Сказка с использованием пословиц и
поговорок.
Невежда и невежа.
Жили на свете два брата –
Невежа и Невежда. Невежда был глуповатый от рождения, учиться не хотел. Соседи
о нём говорили: «В семье не без урода». Невежа был грубым, невоспитанным, о
таких говорят: «Дуракам закон не писан». Выросли два брата, работать не хотят,
всё лежат на печи, приговаривают: «От работы кони дохнут».
Отправились как-то братья в
лес погулять. «Молодо-зелено, погулять велено». Шли, шли и заблудились.
Приближалась ночь, захотелось им поесть, ведь «Голод не тётка». Стали они
искать жильё и увидели огонёк в густом лесу. Решили: «Где наша не пропадала».
Подошли к дому, заглянули в окошко, а там семья ужинает: родители и семеро
детей. Постучали братья в дверь, зашли и даже не поздоровались. Невежда сказал:
«Сколько лет, сколько зим», а невежа крикнул: «Что есть в печи, всё на стол
мечи». Удивились хозяева и говорят: «Проходите, гости дорогие, в ногах правды
нет», «Чем богаты, тем и рады». Стали они рассказывать о себе: хозяина звали «
Ученье», хозяйку – «Воспитанность», мальчиков звали «Ум, Труд, Гостеприимство»,
а девочек – « Честь, Дружба, Ответственность, Одарённость.» Когда они
знакомились, то добавляли к своему имени пословицу или поговорку. Отец степенно
произнёс: « Век живи- век учись», мать, улыбаясь, произнесла: «Терпение и труд
всё перетрут». Ум, знакомясь, добавил: «Не гордись званием, а гордись знанием».
Честь нежно произнесла: «Береги платье снову, а честь смолоду». Труд важно
закивал головой: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Дружба громко
вскрикнула: «Друзья познаются в беде». Гостеприимство протянул обе руки: «Не
красна изба углами, а красна пирогами». Ответственность воскликнула: «Взялся за
гуж, не говори, что не дюж». Одарённость, самая младшая, закончила: «Большому
кораблю – большое плаванье». Удивились братья и испугались, ведь они не знали
ни одной пословицы. Хозяева спрашивают их: « А вы какие пословицы знаете?».
Опустили свои головы братья, сказать им нечего. Хозяева и говорят: « Просим к
столу, щи да каша – еда наша». Сели братья за стол, только руки протянули к
тарелкам, а они от них убегают и смеются: «На чужой каравай рот не разевай».
Умные ребятишки и говорят: « Назовите пословицы, связанные с воспитанием и
обучением, тогда тарелки к вам вернутся». Думали-думали братья и ничего
вспомнить не могут. А дети едят и приговаривают пословицами: « Кто много
читает, тот много знает», «Не красна книга письмом, а красна умом», « С книгой
жить — век не тужить», « На бога надейся, а сам не плошай», «Один за всех- все
за одного», « По одёжке встречают- по уму провожают», «Любишь кататься – люби и
саночки возить», «Кончил дело- гуляй смело», «Учёного учить- только портить»,
«Смелость города берёт», «Глаза боятся, а руки делают». Встали братья из-за
стола и выбежали из дома. Стыдно им стало за себя. Мораль сказки: «Ученье-
свет, а неученье- тьма»
Сказка про медвежонка-невежу — терапевтическая сказка для детей
Сказка про медвежонка-невежу — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей
В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.
Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.
Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».
Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.
— Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! – стал требовать медвежонок.
— А ты разве не читал, что в объявление написано? – спросила тётушка Росомаха. – Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?
Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:
— А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?
— Нужно ходить в школу, — отвечает она, — там тебя всему научат.
На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.
Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.
— Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!-
сказал Гоша.
Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.
Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:
— Спасибо.
— Какой вежливый медвежонок! – произнесла в ответ тётушка Росомаха.
Автор: Мария Шкурина
Читать другие терапевтические сказки
Обновлено 24 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слова «невежа» и «невежда» часто встречаются в разговорной речи.
Многие люди путают их значение по причине сходного звучания. Но это совершенно разные слова с разным смыслом.
Давайте разберемся, в каких случаях следует употреблять эти существительные, и чем они отличаются друг от друга.
Кто такой «невежа»?
С точки зрения грамматики эта лексема является одушевленным существительным общего рода, которой в зависимости от контекста можно назвать людей обоего пола:
Наш Виктор совершенный невежа!
Думаю, что Татьяна все-таки невежа, несмотря на внешний лоск.
По своему происхождению это слово является исконно русским, и когда-то оно обобщённо обозначало невежественного человека — необразованного и некультурного.
В современном языке этим словом называют человека, не усвоившего правил культурного поведения в обществе:
Невежа — не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
Примеры со словом «невежа» из художественной литературы
Это значение рассматриваемой лексемы проиллюстрируем с помощью отрывков из произведений художественной литературы:
Хоть бы привстали, невежи, — хоть бы поклонились — вот приучи их к порядку…А! (В. Ф. Одоевский. Живой мертвец).
Пожалуй, был падок на деньги, немного педант, терпеть не мог нерях и невеж, но, боже упаси, его уважали за это (Агата Кристи. Загадка Ситтафорда).
Помогите хоть подняться-то, невежи! (Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки).
Парень со стаканами замер, видимо, испугавшись моего вскрика, но даже не извинился, невежа (В. Г. Врублевская. Еще один шанс).
Невежа — невоспитанный, некультурный человек.
Примеры из кино и литературы
Мировое творческое наследие предлагает множество примеров как невеж, так и невежд. Классический пример необученного и мало что знающего о науках и литературе персонажа — Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты».
В школу до войны он пойти не успел, в результате чего не получил образования и обладает крайне ограниченными знаниями о внешнем мире. На этом неоднократно акцентируется внимание, когда Иван воспринимает ответы на элементарные для других персонажей вопросы «как божественные откровения». Такой пример полного невежды довольно карикатурен, но помогает полностью понять значение термина.
Не менее гиперемировано и иронично передаётся образ невежи в фильме «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (1994). Главный герой не столько не знает правил приличия, сколько совершенно не заботиться о них, а потому ведёт себя неприемлемо и неподобающе со всеми окружающими. Он грубит, хамит, практически прямо издевается над окружающими его людьми. Создаётся впечатление, что его растили в лесу, а не в обществе. Но герой остаётся продуманным и разумным в своих действиях и компетентным в работе.
Значение слова «невежда»
Слово «невежда» является заимствованным из старославянского языка, о чем внимательному глазу читателя подскажет наличие буквосочетания «жд», свойственное этому древнему языку.
Оно прослеживается в чередовании согласных в словах:
- водить — вожу — вождение;
- ходить — хожу — хождение.
Слово «невежда» по смыслу связано с глаголом «ведать», то есть «знать», поэтому невеждой называется необразованный или некомпетентный человек только в какой-либо области знаний.
Люди, стоящие высоко на лестнице научного центра, были блестящими специалистами в своей области и полными невеждами в других областях (Э. Ф. Рассел. Против странного устройства).
Невежда — необразованный или имеющий поверхностные знания человек.
Примеры предложений со словом «невежда»
Чтобы усвоить это лексическое значение слова, поинтересуемся, как его используют известные писатели в своих произведениях:
Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им слыть за невежд, так они поневоле трудились (И. С. Тургенев. Отцы и дети).
Если невежда верит, что в недрах земного шара обитают допотопные ящеры, — это ещё куда ни шло! (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
Я превратил множество невежд в специалистов, в знатоков разных ремёсел и наук (М. Твен. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура).
Сочинение ЕГЭ. Проблема невежества, завышенной самооценки
Текст
(1)Свобода печати и появление Интернета — великие достижения нашей эпохи. (2)Но у шагов прогресса есть и свои теневые стороны. (З)Ныне такой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма.
(4)Телевидение охотно устраивает диспуты между профессионалами и дилетантами. (5)Это выглядит как благородная попытка найти истину. (6)Но в глазах большей части публики такой диспут выигрывает не тот, на чьей стороне логика, а тот, кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно. (7)А таковым, конечно, всегда окажется дилетант, а не ученый.
(8)Популярен тезис, что истины нет, а есть только разные мнения. (9)И следующий — что всякое мнение не менее ценно, чем любое другое.
(Ю)Идея равенства всех возможных мнений чрезвычайно льстит, в частности, многочисленным молодым людям, живущим в Интернете, это открывает им непосредственную возможность огласить свое мнение по любому вопросу. (11)В Интернете немыслимое множество всезнаек, которые смело и уверенно высказываются, — как правило, противоположно тому, что говорит традиционная наука.
(12)Особенно модны любительские измышления на тему истории слов и истории целых языков. (13)Болыпинство лингвистов-любителей старается казаться исследователями, сказавшими новое слово в науке. (14)И, конечно, для них очень важно обесценить в глазах читателя профессиональную науку, изобразить ее как скопище косных догм, совершенно ненужных свободно мыслящему читателю.
(15) Есть и такие, которые открыто заявляют, что их утверждения о языке основаны только на интуиции, на озарении…
(16) И почти всегда лингвисты-любители из своих первоначальных выкладок делают фантастические выводы об истории. (17)Более того, почти всегда это идеологически направленные выводы. (18)Скажем, если речь идет о России, то изображается какое-то совершенно безграничное могущество российской нации в безумной древности.
(19) Приведу примерный ход рассуждения.
(20) Какое-нибудь английское net («сеть») похоже на русское нет. (21)Правда, значения вроде никак сцепить невозможно. (22)Но это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя: нет таких двух понятий, которые он не смог бы связать. (23)Например, так: «сеть — это то, где для рыбы выхода нет». (24)А вывод уже будет серьезный: «А! значит, англичане взяли это слово у нас!» (25)Можно было бы, конечно, спросить, почему не наоборот, но это у любителей не принято. (26)Что все слова взяты из русского, говорится во всех их сочинениях примерно с таким вот обоснованием.
(27)Оговариваюсь, что подобное наблюдается у других народов (не буду называть, чтобы никого не обижать). (28)Точно так же пишется о безумной древности соответствующего этноса и «доказывается», что от него произошли все остальные народы мира.
(29) Чтение таких сочинений может даже оказаться занятным, но только твердо знайте: они из жанра фантастики, сколько бы ни уверял вас автор, что это научное исследование.
(30) Стоит ли такие измышления критиковать? (31)В научной среде довольно распространена позиция, что это обыкновенная детская болезнь, которая пройдет сама по себе. (32)Увы, эта оптимистичная точка зрения не подтверждается практикой: за последние 10-20 лет круг такого рода сочинений необычайно расширился, и, что самое огорчительное, круг их поклонников тоже. (33)В печати мы уже встречаем, например, такую формулировку: «Истина достигается не точной наукой, а общественным согласием».
(34)К счастью, пока еще кажется немыслимым, чтобы телевизионными диспутами и голосованием устанавливалось, что верно и что неверно. (35)Но нельзя гарантировать, что развитие тенденции не приведет и к такому.
(По АЛ. Зализняку )
Сочинение
Интернет прочно вошел в нашу жизнь на всех уровнях ее существования, начиная от наивысших материй и заканчивая бытовыми рецептами приготовления ужина. «Посмотри в Интернете», — привычная фраза и для офисного работника, и для школьника. Все пользуются услугами Сети и считают себя продвинутыми настолько, что вправе оспаривать истину. Об этом говорится в тексте известного лингвиста
- А. Зализняка. Автора волнует дилетантское отношение современного человека к информации, почерпнутой в Интернете, которую он всегда принимает на веру. Но особенно волнует ученого лженаучное отношение носителей русского языка к родному слову.
То, что когда-то называлось «народной этимологией», «энтимологией», сейчас можно встретить везде и всюду. Но если раньше этого стыдились и над этим смеялись, то сейчас этим кичатся, как тот незадачливый герой рассказа
- Шукшина «Срезал». Глеб Капустин не владел навыками поиска в Интернете, потому что тогда его еще просто не было, но, нахватавшись умных фраз из газет и журналов, считал себя самым умным на деревне. Особое удовольствие ему доставляло, когда он своими заумными вопросами ставил в тупик действительно образованных и культурных людей. Так случилось и в приезд Журавлевых к бабке Агафье. Кандидат наук и его жена не смогли дать отпор Капустину только потому, что не понимали, к чему был затеян весь этот разговор о Луне, шаманах и кандидатах. Как воспитанные и высокообразованные люди, они не стали связываться с Капустиным, зато Глеб ходил гоголем среди своих малограмотных односельчан и хвастал тем, что «срезал» кандидатов.
Терпению Журавлевых можно только позавидовать, потому что лично меня такая ситуация вывела бы из равновесия в одночасье. Примитивность суждений, почерпнутых из Интернета, и самоуверенность в правоте тех, кто даже не проверил достоверность информации, не может оставить равнодушным никого, поэтому я полностью разделяю возмущения лингвиста А.А. Зализняка.
Искажение исторических фактов и этимологии слов ни к чему хорошему не приведет. Помнится, мне как-то дали почитать книгу по истории нашего Отечества, которая называлась «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская». Хорошо, что я сразу обратил внимание на то, что автор этой книги — юморист Михаил Задорнов. Но КЭ.К Ж6 убедительно он искажает исторические факты в этой книге! Переврал все, начиная от Рюрика и его происхождения и заканчивая тем, что половина английских слов была заимствована из русского языка! Конечно, можно списать эти ошибочные суждения на патриотическое чувство, но это не оправдывает юмориста в наших глазах. Все-таки наука должна быть наукой, а не вымыслом и домыслом. Для последнего существует другой жанр — фантастика.
В заключение хочется напомнить всем известный факт, что Интернет — это яма. А в яму чаще всего попадает то, что важным, полезным и правильным назвать, увы, нельзя. Поэтому всем нам надо помнить народную мудрость: «Доверяй, но проверяй».
Похожие материалы:
- Сочинение ЕГЭ. Честь и бесчестие. Береги честь смолоду — —
- Сочинение ЕГЭ. Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному? — —
- Сочинение ЕГЭ. Честность — есть простейшее выражение принципа правды — —
- Сочинение ЕГЭ. Поддержка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести — —
- Сочинение ЕГЭ. Честь можно убить, но нельзя отнять — —
- Сочинение ЕГЭ. Береги честь смолоду — —
- Сочинение ЕГЭ. В памяти людей остаются только честные — —
- Сочинение ЕГЭ. Честь и бесчестие в произведениях о Великой Отечественной войне — —
- Сочинение ЕГЭ. Возможно ли бесчестьем спасти свою жизнь? — —
- < Назад
- Вперёд >
Как запомнить, в чем разница слов «невежда» и «невежа»
Чтобы запомнить эти слова-паронимы и не путать в своей речи, уясним их точное лексическое значение:
- невежа — это грубиян и хам;
- невежда — это недоучка, незнайка, неуч.
Разница в значении этих лексем очевидна.
Чтобы прочно усвоить, в чем разница слов «невежда» и «невежа», подберем к ним антонимы:
- невежа (грубиян) и культурный, воспитанный человек;
- невежда (неуч) и знаток, эрудит, эксперт, мудрец.
Обращаем также внимание на их фонетическое оформление:
в исконно русском слове «невежа» имеется согласный шипящий звук [ж], а в заимствованном из старославянского языка книжном слове «невежда» звучит сочетание согласных [жд].