. По одной из версий нерпа проникла во время ледникового периода из Ледовитого океана по рекам, которые были подпружены льдами.
Этот удивительный зверь почти всю жизнь проводит в воде, всплывая каждые 20-25 минут за порцией воздуха. Зимой нерпа дышит через отдушины — продухи, которые делает, разгребая снизу лед когтями передних конечностей. Зимует нерпа в логовищах, которые устраивает под снегом в торосистых участках озера. Вокруг логовища насчитывается более десяти вспомогательных продухов, которые могут отстоять от основного на десятки и даже сотни метров. Доказано, что способность делать продухи — это врожденный инстинкт.
Основная пища нерпы — голомянко-бычковые рыбы. Суточный рацион составляет 3-5 кг рыбы. За год взрослая нерпа съедает до 1т рыбы.
В возрасте 3-6 лет самка нерпы становится половозрелой. Самцы достигают половой зрелости на год-два позже. Беременность у нерпы длится 11 месяцев. Приносить потомство она способна до 40-летнего возраста.
Период рождения щенков растянут с конца февраля до начала апреля. Они рождаются на льду, в снежном логове, кормятся молоком матери. Обычно нерпа рожает одного, реже двух детенышей весом до 4 кг. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им оставаться почти незаметными на снегу.
Средний вес байкальской нерпы около 50 кг, максимальный вес самцов 130-150 кг, длина тела 1,5-1,8 м. Скорость плывущей нерпы — до 20 км в час.
БАЙКАЛЬСКИЙ ОМУЛЬ (Coregonus autumnalis migratorius)
Омуль — основная промысловая рыба. В Байкале различают четыре расы омуля: селенгинскую, чивыркуйскую, посольскую, северобайкальскую.
Осенью, во время икромета, каждая раса уходит в свою реку. Нерестовый ход в реки начинается при относительном выравнивании температуры воды на прилегающих участках Байкала и нерестовых реках в августе-сентябре. Икрометание происходит в октябре и начале ноября при температуре воды 5-4 оС и ниже. Развитие икры продолжается 8 месяцев, с октября по май, а скат выклюнувшихся личинок заканчивается к началу июня. Молодь омуля, скатившись в низовья рек, на приустьевые участки, в заливы, соры на 1,5-2 месяца задерживается здесь, так как эти участки в мае-июне характеризуются лучшей прогреваемостью воды. В мелководной теплой зоне молодь усиленно питается планктоном, мелкими личинками хирономид и др. Личинки превращаются в мальков и лишь после того, как воды прибрежных участков Байкала прогреются до 11-12 оС и выше, омулевая молодь постепенно рассеивается по Байкалу.
Омуль становится взрослым на 5-6 год жизни.
Размеры омуля разных рас колеблются. Наиболее крупной считается селенгинская раса. Средняя масса тела в летних уловах достигает 404 г, при длине 35 см. Наиболее мелкими размерами характеризуется северобайкальская раса. Средний вес северобайкальских омулей в летних уловах достигает 255 г, при длине 28,4 см.
Максимальный вес омуля — до 5 кг.
БОЛЬШАЯ ГОЛОМЯНКА (Comephorus baicalensis), МАЛАЯ ГОЛОМЯНКА (Comephorus dybowskii)
В Байкале обитают два вида голомянок — большая и маленькая. Оба вида встречаются на больших глубинах. Днем они держатся на глубине 300-500 м, а ночью поднимаются до 50-100 м. Это красивые рыбки бледно-розового цвета, отливающие всеми цветами радуги, размером 15-25 см. Тело голомянки полупрозрачное из-за большого содержания жира (до 45%).
Голомянка — это живородящая рыба. У большой голомянки рождение живых личинок происходит осенью, а у малой — в июне. Число личинок у большой голомянки 1,3-4,7 тыс., у малой — 0,4-3,9 тыс.
Живут голомянки 4-5 лет. Питаются ракообразными и молодью рыб.
БАЙКАЛЬСКИЙ ОСЕТР (Asipenser baeri baicalensis)
Байкальский осетр постоянно обитает в Байкале и с реками связан преимущественно в период размножения. Размножение байкальского осетра происходит в трех реках — Селенга, Баргузин и В.Ангара. Вместе с тем, он может жить и в реках, особенно первые три года. В дальнейшем молодь скатывается в Байкал. В пределах Байкала осетр распространен на обширной акватории, в несколько сот тысяч га. Он освоил мелководную зону до глубин 200 м. Во время нереста осетр мигрирует по рекам почти на тысячу километров от устья.
Растет байкальский осетр сравнительно медленно. Половой зрелости самцы достигают в возрасте 15-16 лет, самки — 19-20 лет.
В прежние времена вылавливали осетров с массой тела до 150-200 кг; в настоящее время редко встречаются осетры весом 40-90 кг. Средняя масса тела самок 22,5 кг при длине 140-160 см, самцов — 13,5 кг при длине тела 120-140 см. Средняя плодовитость осетра — 420 тыс. шт. икринок.
Состав пищи осетра разнообразен: моллюски, черви, бокоплавы, личинки хирономид, веснянок, широколобки, иногда молодь окуня и карповых рыб.
ЧЕРНЫЙ БАЙКАЛЬСКИЙ ХАРИУС (Thymallus arcticus baicalensis)
Эндемичная байкальская разновидность сибирского хариуса. Распространен по всему Байкалу, особенно около устья рек, в которых размножается. Живет на сравнительно небольших глубинах (10-15 м) в прибрежной зоне, где распространены каменистые грунты.
В весенне-летний, а в некоторых случаях, в осенний периоды совершает нерестовые миграции в притоки Байкала. Самцы в это время приобретают яркий пестрый наряд. Нерест черного хариуса происходит в мае — начале июня. После нереста рыба скатывается в Байкал, а личинки и мальки хариуса продолжительное время задерживаются в местах нереста. К осени они тоже скатываются в русла больших рек и Байкал.
Половая зрелость у черного хариуса наступает к 3-4 годам.
Основная пища черного хариуса: гаммариды, личинки ручейников, насекомые, поденки и личинки хирономид.
Средние размеры рыб колеблются от 150 до 400 мм, масса тела от 70 до 500 г. Максимальная длина рыбы до 530 мм, масса тела до 1,2 кг.
БЕЛЫЙ БАЙКАЛЬСКИЙ ХАРИУС (Thymallus arcticus brevipinnis)
Эндемичная разновидность сибирского хариуса, отличается от черного более светлой окраской и некоторыми морфо-биологическими особенностями.
Обитает по всему Байкалу, но тяготеет к приустьевым пространствам крупных притоков, главным образом восточной и северо-восточной части озера.
Белый хариус крупнее черного. Максимальный вес его до 2 кг и более, длина до 600 мм и более. Средние размеры колеблются от 210 мм до 450 мм, вес от 85 г до 850 г.
Половозрелость у белого хариуса наступает к 6-7 годам. Средняя плодовитость белого хариуса более, чем в пять раз выше, чем у черного.
Нерест происходит в мае, при температуре воды 7-14 оС. Икра откладывается на прибрежных песчаных отмелях на глубине 40-80 см. Скатывание рыбы и мальков происходит по аналогии с черным хариусом.
Пищей служат личинки ручейников, веснянок, поденок, хирономид, стрекоз.
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как нерпенок маму искал»
Автор:
Гурулева Альбина Васильевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 «Калинка» города Улан – Удэ
Цели: расширять знания детей о Байкале, его обитателях. Познакомить с рыбами, обитающими в Байкале: сиг, омуль, хариус, таймень, налим, голмянка, широколобик. Учить узнавать их по внешним признакам. Воспитывать экологическую культуру, гуманное отношение к обитателям Байкала. Активизировать словарный запас по теме «Обитатели Байкала».
Предварительная работа: чтение художественной литературы: Агеева, С. Н. «Нерпёнок», Скрягина Л «Сказка о нерпах», Бунтовская С. «Для чего нерпе когти», Бунтовская С. «Нерпенок», «Сказка про Нерпу» — народная сказка, Стародумов В.И. «Кот ученый и нерпа», Трофимов М. «Нерпёнок», Сергеев М.Д. «Разноцветные сказки», Евтушенко Е. «Баллада о нерпах». Рассматривание энциклопедической литературы.
Материал: макет озера Байкал, видеофильм, мультимедиа, игрушка нерпенок, макеты рыб обитающих в Байкале, нерпы, сделанные из соленого теста. Конверты. Камушки (имитация).
Ход занятия
Звучит музыка с шумом прибоя, волн, плеска воды.
Ребята, что вы слышите? (Ответы детей)
Да, правильно. Это шум воды. Сегодня мы с вами побываем на берегу самого красивого и большого и знаменитого озера. Оно похоже на море. Может кто – нибудь догадался, что это за озеро, как оно называется? (Ответы детей).
Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Размещает макет озера Байкал и предлагает детям назвать это озеро.
Правильно. Это Байкал. Это самое большое озеро с пресной водой. Ребята, а вы хотели бы побывать на берегу озера Байкал. (Ответы детей)
Давайте сядем вокруг нашего озера, закроем глаза и представим что мы сидим на берегу Байкала. Послушаем как плещут волны, как они ударяются о камни и с тихим шепотом откатываются назад. Представьте, как ярко светит солнце, как его блики играют на воде.
Откройте глаза посмотрите. И вот мы с вами на берегу озера. Воспитатель включает небольшой видеофильм с пейзажами озера Байкал в зимнее и летнее время. Во время просмотра читает стихотворение о Байкале в разное время года:
Льды отливают синевой.
Насупив брови, он серьёзен,
Почти что каждою зимой!
Палитра всех холодных красок,
Пред нашим взором предстаёт.
И свет с небес не так уж ярок,
И глаз смотреть не устаёт.
Когда смотрю на величавость,
Его божественной красы…
(Кашицин Юргис)
Байкал лучезарный! То отблеском стали
На солнце светясь, то горя бирюзой,
Он гонит в тумане синеющей дали
С величьем спокойным волну за волной.
О, чудный Байкал, беспредельное море,
Священное море сибирских племён,
В твоём необъятном широком просторе
Какой-то таинственный смысл заключён.
(Вакар М.)
Байкал — это пресноводное озеро. Байкальскую воду можно пить. Это одно из самых больших и глубоких озер на земле. И самое древнее озеро. Байкал называют «жемчужиной» Сибири.
Ребята, как вы думаете у Байкала есть свои обитатели? (Ответы детей) Да ребята. Это и животные и рыбы. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать и скажите о каком обитателе Байкала идет речь?
Этот зверь лежит на льдине
Как будто на перине.
Вставать то не торопится
Жирок под шубкой копится (байкальская нерпа)
Это байкальская нерпа. На слайде воспитатель показывает изображение байкальской нерпы. Байкальские нерпы – это самые популярные животные Байкала.
Что вы можете рассказать о нерпе глядя на ее изображение (Ответы детей: дети дают описание внешнего вида нерпы, делают предположения, чем питается нерпа, где она спит, как плавает и т.д.)
Нерпа обитает только на озере Байкал. Это довольно крупное животное. Тело нерпы покрыто коротким густым мехом. Что напоминает мех нерпы? Какого он цвета? (Ответы детей).
У нерпы толстый слой жира, который защищает ее от холода и помогает долгое время обходится без пищи. Как вы думаете, как нерпа двигается на берегу? А в воде? Объясните почему? (Ответы детей).
Нерпа дышит воздухом, поэтому время от времени она всплывает на поверхность воды, чтобы набрать воздух. Ребята, как выдумаете, как дышит нерпа зимой, когда Байкал покрывается льдом? (Предположения детей).
Ребята, когда Байкал замерзает, нерпа устраивает себе лунку во льду, которые называются «продухи». Продухи нужны чтобы дышать воздухом. Показ слайдов.
Весной, когда пригревает солнышко нерпа выходит на лед, чтобы погреться на солнышке Показ слайдов). Нерпа питается рыбой, которая водится в Байкале. (Показать на слайдах)
Динамическая пауза. Воспитатель предлагает детям передать движениями как ныряет нерпа, как лежит и греется на солнышке.
Ребята, вы что-нибудь слышите? (воспитатель включает звуки, которые издает детеныш нерпы). (Ответы детей).
Ребята, это кричит детеныш нерпы. А почему он кричит? (Предположения детей)
Да, правильно он потерялся и просит нас помочь найти его маму нерпу.
Воспитатель показывает игрушку нерпенка. Дети рассматривают его. Дают описание внешнего вида.
Ребята, я прочитала в энциклопедии, что весной, в марте у нерпы рождается 1 или 2 детеныша. Какого цвета мех у нерпенка? Правильно белого. Поэтому маленьких нерпят называют бельками. Показывает слайд с изображением нерпы и нерпенка). Ребята, как вы думаете почему у нерпенка белый мех? (Ответы детей).
Правильно, такой окрас делает их незаметными на льду, для хищников и для человека.
Ребята, давайте поможем нерпенку найти его маму. Кто же в этом нам поможет? (Ответы детей).
Правильно, нам помогут обитатели Байкала — рыбы. Для того чтобы помочь нерпенку найти маму, нам надо выполнить задание: отыскать рыб, которые обитают в Байкале и назвать их. Нерпенок отправится на поиски мамы вместе с нами. Ребята перед вами на пути лежат камушки, а под ними конверты с загадками. Но прежде мы должны отгадать загадки, найти всех рыбок. И разместить их на макете озера Байкал. Возьмите конверты.
Дети берут конверты достают листочки со стихами. (Внутри лежат рыбки сделанные из соленого теста). Воспитатель читает:
В пресноводных волнах рыбы
Их поймать смогли и вы бы
Ускользнуть отыщет миг
Рыба северная … (Сиг)
Прячусь я на дне речном
Я усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь – пятнышки на коже
Значит, это я… (Налим)
Среди камней под тихою струею
Как тень невидим он стоит
С начищенной до блеска чешуею
Сливаясь с дном в единый монолит (Хариус)
Красный хвост дугой согнул
По теченью повернул
Нет в Байкале рыб быстрей
Терпеливей и мудрей
Великан на охоте каждый день
Рыба древняя —- (Таймень)
Он щекаст и головаст
Лежит на дне набычившись,
Но в беду себя недаст… (Широколобик или бычок)
Начинается на «О»,
Ох, и любят же его!
Говорят живет в Байкале
Вы случайно не слыхали… (Омуль)
Эта рыбка на вид невзрачна.
Но зато она так прозрачна.
Что к глазам поднесу поближе –
Сквозь нее чудеса увижу. (Голомянка)
Отгадки названий рыб сопровождается показом слайдов.
Дети размещают найденных рыб на макете озера Байкал. И находят, что на макете, на льдине лежит мама – нерпа.
Воспитатель предлагает детям назвать и показать рыб, которые помогли нерпенку найти маму-нерпу.
Ребята, вы рады, что помогли нерпенку найти свою маму. Как вы думаете, пока нерпенок маленький и беззащитный как мама – нерпа заботится о нем? (Ответы детей).
Правильно, нерпа кормит нерпенка молоком, ловит для него рыбу, учит его плавать, нырять, защищает его.
Как вы считаете, нерпа нуждается в защите? Почему? (Ответы детей).
Как мы можем помочь обитателям Байкала? (Ответы детей)
Правильно, в наших силах не засорять озеро. Не приносить вред тем, кто обитает в Байкале.
Ребята, что вам запомнилось больше всего? Что мы узнали? С какими обитателями Байкала познакомились? (Ответы детей)
< Предыдущая | Следующая > |
---|