Рассказ про невежу и невежду

Сказка с использованием пословиц и
поговорок.

                   Невежда и невежа.

Жили на свете два брата –
Невежа и Невежда. Невежда был глуповатый от рождения, учиться не хотел. Соседи
о нём говорили: «В семье не без урода». Невежа  был грубым, невоспитанным, о
таких говорят: «Дуракам закон не писан». Выросли два брата, работать не хотят,
всё лежат на печи, приговаривают: «От работы кони дохнут».

Отправились как-то братья в
лес погулять. «Молодо-зелено, погулять велено». Шли, шли и заблудились.
Приближалась ночь, захотелось им поесть, ведь «Голод не тётка». Стали они
искать жильё и увидели огонёк в густом лесу. Решили: «Где наша не пропадала».
Подошли к дому, заглянули в окошко, а там семья ужинает: родители и семеро
детей. Постучали братья в дверь, зашли и даже не поздоровались. Невежда сказал:
«Сколько лет, сколько зим», а невежа крикнул: «Что есть в печи, всё на стол
мечи». Удивились хозяева и говорят: «Проходите, гости дорогие, в ногах правды
нет», «Чем богаты, тем и рады». Стали они рассказывать о себе: хозяина звали «
Ученье», хозяйку – «Воспитанность», мальчиков звали  «Ум, Труд, Гостеприимство»,
а девочек – « Честь, Дружба, Ответственность, Одарённость.» Когда они
знакомились, то добавляли к своему имени пословицу или поговорку. Отец степенно
произнёс: « Век живи- век учись», мать, улыбаясь, произнесла: «Терпение и труд
всё перетрут». Ум, знакомясь, добавил: «Не гордись званием, а гордись знанием».
Честь нежно произнесла: «Береги платье снову, а честь смолоду». Труд важно
закивал головой: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Дружба громко
вскрикнула: «Друзья познаются в беде». Гостеприимство протянул обе руки: «Не
красна изба углами, а красна пирогами». Ответственность воскликнула: «Взялся за
гуж, не говори, что не дюж». Одарённость, самая младшая, закончила: «Большому
кораблю – большое плаванье». Удивились братья и испугались, ведь они не знали
ни одной пословицы. Хозяева спрашивают их: « А вы какие пословицы знаете?».
Опустили свои головы братья, сказать им нечего. Хозяева и говорят: « Просим к
столу, щи да каша – еда наша». Сели братья за стол, только руки протянули к
тарелкам, а они от них убегают и смеются: «На чужой каравай рот не разевай».
Умные ребятишки и говорят: « Назовите пословицы, связанные с воспитанием и
обучением, тогда тарелки  к вам вернутся». Думали-думали братья и ничего
вспомнить не могут. А дети едят и приговаривают пословицами: « Кто много
читает, тот много знает», «Не красна книга письмом, а красна умом», « С книгой
жить — век не тужить», « На бога надейся, а сам не плошай», «Один за всех- все
за одного», « По одёжке встречают- по уму провожают», «Любишь кататься – люби и
саночки возить», «Кончил дело- гуляй смело», «Учёного учить- только портить»,
«Смелость города берёт», «Глаза боятся, а руки делают». Встали братья из-за
стола и выбежали из дома. Стыдно им стало за себя. Мораль сказки: «Ученье-
свет, а неученье- тьма»

Сказка про медвежонка-невежу — терапевтическая сказка для детей

  

Сказка про медвежонка-невежу — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

 

В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.
Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.
Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».
Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.
— Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! – стал требовать медвежонок.
— А ты разве не читал, что в объявление написано? – спросила тётушка Росомаха. – Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?
Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:
— А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?
— Нужно ходить в школу, — отвечает она, — там тебя всему научат.
На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.
Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.
— Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!-
сказал Гоша.
Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.
Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:
— Спасибо.
— Какой вежливый медвежонок! – произнесла в ответ тётушка Росомаха.

 
Автор: Мария Шкурина

Читать другие терапевтические сказки

 

Обновлено 24 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слова «невежа» и «невежда» часто встречаются в разговорной речи.

Многие люди путают их значение по причине сходного звучания. Но это совершенно разные слова с разным смыслом.

Невежа и невежда

Давайте разберемся, в каких случаях следует употреблять эти существительные, и чем они отличаются друг от друга.

Кто такой «невежа»?

С точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки эта лек­се­ма явля­ет­ся оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным обще­го рода, кото­рой в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста мож­но назвать людей обо­е­го пола:

Наш Виктор совер­шен­ный невежа!

Думаю, что Татьяна все-таки неве­жа, несмот­ря на внеш­ний лоск.

По сво­е­му про­ис­хож­де­нию это сло­во явля­ет­ся искон­но рус­ским, и когда-то оно обоб­щён­но обо­зна­ча­ло неве­же­ствен­но­го чело­ве­ка — необ­ра­зо­ван­но­го и некультурного.

В совре­мен­ном язы­ке этим сло­вом назы­ва­ют чело­ве­ка, не усво­ив­ше­го пра­вил куль­тур­но­го пове­де­ния в обществе:

Невежа — не зна­ю­щий при­ли­чий, гру­бый, неучти­вый человек.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

Примеры со словом «невежа» из художественной литературы

Примеры со словом невежа

Это зна­че­ние рас­смат­ри­ва­е­мой лек­се­мы про­ил­лю­стри­ру­ем с помо­щью отрыв­ков из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы:

Хоть бы при­вста­ли, неве­жи, — хоть бы покло­ни­лись — вот при­учи их к порядку…А! (В. Ф. Одоевский. Живой мертвец).

Пожалуй, был падок на день­ги, немно­го педант, тер­петь не мог нерях и невеж, но, боже упа­си, его ува­жа­ли за это (Агата Кристи. Загадка Ситтафорда).

Помогите хоть подняться-то, неве­жи! (Л. Чарская. Записки малень­кой гимназистки).

Парень со ста­ка­на­ми замер, види­мо, испу­гав­шись мое­го вскри­ка, но даже не изви­нил­ся, неве­жа (В. Г. Врублевская. Еще один шанс).

Невежа — невос­пи­тан­ный, некуль­тур­ный человек.

Примеры из кино и литературы

Мировое творческое наследие предлагает множество примеров как невеж, так и невежд. Классический пример необученного и мало что знающего о науках и литературе персонажа — Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты».

Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты»

В школу до войны он пойти не успел, в результате чего не получил образования и обладает крайне ограниченными знаниями о внешнем мире. На этом неоднократно акцентируется внимание, когда Иван воспринимает ответы на элементарные для других персонажей вопросы «как божественные откровения». Такой пример полного невежды довольно карикатурен, но помогает полностью понять значение термина.

Не менее гиперемировано и иронично передаётся образ невежи в фильме «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (1994). Главный герой не столько не знает правил приличия, сколько совершенно не заботиться о них, а потому ведёт себя неприемлемо и неподобающе со всеми окружающими. Он грубит, хамит, практически прямо издевается над окружающими его людьми. Создаётся впечатление, что его растили в лесу, а не в обществе. Но герой остаётся продуманным и разумным в своих действиях и компетентным в работе.

Значение слова «невежда»

Слово «невеж­да» явля­ет­ся заим­ство­ван­ным из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, о чем вни­ма­тель­но­му гла­зу чита­те­ля под­ска­жет нали­чие бук­во­со­че­та­ния «жд», свой­ствен­ное это­му древ­не­му языку.

Оно про­сле­жи­ва­ет­ся в чере­до­ва­нии соглас­ных в словах:

  • водить — вожу — вождение;
  • ходить — хожу — хождение.

Слово «невеж­да» по смыс­лу свя­за­но с гла­го­лом «ведать», то есть «знать», поэто­му невеж­дой назы­ва­ет­ся необ­ра­зо­ван­ный или неком­пе­тент­ный чело­век толь­ко в какой-либо обла­сти знаний.

Люди, сто­я­щие высо­ко на лест­ни­це науч­но­го цен­тра, были бле­стя­щи­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в сво­ей обла­сти и пол­ны­ми невеж­да­ми в дру­гих обла­стях (Э. Ф. Рассел. Против стран­но­го устройства).

Невежда — необ­ра­зо­ван­ный или име­ю­щий поверх­ност­ные зна­ния человек.

Примеры предложений со словом «невежда»

Примеры со словом невежда

Чтобы усво­ить это лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва, поин­те­ре­су­ем­ся, как его исполь­зу­ют извест­ные писа­те­ли в сво­их произведениях:

Прежде моло­дым людям при­хо­ди­лось учить­ся; не хоте­лось им слыть за невежд, так они поне­во­ле тру­ди­лись (И. С. Тургенев. Отцы и дети).

Если невеж­да верит, что в нед­рах зем­но­го шара оби­та­ют допо­топ­ные яще­ры, — это ещё куда ни шло! (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).

Я пре­вра­тил мно­же­ство невежд в спе­ци­а­ли­стов, в зна­то­ков раз­ных ремё­сел и наук (М. Твен. Янки из Коннектикута при дво­ре коро­ля Артура).

Сочинение ЕГЭ. Проблема невежества, завышенной самооценки

Текст

(1)Свобода печати и появление Интернета — великие достижения нашей эпохи. (2)Но у шагов прогресса есть и свои теневые стороны. (З)Ныне такой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профес­сионализма.

(4)Телевидение охотно устраивает диспуты между про­фессионалами и дилетантами. (5)Это выглядит как благо­родная попытка найти истину. (6)Но в глазах большей части публики такой диспут выигрывает не тот, на чьей стороне логика, а тот, кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно. (7)А таковым, конечно, всегда окажется дилетант, а не ученый.

(8)Популярен тезис, что истины нет, а есть только раз­ные мнения. (9)И следующий — что всякое мнение не менее ценно, чем любое другое.

(Ю)Идея равенства всех возможных мнений чрезвычайно льстит, в частности, многочисленным молодым людям, жи­вущим в Интернете, это открывает им непосредственную возможность огласить свое мнение по любому вопросу. (11)В Интернете немыслимое множество всезнаек, которые смело и уверенно высказываются, — как правило, противополож­но тому, что говорит традиционная наука.

(12)Особенно модны любительские измышления на тему истории слов и истории целых языков. (13)Болыпинство лингвистов-любителей старается казаться исследователями, сказавшими новое слово в науке. (14)И, конечно, для них очень важно обесценить в глазах читателя профессиональ­ную науку, изобразить ее как скопище косных догм, совер­шенно ненужных свободно мыслящему читателю.

(15) Есть и такие, которые открыто заявляют, что их ут­верждения о языке основаны только на интуиции, на озаре­нии…

(16) И почти всегда лингвисты-любители из своих перво­начальных выкладок делают фантастические выводы об ис­тории. (17)Более того, почти всегда это идеологически на­правленные выводы. (18)Скажем, если речь идет о России, то изображается какое-то совершенно безграничное могуще­ство российской нации в безумной древности.

(19) Приведу примерный ход рассуждения.

(20) Какое-нибудь английское net («сеть») похоже на рус­ское нет. (21)Правда, значения вроде никак сцепить невоз­можно. (22)Но это как раз замечательное свойство лингвис­та-любителя: нет таких двух понятий, которые он не смог бы связать. (23)Например, так: «сеть — это то, где для ры­бы выхода нет». (24)А вывод уже будет серьезный: «А! зна­чит, англичане взяли это слово у нас!» (25)Можно было бы, конечно, спросить, почему не наоборот, но это у любителей не принято. (26)Что все слова взяты из русского, говорится во всех их сочинениях примерно с таким вот обоснованием.

(27)Оговариваюсь, что подобное наблюдается у других народов (не буду называть, чтобы никого не обижать). (28)Точно так же пишется о безумной древности соответст­вующего этноса и «доказывается», что от него произошли все остальные народы мира.

(29) Чтение таких сочинений может даже оказаться за­нятным, но только твердо знайте: они из жанра фантастики, сколько бы ни уверял вас автор, что это научное исследова­ние.

(30) Стоит ли такие измышления критиковать? (31)В на­учной среде довольно распространена позиция, что это обыкновенная детская болезнь, которая пройдет сама по се­бе. (32)Увы, эта оптимистичная точка зрения не подтвер­ждается практикой: за последние 10-20 лет круг такого ро­да сочинений необычайно расширился, и, что самое огорчительное, круг их поклонников тоже. (33)В печати мы уже встречаем, например, такую формулировку: «Истина достигается не точной наукой, а общественным согласием».

(34)К счастью, пока еще кажется немыслимым, чтобы телевизионными диспутами и голосованием устанавлива­лось, что верно и что неверно. (35)Но нельзя гарантировать, что развитие тенденции не приведет и к такому.

(По АЛ. Зализняку )

Сочинение

Интернет прочно вошел в нашу жизнь на всех уровнях ее существования, начиная от наивысших материй и заканчи­вая бытовыми рецептами приготовления ужина. «Посмотри в Интернете», — привычная фраза и для офисного работни­ка, и для школьника. Все пользуются услугами Сети и счи­тают себя продвинутыми настолько, что вправе оспаривать истину. Об этом говорится в тексте известного лингвиста

  1. А. Зализняка. Автора волнует дилетантское отношение современного человека к информации, почерпнутой в Ин­тернете, которую он всегда принимает на веру. Но особенно волнует ученого лженаучное отношение носителей русского языка к родному слову.

То, что когда-то называлось «народной этимологией», «энтимологией», сейчас можно встретить везде и всюду. Но если раньше этого стыдились и над этим смеялись, то сейчас этим кичатся, как тот незадачливый герой рассказа

  1. Шукшина «Срезал». Глеб Капустин не владел навыками поиска в Интернете, потому что тогда его еще просто не бы­ло, но, нахватавшись умных фраз из газет и журналов, счи­тал себя самым умным на деревне. Особое удовольствие ему доставляло, когда он своими заумными вопросами ставил в тупик действительно образованных и культурных людей. Так случилось и в приезд Журавлевых к бабке Агафье. Кандидат наук и его жена не смогли дать отпор Капустину только потому, что не понимали, к чему был затеян весь этот разговор о Луне, шаманах и кандидатах. Как воспи­танные и высокообразованные люди, они не стали связы­ваться с Капустиным, зато Глеб ходил гоголем среди своих малограмотных односельчан и хвастал тем, что «срезал» кандидатов.

Терпению Журавлевых можно только позавидовать, по­тому что лично меня такая ситуация вывела бы из равнове­сия в одночасье. Примитивность суждений, почерпнутых из Интернета, и самоуверенность в правоте тех, кто даже не проверил достоверность информации, не может оставить равнодушным никого, поэтому я полностью разделяю воз­мущения лингвиста А.А. Зализняка.

Искажение исторических фактов и этимологии слов ни к чему хорошему не приведет. Помнится, мне как-то дали по­читать книгу по истории нашего Отечества, которая называ­лась «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская». Хоро­шо, что я сразу обратил внимание на то, что автор этой кни­ги — юморист Михаил Задорнов. Но КЭ.К Ж6 убедительно он искажает исторические факты в этой книге! Переврал все, начиная от Рюрика и его происхождения и заканчивая тем, что половина английских слов была заимствована из рус­ского языка! Конечно, можно списать эти ошибочные суж­дения на патриотическое чувство, но это не оправдывает юмориста в наших глазах. Все-таки наука должна быть наукой, а не вымыслом и домыслом. Для последнего суще­ствует другой жанр — фантастика.

В заключение хочется напомнить всем известный факт, что Интернет — это яма. А в яму чаще всего попадает то, что важным, полезным и правильным назвать, увы, нельзя. Поэтому всем нам надо помнить народную мудрость: «Дове­ряй, но проверяй».

Похожие материалы:

  • Сочинение ЕГЭ. Честь и бесчестие. Береги честь смолоду — —
  • Сочинение ЕГЭ. Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному? — —
  • Сочинение ЕГЭ. Честность — есть простейшее выражение принципа правды — —
  • Сочинение ЕГЭ. Поддержка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести — —
  • Сочинение ЕГЭ. Честь можно убить, но нельзя отнять — —
  • Сочинение ЕГЭ. Береги честь смолоду — —
  • Сочинение ЕГЭ. В памяти людей остаются только честные — —
  • Сочинение ЕГЭ. Честь и бесчестие в произведениях о Великой Отечественной войне — —
  • Сочинение ЕГЭ. Возможно ли бесчестьем спасти свою жизнь? — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Как запомнить, в чем разница слов «невежда» и «невежа»

Чтобы запом­нить эти слова-паронимы и не путать в сво­ей речи, уяс­ним их точ­ное лек­си­че­ское значение:

  • неве­жа — это гру­би­ян и хам;
  • невеж­да — это недо­уч­ка, незнай­ка, неуч.

Разница в зна­че­нии этих лек­сем очевидна.

Невежа и невежда в чем разница

Чтобы проч­но усво­ить, в чем раз­ни­ца слов «невеж­да» и «неве­жа», под­бе­рем к ним анто­ни­мы:

  • неве­жа (гру­би­ян) и куль­тур­ный, вос­пи­тан­ный человек;
  • невеж­да (неуч) и зна­ток, эру­дит, экс­перт, мудрец.

Обращаем так­же вни­ма­ние на их фоне­ти­че­ское оформление:

в искон­но рус­ском сло­ве «неве­жа» име­ет­ся соглас­ный шипя­щий звук [ж], а в заим­ство­ван­ном из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка книж­ном сло­ве «невеж­да» зву­чит соче­та­ние соглас­ных [жд].

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказ про наруто на английском языке
  • Рассказ про мяту 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про мышь на немецком языке
  • Рассказ про муравья и черепаху 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про мою коллекцию на английском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии